Звук и буква Й – конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Й»

Цель: формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие памяти и внимания, развитие моторных функций. Развитие кодирования. Формирование умения определять местоположение звука в слове, развитие графо-моторных функций.

Материалы: рабочий лист, простые и цветные карандаши, счётный палочки и пуговки.

План занятия.

1. Введение в тему.
2. Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки.
3. Закрепление образа буквы. Буква Й.
4. Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай звук.
5. Подвижная игра. Дни недели.
6. Обучение чтению. Слова.
7. Работа над предложениями. Схема предложений.
8. Развитие фонематического слуха. Повтори серии слогов.
9. Массажная пауза. Шишки.
10. Развитие внимания. Найди слова.
11. Лексико-грамматический строй речи. Предложения.
12. Диктант. Предложения.
13. Пальчиковая гимнастика. Паучок.
14. Подготовка руки к письму. Мухоморы.
15. Итог.

Ход занятия.

«На что похожа буква «Й» .

Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки. Педагог предлагает детям повторить за ним чистоговорки шепотом и медленно. А потом – громко и быстро.

Ла-ла-ла – молоко …(пила). Ли-ли-ли – из леса ягод…(принесли).
Мо-мо-мо — едим …. (эскимо). Ри-ри-ри — на ветках… (снегири).
Ай-ай-ай – вот и месяц… (май).

Закрепление образа буквы. Буква Й.

Педагог показывает карточку с буквой Й. — Какая это буква, назовите её. — Какой звук обозначает буква Й? Вспомните характеристику звука Й. — Правильно, звук Й — согласный, звонкий и всегда мягкий. — Давайте, чтобы не забыть букву Й, сделаем её из палочек. Дети выкладывают букву Й из счётных палочек, а шляпку для буквы делают из пуговки. —

Обведите буквы Й на рабочих листах.

Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай звук.

— Я произношу слова. Если в слове вы слышите звук й – хлопаете в ладоши, если звука й в слове нет – в ладоши не хлопаете.
Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, йогурт.

Подвижная игра. Дни недели.

Дети становятся в круг. В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Обучение чтению. Слова.

Предлагаем детям прочитать слоги сначала на рабочем листе построчно, а затем в столбиках. — Прочитайте слоги шёпотом, а затем быстро. — Найдите и подчеркните среди слогов слова. (ВОЙ, ЛАЙ, РАЙ, РОЙ, БОЙ, ПОЙ).

Работа над предложениями. Схема предложений.

  • Прочитайте предложение на рабочем листе.
  • Назовите первое слово. Второе. Третье.
  • Составьте схему предложения.
  • Что нарисовала Ира? (Рисунок). Какой рисунок? (Красивый).
  • Придумайте, какой рисунок нарисовала Аня, и составьте рассказ.
  • Поделите слово: НАРИСОВАЛА на слоги.
  • Назовите ударный слог в этом слове. Поставьте ударение.

Развитие фонематического слуха. Повтори серии слогов.

Педагог и дети сидят на ковре в кругу. Педагог произносит несколько слогов и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, точно повторяет последовательность слогов за взрослым и перебрасывает мяч обратно. Педагог произносит новую цепочку слогов и перебрасывает мяч другому ребенку.

В игре принимают участие все дети.

Цепочки слогов: ай – ой; уй – ой – уй; ий – ий – ой; эй – ий – эй; уй – уй – ой – ий.

Массажная пауза. Шишки.

Собирала белка шишки
(перекладываем шишку из одной руки в другую),
Для енота и для мышки.
Раз, два, три, четыре, пять
(сжимаем шишку ладошками на каждый счёт),
Найду шишку я опять
(катаем шишку между ладошками).
Три еноту и три мышке
(сжимаем шишку одной рукой, затем другой),
Остальные кому шишки
(катаем между ладошками шишку)?

Развитие внимания. Найди слова.

Педагог обращает внимание детей на четвертое задание на рабочем листе.

