Занятие по подготовке к обучению грамоте, тема: Звук (К)

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Алла Другак
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук К (К’, буква К».

Цель: Закрепление правильного произношения звука «К», знакомство с буквой «К», согласование прилагательных с существительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами.

– учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком,

– развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику.

• предметные картинки на звук К

-в начале: кот, ком, конь, кошелек, калитка, капля,

-в середине: утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка

-в конце: мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок.

-в начале и конце: конек, кузнечик, каблук, кошелек.

предметные картинки: девочка, дом, собака, человек, лягушка, кукушка, ворона, утка, петух, кот, ток

• наборы для составления схем слов, карточки для определения позиции звука в слове, ручки, тетради, цветные карандаши, схемы предложения.

Ход занятия:

В: – Дети,отгадайте загадку:

Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

У меня есть гребешок,

Кто я дети? (петушок)

В:. – Правильно, это петушок. Выставляется картинка петушка.

-Как подает голос петушок? Что он делает?

-Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?Произнесем его вместе отрывисто: К-К-К

-Расскажите, какой это звук: гласный, или согласный и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху и звук не поется).

-Давайте подумаем – он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый) Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета.

-Горлышко спит, или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) Значит звук К какой? (Глухой)

-В гости к петушку пришли друзья, они хотят помочь добраться звуку К до волшебного города букв. Давайте назовем их. Кто это? (На доске картинки: лягушка, кукушка, ворона, утка).

-Кто как голос подает? Кто что делает? Какой звук первый? (ответы детей)

Друзья решили отправиться в путь. На нашем маршруте будет несколько остановок.

Остановка № 1 Игра «Поймай озорной звук в ладошки»

В:. Звук К ужасный озорник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в словах. Давайте поможем найти звук К в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки.

Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, бах.

Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте найдем его в них

Оля, Катя, Марина, Костя, Клава, Рита, Таня, Харитон, Ксюша.

Остановка № 2 Динамическая пауза.

Речь с движением.

В:. Чтобы нам довезти в целости и сохранности звук К, нужно помочь друзьям научится его произносить. Для этого я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить движения.

Ка-ка-ка,ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх).

Ка-ка-ка,ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль)

Ко-ко-ко,ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).

Ко-ко-ко,ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).

Ку-ку-ку,ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны).

Ку-ку-ку,ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки).

Ак-ак-ак,ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).

Ок-ок-ок,ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)

Ук-ук-ук,ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)

Ык-ык-ык,ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)

Остановка № 3 Игра «Найди место звука в слове»

В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску! Скажите, что за чудесные вагончики на ней висят? Да это же – схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.

Сейчас мы будем с вами называть картинки и расселять предметы по вагончикам, какого цвета фишку возьмем для этого? (Синего)

Слова: (кот, ком, кошелек, калитка, капля, катушка, утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка, мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок).

Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце слова.

А где живут звуки в этих словах (конек, кузнечик, каблук, кошелек? (ответы детей)

Остановка № 4 Игра «Угадай, какие звуки спрятались в слогах

Воспитатель называет слоги, дети выкладывают фишками схемы слогов.

В:. Наступил вечер и с неба на землю стали падать звезды.

К А, какой слог получится? Выложите фишками звуки в этом слоге

К О (КО, К У (КУ, К Ы (КЫ, А К (АК, О К (ОК, У К (УК, Ы К (ЫК)

Один зверек решил присоединиться к нашим друзьям, чтобы узнать,кто он – отгадайте загадку:

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно это – …Ответ: Кот

Выкладывание детьми схемы слова кот, подсчет слогов, звуков, выделение звуков по порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука.

(Один ребенок выкладывает схему на доске. Воспитатель дает задание подобрать к схеме буквы на магнитиках. Чтение слова КОТ).

В:: Делим слово на слоги. Сколько слогов? Сколько звуков (гласных, согласных? Сколько букв? На каком месте находится звук К?

А теперь прочитайте слово кот наоборот, какое слово получится? (ток) Изменится ли схема слова?

Остановка №5 Составление предложений по схеме с предлогом К (с использованием картинок)

В:. Посмотрите на схемы предложения и картинки. Давайте составим с их помощью предложения. Что у вас получилось?

Девочка несет котенка к дому.

Собака бежит к человеку.

В этих предложениях поселилось маленькое слово К – предлог, который стоит отдельно от других слов, его говорят тогда, когда один предмет движется к другому предмету и обозначают на схеме треугольником.

Молодцы! Справились со всеми заданиями и помогли добраться друзьям и звуку К до города букв.

Знакомство с буквой К

В:. Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке:”Кыш! “

Это всё на К, малыш.

В: На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие?

