Звук (И) – конспект занятия

звук и буква И
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

занятие для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuk_i_bukva_i.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква И.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»;

– дать понятие о механизме образования звука И;

– познакомить ребят с многозначными словами.

– учить детей образовывать слова с уменьшительно-

ласкательными и увеличительными суффиксами;

– развитие фонематического слуха, слухового

внимания и памяти;

– развитие умения составлять из частей целостное

– учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;

– воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков;

в начале и в конце слова; в словах из текста;

знакомство с буквой И.

Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква И большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы И к этим полоскам; кукла мальчик; мешочек, предметы: индюк, ириска, изюм; картинки: санки, коньки (или предметы); карточки с надписью Иа, Ауи, Иуа, Уиа.

1.Дети стоят вокруг педагога.

Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки а, у).

Вы помните, какие это звуки? Гласные. Почему они называются гласные звуки? Потому что их можно пропеть голосом.

Появляется кукла мальчик. К нам в гости пришел мальчик. Давайте спросим, как его зовут? Как тебя зовут? Иван. Ребята, как зовут мальчика? (Иван). Какой звук вы услышали первым в этом слове? (И). Правильно, звук и. Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть? Давайте попробуем: и-и-и. Посмотрите в зеркало, ваш рот улыбается, кончик языка за нижними зубками. Спойте его долго, протяжно. Воздух проходит свободно. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук). Каким кружочком обозначим звук и? (Красным). Показываем красный кружок.

Сегодня мы с вами будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и.

3. Игра «Поймай звук».

А сейчас мы с вами будем ловить звук и ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук и.

Как зовут нашего гостя? (Иван). Иван принес нам подарки. Посмотрим, что это? Из мешочка достаются предметы: индюк, ириска, изюм. Назовите их. Где вы услышали звук и – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Индюк – Покажите на полоске, где находится звук и? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Ириска. Изюм.

В мешочке еще есть какие-то предметы. Назовите их. Достаются игрушки или картинки: санки, коньки . Где вы услышали звук и – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).

Коньки – покажите на полоске, где находится звук и? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Санки.

5. Игра «Один-много».

Дети стоят полукругом. Педагог сообщает, что сейчас будет веселая игра с мячом «Один-много». Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.

Я называю вам один предмет, а вы – когда этих предметов много.

Мяч – мячи, носок – носки, шапка – шапки, вилка – вилки, ложка – ложки, чашка – чашки, нога – ноги, рука – руки, плечо – плечи, локоть – локти. Ребята, где мы с вами слышали звук и (мячи, носки…)? (В конце слов.)

6. Физкультминутка «Подарки».

Принесли мы вам подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Один из детей изображает действие заводной игрушки, а другие – повторяют.

7. Буква И. Выставляется домик для гласных звуков и буква И.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква И. Буква И будет жить в красном домике, потому что звук и – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

Молоток я раздобыл,из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три!

– А какая буква? –( И.)

Пишем букву И большую и маленькую.

Кто мне скажет, как говорит ослик? (Иа). Сколько звуков вы услышали? (два). Какой звук первый? (И). Второй? (А). Прочитайте, что здесь написано? (Иа).

Послушайте, как я скажу. Ауи. Сколько звуков вы услышали? (Три). Какой первый звук? (А). Второй? (у). Третий? (И). Прочитайте, что написано на карточке. То же: Иуа, Уиа.

8. Итог. Игра «Отгадай слово».

Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву И и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука И. Вы дополните его звуком И и скажите все слово._ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.

Затем буква И передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление звука и буквы “И”.Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема”Живые буквы и звуки”(звук и буква “И”).

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Данный материал поможет молодым специалистам – логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста.

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов.

Конспект занятия “Звук и буква “И”
план-конспект занятия на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Звук и буква И18 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект занятия для проведения в 1 классе: звук «И» и буква «И»

Тема. Звук «И» и буква «И».