  • Посмотрите, какие красивые бусы можно сделать из букв!
  • В бусах спрятались слова. Прочитайте все слова, которые вы видите.
  • Каждое слово раскрасьте в любой цвет.
  • Давайте вспомним, какие гласные звуки мы с вами знаем.
  • Раскрасьте кружочки с гласными буквами в красный цвет.

Лексико-грамматический строй речи. Предложения.

  • Посмотрите на картинку, назовите предметы, которые на ней нарисованы.
  • Раскрасьте предметы, в названии которых есть звук Й. (ЯБЛОКИ, ПЕЧЕНЬЕ, ЯЙЦА).
  • Составьте предложения по схемам, опираясь на картинку.

Диктант. Предложения.

Педагог диктует детям слова по слогам.

— Мак рос. Конец предложения. Что вы поставили в конце предложения (Точку).
С какой буквы вы написали слово Мак? (С большой буквы). Почему? (Так как это начало предложения).

— Ира на-ли-ла сок. Конец предложения.
Подчеркните во втором предложении слово, состоящее из трех слогов.

Пальчиковая гимнастика. Паучок.

Жил-был маленький паучок
(ручки вместе, соприкасаются большими пальцами).
Бегал, бегал паучок по травке (шевелим пальчиками по столу),
Увидел большой цветок
И забрался на него (поднимаем ручки вверх).
А цветок качался из стороны в сторону
(запястья вместе, пальчики растопырены, покачиваем).
Вдруг на небе появилась тучка (руками делаем овал).
Закапал сильный дождик (стучим пальчиками по столу).
И цветок закрыл свои лепестки (прислоняем ладошки друг к другу).
Началась сильная буря
(сильно раскачиваем ручки из стороны в сторону).
Но на небе выглянуло солнышко (накладываем одну ладошку на другую с растопыренными пальчиками)
И прогнало тучку (делаем резкое движение вправо).
Паучок выбрался наружу
(шевелим пальчиками и опускаем руки вниз)
И убежал (прячем ручки под стол).

Подготовка руки к письму. Мухоморы.

— Обведите мухоморы, стараясь не отрывать руки от листа бумаги.
— Нарисуйте на шляпках грибов точки.

Подведение итогов.

Татарникова Наталья Владимировна
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №40
г. Елец, Липецкая обл.

Знакомство детей старшего и подготовительного возраста с буквой Й и со звуком ( И краткая).
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Рекомендуемый конспект совместной деятельности педагога с детьми. Проведен в игровой форме для лучшего усвоения материала. За основу поэтапного проведения была использована программа ” Школа 2100″.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

Подготовила и провела: воспитатель подготовительной группы № 6

Тема: Буква И краткая, звук (Й)

– знакомство с буквой;

-дифференциация понятий « звук» и « буква»;

– выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

– выделение звука в словах, определение его местоположения;

-сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

-обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления новых слов в собственной речи;

-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования с другими частями речи;

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;

– развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материалы и оборудование: настенный алфавит, доска, мел, тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

  1. Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, – грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и.

-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.

-Согласная, что ли?

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои – жалко, что ли.

-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

-Догадались, о какой букве идет речь?

-Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?

-Совершенно верно – звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести?

-Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу. Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.

2 . В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи – « йод», « йог», « йогурт».

– Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)

-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)

-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)

-Вы – молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

-Согласна с вами – в середине и в конце слов.

3. А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)

(Дети двигаются по комнате, веселятся.)

К нам пришел волшебник злой!

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали и застыли.

( Дети застывают, склонив головы.)

В класс пришли друзья-зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей расколдовали.

А теперь пора плясать,

Нам не надо унывать!

4. – Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты».

– Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

– Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)).

5. – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает – буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

-Н- надела поясок,

И – надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква И.

( При написании буквы проговаривается – расстояние между буквами, размер).

