Конспект урока “Звуки [в], [в’], буква В”
- Знакомство со звуками [в- в΄], буквой В.
- Развитие речи учащихся.
- Закрепление пройденного материала.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте дети. Встали прямо, расправили плечи и тихо сели.
2. Повторение пройденного.
– На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)
– По ленте букв надо назвать правильно букву и какие звуки она может обозначать. Начнём с гласных.
Гласные | |
буква | звуки |
а |
[и]
эс
3. Знакомство с новыми звуками [в- в΄] и буквой В.
Серый, зубастый по лесу рыщет,
Добычу ищет. (Волк.)
– Это один, а как будет много? (Волки.)
– Составьте из букв это слово и сделайте звуковой анализ этого слова. К доске вызывается ученик.
– Сколько в этом слове звуков? (5 звуков.) – 1
– Сколько гласных и сколько согласных? (2 гласных и 3 согласных.)
– Надо изменить одну букву в слове «волки» и получится название столового прибора. (Букву «о» поменять на «и» и получится слово «вилки».)
– Подумайте ,что изменится в звуковом составе. (И – показатель мягкости согласных , поэтому звук , стоящий впереди станет мягким.)
– Делаем вывод. Какие же звуки может обозначать буква «вэ»? (Буква «вэ» может обозначать звуки [в- в΄].)
– Так где же будет находиться эта буква на ленте? (Где согласные.)
4. Физкультурная минутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
5. Работа с текстом.
На доске напечатаны предложения:
- Вова вырастил лук. А Лариса – салат. У нас выросла тыква. Вот так тыква!
– Что написано на доске? (Предложения.)
– Докажите! (Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак).
– Сколько предложений написано? (4 предложения.)
– Прочитайте 1 предложение, Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 3 слова.)
– Прочитайте 3 предложения. Сколько слов здесь? (4 слова.)
– Прочитайте последнее предложение Сколько слов в этом предложение? (3 слова.)
– Что стоит в конце этого предложения? (В конце предложения стоит восклицательный знак.)
– Прочитайте с правильной интонацией.
6. Развитие речи.
- У белки – (бельчонок).
- У мыши – (мышонок).
- У вороны – (воронёнок).
- У галки – (галчонок).
- У лисы – (лисёнок).
- У курицы – (цыплёнок).
- У коровы – (телёнок).
- У лошади – (жеребёнок).
- У свиньи – (поросёнок).
- У собаки – (щенок).
- У овцы – (ягнёнок).
7. Работа по учебнику. Развитие (азбука стр.74).
– Прочитайте первое предложение. (Как лиса ловила ворон.)
– Прочитайте второе предложение. (Он тоже ловит ворон.)
– Где происходит действие? (Действие происходит в школе.)
– Что делают дети? (Девочка пишет, а мальчик ничего не делает, значит ловит ворон.)
– Что вы скажите о выражении «ловит ворон»? (Это выражение имеет 2 значения: прямое и переносное.)
8. Разгадывание ребусов стр.74.
9. Разучивание скороговорки.
Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила,
Ворону переспорила.
– В каком слове есть звук [в- в΄]? (Ворона.)
– Какой звук? ([в]- согласный, твёрдый.)
– С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она может обозначать? (Буква «вэ» может обозначать два звука [в- в΄].)
Звук и буква В – конспект
- Лента комментариев
А сегодня на нашем Интернет — уроке новый звук и его буква. Какой? …
Назовите одинаковый звук в словах: василек, велосипед, дверь, ворона, волк, телевизор.
Да, это звук [в]. Произнесите его. Какой это звук?
Звук [в] согласный, глухой. Сравните слова «волк» и «велосипед». Какой бывает звук?
1 . Хлопните в ладоши , если если услышите в слове звук [в] :
дверь, рама, лампа, ведро, факел, фрукт, доска, градусник, витрина, вареник, фара, ловить.
2. Игра «Слоговой аукцион»
- Придумайте слова: во …(-ва, -сток, -рона, -рота, -робей);ве …(-ник, -чер, -нок, -тер, -шелка, -ревка).
