Статья «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с нарушениями речи»
«Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с нарушениями речи»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
Принцип сознательности и активности.
Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.
Для сохранения и укрепления здоровья детей использую на логопедических занятиях комплексную оздоровительно-коррекционную работу, включающуюся в себя:
Развитие мелкой моторики
Су – джок терапию
Кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение поможет:
– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
– улучшить подвижность артикуляционных органов;
– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания), и укрепление здоровья детей с речевой патологией;
Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами приведёт к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Зрительная гимнастика
Цель зрительной гимнастики – профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Динамические паузы
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия, помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.
Развитие мелкой моторики
разнообразные пальчиковые игры и упражнения
игры с прищепками, бусами, пуговицами, природным материалом
игры со счётными палочками, камешками «Марболс»
Шнуровки, пальчиковые дорожки
Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук;
Су – джок терапия
Прокатывание шарика с одновременным проговариванием рифмованных текстов помогает нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, скорректировать речевые нарушения.
Кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук
Эти упражнения активизируют все мозговые процессы – память, мышление, быстроту реакции, что в свою очередь способствует более эффективному освоению нового материала. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Дети становятся внимательными, активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения. В работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Самомассаж представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками или массаж языка при помощи губ и зубов.
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе способствуют:
Повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей.
-повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать, учатся красиво говорить;
Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности;
Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.
Пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
Провести ребенка по ступеням успеха,
как по ступеням нотного стана,
сохранив и приумножив лучшее в нем,
вот к чему должен стремиться каждый педагог!
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Все это требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Коррекционно – развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
– технология сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная, для глаз);
– коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия);
-технология обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, массаж и самомассаж).
В данной статье, хотелось бы остановиться на использовании музыкотерапии. Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Согласно Матейовой и З. Машуре С. на эмоции можно оказывать значительное влияние музыкой, и именно из этого факта исходит музыко терапия. Музыка, в особенности любимая, порождает у человека определённые психические и соматические процессы, вызывает в нём определённые чувства, эмоции, настроения, аффекты, изменения в поведении и одновременно влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику, а тем самым и на речь. Исходя, из этого можно проследить положительное влияние музыки на логопедических занятиях.
Сравнивая музыку и речь, мы должны исходить из их общих черт. К таковым, прежде всего, относится их звуковая основа. И музыка и речь базируются на звуковых сигналах, поэтому обе они в человеческих взаимоотношения являются акустическими средствами общения. Способы переноса информации как акустические комплексы музыкального и речевого выражения с антропологической точки зрения также имеют много общего.
Музыка и речь используют одни и те же средства переноса и воспринимаются одними и теми же органами восприятия акустических сигналов. « Одни и те же органы служат как для образования речи, так и для пения. Воспринятые и обработанные акустические сигналы подвергаются немедленному превращению в визуально-двигательные реакции и наоборот, как это происходит при письме и чтении слов, нот, при дирижировании. В воспринимающей и воспроизводящей деятельности принимают участие в равной степени двигательные и слуховые пути, ядра афферентных и эфферентных нервов мозга, а также сетевидное образование и лимбическая система. Височная извилина имеет аудитативную функцию при слушании музыки и речи. За музыкальную функцию отвечают области передней и средней части темпоральной извилины, пространство перед областью восприятия речи (расположенное, в обеих темпоральных извилинах)».
Многие авторы предполагают, что филогенетически человеческая речь происходит от вокально-певческой основы. Ч. Дарвин считал основой речи музыкальные проявления в форме пения, имеющего характер музыкальных тонов и ритмов. В филогенетическом развитии музыкальное выражение возникло гораздо раньше, чем речь, на что указывает и пение птиц. Онтогенетическое развитие ребёнка также свидетельствует о том, что выражение старше, чем речь, – младенцы и дети младшего возраста могут воспроизвести голосом мелодию задолго до того, как научатся говорить.
В филогенетическом развитии человека, прежде всего, формировалась слуховая коммуникация. Сначала человек научился воспринимать звуки, а затем уже у него возникла фарингальная фонация – образование звуков и подача звуковых сигналов. Эти звуковые сигналы в окончательной стадии оформились артикулированную речь. Это развитие повторяется у ребёнка в сокращённом виде. Сначала ребёнок учится слушать, потом издавать музыкальные звуки и только после этого производить артикулированную речь.
