Зима, зимующие птицы – рекомендации логопеда для родителей

Материал в уголок для родителей по теме “Зимующие птицы”

Материал в логопедический уголок для родителей по теме “Зимующие птицы” в старшей группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Включает в себя все направления по развитию речи: развитие словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий, связная речь – составление описательного рассказа о зимующей птице по картинному плану, пальчиковая игра, речь с движением.

Просмотр содержимого документа
«материал в уголок для родителей по теме “Зимующие птицы”»

Цель: Расширять обобщенные представления детей о зимующих птицах; о том, где они живут и чем питаются, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто.

Развитие словарного запаса

Существительные: птица, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, галка, кормушка, корм, помощь, голова, глаза, клюв, туловище, грудка, крылья, хвост, перья, лапки, зерно, крошки, семечки

Прилагательные: зимующий, голодный, сытый, быстрый, шустрый

Глаголы: чирикать, каркать, ворковать, тинькать, стрекотать, зимовать, голодать, кормить

Наречия: голодно, морозно

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови как можно больше признаков» – согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Попросите его назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет.

(ворона, воробей, синица).

«Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

«Скажи по-другому» – образование имен прилагательных от существительных.

Птица из леса — . (лесная) птица.

Подушка из перьев — . (перовая) подушка.

Перина из пуха —. (пуховая) перина.

Озеро с лебедями — . (лебединое) озеро.

Птица, которая поет — . (певчая) птица.

Перо от гуся — . (гусиное) перо.

«Сосчитай и назови» – согласование числительных «два» и «пять» с существительными, обозначающими названия зимующих птиц.

Развитие связной речи

Составление рассказа описания

«Воробей» по опорным картинкам:

Воробей – зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть.

Насыпаем в кружку сухой горох. На каждое слово перекладываем горошину в другую кружку:

Снегирь, и сорока, и клёст, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

То же самое ребёнок проделывает другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Речь с движением “Птички”

Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на мес то сели.

Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам

Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

Повороты головы вправо – влево

Имитируют руками взмахи крыльев

Дети садятся на стульчики.

Доктор он в лесной палатке,

Носит пёстренький халатик,

Он деревья клювом лечит,

Постучит – деревьям легче. (Дятел)

Ворует крошки. (Воробей)

И полоска шарфика. (Синица)

Здесь зимой найдёт приют:

Не боится он простуд –

Он тут как тут! (Снегирь)

Целый день хлопочет. (Сорока)

Всю ночь летает –

Спать в дупло. (Сова)

Проворонила ворона вороненка

Сорока с вороной спорила –

Видна птица по полету.

Видом сокол, а голосом ворона.

Цель: систематизировать и закреплять знания детей о зимующих птицах, их жизни, питании. Уточнять, как люди помогают птицам в зимнее время.

Развитие словарного запаса

Существительные: птица, ворона, воробей, голубь, сорока, дятел, синица, сова, снегирь, клест, свиристель, корм, кормушка, голод, холоде, клюв, перо, грудка, хвост, коготь, крыло, лапа.

Прилагательные: зимующий, длиннохвостый, красногрудый, чернокрылый, пестрый, нахохлившийся, задорный, шустрый.

Глаголы: летать, клевать, зимовать, замерзать, голодать, кормить, добывать, долбить, прятать, трещать, шелушить, кружить, прыгать, ворковать, тинькать, чирикать, свистеть, каркать.

Наречия: высоко, низко, холодно, голодно, сытно.

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови как можно больше признаков» – согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Попросите его назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет.

(ворона, воробей, синица).

«Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

«Скажи по-другому» – образование имен прилагательных от существительных.

Птица из леса — . (лесная) птица.

Подушка из перьев — . (перовая) подушка.

Перина из пуха —. (пуховая) перина.

Озеро с лебедями — . (лебединое) озеро.

Птица, которая поет — . (певчая) птица.

Перо от гуся — . (гусиное) перо

«Подумай и скажи» – понимание значений сложных слов; образование новых слов путем соединения двух слов.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются.

3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н. Э. Теремковой “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, альбом 2, стр.26).


