Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Аннотация: Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду.

Статья:

«Берегите здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными- задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровье сберегающих образовательных технологий.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровье сберегающей технологии:

1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2.технологии обучения ЗОЖ;

3. коррекционные технологии.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя ФИЗО. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ . Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган зрения», и т.д.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрыва­ющие массажные движения, их простота, до­ступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение – основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).

Формы организации здоровьесберегающей работы:

1. физкультурные занятия

2. самостоятельная деятельность детей

3. подвижные игры

4. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

5. двигательно-оздоровительные физкультминутки

6. физические упражнения после дневного сна

7. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

8. физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

9. физкультурные досуги

10. спортивные праздники

11. оздоровительные процедуры в водной среде.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.

Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Список использованной литературы

1. Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 3 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.

2. Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год.

3. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.

4. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

5. О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год.

6. «Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду» В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой и др.– С-Пб, 2002 г

Читайте также:  Речевая викторина 'Умники и Умницы'

7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2 010.

9. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ – Волгоград: Учитель, 2009.

10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье освящены новые подходы по внедрению эффективных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.

В связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта, основная цель дошкольного образования — обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, при этом важно учитывать и психофизиологические особенности детей из числа лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных, с нарушением слуха (после кохлеарной имплантации), зрения. В большинстве случаев специалисты-медики не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков – все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Это позволяет нам говорить о необходимости проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, логоритмику.

В связи с увеличением количества детей с дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием, глухотой, в последние годы среди логопедической хартии получила широкое применение здоровьесберегающая практика (технологии).

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания и культуры здоровья детей, позволяющие дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано природой и развить (скорректировать) имеющиеся отклонения.

Эти методы работы помогают достичь максимально возможных успехов в общем оздоровлении, потому что они улучшают качество логопедической помощи и способствуют укреплению всего организма ребенка.

Технология развития мелкой моторики

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Используются следующие эффективные приемы для развития мелкой моторики рук:

  1. Кинезиотерапия (выполнение определенных движений телом, пальцами и руками с самого простого до самого сложного);
  2. Гидрогимнастика (прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мяча, одну или двух бусинок, массажеров, маленьких фигурок, палочек, карандашей);
  3. Су-джок терапия (это лечебная система воздействия на высокоактивные точки кисти и стопы с помощью массажных движений (массаж можно осуществлять семенами, массажерами «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки);
  4. Японская методика пальцевого массажа (массаж каждого пальца и ладонных поверхностей можно выполнять с помощью каменных, металлических и стеклянных разноцветных шариков «марблс», грецких орехов, шестигранных карандашей и «четок»;
  5. Игровые упражнения (развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой).

Технология развития артикуляционной моторики

  1. Логопедический массаж (совокупность приемов механического воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду);
  2. Точечный массаж (точечное воздействие на биологически активные точки);
  3. Зондовый массаж (воздействие на мышцы лица и языка с помощью специальных упражнений и зондов, способствующих корректировать неправильное произношение звуков);
  4. Артикуляционная гимнастика (выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков):
  • артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ;
  • артикуляционная гимнастика для губ и щек;
  • артикуляционная гимнастика для мышц языка;
  • артикуляционная гимнастика для нижней челюсти;
  • артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого неба.

Артикуляционная гимнастика улучшит подвижность артикуляционных органов, укрепит мышечную систему, уменьшит напряженность артикуляционных органов, что благоприятно скажется на общем здоровье и коррекционной работе.

Технология развития дыхания и голоса

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводится одновременно. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.

Технология развития фонематического слуха и восприятия

Важно, чтобы ребенок не только красиво разговаривал, но был еще и грамотным, для этого особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и восприятию. Перед педагогом стоят следующие задачи: восприятие устной речи на сенсомоторном уровне, развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора, формирование слухового контроля за качеством собственного произношения, создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций, развитие дифференциации фонем, развитие фонематического анализа и синтеза.

Таким образом выделяем следующие этапы:

  1. Развитие распознавания неречевых звуков.
  2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.
  3. Формирование фонематического восприятия.

