Занятие по обучению грамоте Путешествие по сказке

по обучению грамоте “Путешествие по сказкам”.
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по сказкам». (Подготовительная к школе группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
obuchenie_gramote.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по сказкам». (Подготовительная к школе группа).

– активизировать знания детей о звуковой структуре слова;

– закрепить навык четкого произношения и различения звуков [В], [Вь] в слогах, словах, фразах;

– уточнять образ буквы В;

– закрепить навык составления слов из слогов;

– закрепить звуковой анализ и синтез слов, предложений;

– закрепить умение придумывать предложение с заданным словом;

– закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

– развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, творческое воображение, подражательность, связную речь;

– развивать моторику рук, координацию;

– развивать общие речевые навыки.

– воспитывать отзывчивость, дружелюбие, чувство сотрудничества;

– формировать мотивацию к учебной деятельности.

– «волшебная книга сказок»;

– раздаточные наборы букв и цветных квадратов;

– схемы предложений со знаками препинания;

– слоговые кубики Воскобовича;

– карточки с зашифрованными словами;

– аудиозаписи: шума ветра, песенка Буратино, мелодия Золушки, звуки весенней природы;

– опорные картинки для составления рассказа.

Воспитатель: Ребятки. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Мы всем вам очень рады. « Здравствуйте!»

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, клубочек. Я думаю, он не случайно к нам прикатился. Он явно кого-то за собой ведёт. Кто же это может быть?

(дети называют сказочных персонажей, звучит музыка из сказки, входит Василиса)

Василиса: Куда же я попала? Почему клубочек привёл меня сюда?

Дети: Наш садик называется «Сказка». Поэтому вы здесь и очутились. А ещё мы все очень любим сказки и с удовольствием их слушаем, так как сказки учат нас добру, помогают стать мудрее.

Василиса: Ах, вы любите сказки? А знаете ли вы, из чего они складываются?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с помощью чего мы передаём свои мысли, высказывания?

Дети: С помощью предложений.

Воспитатель: А предложения состоят из….(слов), а слова…(из букв). А чем отличается буква от звука? (буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим)

Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

А как их различить?

Почему же звуки называют гласными? (Гласные звуки можно петь. Они не встречают никаких преград при произношении)

А какие звуки называют согласными? (при произношении согласных встречаются преграды).

Василиса: Я вижу, что мой клубочек не ошибся и привёл меня по правильному адресу. И думаю, что вас очень заинтересует моя волшебная книга.

Воспитатель: Да, Василиса, ведь наши ребята будущие первоклассники. Они очень любознательные и каждый день открывают для себя что-то новое и интересное.

Василиса: Будущие первоклассники? Ну, тогда я не ошиблась адресом. Ведь в моей книге спрятались советы для будущих первоклассников от героев сказок. Но получить вы их сможете, если выполните все задания из волшебной книги. Вы готовы? (Да) Ну тогда открываем первую страницу .

На первой странице нарисована, конечно же, я. Ребята, а с какого звука начинается моё имя?

Дети: Со звука «В».

Василиса: Правильно со звука «В».

Воспитатель: Ребятки, вы догадались, с каким новым звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком «В»). Я знаю, что вы уже научились различать твёрдые и мягкие согласные. А какой звук в имени Василиса? (твёрдый звук «В»). У твёрдого звука «В» есть ещё мягкий братец, который произносится……может кто-нибудь догадается? («Вь»). Звуки «В» и «Вь» на письме обозначаются буквой «Вэ».

(показ буквы, стихотворение)

Как будто крендель испекли,

Василиса: А чтобы вы лучше запомнили, как пишется буква «Вэ», давайте напишем её воздухом.

(дыхательная гимнастика, музыка вьюги)

Воспитатель: Вы слышите эти звуки?

Василиса: Я думаю, нам нужно открывать следующую страницу.

Воспитатель: Интересно, в какую же сказку мы попали? (Снежная королева)

Василиса: Ребятки, мальчик Кай из сказки Андерсена «Снежная королева» просит нас ему помочь. Если он не разгадает ребус, то никогда не сможет освободиться от чар злой королевы.

Воспитатель: А ребята смогут проанализировать это слово.

(проводится звуковой анализ слова)

Василиса: Молодцы! Помогли Каю.

(звучит музыка Буратино)

Слышите, по-моему, это музыка из сказки….

Василиса: Вы совершенно правы. Этот сказочный герой задорный и озорной, да это и не случайно. Под такую весёлую музыку просто невозможно устоять на месте. Выходите в круг.