Связь между музыкой и речью основана на общих акустических и выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент (ударение) и просодия.
Специфические свойства музыкального ритма, влияющие на ритм речи, описали в своих труда х многие авторы, например М. Е. Хватцев (1951). Подробно этот вопрос изучал Карл Орф. Его труд « Работа в школе музыка для детей, народные песни» является синтезом различных способов выражения ритма, мотивационно исходящим из мира детских интересов. Значительное положительное влияние указанной методической системы состоит в непосредственной в непосредственной активации и всесторонней стимуляции творчества ребёнка во все периоды его развития. « Поскольку исходным положением, на котором строится утверждение о двух сторонах содержания – объективной субъективной, является тот факт, что сам язык – это результат творчества субъекта».
Второй элемент, указывающий на непосредственную связь музыки и речи, – мелодия. Данные о сходстве ритмики и мелодики речи и музыки творчески используется в мелодической системе К. Орфа для применения самых подходящих форм обучения детей игре на простейших музыкальных инструментах. В области развития певческих и интонационных возможностей с помощью форм активизирующей музыкально – двигательной деятельности в программе « Работа в школе…..» можно найти явное сходство между мелодическими интервалами музыки и речи. Б. В. Астафьев отметил интонационную природу нашей речи, которая, как доказала О. Д. Волчек, в различных эмоциональных состояниях обнаруживает тот или иной доминирующий тон, семантически совпадающий с музыкальной тональностью.
Синтез ритмического и мелодического элементов даёт основания для сравнения музыки и речи с точки зрения третьего компонента – гармонии. Уравновешенная пропорциональность непрерывного слияния основных элементов музыки создаёт динамическую гармонию речи, влияние которой аналогично влиянию гармонии речи, музыкальных произведений. Под динамической гармонией речи мы подразумеваем динамический процесс, зависящий от различных ситуаций преимущественно эмоционального характера, изменяющих ритм, темп, мелодию и тембр звуков речи. Так, при чувстве страха речь характеризуется более высокими частотами, чем в спокойном состоянии, радость может проявляться и в убыстрении темпа, гнев – в усилении интенсивности.
Речь нормального человека обладает богатой шкалой выразительности, которая соответствует динамическому характеру трёх составных элементов музыки – ритма, мелодии, гармонии. Напротив, для речи человека, страдающего каким – либо видом психофизического или социального расстройства, характерно нарушение того или иного, а то и всех факторов музыкального языка. Музыкальные факторы речи чрезвычайно важны с точки зрения информации, так как если они сохранены, речь доступна пониманию даже при нарушениях звуковой структуры слов. Согласно Гринер и Флоренской, нарушенная речь, даже если в ней сохранена правильность словесного материала и утеряна лишь музыкальная структура, менее понятна, чем речь, сохранившая музыкальную структуру. Самым частым нарушением музыкальной структуры речи является нарушение ритма. Из общих свойств музыки и речи следует, что музыка предоставляет широкие возможнос ти воздействия на процесс образования речи.
Вышеизложенное подтверждает мнение многих авторов, что музыка и речь взаимосвязаны. Они представляют собой динамические, взаимообусловленные процессы продукции и репродукции, являющиеся неисчерпаемым источником взаимной творческой стимуляции, и могут широко использоваться, на логопедических уроках, во время динамических пауз, физминуток, пальчиковых игр, а также во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.
- Андреева, Г.М. Социальная психология/Г.М.Андреева.- М.: «Наука», 2010.-с.
- Венгер, Л.А. Домашняя школа/ Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. – М.,1994.-с.
- Ветрова В.В., Годовикова Д.Б., Елагина М.Г, и др. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 2008. -207 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти тт. Т.З: Проблемы развития психики.- М.: Педагогика, 2009.-С. 5-328.
- Изард К.Е. Эмоции человека. – М.: Изд – во МГУ, 2008. – 439 с.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
«Здоровье сберегающие технологии
в работе учителя-логопеда»
Учитель-логопед: Евдокимова Н. В.
МБОУ «Северокоммунарская СОШ», 2018
Выступление в рамках РМО
Задачи коррекционно-развивающей работы логопеда с внедрением здоровье сберегающих технологий:
- повышение умственной и физической работоспособности;
- охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
- стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- формирование орального праксиса;
- совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса;
- повышение резервов дыхательной системы;
- профилактика нарушения зрения;
- создание благоприятного эмоционального фона.
