Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

Активизация речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование фольклорного материала

Свидетельство

«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык,
он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
*Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель;
*оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,
среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;
*оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
*оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения,
которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ…»
(К. Д.Ушинский)

  1. Актуализация

В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире 2014 год в Российской Федерации объявлен Президентом Годом культуры.
В настоящее время очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Безусловно, при интенсивном внедрении в жизнь компьютеризации, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.
Современная среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.
2. Краткий обзор теории
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный.
Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Фольклор называют «живой стариной». В нем, как в волшебном ларце, есть потешки и считалки, игры и песенки, загадки и скороговорки. Народная педагогика (а она лежит в основе детского фольклора) учитывает все особенности развития наших детей.
Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.
Пестушки и потешки помогают родным нянчить малыша в первый год его жизни. Существовала давняя русская традиция — все действия, связанные с уходом за детьми, сопровождать песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически выстроенная речь обостряет восприятие окружающего мира, вызывая у детей чувство радости.
Всевозможные игры (горелки, салки, жмурки, хороводы и т.д.) отвечают физическим потребностям ребенка, его активной природе. Они помогают малышу найти свое место в коллективе, учат общаться не только со сверстниками, но и с детьми старше и младше его. Это незаменимый опыт социальной адаптации, который, к сожалению, сегодня утерян.
Потешки о животных помогают ребенку познавать окружающий мир. Они развивают его память, внимание и воображение.
Сочный и образный язык небылиц, перевертышей и сказок отвечает желанию взрослых передать ребенку ощущение многокрасочности окружающего мира и способствует развитию у него чувства юмора.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Шутливые диалоги и загадки — основной материал для развития речи ребенка, его памяти и внимания, а скороговорки, чистоговорки — своего рода «народная логопедия».
Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Малые фольклорные жанры, если смотреть шире, задают ребенку определенную позитивную «программу развития».
В дошкольном возрасте складывается особый вид деятельности, направленный на познание мира – речемыслительный; при этом не накопление знаний само по себе, а обеспечение в процессе их приобретения единства мысли и слова. Освоение речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивает мыслительную деятельность. Ребенок получает возможность познавать то, что нельзя воспринимать с помощью органов чувств, учится управлять своим поведением, осознавать свою активность. Развитие речемыслительной деятельности – важная задача подготовки дошкольников к школе.
3. Методологические основы
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались К. Д. Ушинский (29), В.И. Даль (12), Д.Б. Эльконин (33), Н.Х. Швачкин (32).
Воспитательный потенциал народной педагогики высоко оценивал К.Д Ушинский (29): «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он верил в принцип «народ без народности – тело без души». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков» и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно – живой образец народного развития.
4. Результаты обследования
В большинстве случаев, дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное истолкование значения пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи.
В старшем возрасте эти дети обладают определёнными знаниями и интеллектуальными умениями, однако их логическая деятельность отличается крайней неустойчивостью и отсутствием планомерности: они обращают внимание на какой-либо один, случайно выхваченный признак, характеристику предмета или явления. Детям сложно выразить свои мысли. В речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют обобщённые слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый характер, грамматически неоформленный характер.
Вывод: Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
5. Цель работы
Оптимизация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования малых фольклорных форм.
6. Задачи
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
1.Определить теоретико-методологические основы использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5 лет с ОНР;
2. Выявить особенности понимания и употребления малых фольклорных форм детьми старшего дошкольного возраста с ОНР;
3. Разработать тематический блок использования малых фольклорных форм в работе с детьми 5 лет с ОНР с целью развития у них полноценной речевой деятельности и повышения эффективности логопедического процесса;
4. Проверить эффективность использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5 лет с ОНР.
7. Принципы
Свою работу по развитию речи детей средствами детского фольклора мы строим на следующих основных принципах:

  • интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (чтение художественной литературы, ознакомление с природой, развитие речи, различные игры, продуктивная деятельность);
  • активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
  • на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной детской деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
  • бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. 8.Внедрение