– Молодцы! С какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы можете о них сказать?

На следующем занятии мы узнаем, с кем дружит этот звук.

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект фронтального занятия

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Звук и буква Й»

Скачать:

ВложениеРазмер
vypusknoy_no9.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Звук и буква Й»

Тема: звук [Й] буква Й.

Цель : познакомить детей со звуком [Й] и буквой Й.

– Закрепить навыки чёткого произношения звука [Й];

-продолжать работу по звуковому анализу и синтезу слов;

-познакомить с графическим образом буквы Й;

– закрепить умение детей выделять звук [Й] из ряда слов;

– упражнять в определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);

– Упражнять в чтении слогов со звуком [Й] .

-развивать фонематический слух и внимание;

-развивать диалогическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

-развивать общую и мелкую моторику;

-воспитывать положительное отношение к занятиям;

-вести контроль за собственной речью;

-формировать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать;

-воспитывать интерес к родной речи.

Оборудование: звуковички – магниты (синего, зелёного, красного) цвета с магнитными дощечками, предметные картинки, попугай, ручки, зеркала, волшебные коробочки, тетради, азбуки.

1. Орг. момент: Приветствие.

Сегодня к нам на занятие пришёл гость, который хочет с вами поиграть.

Он живёт в просторной клетке,

Говорить с ним любят детки:

Зря его ты не ругай –

Повторюшка. (попугай) Правильно это попугай, какой звук вы услышали в конце слова попугай?

-Чтобы узнать тему занятия, я вам загадаю загадку, а вы по отгадкам

узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица – круглый год

Во дворе у нас живет

Громко с самого утра:

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслажденьем выпей. (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи – «йод», «йог», «йогурт».

– Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? (канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

-Городской транспорт? (Троллейбус)

-Вы – молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

– Согласна с вами – в середине и в конце слов.

2. Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Й]:

Задание «Опиши звук». Давайте поможем Кеше описать звук [й].

– Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?

– Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)

– Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу).

– А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети закрывают ушки ладонями и произносят звук [й]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят – глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку).

– Послушай те меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).

– А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й и подружим букву Й с гномиком (Вызвать ребенка к доске): этот звук согласный, звонкий, может быть только мягким.

— губки слегка в улыбке;

— кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), мягкий.

3. «Выкладывание Й»

4. К нам на занятие пришёл …. попугай Кеша (игрушка попугай).

Он просит помочь ему справиться с заданием.

5. Игра «Определи нужный звук» А теперь давайте пройдём к столу и нужно рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в

названии которых есть звук [Й], определить место звука [Й] в словах:

майка, попугай, муха, книги, дом, чайник, ручей, чайка, лайка.

-Поставьте фишки в нужные клеточки (начало, середину или конец слова).

6. Игра «Су-джок». (Дети встают полукругом и сопровождают его движением).

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

7. Игра «Живое слово», а остальные выкладывание слов за столом.

– Откройте кассы и найдите букву Й .

– Выложите слово мой (майка, сарай )

– Сколько слогов в слове? Лей – ка, ли – ней – ка, май – ка, чай – ка, во – ро – бей, чай, ру – чей, по – пу – гай, чай – ник.

8. Физкультминутка «Деревья»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

9. Игра с мячом «Разноцветные попугайчики»

– Кеша хочет показать вам фотографии своих друзей – попугаев которые живут в Африке.

Подобрать как можно больше слов – признаков, отвечающих на вопрос «какой?».

(Зелёный, белый, синий, красный, разноцветный.)

– Какой последний звук во всех этих словах? ([Й])

10. Печатание в тетради.

Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

– Слова под диктовку: мой, майка, сарай .

– Предложения: Мой папа умный. (Дополнительное задание)

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме “Звук и буква [с]”

Разделы: Логопедия

Цель: Обучение грамоте.

