Звук и буква П – конспект группового логопедического занятия

Логопедическое занятие Звуки П-П’ и буква П (2 класс)

Цели: развитие мелкой и речевой моторики, зрительного восприятия и зрительной памяти, мышления.

Уточнение артикуляции звука, соотнесение с буквой.

Формирование фонематического анализа.

Уточнение и расширение словаря по темам: «Птицы», «Профессии»; работа по грамматическому оформлению предложения;
Воспитание желания правильно и красиво говорить.

Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, плакат «Почтальон Печкин», карточки с названиями профессий, посылки от Печкина, плакаты с словарными словами.

Здравствуйте! К нам пришел почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Постараемся работать быстро и аккуратно, чтобы порадовать нашего Печкина.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: Улыбка – трубочка, Спрятали губы, заборчик, оскал, лошадки.
Какие упражнения выполняли?

3. Упражнения для развития дыхания.

Мы подули высоко,
Мы подули низко,
Мы подули далеко,
Мы подули близко.
Упражнения «Горячий чай», «Сдуем пушинку с левого (правого) плеча».
Какие упражнения выполняли?

4. Работа по картинкам (слайд № 1).

– Посмотрите на картинки, что изображено?
Петух, попугай, павлин, пеликан, пингвин. Как их назовем, одним словом? (Птицы). Словарная работа.

5. Выделение первого звука в словах.

Какой звук повторялся в названиях этих птиц? Звук П.

6. Сообщение темы урока (слайд № 2).

7. Анализ артикуляции звука по плану.

Произнесите звук П перед зеркалом. В каком положении губы? Как проходит воздушная струя? (ответы учащихся).
Вывод: (слайд № 3).

8. Характеристика звука.

(ответы учащихся). Вывод: (слайд № 4).

9. Соотнесение с буквой (слайд № 5).

Влез на букву озорник
Он решил, что П- турник.
На хоккее, на футболе
Буква П- ворота в поле.
Показ прописной буквы П на плакате.

10. Развитие мелкой моторики.

Почтальон Печкин принёс посылку. Что в этих посылках? Пуговицы, спички, пробки, пластилин. Выложите букву П из того материала, который лежит у вас в посылке.

11. Чтение прямых слогов : дифференциация твёрдых и мягких согласных (слайд №6).

12. Чтение слогов со стечением согласных (слайд №7).

13. Закрепление произношения звука П в словах.

Почтальон Печкин принёс вам ещё одну посылку. На карточках слова – названия различных занятий людей. Но вот беда: пока нёс Печкин посылку, звуки П-П’ в словах потерялись. Вставьте букву П в слова, прочитайте, покажите на доске соответствующую картинку( слайд № 8).
Карточки: . овар, . родавец, астух, . лотник. екарь, . очтальон.
Как по-другому называются занятия людей? (профессия). Словарная работа.

14. Работа с предложениями (слайд № 9).

Прочитайте предложения и исправьте ошибки.
Повар пасет стадо.
Пастух готовит обед.
Пекарь строит дом.
Плотник печет булки.

15. Составить предложения из слов (слайд №10 ).

Разводит, пчёл, пчеловод.
Выкладывает, кирпичей, из, печник, печь.

16. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой!
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый!
Этот пальчик хоть и мал,
Он и ловок, и удал!

17. Записать предложения в тетрадь, подчеркнуть букву занятия (слайд №11).

Какой звук повторяли на уроке? Какой он? (характеристика звука) (слайд №4) Как называются занятия людей?
Словарное слово – Профессии.

19. Почтальон Печкин говорит вам «Молодцы!» и дает задание на самоподготовку : раскрасить раскраску на букву П ( соединить букву с картинками на букву П) и прочитать потешки и чистоговорки( слайд № 12).

Список использованной литературы:

  1. Веселые минутки: Стихотворения для физкультурных минуток/ Авторы – составители: М.И. Багаутдинова, Г.Н. Ягафарова – : Китап, 2003.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособие – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2002.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя – логопеда.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов по спец. «Педагогика и психология (дошк)»/ Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Стихи о буквах алфавита

Логопедическое занятие по теме “Звук и буква П”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Логопедическое занятие для старших дошкольников по формированию фонетико-фонематических навыков . Тема:” Звук и буква П”.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word_2.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЗВУК И БУКВА П

1. Сформировать навык правильного произнесения звука П изолированно, в слогах, словах, в предложении.

