Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Разделы: Логопедия

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

1. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
  • Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

    • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
    • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
    • улучшает дренажную функцию бронхов;
    • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
    • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

    Развитие общей моторики.

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

    Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия.

    Для детей с ОНР физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

    Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

    Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми.

    У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

    Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

    Су-Джок терапия.

    Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

    С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

    Массаж и самомассаж.

    При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

    • массаж и самомассаж лица;
    • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
    • плантарный массаж (массаж стоп);
    • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
    • массаж языка.

    Это массаж, выполняемый самим ребенком (взрослым, подростком), страдающим речевой патологией, является средством дополняющим воздействие основного массажа.

    Цель логопедического массажа и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.

    Показания для массажа:

    • Дислалии;
    • Различных видах дизартрии;
    • Алалии
    • Неврозоподобном заикании;
    • Послеоперационном периоде при ринолалии;
    • Нарушения тонуса мышц приводящие к нарушениям голоса.

    Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

    Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

    Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

    Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

    Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

    Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.

    Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

    Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмикой, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых играх.

    2. Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий.

    Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе

    • Документы (14)
    • Образование и повышение квалификации (6)
    • Награды (2)
    • Профессиональное развитие (4)
    • Проектная деятельность (1)
    • Публикации (3)
    • Открытые мероприятия (3)
    • Выступления (9)
    • Образовательные технологии (6)
    • Достижения воспитанников (3)

    Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе

    От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

    Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Поэтому очень важно рационально организовать в детском саду режим для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

    Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

    Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников:
    -внутренние
    -внешние
    Принципы здоровье сбережения:
    – Не навреди!
    – Принцип триединого представления о здоровье.
    – Непрерывность и преемственность.
    – Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
    – Комплексный, междисциплинарный подход.

    Здоровье сберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

    Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) – все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

    Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

    Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

    В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровье сберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

    В соответствии с законом РФ “Об образовании” (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровье сберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс должны внедряться в условиях здоровье сберегающей и здоровье развивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

    Использование здоровье сберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровье сберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

    Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
    – нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
    – нарушение дыхания и голосообразования;
    – нарушение общей и мелкой моторики;
    – расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
    – повышенная утомляемость;
    – заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
    – нарушение темпо-ритмической организации движений.
    Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
    – нарушение оптико – пространственного праксиса;
    – неустойчивость внимания;
    – расстройство памяти (особенно слуховой)
    – несформированность мышления;
    – задержка развития воображения.

    Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

    1. Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:

    – улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
    (нервную проводимость);
    – улучшить подвижность артикуляционных органов;
    – укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
    – уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

    Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
    Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
    подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.

    Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

    1. Дыхательная гимнастика.

    Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.

    На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

    1. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

    Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

    Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

    Зрительная гимнастика используется:
    – для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
    – для укрепления мышц глаз
    – для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

    Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

    Гимнастика бывает:
    1) игровая коррекционная физминутка;
    2) с предметами;
    3) по зрительным тренажёрам;
    4) комплексы по словесным инструкциям.

    При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

    1. Развитие общей моторики.

    Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

    Читайте также:  Автоматизация звука (Л) через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

    Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

    1. Развитие мелкой моторики.

    В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

    У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

    Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

    1. Су – джок терапия

    Су – джок терапия – это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» – связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапия может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.

    Позднее подобные рецепторные поля были открыты на ушной раковине (гомосистемы аурикулярной су-джок терапии), волосистой части головы (скальпе – су-джок скальпотерапия), языке и других частях тела.

    Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

    1. Массаж и самомассаж.

    Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

    В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

    Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

    При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

    Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
    – массаж и самомассаж лицевых мышц;
    – массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
    – плантарный массаж (массаж стоп);
    – аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
    – массаж язычной мускулатуры.

    Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

    Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

    Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
    * Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
    * Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
    * Можно использовать без специального медицинского образования.

    1. Релаксация.

    Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
    Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

    Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы,
    что необходимо для исправления речи.

    В результате использования приемов здоровье сберегающих технологий в логопедии:
    – повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
    дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
    – корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
    -формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
    -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

    Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровье сбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
    – снижение уровня заболеваемости;
    – повышение работоспособности, выносливости;
    – развитие психических процессов;
    – улучшение зрения;
    – формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
    – развитие общей и мелкой моторики,
    – повышение речевой активности;
    – увеличение уровня социальной адаптации.

    Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

    Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

    Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

    • Развивашки (5)
    • Картотеки (8)
    • Районные методические объединения учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп. (6)
    • Логопедический массаж (1)
    • Пособие на развитие мелкой моторики (4)
    • Пособия на развитие речевого дыхания (0)
    • Конспекты НОД (8)
    • Предметно – развивающая среда (1)
    • Интегрированные игры (6)
    • Взаимодействие с педагогами ДОУ (2)
    • Шахматы (1)
    • Работа с родителями (5)
    • Развлечения (17)

    Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

    Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

    «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. И основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь малышам сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Поэтому с самых ранних лет нужно приучать деток к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.

    Тема моего доклада выбрана не случайно, так как, работая с детьми среднего возраста, я обратила внимание на то, что дети, приходя из дома в детский сад на мой вопрос, чем вы занимались в выходные дни, в большинстве случаев отвечали, что играли в компьютер, или смотрели телевизор. Но ни для кого не секрет, что в век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье.

    Давно известно, что в дошкольном возрасте закладывается основа «фундамента» физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем всего организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие нашего общества.

    На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.

    Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Так что же такое здоровьесберегающие технологии?

    Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

    Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуруздоровья.

    Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

    Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых трудностей, но и личности каждого ребенка в целом. К каждому воспитаннику дошкольного образования необходим индивидуальный подход.

    В своей логопедической деятельности использую разные методы и средства коррекционно—развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, что в свою очередь помогает максимально достичь возможных успехов и результатов не только речевого, но и общего развития ребенка в целом.

    Принципы здоровьесберегающих технологий.

    – принцип сознательности и активности;

    – принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

    – принцип систематичности и последовательности;

    – принцип доступности и индивидуальности;

    – принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

    – принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

    – принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;

    В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

    1. Дыхательная гимнастика.

    Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

    На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

    1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

    В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.

    У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

    На своих занятиях уделяю особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук, тем самым решая несколько задач одновременно — активизируются речевые центры головного мозга, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

    3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

    Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, она относится к современным здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

    Хотя, первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.

    Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

    -укрепление глазных мышц,

    – общее оздоровление зрительного аппарата.

    Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

    Для проведения гимнастики для глаз не требуется специальных условий. Любаягимнастика для глаз проводится стоя.

    Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

    При проведении очень важен наглядный показ действий педагога.

    1. Су – джок терапия.

    Су – джок терапия – это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.

    На своих занятиях использую Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики.

    1. Массаж и самомассаж.

    В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

    Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

    Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

    – массаж и самомассаж лицевых мышц;

    – массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

    – массаж язычной мускулатуры.

    Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

    1. Логоритмика.

    Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

    Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

    -снятие фактора тревожности;

    -стимуляция двигательных функций;

    -развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

    -растормаживание речевой функции;

    -развитие чувства ритма, темпа, времени;

    -развитие мыслительных способностей и фантазии;

    -развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

    -нормализация просодической стороны речи.

    Музыкальная ритмика используется при лечении:

    -дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)

    -брадилалии и тахилалии.

    Логоритмика в частности, есть движение соединенное с речью, речевым выражением эмоций и форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

    1. Биоэнергопластика

    Биоэнергопластика это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

    Цель: развитие координации движений, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

    1. Песочная терапия.

    Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком.

    По информативности песочные творения могут быть не менее ценны, чем рисунки. К тому же, в песке малыш сам расставляет акценты поведения и действий персонажей, а это помогает ему находить правильные решения и в жизни. Кроме того, песок: развивает мелкую моторику; открывает широкий простор для проявления фантазии; помогают регулировать механизмы мышления. Занятия песочной терапией помогают: лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения; научиться отвечать за свои поступки и действия; полагаться на собственные силы; развивать самооценку; преодолевать последствия психологических травм.

    Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

    В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:

    – повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

    дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

    – корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

    -формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

    -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

    www.Logopedy.ru

    Присоединяйтесь к нам:

    • Разместить материалы на сайте
    • Литература
      • Газетные публикации
      • Статьи по логопедии
      • Журналы
      • Нормативные документы
    • Наглядные материалы
      • Серии картинок
      • Видео
      • Презентации
      • Схемы / таблицы
      • Артикуляционная гимнастика
    • Студентам
      • Дипломы / курсовые / рефераты
      • Лекции
      • Разное
    • Рабочие материалы
      • Программы / планирования
      • Конспекты / игры / сценарии
      • Речевые карты
      • Штриховки
      • Методики диагностики и коррекции
      • Из опыта работы
    • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
    • Разместить материал у нас
    • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
    • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
    • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения
    Читайте также:  Родители и логопед - партнеры

    Зонды постановочные

    Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

    Степанова Ирина Геннадьевна
    Учитель-логопед ГДОУ №93
    г. Санкт- Петербурга

    Ссылка: скачать
    Сертификат: не выдан

    Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

    Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

    Задачи стоящие перед логопедом:

    1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;

    2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

    3.Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

    4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;

    5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

    На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

    Дыхательная гимнастика

    Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

    Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

    – насыщение организма кислородом

    – улучшение обменных процессов

    – нормализация психо-эмоционального состояния

    Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

    Гимнастика для глаз

    Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

    -развивают концентрацию внимания

    -обеспечивают межполушарное взаимодействие

    -развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями

    Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи ? развитию оптико-пространственных представлений.

    Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

    Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

    На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

    При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

    Логопедическая ритмика.

    Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная. В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова)

    Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

    Самомассаж. Су-Джок терапия. Ауриколо терапия.

    В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.

    По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.

    Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи и др. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

    Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную раотоспособность.

    Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.

    Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия

    Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)

    Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

    -развитие специализации полушарий головного мозга;

    -синхронизация полушарий головного мозга;

    -развитие мышления, памяти, внимания;

    -развитие способности к произвольному контролю;

    -снятие психо-эмоционального напряжения;

    Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

    У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.

    Т.О. оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.

    Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

    Инклюзивное образование детей с нарушениями интеллекта, как и инклюзивное образование в целом, появилось на современном этапе развития педагогики и имеет небогатую историю. Его принципы, методология и проблемы находятся в области диспутов и на данном этапе неоднозначны. Однако современные сведения явно указывают на то, что форма образования, при которой происходит вовлечение детей с умственным отставанием в обучение в обычных школах, оправдана и плодотворна.

    В России правовое регулирование сферы инклюзивного образования появилось недавно. В досоветской России дети с умственными отклонениями, как правило, воспринимались как безнадёжные, хотя и перенимали основные бытовые навыки и выполняли элементарную (в интеллектуальном, а не физическом плане) работу.

    В СССР обучение детей с ограниченными возможностями производилось в специальных учреждениях. В дальнейшем наиболее способные обучались необходимым рабочим навыкам в заведениях начального и среднего специального образования.

    Инклюзивное образование в современном смысле в России зародилось в 90-х и сейчас находится в апробационном состоянии. В зарубежных странах оно существует как де-факто, так и де-юре с 70-х годов 20-го века. Первопроходцами являются Германия, Швеция, Франция и Великобритания.

    Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями осложнена рядом объективных трудностей. Во-первых, эти дегенеративные изменения, как правило, анатомически или генетически обусловлены, что означает невозможность устранения их причин. Даже деменции и умственное отставание социально-психологического происхождения в клинике трудно исправимы. Во-вторых, самые серьёзные сложности возникают именно в области познавательной деятельности, абстрактного мышления. В-третьих, нарушения носят комплексный характер: у больных детей затруднены двигательные, социальные, речевые и другие навыки [7, с 24-27].

    Патологические нарушения интеллекта проявляются в несамостоятельности: неумении принимать пищу, одеваться, поддерживать чистоту. Часто проявляется нежелание контактировать с окружающим миром, с людьми, откуда возникает незаинтересованность в новой информации, построении коммуникаций. Непрофессиональные попытки подтолкнуть ребёнка к взаимодействию с внешней средой вызывают агрессию и негативные реакции.

    Несмотря на это, в процессе исследований по нивелированию таких препятствий создана работоспособная система принципов и способов обучения, поскольку внедрение ученика с ограниченными возможностями без должной подготовки не принесёт эффекта, а скорее всего навредит.

    Фундаментом является создание благоприятного окружения для развития детей с отклонениями. Этот фактор требует высокой квалификации педагога, моральной подготовки других детей и их родителей. Последняя группа, включающая и родителей обычных школьников, становится особенно важной, поскольку от неё зависит социализация учеников с умственным отставанием.

