Звук и буква Щ – конспект логопедического занятия

Звук и буква Щ – конспект логопедического занятия

Автор: учитель – логопед Пархоменко Екатерина Сергеевна

МАДОУ № 214 “Центр развития ребёнка – детский сад”, г. Кемерово

Тема: «Звук Щ, буква Щ».

Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.

Задачи:

1. Закрепление правильного произношения звука Щ, определение места звука в слове.

2. Знакомство с буквой Щ.

3. Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

4. Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

5. Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.

6. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

7.Развитие фонематического восприятия; навыков звукового анализа, чтения и письма, внимания, памяти.

Оборудование: Доска, буква Щ, рабочие тетради по числу детей, ручки, фиш­ки зелёного цвета с зачёркнутым колокольчиком внутри, счётные палочки, картинки со звукам Щ.

Ход занятия.

«Вот так чисто» – скажет.

Он хорош для кислых щей

(Помимо прочих овощей)

Какой первый звук в этих словах? (Ответы детей).

Правильно это звук Щ, с ним, то мы и познакомимся сегодня на занятии.

А сейчас давайте возьмём зеркала и посмотрим какое положение принимают наши губы, зубы и язык.

– Губы округлены и вытянуты вперёд;

– Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «большая дорожка»;

– Язык широкий, высоко поднимается к верху;

– Горлышко не гудит;

Дуем на поднятый вверх язык: Щ,щ,щ,щ.

А теперь давайте дадим характеристику звуку Щ. Какой он если во рту есть преграда когда мы его произносим? (согласный). Твёрдый или мягкий? (он всегда мягкий). И если горлышко не гудит, то (глухой). Обозначать мы его будем зелёной фишкой с зачёркнутым колокольчиком внутри.

Давайте проверим, кто самый внимательный. Я буду называть различные звуки, слоги слова, а вы если услышите в нём звук Щ, потопайте ножками.

  • Звуки: а, о, п, г, Щ, в, Щ, ы, д.
  • Слоги: па, ба, Ща, то, уЩ, иЩ.
  • Слова: клещи, сапог, шапка, щёки.

“Слоговое лото”.

Кто больше придумает слов на заданный слог. Я называю слог, а вы его заканчиваете.

Ща (щавель, щадить. ), щё (щётка щёлкает. ), ще (щегол, щенок, щедрый. ), щу (щука, щупальца, щурится. ), щи (щи, щипать, щиплет. ).

Игра “Добавь слог”.

Продолжите слова походящим слогом Ща, Щу, Щи.

Пи-щу, гу-ща уго-щу, кле-щи, ча-ща, наве-щу, та-щу (щи), изве-щу, защи-щу, ро-ща, пи-ща, зачи-щу.

Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше – выше потянитесь. Влево – вправо посмотрите, руками коленей коснитесь. Сели, встали. И на месте побежали.

Знакомство с буквой Щ.

Логопед вывешивает на доску большую букву Щ и картинку с расчёской из трёх зубцов.

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан)

Это буква Щ давайте её рассмотрим. Из скольких линий она состоит? (5). На, что она похожа? (ответы детей).

Посмотрите, как она пишется (пишет букву Щ сверху вниз коментируя свои действия).

– Давайте напишем её в воздухе пальцем вместе со мной (пишут).

– А теперь вылижете её у себя на столах из пяти палочек. (выкладывают).

– Прописывание буквы Щ в тетрадях.

Игра “Найди подходящее слово”.

На доске изображено:

1. Лесенка. 2. Сквозная буква.

Примерные ответы: Примерные ответы:

щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, роща, мощи.

Игра “Найди слова”.

На доске написано 2 слова (товарищи и щекотка). Разбор слова на слова.

Товарищи (щи, ищи, тащи. ), щекотка (щека. ).

Записывание получившихся слов со звуком Щ в тетради.

Итог занятия.

  • С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на занятии?
  • Дайте звуку Щ характеристику.
  • Какие слова со звуком Щ вы запомнили?
  • Ваше задание на дом вспомнить и записать, как можно больше слов со звуком Щ.
  • Занятие окончено.

