Зарплата учителя-логопеда — снова повышение?

Из класса в кассу

По последним данным Росстата, зарплата школьного учителя в среднем по стране составляет 42 тысячи рублей в месяц. Но сама по себе эта цифра мало о чем говорит. В половине регионов России учителя получают от 23 до 30 тысяч рублей. Но и в Ингушетии, и во Владивостоке педагогу нужно выполнить федеральный государственный образовательный стандарт, подготовить детей к проверочным работам, экзаменам. Плюс есть план воспитательной работы, нужно провести “внеурочку”, заполнить кучу отчетов.

– Средняя зарплата по региону достигается за счет того, что учителя берут больше нагрузки, – рассказала “РГ” заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова. – По нашим оценкам, в начале 2020 года учителя работали в среднем не менее чем на 1,7 ставки. И нагрузка еще значительно подросла с началом пандемии.

Что это значит на практике? Чем меньше оплата за норму – 18 уроков в неделю, – тем меньше учитель защищен от перегрузок. В некоторых субъектах месячная ставка (оклад) учителя за норму часов учебной нагрузки – и вовсе три-четыре тысячи рублей. Все, что сверху, – разные выплаты и надбавки, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. В итоге, к примеру, в российской глубинке молодой специалист, который не имеет ни нагрузки сверх нормы, ни классного руководства, будет получать ровно МРОТ, то есть 12 130 рублей.

– Подходы предлагаются разные. Они сейчас обсуждаются, – рассказала Татьяна Куприянова. – Наши многолетние наработки в рамках социального партнерства – единых рекомендаций, утвержденных Российской трехсторонней комиссией, показывают: гарантированная часть зарплаты учителя за норму учебной нагрузки должна составлять не ниже 70% от средней по региону, а минимальные размеры ставок и окладов работников в виде базовых должны получить статус федеральных гарантий. Ниже МРОТ они падать не должны. Но выше – это порадует всех педагогов!

Кроме того, по словам эксперта, обсуждается перечень обязательных компенсационных и стимулирующих выплат. Сейчас на федеральном уровне установлена только одна выплата – 5 тысяч рублей в месяц классным руководителям. При формировании единой модели оплаты труда важно не забыть про педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, мастеров производственного обучения, методистов. И не только работников школ, но и колледжей. То есть учесть работников всех государственных и муниципальных образовательных организаций.

– Все эти меры должны привести к тому, что зарплата учителей вырастет, а дифференциация между регионами уменьшится. Но нужно точно просчитать, какая нужна федеральная поддержка регионам при введении новой системы оплаты труда. Если этого не сделать, большого смысла во всей остальной работе просто не будет, – уверена Татьяна Куприянова.

– Совместно с Минтрудом России, Минфином России и при активном участии Общероссийского Профсоюза образования министерство просвещения разрабатывает требования к системе оплаты труда педагогов, учитывающие как особенности формирования ставки (оклада), так и перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Соответствующие предложения проходят необходимые процедуры доработки и согласования, – рассказали в министерстве просвещения. – Учитывая особый контроль и приоритетный подход к вопросам повышения престижа педагогического труда и формирования достойного уровня заработной платы, в процессе принятия указанные в проекте документы обязательно пройдут экспертное и, самое главное, общественное обсуждение, прежде всего в педагогической среде. В подобной работе важно опираться на ожидание и мнение самих педагогов, и все механизмы для этого будут задействованы.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [З], [С]”

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Закрепить навыки четкого произношения звуков.
  2. Различение звуков в слогах, словах, предложениях, фразах.
  3. Учить слоговому анализу, подбору слов к схемам, преобразованию слов.
  4. Упражнять в подборе антонимов
  5. Работать над предложением.
  6. Формировать навыки составления рассказа по картинке.
  7. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет явление, которое по времени было раньше того, что я назову.

День, весна, птица, лед.

2. Введение в тему.

Найдите среди картинок «лишнюю». Почему?

Часы, холодильник, коза, матрешки.

– Какой третий звук в названии этой картинки?

Отгадайте слово, которое начинается на согласный всегда мягкий звук, а заканчивается на гласный, который никогда не стоит в начале слов.

– Какой третий звук в названии этой картинки?

– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем сравнивать?

– Правильно, сегодня мы будем сравнивать звуки [з] и [с].

3. Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами.

– Произнесем звук [с] чисто и правильно.

– Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (Пользуемся алгоритмом.)

Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».

Язык – кончик упирается в передние зубы.

Голосовые сладки – не работают.

Воздушная струя – холодная.

– Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с]. Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).

Глухой (голосовые связки не работают).

Бывает мягким и твердым.

Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.

– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)

– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме?