Для решения поставленных задач используем комплекс методов: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме, обследование детей, беседы с родителями, консультации, совместные праздники, досуги, выставки, чтение художественной литературы, объяснение, разучивание, игры – драматизации, создание картотеки для детей по народному фольклору: потешки, чистоговорки, скороговорки, альбом «Звукарик», дидактические игры по мотивам сказок…
В коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет следует знакомить с небылицами, частушками, былинами.
Основными формамиорганизации обучения детей, на которых используется фольклорный материал учителем – логопедом, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:
занятия по развитию лексико-грамматических средств языка;
– занятия по формированию навыков связного рассказывания;
– занятия по формированию правильного звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков в связной речи);
– логоритмические занятия.
Используются фольклорные произведения в различных структурных компонентах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики, мимической гимнастики, при выполнении различных видов массажа, дыхательных упражнений.
При использовании в коррекционно-логопедической работе фольклорного материала мы убедились в том, что:

  • При условии отбора малых фольклорных форм с учетом возрастных возможностей детей и организации систематической работы, они могут быть доступны пониманию детям с тяжёлыми нарушениями речи.
  • Использование малых фольклорных форм в логопедической работе способствуют решению таких задач,как:

образовательные – обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи;
развивающие – развитие фонематического слуха, развитие наблюдательности, развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
воспитательные – воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте.
9. Поэтапность
Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

  • проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
  • проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
  • проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
  • проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
  • проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговариваем с разными интонациями: вопросительной, весело, грустно, «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны:

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  • стимуляция умственной активности;
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:

– предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;
– продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
– уровень развития речи детей;
– учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Развивая умственные способности детей с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить его составлять собственные.
Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребенка.
Сочинение пословиц и поговорок как вид творческой деятельности можно включать как часть занятия или проводить отдельным занятием. Важно объяснить детям, что в пословице мысль выражается кратко, сжато. При составлении пословиц и поговорок нельзя добавлять лишние слова (в отличие от ответов на вопросы, где нужно формулировать полные предложения). Важно составить новую пословицу, поговорку, но при этом сохранить форму, интонационный рисунок и смысловое значение прежней.
Среди пословиц и поговорок можно найти образцы готовых игровых упражнений. Пословиц, подобных этой: «У него правды, как у змеи ног, не найдешь», можно составить очень много. Например, у жирафа не найдешь полосок, у льва – пятен, у кошки – копыт, у петуха – зубов, у крокодила – панциря, у щуки – клешней… Важно, чтобы дети научились подмечать особенности окружающего мира, закрепили бы знания, приучились бы выражать мысль словами, особым образом формулируя ее.
Работая над пониманием переносного смысла пословицы, мы развиваем у них ассоциативное мышление. «Вертит языком, как корова хвостом» – здесь язык болтливого человека, разглашающего свои и чужие секреты, сравнивается с коровьим хвостом. Пословицы и поговорки – это благодатный материал для развития и ассоциативного мышления, и образной речи.
Следует учитывать, что развитие творчества не может идти без опоры на наглядность. Использование картинок в таких играх обязательно. Они помогают детям быстрее понять и выполнить задание, создают положительный эмоциональный фон. При составлении пословиц, аналогичных такой, как «Гусь свинье не товарищ» (или «Волк коню не товарищ»), картинки не обязательно выставлять сразу парами. Детям предлагается выбрать картинки животных, кто кому, по их мнению «не товарищ». Дети сами составляют пары по этому принципу и затем сами придумывают пословицы. Только после тренировочных упражнений с наглядностью у детей появляется способность абстрагироваться.
Ознакомившись с эффективными приемами и методами работы с пословицами, можно сделать выводы:
1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость.
2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.
3. У детей повышается уровень познавательной и речевой деятельности, обогащается словарный запас.
4. Через пословицы и поговорки развивается и формируется грамматический строй, связная речь, речевая активность дошкольников с ОНР.
Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей и логопеда, а также повысить уровень усвоения материала по лексическим темам.
10. Заключение
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
Использование малых форм фольклора в работе с детьми с ОНР позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил на занятиях.
За небольшой промежуток времени, дети стали более раскрепощенными, они не боятся говорить, более интенсивно выполняют задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение со своими сверстниками. Занятия по речевому развитию стали более интересными как для них, так и для логопеда.
В дальнейшей своей работе мы будем активно использовать все виды и формы детского фольклора, чтение и рассказывание сказок, так как малые формы фольклора развивает устную речь детей, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Перспективы дальнейшей работы мы видим:
– в углублении коррекционно-развивающих возможностей малых фольклорных форм, применяемых в процессе логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР,
– в поиске путей обеспечения эффективного взаимодействия специалистов по данной проблеме,
– в интеграции коррекционно-логопедической работы на материале малых фольклорных форм с детьми, имеющими речевые нарушения.

