Звук и буква А – конспект индивидуального логопедического занятия

Логопедическое занятие “Звук и буква А”

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Восполнить пробелы по грамоте.
  2. Познакомить со звуком и буквой А.

Задачи:

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие графомоторных навыков;
  • познакомить с буквой А;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, воображение.

Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

Логопед здоровается с каждым учеником: Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.

Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют каждый палец руки)

Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком ,,а”.

Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).

Логопед: Самый старший – звук ,,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук ,,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук ,,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.

2. Развитие фонематического слуха.

Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.

Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук ,,а”: ау, оа, ио. )

3. Определение позиции звука в слове.

Логопед: В этих домиках (раздача пособий – схем) живут слова со звуком ,,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук ,,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!

4. Знакомство с буквой А.

Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать – надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук ,,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

Буквы – видим, пишем (показ пособия).

Звуки – слышим (показ пособия).

(Дети повторяют хором, затем по – одному).

Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

Игра “Аист”
(дети встают в кружок)

6. Формирование образа буквы А.

Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!

(Логопед проговаривает во время показа)

6. Печатанье буквы А в тетрадях.

7. Развитие фонематического слуха.

Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы – отгадки со звуком ,,а”)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).

(Назовите первый звук в слове “арбуз”)

8. Развитие связной речи.

Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с изображением слов со звуком ,,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со звуком ,,а”)

– Машина везёт арбузы.

– Мальчик чистит апельсин.

– Заяц ест капусту.

– Папа и мама собирают урожай.

С каким звуком мы познакомились?

С какой буквой мы познакомились?

Почему их называют гласными?

Каким цветом обозначают гласные?

Какие гласные звуки можете назвать?

Что мы видим и пишем?

(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)

Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком ,,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).

План-конспект “Индивидуальное логопедическое занятие “Закрепление в речи зука [Ж] в начале, в середине и конце слова”

КОНСПЕКТ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:

« Закрепление в речи

звука [ж]

в начале, в середине и в конце слова ».

Тема: Закрепление звука [ж] в начале, в середине и в конце слова.

Задачи: Закрепить собственную речевую деятельность , прививать интерес к учебной деятельности, закреплять каллиграфические навыки.

Личностные результаты

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль резуль тата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • готовность следовать за здоровьесберегающим поведением;

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять пошаговый контроль по резуль тату;
  • оценивать правильность выполнения действия соответствия результа тов требованиям данной задачи;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном языках.

Познавательные универсальные учебные действия

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и позна вательных текстов;
  • высказать суждения о тексте, строить рассуждения в форме связи простых суждений об данном тексте;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде все го речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой коммуникации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в со вместной деятельности;
  • строить понятные высказывания;
  • задавать вопросы;
  • контролировать собственные действия;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: компьютер, картинки подсказки для загадок, листок для рисования, карандаши, карточки со слогами, карточка со словами, карточка с упражнением, карточка с текстом .

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок –

Очень тихо мы садимся

И работать не ленимся.

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно.

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Тема нашего занятия очень интересна и увлекательна. А о чем пойдет речь ты узнаешь, разгадав загадки. (слайд 2)

У него есть важная

А фигура великана

Вроде башенного крана (жираф)

Шумит и он в поле и в саду

А в дом не попадает,

И ни куда я не иду,

Покуда он гуляет. (дождь)

С колпаком на голове,

Будто в путь готовый,

Он скрывается в листве

Дуба золотого. (желудь)

Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок! (мороженое)

Какой звук встречается в каждом слове? Правильно это звук [ж].

2. Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

Давай вспомним, какие артикуляционные упражнения помогли нам научиться правильно произносить звуки

  • чашечка (слайд 4)
  • вкусное варенье (слайд 5)
  • ступеньки (слайд 6)
  • не разбей чашечку (слайд 7)
  • чистим верхние зубки (слайд 8)

3. Дай характеристику звука [ж]

(парный, твердый, согласный)

Чем отличается звук от буквы?

