Звук и Буква О – конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ

Журнал Педагог

Автор: Мазалова Виктория Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №27 г.Ейска
Населённый пункт: Краснодарский край, город Ейск
Наименование материала: Конспект открытого занятия по обучению грамоте
Тема: “Буквы и звуки” с использованием ИКТ.
Дата публикации: 19.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в

подготовительной группе компенсирующей направленности на

тему: «Буквы и звуки» с использованием ИКТ.

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить

Образовательные: проверить прочность усвоения детьми знаний,

умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте;

учить применять их в практической деятельности-игре.

-закреплять умение выделять из ряда слово, отличающееся от других по

-закреплять умение определять первый и последний звук в слове;

-закреплять умение определять звук по твёрдости/мягкости,

-закреплять начальные навыки чтения;

– развивать память, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к речевым играм, умение

работать в коллективе.

Оборудование и материалы: интерактивный стол, зеркала,ручки,

цветные карандаши, картинки со «спрятанными буквами», картинки

для определения глухого и звонкого звука, колокольчики.

Л.: Здравствуйте ребята, я очень рада встречи с вами. Вижу у вас сегодня

блестят глазки, вы все бодры и здоровы и вы готовы к нашему занятию.

Л.: Но для начала подготовим наши язычки, чтобы они у нас были

послушными, проведем артикуляционную гимнастику.

1).Сазка о Весёлом Язычке ( проводится на рабочих местах под музыку)

Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

И стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу

И грибочек ты срывай.

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево — тик, вправо — так,

А теперь вот, погляди, —

Это скачут лошади.

Языком пощелкай ты,

Как копытами они.

Язычок наш захотел:

На качелях полетел!

Летят они то вверх, то вниз.

Ты вместе с ними

Очень любит Язычок

Приготовил он друзьям

Язычок подними, варенье

Язык наш змейку

Не напугает он ребят!

Как маляр наш Язычок,

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

На радость всем детишкам

2).Задание №1 «Напиши букву на интерактивном столе»

Эта буква с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.(Б)

На ножницы похожа, но в работе, а не лёжа (Х)

Хоть она проста на вид, начинает алфавит.(А)

Эта буква, как кочерга-выступ и одна нога.(Г)

Не просто завитушка- пружинка, крендель, стружка.(З)

Между двух прямых досок одна наискосок.(И)

Эта буква в антенну превратилась и на крыше очутилась.(Т)

В старом дереве дупло, ну совсем как бува….(О)

Палочка и палочка, между ними галочка. (М)

Эта буква натянутая сетка. (Н)

Полумесяц в небе тёмном буквой….. повис над домом.(С)

Снеговик, а сним метёлка- буквой… стоят под ёлкой. (В)

3).Задание №2 «Буквы сломались»

Ребята, наши буквы сломались. Возьмите ручки и допишите один элемент,

так чтобы получилась буква.

4).Задание №3 «Найди букву»

Л.:У каждого из вас на столе есть листочек с буквами. Вам нужно найти

первую букву вашего имени и обвести её карандашом. Красным, если имя

начинается с гласного звука, синим, если с согласного твёрдого звука и

зеленым, если согласный звук мягкий. Но давйте сначала вспомним, чем

буквы отличаются от звуков?

У нас славная осанка

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а, если надоест,

То походим косолапо

Как медведи ходят в лес.

6).Задание №4. «Глухой-звонкий»

Я показываю вам картинки, если слово начинается со звонкого звука-звоним

7).Игры на интерактивном столе: «Вставь пропущенную букву», соедини

картинку с нужным словом», «Прочитай слоги» (портал « Мерсибо»)

Конспект открытого занятия с использованием ИКТ по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы «Письмо от Незнайки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
письмо от Незнайки21.85 КБ
презентация2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия с использованием ИКТ

по подготовке к обучению грамоте

для детей старшей группы

«Письмо от Незнайки»

– продолжать закреплять знания детей о понятиях: «звук», «буква», «слово»;

– закреплять знания детей о гласных и согласных звуках (О, К, Т) и их графических образах;

– продолжать учить определять первый звук в слове;

– продолжать учить определять количество гласных и согласных звуков в словах;

– продолжать учить определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

– продолжать учить делить слова на слоги и называть количество слогов;

– продолжать обучать звуковому анализу слов.

