Занятие по теме Овощи

Коррекционно-развивающее занятие по теме “Овощи. Огород”

Класс: д/с

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (688,4 кБ)

Цели:

  • Закрепить знания детей об овощах.
  • Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • Закрепить умение детей согласовывать числительные с существительными.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память детей.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать общие речевые навыки.
  • Расширить словарь по теме.

Воспитатель.Дети, внимательно послушайте стихотворение.

Под окошком огород –
Много овощей растёт:
Тыква, репа и чеснок,
Лук, капуста, кабачок.
Сразу всё не назовёшь –
Может ты ещё найдёшь?

Воспитатель. Перечислите овощи, о которых говорится в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель. Дети, посмотрите на картинку (Слайд 3) и назовите овощи, про которые забыли сказать в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель.Я начну, а вы продолжите. В огороде грядки с морковью, с огурцами. (Ответы детей).

Осень щедрою рукою
Одарила нас с тобою,
И на каждой грядке
Выросли загадки.

Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сладкий на вкус. (Pena) (Слайды 4-5).
Этот овощ – овальной формы, длинный, зелёного цвета, шершавый, хрустящий, сладкий на вкус. (Огурец) (Слайды 6-7).
Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сочный, горький на вкус. (Лук) (Слайды 8-9).
Этот овощ – овальной формы, длинный, оранжевого цвета, сочный, хрустящий, сладкий на вкус. (Морковь) (Слайды 10-11).
Этот овощ – круглой формы, бордового цвета, сладкий на вкус. (Свёкла) (Слайды 12-13).

Воспитатель. (Слайд 14)

На грядке в тёплый солнечный денёк
Лежал и грелся толстый кабачок.
И было жалко мне его срывать –
Но нельзя ему на грядке зимовать.

Воспитатель. Какие ещё овощи мы можем сорвать с грядки? (Ответы детей – помидоры, огурцы, горох, баклажаны) (Слайды 15-16).
Воспитатель. А какой овощ мы можем выкопать? (Картошку) (Слайды 17-18).
Воспитатель. Какие овощи мы выдёргиваем из земли? (Морковь, свёклу, репу, лук, редис) (Слайды 19-20).
Воспитатель. Какой овощ мы можем срезать? (Kanycmy, петрушку, укроп) (Слайды 21-22).
Воспитатель.Давайте назовём, какие действия мы выполняем для того, чтобы собрать овощи? (Ответы детей) (Слайд 23).
Воспитатель. Молодцы! Что нужно делать, чтобы собрать урожай, вы знаете. Пора идти в огород собирать урожай.

Физкультминутка «Урожай»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель).

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам подарок принесли.

Воспитатель.

Огород у нас большой,
Урожай здесь неплохой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы начинаем овощи в корзину собирать.

Воспитатель. Посмотрите на помидоры (Слайд 24). Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей – размером, маленький помидор, побольше, ещё больше, еще больше, большой помидор).
Воспитатель.Нам нужно сосчитать помидоры, соблюдая правило. А правило такое: чем больше помидор, тем громче должен быть голос при счёте. Посмотрите, как это буду делать я.

(Воспитатель на одном выдохе выполняет счёт до 5-ти с усилением голоса).

Воспитатель. А теперь покажите, как это делаете вы.

(Дети выполняют упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса).

Воспитатель. А сейчас я буду складывать овощи в корзину (Слайд 25). Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Теперь складывайте овощи в корзину вы, дети.

1-й ребенок: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
2-й ребенок: одна репа, две репы, три репы, четыре репы, пять реп.
3-й ребенок: одна свёкла, две свёклы, три свёклы, четыре свёклы, пять свёкл.
4-й ребенок: одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок.

Воспитатель.Вот какой урожай овощей мы собрали (Слайд 26).
Воспитатель. Дети, посмотрите на этот рисунок и скажите, какие овощи спрятались здесь? (Слайд 27).
Воспитатель. А теперь, дети, найдите этот рисунок в ваших тетрадях. (Дети открывают нужную страницу). Дети, назовите ласково:

Воспитатель.Дети, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Вырос у нас чесночок. »

На каждый ударный слог ребёнок разминает фаланги одного пальца, направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок, указательный палец левой руки
Перец, томат , кабачок, средний палец левой руки
Тыква, капуста, картошка, безымянный палец левой руки
Лук и немножко горошка. мизинец левой руки
Овощи мы собирали, мизинец правой руки
Ими друзей угощали, безымянный правой руки
Квасили, ели, солили, средний палец правой руки
С дачи домой увозили, указательный палец правой руки
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

Воспитатель.О каком овоще загадка?

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней. (помидора)

Воспитатель. Обведите пальчиком помидор по контуру. (Дети обводят). А теперь раскрасьте помидор, не обращая внимания на пересекающие его контур линии. (Дети раскрашивают помидор).
Обведите контур моркови карандашом оранжевого цвета, а контур огурца обведите карандашом зелёного цвета. (Дети выполняют задания).
В заключительной части занятия воспитатель подводит итог, обращаясь к детям с просьбой кратко повторить то, чем они сегодня занимались.

Литература:

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  2. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Каро, 2007.
  3. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  4. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир растений: Фрукты, овощи. (Программа «Я – человек») – М.: Школьная Пресса, 2005.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство-Пресс, 2003.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Овощи»

Білім беру/Образовательная область: Коммуникация

Б?лімдері/Раздел: Развитие речи

Та?ырыбы/Тема: «Овощи»

Ма?саты/Цель: Научить составлять рассказ-описание об овощах

Міндеттер/Задачи:

1) учить детей описывать предметы; образовывать множественное число имен существительных; использовать уменьшительные суффиксы; согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

2) развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений; активный словарь детей по теме «Овощи».

3) воспитывать терпение, усидчивость, стремление доделывать все до конца.

4) вызвать интерес к окружающему миру, к учебно-познавательной деятельности.

Оборудование: муляжи овощей, чудесный мешочек, игрушки по количеству детей (зайчики), аудиозапись «Урожай».

С?здік/Словарь: морковь, картофель, лук, огурец

I. Мотивационно-побудительный этап деятельности

Педагог приветствует детей и предлагает встать в круг

1.Круг радости «Солнышко»

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ручки)

Здравствуй, солнце золотое! (встают на носочки, тянутся к солнышку)

Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки и образуют круг)

Очень рад вас видеть я! (раскачивают ручками)

II. Организационно-поисковый этап деятельности

1.Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

Педагог привлекает внимание детей к мешочку, лежащему на столе.

– Вот у меня мешочек. Не простой он, а чудесный. В него руку опускайте и быстро доставайте.

(Дети достают зайчат)

2.Проблемная ситуация

– На нашем огороде (на столе лежат муляжи овощей) выросло много овощей. А зайчата сами не справятся. Давайте поможем нашим гостям собрать урожай.

3.Дидактическая игра «Собери урожай»

Дети собирают урожай в тарелки.

4.Игра «Покорми зайчат»

– Возьмите свои овощи, положите с тарелочки и покормите зайчат.