Задачи:

  1. Закрепить и уточнить артикуляцию звука «С».
  2. Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов.
  3. Познакомить с буквой С.
  4. Обучать чтению слогов и слов с буквой С.
  5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
  6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
  7. Воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: пеналы, предметные картинки, буква С, птичка с подарками, таблица по чтению, схемы-таблицы слов, песочные часы, «зимующие птицы», «домики».

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, предложение, гласные, согласные звуки, звонкий, глухой, твердый, мягкий, красный, зеленый, синий.

Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед: Дети представьте себе, что мы с вами оказались в зимнем лесу.

Вдруг подул ветер тихо-тихо: «в-в-в-в-в-в-в. »,
Закачались деревья, зашептались их верхушки: «ш-ш-ш-ш-ш. »,
Завыла вьюга, сначала тихо, затем громко: «у-у-у-у-у-у. »,
И вдруг все стихло. Тишина. Вдали послышался звук пилы: «з-з-з-з-з-з. ».
Пошел снег. Снежинки падают, падают.
Сдуйте с правой руки снежинки,
С левой руки снежинки,
С правого плеча, с левого плеча.
А на деревьях спят зимующие птицы.

Поиграем в чудесное превращение:

1, 2, 3, 4, 5 – вокруг повернись и в зимующих птиц превратись.

Дети «превращаются» в зимующих птиц и «улетают» на свои места.

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком.

Логопед: К нам на занятие прилетели зимующие птицы и просят у вас помощи в выполнении задания, которое задала им учительница-сова. Вы согласны?

Логопед: Чтобы справиться с заданиями, необходимо познакомиться с новым звуком, а какой это звук вы догадаетесь, если отгадаете загадку. В слове-отгадке он стоит первым.

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(снег)

Логопед: Загадку отгадали правильно. А какой звук стоит первым в этом слове?

2. Артикуляция звука [С] и его характеристика.

(используется схема для характеристики звука)

3. Игра: «Лови звук».

Развитие фонематического восприятия.

A) выделение звука в звукоряде:
С, М, 3, Н, С, Р, К, С.

Б) в слогах:
СА, ЗА, АС, КА, СЫ, УС.

B) в словах:
Санки, сад, ком, сом, лиса, кипа, доска, снегирь, воробей, синица.

4. Развитие звукового анализа и синтеза на слух.

Логопед: Дети, определите сколько звуков я сказала: СА, СОК, ЛИСА.

– Какой звук 1, 2, 3 .

5. Игра: «Загадочные конверты».

Логопед: Сова передала загадочные конверты с картинками и попросила определить место звуков [С],[С’] в названиях картинок.

САНКИ, СОСУЛЬКА, АВТОБУС, СНЕГИРЬ, СИНИЦА, СИТО.

6. Игра: «Домик».

Логопед: В этой игре нужно определить место звуков [с],[с’] в словах на слух. Я буду произносить слова, а вы будите класть фишку в то или другое окошечко домика в зависимости от того, где стоят звуки в данных словах.

СНЕГ, СИНИЦА, НОС, КОСЫНКА, СОРОКА, ГУСЬ, ЛИСА, СИМА.

7. Задание-ребус.

Логопед: Вам нужно отгадать имя мальчика, используя первые звуки в названиях картинок: СВЕЧА, АПЛЬСИН, ШАР, АСВТОБУС (Саша)

8. Упражнение: «Подбери картинку»

Логопед: Сова приготовила схемы, к которым нужно подобрать картинки или слова.

9. Пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3, 4, 5
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

10. Физ. минутка.

Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома,
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А шарик все лает: «Чужой во дворе»

11. Знакомство с буквой С.

Логопед показывает детям букву С и спрашивает:

– На что похожа буква С?

– Давайте напечатаем букву С в воздухе, а теперь на столе.

12. Игра: «Покорение вершин».

Логопед вывешивает на доску плакат и предлагает детям прочесть слоги, двигаясь от подножья к вершине и наоборот.

