Конспект НОД «Звук и буква З»
Валентина Персидская
Конспект НОД «Звук и буква З»
Программные задачи: – закрепить правильное произношение звука
«З» в слогах, словах, предложениях;
– познакомить детей с буквой «З»;
– анализ, синтез и чтение обратных и прямых
– преобразование прямых слогов;
– учить анализировать слово «козы» и состав-
лять схему этого слова;
– учить детей показывать мимикой различные
Оборудование: комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-
тинки, наборное полотно с буквами, кассы букв,
пеналы, тетради по количеству детей.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент. Игра «Комар». Логопед держит подве-
шенного бумажного комара и произносит З –З –З.
К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы
боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем
комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а
теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети
показывают мимикой что их просят).
1. Сообщение темы.
Летал комар, звенел и разбудил Зою.
– Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои? – «З»
– Давайте вспомним какой это звук.
Дети отвечают: – согласный, твердый, звонкий.
2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.
-Если я скажу «З», а потом «А» –какой слог получится – ЗА.
– Назовите гласный звук. Назовите согласный звук.
– Если я скажу «З», а потом «О» – какой слог получится – ЗО.
– Назовите гласный звук. Назовите согласный звук.
– А теперь я произнесу слог – ЗУ.
– Сколько звуков я произнесла? – Два.
– Кокой первый звук? – «З». Какой второй звук? – «У».
– Какой гласный? Какой согласный звук?
– Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла? – Два.
– Какой первый? – «З». Какой второй? – «Ы».
– Какой гласный? Какой согласный звук?
3. Произношение звука «З» в словах.
К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З».
Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки). Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З».
4. Дидактическая игра «Телефон».
Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон».
Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если
кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.
Зайка, мозаика, зонтик, ваза.
Незабудка, роза, мимоза, коза.
Забор, воз, паровоз, вокзал.
5. Произношение «З» в предложениях.
Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.
Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.
За –за –за, на лугу стоит коза.
Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.
Зы –зы – зы, колокольчик у козы.
За –за –за, уходи домой, коза.
Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.
Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
7. Знакомство с буквой «З».
– Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку).
– Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед
показывает букву «З».
– Отыщите букву «З» у себя в кассе букв. Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)
– Сколько элементов у буквы «З»? – Два.
– Какие это элементы? – два полукруга.
Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение:
«З» – не просто завитушка,
«З» – пружинка, крендель, стружка.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
– Обводим по контуру букву «З» в кассе.
– А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.
– Печатаем в тетради.
Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.
8. Чтение слогов с доски.
Лиза и Зоя очень любят читать. А вы любите? Итак, читаем.
(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)
-А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы. Получаются прямые слоги). Читаем.
9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.
– А теперь работаем с кассой букв. Выложите слог ЗА.
(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог).
– Теперь замените вторую букву так, чтобы получился слог ЗУ.
(Несколько детей читают этот слог)
Тоже самое с буквами «Э», «О», «Ы», и каждый раз читаем.
10. Звуко-слоговой анализ слова «козы». Выкладывание схемы.
– Произнесите слово – козы. Обозначьте его.
– Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.
– Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.
– Чем будем обозначать? – Красными полосками.
– Какой первый слог? (дети называют)
– Какой второй? (дети называют)
– Повторите первый слог. (дети повторяют)
– Сколько звуков в первом слоге? Охарактеризовать их.
– Повторите второй слог. (дети повторяют)
– Сколько звуков во втором слоге? Охарактеризовать их.
– Вот мы и выложили схему слова «козы». Молодцы!
(Можно повторить всю схему слова)
11. Итог занятия.
– С какой буквой мы сегодня знакомились?
– Сколько элементов у этой буквы?
Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте по теме «Звук [Й]. Буква Й» Тема: Звук и буква «Й» Программное содержание: -Познакомить детей с буквой И КРАТКОЕ и звуком Й -Закреплять: знания о гласных и согласных.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.
Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие. Цель:.
НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И» НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И» Цели: коррекционно- образовательные: – дать понятие о механизме образования звука «И»; – формировать.