(динамическая пауза под музыку Буратино)

Василиса: Размялись, повеселились? А помните, Буратино тоже много веселился, а в школу так и не попал. Вот чтобы у нас с вами так не получилось, давайте переходить к следующему заданию. Придумайте слова, которые начинаются на букву «В». А помогут нам слоговые окошечки. В первом окошечке у всех буква «Вэ», а гласную выберите самостоятельно. Это начало слова.

Игра «Дополни слово».

(детям раздаются слоги ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ, ВЕ )

А теперь ко мне подойдут те, кто считает, что у них первый звук твёрдый, а к Василисе те, у кого первый звук мягкий. Назовите, какие слова вы придумали?

ВА – ваза, валенки, вата, корова. ВО – вода, воз, ворона, вор. ВУ – вулкан, вуаль, вундеркинд. ВИ – вид, вишня, вилка, винт. ВЫ – вывод, выход, выдра, выхухоль.

ВЕ – вешалка, вещь, век, веник, ветер. ВЯ – вяжет.

Василиса: Ну, ребята, вы просто молодцы!

(звучит музыка Золушки)

Кто же наш следующий герой? А может героиня?

Воспитатель: Золушка хочет попасть на бал. Но мачеха дала ей столько заданий…. Ребята ведь мы ей поможем? Занимайте свои места.

Игра «Расшифруй слово».

Мачеха приказала Золушке приготовить праздничное чаепитие. А что она поставит на стол вы узнаете, расшифровав слова.

– по модели (кекс, торт, зефир, чай );

– по символам (варенье, ватрушка, повидло, вилка );

– по картинкам (блюдце, чашка, ложка, ваза ).

В каждой группе есть лишнее слово. Как вы думаете какое? А ещё нужно составить предложение с каждым из этих слов: первое предложение, чтобы в конце стояла точка, второе – в конце восклицательный знак, а третье – вопросительное.

Василиса: Ребята, какие же вы замечательные помощники! Нам уже пора переворачивать следующую страницу волшебной книги.

Дети: Это иллюстрация из сказки «Двенадцать месяцев».

Воспитатель: В этой сказке

Василиса: Какие вы сообразительные и с этим заданием справились. Помогли падчерице выполнить задание злой мачехи. Но вы, конечно же, знаете, что только в сказке апрель может прийти раньше времени, и опередить какой месяц….(март). Но всё равно весна вступает в свои права. Слышите её звуки?

(звуки весенней природы, релаксация)

Воспитатель: Ребятки, мне даже на мгновение показалось, что в нашей группе наступила весна. А какая она? Какой вы её себе представляете? Давайте расскажем о ней. А помогут нам в этом опорные картинки. Выбирайте ту, которая вам понравится и присаживайтесь. Начинаем с первой картинки.

  1. Изображение весны – Наступила весна.
  2. Солнце – Ярко светит солнце.
  3. Облака – По небу плывут облака.
  4. Снежинки с каплями – Тает рыхлый снег.
  5. Ручеёк с колокольчиком – Побежали звонкие ручейки.
  6. Проталины – Появились тёмные проталины.
  7. Ветка с почками – На деревьях набухают почки.
  8. Подснежник – Распустились первые весенние цветы.
  9. Птицы – Вернулись с юга перелётные птицы.
  10. Гнездо – Птицы строят уютные гнёзда.
  11. Птица, ветка с почками, подснежник – Природа весной оживает.

(один из детей повторяет весь рассказ)

Василиса: Какую красивую картину весны вы нарисовали. Но нам пора переворачивать следующую страницу. Ах, но это уже последняя. А вот и мудрые советы от сказочных героев, о которых я вам говорила.

  1. На уроке обязательно слушайте всё…. внимательно!
  2. Обязан каждый ученик держать в порядке свой…. дневник!
  3. Если задали урок, приготовь уроки…. в срок!
  4. Не устраивайте драки словно кошки и …. собаки!
  5. Школьник должен быть опрятным, вежливым и …. аккуратным!
  6. Вставайте дружно всякий раз когда учитель входит…. в класс!
  7. Ответить хочешь – не шуми, а тихо…. руку подними!
  8. Если прозвенел звонок, торопитесь на…. урок!

Воспитатель: Большое спасибо тебе, Василиса, за такие советы. Я уверена, ребята их очень хорошо запомнят, и они им обязательно пригодятся в школе.

Василиса: Ребятки, вы молодцы. Очень не хочется от вас уходить. Но мне уже пора возвращаться обратно в сказку. Удачи вам в школе. До новых встреч на страницах сказок. До свидания.

Воспитатель: Нам тоже очень жаль, что приходится прощаться. До свидания, Василиса.

Ребята, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались? Кому помогали?