13. Игра: «Буква потерялась».

Логопед вывешивает на доску плакаты со словами, в которых пропущены буквы.

– Сова придумала еще одно сложное задание, написала слова, но в них пропущены буквы.

Вам необходимо догадаться какие это буквы, вставить их, и прочесть полученные слова.

14. Игра-соревнование: «Кто больше составит слов из слогов».

Первая команда
КО, СА, СИ, МА, САН, КИ
коса
Сима
санки
Вторая команда
ЛИ, СА,СА, ША, ДОС, КА
лиса
Саша
доска

Дети делятся на две команды и подходят к столам, на которых разложены слоги.

15. Упражнение: «Составь предложение»

Логопед предлагает посмотреть на схему и составить предложение со словом СИНИЦА.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Й»

рания бурангулова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Й»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Тема: «Звук и буква Й»

1. Продолжать знакомство детей с понятием «согласный звук».

2. Познакомить с буквой Й

3. Учить выделять звук -й- на слух.

4. Учить производить звуковой анализ звукосочетания ай, ой.

5. Продолжать учить читать слоги

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать внимание, память.

3. Развивать пространственную ориентацию.

1. Вызывать эмоциональный настрой.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование: предметные картинки: попугай, йод, йогурт, йог, ручей, лайка, чайка,

майка, чайник; карандаши, нитка, фишки, схемы предложения.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент. Артикуляционная гимнастика: «Моляр», «Горка», «Забор».

Повторение пройденных букв.

– Тему занятия угадайте. Я вам загадаю загадки, а вы по отгадкам узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.

Эту птицу каждый знает.

В теплый край не улетает

Эта птица – круглый год

Во дворе у нас живет

Громко с самого утра

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслаждением выпей. (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

– Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

Воспитатель показывает и объясняет артикуляцию звука [Й]:

— губки слегка в улыбке;

— кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, звонкий, мягкий. Обозначение: зеленый кружок.

Сегодня к нам на занятие пришёл гость, который хочет с вами поиграть.

Он живёт в просторной клетке.

Говорить с ним любят детки.

Зря его ты не ругай –

Он повторушка. (попугай)

К нам на занятие пришёл попугай Кеша (игрушка попугай).

Он просит помочь ему справиться с трудными заданиями.

Игра «Определи нужный звук»

Рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в названии которых есть звук [й].

Вам нужно показать нужную полоску (в начале, в середине или в конец слова). определить место звука [й] в словах: майка, муха, книги, дом, чайник, ручей, чайка, лайка.

Следующее задание – выучить чистоговорку:

Ай-ай-ай — скоро май.

Уй-уй-уй — ветер, дуй.

Ой-ой-ой — возьми меня с собой.

Эй-эй-эй — воды попей.

– Повторите стихотворение, проговаривать слова, хлопая в ладошки на каждый слог.

Какой звук часто встречается в словах стихотворения?

Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка, ты его поймай – ка! (Дети прыгают как зайчики, затем имитируют ловлю зайчика ладошками.)

2. Знакомство с буквой Й.

И не в кепке, и не в шапке

Буква Й гуляет в шляпке!

Шляпка почему на ней?

Потому, что так – модней!

На какую букву похожа буква «Й»?

Игра «Конструируем букву».

Дифференциация букв И — Й.

Из палочек, цветных карандашей дети выкладывают на столе букву И.

Из кусочка толстой нитки делают «шляпку» для буквы Й.

Упражнение «Прочитайте слова»

Помогите Кеше прочитать слова!

МАЙ, МАЙКА, СОЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА

Придумайте словосочетания с этими словами (тёплый май, и т. д.)

4. Закрепление изученного.

Вспомним слова со звуком [й].

Слов на «Й» совсем немного

Йогурт, йод, и слово йога.

«Й» в конце обычно пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

Составим из слов предложения.

(Составление схемы предложения.)

Зайка, сидеть, куст, под;

Чайка, море, лететь, над.