НОД «Звук [З], [Зь] и буква З. Полет на звездолете!» НОД «Звук [З], [Зь] и буква З» Цели: – закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»; – развивать умения детей различать.
Обучение грамоте. НОД. Звук и буква «О». Обучение грамоте. НОД. Звук и буква «О» Цели: коррекционно- образовательные: – учить детей давать характеристику звука «О» о опорой на.
НОД по обучению грамоте «Звук [Э] и буква Э» НОД Звук и буква «Э» Цель: коррекционно – образовательные: – познакомить детей с механизмом образования звука «Э»; – формировать умение.
Конспект занятия по обучению грамоте “Звук и буква З. Дифференциация звуков [з] и [c]”
Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука [3]; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.
– Скажите, ребята, с каким звуком прилетел к нам комарик?
Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.
II. Вводная часть.
Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика
– Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
– Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
– Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
– Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
– Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З’])
III. Основная часть.
1. Работа над звуками [З] и [З’] в слогах.
Игра “Повтори правильно”
I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З’]
Педагог | 1 команда | Педагог | 2 команда |
За | За-за-за | Зя | Зя-зя-зя |
Зу | Зу-зу-зу | Зю | Зю-зю-зю |
Зы | Зы-зы-зы | Зи | Зи-зи-зи |
Зо | Зо-зо-зо | Зе | Зё-зё-зё |
II. Вариант: Педагог предлагает детям слоговой ряд и показывает картинку с символом, какой либо эмоции
Педагог | Дети повторяют |
За-зы-зо | Весело |
Зу-зэ-за | Грустно |
Зе-зи-зя | Зло |
Зю-зе-зё | Удовлетворенно |
2. Работа над звуками [З]и [З’] в словах.
Игра “Придумай слово на звук [З]”
Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].
“Зина утром встала, постель . (заправила), сделала. (зарядку), почистила… (зубы). Паста, которой она чистила, называется . (зубная). Зина причесалась, косички (заплела), бант. (завязала) и пошла па кухню . (завтракать).
Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)
Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.
Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З’] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.
Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”
Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.
Слово для упражнения: зайка.
Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.
Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.
Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:
Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.
Работа с буквой З.
Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).
Игра “Собери слова”.
(На доске зарисована схема).
Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).
– Разделить слова на слоги.
– Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
– Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
– Выложите звуковые схемы этих слов.
Дифференциация звуков [З] – [С].
– Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?
Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”
Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:
Та. (зы), ко. (сы). или (зы), но. (сы), ва.. (зы), бу. (сы), ча. (сы), бере. (зы), колба. (сы), рель. (сы), арбу. (зы), гро. (зы).
Игра “Подскажи словечко”.
Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:
Распустились утром розы.
На цветах сверкают. (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку . (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал. (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)
IV. Подведение итога занятия.
Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Очень важно развивать речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 24.55 КБ |
Презентация к НОД | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.
Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.
Цель: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».
-уточнять артикуляцию звуков [з – з`];
-упражнять детей в определении места звуков [з – з`] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с`] и [з`]);
-объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком);
-знакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.
-Развивать мелкую моторику.
-Стимулировать речевую активность.
– Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.
Оборудование: ИКТ, картинки на что похожа буква «Зз», панно «Домик для букв», зеркала, конверты с заданиями.
– Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.
1 конверт. I. Закрепление пройденной темы.
1. – Ребята, с какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? (со звуками С – С`)
На экране написана цепочка букв: АБСОМСКУСДПСВС.
Задание: найти все буквы С в цепочке и определить, сколько их.(5 букв)
Игра «Не зевай – продолжай».
– Ребята, сейчас вы должны по порядку называть звуки, которые записаны в цепочке соответствующими буквами, и подобрать к ним слова, начинающиеся на эти звуки. Например: А – аист, Б – банан, Б` – бизон. Вы готовы?
2 конверт. Упражнение «Измени слова». (с мячом проводится в кругу).
– Слушайте задание. Тот, кто поймает мяч, должен добавить в начало слова, которое я назову звук [с] и назвать, получившееся слово, например: варить – сварить. Вам все понятно? Тогда начнем.
3. конверт. II. Изучение новой темы.