(Каю, Золушке, Буратино) С какой буквой познакомились? (буква «Вэ» и звуки «В» и «Вь») Вам было интересно? Ну что же, я очень рада. Наше с вами путешествие по волшебной книге сказок окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Л итературные источники:

  1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры – занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Журова Л.Е., Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. – М.: Школьная Пресса, 2001.
  3. Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  4. Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное занятие позволяет сформировать у детей умение пересказывать знакомую сказку с опорой на мнемотаблицу, совместно с воспитателем. Побуждать детей выразительно передавать диалоги персонажей с.

Обучение пересказу в старшей группе для детей с ТНР в игровой форме.

Огромное значение в жизни ребенка имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является д.

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто.

конспект по обучению грамоте в старшей группе.

Тема «Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»Задачи:ОбразовательныеФормировать навыки связного, последов.

Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми 6-7 лет

Цель занятия: Повторение и закрепление звуков.

Обучающие:

– закрепить умение находить место звука в словах;

– закрепить умения делить слова на слоги;

– закрепить знания о гласных и согласных звуках, об их различии;

– совершенствовать диалогическую, устную речь.

Развивающие:

– развивать логическое мышление, внимание;

– развивать мелкую моторику пальцев рук;

– развивать фонематический слух детей.

Воспитательные:

– воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помогать

– воспитывать интерес к сказкам, несущим доброту, справедливость.

Оборудование: дерево-яблоня, яблоки с заданиями, печка, рядом лист с пирогами, речка с рыбками-заданиями, предметные картинки, тетради, карандаши, воздушные шары по количеству детей для сюрпризного момента.

Ход занятия: Входит воспитатель в народном костюме сказочницы, здоровается с детьми.

– Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать:

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька спаси меня,

Реченька спаси меня,

Печка помоги!

(Гуси – лебеди).

Правильно гуси – лебеди.

– Ребята, нам пришло письмо от Аленушки, она прости найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?

Я вас поведу вас по сказке, со мной вы можете ничего не бояться, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Са-са-са – ждут в пути нас чудеса!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза).

Ребята, вот и попали мы с вами в сказку (воспитатель обводит рукой все сказочные декорации, дети рассаживаются на стульчики возле сказочных декораций).

А скажите мне дети, где живет Баба-Яга? (в дремучем лесу).

А что там творится? Вот послушайте.

В лесу волки воют у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с.

А теперь все вместе повторим ( дети повторяют 2 раза).

Что мы с вами произнесли? ( звуки).

Что такое звуки, ребята? ( мы их слышим и произносим).

Итак, наше путешествие начинается.

– Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (яблоня).

Давайте, спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли?

В этой сказке на яблоньке висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше (воспитатель срывает яблоко и читает детям задание, показывает предметные картинки):

Задание 1. Определите место звука в словах.

Что изображено на картинках? Какой звук находится в начале слова?

(3 картинки арбуз, дом, собака).

Какой звук находится в конце этих слов?

(2 картинки – банан, машина).

Молодцы! Справились с заданием, все у нас с вами получается. Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти послушайте(воспитатель произносит слова, показывая движения).

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком(показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (3 раза).

Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные рыбки да непростые, а с заданиями.

Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню?

Чтобы пройти через речку, надо правильно определить согласные и гласные звуки, с которых начинаются слова на карточках. А вот и рыбки с заданиями

(3 карточки с изображением барабана, карандаша, очками).

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.

Вот дошли мы с вами до печки, устали (садимся на стульчики).

Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то все готово.

Воспитатель берет пирожок (импровизация с горячим пирожком и читает задание).

Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове (на слух). Воспитатель объясняет детям, как делить слова на слоги: подставить к подбородку руки и произносить слова, сколько раз подбородочек ударится о руку, столько и слогов в слове, попробуем: де-ре-во, печ-ка, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги.

Молодцы справились с заданием.

Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.

Ой, ребята, смотрите что это? Воспитатель находит возле печки перышко.

Ребята, гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли. Воспитатель переворачивает перышко, да здесь же загадка, отгадаем?

На курьих ножках (изба).

Ребята, не отдает нам Баба Яга Иванушку, давайте задобрим ее, красиво украсим избушку на курьих ножках, может быть тогда она отпустит его.

Дети рассаживаются за столы, где перед ними рисунок избушки Бабы Яги и простые карандаши, воспитатель объясняет задание.

Дети работают в тетради. Штриховка избушки. Во время выполнения задания воспитатель помогает детям.

Конспект занятия в старшей группе “Путешествие в сказочную страну”

Содержимое публикации

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

«Путешествие в сказочную страну»

Выполнила воспитатель Олейник С.В.

Образовательная область: речевое развитие дошкольников.

