Звук и буква Б – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буквы Бб

Разделы: Логопедия

Цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • уточнить артикуляцию звука [б];
  • уметь соотносить его с буквой;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать звуковой анализ слов.

Задачи:

  • Образовательная:
    • формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
    • учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
  • Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи.
  • Воспитательная: развитие внимания, памяти, формировать “ситуацию успеха”.

Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.

Ход урока

1. Организационный момент

– Вы у меня какие?

(- Умные, старательные, любознательные)

(- Не только смотреть, но и видеть
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).

– Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала.

2. Развитие мелкой моторики пальцев .

Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.

Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.

(Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).

3. Артикуляционная гимнастика

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

Физкультура получилась хороша.

4. Сообщение темы

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.

Назови слова с этим звуком.

5. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

– Поиграем в игру слоники – лягушки.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.

6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений

Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;

  • На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
  • На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.

7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

А что это за замки и почему они разноцветные?

(В этих замках живут звуки.

В красном замке живут гласные звуки, в синем – твердые согласные, а в зеленом – мягкие согласные.)

Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный.

Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).

А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].

Верните ему слог. (бо).

Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).

Бим дает вам кружочками слог би.

Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.

Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?

8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).

Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

9. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

11. Физминутка.

– Самое время отдохнуть.

Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).

12. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

– Чтобы гномикам не было так грустно, мы подарим им песенку.

13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).

А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).

Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.

Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).

А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).

14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]

– из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б

– из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО

– из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])

– определить позицию звука [Б] в слове.

15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.

16. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].

Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].

(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

конспект фронтального занятия “Звук и буква Б”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

конспект фронтального занятия для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya.docx78.51 КБ
frontalnoe_zanyatie.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.

Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

– Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;

– Познакомить детей с графическим образом буквы;

– Формировать навык слитного чтения;

– Готовить руку к письму, формировать графические навыки;

– Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

– Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;

– Закрепить произношение согласных звуков;

– Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;

-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

– Развивать общую моторику, координацию движений;

– Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;

– Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;

– Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;

– Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, чувство любви к диким животным.

Оборудование : картинки с дикими животными; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); карандаши, рабочие тетради.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята, сесть на свое место сможет тот, кто правильно назовет согласный звук в конце слова: мак, кот, дым, суп, кит, жук, пыль.

– Молодцы ребята, занимайте свои места.

II. Основной этап. 1. Сообщение темы.

Послушайте внимательно мои загадки и определите, какой звук часто встречается в отгадках ( демонстрация отгадок на слайде )

Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей платины строит,

Зубы – точно топоры.

Это трудятся…( Бобры )

В ярком платье модница-

От цветка к цветку порхает,

Я тебя одна не съем,

Разделю ребятам всем.

У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это. ( Буратино )

Огурцы они как будто

Только связками растут

И на завтрак обезьянам эти фрукты подают ( Бананы )

Дети определяют, что первый звук в этих словах Б. (правильно). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.

2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.

-Давайте вместе произнесем звук « Б ».

-Какое положение принимают губы? ( Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются )

-Какое положение принимают зубы? ( Зубы разомкнуты. )

-Какое положение принимает язык? ( Язычок спокойно лежит во рту. )

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук « Б » звонкий.

– Звук « Б » – согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в синем домике ( демонстрация слайда ).

3. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука «Б» в слогах.

– Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.

Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу….

4. Произнесение звука «Б» в словах.

Посмотрите на экран. Перед вами картинки ( демонстрация слайдов ) Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» ( баран, мак, барабан, собака, пила, кабан, гриб, арбуз, кот ).

ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы»

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

5. Произношение звука «Б» в связной речи.

– Повторяйте за мной читстоговорки.

Ба – ба – ба – на избе была труба.

Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

6. Обучение элементам грамоты.

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».( демонстрация на слайде ) Из каких элементов состоит буква Б ( из длинной и короткой палочки, полукруга ).

У буквы Б – брюшко большое

Сверху кепка с козырьком

Будто буковка гордится

Будто все ей нипочем!

– Построим из пальцев букву « Б ».

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

– Нарисуем в воздухе карандашом букву «Б».

– Попробуем нарисовать ее глазами.

1. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

– Чтобы нам запомнить букву « Б », давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

7. Слитное чтение слогов с буквой «Б».

– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на экран, перед вами слоги. Приготовились читать ( демонстрация слайдов )

8. Дифференциация в словах, предложении.

8.1. Звуковой анализ слова БЫК – запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )

– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.

– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Сколько всего звуков в этом слове?

– С каким звуком мы познакомились? ( Со звуком « Б »)

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группепо теме: «Звуки Б, Б’. Буква Б»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ САД№ 000

открытого фронтального логопедического занятия

по обучению грамоте в подготовительной группе

по теме: «Звуки Б, Б’. Буква Б».

Тема: «Звуки Б, Б’. Буква Б».

Цель: познакомить детей со звуками Б-Б’ и буквой Б.

Задачи: уточнить произношение звуков [б], [бь]; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; учить вы­делять звуки из состава слова; продолжать обучение чтению прямых слогов, упражнять в анализе односложного слова.

Оборудование: сигнальные фонарики (синие, зеленые, красные квадраты), индивиду­альные схемы, картинный материал.

Ребята, к нам сегодня пришли гости на занятие, поздоровайтесь!

Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: кот, парта, Тоня, Соня, цапля, зонт, пушка, конь.

– Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов: бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно звук [б]). А какой звук встречается в начале этих слов: бинт, белка, билет, белый? (правильно звук [бь]). Сегодня вы познакомитесь со звуками [б], [бь] и буквой «Б».

3. Анализ артикуляции звуков [б], [бь].

Послушайте, как блеют бараны: большой блеет б-б-б, маленький – бь, бь, бь.

-Давайте вместе произнесем звук [б].

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [б] звонкий.

– Звук [б] – согласный, твердый, звонкий, мы обозначаем его синим цветом.

Аналогично анализируется произнесение звука [бь]. (обращается внимание на то, что при произнесении звука [бь] губы слегка растгиваются).

– Звук [бь] – согласный, мягкий, звонкий, мы обозначаем его зеленым цветом.

4. Закрепление звуков [б], [бь].

Покажите голосом, как блеет большой баран: б-б-б.

Покажите голосом, как блеет маленький баран: бь-бь-бь.

Дети по очереди по просьбе логопеда изображают песенки большого и маленького баранов тихо и громко.

5. Дифференциация звуков [б], [бь].

Игра «Будь внимательным» (с сигнальными фонариками). У детей на столах зелёный и синий квадраты. Если логопед произносит звук [б] – дети поднимают синий квадрат, если [бь] – зелёный.

—звуки [б], [бь]: б, бь, бь, б, б, б;

    звуки [б], [бь] в слогах: ба, би, бе, бо, бу, бю, бы, бэ; звуки [б], [бь] в словах: бинт, болото, кабинка, белка, босой, кобра, обезьяна, бобр, воробей.

6. Произнесение звуков [б], [бь] в словах.

Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Картинки, в названии которых есть звук [б], мы подарим большому барану, в которых есть звук [бь] – маленькому барану. (баран, банан, собака, кабан, грибы, арбуз, обезьяна, белка, бизон, комбинезон, билет).

Логопед раздает детям картинки. И просит их обозначить звуки [б], [бь] на схематической полоске слова зеленым или синим квадратом.

7. ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

8. Игра «лишнее слово».

Логопед называет слова, в трех из которых есть звук [б] или [бь], в четвертом противоположный. Дети называют лишнее слово, объясняют свой выбор.

9. Знакомство с буквой Б

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква Б

Буква Б – просыпается рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.

10. Слитное чтение слогов с буквой «Б».

– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

11. Звуковой анализ слова БЫК.

– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Логопед параллельно выкладывает соответствующие буквы.

– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите второй звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите третий звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»

Конспект логопедического занятия “Звуки Б, Бь. Буква Б”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»»

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буква Б

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

уточнить артикуляцию звука [б];

уметь соотносить его с буквой;

обогащать и активизировать словарный запас;

формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];

учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.

развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи, зрительно-моторную координацию, внимание, память.

Закрепить стремление совершать хорошие поступки, формировать “ситуацию успеха”.

– Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть.

– Сейчас мы с вами улыбаемся (дети улыбаются),

А дальше с вами занимаемся (дети как ученики кладут руку на руку).

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

Пальцы врозь и в кулачок. (соответственно)

Пальцы так (пальцы врозь ладошками вверх)

И пальцы этак. (пальцы врозь ладошками вниз)

Топ, топ, (ладошки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (кулаки стучат по столу)

Побежали, (бегут указательные и средние пальчики)

Постучали. (кулаки стучат по столу)

Топ, топ, (кулаки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (ладошки стучат по столу)

Самомассаж с помощью су-джок ёжика.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю. (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. (смена рук)

А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча

Мяч летает между рук! из руки в руку)

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну (вытянуть губы трубочкой).

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам (улыбка).

Часы делают вот так (язычок двигается влево-вправо).

Высоко-высоко, (руки вверх)

Низко-низко, (руки вниз)

Далеко-далеко, (язык поднимается вверх)

Близко-близко. (язык опускается вниз)

5. Сообщение темы.

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквой Б.

6. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Произнеси звук (б-б-б, руки на щеках).

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий.

7. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б] и [Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

8. «Мы и скажем и покажем». Соотнесение речи с движением, твердый звук – кулак, мягкий – щёчка.

Повторяйте за мной

БА-БА-БИ (кулак, кулак, щечка)

БЯ-БА-БЫ (щека, кулак, кулак)

БЕ-БУ-БА (щека, кулак, кулак)

БИ-БЯ-БО (щека, щека, кулак)

9. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] по карточкам.

«Я найду слова везде – на полу, на потолке,

На окне и на стене, на ковре и на столе».

– Ребята, давайте на карточках найдем и назовем все слова, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь].

– Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили!

10. «Доскажи словечко».

– Ребята, я начну, а вы закончите мою фразу.

На боках полно кудряшек,

Блеет беленький … (барашек).

11. «Пальчиковые шаги».

Детям раздаются бумажные барашки, которые надеваются на два пальчика, и дорожки-проволоки, по которым дети будут ходить пальчиками.

Барашек по свету прошел,

Видел, что хорошо.

Он по свету ходил

Плохо тоже находил.

Если встретит он добро –

Улыбается (дети улыбаются),

Если вдруг увидит зло –

Сердится (дети сердятся).

– Ребята, вы поняли, что это за барашек?

– Если совершаются хорошие, добрые поступки, то что он делает? (Улыбается, радуется)

– А если совершаются плохие поступки, то что он делает? (Сердится, хмурится).

12. Словесная игра «Хорошо и плохо».

– Ребята, а сейчас давайте поиграем вместе с нашим барашком. Приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

– «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)

– «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)

– «Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая!» (желтый)

– «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (желтый)

13. Гимнастика для глаз «Рисование буквы Б карандашом в воздухе».

– Ребята, скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом?

– Вот и у каждого звука есть свой дом – это буква, у звука [Б] – буква Б (показываю букву).

– Ребята сейчас мы с вами будем писать букву Б в воздухе. Возьмите в руку карандаш и представьте, что перед вами лист бумаги, а вы по нему прописываете букву и следите за своими движениями глазами. Смотрите, как делаю я: сначала рисуем длинную вертикальную палочку, затем сверху (горизонтально) рисуем палочку немного короче, а теперь рисуем закругленный элемент буквы.

14. Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты».

Я прочитаю вам сказку «Лесные музыканты», а вы определите, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и давай стучать: бум! Бум! Бум! Подошёл барсук с баяном:

– Можно с тобой вместе поиграть?

– Конечно, можно! – обрадовался баран (желтый).

Тут ещё бобёр с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно – и давай играть кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались (синий).

– Нельзя ли потише! – просят звери.

А музыканты ещё громче заиграли (синий). Тут вышла белочка:

– Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.

– Если не принесёте, – грозят, – так заиграем – вам же хуже будет (синий).

Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту – и давай играть да орать.

«Ну, – думают, – наедимся сейчас бубликов! »

А у бегемота шуба толстая.

– Бис, – бурчит, – браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина…(синий)

Ребята, вы внимательно прослушали сказку, а теперь назовите все слова со звуком «Б», которые вы запомнили.

Слова на букву «Б», содержащиеся в тексте: баран, базар, барабан, берёза, бум, барсук, баян, бревно, бобёр, бурундук, балалайка, бублики, баранки, бубен, бегемот, белочка, будет, бис, браво, бейте, били, бросили.

15. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

16. Составление предложений со звуками [Б] и [Бь] по карточке.

– Ребята, посмотрите внимательно на карточку с картинками и придумайте предложение, чтобы в нем были слова со звуками [Б] и/или [Бь].

– С какими звуками мы сегодня знакомились? Какие задания вам понравились? Были самыми трудными?

– Ребята, посмотрите, гномики Бим и Бом улыбаются, благодарят вас за то, что вы так хорошо справились со всеми заданиями.

– Вы совершили какой поступок, хороший или плохой?

– Правильно, нужно совершать всегда только хорошие поступки.

Конспект логопедического занятия «Звуки [Б] [Б’] и буква Б»

Ирина Строинская
Конспект логопедического занятия «Звуки [Б] [Б’] и буква Б»

1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Б Б ’

2. Учить выделять первый и второй слоги в словах.

3. Учить определять место звука в слове.

4. Познакомить с буквой Б.

5. Учить подбирать слово в нужном падеже.

1. Развивать фонематический слух, память, мышление.

2. Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слогов, слов.

1. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии.

2. Воспитание самостоятельности, активности.

Предметные картинки, кассы, карандаши, тетради.

Предметные картинки. (белка, бейсболка, брусника, брюки, божья коровка, бинт, библиотекарь, азбука, рыба, арбуз, яблоко, обезьяна, клубника, бабочка).

Карточки с буквой Б.

Картинки на фланелеграфе. (балалайка, берёза, банан, бочка, губы, футболка, яблоко, бабочка).

Карточки для обозначения места звука в слове.

Карточки для схемы слова.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, кто вспомнит картинки на звук К. К` (тема пройденного занятия)

Дети называют слова (кот, коза, кит, клумба).

2. Знакомство с новой темой.

Логопед. К нам сегодня в гости пришёл Буратино и принёс Азбуку. Он хочет вас познакомить со звуками [Б], [Б`] и буквой Б.

С какого звука начинается слово Буратино?

Дети. Со звука [Б].

Логопед. Давайте произнесём звук [Б].

Дети вместе с логопедом произносят звук [Б].

Логопед. При произнесении звука есть преграда?

Логопед. Какая?

Логопед. Значит это какой звук?

Логопед. Давайте проверим, какой это звук? Звонкий или глухой?

Дети закрывают ладошками уши, произносят звук Б, определяют, что он звонкий.

Логопед обращает внимание детей на картинки бабочки и белки. В слове бабочка звук Б твёрдый, а в слове белка звук Б мягкий.

3. Характеристика звука [Б]

Логопед. Звук Б – согласный, звонкий. Может быть твердым, может быть мягким.

Дети повторяют характеристику звука Б.

4. Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук»

Логопед. Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] или [б`] вы должны хлопнуть в ладоши.

1. В слогах. та – ба -па- ко- би –по –бу –ка- бо –бы –ка – бэ.

2. В словах. Соки, белка, бант, кран, баран, сапоги, кубики, дудка, барабан, верба, люди, труба, топор, абрикос.

5. Игра «Послушай и повтори».

Логопед. Ба – бо – бу – бы.

Ба – бо – бы, на дворе стоят столбы.

Бу – бы – ба, из окна торчит труба.

Ба – ба – ба, вот стоит изба.

Бу – бу – бу, купите мне трубу.

Бы – бы – бы, я несу грибы.

Бе – бе – бе, я иду к тебе.

Дети повторяют за логопедом.

6. Место звука в слове.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, которые находятся на доске и определить место звука Б в словах: (белка, рябина, брюки, божья коровка, бинт).

Логопед вызывает детей к фланелеграфу.

Даша. Это балалайка. Звук Б находится в начале слова.

Кирилл. Это банан. Звук Б находится в начале слова.

Ярослав. Это яблоко. Звук Б находится в середине слова.

7. Дополни предложение.

Логопед загадывает загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Логопед произносит предложение и показывает карточку с бабочкой. Дети должны закончить предложение.

Таня любуется своей— (бабочкой)

Она рассказывает старшей сестре о—(бабочке)

8. Физ. Минутка. «Буратино»

Дети выполняют движения под музыку.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

9. Работа в кассах

Дети читают буквы (хором, индивидуально) А, О, У, И. Т, П, М, Н, Б.

Печатают в кассе слова Бок, бак, бык. Делают звукобуквенный анализ слова бык.

Логопед. Какой первый звук?

Дети. Звук [б]-согласный, твердый.

Логопед. Какой второй звук?

Дети. Звук [ы]- гласный.

Логопед. Какой третий звук?

Дети. Звук [к]- согласный, твердый.

Логопед. Сколько всего звуков в слове бык?

Дети. Три звука.

10. Работа в тетрадях.

1. Штриховка буквы Б (синим, зеленым карандашом)

2. Печатанье буквы Б б

Итог занятия.

Логопед. С какими звуками мы сегодня познакомились?

Дети. Со звуками [Б], [Б’]

Логопед. Где этот звук может находиться в слове?

Дети. В начале, в середине, в конце слова.

Логопед. Дайте характеристику звуку [Б].

Дети. Звук [Б] – согласный, звонкий, может быть твердым, а может быть мягким.

Логопед. Что больше всего вам понравилось на занятии?

Дети Работать в кассах. .

Буратино угощает детей.

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Весёлая дорожка». Хочу предложить игру, которая поможет автоматизировать поставленный звук (в данном случае звук [Л], можно сделать и для других звуков,.

Игра на развитие фонематического слуха «Найди картинку с нужным звуком» Игра «Найди картинку с нужным звуком».Цель: Развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Задачи: Закрепить навыки чёткого различения.

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки Б, Бь. Буква Б».

Светлана Катина
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки Б, Бь. Буква Б».

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: “Звуки Б, Бь. Буква Б“.

Составила: учитель – логопед Катина Светлана Викторовна

• научить детей различать звуки Б – Бь по акустическим и артикуляционным признакам.

• развивать у детей фонематические процессы;

• дифференциация звуков на слух и в произношении;

• упражнять в выделении звуков [б], [б’] в начале и середине слов;

• упражнять детей в делении слов на слоги;

• развивать пространственное восприятие, внимание и память;

• воспитывать у детей интерес к родному языку, умение работать в коллективе, аккуратность.

Оборудование: зеркала, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки Б и Бь; презентация; буква Б, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Дети стоят вокруг логопеда.

Логопед: Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк.

Раздаётся звонок телефона. Логопед имитирует разговор и в конце диалога говорит: – Конечно, мы постараемся помочь (кладёт трубку). Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали, нас попросили помочь. Чтобы наши животные вернулись в зоопарк нам нужно выполнить правильно все задания.

2. Знакомство со звуками Б, Бь.

Логопед вскрывает конверт. Логопед: А вот и первое задание. Зачитывает загадки: Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Он идёт неторопливо,

Зацепил хвостом он сук.

Полосатый он, красивый.

Зверь хозяйственный. (Барсук)

Колючка вкуснее, чем множество блюд.

Её обожает горбатый. (Верблюд)

От банана до банана,

Ловко скачет. (Обезьяна)

Широк, приземист, мускулист,

Силён и крепок, как штангист.

Красавцем, правда, не слывёт

Под водою целый склад!

Плот из веток мастерят.

Зубы так у них остры!

Точат дерево. (Бобры)

Походу отгадывания загадок, на доске появляются картинки.

Логопед вместе с детьми произносит названия животных, интонационно выделяя звук Б и Бь.

Логопед: А кто из вас самый внимательный? Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?

Дети: Звуки Б и Бь.

Логопед: Эти два звука мы сегодня будем учиться различать.

3. Характеристика звуков Б, Бь. по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! Баран играет на барабане:

Б-Б-Б. Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ). Твёрдый, обозначать будем фишкой синего цвета, звонкий (тактильно – вибрационный контроль.)

А теперь посмотрите на эту картинку. Белка играет на бубне: Бь-Бь-Бь. Произнесите звук Бь все вместе. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду?

Дети: Встречает преграду.

Логопед: Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта?

Логопед: Значит звук Бь какой?

Логопед: Ещё раз произнесите звук Бь. Какой он: твёрдый или мягкий?

Логопед: Фишкой какого цвета мы его будем обозначать?

Логопед: А ещё какой звук Бь?

Логопед: Чем похожи звуки Б и Бь?

Дети: Оба согласные и звонкие.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: Б – твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета. Бь – мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета.

4. Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук». Дифференциация звуков [Б] [Б`].

* Логопед: Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] или [б`] хлопните в ладоши (б, т, к, в, м, бь, н, б, кь, п, вь, б, бь).

* В слогах: Я буду произносить слоги, если услышите звук [б] хлопните в ладоши, если услышите звук [б`] – руки вперёд: ба, ко, бя, бу, та, бю, бы, би, мо, бё, бо, та.

Логопед: Молодцы!

* В словах: (На столах лежат конверты с картинками животных.) Логопед: Нашим животным нужно вернуться в зоопарк. Давайте поможем им всем найти себе нужный вагончик. В синем вагончике поедут те животные, в названиях которых есть твёрдый звук Б, а в зелёном – где есть мягкий звук Бь. Дети подходят к вагончикам и ставят свои картинки.

Пример: В слове “зебра” есть твёрдый звук Б, поэтому она поедет в синем вагоне. В слове “бизон” есть мягкий звук Бь, поэтому он поедет в зелёном вагоне.

Логопед: Все животные теперь могут вернуться в зоопарк.

5. Деление слов на слоги. Просмотр презентации.

Дети делят слова на слоги (Бегемот, верблюд, баран, барс, бобер, барсук, кабан, белка, бык, бизон, зубр, буйвол, зебра, белуха.)

Мы пришли в наш зоопарк.

Посмотрите кто нам рад?

Всех попробуем назвать.

И на слоги разбивать.

Бегемот, верблюд, баран,

Барс, бобер, барсук, кабан.

Белка, бык, бизон и зубр,

Буйвол, зебра и белуха. (С. Катина)

6. Физкультминутка «Зоопарк».

По зоопарку мы шагаем (маршируем на месте)

Бегемота там встречаем (раскачиваем туловищ из стороны в сторону)

Вот огромный бегемот

Широко открыл он рот (имитирующие движение руками)

А теперь посмотри (бег, колени поднять высоко, носок ноги оттянуть)

Зебра скачет впереди.

Зебру мы перехитрим –

На носочках пробежим (бег на носочках)

Кобра, как лента по земле скользит,

И её движение нам надо повторить. (волнообразное движение рукой)

Обезьянка к нам спустилась с ветки.

Поиграть решила с вами детки (прыжки вправо и влево)

Но закончилась игра

Возвращаться нам пора. (вернуться на свои места)

7. Знакомство с буквой.

Логопед: Звуки Б и Бь живут в домике под названием “Буква Б(Демонстрация буквы Б.)

Буква Б – смешной Барашек

Спрятался среди ромашек.

Он за буквой А стоит,

Из кудряшек состоит (К. Зелёная)

Напишите эту букву пальчиком на столе, в воздухе.

8. Закрепление образа буквы.

Каждый барашек скажет тебе,

Очень уж любят они букву (Б)

Помогите барашку найти и обвести все правильные буквы Б.

Б Ь Р Б Ъ Б Б В Ъ Ь Б Р

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: С какими звуками мы познакомились? Назовите животных в названиях которых есть звук Б, а теперь назовите животных со звуком Бь.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект фронтального логопедического занятия во 2 классе «Согласные звуки [В], [В’], буква В» Тема: Согласные звуки В, Вь, буква В. Цель: Закреплять правильное произношение согласных звуков В, Вь в словах. Задачи: Обучающие: -уточнить.

Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса «Буква Ь: смягчающий и разделительный» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 2 – го класса при артикуляционно – акустической дисграфии на тему: «Буква «ь»: смягчающий.

Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР по теме: «Транспорт» Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Физическое развитие Цель: – активизировать словарь.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (животное, хищник, джунгли,.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной группы (дизартрия) по теме «Осень. Звуки [к][к’]» Образовательные задачи: Закрепить представления детей об осени и ее приметах Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Родственные слова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Родственные слова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель: Познакомить.

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Звуки [П]-[П’], буква П» Конспект занятия в средней логопедической группе Тема занятия: Звуки П- ПЬ, буква П. Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить навыки.

«Звуки [с]-[с’]. Буква с». Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста ЗВУКИ С – Сь БУКВА С Цель:автоматизация и диференциация звуков С и СЬ в словах, фразах, чистоговорках. 1. Коррекционно – образовательные.

Читайте также:  Блог в работе учителя-логопеда
Ссылка на основную публикацию