Ссылки на источники:

Читайте также:  Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Путешествие в заповедник»

Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

В своей статье я попыталась донести необходимость выполнения артикуляционной гимнастики, ее значимость в развитии речи ребенка. На протяжении своего небольшого опыта я многократно убедилась в том, что артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью развития речи. С помощью артикуляционной гимнастики ребенок наиболее быстро овладевает правильным произношением какого-либо звука.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. У ребенка точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног – дело привычное и незнакомое для всех.

А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида упражнений:

  1. Статистические – связанные с удержанием определенной артикуляционной позы.
  2. Динамические – требующие многократно повторения одного и того же вида движений.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше всего выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнения за раз.

Упражнение не должно доводит орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения и отказ ребенка выполнять гимнастику.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неправильно, — это может привести к отказу выполнять данное упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения, подбодрите его, похвалите.

Помните, что для ребенка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить ребенка.

Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, позитивное настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться сразу. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче!

Доклад «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»

Елена Кравцова
Доклад «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»

Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи.

Тема: «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры

речи»

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Начнём с того, что выясним,что такое артикуляционный аппарат и для чего он нужен.

Артикуляционный аппарат– это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань.

Надо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от “архитектуры” которого зависит качество звука.

Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца этого органа функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Цели артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков

От этого зависит правильность и чистота произношения каждого звука. Гимнастика позволяет “поставить” язык правильно во время говорения звука — соприкасаться с языком в том или ином положении, сгибаться в разных положениях. Формирование речевых навыков ребенка осуществляется вплоть до шести лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Родителям необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у малыша не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и ребенок не испытывал трудности в общении. Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику,должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация (саливация (лат. salivatio) — выделение слюнными железами слюны. Слюноотделение крупных желез происходит рефлекторно при раздражении пищей чувствительных нервных окончаний ротовой полости или при воздействии условных раздражителей (вид, запах пищи, то перед артикуляционной гимнастикойрекомендуется проведение следующих упражнений:

1. Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3. Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.

4. Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).

5. Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей.Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования основных звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки и отработки определенных положений губ, языка мягково неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Артикуляционные упражнения преподносятся в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным.

Артикуляционная гимнастика для подвижности губ.

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

• рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

• намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

• поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).

Артикуляционная гимнастика для губ и щек.

1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.«Толстушка». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3.«Худышка». Втянуть щеки.

4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастикирекомендуются следующие упражнения:

• помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;

• вытягивание языка вперед и убирание его назад;

• стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения.Рекомендуются следующие упражнения:

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Таким образом, артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Артикуляционные упражнения в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Становится более интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Список использованной литературы:

1. Анищенкова Е. С. “Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников“,Издательство: АСТ.

2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989.

4. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.

6. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Астрель, 2007.

7. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.

8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : ГНОМ и Д, 2007.

9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.

Аналитический отчет «Создание условий для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» С каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопление предыдущими.

Опыта работы на тему «Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы» Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение,.

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (старшая группа) Старшая группа Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию.

Консультация для педагогов «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах» Мастер – класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах». Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С МБДОУ.

Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях.

Читайте также:  Логопедическая викторина 'Вопрос на засыпку'

Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Семинар-практикум для воспитателей”Аспекты формирования звуковой культуры речи” Цель: систематизация знаний педагогов по развитию звуковой.

Стендовый доклад «Предметно-развивающая среда как средство развития экологической культуры дошкольника» Захаренко Оксана Александровна воспитатель МКДОУ Конёвский детский сад Краснозёрского района Новосибирской области Предметно-развивающая.