- Придумайте имена со слогами Ва, Ве(Ваня, Варя, Валя, Валера, Вася, Вера, Веня, Вета).
3 . Придумайте по пять слов по следующим моделям:
в – – (Вал, вар, воз, вол, вор.)
– – в (Зов, лев, лов, ров, сев.)
4.
Вы уже знаете, что для каждого звука есть свои символы, значки. Их называют буквами.
Разрешите представить — буква, которая обозначает звук [в] . Буква В ! В в аленках и в арежках.
1. Учимся писать букву…
2 . Найди спрятанные буквы В . Обведи их.
3. Определи букву в неправильном положении.
4. Добавь недостающий элемент буквы.
Скажите, в именах Ваня и Веня первый звук одинаковый? ….
5. Соедини с буквой В только те предметы, названия которых начинаются со звука [в] или [в`]
6. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы В с правой стороны рисунка.
7.
Словно букву В
Алёна
Держит
Трубку телефона.
Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы В .
8. Учимся читать…
Почему где-то в квадратиках буква синим цветом обозначена, где-то зелёным? Чем они отличаются?
9.
Скороговорка
Проворонила ворона вороненка.
Пословицы и поговорки
1. Волков бояться – в лес не ходить.
2. Век живи – век учись.
3. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
4. Всему свое время.
5. На чужой сторонушке рад свой воронушке.
Словарь
- Вакансия — свободная должность.
- Вакуум — пространство, свободное от вещества (даже свободное от воздуха).
- Валюта — денежная единица страны.
- Вариант — разновидность чего-либо.
- Весть — новость.
- Вице-президент — заместитель президента.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Верно, как дважды два четыре — абсолютно, точно верно.
- Вертеться как белка в колесе — находиться в хлопотах; суетиться.
- Взять себя в руки — сдерживать, контролировать себя; успокаиваться.
- Висеть на волоске — находиться в опасном положении.
- Витать в облаках — мечтать, уходить от действительности.
- Водить кого-либо за нос — вводить в заблуждение, обманывать.
- Волосы становятся дыбом — охватывает ужас.
- Вставать с левой ноги — проснуться в плохом настроении, раздраженным.
- Вставлять палки в колёса — намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле.
- Выйти из себя — разгневаться, терять самообладание, хладнокровие.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [В] и буква В»
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [В] и буква В»
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве В
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать
Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начались их имена?
Воспитатель: определите каким бывает звук В
Волк, воробей, ворона (ответы детей В) Веер, велосипед, ведро (ответы детей (В)
Воспитатель: Правильно, слышится звук В.
Звук В- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «В»
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня тот у кого имя на звук В.
К доске идет Варя.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Варя букву В на пятом этаже, под буквой Б.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Варя: синею и зеленую с колокольчиком
Воспитатель: почему?
Варя : потому что В- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым
Воспитатель: Теперь Варя найди в словах звук В и напиши букву В. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)
Варя :
Ведро-В, согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым цветом.
Слива– В, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине слова, пишем синим цветом.
Веер В- согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым цветом.
Воспитатель: Теперь в пустых квадратах нарисуй Варя предметы со звуком В, а остальные дети могут нарисовать другие предметы со звуком В
Варя:
Велосипед – В согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем зеленым цветом.
Воробей– В согласный, звонкий, мягкий, находиться в начале слова, пишем синим цветом.
Трава – В, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине слова, пишем синим цветом.
Воспитатель: А ты какие предметы нарисовал Кирилл?
Кирилл:свекла,ворона,корова
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Мебель»
Цели. Тренируем ребенка в умении находить слова с заданным звуком В и определять его место в слове. Закрепляем умение определять количество слогов в слове по количеству гласных. Учим подбирать слова к заданным слоговым схемам и выделять ударную гласную в слове.