5. Упражнение “Скажи, когда много” на образование существительного множественного числа.
Ворона – вороны, синица – синицы и т.д.

6. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

7. Упражнение “Посчитай птиц” на согласование числительного с существительным.

8. Упражнение “Кто как голос подает?”
Ворона кар-кар – ворона каркает, воробей. голубь.

9. Упражнение “Узнай птицу по описанию”.
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

10. Упражнение “Скажи одним словом”.
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют .
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют .
У вороны черные крылья, поэтому её называют .
У дятла длинный клюв, поэтому его называют .

11. Упражнение “Скажи наоборот” на подбор антонимов.
(это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)
Воробей маленький, а ворона .
У синицы хвост короткий, а у сороки .
Голубь тяжелый, а воробей .
У синицы клюв тонкий, а у вороны .

12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.
Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

    Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

* Текст взят из альбома №2 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз – красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

14. Развитие мелкой моторики.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях (желательно в природе), рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка – единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.

Читайте также:  Дифференциация звуков Т-К - конспект занятия по логопедии

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): “Назови ласково”, “Скажи, когда много”, “Посчитай”, “Кто как голос подает”, “Скажи одним словом”.

6. Упражнение “Чей, чья, чьё, чьи?” на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).

7. Упражнение “Подбери признак” на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?). Снегирь (какой?). клест (какой?).

8. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

    Кормушка.
    Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Для пересказа можно (желательно) использовать книгу “Пересказы круглый год” автора Т. Ю. Бардышевой из серии “Развитие речи. 4 книжки-малышки”. Книга выпущена издательством “Карапуз”, приобрести ее можно по подписке (подписной индекс 34227), на сайте издательского дома “Карапуз”. В Москве книгу можно купить в магазине “Библио-Глобус” (ул. Мясницкая, д.6).

10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу “Кормушка”. Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

Комментарии к статьям
Развитие речи. Январь.

нам с доченькой очень нравятся ваши советы! спасибо! 24.01.2007, 12:22
Марика

Мы готовимся к школе, а ваши советы нам помогают составить план занятия. Спасибо большое! 02.02.2007, 16:35
Рамиля

Очень подробные занятия. Отлично использовать для логопедов в работе с родителями. 03.02.2007, 21:45
Ольга

Работаю логопедом в детском саду.Жаль, поздно нашла ваш сайт. Отличные рекомендации для родителей. Буду использовать в работе сама и порекомендую родителям! 18.02.2007, 16:51
Александра

Спасибо, хорошее методическое пособие для проведения занятий по подготовке к школе. 16.09.2007, 23:44
Алла Тафий

Очень хорошие методическое пособие!
я сразу стала по нему заниматься с сыном.
Мальчику очень нарвится заниматься. Спасибо! 11.01.2008, 12:07
ирина

спасибо 20.01.2008, 10:43
Маргарита и Даня

Огромное спасибо за помощь и прекрасные советы. 11.02.2008, 22:11
светлана

интересно читать о развитии речи но может быть будут новые уроки например о цветах сказках качествах людей это было бы неплохо с детьми я незанимаюсь читаю для себя 22.01.2009, 10:43
ольга

спасибо. очень нравится ваши занятия,занимаемся регулярно.но хотелось бы еще упражнения для развития фонетического слуха. 03.03.2009, 15:03
Бойко Ирина Леонидовна

Использую некоторые элементы на уроках с 1 классом. Интересно. Занимательно. 29.01.2011, 19:39
Лидия

Спасибо большое за материал и рекомендации.Начну заниматься с внучкой 4г8мес-ОНР 2йстепени Занимаемся 3раза в неделю с логопедом уже 2йгод Прогресс большой,но хочется побыстрее догнать 02.12.2011, 03:05
Татьяна

Огромное спасибо! 28.01.2012, 07:52
Ольга

Спасибо большое за ваш труд. 26.11.2012, 10:24
джафар

Зима, зимующие птицы – рекомендации логопеда для родителей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад” Ласточка “

Рекомендации для родителей на тему «Зимующие птицы»

Рекомендации для родителей на тему «Зимующие птицы»

  • пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
  • рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
  • обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
  • рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
  • во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
  • провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
  • изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицыприлетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.