Конспект фронтального логопедического занятия “Звук [Щ], буква Щ”

Конспекта занятия предназначен для работы с учащимися с нв ОНР. Он поможет закрепить в речи навык правильного произнесения звука [щ]. Представленные в конспекте задания во многом способствуют развитию зрительного восприятия, внимания детей. Материал конспекта представлен в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Тема: Звук [Щ], буква Щ.

Цель: Научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
его с соответствующей буквой Щ.

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. Познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
  2. Осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
  3. Работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».

Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. Развивать логическое мышление в ходе работы над стихотворным текстом и его заголовком.
  2. Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.
  3. Развивать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез через выполнение упражнений по составлению слов из букв и слогов, выделению звуков из слов.

Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

  1. Познакомить учащихся с написанием буквы Щ, не путать ее со сходными: Ц, Ш.
  2. Запомнить правило написания ща в словах.

Оборудование: Предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
зеркало, картинки профессий людей.

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Знакомство со звуком [щ]
  4. Работа по уточнению произношения звука, его отработка, закрепление в речи.
  5. Физкультминутка
  6. Знакомство с буквой Щ.
  7. Выполнение заданий, направленных на чтение и запись слов с буквой Щ.
  8. Итог занятия.

– Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь?
В этом домике есть красные двери,
Рядом с дверями есть белые звери.
А те зверушки любят конфеты и плюшки. (Рот)

– А кто живет в этом домике? (Язык, язычок)
Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной.

– Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ].

– Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Охарактеризуем этот звук. (Согласный, глухой, мягкий)

Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку( у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ], потом ботинки [щ щ щ].

– Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? (Обувная)
Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
Если щетка нам нужна для платья, значит она какая? (Платяная)
– Если услышите звук щ, хлопните в ладоши: шелк, щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение.
– Поиграем в игру «Договори и повтори»
Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)
Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)
Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)
Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)
Щи- щи-щи – кусаются…(клещи).
– Прослушайте скороговору и скажите, сколько раз в ней повторяется звук щ?
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5)
– Кто щиплет щетку? (Щенки)
– Сколько их?(2)
– Как они щиплют щетку? (Щека к щеке)
– Где они ее щиплют? (В уголке)
– Повторите скороговорку целиком.
Щенки очень любят играть с мячом, давайте и мы поиграем.

– Игра « Кто это – назови профессию» (Показ картинок)

Кто дрессирует животных .
Работает на экскаваторе…
Чистит обувь…
Точит ножи…
Играет на барабане…
Регулирует уличное движение…
Делает кладку из камня…
Чинит часы…
Занимается фехтованием….

– Какой согласный звук общий для всех этих слов?

– Я слышу как ветер доносит звуки. Соберите из них слово, будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

– Какой согласный звук присутствует во всех этих словах? ([Щ])

– Прослушайте стихотворение и подумайте, какое бы название вы дали этому стихотворению.( Логопед читает стихотворение ).

-На самом деле это стихотворение называется «Помощница» и написала его известная детская поэтесса А. Л. Барто.

– Как вы считаете, подходит ли это название стихотворению?

– От какого слова образовано слово «помощница»?

– В каком смысле употреблено слово «помощница»?

– Разделите слово на слоги?

– Сколько всего слогов в слове?

– В каком слоге находится звук [щ]?

– Назовите этот слог?

Мы работали, устали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче
А сейчас вперед прогнитесь
И носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело,
Надо нам продолжить дело.

– На письме звук [щ] обозначается буквой Щ.

На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

– А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

– Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

– Восстановите печатную букву Щ используя данные буквы:

– Посмотрите на написание письменных букв Щ, запищите заглавную и строчную букву щ в тетрадь.

– Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ, о, р – роща
щ, д, а, о, п, а – пощада
в, щ, е, а, ь, л¬ – щавель
а, щ, п, а – пища
л, о, щ, а, ь, п, д- площадь

Читайте также:  Нарушение голоса при заболевании щитовидной железы

– Запишите получившиеся слова в строчку, подчеркните одинаковую часть в этих словах. Что вы подчеркнули? (Ща)

– Запомните, ребята, правило: ща – мы пишем с гласной А.

– К каким словам из записанных вами подходит схема?

– Составьте предложение из этих слов.

Перед вами слова. Прочтите их, начиная с самого короткого слова и заканчивая самым длинным.
Лещ, барабанщик, щепка, овощ, площадь, защитники, хищник, кулачище.

А теперь прочтите наоборот, начиная с самого длинного слова и заканчивая самым коротким.
– Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники)

– Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый?

А В А Щ Е Л Ь А Т И К (щель)
К Д Я Щ Е Р И Ц А М О (ящерица)
Г О Р Д С И Щ И Р В Ы (щи)
М Е А О Б Е Щ А Н И Е (обещание)

– Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

– Сегодня мы учились произносить звук…

– Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ»

Жемчугова Светлана Юрьевна

Учитель-логопед, МАДОУ №64 “Искорка”, Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жемчугова С.Ю. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ» // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 28.02.2020).

Цель:

1. Закрепление правильного произнесения звука [Щ].

2.Знакомство с буквой Щ.

3. Закрепление умения различать звук и букву.

4. Научение чтению слогов с буквой Щ.

5. Выработка навыка звуко-буквенного анализа.

6. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

7. Предупреждение оптической дисграфии.

8. Выработка навыка образования существительных с суффиксом –ищ.

Оборудование: плакат для чтения и анализа слогов, предметные картинки (щетка, плащ, щука, щит, щавель), изображение щегла, сюжетная картинка «кот охотится на щегла», фишки для звукового анализа слов, речевой материал, звуковой домик для обозначения места звука в словах, СD проигрыватель, СD диск «Голоса птиц».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел щегол. А где живет щегол?

2. Опознавание изученных букв по их элементам.

Профилактика оптической дисграфии.

Логопед: Щегол спрятал буквы в комод, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.

Дети выполняют задание.

3. Поиск слов со звуком [Щ] в стихотворении на слух.

Логопед: А теперь послушайте стихотворение.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал!

Еще бы! Он счастливый рос.

Теперь мой щен не щен, а пес – Настоящий!

Найдите, пожалуйста, слова со звуком [Щ]?

Логопед: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Щ].

Дети: Воздушная струя встречает препятствие, значит звук согласный, горлышко не дрожит – звук глухой и всегда мягкий.

4. Отгадывание загадок.

Логопед. Дети, а вы умеете отгадывать загадки?

Логопед: Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:

В дом не пускает.

Зубаста, а не лает

Однажды мне сказали:

— Боимся мы щекотки

А теперь возьмите фишки и выложите ими слова-отгадки.

Дети выполняют задание.

5. Определение места звука [Щ] в словах с использованием звукового домика.

Логопед: Посмотрите на картинки, определите место звук [Щ] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.

Дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [Щ] в словах.

Картинки: щетка, плащ, щука, щит, щавель.

6.Знакомство с буквой Щ.

Логопед: Дети, посмотрите, щегол принес нам букву. Давайте ее рассмотрим.

Дети рассматривают букву Щ, обсуждают из каких элементов она состоит и на что похожа.

7. Чтение слогов.

Чтение слогов и соотнесение слогов с картинками, название которых начинается с выбранного слога.

Логопед: Ребята, перед вами плакат. Выбирайте слог, читайте его и находите картинки, названия которых начинаются с данного слога.

8.Физкультминутка.

Щеглёнок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда:

Котище чёрный рыщет,

Птенцов и птичек ищет.

Щеглёнка видит черный кот,

К нему, мурлыча, он идет,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой…

Щеглёнок помощи не ждет

И от отчаянья – в полет…

И вот удача – высота

Спасла щегленка от кота.

9. Образование существительных с помощью суффикса –ищ

Логопед: Ой, дети, посмотрите, кто охотится на нашего щегла? (Картинка: кот охотится за щеглом).

Логопед: Нет, это не кот, а огромный котище! И у него не зубы, а огромные …

Логопед: Не глаза, а…

Логопед: Не лапы, а …

Логопед: Не усы, а…

Логопед: Давайте поможем щеглу и прогоним кота. Кричите: «Щщщщ»

Дети прогоняют кота.

10. Минутка релаксации.

Логопед: Щегол очень рад, что мы спасли его от огромного кота и в благодарность споет нам свою песенку.

Дети расслабляются под запись свиста щегла и звуков леса.

11. Итоги занятия.

Логопед: Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

Дети: Мы говорили о звуке Щ.

Логопед: Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.

Дети выполняют задание

Логопед: Вспомните, пожалуйста, слова со звуком [Щ].

Логопед: Какая птичка была с нами на занятии и пела для нас с вами, когда мы отдыхали?

Дети: С нами на занятии был щегол.

Логопед: А как вы думаете почему эта птичка прилетала к нам сегодня?

Дети: Название этой птички начинается со звука [Щ].

Логопед: Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!

Логопедическое занятие “Звук и буква “Щщ””

Разделы: Логопедия

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, цветные карандаши, ручки, листы с заданиями, зеркала, карточки со знаками препинания, таблицы с правилами, мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

– Дорогие ребята, давайте поздороваемся!

“Здравствуйте” – ты скажешь человеку.
“Здравствуй!” – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

– Сегодня нас ждет много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
– Покажите свое настроение в начале урока. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы! А теперь начнем работать. Сядьте ровно, руки положите перед собой.

II. Сообщение темы занятия.

– Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (Емеля.) (Изображение Емели вывешивается на доску.)

– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? Какие волшебные слова сказала Щука Емеле?
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. По щучьему велению, по нашему хотению! Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
– С какого звука начинается слова щука? (Со звука [щ]).
– Тема нашего занятия “Звук [щ]. Буквы Щщ”.

III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].

1. Характеристика звука.

Посмотрите на картинку. (Показ картинки-символа “Щетка”.)

Щетка чистим вещи: Щ-Щ-Щ.

– Итак, звук [щ] – губы – рупором, кончик языка – прижат к нижним зубам, выдыхаемый воздух – теплый. Посмотри правильность выполнения движений в зеркало.
– Давайте дадим характеристику звука Щ. Можем мы пропеть звук Щ?

Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? (Дети кладут рука на горло.) Твердый или мягкий?

– Согласный звук Щ – глухой, всегда мягкий. Обозначается буквой Ща. (Показ буквы.)
– Выложите букву Щ из палочек.
– На что похожа буква Щ? (На расческу.)

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!

2. Развитие фонематического восприятия.

– Сейчас щука проверит, как вы внимательно умеете слушать. Я буду произносить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите в слове звук Щ:

щи, чулок, щенок, цирк, плащ, ищу, шапка, часы, лещ. (Дети определяют позицию звука в слове, рот логопеда закрыт экраном.)

IV. Связь с буквой.

– По щучьему велению, по моему хотению, покажи нам щука, как правильно пишется печатная буква Щ. (Показ буквы на экране проектора.)
– Возьмите лист и зеленый карандаш и напечатайте 3 заглавные буквы Щ. (Правила посадки.)
– Почему мы печатаем букву Щ зеленым карандашом?
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же.
– Для чего нужна заглавная буква Щ?
– Сейчас посмотрите, как правильно написать маленькую печатную букву Щ.

(Показ буквы на экране проектора.)

– Возьмите зеленый карандаш и напечатайте маленькую букву Щ. Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же. (Правила посадки.)

V. Чтение слоговой таблицы.

– Найдите на листе задание 2. Давайте прочитаем слоги с буквой Щ. По щучьему велению, по моему хотению прочитайте все слоги правильно, без ошибок! (Дети читают по цепочке.)

– Хором прочитаем все слоги!

– Давайте отдохнем, и снова поможет нам в этом щука. (Показ движений соответственно содержанию каждой строки.)

Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши,
Щи у щуки хороши!

VII . Звуко-буквенный анализ слов.

