Знакомимся со звуком (Ж) -конспект фронтального логопедического занятия

Конспект занятия «Учимся правильно произносить звук Ж»

автор: Королькова Любовь Геннадьевна

воспитатель МДОБУ детский сад № 29

Конспект занятия «Учимся правильно произносить звук Ж»

Конспект НОД по звуковой культуре речи «Учимся правильно произносить звук «Ж».

Образовательные задачи:

— Познакомить детей со звуком ж.

— Учить правильно и четко произносить звук ж (изолированно, в связной речи,

звукоподражательных словах, чистоговорках).

Развивающие задачи.

— Различать звук ж на слух. Упражнять в умении определять слова со звуком ж.

— Развивать внимание, память, мышление, речь.

Воспитательные задачи.

— Воспитывать желание повторять и добиваться положительного результата.

Предварительная работа: Работа над произношением других звуков, используя

«Сказки веселого язычка» . Разучивание упражнений для артикуляционной

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением

предметов со звуком «ж».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Стихотворение «Напоминалочка»

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ножки не мешают.

– Ребята, я шла сегодня в детский сад и встретила почтальона, он передал мне вот этот конверт. Вы хотите узнать, что в этом конверте?

Что же здесь изображено?

— губы , зубы открытый рот. А это язычок, а рот это домик для язычка.

— У каждого из нас живет веселый мальчик язычок. Он очень любит играть.

И сейчас я вам предлагаю с ним поиграть.

Для этого нам нужно сесть на стульчики. Будьте внимательны и вместе с язычком, участвуйте в его превращениях.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился (если не получается: «какой непослушный язычок

И на губке развалился. давайте мы его губками пошлепаем»)

И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

И стал чашечкой для всех…..

III. Вот, какой веселый, трудолюбивый язычок.

А теперь послушайте еще одну историю, которая произошла с язычком.

– Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж.

-«Я не умею так петь, — огорчился Язычок – я знаю песенку гуся, змеи»(ш-ш-ш).

— «Но эта новая песня совсем другая». Она звонкая: ж-ж-ж.

(Сделайте заборчик из зубов, а затем вытяните губы трубочкой и попробуйте произнести звук Ж)

Ж-ж-ж- это песенка жука (объясняет педагог). –Она поется так же как и псенка змеи (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и попробуйте спеть «ж-ж-ж». Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).

— А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню змеи. Поёт горлышко?

— Давайте произнесём все вместе (по одному) : «Ж-ж-ж». Молодцы.

— Теперь споём все вместе песню маленького и большого жука. Как будем петь песню маленького жука?

— Молодец. А песню большого жука?

— Замечательно. Очень хорошо пели.

IV.Я предлагаю вам игру «Поймай песенку жука» Я буду петь вам разные песенки, а вы если услышите песенку жука будете ее ловить ( ааа, ууу, жжж, ссс, ттт, жжж, иии, ззз, жжж, ооо, ччч, жжж).

  1. V . Хотите поиграем еще в игру «Жуки».

«Из леса к нам летят жуки и жужжжат (дети вместе с воспитателем вытянули

руки в стороны и долго тянут: ж-ж-;)

Устали жуки и сели отдохнуть на листочек (дети опускаются на корточки). Посидели жуки, отдохнули и опять полетели в лес.

Зажужжали сначала громко, затем всё тише и тише и совсем улетели.(2р.)

  1. Дети присаживаются на стульчики.

А сейчас поиграем в игру «подскажи словечко»

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

2) Вяжет мама длинный шарф, потому что сын… (жираф).

3) И бежит Айболит к бегемотикам и хлопает их по… (животикам).

4) Солнце светит, очень ярко бегемоту стало… (жарко).

5) А рядом бегемотики схватились за …(животики).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Ребята, смотрите, сколько картинок лежит на столе. А сейчас я предлагаю подойти по одному, и взять только ту картинку, где есть песенка жука надо не только взять картинку, но и назвать, что на ней изображено.

Дети берут картинки и проговаривают, что там изображено выделяя звук Ж.

  1. Вы сегодня , были внимательны, трудолюбивы, активны.

-С какой песенкой мы сегодня познакомились? С песенкой жука «Ж ЖЖЖ»

-А еще что вам понравилось? Находили картинки, где есть звук ЖЖЖ.

Играли в игру : «Поймай песенку жука»

-А сейчас я вам предлагаю послушать эту песенку (жа,жа,жа-мы нашли в лесу ежа)

(жу,жу,жу,жу- дали яблоко ежу) (жи,жи..-ежик съел его уже) (жи,жи -нам животик покажи)

Фронтальное логопедическое занятие на тему “Звуки З-Ж”. Конспект для старшей логопедической группы

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки З и Ж по аккустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:
1. Упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов и предложений.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать умение составлять и анализировать предложения.
4. Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

1. Организационный момент.
Однажды Комар и Жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? Давайте поделимся с вами на 2 команды – команда ЖУКИ и команда КОМАРЫ. Первая команда будет произносить звук ЖУКА, а вторая – КОМАРА. По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Потом меняются ролями.

2. Объявление темы занятия.
Эти 2 звука мы с вами будем учиться различать сегодня на занятии.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. При проведении характеристики логопед делает акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З – упирается в нижние зубы. Далее – по обычному плану сравнительной характеристики. Дети отвечают на вопросы логопеда: “Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?”

4. Связь звука и букв.

Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают, на что они похожи.

