Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 29.06.2014

Статья просмотрена: 5365 раз

Библиографическое описание:

Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5948/ (дата обращения: 28.02.2020).

Проблема компетентности и ее формирования стало актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентного подхода. Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи: Л. П. Алексеева, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.

Термин «компетентность» означает разный смысл и понятие «компетентность» этимологически связано с понятием «компетенция». Втолковом словаре под редакцией Д. И. Ушакова видны различия между понятиями компетентность и компетенция:

«компетентность» — осведомленность, авторитетность;

«компетенция» — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий [7].

В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности».

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) [2, с.5].

Коммуникативнаякомпетенция является сложным, многокомпонентным образованием, которая начинает свое развитие в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте приобретает большое значение развитие личности в системе образования, ее базисных черт: детской компетентности, креативности, инициативности, активности, самостоятельности, коммуникабельности.

Коммуникабельность — это [лат. communicatio — общаться] — готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими [7].

Термин «коммуникация» многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания [6]. И. А. Зимняя считает, что коммуникация — процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию [4].

По мнению М. И. Лисиной [5], развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап — эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни); второй — ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни); третий — внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.

Коммуникация может быть речевой и неречевой. Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной ситуации (Арушанова А. Г.). Коммуникативная ситуация — это ситуация речевого общения двух и более людей. Речевое общение происходит по законам того или иного языка, который представляет собой целостную систему фонетических (графических), лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения (правил речевой коммуникации). Именно формирование функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи — диалога и монолога [1].

Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты:

– коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

– способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);

– способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

– культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, техникой аргументации и введение спора, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств).

Особого внимания заслуживает особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети данной категории даже в большой степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, т. к. нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникаций, что в свою очередь ведет к недоразвитию коммуникативной компетентности в целом. Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Л. С. Волкова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина и др. [3].

Л. С. Волкова, Н. С. Жукова в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При общем недоразвитии речи наблюдается позднее проявление речи, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования.

Р. Е. Левина отмечает, что речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя языка) у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным интеллектом. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалии, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по указанным компонентам. Отметим, что недостатки речевого развития (фонематического и словарного) детей с ОНР поддаются коррекции и развитию, но это происходит более медленными темпами, чем развитие других коммуникативных навыков, таких как — контактность в общении, инициативность, доброжелательность, взаимодействие, использование невербальных средств общения.

К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР относятся:

– наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фразеологии;

– характерно меточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактно — обобщенным значением;

– словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;

– трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;

– недостаточная дифференциация звуков на слух;

– низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту.

– нарушение фонематического восприятия;

– снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи) незаинтересованность в контактах и т. д.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников является: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослым и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Свою работу мы строим в соответствии со следующими задачами:

– формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;

– усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств её выражения;

– обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Система развития коммуникативной компетенции дошкольников с ОНР включает в себя: диагностический материал по развитию связной речи, формированию коммуникативных навыков, формированию языковой и речевой компетентности старших дошкольников; план логопеда и воспитателя по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР. В планах описывается включение дошкольников с ОНР в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками, повышение коммуникативной культуры. Одним из разделов плана является раздел, посвященный работе с родителями.

В процессе работы с детьми создается коммуникативно-игровая среда, воздействующая на личность ребенка. Коммуникативно-игровая среда представляет собой игровое пространство, смоделированное таким образом, что дети были вынуждены вступать в общение. Сначала педагоги учат ребенка использовать материалы коммуникативно-игровой среды, обучают их определенным совместным действиям, что способствует активизации общения.

Перечислим методы и формы работы с дошкольниками с ОНР, которые активно используются в работе: игры — соревнования, игры — драматизации, подвижные игры, творческие игры, игры — инсценировки, сюжетно — ролевые игры, беседы, инсценировки, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение стихов; импровизация; рассказы детей; мини-конкурсы, литературные викторины и др.

Дети имеют возможность заниматься какой-либо деятельностью в присутствии сверстника. Опыт такого свободного контактирования способствует взаимодействию в ситуации, когда несколько детей выполняют одну и ту же работу (рисуют, делают поделки, играют). Более тесный физический контакт побуждает к возникновению разговоров, а нередко к согласованию замыслов, действий.

Следует отметить, что наибольшую ценность представляет, прежде всего, игра- импровизация по мотивам сказки. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере. Детям нравится многократно возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюма, декорации, игрушки. Это способствует хорошему запоминанию диалога. Также используются задания по составлению рассказов. Педагоги побуждают детей к высказываниям из личного опыта. Это разнообразные вопросы: «У кого зайчик просил помощи?», «Кто повстречался с зайчиком?», «А если ты повстречаешься с зайчиком, что ты скажешь?» (инсценирование русской народной сказки «Лубяная избушка»).

Детям старшего дошкольного возраста очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними: «Как медвежонок искал друга», «Чья мама?» и др. Здесь возникают повторяющиеся диалоги персонажи, которые помогают детям импровизировать на заданную тему.

Таким образом, предпочитаемым видом коммуникативной деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи является ежедневное общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности. Коммуникативная активность дошкольников с ОНР представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.,2005.- 128 с.

2. Детский сад: теория и практика № 3/2013 (журнал). Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

3. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: «Просвещение», 1990. — 239 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с.

5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.- с.291–300.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн — СПб.: Питер Ком, 1999. — 418 с.

Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Немногочисленные исследования (Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Г.Х. Юсуповой и др.) по проблеме изучения коммуникативной компетентности у детей с ОНР свидетельствуют о том, что у них наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др. [2; 4].

Целью проведенного нами исследования было изучение специфики формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР. Исследование проводилось на базах МБДОУ № 10 и МДОУ № 143 г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей с ОНР и 20 детей с нормальным речевым развитием.

Определяя исходные позиции исследования, мы опирались на работы авторов, которые рассматривают коммуникативную компетентность как совокупность ряда практических коммуникативных умений (умение организовывать общение, умение поддерживать тему беседы, умение решать конфликтные ситуации, умение сотрудничать с партнером и др.) и определенных личностных качеств (общительность, желание вступать в контакт с окружающими, эмпатия) [2; 4].

Программа диагностического изучения включала изучение основных компонентов коммуникативной компетентности, таких как способность понимать эмоциональное состояние окружающих и умение рассказать о нем, готовность к сотрудничеству с партнером; умение получать необходимую информацию в общении, вести диалог; умение оказывать и принимать помощь; умение отстаивать свое мнение, а также умение спокойно реагировать при возникновении конфликта.

С целью выявления специфических особенностей сформированности компонентов коммуникативной компетентности мы использовали методики, уже адаптированные к интересующей нас категории детей (О.В. Дыбина «Диагностика социально-коммуникативной компетентности» (диагностические пробы «Отражение чувств», «Зеркало настроений», «Интервью», «Необитаемый остров», «Помощники»), Г.А. Урунтаева «Рукавички») и основные оценочные критерии их сформированности [7; 8]. По результатам исследования дети были отнесены к одному из трех уровней сформированности коммуникативной компетентности, каждому из которых соответствовала качественная характеристика, отражающая степень развития выделенных выше компонентов. Уровневая характеристика сформированности коммуникативной компетентности у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием представлена на рисунке 1.

Читайте также:  Конспект НОД в подготовительной группе на развитие связной речи по теме 'Фрукты'

Рис. 1. Сравнительная характеристика детей по уровням сформированности коммуникативной компетентности

Представленные данные показывают, что низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности наблюдается у 55% детей с ОНР и у 5% детей с нормальным речевым развитием. Эти дети затруднялись в определении эмоциональных состояний, не могли определить их причину и предположить дальнейшее развитие событий. Они обнаруживали нерешительность в контактах с партнером, не смогли получить от собеседника необходимую информацию, действовали индивидуально. В большинстве случаев эти дети не проявляли активности и пассивно следовали за более инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Они не считались с интересами сверстников, при этом умения отстаивать свою точку зрения не наблюдалось. Некоторые из них провоцировали конфликт вследствие неспособности высказать свою точку зрения. В общении с партнером данные дети не соблюдали нормы взаимодействия. Они проявляли равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную помощь, при этом отказывались от помощи взрослого и сверстников.

Средний уровень сформированности коммуникативной компетентности наблюдается у 40% детей с ОНР и у 65% детей с нормальным речевым развитием. Эти дети проявили умение определять эмоциональное состояние других только с помощью взрослого. Они легко контактировали со сверстниками, стремились к общению (как правило, с детьми своего пола). Межличностное общение характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Они проявили умение получать необходимую информацию, прибегая к помощи взрослого. Дети продемонстрировали недостаточную, но положительно направленную активность в общении (принимали предложение инициатора, могли возразить, учитывая свои интересы, выступали со встречным предложением, спокойно отстаивая свое мнение). В целом они проявили умение вести диалог с окружающими. Дети продемонстрировали знание норм организованного взаимодействия, но могли их нарушать, не всегда учитывая интересы собеседников. Они замечали затруднения сверстников, но не всегда оказывали необходимую им помощь. Помощь принимали, но самостоятельно за ней не обращались. По разрешению конфликтных ситуаций не проявляли инициативы: шли на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои интересы в большинстве случаев подчиняли интересам других детей.

Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности наблюдается у 30% детей с нормальным речевым развитием и всего лишь у 5% детей с ОНР. Эти дети самостоятельно и правильно определяли эмоциональное состояние сверстников и взрослого, могли рассказать о нем. Они легко принимали на себя функции организаторов взаимодействия, распределяли обязанности, роли; проявляли умение выслушать собеседника, согласовать с ним свои предложения, убедить, уступить. Дети довольно легко вступали в диалог со сверстником, проявляли отзывчивость, способность принять и оказать действенную помощь. Они активно взаимодействовали с членами группы, решающими общую задачу, спокойно отстаивали свою точку зрения, проявляя при этом уважительное отношение к партнеру. С легкостью получали необходимую информацию в процессе общения. При возникновении конфликтных ситуаций старались найти справедливое разрешение либо обращались к взрослому.

Таким образом, результаты сравнительного исследования свидетельствуют о неполноценном формировании коммуникативной компетентности, о ее системном нарушении у старших дошкольников с ОНР, что актуализирует проблему разработки программы по развитию и коррекции коммуникативной компетентности у этой категории детей.

Цель разработанной и апробированной нами коррекционно-развивающей программы – развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР и выведение их на уровень оптимальных возрастных возможностей в коммуникативном развитии.

Основные задачи, которые мы решали при реализации коррекционно-развивающей программы:

  • расширение речевого опыта детей;
  • развитие потребности в общении со сверстниками;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • формирование умения преодолевать безразличие, нерешительность в общении с окружающими.

Методы и приемы, которые мы использовали в работе с детьми по коммуникативному развитию:

  • моделирование различных форм общения со сверстниками;
  • создание проблемных ситуаций во взаимоотношениях со сверстником;
  • разыгрывание психогимнастических этюдов;
  • игры с правилами;
  • чтение, беседы и т.п.

Использование этих методов и приемов позволяло обогащать речевой опыт детей, активизировать инициативу в общении с партнером, упражнять детей в самостоятельной организации своего коммуникативного поведения.

Разработанная коррекционно-развивающая программа была реализована в старшей группе детей с ОНР МБДОУ № 10 (экспериментальная группа в количестве 10 человек). В состав контрольной группы вошли 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР МБДОУ № 143.

Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том (табл. 1), что дети экспериментальной группы значительно улучшили количественные и качественные показатели в области взаимодействия в системе «ребенок-ребенок» по сравнению со сверстниками из контрольной группы.

Таблица 1

Динамика развития коммуникативной компетентности у детей с ОНР

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

магистрант, НГПУ имени К. Минина

РФ, г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье представлены результаты исследования некоторых компонентов языковой и коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР и детей с нормальным речевым развитием. Рассмотрены особенности развития языковой и коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: языковая компетентность; коммуникативная компетентность; дети с общим недоразвитием речи.

Актуальной проблемой современного образования является развитие языковой и коммуникативной компетентности у дошкольников. Следует отметить особую значимость проблемы общения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с ОНР. В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается устойчивое увеличение в обществе количества детей с недостатками в языковом развитии. [1, c.77]

Многочисленные исследования в области логопедии свидетельствуют о характерных для этой категории детей трудностях в установлении контактов со взрослыми и сверст­никами. Анализ литературных данных, в частности, Т.Н. Волковской и Т.В. Лебедевой, говорит о сложностях в формировании коммуникативной компетентности таких дошкольников. [2, c.45]

Наличие коммуникативной компетентности у детей невозможно без сформированных средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных навыков, речевая инактивность не обеспечивают процесса свободной коммуникации, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей. [4, c.283]

Таким образом, просматривается взаимосвязь в том, что уровень развития коммуникативных средств детей с ОНР во многом определяется уровнем развития речи. Неясная речь затрудняет взаимоотношения, так как дети рано начинают понимать свою недостаточность в речевых высказываниях. Коммуникативные нарушения затрудняют процесс общения и препятствуют развитию речемыслительной познавательной деятель­ности, овладению знаниями. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности обусловлено развитием языковой компетентности. [3, c. 90]

Разработкой диагностических и коррекционных методик, направленных на формирование языковой компетентности занимаются: Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Г. А. Фомичёва и др. Основой методических рекомендаций данных авторов являются фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л. А. Венгером, Л. С. Выготским, Л. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, М. И. Лисиной. Основы коррекционного обучения и развития речи детей с речевыми нарушениями достаточно широко представлены в работах Л. С. Волковой, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелёвой, Г. В. Чиркиной и других представителей логопедии.

Авторы предлагают формировать языковую компетентность дошкольников по следующим направлениям:

  • усвоение фонетической системы родного языка;
  • развитие мелодико-интонационной стороны речи;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование связной речи.

Несколько иначе обстоят дела с коммуникативной компетентностью: на наш взгляд в научной литературе она недостаточно изучена. Коммуникативная компетентность по мнению Н. А. Песняевой, это умение налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать с ним диалогические личностные отношения в зависимости от ситуации общения. А.Б. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как готовность к контакту. Человек мыслит, это значит, что он живет в режиме диалога, при этом обязан учитывать меняющуюся ситуацию, так же ожидания своего партнера.

В настоящее время коммуникативная компетентность рассматривается специалистами: О. Е. Грибова, Н. Ю. Кузьменкова, Н. Г. Пахомова, Л. Г. Соловьёва, Л. Б. Халилова.

С целью исследования зависимости формирования коммуникативной компетентности от языковой у старших дошкольников с ОНР и детей с нормальным речевым развитием было проведено обследование некоторых компонентов языковой и коммуникативной компетентности. В нем приняли участие 30 детей с ОНР и 30 дошкольников с нормальным речевым развитием. Базой исследования выступило МБДОУ д/c №5 «Яблонька» комбинированного вида.

Программа диагностического изучения включила исследование компонентов языковой компетентности: состояние активного и пассивного словаря, связную речь; компонентов коммуникативной компетентности: диалогическую речь, коммуникативные навыки.

Связную речь продиагностировали с помощью методики, направленной на выявление особенностей речевого развития детей (авторы А.А. Павлова, Л.А. Шустова) по следующим направлениям:

  • понимание текста,
  • программирование текста (пересказ),
  • лексика,
  • речевая активность.

Анализ результатов логопедического обследования показал, что старшие дошкольники с ОНР в большей степени, чем дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности при понимания текста на уровне предложений (слов) (табл. 1)

Таблица 1.

Владение пониманием текста на разных уровнях

Понимание текста на уровне

Вестник Педагога

Автор: Мешкова Вера Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №367
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: “Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР через продуктивные виды деятельности”
Дата публикации: 18.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Формирование коммуникативной компетентности у старших

дошкольников с ОНР через продуктивные виды деятельности».

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки

для выработки новых целей в образовании, центром которых становится личность и её

внутренний мир. Но, к сожалению, у дошкольников отмечается низкий уровень

социально-личностного развития. Дети с речевой патологией испытывают огромные

коммуникативные трудности: способность налаживать речевое взаимодействие с

партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от

ситуации общения. Одной из основных задач коррекционной работы является

формирование и развитие у детей коммуникативных умений. Именно речевое общение –

одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его

личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку

самого себя через посредство других людей.

Важной составляющей социализации ребёнка является речевое развитие наряду с

социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно-творческим

развитием, поэтому целью и одновременно результатом логопедической работы является

формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия

естественного, безболезненного перехода детей на ступень начального общего

образования. Формирование речевой компетентности включает развитие

коммуникативных и языковых способностей детей. Психологи определяют

коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности

личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими

людьми. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей,

познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных

отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться

обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение

комфорта, помогает адаптации в социуме.

Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три

составляющих, на которых она основывается и без которых не может существовать:

– мотивационную («я хочу общаться»);

– когнитивную («я знаю, как общаться»);

– поведенческую («я умею общаться»).

Первая составляющая, «область желания

включает потребность включения в

ситуацию общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент

высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз

и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ситуации. Общение со сверстниками

побуждается особыми, специфическими коммуникативными потребностями.

Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений,

обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми: взрослыми и детьми.

Монологическая компетенция предусматривает сформированность комплекса речевых

умений: словарного богатства родного языка; элементарного филологического анализа

речи; грамматического строя речи.

У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:

– недостаточная инициативность в общении,

– предпочтение пассивных ролей,

– неумение улаживать конфликты,

– не владение адекватными (речевыми способами выражения своего внутреннего

При продуцировании вопросительных высказываний, выполняющих контактно

устанавливающую функцию в диалоге ребёнка со взрослым или сверстником, затруднения

у детей с ОНР возникают уже на этапе мотивации и создания смысловой программы. У

данных детей имеются трудности при определении темы вопроса, лексико-

грамматического развёртывания вопроса. Отсутствие отдаленных целей является одной из

причин снижения процента инициаций-вопросов в ходе общения детей с общим

недоразвитием речи. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-

грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают

возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих

процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-

семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при

программировании высказывания, синтезе отдельных элементов в структурное целое,

отборе языкового материала для той или иной цели. Недостаточность вербальных средств

общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в

формировании игрового процесса. Признано, что речевые нарушения сказываются на

характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формировании его самосознания

Читайте также:  Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу

и самооценки. Создание условий для формирования активной позиции ребенка

предполагает стимулирование его познавательной, социальной активности и, что особенно

важно при нарушениях речи, речевой активности: формирование мотивов общения,

включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов

языковой системы, использование методов обучения, стимулирующих проявление речевой

инициативы в процессе обучения.

Работа по повышению коммуникативной компетентности воспитанников проводится в

три этапа. Экспериментальная работа осуществляется на специально организованных

(фронтальных, индивидуальных, а также по подгруппам) занятиях, в процессе совместной

деятельности, в различных играх и игровых упражнениях.

Первый этап. Развитие мотивационно – потребностной сферы.

На этом этапе решаются следующие задачи:

– формирование положительного настроя на занятия;

– привлечение внимания к сверстникам;

– обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;

– введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на

Основная цель первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную

потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению

Коммуникативное намерение чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с

конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта. Этот факт

сильно влияет на эффективность и продуктивность порождения высказывания и при

неблагоприятных обстоятельствах может чрезвычайно редуцировать высказывание или

блокировать речевую активность.

Для общения детей в группе надо создать необходимые благоприятные условия:

– использовать демократический стиль общения;

– чёткое соблюдать вводимые правила в учебный процесс. (Например: любое мнение

обсуждается, но не осуждается, не критикуется.) Воспитание осознанного отношения к

правилам должно включать три взаимных компонента: знание правил; понимание их

справедливости и значимости; соответствие поступков известным правилам поведения;

– дети должны быть активными участниками в организации деятельности на занятиях,

выборе вида занятий.

– обсуждение с детьми основных моментов занятия, выяснение их мнения.

Особенно сложно развивать понятие внутреннего мира у детей с общим недоразвитием

речи, так как у них слабо развита речь, поэтому необходимо направить усилия на

формирование у дошкольников умение представлять себя своим сверстникам.

Изобразительная деятельность понятна и близка детям, поэтому развивать социальные

качества у дошкольников проще через организацию различных видов продуктивной

деятельности: коллажи, аппликации, рисование, конструирование и др.

На этом этапе работы первостепенным является необходимость сплотить группу,

активизировать взаимодействие между её участниками, помочь детям обрести

уверенность и почувствовать себя частью коллектива, научить детей понимать чувства

других, оказывать им поддержку и сопереживать.

Особое место в работе на первом этапе занимают игры, помогающие научить детей

понимать по выражению лица эмоциональное состояние

человека, познакомить с

невербальными средствами общения: мимикой, жестами, позами и научить применять их

на практике: «Мои чувства», «Расскажи без слов», «Отгадай моё настроение» и др.

Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с ОНР

заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного

общения. Основные задачи этой работы:

– дальнейшее развитие невербальных средств общения;

– обогащение способов эмоционального реагирования;

– формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать

и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

Цель: Сформировать у детей представления о правилах и способах эффективного

Правила эффективного общения включают теоретический аспект и практическую

подготовку. Первый предполагает сообщение необходимых и соответствующих

возрастным возможностям знаний. Практический раздел включает создание условий для

эффективного общения на занятиях и в свободное время.

При использовании ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования,

проигрывания, анализа ситуаций, словесного рисования надо обращать внимание детей на

последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, отношение педагогов к

ребёнку, поступающему в разрез с правилами, его переживаниям, собственное

На данном этапе при создании коммуникативных ситуаций можно использовать сюжетно-

ролевые игры, фотографии и детские рисунки, а также другие продукты детской

деятельности, показывать различные сценки и драматизации сказок и рассказов.

Третий этап посвящается автоматизации выработанных умений и навыков на занятиях и

в условиях свободной деятельности. Достижение данной цели возможно через постановку

ряда задач и разработку направлений коррекционного воздействия, формирующих навык

переноса моделей социального поведения и взаимодействия из учебной деятельности в

практику реального общения и социально приемлемые формы поведения.

Для решения поставленных задач необходимо сделать выработанные на предыдущих

этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого используется метод

создания проблемных ситуаций. Решая смысловые задачи, ребёнок не только

обнаруживает имеющийся у него эмоциональный опыт, но и развивает его,

перед необходимостью осознания его личностного смысла, собственных мотивов и

установок. Попадая в коммуникативные ситуации, ребёнку необходимо самостоятельно

организовывать своё поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние

сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия. Используются

-придумывание диалогов к картинке, фотографии.

– разыгрывание ситуации общения.

После проведения игр и игровых упражнений анализируются действия и поступки детей и

обсуждаются разнообразные варианты выхода из создавшейся ситуации.

На данном этапе работы дети овладевают следующими коммуникативными умениями:

– активно вступают в диалог;

– умеют задавать вопросы;

– слушают и понимают речь;

– строят общение с учётом ситуации;

– легко входят в контакт,

– ясно и последовательно выражают свои мысли;

– пользуются формами речевого этикета,

– регулируют своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

В результате ребёнок становится активным участником речевого общения

Педагогические технологии коррекционно-логопедической работы по формированию

коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи,

позволяют не только формировать речевые, вопросительные высказывания, но и развить

лексико-грамматическую сторону речи, связную речь, повышая результативность

коррекционно-педагогической работы в целом, способствуя повышению уровня

социальной адаптации детей с общим недоразвитием речи.

1.Дмитриевских Л.С. Формирование коммуникативной компетентности у старших

дошкольников с ОНР //Логопед.-2010.-№2.

2.Зимняя И.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач

3.Калинкина Е.Б. Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного

возраста средствами рассказов из личного опыта // Логопед.-2011.-№10.

4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.

5. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами

Формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР

Ольга Евстифеева
Формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР

Ребенок, находясь в д/с, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, а также усваивает этические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутриличностные социальные позиции, отношения в д/с и в семье.

Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи способствует преодолению не только речевых нарушений, но и успешному процессу социализации личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностной, познавательной, поведенческой, эмоциональной, этико-нравственной.

Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступает важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности. В результате активного взаимодействия со взрослым у нормально развивающего ребенка появляется начальный репертуар коммуникативного поведения, развивается “коммуникативно-познавательный комплекс“, обеспечивающий постепенное становление вербального и невербального компонентов коммуникации. У дошкольников с общим недоразвитием речи несформированность средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает все систему в целом. Недостаточность коммуникативной активности и возможностей затрудняет взаимодействие детей с общим недоразвитием речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность.

Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется.

У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:

недостаточная инициативность в общении, предпочтение пассивных ролей, неумение улаживать конфликты, не владение адекватными (речевыми способами выражения своего внутреннего состояния).

Одним из направлений нашей коррекционно-логопедической работыявляется,«Формирования социально – коммуникативнойкомпетентности у дошкольников с ОНР через занятия».

Так, как развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий способствует: подбор приемов и методов логопедического воздействия с учетом особенностей коммуникации этой категории детей; создание ситуаций, повышающих мотивацию к речевому общению.

На первом этапе мы провели ряд занятий для того, чтобы дети как можно скорей прошли адаптационный период: «Помещение детского сада», «Детский сад – моя вторая семья», «Моя семья», «Мои любимые игрушки».

На втором этапе проводились занятия с целью: успешного установления дружеских отношений детей с друг с другом: «Давайте жить дружно», «Мы группа», «Детский сад моя вторая семья», «Город – сказка», «Мои друзья».

На третьем этапе мы стремились научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации: «Радость, грусть», «Здравствуйте, я рада вас видеть», «Добрые и злые», «Сказки на изнанку», «Доброе утро», игра – драматизация по сказке «Колобок» т. д. На этих занятиях дети учатся проявлять свои чувства, говорить о них, изменять свое настроение и понимать его.

Ведущей привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте, является игра. Поэтому мы использовали игры, способствующие саморегуляции, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, напряжение, «Озорные щечки», «Птички», «Бубенчики», «Лимон»;

-дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную систему) «Ветер и листья», «Свеча», «Понюхай цветочек», «Боксеры», «Мы хорошие»;

-мимическая гимнастика направлена на снятие общего напряжения, играет важную роль в формировании выразительной речи детей) «Веселая мимическая гимнастика» Нищева Н. В. ;

-чтение детских потешек с чередование движений, темпа и громкости речи способствует развитию произвольности).

В работе с детьми использовали разнообразные формы и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное сопровождение; чтение художественных произведений и обсуждение стихов; импровизация; рассказы детей; сочинение историй.

На каждом занятии: создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит; обеспечивается главное условие общения -адресованность речи: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику); стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка; осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составлял личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей; широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Таким образом, детям с общим недоразвитием речи необходима комплексная работа по формированию полноценной социально – коммуникативной компетенции, котораявключала бы в себя не только традиционные, но новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

Что такое семья для ребёнка? Семья для ребёнка-это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой.

Тренинг как способ активного социального обучения родителей Доброго времени суток уважаемые коллеги. Все мы знаем, что работа с родителями является очень важной составляющей частью воспитательного.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия

Коммуникативная компетентность – это система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон.

В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Эти компоненты не являются частями целого. Содержание каждого компонента раскрывается через другие. Во время общения все компоненты должны быть включены в работу.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения. Ребенок учится общению неосознанно, наблюдая за общением близких людей, подражая им.

Ценностно-смысловой компонент – это личностные ценности, самооценка и оценка собеседника, которые регулируют общение и придают ему определенный смысл. Начиная с дошкольного периода и продолжая в младшем школьном возрасте, следует формировать самопринятие, самоуважение и принятие, и уважение других людей. Именно это не только облегчает, “разрешает” общение, но и делает его нравственным. Ведь если “Я” уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий.

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность старшего дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее сенситивен для воспитания личностных черт, в младшем школьном возрасте многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. Чем старше ребенок, тем сложнее и дольше будут коррекционные мероприятия.

Эмоциональный компонент, прежде всего, связан с созданием эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией прогнозированием ситуации общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт.

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Так как это отклонение в развитии сопровождается не только незрелостью отдельных психических функций, но и особенностями эмоционально-личностной сферы.

Читайте также:  Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности

Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, ограниченный объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, – все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. Общение со сверстниками становится все более и более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Мы поставили перед собой цель изучить особенности коммуникативной компетенции детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Для исследования психологического аспекта были использованы следующие методики:

  • “Диагностика развития социального интеллекта” (автор Гилфорд в модификации Я.И.Михайловой)
  • Оценка личностной тревожности ребенка (автор Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен “Выбери нужное лицо”)
  • “Самооценка”

При изучении коммуникативной функции речевой деятельности были использованы следующие методики:

  • “Особенности развития произносительных навыков и развития фонематического слуха”
  • “Уровень развития диалогической речи”

При изучении когнитивной функции речевой деятельности были использованы следующие методики:

  • “Развитие семантической стороны речи и лексико-грамматических навыков” – называние малочастотных слов, уровень обобщения, особенности словообразования.
  • “Развитие навыков связного высказывания” – рассказ по картине.

В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Они были распределены по двум группам; в первую группу вошли 10 (7 мальчиков, 3 девочки) детей с речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи); во вторую группу вошли 10 (6 девочек, 4 мальчика) детей с нормативным речевым развитием.

Психологическая диагностика и исследование когнитивной функции речи проводились индивидуально. Для исследования коммуникативной функции была организована диагностическая игра “А что у вас?” и был использован соревновательный момент для исследования произносительных навыков.

Диагностика развития социального интеллекта Дж. Гилфорда в модификации Я.И. Михайловой включала в себя два адаптированных субтеста: “Истории с завершением” и “Группы экспрессии”.

Субтест № 1 “Истории с завершением”. Результаты этого теста позволяют предвидеть возможное поведение ребенка в определенной ситуации. Ребенку поочередно предъявлялись пять изображений знакомых ситуаций и по три картинки их завершения. За каждый правильный выбор присваивался 1 балл. Таким образом, максимальное число баллов равно 5.

Субтест № 2 “Группы экспрессии”. Он предназначен для измерения способности к восприятию невербальной экспрессии. Ребенку предъявлялись 7 карт с нарисованными элементами выражения эмоций и эмоциональных состояний. На каждой карте по 2 “опорных” рисунка, отражающие одно из эмоциональных состояний (радость, боль, сила, удивление, гнев, страх, растерянность) и 4 “вариативных”, среди которых ребенок должен был найти сходное эмоциональное состояние. За правильное называние эмоций присваивался – 1 балл, за правильный выбор такой же эмоции и эмоционального состояния среди “вариативных” картинок так же присваивался – 1 балл. Таким образом, за решение по одной карте можно получить 1 балл, 0 баллов и максимальное 2 балла.

Обобщим результаты исследования в таблице.

“Исследование развития социального интеллекта” таблица 1

Субтест №1Субтест № 2Средний общий балл
Дети с общим недоразвитием речи268
Дети с нормативным речевым развитием41014
Максимальный балл51419

Вывод: Результаты исследования свидетельствуют о том, что дети с нарушением речи демонстрируют более низкий показатель способности воспринимать социальные ситуации и слабо развитую способность прогнозировать развитие ситуации, что отрицательно сказывается на установлении социальных контактов со взрослыми и сверстниками. Так, например, в ситуациях “Ссора из-за машинки”, “Воровство конфет”, “Кто виноват?” дети с недоразвитием речи прогнозируют выход из ситуации через наказание взрослым “Мама будет ругать, накажет” или через драку, что может свидетельствовать о напряженности во время общения со сверстниками и агрессивности. Очень информативна, оказалась ситуация “Давай играть вместе”. Все дети правильно оценили ее. “Мальчик приглашает жестом девочку поиграть с ним в песочнице”. Но при введении дополнительной информации со стороны психолога “Девочка не знакома с мальчиком”, 100% детей с общим недоразвитием речи прогнозировали уход девочки, выбирая сюжет “Девочка не знает мальчика и уходит”. При этом 70% детей с нормативным речевым развитием дают правильный прогноз “Девочка будет играть с мальчиком”. Эта ситуация показывает, что ребенок с общим недоразвитием речи “уходит” от контактов с незнакомыми сверстниками, боясь оказаться отвергнутым, что говорит о формировании низкой самооценки. Ситуация “Падение” была правильно понята обеими группами детей. Но 30% детей из группы с общим недоразвитием речи прогнозировали несколько усиленную эмоцию “Мальчик не просто плачет, он лежит и не может встать”. При определении групп экспрессии наиболее доступными для восприятия группой детей с общим недоразвитием речи были эмоции радости, боли, силы, что свидетельствует о сужении эмоционального диапазона ребенка с недоразвитием речи. Другие группы (удивление, растерянность, гнев, страх) дети не могли не только назвать, но и найти сходные состояния на “вариативной” картинке. Таким образом, можно сделать вывод, что социальный интеллект отражает весь жизненный опыт ребенка и его развитию способствует расширение социальных контактов с различными людьми, а не только с близкими и родными.

Для оценки личностной тревожности детям предлагалось выполнить тест “Выбери нужное лицо” Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен. Тест представляет собой 14 картинок (отдельно для мальчиков и для девочек) на которых изображены различные ситуации. Снизу рисунка по два изображения мимических композиций (лицо улыбающееся и печальное). Время на выполнение данного теста не регламентировалось. Если ребенок не понимал происходящего на рисунке, ему давались дополнительные разъяснения. Дети с недоразвитием речи работали молча, свои выборы не комментировали. Общая сумма “печальных” выборов переводилась в проценты. Таким образом, определились уровни тревожности: нормальный – менее 50% “печальных” выборов, повышенный – выше или равно 50%, опасно высокий – выше 70% “печальных” выборов.

Представим данные тестирования в таблице.

Оценка личностной тревожности Таблица 2

Группы детейУровни тревожности
нормальнаяповышенныйопасно высокий
Дети с общим недоразвитием речи40%30%30%
Дети с нормативным речевым развитием80%20%0%

Вывод: Примечательно то, что, как и в предыдущем тесте, детям с общим недоразвитием речи приходилось давать пояснения к ситуациям, изображенным на картинках. Дети с недоразвитием речи продемонстрировали более высокую тревожность, чем дети с нормативным речевым развитием. Тревожность мешает общению, так как тревожный ребенок демонстрирует либо робость в общении, либо излишнюю агрессивность, что само собой затрудняет установление контактов со сверстниками и взрослыми.

Так как ребёнок с общим недоразвитием речи мало общается, он не может быть интересным для сверстников, поэтому часто чувствует себя уязвлённым и отвергнутым. Все это приводит к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто и обособлено от других. Отчуждённое отношение к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Далее мы проводили данные исследования лингвистического аспекта коммуникативной компетенции.

При оценке коммуникативной функции речевой деятельности изучались произносительные навыки. С этой целью были использованы чистоговорки на разные группы звуков. В исследование был включен соревновательный момент. Сначала детям предлагалось произнести чистоговорку четко в медленном или удобном для ребенка темпе, а затем попытаться произнести в ускоренном темпе “Кто скажет быстро и четко”.

Вывод: Все дети группы с общим недоразвитием речи, посещают логопедические занятия, тестовый материал хорошо был им знаком (даже выучен). Они с удовольствием демонстрировали свои достижения в произношении чистоговорок. Здесь разницы между группами детей не было. Но когда было предложено, произнести чистоговорки, ускоряя темп, речь детей с общим недоразвитием становилась нечеткой, при этом у детей наблюдалась напряженность, суетливость. Перед произнесением они делали глубокий вдох, задерживали дыхание, забывали текст, смешивали звуки в произношении и, не выдерживая соревнования, отказывались выполнять задание. Дети же с нормативным речевым развитием охотно включались в соревнование, азартно выполняли задание, стараясь улучшить результат (пробовали еще и еще, не боясь ошибиться). Это еще раз говорит о том, что дети с общим недоразвитием речи, тревожны, боясь потерпеть фиаско в речевой деятельности, будут “отмалчиваться”.

Далее для исследования уровня диалогической речи мы провели игру “А что у вас?”. Задавая всевозможные вопросы, дети должны были отгадать, что спрятал ведущий. Предварительно игра проводилась в группах воспитателями и учителем в дошкольной гимназии на уроке. Взрослый разъяснял правила игры, учил задавать вопросы.

Вывод: Наблюдения за детьми во время игры позволяют сделать вывод, что уровень развития спонтанного диалога у детей с нормативным речевым развитием выше, чем у детей с недоразвитием речи. В игре дети с ОНР вели себя скованно. Задавая вопрос, старались действовать по алгоритму, который был дан взрослым “Можно спросить какой формы, цвета, размера, что с ним можно делать. “, либо без вопросов называли любой предмет, стараясь угадать сразу, что спрятал ведущий (эта тактика использовалась чаще всего). Очень трудно ребенку с недоразвитием речи было исполнять роль ведущего, так как нужно было сразу давать ответ на вопрос. Ответы в основном были односложные. На вопросы “Что с этим предметом можно делать?”, “Где храниться этот предмет?” дети с ОНР не всегда могли ответить. В итоге быстро выходили из игры, теряли интерес. Дети с нормативным речевым развитием из игры не выходили, старались занять роль ведущего.

При оценке когнитивной функции речевой деятельности изучались семантическая сторона речи и лексико-грамматические навыки (называние малочастотных слов, уровень обобщения, особенности словообразования).

Называние малочастотных слов: (водопад, клумба, венок, стадион, памятник, фонтан, калитка, сачок, букет, конверт) – за каждое слово 1 балл.

Группы детейСредний показатель
Дети с общим недоразвитием речи4 балла
Дети с нормативным речевым развитием8 баллов
Максимальный балл10 баллов

Методика “Классификации” – было предложено разложить картинки по видам транспорта: водный транспорт, воздушный транспорт, городской транспорт, служебный транспорт. Критерии оценок: 3 балла – справился самостоятельно, назвал обобщающее слово. 2 балла – справился с помощью взрослого, назвал не все обобщающие слова. 1 балл – обобщение сделал, обобщающие слова не назвал.

Группы детейСредний показатель
Дети с общим недоразвитием речи1,8 балла
Дети с нормативным речевым развитием2,6 баллов
Максимальный балл3 балла

Было предложено образовать от конкретных существительных прилагательные, и образовать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

В заключении было предложено составить рассказ по картине из логопедического альбома Иншаковой О.Б..

Группы детейчасти текстапоследовательность частей текстахарактер предложенийсредний показатель
последовательнос нарушенияминепоследовательнораспространенныепростыеоднословные
Дети с общим недоразвитием речи1124
Дети с нормативным речевым развитием2338
Максимальный балл3339

Вывод: Из таблиц видно, что уровень когнитивного компонента речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи значительно ниже, чем у детей с нормативным развитием. Лексический запас беден, детям сложно выполнить вербальные классификации. Так при выполнении классификаций, виды транспорта разложили, но не могли подобрать обобщающее слово. При исследовании словообразования было отмечено, что чаще всего дети с недоразвитием речи образуют слова по данному образцу. Выполняя заданный алгоритм, с трудом переключаются. При составлении рассказа по картинке нуждаются в помощи взрослого, ждут одобрения, подсказки.

Обобщим выводы нашего исследования:

Таким образом, можно выделить особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Лингвистический аспект:

  • наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;
  • характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;
  • словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;
  • трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
  • недостаточная дифференциация звуков на слух;
  • низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
  • отмечаются нарушения коммуникативной функции – снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.
  • Психологический аспект:

  • личность ребенка 6-7 лет с ОНР характеризуется специфическими особенностями: коммуникативными нарушениями, проявлениями тревожности и агрессивности разной степени выраженности;
  • при интеграции с детьми с нормативным речевым развитием самооценка у ребенка с ОНР снижается.
  • Ссылка на основную публикацию