– На что похожа буква ЭС?

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

– На что похожа буква ЗЭ?

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три!

4. Развитие фонематического восприятия.

Потренируем ушки. Поиграем в игру «Шифровальщики». Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите слово со звуком [с] или [з], записывайте в строчку буквы, которыми они обозначаются.

Чей в лесу поет смычок?
Музыканта звать сверчок!

Проверим – С С З З С.

А сейчас расшифруем слова. Придумайте новые пять слов, чтобы в них были эти звуки.

5. Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.

А) Работаем со слоговыми таблицами. Читаем слоги со звонким согласным звуком. С глухим.

2-я строчка сверху первой таблицы

2-й столбик второй таблицы

Б) Запишите слоги в названии картинок.

В первую строчку слоги со звуком [с].

Во вторую – со звуком [з].

Зубы, сушка, коса, ваза, колесо, бизоны, часы, розы.

Проверим. Читаем слоги со звонким согласным [з]. С глухим согласным [с].

6. Дифференциация звуков в словах.

Ребята, давайте устроим небольшой зоопарк. Я раздам картинки с изображением животных и буду показывать схемы слов. У кого слово – название животного, подходит к схеме, тот поселяет свою зверушку в зоопарк.

Лиса, зубр, слон, зайцы.

Прикрепите нужный кружок на том месте, где в слове находятся наши звуки. (На кружках изображены буквы С и 3.) Молодцы. Замечательный получился зоопарк.

Сейчас, работаем в тетради. Запишите название животных в два столбика: со звуком [с] – в первый, со звуком [з] – во второй.

  • У этих животных длинные уши, короткий хвост, густая короткая шерстка, умеет быстро бегать.
  • Хитрая сестричка одета в великолепную рыжую шубку.
  • Животное, в названии которого есть гласный звук [у].
  • Огромное животное, которое панически боится мышей.

7. Динамическая пауза.

Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали.
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Нет, уж лучше поиграть.

Проводится игра «Наоборот»

Я бросаю вам мячик, называя слова, а вы возвращаете мне его и называете противоположные по смыслу. Они должны начинаться на звука [з] или [с].

  • Трусливый – смелый
  • Добрый – злой
  • Горькое – сладкое
  • Открытый – закрытый
  • Пасмурный – солнечный
  • Глухой – звонкий
  • Неизвестный – знаменитый
  • Сильный – слабый
  • Соль – сахар
  • Мокрый – сухой

8. Дифференциация звуков в предложениях.

Каждому я раздам картинку, внизу – предложение, в котором слова все перепутались. Задание: восстановить порядок слов в предложении.

сливы саду в поспели
капустой зайцев Света корм
на гнезда дрозды построили березах
Лиза фасоль и Соня сажают

Сейчас один человек у доски, а остальные в тетрадях запишем схематически ваши предложения, отмечая буквами звуки [з] или [с] над черточками – словами.

9. Дифференциация звуков во фразовой речи.

– Отправимся с вами на прекрасную лесную поляну.

– Звуки [с] и [з] помогут нам рассказать о том, что было в солнечный летний день.

– Однажды двое детей отправились отдохнуть в лес.

– Подумайте, как зовут наших путешественников? (ЛИЗА, САША.)

– Каких зверей повстречали дети на поляне? (КОЗУ, БАРСУКОВ, ЛИСУ, ЗАЙЦА.)

– Что делала коза? (ЩИПАЛА ЛИСТЫ КУСТИКА.)

– Что делали на поляне барсуки? (РЕЗВО ИГРАЛИ ПОД БЕРЕЗОЙ.)

– А лиса с зайцем? (ВСТРЕТИЛИСЬ НА ПОЛЯНЕ.)

– А знаете ли вы птиц, которых увидели дети? (СОВА.)

– Название этой птицы я подскажу. Это лучший певец среди пернатых. (СОЛОВЕЙ.)

– Как вы думаете, что он делает? (КОРМИТ ПТЕНЦОВ В ГНЕЗДЕ.)

– На каком дереве сорока? (НА БЕРЕЗЕ.)

– Как называются эти грибы? (ПОДБЕРЕЗОВИКИ.)

– Любопытное насекомое привлек стол. Как называется это насекомое? (СТРЕКОЗА.)

– Перечислите продукты, которые дети принесли с собой.

– Какие предметы еще взяли с собой Лиза и Саша? (ЗОНТ, САЧОК.)

– Зачем им эти предметы?

– Давайте теперь составим красивый рассказ по этой картине. Начинает о детях Настя.

– О животных, за которыми наблюдали дети – Игорь.

– О птицах – Света.

– О том, что взяли на природу ребята – Артем.