Цель :развитие речидетей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Задачи :

– развить связную речь детей, продолжать знакомство детей с литературным творчеством – загадками, стихами, сказками;

– обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе;

– закрепить знания сказок детьми;

– воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: Воздушные шары, дерево, сундук.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вход детей, встают полукругом возле стульев.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель :

– Добрый день!- вам все сказали

– Добрый день!- ответим мы

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Садятся на стулья.

Сюрпризный момент «Письмо».

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, что это?

Дети :Письмо.

Воспитатель :Кто же нам его прислал? Прочитаем?

Дети :Да.

«Здравствуйте, ребятастаршей группы! Жители сказочной страны приглашают Вас попутешествовать по сказкам. Попасть в сказку может не каждый, потребуется смелость, смекалка, воображение и фантазия».

Жители сказочной страны.

Воспитатель : Ребята, что такое сказка?

Дети : Сказка- это волшебство,

Сказка- это чудо.

Сказка- это занимательный рассказ.

Воспитатель : Верно. Сказка это- волшебная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.

А вы любите сказки?

Дети : Да.

Воспитатель: А какие бывают сказки?

Дети: Народные и авторские.

Воспитатель: А что такое авторские сказки?

Дети: авторские сказки, написанные автором.

Воспитатель: А что такое народные сказки?

Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их сталисобирать и записывать.

Постановка проблемной ситуации :

Воспитатель : Вы готовы к испытаниям? Хорошо! Отправляемся в сказку! Только вот где же она живёт? Как вы думаете, где может жить сказка? (ответы детей) .

Воспитатель : А я думаю, что она живёт там, где сплелись ветвями ивы, где встречаются день и ночь, где шумит большое лесное озеро, куда заглядывают по ночам золотые звёзды. Там живёт сказка!

– Ну что ж видно и, правда, вы любите сказки.

Тогда отправляемся в путь.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «1,2,3,4,5»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают по очереди пальцы на обеих руках)

Будем вместе мы играть. (разгибают пальцы по очереди на обеих руках)

Будем дружно мы играть (сжимают и разжимают кулачки)

В сказку будем попадать. (поднимают руки вверх)

Воспитатель : только вот на чём мы с вами попадём в сказку? Транспорт должен быть волшебный? На чём передвигаются в сказке? (дети перечисляют ) .

Воспитатель :Итак, отправляемся в сказку. (Включается сказочная музыка. Детям в руки даю большие воздушные шары) .

Закройте, пожалуйста,глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Воспитатель : Вот мы и приземлились в страну сказок. А что это за избушка стоит? Интересно, кто из сказочных героев может в ней жить? (дети перечисляют ) .

Воспитатель : Молодцы, ребята! Чтобы продолжить путешествие по сказкам, вы должны отгадать загадки : (присаживаются на ковёр)

1. А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь) .

2. На сметане мешён,

На окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок

Покатился…. (колобок) .

3. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку бабушка ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите, как звали её (Красная Шапочка) .

4. У отца был мальчик странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? (Буратино, сказка о Золотом ключике) .

5. Появилась девочка в чашечке цветка,

и была та девочка чуть больше ноготка

в скорлупе ореха девочка спала

какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка)

6. Ах ты, Петя- простота,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Лиса и Петух) .

7. Очень курочка расстроена- разбито яичко. (Курочка Ряба) .

Воспитатель : Ребята, я слышала в некотором царстве, в некотором государстве есть чудо- дерево. Вот этот клубочек поможет вам найти дорогу к этому дереву. (дети вместе с воспитателем и клубочком передвигаются к чудо- дереву. Вокруг дерева разложены атрибуты, которые принадлежатсказочным героям, на дереве сидят герои без своих аттрибутов).

Задание :каждому герою подобрать его предмет.

Воспитатель : Вы должны подобрать герою его предмет, и назвать из какой он сказки. (при правильном ответе, герою возвращается его предмет) (картинки наклеенные на дереве).

Воспитатель : Продолжаем наше сказочное путешествие. Посмотрите, на нашем пути избушка на курьих ножках. Кто в ней живёт? (ответ детей). Посмотрите под ним лежит два конверта, что это за конверты?

Игра : «Собери картинку» . (дети, 2 команды собирают изображение «Бабы- Яги» грустной и весёлой ).Спросить детей,какого сказочного герояони собрали и какая она?

Воспитатель : Ребята, назовите сказки, в которых встречается Баба- Яга. (Иван Царевич и Серый волк, Кощей Бессмертный, Как Иванушка за чудом ходил, Гуси- лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

Физминутка «Баба- Яга» .

Дети встают в круг, хором произносят текст и все вместе выполняют движения.

В темном лесу есть избушка. (идут по кругу)

Стоит задом наперёд. (прыжком поворачиваются в другую сторону)

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт. (идут по кругу в другую сторону)

У неё глаза большие. (разжимают кулачки подобно открывающимся глазам)

Словно огоньки горят.

Ух! (Приседают). Сердитая какая!

Дыбом волосы стоят. (резко поднимают руки вверх. Дети разбегаются и убегают в избушку, Баба Яга их ловит).

Воспитатель : Молодцы. Ребята, наш волшебный клубочек хочет ещё что – то нам показать интересное. Посмотрите, волшебный сундучок. Откроем его и посмотрим, что в нём лежит. Кто это?

Дети : Царевна- лягушка.

Воспитатель : Почему то лягушка загрустила? Мы придумаем с вами слова- рифмы к слову лягушка и развеселим её.

Дети : Лягушка- подушка, лягушка- хохотушка, лягушка- погремушка, лягушка- хлопушка.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наша лягушка развеселилась.

Теперь вы знаете, что есть такая чудесная страна сказок. А нам, ребята пора возвращаться домой в нашугруппу. Снова садимся на наши воздушные шары и полетели.

Вот мы с вами и вернулись вгруппу, присаживайтесь на стулья. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Ребята, какое у вас настроение? Подойдите к столу и выберите колобка – если у вас веселое настроение – улыбающегося, грустное настроение – грустного.(Встали полукругом и показывают гостям кто, какого выбрал колобка).

«Здравствуйте, ребята старшей группы! Жители сказочной страны приглашают Вас попутешествовать по сказкам. Попасть в сказку может не каждый, потребуется смелость, смекалка, воображение и фантазия».

Сайт педагога

Автор: Усатова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ “Детский сад №9” город Киров,Кировская область
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Конспект
Тема: НОД по обучению грамоте в подготовительной группе “Путешествие в сказку”
Дата публикации: 28.12.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Путешествие в сказку

Образовательные:

Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)

Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову

Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове

Совершенствовать навык составления предложений по схеме

Развивать речь детей

Учить отвечать на вопрос полным предложением

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память

Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование:

презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько

слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Собрались все дети в круг:

Ты мой друг. И я твой друг,

Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

-Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?

Воспитатель:

-А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка

-Давайте вспомним, о чем эта сказка?

-Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику,

который не умел ходить.

Воспитатель:

Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте

ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.

Воспитатель:

Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него

непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет

чудо. Готовы выполнять задания цветика – семицветика?

Воспитатель:

– Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

(Отрывается первый лепесток)

Воспитатель:

Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»

( Детям предлагается угадать звуки по их изображению)

Воспитатель:

Воспитатель:

-Каким цветом мы их обозначаем?

Воспитатель:

-Какие звуки вы еще знаете?

Воспитатель:

-Какие они бывают?

-Твердые и мягкие

Воспитатель:

-Каким цветом мы их обозначаем?

-Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим

– Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось

Дети: 6 лепестков

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

Дети: Кошка

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Воспитатель:

-Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к

( на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)

Воспитатель:

– Сколько лепестков осталось у цветика – семицветика?

Воспитатель:

– Скажем: «Лети-лети, лепесток»

– Следующий лепесток – предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».

( детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько

слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:

1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы!

– Сколько лепестков осталось у цветка?

Воспитатель:

Продолжаем дальше путешествие.

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 9. (схемы предложений)

– Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?

-Составить предложение по схеме

Дети составляют предложения:

-Мальчик читает книгу.

Коля играет с Васей

Оля играет в песочнице.

Машина едет на пожар.

Воспитатель:

– Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Воспитатель:

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».

-Становитесь в круг и будьте очень внимательны!

Собаку укусила пчела. Кто кусался?

Дети: Пчела

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?

Дети: мальчик

Света старше Кати. Кто младше?

На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?

Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?

Воспитатель:

-Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка

Воспитатель:

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Следующий лепесток предлагает более сложное задание:

– Прочитайте слово, которое здесь написано:

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Воспитатель:

– Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Последний лепесток предлагает машины.

-Какие вы видите машины?

Воспитатель:

(каждому ребенку предлагается листок с заданием)

-Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а

(дети выполняют задания за столами)

Воспитатель:

– Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось

Воспитатель:

.Это значит, что мы выполнили все задания.

– А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?

Воспитатель:

– А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.

Сюрпризный момент:

(коробка с конфетами)

каждому ребенку конфетка с буквой.

Воспитатель:

-А теперь пора возвращаться в детский сад.

Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.

-Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.

Занятие по обучению грамоте “Путешествие по сказке”

Цель: Обобщить знания детей по обучению грамоте.