– развивать речевую активность, навыки чтения;

– развивать фонематический слух, внимание, мышление.

– воспитывать интерес к занятию, желание говорить правильно.

Демонстрационный материал : презентация «Письмо Незнайке»; дид. пособия: «Магнитная азбука», «Говорящая азбука», «Дом с гласными звуками»; предметные картинки, в названии которых есть звук Т; игрушки – продукты, в названии которых есть звук К; планшет для рисования на песке.

Раздаточный материал : карточки «Кот» с картинкой и схемой, фишки для звукового анализа

Орг. момент (слайд 1) :

Вос-ль: Ребята, нам сегодня пришло электронное письмо от Незнайки. Он готовится к школе: учит звуки и буквы, складывает их в слова. Но Незнайка никак не может справиться с заданиями, которые ему предложил Знайка. И просит вас о помощи! По электронной почте Незнайка прислал все задания. Поможем ему? (слайд 2)

Вос-ль: Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним

– Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим)

– Что такое буквы? (буквы мы видим и пишем)

Задание 1 (слайд 3) :

Вос-ль просит отгадать загадку.

Самого чуть видно, а голос слышно?

Дети: комар (слайд 4) .

– Назовите первый звук в этом слове (слайд 5) .

– Посмотрите на букву К (слайд 6)

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит

Буквой К на нас глядит.

– Найдите эту букву на карте алфавита! (дид.пособие «Говорящая азбука»)

– А сейчас найдем букву К в нижнем ряду магнитной азбуки и поставим её в верхний ряд (дид. пособие «Магнитная азбука»)

– Давайте поиграем со звуком К .

Д/игра «Поймай звук в ряду звуков» (дети «ловят» звук К хлопком, услышав его среди других звуков).

СРИ «Магазин» (вос-ль сообщает, что сейчас все отправятся в магазин за продуктами. Покупать можно только те продукты, в названии которых есть звук К. По возвращении с магазина, ребенок называет, что он купил, остальные проверяют его.)

Д/игра «Где живет звук?» (вос-ль просит произнести слово, выделяя голосом звук К , и спрашивает: где он находится в слове? – в начале, середине, конце).

Задание 2 (слайд 7)

Вос-ль снова просит отгадать загадку.

Пушистая вата плывет куда-то?

Дети: облако (слайд 8) .

– Назовите первый звук в этом слове (слайд 9) .

– Посмотрите на букву О (слайд 10)

В этой букве нет угла

Оттого она кругла.

– Найдите эту букву на карте алфавита!

– А сейчас найдем букву О в нижнем ряду магнитной азбуки и поставим её в верхний ряд.

– Давайте поиграем со звуком О .

Д/игра «Повтори» (вос-ль говорит детям: сколько раз хлопну в ладоши, столько раз надо произнести звук О )

Д/игра «Поймай звук в слоге»

Д/игра «Дом со звуками» (вос-ль показывает дид. пособие «Дом с гласными звуками» и говорит: в этом доме живут звуки! Скажите какие? – гласные. Звук О очень любит петь. А когда он поет, он становится похож на небольшой вытянутый кружок. Посмотрите какой! – показывает. А теперь покажите вы! – дети показывают. Спойте песенку звука О ! – дети поют. А теперь давайте найдем и покажем, где в этом доме живет звук О ! – дети показывают).

Игра «Песочница» (с использованием планшета для рисования на песке. Вос-ль предлагает написать букву О ).

Задание 3 (слайд 11)

Вос-ль просит отгадать ещё одну загадку.

Кланяется, кланяется, придет домой растянется?

Дети: топор (слайд 12) .

