Звук и буква К – конспект занятия

Конспект занятия «Звук и буква К»

Елена Шарапова
Конспект занятия «Звук и буква К»

Цели занятия:

— познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам;

— познакомить с буквой К.

— закреплять у детей понятия: гласный, согласный твердый звуки;

— упражнять в определении места звука в словах;

— упражнять в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы.

— воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук К; буква К, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы, пиктограммы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика

3. Объявление темы занятия.

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усищи-спицы,

Он мурлычет, он поёт,

Только мыться он боится.

Он изрыл и луг, и сад,

Был бы всё изрыть он рад.

Роет он подземный ход —

Земляной строитель. (Крот)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Логопед (выставляет картинку для звукоподражания): Посмотрите, ребята, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук К. С этим звуком мы сегодня познакомимся.

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука логопедом, а затем детьми. Подробный акустико-артикуляционный анализ звука: звук К — (губки свободны, кончик языка опущен в низ, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу, согласный (язычок создаёт преграду воздуху, твердый, глухой, обозначаем его фишкой синего цвета. Повторение характеристики звука несколькими детьми.

5. Игра «Поймай звук».

Звук, слог, слово

Ка-ка-ка – бежит река.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку – взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак – расцветает мак.

Ук-ук-ук – а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок – на дворе снежок.

7. Определи местонахождение звука К в слове.

В начале: кот, карандаш, кит, каша, капуста

В середине: великан, шоколад, балкон, букварь, тыква

В конце: лук, бык, сундук, паук, волк

8. Игра «Четвёртый лишний»

1)капуста, краб, носок, кот

2)мак, сок, цыплёнок, куст

3)тыква, жук, букварь, ракета

4)морковь, паук, веник, песок

5)ключ, букет, клоун, книга

6)кролик, камень, карта, костёр

9. Связь звука и буквы.

Выставляется буква К.

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит —

Буквой К на нас глядит.

Составление буквы. «На что похожа буква К».

11. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов АК и КА, с выкладыванием схемы. Показ на схеме звуков по заданию логопеда: «Покажите звук К, а теперь звук А». Дети указывают на соответствующую фишку на схеме. Составить слово «кот».

12. Составить предложение по 2 картинкам.

13. Закрепление звука в тексте.

Выделение слов со звуком К из текста.

У паука, у паука

То ли рука, то ли нога.

Плетет паук паучью сеть,

Чтоб всех кусачих сладко съесть.

14. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились на занятии? Дайте ему характеристику. Назовите слова со звуком К в начале, а затем со звуком К в конце.

Конспект занятия «Почта. Звук и буква Ф» Тема: «Почта. Звук и буква Ф». Коррекционно-развивающие: развивать мышление, зрительное внимание и восприятие, память, общую и мелкую моторику.

Конспект занятия «Почта. Звук [Ф] и буква Ф» Тема: «Почта. Звук и буква Ф». Коррекционно-развивающие: развивать мышление, зрительное внимание и восприятие, память, общую и мелкую моторику.

Конспект занятия «Буква Звук [Н]. Буква [Н и ][Н’]» Цель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой Н Задачи: • Уточнить артикуляцию звуков [Н] и [Н’] • Дифференциация.

Конспект занятия «Звук [к] и буква К» Цели: Коррекционно-образовательные: • познакомить со звуком К; • научить характеризовать звуки К, по акустическим и артикуляционным признакам;.

Конспект логопедического занятия «Звук [О] и буква О» Цель: формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой О. Задачи: 1. Познакомить со звуком и буквой О. 2. Закреплять понятие.

Конспект занятия «Звук и буква К» Тема: «Звук и буква «К». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «К». Учить детей определять наличие или отсутствие.

Конспект занятия «Звук [Т] и буква Т» Тема: Звук и буква «Т». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «Т». Учить детей определять наличие или отсутствие.

Конспект занятия «Звук и и буква [Й]» Тема: «Звук [и] и буква Й» Цель: создание социальной ситуации развития посредством уточнения артикуляционного звука й, закрепление умения.

Конспект занятия «Звук [Н], буква «Н» Цели: закрепить навык произношения звука (н); Научить определять позицию звука (н) в словах; Познакомить с буквой (н); Научить употреблять.

Портал образования

Автор: Разумова Елена Дмитриевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ “Детский сад” № 225
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук и буква «К»
Дата публикации: 03.12.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №225 «Золотой Петушок»

Занятие по подготовке к обучению грамоте

в старшей логопедической группе

Учитель – логопед: Разумова Е.Д.

Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в

«твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Упражнять детей в делении слов на слоги.

Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.

Познакомить с образом буквы К.

Научить чётко произносить звук

], дифференцировать их на

слух и в произношении.

Совершенствовать навыки звуко – слогового анализа.

Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Повышать речевую активность.

Воспитывать культуру речевого общения.

Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).

Следить за осанкой детей во время работы за столом.

иллюстрации животных со звуком К, дом с 3 этажами, карточки для звукового

анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, замок с недостающими

фрагментами, игровизоры, геоконт.

словесный, наглядный, практический.

ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение

в воображаемую ситуацию, художественное слово, использование музыки.

звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ

слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.

кармашками, диск с музыкальным сопровождением.

Логопед: Ребята с каким звуком мы с вами познакомились на прошлом

Дети: со звуком «К»

Логопед: Сегодня он нас приглашает в королевство звуков.

Слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!

«У меня стряслась беда,

В замок мой ворвался ветер

Все разрушил, разбросал,

Части все заколдовал,

Чтобы замок вновь собрать,

Нужно знанья показать.

Справиться с любой задачей,

И постигнет вас удача.

С делом справитесь, иль нет,

Вам подскажет мой секрет».

Логопед: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие

Логопед: А в этом нам помогут сказочные герои.

Логопед: В путь далекий мы пойдем

Часть от замка там найдем.

Встречается Колобок. Задание: дать характеристику звуку «к»

глухой, язычок горочкой.

(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).

Логопед: А вот и первая часть от замка.

Логопед: Пожалуйста, Саша, прикрепи 1 часть: флигель

Логопед: Тут дорога впереди

Может к лесу нам пойти

Здесь какая-то стена

Не от замка ли она?

Логопед: Ребята, кто нас встречает?

Встречает серый волк. Задание с игровизорами. (Подобрать схему: место

звука в слове к картинке и соединить дорожкой)

Слышится звоночек, дети получают вторую деталь от замка – стена

Логопед: Отправляемся дальше.

Звери грустные стоят

В дом попасть они хотят

Но не знают – как? Куда?

– Мы должны «заселить» животных в дом. На первый этаж тех, в названии

которых 3слога, на 2этажтех, в названии которых 2 слога, а на третий тех, в

названии которых 1 слог.

Дети выбирают животных и расселяют по этажам:

1 этаж – собака, корова, теленок

2 этаж – коза, кабан,

Дети получают третью часть от замка – крыша.

Логопед: Выйдем на полянку,

Сядем все в кружок

И найдем от замка

Встречает Красная Шапочка с корзинкой в которой лежат кубики.

Задание: найти на кубике картинку в названии которой есть звук «К» и

составить с этим словом предложение по предложенной схеме.

После выполнения задания дети получают дверь от замка.

Логопед: Замок вновь почти отстроен.

Крыша, флигель, дверь, стена.

Не хватает лишь окна.

Звучит запись: (Дует ветер и раздается голос)

Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!

Зря вы спорите со мной,

Я могучий ветер, злой.

Но давайте по порядку,

Загадаю вам загадку,

Будет там вам и окно.

А не справитесь, тогда,

Вновь разрушу замок я!

Логопед: Мы слушаем тебя, ветер.

Ветер: Серая по лужку она важно бродит,

Из воды сухой выходит.

Логопед: К озеру мы подойдем

Может, утку там найдем.

Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.

Логопед: Устанавите последовательность звуков в слове.

Логопед: Сколько звуков в слове УТКА.

Читайте также:  Логопедические игры для детей

– Какой первый звук: Утка?

Дети: гласный, обозначается красным цветом.

– Какой второй звук в слове УТКА?

Дети: согласный твердый, обозначается синим цветом.

– Какой третий звук в слове УТКА?

Дети: согласный, твердый обозначается синим цветом.

– Какой последний звук в слове УТКА?

Дети: гласный, обозначается красным цветом.

– Сколько гласных звуков в этом слове?

Артем: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».

– Сколько в слове согласных звуков?

Даша: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».

– Сколько в этом слове звуков?

Антон: В этом слове всего 4 звука.

– Сколько в этом слове слогов?

Саша: В этом слове всего 2 слога.

Логопед: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так

Король: Вот спасибо, помогли,

От беды меня спасли.

Вам я очень благодарен,

Вы, ребята, молодцы.

– Я хочу познакомить Вас с буквой К.

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой «К» на нас глядит.

Дети выкладывают букву «К» из разных материалов:

-геоконт, проволока, крупа, пуговицы, мозаика, пипетка

Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы

можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».