(Дети стараются аккуратно накормить своих зайчат)

5.Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски»

-Ребята, а давайте расскажем нашим гостям стишок про овощи, а заодно поиграем с пальчиками.

У Лариски – Две редиски.

У Алешки – Две картошки.

У Сережки – сорванца – Два зеленых огурца.

А у Вовки – Две морковки.

Да еще у Петьки – Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке.)

6.Дидактическое упражнение «Один-много»

На магнитную доску педагог крепит картинку с изображением овоща, остальные картинки раздает по одной детям.

– У меня один овощ. А сколько у вас? У тебя, Данил, одна морковка. А у тебя, Саша, один огурец. Прикрепите свои овощи рядом с моим на доске. Сколько стало овощей? (Много). Повторите хором!

7.Словарная работа «Один-много»

Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число.

-Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.

-Один огурец — много … огурцов.

-Один помидор — много … помидоров.

-Один перец — много. перцев.

-Одна картошка — много … картошки.

-Одна капуста — много … капусты.

8.Физминутка «Мы капусту режем, режем»

-Сколько овощей мы с вами сегодня собрали? (Много). Верно, а что делают с овощами наши мамы и бабушки? (Солят). Молодцы! Ребята, я предлагаю вам сейчас посолить капусты на зиму, присоединяйтесь и вы зайчата!

Есть у нас капуста, Больша-ая капуста. (Изображаем размер капусты)
Мы капустку режем, режем, (Ребром ладони постучать по столу)
Мы капустку солим, солим, (Показать, как солим)
Мы капустку трем, трем, (Потереть ладошки друг об друга)
Мы капустку мнем, мнем. (Показать, как мнем капусту)

9.Упражнение на развитие памяти «Что съел зайка?» (каждый раз овощи меняются)

– Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? (Зайка съел морковку.) Что осталось? (Осталась капуста и огурец.) Какого цвета капуста? (Зеленого). А огурец какого цвета? (Зеленый).

Рефлексивно-коррекционный этап деятельности

1.Словарная работа «Большой и маленький»:

-Ребята, овощи у нас какие бывают? (большие и маленькие). У нас есть большой огурец и маленький огурчик, а еще у нас есть…

2.Музыкально-ритмическое упражнение «Урожай»

Под одноименную песню дети отбивают ритм на металлофоне.

3. Обсуждение занятия

-Ох, ребята, какие мы молодцы! Мы столько сегодня сделали! Ну-ка, что наши зайчики шепчут? Они спрашивают, какие овощи вы сегодня собирали? А что еще мы делали? Вам понравилось занятие? (ответы детей)

-Зайчикам тоже понравилось у вас в гостях. Но теперь им пора. Они желают вам крепкого здоровья и успехов на занятиях. Попрощайтесь с гостями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи на тему «Овощи»»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Овощи»

Білім беру/Образовательная область: Коммуникация

Бөлімдері/Раздел: Развитие речи

Тақырыбы/Тема: «Овощи»

Мақсаты/Цель: Научить составлять рассказ-описание об овощах

Міндеттер/Задачи:

1) учить детей описывать предметы; образовывать множественное число имен существительных; использовать уменьшительные суффиксы; согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

2) развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений; активный словарь детей по теме «Овощи».

3) воспитывать терпение, усидчивость, стремление доделывать все до конца.

4) вызвать интерес к окружающему миру, к учебно-познавательной деятельности.

Оборудование: муляжи овощей, чудесный мешочек, игрушки по количеству детей (зайчики), аудиозапись «Урожай».

Сөздік/Словарь: морковь, картофель, лук, огурец

I. Мотивационно-побудительный этап деятельности

Педагог приветствует детей и предлагает встать в круг

1.Круг радости «Солнышко»

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ручки)

Здравствуй, солнце золотое! (встают на носочки, тянутся к солнышку)

Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки и образуют круг)

Очень рад вас видеть я! (раскачивают ручками)

II. Организационно-поисковый этап деятельности

1.Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

Педагог привлекает внимание детей к мешочку, лежащему на столе.

– Вот у меня мешочек. Не простой он, а чудесный. В него руку опускайте и быстро доставайте.

(Дети достают зайчат)

2.Проблемная ситуация

– На нашем огороде (на столе лежат муляжи овощей) выросло много овощей. А зайчата сами не справятся. Давайте поможем нашим гостям собрать урожай.

3.Дидактическая игра «Собери урожай»

Дети собирают урожай в тарелки.

4.Игра «Покорми зайчат»

– Возьмите свои овощи, положите с тарелочки и покормите зайчат.

(Дети стараются аккуратно накормить своих зайчат)

5.Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски»

-Ребята, а давайте расскажем нашим гостям стишок про овощи, а заодно поиграем с пальчиками.

У Лариски – Две редиски.

У Алешки – Две картошки.

У Сережки – сорванца – Два зеленых огурца.

А у Вовки – Две морковки.

Да еще у Петьки – Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке.)

6.Дидактическое упражнение «Один-много»

На магнитную доску педагог крепит картинку с изображением овоща, остальные картинки раздает по одной детям.

– У меня один овощ. А сколько у вас? У тебя, Данил, одна морковка. А у тебя, Саша, один огурец. Прикрепите свои овощи рядом с моим на доске. Сколько стало овощей? (Много). Повторите хором!

7.Словарная работа «Один-много»

Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число.

-Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.

-Один огурец — много … огурцов.

-Один помидор — много … помидоров.

-Один перец — много. перцев.

-Одна картошка — много … картошки.

-Одна капуста — много … капусты.

8.Физминутка «Мы капусту режем, режем»

-Сколько овощей мы с вами сегодня собрали? (Много). Верно, а что делают с овощами наши мамы и бабушки? (Солят). Молодцы! Ребята, я предлагаю вам сейчас посолить капусты на зиму, присоединяйтесь и вы зайчата!

Есть у нас капуста, Больша-ая капуста. (Изображаем размер капусты)
Мы капустку режем, режем, (Ребром ладони постучать по столу)
Мы капустку солим, солим, (Показать, как солим)
Мы капустку трем, трем, (Потереть ладошки друг об друга)
Мы капустку мнем, мнем. (Показать, как мнем капусту)

9.Упражнение на развитие памяти «Что съел зайка?» (каждый раз овощи меняются)

– Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? (Зайка съел морковку.) Что осталось? (Осталась капуста и огурец.) Какого цвета капуста? (Зеленого). А огурец какого цвета? (Зеленый).

Рефлексивно-коррекционный этап деятельности

1.Словарная работа «Большой и маленький»:

-Ребята, овощи у нас какие бывают? (большие и маленькие). У нас есть большой огурец и маленький огурчик, а еще у нас есть…

Картошка — картошечка.

Капуста – капустка.

Помидор — помидорчик.

Лук — лучок.

Чеснок – чесночек.

Читайте также:  Логопедическая неделя в начальной школе

Морковь – морковочка.

Свекла — свеколка.

2.Музыкально-ритмическое упражнение «Урожай»

Под одноименную песню дети отбивают ритм на металлофоне.

