Звук (3), буква З – конспект НОД

Конспект НОД «Звук и буква З»

Валентина Персидская
Конспект НОД «Звук и буква З»

Программные задачи: – закрепить правильное произношение звука

«З» в слогах, словах, предложениях;

– познакомить детей с буквой «З»;

– анализ, синтез и чтение обратных и прямых

– преобразование прямых слогов;

– учить анализировать слово «козы» и состав-

лять схему этого слова;

– учить детей показывать мимикой различные

Оборудование: комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-

тинки, наборное полотно с буквами, кассы букв,

пеналы, тетради по количеству детей.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Игра «Комар». Логопед держит подве-

шенного бумажного комара и произносит З –З –З.

К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы

боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем

комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а

теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети

показывают мимикой что их просят).

1. Сообщение темы.

Летал комар, звенел и разбудил Зою.

– Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои? – «З»

– Давайте вспомним какой это звук.

Дети отвечают: – согласный, твердый, звонкий.

2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.

-Если я скажу «З», а потом «А» –какой слог получится – ЗА.

– Назовите гласный звук. Назовите согласный звук.

– Если я скажу «З», а потом «О» – какой слог получится – ЗО.

– Назовите гласный звук. Назовите согласный звук.

– А теперь я произнесу слог – ЗУ.

– Сколько звуков я произнесла? – Два.

– Кокой первый звук? – «З». Какой второй звук? – «У».

– Какой гласный? Какой согласный звук?

– Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла? – Два.

– Какой первый? – «З». Какой второй? – «Ы».

– Какой гласный? Какой согласный звук?

3. Произношение звука «З» в словах.

К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З».

Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки). Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З».

4. Дидактическая игра «Телефон».

Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон».

Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если

кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.

Зайка, мозаика, зонтик, ваза.

Незабудка, роза, мимоза, коза.

Забор, воз, паровоз, вокзал.

5. Произношение «З» в предложениях.

Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.

Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.

За –за –за, на лугу стоит коза.

Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.

Зы –зы – зы, колокольчик у козы.

За –за –за, уходи домой, коза.

Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.

Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок,

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

7. Знакомство с буквой «З».

– Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку).

– Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед

показывает букву «З».

– Отыщите букву «З» у себя в кассе букв. Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)

– Сколько элементов у буквы «З»? – Два.

– Какие это элементы? – два полукруга.

Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение:

«З» – не просто завитушка,

«З» – пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

– Обводим по контуру букву «З» в кассе.

– А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.

– Печатаем в тетради.

Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.

8. Чтение слогов с доски.

Лиза и Зоя очень любят читать. А вы любите? Итак, читаем.

(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)

-А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы. Получаются прямые слоги). Читаем.

9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.

– А теперь работаем с кассой букв. Выложите слог ЗА.

(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог).

– Теперь замените вторую букву так, чтобы получился слог ЗУ.

(Несколько детей читают этот слог)

Тоже самое с буквами «Э», «О», «Ы», и каждый раз читаем.

10. Звуко-слоговой анализ слова «козы». Выкладывание схемы.

– Произнесите слово – козы. Обозначьте его.

– Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.

– Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.

– Чем будем обозначать? – Красными полосками.

– Какой первый слог? (дети называют)

– Какой второй? (дети называют)

– Повторите первый слог. (дети повторяют)

– Сколько звуков в первом слоге? Охарактеризовать их.

– Повторите второй слог. (дети повторяют)

– Сколько звуков во втором слоге? Охарактеризовать их.

– Вот мы и выложили схему слова «козы». Молодцы!

(Можно повторить всю схему слова)

11. Итог занятия.

– С какой буквой мы сегодня знакомились?

– Сколько элементов у этой буквы?

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте по теме «Звук [Й]. Буква Й» Тема: Звук и буква «Й» Программное содержание: -Познакомить детей с буквой И КРАТКОЕ и звуком Й -Закреплять: знания о гласных и согласных.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.

Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие. Цель:.

НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И» НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И» Цели: коррекционно- образовательные: – дать понятие о механизме образования звука «И»; – формировать.

НОД «Звук [З], [Зь] и буква З. Полет на звездолете!» НОД «Звук [З], [Зь] и буква З» Цели: – закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»; – развивать умения детей различать.

Обучение грамоте. НОД. Звук и буква «О». Обучение грамоте. НОД. Звук и буква «О» Цели: коррекционно- образовательные: – учить детей давать характеристику звука «О» о опорой на.