Оценивание друг друга и покажите соответствующую фишку.

Что запомнили? Что было трудным?

Кеша благодарит за помощь детей.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ц] и буква Ц» Цели занятия: коррекционно-образовательные: – дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве П Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте с элементами логоритмики «Звук [Ш] и буква Ш» Тема: Звук [Ш] и буква Ш. Цель: Развитие у дошкольников интереса к обучению грамоте Задачи: Коррекционно – развивающие: 2) развивать фонематическое.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «ЗвукиЗ, ЗЬ. Буква «З». Конспект ОД в подготовительной группе «Звуки [З], [Зь]. Буква З» Задачи: образовательные: закрепление знаний о звуках З-Зь,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Звук и буква Э. (Старшая группа) Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и,.

Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной группе «Звук [С] и буква «С» Задачи:1. Образовательная: Познакомить детей со звуком «С» и буквой С. Чтение слогов с буквой С. Анализ слов. Закрепление правильного произношения.

Знакомство со звуком й в подготовительной группе. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звук и буква Й. Включение в систему знаний, закрепление

Людмила Зимарёва
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком (й)»

Тематическое занятие по разделу «Обучение грамоте» в подготовительной группе .

Тема : «Знакомство со звуком (й) »

Цель : Учить выделять звук (й) из потока речи в словах, проводить звуковой анализ слов- май , майка,обозначать место звука в слове , используя цветовые изображения. Активировать в речи прилагательные. Закрепить знание времён года, пословиц о дружбе. Воспитывать дружеские отношения.

Ход занятия:

1. Организация детей.

Игра «Как тебя зовут» .

Ребята, назовите гласные звуки , согласные.

В разных местах группы закреплены фишки – красная (гласный звук , синяя (согласный твердый, зелёная (согласный мягкий звук ) . Дети подходят к той, с какого звука начинается его имя .

Ребята, сегодня я услышал новый, незнакомый звук , поймал его и принёс к вам в коробке. Расскажите мне о нём.

Ребята, поможем Незнайке?

2. Основная часть.

Ой, кажется новый звук «улетел» . Какое слово я сказала? (о) – уже знакомый нам звук , а вот (й) – новый, незнакомый .

При произношении этого звука между языком и нёбом образуется щель, мы улыбаемся, показываются верхние и нижние зубы, звук с шумом вырывается изо рта воздушной струёй.

Посмотрите и послушайте, как я произношу звук (й) . Попробуйте произнести сами, глядя в зеркальце.

Ребята, звук (й) не тянется, когда его произносим, язык задерживает звук , встречает преграды – это согласный звук , он мягкий, у него нет твёрдой пары.

Посмотрите на картины, назовите времена года, назовите весенние месяцы.

Что за месяц, угадай? Месяц – май!

В слове МАЙ есть звук (й? Какой это звук ?

Звуковой анализ слова МАЙ .

М – согласный, твёрдый звук ;

А – гласный звук ;

Й – согласный, мягкий звук .

Назовите место звука в слове ?

Гимнастика для глаз. Посмотрите в правый (левый) верхний угол комнаты, найдите глазами на стене большую (маленькую) бабочку, мысленно, глазами нарисуй перед собой круг, квадрат.

Звуковой анализ слова МАЙКА .

2 слога, 5 звуков .

М – согласный, твердый звук ;

А – гласный звук ;

Й – согласный, мягкий звук ;

К – согласный, твёрдый звук ;

А – гласный звук .

Назовите место звука в слове ?

Игра «Живые модели» . (со словом МАЙКА) .

Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка, ты его поймай – ка!

Игра «Найди место звука в слове » . (ЙОД, МАЙКА, ЛЕЙКА, МАЙ, СЕРЫЙ, СОЛОВЕЙ, СИЛЬНЫЙ и т. п.)

