Звук и буква Л – конспект логопедического занятия

Логопедический конспект по теме: «Звук и буква Л»

  • уточнить артикуляцию звука л;
  • учить правильно произносить звук л в слогах, словах;
  • учить соотносить звук с буквой;

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать грамматический строй речи через словообразование, словоизменение;
  • активизировать словарь по теме: «дикие животные»;

  • воспитывать усидчивость, внимательность, активность на уроке;

Оборудование: картинки-символы гласных звуков, рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы, бусинки, презентация.

Музыка используемая на логопедическом занятии

ПЛАН И ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг.момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Настрой на урок.

Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип!
Здравствуйте, малышки!
Всем привет!

Выполняют движения под музыку

– Как называется наш урок?
– Скажем правило нашего урока:
Говорим мы все красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Подготовительный этап 1. (Коррекция временных представлений)

– Посмотрите на картинки и отгадайте загадку.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …

– Сейчас какое время года?
-До зимы была …
– После зимы будет …

– Назовите зимние месяцы.
-Сейчас какой месяц идет?
– Был ..
– Будет …
– Назовите дни недели.
– Сегодня какой день недели?
-Вчера была …
– Завтра будет …
– Скажем какое сегодня число.

Зима
Осень
Весна

Декабрь, январь, февраль

2. Речевая гимнастика

– Для того, чтобы четко, внятно говорить, мы учим чистоговорки. Для этого надо подготовить дыхание, голос.
а) Упр. «Сдуй снежинку с варежки»
б) пропеть гласные
в) чистоговорка
Снег идет, снег идет,
Скоро лес весь заметет.

3. Пальчиковая гимнастика

Наши ручки замерзают.
Поиграем – ка немножко
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Чтобы пальчики согреть,
Сильно надо растереть.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем – разжимаем!

Кулачки крепко прижать друг к другу.
Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.
Греем руки круговыми движениями,
сжимаем и разжимаем кулачки.

Сообщение темы

Отгадайте загадки.
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук»?

В дупле живет
Да орешки грызет.

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость.
Хмурый и сердитый …

– Какой звук повторяется во всех словах?
– Тема сегодня нашего урока Звук и буква л.
– Где живут лось, белка, дятел?
Жители леса приглашают нас в лес, чтобы вы лучше научились говорить звук л и запомнили эту букву, а для этого они приготовили вам задания и если вы справитесь с заданиями, то жители леса подарят вам корзинку с сюрпризом.
– Принимаем приглашение?

Работа по теме.
Работа с звуком.

Лес далеко. На чем полетим в лес?
– Как гудит самолет? (вместе, индив.)
– Какой звук произносили?

На самолете
Л-л-л

– Дадим характеристику звуку л.
– Гласный или согласный? Почему?
– Губы – открыты
– Язык – вверху, за верхними зубами
– Голос – работает, звук л звонкий.

Развитие фонематического слуха

– Вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите как здесь красиво.
– Какое время года?
– Зимой в лесу тихи и спокойно, только слышны различные звуки. Среди них должны услышать наш звук л.
Когда услышите, хлопните в ладоши.
а) среди звуков: а, л, м, з, л, ш, р, у, л, э, м, л.

б) хлопнуть на слог со звуком л: ал, на, до, лы, ам, ох, ло, ум, са, лу.
-Рефлексия (Какой звук учились слушать?)

Вокруг снегн лежит да мороз трещит. Чтоб нам не замерзнуть надо подвигаться.
Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
– С каким звуком произносили слоги?

Хлопки перед собой
Хлопки над головой
Хлопки вытянутыми вперед руками

Работа с буквой.

Ребята, звук л обозначается буквой л.
а) Посмотри – ка ножки
Шагают по дорожке,
Букве л на ножки
Не нужны сапожки.
б) Выложить из бусин букву л

На столах у детей листы бархатной бумаги и тарелочки с бусинами.

Ой, ребята, смотрите чьи-то следы.
– Как вы думаете, кто их оставил?
(Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой,
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый…)
Это не простые следы, а с буквой л. Выложите дорожку с правильной буквой л.

Физминутка

– Давайте отправимся с вами дальше, а чтоб не замерзнуть, разомнёмся немножко.
Вот так холод, вот мороз,
Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.
Чтоб согреть его скорей, надо потереть сильней.
Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.
Будем ножки согревать,
Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.
Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.
Очень холодно стоять, стали замерзать.
Крепче стал мороз никак, мёрзнем стоя так,
Мёрзнем стоя так.
Нам пора бежать бегом. Нам нельзя идти пешком.
Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.
Чтобы ручки согревать,
Будем мы махать. Будем мы махать.
И в ладошки будем бить. И локтями шевелить.
И в ладошки будем бить, локтями шевелить.

Установление связи звука с буквой

– Посмотрите, орехи лежат. Кто же их мог потерять?
Давайте для белочки соберем орехи. Если в названии картинки есть звук л, то соединяете с буквой л.
– Какие орешки собрали?