В данной статье перечислены лишь основные технологии коррекционной работы, классические, но имеются и новейшие, такие как: гидрогимнастика, синквейн, методы мозгового штурма, методы каталога, интеллектуальные карты и т.д.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые используются мной на занятиях способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям, снижают заболеваемость, повышают работоспособность, увеличивают уровень социальной адаптации.

Важно помнить, что мы сами можем сохранять и возвращать своё здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться и научить этому своих воспитанников. Создание комфортных условий для развития физического и психического здоровья детей, правильная организация режимных моментов, образовательной деятельности, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирование здоровьесберегающей компетенции, профилактика заболеваемости воспитанников, коррекционная работа — способствуют сохранению и укреплению здоровья.

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих воспитанников!

  1. Руленкова Л.И «Как научить глухого ребенка слушать и говорить» Москва, 2010 «Парадигма»
  2. Акименко В.М «Развивающие технологии в логопедии» Ростов-на–Дону, 2011,Феникс
  3. Блыскина И.В «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей», Санкт-Петербург» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
  4. ФГОС

Сообщение «Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Елена Ширшина
Сообщение «Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

I. Что же включают в себя понятия здоровье и здоровьесберегающие технологии? Слайд 2.

Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий Слайд 3.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

II. Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе КРО.

У детей нашей группы обнаруживается сочетание нарушения речи, развития психических процессов (память, внимание, мышление) и эмоциональной сферы. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Для этого мы используем коррекционные здоровьесберегающие технологии. Слайд 4.

В нашей группе созданы условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей,основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме, оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, логопеда.

Цель коррекционных здоровьесберегающих технологий: снятие психоэмоционального напряжения детей.

Используем для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще используем авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Слайд 5

Технологии музыкального воздействия

Широко используем музыку для сопровождения НОД детей (изодеятельность, конструирование, ознакомлению с окружающим миром, а также в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие, создаёт положительный эмоциональный фон (снятие фактора тревожности); стимулирует двигательные функции; развивает и корректирует двигательные процессы

(ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности; растормаживает речевые функции. Слайд 6.

Используем в работе приёмы изотерапии,такие как: красочная живопись с помощью пальцев, оттиск сухими листьями, рисование по мокрой бумаге, пастельными мелками (проступающий рисунок, пластилинография, рисование нитью, живопись с помощью пальцев на крупе (манка, отпечатки рук на прохладном, теплом песке (в тёплое время года).

Такие упражнения помогают снять у детей нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма. Слайд 7.

Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация. Мы используем игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – со средней степенью подвижности. Игры подбираем в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения. Слайд 8.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения и этюды на расслабление определенных частей тела и всего организма. Для этой работы используем спокойную, классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Слайд 9.

Систематически вводя элементы логоритмики мы убедились, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, а это совершенствует координацию движений, способствует развитию артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.

Речевые упражнения стараемся подбирать так, чтобы дети могли соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Слайд 10.

Чтобы научить детей сдерживать, контролировать свои эмоции, мы используем упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Упражняем детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Слайд 11.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе способствуют:

снижению уровня заболеваемости;

развитию общей и мелкой моторики,

повышению речевой активности;

улучшению внимания, памяти, восприятия;

умению видеть, слышать, рассуждать;

коррекции поведения и преодолению психологических трудностей;

снятию эмоционального напряжения и тревожности

Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми в ДОО

Здоровьеоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) рассматривают в современной трактовке как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является на сегодняшний момент одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века.

Все чаще встречаются рекомендации по использованию здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий в образовании особых детей (ОВЗ). Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов ДОО искать педагогические технологии, обеспечивающие адекватные приемы дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ, поступивших в группу ДОО на условиях инклюзивного дошкольного образования.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отражаются государственные гарантии получения бесплатного доступного качественного образования всем детям. Государственные гарантии распространяются, в том числе, и на особых детей, испытывающих особые образовательные потребности. В эту категорию особых детей могут входить дети с ограничением возможности здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды.