3. Обсуждение занятия

-Ох, ребята, какие мы молодцы! Мы столько сегодня сделали! Ну-ка, что наши зайчики шепчут? Они спрашивают, какие овощи вы сегодня собирали? А что еще мы делали? Вам понравилось занятие? (ответы детей)

-Зайчикам тоже понравилось у вас в гостях. Но теперь им пора. Они желают вам крепкого здоровья и успехов на занятиях. Попрощайтесь с гостями.

Интегрированное занятие «Путешествие в Подземное царство»

Интегрированное построение занятий способствует снятию у детей перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений.

Театрализованная интегрированная непосредственная организованная деятельность в логопедической подготовительной группе «Маленькая Фея».

Тема: «Путешествие в Подземное царство»

Цель: Развитие и совершенствование у детей связной монологической речи.

Задачи:

  • упражнять детей в отчётливом произношении звука «с»;
  • учить различать этот звук на слух, находить слова с заданным звуком в стихотворном тексте;
  • совершенствовать умение находить в группе объектов предмет, обладающий характерным звукам;
  • познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений, с ролью дождевых червей в круговороте органического вещества;
  • воспитывать уважительное, заботливое отношение к природе и людям.

Интегрированные образовательные области:

  • познание;
  • коммуникация;
  • социализация;
  • художественное творчество;
  • художественная литература.

Действующие лица: Подземный царь – взрослый; Петух, Хорек, Жук, Сороконожка, Уж, Ученик – дети.

Оборудование: паутина, болото, камень и подземное царство в бутафорском исполнении; бумага для рисования; земля; дождевые черви; влажные салфетки; картинка с предметами, в названии которых есть звук «с».

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Лунтик», с акцентированием внимания на герое «Корнея Корнеевича»; чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Всё обо всём»; знакомство с насекомыми и дождевыми червями в природе; рисование и лепка (из пластилина и соленого теста) различных гусениц, червей и насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы получили письмо для детей подготовительной группы «Маленькая Фея» от Подземного царя (воспитатель читает письмо)!

«Дорогие мои друзья!
Я, хозяин волшебной тропинки, Подземный царь, приглашаю вас в путешествие в подземное царство, в конце которого вас ждет сюрприз. А для этого нужно отгадать мои загадки – задания.
Итак, в путь! Желаю вам удачи. Если вы все сделаете правильно, то мы увидимся.
Ваш Подземный царь.»

Воспитатель: Ну что, ребята, пойдем по тропинке, которая приведет нас в подземное царство? Справитесь с загадками?

(дети идут по тропинке, находят первое задание, воспитатель его читает)

1 задание: Словесная игра «Подбери слово».

«Вспомните, что можно шить?»
«Связать?»
«Завязывать?»
«Надевать?»

Препятствие: «Паутина злого паука»

(после выполнения 1 задания дети пролезают через паутину и идут дальше по тропинке, где находят 2 задание)

2 задание: Звук «с» заблудился

Фонематическая зарядка. Как воздух выходит из шарика? (с-с-с…)Кто внимательный?

Послушайте стихотворение, в нем спрятался звук, который повторяется много раз.

Солнце село за селом,
Спят синицы.
Сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес…
Сон в страну свою унес
Всех.
(В. Лунин)

Какой звук? Назовите.

– Хлопните в ладони один раз, если услышите звук «с».

Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Пес тоскует на цепи,
А попробуй отцепи.
В небе коршун кружится
Третий час подряд.
Но ему, разбойнику,
Не украсть цыплят.

Назовите дни недели, в которых есть звук «с» (среда, суббота, воскресенье)

Воспитатель показывает картинку и просит назвать как можно больше предметов со звуком «с».

Доскажи словечко
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки
Дайте снег! Готовы …… (санки).

На шесте – дворец
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец).

Жил – был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака).

Воспитатель: Звук найден, идем дальше, тропинка проходит через волшебное болото.

Подвижная игра «С кочки на кочку»(дети перепрыгивают с кочки на кочку, проходят через болота, идут дальше)

3 задание: Игра «Волшебная шкатулка»

Воспитатель: Для того, чтобы пройти дальше, каждый ребенок должен положить в шкатулку доброе, ласковое, вежливое слово.

Задание выполнено, дети подошли к входу в подземное царство, где их уже поджидает Подземный царь.

Подземный царь: «Ох, как тут у вас светло, никак не могу привыкнуть к вашему солнцу, у меня под землей так хорошо – темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом».

Но вам я очень рад, видно со всеми моими загадками – задачами справились.

Ребята, а что это за рисунки здесь? Это ваши? Что вы нарисовали? (дети рассказывают, что они нарисовали: гусениц, бабочек, муравьев…)

Воспитатель: «Подземный царь! Дети справились с твоими заданиями и хотели бы познакомиться с Подземным царством и задать тебе интересующие их вопросы.

Кто живет в почве?
Чем дышат почвенные растения?
Почему царю нравится его подземное царство?

Царь приглашает детей в свое царство. Дети проходят, осматривают, присаживаются.

Подземный царь: «Видно, не зря я вас пригласил к себе, теперь и вы будете о моем царстве знать. А то многие люди ходят по крыше моего царства – почве – и даже не думают о том, что ее надо беречь. Да еще возмущаются: то им пыльно, то грязно! А я землю – матушку любую люблю».

Воспитатель: «Дорогой царь! Познакомь ребят с землей – почвой на твоей волшебной тропинке».

Подземный царь: «Хорошо, но сначала пусть ребята скажут, что мы увидим в земле, когда выкопаем ямку?» (дети высказывают свои предложения)

Подземный царь: «Ребята, как вы думаете, почему я такой грязный?» (выслушивает ответы детей)

– Правда, под землей все равно этого не видно, даже мыться не нужно.

– Ребята, я приглашаю вас в «лабораторию». Возьмите комочек земли и нарисуйте им что-нибудь на листе бумаги. Какого цвета рисунок у вас получился? (дети рисуют)

Подземный царь: «Да, в моем царстве немного красок – черные, коричневые оттенки, но они по-своему красивы. Ребята, посмотрите на стенку подземного дома, какие цвета вы тут видите? Почва похожа на слоеный пирог. Вот самая верхняя полоска – самая темная, в ней больше всего пищи для растений. Здесь много корешков, живут много личинок и жучков. Чем глубже мы будем опускаться в мое царство, тем меньше будет еды для растений, меньше корешков и почвенных жителей».

(Подземный царь предлагает всем потрогать почву и определить, какая она: теплая или холодная, мягкая или шершавая, сухая или влажная. Есть ли в ней корни растений? Он объясняет, что почва кормит и поит растения на его тропе. Чем больше в ней пищи для растений, тем лучше и быстрее они растут. Затем он предлагает подумать, откуда берется еда в почве).