Образовательные:

  • Продолжать учить составлению самостоятельного высказывания по сюжетной картинке. Продолжать учить звуковому анализу и синтезу слов.
  • Продолжать учить слоговому анализу слов.
  • Продолжать учить анализу предложений.
  • Закрепить понятия “гласный звук”, “согласный звук”.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Развивать речь.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Формировать пространственные представления, фонематическое восприятие.
  • Стимулировать познавательную активность ребёнка в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Воспитывать интерес к народным сказкам.

Оборудование: экран для мультимедийной презентации, Презентация , иллюстрации к сказке “Гуси – лебеди” www.umnyedetki.ru/skazki/husilebedi.html; овалы 6 цветов, соответствующие цветам овалов на Слайде №3 Презентации ; рисунок реки и камешки синего, зелёного, красного цвета ; картинки для звукового анализа; рисунок яблони с яблоками на магнитах ; 3 ведёрка с обозначением количества слогов в слове; мяч; рисунок печки ; кирпичики с условными обозначениями для составления схемы предложения; избушка Бабы – Яги ; досточки с разлинованными клеточками и фломастеры по количеству детей, мешочек с двойной стенкой; конфеты, раскраски к сказке “Гуси лебеди” http://www.raskraska.com/raskraski/237/.

Дефектолог: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по знакомой вам сказке. Но вначале я хочу, чтобы вы представились друг другу. Назовите своё имя и фамилию.

1-й ребёнок: Здравствуйте, меня зовут Иванов Андрей.

Далее аналогично представляется каждый ребёнок.

Дефектолог: Нашим другом и помощником во время путешествия будет волшебный экран. Слайд №1 Он сейчас подскажет вам, как будет называться сказка, в которую мы отправимся.

Слайд №2. На экране появляются картинки с персонажами из сказки “Гуси-лебеди”.

Дети называют название сказки.

2. Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.

Дефектолог: Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам иллюстрации к сказке “Гуси – лебеди” Рисунки прикреплены к магнитной доске в 2 ряда.

Выберите рисунок, который вам больше понравился. Вы должны нам сказать, где он расположен на доске. А затем мы послушаем ваш рассказ о том, что изображено на рисунке.

1-й ребёнок: Мне нравится рисунок, который находится в верхнем правом углу. На нём нарисована красивая яблоня и девочка, которая срывает яблоки, чтобы помочь дереву не сломаться.

Далее рассказывает каждый ребёнок.

3. Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Дефектолог: Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке? Тогда давайте отправимся туда прямо сейчас. А начнём мы свой путь с волшебных камешков. Экран, подскажи ребятам, на какой камешек должен стать каждый из них. Слайд №3

На экране появляются цветные камешки, аналогичные камешкам, которые лежат на полу. На каждом камешке напечатано имя ребёнка. Дети находят своё имя и встают на камешек соответствующего цвета.

С песней веселей шагать. Споём песенку гласных звуков и в путь.

Дети поют гласные звуки вместе с движением рук.

  • “А” – Руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону.
  • “О” – Руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону и поднимает вверх, как бы рисуя круг.
  • “У” – Пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вперёд.
  • “И” – Пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вверх.

Дефектолог: Почему звуки, которые мы пели, называют гласными?

Ребёнок: Потому что когда мы произносим их, воздух свободно выходит изо рта и не встречает никакого препятствия.

Дефектолог: А какие есть ещё звуки, кроме гласных?

Ребёнок: Согласные звуки.

Дефектолог: В сказку на прогулку

Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становись,
В сказку мы гулять пойдем.
Может быть, мы в старой сказке
Что-то новое найдем?

Для того чтобы пройти в ворота сказки каждому из вас необходимо назвать согласный звук.

Каждый ребёнок называет согласный звук и проходит в ворота с надписью “Сказка”.

4. “Звуковая дорожка”. Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Дефектолог: Не успели мы попасть в сказку. Как очутились около реки.

Чтобы перейти через эту речку вам надо выложить звуковые дорожки слов из цветных камешков, которые лежат на берегу реки. Но чтобы это сделать правильно и не провалиться в речку, давайте потренируемся вместе с волшебным экраном.

Присядьте на бережок реки и внимание на экран. Слайд №4

На экране появляется картинка и цветные квадратики для составления звуковой схемы. Дети вместе с педагогом упражняются в составлении звуковой схемы слова “кот”.

Дефектолог: Кто появился на экране?

Дефектолог: Какой первый звук в слове “кот”? Квадратик, какого цвета надо выбрать для обозначения этого звука? Почему?

После ответа ребёнка педагог кликает мышкой на выбранный квадрат. Аналогично работа проводиться над каждым звуком в слове до полного звукового анализа.