Задайте ребенку вопросы:

  • Каких зимующих птиц ты знаешь?
  • Почему они называются зимующими?
  • Чем птицы питаются зимой?
  • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
  • Как можно помочь птицам?

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом

строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут её (синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это. (снегири)

Эта птица так болтлива,

а зовут её (сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

  1. «Один – много»(образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т. д.)

  1. «Кто как голос подает»(образование новых слов от звукоподражания)

Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т. д.)

  1. «Назови ласково»(образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т. д.)

  1. «Сосчитай-ка»(согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.)

  1. «Четвертый лишний»(на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.

«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;

«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;

«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т. д.

  1. «Подбери признак»(согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.

Голубь (какой) – сизый, неуклюжий, важный.

Снегирь (какой) – нарядный, красногрудый, медлительный…

Ворона – каркает, воробей -…

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” – важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” – резво прыгают по дорожке

  1. “Чей, чья, чьё, чьи?” на образование притяжательных прилагательных.

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от

кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.

Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.

Выполните с ребенком следующие упражнения:

  1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах

Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.

Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)

  1. Учить подбирать однокоренные слова.

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

  1. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Читайте также:  Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи

Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму

Какое было время года?

Кого нашли дети на снегу в парке?

Какой был воробышек?

Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

Когда дети выпустили воробья на волю?

Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

  1. Пересказ без опоры на вопросы.

Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

  1. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»

Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»

Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)

Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря – короткий толстый)

Рекомендации логопеда воспитателю для индивидуальной работы

Новак Татьяна Михайловна

Средняя группа
I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Профессии. Продавец», «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы»

1. Закреплять в активной речи названия зимующих птиц, частей их тела и отличительные признаки; зимние явления природы, зимние забавы и развлечения. Побуждать детей использовать обобщающие понятия: дидактическое упражнение «Расскажи» (по картинкам). Что это? Почему? – Это зима, потому, что…. Кто это? Почему? – Это птица, потому, что у нее есть…

2. Развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: дидактическое упражнение: «Какой? Какая? Какое?». Снег, какой? – холодный, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий, рыхлый. Снеговик, какой? – красивый, забавный, смешной, большой, снежный. Воробей, какой? – маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый.

3. Развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным: дидактическое упражнение «Что делает?» Дети – играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят снег. Ворона – каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит перья. Продавец – продает, взвешивает, заворачивает, показывает. Снег – кружится, метет, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.

4. Учить подбирать слова противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (закончить предложение). Летом дни жаркие, а зимой – … Летом день длинный, а зимой – … Весной лед на реке тонкий, а зимой – …

II. Развивать навыки словообразования.
1. Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму слова: дидактическое упражнение «Назови ласково». Снег – снежок, снежочек. Ком – комок, комочек.
2. Учить образовывать прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Разные магазины». Магазин, в котором продается хлеб … (хлебный). Магазин, в котором продается молоко … (молочный).

III. Совершенствовать грамматический строй речи детей.

1. Упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: дидактическое упражнение «Один – много» (по картинкам). Снеговик – снеговики, сосулька – сосульки, покупка – покупки.

2. Упражнять в правильном употреблении простых предлогов: у, на, в, из. Дидактическое упражнения: «Кто в чем?», «Кто на чем?», «Что у кого?» (по картинкам). Мальчик в шубе. Девочка в пальто. Синица на дереве. Дятел в дупле. Лопата у мальчика. Лыжи у девочки.

IV. Развивать связную речь детей.

1. Учить пользовать распространенными предложениями: дидактическое упражнение «Составь предложение» (по вопросам, простым сюжетным картинкам, сериям картин).

2. Учить составлять короткие рассказы о зиме, зимних развлечениях, зимующих птицах по схемам, картинным планам.

3. Учить пересказывать короткие тексты по темам.

4. Заучивать стихи по темам.