Для сохранения и укрепления физического здоровья детей, в своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:
- Артикуляционную гимнастику
- Биоэнергопластику
- Дыхательную гимнастику
- Зрительная гимнастику
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Упражнения для развития общей моторики
- Массаж
- Самомассаж
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение помогает:
– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
– улучшить подвижность артикуляционных органов;
– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель биоэнергопастики – выполнение совместных движений рук и артикуляционного аппарата, способствующих активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Соединяя движения артикуляционного аппарата с движением кисти руки, эффективность исправления дефектных звуков возрастает, так как, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
При этом решаются следующие задачи:
-укрепляются мышцы артикуляционного аппарата;
-развивается сила, подвижность, точность движений органов, участвующих в речевом процессе;
-развивается координация движений мелкой моторики пальцев;
-развивается память, произвольное внимание, зрительное, слуховое восприятие.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
Целью зрительной гимнастики – выполнение специальных упражнений для глаз, способствующих профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияющих на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, а также создание положительного эмоционального фона, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.
Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, поэтому она проводится в игровой форме, в том числе с применением ИКТ, в которых дети могут проявить свою активность.
Развитие мелкой моторики
Цель развития мелкой моторики – координация движений пальцев рук.
На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми. Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, шишки, карандаши). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики также способствует развитию речи.
Оздоровительные паузы – физминутки, провожу я в игровой форме в середине индивидуального или группового занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными предметами и аппаратами. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Дифференцированный логопедический массаж использую для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата, для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Самомассаж относится к нетрадиционным логопедическим технологиям. Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей.
Таким образом, в результате использования приемов здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- повышается речевая активность;
- развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз;
- развивается общая и мелкая моторика;
- формируются двигательные умения и навыки;
- формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис.
На фоне комплексной логопедической помощи здоровье сберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.
Работа с деформированными текстами на логопедических занятиях с младшими школьниками
Тексты с нарушением структуры слов
Упражнение «Что скрывается под кляксой?» (3—4-й класс)
- Активизировать словарный запас.
- Развивать языковый анализ и синтез.
- Развивать навык установления грамматических связей между словами в предложении.
- Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.
Задание: прочитайте историю маленького Сергея, спишите текст, вставляя буквы под кляксами.
Маленький Сережа рисовал за столом брата. Он был увлечен работой и не заметил, что капает красками на тетрадь. Вошедший в комнату брат увидел, что вся его тетрадь покрыта кляксами. «Надо все переписывать!» — воскликнул он. Но что скрывается под кляксами?
Тексты с заменой гласных или букв, обозначающих артикуляционно сходные согласные
- Активизировать словарный запас.
- Развивать фонематический анализ и синтез.
Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки. Подготовительная работа: различать артикуляционно и акустически сходные звуки на уровне слогов, слов (устно и письменно).
Задание: прочитайте (спишите) текст, заменяя букву д буквой т, и наоборот.
Текст с пропущенными буквами, обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки
- Активизировать словарный запас.
- Развивать фонематический анализ и синтез.
Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки; в качестве диагностического задания для определения состояния фонематической функции.
Подготовительная работа: задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов (устно и письменно). Задание: прочитайте (спишите) текст, вставляя буквы з или с.
Текст с пропущенными буквами
- Активизировать словарный запас.
- Закреплять навыки использования орфографических правил для грамотного письма.
Задание: спишите (прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте (назовите) орфограммы, подберите проверочные слова. Такие тексты могут быть использованы в качестве проверочных (самостоятельно) и обучающих (с разбором и проверкой) работ.
Тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания
Текст без деления на предложения
- Формировать и развивать навыки деления текста на предложения.
- Обучать грамматически правильно оформлять предложения на письме и интонационно в устной речи.
Задание: прочитайте текст, соблюдая интонацию начала и конца предложения; спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложения.
Текст без деления на слова
- Активизировать словарный запас.
- Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.
Задание: прочтите про себя каждую строку; разбейте ее на слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, деля предложения на слова.
Текст со вставками лишних букв
- Активизировать словарный запас.
- Развивать зрительное восприятие.
- Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.
Задание: прочтите про себя каждую строку, зачеркните или закройте лишние буквы между словами; прочтите полученные предложения вслух, делая паузы между словами; спишите (перескажите) или напишите по памяти текст.
Текст с разбивкой на слоги вместо слов
- Активизировать словарный запас.