    Описанные меры – лишь начальный базис. Для полноценного развития требуется совместная работа коллектива профессионалов, реализующих дополнительное образование в школе. Главный человек в этом коллективе – тьютор (сопровождающий педагог). Его главная обязанность – обеспечение разработки индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождения процесса индивидуализации и индивидуального образования в школе. [2]

    Тьютор старается снизить влияние нарушений ребёнка. Он же организует образовательное сопровождение: узнаёт о доступных кружках, источниках необходимой литературы по темам, интересным для ученика. Сопровождающий педагог устраняет упущения в обучении и образовании целостного восприятия знаний. Тьютор должен хорошо уметь формировать индивидуальный подход, искать наиболее простые для понимания формы познания. Например, если ученику, которому интересна музыка, языковые занятия скучны, то он предложит изучать алфавит в песенной форме.

    Сопровождающий педагог способствует адаптации ребёнка в школе. Он разрешает конфликты, личным поведением показывает желательное отношение к школьнику с интеллектуальными нарушениями, стимулирует подопечных к общественному взаимодействию. Например, вовлекает в процесс дежурства с другими ребятами. Личным тьютором может стать родитель.

    Тьютор – главный человек в образовании детей с нарушениями интеллекта. Он организует деятельность остальных профессионалов: дефектологов, логопедов, психологов. Важен его вклад во взаимодействие с педагогом с целью формирования наиболее удобной программы обучения для школьников с умственным отставанием без вреда для остальных.

    Нужно, чтобы влияние тьютора было на уровне необходимого и желательного. Избыточная опека изолирует ребёнка, лишает самостоятельности и мешает адаптации в обществе, что не согласуется с главной целью инклюзивного образования.

    Всестороннее формирование личности у детей с интеллектуальными нарушениями предполагает работу группы профессионалов. Психолог обеспечивает душевное спокойствие после неудач или столкновений с неприятными препятствиями. Логопед обеспечивает максимально членораздельную речь. Дефектолог реализует понимание материала доступными методами.

    Вовлечение в педагогический процесс возможен и при отставании особенных школьников. В таких целях используют книги, содержащие разные тексты для разных учеников, несущие один и тот же смысл.

    Восстановление речи – одна из главных задач педагога, поскольку речь – главный инструмент формирования контактов человека с окружающей средой. При работе над этой проблемой следует руководствоваться рядом принципов. Во-первых, полисенсорное воздействие речи способствует более прогрессивному формированию речевых функций. Это можно обеспечить зрительным закреплением изучаемых объектов (как изображением предметов, так и использованием написанных слов). Во-вторых, для способности контроля своего голоса всегда нужна обратная связь. Её можно обеспечить специальными средствами биологической обратной связи, которые звуковые колебания переводят также в тактильные и воздействуют на голосовые связки напрямую с целью формированию ассоциативно-рефлекторной связи. Результаты, полученные посредством мониторинга, демонстрируют продвижения в исправлении дефектов [7].

    Творческое мышление развивается в процессе создания нового, собственного произведения. Обеспечить его развитие может метод мультипликации. Во время креативной деятельности возникает эмпатия, способность вступать в эмоциональный контакт, а также формирование внутреннего, духовного мира ребёнка. Метод характеризуется важнейшей чертой в области обучения детей с задержкой в развитии – полисенсорностью, поскольку включает знакомство с разнообразными звуками, их творческую обработку и анализ. Изображения в динамике также включают в процесс абстрактное мышление и сопоставление рисунков с реальностью. Озвучка персонажей включает в работу подражательные и артистические умения ребёнка, в связи с чем улучшается речь, социальные навыки и эмоциональность. [3]

    Примечательным методом является Номикон. Он стимулирует все способы чувственного восприятия окружающего, как можно более объединяя арифметику и реальность. Итоги реализации программы «Научим каждого ребенка считать» с использованием этого метода в 2008/2009 годах демонстрируют рост уверенности в себе и стремления к изучению арифметики. Три четверти исследуемых достигли национального стандарта. Самое большое продвижение наблюдалось у детей с изначально самым слабым уровнем. Повторная оценка итогов, проведённая впоследствии, подтвердила результаты и показала, что дети продолжают заниматься. [10]

    Локальные исследования в России подтверждают зарубежный опыт. Инклюзивное образование способствует тому, что дети с нарушением интеллекта лучше идут на контакт, чаще развивают коммуникативные связи. [6] Участники данного педагогического процесса показывают крайне высокий процент удовлетворённости его результатов. Отмечается положительная динамика общего развития, внимания, мышления, улучшения эмоционального состояния у детей с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзии.

