Логопедический конспект по теме: «Звук и буква Л»
- уточнить артикуляцию звука л;
- учить правильно произносить звук л в слогах, словах;
- учить соотносить звук с буквой;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать чувство ритма;
- развивать грамматический строй речи через словообразование, словоизменение;
- активизировать словарь по теме: «дикие животные»;
- воспитывать усидчивость, внимательность, активность на уроке;
Оборудование: картинки-символы гласных звуков, рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы, бусинки, презентация.
Музыка используемая на логопедическом занятии
ПЛАН И ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг.момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Настрой на урок.
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип!
Здравствуйте, малышки!
Всем привет!
Выполняют движения под музыку
– Как называется наш урок?
– Скажем правило нашего урока:
Говорим мы все красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Подготовительный этап 1. (Коррекция временных представлений)
– Посмотрите на картинки и отгадайте загадку.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …
– Сейчас какое время года?
-До зимы была …
– После зимы будет …
– Назовите зимние месяцы.
-Сейчас какой месяц идет?
– Был ..
– Будет …
– Назовите дни недели.
– Сегодня какой день недели?
-Вчера была …
– Завтра будет …
– Скажем какое сегодня число.
Зима
Осень
Весна
Декабрь, январь, февраль
2. Речевая гимнастика
– Для того, чтобы четко, внятно говорить, мы учим чистоговорки. Для этого надо подготовить дыхание, голос.
а) Упр. «Сдуй снежинку с варежки»
б) пропеть гласные
в) чистоговорка
Снег идет, снег идет,
Скоро лес весь заметет.
3. Пальчиковая гимнастика
Наши ручки замерзают.
Поиграем – ка немножко
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Чтобы пальчики согреть,
Сильно надо растереть.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем – разжимаем!
Кулачки крепко прижать друг к другу.
Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.
Греем руки круговыми движениями,
сжимаем и разжимаем кулачки.
Сообщение темы
Отгадайте загадки.
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук»?
В дупле живет
Да орешки грызет.
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость.
Хмурый и сердитый …
– Какой звук повторяется во всех словах?
– Тема сегодня нашего урока Звук и буква л.
– Где живут лось, белка, дятел?
Жители леса приглашают нас в лес, чтобы вы лучше научились говорить звук л и запомнили эту букву, а для этого они приготовили вам задания и если вы справитесь с заданиями, то жители леса подарят вам корзинку с сюрпризом.
– Принимаем приглашение?
Работа по теме.
Работа с звуком.
Лес далеко. На чем полетим в лес?
– Как гудит самолет? (вместе, индив.)
– Какой звук произносили?
На самолете
Л-л-л
– Дадим характеристику звуку л.
– Гласный или согласный? Почему?
– Губы – открыты
– Язык – вверху, за верхними зубами
– Голос – работает, звук л звонкий.
Развитие фонематического слуха
– Вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите как здесь красиво.
– Какое время года?
– Зимой в лесу тихи и спокойно, только слышны различные звуки. Среди них должны услышать наш звук л.
Когда услышите, хлопните в ладоши.
а) среди звуков: а, л, м, з, л, ш, р, у, л, э, м, л.
б) хлопнуть на слог со звуком л: ал, на, до, лы, ам, ох, ло, ум, са, лу.
-Рефлексия (Какой звук учились слушать?)
Вокруг снегн лежит да мороз трещит. Чтоб нам не замерзнуть надо подвигаться.
Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
– С каким звуком произносили слоги?
Хлопки перед собой
Хлопки над головой
Хлопки вытянутыми вперед руками
Работа с буквой.
Ребята, звук л обозначается буквой л.
а) Посмотри – ка ножки
Шагают по дорожке,
Букве л на ножки
Не нужны сапожки.
б) Выложить из бусин букву л
На столах у детей листы бархатной бумаги и тарелочки с бусинами.
Ой, ребята, смотрите чьи-то следы.
– Как вы думаете, кто их оставил?
(Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой,
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый…)
Это не простые следы, а с буквой л. Выложите дорожку с правильной буквой л.
Физминутка
– Давайте отправимся с вами дальше, а чтоб не замерзнуть, разомнёмся немножко.
Вот так холод, вот мороз,
Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.
Чтоб согреть его скорей, надо потереть сильней.
Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.
Будем ножки согревать,
Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.
Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.
Очень холодно стоять, стали замерзать.