НОД по обучению грамоте «Звук [Э] и буква Э» НОД Звук и буква «Э» Цель: коррекционно – образовательные: – познакомить детей с механизмом образования звука «Э»; – формировать умение.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук и буква З. Дифференциация звуков [з] и [c]”

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука [3]; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

– Скажите, ребята, с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

Читайте также:  Взаимодействие логопеда и остеопата в коррекции тяжёлых нарушений речи

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

– Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
– Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
– Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
– Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
– Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З’])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З’] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З’]

Педагог1 командаПедагог2 команда
ЗаЗа-за-заЗяЗя-зя-зя
ЗуЗу-зу-зуЗюЗю-зю-зю
ЗыЗы-зы-зыЗиЗи-зи-зи
ЗоЗо-зо-зоЗеЗё-зё-зё

II. Вариант: Педагог предлагает детям слоговой ряд и показывает картинку с символом, какой либо эмоции

ПедагогДети повторяют
За-зы-зоВесело
Зу-зэ-заГрустно
Зе-зи-зяЗло
Зю-зе-зёУдовлетворенно

2. Работа над звуками [З]и [З’] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель . (заправила), сделала. (зарядку), почистила… (зубы). Паста, которой она чистила, называется . (зубная). Зина причесалась, косички (заплела), бант. (завязала) и пошла па кухню . (завтракать).

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З’] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

– Разделить слова на слоги.
– Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
– Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
– Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] – [С].

– Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та. (зы), ко. (сы). или (зы), но. (сы), ва.. (зы), бу. (сы), ча. (сы), бере. (зы), колба. (сы), рель. (сы), арбу. (зы), гро. (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают. (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку . (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал. (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)

IV. Подведение итога занятия.

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Очень важно развивать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект24.55 КБ
Презентация к НОД2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.

Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.

Цель: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».

-уточнять артикуляцию звуков [з – з`];

-упражнять детей в определении места звуков [з – з`] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с`] и [з`]);

-объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком);

-знакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.

-Развивать мелкую моторику.

-Стимулировать речевую активность.

– Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Оборудование: ИКТ, картинки на что похожа буква «Зз», панно «Домик для букв», зеркала, конверты с заданиями.

– Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

1 конверт. I. Закрепление пройденной темы.

1. – Ребята, с какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? (со звуками С – С`)

На экране написана цепочка букв: АБСОМСКУСДПСВС.

Задание: найти все буквы С в цепочке и определить, сколько их.(5 букв)

Игра «Не зевай – продолжай».

– Ребята, сейчас вы должны по порядку называть звуки, которые записаны в цепочке соответствующими буквами, и подобрать к ним слова, начинающиеся на эти звуки. Например: А – аист, Б – банан, Б` – бизон. Вы готовы?

2 конверт. Упражнение «Измени слова». (с мячом проводится в кругу).

– Слушайте задание. Тот, кто поймает мяч, должен добавить в начало слова, которое я назову звук [с] и назвать, получившееся слово, например: варить – сварить. Вам все понятно? Тогда начнем.

3. конверт. II. Изучение новой темы.

1. – Послушайте стихотворение.

Найдем ее мы в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

– Какой звук я выделяла в словах? ( [з – з`]). Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.

2. Артикуляция звуков. (зеркала)

– Как расположены губы? (Губы в улыбке.)

– А зубки? (Зубы сомкнуты заборчиком и создают преграду для воздушной струи)

– Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка, позвеним ещё. (выполняем упражнение и смотрим в зеркало)

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом; (забор)

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом. (зеленый)

– Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .

– Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Динамическая пауза « Жили-были зайчики ».

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В маленькой избушке. ( показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапки. (показывают)

4.Конверт Игра «Найди слово».

– Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.

Варианты слов: глаза, слеза , зонт; скамейка, сазан , зорька; узор, скакалка, засов ; маска, зоосад , фазан; сарафан, сервиз , казаки.

– Молодцы! А теперь определите место звука [з] в найденных словах.

– В слове слеза звук [з] находится в середине слова.

– В слове сазан звук [з] находится в середине слова.

– В слове засов звук [з] находится в начале слова.

– В слове зоосад звук [з] находится в начале слова.

– В слове сервиз звук [з] находится в конце слова.

5.Конверт Работа в парах по карточкам.

– Ребята, в русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком(фонемой). Слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Сейчас, вы будете работать в парах. Каждый из вас получит карточку, на которой написано слово. Вы должны прочитать слово и объяснить его значение своему соседу. Готовы?

1. Знакомство с буквой.

«З» – смешная завитушка.

«З» – закручена как стружка.

– Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з , ].

Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов.

Размещение буквы на панно букв по адресу: Третий этаж, квартира №6.

2. Индивидуальная работа

– Ребята, посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и закрасьте букву З рядом с каждым предметом или синим, или зеленым карандашом, в зависимости от того, какой звук она обозначает в этих словах – твердый или мягкий .

3.Дифференциация букв В и З.

– Теперь посмотрите на доску. Я нарисовала на доске большую букву «В». В этой букве спрятались две буквы. Какие? Молодцы! Вы правильно подметили, в букве «В» спряталась буква «З».