    Как частный пример, дети с синдромом Дауна в условиях обычной школы лучше изучают школьные предметы, гораздо легче осваивают речевые навыки. Растёт число предпосылок к социализации, но без тьютора существует некоторая изоляция детей с ограниченными возможностями. [1]

    За последние несколько лет сеть инклюзивного образования в России разрослась. Увеличивается охват детей, посещающих обычную школу, в том числе и с умственным отставанием. Больше детей с интеллектуальными нарушениями посещают детские сады. Большинство заявок по зачислению детей в организации дошкольного образования удовлетворяются.

    Представители профессий, обеспечивающих реализацию программы инклюзивного образования (в том числе и учителя), характеризуют её влияние как позитивное, хотя и с рядом проблем, вытекающих из неопытности. Утверждают, что школьники легче включатся в работу, нежели педагоги.

    Из-за небольшого времени реализации инклюзивного образования детей с дефектами интеллекта широких статистических данных нет. Но опыт регионов показывает хорошие результаты.

    Процент детей с задержками в развитии, которые учатся в обычных школах, сегодня мал. В зачаточном состоянии находится система работы специалистов и материальная основа такого обучения. Сложившаяся ситуация нуждается в мероприятиях со стороны органов образования Российсокй Федерации.

    Ксенофобия и низкий уровень знаний о способностях детей с отклонениями оказывает негативное влияние на их обучение. Особенно опасна апатичность родителей этих детей. Поэтому требуются работы по консультациям взрослых в сфере взаимодействия с ребёнком и его развития.

    Выводы. Положительный зарубежный опыт и результаты российских школ показывают предпочтительность и полезность инклюзивного образования детей с интеллектуальными нарушениями. Методы, обеспечивающие процесс инклюзии, подтвердили свою результативность. Качественное развитие возможно при высоком уровне обеспечения образовательных учреждений профессиональными кадрами и необходимыми ресурсами. В России следует увеличивать масштабы инклюзивного образования.

    Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

    Классы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11

    Читайте также:  Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников

    Аннотация: В статье рассматриваются проблемы образования и воспитания детей с ОВЗ и предлагаются пути их решения. Нужно как можно раньше создать условия для успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В данном направлении в нашей школе накоплен достаточно богатый опыт. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. В Центре дистанционного образования используются современные образовательные и воспитательные технологии как эффективное средство формирования личностных результатов и ключевых компетенций обучающих.

    Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, социально-бытовая адаптация детей-инвалидов, социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

    Основным направлением Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы, утверждённой Правительством Российской Федерации от 29.12.2014 г , является развитие личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей. Особую актуальность это приобретает при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. [5, с. 14]

    Сегодня в нашей стране ведётся активная работа в направлении социальной интеграции детей-инвалидов. Однако, здесь возникает ряд сложностей: проблемы социально-бытовой адаптации детей-инвалидов приводят к затруднениям в общении с окружающими людьми и – в дальнейшем – к проблемам с трудоустройством. Ребята сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:

    • нарушение связи с миром;
    • различные отклонения психического и (или) физического плана, влекущие за собой нарушения общего развития;
    • ограниченная мобильность;
    • недостаток контактов со взрослыми и сверстниками;
    • ограниченный доступ к информационным ресурсам;
    • недоступность общения с природой, культурными ценностями;
    • трудность проникновения в смысл человеческих отношений, в связи с невозможностью познать их теми способами, которыми пользуются нормально развивающиеся дети;
    • неготовность общества принять детей с ОВЗ.

    Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования детей с ограниченными возможностями здоровьяможно охарактеризовать сложившимися противоречиями между:

    • потребностями общества в активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности;
    • повышением требований к уровню знаний, которыми должен обладать ученик, готовностью к их преобразованию и существующей организацией учебного процесса, не обеспечивающей необходимого уровня развития способностей обучающихся с ОВЗ;
    • социальной значимостью развития креативных способностей учащихся с ОВЗ и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения для организации творческой деятельности таких обучающихся;
    • необходимостью объективной оценки творческой деятельности обучающихся и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для оценивания результатов их творческой деятельности.