Коррекция грамматического строя (работа по словообразованию и словоизменению)

– Продолжим наше путешествие по зимнему лесу.
– Пойдем по тропинке и прочитаем слоги.

– Мы вышли с вами на полянку. Посмотрите, мамы растеряли своих детишек. Нужно им помочь. Соедините стрелками маму и детеныша.

– Вместе называем
Белка-бельчонок-бельчата
Волк-волчонок-волчата
Лось-лосенок-лосята
Лиса-лисенок-лисята

Звери очень любят играть, давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Один-много»

ал,ол,ул,ыл
ла, ло, лу, лы
Егор: лапа

в тетрадях соединяют, потом вместе называем

Работа с письменной буквой

– Ребята, жители леса приготовили для нас еще одно задание, чтоб мы потренировались писать букву л.
Письменная л состоит из двух элементов. Палочка с закруглением внизу влево, палочка с закруглением внизу вправо.

Письмо буквы л на кальке., затем в тетради
Егор: собрать рассыпанные слоги, прочитать, записать;
Алеша: прочитать слово, выбрать картинку, записать по образцу;

Итог

– Мы отлично справились с заданиями, лесные жители оставили нам корзинку с сюрпризом. Теперь нам пора возвращаться домой. Полетели.
– Куда мы летали?
– Какой звук слушали и произносили?
– какую букву учили?
– Каких зверей и птиц встречали?

Используемые литература и источники:

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М.: Просвещение, 1997. – 239с.
  2. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.-Спб.: КАРО, 2009г.
  3. Железнова Е. Аэробика для малышей. CD4.
  4. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой рече-вого развития. —— СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
  5. Интернет ресурсы.

Групповое логопедическое занятие по теме “Звуки [л], [л’] и буква Л”

Цели урока: познакомить детей со звуком [Л-Ль] и буквой Л.

  1. Познакомить с буквой Л.
  2. Учить соотносить звук с символом и буквой.
  3. Закрепить зрительный образ буквы Л.
  4. Формировать навыки слогового анализа, фонематического анализа и синтеза.
  5. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  6. Развивать фонематическое восприятие.
  7. Воспитывать умение слушать, работать в коллективе.
  • картинки: лиса, лягушка, заяц, мышка, волк, медведь;
  • карточки с рисунками, конверты с заданиями;
  • записи на доске, образцы буквы Л;
  • звуковая дорожка для речевого дыхания;
  • звуковые схемы слов, компьютер;
  • профиль звука Л, сказочный замок;
  • паровозики для разбора слов по слогам;
  • звуковые схемы слов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Знакомство с первым героем занятия.

– Ребята! У нас на занятии сегодня гости. И мы отправляемся в путешествие на поезде к сказочному замку.

– Но, чтобы наш поезд тронулся, мы должны отгадать имя первого сказочного героя, который сядет в 1-й вагон. А поможет нам в этом загадка.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее . (Лиса.)

Подготовка к знакомству с темой занятия через выделение первых звуков в словах.

– А на какой звук начинается имя нашего героя? (На звук [Л].)

Работа с речевым профилем.

Узкий кончик языка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
Л получится певучий,
Плавный ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа,
Лук, лупа, лужайка, лампа.

– Что делают наши зубки и язык, когда мы произносим этот звук.

– Губы растягиваются в улыбке.

– Язык поднимается вверх за зубки.

– Скажите звук [Л] гласный или согласный.

– Звонкий или глухой. Проверим. Закроем ручками уши, и послушаем, как он звучит. Он напоминает гул летящего самолета.

Работа над развитием речевого дыхания (схема звуковой волны висит на доске).

– В следующем вагоне поедет Мышка. Но чтобы мышку посадить, нужно выполнить следующие задания:

1. Соотнесение звуков Л-Л’ с буквой Л.

Образец буквы Л висит на доске и картинки с изображением лопаты, лома и лыж.

Букву «Л» из лыж мы сложим.
Палочку на снег положим.
А под палочку, пониже,
Мы на снег положим лыжи.
Одна лежит все время прямо,
Другая клонится упрямо.
Можем «Л» сложить, ребята,
Взяв два лома и лопату.
Сверху – лом и справа – лом,
Лопата – слева, под углом.

2. Формулирование темы и цели занятия.

Тема нашего занятия – Звук и буква Л.

Цель: выделять звуки [Л-Ль] в слогах и словах.

Читайте также:  Конспект: Составление рассказа по картине Зима с использованием картинно-графического плана

II. Основная часть.

  1. Найти буквы Л на листе бумаги среди других букв.
  2. Выложить букву Л по образцу (на карточках).

Развитие звукового анализа на уровне слога.

– Вместе с Мышкой в этом же вагоне едет и Лягушка. А она вам приготовила задание на компьютере – произнести чистоговорки:

Лы – лу – ла – ло – стало за окном светло.
Лу – ла – ло – лы – Мила вымыла полы.
Ло – лы – лу – ла – залетела в дом пчела.
Ла – ло – лы – лу – испугался кот пчелу.