«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста УРА! УРА! — идёт парад. Параду рад мой младший брат. Кричит парад: — УРА! УРА! А младший брат: — УА! УА! Для чего и зачем обучать грамоте.

Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи
статья по логопедии (подготовительная группа)

Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи

  1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
  2. Формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике;
  3. Совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.

Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

Так, детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на 2 вида упражнений:

Статистические – связанные с удержанием определённой артикуляционной позы;

Динамические – требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

Артикуляционную гимнастику выполняют следующим образом:

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху») .

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье. Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение. По картинкам-образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки.

Предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику по сказке

Язычок проснулся (блинчик),потянулся (язык вверх), улыбнулся (улыбочка) и пошел гулять (лошадка). Перед ним стоял забор(заборчик). Он покрасил забор (чистим зубы) и пошел дальше (лошадка). Пришел он в парк,покачался на качелях (качели),посмотрел на индюков(индюк),затем посмотрел на часы(часики),время было так много,что он бегом побежал домой(лошадка). Дома мама дала ему вкусное варенье(вкусное варенье). Затем он поиграл на барабане (месим тесто),поиграл на трубе (трубочка),на гармошке(гармошка) и пошел спать.

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования основных звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки и отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ.

Картинка служит ребенку образцом

для подражания какому-либо предмету

или его движениям при выполнении

упражнений артикуляционной гимнастики

и помогают запомнить задание. Не нужно

объяснять ему каждый раз способ

выполнения, достаточно сказать: «покажи лопатку, сделай чашечку» .

Помните о том, что для ребенка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить ребёнка.

Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Познание

Автор: Лернер Марина Васильевна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУЗ РК ВДБ ДП №2
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедическая ритмика как средство профилактики и коррекции нарушений звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 12.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию доклад на

тему: «Использование средств логоритмики в системе воспитания звуковой культуры речи у детей

старшего дошкольного возраста».

Формирование звуковой культуры речи представляет собой сложную систему, которая вклю –

развитие восприятия речи;

развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны

речи – звукопроизношение, дикция, орфоэпия, темп речи.

К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей

этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого

аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произ-

вольных движений и т. д. И, к сожалению, дефекты звукопроизношения не исправляются сами со-

бой, а лишь в процессе систематических тренировок, решающих комплексно ряд задач:

Развитие артикуляционной моторики;

Выработку правильного речевого дыхания;

Улучшение координации движений пальцев рук;

Развитие интонационной выразительности голоса;

Упорядочивание двигательных, ритмических процессов;

Совершенствование пластики движений;

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизноше-

ния, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания ис-

пользуют ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РИТМИКУ. Это форма активной терапии, целью которой яв-

ляется преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании

со словом и музыкой.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен

года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые рит-

мические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего дет –

ства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме –

ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы

в начале ХХ века. Основоположниками ритмического воспитания являются К. Орфа, Р. Штейнер и

Э. Жак – Далькроз.

Э. Жак – Далькроз создал метод «Ритмическая гимнастика»и написал работу под названи-

ем «Ритм», в которой он раскрывает возможности эффективного воздействия ритма.

В отечественной дошкольной педагогике методические рекомендации по проведению ло-

горитмических занятий впервые были разработаны русским педагогом В.А.Гринер, которая отме –

тила, что «Музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода».

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррек-

ции двигательной сферы. В соответствии с этой целью можно выделить коррекционные, образо-

вательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся:

преодоление основного речевого нарушения,

развитие силы голоса и речевого дыхания,

совершенствование движений органов артикуляционного аппарата,

развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и

динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двига –

тельной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей,

мелкой, мимической и артикуляционной).

В образовательные задачи входит:

формирование двигательных навыков и умений,

знакомство с разнообразием движений,

пространственная организация тела.

Воспитательные задачи логоритмики: содействовать эстетическому, умственному, нрав-

ственному, трудовому воспитанию личности с нарушением речевого развития;

воспитание положительных качеств личности – доброжелательность, толерантность,

эмпатия, уважение, принятие сверстника и взрослого таким, какой он есть.