(Звук я слышу, произношу. Букву вижу, читаю, пишу)

Читайте также:  Коррекционно-развивающее занятие для детей с НЧП, обусловленное НВОНР, ФФН, скачать презентацию на тему Весна

Эта буква широка (слайд 9)

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук.

Покажи, как подает голос приближающийся жук. (слайд 10)

тихо шепот обычный громче чем обычно громко

Произнеси слитно на одном дыхании (слайд 11).

4. Прочтение слогов: (приложение 1)

Автоматизация звука [ж] в слогах со стечением согласных:

Вжа – вжо – вжу – вже гжу – джу – мжу – нжу

Бжа – бжо – бжу – бже гже – дже – мже – нже

Гжа – джа – мжа – нжа гжи – джи – мжи – нжи

Автоматизация звука [ж] в слоговых рядах: слоговых р

А жма – ожма – ужма – ыжма

ыжма – ужма – ожма – ажма

Яжма – ёжма – южма – ижма – ежма

Ежма – ижма – южма – ёжма – яжма Ж

5. Прочтение слов: (приложение 2)

Жатва, жёлтый, жидкий, ежата, пижама, урожай, дружок, флажок, моржи, абажур, гляжу, рыжик, журавль, дюжина, прохожий, ждать, жмых, жмурки, должник, ржавчина, багажный, дождик, вьюжный, таёжный, нижний, прилежный, наждак, награждать, нужда, лыжня, дружба.

6. Работа над дикцией : (слайд 12)

Произнести скороговорку медленно, чуть быстрее, очень быстро.

Жутко много ножек у сороконожек.

7. Физ минутка

Пальчиковая гимнастика «Черепашки». Импровизация движений.

Побежали вдоль реки

Ежата на перегонки.

8. Игра

«Назови ласково»: ( слайд 13)

флаг – …(флажок) утюг – …(утюжок)

друг – …(дружок) снег – …(снежок)

круг – …(кружок) берег – …(бережок)

Игра «Один – много»: ( слайд 14)

нож – …(ножи) этаж – …(этажи)

уж – …(ужи) ёж – …(ежи)

морж -…(моржи) гараж – …(гаражи)

Измени слова по образцу: ( слайд 15)

водить -… глядеть –… судить -…

видеть -… бродить -… сидеть – ….

уходить -… находить -… приходить –…

9 . Ответить на вопросы полными предложениями:

Как можно назвать одним словом пижаму, жилетку, жакет?

Что появляется от дождя на дорогах?

Как называют детенышей лошади, ежихи, медведицы?

10 . Вставь пропущенные буквы в рассказе.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Он отличается небольшим объемом, небольшим числом героев и описанием одной какой-нибудь истории.

Ежиха.

Женя жарким днем под кустом шиповника обнаружил норку ежа. Там лежали пять ежат и шишки . Они ожидали ежиху. Женя только погладил ежат и у бежал. Ежихе это не понравилось, и она увела ежат. Когда Женя прибежал с другом Сашей шиповнику , там ежат уже не было , а остались только шишки.

1 1 . Задание на дом выучить потешки

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет

Лежебока, рыжий кот,

Отлежал себе живот.

12. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня закрепляли в произношении?

Какое задание вызвало затруднение?

А теперь оцени свою работу на нашем занятии.

Как ты думаешь какой жетончик ты сегодня заслужила?

Ты очень хорошо занималась на уроке, была внимательной, выполняла все задания правильно. Молодец. Занятие закончено. До свидания.

Конспект логопедического занятия «Знакомство с гласным звуком «И»

Тема: «Знакомство с гласным звуком «И»

Задачи :

— познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.

-познакомить детей с символом звука И

—развивать у детей фонематический слух, развивать навыки звукового анализа и синтеза.

—автоматизировать звук И в слогах, словах;

— воспитывать у детей навык обращения с раз­даточным материалом.