Крепче стал мороз никак, мёрзнем стоя так,
Мёрзнем стоя так.
Нам пора бежать бегом. Нам нельзя идти пешком.
Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.
Чтобы ручки согревать,
Будем мы махать. Будем мы махать.
И в ладошки будем бить. И локтями шевелить.
И в ладошки будем бить, локтями шевелить.
Установление связи звука с буквой
– Посмотрите, орехи лежат. Кто же их мог потерять?
Давайте для белочки соберем орехи. Если в названии картинки есть звук л, то соединяете с буквой л.
– Какие орешки собрали?
Коррекция грамматического строя (работа по словообразованию и словоизменению)
– Продолжим наше путешествие по зимнему лесу.
– Пойдем по тропинке и прочитаем слоги.
– Мы вышли с вами на полянку. Посмотрите, мамы растеряли своих детишек. Нужно им помочь. Соедините стрелками маму и детеныша.
– Вместе называем
Белка-бельчонок-бельчата
Волк-волчонок-волчата
Лось-лосенок-лосята
Лиса-лисенок-лисята
Звери очень любят играть, давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Один-много»
ал,ол,ул,ыл
ла, ло, лу, лы
Егор: лапа
в тетрадях соединяют, потом вместе называем
Работа с письменной буквой
– Ребята, жители леса приготовили для нас еще одно задание, чтоб мы потренировались писать букву л.
Письменная л состоит из двух элементов. Палочка с закруглением внизу влево, палочка с закруглением внизу вправо.
Письмо буквы л на кальке., затем в тетради
Егор: собрать рассыпанные слоги, прочитать, записать;
Алеша: прочитать слово, выбрать картинку, записать по образцу;
Итог
– Мы отлично справились с заданиями, лесные жители оставили нам корзинку с сюрпризом. Теперь нам пора возвращаться домой. Полетели.
– Куда мы летали?
– Какой звук слушали и произносили?
– какую букву учили?
– Каких зверей и птиц встречали?
Используемые литература и источники:
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М.: Просвещение, 1997. – 239с.
- Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.-Спб.: КАРО, 2009г.
- Железнова Е. Аэробика для малышей. CD4.
- Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой рече-вого развития. —— СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
- Интернет ресурсы.
Групповое логопедическое занятие по теме “Звуки [л], [л’] и буква Л”
Цели урока: познакомить детей со звуком [Л-Ль] и буквой Л.
- Познакомить с буквой Л.
- Учить соотносить звук с символом и буквой.
- Закрепить зрительный образ буквы Л.
- Формировать навыки слогового анализа, фонематического анализа и синтеза.
- Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Воспитывать умение слушать, работать в коллективе.
- картинки: лиса, лягушка, заяц, мышка, волк, медведь;
- карточки с рисунками, конверты с заданиями;
- записи на доске, образцы буквы Л;
- звуковая дорожка для речевого дыхания;
- звуковые схемы слов, компьютер;
- профиль звука Л, сказочный замок;
- паровозики для разбора слов по слогам;
- звуковые схемы слов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Знакомство с первым героем занятия.
– Ребята! У нас на занятии сегодня гости. И мы отправляемся в путешествие на поезде к сказочному замку.
– Но, чтобы наш поезд тронулся, мы должны отгадать имя первого сказочного героя, который сядет в 1-й вагон. А поможет нам в этом загадка.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее . (Лиса.)
Подготовка к знакомству с темой занятия через выделение первых звуков в словах.
– А на какой звук начинается имя нашего героя? (На звук [Л].)
Работа с речевым профилем.
Узкий кончик языка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
Л получится певучий,
Плавный ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа,
Лук, лупа, лужайка, лампа.
– Что делают наши зубки и язык, когда мы произносим этот звук.
– Губы растягиваются в улыбке.
– Язык поднимается вверх за зубки.
– Скажите звук [Л] гласный или согласный.
– Звонкий или глухой. Проверим. Закроем ручками уши, и послушаем, как он звучит. Он напоминает гул летящего самолета.
Работа над развитием речевого дыхания (схема звуковой волны висит на доске).
– В следующем вагоне поедет Мышка. Но чтобы мышку посадить, нужно выполнить следующие задания:
1. Соотнесение звуков Л-Л’ с буквой Л.
Образец буквы Л висит на доске и картинки с изображением лопаты, лома и лыж.
Букву «Л» из лыж мы сложим.
Палочку на снег положим.