Письмо буквы К

В:. А теперь ребята настало время нарисовать портрет буквы К, откройте тетрадочки и напечатайте большую букву К в две клеточки, маленькую в одну клеточку. Не забывайте соблюдать расстояние между буквами (дети выполняют работу в тетрадях)

В:. Ребята, буква К очень любит разгадывать ребусы, давайте и мы попробуем!

-Путешествие подошло к концу. Наши друзья доставили звук К в город букв, а мы им помогли. Что вам понравилось на занятии? Расскажите, что нового вы узнали о звуке К? На что похожа буква К? (ответы детей)

11. Сюрпризный момент. Звук К благодарит вас, за помощь, он приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое лакомство звука К)

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ш] и буква ш» Тема: звук [ш] и буква Шш. Задачи: Образовательные: ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Щ], буква Щ Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква С» Образовательная область: речевое.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–7 лет «Звук [к], буква К» 1. Орг. Момент. Объявление темы занятия. Закрепление знания пройденных букв, составление и чтение слов с пройденными буквами Педагог: Ребята,.

Конспект занятия по обучению грамоте: «Гласный звук (У), буква У, у». Занятие № 2 Тема: «Гласный звук (У, буква У, у. Место звука в словах. Определение количества слогов в словах». Задачи: Обучающая задача:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Конспект занятия в по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч] и буква Ч» Тема: Звук [Ч] и буква Ч. Цель: называние слов с.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы» Образовательные задачи: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования; 2. Познакомить с буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук к [К’], буква К» Тема. Звук К (К’, буква К. 1. Анализ звука. При произношении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов;.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы» Цели: • Уточнить артикуляцию звука [ы]; • Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; • Продолжить знакомить детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Журавлик»

непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы

на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Шишкина Юлия Леонидовна

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к’]; ознакомить с буквой Кк

Задачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фонематический слух. 4. Закреплять умение определять место звука в слове. 5. Упражнять в составлении предложения по опорным словам. 6. Воспитывать внимание и усидчивость.

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: фронтальная

Продолжительность:30 минут

Участники: дети подготовительной группы

Возраст: 6-7 лет

Оборудование и материалы:

Зеркала, панно букв, звуковые домики; набор картинок; пластилин; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей

Читайте также:  Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

Предварительная работа:

дидактическая игра «Составь предложение по опорным словам»; рассматривание азбуки в картинках; звуковой анализ слов; разучивание физкультминутки; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Методы и приемы работы с детьми:

Структура занятия

Озвучивание темы занятия

1. Артикуляция звуков. Анализ по схеме.

2. Характеристика звуков.

Звуковой анализ слова.

3. Упражнение на развитие фонематического слуха. Придумываем слова, в которых спрятались звуки [к, кь]. Определяем положение этих звуков в слове.

4. Физминутка «Если нравится тебе».

5. Игра «Составь предложения по опорным словам» и выложи схему предложения

6. Гимнастика для глаз .

7. Знакомство с буквой Кк.

Ход занятия:

– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это котенок. Смотрите, какой он печальный. Котенок потерял своих хозяек, сестренок Катю и Киру, и просит вас помочь ему их найти. Вы согласны?

– Давайте определим, сколько слогов в именах девочек.

Ка – тя, Ки – ра (2 слога)

– Как вы определили? (В именах Катя и Кира по 2 гласных звука)

Педагог просит повторить первые звуки в именах девочек ([к]) и [к 1 ])

— С этими звуками мы сегодня и будем знакомиться.

2. 1. Артикуляция звуков. Анализ по схеме.

При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка касается мягкого нёба.

При произнесении звука [к’] губы, зубы, кончик языка в том же положении, только спинка языка касается твердого нёба.

Голосовые связки не вибрируют. Попробуйте пропеть звуки [к – кь ]. Получается? Значит…

2. Характеристика звуков. Звуки [к—к’] — согласные, бывают твердые и мягкие.

– Перед тем, как отправиться на поиски пропавших девочек, определите последовательность звуков в слове коти дайте им характеристику (с использованием звуковых домиков).

[к] – согласный, твёрдый – обозначим синим квадратом

[о]– гласный – обозначим красным квадратом

[т] – согласный, твёрдый – обозначим синим квадратом

– Котенку дали задание, в котором нужно распр еделить картинки для Кати и Киры. Кира любит слова с мягким звуком Кь, а Катя – с твердым звуком К . (Называем предметы, ребята распределяют их по твердости –мягкос ти ). (Примерный набор картинок – кисть, кимоно, киви, кегли, кеды, киндер, кепка, картина, коробка, кровать, квадрат, кукла, ковёр, корова)

3. Сначала Котенок искал сестёр на кухне. Там мама девочек готовила обед.