Дети выбирают подарки: линейка, ластик, ручка, карандаш, точилка…

Конспект занятия «Звуки [К], [К’]. Буква К»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

учитель-логопед Валимухаметова Ферюза Кабулжановна

Тема: Звуки [К], [К’]. Буква К.

Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с буквой К.

Закрепление знаний о предложении.

Продолжать упражнять детей в выкладывании схем, подбору слов к данным схемам; чтение коротких слов;

совершенствовать навык слогового чтения по таблице Зайцева.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фразовой речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления , слуховой памяти, умения слушать и слышать инструкции педагога.

Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: предметные картинки на звук [к], пеналы для звукового анализа, демонстрационная таблица А.Н. Зайцева, индивидуальные кассы букв, тетради для письма.

Организационный момент: Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуком [к], [к’].

– Сегодня на занятии мы будем работать с буквой «К».

Повторение пройденного материала:

– Какие звуки обозначает буква «К»? ([К], [К’])

– Расскажите о звуке [К]? Расскажите о звуке [К’]?

Работа с предметными картинками. Определение лишней картинки в ряду:

– Посмотрите на картинки. Назовите их. Кто это?

кукушка цапля клест сорока

– Какая птица лишняя? Почему?

(Лишняя птица – цапля, потому что в этом слове нет звука [К])

голубь дятел ворона ласточка

(Лишняя – ласточка, потому что в этом слове слышится звук [К]).

Определение места звука [к] в слове.

У детей на столах картинки, в названии которых слышится звук в начале и в конце слова: книга, паук, лук, мак, куст, сок, кот, финик, барсук, конь, фартук, конфета, калоши, капуста, клен, сук.

Дети по одному выходят к доске называют картинку и ставят ее к одной из полосок-схеме, в соответствии с позицией звука [к] в слове.

РАБОТА ПО демонстрационной ТАБЛИЦЕ ЗАЙЦЕВА.

Логопед: Звонко лапки ставит киска

Наша киска пианистка.

Ей по клавишам рояля

Разрешает прыгать Валя:

К КА КО КУ КЫ КЭ КЬ КЯ КЁ КЮ КИ КЕ

Дети вместе с логопедом пропевают слоговые дорожки, поочередно то низким, то высоким голосом.

Затем парами: К-КЬ КА-КЯ КО-КЁ КУ-КЮ КЫ-КИ

Игра «Живые звуки»

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Вызывает 3 детей.

первый – Стас – звук К.

вторая – София – звук О.

третий – Ратмир – звук Т.

– Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.

(хором читают КОТ)

– Кот – это домашнее животное.

– Найдем это слово на нашей таблице: КО-Т

7. ФИЗМИНУТКА «ГНОМЫ»

Гномы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Подметают все кругом.

Мы к ним в гости пойдем

И подарки принесем.

На пол мягкую дорожку,

Расстелив ее к порожку.

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

(Дети выполняют соответствующие движения)

8. РАБОТА С КАССАМИ БУКВ.

Логопед: – Возьмите кассы букв. Вспомните и выложите из букв слово – КОТ.

Ребята, придумайте красивые предложения со словом КОТ.

Дети: В нашем доме живет кот Васька. Кот поймал мышку. У нашего кота пушистый хвост. и т.д.

– Какое еще слово можно получить из букв К, О, Т? (ТОК, КТО)

– А теперь измените одну букву в слове КОТ, чтобы получилась большая -пребольшая рыба. (КИТ)

Логопед: – Молодцы, со всеми заданиями справились.

9. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

На горе мы видим дом

Много зелени кругом.

Вот-деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает все забор,

За забором – чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем.

В дверь стучимся: тук-тук-тук,

Кто-то к нам идет на стук…

В гости к другу мы пришли

И подарки принесли.

(дети выполняют соответствующие движения с логопедом)

10. РАБОТА В ТЕТРАДИ.

-Дети открывают свои тетрадочки (сопровождая действия «волшебными словами»):

«Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я, друзья от вас не скрою – карандаш вот так возьму – показывают как надо правильно держать карандаш!

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

(Логопед обращает внимание:правильно ли лежит тетрадь на столе, локоть ребенка не надолжен свисать со стола. )

1. Дорисуйте большую букву К и маленькую букву к до конца строчки.

2. Обведите в синий кружок только те буквы «К», которые написаны правильно.

ИТОГ. Оценивание деятельности детей.

Ребята, с какой буквой играли? Что понравилось на занятии?

Сегодня, все старались, были активными, помогали друг другу. Молодцы.

Сначала встанут дети, в имени которых слышится звук [К] – Карина, Максим, cо звуком [К’] – Никита, Кирилл.