цветные символы для обозначения звуков и со­ставления схем, зеркала по количеству детей, картинки с изображением иголки, ивы, игрушки, индюка; фланелеграф, картинки для фланелеграфа: домик, деревья, заготовки символов для обозначения звука «И» на каждого ребенка, красные карандаши, заготовки с символами для загадок.

Ход занятия

Дети проходят и садятся на стульчики.

Садится тот, кого я назову ласково.

2.Повторение пройденного материала.

Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда, какие звуки они учили? (Дети отвечают: «Звуки: У и А»)

-А как мы произносим звук У?

Дети отвечают: «Когда мы произносим звук У — мы складываем губы трубочкой».

-А как мы произносим звук А?

Дети отвечают: « Когда мы произносим звук А — мы широко открываем рот».

-Можно ли как то обозначить звук: А и У?

Дети отвечают: «Звук «У» обозначается маленьким красным кружком, а звук «А» обозначается большим красным кружком».

-А зачем мы обозначаем эти звуки красным цветом?

Дети отвечают: «Звук «У» и звук «А» обозначаются красным цветом, потому что эти звуки гласные ».

-Почему эти звуки называются гласные?

Дети отвечают: «Эти звуки можно пропеть, поэтому эти звуки гласные».

-Молодцы, вы отвечали правильно и дружно.

3. Знакомство со звуком И. Характеристика звука И.

Логопед выставляет на доску картинки, которые начинаются со звука «И» и произносит название предметов, выделяя голосом звук «И».

Картинки: иголка, игрушка, индюк, ива

-Как вы думаете, на какой звук начинаются все эти предметы?

Звук «И» — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук «И», губы улыбаются, язык находится внизу.

Дети поизносят звук «И» хором и индивидуально.(смотрят в зеркала).

Предлагается дидактическая игра: «Тихо— громко».

Правила игры: Дети должны произнести звук «И» тихо и громко (повторяем несколько раз).

-Когда мы произносим звук «И», обращает внимание учитель-логопед, мы растягиваем губы в улыбку, как в полосочку, поэтому и обозначать звук «И» мы будем символом-полоской красного цвета, так же как растянуты наши губы в улыбке.

Дети заштриховывают приготовленную полоску в красный цвет.

Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают, на звук «И» хлопают в ладоши.

Дети проходят за столы.

6 . Звуковой анализ слогов

Сказка о дружбе звуков.

Выкладываем картинки по сказке на фланелеграфе и рассказываем сказку.

Жили-были звуки «А» и «У». Любили эти звуки вместе играть, а любимая игра у них была «догонялки». Бегали, бегали звук «А» и звук «У», устали и остановились. (логопед выставляет символы звуков «А» и «У», ставит вместе «АУ», дети произносят припевая). Отдохнули звуки и опять давай играть. Бегали, бегали и опять остановились. (логопед выставляет символы звуков «У» и «А», ставит вместе «УА», дети произносят припевая). А недалеко от леса жил в своем домике звук «И». Звук «И» жил один в своем домике. Но однажды звуки «А» и «У» решили познакомиться с звуком «И» и предложить поиграть всем вместе. Звук «И» очень хотел научиться играть в «догонялки», но он не умел.

— «Не расстраивайся, я научу»: сказал звук «А» и побежал первый. Звук «И» стал догонять звук «А». Логопед выставляет символы звуков «А» и «И».

-Ребята, что за песенка у нас получилась, давайте споём? («АИ» дети проговаривают, припевая, вместе с логопедом)

-«А теперь я побегу первым»: сказал звук «И», а звук «А» стал догонять звук «И» («ИА» — дети припевают вместе с логопедом). Затем звук «И» стал играть со звуком «У». («УИ», «ИУ» — дети припевают вместе с логопедом).

Вот так стали друзьями звуки: «А», «У», «И».