2. Развивать фонематическое восприятие: упражнять в воспроизведении слоговых рядов разной степени сложности, назывании слов с заданным звуком, определении позиции звука в слове; навык элементарного фонематического анализа и синтеза слогов.

3. Формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнений в образовании относительных прилагательных.

4. Развивать зрительное восприятие в ходе выполнения упражнений на узнавание предмета в контурном изображении, по его части, в зашумленном виде.

5. Познакомить с буквой П.

6. Формировать умение работать индивидуально, в парах, подгруппой, адекватно принимать оценку своей работы.

ОБОРУДОВАНИЕ : карта города Звуков и Букв, рисунки в контурном, частичном изображении в зашумленном виде в названии со звуком П (по количеству детей), эти же картинки в цветном изображении, внеречевая опора для характеристики согласных звуков, пеналы с фишками гласных и согласных звуков, картинки- символы для закрепления произношения изолированного звука П (выполнены руками родителей и детей), звуковичок П, предметные картинки шапки с полоской, разделенной на три части, буква П, материал для конструирования буквы П, оценочные звездочки.

-Друзья, сегодня у нас на занятии присутствуют мамы и папы. Кивком головы и улыбкой поприветствуем их. А сейчас сами зарядимся бодростью и энергией с помощью нашего приветствия.

Нетрадиционное приветствие “Здравствуйте!” (в кругу).

Логопед: “Здравствуйте, ручки!”

(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)

Логопед: “Вы проснулись?”

Логопед: “Здравствуйте, глазки и щечки!”

(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)

Логопед: “Вы проснулись?”

Логопед: “Здравствуй, носик!”

(Точечный массаж “крыльев” носа)

Логопед: “Ты проснулся, носик?”

Логопед: “Здравствуйте, ушки?

(Массаж ушных раковин)

Логопед: “Вы проснулись, ушки?”

Логопед: “Здравствуй, ротик!”

(Растягивают губы в улыбке)

Логопед: “ Ты проснулся, ротик?”

Дети: “Здравствуйте, все!”

(Поднимают руки вверх)

2) Назовем друг друга ласково.

2.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

– Посмотрите на карту города Звуков и Букв. Что случилось?

Друзья, сегодня утром жители города Звуков и букв обнаружили, что одна из улиц, а если быть точнее, то улица Согласных глухих звуков была захламлена, забросана какими- то клочками, обрывками бумаги, скомканными листочками. А на пороге одного из домов жители обнаружили листочки с какими – то перечеркнутыми и непонятными рисунками. Попробуем узнать, кто все это сделал, кому принадлежат эти листочки. Мы превратимся в самых настоящих экспертов.

– Кто такой эксперт? (Эксперт – это опытный, знающий человек, который проводит исследование, по одному признаку может сказать о многом)

Дидактическое упражнение “Узнай предмет, назови его”

(Предлагаются рисунки, в названии которых есть звук П, в контурном , частичном изображении, зашумленном виде).

-Попытайтесь узнать и назвать предмет.

-Отыщите цветную картинку с этим же изображением на другом столе.

(Дальше работа продолжается за столами)

-Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли узнать предмет по одной части, разглядеть его зачеркнутым.

3.ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ П

– Но кто же все это сделал?

Дидактическое упражнение “Какой одинаковый звук спрятался в словах?”

Предлагается только часть картинок.

– Назвать картинки. (Пальто, тапки, шапка, колпак, шляпа)

– Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (Звук П)

– А хотите знать, что же произошло на самом деле?

Оказывается, у звука П с самого утра было замечательное настроение. Ему вдруг захотелось петь. Он вдохнул весеннего свежего воздуха, открыл рот и приготовился петь. Но в это же самое время его губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и он запыхтел, как паровоз: “П – п – п!” Как не старался звук П, сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и все равно пыхтел, пыхтел и пыхтел.

“Я никогда не смогу петь. Я настоящий пыхтун, пыхач, пыхун”, – как только не обзывал себя звук П и, чтобы успокоиться, мял и рвал бумагу, начинал рисовать и бросал. И от этого у него случилось очень плохое настроение.

Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.

Давайте поднимем ему настроение и поиграем с ним.

Звук П по-разному обзывал себя.

Игра на развитие звукоподражательных навыков.

– А что еще также пыхтит? (Каша в кастрюле пыхтит. Самовар пыхтит)

Предлагается рассмотреть картинки.

-А давайте и мы превратимся в пыхтунов.

Характеристика звука П по акустико-артикуляторным признакам.