V. Развивать фонематическое восприятие.

1. Развивать чувство ритма, рифмы, учить подбирать нужное слово в конец стихотворной строки: дидактическое упражнение «Закончи стихотворение» (предлагаются любые простые стихи по темам).

2. Учить выделять первый гласный звук в словах. Оля, осы, Аня, уши, окна…

VI. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики (комплекс №1) продолжать подготовку артикуляционного аппарата к овладению правильным произношением звуков.

VII. Совершенствовать мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики

I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Новый год», «Зима. Зимующие птицы», «Север. Тундра».

1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение «Угадай предмет по его признакам».
Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный…(снег).
Трескучий, сильный, слабый, январский… (мороз).
Большая, серая, проворная, голодная…(ворона).
Северный, белый, красивый, рогатый…(олень).
Красивый, забавный, смешной, большой, снежный…(снеговик).
Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый…(воробей).

2. Учить подбирать существительные к заданным глаголам: дидактическое упражнение «Отгадай предмет по его действиям».
Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится…(снежинка).
Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает….(лед).
Летает, прыгает, клюет, сидит, тенькает…(синичка).
Охотится, плавает, ныряет, ловит (рыбу), ходит, отдыхает…(медведь).
Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег)…(дети).
Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья)…(ворона).

II. Совершенствовать навыки словообразования детей.

1.Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных: дидактическое упражнение «Скажи ласково». Снегирь – снегирек, воробей – воробышек, сова – совушка, снег – снежок, зима – зимушка, ветер – ветерок.

2.Учить детей образовывать относительные прилагательные: дидактическое упражнение «Скажи, какие?» Птица – птичья, ветер – ветреный, зима – зимний, снег – снежный, мороз – морозный, мех – меховая, шерсть – шерстяные.

III. Совершенствовать грамматический строй речи.

1. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один – много».
Одна птица – много птиц, один воробей – много воробьев, одна синица – много синиц, одна снежинка – много снежинок, один снеговик – много снеговиков, одна метель – много метелей.

2. Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений: дидактическое упражнение «Чья, чей, чьи, чье?».
Подобрать как можно больше слов к слову.
Моя – синица, ворона, галка, сова, сорока.
Мой – снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.
Мои – птицы, снежинки, снежки, постройки, игры.

3. Закреплять употребление предлогов в, на, из, с: дидактическое упражнение «Составь предложение». Составлять предложения, используя изучаемую лексику и предлоги. Дети во дворе слепили снеговика. Воробьи прилетели на кормушку. Саша упал в сугроб.

4. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем». Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10. 1 синица 2 синицы … 5 синиц … 10 синиц. 1 снегирь 2 снегиря … 5снегирей … 10 снегирей.

IV. Совершенствовать связную речь.

1. Составлять описательные рассказы (по любой теме).

2. Учить составлять сравнительные рассказы: «Сравним снегиря и синицу», «сравним осень и зиму», «сравним белого медведя и бурого».

3. Заучивать стихи по темам.

4. Составлять сложные предложения, используя сочинительную связь: дидактическое упражнение «Закончи предложение». На улице потеплело, и … (мы пошли гулять). Наступила ночь и на небе … (появилась луна).

V. Совершенствовать навыки звукового анализа.

1. Выделять первый твердый согласный звук в любых словах.

2. Выделять гласные звуки а, о, у и согласные звуки м, с, х, р, ш в словах; определять место звука в слове.

3. Придумывать слова на заданный звук.

VI. Совершенствовать слоговую структуру речи: проговаривать слова сложной слоговой структуры, предложения и скороговорки с этими словами.

лексическая тема ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,

кормушка, птенцы, гнездо.

летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие

(коготки), зимующие (птицы).

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие

Ход игры . Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём

встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева,

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощиприставок .

ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

Одни воробьи к кормушке (что делали?) . (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) . (отлетали). Маленький

бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) . ( облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) . (залетел).

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?). (улетел).

Игра «У кормушки»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные

действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Снегирь летит к кормушке (предлог к).

Синица улетает от кормушки (предлог от).

Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и

продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими

словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «Две кормушки»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.