– Назовите первый звук в этом слове (слайд 13) .

– Посмотрите на букву Т (слайд 14)

На антенну Т похожа

И на крышу дома тоже.

– Найдите эту букву на карте алфавита!

– А сейчас найдем букву Т в нижнем ряду магнитной азбуки и поставим её в верхний ряд.

– Давайте поиграем со звуком Т .

Д/игра «Поймай звук в слове» (у вос-ля набор карточек с изображением различных предметов, он показывает их и говорит детям: как услышишь в слове звук Т – правую руку подними).

– Попробуйте разделить эти слова на слоги! Как можно это сделать? (хлопками, шагами; проверить рукой, подставленной к подбородку!

Д/игра «Раздели на слоги»

Задание 4 (слайд 15)

Вос-ль: Вы отгадали 3 загадки. А сейчас мы вместе попробуем составить слово из первых букв слов – отгадок (на магнитной азбуке дети выкладывают слово КОТ)

– А теперь проверьте себя! ( слайд 16)

– Присаживайтесь за столы, проведем звуковой анализ слова КОТ .

(Один ребенок работает у доски, проговаривая действия вслух, все остальные – на местах. Затем вос-ль задает вопросы детям:

– Назови гласный звук. Почему его называют гласным? – это волшебный звук, он поётся, его можно долго тянуть и воздух свободно выходит изо рта, преград нет.

Вос-ль знакомит с новым приемом: просит детей представить, что у них в руках ниточка: растягиваем и поём.

– Сколько гласных звуков в слове КОТ ? Где он находится?

– Назови согласный звук в слове. Почему он согласный? – его нельзя пропеть, при произнесении воздух встречает преграды: язык, зубы, губы.

– Сколько согласных звуков в слове КОТ ? Назови согласный звук в начале слова! В конце!

– Сколько всего звуков в слове КОТ ?

– Сколько слогов в слове КОТ?

Д/игра «Один – много»

(один…кот, два…кота, много…котов)

– Как назвать кота ласково?

(один…котик, два…котика, много…котиков)

Д/игра «Живые звуки»

– Ребята, это было последнее задание от Незнайки. Как вы думаете, Незнайка будет доволен узнав, как вы выполнили все задания?

– Почему вы так решили? (старались, были внимательны и т.д.)

– Какие задания для вас оказались легкими?

– А какие показались трудными?

– Все выполненные задания я предлагаю отправить Незнайке по электронной почте (слайд 17) .

Конспект занятия по основам грамоты и письма в старшей группе ДОУ с использованием ИКТ

(Слайд 5) Ди «Магазин» (воспитатель сообщает, что сейчас все отправятся в магазин за покупками. Покупать можно только те товары, в названии которых есть звук К).
Полиязычный копонент
Молоко – сүт – milk
Лук – пияз – onion
Морковь – сәбіз – carrot
Картофель – картоп – potato
Воспитатель: Все заняли свои места?
Ремни пристегнули?
Антенны настроили?
Иллюминаторы протерли?
Наша ракета начинает взлетать.
(Слайд 6 «Полет ракеты»)
(2 – 3 секунды звучит звук ракеты, затем звук отключить, но ракета летит)
Воспитатель: Давайте вспомним
– Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим).
– Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
– Какие звуки мы называем гласными? (поются, летят, им ничего не мешает, нет во рту преграды, когда их произносишь)
– Сколько гласных звуков вы знаете?
– Назовите их.
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
– А какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие).
– Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
– Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?

Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминатор нашего звездолета, что вы видите?
(Слайд 7) Дети: Космический корабль.
Воспитатель: Кто же летит в космическом корабле? Вы поймете если отгадаете загадку:
«Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род!
На охоту вышел … КОТ (слайд 7, щелчок второй раз)
Воспитатель: Кот спрашивает, умеете ли вы проводить звуковой анализ слов?
Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко–государстве,
Жили – не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.

Проведем звуковой анализ слова –КОТ-, по алгоритму.