- Формировать и развивать умение выделять слова в потоке слогов, грамматически правильно оформлять предложения.
Задание: прочтите про себя каждую строку; сложите из слогов слова; прочитайте предложения вслух, делая паузы между словами; спишите текст, объединяя слоги и дели предложения на слова.
Текст с неправильной разбивкой на слова
- Активизировать словарный запас.
- Развивать зрительное восприятие, умение грамматически оформлять предложения.
Задание: прочтите каждую строчку про себя; выделите слова, прочтите предложения вслух, делая паузы между словами; запишите полученный текст.
Текст на восстановление порядка частей
- Развивать логическое мышление.
- Учить восстанавливать порядок событий.
Задание: прочитайте части рассказа; установите, в какой последовательности происходили события; прочитайте части в установленном вами порядке; запишите полученный текст; каждую часть начинайте с красной строки.
Текст на восстановление порядка предложений
- Развивать логическое мышление.
- Учить восстанавливать порядок высказываний.
Задание: прочитайте предложения; расположите их по порядку; прочтите полученный текст; запишите его
Текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении
- Формировать и развивать умение устанавливать грамматическую связь между прилагательным и существительным.
Задание: спишите текст, изменяя, если нужно, окончания у прилагательных в скобках.
Текст на восстановление порядка слов в предложении
- Формировать умение устанавливать порядок слов и грамматические связи в предложении.
3адание: прочтите слова каждой строчки; измените их порядок так, чтобы получилось предложение; запишите полученный текст.
Текст с исключением
- Активизировать словарный запас.
- Развивать логическое мышление.
- Учить устанавливать смысловые связи между словами.
Задание: прочитайте текст; найдите в предложениях не подходящие по смыслу слова, исключите их; запишите (прочтите) полученный текст; объясните, почему исключили именно эти слова.
Групповое логопедическое занятие на тему: «Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений»
Методическая цель: Использование ИКТ как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.
Цель: развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.
- формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;
- формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;
- формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;
- учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;
- учить составлять предложения с однородными членами;
- совершенствоват ь грамматический строй речи учащихся;
- уточнить и обогатить лексику по теме «Весна»;
- развивать умение грамотно выражать свои мысли;
- развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношени е;
- развивать умение формулировать ответы на вопросы;
- развивать речевую моторику и зрительное восприятие;
- развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно- временные представления;
- воспитывать желание активно работать на занятии;
- воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.
разучить с учениками скороговорки о весне;
тренировать детей в редактировании деформированных предложений.
- интерактивная доска;
- плакат «дерево знаний»;
- бумажные цветы;
- индивидуальные карточки с заданием;
- рабочие тетради;
- ручка, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Сегодня у нас необычный, праздничный день, к нам на занятие пришло много гостей. Присаживайтесь. Наше занятие я хочу начать со строк стихотворения Михаила Пляцковского, внимательно послушайте его:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
– Ребята, о каком времени года говорится в данном стихотворении?
– Давайте вспомним весенние месяцы. (Март, апрель, май)
– Какие изменения в природе происходят весной?
– И вот как раз сейчас нас ожидает такая прекрасная весенняя пора, когда деревья просыпаются ото сна. Посмотрите, такое пробуждающееся от сна дерево будет присутствовать и на нашем занятии. Но это не простое дерево, а дерево знаний, которое будет зацветать по мере правильного выполнения вами заданий по изучаемой теме.
– Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их редактировать, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно как в письменной, так и в устной речи.
2. Работа над дикцией. (Проверка домашнего задания)
Проговаривание заученной дома скороговорки про весну, с убыстрением темпа её произнесения.
– А для начала давайте проверим домашнее задание.
– Что было задано? (На дом, было задано выучить скороговорки про весну)
– Проверим, как вы справились:
1. Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.
2. Цветут весной цветы, поют весной коты.
3. «Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка» –
Просит заинька косой – «Спой мне песню, сойка, спой!»
4. Сойка, сидя на сосне, поёт песню о весне.
5. Дождик, дождик, ты нам нужен,
Пели жабы весной в луже.
6. Громыхает весной гром, где-то в роще за бугром.
– Вы отлично справились с домашним заданием, поэтому на нашем дереве знаний появляется первый весенний цветок.
3. Составление предложений с помощью вопросов.