1. Чёткое произнесение звука «И».
2. Развитие фонематического слуха.
3. Звуковой анализ слов: ива, липа, мишка, лиса.
4. Знакомство с буквой «И».
5. Развитие ручной и речевой моторики.
6. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления.

1. Организационный момент.
Сядет тот ученик, кто отгадает загадку и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.
– Мягкая, а не вата;
Белая, а не снег,
Подуешь – разлетится;
Воды нальёшь – блинов испечёшь. (Мука)

– Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать. (Часы)

– Избушка нова – жильца нет.
Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)

– Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)

– Белая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Барабанщики».

3. Знакомство со звуком.
1. Ишак поднимался в горы и кричал: «Иа…Иа…Иа…!»
– Какой первый звук вы слышите? (И).

2. Отгадайте загадку:
Мороз трескучий на дворе –
Укутаны деревья в серебре.
Что за серебро такое –
Оно тает на ладонях? (иней)
– Какой первый звук в слове «иней»? ( И)

4. Сообщение темы и цели урока.
1. Рассмотрим в зеркало артикуляцию гласного звука «И».
Губы растянуты в улыбке.
Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.
Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.
Горло дрожит, голос есть.
– Произнесите звук «И».
– Есть ли преграда, когда мы произносим звук «И»?
– Значит, какой звук «И» – гласный или согласный?
– Дрожит ли горло при произношении звука «И»?
Запомните: звук «И» – гласный.

2. Назовите предметы, где находится звук «И» в названии картинки:
индюк, муравьи, иволга, лиса, сапоги и т.д.

3. Игра «Сломался телевизор». Произносите звук «И», а я буду договаривать слово. Какое слово получится?
(и)грушка (и)голка (и)збушка (и)риска (и)кра (и)ней
(и)юнь (и)юль (и)зюминка (и)волга (и)гра

4. Я назову один предмет, а вы – множество таких предметов.
носок – носки чулок – чулки клинок – клинки
гудок – гудки замок – замки комок – комки
песок – пески белок – белки мелок – мелки
– Какие из этих слов вам непонятны?

5. Назови слово, соединив по порядку звуки: и,в,а; л,и,п,а; л,и,с,а; м,и,ш,к,а.

6. Знакомство с буквой.
1. Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.

2. Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

7. Запись печатной буквы «И» в тетради.
– По строчке пробежался ластик и стёр элементы буквы «И». Допишите их.

8. Физминутка.
Мимо маленькой Марины, ( Каждый палец «здоровается»
Пробежал медведь с малиной. с большим последовательно)

9. Ребус. (ДИ кобра З)

10. Чтение слов с буквой «И».
– Прочитайте слова с буквой «И».
И – ВА И – РА
ИГ – ЛА ЛИ – ПА ПИ – ЛА ВИ – КА ЛИ – ЗА
ИК – РА СИ – ЛА ЛИ – СА НИ – НА МИ – ША
– Прочитайте предложения.
Ми – ша и Ни – на ма – лы – ши. У них ма-ши-на и ку – клы.

11. Запись письменной буквы «И» заглавной и строчной.
– Рассмотрим букву «И» письменную. Из каких элементов состоит буква?
Заглавная (петелька, 2 прямых наклонных, 2 крючка).
Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, в средней третьей части выписываем петельку, опускаемся по прямой наклонной, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, выписываем «секрет», по «секрету» вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Строчная (2 прямых наклонных, 2 крючка).
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.

– Обведите по точкам написанные буквы (написание букв сопровождать комментированием).

12. Итог.
– С каким звуком вы познакомились на занятии? ( «И» )
– Звук «И» гласный или согласный?
– Какой буквой обозначается звук «И»?
– Что нового узнали на занятии?

Конспект занятия «Звук В»

Цель: сформировать навык произношения [В] в обратных слогах, в конце слов.