Скажите, какие блюда она выбрала, в них есть звуки [к и кь]:

Салат из помидоров или капусты? (салат из капусты)

Борщ или рассольник? (Рассольник)

Макароны с котлетой или рис с рыбой? (макароны с котлетой)

А на третье – чай или компот? (Компот)

— Котенок огляделся и увидел, что на кухне очень много предметов, в названиях которых слышен звук [к]. Назовите эти предметы. (Например: кастрюля, сковорода, чашка, ложка, тарелка, холодильник, вилка, чайник, кувшин, миска, крышка, половник, банка, мойка и т. п)

Педагог (по своему выбору) предлагает определить место звука [к] в словах. Например: кувшин (начало), вилка (середина), чайник (конец).

4.Физминутка «Если нравится тебе»

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладони).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленями).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе,

То другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все.

– Дети, чтобы котенок не грустил, давайте научим его составлять предложения со словами, в которых есть звуки К и Кь

5. Игра «Составь предложения по опорным словам» и выложи схему предложения: Бабушка, купить, фрукты; кошка, лакать молоко; на, клумба, красивые, колокольчик; в, комната, украсить, ёлка.

– Сколько полосок выложили? (4).

Почему?(В предложении 4 слова).

Назвать 1-е, 2-е, 3-е, 4-е слово.

6. Гимнастика для глаз . (Сидя с опорой на спинку стула)

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу. (выполняем 2 раза)

7. Знакомство с буквой Кк.

Вот и нашлись Катя и Кира. Оказывается, они ходили искать свою любимую букву, и попали в плен к злому Кощею, который и прятал её. Девочки смогли обхитрить Кощея и забрали у него букву. Это буква К.

Показ буквы и размещение ее на панно букв по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 3 (третья клетка слева).

– На что похожа буква? (ответы детей)

– Напишите её пальцем в воздухе.

Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

– Теперь вылепите букву К из пластилина и украсьте её.

– Молодцы, ребята! Катя, Кира и их котенок говорят вам большое спасибо за помощь!

Сегодня мы с вами совершили очень хороший, благородный поступок – помогли котенку найти своих хозяек. Вам понравилось наше приключение? Что интересного было? А что вызвало затруднения? С какими звуками и какой буквой познакомились? Вы молодцы, мне понравилось с вами работать.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук к, буква К”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Разработка конспекта занятия в подготовительной группе по обучению грамоте “Звук к, К; буква К”

Скачать:

ВложениеРазмер
Подготовительная группа Звук к, буква К20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительно группе

по теме: «Звук [К – К’] и Буква Кк».

Работу выполнила: Джаджиева Светлана Владимировна

Цель: Закрепление навыков произношения и раличения звуков [К – К ’ ] .

1. Овладение умением определять позицию звуков в слове, овладение умением анализировать слова кот, кит, ознакомление с буквой «К»

2. Развитие навыка звукового анализа, фонематического слуха, общей и мелкой моторики.

3.Воспитывать усидчивость, познавательный интерес, старательность.

Словарная работа: кит, кот….

-активизировать словарный запас детей.

  1. Организационный момент

Дети входят в группу, образуют круг и произносят вместе с воспитателем:

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

  1. Сообщение новой темы

К нам пришли гости, а какие отгадайте загадки:

Кто умеет умываться
Без водички – языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком? ( Кот)

-Назовите звук, который слышится в начале слова КОТ (звук [К])

-Какой это звук? (согласный, твёрдый)

Отгадайте ещё одну загадку.

Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-…. (Кит)

– Назовите звук, который слышится в начале слова КИТ (звук [К’])

– Какой это звук? (согласный, мягкий)

Дети сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по стране звуков и букв, и знакомимся со звуками [К] и [К ’ ].

И первая наша остановка называется:

«Поймай озорной звук в ладошки»

Воспитатель: Звуки [К] и [К ’ ] ужасные озорники, поэтому любят прятаться в словах.

Давайте поможем найти звуки [К] и [К’] в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки (колобок, гусь, крокодил, вата, кит, шесть, кот, ток, мох, кукушка, сороки, ключ, небо, булка, коньки, телефон, крот).

«Найди место звука в слове»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску! Скажите, что за чудесные вагончики здесь? Да это же – схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звуки [К] и [К’] едут в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.

Сейчас мы будем с вами называть картинки и расселять предметы по вагончикам.

Слова: (кит, капля, капуста, книга – в начале слова;

баклажан, стакан ,трактор– в середине слова;

веник, снеговик, сук, сок, ток – в конце слова).

Итак, мы с вами узнали, что звуки [К] и [К’] могут жить в начале, в середине и в конце слова.

Игра «Подарки» (подарить Киту и Коту картинки (корова, кисть, кенгуру, конфета) проговаривая – «Я подарю свою картинку Коту потому, что у меня корова – звук [К] твёрдый»….)

Воспитатель: Чтобы нам не устать будем дружно отдыхать.

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед –

Это делает зарядку

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Ребята, мы с вами уже говорили, что звуки мы слышим и произносим, а на письме звуки обозначаем буквами (видим и пишем).

Звуки [К] и [К’] обозначаются одной Буквой К (ка).

И вот конечная остановка:

У вас на столе есть Буква К. Посмотрите и скажите из каких элементов состоит эта буква. Но для начала послушайте стихотворение.

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой «К» на нас глядит.

Составьте букву из элементов, которые у вас на столе.

У вас на столе листок с заданиями.

-Как вы думаете, почему здесь изображена корова? (в слове корова есть звук [К]).

Ребята подойдите, пожалуйста, к доске.

Обведите те буквы, которые написаны правильно.

  1. Подведение итогов занятия.

Путешествие подошло к концу.

С какими звуками мы с вами познакомились?

Назовите слова на звук [К] и [К’]

  1. Сюрпризный момент.

Вы молодцы, вы хорошо поработали. У меня для вас есть сюрприз. Он спрятан в игровой комнате, в предмете, название которого начинается со звука [К]. (Коробка с конфетами)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить со звуком [у], буквой У. Закрепить правильное произношение звука, умение определять позицию звука в слове. Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении.

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков .

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й’а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra.

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем.

Педразвитие

Автор: Винокурова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ “Детский сад № 16 г. Пугачева ”
Населённый пункт: г. Пугачев, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД “Коммуникация. Обучение грамоте” в подготовительной к школе группе на тему: “Звуки [к], [к,]. Буква К”.
Дата публикации: 30.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД «Коммуникация. Обучение грамоте»

в подготовительной к школе группе

на тему: «Звуки [к], [к

Винокурова Татьяна

Владимировна

МДОУ «Детский сад № 16 г. Пугачева

Цель: познакомить с буквой «к»; закрепить навыки четкого произношения

] в слогах, словах, фразах;

Закреплять правильное произношение звуков [к], [к

Продолжать учить условно обозначать согласные звуки; различать

твердый и мягкий согласные звуки к; называть и находить букву К

среди других букв.

учить писать печатную букву;

развивать фонематический слух;

развивать мелкую моторику и познавательные процессы;

развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки

кекс, кошка , камень, Кеша, корова, киска,

кукуруза, кепка, кирпичи, коса, кит), портрет мальчика в синей футболке

(Коля), портрет девочки в зеленой футболке (Кира); сигнальные карточки

синего и зеленого цвета по количеству детей, демонстрационные буквы,

азбука-плакат, плакат со слогами, палочки для выкладывания буквы, тетради,

Предварительная работа: работа с лексическим материалом: буква, звук,

согласный, твердый, мягкий, глухой.

Содержание деятельности:

I. Организационный момент.

«Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка, плечи распрямите,

Руки плавно опустите».

– Молодцы, ребята! Садится тот, кто вспомнит звуки, которые мы изучали на

прошлых занятиях, и подберёт слова, начинающиеся с этих звуков.(п, п

– Какие звуки вы сейчас назвали: гласные или согласные?

– В чем отличие согласных звуков от гласных?

II. Знакомство с новым материалом.

1.Дидактическая игра «Изобрази животное».

– «Как кричит петух? Как квохчет курочка? Как крякает утка? Как кукует

кукушка? Как квакает лягушка? Как каркает ворона?»

Дети сопровождают свои ответы наглядным показом повадок животных.

– Какой звук слышен в словах чаще других? (звук [к])

2. Артикуляция и характеристика звуков.

– Мы с вами, ребята, будем сегодня знакомиться со звуком и буквой К.

– Ребята, произнесите звук К.

– Это гласный или согласный звук? (Согласный .Когда мы его произносим,

воздух встречает преграду – язык «горкой»).

– Звук К звонкий или глухой? (Глухой. Если положить руку на горло и

произнести этот звук, можно почувствовать, что горло не «дрожит»).

– Ребята, посмотрите к нам в гости пришли Коля и Кира (показ картинок).

– Произнесите имя Коля.

Звук К слышится мягко или твердо? (Твердо, [к]).

– Квадратами какого цвета мы обозначаем твердые звуки? (Квадратами синего

цвета). Обратите внимание, что и Коля у нас в футболке синего цвета.

– А теперь произнесем имя Кира. Каким здесь слышится первый звук в

– Какого цвета футболка девочки? (зеленого)

-Почему, как вы думаете? (Квадратами зеленого цвета мы обозначаем мягкие

3.Дидактическая игра «Поймай звук».