5. Развитие фонематического слуха.
Я сейчас вам скажу слова, а вы должны определить какое слово лишнее. Назвать лишнее слово высможите, если определите первый звук в каждом слове.
– Жаба, жук, зуб, жадина.

– Заяц, зоопарк, журнал, забор.
– Замок, зонтик, загадка, журавль.
– Желуди, жираф, заколка, жало.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.

7. Дифференциация звуков в слогах.
Игра “Скажи наоборот”
Я буду произносить слоги со звуков З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За-за-за – .
Зу-зу-зу – .
Зы-зы-зы – . и т. д.
А теперь я буду произносить слоги со звуков Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи-жи-жи – .
Жо-жо-жо – .
Жэ-жэ-жэ – . и т. д.

8. Закрепление звука в словах.
Игра “Четвертый лишний”
Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретился в названии каждой картинки.
– Коза, зуб, жук, береза.
– Журнал, пожар, жираф, зонт.
– Замок, желудь, крыжовник, пижама.
– Баржа, мимоза, ежик, медвежонок.

После того как дети из заданной четверки выделят лишнюю картинку. Продолжается работа с “лишним” словом:
указать место звуков Ж и З в слове; поделить слово на слоги; выложить графическую схему; определить на какой звук падает ударение.

9. Закрепление звука в предложениях.
Я вам сейчас назову слова, а вы составьте мне из этих слов предложение.
– В, живет, Африке, жираф.
– Растет, в, кудрявая, поле, береза.

После того как дети составят верно предложение, проводится анализ составленного предложения, выкладывается графическая схема.

10. Закрепление звука в тексте.

Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За-за-за – у Маши зеленые глаза.
Жу-жу-жу – я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу – едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа – сто иголок у ежа.

11. Итог занятия.
Произнесите звук Жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?

Логопедическое занятие «Звук и буква [Ж]»

Подгрупповое логопедическое занятие /1 класс/

Тема: «Звук и буква [Ж]. Слоги с буквой [Ж]»

Цель занятия:

1. Закрепление звука и буквы Ж. выделение звука в разных позициях, соотношение звука и буквы, чтение слогов.

2. Развитее фонематического восприятия, анализа, синтеза, зрительного целостного восприятия.

3. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.

Оборудование:

наборное полотно, карточка с буквой Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, фишки.

1. Организационный момент.

Давайте проверим, все ли готово у нас на столах к нашему занятию.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) «Непослушный язычок» /»пя – пя – пя», «та – та – та»/

б) «Вкусное варенье»

3. Работа со звуком / сообщение темы занятия/.

Послушайте и скажите, какой звук мы чаще слышим:

Жик – жи, жик – жи,

Режут острые ножи!

Жик – жи, жик – жи,

Осторожно их держи!

Давайте все дружно повторим это стихотворение, выделяя звук Ж.

Немного пожужжим ж-ж-ж, и вспомним в каких словах мы можем услышать этот звук /жук, жаба, живот, жадина, пижама, жало, кожа, нож, еж,…/

4. Артикулирование звука .

Описание артикуляции звука с использованием схемы.

  1. Язык « чашечкой» наверху у неба.
  2. Зубы «заборчиком».
  3. Губы «бубликом»
  4. Струя воздуха теплая.
  5. Звук звонкий /тактильно проверить/, работает «моторчик».

5. Выделение звука в слогах.

а) выберите картинки, где в названии предметов слышим звук Ж

/бабочка, жук. дом, жираф. желудь, яблоко/

б) выделите хлопком звук в слове /кот, рыба. лыжи, журнал, кубики, пирожок, жаба, лиса, журавль/

в) самостоятельно выбрать предметные картинки со словами со звуком Ж.

6. Работа с буквой Ж

Чем отличается звук и буква? /звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем /лепим, выкладываем, вырезаем/.

Посмотрите внимательно на букву Ж, и скажите на что она похожа

/используется пособие по коррекции дисграфии/

«Эта буква широка и похожа на жука, и к тому же как и жук издает жужжащий звук»

Давайте назовем из каких элементов состоит буква Ж, и составим из «волшебных» палочек, Найдите эту букву в индивидуальной кассе, на наборном полотне.

7. Речь с движением.

Мы увидели жука.

Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет?

Поднимаем мы жука.

8. Чтение слогов.

ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.

Выделение позиции звука Ж в слоге /в начале слога, в середине, в конце слога

9. Слуховой диктант.

Запись в тетрадках изученных звуков на слух.

Какой замечательный звук был с нами все занятие?

На что похожа буква Ж?

Каждый назовите слово со звуком Ж, старайтесь не повторять слова за ребятами, а вспомнить свое слово.

Подгрупповое логопедическое занятие /1 класс/

Тема: «Звук и буква [Ж]. Слова и предложения с буквой [Ж]»

Цель занятия:

1. Закрепление звука и буквы Ж, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.

2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.

3. Развитие зрительно – моторных координаций.

4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.

Оборудование:

наборное полотно, карточка с буквой Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, слоговое лото, серия предметных картинок «Насекомые», дидактическая игра.

Читайте также:  Конспект занятия Автоматизация звука (З)

1. Организационный момент.

Я на ветке сижу и звук Ж Ж Ж твержу,

И жужжу, жужжу, жужжу.

Какой звук первый в слове жук. /Ж/

2. Артикуляционная гимнастика.

2. Повторение и закрепление пройденного материала.

а) Повторение правильной артикуляции звука Ж по схеме

б) Чтение слогов

ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.

в) Дидактическая игра «Слоговое лото» /ведущий ребенок читает слоги на отдельных карточках, не показывая их окружающим. кто нашел соответствующую карточку у себя, закрывает ее фишкой.

3. Чтение слов.

Посмотрите пожалуйста, на доску. На ней три домика: в первом домике будут «жить» слова с буквой Ж в начале слова. во втором домике – с Ж в середине слова, в третьем домике слова с буквой Ж в конце слова.

У вас на столе карточки со словами, давайте распределим их по домикам. обязательно прочитав./ журнал, лучок, жуки, рожок, нож, еж, жало, жара, уж, пирожок, чиж/

Давайте, разделим эти слова на слоги и запишем в тетрадках. Какое слова самое длинное, какие слова самые короткие.

4. Пальчиковая гимнастика.

Изобразим кистью рук жука, ползущего по траве /поочередно правой, левой рукой, одновременно.

5. Чтение словосочетаний.

/Свежий лужок, жужжащий жук, жадный Жора, жирная жаба, желтый рожок, живой жучок./

Выделение голосом звука Ж.

6. Работа с предложением. Игра «Насекомые»

Ребята, а какие насекомые, кроме жука жужжат? Давайте, выберем предметные картинки с изображением этих насекомых / оса, муха, шмель, пчела, овод/

Внимательно посмотрим на них, вспомним, где мы их видели и составим предложения про этих насекомых.

У осы острое жало.

Муха жужжит и мешает спать.

Толстый шмель кружит над цветком.

Пчела собирает пыльцу.

Овод жалит животных.

В каких словах вы услышали звук Ж.

Посмотрите, на доске карточки с предложениями. Давайте их прочитаем и запишем в тетрадях.

С каким звуком продолжили работать на занятии?

В каких словах встречается звук Ж?

Какие насекомые издают жужжащий звук?

Подгрупповое логопедическое занятие /1 класс/

Тема: «Дифференциация звуков, букв [Ж]- [Ш]»

Цель занятия:

1. Закрепить образ букв Ж, Ш. Характеристика звуков по схемам.

2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.

3. Развитие пространственных представлений, совершенствование памяти, внимания.

4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.

Оборудование:

наборное полотно, карточки с буквами Ш, Ж, предметные картинки, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, предметные картинки, плакаты, схемы по работе с дисграфией на буквы Ж, Ш, «звонкие и глухие» колокольчики.

1. Организационный момент.

Выложите из «волшебных» палочек букву Ш, а затем букву Ж. Сколько понадобилось палочек на букву Ш, Ж?

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Дифференциация звуков Ш, Ж по схемам: /схемы на доске/

1.Язык « чашечкой» наверху у неба.

2. Зубы «заборчиком».

3. Губы «бубликом»

4. Струя воздуха теплая.

5. Звук глухой /тактильно проверить/, «моторчик» не работает

2. Зубы «заборчиком».

3. Губы «бубликом»

4. Струя воздуха теплая.

4. Дифференциация звуков в слогах, словах.

У вас на столе, у каждого «звонкий и глухой колокольчики». Я буду называть сначала слоги, потом слова, а вы должны мне показать колокольчиками, в каком слоге звук Ш /»глухой» колокольчик/, а в каком звук Ж /»звонкий» колокольчик/.

ша. жу, аж, иж, шо, уш, ижу, шу, шиш, аж.

шар, жар, ужи, уши, шарить, жарить, лужа, Луша, жить, шить, жила, шило.

Давайте, запишем в тетрадке эти слова и прочитаем, выделяя шипящие звуки.

5. Речь с движением.

Над Сашей толстый жук кружит,

От страха Саша весь дрожит.

Руками мы помашем,

Спасем жука от Саши.

6. Дифференциация звуков в тексте.

Давайте прочитаем текст, выделяя звуки Ш, Ж. Один из вас у доски будет читать, а остальные внимательно следить глазками.

Вот лужок. Там Шура и Жора.

У них шалаш. Шура и Жора пасут корову. Жарко.

Корова Рыжуха ушла за шалаш.

Выпишем слова с буквой Ш, затем с буквой Ж в разные столбики.

В чем отличие звука и буквы?

Чем отличаются звуки Ш и Ж?

Сколько элементов в написании печатной буквы Ш, Ж?

Конспект фронтального логопедического занятия: Знакомимся со звуком [Ж]

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект фронтального занятия «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» посредством игры В.Воскобовича «Чудо-Соты 1″. Наш детский сад уже много лет занимается по играм В. Воскобовича. Вот я и решила применять их на логопедических занятиях, как фронтальных, так и индивидуальных.

Конспект занятия на тему: «Знакомимся со звуком [Ж] вместе с пчелкой Жужей» посредством игры В.Воскобовича «Чудо-Соты 1»

  • Закрепить навык чёткого произнесения звука «Ж».
  • научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов;
  • совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;
  • упражнять детей в деления слов на слоги;
  • упражнять в составлении предложений;
  • развивать фонематический слух, слуховое внимание;
  • развивать дыхание, общую и артикуляционную моторику;
  • развивать творческие способности;
  • тренировать мелкую моторику руки.
  • воспитывать умение выполнять игровые правила;
  • учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование : герой В. Воскобовича Пчелка Жужа; головоломка «Чудо – Соты 1»; фигурки схемы жука и жабы; предметные картинки ежик, лыжи, ножи, пижама, ужи, жеребенок, жираф, журнал; палочки Кьюзинера; листы бумаги формата А4; цветные карандаши; зеркала по количеству детей.

Ход занятия.

Вводная часть.

– Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза.)

Объявление темы занятия:

Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня заглянул в гости?

Логопед: Да, это пчелка по имени Жужа.

Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье, как дела?

Все тружжжжусь и все жжужжжу!
Я на месте не сижжжжу!

Логопед: А как вы думаете, какой любимый звук у Жужи?

Логопед: Верно, с этим звуком мы сегодня и познакомимся, и помогать нам будет Жужа, она приготовила для вас интересные задания.

Основная часть.

Уточнение артикуляции, характеристика звука:

Логопед: Возьмите зеркала. Давайте произнесем звук Ж. Как должны быть губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук Ж?

Дети: Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Логопед: Какой он?

Дети: Согласный, твердый, звонкий.

Логопед: А почему, как вы определили, что он согласный, звонкий? Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.

Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Ребята, пчелка Жужа предлагает нам сделать гимнастику для язычка. Вы готовы?

У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
(Упражнение «Окошко» широко открыть рот)
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
(Упражнение «Слоник пьет» вытянуть губы вперед трубочкой, «набирать водичку», слегка причмокивая)
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
(Упражнение «Чашечка» улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и предать форму чашечки)
И опять летит на луг-
Так весь день, за кругом круг.
(Упражнение «Часики» улыбнуться открыть рот, кончик языка переводить из одного уголка рта в другой)
Так все лето и летает,
Мед янтарный запасает.
Чтоб зимой и ты дружок
Им полакомиться смог!
(«Упражнение вкусное варенье» улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу)
Н. Лысенко

Развитие фонематического слуха.

Логопед: А еще Жужа хочет узнать, кто у нас самый внимательный. Она будет называть слова, вы хлопайте каждый раз, когда услышите в словах звук [ж].

Жужа: сила, жила, уши, ужи, зайка, лужайка, дар, жар, лук, жук, Луша, лужа, панама, пижама, омлет, жакет.

Логопед: молодцы, ребятки.

Автоматизация звука в словах, предложениях и тексте.

Логопед: А вот и следующее задание Жужи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я от радости жуж-ж-жу!
Чудо соты я слож-ж-жу,
Вам картинки покаж-ж-жу.

Логопед: Какую же картинку нам приготовила Жужа? (На доске выставляется фигурка жука.) Кто это?

Логопед: Верно, это жук. Выложим звуковую схему этого слова при помощи фишек. Сколько в этом слове гласных? Сколько согласных? Какие это согласные, мягкие или твердые?

Логопед: Вот и следующая картинка Жужи. (На доске фигурка жабы). Кто же это?

Дети: жаба, лягушка.

Логопед: А теперь с помощь палочек Кьюзинера выложите слоговую схему слова «Жаба». Сколько вам понадобилось палочек? Почему две?

Логопед: Позовем Жужу повеселиться и отдохнуть?

Звучит веселая музыка.

Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз — росой они умылись (умываются)
Два — изящно покружились (кружатся)
Три — нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).

Логопед: Ребята, это еще не все картинки Жужи. Давайте посмотрим следующие картинки. (На доске выставляются предметные картинки ежик, лыжи, ножи, пижама, ужи, жеребенок, жираф, журнал.) Пчелка просит показать, как мы умеем дружить слова (составлять предложения.)

Дети составляют предложения.

– Какие вы молодцы! Вот видишь Жужа, наши ребятки со всем твоими заданиями справляются.

Жужа: А смогут ли они найти слова со звуком «Ж», которые спрятались в стихотворении?

Жук жужжит: — Я шёл и шёл,
Жёлтый камешек нашёл,
– Это жёлудь! Ты не прав,
– Говорит жуку жираф.
– Что ж, повесь его на сук.
– Говорит жирафу жук.

Дети: жук, жираф, желтый, желудь, жужжит.

Жужа: Ребята, мне так понравилось у вас в гостях. Вы очень умные и веселые!

Логопед: Жужа, наши ребятки еще очень хорошо рисуют. Ребятки, возьмите листы бумаги и «Чудо – Соты». Сложите на листочках фигурку Жужи из Сот, обведите карандашом и раскрасьте. И ваши рисунки мы подарим нашей гостье.

Дети составляют фигурку пчелы по желанию или по данной схеме, обводят и раскрашивают.

– Вот, Жужа, прими от нас подарки!

Жужа: Ой, какая красота спасибо вам ребята!

Итог занятия.

Жужа: Мне пора возвращаться домой, до свидания!

Дети: До свидания!

Логопед: До свидания, Жужа! Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? С каким звуком мы познакомились? Какой он? Какие слова вы запомнили с этим звуком?

Ахмадуллина Айгуль Ильгизовна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №139 комбинированного вида»
Приволжского района г. Казани

План-конспект “Индивидуальное логопедическое занятие “Закрепление в речи зука [Ж] в начале, в середине и конце слова”

КОНСПЕКТ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:

« Закрепление в речи

звука [ж]

в начале, в середине и в конце слова ».

Тема: Закрепление звука [ж] в начале, в середине и в конце слова.

Задачи: Закрепить собственную речевую деятельность , прививать интерес к учебной деятельности, закреплять каллиграфические навыки.

Личностные результаты

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль резуль тата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • готовность следовать за здоровьесберегающим поведением;

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять пошаговый контроль по резуль тату;
  • оценивать правильность выполнения действия соответствия результа тов требованиям данной задачи;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном языках.
Читайте также:  Конспекты занятий по коррекции ФФНР у умственно отсталых младших школьников

Познавательные универсальные учебные действия

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и позна вательных текстов;
  • высказать суждения о тексте, строить рассуждения в форме связи простых суждений об данном тексте;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде все го речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой коммуникации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в со вместной деятельности;
  • строить понятные высказывания;
  • задавать вопросы;
  • контролировать собственные действия;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: компьютер, картинки подсказки для загадок, листок для рисования, карандаши, карточки со слогами, карточка со словами, карточка с упражнением, карточка с текстом .

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок –

Очень тихо мы садимся

И работать не ленимся.

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно.

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Тема нашего занятия очень интересна и увлекательна. А о чем пойдет речь ты узнаешь, разгадав загадки. (слайд 2)

У него есть важная

А фигура великана

Вроде башенного крана (жираф)

Шумит и он в поле и в саду

А в дом не попадает,

И ни куда я не иду,

Покуда он гуляет. (дождь)

С колпаком на голове,

Будто в путь готовый,

Он скрывается в листве

Дуба золотого. (желудь)

Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок! (мороженое)

Какой звук встречается в каждом слове? Правильно это звук [ж].

2. Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

Давай вспомним, какие артикуляционные упражнения помогли нам научиться правильно произносить звуки

  • чашечка (слайд 4)
  • вкусное варенье (слайд 5)
  • ступеньки (слайд 6)
  • не разбей чашечку (слайд 7)
  • чистим верхние зубки (слайд 8)

3. Дай характеристику звука [ж]

(парный, твердый, согласный)

Чем отличается звук от буквы?

(Звук я слышу, произношу. Букву вижу, читаю, пишу)

Эта буква широка (слайд 9)

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук.

Покажи, как подает голос приближающийся жук. (слайд 10)

тихо шепот обычный громче чем обычно громко

Произнеси слитно на одном дыхании (слайд 11).

4. Прочтение слогов: (приложение 1)

Автоматизация звука [ж] в слогах со стечением согласных:

Вжа – вжо – вжу – вже гжу – джу – мжу – нжу

Бжа – бжо – бжу – бже гже – дже – мже – нже

Гжа – джа – мжа – нжа гжи – джи – мжи – нжи

Автоматизация звука [ж] в слоговых рядах: слоговых р

А жма – ожма – ужма – ыжма

ыжма – ужма – ожма – ажма

Яжма – ёжма – южма – ижма – ежма

Ежма – ижма – южма – ёжма – яжма Ж

5. Прочтение слов: (приложение 2)

Жатва, жёлтый, жидкий, ежата, пижама, урожай, дружок, флажок, моржи, абажур, гляжу, рыжик, журавль, дюжина, прохожий, ждать, жмых, жмурки, должник, ржавчина, багажный, дождик, вьюжный, таёжный, нижний, прилежный, наждак, награждать, нужда, лыжня, дружба.

6. Работа над дикцией : (слайд 12)

Произнести скороговорку медленно, чуть быстрее, очень быстро.

Жутко много ножек у сороконожек.

7. Физ минутка

Пальчиковая гимнастика «Черепашки». Импровизация движений.

Побежали вдоль реки

Ежата на перегонки.

8. Игра

«Назови ласково»: ( слайд 13)

флаг – …(флажок) утюг – …(утюжок)

друг – …(дружок) снег – …(снежок)

круг – …(кружок) берег – …(бережок)

Игра «Один – много»: ( слайд 14)

нож – …(ножи) этаж – …(этажи)

уж – …(ужи) ёж – …(ежи)

морж -…(моржи) гараж – …(гаражи)

Измени слова по образцу: ( слайд 15)

водить -… глядеть –… судить -…

видеть -… бродить -… сидеть – ….

уходить -… находить -… приходить –…

9 . Ответить на вопросы полными предложениями:

Как можно назвать одним словом пижаму, жилетку, жакет?

Что появляется от дождя на дорогах?

Как называют детенышей лошади, ежихи, медведицы?

10 . Вставь пропущенные буквы в рассказе.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Он отличается небольшим объемом, небольшим числом героев и описанием одной какой-нибудь истории.

Ежиха.

Женя жарким днем под кустом шиповника обнаружил норку ежа. Там лежали пять ежат и шишки . Они ожидали ежиху. Женя только погладил ежат и у бежал. Ежихе это не понравилось, и она увела ежат. Когда Женя прибежал с другом Сашей шиповнику , там ежат уже не было , а остались только шишки.

1 1 . Задание на дом выучить потешки

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет

Лежебока, рыжий кот,

Отлежал себе живот.

12. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня закрепляли в произношении?

Какое задание вызвало затруднение?

А теперь оцени свою работу на нашем занятии.

Как ты думаешь какой жетончик ты сегодня заслужила?

Ты очень хорошо занималась на уроке, была внимательной, выполняла все задания правильно. Молодец. Занятие закончено. До свидания.

Конспект интегрированного занятия логопеда с психологом “В поисках улыбки”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Во время занятия дети ищет потерянную улыбку клоуна Тепы, выполняя различные задания. Задания напралены на развитие различных сторон речи, а также помогают детям сдружиться и побороть свои негативные эмоции. Также в занятии затрагивается тема дружбы, дети беседуют о дружбе, качествах хорошего друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
v_poiskah_ulybki.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие учителя-логопеда и психолога

Тема: «В поисках улыбки»

Цель: Создание доброжелательной, психологически здоровой атмосферы в коллективе, воспитание речевой культуры у детей.

  1. Закреплять умение делить слова на слоги.
  2. Обогащать словарный запас за счет слов – антонимов.
  3. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
  4. Совершенствовать умение в приемлемой форме снятие агрессии, злости.
  5. Развивать у детей умение образовывать слова из двух слов.
  6. Закреплять у детей умение образовывать названия животных.
  1. Развивать навыки связного высказывания, зрительно – пространственную координацию, познавательные способности, воображение, творчество.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Формировать у детей уверенность в себе через развитие коммуникативных и артистических способностей.
  1. Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее.
  2. Пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
  3. Воспитывать навыки сотрудничества, активности и доброжелательное отношение друг к другу.

Костюм клоуна, рисунки: парусника «Седов», горы, кустов, камней, цветов, деревьев, елок, улыбка, песок, бумага, мыльные пузыри, музыкальное сопровождение, мячик.

  1. Вводная часть

Организационный момент. Мотивация.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю сегодня поздороваться необычным способом.

Давайте возьмемся за руки и скажем «Здравствуйте!», шепотом, зевая, прокричим, обычным голосом – доброжелательно.

– У нас с вами такое прекрасное настроение. Ребята, а где в каком месте нам всегда бывает весело? Мы туда идем, радуемся, смеемся от души?

– Правильно, это цирк. А у кого в цирке самая веселая профессия?

– Я приготовила вам сюрприз и пригласила клоуна! Как встречают артистов?

– Давайте поприветствуем клоуна Тёпу.

(появляется клоун, но он грустный).

  1. Основная часть:

– Здравствуй, Тепа. А почему ты такой грустный, ведь все клоуны в цирке очень веселые и озорные? В чем дело? Что у тебя случилось?

– Я выступал недавно на представлении, все было как всегда: я бросал шарики, жонглировал, шутил. В конце выступления мне никто не захлопал. Дети говорили мне плохие слова. Я обиделся и огорчился. И от этого моя улыбка навсегда пропала. Думаю, она спрятана далеко на островах на высокой горе. Помогите мне, пожалуйста, вернуть мою улыбку.

– Ребята, поможем клоуну вернуть веселую улыбку, а вместе с ней и веселое настроение. А где обычно находятся острова? (ответы детей).

– Какими способами можно попасть на остров? (ответы детей).

– Я предлагаю поплыть на остров на большом морском парусном судне. Ребята, этот парусный корабль плавает по морям России на самом деле и на нем учатся люди управлять парусниками. Это парусник «Седов» (назван в честь русского полярного исследователя Седова Г.Я)

– Проходите на палубу нашего корабля «Седов», мы отправляемся в путь. Счастливого пути! Станьте в круг. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Давайте послушаем как шумит море. Сделаем шаг в центр круга и громко произнесем звук –ш-, затем сделаем шаг назад и произнесем этот звук только тихо (3-4 раза).

Упражнение «Сильные волны»

Цель : пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

«Бегут по морю волны одна за другой, вверх-вниз, вверх-вниз. Возьмитесь за руки. Я приседаю, за мной следующий. За ним другой, и так далее, пока все не присядем. Потом я встаю, и по очереди встает каждый. Затем снова приседаем… видите. Как красиво бегут волны: то вверх, то вниз…»

Л: – Ребята, вот мы с вами и оказались на острове, а вот эта гора, на которой спрятана улыбка.

– Тёпа, это не простая гора, это гора знаний и так получилось, что твоя улыбка спряталась именно здесь и нам предстоит пройти путь по тропинкам знаний.

Давайте посмотрим, где улыбка Тёпы может спрятаться на этой горе, может быть за этими кустами?

(выходит ребенок снимает картинку и смотрим на задание на обратной стороне).

Л: Но, что мы нашли улыбку? -Нет.

Л: А что же там? (ответы детей – загадки)

– Ребята, а в моем рюкзачке тоже есть загадки, но я совсем не знаю отгадки.

– Ребята, поможем Тёпе отгадать загадки?

(дети отгадывают загадки, после того как дети назвали слова, логопед предлагает поделить слова на слоги).

– Ну, что же ребята за кустами оказались загадки, может быть улыбка спрятана за деревьями?

(выходит ребенок снимает картинку с деревьями, на обратной стороне изображен лист).

Л: Но, что мы нашли улыбку? – Нет.

– А, что же там? (дерево)

Тёпа – Ребята, а в моем рюкзачке есть конверт с картинками деревьев, только я не знаю, что с ними делать.

Л: Ребята, нам нужно правильно назвать как правильно называется лист какого-либо дерева.

У клена – кленовый лист.

У дуба – дубовый лист.

У березы – березовый лист.

У рябины – рябиновый лист.

У липы – липовый лист.

У каштана – каштановый лист.

У ивы – ивовый лист.

У осины – осиновый лист.

Л: Но, что мы нашли улыбку? – Нет.

Ну, что тогда продолжаем наше путешествие, давайте посмотрим, что за цветы здесь растут?

Дети. (открывают картинку на обратной стороне изображены эмоции «веселая», «грустная»)

Л: Ребята, это оказывается волшебные цветы. Под ними спрятаны слова наоборот (антонимы).

Мы сейчас все вместе поиграем в игру «Слова-наоборот»

– Какое молоко дает черная корова?

– Если сухой лист бросить в воду, то какой он будет?

– Если помыть грязные сапоги, то они будут…

– Когда выздоравливает больной, то он становится….

– Для медведя построят дом высокий, а для зайца…

-Для бегемота нужна широкая дорога, а для муравья….

– У Даши длинные волосы, а у Максима ….

– Конфеты сладкие, а таблетки …

– На севере холодно, а на юге …

Коммуникативная игра. «Нос к носу»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Участники свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

– Продолжаем наше путешествие. В данном месте на Острове действует магнитное поле. Вас будет притягивать друг друга к тому месту, которое я назову. Под музыку двигайтесь в любом направлении. По моей команде «Ладошка к ладошке» вы должны стать по парам и коснуться друг друга ладошками. «Коленка к коленке», «Ухо к уху», «Нос к носу», «Левая рука – правая нога».

– Улыбка Тёпы не найдена значит надо продолжать путь. Вот здесь находятся камни, давайте посмотрим может они прячут улыбку?

Ребенок берет картинку с камнями, переворачивает. На ней изображены домашние животные.

Л: Ребята, нам с вами нужно назвать детенышей животных. Мы свами справимся?

Круглый год в мороз и в зной, звери ходят на водопой.

За мамой волчицей топал … Кто? (Волчонок)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисенок)

За мамой медведицей шел … Кто? (Медвежонок)

За мамой бельчихой скакал … Кто? (Бельчонок)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок)

Л: Ребята, звери бывают разные и назвать их можно по-разному. (с мячом)

Если у лисы лапы тонкие, то она тонколапая.

У зайца длинные уши, то какой он …(длинноухий).

У белки рыжий хвост, то она какая … (рыжехвостая).

У медведя короткий хвост, то кокой он … (короткохвостый).

У ежа острый нос, то он … (остроносый).

У зайца косые глаза, то он … (косоглазый).

У лося длинные ноги, то он … (длинноногий).

– Мы с вами проделали такой путь, я думаю Тепа, что твою улыбку мы скоро найдем. Ребята, посмотрите какие маленькие елочки растут на горе, может быть елочки прячут улыбку. Давайте откроем картинку и посмотри

(Дети снимают картинку и находят улыбку, отдают Тёпе. Он надевает её и радостный благодарит детей).

Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Упражнение «Сильные волны»

Цель : пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

«Бегут по морю волны одна за другой, вверх-вниз, вверх-вниз. Возьмитесь за руки. Я приседаю, за мной следующий. За ним другой, и так далее, пока все не присядем. Потом я встаю, и по очереди встает каждый. Затем снова приседаем… видите. Как красиво бегут волны: то вверх, то вниз…»

– Как вы думаете – мы справились с заданием? (Да. Мы вернули Тепе улыбку)

– Почему улыбка Тепы пропала? Потому что дети говорили плохие слова. Как можно назвать таких людей, которые обзываются, говорят неприятные слова. Правильно – злые, сердитые, недовольные, жестокие, невоспитанные.

Каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Но злится нужно так, чтобы не обижать других людей. Есть такие игры, которые учат «правильно сердиться».

С помощью этих игр можно «прогонять злость» и становиться добрым и радостным.

«Я победил свою злость. Я спокоен».

Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок . Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.) Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш
дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и
контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен».

Упражнение «Листы бумаги или газеты»

Порвать, скомкать, можно затоптать ногами. Бросить в корзину.

Упражнение «Стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции, прокричать в стаканчик.

Пускание мыльных пузырей

  1. Заключительная часть.

– Тёпа, мы проделали такой долгий путь, решили столько разных задач, отыскали твою улыбку. Научились прогонять злость, становиться добрыми. И в этом ребятам помогли их знания, которые получили в детском саду, но дорога на этом не заканчивается и вы только в самом начале пути и ваших знаний недостаточно, чтобы добраться до вершины горы. Поэтому вам в жизни придется еще очень многому научиться и многое узнать.

– Ребята, я так вас всех полюбил, что хочу в подарок оставить каждому из вас частичку своего сердца.

(Клоун раздает сердечки, прощается со всеми и уходит)

План – конспект совместного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе по теме «Транспорт»

1. Картинки с изображением эпизодов из сказки К. Чуковского «Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде», «А за ними комарики на воздушном шарике», «Волки на кобыле», «Львы в автомобиле».

2. Веревочки для каждого ребенка.

3. Картины с изображением паровозиков, выражающих разные эмоции.

4. Картина «Изобретатели»

1. Развивать связную речь детей.

2. Тренировать в составлении творческого пересказа с придумыванием конца рассказа.

3. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

4. Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного опыта.

5. Закреплять и обобщать знания детей о транспорте.

6. Развивать продолжительный выдох, силу голоса, в процессе речевой гимнастики.

7. Формировать понимание эмоций, умение передавать эмоциональные оттенки речи средствами интонационной выразительности.

8. Развивать мелкую моторику и координацию речи и движения.

Пополнение запаса знаний по теме «Транспорт», рассматривание иллюстраций, моделей автомобилей. Беседа по данной теме:

– Какие виды транспорта тебе известны?

– Для чего человеку нужен автомобиль?

– Чем отличается движение автобуса от движения трамвая?

– Может ли трамвай объехать машину, загородившую ему дорогу? Почему? А автобус? Почему?

– Какие автомобили ездят в наших городах?

– Чем вреден для человека городской транспорт?

– Для чего нужна труба, расположенная в задней части автомобиля?

– Есть ли выхлопная труба у троллейбуса и трамвая? Почему?

– Сможет ли двигаться автомобиль, у которого заткнута выхлопная труба? Почему?

– Что, помимо легковых и грузовых автомобилей, относится к городскому транспорту?

– Какой городской транспорт меньше всего вредит человеку?

– Что такое экология?

– Что такое экологически чистый транспорт?

– Что случится с автомобилем, если заткнуть его выхлопную трубу?

1. Расскажи, что случилось бы в городе, если бы в нем исчезли все автомобили?

2. Придумай, где взять энергию для двигателя машины, чтобы он не загрязнял воздух.

3. Что сделает хозяин машины, когда поймет, что машина сломана?

Ход занятия

1. Введение в тему занятия. Дыхательная гимнастика.

Приветствие.

Педагог-психолог: – Ребята, отгадайте из какой сказки К.И. Чуковского эти слова.

«Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед».

(Показ иллюстрации)

– Они долго ехали, устали и остановились. Звери тяжело дышат. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Фу-у-у-у» (повторить 3 раза).

– «А за ним комарики

На воздушном шарике»

(Показ иллюстрации)

– Комарикам понравилось летать на шарике, они запели свою веселую песенку. Сделать вдох, на выдохе произнести: «З-з-з» с постепенным увеличением силы голоса, одновременно имитируя движения «крыльев комариков».

– «Волки на кобыле»

(Показ иллюстрации)

Поцокать на выдохе с подскоками.

– «Львы в автомобиле»

(Показ иллюстрации)

Упражнение «Мотор». Произнести на выдохе «тр-р-р», одновременно двигая кистями рук перед грудью, изображая работу мотора.

2. Упражнение для развития мелкой моторики и развития связной речи.

– Ребята, животные из сказки К.И. Чуковского «Тараканище» оставили у нас веревочки. А веревочки что-то нам рассказывают: «Сидели как-то веревочки на лавочке у домика. И тут мимо проехал большой грузовик, который вез песок на стройку. Веревочка подумала, что грузовик большой и сильный. Я тоже хочу быть такой». И превратилась она в грузовик. Помогите веревочкам превратиться в грузовик.

Практическая работа «Грузовик из веревочки». Пока дети формируют из веревочки грузовики, они цепочкой составляют рифмованный рассказ-описание «Грузовик».

Вот машина грузовая,

Она перевозит грузы.

У нее есть кузов.

Вот кабина – в ней шофер,

Впереди у машины мотор.

У машины крутятся

Все четыре колеса.

Оценить работу детей.

– Молодцы, вы не только превратили веревочку в грузовик, но и составили рассказ-описание.

3. Составление предложений по опорным словам.

– Веревочки оставили нам конверт с заданием. Нужно составить предложения по опорным словам.

Сережина мама – поехать – машина – рынок. Женщина – оставить – машина – стоянка. Мама – купить – много – продукты. Мама – поставить – машина – тяжелые сумки. Мама – заводить машина. Машина – стоять – место. Мама – звонить – Сережин папа. Папа – приехать – такси. Папа – найти – тряпка – выхлопная труба. Папа – заметить – сын. Сын – рассказать – правда. Родители – объяснить – Сережа.

4. Физминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.

Учитель-логопед и педагог-психолог:

На лошадке ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Тр-р! Стоп! Разворот!

На реке пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолёт летит, в нем мотор гудит: «р-р-р».

5. Творческий пересказ «Изобретатели».

а). Рассказ учителя-логопеда:

Три друга – Антон, Славик и Олег посещали подготовительную группу одного детского сада. Они очень любили беседы с воспитателем по экологии. Воспитатель рассказывала детям о вреде транспорта, загрязнении воздуха, старалась объяснить детям, как важно сделать жизнь вокруг себя чище, безопаснее, лучше. Как-то Олег сказал друзьям: «Я придумал, как мы очистим воздух в нашем городе!». Он позвал друзей и долго объяснял им свой план действий. В ближайшее воскресенье три друга встали рано утром и отправились на площадь. Каждый из них нес в руках по пакету со старыми тряпками. Мальчики подошли к автомобильной стоянке и стали быстро затыкать выхлопные трубы у легковых автомобилей. Они так увлеклись, что не заметили….

б). Усвоение содержания. Ответы на вопросы учителя-логопеда.

– Какие занятия, любили дети в детском саду?

– О чем говорилось на занятиях по экологии?

– Как друзья решили очистить воздух в своем городе?

в). Повторный рассказ учителя-логопеда с установкой на запоминание. Пересказ с опорой на картинку.

г). Придумывание конца рассказа.

6. Итог занятия. Формирование понимания эмоций, развитие умения передавать эмоциональные оттенки речи средствами интонационной выразительности.

Работа с картинками, на которых изображены сказочные паровозики. Один паровозик стоит на ремонте с поломанным колесом (грусть). Перед вторым паровозиком, который едет, разобраны рельсы на небольшом участке (страх). Навстречу третьему паровозику по соседним рельсам катится кораблик на колесах (удивление). Четвёртый паровозик едет, из окошек выглядывают радостные дети, вокруг дороги растут цветы, летают птички (радость).

– Посмотрите, на картинках нарисованы сказочные паровозики. Вы заметили, что у них разное настроение? Как вы думаете почему?

Дети рассказывают, какое настроение у каждого паровозика.

– Давайте озвучим каждого.

– Ах! (радостно, задорно) – радостный паровозик.

– Ой! (удивленно, звонко) – удивленный паровозик.

– Ох! (грустно) – грустный паровозик.

– Ай! (испуганно) – испуганный паровозик.

Дети передают голосом, как паровозики радуются, грустят, боятся, удивляются.

В конце занятия каждый ребенок говорит, какое у него настроение, глядя на паровозики.

Ссылка на основную публикацию