– Заканчиваем рассказ. Какими бы словами вы описали настроение друзей? (Хорошо отдохнув, Саша и Лиза отправились домой, настроение у них было прекрасное.)

10. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?

– Чем схожи звуки?

– Это гласные или согласные звуки?

– Что вам особенно запомнилось на занятии?

11. Экспресс-диагностика эмоционального состояния учащихся.

– Какое у вас настроение? Изменилось ли оно за то время, пока мы с вами вместе?

– Мы с вами подарили друг другу, на мой взгляд, несколько удивительных минут общения. Этот отрезок времени я обозначила линией. Посмотрите, чем выше по линии, тем лучше у вас настроение, чем ниже, тем неуютнее вам было сегодня со мной. Я предлагаю вам прикрепить сердечко там, где линия соответствует вашему настроению. Я благодарю вас за работу.

Конспект занятия “Дифференциация звуков “с-з”
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему

Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков “с-з”.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_s-z.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

по звуковой культуре речи для детей старшего возраста.

Цель . Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков.

– образовательные : учить детей дифференцировать звуки «с»,»з»;упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь»,»з»,»зь»;называть слова, в которых они слышаться ; учить вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звуки отчетливо их произносить.

– развивающие: развивать слуховую память; продолжать формировать фонематический слух и восприятие; закреплять навык координации речи и движений; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать темп и ритм речи; учить подбирать близкие по смыслу и звучанию слова.

– воспитательные : учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.

Предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки «с», «з»; светофоры ( белый и черный);фишки- солнышко; тексты загадок с отгадками на изучаемые звуки; скороговорка; стихотворение « Считалочка» ; Петрушка; предметы, в названиях которых есть звуки «с», «з»;предметные картинки с изображениями посуды, мебели, игрушек; игра « Закончи стихотворение».

  1. Организация начала занятия .

Логопед . Кто из вас вспомнит ,какой звук слышится , когда летит комар?

Логопед. А когда льется вода?

Логопед. Давайте с вами поиграем, если услышите звук «З», прогоняйте комара; если звук «С»- умывайтесь.

Логопед . А теперь я буду говорить слова , а вы внимательно слушайте и называйте правильно звук: кислый, заяц, суровый, снегирь, зеленый, слева, озорник, внизу( хоровые ответы).

Логопед. Внимание, задание меняется: звук не называете, а сигналите светофором, «с», «сь»- белым, «з» , «зь» – черным: озеро, синичка, заря, серебряный, сахар, золотой.

  1. Основная часть занятия .

Логопе д. Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что здесь нарисовано?

Дети. На картинке нарисовано солнце.

Логопед . Какой звук стоит в начале слова?

Дети . Слово начинается со звука «С».

( Игра продолжается с картинкой звезда).

Логопед . А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Угадай-ка».

( На столе разложены мелкие предметы. Дети, выходящие к доске, берут любой из них, называют, выделяя голосом знакомый звук, и кладут либо к картинке со звездой, либо с солнцем, аргументируя свой ответ. Остальные дети на правильность ответа реагируют хлопком.)

Логопед. Ребята, назовите ,пожалуйста, такие предметы, которые относятся к посуде, со звуками « с», « сь».

Дети. Стакан, сковорода, кастрюля, сахарница…

Логопед . А теперь слова, которые относятся к мебели.

Дети. Стол, стул, кресло…

Логопед . Сейчас я попрошу вас назвать игрушки, в названиях которых есть звуки «з», «зь».

Дети. Заяц, поезд, знаки, зеркало, звери…

Логопед. Я предлагаю вам встать в круг, повернутся лицом к центру круга и поиграть со мной.

Раз, раз, раз – утром вытрясем матрас,

Два, два, два – расколи скорей дрова,

Три, три, три – подмети и не сори,

Четыре, четыре – прибери в своей квартире,

Пять, пять, пять – можно выйти погулять.

Логопед . А теперь послушайте внимательно скороговорку.И кто услышит , запомнит и назовет слова со звуком « С», тот получит солнышко.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Логопед . Кто назовет слова?Давайте повторим хором, потом индивидуально.

( По аналогии проводится работа со скороговоркой : « Соня Зине принесла бузины в корзине».)

Логопед . Дети , посмотрите к нам пришел Петрушка. Ой, куда же ты? Спрятался. Давайте позовем его веселым голосом( хором).

( Петрушка появляется и пляшет.Тихо- ложится спать. Медленно- бредет вперевалочку. Быстро- скачет. Грустно- плачет.)

Логопед .Ребята, давайте поиграем в игру « Закончи стихотворение».

Слова нужно подбирать близкие по смыслу и звучанию. Знакомые звуки «с», «сь» выделять голосом.

