Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буквы Бб
Разделы: Логопедия
Цели:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- уточнить артикуляцию звука [б];
- уметь соотносить его с буквой;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- совершенствовать звуковой анализ слов.
Задачи:
- Образовательная:
- формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
- учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
- Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи.
- Воспитательная: развитие внимания, памяти, формировать “ситуацию успеха”.
Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.
Ход урока
1. Организационный момент
– Вы у меня какие?
(- Умные, старательные, любознательные)
(- Не только смотреть, но и видеть
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).
– Замечательно. Начинаем плодотворно работать.
Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала.
2. Развитие мелкой моторики пальцев .
Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.
Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.
(Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).
3. Артикуляционная гимнастика
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.
4. Сообщение темы
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).
Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.
Назови слова с этим звуком.
5. Фонетическая зарядка.
Работа перед зеркалом.
– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.
– Какой он, гласный или согласный, почему?
– Поиграем в игру слоники – лягушки.
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.
– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.
Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.
Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.
6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений
Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;
- На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
- На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.
7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом
Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)
А что это за замки и почему они разноцветные?
(В этих замках живут звуки.
В красном замке живут гласные звуки, в синем – твердые согласные, а в зеленом – мягкие согласные.)
Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный.
Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).
А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].
Верните ему слог. (бо).
Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).
Бим дает вам кружочками слог би.
Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.
Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?
8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.
Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.
Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).
Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).
Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).
А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).
Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).
Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).
А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).
9. Развитие фонематических представлений.
Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.
Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].
(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.
Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”
На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.
Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).
Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).
11. Физминутка.
– Самое время отдохнуть.
Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).
12. Упражнение на развитие просодической стороны речи.
– Чтобы гномикам не было так грустно, мы подарим им песенку.
13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов
Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).
А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?
Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).
Что вам напоминает эта буква?
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.
Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.
Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.
Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).
А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).
14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]
– из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б
– из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО
– из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])
– определить позицию звука [Б] в слове.
15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.
16. Организация окончания занятия
Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].
Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].
(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б»
Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б»
Цель: Закрепление знаний о звуках Б – Бь, знакомство с буквой Б.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– Закрепить знания о звуках Б — Бь;
– Познакомить с новой буквой;
– Закрепить умение соотносить звук с буквой;
– Закрепить зрительный образ буквы;
– Закрепить навык образования сущ. Т. п. сущ.
Коррекционно-развивающие:
– Закреплять понятия: согласный, звонкий;
– Упражнять в определении места звука в словах;
– Развивать фонематическое восприятие;
– Развитие внимания, мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
– Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);
– Формирование навыка сотрудничества.
Оборудование: Изображения клоунов один в синем комбинезоне, другого в зеленом; изображения балалайки, барабана и дудочки; предметные картинки: белка, бегемот, билет, бинокль, бант, банан, батон, болт, букет; миниатюры бананы, бублики, хлеб, батон, бутерброд, колбаса, блины, рыба.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
– С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятье не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
– Сядет тот, у кого в одежде есть красный цвет, синий и пр.
– Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя на занятии?
(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):
Другим не мешай!
Когда тебя спросят,
*Развитие артикуляционной моторики:
Для челюсти: «Домик открывается» удерживать открытым под счет до 6-ти.
Язык у нижних зубов. (5-р.)
Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)
Для языка: «Качели» (5-р)
*Развитие дыхания и голоса:
А – О – У; А – О – У; А – О – У
II. Основная часть:
1. Объявление темы занятия:
– Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом.
Какой первый звук в имени Бом? А какой первый звук вы услышали в имени Бим?
Различаются ли они?
Сегодня мы будем изучать звуки [Б]и[Б’].
2. Акустико-артикуляционный анализ звука:
– Звук [Б] — согласный потому, что воздушная струя встречает преграду виде губ и не проходит свободно, твердый, звонкий – когда мы его произносим, горлышко наше вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком;
– Звук [Б’] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Бь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?
2. Произношение звуков в слогах:
– Бим и Бом очень любят играть на музыкальных инструментах. Свои любимые музыкальные инструменты они принесли сегодня нам.
(Разместить картинки на доске)
– Давайте поиграем вместе с ними. Берем в руки барабанные палочки и играем: БАМ-БОМ-БУМ-БИМ – 3р.
