Знакомство родителей с современными педагогическими технологиями

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

МБОУ «Буревестниковская школа» Богородского района Нижегородской области

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Учитель начальных классов

Без категории

Ерёменко Наталья Викторовна

В XXI веке – веке новых технологий – особенно возрастает значение электронных источников информации. Электронные технологии проникают во все сферы жизни, в том числе и в образовательную.

Информатизация образования в настоящее время является одним из актуальных направлений информатизации современного общества. Быстрый ритм жизни не всегда позволяет родителям своевременно и надлежащим образом контролировать успеваемость ребенка, принимать участие в родительских собраниях и решении организационных вопросов школьной жизни своего ребенка.

На сайте московских услуг уже давно существуют электронные системы контроля и учета за посещением ребенком школы, в практику активно внедряется система электронных дневников и журналов и т.д.

Использование информационных технологий имеет своей целью улучшение качества образовательного процесса, которое напрямую зависит от взаимодействия родителей и образовательного учреждения. К одной из обязанностей образовательного учреждения относится выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач1.

В виду этого важным представляется вопрос развития информационных систем и обеспечения возможности интерактивного общения с родителями учеников общеобразовательных школ, поскольку в современных условиях жизни традиционные формы организации совместной работы педагога и родителя уже не обладают прежней эффективностью.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рассмотрим несколько основных технологий и средств, практическое применение которых в современных условиях обеспечит эффективность взаимодействия школы, педагога и родителя.

1. Наличие сайта общеобразовательной школы. На сайте каждый родитель в удобное для него время может найти интересующую его информацию об образовательном процессе, учебных программах, отдыхе детей и т.п. Важным элементом в использовании данного информационного ресурса является навигация сайта, которая играет немалую роль. и отражает структуру сайта. Если меню сайта сложно и непонятно, или, наоборот, слишком скудно, то такой сайт не будет востребован родителем. Простая, удобная навигация обеспечивает популярность интернет-ресурса и повышает юзабилити сайта общеобразовательной школы.2

2. Использование электронного журнала позволяет своевременно контролировать успеваемость своего ребенка.

2. Использование социальных сетей, в частности создание групп ВКонтакте, ведение страницы в Instagram . Подчеркнем, что может быть ведение как общешкольной открытой группы, также и группа отдельных классов может иметь закрытый формат в целях сохранения конфиденциальных данных участников общеобразовательного процесса.

Считаю возможным использование и личных страниц для общения с учениками и их родителями. Личные страницы могут помогать поднимать свой авторитет, если располагать на ней актуальную информацию, ориентированную на определенную аудиторию.

3. Использование таких мобильных приложений для общения как Viber и WhatsApp . Данные программы в наше время являются самым быстрым источником информации наряду с SMS , которые плюс вобрали в себя и некоторые полезные свойства социальных сетей, например, возможность создания закрытых групп и обмена фото и видео материалами. Посредством Viber и WhatsApp в случае необходимости можно оперативно передать информацию конкретному родителю или же осуществить звонок.

4. Использование цифровых образовательных платформ, благодаря которым не только педагоги, но родители могут как организовывать самостоятельно образовательный процесс ребенка, так и быть его постоянным наблюдателем, если процесс организовывается учителем.

5. Хотелось бы отдельным пунктом выделить использование современных источников видеосвязи. Это помогает в современном бешенном ритме жизни. В условиях постоянной занятости, родители не всегда могут присутствовать на собрании в школе, однако есть возможности общения в онлайн режиме с помощью многих сервисов, например, как таких как Skype или Zoom .

Преимущество использования данных ресурсов заключается в оперативности подачи информации и актуальности, позволяющей родителям не только своевременно контролировать успеваемость своего ребенка, но и в положительном влиянии на самого ребенка, который будучи осведомленным о том, что родитель получает информацию об успеваемости и достижениях ребенка из социальных сетей, уже априори будет стремиться придерживаться определенного имиджа успешного ученика.

В целях наиболее эффективного своего взаимодействия с родителями и учениками, Высокий темп жизни привел к тому, что не более 60% родителей на постоянной основе посещают родительские собрания лично. Но это происходит не из-за того, что родители не интересуются школьной жизнью своих детей. Таковы современные условия, они просто заняты работой. Удаленно же со мной постоянно держат связь ВСЕ родители.

Важно! При всех возможностях современного использования цифровых технологий нельзя исключать или сильно минимизировать личное общение с родителями. Цифровые технологии только помогают нам приспособиться к темпу жизни и к её современным требованиям.

Применение рассмотренных ресурсов позволит внести определенный вклад в развитие и совершенствование образовательного учреждения, учебного процесса в целом и будет оказывать более эффективное воспитательное воздействие на учеников.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кукушкина А. С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах // Молодой ученый. – 2016. – № 27. – С. 685–689.

2. Пауэлл Томас А. Web -дизайн. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 1024 с.

1 Кукушкина А. С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах // Молодой ученый. 2016. № 27. С. 685–689.

2 Пауэлл Томас А. Web -дизайн: Пер. с англ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – С. 133.

Знакомство родителей с современными педагогическими технологиями на семинарах-практикумах в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи)

Родители несут ответственность за благополучие своего ребенка. Причем не формальную, как врач, а реальную – благодаря своему биологическому и социальному статусу людей, подаривших ему жизнь.

Современная родительская некомпетентность, отсутствие необходимых знаний о развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста, связанны лишь с соответствующими культурными установками, недостатком необходимой информации и фактически отсутствием школы для родителей.

Опыт логопедической практики в дошкольном учреждении показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцинирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы.

В основу консультативно-образовательной деятельности учителя-логопеда нашего дошкольного образовательного учреждения выдвинута система проведения годичных семинаров-практикумов для родителей и детей. Отличительной чертой данных тематических циклов стало знакомство родителей с педагогическими технологиями и вариативностью их использования в совместных занятиях с детьми дома. Средством объединения данных семинаров-практикумов является сказка.

Совместные семинары-практикумы для родителей и детей 4-5 летнего возраста:

1 .Целью первого семинара-практикума является знакомство родителей с органами артикуляции, артикуляционной и дыхательной гимнастикой.

Авторская сказка помогает учителю-логопеду ознакомить родителей с механизмами действия дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой и её лечебной эффективностью, с валеологической здоровьесберегающей технологией вибрационно-вокального и дыхательного развития (автор Татарникова. Л. Г., Андреева Л. В.).

Данные технологии помогают овладевать различными видами дыхания, использовать дыхание в целях саморегуляции организма, овладеть техникой вокального и речевого дыхания, развить детям их дыхательные возможности.

Терапевтическая технология сказкотерапии позволяет родителям ознакомиться с логопедическими сказками-путешествиями для проведения артикуляционной гимнастики (авторы Косинова Е.М., Лукина Н.А, Малец М. В., Нищева Н.В., Рогожникова М.В., Рожкова Т.В., Рыжова Н.В.) и для проведения самомассажа лица (автор Куликовская Т. А.).

2. В рамках второго семинара-практикума родители получают практические навыки по развитию мелкой моторики рук детей.

Здоровьесберегающая терапевтическая технология Су-джок – терапия ознакомит с разновидностью массажа кистей рук массажным шариком Су-Джок. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, логопед предлагает использовать стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом работать над автоматизацией поставленного звука в речи.

Наряду с приемами пальчиковой гимнастики, родителям показывается массаж пальцев рук с использованием разнообразных предметов (орехи, шарики, мячи, разноцветными шариками «марблс», карандаши, прищепки, бигуди и т.д.) и в том числе гидрогимнастика и гидромассаж (автор Штыкина И.Н.).

Вода, соль и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Благоприятное воздействие теплой воды, соли и массажа на кожу рук ребенка с ее обширной сосудистой системой и огромным количеством рецепторов, является механическим передатчиком раздражения в кору головного мозга. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего происходит расслабление и снятие патологическое напряжение.

Технология тестопластики, предложенная на семинаре, позволяет детям с помощью взрослых обогатить опыт ощущений и восприятий, активизировать мелкую моторику рук; координацию и тактильные ощущения рук; способствовать развитию воображения, памяти, внимания, мышление.

3. Третий семинар-практикум посвящен умным играм.

На данном семинаре учителю-логопеду предстоит ознакомить родителей со здоровьесберегающей валеологической технологией эмоционально-образного развития (автор Татарникова. Л. Г., Андреева Л. В.) для улучшения психологического настроения у детей с проведением общей цветовой саморегуляции.

С целью ознакомления с терапевтической здоровьесберегающей технологией пескотерапии (авторы Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевна, Н.В.Дурова, Н.Кузуб, Р.Г.Голубева) логопед организует совместные игры с песком, акцентируя внимание на их роли в развитии тактильно-кинетической чувствительности и мелкую моторику рук; снятию мышечной напряжённости; стабилизации эмоционального состояния, поглощения негативной энергии; совершенствованию зрительно-пространственную ориентировки, способствующие расширению словарного запаса; развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; на их роли в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Обучающая сказка-путешествие знакомит родителей с технологией развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач, автор Альтшуллер Г. С.) и технологией развивающих игр (автор Никитин Б. П.)

Данные технологии применяются для развития быстроты реакции, фонематического слух, изобретательской смекалки, памяти и внимания, диалектического мышления ребенка, творческих способностей и воображения, формирования произвольности.

При планировании данных семинаров-практикумов подбирался материал на сочетание работы в паре: «логопед-ребенок», «родитель-ребенок», «логопед-родитель». Выбор данной формы работы помогало родителям принять роль не только наблюдателя за деятельностью своего ребенка, но и стать соучастником сказочного действия.

В рамках проведения совместных семинаров-практикумов для родителей и детей 5-6 летнего возраста проходит работа над проектными педагогическими технологиями.

Совместные проекты ознакомительно-ориентированного типа применяются для сбора информации и систематизации знаний детей об объектах, явлениях («Животные наших лесов», «Транспорт», «Любимое дерево моего ребенка», «Новая буква», «Моя азбука»). Информационные проекты социальной направленности позволяют воспитывать у детей привязанность к родителям, развивать интерес к их трудовой деятельности, положительное отношение к сверстникам и детскому саду, формировать адекватную самооценку. («Моя любимая мама», «Наши папы», «Наш любимый детский сад», «Моя семья»).

Выполнение данных проектов позволило поддержать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Совместные семинары-практикумы для родителей и детей 6-7 летнего возраста позволяют подготовить детей и родителей к школьному обучению. Ознакомление родителей с терапевтической технологией кинезиология (авторы Сиротюк А.Л., Сиротюк А. С., Зегебарт Г.М., Ильичева О.С.) позволило облегчить процесс формирования предпосылок, необходимых для осуществления любой практической и особенно учебной деятельности, развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, овладения навыками рисования, письма и чтения; провести профилактические мероприятия по предотвращению дислексии и дисграфии. Под влиянием кинезиологических тренировок в ДОУ и в семье отмечены положительные структурные изменения в организме будущих школьников (синхронная работа полушарий головного мозга).

Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда с родителями интересно тем, что логопед направляет поисковую деятельность родителей на придумывание вариантов работы с детьми по коррекции и развитию речи; что родители на время семинаров-практикумов являются не только сторонними наблюдателями, но и соучастниками сказочного творческого действия.

Проводя тематические семинары-практикумы, разрушается иллюзия, распространенная среди родителей, о возможности магического «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии переноса в реальную жизненную ситуацию.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда. Проходя такую «школу логопеда», родители постепенно из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, что дает хорошие результаты. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, и повышают качество коррекционного процесса, снижают рецидивы.

  1. Богачева О.В. Современный подход в работе с родителями в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы). Курск, ООО «Учитель», 2006г.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
  3. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
  4. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. — С.52-54
  5. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
  6. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
  7. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
  8. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
  9. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. Издательство: Сфера, 2009 г.
  10. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.

Педагогические технологии, их роль во взаимодействии с родителями.

Елена Жданова
Педагогические технологии, их роль во взаимодействии с родителями.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачёв)

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость

• Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

• Системность – технологиядолжна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

• Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

• Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

• Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий образовательных учреждений и семьи.Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает три основных направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей,

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,

участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду.

Т. А. Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урбанская и др. выделяют следующие традиционные формы взаимодействия:

– коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);

-индивидуальные (педагогические беседы с родителями);

– наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки)

Читайте также:  Зимующие птицы - конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида

Нетрадиционные формы выделила О. В. Огороднова (заведующий кафедрой педагогики методики начального и дошкольного образования Института психологии и педагогики, кандидат педагогических наук,разделив их на 3 группы:

1-а группа – «опосредованные формы взаимодействия»: переписка, газеты, бюллетени, памятки, выставки и т. п.

2-я группа реализуется на уровне «встречного движения» и характеризует непосредственное взаимодействие педагогов и родителей: лекции, образовательные социально-педагогические и психологические семинары, круглые столы, тренинги, практикумы, собрания, клубы, мастерские и т. д.

3-я группа форм предполагает совместную деятельность педагогов и родителей с детьми. К формам этой группы относятся праздники, развлечения, конкурсы, выставки, вечера музыки и поэзии, спектакли, вечера отдыха в виде салонов, мастерских.

Схему классификации нетрадиционных форм так же предлагает Кротова Т. В.

– сайт Детского сада и сайты педагогов;

– дни открытых дверей в ДОУ;

– открытый показ НОД для родителей;

родительский уголок;

а) детской литературы для семейного чтения;

б) педагогической литературы.

– показ фильмов «Из жизни группы».

– нетрадиционные родительские собрания;

– индивидуальные беседы, консультации;

– совместная работа по тематическому плану, проектам;

– НОД с участием родителей «Гость группы»;

– Экскурсии выходного дня.

– совместное участие родителей, педагогов и детей в городских, российских конкурсах;

– участие в семейных вернисажах, выставках;

– участие в подготовке и проведении праздников, досугов, развлечений;

– совместное написание сказок;

– посещение театра, музеев, выставок.

5.Трудовые или хозяйственные:

– обновление предметно-развивающей среды группы;

– благоустройство участка, озеленение, оформление по сезонам;

«экологические» акции;

– дни «добрых дел»

На сегодняшний день выявлено два вида форм совместной деятельности:

Совместные мероприятия педагогов и родителей

Родительские собрания

Вечера для родителей

Кружки для родителей

Педагогические советы

Встреча с администрацией

Школа для родителей

Родительский комитет

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

Сайты детского сада и группы

Детско-родительские проекты

Дни открытых дверей

Совместные прогулки и экскурсии

Брошюры, буклеты, листовки

Вечера музыки и поэзии

Благоустройство ДОУ и территории

Современные технологии развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей

Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на ребенка,

тем более этот ребенок будет склонен видеть отражение

своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни…

технология «Семейный театр в детском саду»

Семейный театр – творческое объединение нескольких семей, педагогов детского сада, ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров, и развитие воспитательного потенциала семьи.

технология проектной деятельности

– Проект – это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.

– Проектирование это обязательно практическая деятельность.

Технология «Семейная ассамблея»

В рамках «Семейной ассамблеи» можно провести мастер-классы, встречи «Гость клуба», «Клуб выходного дня», «Акции добра», «Чайные вечеринки», «Литературные гостиные».

В своей работе можно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Все выбранные формы взаимодействия с родителями, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка, способствуют повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Хорошо налаживают общение между семьей и группой детского сада, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.

Прикреплённые файлы:
ped-tehnologi_hu3vk.ppt | 1120 Кб

«День космонавтики». Отчёт о взаимодействии с родителями и детьми. Здравствуйте, уважаемые гости странички. Мы отмечаем праздник “День космонавтики” в календаре 12 апреля. Это праздник гордости за нашу.

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике.

И снова о взаимодействии с родителями «Давайте вместе поиграем!» Я уже рассказывала о наших интересных совместных мероприятиях с родителями, которые происходят в группе (проведение экспериментов,мастер.

Инновационные педагогические технологии в воспитании дошкольников Современные педагогические технологии направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Основной задачей педагогов.

Консультация для педагогов «Роль наглядной информации во взаимодействии детского сада и семьи» Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления.

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями Автор-разработчик: Старший воспитатель Жданова Анжела Михайловна Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов.

Роль педагога во взаимодействии с семьёй на современном этапе развития образования РОЛЬ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЁЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ The role of the teacher in collaboration with the family.

Сценарий педагогического совета «Педагогические технологии в реализации ФГОС до» Педсовет на тему: “Педагогические технологии в реализации ФГОС ДО” Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной.

Современные педагогические технологии «Клубный час» и «Квест — игра» Современные педагогические технологии «Клубный час» и «Квест-игра». Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №22» Липина Т. П.

Современные педагогические технологии по экологическому воспитанию дошкольников Экологическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества является главным и необходимым компонентом образования. Ведь.

Консультация для родителей «Знакомство родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, используемыми в детском саду»
консультация (подготовительная группа) на тему

Цель данной консультации – познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями, которые используются в детском саду при работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Знакомство родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, используемыми в детском саду»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция ухудшения здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, негативно воздействующие на здоровье дошкольника. Медицинская диагностика состояния здоровья детей показала высокий уровень распространенности хронических заболеваний, нарушения осанки и скалеоза, а также простудных респираторных заболеваний. Всё это вызывает потребность углубленно заниматься оздоровлением детей.

Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения всё чаще в своей работе применяют как традиционные, так и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании определяются как технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду, прежде всего детей, педагогов, родителей. Основные цели и задачи, которые ставим перед собой:

– обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;

– сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;

– научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

– принцип «не навреди»;

– принцип сознательности и активности;

– непрерывности здоровьесберегающего процесса;

– систематичности и последовательности;

– принцип доступности и индивидуальности;

– всестороннего и гармоничного развития;

– системного чередования нагрузок и отдыха;

– постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

– возрастной активности здоровьесберегающего процесса.

Существуют десять золотых правил здоровьесбережения, которые все должны знать.

1. Соблюдать режим дня.

2. Обращайте больше внимания на питание.

3. Больше двигайтесь.

4. Спите в прохладной комнате.

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу.

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью.

7. Гоните прочь уныние и хандру.

8. Адекватно реагируйте на проявление своего организма.

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.

10. Желайте себе и окружающим только добра.

Используемые здоровьесберегающие технологии

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях . Именно поэтому используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: занятия по традиционной схеме; занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности; занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки .
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Длительность составляет 3-5 минут.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут.

Ходьба по массажным дорожкам, массажным коврикам . Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, это способствует формированию стопы и укреплению организма детей.

Дыхательная гимнастика . От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо – и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Методика применения дыхательных упражнений:
Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать дыхательные упражнения с общеразвивающими упражнениями, формировать дыхание смешанного типа.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Точечный самомассажпроводится строго по специальной методике.

Также используются такие формы здоровьесберегающих технологий, как:

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

Технологии музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Занятия из серии «Здоровье» в качестве познавательного характера.

Мастер-класс для педагогов «Знакомство родителей с игровыми (инновационными) технологиями через организацию мастер-классов»

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Полянская, Е. В. Мастер-класс для педагогов «Знакомство родителей с игровыми (инновационными) технологиями через организацию мастер-классов» / Е. В. Полянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5425/ (дата обращения: 07.01.2021).

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в сфере общения с родителями.

Задачи:

– познакомить с инновационными подходами организации взаимодействия с родителями;

– учить взаимодействию с родителями на основе игровых технологий;

– актуализировать среди педагогов использование интерактивных технологий в работе с родителями в рамках реализации стратегии «Доброжелательная школа».

Планируемые результаты: Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом, с интересом участвуют в обсуждении проблемных ситуаций.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, адвент-календарь «Дерево», зажимы на липучках, бумага, ручки, ножницы, свеча.

Ход мастер-класса:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями воспитанников на всем протяжении дошкольного детства.

Полноценное воспитание и развитие дошкольников происходит только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольной организации. Встаёт вопрос — как заинтересовать родителей в совместной работе? Одним из путей решения данного вопроса является поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. В нашем детском саду используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями воспитанников, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Интерактивные формы взаимодействия — это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого-педагогическими технологиями воспитания детей дошкольного возраста, познакомить с особенностями восприятия ребенком окружающего мира, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является проведение мастер-классов. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом.

В нашем ДОУ педагоги активно используют данную форму работы. Мастер-классы проводятся и как часть родительского собрания, и как самостоятельное мероприятие в рамках реализации проектов. Участниками мастер-классов, в зависимости от темы и цели, являются родители или родители совместно с детьми.

Так были организованы мастер-классы «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича», «Поможем жителям Фиолетового леса», «Игры с песком», «Туристический маршрут выходного дня», «Изготовление альбома “Профессия моих родителей”», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Безопасный маршрут “Дом — детский сад”», «Изучаем ПДД, чтобы не было беды» и многие другие.

Благодаря проведению мастер-классов происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях.

Рассмотрим пример проведения мастер-класса для родителей по знакомству с инновационной технологией «Адвент-календарь». Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

У современных детей и игры современные, и нам взрослым, как педагогам, так и родителям, необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время требует поиска новых, системно-деятельностных подходов в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО.

Календарь Адвента появился на свет в XIX веке, в Германии. И без ребёнка-почемучки тут не обошлось. Фрау Лэнг просто замучил сын Герхард, который каждый день спрашивал маму, когда же уже наступит Рождество?! Она каждый день до Рождества стала прикреплять по одной конфете к открытке, тем самым скрашивая ему ожидание праздника. Кстати, когда мальчик вырос, мамино изобретение стало приносить ему прибыль — его фирма впервые представила адвент-календарь с 24 разноцветными картинками, которые можно было прикрепить к картонному основанию. Затем Герхард Ланг модифицировал свои календари, обеспечив их маленькими дверцами, за которыми могли скрываться сладости или фрагменты из Писания. Именно эта версия календарей ожидания обрела коммерческий успех.

Календарь может быть приурочен к любому событию, а любое событие в жизни ребенка для него новое и несет неизгладимое впечатление. Главное — это его идея! Создание и наполнение Адвент-календаря — это большой совместный творческий процесс, в котором участвуют дети и взрослые. И здесь нет строгих правил, рамок и ограничений. Содержание и вид Адвент-календаря зависят от фантазии его создателя. Главное — чтобы был обратный отсчет до нужной даты и сюрпризы, скрашивающие ожидание.

Календарь ожиданий заключается в том, что каждый день содержит задания, которые соответствуют программным задачам и возрастным особенностям детей. В основном это продукты детской деятельности, беседы, сезонные наблюдения. Заключением календаря ожиданий будет являться праздник или мероприятие, кульминирующее задания, выполненные в рамках календаря. Технология оформления календаря также имеет множество вариантов. Можно оформить в виде панно, объемной фигуры, в виде аппликации на листе бумаги разного формата. При изготовлении календаря можно использовать разнообразные материалы: ткань, бумага разной фактуры, и качества, готовые предметы, бросовый материал. Например: адвент, посвященный дню рождения, можно оформить в виде разрезанных кусков торта, красивых праздничных коробочек с сюрпризами, домика с открывающимися окошечками и т. д.

При изготовлении адвент-календаря следует учесть:

– Стиль оформления должен соответствовать тематике события.

– Определённое место календаря. Пусть он будет на виду и напоминает о том, что событие приближается. Рекомендуем разместить календарь на высоте удобной для ребенка, чтобы он мог свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.

– Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие «кармашков» создаёт интерес и предвкушение сюрприза.

– Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день — однозадание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно.

– Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Они могут быть разной направленности — раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т. д.; а могут быть объединены одной тематикой.

Предлагаю фокус-группе придумать тему и задания адвент-календаря для вашего ребенка (работа фокус-группы по изготовлению адвент-календаря). В процессе создания, использования и работы с Адвент-календарем намного легче решать множество педагогических, воспитательных и образовательных задач.

– помогает определять время наступления праздников или событий, вызывающих повышенный интерес у детей;

– помогает наглядно представлять сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц;

– учит чувствовать длительность времени, определять какой объем дел или что можно выполнить за день, за неделю;

– обогащает знания о днях недели, их последовательности;

– знакомит с цифрами и порядковым счетом;

– развивает пространственную ориентацию (внизу, вверху, слева, справа);

– побуждает детей активнее использовать знания в повседневной жизни;

– расширяет представления детей о предстоящем событии, знакомит с историей возникновения и традициями того или иного события, праздника.

– формирует познавательные возможности и способности дошкольников;

– развивает любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения;

– развивает умения работать в коллективе; согласовывать свои действия с другими членами группы;

– формирует навыки эмоционально-волевой сферы в ожидании будущего события;

– формирует умение доводить начатое дело да конца;

– формирует эстетические навыки.

А теперь я прошу вас поделиться своими идеями по изготовлению адвент-календаря (участники фокус-группы презентуют свои идеи).

Ну и в конце нашего мастер-класса я прошу вас ответить, насколько ярко сегодня зажегся огонек в вашей душе, что дало вам участие в мастер-классе? А может вам это было не интересно, и время, проведенное здесь, вы считаете напрасным? (участники мастер-класса передают друг другу зажженную свечу и делятся впечатлениями).

Похожие статьи

Мастеркласс как эффективная форма работы с родителями.

Мастерклассы для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом. Каждый мастеркласс решает.

Мастеркласс как эффективная форма работы с родителями.

Чтобы вырастить ребёнка счастливым, нужно тратить на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени. Эстер Селсдон. За последние годы в периодической печати все больше внимания уделяется взаимодействию детского сада и семьи.

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма.

детский сад, родитель, форма работы, ребенок, семья, педагог, мероприятие, совместная деятельность.

А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с.

Взаимодействие с семьями воспитанников посредством.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, форма работы, детский сад

Мастеркласс как эффективная форма работы с родителями.

Многоуровневая форма работы с родителями оказывает реальную помощь в воспитании детей, направляет наш.

Мастеркласс для родителей «Веселые игры для ребят»

Ход мастеркласса: Уважаемые родители! Мы рады поприветствовать Вас на нашем мастерклассе! Мы надеемся, что он не

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие

При подготовке педагога к проведению родительского собрания, необходимо провести анкетирование родителей по теме собрания.

Интерактивные формы работы с родителями как основа.

Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, педагогам и специалистам детского сада, которые ежедневно занимаются с детьми.

Квест — нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ.

Именно взаимодействие детского сада с родителями основополагающее в воспитании ребенка. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Семья и детский сад, мы вместе стоим у истоков нашего будущего, но не.

Взаимодействие с родителями в ДОУ | Статья в журнале.

Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно

Поэтому назревает необходимость усилить работу по взаимодействию педагогов с родителями воспитанников ДОУ и начинать эту.

Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС дошкольного образования

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. В настоящее время первым звеном общей системы образования выступает общественное дошкольное образование. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в “Концепции дошкольного воспитания”, Законе “Об образовании в Российской Федерации”, «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования».

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Одно из достоинств, программы «Детский сад – дом радости» (авт. Н.М.Крылова), которую я реализую, это продуманная целостная система сотрудничества с семьей, которая включает в себя не только психолого-педагогическое просвещение, но также и непосредственное участие родителей в образовательном процессе группы. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. В основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагогу необходимо хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Изучение семьи воспитанника позволяет мне, как педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями и спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Самыми эффективными методами изучения семьи, считаю:

– Знакомство с каждой семьей, вначале учебного года организую в форме «Родительских встреч», для участия в которых каждый родитель совместно со своим ребенком готовит презентацию на тему «Я и мой ребенок».

– Установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей).

– Выявление структуры семьи и ее психологический климат (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей), предлагаю родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок, его индивидуальные особенности».

Во взаимодействии с родителями я не отказываюсь от традиционных форм: родительских собраний, индивидуальных консультации, бесед. Данные мероприятия организую таким образом, чтобы информация усваивалась не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, «круглый стол», психологические тренинги, «Встреча со специалистами» т.д. Они направлены на знакомство родителей с «программой», по которой работает детский сад, с возрастными особенностями и возможностями детей и т.д.

Но более эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями считаю нетрадиционные формы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как реализация проектов, родительские мастер- классы, интерактивные игры, ведение группового и индивидуального Портфолио ребенка. В таких формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

Остановлюсь кратко на каждой из них.

Одной из наиболее распространенной формой включения родителей в образовательный процесс ДОУ – является метод проектов, в результате которого повышается активность родителей в делах группы. И ребенок постоянно находится в зоне ближайшего развития то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, в дальнейшем сделает сам. В нашей группе были организованы проекты в соответствии с тематическим планированием:

– Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;

– Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки»;

– Индивидуальные: «Мои увлечения»;

– Исследовательские: «Путешествие капельки».

Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело – поговорить и рассмотреть иллюстрации и совсем другое рассказать, как интересно лететь в другую страну, как весело с мамой и папой ехать в гости к бабушке на поезде. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями: что-то уточнить, некоторые впечатления расширить, ну а о чем-то впервые узнать.

Результатом деятельности по проектам становились: выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.

Моя практика использования проектного метода показывает, что меняется отношение родителей к содержанию деятельности детей.

На основе рекомендаций Н.М. Крыловой, я разработала алгоритмы подготовки и проведения родительских мастер-классов. Родительский мастер-класс – это такая форма совместной партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-классов в нашей группе, как правило, становятся профессии родителей, их увлечения, семейные традиции, достижения и т.д. Например, за последние 2 года в нашей группе были организованы мастер-классы «Веселые нотки», «В шахматном королевстве», «Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе мы проводили родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама воспитанницы моей группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы техники рисования, в результате у нас получился коллаж «Зимние забавы».

Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки. Приглашая родителя для проведения мастер-класса, необходимо учитывать его индивидуальные особенности (темперамент, культура общения), его отношения с собственному ребенку и к детям вообще. Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то, чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и бабушки, близкие родственники воспитанников.