1. – Послушайте стихотворение.
Найдем ее мы в звездочке,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
– Какой звук я выделяла в словах? ( [з – з`]). Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.
2. Артикуляция звуков. (зеркала)
– Как расположены губы? (Губы в улыбке.)
– А зубки? (Зубы сомкнуты заборчиком и создают преграду для воздушной струи)
– Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка, позвеним ещё. (выполняем упражнение и смотрим в зеркало)
Дети дают характеристику звукам З, Зь:
З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом; (забор)
Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом. (зеленый)
– Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .
– Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)
Динамическая пауза « Жили-были зайчики ».
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В маленькой избушке. ( показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапки. (показывают)
4.Конверт Игра «Найди слово».
– Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.
Варианты слов: глаза, слеза , зонт; скамейка, сазан , зорька; узор, скакалка, засов ; маска, зоосад , фазан; сарафан, сервиз , казаки.
– Молодцы! А теперь определите место звука [з] в найденных словах.
– В слове слеза звук [з] находится в середине слова.
– В слове сазан звук [з] находится в середине слова.
– В слове засов звук [з] находится в начале слова.
– В слове зоосад звук [з] находится в начале слова.
– В слове сервиз звук [з] находится в конце слова.
5.Конверт Работа в парах по карточкам.
– Ребята, в русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком(фонемой). Слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Сейчас, вы будете работать в парах. Каждый из вас получит карточку, на которой написано слово. Вы должны прочитать слово и объяснить его значение своему соседу. Готовы?
1. Знакомство с буквой.
«З» – смешная завитушка.
«З» – закручена как стружка.
– Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з , ].
Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов.
Размещение буквы на панно букв по адресу: Третий этаж, квартира №6.
2. Индивидуальная работа
– Ребята, посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и закрасьте букву З рядом с каждым предметом или синим, или зеленым карандашом, в зависимости от того, какой звук она обозначает в этих словах – твердый или мягкий .
3.Дифференциация букв В и З.
– Теперь посмотрите на доску. Я нарисовала на доске большую букву «В». В этой букве спрятались две буквы. Какие? Молодцы! Вы правильно подметили, в букве «В» спряталась буква «З».
4. Подведение итогов.
- – С какой буквой мы сегодня встретились?
- – Над какими звуками мы сегодня работали?
- – Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.
Звук (3), буква З – конспект НОД
- Лента комментариев
Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.
Верно, зебра. А какой первый звук вы слышите в слове отгадке? Где еще можно встретить этот звук?……
Догадались о чем мы сегодня будем говорить на нашем интернет уроке?
Произнесите звук [з] и скажите, какой он: гласный или согласный?… Проверьте, звук [з] глухой или звонкий….
Перед вами …
Произнесите эти слова. Что заметили?…… Верно, в слове заяц звук [з] — твердый, а в слове зебра [з`] — мягкий.
Верно, заяц и зебра. Что вы знаете о зайцах? А о зебрах?
На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека.
Какого цвета зебры: черные в белую полоску или белые в черную полоску. Ученые доказали, что все-таки зебра черная в белую полоску.
Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от хищников и от мух цеце. Стадо зебр воспринимается просто как мелькание черных и белых полосок и не расценивают, как источник питания.
Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.
А вы знаете, что зебры обитают в каждом городе? Что это за зебра? …. Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)
1. Подберите еще слова на звук [з] , а теперь на [з`] ….
2. Найдите «лишнее»
3. И г р а «Доскажи словечко»
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (зарядку).
Порхает над полем,
Над вольным раздольем,
Весенняя птичка… (зарянка)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная… (задача)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
– Спать ложитесь, поздно! –
Потому что мать – Луна,
А вот и буква З .
На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка, 3 — пружина, крендель, стружка.
1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия
2. Найди спрятанные буквы З . Обведи их.
3. Назови перечеркнутые буквы.
4. Определи букву в неправильном положении.Выдели знакомую букву.
5. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написано правильно. Соедини их ниточками с зайкой.
6. Добавь недостающий элемент буквы.
8. Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди с левой стороны рисунка и раскрась букву З . 9. Соедини с буквой З только те предметы, названия которых начинаются со звука [ З] . 10. Дорисуй вторую половинку буквы З в левой части рисунка. Обведи в кружок все буквы З в правой части рисунка. 11. Сделай квадраты в левой части рисунка одинаковыми. Чем отличаются два квадрата с правой стороны рисунка?
12. И г р а «Волшебная цепочка»
Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.
Зуб – куб – дуб – душ.
Зима – Зина – Рина – рана – рама.
13. И г р а «Наборщик»
Из букв данного слова составьте новые слова:
Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.
14. И г р а «Буква потерялась»
Вставьте пропущенные буквы в слова:
я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.
15. И г р а «Лесенка»
16. И г р а «Из одного слова»
Кроссворды
О т в е т : 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.
17. Ребусы
О т в е т : занавес, Зинаида, знание.
18.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы З .
19 . Читаем слоги …
20. Пишем
21.
Скороговорки
1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.
2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Пословицы и поговорки
1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Здоровье дороже богатства.
3. Зацепился за пень и стал на весь день.
Словарь
- Забава — развлечение, потеха.
- Завет — совет, наказ, данные потомкам, последователям.
- Зависть — чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек.
- Завод — фабрика; крупное промышленное предприятие.
- Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле) которая охраняется законом из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Закинуть удочку — попытаться разузнать что-либо.
- Замести следы — уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чём-либо.
- Зарубить на носу — запомнить крепко, навсегда.
- Звёзд с неба не хватать — о человеке без таланта или дарования.
- Здоров, как бык — о человеке крепкого здоровья.
- Знать, как свои пять пальцев — знать что-то очень хорошо.
План – конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Звук и буква З». «Дифференциация звуков З-С».
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание.
Образовательная область «Коммуникация»
1.Познакомить со звуками З-Зь и буквой З.
2.Закрепить дифференциацию звуков З-С в слогах и словах.
3.Упражнять в подборе однокоренных слов к существительным.
4. Закрепить навык составления словосочетаний из слов, данных в начальной форме.
5. Развивать звуко-буквенный анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез
Образовательная область «Социализация»
1. Совершенствовать умение работать в парах, малых группах.
2. Стимулировать активность и инициативу.
3. Воспитывать нравственно-волевые качества: взаимопомощь, сотрудничество, положительную самооценку.
Образовательная область «Познание»
1. Развивать речевой слух, фонематические процессы, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторики, навыки сравнительного анализа.
2. Упражнять в решении ребусов.
3. Закреплять умение делать выводы и обобщения.
3. Закреплять навыки печатания букв, слов, навыки чтения.
Методы и приемы:
– практические (игры, упражнения, задания)
– наглядные (рассматривание, показ способов действий, алгоритмы, схемы)
– словесные (выразительное чтение педагога, высказывание предположений, рассказ педагога и детей, беседы, вопросы – ответы, художественное слово, объяснения, рассуждения, оценка результатов)
Материалы и оборудование:
1.Карандаши, зеркала, «Светофоры», звуковые линейки и таблица, тетради, фишки, буквы, планшеты, слоговая таблица, мяч.
2. Картинки «На что похожа буква З».
3.Картинки с предметами на звуки З-Зь.
Просмотр содержимого документа
«План – конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Звук и буква З». «Дифференциация звуков З-С».»
непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками
Тема: «Звуки З-Зь и буква З». «Дифференциация звуков З-С, Зь-Сь».
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание.
Образовательная область «Коммуникация»
1.Познакомить со звуками З-Зь и буквой З.
2.Закрепить дифференциацию звуков З-С в слогах и словах.
3.Упражнять в подборе однокоренных слов к существительным.
4. Закрепить навык составления словосочетаний из слов, данных в начальной форме.
5. Развивать звуко-буквенный анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез
Образовательная область «Социализация»
1. Совершенствовать умение работать в парах, малых группах.
2. Стимулировать активность и инициативу.
3. Воспитывать нравственно-волевые качества: взаимопомощь, сотрудничество, положительную самооценку.