С утра из магазина несла покупку …(Зина).

Заглянула в дверь коза, очень грустные …( глаза).

Для птенцов и для зверят тоже нужен …( детский сад).

На даче в лесу были разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и …( синицы).

Логопед. Молодцы! А теперь я вам загадаю загадку, а вы отгадку найдете среди этих картинок и скажете, есть ли в отгадке звуки « с- сь», «з-зь».

Дружбу он с дождем ведет, вместе с ним гулять идет. ( Зонт).

На земле ползает, а к себе не подпускает. ( Змея).

Четыре братца под одной крышей стоят. ( Стол).

Белая скатерть все поле покрыла. ( Снег).

Мягкие лапки, а лапках царапки. ( Кошка).

  1. Окончание занятия.

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие. Все вы сегодня показали себя умными детьми. Давайте вспомним , чем мы сегодня занимались?

Дети. Мы повторяли звуки «с-сь», «з-зь», называли слова с этими звуками; подбирали картинки на эти звуки; играли с Петрушкой; отгадывали загадки ; учили скороговорки; играли в поэтов.

Логопед. Я предлагаю вам и дома с родителями поиграть в такие же игры на звуки « с-сь» и « з-зь».А еще я бы хотела , чтобы вы мне принесли рисунки с изображениями предметов на заданные звуки.

Спасибо всем, до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с’], [з], [з’], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с’], [з], [з’]. Отрабатывать отчетливое произноше.

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш – Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения.

Конспект подгруппового занятия “Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте” с детьми подготовительной логопедической группы с заключением “ОНР 3 уровня речевого развити.

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия “Дифференциация звука Б”.

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР.

1. Тема занятия «Дифференциация звуков [д] и [дь].Данная тема в общей системе логопедической работы запланирована в плане работы.

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[з]»

Работа участвует в конкурсе для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционно-развивающего занятия

Конспект группового логопедического занятия на тему:

«Дифференциация звуков [с]-[з]»

Подготовила: Дудникова Екатерина Анатольевна

Лексическая тема: «Экскурсия в зоопарк »

Цель: учить слухо – произносительной дифференциации звуков [с]-[з]

Коррекционно-образовательные : сравнивать характеристику этих звуков, упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах, закрепить употребление предлогов (с, за, из-за, из-под)

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать внимание и логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки, письмо от зайчат, раздаточный материал для звукового анализа, картинки домиков со звуками [с] и [з] .

Ход занятия

Станем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Пусть каждый улыбнётся –
И занятие начнётся.

– Если услышите колокольчик, то сядут девочки, если музыкальный молоточек, то садятся мальчики.

Объяснение нового материала

1. – Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. А кто нас туда пригласил, я вам сейчас покажу (выставить на доску картинки зайца и слона. Приложение 1,2)

– Кто это, ребята, вы узнали? (заяц и слон)

– Ребята, скажите, какой первый звук в слове зайка? [з] , А в слове слон? [с]

2. Характеристика звуков [с] и [з]. Сравнение артикуляции этих звуков.

– Откройте зеркала и давайте посмотрим, где губки, когда мы произносим звук [с] и [з] ? (губы слегка растянуты в улыбке). А зубы как у нас располагаются? (зубки сближены и между ними щель). Кончик языка широкий и находится за нижними зубками. А теперь приложите ладошку к горлышку и произнесите звук [с] ? Что вы чувствуете? (вибрации нет). Произнесите звук [з] ? Что чувствуете? (голосок дрожит).

– Ребята, как вы думаете, чем похожи эти звуки? (согласные). А чем отличаются? (звук [с] – глухой, [з] – звонкий).

– Давайте исполним песенку комарика – з-з-з. А теперь произнесём как льётся вода – с-с-с.

3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков)

4. Дидактическое упражнение «Назови лишнее» (по наличию звуков [с] и [з] ).

Санки, забор , сова, сок; коза, роза, ваза, нос ; самолёт, сумка, стрекоза , суп.

– В каком слове встречаются оба звука? (стрекоза)

Физминутка «Зоопарк»

По зоопарку мы шагаем
( Маршируют на месте )

И медведя там встречаем
( Раскачивание туловища )

Этот мишка косолапый
Широко расставил лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
( Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу)

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
(Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)

Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.
(Бег на месте на носках )

Вот волчата спинку выгнули
( Прогнуться в спине вперед )

И легонечко подпрыгнули.
( Легкий прыжок вверх )

Подражаем мы зайчишке
( Ладони на голову, подскоки)

Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра
Заниматься нам пора.
( Вернуться на места )

Закрепление изученного материала

5. Игра «Наоборот».