Физкультурная минутка (проводится стоя).

Топором дрова колю,
А потом пилой пилю.
Отнесу их бабушке,
Чтоб спекла оладушки.

Развитие звукового анализа на уровне слова.

– В следующем вагоне едет у нас Заяц. Задание: с картинками, которые лежат на тумбочке, вам нужно навести порядок – разделить слова на слоги и расставить их в нужный вагон.
Картинки: пила, лопата, молоток, лак, метла, лес, стол, лапа.

– В этот же вагон сел Волк с красивым цветком, в названии которого есть звук Л. Это цветок – роза. Ребята, где находится этот звук, в начале, в середине или в конце слова? Составьте звуковую схему слова ЛИЛИЯ.

– И последним сядет в вагон Медведь. Он привёз вам картинки. Нужно раскрасить только те, которые начинаются на букву Л.

III. Итог занятия.

Вот и подходит к концу наше путешествие! И все наши сказочные герои собрались у замка.

Мы трудились и играли,
Всем зверюшкам помогали.
А теперь – ответь скорей:
Что же было всех трудней?

– Ребята, давайте расселим наших героев по этажам. Те герои, в названии которых 1 слог – на 1-й этаж, 2 слога – на второй этаж, 3 слога – на 3 этаж.

Логопедическое занятие “Звук и буква Л”
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Коррекционная работа направлена на умение выделять (узнавать) заданный звук в начале слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx102.38 КБ
zvuk_i_bukva_l.pdf1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква Л. Выделение звука в начале слова.

  1. закреплять навык чёткого произношения звука Л,
  2. закрепить связь звука с буквой,
  3. формировать умение выделять заданный звук в начале слова.
  4. развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  5. развивать слуховое и зрительное внимание, память,
  6. развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза,
  7. грамматический строй речи через словообразование,
  8. воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование: зеркала, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной и фронтальной работы.

Ребята, а у нас сегодня ещё один гость. Давайте угадаем кто он?

(видео о Лунтике)

Объявление темы урока

Какой первый звук в слове? ЛУНТИК

Мы будем учиться правильно произносить звук Л и выделять его в начале слова.

Лунтик с друзьями приглашает нас к себе в гости на полянку.

Путь нелегкий предстоит пройти: много неизвестного впереди.

На полянке вас ждут испытания, интересные задания.

Будьте дружными и смелыми, ловкими, умелыми.

И тогда в конце пути желаю вам сюрприз найти»

Интересно, что за сюрприз приготовил для нас Лунтик?

Мы узнаем в конце урока, если пройдём все испытания.

Правильная артикуляция звука Л

Чтоб красиво говорить

Надо чётко звук произносить

Уточним правильное произношение звука Л.

-Давайте его произнесём. Смотрим в зеркало.

Сначала спрашиваю потом показываю на слайде

-Что делают губы? раскрыты

-Где находится язык верху или внизу? за верхними зубами. Делаю акцент, что язычок узкий

Произнесём звук-он поётся, тянется или нет? Значит он согласный.

-Каким цветом обозначаем? Синим (приклейте нужный квадратик на карточку)

-Голос спит или звенит? Звенит

Приклейте нужный значок на карточку

(получится сигнальная карточка для звука Л)

Развитие фонематического слуха

Лунтик очень любит слушать разные звуки, предлагает поиграть в игру «Внимательные ушки»

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ТНР в подготовительной группе по теме «Звуки «Л-ЛЬ», буква «Л»

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной группы по теме: “Звуки [л- ль]. Буква «Л”.

Лукьянова И.А. учитель-логопед ГБОУ Школы № 2026 УК 5 г. Москвы

Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л»

Формировать фонематическое восприятие

Закреплять навык определения позиции звука в слове

Продолжать формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Закреплять практическое употребление предлога ИЗ-ПОД

Продолжать формировать навык чтения

Формировать зрительный гнозис разрезанных букв

Развивать общую моторику и координацию речи с движением. Развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве. Развивать слуховое внимание.

Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма, умение слушать друг друга. Формировать самостоятельность, инициативность.

Звуковички и одежда к ним: шапочки и ботиночки синего и зеленого цвета; слоговые домики с одним, двумя и тремя окошками; аудиозапись звуков поезда, самолета; Юпик, карусель (обруч с лентами: синие, зелёные); ребусы в картинках; конфеты «Лёвушка» по количеству детей, магнитная доска.

Индивидуальный раздаточный материал: картинки-билетики; в корзинках на столах у детей карточки для звукобуквенного анализа, полоска-слово, предметные картинки животных и птиц со звуками «Л-ЛЬ», счётные палочки; картинки для звукового анализа лежат под корзинками; касса букв с буквами для выкладывания слов; карточки- слова, разрезанные пополам вдоль (раздаются логопедом перед игрой).

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.

В группе здесь у нас сидят,

И на нас на всех глядят.

И не строго, а с улыбкой.