4. Подведение итогов.

  1. – С какой буквой мы сегодня встретились?
  2. – Над какими звуками мы сегодня работали?
  3. – Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Звук (3), буква З – конспект НОД

  • Лента комментариев

Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.

Верно, зебра. А какой первый звук вы слышите в слове отгадке? Где еще можно встретить этот звук?……

Догадались о чем мы сегодня будем говорить на нашем интернет уроке?

Произнесите звук [з] и скажите, какой он: гласный или согласный?… Проверьте, звук [з] глухой или звонкий….

Перед вами …

Произнесите эти слова. Что заметили?…… Верно, в слове заяц звук [з] — твердый, а в слове зебра [з`] — мягкий.

Верно, заяц и зебра. Что вы знаете о зайцах? А о зебрах?

На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека.

Какого цвета зебры: черные в белую полоску или белые в черную полоску. Ученые доказали, что все-таки зебра черная в белую полоску.

Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от хищников и от мух цеце. Стадо зебр воспринимается просто как мелькание черных и белых полосок и не расценивают, как источник питания.

Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.

А вы знаете, что зебры обитают в каждом городе? Что это за зебра? …. Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)

1. Подберите еще слова на звук [з] , а теперь на [з`] ….

2. Найдите «лишнее»

3. И г р а «Доскажи словечко»

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… (зарядку).

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Весенняя птичка… (зарянка)

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная… (задача)

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла… (зима).

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

– Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – Луна,

А вот и буква З .

На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка, 3 — пружина, крендель, стружка.

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия

2. Найди спрятанные буквы З . Обведи их.

3. Назови перечеркнутые буквы.

4. Определи букву в неправильном положении.Выдели знакомую букву.

5. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написано правильно. Соедини их ниточками с зайкой.

6. Добавь недостающий элемент буквы.

8. Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди с левой стороны рисунка и раскрась букву З . 9. Соедини с буквой З только те предметы, названия которых начинаются со звука [ З] . 10. Дорисуй вторую половинку буквы З в левой части рисунка. Обведи в кружок все буквы З в правой части рисунка. 11. Сделай квадраты в левой части рисунка одинаковыми. Чем отличаются два квадрата с правой стороны рисунка?

12. И г р а «Волшебная цепочка»

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

13. И г р а «Наборщик»

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

14. И г р а «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

15. И г р а «Лесенка»

16. И г р а «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т : 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

17. Ребусы

О т в е т : занавес, Зинаида, знание.

18.

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы З .

19 . Читаем слоги …

20. Пишем

21.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Словарь

  • Забава — развлечение, потеха.
  • Завет — совет, наказ, данные потомкам, последователям.
  • Зависть — чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек.
  • Завод — фабрика; крупное промышленное предприятие.
  • Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле) которая охраняется законом из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Закинуть удочку — попытаться разузнать что-либо.
  • Замести следы — уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чём-либо.
  • Зарубить на носу — запомнить крепко, навсегда.
  • Звёзд с неба не хватать — о человеке без таланта или дарования.
  • Здоров, как бык — о человеке крепкого здоровья.
  • Знать, как свои пять пальцев — знать что-то очень хорошо.

План – конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Звук и буква З». «Дифференциация звуков З-С».

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание.

Образовательная область «Коммуникация»

1.Познакомить со звуками З-Зь и буквой З.

2.Закрепить дифференциацию звуков З-С в слогах и словах.

3.Упражнять в подборе однокоренных слов к существительным.

4. Закрепить навык составления словосочетаний из слов, данных в начальной форме.

5. Развивать звуко-буквенный анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез

Образовательная область «Социализация»

1. Совершенствовать умение работать в парах, малых группах.

2. Стимулировать активность и инициативу.

3. Воспитывать нравственно-волевые качества: взаимопомощь, сотрудничество, положительную самооценку.

Образовательная область «Познание»

1. Развивать речевой слух, фонематические процессы, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторики, навыки сравнительного анализа.

2. Упражнять в решении ребусов.

3. Закреплять умение делать выводы и обобщения.

3. Закреплять навыки печатания букв, слов, навыки чтения.

Методы и приемы:

– практические (игры, упражнения, задания)

– наглядные (рассматривание, показ способов действий, алгоритмы, схемы)

– словесные (выразительное чтение педагога, высказывание предположений, рассказ педагога и детей, беседы, вопросы – ответы, художественное слово, объяснения, рассуждения, оценка результатов)

Материалы и оборудование:

1.Карандаши, зеркала, «Светофоры», звуковые линейки и таблица, тетради, фишки, буквы, планшеты, слоговая таблица, мяч.

2. Картинки «На что похожа буква З».