Я произношу слог или слово со звуком [с] , а вы мне отвечаете со звуком [з] .

6.Игра «Посели животных в дом».

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят,

Но не знают – как, куда,

– На доске два домика: у одного домика есть колокольчик, у другого – нет. Возьмите картинки и распределите их по домикам. В домик с колокольчиком поместите картинки, в которых есть звук [з] , без колокольчика – [с] .

(Домики – приложение 3. Животные: слон, заяц, змея, осёл, лиса, зубр – приложение 4)

– Дети, у меня в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что – то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им.

– Дети, на доске предлоги (Приложение 5). Послушайте предложение, вставьте пропущенный предлог.

Зайка спрятался … куст (за)

Козы пасутся … домом (за)

Лиса выскочила … норы (из)

Ослик выглядывает … столба (из)

Рысь спустилась … дерева (с).

Подведение итогов .

– Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали?

– Чем эти звуки схожи? Чем отличаются?

-Что вам понравилось на занятии? Молодцы, ребята!

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» — «3» в слогах, в словах и предложениях

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии во втором классе по теме:

Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» — «3»
в слогах, в словах и предложениях.
(конспект урока)

  • Информационно-коммуникативная.
  • Игровая.
  • Здоровье сберегающая технология.
  • Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» — «3» в слогах, в словах и предложениях.
  • Закрепить чёткую дифференциацию фонем [С] — [З] по глухости — звонкости в слогах, словах и предложениях;
  • Устранить на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв «С» — «З»;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, оптико-пространственное ориентирование;
  • Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
  • Обогащение и активизация словаря.
  • развивать зрительное внимание и память;
  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа;
  • развивать навыки взаимодействия;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим, к
  • окружающей среде;
  • воспитывать желание помочь другому.
  • планировать объем материала с учетом возрастной нормы;
  • соблюдать правильную осанку ребенка;
  • следить за правильным освещением рабочего места;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.
  • компьютер,
  • магнитофон,
  • предметные картинки,
  • индивидуальные зеркала,
  • сигнальные карточки,
  • поезд, три вагона (на плакате),
  • флажки,
  • профили.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие, на котором мы встретимся со звонкими и глухими согласными звуками и буквами и отправимся в путешествие на поезде.

1. Что такое буква?

– Букву мы видим и пишем.

– Звук мы произносим и слышим.

– С какими двумя звуками и буквами мы будем знакомиться и учиться различать их, вы сейчас узнаете.

Пальчиковая гимнастика с использованием компьютера.

2. — Послушайте загадки.

По полю скачет –
Ушки прячет,
Встанет столбом –
Ушки торчком.
(Заяц)

– Какой первый звук в отгадке?

– Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой «3»)

– Покажите эту букву.

– Послушайте вторую загадку

Кто пасет овен и коз
Там, где луг травой зарос?
(Пастух)

– Какой 3-й звук в отгадке?

– Какой буквой обозначается этот звук?

Буквой ― «С». Покажите эту букву. Добиваюсь ответов детей.

– Дайте характеристику звука [С].

II. Основная часть.

II. Постановка цели занятия.

1. Сегодня на занятии будем учиться правильно произносить звук [С] и звук и различать их в слогах, словах, предложениях (различение букв «С» и «3» на письме).

Повторение артикуляции звуков.

2. Давайте повторим артикуляцию этих звуков.

– Как расположены губы, зубы и язык при произношении этих звуков?

(Губы в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка упирается в нижние резцы)

– Как работают голосовые связки при произношении звука [3] и [С]?

(При произношении звука [3] ― голосовые связки вибрируют. Значит звук [3] звонкий звук. При произношении звука [С] ― голосовые связки остаются в покое). Звук [С] ― глухой.

Артикуляционная гимнастика (использовать индивидуальные зеркала).

Дети выполняют мимическую гимнастику.

Повторение ранее изученного.

3.​ Дифференциация звуков [С] и [3] в слогах. (Дифференциация букв «С» и «3» в слогах).

– Образуйте слоги. Прочитайте их.

– Прочитать слоги хором. Какой слог ударный?

за — са — за аз — ас — аз
са — за — са оз — ос — оз
зо — со — зо уз — ус — уз

4. — Сейчас поиграем в игру.

На доске изображение поезда (на плакате).

Этот поезд пойдет и не сделает аварию, если вы правильно услышите в словах звуки [С], [3] и поднимете сигнальную карточку (определить место звука [С] и [3] в словах).

– Послушайте слова: фазан, зонт, зайка, цапля, слон, солнце, салют, грибы, ваза, изба, пастух, язык, поляна, утка, совы, гнездо, лента, самолет, звезды.