– По щучьему велению, по нашему хотению!
– Делаем схему слова лещи, внимание на экран.

  1. Делим слово на слоги ле-щи? (Картинка № 2.)
  2. Сколько в этом слове слогов? (Картинка № 2.)
  3. Назовите первый слог ле – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
  4. Слог закончился, отделяем вертикальной чертой.
  5. Назовите второй слог щи – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
  6. Ставим ударение. На какой слог падает ударение? На второй слог, на гласную и.
Читайте также:  Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

– Делаем схему слова овощи, внимание на экран. (Аналогично.)

VIII. Развитие просодии.

– А теперь скороговорка про щуку. (Прикрепить на доску карточки со знаками препинания . ? !)
– Внимательно послушайте скороговорку: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу”.
– Что я сказала? Что поставим в конце предложения?
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с вопросительной интонацией: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Вопросительный знак, так как предложение содержит вопрос.
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с чувством радости: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Восклицательный знак, так как в предложении передается чувство радости.

IX. Развитие связанной речи.

– Ребята, нам щука приготовила сюрприз, по щучьему велению, по моему хотению покажи нам щука мультфильм про щенка (Просмотр м/ф).
– Кто такие щурята? Маленькие щуки.
– А теперь давайте по картинкам перескажем содержание мультфильма.

X. Физкультминутка – направленная на расширение словарного запаса, с помощью суффикса -ищ.

– Давайте отдохнем, повторяйте слова и движения за мной.

У нашего котищи
Вот такие глазищи!
У нашего котищи
Вот такие усищи!
У нашего котищи
Вот такие когтищи!

– Когда мы говорим слова ГЛАЗИЩИ, УСИЩИ, КОГТИЩИ?
– А сам котище, какой?

XI. Работа в тетради + орфограмм ща, щу.

– По щучьему велению, по моему хотенью, возьмите лист, сядьте ровно и внимательно посмотрите и послушайте, как правильно написать заглавную письменную букву Щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Возьмите ручку и напишите с помощью наклонного листа 3 письменные заглавные буквы Щ.
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите еще одну точно такую же.
– Сейчас посмотрите, как правильно написать строчную письменную букву щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите еще одну точно такую же.
– Молодцы! А сейчас Щука приготовила для вас игру: я вам буду показывать картинки, а вы должны будете записать только первую букву каждого слова.
– Какое слово у вас получилось? Что в нем особенного? (У детей получаются слова: роща, тащу.)
– Как пишутся эти слова?

(На доску вывешиваются карточки “Ща пиши с а! Щу пиши с у!”.)

XII. Домашнее задание.

– Дома вам надо отработать чтение слогов, повторить новые правила. А Щука за хорошую работу приготовила вам сюрприз – это лист-раскраска: дома раскрасьте букву Щ.

– Кто к нам приходил в гости на занятие?
– С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]?

–Красную рыбку в ведро положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими буквами, а желтую рыбку положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Щ] и буква Щ»

Королева С.
учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери

Тема: «Звук [Щ] и буква Щ»

Группа: подготовительная к школе

Образовательная область : «Речевое развитие»

Л): Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

(Л): Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»

Сообщение темы занятия

Выделение звука Щ из чистоговорки.

(Л): Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? ( Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)

(Л): Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.

Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.

(Л): поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?

(Д): Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.

(Л): Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?

(Д): Да. Мешает язык.

(Л):.значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?

(Л): значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.( Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ )

Дайте характеристику звуку Щ

(Д): звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.

Выделение звука Щ на слух среди других звуков.

(Л): Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ

щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов

Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ

Ощ-ущ-ащ ущ- ищ – ущ

Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»

Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.

Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.

После того , как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.

Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.

(Л): почему ты закрыл кружком эту картинку?

(Р): это щука. В этом слову есть звук щ.

(Л): где находится звук щ в слове щука?

(Р): В начале слова.

Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.

Проверка на экране.

Образование существительных с помощью суффикса «ищ».