Очень теплой и простой.

Гости нас встречают с вами…

Чем ответим? Добротой!

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде. У вас в руках не просто картинки, это ваши билеты на наш волшебный поезд. Рассаживаться будем так: я вам загадаю загадку про первый вагончик:

Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Это леса врачеватель

Трудится весёлый (дятел)

(ребёнок встаёт около логопеда).

Логопед: Последний звук в названии картинки будет первым в названии следующего вагончика: дятел – лампа – абрикос – сахар – рысь – сито – обруч – чайник – карандаш – шарф – фасоль – лифт – тапки – индеец – цепь – пять – телефон.

Когда все дети «сели» по вагончикам, поезд делает круг по группе (под аудиозапись поезда), проезжая мимо воспитателя, билеты ему сдаются.

Логопед: Наша первая остановка «Лесная ». Мы с вами в лесу. А в лесу можно услышать эхо. Вот мы и поиграем с вами в игру «Эхо ». Вы будете моим эхом. Я называю слово тихо, а вы мне его повторяете 2 раза громко: лампа, лодка, лошадь, ласточка, лужи, лось, лыжи, луна, лук, лужок, ложечка, лавочка, лапы, лопата, ломтик, ластик, ладони.

Дети повторяют слова и садятся на места.

2. Основная часть.

Логопед: Подумайте и скажите, что общего во всех этих словах? Да в них самый первый звук «Л». Сегодня мы будем с вами играть с этим звуком.

Артикуляция, произнесение и характеристика звука «Л».

Логопед: Когда вы произносите звук «Л», в ротике что-нибудь шевелится? (язычок)

Наш кончик язычка упирается в верхние передние зубы, создавая преграду для воздушной струи, боковые края языка опущены, и струя воздуха выходит по бокам языка (произнесение вместе с детьми).

Логопед: Кончик языка вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка воздух пробирается.

«Л» получился певучий, плавный,

Ласковый и звучный.

Логопед: Если струя воздуха встречает преграду, значит, это какой звук гласный или согласный? (согласный). Положите руку на горлышко, произнесите звук «Л». Дрожит ваше горлышко? Значит, какой это звук? (звонкий). Какой ещё звук «Л»? (твёрдый). А как мы произнесём его маленького братика? «ЛЬ».

К нам прилетел Юпик и принёс наших Звуковичков. Давайте их оденем (дети подбирают шапочки и ботиночки и прикрепляют их к Звуковичкам на доске). Возьмём Юпика в путешествие с собой? Едем дальше ( звучит музыка поезда ).

Логопед: Наша вторая остановка «Звуковая». Мы будем играть со звуками «Л, ЛЬ».

Игра «Поймай звук ладошками»: м – Л – п- -н – т – Л – д – к- Л – м – н – Л …..

Игра «Хлопни, когда услышишь слово со звуком «Л»: пила , газета, молоко , мазаика, салат , халат, кровать, водолазы , ножницы, столы , малыш , белый, книга, голубь .

Дети берут символы-квадратики (синий и зелёный квадраты с колокольчиками) звуков «Л»- «ЛЬ» и поднимают их вверх при соответствующем звуке в слове.

Слова: лампа, лейка, лось, ласточка, лиса, лодка, лимон, молоко, салат, листик, халат.

Логопед: Теперь мы отправимся путешествовать пешком. Сделайте человечков из пальчиков. Идём по столу. Мы пришли в «Зоопарк». Кого мы можем здесь увидеть? Да, разных животных и птиц, привезённых из разных стран. Все они сидят каждый в своей клетке. Вот и в ваших клеточках-корзиночках сидят животные и птицы. Возьмите их из корзиночки и положите на стол перед собой. А еще положите на стол полоску-слово ( дети проговаривают названия своих картинок ).

Картинки: белка, волк, лиса, лось, лев, олень, леопард, фламинго, дятел, тюлень, лошадь, слон, козёл, осёл, павлин, пеликан, верблюд.

Логопед: Какие звуки живут в названии ваших картинок? Подумайте, какой именно звук живёт в названии вашей картинки, и поднимите вверх соответствующий квадратик (проверка). А теперь подумайте, где прячется ваш звук: первый, в середине или последний? Положите квадратик на полоску-слово в нужное место. Молодцы. А теперь ваши картинки раздадим Звуковичкам.

Дети подходят к доске и прикрепляют свои картинки либо к Звуковичку в синей одежде, либо к Звуковичку в зеленой одежде.

Включается аудиозапись звука самолёта.

Логопед: Закройте глаза. Что вы слышите? Это звук какого транспортного средства? (самолёт) Во время прослушивания аудиозаписи самолёта, логопед на доску выставляет слоговые домики.

Станция «Волшебный городок»

Логопед: Откройте глаза. Мы прилетели в волшебный городок. Посмотрите, какие в нём интересные домики. Кто заметил, чем они отличаются друг от друга? ( количеством окон). Правильно. В этих домиках живут слова. Но они испугались звука самолёта и спрятались. Я вам подскажу, где вы их найдете. Слова живут в картинках, а картинки лежат под вашими корзинками. Сейчас мы их достанем.