Задачи:

  • закрепить произношение слов, в которых звук находится в начале слова, в прямых слогах;
  • использовать приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке;
  • использовать задания, направляющие ребенка на самостоятельный поиск слов, содержащий [в];
  • развивать творческое мышление;
  • поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: магнитная доска или интерактивная доска, бумажные фигурки с магнитами.

Ход проведения занятия.

I. Организационный момент.

— Ребята, вы любите сказки?
— Хотели бы вы сами быть сказочниками?

Логопед надевает шляпу феи, берет в руки волшебную палочку, взмахивает ей:

— Крибле! Крабле! Бумс! Вы сказочники! А теперь за дело.

II. Закрепление изученного.

1. Артикуляционная гимнастика.

— Жили-были звуки В и В’. Какие это звуки? Гласные или согласные? Звонкие или глухие?

Звуки были дружные. Они очень любили вкусное варенье.
Давайте покажем, как они его ели. Упражнение «Вкусное варенье».

2. Пальчиковая гимнастика.

Они жили в небольшом городке, в маленьком домике.
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются.

Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладошками к себе, средние пальчики упираются друг в дружку, большие пальчики — направлены вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Ладошки — параллельно друг дружке.

В этот домик приглашаем. «Дом» показать двумя ручками, крышу домика – пальчики левой и правой рук касаются.

3. Повторение произношения [В] в прямых слогах.

Прилетел в детский сад (появляется фигурка воробья) … .
Дети: воробей!

— Правильно! Воробей. И принес (изображение свитка в клювике) письмо.

Посмотрим, о чем же здесь говорится. Братья очень любили путешествовать. Отправились они в страну Вообразилию к своим двоюродным братьям [Ф и [Ф’] на (картинка) паровозе.

Сели в (картинка) вагон и поехали. Долго ли, коротко ли – приехали они на (картинка) вокзал в страну Вообразилию. Вышли они из вагона, пошли по городским улицам и брат [В’] потерял брата [В].

Дети называют то, что изображено на картинках.
— Ребята, звук [В’] просит нас о помощи. Поможет найти потерявшегося брата.

III. Автоматизация звуков в слогах.

Что нужно сделать, чтобы он нашелся? Нужно его чаще произносить.
Ва-ва-ва- авав-ава-ава.
Ву-ву-ву уву-уву-уву.
Вы-вы-вы ывы-ывы-ывы.
Во-во-во ово-ово-ово.

IV. Автоматизация звуков в словах.

Ва-ва-ва закружилась голова.
Ву-ву-ву брата своего зову.
Во-во-во не пойму я ничего.
Ов-ов-ов не найти ничьих следов.
Овы-овы-овы плакать оба уж готовы.
— Вот как тяжело братьям пришлось.

— Колокольчик наш волшебный нам найти поможет путь,
Только нужно для начала чуточку его встряхнуть.
А потом не унывать и команды выполнять.
Поверни направо (голову поворачивают вправо),

А потом налево (голову – влево).
Прямо перед вами замок королевы (руки вверх).
Мы шагаем дружно (шагают на месте),
Торопиться нужно (бег на месте),

Станут наши мышцы крепче и упруже.
Открываем мы ворота (руки в стороны),
Вот рукой нам машет кто-то (машут руками).
Мы терялись и нашлись. Встретились и обнялись (обнять себя руками).

VI. Игра «Подскажи словечко».

— Сказка наша подошла к счастливому концу. Братья нашли друг друга и решили поиграть в игру.
• Тянет-тянет на перрон
Паровоз один … вагон.

• Сел в гостиной мальчуган
На огромнейший … диван.

• На дворе растет трава,
На траве лежат … дрова.

• Страшны очень и вертлявы
В джунглях ползают … удавы.

• И туристу и бродяге
Трудно преодолевать … овраги.

VII. Игра «Что звучит вокруг нас?»

— Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово «звонок». Послушайте, как оно звучит: зва-нок].

Логопед обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово со звуком В, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки.

Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку и так далее.

В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми. Если ребенок затрудняется, нужно дать ему подсказку. Слова, которые ребенок может найти в группе: василек, волк, рукав, голова, ванна, ваза, повар, варежка, отворот, поворот, ворона, воробей.

VIII. Итог занятия.

— О каком звуке мы сегодня говорили?
— Какой он?
— Какое доброе дело мы сделали?

Звук (И) – конспект занятия

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса, имеющими трудности в овладении письмом

Тема: «Звук и буква Ё»

Цель: актуализировать и закрепить знания детей о звуке [ё], и познакомить с буквой Ё.

– научить детей различать понятия «звук» и «буква»;

– учить соотносить звук с буквой;

– развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;

– сформировать в памяти первоклассников четкий зрительно-двигательный образ прописной и строчной буквы Ё;

– научить детей правильно писать букву Ё;

– развивать памяти и внимание;

– формировать положительное отношение к письму.

Оборудование и материалы : картинки с изображением предметов, в названии которых есть Ё; карточка (см. п.4); конверты с элементами прописной буквы Ё; карточка «Буква Ё вперемешку с другими буквами».

– Сейчас сядет тот, кто находится справа от Вани/ слева от Оли/ за Таней/ перед Димой и т.д.

2. Введение в тему занятия:

– Ребята, посмотрите-ка на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, лёд, ёлка, ёрш). Какой звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.

3. Характеристика звука:

– Давайте с вами проверим, какой же у нас звук [ё]. Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно.

4. Определение позиции звука в слове:

На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, логопед уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.

– Запомните как можно больше слов с Ё, которые встретятся в сказке.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

– Какие слова с Ё вы запомнили?

6. Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»

– Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке [ё], а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

– Посмотрите, какая важная буква к нам пришла (логопед пишет на доске прописную букву Ё). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.

Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.

– Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (логопед указывает на написанную на доске букву)? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.

7. Сказка «Почему Ё всегда ударная»

– Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две точки вверху.

Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

8. Преобразование слов:

– Сделайте «один» из «много»:

Ерши – ёрш, ежи – ёж, ели – ёлка.

– Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит прописная буква Ё (логопед пишет отдельные элементы буквы на доске).

– Сколько элементов содержит эта буква?

– Вот вам следующее задание: в конвертике рассыпалась буква, нужно теперь собрать ее, чтобы получилась целая Ё. (Логопед раздает детям конверты, в которых отдельные элементы буквы Ё).

– Теперь открываем тетради, списываем с доски сегодняшнее число и пишем букву Ё. Будьте внимательны и аккуратны! (Логопед контролирует правильность положения детей, держания ручки, написания).

– Ну, что, устали наши пальчики? Нужно немного отдохнуть

а) Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке,
Будут буковки писать.

б) Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?

– Теперь будем учиться писать строчную букву Ё. Она такая же, как и строчная Е, только с двумя точками вверху. Смотрите внимательно, как я ее пишу. Напишете такую Ё в воздухе. А теперь запишем ее в тетрадях.

10. Задание на внимательность:

– У вас на столах лежит карточка с буквами. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.

– С какой буквой мы сегодня познакомились?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

Конспект занятия «Звук и буква и». Знакомство с механизмом образования звука [и]

Надежда Сушилкина
Конспект занятия «Звук и буква и». Знакомство с механизмом образования звука [и]

Коррекционно-образовательные:

знакомство с механизмом образования звука И;

знакомство с многозначными словами;

образование слов с уменьшительно-

ласкательными и увеличительными суффиксами;

– развитие фонематического слуха, слухового

внимания и памяти;

-выделение звука из слова;

– развитие умения составлять предложения по картинкам;

– воспитание у детей доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия:

Снятие психоэмоционального напряжения.

Логопед: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

У нас тоже может быть хорошее настроение, как у этой девочки (на слайде). Посмотрите, какая она весёлая. Для этого нужно взяться за руки, закроем глаза и передадим друг другу тепло и доброту, что живёт в нас.