Образовательная область «Познание»
1. Развивать речевой слух, фонематические процессы, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторики, навыки сравнительного анализа.
2. Упражнять в решении ребусов.
3. Закреплять умение делать выводы и обобщения.
3. Закреплять навыки печатания букв, слов, навыки чтения.
– практические (игры, упражнения, задания)
– наглядные (рассматривание, показ способов действий, алгоритмы, схемы)
– словесные (выразительное чтение педагога, высказывание предположений, рассказ педагога и детей, беседы, вопросы – ответы, художественное слово, объяснения, рассуждения, оценка результатов)
Материалы и оборудование:
1.Карандаши, зеркала, «Светофоры», звуковые линейки и таблица, тетради, фишки, буквы, планшеты, слоговая таблица, мяч. 2. Картинки «На что похожа буква З».
3.Картинки с предметами на звуки З-Зь.
Логика образовательной деятельности «Звуки З-Зь и буква З». «Дифференциация звуков З-С, Зь-Сь».
Портал педагога
Автор: Елышева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ “ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ “САМСОН”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [З]-[ЗЬ]. Буква З.
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование
Конспект группового логопедического занятия для детей
подготовительной группы дошкольного отделения
Елышева Оксана Борисовна.
Тема занятия: звуки [з]-[зь]. Буква З.
Форма занятия: групповое логопедическое занятие.
Цель занятия: дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на
письме буквой З.
-обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь],
давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.
-развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков,
чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев
рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.
самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.
-коррекционные: научить дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук
[зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.
Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две
куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, мячики
здороваться друг с другом.
Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
2.Сообщение темы занятия.
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички.
произнесем! (дети произносят первый звук) .
3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.
Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и
произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук?
нижними зубами, воздух прохладный.
твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем?
Дети: [з]- согласный ,твердый, обозначается синим цветом.
Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего
цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее
младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А
вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее
Дети: Да, это звук [зь],обозначается зеленым цветом.
положение губ, зубов и языка.
звукам: [зь]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два
звука. Скажите ,а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь] ?
Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый
звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым
4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:
Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что
решили с вами поделиться своими любимыми чистоговорками. Сейчас
мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж.
А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым
чистоговорки и одновременно надевают на пальцы кольца-массажеры.
За-за –за- во дворе стоит коза
Зу-зу-зу- накормлю травой козу
Зы-зы-зы- отойдите от козы.
Зи-зи-зи- сено козе отвези
Зе-зе-зе- сено я даю козе
Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!
2)«Подари подарки куклам».
«Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый
звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх
кружок. Слова: зелень, зубр, зигзаг, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир,
зерно, зеркало, зайчонок. (Уточнение значений слов зигзаг,
Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с
игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не
могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им!
Зое в корзинку нужно положить игрушки ,в названии которых
звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут
по две игрушки, называют слово и говорят, кому в корзинку надо
положить игрушку.( Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок,
заяц, зеркальце, зефир).
4. Физминутка. 1)Игра « Комарики», 2) Игра «Зоопарк»
твердым звуком-[з],а маленькие комарики пищат с мягким звуком-[ зь]
по моей команде. Дети сидят в кругу, чью команду называет логопед, те
дети пищат и летают вокруг.
2)Логопед: А теперь другая игра. Называется она «Зоопарк». Когда я
скажу обезьяна- вы кривляетесь, как обезьянки, когда скажу зайка-
попрыгайте, как зайки, когда скажу коза- покажите рожки, когда скажу
змея- пошипите как змейки, когда скажу медуза- изобразите руками
медузу, по моей команде. Будьте внимательными!
5. Обозначение звуков з-зь буквой з.
Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с
одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются
буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на
какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква
влево или вправо?
Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.
Логопед: Правильно, давайте эту букву напечатаем в своих тетрадях,
чтобы запомнить эту букву. ( Дети работают в тетрадях).
Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У
каждого из вас в тетрадях есть упражнение , в котором мы видим много
букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а
неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!
Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на
– С какими звуками познакомили нас куклы?
– Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга?
– Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?
-Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, очень
понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие
подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось,