Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях

НазваниеИспользование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях
Дата публикации02.07.2013
Размер115.27 Kb.
ТипДокументы

100-bal.ru > Философия > Документы

Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях.
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц, широко использовали их в работе с детьми. Чаще всего применяли пословицы в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Высоко ценили значение пословиц выдающиеся представители русской педагогики – Л.Н. Толстой, Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров. Н.А. Корф и другие. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе. В пословицах отражается «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления». А.М. Леушина совершенно справедливо считает пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи и логической мысли. «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

По мере вхождения пословицы в быт дети начинают очень чутко чувствовать иронию, юмор в пословицах, сами начинают пользоваться ими в своём обиходе наряду с яркими, короткими рифмованными фразами из народного языка, как, например «бежать без оглядки», «ни слуху, ни духу», «дух захватывает» и т.д. Использование пословиц активизирует речь, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль». Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение. Через пословицы дети общаются с многочисленным автором – народом, воспринимают его мысли и чувства, усваивая пословицы, дети начинают понимать идеи и чувства народа, строй мысли, язык.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их друзья.

На своих логопедических занятиях я тоже стараюсь применять пословицы. Известно, что речь многих младших школьников имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, замена одних звуков другими и т.д. Исправление речи – процесс длительный, требующий систематической работы, как со стороны логопеда, так и родителей. Наряду с применением основных методов и приёмов, вспомогательную роль могут сыграть в этом деле народные пословицы.

Фонд русских пословиц очень богат, логопед может подобрать их на автоматизацию самых разнообразных звуков. Способов и методов применения и использования пословиц очень огромный. Я бы хотела остановиться на некоторых видах работ с пословицей.

  1. Предлагаются предложения, смысл которых необходимо заменить пословицами или поговорками.

2. Закончи пословицу.

Терпение и труд … всё перетрут.

Дело мастера … боится.

С волками жить… по волчьи выть.

Яблоко от яблони … недалеко падает.

Грамоте учиться … всегда пригодится.

Худой мир … лучше доброй ссоры.

На безрыбье … и рак рыба.

Один в поле … не воин.

Ученье свет … а неученье – тьма.

Что посеешь… то и пожнёшь.

Шила в мешке … не утаишь.
3.Составь пословицу правильно.

1 лист. 1. Едешь на день, а сам не плошай. 1.

2.Заставь дурака молиться, а всё молока от него не добиться. 2.

3. Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит. 3.

4. Как с быком не биться, он и лоб расшибёт 4.

5. На бога надейся, хлеба бери на неделю. 5.

6. Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу. 6.
2 лист. 1. Где любовь и совет, там и рвётся. 1.

2. Жена приласкает, свинья не съест. 2.

3. За двумя зайцами погонишься, бей молотом. 3.

4. Где тонко, там и горя нет. 4.

5. Господь не выдаст, а мать пожалеет. 5.

6. Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь. 6.
3 лист. 1. Гром не грянет, коли делать нечего. 1.

2. Взял лыко, один раз отрежь. 2.

3. Красна птица пером, да дураку досталась. 3.

4. Умная голова, а человек умом. 4.

5. Семь раз отмерь, отдай ремешок. 5.

6. Скучен день до вечера, мужик не перекрестится. 6.
4. Вспомнить пословицы или поговорки, в которых встречаются числа.

Один с сошкой – семеро с ложкой.

Семеро одного не ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

В одном пере и птица не родится.

Где два, там не один.

Два и на поле воюют, а один и на печи горюет.

Один, да дорог, не надобно и сорок.

Один и камень не сдвинешь, а артелью и гору поднимешь.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Сто голов, сто умов.

Семеро по лавкам.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Один воин тысячи водит.

Один волк гоняет овец полк.

Весна да осень – на дню погод восемь.

5. Закончи пословицу или поговорку.

Терпение и труд … всё перетрут.

Дело мастера… боится.

С волками жить… по волчьи выть.

Яблоко от яблони… недалеко падает.

Грамоте учиться… всегда пригодится.

Худой мир… лучше доброй ссоры.

На безрыбье… и рак рыба.

Один в поле… не воин.

Ученье – свет… а неученье – тьма.

Что посеешь… то и пожнёшь.

Шила в мешке… не утаишь.

6. «Путаница». Буквы внутри каждого слова перепутаны, вернуть буквы на свои места и правильно прочитать пословицу или поговорку.

Яакадж укриац сойв сатесн хлатив. (Каждая курица свой насест хвалит.)

Молб тынес не шишеропьб. (Лбом стены не прошибёшь.)

Комсав ен сузар листасорь. (Москва не сразу строилась.)

Явось ашно не ятент. (Своя ноша не тянет.)

Сестольм огорад брере. (Смелость города берёт.)

У смие якенн ядит бзе зугал. (У семи нянек дитя без глазу.)

Чеут шокак, ёьч омся алъес. (Чует кошка чьё мясо съела.) и т.д.
7. «Ошибка наборщика». Вернуть поговоркам первоначальный вид, так как начало от одной пословицы, а конец от другой.

Баба с возу, а хомут найдётся.

Беды мучат, а руки делают.

Без труда не накинешь платок.

На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.

Глаза страшатся, да уму учат.

Была бы шея – кобыле легче.
8. Какой пословицей можно озаглавить ситуации.

Лентяй: Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, дружочек, нет.

Теперь мне гулянье не впрок.

Дай прежде окончу урок.

(Кончил дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час.)

Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и, наконец, получила двойку.

  • Это случайно, – оправдывалась она.

(Что посеешь, то и пожнёшь.)

Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали на помощь и Валерия, который больше всех качался на них.

  • Вот ещё, – возмутился Валерий, – буду я возиться!

(Любишь кататься, люби и саночки возить.)
Ситуация №4.

Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить «тяп-ляп».

Весь шёлк искромсала – изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть волшебных слов.

(Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
9. Из стихотворения выбрать пословицы и поговорки. Объяснить их значение.

Что без труда мечта мертва;

Что дело мастера боится;

Что жизнь дана нам для добра;

Что друг не тот, кто мёдом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет;

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего;

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит?

Где растяпа да тетеря,

Там не прибыль, а потеря.

И, конечно, без труда

Не вытащишь и рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Согласитесь: лень и плут

До добра не доведут. (10 пословиц)
10. Из слов составить пословицу. (Деформированное предложение).

ПредложенияПословицы или поговорки
Учись всю жизнь.Век живи, век учись.
Беречь время.Делу время – потехе час.

Разумно жить – минутой дорожить.

Береги здоровье.Береги платье снову, а здоровье – смолоду.

Больной и сам не свой.

Не болтай.Держи язык за зубами.
Будь гостеприимным.Гостю щей не жалей, а погуще налей.

Гостю почёт, а хозяину честь.

Не торопись, делай всё аккуратно.Делано наспех, делано насмех.

Поспешишь, людей насмешишь.

Держи слово.Не давши слова, крепись, а давши – держись.
Не завидуй другим.Завидущи глаза не знают стыда.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Не ссорься.Ссора до добра не доведёт.

Лучше худой мир, чем добрая ссора.

Доводи начатое дело до конца.Сделал дело – гуляй смело.

Не верь началу – верь концу.

Новыхдрузейнаживай,астарыхнезабывай.
Чегосебенехочешь,тогоидругомунеделай

11. В кроссворде зашифрована пословица.

1
  1. Назовите длиннохвостую мышеловку. (Кошка)
  2. Назовите один из предметов детских развлечений. (Игрушка)
  3. Маленькая серая плутовка. (Мышка)
  4. Следы печали на лице. (Слёзы)

(Кошке – игрушки, мышке – слёзы.)
11. Пословицы и поговорки на заданную тему.

Учи других – и сам поймёшь.

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Век живи – век учись.

За учёного трёх неучёных дают, да и то не берут.

Всякое полузнанье – хуже всякого незнанья.

Знание лучшее богатство.

Не кичись, а учись.

Голая речь – не пословица.

На пословицу ни суда, ни расправы.

На рынке пословицы не купишь.

Пень – не околица, глупая речь – не пословица.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Красна речь пословицей.

На всякого Егорку есть поговорка.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Друг познаётся в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Без друга жить – самому себе постылым быть.

Верному другу цены нет.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Друг научит, а недруг проучит.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Ссора до добра не доводит.

Поделись, да не подерись.

Дружба и братство дороже богатства.

Друзья познаются в беде.

помогай другу везде. не оставляй его в беде.
Труд.

Без труда нет плода.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Без работы и печь холодна.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Без дела жить, только небо коптить.

Праздность – мать порока.

Всякое уменье трудом даётся.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Не работы бойся, пусть она тебя боится.

Не печь кормит, а руки.

Терпение и труд всё перетрут.

Играть – играй, да дело знай.

Поспешишь – людей насмешишь.

Каков мастер, таково и дело.

Не будет скуки, если заняты руки.
Природа.

Весною дождь растит, а осенью гноит.

Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.

В ноябре зима с осенью борется.

Январь – году начало, а зиме – середина.

Февраль богат снегом, а апрель водой.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Что летом родится, зимой пригодится.
12. Пословицы на заданные звуки и буквы.

А – Азбука к мудрости ступенька.

У – Ученье – путь к уменью.

Учить – ум точить.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

О – Слово пуще стрелы разит.

Слово давать, так слово держать.

И – Июль – макушка лета.

В июне на дворе пусто, а на поле густо.

Ы – Нашей армии сыны – Родине верны.

Б – Если бы, кабы, на печи росли грибы.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Люблю греться, как бы не обжечься.

Была бы охота, закипит работа.

П – Правда светлее солнца и дороже золота.

В – Поговорка – цветочек, пословица ягодка.

Метил в ворону, попал в корову.

От ворон отстал и к павам не пристал.

Привычка – вторая натура.

Не всякому слуху верь.

Д – Старый друг лучше новы двух.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Все за одного – один за всех.

Шуба нова, да в подоле дыра.

Не изведав броду, не суйся в воду.

Ссора до добра не доведёт.

Один раз солгал, а другой раз не поверят.

Лесом шёл, а дров не видал.

Т – Труд кормит, а лень портит.

Терпенье и труд.

Без трудов нет плодов.

З – Здоровье всего дороже.

Золото и в грязи блестит.

Одной рукой узла не завязать.

С – Смелого пуля боится.

Смелость города берёт.

Свой глаз – алмаз.

Всему своё время.

Береги нос в сильный мороз.

Где снег, там и след.

Старая собака понапрасну не лает.

Ц – Конец – делу венец.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Молодец на овец, а на молодца и сам овца.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Ж – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Как поживёшь, так и прослывёшь.

Лёжа хлеба не добудешь.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Ш – Поспешишь – людей насмешишь.

Шутка – минутка, а заряжает на час.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Как постелешь, так и поспишь.

Руки не рпотянешь, с полки не достанешь.

Шила в мешке не утаишь.

Ч – Делу – время, потехе – час.

Кочил дело – гуляй смело.

Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.

Гора с горой не сойдётся. а человек с человеком встретятся.

Щ – Рощи да леса – всему краю краса.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Товарищ за товарища в огонь бросится.

Гостю щей не жалей, а погуще налей.

Всякой вещи своё место.

Г – Много снега – много хлеба.

Уголь сажи не белей.

Где густо, где пусто, где нет ничего.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

За гриву не удержался, за хвост не удержишься.

К – Корень учения горек, а плод сладок.

Как аукнется, так и откликнется.

Коси, коса, пока роса.

Волка на собак в помощь не зови.

Х – Хлеб целины – сила и гордость страны.

Снег на полях – хлеб в закромах.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Волк для овец плохой пастух.

Хорошая нива только у коллектива.

Р – На родной стороне и камушек знаком.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Не даром говорится, что дело мастера боится.

Без труда, не вынешь и рыбку из пруда.

Чужими руками жар не загребай.

Кривому и прямое криво.

Л – Ложь дружбу губит, почему дружба её и не любит.

Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

Знание пословиц и поговорок развивает у детей мышление, память, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи. Для лучшего запоминания пословиц хорошо использовать рисунки.

Скачать:

ВложениеРазмер
poslovitsy.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пословиц и поговорок

в логопедической практике.

О.А. Алексеева учитель-логопед МБДОУ №16

п. Реммаш Сергиево-Посадского района

«Ученье свет, а неученье тьма»,

«Была бы охота, наладится любая работа».

Попытайтесь перевести эти пословицы на какой-нибудь иностранный язык. Скорей всего дословного перевода не будет. Просто невозможно перевести народную мудрость, самобытность русского языка!

Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Пословицы украшают нашу речь, делают ее интересней.

Знание пословиц и поговорок развивает у детей мышление, память, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает детей народной мудростью. Пословицы и поговорки учат детей рассуждать, думать, делать выводы.

К сожалению, в современном русском языке пословицы и поговорки можно услышать лишь в речи старшего поколения, молодые люди практически не используют их в своей речи. Это объясняется, на мой взгляд, слабым знанием русского фольклора и литературы, вследствие их недостаточного изучения и отсутствием методик по использованию пословиц и поговорок в повседневной жизни. Конечно же, многие педагоги стараются путем внедрения собственных методик довести до детей смысл и значение русского фольклора, в том числе пословиц и поговорок.

В своей логопедической практике я использую пословицы и поговорки во время автоматизации звуков на уровне предложения:

Звуки «Д – Дь» – «Жизнь д ана на д обрые д ела», «Без тру д а не вынешь рыбку из пру д а», « Д олог д ень до вечера, коли д елать нечего» .

Звуки «К – Г» – « К ончил дело – г уляй смело».

Звук «Ч» – «Хочешь есть кала ч и – не сиди на пе ч и», «Под лежа ч ий камень вода не те ч ет», «Любишь кататься, люби и сано ч ки возить».

Звук «Ш» – « Ш ила в ме ш ке не утаи ш ь», «За двумя зайцами погони ш ься, ни одного не поймае ш ь», «Поспе ш и ш ь, людей насме ш и ш ь», «В гостях хоро ш о, а дома луч ш е».

Звук «О» – «Один в п о ле не в о ин», В зимний х о лод всякий м о лод», «При с о лнце тепл о , а при матери добр о ».

Звук «М» – « М осква – всем города м м ать».

Звуки «Л – Ль» – « Ма л енькое де л о л учше бо ль шого безде ль я».

Звук «К» – « К расна птица пером, а челове к умом»,

При изучении лексических тем, особенно времен года, также хорошо знакомить детей с пословицами, они лучше запомнят сезонные признаки.

«Зима» – «Много снега, много хлеба», «Зимний денек, что комариный носок», «Мороз не велик, а стоять не велит»».

«Весна» – «Много воды – много травы», «Апрель с водой, май с травой».

«Осень» – «Осень – перемен восемь ».

«Лето» – « Как летом потопаешь, так зимой полопаешь», «Июль – макушка лета».

Очень много разнообразных пословиц можно подобрать для воспитания у детей трудолюбия и развития нравственности (особенно по теме «Дружба»).

Для лучшего запоминания пословиц я использую рисунки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками».

Об использовании пословий и поговорок на школьных занятиях.

Пословицы в работе учителя-логопеда.

Проводя коррекционную работу во время режимных моментов, комментируя приём пищи детей дошкольного возраста, учитель-логопед может использовать пословицы и поговорки. Подборка п.

При знакомстве детей с пословицами особое место уделяется пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в речи.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

подборка пословиц и поговорок на тему безопасности на русском и якутском языках.

Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

Екатерина Баркарева
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей. Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.

Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.

Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл, ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.

Использование в логопедической работе малых фольклорных форм как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу. Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов. Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года».

Цели: 1. Расширить и закрепить знания и представления о зиме.

2. Активизировать словарь по теме «Зима».

3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме.

4. Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в посло-

вицах и поговорках.

5. Обогатить лексику родственными словами (мороз).

6. Учить вести диалог по содержанию рассказа.

7. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: сюжетные картины «Зимой на катке», «Зима. Игры на

свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым», «Зима. На горке».

Ход занятия:

1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.

(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке».)

– Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.

(На картине изображена зима.)

– Где находятся дети (Дети находятся на катке.)

– Что они делают (Они катаются на коньках.)

Послушайте стихотворение «На катке»:

Блестят коньки, блестит каток

Пушистый снег искрится.

Надень коньки свои, дружок

Пускай тебя, щипнёт мороз –

Смотри, не испугайся.

Пусть заморозит он до слёз –

Ему не поддавайся!

Не отпускай, скользи вперёд,

Лети быстрее птицы.

Мороз упрямый отстаёт

От тех, кто не боится!

– Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)

– От кого он отстаёт (От тех, кто не боится.)

– Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза (Они катаются,

двигаются, резвятся, играют в хоккей.)

(Словарная работа: резвятся)

2. Работа с пословицами и поговорками.

(На доске добавляются сюжетные картины: «Зима. Игры на свежемвоздухе»,«Зима. Помощь взрослым».)

– Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не за-

мёрзнуть? (Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков,

играют в снежки, разгребают снег.)

– Известна ли вам пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?

– Как вы понимаете её смысл (Ответы детей.)

– Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста

двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о

морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице

«Мороз не велик, да стоять не велит»:

Без мороза вода не замёрзнет.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Снег холодный, а от мороза укрывает.

Зима лодыря морозит.

(Дети выбирают подходящие пословицы.)

Художник-невидимка Маршируют по кругу друг за другом

По городу идёт. высоким подниманием колена.

Всем щёки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг,

Всех за нос ущипнёт. трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.

А ночью он, пока я спал, Идут на цыпочках друг за другом.

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал Останавливаются лицом в круг,

Сверкающие листья. «рисуют» листья воображаемой кистью.

4. Работа с текстом.

(Надоске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке».)

Послушайте рассказ «Морозный день»:

Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погу-

лять. Мама их предупредила: «Сегодня на улице мороз!»

Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мо-

роза и надел: кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу,

рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль.

На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал

и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на

шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз.

Когда мальчики вернулись домой, Саша сказал маме: «Какой чудесный

морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.

– Кто испугался мороза?

– Как Коля спасался от мороза?

– Что делал на улице Саша?

– Кому из братьев было холодно на морозе и почему?

– Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да

стоять не велит»?

– Вспомните другие пословицы. (Мороз ленивого за нос хватает, а

перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)

– А как вы себя ведёте на улице в мороз?

Игра «Исправь ошибку»

(Педагог произносит пословицы с искажением, а дети исправляют ошибки.)

Мороз не велик, да стоять велит.

Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.

Зима лодыря согревает.

Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)

– Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)

– Как назовём очень сильный мороз? (морозище)

– Мороз что делает? (морозит)

– Если зимой на улице мороз, то день… (морозный).

– Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)

– Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)

– Где замораживают продукты? (в морозильнике)

– Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)

– Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод.

– Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица).

Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Детский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование коллажей и коллективных творческих работ на логопедических занятиях Коллаж (с франц. буквально – наклеивание) — прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов,.

Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Учитель-логопед МКДОУ №85 Петухова Светлана Владимировна Преодоление задержки.

Использование пальчиковых тантамаресок на логопедических занятиях Тантамареска — это стенд для фотографирования. Когда-то тантамарески украшали практически каждый фотоальбом после летнего отдыха на курорте.

Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку Основным положением современной методики является максимальная адекватность условий, способствующих образованию коммуникативных навыков.

Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок в учебно-воспитательной работе с дошкольниками» В зависимости от степени обобщенности выделяют ІІІ вида пословиц. I. Пословицы – максимы, фиксирующие конкретные моменты действительности.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным.

Особенности использования дидактических игр на занятиях Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как.

Использование пословиц и поговорок в логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР

Аграмматическая дисграфия, одна из распространенных видов нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), связана с недоразвитием грамматического строя речи и проявляется в аграмматизмах в процессе письма.

Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях обусловлено огромным воспитательным, эстетическим и развивающим их потенциалом.

Содержимое разработки

Васильева Ирина Георгиевна

учитель-логопед высшей категории

ГБОУ Уфимская коррекционная школа для обучающихся с задержкой

психического развития Республики Башкортостан

Использование пословиц и поговорок в логопедической работе

с младшими школьниками с ЗПР

Аграмматическая дисграфия, одна из распространенных видов нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), связана с недоразвитием грамматического строя речи и проявляется в аграмматизмах в процессе письма. Данная дисграфия носит стойкий характер, поэтому логопедическая работа часто носит длительный характер и проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи.

К сожалению, в современной логопедии отсутствует речевой материал для коррекционной работы с обучающимися 3 – го и 4 – го классов, имеющими задержку психического развития, поэтому логопеды-практики коррекционных школ подбирают его самостоятельно. В качестве речевого материала могут служить пословицы и поговорки.

Чем они отличаются? Поговорка не всегда является целой фразой, законченным предложением, – часто это только намек. Пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное. Именно пословицы могут служить в качестве речевого материала для логопедической работы по темам: «Антонимы», «Синонимы», «Многозначность слов», «Изменение имен существительных по падежам», «Предлоги» и т.д.

Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях обусловлено и огромным воспитательным, эстетическим и развивающим их потенциалом. Пословицы и поговорки передают из поколения в поколение познавательный опыт народа, его морально-этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные нормы. Они отражают представления людей о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе, общественном долге, верности Отечеству т.д.

В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и объяснять скрытый смысл народных изречений, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития обучающихся.

Смысл не всех пословиц доступен пониманию младших школьников с задержкой психического развития. Ученые выделяют ряд особенностей детей данной категории, которые приводят к затруднениям в понимании скрытого смысла пословиц и поговорок:

– своеобразие мыслительной деятельности в целом и несформированность предпосылок словесно-логического мышления (склонность к конкретизации, ригидность, поверхностность, трудности абстрагирования и т.д.);

– особенности речевого развития (бедность словаря, трудности понимания лексико-грамматических и логических речевых конструкций и т.д.);

– суженый диапазон эмоционального фона;

– пониженная общая способность к обучению.

Поэтому на логопедических занятиях целесообразно использовать те пословицы, смысл которых доступен пониманию младших школьников, связан с их жизненным опытом, и не требуется большого количества времени для уточнения их смысла. В данном случае пословицы выступают только как речевой материал для формирования лексико-грамматических средств языка. Целесообразно использовать пословицы о временах года, о труде и лени, о дружбе, о необходимости учиться и т.д. Низкий уровень развития словаря детей с ЗПР предполагает при использовании пословиц проведение обязательной словарной работы.

Речевой материал, который приводится ниже, можно использовать в качестве как устных, так и письменных заданий.

1.Прочитать пословицы, найти в них антонимы.

Родимая сторона – мать, а чужая – чужбина. Маленькая дружба лучше большой ссоры. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни. Труд кормит, а лень портит. Хороша веревка длинная, а речь короткая.

2.Составить пословицы, найти в них антонимы.

Труд кормит, а говори меньше.

У короткого ума а враг поддакивает.

Ради нового дружка а говорить порознь.

Знай больше, а лень портит.

Петь хорошо вместе, старого не бросай.

Друг спорит, длинный язык.

3.Списать пословицы, подчеркнуть в них антонимы.

Маленькое дело лучше большого безделья. В умной беседе ума набраться, а в глупой свой растерять. Поменьше говори, побольше слушай. Старый друг лучше новых двух. Легче друга потерять, чем найти. Горьким лечат, а сладким калечат.

Списать пословицы и поговорки, найти в них синонимы.

Спеши не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга нет. Переливает из пустого в порожнее. Кто любит трудиться, тот без дела не сидится. Глядеть глядим, а видеть ничего не видим.

Тема: Многозначность слов

Прочитать пословицы, объяснить значение слова «золотой»

Воля птичке лучше золотой клетки. Золотые ручки не испортят мучки.

Не велик соловей, да голосок золотой.

Тема: Парные согласные в корне слова

Списать пословицы, вставляя буквы. Устно подобрать проверочное слово.

Кто лени(в-ф), тот и сонли(в-ф).

Был бы пиро(к-г), найдется и едо(к-г).

В зимний холо(т-д), всякий моло(т-д).

Береги но(с-з) в зимний моро(с-з).

Где сне(к-г), там и сле(т-д).

Мал золотни(к-г), да доро(к-г).

Холо(т-д) не терпит голо(т-д).

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Дательный падеж имен существительных.

Вписать в пословицы окончания, объяснить их смысл.

Грамот… учиться всегда пригодится. Дел… время, а потех… час. Птиц… нужны крылья, а человек… разум. Брат сестр… не указ в стряпне. Не расти яблочк… на елочке.

Творительный падеж имен существительных единственного и множественного числа.

1.Списать пословицы, раскрывая скобки.

Крепкую дружбу и топор… не разрубишь. Мир освещается солнц…, а человек знании…. Февраль силен метель…, а март – капель… . Февраль богат снег…, апрель – вод…. Сентябрь пахнет яблок…, октябрь – капуст…. Молод тел…, да стар дел…. Не гладь лошадь рук…, гладь овс…. Кон… – овес, а земл… – навоз.

2.Вписать в пословицы окончания, объяснить их смысл.

Весна красна цвет… , а осень плод… .Птицы сильны крыль…, а человек дружб… . дерево держится корн…, а человек друзь… . Колчан хорош стрел…, а обед пирог…. Слов… хлеба не засеешь.

Списать пословицы и поговорки, вставляя подходящий по смыслу предлог.

Волков бояться – … лес не ходить. Тяжко тому жить, кто … работы бежит. … умного научишься, … глупого разучишься. Ссора … добра не доведет. Лучше хлеб … водой, чем пирог … бедой. Не расти яблочку … елочке.

Без труда не вытащишь и рыбку … пруда.

1. Вильшанская А.Д. Специфика формирования приема понимания скрытого смысла пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 5 2014.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных класах6 Кн. для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1990.

3.Пословицы и поговорки. Из сборника В.Даля. – М.:»Искателькнига», 2017.

4.Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и «крылатые выражения». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Обучение детей составлению пословиц и поговорок

«Пословица — едва ли не первое блистательное проявление творчества народа», — отмечал профессор В. П. Аникин. В пословицах и поговорках отражена вся народная философия, все мировоззрение народа. Это обширная энциклопедия, с одной стороны, человеческих пороков и недостатков, с другой — добродетелей и достоинств. На языке диалектики пословица — закон. Только изложен он в иносказательной форме: «Копейка рубль бережет», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Клевета — что уголь: не обожжет, так замарает», «Из черного не сделаешь белого» и т.д. Послови­ца служит аналогией. Вследствие этой логической операции она обретает многозначность, и именно этим можно объяснить долгий век пословицы. «Запряг прямо, да поехал криво». Так можно сказать и о водителе, который заехал в кювет, и о рассказчике, который отклонился от первоначальной темы и т.д.

Пословицы и поговорки привлекательны для слуха тем, что они поэтич­ны: «Метил в лукошко, попал в окошко». В пословицах много юмора, иронии, сатиры. В каждой из них в краткой афористичной форме сконцен­трирована глубокая мысль, которая или объясняет образ действия, или дает оценку явлению, поведению людей. В этой оценке есть и подсказка, как надо или как не надо поступать: «За чужим погонишься — свое потеряешь», «Не верь ушам, а верь глазам», «Не в свои сани не садись».

Меняется жизнь, меняются пословицы, появляются новые. Создание пословиц и поговорок, конечно, предполагает наличие жизненного опыта и мудрости, чего еще пока у детей нет. Но можно научить детей придумывать пословицы и поговорки, аналогичные уже известным. Способы сочинения пословиц, как и загадок, надо искать в них самих. Если мы внимательно про­читаем пословицы и поговорки, то среди них найдем сходные по значению.

Каков мастер, такова и работа.

Каков строитель, такова и обитель.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Каков Пахом, такова и шапка на нем.

Какова Маланья, таковы у нее и оладьи.

Все эти пословицы составлены по принципу аналогии, примерно с од­ним и тем же значением: по качеству работы судят о том, кто ее выполнял. Сочинение пословиц и поговорок как вид творческой деятельности можно включать в занятия по развитию речи или проводить отдельным занятием. Педагог должен объяснить детям, что в пословице мысль выражается очень кратко, сжато. При составлении пословиц и поговорок нельзя добавлять лишние слова, в отличие от ответов на вопросы, где надо формулировать полные предложения. Важно составить новую пословицу, поговорку, но со­хранить форму, интонационный рисунок и смысловое значение прежней. Среди пословиц и поговорок педагог может найти образцы готовых игровых упражнений. Пословиц, подобных этой: «У него правды, как у змеи ног, не найдешь», можно составить очень много. Например, у жирафа не найдешь полосок, у льва — пятен, у кошки — копыт, у крокодила — панциря, у щуки — клешней, у петуха — зубов. Можно и далее продолжать перечень животных и отсутствие у них каких-либо особенностей внешнего вида. Ана­логично — с растениями. Важно, чтобы дети научились под­мечать особенности объектов окружающего мира, закрепили бы о них знания, приучились бы выражать мысль словами, особым образом формулируя ее.

Работая с детьми над пониманием переносного смысла пословицы, мы развиваем у них ассоциативное мышление. «Ветреного человека и в тихую погоду узнаешь» — легкомысленный пустой человек здесь сравнивается с ветром. «Вертит языком, как корова хвостом» — здесь язык болтливого чело­века, разглашающего свои и чужие секреты, сравнивается с коровьим хво­стом. Пословицы и поговорки — это благодатный материал для развития и ассоциативного мышления, и образной речи.

При сочинении стихов, загадок и пословиц следует учитывать, что раз­витие творчества не может идти без опоры на наглядность. Использование картинок в таких играх обязательно. Они помогут детям быстрее понять и выполнить задание, создадут положительный эмоциональный фон. При со­ставлении пословиц, аналогичных такой, как «Волк коню не товарищ», кар­тинки не обязательно выставлять сразу парами. Можно спросить у детей, кто кому из животных, изображенных на картинках, по их мнению, «не товарищ». Пусть дети сами составят пары животных по этому принципу и затем придумают пословицы. Только после тренировочных упражнений с наглядностью у детей появится способность абстрагироваться. Так, дети са­мостоятельно придумали следующие пословицы: «Не бывать юбке платьем», «Не бывать шортам брюками», «Не бывать табуретке стулом», «Будильник в мешке не утаишь» и др.

Значение пословиц и поговорок в становлении личности велико. В них как нельзя лучше отражено критическое и творческое отношение к миру и человеку. Это две стороны одного и того же процесса созидания. Веками накопленная в них мудрость вооружает нас приемами практического освое­ния действительности. Пословицы и поговорки формируют наше мировоз­зрение с детства.

Дети очень чутки и восприимчивы к ярким образным словам, выраже­ниям, запоминают их непроизвольно. Им очень нравится, когда они исходят от взрослого или сверстника. Остроумие, владение шуткой — ценное, при­влекательное качество человека. К такому человеку всегда все тянутся. Это качество повышает уровень коммуникативных способностей. Юмор выполня­ет психотерапевтическую функцию, снимает напряжение и агрессию.

Когда мы учим детей самих создавать образное слово, то способствуем становлению у них культурных, эстетических ценностей, неприятию всего примитивного, грубого и вульгарного. Обучение словесному творчеству от­вечает проблемам гуманизации современной школы.

Обучая детей творческим способам составления стихов, загадок, посло­виц, мы помогаем ребенку освоить специальные средства литературно-рече­вой деятельности, совершенствуем вербальные способы общения.

Таким образом, одной из первостепенных задач развития творческих способностей у дошкольников является развитие у них потребности в созда­нии новых оригинальных образов. Использование фольклорных произведе­ний (загадок, пословиц, поговорок) позволяет ребенку проникнуть в их художественное и познавательное значение, делает малые народные формы образцами для попыток собственного детского творчества.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Исползование пословиц в работе учителя-логопеда с детми с родителями и педагогами

Художественное слово в работе логопеда с детьми, с родителями и педагогами.
Возможности использования пословиц учителем-логопедом в работе с детьми, педагогами и родителями велики и разнообразны:
Использование пословиц для автоматизации, дифференциации звуков звуков и совершенствования звуковой стороны речи;
Использование пословиц для развития общеречевых навыков, для отработки интонационной выразительности, обучение использованию выразительных средств;
Использование пословиц для расширения словарного запаса и развития связной речи;
Для развития мимики и жестов;
В обучении делать выводы, умозаключения пословицей;
Пословицы могут служить опорой для изучения некоторых грамматических категорий (антонимы, предлоги, слов признаков, действий…)
Помогают знакомить детей с народной мудростью, традициями.
Пословицы являются средством умственного воспитания, учат понимать скрытый смысл фраз, помогают в обучении детей делать выводы, умозаключения пословицей;
Помогают в обучении детей яркому и образному выражению своих мыслей, развитию понимания красоты русской речи.
Помогают поддерживать связь поколений.
Учат детей использовать меткое слово для характеристики героя или человека.
Использование пословиц для создания формы занятий
Использование пословиц для решения воспитательных задач, для формирования культурного поведения и положительных качеств личности (вежливость, скромность, трудолюбие, ответственности…)
С помощью пословиц можно решать спорные ситуации с родителями и коллегами.

Далее приведены примеры пословиц и поговорок к ситуациям, которые не раз мне помогали в решении сложных ситуаций, возникающих в работе с родителями.
Что скоро, то не споро.
Ученого учить – только портить.
Плетью обуха не перешибешь.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Один в поле не воин.
Не зная броду, не суйся в воду.
Овчинка выделки не стоит
Овчинка выделки стоит.
Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Всякому овощу – своё время.
Больше верь делам. Нежели словам.
Больше верь своим очам, чем чужим речам.
Ваше дело – чему быть, а наше дело – говорить.
В своём доме самому быть судьёй нельзя.
Выше лба уши не растут.
Думал купить корову. А купил быка.
Как посеешь, так и пожнёшь.
Как постелишь, так и поспишь.
Кто добрых людей слушает, тот слаще кушает.
Кто за двумя зайцами погнится, тот ни одного не поймает.
Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
Много искать станешь, ничего не достанешь.
Много желал, да ничего не поймал.
Много думается, да не всё то сбудется.
Не всегда возможно знать. Где найти, где потерять.
Не всё сбывается. Что желается.
Не верь, чужим речам, верь своим очам.
Недозрелый умок, что весенний ледок.
Не поймал карася, поймаешь щуку.
Не срывай яблока пока зелено. Созреет и само упадёт.
Не учи плавать щуку, щука знает всю науку.
Не учи рыбу плавать.
Рано оседлали, да поздно поскакали.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Рано снарядились, да поздно в путь пустились.
Русский задним умом крепок.
Свой глаз – алмаз, а чужой – стёклышко.
Слово вовремя и кстати сильнее ума и печати.
Собственный разум как царь в голове.
С умом можно и найти, и потерять
Умел дитя родить умей и научить.
Хороший совет стоит десяти изрядных.

Далее представлены пословицы, которые можно использовать на логопедических занятиях.
Для начинающих коллег, я рекомендую распечатать эту страницу в форме закладки и вложить в план работы. Тогда этот бесценный клад народной мудрости будет всегда под рукой специалиста, а его речь и речь детей ярче.
Без букв и грамматики не учат математики.
Азбука – наука, а ребятам – бука.
Без притчи – века не изживёшь.
Боится ученик лозы. Больше грозы.
Видел – не видал. Слышал – не слыхал.
На вид – сокол, а сам – ворона.
На вид – орёл, а умом – тетерев.
Век живи, век учись.
Голова без ума, что фонарь без огня.
Игра игрою, а дело делом.
И слушать, и ничего не слышать.
Красна птица пером, а человек ученьем.
Кто больше знает, тому и книгу в руки.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
Ленивому всегда праздник.
Мало говоря, больше услышишь.
Мал соловей, да голос велик.
Не плавать щуку, щука знает всю науку.
Не учи рыбу плавать.
Не хвались, горох, не лучше бобов.
Обед узнаешь кушаньем, а ум узнаешь слушаньем.
Труд приучении скучен, да плод от учения сладок.
Умный слова боится, а глупый и побоев не страшится.
Ученого учить – лишь дело волочить.
Ученье лучше богатства.
Ученье – красота, а не ученье -сухота.
Хорошо того учить, кто слушает.
Хоть дуйся, хоть не дуйся не быть быком лягушке.
Чего не слышишь, того и не думаешь.
Этот список пословиц каждый для себя может составить сам.

  • ispolzovanie_poslovic_v_rabote_uchitelya-logopeda_s_detmi_s_roditelyami_i_pedagogami
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 0

Читайте также:  Проект 'PROчтение' - совместное мероприятие родителей и детей
Ссылка на основную публикацию