«Веселая гимнастика для глаз»

Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

5. — Хлопни в ладоши, если услышите звук [С] в словах: сорока, бандура, ведро, комар, соль, яйцо, сабля, рис, колос, щука, бусы, карась.

Поднимите флажок, если услышите звук [3] в словах: звезды, соль, зверята, задача, маяк, зайка, караван, календарь, гвозди, зубы, суп.

Работа в тетрадях.

– Слова со звуком З написать в один столбик, слова со звуком С написать в другой столбик.

6. На столе находятся предметные картинки.

– Разложите их так, чтобы вверху были расположены картинки в которых есть звук [3]. (красочные картинки со звуком [3]). Назовите картинки (заяц, коза, фазан, узор, газон, зубы, розы, ваза, замок, завод, арбузы).

– А внизу расположите картинки в которых есть звук [С], (красочные картинки со звуком [С]). Назовите картинки словами (сова, ослик, фасоль, оса, сад, коса, лиса, гусак, сынок, бусы).

Предлагаю детям назвать картинки словами.

Запись слов в тетрадях выборочно.

Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3».

(Текст стихотворения сопровождается движениями детей)

Каждый день по утрам Делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба)
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (4 раза),
Прыгать и скакать (10 прыжков).

8. Игра «Доскажи словечко, которое начинается со звука [С]».

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это?
(Слон)

Верещунья, белобока,
И зовут её …
(Сорока)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)

– А сейчас доскажите словечко, которое начинается со звука [3].

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …
(Зарядку)

В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс …
(Звонок)

Я сижу едва не плача,
Очень трудная …
(Задача)

Дети повторяют хором и индивидуально.

Упражнения в употреблении слов в измененной форме.

сова-совы
заноза-
змея-
соска-

(Работа в тетрадях). Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3».

9. Игра «Ответь одним словом».

Кто сидит на скворечнике? (Скворец)
Кто выращивает цветы? (Садовник)
Что делает девочка? (Зарядку)

(Использую красочные картинки)

Мимическая гимнастика. Улыбнутся как: кот на солнышке, само солнышко и т.д.

10. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы

…асов
…астава
…аросли
за….той
за….ада (Релаксация с использованием магнитофона (музыка).)

Работа в тетрадях, списать слова вставляя пропущенные буквы.

Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3».

Дифференциация звуков [С) и [3] в предложениях.

1. Прочитать и списать предложения, вставляя пропущенные слова.

На столе стояла … с розами. (ваза)
У подъезда … такси. (стоит)

2. Дополните предложение по картинке. (На доске плакат)

Захар купил красивый… (самокат)
(Ласточка) … летит в гнездо
(Самолет) … взял курс на север.

Прочитать и списать предложения. (Работа в тетрадях)

III. Итог занятия.

– Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

Задание на дом: Упражнение. Выучить стихотворение.

Разыгрался ветер
На лесной поляне,
Закружил осину
В красном сарафане.
И листок с берёзы
Золотистой пчёлкой
Вьётся и летает
Над колючей ёлкой;
А под ёлкой грузди
Замостили мостик…
До свидания, ёлка,
Приезжай к нам в гости!
(Е. Трутнева.)

Упражнение. Выучить пословицу.

Не стыдно не знать
Стыдно не учиться.

  1. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. — М.:Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: АРКТИ, 2003.
  3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.
  4. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2009.
  5. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. — М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  6. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики — развиваем речь! — СПб.: Издательский дом «Литера», 2011.

Андреева Светлана Васильевна,
учитель-логопед
Муниципального казенного учреждения
«Центр развития образования»
муниципального образования
Белореченский район МКУ ЦРО,
Город Белореченск

“Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С-З”

Содержимое публикации

Вид занятия: Звуковая культура речи.

Тема: « Дифференциация звуков С – З»

Цель: Закрепление правильного произношения звуков С– З;

Образовательные задачи:

Учить детей дифференцировать звуки С и З: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками. Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово.

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

Воспитывать внимательность, активность.

Подготовка воспитателя к занятию:

1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. Пособие по развитию речи в старшей группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Предварительная работа: разучивание чистоговорок.

Оборудование и дидактический материал: иллюстрации зайца и совы, карточки с изображениями слов со звуками Си З, корзинки.

Организация детей: на ковре, на стульчиках.

Ход занятия

Организационный момент, введение в тему.

Дети стоят на ковре, образовав круг.

– Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств – государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

2. Объявление темы занятия.

Итак, первая загадка:

Всю ночь летает

Спать летит в дупло (сова).
Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?
Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц).

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?

Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.