Для закрепления навыка звукового анализа проводиться звуковой анализ слова “волк”

Теперь нам пора строить звуковые мостики через речку. Добрый ёжик, который помогал Алёнушке, принёс нам картинки. Каждый из вас возьмёт картинку, назовёт предмет, который на ней нарисован и составит звуковую дорожку слова. Но не забывайте, чтобы составить дорожку надо правильно назвать каждый звук в слове, определить какой он гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий и выбрать камешек нужного цвета. Затем пройдите по камешкам коротко и правильно, называя каждый звук в слове. Тот, кто правильно составит звуковую дорожку, сможет перейти через речку и продолжить наше путешествие.

Дети поочерёдно переходят через речку по звуковым дорожкам, называя коротко каждый звук в названии предмета на картинке.

5. Игра “Поможем яблоньке”. Закрепление навыка чтения, умения делить слова на слоги.

Дефектолог: Перед нами яблоня с необычными яблочками. Вы помните, как Маша помогла яблоне. Мы тоже поможем яблоньке освободиться от яблок. Но для этого надо уметь делить слова на слоги. Вы умеете это делать? Давайте сначала поупражняемся вместе с волшебным экраном. Слайд №6

Дефектолог: Кто находиться в нижнем правом углу на экране? Давайте разделим слово “корова” на слоги. Сколько слогов в этом слове? Выберите шарик с правильным ответом.

Дети делят хлопками слово “корова” на слоги и выбирают шарик с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове. Педагог кликает мышкой на выбранный ребёнком шар с ответом.

Для закрепления навыка слогового анализа аналогично проводиться звуковой анализ слова “белка” Слайд №7.

Педагог и дети подходят к изображению яблони, на которой магнитами прикреплены яблочки.

Дефектолог: Теперь каждый из вас должен сорвать яблочко, назвать, что нарисовано на нём, и разделить это слово на слоги. А затем нужно положить яблочко в соответствующую корзинку.

1-й ребёнок называет картинку на яблочке: “дом”. В этом слове один слог. Положу яблоко в корзинку для яблок со словами из одного слога.

Далее дети поочереди выполняют задание.

Дети слушают звуки насекомых.

Дефектолог: Ребята, а теперь мы оказались с вами на полянке. А на этой поляне так много насекомых: и пчела, и шмель, и мотылек. Вспомним наше упражнение “Веселые насекомые”.

Прилетела к нам вчера(Бегут по кругу, делая частые взмахи ладонями.)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк(Взмахи ладонями более редкие.)
И веселый мотылек,(Взмахи руками от плеча.)
Два жука и стрекоза,(Меняют направление бега.)
Как фонарики глаза(Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)
Пожужжали, полетали,(Бегут, жужжа и делая взмахи.)
От усталости упали.(Падают на ковер.)

Дефектолог: Давайте отдохнем на этой полянке и поиграем в мяч.

7. Игра с мячом. Развитие фонематических представлений, умения выделять первый и последний звук в слове.

Дефектолог: Ребята, давайте поиграем в игру “Назови первый звук в слове”.

Дефектолог называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый звук в слове и возвращает мяч педагогу.

Слова для игры: жук, муха, комар, стрекоза, шмель, оса.

Дефектолог: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру “Назови последний звук в слове”. Слова для игры: жук, муха, комар, стрекоза, шмель, оса.

Дефектолог называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет последний звук в слове и возвращает мяч педагогу.

Дефектолог: Посмотрите на волшебный экран. Как одним словом назвать всех, кого мы видим на экране?

Дефектолог: Закройте глаза. Слайд №9

Посмотрите внимательно, всех ли мы можем назвать насекомыми? Кто не подходит? Почему?

Дефектолог: А теперь нам пора отправляться дальше. Что мы видим на своём пути?

Ребёнок: Мы видим печку.

9. Игра “Кирпичики для печки”. Закрепление умения составлять предложение из слов и обозначать его схематически.

Дефектолог: Ребята, посмотрите внимательно на печку. Чего у неё не хватает?

Ребёнок: У печки не хватает кирпичиков.

Дефектолог: Вы хотите помочь печке и отремонтировать её?

Дефектолог: Из чего состоят предложения? Каждое слово, чтобы увидеть, мы обозначаем карточкой. Первое слово в предложении всегда начинается с заглавной буквы. Посмотрите, около печки лежат кирпичики, которые вывалились.

Дети рассматривают кирпичики, на которых нарисованы схемы.

Дефектолог: Чтобы правильно вставить эти кирпичи в печку. Вам сначала надо составить схему предложения: Девочка испекла румяные пирожки.