Многоступенчатая инструкция : первое– одной рукой поднимите корзинку, втрое – второй рукой возьмите картинку, третье – поставьте корзинку, четвертое – положите картинку на стол.

Повторение предлога ИЗ-ПОД: опрос детей, откуда достали картинку: из-под корзинки. Дети проговаривают название своих картинок.

Логопед: Ещё в этом городке живут художники. Они очень любят раскрашивать слова. И вы сейчас раскрасите свои картинки. Вы возьмёте цветные квадратики и выложите схему ваших картинок.

Картинки: лук, пол, стол, волк; лампа, вилка, мыло, пила, лиса, слива; иголка, улитка, потолок, халат, лопата, волосы, колбаса.

Логопед: Молодцы. Уберите квадратики в корзину. А картинки мы сейчас расселим по домикам. Если в слове один слог, то оно будет жить в домике с одним окном. Если два- то в доме с двумя окнами, если три слога- то в доме с тремя окнами. Подумайте, сколько слогов в ваших словах. Первый ряд расставьте свои картинки по домикам (проверка). Второй ряд (проверка).

Логопед: А сейчас поплывём на корабле (выполнение руками волнообразных движений под звук корабля). Станция «Путаница- перепутаница».

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

В лесу растет высокая ел.

Халат надел маму.

На белке сидела елка.

Флажок махал Павлом.

Стол поставили на лампу.

Стол укатился под клубок.

У голубого платья есть кукла.

Логопед: А теперь едем в парк аттракционов . Какие есть развлечения в парке аттракционов? А в названии каких аттракционов есть звук «Л»? (лодки, качели, карусели)

Физкультурная минутка . Игра «Карусель».

Логопед берёт обруч с синими и зелёными лентами. Ребенок называет слово, если в слове твердый звук «Л», то ребенок берет в руки синюю ленту. Если в слове мягкий звук «ЛЬ», то ребенок берет в руки зеленую ленту.

Логопед: Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

А потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

После игры дети садятся за столы.

Логопед: Мы с вами играли со звуком или с буквой? Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву видим, читаем, пишем).

Знакомство с буквой «Л».

Изображение большой буквы «Л» при помощи прямых рук, маленькой буквы «Л» при помощи пальцев рук.

Выкладывание буквы «Л» из счётных палочек.

Логопед: Едем на станцию «Загадочная»

На доске вывешиваются поочередно ребусы и разгадываются с детьми.

Слова: стол, сон, подвал, липа, аист, сила, волна.

Логопед предлагает выложить слова при помощи букв из кассы букв. Первый ряд выкладывает слово волна, а второй ряд слово аист (по одному ребенку с каждого ряда выполняют это задание на доске). Далее логопед определяет с детьми количество слогов в этих словах.

Логопед: А теперь полетим на станцию «Волшебная». На этой станции слова превращаются в новые при помощи всего одной буквы. Давайте превратим слова, чтобы стал не один предмет, а много (волны, аисты). Кто заметил, в каком слове изменилось кол-во слогов? А-ИС-ТЫ было 2 слога, а стало 3 слога.

Логопед: Пока мы с вами путешествовали, кто-то пошалил, поиграл с моими карточками, которые я принесла для вас. Посмотрите, они порвались. Сможете прочесть, что на них написано?

Детям раздаются карточки с отрезанной верхней частью слова; карточки с нижней частью лова прикреплены на доске: кукла, клубок, лампа, вилка, лук, слива, иголка, лопата, потолок, улитка, волна, колобок, молоток, молоко, дупло, холодно.

Логопед: Сейчас мы с вами соединим эти слова. Первый ряд подойдите к доске, найдите свои части слов и соедините их (аналогично второй ряд).

Логопед: Едем на станцию «Кондитерская». Это последняя заключительная станция. Напомните мне, с какими звуками мы сегодня играли? Чем отличается звук от буквы? Поскольку мы на станции сладостей, назовите-ка мне сладости, в названии которых есть звуки «Л, ЛЬ»: булка, мармелад, шоколад, конфеты «Алёнка, Лёвушка», пастила, леденцы, бублик. Я была на кондитерской фабрике и мне специально для вас передали угощения- это конфеты Лёвушка. Я их передам нашему контролёру, который проконтролирует раздачу сладостей вам на втором завтраке.

А теперь ваш поезд поедет за Юлией Николаевной. Проезжая мимо гостей, не забудьте сказать «До свидания»!

Звук и буква Л – конспект логопедического занятия

Автор: учитель – логопед Савина Татьяна Васильевна

МБДОУ “Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида”

  • учить слышать звук [Л] и определять место звука [Л] в словах;
  • продолжать учить делить слова на слоги;
  • закреплять навык составления схем слов с помощью символов и подбирать слова к заданным схемам, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов;
  • воспитывать интерес к занятиям у детей.