Игра “Раз, два! Повернись и в звук П превратись!”

Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга)

– Что делают губы при произнесении звука П?

Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро. Этот звук непевучий, он согласный.

-Расскажем о звуке П.

Предлагается внеречевая опора для характеристики согласных звуков.

-Как вы думаете, какой характер у звука П? Звук П твердый, сердитый или мягкий, ласковый? (Твердый)

-Какие башмаки носит звук П? (Синий)

Он глухой или звонкий? (Глухой)

(С помощью вибрационно-тактильного контроля путем прикладывания тыльной стороны ладони к горлу дети определяют отсутствие вибрации голосовых связок при произнесении звука П)

Открыть звуковые пеналы с фишками- костюмчиками гласных и согласных звуков и показать башмаки звука П.

– Кто хочет поприветствовать звук П? (Здравствуй, звук П – согласный, глухой, твердый)

Звук П – замечательный звук. Давайте с ним поиграем.

Игра “Веселые дразнилки мальчишек и девчонок”. (Работа подгуппами и индивидуально)

Мальчики и девочки встают напротив друг друга.

-А сейчас мальчишки будут дразнить девчонок и, наоборот.

Мальчики, упирая руки в бока, превратятся в недовольных пыхтунов, а девочки, держась за платьица, станут веселыми пыхтушками- говорушками, повторяя за логопедом.

Мальчики сердито: ап – оп – уп.

Девочки весело: уп – ып – ап!

Мальчики спрашивают: па – по – пу?

Девочки отвечают утвердительно: па – по – пу.

Артикуляционная и дыхательная разминка.

Пощелкаем язычком, потикаем им, как часы, а потом выдохнем плохую энергию.

Упражнение на воспроизведение слоговых рядов разной степени сложности.

Продолжим пыхтеть, повторяя по одному.

Минутка релаксации “Потянулись – сломались” (в кругу, на ковре).

-Поднимите руки вверх, не отрывая пятки от пола, тянитесь выше и выше… А теперь кисти рук как будто сломались и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опустились плечи, повисла голова. Мы “сломались” в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол. Лежим расслабленно, удобно…

Прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаблены? Наступило полное расслабление.

Игра “Веселая карусель” (в кругу).

-Поиграем со звуком П в игру “Веселая карусель”.

По кругу расположены картинки со звуком П.

Дети идут по кругу и говорят: “Мы со звуком П играем и картинки называем.

Друг за другом мы идем. Стоп. Слова вспомним, назовем”.

На слово “стоп” останавливаются и называют запомнившиеся слова со звуком П.

Затем игра продолжается дальше.

Чего не стало? (Шапки)

Игра “Где звук П спрятался в слове “шапка”?”

Предлагаются картинки с изображением шапки и полоски внизу, разделенной на три части. (Работа со звуковыми пеналами)

– Узнай, где звук П спрятался в слове “шапка” (в начале, в середине и в конце слова)? Положи башмак звука П в нужный квадратик – окошечко.

– Какой первый звук в слове “шапка”? (Ш)

– Какой последний звук в слове “шапка”? (А)

– Если звук П не первый и не последний, значит, где он находится? (В середине)

– Башмак какого цвета носит звук П? (Синий). Значит, нужно положить синий башмак звука П в квадратик посередине.

– Замените первый звук в слове “шапка” на звук “П”. Какое слово получится? Что такое “папка”?

Составление предложений со словами “шапка” и “папка”

– Придумайте предложения со словами “шапка” и “папка”.

Разминка “Игра Слов”

– Чем они отличаются шапки?

Если шапку носят весной, то она какая? (Весенняя)

Если шапку носят зимой, то она какая? (Зимняя)

Если шапка сделана из меха, то она какая? (Меховая)

Если шапка связана из шерсти, то она какая? (Шерстяная)

Вот сколько слов мы подобрали к слову “шапка”.

У звука П появилось замечательное настроение и ему захотелось петь

Игра “Хор живых звуков”.

-Звуку П очень хочется петь. Вы же понимаете, что звук П сам петь не может. Он согласен петь с гласными звуками, за это его и согласным называют. Давайте мы с вами превратимся в хор певцов и будем петь, дружить звуки. Можно я буду дирижером. Я буду показывать вам гласные звуки губами, при этом дирижерская палочка поднимается вверх.

При звуке П дирижерская палочка опускается вниз.