– Ребята, Кира хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите

слог с мягким звуком [к

Словарный материал: та-по-ку-на-мо-ки-ак-ом-ут-ке-ми-но-кя-ик-ку-ки.

4. Дидактическая игра «Узнай слово».

– А теперь Коля придумал для вас задание. Вам нужно узнать слово,

подставив твердый звук [к].

Словарный материал: …от, …омпот, …они, …ролик, …аток, …ошка, …рот.

Физкультминутка.

Прыг –скок, прыг –скок.

Прыгай на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Дидактическая игра «Узнай звук».

– А теперь поиграем вместе. Возьмите в одну руку синий квадрат, в другую

зеленый. Я буду называть слова и показывать картинку, если вы услышите

твердый звук [к], вы поднимаете синюю карточку, если мягкий – зеленую.

кекс, кошка , камень, Кеша, корова, киска, кукуруза, кепка,

кирпичи, коса, кит.

6. Дидактическая игра «Измени слово».

пора – кора маска – каска полено – колено

лом – ком розы – козы роса – коса

пони – кони рот – кот цапля- капля

7. Пересказ рассказа «Котята».

У Киры пять котят. Одного котёнка Кира отдала своему другу Коле. У Коли

теперь котёнок. Коля будет любить котёнка.

Беседа по вопросам: Сколько котят у Киры? Кому отдала котёнка Кира? Как

Коля будет относиться к котёнку?

III. Знакомство с буквой.

– Ребята, Кира и Коля скоро пойдут в школу в 1 класс. Они уже знают

На доске буквы М, Н, В, П, Ч, Х, К.

– Найдите среди этих букв ту букву, которой обозначается звук К.

– А теперь найдите букву К в азбуке.

– Рассмотрите внимательно букву К. На что она похожа?

– Давайте своим телом изобразим букву К.

– Из чего можно выложить букву К? (Из палочек)

– Возьмите палочки и выложите букву К.

– Перед вами листочки. Обведите букву К сначала по точкам, а затем

попробуйте написать её самостоятельно.

Чтение слогов.(работа с плакатом)

Игра «Помогите добраться домой».

– Ребята, давайте поблагодарим наших гостей , Колю и Киру, за интересные

задания. Пришло время с ними прощаться, ведь наше занятие походит к

– Давайте подойдем к плакату и поможем ребятам добраться домой, прочитав

На доске схема для чтения слогов (КА, АК, КО, ОК, КУ, УК, КЫ, ЫК).

IV. Подведение итогов занятия.

– С какой буквой мы сегодня познакомились?

– Какой звук она обозначает?

Картинки – отгадки вывешиваются на доску.

1.Без расчески причесался и

Умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады. (Кот)

Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом

Кем же были эти

Маленькие дети? (Козлята. Сказка «Волк и козлята»)

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Звуки [К], [К’]. Буква К»

Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной группы

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Звуки [К], [К’]. Буква К»»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Звуки [К], [К’]. Буква К»

Тема: Звуки [К] – [К`]. Буква К

Цель: закреплять чёткое произношение и различение звуков [К] и [К’], познакомить с буквой К.

закреплять умение дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости [к] – [к’];

познакомить с буквой К;

упражнять в образовании множественного числа существительных.

развивать слуховое восприятие;

развивать фонематические процессы (навыки звукового анализа),

развивать графомоторные навыки (письмо буквы).

воспитывать дисциплину, культуру речевого общения (умение слушать других), самоконтроль за речью.

Методы и приёмы: словесные (вопросы, беседа, объяснение), игровые (дидактические игры), наглядные (картинки, предметы), практические (упражнения).

Оборудование: сундучок, фигурки кота и кита, предметные картинки со звуками [к] [к’], корзинки (синяя и зелёная).

Раздаточный материал: счётные палочки, пеналы с фишками для звукового анализа, полоски для составления схем предложений, ручки, набор букв для выкладывания слов КОТ, КИТ.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети стоят в кругу

Поздоровайтесь друг с другом
Улыбнитесь всем вокруг
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго ты пожелай.

Дети передают мяч, проговаривают: «Доброе утро, …(имя ребенка)!

Логопед: Доброго утра всем!

Основная часть

Введение в тему. Игра «Прятки»

Логопед: Ребята, в какие игры вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в прятки. Мы будем искать слова, которые обозначают предметы, они уже спрятались.

Я найду слова везде

И на небе и в воде,

На полу, на потолке,

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово.

Дети ищут слова, обозначающие предмет.

Логопед: А я нашла слово «сундучок». Давайте в него заглянем.

В сундучке лежат фигурки кота и кита.