Вы уже догадались, в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

Выделение звука на слух

– Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть звуки, слоги и слова, где есть звуки З и С. Если вы услышите звук С, то хлопните в ладоши, а если звук З – топаете. (а, с, п, р, з, с, т, в, д, з, с, с; ар, за, ас, са, ро, зы, де, се, фа, ву, ес, зу, зы, со, шо; мак, мука, суп, лес, ведро, заяц, дерево, бусы, сова, тетрадь, ручказебра,).
– Молодцы, ребята, вы внимательно слушали, поэтому правильно справились с заданием.

Произношение звука С в словах. Определение заданного звука в слове.

– Дети, перед вами две коробки – зеленого и синего цветов, которые принесли нам Зайка и Сова. А также они принесли нам карточки, которые перемешались между собой. Наши звери просят нас им помочь. Сейчас я каждому из вас раздам по две карточки, вы должны подумать и положить в коробку зеленого цвета – карточки, слова на которых начинаются на звук З, а в синюю – карточки, слова на которых начинаются на звук С. Чтобы вам понять, на какие звуки начинаются слова, вам нужно произнести слова вслух. Затем мы все вместе проверим, как вы выполнили задание.

В процессе выполнения контролирую детей, помогаю при необходимости.
– Молодцы, ребята, вы все справились с заданием и правильно разложили карточки: в синюю коробку со звуком С, а в зелёную со звуком З.

Чтение чистоговорок.

Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы за мной повторяйте:

Са-са-са – вот летит оса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Сы-сы-сы – нет осы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
За-за-за – вот идет коза.
За-за-за – вот летает стрекоза.
За-за-за – у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу – накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Зы-зы-зы – у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.

Физкультминутка

– А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем. Повторяйте за мной слова и движения:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

(шагаем на месте, показываем рожки над головой)

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

(прикладываем растопыренные пальчики к голове – корона)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

(выбрасываем поочередно вперед ноги)

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

(качаем головой вправо-влево)

И снова начинаем!

Звуковой анализ слова

-Дети, назовите все звуки в слове СОВА.

Проводится звуковой анализ слова СОВА.

– Давайте пропоём слово сова (сссссооооовввввааааа).

– Назовите первый звук в слове с-с-с-сова. Какой это звук? Звук С – согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Глухой. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом.

– Какой второй звук в слове со-о-о-ва? Звук А. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом.

– Какой третий звук в слове сов-в-в-ва? Звук В. Какой это звук? Звук В согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Звонкий.. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом.

– Какой последний звук в слове сова-а-а? Звук А. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом.

– Ребята, а как узнать, какой слог ударный?
– Молодцы, ребята, вы все правильно сказали.

– А теперь каждый самостоятельно за столами разберёт слово заяц, а Маша разберёт его у доски. А затем проверим друг друга.

Устно опрашиваю детей.

8. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

– Какие звуки мы сегодня проходили?

– Давайте вспомним, во что мы играли на сегодняшнем занятии?

– Назовите слова со звуком С, со звуком З.

– Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Сегодня мы продолжили знакомство со звуками. Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков С – З в словах”.

Алёхина О.Г., учитель-логопед, г. Осинники Кемеровской области.

  • закреплять умение дифференцировать звуки “С” – “З” в словах . Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать высшие психические функции: память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • развивать грамматический строй речи: упражнение в образовании притяжательных прилагательных;
  • активизировать словарь по теме “Домашние животные”.

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

  • предметные картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание:
  • солнышко, заборчик, лопатка, горка, зубная щетка; насос, комарик;
  • предметные картинки для игры “У кого кто?”; “Четвертый лишний”:
  • коза, козленок, козлята, козел, свинья, поросенок, поросята, лиса;
  • игрушки: кукла Соня, коза;
  • индивидуальные зеркала, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы слова, буквы разрезной азбуки.
  • карточки со словами: собака, коза, свинья, лиса;
  • тетради.

Сюжетно-игровая основа: “Поможем Соне найти козу Зойку”.

1. Организационный момент.

У детей на столах лежат картинки с изображение домашних животных6 козы, козленка, собаки, свиньи.

– Сядет тот, кто правильно назовет свою картинку.

2. Постановка цели занятия:

Логопед показывает куклу:

– Сегодня на занятие к нам пришла Соня.

– Ребята, какой первый звук в слове СОНЯ? (Звук “С”)

– Отгадайте загадку и вы узнаете, кто есть у Сони.

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, а лаптей не плетет?

Логопед показывает игрушечную козу.

– Послушайте, КОЗЗЗЗА, какой звук я произнесла дольше другого? (Звук “З”)

– Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки “С” – “З” в словах.