Родитель – мастер должен понимать значимость своего участия в воспитании своего ребенка и всех детей группы. Поэтому так важно своевременное информирование родителей о том, чем мы занимаемся в детском саду. Это не только информационные стенды, фотовыставки «А у нас в детском саду», видеофильмы, но и приглашения на занятия, проведение совместных мероприятий (развлечения, праздники, походы и т.п.).

Результаты родительских мастер-классов мы транслируем через выпуск видеофильмов, стенгазет, выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов, записываем рассказы детей в их речевых дневниках.

По моему мнению, данная форма взаимодействия с родителями, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы ДОУ, очень эффективна. Самое главное – меняется роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования своего ребенка. Для детей – это расширение границ познавательного и социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить ряд важных психолого-педагогических задач.

Новой, интересной формой взаимодействия с семьями воспитанников является интерактивная игра, позволяющая родителям лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственных взаимоотношений со своим ребенком. Посредством интерактивной игры можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. И меня и родителей данная форма привлекает тем, что носит игровой характер, пробуждает любопытство, готовность к риску, создаёт ситуацию испытания и дарит радость открытий. Мною были организованы следующие игры: «Это мой ребенок», «100 к одному», «Счастливый случай» целью, которых: выбрать тактику правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка. В ходе игры родителям предлагаются: выставка рисунков, видеозапись высказываний детей о семье, о предметах и об окружающем мире. В ходе игры каждый родитель задумывается над тем, не потерял ли он в повседневной суете свое главное предназначение – материнство и отцовство.

Еще одной из эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ считаю ведение группового и индивидуального Портфолио ребенка. Я предлагаю родителям оформить информацию о своем ребенке, вместе с ним подбирать фотографии и составлять рассказы от лица ребенка. Постепенно Портфолио пополняется фотоматериалами и публикациями о жизни детей в детском саду и дома.

В ходе такого сотрудничества я отметила активность родителей, а также желание участвовать в педагогическом процессе, выросли такие качественные показатели как: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Проведя анализ работы, видно, что по результатам диагностики в группе на 30% увеличилось число родителей – активистов; на 40% выросло количество родителей – исполнителей, на 50% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

Свое выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
  2. Кисилева Л.С., Данилина Т.А, Лагода Т.С. Зуйкова М.Б.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.
  3. Крылова Н.М. Детский сад- Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. –М.: ТЦ Сфера, 2013.
  4. Маейр А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В.555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.
  5. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Внедрение современных технологий работы с родителями как условие реализации ФГОС ДО

Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС) становится привлечение родителей к участию в работе детского сада.

Пункт 3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования гласит: «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Уровень саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого мы решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье!

Наш коллектив поставил перед собой цель проанализировать работу в данном направлении и найти такие формы взаимодействия с родителями, которые бы соответствовали новым требованиям стандарта. Взглянуть по-другому на шаблонное применение основных позиций дошкольного образования в вопросе взаимодействия с родителями. Основной аспект, в нашем понимании, должен ставиться на воспитание субъектности родителей. В этом контексте мы поставили задачу обогащения семьи теми практиками воспитания и образования детей, которые накоплены в педагогической системе нашего дошкольного учреждения.

Главная задача по работе с семьёй – разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.

Нами разработан проект «Компетентностный подход в интерактивных формах взаимодействия с родителями»

Цель и задачи проекта состоят в том, чтобы найти такие формы взаимодействия с семьёй, которые бы способствовали формированию компетентностного родителя и осознанного родительства-составляющих успешной социализации ребенка. Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. Компетентностный подход в интерактивных формах работы прежде всего проектирует оптимальное взаимовоздействие системе «педагоги — родители — дети» или стратегия «Мы». Мы подошли с позиции компетентностного подхода к казалось бы, традиционным формам работы с родителями.

Мы отказались от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдали приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения и т.д.. Мы нашли одну из информационных и сравнительно новых форм сотрудничества детского сада вернее сказать самой группы детского сада с семьей создание группы в Viber и WhatsApp.

В группе Viber происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания. А воспитатель рассказывает о непосредственной жизни детского коллектива в реальном времени. Добавляя фото и видео. Важно показать родителям: мы видим своеобразие каждого ребенка и учитываем его особенности. «Уголок- краткой информации». В свободном для родителей доступе находятся стенды для размещения любых высказываний и цитат по теме воспитания. Возможные рубрики: «Цитата недели», «Цитата дня» Данная рубрика знакомит родителей с краткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. И дает возможность высказать свое мнение по данному вопросу.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является домашнее задание для родителей по лексическим темам, даются на усвоение и закрепление пройденного материала в саду. Выполняя предложенные задания, родители, получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме. Несложные задания идут от простого к сложному, систематически и концентрично (математические, лексико- грамматические, двигательные) с учетом актуальности той или иной темы в виде игр, это помогает поддерживать интерес ребенка. Родители выполняют наши задания сами предлагают помощь в создании развивающей среды в ДОУ.