Подземный царь: «Природа – настоящая волшебница. В ней так все устроено, что ничего зря не пропадает. Кто из вас, ребята, видел как осенью с деревьев опадают листья? А потом куда они деваются? Ведь каждый год на землю падает так много листьев, а потом они куда-то исчезают?». (предложения детей)

– Дело в том, что все эти опавшие листья, сухие ветки, пни как по волшебству превращаются в почву, которая становится богатой, в ней появляется новая еда для растений. Так все и происходит: земля – почва кормит растения, а потом они ее.

-Я хочу познакомить вас с теми, кто помогает таким превращениям, благодаря кому, моя тропа не завалена кучами сухих листьев, веток и пней.

(Подземный царь ведет детей к месту, где в коробочке с увлажненной почвой лежит дождевой червяк. Открывает коробку, спрашивает у детей кто это.)

Подземный царь: (обращается к дождевому червяку)

– Любезный дождевой червяк! Большое спасибо, что вы согласились познакомиться с моими гостями. Я знаю, что у вас очень много дел. (наклоняется к коробке, как бы выслушивая червяка)

– Ребята, дождевой червяк говорит, что рад с вами познакомиться, он надеется, что среди вас нет таких, кто давит его родственников, когда те появляются на поверхности земли во время дождя. И еще он просит спросить, знаете ли вы, что он делает в земле? (ответы детей)

– Дождевой червяк просит еще передать, что он приносит свои извинения за то, что у него так мало времени и так много работы, поэтому он должен вернуться в землю. Ему предстоит сегодня превратить в почву много сухих листьев. Давайте попрощаемся с ним и отпустим его домой.

Подземный царь: Ребята! Я приготовил для вас очень ценный подарок – мешочек волшебной земли со своей тропинки. Эта волшебная земля – почва — помогает расти растениям. Я дам каждому из вас немножко землицы, и вы подсыплете ее в горшочки с вашими комнатными растениями, чтобы они быстрее и лучше росли. (дети благодарят Подземного царя)

Воспитатель: «Уважаемый царь! Огромное спасибо за такой чудесный подарок. Ребята приготовили для тебя тоже подарок, небольшую сценку, стихи и загадки о твоих друзьях».

«Кто как считает» М. Карим

Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорек: Подумаешь!
Ведущий: Ворчит хорек.
Хорек: А я могу до четырех!
Жук: Я – до шести!
Ведущий: Воскликнул жук!
Паук: Я – до восьми!
Ведущий: Шепнул паук.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко Жука и даже Паука – считаю я до сорока!
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп,
Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит,
Все в мире сосчитать он сможет!

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком.

Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадет – землю роет.

Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

Ящерицу я ловил
Страх меня остановил.
– А чего же тут бояться?
– Хвостик может оторваться.

На лужайке, у пенька
Мы в траве нашли жука.
Жук усатый и большой
Ты нам песенку пропой.
Жук отправился в полет,
Загудел как самолет.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
До свиданья, я спешу.

Воспитатель: «Нам пора, уважаемый царь».

Подземный царь: « Да и я устал, глаза болят, да и здоровье мне не позволяет долго общаться с земными. Пойду-ка я за порядком следить, да червей дождевых считать, беречь от людей. Если нужен буду – зовите, теперь вы знаете как меня найти». (прощается с ребятами и они уходят).

Рыкова Вероника Николаевна,
воспитатель логопедической группы
МБДОУ Краснокаменский д/с №5 «Капелька»
Курагинского р-на, Красноярского края

Конспект занятия «Путешествие в подземное царство»

Анна Хлызова
Конспект занятия «Путешествие в подземное царство»

Тема: Путешествие в подземное царство

Цель: выделить свойства песка и глины (рыхлость, сыпучесть). Определить, что глина и песок по разному впитывают воду. Выявить какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. Закрепить с детьми понятие «почва», её состав. Воспитывать любовь и бережное отношение к живым существам. Развивать воображение и логическое мышление.

Предшествующая работа: наблюдение в огороде, в лесу игры с песком. Чтение рассказов из книги Шорыгиной «Зелёные сказки», игры –импровизации: «Если бы ты был бабочкой», «Представь себя камнем у дороги» и др.

Материал: песок, глина, почва, листочки бумаги, вода, живой червячок в черноземе, игрушка кукла Царь Подземного Царства, иммитация почвы (макет из бумаги, лупа.

Воспитатель обращается к детям:

– ребята, вы любите путешествовать? Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие, где вы ни разу не были.

– Хотите? А угадать, куда мы сегодня с вами отправимся, вам поможет загадка, про зверька, который там живет.

Загадка: «Сделал дыру

А он и не знает»

Воспитатель предлагает детям подойти к кусочку земли (сделан из бумаги)

– Вот в Подземное Царство мы и отправимся, но мы только немного заглянем в него, чтобы не тревожить его обитателей. А к нам в гости сегодня придет сам Царь Подземного Царства, и мы все узнаем о его царстве.

Царь здоровается с детьми и задает вопросы:

– Дети, а вы знаете, что такое почва?

– А из чего она состоит? (рассмотрим в банке)

– А кто живет в моем царстве?

Воспитатель обращает внимание детей на лицо Царя

– Ребята, как вы думаете, почему царь Подземного Царства такой грязный?

Царь предлагает детям взять в руки кусочек земли (почвы) и сжать его, что чувствуете? (влагу)

– А что еще есть в почве, что необходимо для жизни обитателей? (воздух)

Воспитатель обращает внимание детей на сосуд с почвой, предлагает аккуратно высыпать на лист бумаги.

– Ой, кто это там? (червяк)

– А зачем нужны червяки в почве?

Царь предлагает детям аккуратно дотронуться до червяка и попрощаться с ним т. к. они уходят, их ждет много дел в Царстве. А чтобы дети хорошо узнали о составе почвы, он оставляет им глину, песок и чернозем.

Игра: «Маленькие человечки» (воспитатель напоминает про человечков, живущих в песке и глине). На сигнал «песок» – дети стоят далеко друг от друга, на согнал «глина» крепко держатся за руки.

Дети садятся за столы. (А давайте проверим через лупы, действительно ли частицы глины находятся плотно, а песчинки отдельно)

– Ребята, а как вы думаете, когда пойдет дождь,где быстрее всего появятся лужи: на песке или на глине?

– А давайте проверим (на столах детей стоят баночки с воронками, в них насыпана глина и песок, дети наливают воду и проверяют, где она быстрее всего пройдет).

Воспитатель предлагает послушать историю, которую она однажды слышала.

«В теплый летний день дети пошли в лес по ягоды. Вдруг начался сильный дождь. Дети промокли и заторопились домой.Стали спорить по какой дороге идти: по короткой, но глинистой, или длинной но песчаной. Все выбрали длинную. Только Серёжа пошел по короткой. Дети пришли домой обсохли. Сели обедать- и только тогда появился Сережа – мокрый, грязный, сердитый. Почему Сережа так долго добирался до дома? Ведь он пошёл короткой дорогой?»

Читайте также:  Путешествие в страну математики - конспект

– Вы знаете, что после дождя, дождевые червяки очень часто выползают наверх, потому что дождь заливает их проходы. Представь себе что червячок, который лежит беззащитно на асфальте – это ты.

На улицу выбежали дети и увидели червячков. Одни стали их рассматривать, наблюдать, как они передвигаются, другие стали относить их на землю, а третьи начали давить их ногами.

– как вы себя чувствуете в этот момент? К какому ребенку вы бы хотели попасть? Чтобы вы хотели сказать детям?

– Я желаю вам червячки, что бы вас ни кто не обижал. Превращайтесь скорее в детей и никода не обижайте червячков, будьте их защитниками.

– Но ребята, мы еще не все знаем о глине и песке. Ведь мы обещали Царю, что все узнаем.

– Посмотрите здесь что-то построено, из чего же эти постройки?

– А как вы думаете какая из ни х прочнее? (из песка или глины)

– Давайте попробуем их сломать? Что ломается легче?

– Значит песок какой?

– Можно ли что-нибудь построить из сухого песка? (предложить попробовать)

“Путешествие в подземное царство” конспект интегрированного занятия для старших дошкольников

На данном занятии дети в игровой форме знакомятся с твердыми полезными ископаемыми Южного Урала, закрепляют умение читать карту, учатся любить природные богатства родного края.

Просмотр содержимого документа
«”Путешествие в подземное царство” конспект интегрированного занятия для старших дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 179 общеразвивающего вида»

« Путешествие в подземное царство»

Конспект интегрированного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

Арзамасова Маргарита Анатольевна

Задачи:

познакомить детей с твердыми полезными ископаемыми Южного Урала (железная руда, каменный уголь), с профессией геолога;

закрепить умение читать карту;

закрепить представление о том, что кирпич сделан из полезных ископаемых, но сам таковым не является;

развивать познавательный интерес к занятию;

воспитывать любовь к природным богатствам родного края.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Литературный ряд: русские народные пословицы, загадки о полезных ископаемых, Римма Дышаленкова «Уральские камешки».

Музыкальный ряд: муз. Е. Крылатова «Тема Крота» из к/ф «Дюймовочка» (2007 ), муз. Е. Родыгина, сл. М. Пилипенко «Уральская рябинушка».

Предварительная работа: чтение книги «Геология в картинках», рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых, беседа «Полезные ископаемые в нашем быту», викторина: «Что, где, когда?».

Словарная работа: месторождение, геологи, ископаемые, шахты, доисторические времена.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

( Ответы детей – слайд №1).

Сегодня я предлагаю вам отправиться в подземное царство, чтобы посмотреть какие природные богатства находятся глубоко под землей на Южном Урале, крае, где мы с вами живем.

Почему природные богатства называются полезными ископаемыми?

(Ответы детей). Верно, полезные – потому, что они приносят пользу людям. Ископаемые – потому, что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли. А какие это богатства, мы узнаем во время путешествия. У нас будет помощник.

(Звучит музыка «Тема крота» из к/ф «Дюймовочка», на экране слайд № 2)

Кто это? (Ответы детей). Почему именно крот? (Ответы детей). Правильно, он живет под землей и знает все про множество настоящих богатств и сокровищ. Нужно найти их. А чтобы мы под землей не заблудились и нашли клад, он прислал нам карту. Только карту эту тоже нужно найти: надо пройти пять шагов вправо. (шагают и считают) А вот и карта (слайд № 3).

(Рассматривание и чтение карты.)

Как вы думаете, откуда начнем наш путь? ( Ответы детей). Верно, мы будем двигаться от цифры один по стрелке.

(Дети проходят несколько препятствий: «Дремучий лес», «Болото», «Пещера» (слайды №№ 4,5,6), выполняя различные задания :обойти, перешагнуть, подлезть,

и находят сундук).

Воспитатель. Чтобы узнать, что здесь находится, отгадайте загадку:

«Не зря она варилась в доменной печи,

На славу получились ножницы, ключи». (Ответы детей)

Да, это руда. На карте она обозначается черным треугольником (Слайд № 7) Когда железную руду добывают из земли, она похожа на обыкновенный камень, а место, где глубоко под землей залегает руда, называется месторождением. ( Слайд № 8). Чтобы руда стала полезной, ее надо переработать. На каком комбинате нашего города перерабатывают железную руду? ( Ответы детей). Верно, руду везут на металлургический комбинат, чтобы переплавить в металл. А зачем людям нужен металл?

(Ответы детей). Верно, чтобы сделать станки, инструменты, рельсы, трубы.

И снова в путь. На карте новое препятствие. Если мы его пройдем, найдем новый сундук.

(Дети проходят задание «Подземные воды»- слайд № 9 и находят еще один сундук)

Отгадайте загадку, и вы узнаете, какой здесь таится клад:

«Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло. (Слайд № 10). ( Ответы детей).

На карте каменный уголь обозначается черным квадратом. Почему его называют каменным? ( Ответы детей). Верно, потому что он твердый, как камень. Но ведь камень не горит, почему же уголь дает пламя? (Ответы детей). Верно, он образовался из древних растений и деревьев, которые раньше росли на Земле. А добывают его глубоко под землей в шахтах.

(Слайд № 11) Что люди научились делать из каменного угля? (Ответы детей)

И снова в дорогу. У нас остался еще один клад, но он находится на поверхности Земли, поэтому нам нужно выбираться наверх. Помогут нам в этом следы, которые оставил крот.

( Слайд № 12. Ребята идут по следам (вырезанные из бумаги шаблоны разложены на полу) и «выходят на поверхность земли».

Воспитатель загадывает загадку о следующем кладе:

« Перед тем, как в стену лечь,

В печь залез бока обжечь.» ( Слайд № 13)

Какое отношение имеет кирпич к полезным ископаемым? Рассмотрите, пожалуйста схему изготовления кирпича.

( Слайд №14. Дети отвечают по схеме).

Правильно, кирпич не относится к полезным ископаемым, он только сделан из них. Это искусственный камень. Где используется кирпич? (Ответы детей).

Как вы думаете, как полезные ископаемые попадают на поверхность земли? Может ли любой из нас достать их из земли? (Ответы детей).

(Слайд № 15) Этим занимаются геологи. Именно они находят месторождения полезных ископаемых.

(Слайд № 16) На память о нашем путешествии крот решил подарить вам драгоценные камни, которые мы поместим в нашу коллекцию полезных ископаемых.

Римма Дышаленкова. Уральские камешки.

Интересно, знают дети, что такое самоцветы?

На Урале проживая, знают дети или нет,

Что волшебным называют каждый камень самоцвет?

На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал!

Я хочу, чтобы об этом ты немножко тоже знал.

О замечательных камнях-самоцветах крот расскажет нам в следующий раз, когда мы снова решим отправиться в подземное путешествие.

В старину люди говорили: «Сделал дело – гуляй смело»!

Мы славно поработали, пора и отдохнуть. Настало время уральский хоровод заводить!

Дети исполняют хоровод «Уральская рябинушка» и выходят из зала.

Конспект занятия «Путешествие в подземное царство»

Автор: воспитатель Жарикова Елена Алексеевна.

МБДОУ Детский сад №1 «Светлячок» г.Скопин, Рязанская область.