Логопед: Назовите первый звук в слове кот, в слове кит.

Логопед: Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем сегодня повторять? (Звуки [К], [К`]).

Дети садятся на стульчики.

Акустико-артикуляционный анализ звука

Логопед: Произнесите попеременно звуки [к] и [к`] (хором, индивидуально).

– Дайте характеристику звуку [к].
– Дайте характеристику звуку [к`].

Логопед: Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?

Различение звуков на слух

а) д/игра «Поймай звук»

Логопед: Если услышите звук [к’], хлопните в ладоши, если услышите звук [к], топните:

А, К, М, И, К`, К, К’, Т, К, У, К’,

МА, КЫ, СУ, КЁ, АК, УС, КИ, ЫК, КЯ, МИ, ЯК,

ЛАМПА, КОШКА, КИНО, КАША, ДОМИНО, КЕГЛИ, ТЕЛЕФОН, КУБИКИ

б) д/ игра «Скажи наоборот»

Логопед: Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слоги с твёрдым звуком [к], а вы – с мягким [к`].

ка – кя ак – акь

ко – кё ок – окь

ку – кю ук – укь

кы – ки ик – икь

Затем логопед называет слова с мягким [к`], а дети – с твёрдым [к].

в) Игра «Запомни, повтори» (проговаривание слоговых рядов)

Логопед: Молодцы. А теперь повторяйте за мной.

ка-ка-ки ке-ка-ку

ко-ку-кя ко-ки-ку

ку-ки-ко кю-кю-ку

кё-ко-ко ки-ка-ки и т.д.

Логопед: 1,2,3,4,5 – продолжаем мы играть. (Игра на ковре)

Дидактичекая игра «Собери листочки» (раскладывание листочков по корзинкам: в синюю – со звуком [к], в зелёную – со звуком [к`]).

На листочках картинки – кот, кирпичи, капуста, кино, кит, курица, камыш, кисточка, кенгуру, корова, кукла, кепка.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько разноцветных осенних листочков на нашем ковре. Давайте их соберём и разложим по корзинкам.

Логопед: Какие листочки мы положим в синюю корзинку? Почему? А какие – в зелёную? Почему?

Дети собирают листья, раскладывают их по корзинкам, объясняют свой выбор.

Знакомство с буквой К. Письмо буквы в тетрадях

Логопед: Ребята, кто знает, чем звуки обозначаются на письме? (Буквами)

Звуки [к] и [к’] обозначаем буквой К.

Логопед: На что похожа буква К?

Два столбика стояли рядом.

Вдруг один переломился

И к другому прислонился.

Рисование буквы в воздухе, выкладывание буквы из палочек (за столами).

Письмо буквы в тетрадях.

Пальчиковая игра «Замок»

На сундуке висит замок,

Кто его открыть бы смог,

Постучали, покрутили,

Потянули и открыли.

Звуковой анализ слов

Выполнение звукового анализа слова КОТ.

Логопед: Какой звук 1-ый, 2-ой, 3-ий?

Логопед: Выложите слово КОТ буквами.

Выполнение звукового анализа слова КИТ.

Логопед: Какой звук 1-ый,2-ой,3-ий? Обозначьте звуки буквами.

Логопед: Чем отличаются первые звуки в этих словах? А ещё, чем отличаются эти слова? (Гласными звуками)

Составление предложения

Логопед: Составьте предложение со словом КОТ. Выложите схему предложения. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? И т.д.

Например: Кот лежит на коврике.

Игра с мячом «Один – много» (образование множественного числа имени существительного)

мак – … маяк – …

танк – … веник – …

кубик – … звонок – …

паук – … сачок – …

жук – … клубок – …

венок – … замок – …

Обратить внимание на последние звуки в словах в единственном ([к]) и множественном ([к`]) числе.

Итог занятия. Элемент рефлексии

В игры разные играли,

Звук глухой мы изучали,

Кошка, крот, компот, кора,

Вот и кончилась игра.

Логопед: Что нового вы узнали? Какое задание было самым трудным? А какое задание вам понравилось больше всего?

Логопед: Возьмите солнышко с тем настроением, которое у вас сейчас. (Различные эмоциональные состояния на солнышках).

«Чтение с интересом» — практические рекомендации для улучшения качества чтения

Рекомендации из личного опыта к учителям-логопедам, которые в своей коррекционно-логопедической деятельности также стремятся улучшить базу чтения и навыки грамотного письма у учащихся.

Методическая разработка: «Чтение с интересом» — практические рекомендации для улучшения качества чтения»

Если у ребенка в процессе обучения не потерян интерес к чтению, важно интонировать речь, чтобы ребенок читал выразительно, делая паузы между предложениями.