Читайте также:  Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития

Приведем только некоторые задачи, рекомендуемые к выполнению в ДОО, для реализации требований выполнения государственных гарантий в получении бесплатного доступного качественного образования всем детям. На первом месте стоит задача расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста. Далее выносится задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого ребенка. Оной из самых актуальных задач рассматривается задача приобщения всех детей (через индивидуальные и возрастные особенности их видов деятельности) к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Другие задачи мы в данной статье опускаем, хотя и они очень значимы.

Перечисленные задачи относятся непосредственно к образованию особых детей, у которых есть особые образовательные потребности. При реализации этих задач в ДОО в образовательном процессе с особым ребенком будут учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности и в итоге будет формироваться более успешная коммуникация с окружающими и, таким образом, будет обеспечиваться социализация детей с ОВЗ.

ФГОС ДО при реализации программ, в том числе и адаптированных, призывает к выполнению определенных требований. Одним из основных, на наш взгляд, является требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

К признакам здоровьесберегающего характера образовательной технологии можно отнести:

– индивидуализацию психологических и педагогических воздействий;

-согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие);

-учет особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития дошкольника;

– учет особенностей вида и темпа деятельности;

-использование интерактивных форм образования дошкольников;

-творческий характер образовательного процесса;

-учет возрастных особенностей дошкольника;

-построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей дошкольника.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности ДОО по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. А если рассматривать категорию детей с ОВЗ, то естественно, добавляется еще направление по коррекции нарушений в психическом, физическом, эмоциональном и речевом развитии.

Категория дошкольников с ОВЗ может быть различной по составу. В нее могут входить дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС; с задержкой психо-речевого развития (ЗПР), а также дети с комплексными нарушениями развития. Поэтому педагогу ДОО необходимо найти оптимальное комплексное использование здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических мероприятий, которые позволят повышать эмоциональный настрой и работоспособность всех детей группы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ. Но наиболее значимым достижением должны быть успехи в освоение адаптированных программ детьми с ОВЗ, коррекция недостатков в их развитии, нивелирование их отставания от здоровых сверстников.

Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков в развитии у детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая деятельность в ДОО может включать в себя разные направления:

  • медико-профилактические технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии,
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Приводим перечень основных здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий:

-Артикуляционная и мимическая гимнастика;

-Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной;

-Психогимнастика; Психокоррекционные игры;

-Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр; Пальцевая гимнастика с мячом;

-Игры на пространственную активность;

-Самомассаж, массаж карандашами, массаж рефлексогенных зон: Плантарный массаж (стоп); Аурикулярный массаж (уха), Массаж волосистой части головы (профессор Ауглин);

-Тактильные и сенсорные дорожки, физиороллы, массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы, дорожки здоровья;

-Миофункциональная стимуляция для профилактики речевых и ортодонтических нарушений у детей (миофункциональные тренажеры) при формировании неправильного прикуса у детей;

-Мышечная релаксация; Бассейны (водный и сухой);

-Имагопрофилактика и имагокоррекция;

-Ароматерапия; Фитотерапия; Литотерапия; Песочная терапия;

-Библиотерапия; Вокалотерапия; Арттерапия; Хромотерапия;

-Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана;

-Логоритмика; Физкультминутки; Танцетворчество;

-Музыкальная терапия, Пантомимика;

-Игры с водой; Монтессори – терапия;

-Ниткография; Конструирование; Леготерапия; Пазлотерапия;

-Рисование: пластилином, природным материалом;

-Лепка из глины и пластилина, тестопластика;

-Оригами; Бумаготворчество; Макраме;

-Анималотерапия, канистерапия, иппотерапия;

-Эрготерапия; Трудотерапия; Самообслуживание;

-Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии.

Список литературы:

  1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
  2. Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  3. Здоровьесберегающая система ДОУ. Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008
  4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
  5. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №13”, г. Оренбург, Оренбургская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Никифорова Н.П. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030088.html (дата обращения: 07.01.2021 ).

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
Выбор темы продиктован необходимостью поиска новых методов и форм воздействия на проявления речевого нарушения детей с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения результативности коррекционной работы.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Многие годы в нашем детском саду нами практикуется коррекция речевых нарушений через использование здоровьесберегающих технологий в образовательной и самостоятельной деятельности дошкольника. На наш взгляд здоровьесберегающие образовательные технологии, наряду с традиционными формами и методами логопедической работы, является продуктивным направлением работы при развитии речи дошкольников с речевыми нарушениями.
Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Занятие с помощью здоровьесберегающих технологий позволило нам посмотреть на данный вид совместной деятельности с детьми с речевыми нарушениями, как на важное направление работы в специализированном дошкольном учреждении. Для этого было разработано перспективное планирование по развитию здоровьесберегательных технологий для детей дошкольного возраста с речевой патологией.
Мы использовали в своей работе методические разработки известных авторов, таких как, Нищева Н.В., Быкова Н.М., Ткаченко Т.А., Зажигина О.А., Краузе Е.Н. и т.д. В 2015 году мною была разработана собственная методическая разработка, связанная с использованием “сухого бассейна” с разноцветной фасолью. Так как, у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого “сухой бассейн”.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Пальчиковая гимнастика и массаж в “сухом бассейне” способствуют:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Пальчиковый массаж в “сухом бассейне” можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Проводимая нами работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

  • Способствует повышению речевой активности;
  • Развивает речевые умения и навыки;
  • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • Активизирует познавательный интерес;
  • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Библиографический список

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21-28.
  2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984.
  3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2013.
  4. Викарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. СПб.:Композитор,2007.
  5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. СПб.: Петербург XXI век, 1998.
  6. Гаврищева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. СПб.: Детство – Пресс, 2009.
  7. Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ // Управление ДОУ. 2004. N1.
  8. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  9. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий. М.: Сфера, 2006.
  10. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1997.
  11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: Детство – Пресс, 2007.
  12. Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуов разных групп. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
  13. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. СПб.: Детство – Пресс, 2010.
  14. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. Москва: Эксмо, 2016.

“Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР”.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики.

Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Просмотр содержимого документа
«”Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР”. »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 74 – детский сад комбинированного вида

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики.

Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в системе ОНР:

  • способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;
  • создать в ДОУ предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;
  • содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;
  • повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников;
  • воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.

Выделяют три группы технологий:

1 . Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая (пробуждения), гимнастика корригирующая.

Читайте также:  Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе: Дифференциация звуков С-З

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: НОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Познавательно-речевое направление

  • самомассаж активных точек;
  • динамические паузы;
  • релаксационные минутки;
  • пальчиковая гимнастика.

Физкультурно-оздоровительное направление:

  • дыхательная гимнастика.
  • мимические разминки.
  • оздоровительные дорожки;
  • упражнения по профилактике плоскостопия, осанки, зрения;
  • пальчиковая гимнастика;
  • аквапроцедуры.

Художественно-эстетическое направление

  • логопедическая ритмика театрализованная деятельность ручной труд
  • логопедическая ритмика
  • театрализованная деятельность
  • ручной труд

Вовлечение родителей в орбиту здоровьесберегающей деятельности через интересные формы взаимодействия и ознакомления их с методами и приёмами работы с детьми.

Результатом такого общения стало понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции общего недоразвития речи в МБДОУ № 74

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие

Гимнастика для глаз

Цель: профилактика нарушений зрения. Снятие напряжения, нагрузки.

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение.

Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Оказывает закаливающий эффект.

Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение .

Гимнастика корригирующая

Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Самомассаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого

Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка .

Используя этот приём, можно решить следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём закрепляются не только навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам.

Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапия и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях

  • повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число часто болеющих детей;
  • значительно повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи;
  • повысить социальную активность, что подтверждается участием детей в городских и районных мероприятиях;
  • включить всех родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, что значительно повысило его эффективность.

Дополнительная общеобразовательная программа «Звуковичок» для обучающихся 5–6 лет

1. Пояснительная записка

Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и “проглатывают” окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учебе. Все это убеждает: нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольные годы.

Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Фонематическое восприятие является необходимой базой для всего последующего образования и поможет подготовить ребенка к школе, создавая основу для обучения грамоте.

1.1. Направленность образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа “Звуковичок” направлена на всестороннее развитие ребенка 5-6 лет, социальную адаптацию, развитие коммуникативной и социально успешной личности.

1.2. Новизна образовательной программы

Новизна дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок” основана на поэтапном формировании фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного. Дидактический материал простроен с учетом возрастных особенностей детей в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. В процесс обучения включено использование компьютерных технологий. Таким образом, ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звук.

1.3. Актуальность

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка.

1.4. Педагогическая целесообразность

Программа создает основу для овладения детьми самостоятельной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе.

1.5.

Цель: формирование фонематического восприятия у детей 5-6 лет для предупреждения нарушений устной и письменной речи.

Задачи:

Воспитательные задачи

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
  • воспитывать внимание;
  • воспитывать организованность и самостоятельность;

Развивающие задачи

  • развивать фонематическое восприятие звука;
  • развивать мелкую моторику, глазомер;
  • расширять словарный запас;

Обучающие задачи

  • учить делить слова с открытыми слогами на части;
  • учить составлять слова из слогов;
  • учить выделять последовательность звуков в простых словах;
  • учить звуковому анализу слова
  • учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
  • учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных ; количество звуков в слове ;
  • учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью;

1.6. Отличительные особенности данной программы

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок” является то, что она адаптирована для детей дошкольного возраста 5-6 лет и предполагает обучение детей в игровой форме.

Дополнительная общеобразовательная программа “Звуковичок” предполагает:

– одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи.

– проведение комплексных занятий по предупреждению и преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста, такие занятия направлены на развитие у детей рече-мыслительной деятельности, на которых у детей развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать.

– развитие и совершенствования психических процессов детей, мелкой и общей моторики, что необходимо для подготовки руки к письму.

– обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий, которые обеспечивают формирование фонематического восприятия для предупреждения нарушений устной и письменной речи.

Возраст детей

Программа предназначена для детей 5-6 лет. Занятия проводятся по подгруппам. Наполняемость в подгруппы составляет 6-8 человек.

Сроки реализации программы Программа рассчитана на 1 год обучения, 26 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25минут.

1.7. Ожидаемый результат

воспитанник:

  • различает гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные
  • умеет проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги
  • умеет применять символы и схемы в звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности
  • умеет ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

1.8. Формы организации образовательного процесса

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

  • дидактическая игра
  • игры-задания
  • создание игровых ситуаций
  • сюрпризные моменты
  • использование аудио техники
  • открытые занятия для родителей

1.9. Система определения результативности, основанная на компетентностном подходе. Оценка компетентности

Для отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы используется методика Дьяковой Н.И. “Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников”.

Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.

В ее задачи входят:

  • определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;
  • выявление динамики развития фонематических процессов у детей 5-6 лет для осуществления коррекции имеющихся отклонений;
  • оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Диагностика проводится 2 раза в год: на начало года, на конец года.

2. Учебный план (Приложение 1)

3. Учебно-тематический план (Приложение 2)

4. Содержание дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок”

В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей 5-6 лет. Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Поэтому в системе работы по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

  • звуки окружающего мира;
  • звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
  • гласны звуки;
  • согласные звуки (без классификации);
  • согласны твердые и мягкие;
  • согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

  • слово;
  • слог;
  • предложение;
  • ударение.

4.1. Содержание подгрупповых занятий. (Приложение 3)

5. Методическое обеспечение программы

Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.

Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.

Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.

Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.

Технические средства обучения.

  • Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.
  • Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.
  • Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.
  • Различные речевые игры.
  • Методическая литература.

6. Результаты усвоения программы

Диагностические критерии, показатели, инструментарий

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Формой подведения итогов реализации данной программы являются:

  • открытые занятие с присутствием родителей;
  • сравнительный анализ диагностических данных (методика Дьяковой Н.И. “Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников”). (Приложение 4)
Ссылка на основную публикацию