Конспект занятия «Путешествие в подземное царство».

Возрастная группа: 5-6 лет.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Формирование у детей представления об особенностях жизни крота.

Задачи:

— познакомить детей с особенностями внешнего строения и поведением крота, его приспособленности к подземному образу жизни.
— расширять представления детей о почве как компоненте природы, о ее свойствах и значении в жизни животных.
— воспитывать любовь к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Материалы: комочки почвы, слайды с изображением крота, ёмкости с водой, лупы, фартуки, салфетки, кукла Дюймовочка, клеенка.

Предварительная работа: Чтение сказки Х.Андерсона «Дюймовочка»

Ход занятия:

Раздается стук в дверь, вносят Дюймовочку.

В-ль: Дети, посмотрите кто сегодня пришёл к нам в гости? Вы знаете кто это?

Дети: Да, знаем, ее зовут Дюймовочка.

В-ль:Молодцы! Как называется сказка из которой пришла к нам эта девочка?

В-ль: Дюймовочка грустная, дети как вы думаете почему?

Дети: Наверно ее кто- то обидел.

В-ль: Давайте узнаем, что случилось, у самой Дюймовочки.

Дюймовочка: Крот заставляет жить меня в своем домике. А я совсем не хочу жить у него, мне там не нравится. Помогите мне пожалуйста. Не отдавайте меня ему.

В-ль. Поможем Дюймовочке?

Дети: Да. Конечно, поможем.

В-ль: Но для того чтобы помочь ей, нам нужно узнать, где живет крот, чем он питается. И сможет ли Дюймовочка жить там, где его дом.

В-ль: Дети, вы знаете, где находится дом крота?

Дети: Дом крота находится под землёй.

В-ль: Дети, а вы видели когда -нибудь крота?

Дети: Нет, не видели.

В-ль: Я вам сейчас его покажу. Рассмотрим его.

Воспитатель показывает на экране фотографии крота.

В-ль: Крот большой или маленький?

Дети: Крот маленький.

В-ль: Правильно, крот-это маленький зверек, размером с мою ладонь (показывает). Круглый год он роет в почве ходы. Как вы думаете зачем?

Дети: Крот питается червями. Он роет ходы и ищет их.

В-ль: Правильно, выискивает всякую мелкую живность: дождевых червей, насекомых, личинок. Всем этим он питается. Для того чтобы прокормить себя ему нужно рыть очень много ходов, в разных направлениях. Как вы думаете трудно ли ему рыть?

Дети: Наверно трудно.

В-ль: Земля плотная, но кроты хорошо приспособлены к этим условиям.У крота необычные лапы. Какие же?

Дети: У крота лапы похожи на лопаты.

В-ль: Правильно, ведь лопатой удобно копать землю. К тому же лапы повернуты в разные стороны. Крот копает то одной лапой, то другой. Лишнюю землю выталкивает на поверхность, поэтому мы можем

увидеть в разных местах кучки земли- кротовины. Когда будете на лугу, возле леса поищите такие кучки. Если найдете, значит, в таких местах под землёй живут кроты.

У кротов необычные глаза и уши. Глаза маленькие, почти совсем не видят. Почему они не видят?

Дети: Под землей темно, кроту там ничего не видно, глаза ему не нужны.

В-ль: Правильно, под землей темно, глаза не нужны. Как же кроты находят червей, личинок?

Дети: Они находят их по запаху.

В-ль: Да, они чуют их носом. Нос у крота вытянутый, хорошо чувствует запахи. Как еще крот может обнаружить живность?

Дети: Крот может обнаружить живность с помощью ушей.

В-ль: Верно. Крот очень хорошо слышит.

В-ль: Где у него уши?

Дети: Уши у крота находятся на голове.

В-ль: Правильно, как у всех, но их не видно, они прикрыты складкой кожи. Почему у крота такие уши?

Дети: Они прикрыты, чтобы в них не попала земля.

Физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует наш крот:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!

(Дети повторяют описываемые движения.)

В-ль: Теперь мы знаем, что крот обитает под землей. А что же такое земля, из чего она состоит? Почему под землей не хочет жить Дюймовочка?
Давайте пройдем к столам, в нашу лабораторию и проведем ряд опытов для того чтобы все это узнать.

В-ль: Одевайте фартуки. Что перед вами?

Дети одевают фартуки и садятся за столы.

В-ль: Да, правильно, это земля с нашего участка. По другому- это почва.

Опыт №1.

Воспитатель предлагает рассмотреть комочки почвы с участка через лупу и рассказать о том, что они видят.

В-ль: Ребята скажите пожалуйста какого цвета почва? Как она пахнет? Есть ли в ней песок, камни, корешки?

Воспитатель просит детей самостоятельно сделать вывод о том, из чего состоит почва.

Дети: Почва черного цвета. Она без запаха. В ней есть корешки растений, камешки, песок.

Опыт №2.

Воспитатель напоминает детям, что под землёй живет множество животных. В-ль: Чем же дышат эти животные под землей?

Дети: Животные дышат воздухом.

В-ль: Правильно, как и все животные живущие на земле, подземные обитатели дышат воздухом, который находится в почве.

В-ль: А есть ли воздух в почве? Можно ли его увидеть? Мы это сейчас с вами проверим.

Воспитатель предлагает опустить в емкость с водой образец рыхлой почвы. Дети опускают в воду комочки почвы.

В-ль: Ребята как вы думаете, почему в воде появились прозрачные пузырьки? Что это такое?

Дети: Прозрачные пузырьки — это воздух.

В-ль: Да, правильно, опыт доказывает, что в почве есть воздух.

В-ль: А что еще нужно дюймовочки для жизни под землей?

Дети: Ей необходим свет и тепло.

В-ль: Под землей есть свет?

Дети: Нет. Там всегда темно. Свет туда никогда не проникает.

В-ль. Что же мы сегодня узнали про почву?

Дети: Почва черного цвета, она без запаха. В ней есть воздух и нет света.

В-ль:Дети, а хорошо под землёй жить кроту?

Дети: Кроту хорошо жить под землёй, потому что он слепой, ему не нужно зрение, ведь под землей темно и холодно. У крота маленькие уши, и они прикрыты складкой кожи, чтобы в них не попала земля. У крота лапы как лопата, чтобы легче рыть ходы под землей.

В-ль: А теперь подумайте и скажите…Дюймовочка сможет жить под землей?

Дети: Потому что у Дюймовочки хорошее зрение. Ее уши не прикрыты кожной складкой в них может попасть земля. Ее руки не похожи на лопаты, она не сможет рыть руками землю. Дюймовочка не ест червяков, а любит пыльцу цветов. А еще ей нужен свет, которого там нет.

Читайте также:  Особенности развития и формирования словаря у детей с нарушениями речи

В-ль: Тогда давайте успокоим Дюймовочку, предложим ей остаться у нас в солнечной и теплой группе, жить на самом красивом цветке. А вечером предлагаю вам нарисовать крота в его подземном царстве.

В-ль: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего запомнилось? Что вы делали?