Опыт работы показывает, что чтение и письмо настолько взаимосвязаны, что если страдает чтение — это обязательно отразится на письме.

Если ребенок читает монотонно, не выделяя голосом важные по смыслу слова, неправильно ставит ударение — на письме он будет писать по два, три слова слитно, так как не чувствует границу слов, искажая слова. Даже если это не диктант, а списывание, так как ребенок пишет под свою мысленную диктовку, а при списывании буквы срисовывает. Чаще всего в таком чтении нет пауз между предложениями. На письме ребёнок тоже не будет чувствовать границу’ предложения (без точек, всё со строчной буквы).

Ещё проблема чтения — побуквенное чтение, тогда и побуквенно диктует себе на письме — слово искажается до неузнаваемости. Дети должны правильно диктовать себе, учитель даёт образец. Это будет профилактика дисграфии.

Сейчас наблюдается почти у каждого второго ребёнка неврологический статус — это последствия перинатальной или постнатальной патологии (патология беременности, родовые травмы, заболевания в первые три года жизни).

Как это проявляется? Ребёнок медлителен, общая моторика слаборазвита, мелкая моторика страдает заметно: дрожащий почерк, писчий спазм, (буквы большие, корявые, выходят за строчки, с трудом делает соединение букв, крепко сжимает ручку, быстро утомляется).

Мы обязательно должны учитывать, кто перед нами, в этом и есть суть дифференцированного индивидуального подхода. Когда родители или педагоги подгоняют таких детей: «Быстрее читай или пиши», — может возникнуть рецидив, т.е. ребёнок станет читать или писать ещё хуже. Может появиться тремор век, подёргивание крыльями носа, пошмыгивания, т.е. проявления невротического характера.

Возвратимся к тому, как помочь детям и стимулировать интерес к чтению, что нужно сделать, чтобы речь была интонирована и была осмысленность прочитанного?

С этой целью используются тренировочные задания, которые и прилагаются.

Сколько детей не хотят читать? Много, очень много. И это беда наша, наших детей. А последствия известны всем.

Нынешняя система обучения чтению, основанная на насилии (плохо читаешь — читай больше), приносит издержки, которые мы имеем. А не желающих читать все больше и больше.

Эту проблему может решить только система, основанная на реализации законов развития психик, на стимулировании интересов к процессу чтения.

Ребенок не читает потому, что:

  1. Обладает малой скоростью мыслительных процессов.
  2. Его заставляют читать.
  3. Его чтение оценивают отметкой.
  4. Он беспомощен перед этой проблемой.
  5. Его учат читать.

Книга Валерия Эдигея «Учись читать малыш» направлена на решение важной проблемы повышение скорости и усовершенствование техники чтения путём развития мышления ребенка

Все упражнения носят развивающий характер, что делает данный учебник источником творческого вдохновения ученика родителей и педагога.

Анаграммы классифицированы по частям речи: (слова-признаки, слова-действия, слова-предметы), адаптированы для начальной школы, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики.

Эти задания легко вписываются в структуру урока снимая напряжение и усталость детей.

ГИРТ
ЕЛВ
СОЛН
ФИЛТУ

Однако здесь не только нужно прочитать слово, но и исключить лишнее. Например тигр, лев, слон — животные, а туфли обувь.

Эти задания для определения и развития умственных способностей человека (логика, обобщение, развитие словарного запаса).

В книге есть рассказы-анаграммы для 1 — 3 классов.

Скажу из опыта работы, большинство учащихся увлекаются процессом расшифровки, им нравится чувствовать себя победителем, тем самым, повышая скорость чтения обычного текста Ребёнок, которому легко читать, обязательно будет читать, и читать без принуждения

Для начинающих читать есть книга Эдигея с таким же названием.

Когда приходят на консультацию домашние, не читающие дети, первое, что я предлагаю родителям это выучить название букв, называя их как звуки, не путать графическое изображение их. Затем выделить из общего количества букв гласные Научится различать гласные звуки и согласные, понять момент образования слогов. Тут на помощь приходит фантазия, например: «Жили себе буквы», жили не тужили, но одиноко им стало, захотелось им друзей иметь.

Пришла к букве «В» буква «А», она тоже захотела дружить, что получиться, когда они рядом, когда дружат? (ВА). Захотелось слогам пользу людям приносить, и из слогов сложились слова. (Ваня, вата).

Детям интересно, они вершители судеб букв, они им могут помочь, и всё это воспринимается на полном серьёзе. Они сами переворачивают страницы: «Давайте дальше будем буквам помогать».

Дома вывешивается таблица слогов, написанная яркими фломастерами. Далее даются упражнения на слияние слогов, развивая синтез и слуховое восприятие, потом эти задания будут письменно.