(Слайд 8) Ребята, наш звездолет пролетает мимо неизвестной планеты, а кто же это вас приветствует? Загадка про инопланетянина.
У пилота звездолета
Очень важная работа –
Передать всем вам привет
От галактик и планет!
Я иных миров селянин
–Добрый…………. инопланетянин. (Слайд 8, щелчок второй раз)
Воспитатель: Ребята, оказывается инопланетянин изучает наш язык и просит вас помочь ему выполнить некоторые задания, он с ними не может справиться.
Все мы знаем, что слова начинаются с разных звуков (гласных, мягких согласных и твердых согласных).
Д/и «Кто в домике живёт?», вам нужно расселить слова по своим домикам, а с какого звука начинается слово, вы увидите на крыше домика.
Воспитатель: ребята, мы выполнили все задания, помогли нашему другу и он хочет нас поблагодарить и дарит вам «Космическую разминку»
(Слайд 9, видеоролик с разминкой)
Воспитатель: Вот, наконец-то, мы прибыли на планету звуков
Чтобы дверь нашего корабля открылась и мы спустились на планету нужно снова выполнить задание:
Игра «Поймай звук»
Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т.е. когда услышите звук “р”, хлопайте в ладоши.
– ракета, корова, лошадь, сыр, мак, рак, лыжи, мир.
Воспитатель: молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями
(Слайд 10) На слайде появляется фея и грустные звуки.
Как же мы сможем помирить звуки?
(Слайд 11) Мирилочка для звуков: дети проговаривают мирилочку.
(Слайд 12) После того, как дети произнесут мирилочку, звуки мирятся (изображение веселых звуков).
Воспитатель: Ребята, а звуки хотят с вами поиграть. Они предлагают вам выполнить графическое задание, которое так и называются «Дорожки – мирилки», но вначале подготовим для работы наши пальчики
(Слайд 13) Пальчиковая разминка
(Слайд 14) Графическое задание
Образец воспитателя, обращает внимание на положение тетради на столе, на осанку, как правильно держать ручку, особое внимание детям – левшам.
Воспитатель: Ребята, звуки мы помирили, теперь на планете звуков не будет больше грусти, а нам пора в дорогу, (Прощаются с феей и звуками)
(Слайд 15) Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Феи:
В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари – фонарики
Меньше, чем комарики.
(Звезды)
Звезды – жұлдыздар – star (стёэ)
(Слайд 15, 9 щелчков, чтобы появились звезды)
(Раздает звездочки от Феи)
Воспитатель: Проводит рефлексию.
– Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие?
– Что было интересного?
– Какие задания для вас оказались легкими?
– А какие показались трудными?
– Если вам понравилось занятие, то прикрепите желтую звездочку к ракете.
– Если нет, синюю звездочку.

Конспект занятия по грамоте “Звук и буква В, чтение слогов”

Содержимое разработки

Луганской Народной Республики

«Луганский учебно – воспитательный комплекс №31»

Конспект занятия по подготовке к грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква «В» чтение слогов»

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква В»

Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.

– уточнить фонематическое представление детей о новом звуке;

– познакомить с буквой В;

– Познакомить с их письменным обозначением – буквой В.

– продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец);

– закреплять изученные буквы;

– закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в);

– развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;

– Обогащать словарный запас;

– Развивать связную речь.

– воспитывать интерес к занятиям;

Схема характеристики звуков, картинка мальчика, картинка девочки, фишки к звуковому анализу, картинки к физ-ке, карточки-буквы, слоговая таблица с буквой В, индивидуальные карточки (тест-закрепление), простые карандаши.

Методы и приёмы:

1. Наглядность (предметные картинки, изображение вороны, буква в, звуки.)

2. Игра (занятие построено с использованием игровых моментов.)

3. Смена деятельности детей во время работы.

4. Поисковые действия использовались (искали место звука в словах).

Утром встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперёд,

берёмся одной рукой с соседом,

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть- приседаем,

Можем мы большими быть- встаём,

Но один никто не будет

Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много» я бросаю мяч и называю слово, а вы называете во множественном числе.