Важным звеном в работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,— ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы. Включить видеосюжет.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада. Положительный опыт семейного воспитания воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях. Почтовый ящик обычно используют для обратной связи родителей с ДОУ. Одним из самых важных моментов в воспитании добрых чувств у ребёнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей. Работают в нашей родительской почте ящики «Вопросники” для писем – вопросов от родителей; “Почта родительских идей”- советы по выбранным темам, “Почта родительского гнева”- готовность решать проблемы детей с помощью детского сада и полноценного пребывания ребенка в детском саду. При компетентностном подходе проблема качества дошкольного образования ставится и решается не только с точки зрения знаний, усвоенными дети, а еще с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетентностей. В помощь родителям мы проводим игровые сеансы т.к. практика показывает, что родители не всегда владеют элементарными навыками игры и, соответственно, не могут научить этому своего ребенка. На них мы знакомим родителей с играми и способами игры традиционными по инструкции и новыми возможностями их использования.

Игровые сеансы – помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровые сеансы, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины. В наглядно – информационном направлении наша цель: сделать интересный опыт воспитания в семье достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Эта форма работы позволяет родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а нам поддерживать «обратную связь» с семьёй. Детское портфолио это «любимая книга», которую ребенок создает вместе с родителем и воспитателем, в ней он выражает свои интересы, желания, мечты. Это не отчет ребенка, но все-таки портфолио имеет оценочную функцию. Сбор информации идет со стороны родителей под руководством воспитателя. Очень важно сделать родителей своими союзниками, важно научить наблюдать и подмечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать-зарисовывать. И не от случая к случаю, а систематически, выделять особенно яркие и интересные моменты развития ребенка. Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, т.е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности просматривается в компетентностном подходе к портфолио.

Родительский клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, воспитательного процесса, где родители и воспитатели детского сада могут получать знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Почему именно эта форма работы?

  1. Делает образовательную деятельность в ДОУ более открытой для родителей.
  2. Учитывает потребности семьи.
  3. Способствует сплочению родительского коллектива, а также укреплению детско-родительских отношений.
  4. Создаёт условия для совместной творческой деятельности детей-педагогов-родителей.
  5. Объединяет в себе более мелкие формы работы с семьями воспитанников и имеет способность привлечь все имеющиеся ресурсы.
  6. Увеличивает круг взаимодействия семьи и детского сада.
  7. На совместных встречах в клубе, за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию.
  8. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать своё мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Л.А. Никитин говорил: «Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

В нашем ДОУ разработано Положение о родительском клубе. Родительский клуб-структура динамичная, они могут сливаться в один или дробиться. Всё зависит от тематики, замысла устроителей. Всё направлено на максимальную результативность встречи её участников. В ходе деятельности клуба родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности, видят результаты работы участников образовательной деятельности. Работа родительского клуба способствует установлению в детском саду домашней атмосферы, искренних и доброжелательных отношений. Тематика составляется отдельно по каждой группе, а затем на каждый учебный год план работы клуба объединяется в единый план. Тематика зависит от запроса родителей, годовой задачи детского сада, а также от направленности группы, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Если запросы родителей из разных групп повторяются, то заседание клуба может пройти для одновозрастных групп, либо для тех родителей, кого волнует какая-либо тема или проблема (особенно это касается вопросов, которые могут осветить грамотно, профессионально специалисты: логопед, психолог, дефектолог.

Работа клуба организована по четырём этапам:

  1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
  2. Организационный: составление перспективного тематического плана работы клуба на учебный год, утверждение графика проведения заседаний. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
  3. Непосредственная работа «Родительского клуба».
  4. Подведение итогов.

В структуру совместных мероприятий в рамках Клуба могут входить следующие компоненты (формы):

  • слово педагога ДОУ по теме заседания;
  • выступление специалиста (по запросу родителей);
  • анкетирование;
  • обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
  • просмотр видеофильма;
  • выступления желающих родителей;
  • открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
  • видеосюжеты работы с детьми;
  • интервью с родителями;
  • интервью с детьми (видео);
  • выступление детей;
  • рекомендации, памятки, шпаргалки, буклеты; информационные бюллетени;
  • педагогические беседы;
  • тематические консультации;
  • выпуск газет;
  • практическое обучающее занятие;
  • анализ заболеваемости;
  • видеоролики;
  • анализ анкет;
  • презентация практик семейного опыта воспитания;
  • совместные игровые сеансы с детьми; совместное творчество;
  • круглый стол (метод групповой дискуссии, метод видеокоррекции, метод совместных действий, метод конструктивного спора, метод вербальной дискуссии);
  • мастер-класс;
  • семинар-практикум;
  • тематические выставки;
  • выполнение домашних заданий (для родителей);
  • самостоятельная свободная деятельность ребёнка, снятая на видеокамеру (в виде отчётов) для наблюдения за деятельностью ребёнка в семье, за тем, чем он любит заниматься дома;

Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий. Хочется верить, что нам это удается, мы не останавливаемся на достигнутом ищем новые пути и сохраняем наработанное.

Литература:

  1. Бабыбина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи /Управление детским садом/ .– М.: ТЦ Сфера, 2016.-128с.
  2. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-128с
  3. Дыбина О.В. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник научно-методических работ – Тольятти: ТГУ, 2008. – 156 с.
Ссылка на основную публикацию