Эти звуки могут играть все вместе: вот бежит звук «А», за ним бежит звук «У», а их догоняет звук «И». (логопед выставляет символы данных звуков-«АУИ»)

-Какая интересная песенка получилась, давайте споём эту песенку. Дети припевают вместе с логопедом: «АУИ».

С каким новым звуком мы сегодня познакомились?

Оценка работы детей.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели

МБДОУ – Центр развития ребенка № 94,

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звуки и буквы». 4 класс

Шмакова Елена
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звуки и буквы». 4 класс

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Звуки и буквы» 4 класс

1. Закрепить знание гласных звуков.

2. Формировать понятие гласный звук.

3. Закрепить зрительные образы гласных букв.

4. Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»».

5. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Демонстрационный материал: Карточки с гласными звуками и буквами, полоски липучки.

Ход занятия:

– Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, задумчивый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый, Э – медлительный, рассудительный, Ы – самый серьезный.

(Логопед сопровождает свой рассказ выкладыванием на панно карточек с изображением символов звуков).

Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко:

Читайте также:  Приемы самомассажа в логопедической практике

– Давайте попробуем спеть высоко. (Дети поют высоко, а логопед поет вместе с детьми, поднимая руку вверх).

– Молодцы, а теперь споем низко. (Дети поют низко, а логопед поет вместе с детьми, опуская руку вниз).

– Умели они петь не только по одному, но и парами:

– По трое: АУО, ИЭЫ.

– Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

– Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки.

– Как стали называть звуки? (гласными).

– Какого цвета стали все звуки? (красного цвета).

Но однажды задумались звуки: как же так, у всех есть дома, а у них нет. Подумали-подумали да и начали дома мастерить.

– А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает из липучек на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил, и остался очень доволен (логопед выкладывает из липучек на панно букву «И»).

Логопед предлагает одному из детей найти домики звуков [А, И] (на столе лежат карточки с изображением звуков). Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.

– О увидело колесо, оно ему и подошло (логопед выкладывает из липучек на панно букву «О»). Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился – домик появился и у него.

– Света, найди домики звуков [О, Э]. Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.

– У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед выкладывает из липучек на панно букву «У»). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности (логопед выкладывает из липучек на панно букву «Ы»).

– Катя, найди домики звуков У, Ы.

– Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали называть БУКВАМИ.

– Как звуки назвали свои домики звуки? (Они стали называть их буквами).

– Верно, у звука А – домик- буква А.

– Кто хочет показать букву [А] на панно? (Ребёнок показывает).

– У звука У – домик- буква У, кто покажет букву [У]? (Ребёнок показывает).

– У звука О – буква О.

– Кто ещё хотел бы показать нам букву?

– У звука И – буква И (логопед приглашает ребёнка для показа буквы).

– У звука Э – буква Э (ребёнок показывает букву).

– У звука Ы – буква Ы (показ буквы).

– С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие звуки в них живут.

– Давайте попробуем написать в воздухе буквы. Возьмите в руку воображаемый карандаш, пишем букву [А]. Две палочки наискосок, а между ними поясок. Молодцы!

(Поочерёдно логопед вместе с детьми прописывает все буквы).

– О чем вы услышали сегодня сказку? звуках и буквах).

– О каких звуках? (Ответы детей).

– Все ли звуки нашли себе дом? (Ответы детей).

– Какого цвета были рубашки у звуков? (красного)

– Как называются дома звуков? (буквы)

– Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Логопед подводит итог занятия.

«Звук [р]». Конспект индивидуального логопедического занятия Время проведения: 09.30 – 09.50. Продолжительность занятия: 20 минут. Тема: Звук [р]. Цель: автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Р]» Тема: звук “Р”. Цель занятия: постановка звука “Р”. Задачи: – развитие артикуляционной моторики; – развитие фонематического восприятия;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация [С] — [Ш]» К О Н С П Е К Т индивидуального логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков С -Ш. Цели: Закрепление положения органов артикуляции.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Р]» Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук Р» Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях. ]Задачи: Коррекционно –.