Ход игры. Ребенок обобщает одним словом увиденные на рисунке предметы (мебель); узнает и обводит букву, изображенную точками (В); определяет, в названиях каких из этих предметов есть буква В; вспоминает, в названиях еще каких предметов мебели есть В (сервант, вешалка и т. д.); определяет место данного звука в слове и дает его характеристику (твердый или мягкий).
Рассматривая слоговые схемы под картинками, ребенок выясняет, к названию какого предмета относится каждая схема, указывает это стрелкой; в двусложных словах определяет и отмечает ударную гласную. Взрослый должен обратить внимание ребенка на правильное написание слова кровать.
6. Игровое упражнение «Разгадай, нарисуй, подпиши» (Ребусы)
Цели. Учим ребенка разгадывать ребусы с цифрами. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез на примере слов стол, стул.
Ход игры. Ребенок поочередно разгадывает ребусы, рисует картинки-отгадки, пишет слова-отгадки и выполняет звуковые и слоговые схемы разгаданных слов (стол, стул). Сравнивая слова и их схемы, он находит сходства и отличия.
7. Игровое упражнение «Диван»
Цели. Закрепляем узнавание и правильное написание буквы В, умение определять место заданной буквы в слове. Тренируем зрительное внимание — умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать точечный рисунок.
Ход игры. Узнав предмет, изображенный точками (диван, ребенок завершает рисунок. Даем задание: среди букв, написанных рядом с рисунком, найти ту, которая есть в слове диван. Найдя правильно написанную букву В, ребенок обводит ее по контуру.
Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком < Ри Р`>и буквой (Р,р). Задачи : Закрепить.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Б (БЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква И» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве И. Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева:.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве П Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Т Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.
Конспект занятия «Буква в и звук [В]»
АЛЁНА Болтенко
Конспект занятия «Буква в и звук [В]»
Тема занятия : «Буквы В в и звуки в-в».
Цель занятия:
Познакомить детей с буквой В в и звуками, которые она обозначает;
Выделять гласные звуки в схеме слова;
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
Формировать уважительное отношение к иному мнению,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развивать умение организовывать своё рабочее место, умение отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; слушать и понимать речь других;
Развивать речь, память, внимание, логическое мышление;
Воспитывать любовь к чтению;
Ход урока.
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой урока.
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
– Ребята, я хочу, чтобы наше сегодняшние занятие принесло нам радость общения друг с другом.
– Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II. Основная часть
1. Актуализация знаний.
Игра «Волшебная шляпа».
– Сейчас я хочу с вами немного поиграть. А игра наша называется «Дополни предложение». К кому я подойду и одену волшебную шляпу, тот выполняет мое задание.
А). Бывает гласным или согласным. (Звук)
Б). Звуки слышим, а буквы ….
В).Слова на букву –«Ка»
Г). Продолжи предложение (Я сегодня….)
Д). Место, где дают на время книги. (Библиотека)
Е). Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)
Ё). Даже в сильную жару в перчатках он ведёт игру. (Боксёр)
2. Проверка домашнего задания.
На букву (эр) – какие картинки нарисовали….
3. Повторение поём – гласные (а,о,и,у,ы,и)
Читаем слоги (на,су,ри,лы)
4. Работа со счетными палочками.
Называю слог – дети складывают из палочек этот слог и дополняют до слова.
5. Изучение нового материала.
– Посмотрите, кто к нам пришёл?
– Винни-Пух и Винкс.
– Здравствуйте, что Вас привело к нам?
– Извините, что без приглашения, узнали про интересный урок и прибежали.
– С каких звуков начинаются имена героев? (Винни-Пух, Винкс)
Разгадай загадки вместе с гостями.
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них на семь суток!
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
– Какие звуки в начале слова? (твердые, мягкие)
– Посмотрите на картинки, КОТОРЫЕ ПРИНЁСЛИ НАШИ ГОСТИ:
ВАЗА ВОЛК ВЕДРО ВИНОГРАД
– Слушаем, с какого звука начинается каждое слово?