(Л): Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …( глазища)

Не усы, а огромные …

На лапах не маленькие сапоги, а огромные…

У него не тихий голос , а громкий….

(Л): наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?

(Л): Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.

(Л): Вы согласны с ним , ребята?

(Л): сколько звуков в слове щи (2)

Какой звук появился в слове щит ( т)

Сколько всего звуков в слове щит (3)

Значит какое слово самое короткое?

(Л): Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.

Проверка на доске через компьютер.

Звуковой анализ слова щука.

(Л): Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. ( Логопед спрашивает двоих ребят).

Синтез слова роща

(Л): А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно ( логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.

Какой первый звук в слове ручка?

Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.

Л: Какое получилось слово?

Л: Выложите слово роща кружками.

Коту понравилось как вы обозначали слово роща кружками. Он хочет обозначить кружками слово щука. Правильно ли он выполнил задание? ( Логопед демонстрирует на экране схему их 5 кружков)

(Д): нет. Дети исправляют ошибки.

(Л): Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним.

Знакомство с буквой Щ

Щ – это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой-колючкой.

(Л): Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? ( на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?

(Д): Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.

(Л): Найти букву Щ в кассе букв.

Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения : У Димы щука. ( по возможностям детей).

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ»

Елена Мясникова
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ»

Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой Е. Н.

Тема занятия: Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [щ], буква Щ.

Тип занятия: по овладению новыми знаниями.

Цель: сформировать знание о звуке [щ], букве Щ.

познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука [щ] с опорой на различные виды контроля;

закреплять умение выделять звук [щ] в слогах, словах;

познакомить с графическим обозначением звука [щ];

закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”;

автоматизировать произношение звука [щ] изолированно, в слогах, словах и предложениях;

развивать фонематический слух и восприятие;

профилактика дисграфии и дислексии;

совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа;

улучшение мелкой и общей моторики и координации движений;

развитие дыхания и голоса;

развитие основных психических процессов: внимание, память, мышление.

воспитывать интерес к занятиям, любознательность;

продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость и дисциплинированность);

стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

• Фланелеграф, полоски бархатной бумаги (сост. букву Щ); мяч; счетные палочки для выкладывания буквы (по 4 шт., косточки хурмы.

Читайте также:  Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе - тема Профессии

• Карточки формата А5 с буквами Щ, Ш, Ц.

• Зеленый квадрат (без колокольчика).

• Индивидуальные зеркала по количеству детей.

• Карточка формата А4 с цветным изображением Гнома Знайки (см. приложение 1).

• Сюжетная картина формата А4 иллюстрация правила о звуках и буквах (см. приложение 2).

• Предметные цветные картинки формата А5 с изображение предметов, внешне похожих на букву Щ: стилизованные щетка, щенок, щавель (см. приложение 3).

• Карточка формата А4 с отображением порядка написания буквы Щ (см. приложение 4).

«Перфокарта» формата А3 с изображениями предметов, в названии которых есть звук [щ], и других предметов (см. приложение 5).

• Карточка формата А4 с различными вариантами написания буквы Щ (правильное, перевернутое написание) и похожих на нее букв (см. приложение 6).

• Сюжетная цветная картинка формата А4 с изображением различных предметов, в названии которых есть звук [щ] (см. приложение 7).

• Слоги: ещ, щё, щи, ащ, ще.

• Слова: щука, щенок, щи, щетка, щит, щепки, щупальца, щегол, клещи, ящерица, ящик, овощи, плащ, лещ, роща, щавель, удилище, щепка, щель, щека, щелка.

Место проведения: логопедический кабинет.

Организационная форма проведения: традиционная.

Логика образовательной деятельности.

1. Приветствие (тренинг общения).

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на занятии.

Давайте вспомним красивые слова приветствия и поприветствуем друг друга.

“Здравствуйте” – ты скажешь человеку.

“Здравствуй!” – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Сегодня нас ждет много интересных приключений. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

А теперь посмотрите на меня.

2. Дидактическая игра «Зеленая дверь в волшебную страну».