Вместе: А,П; О,П; П,У; П,О;

В нашем хоре будут солисты: споем высоко (сопрано), АП; низко (басом), ОП; тихо, ПУ; громко, ПА;

Споем парами: как будто заблудились в лесу, тихо, АП; как будто заблудились в лесу, громко, УП.

4. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ П

-У звука П есть сестра – буква П.

Посчитайте, сколько элементов есть у буквы. (3)

– Изобразите П из пальчиков.

– Попробуйте написать букву П необычным способом:

выложить с помощью счетных палочек;

выложить из карандашей;

из строительного материала палочек и кубиков;

из шерстяных ниток;

Оценка работ детей.

5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

-Друзья, с каким звуком мы сегодня играли, поднимали ему настроени

П не просто играл с вами, он радовался вашим успехам. Если вам было трудно, он пыхтел вместе с вами. Он от души благодарит вас и дарит вам подарки.

(Детям вручаются оценочные звездочки: называю умницей, называю умником, восхищаюсь, радуюсь за тебя.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: – закреплять понятие «гласный звук»; – закреплять навы.

На данном занятии учитель-логопед учит детей дифференцировать на слух звуки “С”, “С*”, подбирать картинки на данные звуки, определять местоположение данных звуков в слове. Дети на занятии проводят зву.

логопедическое занятие в подготовительной группе. Дифференциация звуков и букв «С-З».

Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком “А”.

Конспект логопедического занятия “Звуки а,у. Буквы а,у”.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе БУКВА Ы.

Целью занятия является: Учить четко произносить звуки [м, м’]. Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Познакомить детей с буквой М. Закреплять в пассивном и активном словаре дете.

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звук и буква П
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuk_p.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

Дата проведения занятия

Тема: Звук и буква П

Цель: познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.

1. Познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слов.

2. Учить выделять звук в слогах и словах (конец слова).

1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

2. Развивать голос и дыхание;

3. Развивать фонематические процессы;

4. Закреплять понятия: «звук», «слово».

1. Воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело.

Оборудование: сюжетная картинка для звукоподражания («Самовар пыхтит»), одно сюжетные картинки («Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп»), предметные картинки со звуком П в конце слова-названия (суп, микроскоп, шип, серп), зеркала и губные гармошки для каждого ребенка, схемы для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, дидактическое пособие «Домик», буква П.

Этап занятия и его задача

(пособия, картинки, речевой материал и пр.)

Игра «Слушай, повторяй!» Логопед просит детей послушать и повторить за ним ряды слогов: ап-ап-ап-уп; уп-уп-ип; ип-ип-ап. т.д.

Развитие общей моторики.

Обыгрывание стихотворения Е. Стюарт «Огород»

Огород у нас в порядке –
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород, поливали огород.

В лунках маленьких не густо, рассадили мы капусту.

Лето всё она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь.

А теперь ей тесно белой,

Развитие мелкой моторики.

Обыгрывание стихотворения И. Демьянова «Апельсин»

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда.

Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом.

Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с волнообразными движениями.

По морям и океанам

Буду плавать капитаном.

Буду волны покорять,

Чудный остров открывать.

Развитие мимических мышц.

Логопед: Давайте разложим овощи и фрукты по корзинкам. В левую — горький лук, в правую — сладкую грушу, в левую — терпкий чеснок, в правую — кислое яблоко и т.д.

Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко закрывается и открывается* — спокойное открывание и закрывание рта.

«Почесывание* нижней и верхней губ зубами.

Многократное произнесение звука П.

«Маляр» -красить нёбо языком, производя движения вперед-назад.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра на губной гармошке: поиграли — протяжно произнесли звук А , снова поиграли —

протяжно произнесли звук У.

Предполагаемые ответы детей.

Действия по тексту.

Показывают руками круг перед собой

Руки в стороны, а затем вверх

Руки разведены в стороны)

Отталкивающие движения руками

Изображают апельсин — пальчики в кулаке.

Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом.

От середины лба к дискам.

Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.

По мышцам щек от крыльев носа к вискам.

От середины подбородка к ушам. Заканчиваем массаж поглаживанием.

Дети кладут овощи и фрукты в правую левую руки. Дети передают эмоциональное состояние.

Выполнение артикуляционной гимнастики.

Губные гармошки для каждого ребенка.

Ребята, посмотрите на картинку! Послушайте, как пыхтит самовар: П-п-п. Повторите этот звук. Сегодня познакомимся со звуком П.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука П с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук П — это согласный звук.

Логопед: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук П. Горлышко «молчит». Звук П — глухой. (Повторение характеристики. Звука несколькими детьми: звук П — согласный глухой.) Обозначать звук П мы будем фишкой синего цвета.

Связь звука и буквы.

Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из палочек.

Буква П — дверной проем.

Мы три палочки возьмем.

Две дорожкой ровной сложим. Третью наверху положим.

Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд слогов.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернемся. И все вместе улыбнемся.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [П], [П’]. Буква П»

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Конспекты (7)
  • Полезные пособия (9)
  • Для Вас, Родители! (23)
  • Артикуляционная гимнастика (4)
  • В помощь воспитателям (12)

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [П], [П’]. Буква П»

  1. Коррекционно -образовательные:

– закрепить механизм образования звука;

– закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п’];

– упражнять в выделении звука из слова, определять позицию звука в слове;

– соотносить звук с буквой П;

  1. Коррекционно- развивающие:

– развивать фонематическое восприятие, внимание;

– развивать общую и мелкую моторику.

  1. Коррекционно- воспитательные:

– воспитывать положительное отношение к занятиям;

– воспитывать умение контролировать собственную речь.

Оборудование: презентация.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Общее расслабление «Листопад»

Листья осенние тихо кружатся,

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.

  1. Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко.

Но вдруг набежала тучка. Нахмурились, огорчились

Но ветер унес тучки и вы снова. Улыбнулись

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения: улыбка-трубочка, качели, лошадка

  1. Введение в тему.
  2. Ребята, вы должны сегодня быть внимательными и старательными, тогда мы узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это веселые гномики Пин и Пан. Они познакомят нас с новым звуком.

Гномики принесли нам картинки, но они без цвета. Давайте поможем гномам узнать, что же изображено на их картинках.

Попытайтесь узнать и назвать предмет.

(петух, попугай, пингвин, павлин, пеликан)

Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли разглядеть узнать птицу по черно-белой картинке.

  1. Игра “Какой одинаковый звук спрятался в словах?”

Назовите картинки. Какой первый звук во всех этих словах? (звук П)

как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (П)

К нам сегодня не случайно в гости пришли гномики Пан и Пин. Как вы думаете почему? (в именах гномиков есть звуки П и П’)

У гномиков сегодня с самого утра было замечательное настроение. Им вдруг захотелось петь. Они вдохнули свежего, прохладного, осеннего воздуха, открыли рот и приготовились петь. Но в это время их губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и они запыхтели.

Пан – как паровоз: “П – п – п!” Как не старался, он сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и произносил твердый звук П – П – П

А Пин тоже пыхтел, но произносил мягкий звук П’ – П’ – П’

– Мы не можем петь! Мы просто смешные «пыхтелки».

И у них совсем испортилось настроение.

Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.

Давайте поднимем им настроение и поиграем с ними.

  1. Игра “Раз, два! Повернись и в звук П превратись!”

Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга)

– Что делают губы при произнесении звука П?

Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро.

Какой это звук? Гласный или согласный? Согласный. Почему?

Когда мы его произносим, воздух встречает преграду (губы).

Он глухой или звонкий? Глухой. Почему? (горлышко не дрожит)

Расскажем о звуке П.

Как вы думаете, какой характер у звука П?

Звук П согласный, глухой, твердый, сердитый П – П – П мы его обозначаем синим цветом

А звук П’ – П’ – П’ согласный, глухой, мягкий, ласковый. Мы его обозначаем зеленым цветом.

  1. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики»

Гномик Пан будет играть с мальчиками, а Пин – с девочками.

Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П – поднимаем синий сигнал, на звук П’ – зеленый сигнал (сигнальные карточки или сигнальные платочки, флажки)

Звуки – А, Т, П, К, У, П’, М, О, П, П’ и т.д.

Слоги – ПА, ПИ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПЯ и т.д.

Слова – пальма, ива, персик, пихта, осина, пень и т.д.

III. Физминутка «Липа»

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

  1. IV. Соотношение звука с буквой

Ребята, а вы знаете, звуки [п],[п’] обозначаются одной буквой? П (на доске карточка буквы П).

На что похожа буква П. Где спряталась буква П? (картинка на доске – стул, стол, дверь ворота).

Давайте из пальцев сделаем эту букву.

Выкладывание из счетных палочек.

Рисование на песке.

  1. V. Звуко-буквенный анализ

Разбор слов ПАН, ПИН

  1. VИтог.

С какими новыми звуками и буквой нас познакомили гномики Пан и Пин?

Они не просто играли с нами, они радовался вашим успехам.

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с заиканием на тему “Звуки П и Пь”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Образовательные:
    • уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];
    • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
    • учить определять позицию звука в словах;
    • познакомить детей с графическим образом буквы П;
    • учить анализу и синтезу слогов АП, ПА.
  • Коррекционные:
    • развивать артикуляционный аппарат детей; нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры;
    • развивать речевое дыхание;
    • развивать слуховую память, внимание и восприятие;
    • развивать умение концентрировать внимание;
    • учить строить грамматически правильные предложения;
    • закреплять умения согласовывать слова в предложении;
    • совершенствовать навыки плавной речи.
  • Воспитательные:
  • воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: предметные картинки (два мальчика Петя и Паша, парусник, почтальон); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия); конверты с заданиями; предметные картинки на звук “П” в начале слова, карандаши, карточки с картинками и схема позиции звука в слове, наборы для составления схемы слога, индивидуальные зеркала; буквы.

I. Организационный момент

Логопед: Мне приятно вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу и начнем заниматься.

Психологический настрой

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
И друг другу не мешать.
На занятиях, в игре
Спокойно, плавно говорим.
И никуда мы не спешим.

II. Релаксация. Развитие общей моторики, голоса, дыхания, мимики. Массаж лица

1. Общее расслабление

Логопед: Давайте в начале занятия мы еще чуть-чуть отдохнем, а затем выполним нашу артикуляционную гимнастику.

Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

2. Массаж лицевых мышц

Логопед: Сегодня на улице очень холодно, мы всегда бодрые и весёлые, потому, что нам помогает массаж “Наше солнышко”. Покажем, как мы его делаем? Ладошка – это солнышко, а пальчики– лучи.

Солнышко, милое (поглаживающие круговые движения правой рукой левой ладони и наоборот поочередное поглаживание пальчиков)
Поделись своей силою
Просыпайтесь лучики
Согревайтесь, рученьки
Солнце личико согрело (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей)
Потеплело, потеплело
Разотрем мы щеки, нос (поглаживание от носа к средней части ушей)
Не догонит нас мороз
Наши губки улыбнулись (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.
Наши ручки потянулись Потянуться руками вверх

Логопед: Улыбнемся еще раз друг другу и займем свои места.

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Окошко», «Расческа», «Самовар пыхтит», «Маляр».

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. Сообщение темы занятия

Логопед: Посмотрите у нас в гостях Паша и Петя (Выставляются картинки с изображением двух мальчиков).Какой первый звук вы слышите в их именах? Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках [П], [Пь].)

2. Характеристика звуков [ П |. [Пь|

Логопед: Возьмите зеркала. Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются.) Звук [П| гласный или согласный? (Согласный). Положите руку на горло, произнесите звук [II]. Голос спит или звенит? (Спит.) Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой.) Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|.) А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко.)

3. Развитие фонематического восприятия

Логопед: Паша и Петя любят играть на пианино. Давайте вместе с вами сыграем их любимые песенки

Игра «Звуковое пианино»

Логопед предлагает детям поиграть на «Звуковом пианино» и сыграть песенки

Слоги с твердым звуком проигрываются на синих клавишах, а с мягким согласным звуком на зеленых клавишах.

4. Развитие фонематических процессов

Логопед: Паша и Петя собираются отправиться в кругосветное путешествие на паруснике (Выставляется картина с изображением парусника).Давайте поможем им собрать в дорогу чемоданы.

Игра «Раздели на слоги»

Предметные картинки: па-лат-ка, пу-го-ви-ца, по-душ-ка, пе-че-нье, пи-ла, пись-мо и др.

5. Дыхательное упражнение

Логопед: Чемоданы собраны. Пора в путь. Давайте поможем нашему паруснику отправиться в путешествие

Упражнение «Надуваем паруса»

Паруса мы надуваем,
Животик рукой мы проверяем.

6. Физпауза Упражнение «Кораблик»

Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем

7. Дифференциация звуков. Игра «Почтовые ящики»

Логопед: Долго наши ребята находятся в пути. Много писем им отправили друзья. Посмотрите, кто это? (Это почтальон.) Что он нам принес? (Письма.) Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П.) Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь].) Это письма для Паши и Пети. Давайте поможем почтальону рассортировать письма по почтовым ящикам. Будем отправлять письма с картинками, которые начинаются со звуков П и Пь по почтовым ящикам.

8. Формирование фонематического анализа и синтеза

Игра «Письма»

Логопед: Ребята, посмотрите нам тоже пришли письма от Пети и Паши. Это не простые письма, а письма-задания. Они просят нас помочь им выполнить задания.

Логопед: Вот в первом письме ребят просят заменить первый звук и узнать, какие слова получатся.
Заменяем первый звук в словах на звук П: точка, тачка, карта, мальчик, мост, кол.
Заменяем первый звук на звук Пь: лекарь, лесенка, лесок, зелёнка, вила, медаль.

Логопед: нужно определить место звука в словах с использование звуковой линейки «Рыбки».
Слова: суп, укроп, повар, лампа, пила, копилка, пень.

Детям предлагается выполнить звуковой анализ слогов АП ПУ ОП

Задание выполнено на доске

Индивидуальная работа

Логопед: Нужно составить слова из первых звуков названий картинок. (Предъявляются картинки.)

Сова, усы, пушка (слово «суп»).
Плита, улитка, хлеб (слово «пух»).
Панама, антенна, роза (слово «пар»).

Логопед: Какой общий звук во всех словах? ([П] ). Назовите слова, начинающиеся со звука [П]. (Пух, пар.). Назовите слово, где звук [П| в конце. (Суп.) Где звук [П| в середине? (Лапа.)

9. Знакомство с графическим образом буквы П

Логопед: Ребята, нужно помочь починить букву П. Но что бы выполнить задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота.) Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.

Буква П на мост похожа,
По мосту идет прохожий.
А внизу через проход
Проплывает пароход.

10. Восстановление графического образа буквы П

Логопед: Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста. (Детям раздаются картонные элементы буквы П, из которых они складывают букву)

Вариант выполнения задания на доске

11. Закрепление зрительного образа буквы П иразвитиеконцентрации внимания

Логопед: Петя и Паша просят вас найти и подчеркнуть все буквы П (на листках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).

А П У И П Л П А О Д П У О И П С Н М П А И О У П П Ы В Т Г П О К П И О П

12. Работа над предложением

Логопед:Вот и подошло к концу путешествие ребят. Парусник друзей прибыл в порт. Давайте выложим схему предложения

Вариант предложения для анализа: Парусник прибыл в порт.

Анализ предложения: подсчет слов в предложении, определение первого, второго и третьего слова.

Вариант выполнения на доске

Индивидуальная работа детей

IV. Развитие лексико- грамматической стороны речи

1. Упражнение «Какой, какая, какие?»

Логопед: Петя и Паша какие? Какое это было путешествие? Парусник какой? Письма были какие?

2. Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.

Проговаривание чистоговорок со звуками П и Пь

Логопед: Паша и Петя за время своего путешествия многому научились и сочинили небольшие стихи об этом. Давайте их послушаем, а потом вместе попробуем произнести.

Па-па-па – в пути нужна крупа.
Пу-пу-пу – забыли мы крупу.
Пы-пы-пы – плохо без крупы.
Пей-пей-пей – воду сырую ты не пей.
Пи-пи-пи – знания копи.

IV. Итог занятия

Оценка работы детей.

Логопед: Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня учили? ([П], [Пь].) Назовите по одному слову со звуком [П].

Конспект подгруппового логопедического занятия-игры «Дифференциация звуков [П]-[Т]. Буквы Пп,Тт», 2-3 классы

Конспект подгруппового логопедического занятия-игры (2-3 класс)

Тема логопедического занятия:

Дифференциация звуков [П]-[Т]. Буквы Пп,Тт.

Логопедическое занятие разработала

учитель-логопед высшей квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

«СОШ №24» ЭМР Саратовской области

Склярова Инесса Васильевна

Тип логопедического занятия : тренировочное

Речевое заключение : ОНР III уровня, НВ ОНР, ФФНР

Приоритетная образовательная область : речевое развитие

Цель: Учить детей различать звуки [П]-[Т] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме

– Формирование умения различать звуки [П]-[Т] (на слух, по артикуляции, написанию)

– Закрепление моторных навыков написания букв П-Т с опорой на кинетические ощущения

– Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:

а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;

б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов

– Уточнение и обогащение словарного запаса детей

– Развитие фонематического восприятия

– Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

– Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

– Расширение представления об окружающем мире

– Воспитание познавательного интереса

– Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

– Воспитание усидчивости и аккуратности в работе

– Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

– выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

– осознание качества и уровня усвоения

– самостоятельное формулирование познавательной цели

– умение структурировать знания

– выбор наиболее эффективных способов решения задач

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

– рефлексия способов действия

– планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

– Дифференциация понятия звук и буква

– Дифференциация звуков [П]-[Т] на слух, по артикуляции, написанию

– Развитие умения подчиняться разным правилам

– Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

– демонстрационные карточки с изображением букв п, т

– элементы букв п, т из бархатной бумаги для каждого обучающегося

– конверты с нанесенной на них сеткой клеток (4×4)

– звуковая линейка и буквы п, т (4 комплекта)

– изографы «вертолёт», «автомобиль», «трактор»

– зашифрованная запись букв п, т

– зашифрованная запись слов для чтения

– карточки со словарными словами: патиссон, картофель, помидор, транспорт

– карточки для индивидуальной работы

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса

а) Игровая ситуация “Буквы П и Б выпали из книжки”

– Ребята, когда я шла на занятие, налетел вдруг сильный ветер, вырвал у меня из рук книгу и перевернул все страницы. Теперь я не могу прочитать слова. Давайте вместе разбираться, что случилось с книгой.

Учитель- логопед читает слова, пропуская первые звуки п и т, дети отгадывают слова: (п)аук, (п)оезд, (п)очка, (п)олка, (т)анк, (т)орт, (т)уфли, (т)ыква.

– Ребята, вы поняли, что произошло со словами? (Дети объясняют, каких звуков не хватало в словах)

б) Игровая ситуация «Сказка про букву т»

– Жила-была буква “т” (показ карточки с рукописной строчной буквой “т”). У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все ее называли Торопыжкой. Бегала-бегала буква “т” и сломала одну ножку. Пришла она, прихрамывая, к царице Грамматике. “Что мне делать? У меня сломалась одна ножка!” – жалуется она. “Ничего страшного! Было у тебя три ноги, ты называлась буквой “т”, а теперь у тебя осталась пара ног, ты будешь называться буквой “п” – ответила ей царица Грамматика. Так буква “т” превратилась в букву “п”.

– Среди вас есть такие же Торопыжки, которые путают буквы “т” и “п”. Чтобы вы не путали впредь эти буквы, я вам предлагаю на уроке отправиться в увлекательное путешествие в мир звуков и букв.

II . Этап формулировки темы и целей урока

Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.

– Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Т])

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Установить сходство…. (между звуками [П]-[Т])

Установить различие ….(между звуками [П]-[Т])

Упражняться в написании …(букв П-Т)

– Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Т],

будем упражняться в правильном написании букв П-Т.

– Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели, что нужно делать на уроке? (быть

внимательными, старательными, активными)

III . Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Т] по звучанию и артикуляции

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

Давайте уточним артикуляцию этих звуков:
Звук [п]: губы плотно сжаты, язык свободно лежит во рту, сильная воздушная струя прорывает преграду из губ;
– Раз есть преграда, значит звук [п] согласный.
– Проверим, работают ли голосовые связки, если не работают, значит звук [п] глухой.
Звук [т]: губы разомкнуты, язык за верхними зубами, сильная воздушная струя прорывает преграду между языком и нёбом;
– Раз есть преграда, значит звук [т] согласный.
– Голосовые связки не работают, значит звук [т] глухой.
Итак: мы выяснили, что звуки «п — т» — согласные, твердые, глухие, на письме обозначаются буквами пэ, тэ. (показать буквы)

IV . Актуализация знаний. Сравнение букв п-т по написанию

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

а) Учитель-логопед вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв п, т.

– Попробуем выяснить, чем похожи и чем различаются буквы п – т.

(Учитель-логопед вызывает одного ученика к доске и просит написать букву п и элементы, из

которых она состоит, второй ученик выполняет такое же задание с буквой т.

Учитель-логопед просит третьего ученика сравнить буквы и сказать, какие элементы у них

одинаковые, а четвертого объяснить, чем буквы отличаются друг от друга )

– Буква п имеет пару ножек, состоит из 2-х элементов,

а у буквы т – три ножки, она состоит из 3-х элементов.

– Напишите пальцем в воздухе букву п на счёт: раз – два; т – на счёт: раз – два – три .

– Сконструируйте буквы п и т из элементов (элементы букв вырезаны из бархатной бумаги).

Дети выполняют задание и делают вывод: буква п состоит из 2-х элементов, а буква т – из 3-х

в) Работа с индивидуальными карточками

– На строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.

Читайте также:  Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)
Ссылка на основную публикацию