– Теперь берем дудочки: БИ-БА-БО-БИ – 3р
– Теперь на балалайке: БИ-БА-БУ-БИ – 3р.
3. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и анализа.
– Бим и Бом принесли нам подарки, но они все перепутались. Давайте назовем подарки, которые принес нам Бом (Бант, банан, батон, болт, букет)
А теперь назовем подарки которые принес Бим (Белка, бегемот, билет, бинокль)
4. Динамическая пауза игра «Командиры». (Дети выполняют речевые инструкции логопеда только, когда слышат слово «Командиры!»)[/i]
– Бим и Бом приглашают вас поиграть с ними в игру «Командиры»
Пусть зевнёт наш ротик!
Повернулись влево, хлопнули, да топнули!
Командиры, кисти рук в «замочек», потянем их разочек!
Командиры, руки вверх, кисти вниз!
Командиры, руки опустить пора, вот и кончилась игра!
5. Связь звука и буквы:
– Был когда-то полукруг,
К палочке пришел он вдруг.
Справа встал, остановился,
Сверху крышею накрылся.
(Читать стихотворение, рисовать на доске элементы, соединяющиеся в букву. Потом прикрепить на доску изображение буквы Б)
– Ребята, посмотрите внимательно на доску – это буква Бэ. При письме она обозначает звуки [Б] и [Б’]. А кто мне скажет, чем звуки отличаются от буквы? (Звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем)
6. Закрепление звука в предложениях. Практическое усвоение творительного падежа существительных.
– Ребята, я приготовила для Бима и Бома гостинцы (Объяснить смысловое значение слова: Гостине – Подарок в виде вкусных лакомств).
(В конверте или коробочке лежат изображения или миниатюры гостинцев в названии которых есть звуки [Б]и[Б’], логопед вызывает по одному ребенку, предлагает ему выбрать предмет и сказать чем он угостит Бима и Бома. Пример: Я угощу Бима и Бома бананом)
III. Итог занятия:
– С какой буквой мы познакомились на занятии?
– Какие звуки обозначает эта буква?
– Чем звуки [Б] и [Б`] отличаются?
– В чем отличие звуков от буквы?
– Все мы дружные ребята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
– На этом наше занятие окончено!
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Звуки [К] и [К’]. Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуках К – Кь, знакомство с буквой К. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепить знания о звуках К — Кь;.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы» ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: – учить детей.
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Звук [о], буква о» ЗВУК «О». БУКВА «О». ЦЕЛЬ: Закрепить навыки четкого различения и произношения звука «о» в слогах, словах, фразах; развивать фонематический.
Конспект логопедического занятия для старшей группы для детей с ФФН «Лесные животные. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Звуки Д и Дь, Лесные животные Цели:1. Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Расширение и актуализация.
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Звуки [K] и [К’]. Буква К» Цель:закрепить четкое произношение звуков [К] и [К’], познакомить с буквой К. Задачи:1. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С» Цели: Коррекционно-образовательная: – уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику; – учить.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [3], [З’]. Буква 3» Цели: коррекционно-образовательные: — учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте; — формировать навыки ориентировки в пространстве;.
Конспкт занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква ПЦель:Знакомство со звуками п, пь, буквой.
Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»
Конспект логопедического занятия “Звуки Б, Бь. Буква Б”
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»»
Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буква Б
развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
уточнить артикуляцию звука [б];
уметь соотносить его с буквой;
обогащать и активизировать словарный запас;
формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи, зрительно-моторную координацию, внимание, память.
Закрепить стремление совершать хорошие поступки, формировать “ситуацию успеха”.
– Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть.
– Сейчас мы с вами улыбаемся (дети улыбаются),
А дальше с вами занимаемся (дети как ученики кладут руку на руку).
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
Пальцы врозь и в кулачок. (соответственно)
Пальцы так (пальцы врозь ладошками вверх)
И пальцы этак. (пальцы врозь ладошками вниз)
Топ, топ, (ладошки стучат по столу)
Шлеп, шлеп. (кулаки стучат по столу)
Побежали, (бегут указательные и средние пальчики)
Постучали. (кулаки стучат по столу)
Топ, топ, (кулаки стучат по столу)
Шлеп, шлеп. (ладошки стучат по столу)
Самомассаж с помощью су-джок ёжика.
Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
Взад-вперед его гоняю. (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко, (сжимаем мяч)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (смена рук)
А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча
Мяч летает между рук! из руки в руку)
Артикуляционная гимнастика с зеркалами.
Подражаю я слону, губы хоботком тяну (вытянуть губы трубочкой).
Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам (улыбка).
Часы делают вот так (язычок двигается влево-вправо).
Высоко-высоко, (руки вверх)
Низко-низко, (руки вниз)
Далеко-далеко, (язык поднимается вверх)
Близко-близко. (язык опускается вниз)
5. Сообщение темы.
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).
Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквой Б.
6. Фонетическая зарядка.
Работа перед зеркалом.
– Произнеси звук (б-б-б, руки на щеках).
– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.
– Какой он, гласный или согласный, почему?
Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.
Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий.
7. Развитие фонематических представлений.
Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.
Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б] и [Бь].
(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
8. «Мы и скажем и покажем». Соотнесение речи с движением, твердый звук – кулак, мягкий – щёчка.
Повторяйте за мной
БА-БА-БИ (кулак, кулак, щечка)
БЯ-БА-БЫ (щека, кулак, кулак)
БЕ-БУ-БА (щека, кулак, кулак)
БИ-БЯ-БО (щека, щека, кулак)
9. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] по карточкам.
«Я найду слова везде – на полу, на потолке,
На окне и на стене, на ковре и на столе».
– Ребята, давайте на карточках найдем и назовем все слова, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь].
– Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили!
10. «Доскажи словечко».
– Ребята, я начну, а вы закончите мою фразу.
На боках полно кудряшек,
Блеет беленький … (барашек).
11. «Пальчиковые шаги».
Детям раздаются бумажные барашки, которые надеваются на два пальчика, и дорожки-проволоки, по которым дети будут ходить пальчиками.
Барашек по свету прошел,
Видел, что хорошо.
Он по свету ходил
Плохо тоже находил.
Если встретит он добро –
Улыбается (дети улыбаются),
Если вдруг увидит зло –
Сердится (дети сердятся).
– Ребята, вы поняли, что это за барашек?
– Если совершаются хорошие, добрые поступки, то что он делает? (Улыбается, радуется)
– А если совершаются плохие поступки, то что он делает? (Сердится, хмурится).
12. Словесная игра «Хорошо и плохо».
– Ребята, а сейчас давайте поиграем вместе с нашим барашком. Приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.
– «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)
– «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)
– «Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая!» (желтый)
– «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (желтый)
13. Гимнастика для глаз «Рисование буквы Б карандашом в воздухе».
– Ребята, скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом?
– Вот и у каждого звука есть свой дом – это буква, у звука [Б] – буква Б (показываю букву).
– Ребята сейчас мы с вами будем писать букву Б в воздухе. Возьмите в руку карандаш и представьте, что перед вами лист бумаги, а вы по нему прописываете букву и следите за своими движениями глазами. Смотрите, как делаю я: сначала рисуем длинную вертикальную палочку, затем сверху (горизонтально) рисуем палочку немного короче, а теперь рисуем закругленный элемент буквы.
14. Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты».
Я прочитаю вам сказку «Лесные музыканты», а вы определите, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.
Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и давай стучать: бум! Бум! Бум! Подошёл барсук с баяном:
– Можно с тобой вместе поиграть?
– Конечно, можно! – обрадовался баран (желтый).
Тут ещё бобёр с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно – и давай играть кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались (синий).
– Нельзя ли потише! – просят звери.
А музыканты ещё громче заиграли (синий). Тут вышла белочка:
– Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.
Вот так баран, барсук, бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.
– Если не принесёте, – грозят, – так заиграем – вам же хуже будет (синий).
Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту – и давай играть да орать.
«Ну, – думают, – наедимся сейчас бубликов! »
А у бегемота шуба толстая.
– Бис, – бурчит, – браво, браво! Бейте громче, ребята.
Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина…(синий)
Ребята, вы внимательно прослушали сказку, а теперь назовите все слова со звуком «Б», которые вы запомнили.
Слова на букву «Б», содержащиеся в тексте: баран, базар, барабан, берёза, бум, барсук, баян, бревно, бобёр, бурундук, балалайка, бублики, баранки, бубен, бегемот, белочка, будет, бис, браво, бейте, били, бросили.