А под палочку, пониже,
Мы на снег положим лыжи.
Одна лежит все время прямо,
Другая клонится упрямо.
Можем «Л» сложить, ребята,
Взяв два лома и лопату.
Сверху – лом и справа – лом,
Лопата – слева, под углом.
2. Формулирование темы и цели занятия.
Тема нашего занятия – Звук и буква Л.
Цель: выделять звуки [Л-Ль] в слогах и словах.
II. Основная часть.
- Найти буквы Л на листе бумаги среди других букв.
- Выложить букву Л по образцу (на карточках).
Развитие звукового анализа на уровне слога.
– Вместе с Мышкой в этом же вагоне едет и Лягушка. А она вам приготовила задание на компьютере – произнести чистоговорки:
Лы – лу – ла – ло – стало за окном светло.
Лу – ла – ло – лы – Мила вымыла полы.
Ло – лы – лу – ла – залетела в дом пчела.
Ла – ло – лы – лу – испугался кот пчелу.
Физкультурная минутка (проводится стоя).
Топором дрова колю,
А потом пилой пилю.
Отнесу их бабушке,
Чтоб спекла оладушки.
Развитие звукового анализа на уровне слова.
– В следующем вагоне едет у нас Заяц. Задание: с картинками, которые лежат на тумбочке, вам нужно навести порядок – разделить слова на слоги и расставить их в нужный вагон.
Картинки: пила, лопата, молоток, лак, метла, лес, стол, лапа.
– В этот же вагон сел Волк с красивым цветком, в названии которого есть звук Л. Это цветок – роза. Ребята, где находится этот звук, в начале, в середине или в конце слова? Составьте звуковую схему слова ЛИЛИЯ.
– И последним сядет в вагон Медведь. Он привёз вам картинки. Нужно раскрасить только те, которые начинаются на букву Л.
III. Итог занятия.
Вот и подходит к концу наше путешествие! И все наши сказочные герои собрались у замка.
Мы трудились и играли,
Всем зверюшкам помогали.
А теперь – ответь скорей:
Что же было всех трудней?
– Ребята, давайте расселим наших героев по этажам. Те герои, в названии которых 1 слог – на 1-й этаж, 2 слога – на второй этаж, 3 слога – на 3 этаж.
Логопедическое занятие “Звук и буква Л”
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Коррекционная работа направлена на умение выделять (узнавать) заданный звук в начале слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 102.38 КБ |
zvuk_i_bukva_l.pdf | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Звук и буква Л. Выделение звука в начале слова.
- закреплять навык чёткого произношения звука Л,
- закрепить связь звука с буквой,
- формировать умение выделять заданный звук в начале слова.
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память,
- развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза,
- грамматический строй речи через словообразование,
- воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: зеркала, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной и фронтальной работы.
Приветствие. (Звучит музыка из Лунтика) Прозвенел уже звонок, Позвал детей всех на урок. Я очень рада вас видеть. Вас ждала и приготовила для каждого своё место. Рассаживание по местам . (Максим сядет туда, где жёлтый цветочек, Мадина-голубой, Аня- зелёный, Ангелина- красный) Скажите, мы можем сейчас на улице увидеть цветочки? Почему? (так как холодно, снег…) Рисуем настроение на цветочках . -Возьми карандаш тот, который больше нравится и нарисуй улыбку, если у тебя хорошее настроение, нарисуй чёрточку- если грустное. Покажите мне и друг другу своё настроение. Я рада, что на урок вы пришли с хорошим настроением. -Как называется наш урок? -Чему учимся на логопедии? -Игра: «Что на уроке важнее всего?» Я буду спрашивать, а вы отвечать да или нет . На вопросы отвечать? Соседу по парте мешать? Если трудно ему помогать? Хихикать и болтать? Слушать, смотреть, размышлять? | |
|
( зарядка для язычка) Улыбка – губы наши очень гибки, ловко тянутся в улыбке Трубочка – а теперь наоборот губы тянутся вперёд Часики – тик-так, тик-так язычок качался так Чистим зубки – очень любит чистоту, чистит зубки наверху Качели – на качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался. Упражнение для развития речевого дыхания и голоса Работа на логотренажёре Язычок потренировали, теперь будем тренировать голос и дыхание.
Что сейчас тренировали? (губы, язычок) Что тренировали ещё? (голос) Для чего тренируем язычок? (чтобы правильно произносил звуки) |
|