1. Развиваем синтез и слуховое восприятие.

Развиваем синтез и слуховое восприятие.

Прослушать и отхлопать ритмический рисунок. При диктовке слов записать ритмический рисунок
Составить слова из слогов.

КА-МАС, ПА-ШЛЯ, ШОК-МЕ, РЫ-ША, ЛО-МЫ, ЛАП ША, ЧИ-КЛЮ, ЛА-КУК, КА-БА-БУШ.

Составить слова, добавив начальный слог.

(НО)… СОК, (ГРИ)… БЫ, (БЕЛ)… КА

6. Из задания №5 выбери слова соответствующие этим схемам.

7. Измените слова так, чтобы получилось 2, затем 3 слога. Запиши по схеме, выделив гласные.

Методические указания и рекомендации «Рекомендации учителям для развития навыка чтения на уроках литературного чтения»

Рекомендации учителям

для развития полноценного навыка чтения через деятельностный подход на уроках литературного чтения .

Профессионально работайте с целями.

Ясно понимайте для чего учащиеся выполняют то или иное задание.

Продумывайте цели всех уровней : цели обучения данному предмету; цели раздела, темы; «дерево» целей урока – общие, т.е. цели всего урока, оперативные – его частей/эпизодов, отдельных зада­ний и т.д. Помните, что правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого/желательного результата.

Регулярно сообщайте (выводите) цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завер­шайте их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока от­носительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учени­ков.

Доводите плотность уроков до оптимального уровня за счёт более глу­бокого планирования, дифференциации и индивидуализа­ции. Используйте таймеры/часы для формирования у детей «чувства» реального вре­мени.

Больше внимания уделяйте формированию и развитию у детей общеучебных «надпред­метных» умений . Прежде всего, – умения бегло, осознано и выразительно читать, используя со­временные педа­гогические технологии и методики (чтение «жужжащее», беззвучное артикуляци­онное, гром­ким шёпотом, применение ритмической основы при скорочтении и пр.). Развивайте память учащихся , используйте технологии эйдотехники .

Обеспечьте более глубокую работу с текстами, особенно художественными. Используйте макси­мальное число кана­лов полу­чения информа­ции (слуховой, зрительный, моторный). Обращайте внимание учащихся на особенности текста, учите их отмечать карандашом по ходу чтения ключевые слова, фразы, значимые разделы.

Давайте детям ясные инструктажи по выполнению заданий. Точно ставьте учебные во­про­сы, добиваться исчерпывающих ответов. Постоянно обучайте детей формулировать вопросы .

Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте уча­щихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

Систематически используйте пропедевтические творческие и информационные задания (на 1-3 урока впе­рёд) для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями. Много работать над развитием речи уча­щихся, над умением вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом.

Созда­вайте/применяйте на уроках «обстановку» читального зала , другие формы самостоятельной работы и работы в группах. Ясно различайте и используйте различные режимы/уровни коммуникации с детьми (индиви­дуальный, групповой, общий). Научитесь говорить негромко и шёпотом .

Чётко структурируйте/делите учебный материал на основ­ные/обязательные понятия, углублён­ный их вариант и дополнительные све­дения культурологического характера, необязательные для запоминания. Чаще создавайте на уроках интел­лектуаль­ный «фон»/среду, за счёт элементов пропедевтики, межпредметных связей, сооб­щения дополнитель­ных сведений общеразвивающего характера, также необязательных для запоминания.

Освойте методику и технику использования в ходе уроков/занятий музы­кальных произведений , осо­бенно классической музыки.

Программируйте динамику урока (как в прямом, так и в перенос­ном смысле) и управляйте ею. Обеспе­чьте в ходе урока позицию учащихся «сидя-стоя-в движении» . Проводите в ходе урока несколько динамических пауз с конкрет­ными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.).

Чётко программируйте дозировку дифференцированных домашних заданий . Инструкти­руйте учеников относи­тельно наиболее рациональных приёмов и времени, необходимого для его выполнения. Чаще давайте домашние задания, в т. ч. творческие, рассчитанные на вы­полнение в группе, команде , а также совместно с родителями . Объясняйте родителям необходимость этого .

Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов воспитателей, родителей учащихся и пр. Учитесь работать в составе пе­даго­гических «дуэтов» и команд.

Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, т.ч. позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми .

Использовать в работе разнообразные типы уроков литературного чтения, в том числе и нетрадиционные.

Формировать полноценный навык чтения необходимо не только на уроках чтения, но и на уроках математики, русского языка, окружающего мира и др.

Для формирования полноценного навыка чтения использовать элементы критического мышления.

Использовать эффективные резервы обучения полноценному навыку чтения тренажеры.

Ссылка на основную публикацию