Например: Грач –грачи.

Воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, дятел, галка, сорока, дрозд, кукушка, клёст и т.д.

2. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, что произносит человек? (звуки)

Для того чтобы наша речь была чёткой и понятной, мы сейчас сделаем артикуляционные упражнения.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Один, два, три, четыре, пять –

Заборчик можно убирать.

Губы плавно округляем,

Словно бублик получаем.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И во рту его держать.

Дуем с лопатки так, чтобы снежинка начала плавно двигаться.

– На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
– Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
– Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
– Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
– Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).
– Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
В помощь обучающимся на доске находится схема:

Изучение новой темы.

Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие.
На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.

Это Вова и Вика.
– Как зовут мальчика? (Вова).
– Какой первый звук в слове Вова? ([В]).
– Дайте характеристику звуку [В].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение). Обозначаем синей фишкой.

Составьте звуковую модель слова Вова (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

– Сколько слогов в слове Вова? (2)

– Как зовут девочку? (Вика).
– Какой первый звук в слове Вика? ([В*]).
– Дайте характеристику звуку [В*].
[В*] – согласный, звонкий, мягкий (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми — наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), мягкое произнесение). Обозначаем зеленой.

Составьте звуковую модель слова Вика (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

– Сколько слогов в слове Вика?(2)

Давайте повторим. Дайте характеристику звукам (В), (В*,)

Звук (В) – какой он? Согласный, звонкий, твёрдый.

Звук (В*,) – какой он? Согласный, звонкий, мягкий.

Правильно дали характеристику звукам, молодцы!

Каким цветом обозначаем на схеме звук (В) твёрдый? (синим)

Каким цветом обозначаем на схеме звук (В,) мягкий? (зелёным)

Так о каких звуках мы сегодня говорим на занятии? ([В], [В*]). Правильно, молодцы!

Деление картинок на мягкий и твердый звук.

Ребята Вова и Вика несли вам картинки и по дороге рассыпали и все картинки перемешались, давайте поможем ребятам собрать картинки. Только Вова собирает картинки с твердым звуком, а Вика с мягким.

Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан и тд.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться , разогнуться,

Три — в ладошки три хлопка, головою три кивка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на стульчик сесть опять.

6. Знакомство с буквой В.

Ребята, но для обозначения буквы на письме нам нужен знак как ее обозначать, посмотрите на нее.

Вот буква В – она служит для обозначения звуков (В), (В*,) на письме.

Стихотворение о букве:

У буквы В, ну прямо смехота –

На удивление два живота.

Давайте повторим: (дети повторяют стихотворение)

«Раздели слова на слоги»

ВАТА, ВОДА, СОВА, ВЕТЕР, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ВАЗА, БУКВЫ.

Чтение слогов прошлого занятия с буквой М

Со словом ВОВА.
Закрепление полученных знаний на занятии.

Пальчиковая гимнастика “Дружба”

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

С вами мы подружимся

Раз, два, три, четыре, пять,

начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.

– О каких звуках говорили сегодня на уроке?
– Дайте характеристику этих звуков.
Молодцы!

Использование ИКТ на занятиях по обучению грамоте

конспект занятия в старшей группе. Занятие предусматривает использование ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на занятиях по обучению грамоте»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №14 «Солнышко»
Арсеньевского округа

Непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте (речевое развитие) с использованием ИКТ

На тему: «Путешествие на Планету Звуков» для детей старшей группы №10 «Солнышко».

Воспитатель: Васильева Оксана Сергеевна,

высшая квалификационная категория

Цель: обобщение и закрепление пройденного материала.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие»,
«Речевое развитие»,
«Физическое развитие».

закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

учить детей проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (гласные, согласные);

совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове;

формировать умение делить слова на слоги;

развивать и укреплять мелкие мышцы рук;

развивать самостоятельность, инициативу.

воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя;

продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;

формировать чувства товарищества.