Индивидуальная работа. (дети подбирают модели слов к отгадкам)

Острые ушки на лапках подушки

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днём спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит. (КОТ)

Хвост пушистый мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (ЛИСА)

Жёлтая крякуша, ловит лягушек,

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (УТКА)

Белый, пушистый зверюшка

Ну – ка, кто он угадай.

И морковку ему дай. (ЗАЙКА)

Игра «Назови слово» (дети называют слова со звуком (й) .

МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ и т. п.

С каким новым звуком познакомились ? Что нового узнали?

Незнайка подходит к детям и они произносят звук (й, Незнайка «ловит» звук в коробочку , потом он познакомит с новым звуком своих друзей .

Ребята, мы помогли Незнайке? Значит мы его друзья! Кто знает пословицы о дружбе?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Нет друга, так ищи, а есть, так береги.

4. Рефлексия (у каждого ребёнка – «солнышко» , «тучка» )

Ребята, если вам понравилось занятие , задания – прикрепите к магнитной доске «солнышко» , а если было не очень интересно, грустно – то «тучку» (подсчитываю, делаю вывод) .

Ребята, вы молодцы. Занятие окончено .

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции.

Научить ребенка правильно произносить звук [Й].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Учить анализировать предложения, находить в предложении предлог и слова с определенным звуком.

Учить преобразовывать слова.

Учить писать короткие предложения под диктовку с соблюдением элементарных правил правописания.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Как правильно?». Взрослый читает ребенку предложение. Ребенок слушает внимательно, определяет, правильно или неправильно произнесено предложение. Если допущена ошибка, то ребенок ее исправляет.

Телега везет лошадь. Кошка поймала мышку. Лошадь везет телегу. Мышка поймала кошку. Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарем.

Задание 2 . Знакомство со звуком [Й]. Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов и назвать последний звук в словах:

воробей, ручей, репей.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Й]:

  • губки слегка в улыбке;
  • зубки сближены;
  • кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
  • горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, твердый. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Как вскрикивают от испуга? – Ой! Ой! Ой!

Задание 4. Рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в названии которых есть звук [Й], определить место звука [Й] в словах:

майка, муха, книги, дом, чай, сарай, чайка, репейник.

Задание 5 . Закончить слово слогом. Какой одинаковый последний звук в первом слоге всех слов?

КА: май. гай. чай. лай. зай.

Задание 6 . Отгадать загадки, определить место звука [Й] во всех словах-отгадках, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

Вырос в поле, злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репей)

Задание 7 . Вспомнить виды транспорта, в названиях которых есть звук [Й] (трамвай, троллейбус). Разделить слова на слоги, определить место звука [Й] в этих словах.

Задание 8 . Взрослый называет 3-5 слов со звуком [Й], а ребенок должен внимательно послушать и повторить все слова в той же последовательности.

Задание 9 . Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звука [Й]):

майка, чайка, гайка, диван; глупый, молодой, большой, город.

Задание 10. Подобрать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос «какой?». Какой одинаковый последний звук во всех этих словах?

Веселый, смелый, хороший.

Задание 11 . Вспомнить как можно больше слов со звуком [Й].

Назвать слова со звуком [Й], состоящие

из одного слога (май. ),

из двух слогов (зайка, . ),

из трех слогов (троллейбус, . ),

из четырех слогов (балалайка, . ).

Задание 12 . Заменить третий звук в словах звуком [Й]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения:

Чашка – чайка, лапка – . леска – . речка – . шапка – . мошка -.

Задание 13 . Ответить на вопрос: какие слова получатся, если из них убрать звук [Й]?

Майки – маки, рейки – . лайки – . сойки – .

Задание 14 . Выучить чистоговорки:

Ай-ай-ай – скоро май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Задание 15. Выучить стихотворение, а затем декламировать его, хлопая в ладошки на каждый слог.

Какой звук часто слышится в стихотворении?

Йод хороший, Йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» –

Чуть завидев склянку.