Конспект логопедического занятия «Звуки [З] и [З’]» Конспект логопедического занятия по теме: «Звуки «З-ЗЬ» Задачи: 1. Закрепление произношения и различение звуков З-ЗЬ. 2. Знакомство с буквой.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Л]”. Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звуки [К], [Г] и буквы К-Г» Тема: Звуки и буквы К-Г. Задачи: Учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику звуков в сравнительном плане; учить дифференцировать.

Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Звуки [н], [н’], буквы Н, н» с детьми 6–7 лет 1. Цель занятия: познакомить со звуками [н], [н]; научить писать буквы Н, н. 2. Программное содержание: 2.1. Образовательные задачи: • формировать.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки и Буквы» для подготовительной группы Целевой ориентир: Умеют выполнять звуковой анализ слова; ребенок знает, чем отличается буква от звука, составляет предложение с использованием.

Конспект занятия «Звуки и буквы» Занятие 2. Тема: Звук и буква У. Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов; Продолжать.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква А»

Татьяна Тимушкина
Конспект логопедического занятия «Звук и буква А»

Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики нарушений чтения и письма у детей.

1)Познакомить со звуком и буквой А.

2)Закрепить понятия «звук», «гласный звук», «буква».

3)Формировать умение выделять звук А в ударной позиции в начале и в конце слова.

4)Способствовать умению делать анализ и синтез звуковых комплексов АУ, УА.

1)Развивать фонематический слух, восприятие, внимание,память.

1)Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда.

2)Воспитание навыков инициативности и самостоятельности.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, красные кружочки, магнитная доска, схема слова, карточки с буквами с пособия З. Е. Аграновича «Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»).

Логопед встаёт с детьми в круг.

Здравствуй, правая рука.

Дети и логопед вытягивают правую руку.

Здравствуй, левая рука.

Вытягивают левую руку.

Правой рукой берутся за левую руку соседа.

Левой рукой берутся за правую руку соседа.

Садитесь на стульчики.

1.-Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете о каком звуке и букве пойдёт сегодня речь.

Он тяжёлый и пузатый,

Носит фрак свой полосатый.

На макушке хвостик-ус,

Спелый изнутри (арбуз)

-Какой первый звук слышится в слове арбуз?

2. Сообщение темы.

-Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой А. Звуки -это то, что мы слышим и произносим,а буквы мы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать.

Логопед показывает детям перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука А.

-Когда мы поизносим звук А:

-губы находятся в спокойном состоянии;

-рот широко открыт;

-язык спокойно лежит во рту;

После показа и объяснения логопеда дети правильно произносят звук А перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

3. Характеристика звука.

Логопед,привлекая внимание детей, анализирует артикуляцию звука Аи делает вывод,что звук А-гласный (воздушная струя выходит через рот свободно,нет никакой преграды, губы и зубы не мешают прохождению воздуха, можно звук А голосом долго тянуть,петь.)

-Какой фишкой обозначим звук А? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

-Покажите символ звука А,когда его услышите (из ряда гласных, слогов, слов).

5. Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе: аааааа

-девочка укачивает куклу и поёт ей.

б) произнести вслед за логопедом отрывисто: А-А-А

-что просит сказать врач, когда осматривает горло?

в)произнести звук А отрывисто соответствующее цифре количество раз.

По аллее мы гуляем, дружно песню распеваем

идут на месте, произнося звук А

Аист в небе пролетел

делают взмахи руками вверх, вниз

Зайчик на пенек присел

Аня, Алик и Алена побежали за Антоном

Ах, как весело гулять, дружно песни распевать

идут на месте, пропевая звук А

7. Формирование фонематического восприятия.

Логопед читает стихотворение:

Что везёт автомашина? Всё, что есть на букву А

Вот арбузы, апельсины, ананасы и айва.