Звучит отрывок из песни В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка»

– Сегодня к нам в гости опять пришел Гном Знайка, а мы знаем, что гном к нам один не приходит, а приходит со своими друзьями – звуками и буквами.

(выставляется картина с изображением Гнома Знайки – см. приложение 1).

Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами – волшебная зеленая дверь в страну АБВГДейку. Сегодня Знайка опять приглашает нас в гости в эту удивительную страну, там мы встретимся с новой буквой, познакомимся с ней поближе, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы. Но чтобы попасть в эту страну надо правильно ответить на мой вопрос и перешагнуть через вот эту зеленую черту

Это кто стоит, грустит? У кого там кислый вид?

Эй, ребята, не зевай, на вопрос мой отвечай:

• Какая хищная рыба водится в реке? (щука)

• Как называется детеныш собаки? (щенок)

• Как называется суп с капустой? (щи)

• Чем чистят одежду и обувь? (щеткой)

• Чем защищались воины в старину? (щитом)

• Что отлетает, когда рубят дрова? (щепки)

• Чем захватывает добычу осьминог? (щупальцами)

• Как называется певчая птичка с пестрыми перьями? (щегол)

3. Дидактическая игра «Здравствуй, звук.

– Молодцы. Кто скажет, какой первый звук во всех названных вами словах?

– Правильно. Сегодня мы с вами будем учить новый звук [щ]. Посмотрите все на меня. Возьмите зеркала, произнесите звук [щ]. (дети берут индивидуальные зеркала).

В каком положении находятся губы во время произнесения звука [щ]?

– Какую форму принимает язык?

– Язык в форме чашечки.

– А при произнесении каких еще звуков язык принимает форму чашечки?

– Все эти звуки – шипящие, звук [щ] тоже шипящий.

4. Дидактическая игра «Что за звук? Расскажи».

Звук [щ] согласный или гласный?

– Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.

Звук [щ] звонкий иди глухой?

– Приложить ладошку к горлу – голос спит, отдыхает.

Звук [щ] твердый или мягкий?

– Ребята, запомните, что звук [щ] всегда мягкий, у него нет твердого братца. Как мы будем обозначать звук [щ]?

– Зеленым квадратом без колокольчика.

– Кто даст характеристику звука [щ]?

Звук [щ] согласный, глухой, мягкий.

5. Дидактическая игра «Веселая щетка».

– А сейчас я буду произносить двустишие, а вы повторяйте за мной последний слог.

Щ – метем мы мусор щеткой,

Произносим звуки четко:

– Вычистим любую вещь,

Пропоют нам щетки – ЕЩ.

– Что почистить вам еще?

Спросят щетки маму – ЩЁ.

Вещь для чистки поищи.

Повторяют щетки – ЩИ.

Станет чистым мамин плащ.

Щетки звонко чистят – АЩ.

Ни соринки на плаще.

Щетки так довольны – ЩЕ.

6. Дидактическая игра «Давайте познакомимся».

Звук мы слышим и произносим, а чтобы «увидеть» звук, что нужно сделать?

– Записать его, написать букву.

– Правильно. Давайте повторим, как связаны между собой звуки и буквы. (выставляется сюжетная картина – см. приложение 2). Звуки мы слышим и произносим. буквы мы видим, читаем и пишем, а также можем нарисовать их.

Звук [щ] обозначается буквой Щ. Эта буква обозначает только один мягкий звук.

– Это буква Щ. На что она похожа?

– Дети предлагают варианты.

Логопед демонстрирует картинки и читает текст.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан).

Щ – играющий щенок.

Кверху лапками он лег. (Г. Виеру).

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам. (В. Степанов).

Щ, по просьбе овощей,

Рвет щавель для кислых щей. (Н. Толоконников).

(с опорой на соответствующую картинку, см. приложение 3).

– На какие буквы похожа буква Щ?

(Логопед уточняет, чем отличается буква Щ от названных букв).

– Верно. А из каких частей состоит буква Щ?

– Три длинных вертикальных палочки, одна длинная горизонтальная, одна короткая вертикальная.