Конспект занятия по грамоте “Звук и буква В, чтение слогов”

Содержимое разработки

Луганской Народной Республики

«Луганский учебно – воспитательный комплекс №31»

Конспект занятия по подготовке к грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква «В» чтение слогов»

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква В»

Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.

– уточнить фонематическое представление детей о новом звуке;

– познакомить с буквой В;

– Познакомить с их письменным обозначением – буквой В.

– продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец);

– закреплять изученные буквы;

– закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в);

– развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;

– Обогащать словарный запас;

– Развивать связную речь.

– воспитывать интерес к занятиям;

Схема характеристики звуков, картинка мальчика, картинка девочки, фишки к звуковому анализу, картинки к физ-ке, карточки-буквы, слоговая таблица с буквой В, индивидуальные карточки (тест-закрепление), простые карандаши.

Методы и приёмы:

1. Наглядность (предметные картинки, изображение вороны, буква в, звуки.)

2. Игра (занятие построено с использованием игровых моментов.)

3. Смена деятельности детей во время работы.

4. Поисковые действия использовались (искали место звука в словах).

Утром встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперёд,

берёмся одной рукой с соседом,

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть- приседаем,

Можем мы большими быть- встаём,

Но один никто не будет

Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много» я бросаю мяч и называю слово, а вы называете во множественном числе.

Например: Грач –грачи.

Воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, дятел, галка, сорока, дрозд, кукушка, клёст и т.д.

2. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, что произносит человек? (звуки)

Для того чтобы наша речь была чёткой и понятной, мы сейчас сделаем артикуляционные упражнения.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Один, два, три, четыре, пять –

Заборчик можно убирать.

Губы плавно округляем,

Словно бублик получаем.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И во рту его держать.

Дуем с лопатки так, чтобы снежинка начала плавно двигаться.

– На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
– Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
– Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
– Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
– Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).
– Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
В помощь обучающимся на доске находится схема:

Изучение новой темы.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Дифференциация Л-М в словосочетаниях и предложениях

Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие.
На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.

Это Вова и Вика.
– Как зовут мальчика? (Вова).
– Какой первый звук в слове Вова? ([В]).
– Дайте характеристику звуку [В].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение). Обозначаем синей фишкой.

Составьте звуковую модель слова Вова (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

– Сколько слогов в слове Вова? (2)

– Как зовут девочку? (Вика).
– Какой первый звук в слове Вика? ([В*]).
– Дайте характеристику звуку [В*].
[В*] – согласный, звонкий, мягкий (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми — наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), мягкое произнесение). Обозначаем зеленой.

Составьте звуковую модель слова Вика (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)

– Сколько слогов в слове Вика?(2)

Давайте повторим. Дайте характеристику звукам (В), (В*,)

Звук (В) – какой он? Согласный, звонкий, твёрдый.

Звук (В*,) – какой он? Согласный, звонкий, мягкий.

Правильно дали характеристику звукам, молодцы!

Каким цветом обозначаем на схеме звук (В) твёрдый? (синим)

Каким цветом обозначаем на схеме звук (В,) мягкий? (зелёным)

Так о каких звуках мы сегодня говорим на занятии? ([В], [В*]). Правильно, молодцы!

Деление картинок на мягкий и твердый звук.

Ребята Вова и Вика несли вам картинки и по дороге рассыпали и все картинки перемешались, давайте поможем ребятам собрать картинки. Только Вова собирает картинки с твердым звуком, а Вика с мягким.

Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан и тд.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться , разогнуться,

Три — в ладошки три хлопка, головою три кивка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на стульчик сесть опять.

6. Знакомство с буквой В.

Ребята, но для обозначения буквы на письме нам нужен знак как ее обозначать, посмотрите на нее.

Вот буква В – она служит для обозначения звуков (В), (В*,) на письме.

Стихотворение о букве:

У буквы В, ну прямо смехота –

На удивление два живота.

Давайте повторим: (дети повторяют стихотворение)

«Раздели слова на слоги»

ВАТА, ВОДА, СОВА, ВЕТЕР, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ВАЗА, БУКВЫ.

Чтение слогов прошлого занятия с буквой М

Со словом ВОВА.
Закрепление полученных знаний на занятии.

Пальчиковая гимнастика “Дружба”

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

С вами мы подружимся

Раз, два, три, четыре, пять,

начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.

– О каких звуках говорили сегодня на уроке?
– Дайте характеристику этих звуков.
Молодцы!

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Автор занятия: Пашкова Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Ергачинский детский сад».

Расширять словарный запас ребенка, словами со звуком К(К’); упражнять детей в прочтении слов разной структуры; развивать связную речь описательного характера; отрабатывать разные интонации для передачи своих чувств; упражнять в составлении предложений с разными знаками препинаниями.