– Ребята, звуки с которыми мы познакомились, мы слышим. А какой знак нам нужен, чтобы их увидеть? Оба звука обозначаются буквой, которая называется «ВЭ» (показ в алфавите, на ленте).
– В каком домике живет буква «ВЭ»? (в синем – твердая, в зелёном- мягкая).
– На что похожа буква «В»?
Словно букву «В» Алена
Держит трубку телефона.
Построй из пальцев рук букву «ВЭ».
Большой и указательный
В кольцо соединим
И средний обязательно
Мы тоже округлим.
Мизинец с безымянным
К среднему прижмём-
Мы букву «В» увидим,
Мы букву «В» прочтём.
6. Речедвигательная игра.
У вороны голова, руки на голове,
ва-ва-ва-ва 4 хлопка
Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»
Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,
оги-оги-оги-оги 4 хлопка
7. Просмотр передачи «Азбука-малышка буква «ВЭ».
– Какие слова были на букву «ВЭ»?
Вы наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
9. Чтение слогов по слоговой таблице.
10. Работа с тетрадью.
– Покажем нашим гостям, как мы научились штриховать.
12. Чтение произведения.
Винни – Пух и Винкс приготовили поучительную историю про ворону и сейчас её прочитают. Вы послушайте и попробуйте ответить на вопрос: Какая была ворона?
Ворона и кувшин.
Вороне очень хотелось пить. Подлетела она к кувшину с водой, но у кувшина горлышко узкое, длинное, никак до воды не дотянуться. Попробовала она кувшин наклонить- сил не хватает. Не растерялась умная ворона, подумала- подумала и придумала: стала бросать в кувшин камешки. Когда камешков набралось много, вода в кувшине поднялась до края. Так ворона смогла напиться.
Бей в одну точку и своего добьёшься. (объяснение пословицы)
III. Итог занятия.
– Молодцы ребята! Вы успешно справились с теми задачами, которые мы с вами поставили в начале занятия. И пришло время подвести итог нашей работы.
– С какой новой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает эта буква?
– Какие слова на букву «Вэ» можете назвать?
Как познакомить дошкольников с русской матрешкой В детском саду дети получают сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны,.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей 4–5 лет «Знакомство со звуками. Звук [У]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей 4-5 лет «Знакомство со звуками. Звук У» Цель: познакомить обучающихся со.
Конспект логопедического занятия с подгруппой детей старшего возраста «Знакомство со звуком и буквой Н» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ для подгруппы детей старшего дошкольного возраста составила учитель-логопед Еловикова И. Г. Тема : Знакомство.
Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.
Конспект развлечения на участке детского сада для детей 4–5 лет «Лекарства, которые растут в Аптекарском дворике» Конспект развлечения на участке детского сада для детей 4-5 лет «Лекарства, которые растут в Аптекарском дворике».Развлечение проводилось.
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Программные задачи: познакомить детей с гласными звуками [а], [о] Вводная часть:речевая разминка. Назовите какое сейчас время года? Сколько всего времен года? (перечислити их). Сколько дней в недели? С кокого.
Терапевтическая сказка для детей, которые боятся разлучаться с мамой Сказка друг нам и помощник. Она идет от сердца к сердцу, поэтому любима и детьми, и взрослыми. Редко у какого ребенка есть опыт где брать.
Знакомство детей с буквой и звуком У Цель: познакомить детей с буквой и звуком У, объяснить различие понятий «звук» и «буква» Задачи: Образовательные: Научить ребенка выделять.
Знакомство дошкольников с гласными звуками Необходимо научить ребёнка вычленять гласные звуки, не пропускать их, это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить.
Знакомство со звуком и буквой У. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: 1. Продолжать учить детей давать характеристику звука. 2. Учить выделять звук в словах. 3. Развивать слуховое внимание.
Конспект “Звук и буква В”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
Задачи:
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических процессов с элементами обучения грамоте .
Тема: «Звуки В, Вь. Буква В»
Дата проведения: 13 апреля 2016 г
Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.