Йод, порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

3адание 16. Составить из слов предложения. (Анализ предложений, нахождение предлога и слова со звуком [Й], определение их места в предложении, запись схемы предложения.)

Зайка, сидеть, куст, под; Чайка, море, лететь, над; Трамвай, ехать, город, по.

Задание 17 . Знакомство с буквой Й.

Вот Й краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

На что еще похожа буква Й?

Игры с буквой. Дифференциация букв И – Й.

Задание 18. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, письмо печатными буквами, чтение слов:

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

зайка – майка – гайка – шайка – чайка.

Запись предложений под диктовку, чтение:

Кто тут? Тут Зина. У Зины зайка. Тут Дима. У Димы майка. Тут Сима. У Симы чайка.

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема: Знакомство с буквой Й, й, звуком [й].

Он пойдёт ребятам впрок:

Постараюсь всё понять,

– С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

Верите ли вы, что: в русском языке 10 гласных букв?

в русском языке гласных звуков тоже 10?

в русском алфавите 34 буквы?

ь обозначает согласный звук?

буква П следует за буквой О?

буква У – гласная?

Введение в тему урока.

Парная работа – У вас на столах конверты с буквами М Я Ч Й

Посмотрите на буквы. Подумайте, какая буква здесь лишняя и почему.

(Й – ещё не изучена нами) Отложите эту букву пока в сторону. Составьте из оставшихся букв слово. Прочитайте его. (Мяч)

Послушайте стихотворение С. Маршака и подумайте, какой звук встречается в этом стихотворении достаточно часто.

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Сообщение темы урока учащимися.

Как вы думаете, почему для начала урока я выбрала такие задания?

(Будем знакомиться с буквой Й,й)

Покажите букву, которую вы отложили на столе. Вот этой буквой мы и будем обозначать звук [Й].

Букву Й зовут «И кратким»

Й, как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

А нужно ли нам знакомиться с буквой Й?

Мы с вами и так изучили уже достаточно много букв и можем прочитать много слов. (Нужно.)

А для чего? Может, обойдёмся без неё? (Нужно узнавать новые слова.)

Недавно я прочитала на страничке в Интернете, что в русском языке всего 74 слова, начинающихся на букву Й. Мне стало интересно, что же это за слова? Действительно ли в русском языке 74 слова на букву Й, или это всё выдумки? Я искала и нашла!

Конечно, подавляющее большинство слов – это имена собственные, то есть имена людей, названия населённых пунктов или других географических объектов.

Слов на «Й» не совсем немного:

Йогурт, йод и слово йога.

«Й» в конце и в середине пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

Буква «И краткое» есть в русском, украинском, белорусском, болгарском алфавитах. Раньше была и в сербском, но была заменена йотом J .

Знак Й происходит из церковнославянской письменности, представляя собой сочетание буквы И и знака краткости. Строгое разграничение написаний И и Й возникло более 400 лет назад. Позже все надстрочные знаки были отменены, но в 1735 г. этот знак был восстановлен. А официальной буквой нашего алфавита Й стало только 100 лет назад.

– Что бы вы хотели, чтобы сегодня обязательно было на уроке?

Работа по теме урока.

Узнаём звук [Й] в словах. Если услышали звук [й] – хлопок, если нет – руки положить на парту:

лиса, чайник, лучик, лицо, моё, соловей, автобус, хитрый, яблоки, машина, змей, чай, мяч, лейка, ель.

Игра «Замени звук». Замените звук в середине слова на Й:

чаШка чаЙка леСка – леЙка

лаПка – лаЙка реЧка – реЙка

моШка – моЙка соТка – соЙка

гаЛка – гаЙка реЧка – реЙка

Чтение слогов и слов с буквой Й . (Интерактивная доска)

Дайте характеристику звуку [й]. Он какой? (Согл, звонк., мягк.)

Читайте также:  Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность
Ссылка на основную публикацию