Приемы:
1. Наводящие вопросы.
2. Коллективный разговор.
3. Высказываться и быть услышанным.
4. Тихий опрос.
5. Игровые приёмы (космический корабль, шапочки с изображением звуков).
6. Деление на подгруппы и работа в подгруппах.
7. Изменение громкости и темпа голоса.

8. Использование наглядности с помощью мультимедийной установки, раздаточного материала.

Мультимедийная система с презентациями на тему: «Путешествие на Планету Звуков», «Завораживающий космос».

Предметные картинки, игрушки, продукты, в названии которых есть звук «__к___»; магнитная доска..

Раздаточный материал: прищепки (синие и красные) , карточки «Кот» с картинкой и схемой, фишки для звукового анализа

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети: хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Хорошо. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Встают в круг)

Собрались все дети вкруг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Слайд1,2) Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло электронное письмо от Феи Планеты Звуков. Она просит от вас помощи.

Дорогие ребята! На моей планете произошла большая неприятность. Мои друзья – звуки поссорились и не разговаривают друг с другом. Помогите мне их помирить . Прилетайте поскорее, я без вас не справлюсь. Путь на планету звуков долгий и очень трудный, но я думаю, что вы не испугаетесь трудностей и преодолеете все препятствия на пути. Буду ждать вас.

Воспитатель: Поможем ей? (ответы детей)

А на чем мы можем отправиться на помощь? (ответы детей: на самолете, ракете, и т.п.)

Воспитатель: Собираемся в полет. Строим новый звездолет

(Строят космический корабль).
Воспитатель: Ребята , а давайте с собой возьмем гостинцы для жителей планеты звуков.:
Ди «Магазин» (вос-ль сообщает, что сейчас все отправятся в магазин за покупками. Покупать можно только те товары, в названии которых есть звук К.
По возвращении из магазина, ребенок называет, что он купил, остальные проверяют его). Все покупки дети складывают в корзинки, в грузовом отсеке корабля.

Воспитатель: Ребята космический корабль закрыт на замок. Давайте его откроем

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали , покрутили, потянули…

Воспитатель: Чтобы пройти на корабль нужно произнести свое имя так, чтобы было понятно, сколько в вашем имени слогов (частей).

Что нам может помочь правильно определить, сколько частей (слогов) в слове? (прохлопать, прошагать и т.п.) Проводится игра «Подели слова на слоги»

Дети называют свои имена и делят его на части. Затем проходят на посадку в ракету,

( Слайд 3 «Полет ракеты») Воспитатель: Все заняли свои места? Наша ракета начинает взлетать

Воспитатель: Давайте вспомним

– Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим).

– Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).

– А почему гласные звуки так назвали? (поются, летят, им ничего не мешает, нет во рту преграды, когда их произносишь)

– А согласные звуки почему так назвали? (они не поются, не могут лететь, им мешает преграда: язык, губы, зубы)

– А какие бывают согласные звуки? ( твердые и мягкие).

Твердые – это старшие братья, а мягкие-это младшие братья.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Назови братца»

Вы становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч и называть «большого братца» – твердый звук, а вы, поймав мяч называете «маленького братца» – мягкий согласный звук и возвращаете мяч назад. Воспитатель называет звуки (б, в, г, д, ш, з, м, л, п,с,к,р,з,н) Дети называют маленьких братцев.

(Слайд 4) Встречают котят-космонавтов

Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминаторе нашего корабля показались котята-космонавты. Давайте с ними поиграем.

Д/игра «Один – много»

(один…кот, два…кота, много…котов)

– Как назвать кота ласково?

(один…котик, два…котика, много…котиков)

Проведем звуковой анализ слова КОТ.

Составление модели слова с помощью прищепок, фишек

Звучит музыка «Завораживающий космос, слайд 6, слайды космоса)

Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжаем сидеть с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открываем глаза, взглядом рисуем мост)

Вверх поднимем, глянем вниз. (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз)

Вправо, влево повернем. (Глаза смотрят вправо- влево)

И полет опять начнем.