Логоритмические занятия – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музы-

ки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуника-

тивные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобла-

данием одного из них и имеют необычайно широкий спектр воздействия .Средства логоритмики

необычайно разнообразны и имеют широкий спектр воздействия.

К средствам логоритмики относят:

маршировку – четкую ритмическую ходьбу под бодрую музыку, что способствует формиро-

ванию осанки, чувства темпа, координации рук и ног, выработке физиологического дыха –

ния, размеренности шага, укрепление мышц стопы и ее подвижности;

Вводная ходьба – упражнения построенные на различных видах шага.

упражнения на развитие дыхания;

упражнения на развитие голоса;

упражнения на формирование согласных;

упражнения на развитие мышечного тонуса;

упражнения, активизирующие внимание;

упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

упражнения на формирование чувства музыкального темпа;

упражнения для формирования чувства ритма.

Из всего многообразия средств логоритмики хочу остановиться на тех, которые непосред –

ственно направлены на постановку правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика связана с выработкой лучшей координации и совершен-

ствования органов артикуляционного аппарата детей. От того, насколько быстро, четко и согласо-

ванно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция. Правильная артикуляция – залог хорошей

дикции и звучности голоса.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положе –

ние обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнасти –

ку необходимо включать статические и динамические упражнения для языка, губ, нижней челю –

сти. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяют с учетом характера и тяжести

речевого нарушения. Упражнения выполняются ритмично под счёт на акцент в музыке. Позднее

детям можно предложить задания, в которых артикуляционная поза сочетаются с движением

разных частей тела:

– открыть широко рот и развести руки в стороны;

-округлить губы и руками показать обруч;

– вытянуть губы « трубочкой» и подтянутся за руками вперёд;

– растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встать на носки.

Предлагаю вашему вниманию занимательную артикуляционную гимнастику «УТРО С

КОТИКОМ МУЗИКОМ».

Автор данной артикуляционной гимнастики – Арсеневская Ольга Ни-

колаевна. Обратите внимания на экран, Я буду зачитывать четверостишье, а на экране будут появ –

ляться фотографии детей выполняющих артикуляционные упражнения. Соответствующие стихо-

Котик Музик утром встал, (Дети потягиваются)

Чистить зубки побежал. (В улыбке открывают рот)

Вправо-влево, вправо –влево(Кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами) Чистим

Пополощем ротик, Как чистюля котик.(Имитация полоскания рта)

Музик наш расчёску взял, (В улыбке закусить язык зубами)

И причёсываться стал.

Мы за ним не отстаем;(«Протаскивать» язык между зубами вперёд- назад)

Всё покажем языком.

Дальше по порядку (Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы,

Делаем зарядку! «спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8-ми)

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.( Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы)

«Футбол» (Кончик языка утирать то в одну, то в другую щёку)

«Блинчик» (Удерживать широкий кончик языка на нижней губе под счёт до 5)

«Оближем губки» ( Облизать по кругу верхнюю, а затем нижнюю губу)

«Чашечка»(Загибаем боковые края языка в виде чашечки, тянем к носику. под счет до 5. Ритмич-

Яркие иллюстрации и несложный стихотворный текст делают гимнастику увлекательной для де –

тей, что облегчает её проведение и делает процесс более приятным.. (слайды)

Позднее детям можно предложить задания, в которых артикуляционная поза сочетаются с

движением разных частей тела:

– открыть широко рот и развести руки в стороны;

-округлить губы и руками показать обруч;

– вытянуть губы « трубочкой» и подтянутся за руками вперёд;

– растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встать на носки.

Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озву-

ченный выдох). Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает

нормальное голосо- и звукообразование , сохраняет плавность речи, создает возможность в зави-

симости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Задача воспитателя — по-

мочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному

диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе

речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.

При работе над дыханием обращают особое внимание на развитие продолжительного, равномер-

ного выдоха у детей. Соотношение выдоха и вдоха 1:3 Хорошо развивает продолжительность вы –

доха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь тоже необходима помощь музыкаль-

ного руководителя. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным тек-

стом, фразы в которых должны быть короткими.