3.Картинки с предметами на звуки З-Зь.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Звук и буква З». «Дифференциация звуков З-С».»

непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками

Тема: «Звуки З-Зь и буква З». «Дифференциация звуков З-С, Зь-Сь».

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание.

Образовательная область «Коммуникация»

1.Познакомить со звуками З-Зь и буквой З.

2.Закрепить дифференциацию звуков З-С в слогах и словах.

3.Упражнять в подборе однокоренных слов к существительным.

4. Закрепить навык составления словосочетаний из слов, данных в начальной форме.

5. Развивать звуко-буквенный анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез

Образовательная область «Социализация»

1. Совершенствовать умение работать в парах, малых группах.

2. Стимулировать активность и инициативу.

3. Воспитывать нравственно-волевые качества: взаимопомощь, сотрудничество, положительную самооценку.

Образовательная область «Познание»

1. Развивать речевой слух, фонематические процессы, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторики, навыки сравнительного анализа.

2. Упражнять в решении ребусов.

3. Закреплять умение делать выводы и обобщения.

3. Закреплять навыки печатания букв, слов, навыки чтения.

– практические (игры, упражнения, задания)

– наглядные (рассматривание, показ способов действий, алгоритмы, схемы)

– словесные (выразительное чтение педагога, высказывание предположений, рассказ педагога и детей, беседы, вопросы – ответы, художественное слово, объяснения, рассуждения, оценка результатов)

Материалы и оборудование:

1.Карандаши, зеркала, «Светофоры», звуковые линейки и таблица, тетради, фишки, буквы, планшеты, слоговая таблица, мяч. 2. Картинки «На что похожа буква З».

3.Картинки с предметами на звуки З-Зь.

Логика образовательной деятельности «Звуки З-Зь и буква З». «Дифференциация звуков З-С, Зь-Сь».

Портал педагога

Автор: Елышева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ “ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ “САМСОН”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [З]-[ЗЬ]. Буква З.
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия для детей

подготовительной группы дошкольного отделения

Елышева Оксана Борисовна.

Тема занятия: звуки [з]-[зь]. Буква З.

Форма занятия: групповое логопедическое занятие.

Цель занятия: дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на

письме буквой З.

-обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь],

давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.

-развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков,

чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев

рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.

самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.

-коррекционные: научить дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук

[зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.

Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две

куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, мячики

здороваться друг с другом.

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички.

произнесем! (дети произносят первый звук) .

3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.

Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и

произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук?

нижними зубами, воздух прохладный.

твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем?

Дети: [з]- согласный ,твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего

цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее

младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А

вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее

Дети: Да, это звук [зь],обозначается зеленым цветом.

положение губ, зубов и языка.

звукам: [зь]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два

звука. Скажите ,а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь] ?

Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый

звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым

4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:

Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что

решили с вами поделиться своими любимыми чистоговорками. Сейчас

мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж.

А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым

чистоговорки и одновременно надевают на пальцы кольца-массажеры.

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!

2)«Подари подарки куклам».

«Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый

звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх

кружок. Слова: зелень, зубр, зигзаг, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир,

зерно, зеркало, зайчонок. (Уточнение значений слов зигзаг,

Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с

игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не

могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им!

Зое в корзинку нужно положить игрушки ,в названии которых

звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут

по две игрушки, называют слово и говорят, кому в корзинку надо

положить игрушку.( Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок,

заяц, зеркальце, зефир).

4. Физминутка. 1)Игра « Комарики», 2) Игра «Зоопарк»

твердым звуком-[з],а маленькие комарики пищат с мягким звуком-[ зь]

по моей команде. Дети сидят в кругу, чью команду называет логопед, те

дети пищат и летают вокруг.

2)Логопед: А теперь другая игра. Называется она «Зоопарк». Когда я

скажу обезьяна- вы кривляетесь, как обезьянки, когда скажу зайка-

попрыгайте, как зайки, когда скажу коза- покажите рожки, когда скажу

змея- пошипите как змейки, когда скажу медуза- изобразите руками

медузу, по моей команде. Будьте внимательными!

5. Обозначение звуков з-зь буквой з.

Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с

одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются

буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на

какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква

влево или вправо?

Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.

Логопед: Правильно, давайте эту букву напечатаем в своих тетрадях,

чтобы запомнить эту букву. ( Дети работают в тетрадях).

Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У

каждого из вас в тетрадях есть упражнение , в котором мы видим много

букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а

неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!

Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на

– С какими звуками познакомили нас куклы?

– Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга?

– Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?

-Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, очень

понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие

подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось,

Читайте также:  Конспекты занятий по коррекции ФФНР у умственно отсталых младших школьников
Ссылка на основную публикацию