15. Упражнение на развитие просодической стороны речи.
16. Составление предложений со звуками [Б] и [Бь] по карточке.
– Ребята, посмотрите внимательно на карточку с картинками и придумайте предложение, чтобы в нем были слова со звуками [Б] и/или [Бь].
– С какими звуками мы сегодня знакомились? Какие задания вам понравились? Были самыми трудными?
– Ребята, посмотрите, гномики Бим и Бом улыбаются, благодарят вас за то, что вы так хорошо справились со всеми заданиями.
– Вы совершили какой поступок, хороший или плохой?
– Правильно, нужно совершать всегда только хорошие поступки.
конспект фронтального занятия “Звук и буква Б”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
конспект фронтального занятия для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya.docx | 78.51 КБ |
frontalnoe_zanyatie.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.
Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа
– Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;
– Познакомить детей с графическим образом буквы;
– Формировать навык слитного чтения;
– Готовить руку к письму, формировать графические навыки;
– Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
– Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;
– Закрепить произношение согласных звуков;
– Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;
-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;
– Развивать общую моторику, координацию движений;
– Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;
– Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;
– Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;
– Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, чувство любви к диким животным.
Оборудование : картинки с дикими животными; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); карандаши, рабочие тетради.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята, сесть на свое место сможет тот, кто правильно назовет согласный звук в конце слова: мак, кот, дым, суп, кит, жук, пыль.
– Молодцы ребята, занимайте свои места.
II. Основной этап. 1. Сообщение темы.
Послушайте внимательно мои загадки и определите, какой звук часто встречается в отгадках ( демонстрация отгадок на слайде )
Кто в лесу тоннели роет,
Из ветвей платины строит,
Зубы – точно топоры.
Это трудятся…( Бобры )
В ярком платье модница-
От цветка к цветку порхает,
Я тебя одна не съем,
Разделю ребятам всем.
У отца есть мальчик странный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это. ( Буратино )
Огурцы они как будто
Только связками растут
И на завтрак обезьянам эти фрукты подают ( Бананы )
Дети определяют, что первый звук в этих словах Б. (правильно). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.
2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.
-Давайте вместе произнесем звук « Б ».
-Какое положение принимают губы? ( Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются )
-Какое положение принимают зубы? ( Зубы разомкнуты. )
-Какое положение принимает язык? ( Язычок спокойно лежит во рту. )
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук « Б » звонкий.
– Звук « Б » – согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в синем домике ( демонстрация слайда ).
3. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука «Б» в слогах.
– Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.
Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу….
4. Произнесение звука «Б» в словах.
Посмотрите на экран. Перед вами картинки ( демонстрация слайдов ) Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» ( баран, мак, барабан, собака, пила, кабан, гриб, арбуз, кот ).
ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы»
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
5. Произношение звука «Б» в связной речи.
– Повторяйте за мной читстоговорки.
Ба – ба – ба – на избе была труба.
Бу – бу – бу – побелили мы трубу.
6. Обучение элементам грамоты.
– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».( демонстрация на слайде ) Из каких элементов состоит буква Б ( из длинной и короткой палочки, полукруга ).
У буквы Б – брюшко большое
Сверху кепка с козырьком
Будто буковка гордится
Будто все ей нипочем!
– Построим из пальцев букву « Б ».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
– Нарисуем в воздухе карандашом букву «Б».
– Попробуем нарисовать ее глазами.
1. Зрительная гимнастика.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцу глаз.
Видеть будем скоро лучше,
Убедитесь вы сейчас.
– Чтобы нам запомнить букву « Б », давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.
7. Слитное чтение слогов с буквой «Б».
– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на экран, перед вами слоги. Приготовились читать ( демонстрация слайдов )
8. Дифференциация в словах, предложении.
8.1. Звуковой анализ слова БЫК – запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )
– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.
– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
– Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
– Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
– Сколько всего звуков в этом слове?
– С каким звуком мы познакомились? ( Со звуком « Б »)
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группепо теме: «Звуки Б, Б’. Буква Б»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ САД№ 000
открытого фронтального логопедического занятия
по обучению грамоте в подготовительной группе
по теме: «Звуки Б, Б’. Буква Б».
Тема: «Звуки Б, Б’. Буква Б».
Цель: познакомить детей со звуками Б-Б’ и буквой Б.
Задачи: уточнить произношение звуков [б], [бь]; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; учить выделять звуки из состава слова; продолжать обучение чтению прямых слогов, упражнять в анализе односложного слова.
Оборудование: сигнальные фонарики (синие, зеленые, красные квадраты), индивидуальные схемы, картинный материал.
Ребята, к нам сегодня пришли гости на занятие, поздоровайтесь!
Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: кот, парта, Тоня, Соня, цапля, зонт, пушка, конь.
– Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов: бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно звук [б]). А какой звук встречается в начале этих слов: бинт, белка, билет, белый? (правильно звук [бь]). Сегодня вы познакомитесь со звуками [б], [бь] и буквой «Б».
3. Анализ артикуляции звуков [б], [бь].
Послушайте, как блеют бараны: большой блеет б-б-б, маленький – бь, бь, бь.
-Давайте вместе произнесем звук [б].
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [б] звонкий.
– Звук [б] – согласный, твердый, звонкий, мы обозначаем его синим цветом.
Аналогично анализируется произнесение звука [бь]. (обращается внимание на то, что при произнесении звука [бь] губы слегка растгиваются).
– Звук [бь] – согласный, мягкий, звонкий, мы обозначаем его зеленым цветом.
4. Закрепление звуков [б], [бь].
Покажите голосом, как блеет большой баран: б-б-б.
Покажите голосом, как блеет маленький баран: бь-бь-бь.
Дети по очереди по просьбе логопеда изображают песенки большого и маленького баранов тихо и громко.
5. Дифференциация звуков [б], [бь].
Игра «Будь внимательным» (с сигнальными фонариками). У детей на столах зелёный и синий квадраты. Если логопед произносит звук [б] – дети поднимают синий квадрат, если [бь] – зелёный.
—звуки [б], [бь]: б, бь, бь, б, б, б;
- звуки [б], [бь] в слогах: ба, би, бе, бо, бу, бю, бы, бэ; звуки [б], [бь] в словах: бинт, болото, кабинка, белка, босой, кобра, обезьяна, бобр, воробей.
6. Произнесение звуков [б], [бь] в словах.
Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Картинки, в названии которых есть звук [б], мы подарим большому барану, в которых есть звук [бь] – маленькому барану. (баран, банан, собака, кабан, грибы, арбуз, обезьяна, белка, бизон, комбинезон, билет).
Логопед раздает детям картинки. И просит их обозначить звуки [б], [бь] на схематической полоске слова зеленым или синим квадратом.
7. ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
8. Игра «лишнее слово».
Логопед называет слова, в трех из которых есть звук [б] или [бь], в четвертом противоположный. Дети называют лишнее слово, объясняют свой выбор.
9. Знакомство с буквой Б
– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква Б
Буква Б – просыпается рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.
10. Слитное чтение слогов с буквой «Б».
– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.
11. Звуковой анализ слова БЫК.
– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Логопед параллельно выкладывает соответствующие буквы.
– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
– Назовите второй звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
– Назовите третий звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
Конспекты логопедических занятий.
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему Звук и буква [Б].
Абаева Т.В.
учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Оболенский детский сад комбинированного вида Лесная сказка Московская обл., Серпуховский р-он.
Занятие построено с использованием ИКТ.
Презентация и игры в презентации разработаны автором занятия.
Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие: уточнить особенности артикуляции звука [Б], его фонетическую характеристику; развивать фонематический слух и формировать навыки акустического различения звуков; формировать навык понимания многоступенчатых инструкций; формировать навыки самоконтроля, произвольность.
Образовательные: обогатить словарный запас; закрепить обобщающие понятия (украшения, хлебобулочные изделия, люди); совершенствовать навыки правильного грамматического оформления речи (усвоение форм ед. и мн. числа имен существительных, женского и мужского рода, имен числительных); развивать элементы связной речи; закрепить понятия «звук», «буква», «слово», «предложение».
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, взаимопомощь, трудолюбие.
Оборудование: проектор, экран, мячик, счетные палочки.
• Дети встали в круг и, передавая мяч, здороваются. Называют друг друга по имени ласково: «Здравствуй, Варенька. Здравствуй, Димочка».
• Упражнения для мелкой моторики руки со стихами (активизация речевых зон коры головного мозга):
Сидит белка на тележке, (кулак – ребро – ладонь)
Продает она орешки: (кулак – ребро – ладонь)
Лисичке – сестричке, (руки в кулаке, открываем мизинец) Маленькой синичке, (открываем безымянный палец)
Мишке толстопятому, (открываем средний палец)
Заиньке усатому. (открываем указательный)
Кому в платок, (пальцы правой руки прячем в левую руку)
Кому в зубок, (меняем положение рук)
Кому в лапочку. (пальцы в замок)
• Отработка понимания многоступенчатых инструкций, активизация звукового анализа: «Сядет тот, чье имя начинается на звук [И], [М] и т.д.
2. Постановка цели занятия:
Логопед: «Сегодня мы будем учить новый звук. Чтобы узнать, какой это звук, отгадайте загадки».
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (Бабочка) [2].
У маленькой Катюшки
Уселся на макушке,
Не мотылёк, не птичка –
Держит две косички. (Бант) [2].
Железный поясок. (Бочка) [2].
Чёрные овцы на белом поле пасутся. (Буквы) [2].
Логопед: «Вспомните слова-отгадки (Дети называют: бабочка, бант, бочка, буквы). Какой первый звук в этих словах?» (Звук [Б]).
3. Артикуляция звука [Б]. Фонетическая характеристика звука.
Логопед с детьми изучают особенности артикуляции звука и составляют его фонетическую характеристику: звука [Б] – это согласный звук, твердый, звонкий.
4. Игра «Запомни, повтори».
На экране появляются 3 картинка, в названиях которых есть звук [Б]. Логопед предлагает детям запомнить эти картинки. Затем картинки исчезают, дети должны их вспомнить. Затем дети составляют предложения с этими словами.
(Слайды 5-7 вариант игры №1).
(Слайды 8-10 вариант игры №2).
(Слайды 11-13 вариант игры №3).
5. Отработка обобщающих понятий:
Логопед спрашивает: «Какие были картинки с изображением украшений (хлебобулочных изделий, людей)?»
После ответов детей на экране появляются соответствующие картинки.
6. Физминутка: упражнения для активизации межполушарных связей.
Дети встали в круг и выполняют вместе с логопедом перекрестные движения руками и ногами.
7. Отработка понятия женского и мужского рода имен существительных и множественного числа: «Он, она или они?»
На экране последовательно появляются картинки со звуком [Б]. Дети должны определить, каким словом (местоимением) можно заменить это слово: он, она или они? После ответов детей под картинкой появляется контур девочки (она), мальчика (он) или двоих детей (они).
8. Игра «Картинка потерялась».
На экране появляются картинки, которые были в предыдущих заданиях. Детям дается время запомнить их. Затем картинки исчезают и появляются в другом порядке. Дети должны увидеть, какая картинка исчезла. Игра повторяется несколько раз.
9. Знакомство с буквой «Б».
Логопед: «Как можно сложить букву «Б» из палочек? Сколько палочек для этого понадобится?»
На экране последовательно появляются палочки для построения буквы «Б». Дети считают, сколько их нужно. Затем по очереди подходят к корзиночке и отсчитывают себе необходимое количество палочек. Затем садятся на свои места и складывают букву «Б».
10. Стихотворение про букву «Б»:
Большой живот у буквы Б,
Беретик есть на голове. [1]
Логопед: «Действительно, буква «Б» похожа на человека с большим животом и в берете. А как вы думаете, на что еще похожа буква «Б»?» Дети придумывают образы, на что похожа буква «Б».
11. Игра «Буквы спрятались».
Логопед: «Найдите все буквы «Б» и сосчитайте их».
На экране появляются разные буквы, надо сосчитать, сколько букв «Б». Игра повторяется несколько раз.
12. Итог занятия.
Логопед: «Закройте глазки и вспомните все игры, задания и упражнения, которые мы сегодня выполняли. 1-2-3-4-5, можно глазки открывать».
Дети перечисляют все выполненные на занятии задания.
Логопед подводит итог: «Мы сегодня учили звук и букву «Б». Теперь вы сможете читать слоги с буквой «Б».
1. Галкина Г. Г. Звуки, буквы я учу! – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2009.
2. Сборник загадок. Составитель М. Т. Карпенко. – М.: “Просвещение”, 1988.