– А сейчас давайте посмотрим на интерактивную доску. Вам надо будет составить предложения, характеризующую весну, опираясь на вопросы и картинки. Итак:
1. Как? Светит какое? Что?
– Кто первый составит предложение?
Ярко светит лучезарное (сверкающее, полное сиянья, блеска) ласковое, тёплое, весеннее солнышко) – картинка с солнцем.
– Переходим к составлению следующего предложения:
2. Какие? Что? Что делают? На чём?
Зёлёные, ранние листочки распускаются на веточках деревьев – картинка с распускающимися листьями.
– Посмотрим на третий слайд.
3. Какие? Что? Зацвели где?
(Красивые, яркие, весенние, ароматные цветы зацвели на лугу, на поле, на клумбе, на деревьях) – картинка с цветами.
4. Какие? Кто? Что делают? От куда?
– Кто ответит на этот раз?
(Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран) – картинка с перелётными птицами.
– Составим следующее предложение:
5.Какой? Кто? Что делает? Где?
– Кто у нас ещё не отвечал?
(Озорной, маленький, шустрый воробей плещется в луже, порхает в воздухе, щебечет на дереве) – картинка с воробьём.
– И остался последний слайд, смотрим на него:
6. Какой? Кто? Что делает? Когда?
– …, теперь составь предложение ты.
(Косолапый, бурый, большой мишка просыпается весной после зимней спячки) – картинка с медведем.
– Молодцы, хорошо поработали. И вот наше дерево зацвело ещё одним цветком.
4. Работа над предложением и текстом.
– Ребятки, вот незадача, в конвертах перепутались все слова из предложений рассказа.
– Сейчас я раздам их по одному, и вы поможете мне восстановить рассказ.
– Давайте раскроем конверты.
– Чтобы наше дерево знаний зацвело ещё одним цветком, каждый из вас должен составить по одному предложению из данных слов вашего конверта.
– Обратите внимание, каждый из ваших конвертов пронумерован. Цифра на конверте соответствует порядку предложений в рассказе.
– А теперь, начиная с первого предложения, зачитайте их с места.
1. весна, края, окутала, наши, теплом. (Весна окутала теплом наши края.)
2. лед, солнышко, на, растопило, речке. (Солнышко растопило лёд на речке.)
3. ручейки, в, понеслись, речку, звонкие. (Звонкие ручейки понеслись в речку.)
4. вода, леса, луга, и, затопила, талая. (Талая вода затопила леса и луга.)
5. птицы, с, перелётные, юга, прилетели. (С юга прилетели перелётные птицы.)
6. Примеряют, летние, звери, шубки. (Звери примеряют летние шубки).
– Прочитаем получившийся рассказ. Читает…, остальные внимательно слушают.
– Давайте дадим название нашему рассказу. (Весна. Весенняя пора.)
– Мы отлично справились с заданием, и на дереве появляется третий цветочек.
5. Упражнения для профилактики зрительного утомления.
– А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть:
Ах, как долго мы писали.
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, (Мысленно нарисовать радугу перед глазами)
Вверх по радуге пойдём,
Вправо- влево повернём. (Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх – влево)
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись! (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
6. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами.
– Ребята, а теперь обратимся к заметке в классной стенгазете, которую написал один мальчик.
– Прочитаем её. (Чтение вслух по цепочке).
– Читаем по цепочке по одному предложению, начинает…
На интерактивной доске:
У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!
– Всё ли правильно в заметке мальчика? Почему? (В некоторых предложениях повторяются слова, которые обозначают одно и то же).
– Найдите и прочитайте неправильные обороты речи.
На интерактивной доске:
У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купиласладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!
– На интерактивной доске подчёркнуты речевые ошибки ученика.
– На ваших партах слева лежат карточки с данным текстом.
– Заметку необходимо исправить.
– Что мы для этого сделаем? (Зачеркнём повторяющиеся слова).
– Сейчас … (1 ученик) прочитает отредактированну ю заметку, остальные проверяют.
На интерактивной доске:
У Миши в марте был день рождения. В кондитерской мама купила сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весельчаком. Мы с братом любим праздники!
– Молодцы, вы справились с заданием, у меня получилось также. (Вешается цветок).
-Давайте с вами отдохнем. Встаём около своих парт, не мешая друг другу.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется! (Потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Помахать руками из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)
Вправо – влево, взад – вперёд –
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо- влево, назад – вперёд)
Он их вертит, он их крутит!
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
– Вот мы и отдохнули, присаживайтесь за свои рабочие места и с новыми силами продолжаем занятие.
8.Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами.
Образец: Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.
– Найдите повторяющиеся слова (сегодня, день).
– Попробуем составить из двух предложений одно, исключив повторения.
Образец: Сегодня пасмурный и дождливый день.
– Опираясь на образец, вам надо будет самостоятельно составить из двух предложений одно и записать у себя в тетрадях.
1. По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.
2. У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.
3. Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.
4. В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.
5. Мы соберём модель катера. Мы соберём модель яхты.
6. Малыши любят петь. Малыши любят рисовать.
– А теперь по цепочке по одному предложению, начиная с … зачитайте, что у вас получилось.
– Молодцы! И на нашем деревце распускается очередной цветок.
9. Использование синонимов для исключения повторений слов. Редактирование предложений.
– В ваших тетрадях вложены карточки с домашним заданием, достаньте их.
1. У тётушки была медленная походка и медленная речь. (Неторопливый)
2. Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри. (Микроскопический, крошечный)
3. Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (Печальный)
4. Весёлые ребята своими весёлыми шутками развеселили самых невесёлых старушек. (Рассмешить, мрачный, остроумный)
– Ребята, верно ли составлены данные предложения?
– Какие речевые ошибки допущены в них? (В предложениях одни и те же слова повторяются несколько раз)
– Как исправить речевые ошибки? (Необходимо подобрать слова близкие по значению).
– Как называются такие слова? (Синонимы)
– Используя слова в скобках, отредактируем предложения.
1. У тётушки была медленная походка и неторопливая речь.
2. Среди маленьких животных своими микроскопическим и размерами отличается крошечная птичка колибри.
3. Грустные звуки печальной мелодии послышались вдали.
4. Весёлые ребята своими остроумными шутками рассмешили самых мрачных старушек.
– Домашнее задание: запишите отредактированные предложения в тетрадь.
10. Итог занятия.
– Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями (прикрепляется последний цветок). Наше дерево преобразилось цветами ваших знаний.
– Давайте подведём итог и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились редактировать деформированные предложения).
– Для чего? (чтобы научится грамотно выражать свои мысли как на письме, так и в связной речи).
– Что больше всего понравилось?
– Я хочу сказать вам спасибо за занятие.
Сейчас вы оцените свою работу на занятии, раскрасив цветок, который я вам раздам:
– Если вы считаете, что хорошо работали на занятии, были активны и заслужили оценку 5 — раскрасьте цветок красным карандашом;
– Если вы считает, что заслужили оценку 4 — раскрашивайте цветок оранжевым цветом;
– Если вы заслужили оценку 3, то цветок вам нужно закрасить жёлтым карандашом.
– Давайте посмотрим, как вы сами себя оценили. Поднимите цветочки.
– Я полностью согласна с вашими оценками.
– Урок окончен. Возьмите тетради с домашним заданием и можете пойти на перемену в ваш класс.
Основина Екатерина Юрьевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ № 25, г. Орел
Конспект логопедического занятия по теме: “Работа с деформированными предложениями”.
Усвоение порядка слов простом предложении
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме: “Работа с деформированными предложениями”.»
Конспект логопедического занятия по теме:
Работа с деформированными предложениями
1. Усвоении порядка слов в простом предложении, предложений в тексте.
2. Активизировать словарный запас.
3. Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.
Образовательные:
учить замечать смысловые и логические ошибки в тексте, восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста.
Коррекционно – развивающие:
развивать слоговой анализ и синтез слов, логическое мышление, память.
Воспитательные:
воспитывать чувство доброты и взаимовыручки; самоконтроль за речью.
Оборудование: записи на доске, деформированный текст на каждого ученика, рабочие тетради, ручки.
Ход занятия:
Организационный момент
Прозвенел долгожданный звонок,
Начинаем желанный урок.
Ребята, скажите, а какой сегодня день недели, месяц, время года?
Сегодня мы на уроке изучим новую тему: Работа с деформированными предложениями, а также выполним ряд интересных заданий.
Ребята, а сейчас поиграем в игру «Придумай окончание» я вам называю предложение, а Вы придумываете последнее слово, подходящее по смыслу:
На уроке будь старательным
Будь спокойным и …внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все … понятно.
Если хочешь отвечать –
Надо руку … поднимать.