Оборудование: мяч, символы звуков, буквы, картинки на звук [Л], схемы слов и предложений, картина клоуна, едущего на велосипеде.

1. Организационный момент.

Логопед с мячом, дети стоят полукругом перед логопедом.

– Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете называть звуки в таком порядке, как я скажу.

– Назвать первый звук в слове «Луна», последний звук в слове «Укол», второй звук в слове «Улыбка» и т.д.

– Какой звук вы все называли? – звук [Л]

– Что это за звук? Как мы его обозначаем? – синим кружком и буквой.

2. Сообщение цели занятия.

– Сегодня мы будем играть со звуком [Л] и словами на этот звук.

3. Задание «Найди звук» (развитие позиционного анализа).

– Существует много слов со звуком [Л], и он может находиться в начале слов, в середине и в конце.

(На доске картинки ласточки, дятла и белки, схемы слов, где синий кружок в начале, в середине и в конце слова).

Первая игра «Ну, дружок, не зевай, к картинке слово подбирай».

Вам надо назвать картинку, определить, где слышится звук [Л] и поставить соответствующую схему к этой картинке.

(Дети выполняют задание у доски).

У каждого ребенка по три картинки, в названии которых звук [Л] в разных позициях, и схемы слов. Дети выполняют задание. Кому трудно, оказывается помощь при выполнении задания.

4. Игра «Веселый поезд» (развитие слогового анализа).

(На доске паровоз с тремя вагонами, на окнах кармашки).

– Пока вы играли, к нам приехал веселый поезд. Скажите, сколько у него вагонов?

А сколько окошек в первом вагоне? – (1), а во втором? – (2), в третьем? – (3). Мы будем сажать в вагончики животных в таком порядке: в первый вагончик животных, название которых состоит из одного слога, во второй – животных, в названии которых два слога, а в третий – как вы уже все догадались, животных, название которых состоит из трех слогов.

У вас в коробочках по три картинки животных, в названии которых 1,2,3 слога со звуком [Л]. Достаньте их и внимательно посмотрите, кто у вас. Определите, в какие вагоны сядут ваши животные.

Внимание: «По вагонам». Пошли животные в первый вагон.
Дети несут картинки, в названии которых один слог, например, «волк», «слон», а теперь – во второй вагон «белка», «лошадь»; ну, и, наконец, – садятся животные в третий – например, «ласточка» и т.д.

5. Задание «Радисты» (развитие звукового анализа и синтеза).

– Нам кто-то подает сигналы. Приготовились радисты.

(Дети достают символы гласных и согласных изученных звуков).

Слушаем внимательно посылаемые звуки и обозначаем их символами:

(Дети выкладывают символы звуков, которые называет логопед: [П,О,Л]).

-Что у вас получилось? Читаем: ПОЛ.

(Также работаем со словами ЛАК, ЛУНА).

– А вот ещё пришли телеграммы.

Логопед выкладывает схемы слов: ООО, ОООО, ОООО

– Помогите их «прочитать», подберите слова к этим схемам. Можно посмотреть на поезд, в котором едут животные и птицы.

(Дети подбирают слова к схемам).

6. Упражнение «Прятки».

– Теперь мы с буквами поиграем и из букв слова составим. У вас на столах буквы. Из этих букв надо составить слово и каждую букву обозначить своим символом.

(Дети составляют каждый свое слово со звуком [Л]).

– Прочитаем слова, которые вы составили.

– А вот эти буквы повернулись к нам спиной, они тоже спрятались. Чтобы их узнать, надо с ними поиграть.

(На доске буквы, перевернутые обратной стороной).

– Первая буква обозначает звук, который последний в слове «маК». Какая же первая буква? – (К). Вторая буква спряталась в слове «сЛон», где она обозначает второй звук. Третья буква – это первый звук в слове «Осень», четвёртая – в середине слова «лУк», а последняя -…

– Все уже догадались, какая это буква, потому что прочитали слово, которое получилось.

(Кто-то из детей читает – «КЛОУН», а логопед показывает картинку, на которой клоун едет на велосипеде).

7. Динамическая пауза «Клоун-чудак»

– Посмотрите, какой замечательный клоун приехал, чтобы поиграть с вами.

(Логопед достает колпак клоуна и предлагает всем встать в круг и поиграть в клоуна).

– Сначала клоуном буду я (надевает колпак, обыгрывая это слово). Я буду вам показывать упражнения, а вы будете их выполнять:

– Клоун – чудак делал вот так: – артикуляционное упражнение «часики».

– Клоун – чудак делал вот так: – артикуляционное упражнение «качели».

– Клоун – чудак делал вот так: – приседает.

(Дети выполняют упражнения).

– Теперь клоуном будет Вася.

(Логопед надевает колпак ребенку, который показывает свои упражнения).

8. «Клоун» (работа с предложением по сюжетной картинке).

– Молодцы. Пройдем на свои места и продолжим наши игры.