Упражнения дыхательной гимнастики лучше проводить ежедневно в течении 5- 10 минут в хо-

рошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе ло-

Необходимо приучать ребенка делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох

был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации

на этих процессах. При этом постоянно напоминать, что говорить нужно только на выдохе. Осо-

бое значение придавать использованию всевозможным играм и игровых приемов, стихотворных

текстов, которые вызывают интерес к занятиям и делают характер выполнения упражнений не-

В первые месяцы логопед является ведущим при проговаривании текста, ребенок произно-

сит только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем ребенок произносит текст само-

стоятельно. В специально подготовленных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах также ав –

томатизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Как выполнять упражнения

воздух набирать через нос

плечи не поднимать

выдох должен быть длительным и плавным

необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно при-

нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к голо –

В качестве наглядного примера предлагаю вам «Веселую разминку» – комплекс дыхательных и

физических упражнений под чтение стихотворных текстов . В комплексе упражнений использует-

ся сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастает объем

и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируется и ритмизируется

общие и дыхательные движения, и в целом, улучшается функциональная деятельность всех орга –

нов и систем организма.

Дифференциация носового и ротового дыхания.

Упражнение№1. « Ветер дует»

Стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

( Руки перед собой , наклон вперед, подуть.)

(Руки положить на грудь и подуть на них)

Развитие силы диафрагмального выдоха.

Закрепление диафрагмального типа дыхания.

Упражнение№2. «Деревце качается»

Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо,

(Дуть, махи руками в лицо, сильная воздушная струя.)

( Наклоны туловища вперед, влево.)

Ветер тише, тише, тише.

(Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя.)

Деревцо все выше, выше.

(Потянуться, руки вверх.)

Развитие речевого дыхания.

Значительную роль в формировании правильного звукопроизношения и речевого дыхания

играют упражнения, основанные на пропевании гласных звуков в сочетании с движением.

Приведу пример подобных упражнений:

«Цветок распускается». Исходное положение — стоя, руки опущены. Руки через

стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А-а-а» — выдох.

«Рубим дрова». Исходное положение — стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Пря-

мые руки вверх — вдох. Наклон — поём: «У-у-у»

«Пускаем облачко». Исходное положение — стоя, руки опущены. Руки в стороны

— вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются

вперёд ото рта— выдох

«Держим большой мяч». Исходное положение — стоя, руки опущены. Руки в сто-

роны — вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э»

«Маятник». Исходное положение —стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми

кулаками вперёд — вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — вы-

«Поймаем лучик» — [и]. Исходное положение — стоя, руки опущены — вдох.

Руки плавно поднимаются вверх— выдох: «И-и-и.» (слайды)

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. Постепенно можно

включать более сложный материал, произносимый на выдохе( звуки, слоги, словосочетания, слова

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети

легко справляются с предыдущим упражнением.

Упражнение№ 3. «Косари»

Сопровождается соответствующими пантомимическими движениями с произнесением на выдохе

междометий: УХ. ЭХ, АХ и т.д. Выполнять можно под мелодию марша : на слабую долю вдох и

«отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Упражнение№ 4. «А-У».

Ход игры. На слова взрослого дети разбегаются и прячутся.

По поляне разбежались

И в лесу все потерялись.

Буду я в лесу искать.

Как же их найти, собрать?

Взрослый поёт»А-У» по звукам затакта мелодичной песни Ю.Чичикова «Спасибо» Дети отвеча-

Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обу –

ченный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако неслож –

ные упражнения вы можете выполнять и сами. Вот несколько примеров логоритмических упраж-

Закрепить правильную артикуляцию и поставленный звука [С] Упражнение «Сыпется песок» Ве-

дущий напоминает детям артикуляцию звука : Подул ветерок, посыпался песок. Покажите, как

поёт ветерок песенку– “с-с-с-сс-с-с-с-с” – улыбнитесь, опустите кончик языка за нижние зубы,

зубы сближайте и дуйте. – “с-сс-с-с”..