Запомни, что поют на пении,
Читают на уроке… чтения.
На математике считают,
На перемене… отдыхают.
6.Если друг стал отвечать,
Не спеши его… перебивать.
7. А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … руку.
8. Знай: закончился урок,
Коль услышал ты . звонок
Игра «Одно целое»
– Из слогов соберите слово, получившееся слово положите под соответствующую картинку.
Шап- ка, коф-та, шу – ба, но-сок, паль – то, са-пог, брю-ки.
– Запишите получившиеся слова. С одним из них составьте предложение.
Игра « Разьедини слова»
Задание: прочитайте про себя каждую строку; разбейте ее на слова; разделить слова вертикальной чертой, прочитайте предложение вслух; спишите текст, деля предложения на слова.
Текст: Весной в лесу.
2.2. Работа по группам
№ 1 Синица.
у, рос, дома, клен
на, клена, ветку, птичка, села
это, синичка, маленькая
№ 2 Книга.
Юра, у, живет, деда
дедушка, книгу, внуку, купил
Юра, стихи, громко, читает
2.4. Работа с текстом
– Название текста узнаете, разгадав кроссворд.
1.Не загадка это даже,
Если только кто-то скажет –
2.Никогда он не грустит,
А хрустит, хрустит, хрустит.
Хочешь, так подай на стол,
Хочешь, брось его в рассол.
3.Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)
4. Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)
5. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.
6. Не огонь, А жжется.
(Крапива)
Береза
У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой.
Послушайте предложение. Исправьте ошибки в предложениях. Повторите правильное предложение.
Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли. Солнышко прячется, потому что ночью темно. Петя испачкался, потому что его поругала мама. Солнце пригревает, потому что стал таять снег. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.
Логопедическое занятие. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами
наталья литовкина
Логопедическое занятие. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами
Тема: Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.
Цель: Научить детей работать с деформированным предложением. Правильно его грамматически оформлять.
Развивать умение восстанавливать неполноценное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги.
Развивать чувство ритма, формировать умение находить рифму с учетом стихотворного размера.
Развивать умение выбирать синоним из синонимического ряда, находить и устанавливать связь между отдельными элементами материала, и опираться на них при его воспроизведении. Развивать слоговой синтез.
Прививать любовь к родному языку.
Оборудование : предметные картинки, карточки с текстом, карточки предлоги, карточки со стихотворением, мультимедийная система, презентация.
Используемые технологии: технология развития связной речи. Методика Н. Г. Андреевой. Нетрадиционные логопедические технологии (аромотерапия). Здоровьесберегающие технологии.
Ход урока.
Перед уроком зажечь аромолампу с маслом лимона (возбуждает нервную систему и повышает работоспособность).
1. Организационный момент.
Замок откроется тогда,
Когда составишь ты слова.
Попробуй разгадать быстрее всех!
Уверена, что ждет тебя успех!
-Сядет тот, кто из слогов составит слово.
-Назови лишнее слово. Объясни свой ответ.
2. Запись числа, темы занятия «предложения с пропущенными словами».
3. Работа с деформированным стихотворением. Развитие опосредованного запоминания.
У ___ высокий рост,
У ___ пушистый хвост,
У ___ крепки рожки,
У ___ тонки ножки.
У ___ толсты губы,
А у ___ острые зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа! (А. Бродский)
-Назови предметы на картинках. Вставьте подходящие по смыслу слова в стихотворение, прочитайте стихотворение выразительно. (логопед закрывает текст стихотворения, а предметные картинки располагает в ряд.)
«Слон», «Лиса», «Козленок», «Цыпленок», «Мартышка», «Волк», «Еж», «Уж», «Чиж».
– Послушайте, как я расскажу стихотворение по картинкам (коллективная работа восстановление стихотворного текста).
4. Развитие чувства ритма. Найди рифму.
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Что бы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
– Послушайте. Добавьте в рифму недостающие слово. Из какой сказки эта стихотворная строка?
Вместо шапки на ходу он надел ___ сковороду. (С. Маршак. «Вот какой рассеянный»
У тебя на шее вакса, у тебя под носом ___ клякса. (К. Чуковский «Мойдодыр»)
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в ___ нос» (К. Чуковский «Айболит»)
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого ___ петушка. (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
Пошла Муха на базар и купила ___ самовар. (К. Чуковский «Муха-Цокотуха»)
Трусы и рубашка лежат на песке.