– Посмотрите на картинку клоуна. Назовите слова со звуком [Л].

Дети называют: «колпак», «глаза», «велосипед», «платок», «флажок» и др.

– Что делает клоун? – (Едет). На чем он едет? – (на велосипеде).

– Составьте предложение про клоуна. («Клоун едет на велосипеде»).

– Предложение можно «записать», составить схему к нему. Вспомним правила о предложении.

  • Первое слово в предложении пишется всегда с большой буквы.
  • Все слова в предложении пишутся отдельно.
  • В конце предложения ставится точка.

– Какое первое слово в нашем предложении? – (Клоун) – Как его обозначаем? – (Зеленой полоской с уголком). Какое второе слово? Обозначьте его. Третье слово? Обозначьте его.

– Что мы составили? – (Предложение).

9. Упражнение «Фокусы»

– Все клоуны умеют показывать фокусы. А наш клоун предлагает попробовать сделать фокусы нам. У него в сумочке есть картинки. (Логопед достает картинки). Он хочет, чтобы вы превратили «ЛАК» в «ЛУК». Как это можно сделать?

Дети отвечают: «Гласную «А» заменить на «У».

– Превратите «СТУЛ» в «СТОЛ».

– Превратите «ПАЛКУ» в «ПОЛКУ».

(дети выполняют задание).

10. Итог занятия.

– С каким звуком мы сегодня играли?

– Как мы его обозначаем?

11. Сюрпризный момент.

– Клоуну у вас очень понравилось. Он сказал, что вы много знаете и умеете.

– Клоун сделал фокус: он превратил все картинки в сумочке в яблоки и угощает вас.

Звук и буква Л – конспект логопедического занятия

Венценосцева Елена Валентиновна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа ( VIII вида)

№ 502 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект логопедического занятия в 1 классе

коррекционной школы VIII вида (1 вариант).

Тема: Звуки [л], [ль], буква Л.

Различение звуков [л], [ль].

Совершенствование грамматического строя речи (образование глаголов множественного числа прошедшего времени).

Совершенствование навыка составления предложения из слов.

Формирование навыка чтения слов.

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

Развитие общей моторики.

Воспитание четкой, правильной речи.

Формирование навыков взаимопонимания, сотрудничества.

Воспитание навыков правильного поведения на уроке: умения слушать учителя, отвечать на вопросы.

Оборудование: изображения Лунтика и Лисы, зеленые и синие квадраты для каждого ученика, предметные картинки (перечислены в ходе занятия), игра «Поймай рыбу», индивидуальные листы с напечатанными наборами букв, индивидуальные конверты с набором букв.

Логопед: Здравствуйте, дети. Сейчас я буду говорить, что делал один человек, а вы – что делали много. Сядет тот, кто скажет правильно. Например, я говорю «пил», а вы говорите …

Глаголы (слова-действия) в прошедшем времени: ел, гулял, ходил, играл, пел, писал, рисовал, думал. Логопед уточняет, какой звук в конце слов-действий единственного числа, и какой звук появляется в словах множественного числа перед звуком и .

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Тему сегодняшнего занятия нам помогут назвать гости, которые к нам сегодня придут. Угадайте, кто эти гости.

Я родился на Луне,

И доволен я вполне.

Домом стала мне Земля,

Здесь живут мои друзья!

Помогаю всем я тут.

Ну-ка, как меня зовут?

Учащиеся: Это Лунтик.

Логопед показывает картинку.

Логопед: отгадайте следующую загадку.

В деревне кур крадет.

Учащиеся: Это лиса.

Логопед показывает картинку.

Логопед: Назовите первый звук в слове «Лунтик».

Логопед: Назовите первый звук в слове «лиса».

Логопед: правильно! Именно эти звуки мы сегодня будем изучать на занятии, учиться различать их. Скажите, звук [л] – это твёрдый или мягкий звук?

Учащиеся: Это твёрдый звук.

Логопед: А звук [ль] – это твёрдый или мягкий звук?

Учащиеся: Это мягкий звук.

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Наши гости не знают, как отличить первые звуки их имен друг от друга. Помогите им, пожалуйста: послушайте звуки, слоги и слова и поднимите зелёный квадрат, если услышите [ль], или синий квадрат, если услышите [л].

Ученики слушают звуки, слоги, слова и поднимают зеленый или синий квадрат в зависимости от наличия соответствующего звука: л, ль, ль, л; ла, лю, ле, ал, оль, лы; лампа лямка, яблоко, апельсин, слива, пенал, стол.

Логопед напоминает учащимся, что звуки [л], [ль] обозначаются одной и той же буквой Л.

Развитие зрительного внимания.

Упражнение «Найди букву» .

Логопед: Лиса очень хочет научиться писать свое имя, но не знает, с какой буквы оно начинается. Помогите Лисе найти букву Л среди тех букв, которые написаны у вас на листах. Ученики находят на своих листах букву Л среди других букв и зачеркивают её.

Запись на листе: А П Л М Н Л И Д Л

Формирование навыка чтения слогов.