Доброе утро, птицы запели.
Добрые люди, входите к нам в двери.
Милости просим в гости сейчас.
Очень мы рады видеть всех Вас!
– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.
(дети изображают удивление)
– Потом мы стали думать, что покажем гостям.
(серьезное, задумчивое лицо)
– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!
Логопед . Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.
Сегодня вы, ребята, сами
Пойдёте волшебными путями
По очень необычной стране
И побываете там везде!
Все звуки речи там живут,
Они давно вас ждут.
Вы попадёте в их владенья,
И вам должно хватить уменья
Все испытания пройти,
Не сбившись с верного пути!
2.Повторение пройденного материала.
Логопед: – Что мы слышим?
Логопед: – Какие бывают звуки?
Дети : Гласные и согласные.
Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»?
Дети : Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.
Логопед: Назовите, согласный звуки.
Логопед: Почему мы их так называем?
Дети: Они не тянутся и не поются!
3. Сообщение темы
Логопед: Поиграем мы в игру:
Я знаю много имен мальчиков и девочек:
В аня, В ася, В алера, В асилиса, В лада. Какой чаще всего звук повторялся?
Логопед: В ика, В ероника, В иолетта, В иктор. Какой чаще всего звук повторялся?
Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуками В , Вь и с буквой В.
Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим.
Звук В – согласный, твердый, звонкий.
Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.
– Чем отличаются звуки?
Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.
Логопед: Что общего?
Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.
4. Развиваем фонематический слух
Логопед: Звуки В и Вь любят играть:
Подними синюю карточку , когда услышишь звук В
Подними правую карточку , когда услышишь звук Вь .
(логопед называет сначала звуки: В В В ь В В ь В ь…, затем слоги: В а, В я, В ы, В е, В у….)
5. Определить место звука в слове.
Логопед: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и
назовем, что на них нарисовано.
В – само в ар, в аза, в аленки, в олк, в ода, сли в ы, не в аляшка
Вь – в есы, в едро, в ертолет, ц в еты, теле в изор, мед в еди)
Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМО В АР, в начале,
в середине или в конце слова?
Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.
(логопед проверяет все слова)
А сейчас мы с Вами дети
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Вот летит ракета ввысь.
6. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.
7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.
Логопед: Игра «Путаница».
Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.
Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь ?
Какое слово лишнее?
Логопед: Почему это слово лишнее?
Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В – согласный, твердый, звонкий.
В остальных словах первый звук Вь .
Логопед: делим слово ВАРЕЖКА на слоги.
Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?
Дети: В этом слове три слога.
Логопед: Составьте предложение с этим словом.
Дети: Бабушка связала теплые варежки.
Логопед: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении четыре слова.
Логопед : Назовите первое (второе…) слово.
Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)
8.Знакомство с буквой.
Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?
Логопед: « В » – буква очень важная
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
(Логопед выкладывает на наборном полотне букву В)
Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;
В космос полетел отряд,
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, каметы,
Большую желтую луну.
Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,
покажите на пальчиках сколько правильных букв.
9. Игра «Собери цветочки».
Логопед: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой.
Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым!Но к сожалению, пока письмо шло к нам,лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.
(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. )
Логопед проверяет выполнение задания.
10. Итог занятия.
Логопед : Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?
(Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом).
Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя
(слова: в аленки о блако в олк а ист – ВОВА .)
Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?
Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма
С какими звуками мы знакомились?
Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?
Конспект занятия по грамоте “Звук и буква В, чтение слогов”
Содержимое разработки
Луганской Народной Республики
«Луганский учебно – воспитательный комплекс №31»
Конспект занятия по подготовке к грамоте в подготовительной группе
Тема: «Звук и буква «В» чтение слогов»
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква В»
Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.
– уточнить фонематическое представление детей о новом звуке;
– познакомить с буквой В;
– Познакомить с их письменным обозначением – буквой В.
– продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец);
– закреплять изученные буквы;
– закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в);
– развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;
– Обогащать словарный запас;
– Развивать связную речь.