Никто не плывет по опасной ___ реке. (С. Михалков «Фома»)
Ехали медведи на ___ велосипеде. (К. Чуковский «Тараканище»)
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят он плохой, ___ неряха. (В. Маяковский «Что такое хорошо? Что такой плохо?»
Ищет вещи Маша, Маша- растеряша
И под стулом нет…
На кровати нет, под кроватью нет…
Вот такая Маша, Маша- растеряша.
Сядет тот, кто назовет из стихотворения физкультминутки предлоги (на, под).
6. Работа с деформированными предложениями. Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами.
Выставляю карточки с предлогами на, с, в, за, у, из, около.
– Прочитайте, что написано на карточках? (предлоги) Что необходимо помнить о правописании предлогов?
Раздаю учащимся карточки с текстом «Лесные малыши»
Лето- время лесных малышей. ___ гнезд вылетают птицы. ___ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют___ мамой. Лисята играют ___ норы. Бельчонок совершает ___ сосны быстрый прыжок. ___ сумерках выходят ___ охоту ежата.
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет:
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?»
Коллективная работа (последовательно по каждому предложению):
– Прочитайте предложение. Какие слова пропущены (предлоги).
– Вставьте подходящий по смыслу предлог.
– Повторите предложение целиком.
– Посчитайте количество слов в предложении. Назовите какое место по порядку занимает предлог?
– Прочитайте рассказ, вставляя предлоги.
– Что мы прочитали? (текст)
– О чем говорится в тексте?
– Запишите текст в тетрадь, вставляя подходящие по смыслу предлоги.
– Составьте и запишите схему второго, четвертого, пятого предложения.
7. Составление связного текста из неполных предложений. Выбор слова из ряда слов – синонимов.
Выбор слова в рифму.
Прочитайте, вставьте нужные по смыслу слова, которые рифмуются.
Очень – очень вкусный пирог.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ___(пригласил, позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ___ (торт, пирог, кекс)
Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости (не приходят, не идут).
Я ждал, пока хватило сил
Потом кусочек ___(съел, отрезал, откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту___ (проглотил, съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек ___ (не увидели, не нашли).
Выразительно прочитайте стихотворение.
8. Выбор слова в тексте сказки.
Выберите слово, которое в большей степени подходит к отрывку из сказки.
Прежде чем записать текст в тетрадь, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Жил был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под березку, сапоги свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зеленой (траве, травке) ползет жук…
9. Итог занятия.
-Какие задания Вы выполняли на занятии?
– Чему вы научились?
Разработал занятие учитель-логопед Литовкина Н. А.
Прикреплённые файлы:
rabota-s-deformirovanymi-predlozhenijami_0ru2i.pptx | 2294,78 Кб |
Лексико-грамматическое занятие «Фрукты на прилавках магазинов» в старшей группе для детей с ОВЗ Задачи: 1. Рассмотреть с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, лимон. Объяснить, что.
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «В лес за грибами» Осень. Прекрасная пора для прогулок по лесу. Листва немного пожелтела и воздух такой свежий. Уже начинаются дожди. Многих людей осенние.
Лексико-грамматическое занятие «Кто мы, какие мы» в старшей группе Беседа по фотографиям о ребёнке Цель: Развитие диалогической речи Задачи: 1. Учить вступать в общение, уметь отвечать на вопросы. 2.
Лексико-грамматическое занятие с детьми ОВЗ «Что бывает осенью» в старшей группе Задачи: 1. Уточнить и закрепить знания детей о приметах неживой природы осенью. Расширение словаря по данной теме, используя существительные,.
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Буратино в гостях» по теме «Обувь, одежда» Задачи: 1. Систематизация знаний об одежде, материале, из которого она сшита, ее практичности и обуви. 2. Обучение классификации одежды.
Лексико-грамматическое занятие «Что мы купим в магазине. Одежда» в старшей группе с ОВЗ Цель. Знать название и назначение отдельных видов одежды. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Расширить и конкретизировать представления.
Лексико-грамматическое занятие «Кто нас вкусно кормит? Знакомство с профессией повара» в старшей группе с ОВЗ Цель: Знакомить детей с профессией повара, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство.
Лексико-грамматическое занятие «Наш любимый детский сад» в старшей группе с ОВЗ Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить.
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Зимующие птицы» Задачи: Развивающие: • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; • совершенствовать.
Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.