В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый ипоследний звук в слове .

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое

слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва ется результат.

Первый звук [в], последний — [а] (ворона).

Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на

ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

М О У Б К О С У Л Б Ё Т М — Клёст

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

Посвисти ещё, синичка,

Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

У окошка посвистеть.

В январе в лихую стужу

Голос твой мне очень нужен.

А тебе за твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же, прилети,

У окошка посвисти.

Текст для пересказа

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь

дятла на де реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.

Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из

выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.

По Г. Скребицкому

О какой птице говорится в рассказе?

Что делал дятел в лесу?

Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

Как называют дятла?

Текст для пересказа

Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину

ели . Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные

ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес

не казался угрюмым и безжизненным.

По Г. Скребицкому

О каких птицах рассказ?

Что делали клесты на лесной полянке?

Где находилось гнездо клестов?

Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?


Источник: интернет


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Зимующие птицы (рекомендации родителям)

Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

1. Гуляя вместе с ребёнком в лесу или в парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются.

3. Обратите внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Покормите птиц вместе с ребёнком.

4. Рассмотрите энциклопедии с иллюстрациями зимующих птиц, почитайте информацию о них, посетите библиотеку.

1. Игровое упражнение «Скажи, когда много»

Цель: научить ребёнка образовывать существительных множественного числа.

Ворона — вороны, синица — синицы и т. д.

2. Игровое упражнение «Назови ласково»

Цель: научить ребёнка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. Игровое упражнение: «Посчитай птиц».

Цель: научить ребёнка согласовывать числительные с существительными.

4. Игровое упражнение: «Кто как голос подает?»

Ворона кар-кар — ворона каркает, воробей. голубь.

5. Игровое упражнение: «Узнай птицу по описанию»

Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, похожа на яблочко красное. Кто это?

6. Игровое упражнение: «Скажи одним словом»

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют.

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют.

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют.

7. Упражнение «Скажи наоборот» на подбор антонимов

Воробей маленький, а ворона.

У синицы хвост короткий, а у сороки.

Голубь тяжёлый, а воробей.

У синицы клюв тонкий, а у вороны.

8. Игровое упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?»

Цель: научить ребёнка образовывать притяжательные прилагательные.

Девочка Таня подвесила кормушку на дерево. Когда птицы улетели, она нашла в кормушке разные пёрышки. Помоги Тане разобраться, чьи пёрышки были в кормушке. Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?) — вороньи. перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).

9. Игровое упражнение: «Подбери признак»

Цель: научить ребёнка согласовывать имена существительные с прилагательными.

Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?). Снегирь (какой?). клёст (какой?).

10. Игровое упражнение: «Добавь словечко»

Цель: учить подбирать однокоренные слова.

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

Учимся пересказывать небольшие тексты с опорой на вопросы

1. Задание: Послушай рассказ1 и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробушка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробушка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробушек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробушка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробушка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

Какое было время года?

Кого нашли дети на снегу в парке?

Какой был воробушек?

Что сделали дети, чтобы замёрзший воробушек не погиб?

Когда дети выпустили воробья на волю?

Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

3.Задание: Пересказ без опоры на вопросы.

Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зёрен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны2.

1. стихотворение А. Прокофьева:

Посмотри на снегирей!

Стайку встретили метели,

А Мороз — красный нос

Им рябинки принёс,

Зимним вечером поздним

2. Развитие мелкой моторики

(Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки)

К кормушке нашей

(На каждое название птицы дети загибают по одному пальчику)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых пёрышках.

(Дети снова сжимают и разжимают кулачки)

Всем хватило зёрнышек!

Цель: изготовить кормушку вместе с ребёнком.

«Покормите птиц зимой»

Во время прогулки понаблюдайте, какие птицы прилетают к кормушке. Проведите с ребёнком беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

1 Текст взят из альбома № 2 «Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР», автор

2 Для пересказа можно использовать книгу «Пересказы круглый год» из серии «Развитие речи».

Читайте также:  Составление детьми описательного рассказа по портретам
Ссылка на основную публикацию