– Порядок написания буквы Щ такой: (демонстрация по картинке). (см. приложение 4).

– Сейчас указательным пальцем пишем букву в воздухе вместе; теперь в воздухе сами; теперь на столе; на спине у соседа.

– Теперь давайте выложим букву на фланелеграфе. Кто пойдет выкладывать букву? А все остальные выкладывают букву Щ у себя на столах из палочек и косточки.

Давайте поселим эту букву в наш дом букв.

7. Динамическая пауза.

– А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом. Я буду бросать вам мяч и произносить слово, а вы замените в этом слове первый звук на звук [щ] и произнесите получившееся слово.

– Молодцы. Продолжаем занятие.

8. Дидактическая игра «Где спрятался звук.

– Внимательно посмотрите доску (вешается перфокарта см. приложение 5). В названии каких предметов есть звук [щ]? Я отмечу эти предметы. Скажите, где находится звук [щ] в названии картинок верхнего ряда?

– Где находится звук [щ] в названии картинок среднего ряда?

– В середине слова.

– Где находится звук [щ] в названии картинок нижнего ряда?

– Переворачиваем лист. Соединяем точки, повторяя порядок написания буквы Щ. Молодцы, вы нашли все предметы со звуком [щ] и получилась буква Щ.

9. Дидактическая игра «Найди букву Щ».

– Возьмите со стола листок. Переверните его. Ваша задача – обвести ТОЛЬКО правильно написанные буквы Щ. (Посмотрите еще раз, как правильно пишется буква Щ). (см. приложение 6).

10. Дидактическая игра «Найди и назови».

– Посмотрите внимательно на картину. Кто назовет предметы, изображенные на этой картине, в названии которых есть звук [щ]? (см. приложение 7).

– Овощи, ящик, лещ, щука, плащ, роща, щенок, щавель, ящерица, щегол, щенок, щепки, удилище.

– А теперь придумайте предложение с этими словами.

(Дети придумывают предложения). Таня держит ящик с овощами. И т. д.

11. Итог. Рефлексия.

– На этом наше путешествие с Гномом Знайкой подходит к концу. Оно было интересным и познавательным. До свиданья, АБВГДейка! До следующего свидания! Но чтобы выйти через волшебную дверь каждому из вас придется вспомнить и назвать слово со звуком [щ], чтобы дверь открылась. (Дети, подходя к двери, называют слово и проходят обратно в волшебную дверь. Звучит музыка В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка»)

– Вот мы и вернулись в нан детский сад. О каком звуке мы с вами сегодня говорили?

– О звуке [щ].

– Какой буквой он обозначается?

Буквой Щ.

– Какой игры Гнома Знайки вам понравились больше всего?

Занятие окончено.

Было проведено фонетическое занятие с элементами грамоты.

Поставленная цель соответствует заявленной теме. Ход проведения занятия соответствует намеченному плану. Все структурные части занятия были проведены.

Занятие построено по основному принципу коррекционного обучение: от простого – к сложному. Содержание занятия соответствует уровню знаний, умений и навыков, а также опыту детей данной группы. Материал подобран с учетом логической последовательности и его усложнения.

По ходу занятия проводилась своевременная смена видов деятельности.

Контакт с группой был установлен. Речь логопеда была доступной, интонированной, выразительной, но следует отметить некоторую замедленность речи, несколько заниженный темп. Присутствовал контроль за речью детей, но следует обратить внимание на равномерность распределения внимания на всех детей группы.

Дети были включены в процесс, заинтересованы, активно работали на занятии.

Поставленные цели были достигнуты. Логопед удовлетворен проведенным занятием.

1. Куликовская Т. А. логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации зв2уков у детей: пособие для логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008 г. – 128 с.

2. Светлова И. Е. Домашний логопед. – М., ООО «Издательство «Эксмо», 2004 г. – 250 с.

3. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Звуки Ш-Ж. для детей 4-6 лет. – Спб.: «Издательский Дом «Нева», 2003 г. – 64 с.

Ссылка на основную публикацию