-Что везёт автомашина? Назовите слова со звуком А, «нажимая» на него голосом. Какой первый звук в этих словах?

Читайте также:  Конспект логопедического урока (Звук и буква И)

Логопед называет детям слово, просит определить и обозначить в нём место звука А (начало или конец слова, используя красный кружок и схему слова.

Абрикос, армия, айва…;дыра, голова, нора.

8. Знакомство с буквой А.

«А» шалашик, посмотри, и скамеечка внутри.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко…

– Посмотрите на эту букву А. На что она ещё похожа? (На крышу теремка, на летящую ракету)

Напишите букву А пальчиком в воздухе.

9. Игры с буквами.

«Назови букву»

Логопед предлагает найти букву А среди букв,перечёркнутых разными способами.

«Найди букву»

Логопед предлагает найти букву А среди других букв,вписанных друг в друга.

Логопед предлагает рассмотреть два изображения одной и той же буквы, одно из которых написано неправильно. Дети должны найти правильно написанную букву.

(Карточки с пособия З. Е. Аграновича «Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»).

10. Анализ звукокомплексов : крик в лесу: АУ; ребёнок плачет: УА

Логопед просит ответить на вопросы:

-Какой первый звук слышится?

-Какой второй звук слышится?

Выкладывание схемы каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружков.

Выкладывание слов АУ,УА из букв разрезной азбуки. Чтение.

-Какой звук и букву мы сегодня изучали?

-Почему звук А мы называем гласным?

Список используемой литературы.

1. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа -М.: Изд. «Скрипторий 2003»2013г. -240с. Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова

2. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям – З. Е. Агранович. Издательство: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2013 г. -160с.

3. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. -СПб.:ДЕТСВО-ПРЕСС,2009-48с. – З. Е. Агранович.

«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж. Задачи:.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква «Ц» Конспект логопедического занятия для подготовительной группы Тема: «Звук и буква «Ц» Цель: Закрепление знаний о букве и звуке «Ц», различение.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [А] и буква А» (подготовительная к школе группа) Тема: Звук и буква «А». Цель: Познакомить детей с буквой А, объяснить различие понятий «звук», «буква». Задачи: 1. Определение позиции.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У». Совушка в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект логопедического занятия «Звук [О] и буква О. Едем в гости к бабушке Оле и дедушке Осипу» ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Тема: “ГЛАСНЫЙ ЗВУК о и БУКВА О. ЕДЕМ В ГОСТИ К БАБУШКЕ ОЛЕ И ДЕДУШКЕ ОСИПУ”. ВОЗРАСТ.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Звук [Ш] и буква Ш» — закрепление Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе. на тему : «Звук и буква Ш.» (закрепление) Цель: Закрепить.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №32 Выборгского района Санкт-Петербурга Методическая разработка.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Звук [Л].

автор: Михайлова Марина Георгиевна

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №16» «РАДУГА»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Звук [Л].

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах и словах.

Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [Л] в словах;

Уточнить изолированное произнесение звука Л;

Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;

Закрепить умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Закрепить умение подбирать антонимы-прилагательные.

Развивать подвижность органов речевого аппарата

Умеет правильно произносить звук [Л] в слогах и словах

Умеет определять место звука [Л] в словах

Умеет изолированно произносить звук [Л];

Умеет образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Умеет подбирать антонимы-прилагательные

Умеет правильно выполнять артикуляционные гимнастики для автоматизации звука [Л]

Лингвистический материал: лось, слон, волк, теплоход, лук, лужа, лыжи, кукла, лапа, лодка, ласты, яблоко, Лодка-лодочка, белка-белочка, яблоко-яблочко, кукла-куколка, булка-булочка, игла-иголочка.

Оборудование: предметные картинки со звуком Л, зеркала, нарисованные листья, картинки изображающие артикуляционные упражнения.