Оборудование:

Предметные картинки со звуком К, предметные картинки «кошка», «мышка», «слон»; сахар рафинад.

Ход занятия:

Упражнение на внимание. Чтение стихотворения

(стихотворение читается два раза)

Вот сколько на К я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор…
Ой, хватит! И буква ведь может устать!

– Назовите слова со звуком К(К’), которые запомнили.

– А сейчас давайте все вместе повторим это стихотворение (повторение 2-3 раза, с целью заучивания).

Чтение слоговой таблицы с составлением слов в индивидуальных кассах

РУ КУ ЛУ
РА НА ША
РЫ КА МА

Давайте прочитаем эти слоги.

Составление слов

Попробуем составить слова (предложить детям попробовать сначала составить самим, затем совместное составление)

Составление схемы слова

После составления слов, детям предлагаются карточки со словами для составления схемы слова. (Слова: Рука, Каша.)

Работа над предложением

Произнеси фразу «Посмотри на меня». Ласково, мягко попроси. Резко прикажи.

Составление предложения

Детям предлагается ряд слов и знаков препинания (на доске): «Ромы У мак рос. » Составляется предложение, используя разные знаки препинания, прочитываем предложения. Затем аналогичная работа выполняется индивидуально.

Составление схемы предложения

После составления и прочитывания предложений индивидуально, предложить детям составить схему полученного предложения, обратить внимание детей на предлог «У», он является словом и обозначается также.

Физминутка «Где мы слышим букву К»?

Где мы слышим букву «К»?
(Дети прикладывают ладини к ушам и «прислушиваются»)

В слоге «ко» и в слоге «ка»,
(Покачивают коловой)

В слове «кит» и в слове «кот»,
В слове «ток» и в слове «крот».
(Ставят руки на пояс и поворачиваются влево-вправо)

В слове «крошка»,
(Наклоняются)

В слове «кладь»,
(Подпрыгивают)

Много где – не сосчитать!
(Выпрямляются, поднимают руки над головой, потягиваются)

Фронтальная работа. Дидактическая игра «Составь, прочитай и опиши»

Воспитатель загадывает загадки, дети разгадывают и отгадки составляют из букв азбуки большого формата на доске. Дети читают слово и рассказывают все, что знают об этом животном, предложить изобразить животное

Загадки

Загадка про кошку

У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(кошка)

Загадка про мышку

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что до темна
В норке прячется она.
(мышка)

Загадка про слона

У этого крошки
Столбики –ножки,
Глаза-поварешки,
А ушки покуда
С столовое блюдо.
(слон)

Загадка про сахар

Он тверд и бел,
Как будто мел,
И ты его немало съел.
(сахар)

(Предложить детям попробовать сахар рафинад).

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон»

(с целью дополнения знаний о животных)

У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индиец умер. Тогда жена индийца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! Ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать на него. Почему слон так поступил?

Итог занятия

Какой звук мы повторили? (К, (К’)) Звук К (К’) обозначается буквой К. Теперь давайте каждый назовет слово с данным звуком. Слова придумали, молодцы. Сейчас составим предложения с данным словом, используя разные знаки препинания.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе «Звук и буква [У]»

Автор-составитель:

учитель-логопед

Волкова Татьяна Андреевна

Цель:

  • Знакомство со звуком и буквой У
  • Четкое произнесение звука У
  • Выделение начального ударного гласного
  • Развитие фонематического восприятия
  • Знакомство с буквой У

Ход занятия:

  • Дыхательная гимнастика

Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)

А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Молодцы!

  • Подведение к теме

— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

На доску вывешиваются картинки.

— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

  • Уточнение артикуляции

-Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».

-Какой у нас звук получился? (Звук «У»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили что он гласный? -Правильно, потому что мы можем его пропеть.

Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

  • Посмотрите на картинки, скажите, что на них изображено? Какая из них лишняя и почему? (утка, улитка, автобус, утюг)
  • Развитие фонематического восприятия

-Ребята, сейчас я буду называть вам слова, и если вы услышите в слове звук У, хлопайте в ладоши.

Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.

  • Определение места звука в слове

-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «У», а вы должны будете определить место звука в словах. (начало.середина, конец)

улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг

  • На доску вешается буква У.

-Дети, а вы знаете чем отличаются звук и буква?

-Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?

— А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.

  • написание буквы в прописях
  • Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
  • Итоги: -Какой звук и букву мы сегодня проходили? (он какой? Гласный?)
Читайте также:  Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП

Картинки:

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А УА О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А УА О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

Ссылка на основную публикацию