– Однажды пошла Соня пасти козу на лужок, а коза кустик за кустик, деревце за деревце и потерялась. Поможем Соне найти козу Зойку, выполним все задания.

3. Артикуляционная гимнастика.

– Чтобы правильно произносить звуки “С” – “З”, сделаем артикуляционную гимнастику.

Логопед показывает картинки по ходу выполнения артикуляционных упражнений. “Солнышко”, “Заборчик” и т.д.

А у тебя получается?

Вот улыбка до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Ну а это вот заборчик.

Язычка мы спрячем кончик.

Зубы крепко ты сомкни,

Губы плавно разведи.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

Упражнение “Почистим нижние зубки”.

Чистим, чистим зубы мы,

Будут чистые они.

Кончик в зубы ты упри,

Спинку горкой изогни.

Вышла горка – хороша,

Хоть катай там малыша.

Упражнение “Язычок отдыхает”.

Язычок наш загорает.

Легко, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: “И – и – и – и ”.

4. Развитие силы выдоха. Упражнение “Насос”.

Вдох через нос, долгий выдох через рот. Дети подносят ко рту руку тыльной стороной и ощущают холодную струю воздуха.

Воздух носиком вдыхаем,

Через зубы выдыхаем…

Мы в насос сейчас играем!

-Мимо комарик пролетел и зазвенел: з –з –з –з.

5. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков “С” – “З”

Артикуляция звука “С”.

При произнесении звука “С”:

– губы растянуты в улыбку;

– зубы “заборчиком” со щелью;

– кончик языка за нижними зубами;

– воздушная струя холодная, направленная вниз,

– голосовые связки не работают.

Характеристика звука “С”.

– Звук “С” согласный, глухой, твердый.

Аналогично дается характеристика и объясняется артикуляция звука “З”.

6. Соотнесение звука с буквой. Пальчиковая азбука.

Логопед вывешивает карточки с печатной и письменной буквой “С”.

– Какой буквой на письме обозначается звуки “С” – “З”?

– Сделаем буквы при помощи пальчиков.

Левая рука. Большой палец полусогнут, направлен вверх. Остальные пальцы

сомкнуты, полусогнуты, направлены вниз.

Большие пальцы обеих рук соединяются между собой боковы-ми краями, руки

Левая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сом-кнуты,

полусогнуты и направлены вверх.

Правая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сомкнуты,

полусогнуты и направлены вниз.

7. Дифференциация звуков “С” – “З” в слогах. Игра “Наоборот”.

– Я буду произносить слоги со звуком “С”, вы должны сказать со звуком “З” и наоборот.

СА…, ЗУ…, ИЗ…, ОСО…, ЗНА…, СВЫ…

8. Дифференциация звуков “С” – “З” в словах. Игра “Эхо”.

– Я буду произносить слоги со звуком “З”, вы должны ответить эхом; сказать слова со звуком “С”.

Зуб – суп, зайка – сайка, Лиза – лиса, коза – коса, роза – роса. Злить – слить, посади – позади.

Са-са-са — вот летит оса. Дети делают взмахи руками.

Са-са-са — укусила в нос оса. Показывают на нос.

Со-со-со — стал мой нос, как колесо. Делают руками колесо.

Сы-сы-сы — не боюсь я злой осы. Покачивают головой.

Су-су-су — я осу в руке несу. Показывают кулак.

За-за-за — вот идет коза. Показывают “козу”.

Зы-зы-зы — нет нигде козы. Разводят руками.

Зу-зу-зу — я домой веду козу.

Показывают веревочку в кулаке.

9. Игра “Четвёртый лишний”.

Для детей, умеющих читать, слова написаны на карточках.

Собака, коза, свинья, лиса.

10. Развитие грамматического строя речи.

А) Упражнение в образовании притяжательных прилагательных:

У козы голова чья ? (козья).

Б) игра “У кого кто?”,

У свиньи поросенок, поросята.

У козы и козла козленок, козлята.

11. Рабата с азбукой, составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень сложности 1:

– составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

– составление из букв разрезной азбуки, преобразование слова:

коза – козу – козе, козы, козам,

12. Работа в тетрадях.

-Запишите слова в два столбика, в первый со звуком “С”, во второй со звуком “З”.

Коза, козел, козлята, береза, незабудка, Соня, куст, сосна, оса.

13. Итог занятия.

– Какие звуки учились различать?

1. Бездетная О. С., Серга О. А. Звуковая полянка // Логопед. 2005. №6.

2. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (1)

3. Соболева А. В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под. Ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: “Гном – Пресс”,1999. – 96 с. (В помощь логопеду).

4. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 20

Читайте также:  Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером INFANT
Ссылка на основную публикацию