Конспект НОД “Путешествие в подземное царство”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 83 СОВЕТСКОГО РАЙОНА

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие в подземное царство»

Образовательная область: познание

Выполнила Красникова Наталья Васильевна

воспитатель первой квалификационной категории

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие в подземное царство».

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность, художественное творчество

Тип: интегрированное

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Формы организации: подгруппа

систематизировать знания детей об особенностях почвы, о значении в жизни растений и животных, познакомить детей с некоторыми подземными жителями, их образом жизни под землёй

-развивать у детей любознательность, творческое воображение, коммуникативность, умение свободно обмениваться мнениями и слушать друг друга

-воспитывать интерес и бережное отношение к природе, этические чувства, привычку заботиться о природе и её обитателях, дружеские взаимоотношения между детьми

Оборудование и материалы: письмо, сундучок, мешочек с землёй, горшочки с цветами, аудиозапись спокойной музыки, металлофон, аудиописьмо, дверь, карта маршрута, дидактическая игра «Экологические знаки», белые халаты, лупы, листы белой бумаги, кусочки разной почвы, салфетки, плакат почвы с слоями, дерево, плакат с подземными жителями, плакат с червяком, с кротом, горшочки с овсом, горшочки с землёй.

Воспитатель входит в зал с детьми.

Воспитатель: Ребята, все вы знаете, что мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что слишком много пыли, в дождливую, что слишком грязно. А ведь пыль и грязь, не просто земля. Под ногами у нас, что? (ответы детей). Правильно, почва. Во многих сказках идёт борьба за «живую» и «мёртвую» воду. Почву можно назвать живой землей, и она важна не меньше, чем живая вода. А почему же она, так важна? (ответы детей).

Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей). Давайте откроем и посмотрим, что же там (дети открывают сундучок, там лежит письмо и мешочек с землёй).

Ребята, это письмо прислал нам Старичок-боровичок, давайте, его прочитаем(воспитатель читает письмо).

Старичок-боровичок прислал нам ценный подарок-мешочек волшебной земли. Он просил, передать, что эта волшебная земля поможет нашим растениям ещё лучше расти.

Ребята, давайте, возьмём и подсыплем в наши горшочки с цветами (дети подсыпают землю в горшочки с цветами).

Воспитатель: А теперь, ребята, садитесь на ковёр (дети садятся на ковёр, звучит спокойная музыка).

Представьте, что вы, расписные кувшинчики и нужно из этого кувшинчика, вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой водой. Наклоняйте голову к полу и выливайте из головы то, чего там, сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. А теперь, ваши кувшинчики наполнились чистой водой. Молодцы. А теперь, давайте, встанем.

1 Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности.

Воспитатель обращает внимание детей на экран телевизора:

– Ребята, ещё я получила от Старичка-боровичка звуковое письмо. Давайте, его послушаем(дети прослушивают аудио письмо).

Письмо: «Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что вам, понравился мой подарок – мешочек с волшебной землёй. Ведь волшебная земля поит и кормит растения. Если вы, хотите, познакомиться с подземными царством, то громко-громко позовите меня: «Наш любимый старичок, старичок-боровичок». И я появлюсь (дети произносят слова и из-за ширмы выходит старичок-боровичок).

Старичок-боровичок: Ребята, как я рад. видеть вас. Сегодня, мы с вами совершим путешествие в подземное царство. Где, нас ждут задания и сюрпризы. Но, чтобы нам не сбиться с пути, мы будем, пользоваться, вот этой картой(воспитатель показывает карту маршрута). Посмотрите, что тут у нас под цифрой 1 нарисовано?(ответы детей).

Здесь, нарисована дверь, нам нужно, её открыть, чтобы попасть в подземный мир. Но, сначала, нужно выполнить задание.

2 Затруднение в игровой ситуации.

Д.И. «Экологические знаки»

Посмотрите, здесь на карточках нарисованы экологические знаки разрешающие и запрещающие. Нужно, поставить плюс возле разрешающих знаков, минус поставить возле запрещающих знаков. А вот в пустом знаке, вы должны, придумать и нарисовать свой знак (дети выполняют задание).

Что обозначает этот знак?

Какой знак у тебя? (ответы детей).

Молодцы, хорошо выполнили задание.

(под звук музыки или музыки металлофона, дети открывают дверь)

Ребята, давайте, пройдём через эту волшебную дверь (дети проходят через дверь).

Мы, с вами, попали в подземное царство. Что у нас дальше по плану, под цифрой 2?Что это? (ответы детей). Мы должны пройти к этому дереву

(дети подходят к дереву, внизу лежит земля).

Посмотрите, что это? (ответы детей).Правильно, это земля. Давайте, её потрогаем. Скажите, какая она? (дети берут в руки землю). Сухая или мокрая, тёплая и холодная, гладкая или шершавая? Вытрите руки салфетками.

Ребята, а как, вы думаете, когда мы выкопаем ямку, что ,мы там увидим? (ответы детей).

3. Открытие нового знания.

Воспитатель: Посмотрите, вот, здесь лаборатория и вы, будете маленькими учёными. Оденьте халаты и сядьте за столы (дети одевают белые халаты и садятся за столы).

А теперь, давайте, проверим свои рассуждения. Потрогайте землю. Раскрошите её. Давайте, её рассмотрим через лупу(дети берут лупы и рассматривают). Что вы видите? (ответы детей).

Правильно, почва бывает разных видов: есть глина, песок, чернозём. Вот у вас на листах бумаги лежат, эти виды почв. Попробуйте, нарисуйте что-нибудь на листе бумаги (дети рисуют).

Что, у вас получилось? А какого цвета, у вас получились рисунки? (ответы детей.)

Да, в подземном царстве немного красок, чёрные, коричневые. Но, эти цвета по-своему красивы. Посмотрите, на что похожа почва? (ответы детей).

Почва похожа на слоёный пирог (дети рассматривают плакат).

Вот, самая верхняя полоска, самая тёмная, в ней больше всего пищи для растений: корешки, жучки, личинки, листья.

Посмотрите, чем ниже, мы будем, опускаться в царство, тем меньше, будет еды для растений и почвенных животных. Даже, по цвету почва становится светлее. Какой же можно, сделать вывод? (ответы детей).

Правильно, чем больше пищи в земле, тем лучше, будут расти растения. Молодцы!

4. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: Продолжаем своё путешествие, смотрим, что же дальше у нас по карте под цифрой 3.Что это? (ответы детей). Правильно, здесь нарисован мальчик и девочка.

Ребята, вы ходите по земле и не задумываетесь над тем, что под землёй, кто-то живёт. А как вы, думаете, кто же там живёт? (ответы детей). А чем они дышат под землёй?

Правильно, как и все жители, воздухом. Как вы, думаете, где будет воздуха больше, в земле, по которой мы постоянно ходим, т.е. по тропинке или в почве, или по которой не ходят люди? (ответы детей).

А теперь, давайте, опять проверим свои рассуждения в лаборатории (дети садятся за столы).