Почувствуем, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откроем глаза.

Улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Сядьте, пожалуйста, на стульчики. Я хочу прочитать вам стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки».

И в больнице есть иголки.

Все иголки очень колки.

– Какое слово прозвучало несколько раз?

– Вы повторяли несколько раз слово «иголки».

– Иголки одинаковые или разные?

Посмотрите, (на слайде иголка швейная. медицинская, ёлка, ёж.). Есть иголки для шитья, швейная; медицинская, у ёлки есть иголки, у ежа есть иголки. На столах у вас есть иголки. Посмотрим, возьмём в руки. Похожа эта игла на иглу швейную? Медицинскую?

Логопед: У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Какое слово признак мы можем подобрать к слову «иголка»? Швейная, медицинская, иголки ежа, иголки у ёлки – все они какие?

Я ещё раз произнесу слово «иголка».

– Какой звук я выделяла голосом? Какой звук первый?

Дети: Звук [и].

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

(На слайде артикуляция звука и).

3. Артикуляция звука и его характеристика.

– Я буду произносить звук и вы вместе со мной произнесём звук [и]. (Хором, индивидуально, громко, тихо).

– Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Наши губы растягиваются в улыбке.

Кто хочет проверить, так ли это?

Дети произносят звук.

Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?

– При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.

– Этот звук поётся?

– Этот звук можно петь.

– Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

Звук [И] – гласный звук. И жить он будет в красном домике. (на слайде красный домик). Вот его домик.

Кто хочет посмотреть в зеркало и увидеть, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И]?

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и живёт в красном домике.

3. (на слайде картинки со звуком и в начале, и картинки, в которых этого звука нет.) (Игрушки, индюк, иголка, изюм, индюк)

Дети, посмотрите сколько картинок на экране. Кто хочет назвать слова, в названиях которых есть звук (и? Нужно так сказать слово, чтоб звук (и) хорошо слышался.

4. Логопед: отгадайте загадку.

И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать.

Это имя. Какой первый звук в слове имя?

Дети: Звук И.

(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).

Кто хочет сказать своё имя?

Мы с вами превратимся в ёжиков.

Ходит, бродит ёжик – коротенькие ножки.

(-Дети идут, присев на корточки.)

А свернётся в клубок- и не видно больше ног.

(-останавливаются, обхватывают колени руками, опускают голову.)

Одни иголки торчат,

-Встают, показывают пальцами иголки.

– Мы называла имена детей.

Есть имена и у пальчиков.

5. Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

– Здравствуй, большак! – говорят.

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Да крошка Тимошка!

6. Составление предложений со словами, изображёнными на слайде.

(На слайде картинки на звук И)

Логопед: кто хочет составить предложение со словами на звук и?

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Я хочу рассказать вам сказку. Хотите послушать?

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов») (на слайде)

У Ика был домик, а у Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не глаз, а … и т. д.

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

-Это звук [и].

– Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

Звуки мы не видим.

– Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).(на сладе).

У нас на столе есть буквы, кто хочет может их потрогать.

и обвести их пальцем (работа с раздаточным материалом).

8. Итог занятия.

– С каким звуком вы сегодня познакомились?

– Можно ли этот звук петь?

– Как называются звуки, которые поются?

– Какой буквой обозначается звук [И]?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Прикреплённые файлы:

zvuk-i-bukva-i_2lge6.pptx | 2074,77 Кб

Фронтальное занятие по обучению грамоте для подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Фронтальное занятие для подготовительной группы по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква [У]» Цель: уточнение и закрепление звука [У].

Конспект Тема: Звук «С, С`» и буква с с детьми подготовительной логопедической Цель: Закрепить знания у детей о звуках «С, С`» и букве С. Задачи: Коррекционно – образовательные: – совершенствование умения детей давать.

Конспект занятия «Звук [К] и буква «К» ТЕМА : «ЗВУК И БУКВА К» ЦЕЛЬ : Развитие фонетической стороны речи, звуко – буквенного анализа. ЗАДАЧИ : Закреплять умение.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И» Цели: Образовательные: – дать понятие о механизме образования звука И; – познакомить ребят с многозначными словами. Развивающие: -развивать.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия тема «Звук [П] и буква П» Лексическая тема «Насекомые». Программное содержание: 1. Коррекционно-образовательные задачи: -Закреплять правильное произношение звука.

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес. Звук и буква М». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Богородицк, Тульская обл. Конспект занятия.

Конспект занятия «Звук [С] и буква С» Конспект занятия «Звук и буква С» Цель: 1. Закрепление произношения звука С, знакомство с буквой С. 2. Звуко-слоговой анализ слова суп.

Конспект занятия «Буква в и звук [В]» Тема занятия : «Буквы В в и звуки в-в». Цель занятия: Познакомить детей с буквой В в и звуками, которые она обозначает; Задачи: Выделять.

Конспект занятия «Звук [У] и буква «У» Тема : «Звук и буква У». Коррекционно-образовательные задачи : 1)Познакомить со звуком и буквой У. 2)Формировать понятия «звук», «гласный.

Конспект занятия «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия. Тема: Звук и буква «Д» ЦЕЛЬ: Формирование фонематического восприятия, навыков чтения и письма. Задачи: 1. Формировать.

Конспект открытого занятия “Звук и буква(и)”

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Тема: « Артикуляция звука «и» и правильное произношение звука в словах»

Закрепить правильную артикуляцию звука «и» и правильное произношение звука в словах;

Упражнять в умении слышать звук в потоке других звуков и выделять звук из начала слов;

Упражнять в умении проводить анализ слова «иа»;

Упражнять в умении определять родовую принадлежность имени существительного;

Упражнять в умении составлять предложения из двух слов по вопросам.

Наборное полотно «Чудесные ворота», «Волшебные колпачки», д/и «Поезд», картинки, куклы, указки.

– сядьте девочки первого ряда, второго ряда.

– сядьте мальчики второго ряда, первого ряда.

Постановка цели занятия

Сегодня мы отправимся путешествовать в страну звуков. Перед вами «сказочные ворота». Они откроются и мы начнем свое путешествие, когда вы ответите на вопросы.

Повторение изученного материала

Какие звуки вы научились правильно произносить и слышать? («а», «у», «и»)

Как называются эти звуки? Почему?

Каким сигналом они обозначаются?

Какой звук вы учились правильно произносить и слышать на прошлом занятии? «и»

Вы правильно ответили на все вопросы, и мы можем начинать наше путешествие. Во время путешествия вы будете учиться правильно произносить и слышать звук «и» в словах, составлять схему слова.

Итак, добро пожаловать в страну звуков!

Вспомните ребята, какую песенку поют лошадки («и»).

Давайте все вместе споем эту песенку: («и»).

Как работают губы, когда мы произносим звук «и»? (улыбаются)

Какую работу выполняет язык? (язык лежит во рту спокойно).

Что делает кончик языка? (упирается в нижние зубы).

Акустические свойства звука

Какой это звук? («гласный» – т.к. воздух не встречает преграду).

Каким сигналом он обозначается? (красным квадратом).

Дифференциация звука в потоке других звуков

– В стране, по которой мы путешествуем, можно услышать разные звуки. Я назову звуки про себя, а вы угадайте, какие звуки я произнесла.

1. Беззвучное артикулирование звуков:

«а» – рот широко открыт

«и» – губы улыбаются

«у» – губы трубочкой

2.Беззвучное артикулирование звуковых сочетаний

– А сейчас я назову про себя несколько звуков, а вы скажите, какие звуки я назвала? «ау», «аи», «уа», «иу».

3. Узнавание звуков в потоке других звуков

– Во время путешествия вы должны быть очень внимательными, чтобы могли услышать звук «и».

– Я назову звуки, а вы посчитайте сколько раз я назвала звук «и». Услышав звук «и» откладывайте сигнал перед собой.

– Сколько раз я назвала звук «и»?

Анализ слова «иа»

В стране звуков все звуки между собой живут очень дружно. И из этих звуков можно составить разные слова.

– У меня есть два «волшебных колпачка»

– Я надену «колпачок» и ты скажешь звук «и»

– Я надену «колпачок» и ты скажешь звук «а»

– Если мы произнесем звуки вместе, какое слово получиться?

«иа» – индивидуально хорош.

Скажите, ребята, сколько звуков вы произнесли? (2)

Какой первый звук? («и»)

Какой второй звук? («а»)

Расскажите, что вы знаете о каждом звуке?

1-ый звук «и» – гласный т.к. воздух не встречает преграду, обозначается

2-ой звук «а» – гласный т.к. воздух не встречает преграду, обозначается.

Составьте схему слова: «иа»

Давайте прочитаем схему слова. Сколько звуков в этом слове? Назовите 1-ый, 2-ой звуки. Назовите гласные звуки в слове.

«А» – аист птиц в полете зовет «О» – осень, осень наступает «У» – улетают утки вдруг «И» – иволга спешит на юг «Э» – эхо слышно за рекой «Е» – еж, ежата – на покой «Ю» – юла на юг торопиться, юла хоть и вертится, но это тоже птица «Я» – ястреб тоже улетает, лист последний опадает

Автоматизация и дифференциация звука в словах

Определение позиции звука «и» в словах

– На нашем пути встретилось много разных картинок. Давайте все вместе назовем их.

– Какой звук слышится в начале слов – названий этих картинок? («и»)

– О ком я могу спросить: «Кто это?» И нна И ван И ндюк

Почему? (Они живые)

– О чем я спрошу: «Что это?» Об иве – она не живая.

Выделение звука из начала слов

– Давайте еще раз назовем имена этих детей. И нна И ван

– А имена этих ребят начинаются со звука «а». Как их зовут? А ня А нтон

– Дальше путешествовать мы будем на поезде. Вместе с нами отправляются в путешествие и эти дети, но они поедут в разных вагонах.

В первом вагоне поедут те дети, чьи имена начинаются со звука «и», а во втором вагоне путешествовать будут те дети, чьи имена начинаются со звука «а».

1-ый вагон 2-ой вагон

– Кто же занял места в первом вагоне, во втором вагоне? (хором)

Формирование лексико – грамматического строя речи

Определение родовой принадлежности существительных.

– Сейчас мы с вами зайдем в гости к детям, чьи имена начинаются со звука «и»! Как зовут детей? И нна И ван

– Мы пришли в гости и должны сделать подарки детям. Сейчас, вы узнаете, что вы подарите им.

– Посмотрите на картинки. Давайте все вместе назовем их. Подарите Инне те картинки, о словах – названиях которых можно сказать: «моя», а Ивану – те картинки о словах – названиях которых можно сказать: «мой».

(«моя антенна, дам Инне»).

Работа над предложением

– Имя этой девочка начинается со звука «и».

Что делает И нна? (поет).

– Скажите двумя словами про И нну: « И нна поет» – индивидуально и хором.

-Имя мальчика тоже начинается со звука «и».

Что делает И ван? (идет)

Скажите о нем двумя словами: « И ван идет» – индивидуально и хором.

– Наше путешествие по стране звуков подходит к концу.

– Какой звук вы учились правильно произносить и слышать во время нашего путешествия? (звук «и»).

– Что вы знаете об этом звуке? (гласный).

– Каким сигналом он обозначается?

– Сегодня все очень хорошо работали. Молодцы! Мы закончили наше путешествие по стране звуков.

Читайте также:  Звук П - конспект занятия
Ссылка на основную публикацию