Упражнение с пропеванием слогов закрепляет звук [С ]в открытых слогах

Упражнения с пропеванием чистоговорок закрепляет звук [С] в открытых слогах, словах и

предложениях. Чистоговорка – это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо

звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки

звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, рече-

вого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторо –

За”основу” чистоговорки. брался последний слог в слове и повторялся в начале чистоговорки

столько раз, сколько было в этом слове слогов. Получалась “основа” чистоговорки.

В завершении хочу еще раз подчеркнуть, что настоящее время ощущается дефицит сенсор –

ного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте,

чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции

функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребен –

ка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, не –

восполнимым в будущем.

Логоритмика способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: развивает

неречевые процессы (координацию движений, правильное дыхание, музыкальность); способству –

ет развитию эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, активного словаря,

мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации, что в комплексе создает основу не только

для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произвольном ас –

пекте. Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становле-

ния речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения,

заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негати –

визмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к

выполнению логопедических упражнений и т.д.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ре –

бенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный

настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

Презентация на тему Консультация для воспитателей детского сада. Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

Презентация на тему Консультация для воспитателей детского сада. Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи, предмет презентации: Педагогика . Этот материал содержит 17 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Педагогика
  • Консультация для воспитателей детского сада. Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

Слайды и текст этой презентации

Консультация для воспитателей детского сада

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
КАК средство развития звуковой культуры речи

Подготовила учитель-логопед МДОУ «Ягодка»: Брус Светлана Анатольевна

г. Лабытнанги
2014 г.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
У ребенка точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое.
Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?
Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на 2 вида упражнений:

Статистические – связанные с удержанием определённой артикуляционной позы.

Динамические – требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

Начнем выполнять артикуляционную гимнастику:

1.
«Окошко»
-Широко открыть рот – «жарко»
-Закрыть рот – «холодно»

2.
«Чистим зубки»
-Улыбнуться, открыть рот
-Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

3.
«Месим тесто»
-Улыбнуться
-Пошлепать языком между губами
«пя-пя-пя-пя-пя»
-Покусать кончик языка зубками
(Чередовать эти два движения)

4.
«Чашечка»
-Улыбнуться
-Широко открыть рот
-Высунуть широкий язык
-Придать ему форму
«чашечки»

5.
«Дудочка»
-С напряжением вытянуть губы
(зубы сомкнуты)

6.
«Заборчик»
-Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

7.
«Маляр»
-Губы в улыбке
-Приоткрыть рот
-Кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо

8.
«Грибочек»
-Улыбнуться
-Покоцать языком, (будто едешь на лошадке)
-Присосать к небу широкий язык

9.
«Киска»
-Губы в улыбке, рот открыт
-Кончик языка упирается в нижние зубы
-Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

10.
«Поймаем мышку»
-Губы в улыбке
-Произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка
( поймали мышку за хвостик)

11.
«Лошадка»
-Вытянуть губы
-Приоткрыть рот
-Поцокать узким «языком»
(как цокают копытами лошадки)

12.
«Пароход гудит»
-Губы в улыбке
-Открыть рот
-С напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

13.
«Слоник пьет»
-Вытянув вперед губы трубочкой, образовать «хоботок слоника».
«Набирать водичку»

14. «Индюки болтают» -Языком быстро двигать по верхней губе «бл-бл-бл-бл»

15.
«Орешки»
-Рот закрыт
-Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
-На щеках образуются твердые шарики- «орешки»

16.
«Качели»
-Улыбнуться
-Открыть рот
-Кончик языка за верхние зубы
-Кончик зыка за нижние зубы

17.
«Часики»
-Улыбнуться, открыть рот
-Кончик языка (как часовую стрелку)
переводить из одного уголка рта в другой

18.
«Блинчик»
-Улыбнуться
-Приоткрыть рот
-Положить широкий язык на нижнюю губу

19.
«Вкусное варенье»
-Улыбнуться
-Открыть рот
-Широким язычком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

21.
«Гармошка»
-Улыбнуться
-Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу)
-Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

22.
«Барабанщик»
-Улыбнуться
-Открыть рот
-Кончик языка за верхними зубами : «дэ-дэ-дэ»

23.
«Загнать мяч в ворота»
-«Вытолкнуть» широкий язык между губами
(словно загоняем мяч в ворота)

Ссылка на основную публикацию