Упражнение «Поймай рыбку». Логопед просит детей подойти к её столу и «поймать рыбку». Учащиеся с помощью магнитной улочки «ловят» бумажные рыбки с написанными на них слогами: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛИ, АЛ, ОЛ, УЛ.

Дифференциация звуков [л], [ль] в словах на слух.

Упражнение «Подари подарки» .

Логопед: Нужно подарить нашим гостям подарки. Если название картинки начинается со звука [л], кому мы подарим этот предмет: Лунтику или лисе?

Учащиеся: Этот предмет мы подарим Лунтику.

Логопед: А если название картинки начинается со звука [ль], то кому подарим этот предмет?

Учащиеся: Подарим лисе.

Дети закрепляют на магнитной доске картинки под изображением Лунтика и под изображением лисы. Картинки: линейка, лилия, яблоко, вилка, пила, апельсин, сливы, лодка.

Развитие слухового внимания и общей моторики.

Логопед: Давайте покажем друзей Лунтика, но только если я скажу слово «Просьба».

Прыгай, как Кузя. Летай, как Майя. Просьба. Ходи, как дядюшка Шнюк. Просьба. Жужжи, как Пчеленок. Покружись, как бабочка. Просьба.

Можно показать детям картинки с изображением друзей Лунтика.

Развитие фонематического восприятия.

Упражнение «Составь слово из звуков».

Логопед: Дети, давайте покажем нашим гостям, как составлять слова из первых звуков названий картинок.

Учащиеся выделяют первый звук в слове и составляют из них слова. По ходу выполнения упражнения проводится словарная работа. Получившиеся слова: лимон, стол, слива, лампа, липа, стул.

Составление слов из букв, формирование навыка чтения.

Логопед: Давайте покажем всем, как вы умеете составлять слова из букв. Педагог раздаёт ученикам конверты с набором букв. Учащиеся складывают слова из букв и читают их (в случае затруднения можно показать картинку), затем определяют, какой звук обозначает буква Л – твёрдый или мягкий.

Буквы в конвертах: В, О, Л, К

Различение звуков [л], [ль] в предложениях.

Упражнение «Составь предложение из слов».

Логопед: Лисе хочется научиться составлять предложения, но она не умеет. Помогите ей, пожалуйста. Логопед читает слова, а учащиеся составляют из них предложения:

Самолет, лететь, над, лес. Володя, любить, апельсины. Лодка, плавать, река, по. Желуди, лежать, дубом, под. Мама, купить, яблоки, сливы, и. Лена, спит, одеялом, под. Мила, качаться, качелях, на. Коля, взять, линейка.

В предложениях ученики выделяют слова с мягким и твердым звуками [л], [ль].

11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед предлагает детям вспомнить тему занятия, назвать слова с мягким звуком [ль], твердым звуком [ль]. Затем оценивает деятельность каждого ребёнка на занятии. Прощание с Лунтиком и лисой.

Ссылка на основную публикацию
  1. Организационный момент.

Приветствие. (Звучит музыка из Лунтика)

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Я очень рада вас видеть. Вас ждала и приготовила для каждого своё место.

Рассаживание по местам . (Максим сядет туда, где жёлтый цветочек, Мадина-голубой, Аня- зелёный, Ангелина- красный)

Скажите, мы можем сейчас на улице увидеть цветочки? Почему?

(так как холодно, снег…)

Рисуем настроение на цветочках .

-Возьми карандаш тот, который больше нравится и нарисуй улыбку, если у тебя хорошее настроение, нарисуй чёрточку- если грустное.

Покажите мне и друг другу своё настроение. Я рада, что на урок вы пришли с хорошим настроением.

-Как называется наш урок?

-Чему учимся на логопедии?

-Игра: «Что на уроке важнее всего?»

Я буду спрашивать, а вы отвечать да или нет .

На вопросы отвечать?

Соседу по парте мешать?

Если трудно ему помогать?

Хихикать и болтать?

Слушать, смотреть, размышлять?

  1. Подготовительный этап.
  1. Что помогает нам звуки произносить? (губы…)
  2. Чтобы правильно говорить язычок должен быть сильным. Для этого мы его тренируем и выполняем что?

( зарядка для язычка)

Улыбка – губы наши очень гибки, ловко тянутся в улыбке

Трубочка – а теперь наоборот губы тянутся вперёд

Часики – тик-так, тик-так язычок качался так

Чистим зубки – очень любит чистоту, чистит зубки наверху

Качели – на качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Работа на логотренажёре

Язычок потренировали, теперь будем тренировать голос и дыхание.

  1. Росток. Надо дуть так сильно и долго, чтобы цветочек распустился.
  2. Бегемот. Произносим звук А громко, чтобы бегемот широко открыл рот.

Что сейчас тренировали? (губы, язычок)

Что тренировали ещё? (голос)

Для чего тренируем язычок? (чтобы правильно произносил звуки)

  1. Основной этап.
  1. Выделение звука