    В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Необходимо как можно раньше создать условия для успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [2, с. 36] Для решения данной проблемы, на наш взгляд, наиболее эффективным является инклюзивное образование.

    Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все обучающиеся включены в общую систему образования. Основным аспектом инклюзивного образования является учёт потребностей учеников с ОВЗ и инвалидностью и создание условий для их обучения. [3, с. 138]

    Одним из способов реализации равенства возможностей обучающихся является организация деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих выбор форм обучения, реализуемых через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья и психического развития обучающихся.

    В данном направлении в нашей школе накоплен достаточно богатый опыт. В 2010 году открылось новое подразделение: ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» где обучаются дети-инвалиды всей Смоленской области. Со дня открытия школа обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. На базе школы работают педагоги, реализующие образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Обучающиеся Центра дистанционного образования имеют возможность заниматься в трех направлениях: гуманитарном, естественно-математическом и технологическом. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Учебный план составляется в связи с индивидуальными возможностями каждого ученика и пожеланиями родителей, учебное занятие (урок) длится 30 минут. Вся учебная и воспитательная работа в Центре образования проводится дистанционно, через Интернет.

    В ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» есть обучающиеся с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Конечно, такие дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их развивающиеся сверстники. Дети затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Именно школа призвана воспитать у детей полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Формирование социально-бытовой адаптации осуществляется в ходе учебных занятий, в процессе которых обучающиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. При организации и проведении занятий используются следующие принципы: 1) принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений социально-бытовой адаптации; 2) принцип преемственности предусматривает согласование всех проводимых программ, мероприятий, а также их последовательную реализацию. При проведении занятий реализовываются различные методы работы (наглядные, словесные, объяснительно-иллюстративные). [1, с. 59-64 ] Цели, задачи и содержание занятий учитывают возраст детей, уровень интеллектуального и психического развития. Теоретическая часть занятий опирается на знания и навыки детей о социально-бытовой ориентировке и здоровом образе жизни. На каждом уроке проводятся физкультминутки, ориентированные на физические возможности детей с учётом рекомендаций медиков и пожелания родителей.

    В Центре дистанционного образования используются современные образовательные и воспитательные технологии [4, с. 256 ] как эффективное средство формирования личностных результатов и ключевых компетенций обучающих. Целевой план действий учащихся конкретизирует интегрирующую дидакти­ческую цель. Он строится с соблюдением принципа триединства целей: образо­вательные, развивающие и воспитательные цели.

    Среди основных задач ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»:

    • разработка новых подходов в интеграции детей с ОВЗ в социум средствами дополнительного образования, предпрофильной профессиональной подготовки, сетевого взаимодействия;
    • психолого-социально-педагогическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса;
    • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни;
    • формирование у обучающихся опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности через развитие активной гражданской позиции и патриотизма, правовое, духовно-нравственное и экологическое воспитание;
    • оказание своевременной психолого-социально-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ через использование современных форм, методов, технологий, коррекционно-развивающего образования.

    Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов нашей школы компетентных решений и действий. Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Очевидно, что необходимо проводить серьёзную работу в направлении социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями. В ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» для каждого обучающегося предусмотрено медико-психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с его заболеванием возрастными особенностями. Для учеников разработаны индивидуальные программы, учитывающие пожелания родителей.

    В Центре проводятся занятия для воспитанников, направленные на обеспечение их социальной адаптации, приобщению к социальной и культурной жизни в обществе. Воспитательная работа строится по трем направлениям:

    1. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание

    • формирование у обучающихся понятий о духовных и нравственных ценностях,
    • развитие и воспитание нравственных качеств личности
    • приобщение к духовным ценностям и духовной культуре
    • развитие и воспитание эстетических чувств, эстетического вкуса, эстетической оценки

    2. Гражданско-патриотическое воспитание

    • формирование знаний о гражданских и патриотических ценностях,
    • подготовка обучающихся к осмысленной, ответственной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве,
    • воспитание гражданина и патриота своей Родины

    3. Экологическое воспитание

    • формирование знаний обучающихся об экологических ценностях,
    • воспитание экологической культуры,
    • воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.

    Используются следующие формы работы: беседы, классные часы, виртуальные экскурсии (дистанционно), а также праздничные концерты и утренники. Обучающиеся с радостью приезжают в нашу школу для того, чтобы пообщаться со своими сверстниками и учителями, выступить со сцены, получить подарки к празднику. Родители наших учеников также подчёркивают важность такого общения и отмечают развитие у детей интереса к окружающему миру.

    Таким образом, учебно-воспитательная работа ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» направлена на формирование социально – бытовых навыков, на практическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.

    Результатом учебно-воспитательной работы по формированию социально-бытовой адаптации обучающихся с ОВЗ является повышение уровня социально-бытовой адаптации и расширение коммуникативного пространства детей с ограниченными возможностями здоровья, что, на наш взгляд, является первостепенным в инклюзивной практике.

    Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

    Наталья Золотова
    Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

    Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30 – е годы прошлого века, выдающийся педагог Л. С. Выгоцкий обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.

    Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать воспитателю, если у него в группе ребенок с особенными возможностями здоровья? Прежде всего, изучить особенности ребенка и составить индивидуальный образовательный маршрут. Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании. Зная особенности, возможности можно приступать к организации предметно – развивающей среды.

    Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Особое внимание следует обратить на условия создания предметно – развивающей среды. В первую очередь это безопасность. Далее комфортность, вариативность, информативность, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития и интересам детей. Для развития детей с ОВЗ обязательно нужно создавать условия для взаимодействия с детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Организация педагогами игровой, исследовательской, проектной деятельности в микрогруппах, так же способствует взаимодействию детей. Для этого можно использовать дополнительные программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития, театральный кружок и т. д. В микрогруппах, решая общие задачи. Дети учатся общаться, согласовывать совместные решения, взаимодействовать друг с другом, находить общие пути решения разногласий.

    Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного осуществления поставленной цели,можно выделить ряд задач:

    – Создание ребенку с ОВЗ условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

    – обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

    – коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

    – стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

    – профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

    Создание индивидуального маршрута, внимание и терпение педагога позволяет достичь прекрасных результатов. Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ОВЗ просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердного, толерантного, доброжелательного члена нашего общества. В свою очередь дети с ОВЗ прекрасно социализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Ребенок получает шанс реализовать, проявить себя. Его жизнь перестает существовать в рамках ограниченного пространства. Надо отметить, что родители детей с ОВЗ, как правило, очень активно включаются в совместную работу с педагогом. У них появляется возможность выйти за рамки семейного общения, понимание, что у ребенка есть возможность социализации, а значит, появляется уверенность в завтрашнем дне. Педагог вообще должен быть ориентирован на поддержку таких родителей и обязательно прорабатывать различные способы взаимодействия от психологического до образовательного. На каждом этапе образовательного процесса, можно и нужно включать родителей в создание индивидуально – образовательного маршрута, тогда эта работа будет наиболее продуктивной. Задача педагога помочь родителю не стеснятся своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально – волевую сферу.

    Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

    1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании /С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова //Психологическая наука и образование. – 2011.- № 1. – С. 83-92.

    2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.

    3. Токарь И. Е. Инклюзивное образование :опыт и перспективы развития : [подготовка кадров для реализации идей совместного обучения] / И. Е. Токарь// Социальная педагогика. – 2011. – № 5. – С. 93-105.

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.

    Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

    Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

    Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

    Классный час по воспитанию толерантности «Мы разные, но мы вместе» в рамках недели инклюзивного образования Классный час: «Мы разные, но мы вместе»» Цели: 1) формировать толерантное и уважительное отношение к личности; 2) научить детей выделять.

    Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования Консультация для педагогов: “Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования. ” Виды музыкальной.

    Обучение детей плаванию в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Обучение детей плаванию в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. (Из опыта работы инструктора по физической культуре МБДОУ «Детский.

    Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие “Ловкий грамотей” как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

    Консультация для педагогов «Проблемы инклюзивного образования в ДОУ» С каждым годом все большее значение в оценке уровней и направлений изменения здоровья населения приобретает детская инвалидность. В последнее.

    Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех.

    Ссылка на основную публикацию