( Слайд 7) Загадка про инопланетянина

Я знаю: я с другой планеты.
Так странно мне смотреть вокруг:
Земляне так смешно одеты,
У них так мало глаз и рук!

(Слайд 8). Встречаем инопланетянина

Воспитатель: Ребята, наш друг – инопланетянин изучает наш язык и просит вас помочь ему выполнить некоторые задания, он с ними не может справиться.
(Слайд 9) №1. Все мы знаем, что слова бывают длинные и короткие, давайте заселим животных в их домики

(Слайд 10,11) №2: «Выбери лишнее слово»

(Слайд 12,13) №3 «Назови общий звук в словах»

(Слайд 14) №4 «Название каких домашних животных начинается со звука к»

(Слайд 15, видеоролик с разминкой):

Воспитатель: ребята, мы выполнили все задания, помогли нашему дугу и он хочет нас поблагодарить и дарит вам Космическую разминку
Воспитатель: Вот, наконец-то, мы прибыли на планету звуков

Чтобы дверь нашего корабля открылась и мы спустились на планету нужно снова выполнить задание: Игра «Поймай звук»

Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т.е. когда услышите звук “р”, хлопайте в ладоши.

– в звуковом ряду: а, у, л, р, и, я, е;

– в слоговом ряду: ра, ти, ур, ко, ри, ух, ро;

– в словах: тигр, утка, рысь, игрушка, кит, книга, ракета, лодка, руль.

(Слайд16) Воспитатель: молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями выходим из корабля.

На слайде появляется фея и грустные звуки .

Здоровается и спрашивает. Как же мы сможем помирить звуки?

(Слайд 17) Мирилочка для звуков: дети учат со звуками мирилочку.

После того, как дети произнесут мирилочку, звуки мирятся (изображение веселых звуков).

(Слайд 18) Воспитатель: Ребята, а звуки хотят с вами поиграть.

Ди «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за, кор-зина, ру-ка, но-га, шу-ба, шап-ка, тру-ба, кни-га, ко-робка, ко-рова, се-но, лож-ка, мы-ло, ра-ма, со-бака, ла-мпа, ка-рандаш, те-левизор и т.п.) .

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

Кто и что летает? (Комар, птица, воздушный шар, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

Кто и что плавает? (Люди, крокодилы, рыбы, доска, …)

Кто и что греет? (Батарея, костёр, солнце, грелка…)

Кто и что движется? (Машина, человек, стадо коров …)

Кто и что стоит? (Скамейка, человек, дом, стул, …)

Кто и что прыгает? (Лягушка, человек, мяч, кенгуру, …)

(Слайд 19) Ди «Назови слово – действие».

(Слайд 20). Воспитатель: Ребята, нам пора в дорогу, звуки мы помирили, теперь на планете звуков не будет больше грусти. (Прощаются с феей и звуками)

Дети заходят на космический корабль.

(Слайд 21). Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Феи:

(Раздает звездочки от Феи)

Слайд 22. (звездный космос)

Слайд 23. Воспитатель: ребята, пока наш звездолет летит к нашей планете, давайте отдохнем и полюбуемся на звездное небо. Видеоролик «Электронная гимнастика для глаз)

Слайд 24. (приближение к планете Земля).

– Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие?

– Что было интересного?

– Какие задания для вас оказались легкими?

– А какие показались трудными?

– Если вам понравилось занятие, то прикрепите красную прищепку к ракете.

НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием методики В.Ф. Базарного
Тема: «Звук и буква «О»

Вид занятия: обучение грамоте.

Возраст детей: 6 лет.

Способ организации детей на занятии групповая: 8 человек.

  • Конверт с заданиями;
  • Буквы – ребусы;
  • игрушка-клоун;
  • слайды,
  • картины – ассоциации.
  • схемы на каждого ребёнка;
  • смайлики красного цвета;
  • тетради с заданиями, ручки;
  • картинки со звуком «О».
  • Познакомить с буквой «О», как письменным обозначением звука «О».
  • Учить писать печатную букву «О», используя образец.
  • Учить определять и называть место звука в слове.
  • Развивать внимание, логическое мышление, память.
  • Способствовать развитию фонематического слуха.
  • Воспитывать умение работать вместе с коллективом, терпеливо выслушивать воспитателя, ответы товарищей.

1. Вводная часть (дети стоят на ковре).

– Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку справа)

– Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

– Скорей становитесь со мною в кружок!

– Давай улыбнёмся и скажем: “Привет!”

– Гостям всем: “Привет!

2. Речевое упражнение «Какая буква спрятана под снежком?»

Ребята, я сегодня по почте получила конверт, давайте посмотрим, что же там. Кто – то закидал буквы снежками, догадайтесь, какие это буквы? С правильно названной буквы снежок растает (дети отгадывают буквы, называют их). а, у, и, ы, э, я, а какие звуки обозначают эти буквы? а какие ещё бывают звуки? ( согласные), Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки поются с открытым ртом, а согласные встречают преграду в виде зубов и губ.)

– Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать, могут баюкать в кроватке ребенка, но не умеют шипеть и ворчать.

– А согласные согласны шелестеть, рычать, скрипеть, но не хочется им петь.

3. Сюрпризный момент

(Воспитатель вынимает из конверта бумажного клоуна.)

Клоун – здравствуйте, я – веселый клоун, меня зовут – Ой, я хочу пригласить вас в путешествие по Стране Звуков и Букв. Давайте полетим туда на облаке.

Гимнастика для глаз «Облако» (палочка с облаком на одном конце, на другом – туча рисунок: домик, небо, гора, трава).

Поднялось над крышей
Устремилось облако
Выше, выше, выше.
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу. (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть), (садятся за столы.)

– Ребята, вы догадались, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомимся?

С этой буквы начинается имя нашего клоуна и слово облако. С какой?

(Показ буквы – слайд), стих о букве.

а поселим мы букву «О», вот в этот красный вагончик.

А какой звук мы слышим – гласный или согласный? Как проверить? (спеть)

5. Артикуляция звука «О» (губы вытянуты в широкую трубочку, воздух выходит плавно, спокойно).

6. Основная часть:

1. Какой друг Винни-Пуха потерял хвост? (ослик).

2. На чем катались Ежик и Медвежонок? (на облаке).

3. Какой спортивный снаряд крутят на талии, чтобы она была тонкой? (обруч).

4. Эти звери похожи на нас, мы глядим на них, хохочем,

Потому что, любим очень. (обезьяна)

Придумайте сами слова со звуком «О», в начале слова, в середине, в конце.

Огурец, олень, орёл, осьминог, Оля, огород, овощи, окно, огонь,

Ворона, волк, самолёт, поезд, ложка, лошадь, слон, забор, соль, компот.

Облако, небо, эскимо, лицо, яйцо.

7. Упражнение на зрительную координацию

Вы обратили внимание на развешанные на потолке картины, послушайте внимательно задание, возьмите карточку с картинкой на столе, и найдите ту картину, которая ассоциируется с вашей, объясните, почему? Скажите сколько слогов в слове. А я вам помогу

9 маленьких картинок: очки, огурец, обезьяна, окно, бабочка, овощи, оса, облако, воробей.

9 больших картин: лицо, огород, банан, дом, луг, осень, цветок, небо, береза.

8. Самомассаж пальчиков:

– Обезьяна мыла мылом лапку

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и пыль и краску.

Средний мылила усердно:

Самый грязный был наверно.

Безымянный тёрла пастой-

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла,

Видно, он боялся мыла.

9. Работа со схемами за столами.

10. Итог занятия

– С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Вам понравилось наше путешествие? Нам пора возвращаться в свою группу, ведь вас ждут новые задания.

11. Упражнение по профилактике плоскостопия.

Читайте также:  Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи
Ссылка на основную публикацию