– воспитывать интерес к занятиям;
Схема характеристики звуков, картинка мальчика, картинка девочки, фишки к звуковому анализу, картинки к физ-ке, карточки-буквы, слоговая таблица с буквой В, индивидуальные карточки (тест-закрепление), простые карандаши.
Методы и приёмы:
1. Наглядность (предметные картинки, изображение вороны, буква в, звуки.)
2. Игра (занятие построено с использованием игровых моментов.)
3. Смена деятельности детей во время работы.
4. Поисковые действия использовались (искали место звука в словах).
Утром встаём с детьми в круг и говорим:
Здравствуй правая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука – протягиваем вперёд,
берёмся одной рукой с соседом,
берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть- приседаем,
Можем мы большими быть- встаём,
Но один никто не будет
Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много» я бросаю мяч и называю слово, а вы называете во множественном числе.
Например: Грач –грачи.
Воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, дятел, галка, сорока, дрозд, кукушка, клёст и т.д.
2. Артикуляционная гимнастика.
Ребята, что произносит человек? (звуки)
Для того чтобы наша речь была чёткой и понятной, мы сейчас сделаем артикуляционные упражнения.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Один, два, три, четыре, пять –
Заборчик можно убирать.
Губы плавно округляем,
Словно бублик получаем.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать.
Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И во рту его держать.
Дуем с лопатки так, чтобы снежинка начала плавно двигаться.
– На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
– Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
– Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
– Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
– Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).
– Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
В помощь обучающимся на доске находится схема:
Изучение новой темы.
Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие.
На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.
Это Вова и Вика.
– Как зовут мальчика? (Вова).
– Какой первый звук в слове Вова? ([В]).
– Дайте характеристику звуку [В].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение). Обозначаем синей фишкой.
Составьте звуковую модель слова Вова (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)
– Сколько слогов в слове Вова? (2)
– Как зовут девочку? (Вика).
– Какой первый звук в слове Вика? ([В*]).
– Дайте характеристику звуку [В*].
[В*] – согласный, звонкий, мягкий (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми — наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), мягкое произнесение). Обозначаем зеленой.
Составьте звуковую модель слова Вика (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)
– Сколько слогов в слове Вика?(2)
Давайте повторим. Дайте характеристику звукам (В), (В*,)
Звук (В) – какой он? Согласный, звонкий, твёрдый.
Звук (В*,) – какой он? Согласный, звонкий, мягкий.
Правильно дали характеристику звукам, молодцы!
Каким цветом обозначаем на схеме звук (В) твёрдый? (синим)
Каким цветом обозначаем на схеме звук (В,) мягкий? (зелёным)
Так о каких звуках мы сегодня говорим на занятии? ([В], [В*]). Правильно, молодцы!
Деление картинок на мягкий и твердый звук.
Ребята Вова и Вика несли вам картинки и по дороге рассыпали и все картинки перемешались, давайте поможем ребятам собрать картинки. Только Вова собирает картинки с твердым звуком, а Вика с мягким.
Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан и тд.
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться , разогнуться,
Три — в ладошки три хлопка, головою три кивка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на стульчик сесть опять.
6. Знакомство с буквой В.
Ребята, но для обозначения буквы на письме нам нужен знак как ее обозначать, посмотрите на нее.
Вот буква В – она служит для обозначения звуков (В), (В*,) на письме.
Стихотворение о букве:
У буквы В, ну прямо смехота –
На удивление два живота.
Давайте повторим: (дети повторяют стихотворение)
«Раздели слова на слоги»
ВАТА, ВОДА, СОВА, ВЕТЕР, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ВАЗА, БУКВЫ.
Чтение слогов прошлого занятия с буквой М
Со словом ВОВА.
Закрепление полученных знаний на занятии.
Пальчиковая гимнастика “Дружба”
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
С вами мы подружимся
Раз, два, три, четыре, пять,
начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.
– О каких звуках говорили сегодня на уроке?
– Дайте характеристику этих звуков.
Молодцы!