Мальчики, будут, узнавать, есть ли в почве воздух, а девочки, будут, рассматривать, в какой почве больше воздуха (мальчики с помощью луп рассматривают кусочки земли, девочки с помощью луп определяют, в каких кусочках земли больше воздуха)

Воспитатель: Как вы определили, что в почве есть воздух? (ответ ребёнка).

Почему, в этой почве больше воздуха, чем в других почвах? (ответ ребёнка.)

Так, где же будет, легче дышать подземным жителям, под какой почвой? Почему?(ответы детей).

Воспитатель: Ребята, когда, мы ходим по земле, то, давим на неё, частички земли сжимаются между собой и воздуха между ними становится всё меньше и меньше. А теперь, это, мы с вами проверим. Возьмите в руки комочки земли. Посмотрите, внутри комочков есть пустые места, где прячется воздух. Вот, когда, мы ходим, то сжимаем воздух. Сожмите, в руках комочек земли, что происходит? (ответы детей). Он увеличился или уменьшился? (ответы детей.) Он уменьшился, значит, воздуха там стало меньше. Точно, также под ногами сжимается земля и воздух, исчезает. Что, произойдёт с подземными жителями, если люди в лесу буду, ходить не по тропинкам, а по всюду, где им захочется? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы, думаете, для чего нужно, рыхлить землю? (ответы детей). Какой, можно, сделать вывод? (ответы детей). Молодцы.

Что у нас дальше по карте. Давайте, посмотрим, что же нарисовано под цифрой 4? Что же это означает? (ответы детей)

Ребята, подойдите к плакату. Давайте, познакомимся с подземными жителями, кто это? (ответы детей). Правильно, это червяк. А какой, он червяк? (ответы детей).

Воспитатель: Да, червяк скользкий, длинный и это, помогает ему, ползать под землёй. Как вы, думаете, хорошо ли видит червяк? (ответы детей). Под землёй нет света, поэтом червяку, как и другим подземным жителям, хорошее зрение ни к чему. Долго без почвы червяк прожить не может, потому что, он погибнет, высохнет без влаги. Как вы, думаете, какую пользу, приносит червяк? (ответы детей). Молодцы.

Воспитатель: А сейчас, немного с вами отдохнём. Поиграем в игру, которая называется «Земля, воздух, вода, огонь». Будьте внимательны, на слова,: земля-руки вниз, воздух-поднять руки вверх, вода-руки вытянуть вперёд, огонь-прыжки на месте.

Теперь, отгадайте загадку:

У него чёрная, блестящая шкурка

Он плохо видит, потому что живёт под землёй.

За него мышь хотела выдать замуж Дюймовочку.

Кто это? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это крот.

Давайте, познакомимся с кротом (дети подходят к плакату).

Скажите, чем люди копают землю? (ответы детей). Как вы, думаете, а чем же крот, роет землю под землёй? (ответы детей). Посмотрите, на его лапы. Какие они? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, они широкие и очень сильные. Когда, крот ползёт под землёй, он землю отгребает лапами в сторону. А когда, земля начинает, мешать, ему рыть нору, он выбрасывает её на поверхность. Посмотрите, вот какие бугорки, появляются на поверхности земли (дети рассматривают плакат). У крота какая шкура? (ответы детей). Да, шкура у него чёрная, бархатистая. Слой жира согревает крота, так как под землёй холодно. Все знают, что кошку можно, гладить как? (ответы детей). Правильно, от головы к хвосту, если ,её гладить наоборот, то шерсть у неё будет, топорщиться. А вот, у крота, можно, гладить в любом направлении и всегда шерсть ложится гладко. Потому что, крот ползёт под землёй и вперёд и назад, и шерсть не должна, ему мешать, двигаться в любом направлении. Если бы, она топорщилась, как у кошки, чтобы произошло с кротом? (ответы детей). Правильно, крот застрял бы, при движении назад. Если, крот плохо видит, как же он, находит дорогу? Что ему помогает? (ответы детей).

Воспитатель: Крот прекрасно слышит и различает запахи. Помогает ему ориентироваться под землёй хоботок. Посмотрите, вот где, он находится у крота (дети рассматривают на плакате).

Ребята, как вы, думаете, что подумали подземные жители о людях, которые загрязняют почву? О чём попросили бы их, если умели бы, говорить? (ответы детей). Молодцы.

Дальше, продолжаем своё путешествие. Что у нас под цифрой 5? (ответы детей). Здесь, нарисованы горшочки с растениями. Ребята, подойдите вот сюда (дети подходят к столам, на которых стоят горшочки).

Воспитатель: А вы, видели, как осенью опадают листья? Как вы, думаете, а куда, они деваются, ведь каждый год, на землю падает много листьев? (ответы детей). Жуки, червяки перемешивают их с землей, и получается почва, которая становится богатой для роста растений. А еще, куда деваются листья? (ответы детей). В лесу опавшие листья никто не убирает, а вот, на улицах сгребают и увозят, их сжигают. Правильно ли это? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, земля кормит растения. Представьте, что мы сжигаем листья на земле, что же происходит с растениями, с подземными жителями? (ответы детей).

На месте, где жгли костёр, ничего не будет расти. Почему? Правильно, потому что, огонь нанёс вред растениям. Вы, когда-нибудь обжигались? Что остаётся на теле? (ответы детей). Правильно, ожог, рана. Так же и на земле, остаётся рана. Мы с вами, в какую землю сажали овёс? (ответы детей). Правильно, сажали в землю, где жгли костёр и в землю, где не жгли.

Теперь, давайте, проверим, на какой земле вырос овёс? (ответы детей).

Мы с вами, подтвердили свои рассуждения. Теперь, мы дальше, будем ухаживать за овсом, чтобы кормить нашего попугая.

5. Итог непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по подземному царству. Понравилось вам? (ответы детей).

А теперь, давай, с вами прощаться, вам надо назад возвращаться в детский сад. До свидания, ребята (дети прощаются со Старичком-боровичком).

А теперь, нам надо назад, пройти через волшебную дверь, чтобы, вернуться в детский сад (дети проходят назад через дверь, звучит спокойная музыка).

Воспитатель: Ребята, где мы, с вами сегодня путешествовали?

Что нового узнали о почве?

С какими подземными жителями вы познакомились?

Что для вас, было интересным в путешествии?

Что было сложно выполнять?

Давайте, вместе с вами, научимся, любить и охранять природу. Сейчас, мы, пойдём в группу и там оформим послание людям, как нужно беречь и охранять природу (дети с воспитателем уходят в группу).

Список литературы:

1.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.Сценарий занятий по

экологическому воспитанию дошкольников(средняя, старшая, подготовительная группы).-М.:ВАКО, 2005.-240с.-(Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

2.Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный план работы по

формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.Составитель О.А.Воронкевич-СПб.: «Детство-Пресс»,2004.-336с.(Библиотека программы «Детство»).

3.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов пед. университетов и колледжей / Н.А. Рыжова. – М. : Карапуз, 2001. – 432 с. – (Наш дом – природа).

4.Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва».-М.: «КАРАПУЗ

Ссылка на основную публикацию