Логопед приглашает ребёнка в кабинет, просит сесть за стол.

-Решил волк отправиться в гости к слону. А где искать слона — не знает. Вдруг увидел лося и подумал, что он то знает, где живёт слон и спросил у него дорогу. А лось не захотел просто так показывать дорогу к слону и решил волка испытать. Он не умел произносить звук Л и попросил научить его. Давай поможем волку.

-Сейчас я назову слова, а ты скажи, какой звук первый в этих словах: лук, лужа, лодка. (Звук Л первый в этих словах). Правильно, сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Л в словах.

Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение.

«Улыбка», «Иголочка», «Качели», «Чашечка», «Гармошка».

При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение.

  1. Характеристика и артикуляция звука Л.

— Где находится язык, когда мы произносим этот звук? (вверху за зубами, на бугорках), а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние).

— Мы этот звук произносим легко или с трудом? Можем пропеть или нет? (произносим с трудом, пропеть не можем). Что мешает воздуху выходить изо рта? (язык)

-При произнесении звука Л губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за верхние зубы. Боковые края языка опущены. Голос работает.

Волк решил попросить лося убрать листья, которые завалили вход в его логово. Мы сейчас поможем волку убрать листья.

Логопед выкладывает на стол листочки.

— Подуй на листочки так, чтобы сдуть их со стола.

Ребенок сдувает листья со стола.

  1. Изолированное произнесение звука Л.

-Вдруг волк и лось услышали как гудит теплоход, который проплывает по реке. Как гудит теплоход? (л-л-л). Лось попросил волка погудеть как теплоход (л-л-л).

  1. Автоматизация звука Л в слогах.

-Для того, чтобы научить волка произносить звук Л лось придумал слоговые песенки. Слушай внимательно и повторяй их вслед за лосем.

Логопед произносит цепочки слогов, а ребёнок повторяет.

Ла-ла-ла лу-лу-лу ла-ло-лу лы-ла-ло

Ло-ло-ло лы-лы-лы ло-лу-ла лу-лы-ла

  1. Автоматизация звука Л в словах.

Лось придумал задания, чтобы научить волка произносить звук Л.

Игровое упражнение «Разложи картинки».

Логопед показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук Л (лук, кукла, волк, лапа, лодка, ласты, ложка, клубника, яблоко).

— Разложи картинки на 3 группы. В первой группе будут те картинки, где [л] в начале, во второй, где [л] в середине, а в третьей те, где [л] в конце.

Ребенок раскладывает картинки.

Игровое упражнение «Назови ласково».

Логопед называет слово, а ребёнок должен назвать этот предмет ласково.

Лодка-лодочка, белка, яблоко, кукла, булка, игла.

Лось научил волка правильно произносить звук Л. Волк был очень рад этому и показала волку дорогу к слону.

Логопед, читая стихотворный текст, показывает движения пальцами рук.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Ритмично сжимают и

Мы расскажем. разжимают кулачки.

Две синицы, воробей, На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей, загибают по пальчику

Дятел в пёстрых пёрышках, Опять сжимают и разжимают

Всем хватило зёрнышек (Н. Нищева) кулаки.

  1. Автоматизация звука Л в словах.

Игровое упражнение «Скажи наоборот».

Слон был рад приходу волка. Они решили поиграть.

Логопед называет словосочетание с именем прилагательным, а ребёнок должен подобрать антоним к этому прилагательному.

Волк летом сытый, а зимой — (голодный)

Сахар сладкий, а лимон -(кислый)

Шарик легкий, а камень -(тяжелый)

Заяц летом серый, а зимой -(белый)

У берёзы ствол тонкий, а у дуба-(толстый)

-Оставим волка и слона. Пусть они играют. Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы помогли волку. А какой звук сопровождал нас на занятии? (Звук Л помогал нам). Правильно, сегодня мы изучали звук Л.

Ссылка на основную публикацию