Дефектолог: Назовите первое слово в предложении “Девочка испекла румяные пирожки”. Вставьте в печку кирпичик, который обозначает это слово.

Далее дети анализируют каждое слово в предложении и составляют схему предложения.

Дефектолог: Мы помогли печке и теперь отправляемся дальше. Оказывается, мы уже добрались до дома, где живёт Баба – Яга.

10. Игра “Таблички на память”. Закрепление умения печатать своё имя, и правила написания заглавной буквы в собственных именах.

Дети стучат в избушку. Появляется Баба-Яга, которая говорит, что её нет сейчас дома. Она просит детей взять волшебные дощечки и маркеры. Лечь на коврик и напечатать своё имя. А когда она вернётся, то прочитает имена и узнает, кто к ней приходил.

Дети берут дощечки и маркеры, ложаться на коврик (полянка). Печатают свои имена под спокойную музыку.

Дети кладут маркеры в мешочек с двойным карманом, а достают оттуда сладкий приз.

Дефектолог: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз вспомним, где мы побывали и что мы делали. Вы сегодня прекрасно справлялись с заданиями, и я вручаю вам раскраски с картинками из сказки, по которой мы с вами путешествовали. Слайд №10

План-конспект занятия по обучению грамоте в старшей группы на тему: «Путешествие по сказкам»

План-конспект занятия по обучению грамоте в старшей группы на тему: «Путешествие по сказкам»

Дата проведения: 04.12.15

Воспитатели: Шадрина К. 409-Е

Задачи:

  1. Совершенствовать умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Развивать мелкую моторику рук через нетрадиционные техники рисования. Развивать фонематический слух.
  3. Воспитывать умение работать в группе.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа: силуэт

Индивидуальная работа: с Миша К.- упражнять полно отвечать на вопрос.

Предварительная работа: беседа по сказкам «Репка» и «Золотая рыбка»

Оборудование и материалы: фишки, обруч, веревочки, картинки из сказки «Репка» и «Золотая рыбка», сетка, удочка, картинки с изображение предметов, таблицы-карточки слогов, большая репка, коричневая ткать, листы с силуэтом буквы «с», семена бурезы.

Содержимое разработки

План-конспект занятия по обучению грамоте в старшей группы на тему: «Путешествие по сказкам»

Дата проведения: 04.12.15

Воспитатели: Шадрина К. 409-Е

Совершенствовать умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать мелкую моторику рук через нетрадиционные техники рисования. Развивать фонематический слух.

Воспитывать умение работать в группе.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа: силуэт

Индивидуальная работа: с Миша К.- упражнять полно отвечать на вопрос.

Предварительная работа: беседа по сказкам «Репка» и «Золотая рыбка»

Оборудование и материалы: фишки, обруч, веревочки, картинки из сказки «Репка» и «Золотая рыбка», сетка, удочка, картинки с изображение предметов, таблицы-карточки слогов, большая репка, коричневая ткать, листы с силуэтом буквы «с», семена бурезы.

Методическое обеспечение: программа Васильевой, Гербовой, Комаровой,

Ход занятия:

Вводная часть:

Говорю детям, что сейчас будет занятие по обучению грамоте. Рассказываю, что сегодня почтальон принес нам письмо и предлагаю его прочитать. В нем детей приглашают в гости в разные сказки. И для того чтобы попасть в волшебную страну сказки нам надо пройти по волшебной тропинке.

Основная часть:

Делю детей на две команды. Рассказываю детям, что мы очутились в первой сказке. Предлагаю детям рассмотреть декорации и узнать сказку. Задаю вопросы:

Как вы думаете в какой сказке мы очутились?

Почему вы так решили?

Что делал дед из этой сказки?

Предлагаю детям помочь рыбаку поймать в море те предметы которые подойдут к их карточкам-сетям. У каждой команды разные карточки у одной на 5 звука у другой на 4 звука. Дети должны найти картинки тех предметов которые подойдут к их карточкам. Каждый ребенок берет только одну картинку. Проверяем работу детей, команда у которой больше правильных ответов получает фишку. Говорю что у нас есть ещё одно здание.

Дети садятся командой за 2 стала. Даю детям определенный звук, который будет стоять в разных метах (вначале, середине, вконце), всем детям разные звуки. Та команда которая назвала больше правильных ответов получает фишку. Хвалю детей за то что они помогли выполнить задания которые ему дала его жена.

Предлагаю детям подойти к другой сказке.

Спрашиваю у детей:

Что это за сказка?

Как вы поняли что оказались в сказке «Репка»

Рассказываю, что в этой сказке все были дражные, поэтому смогли достать репку. Предлагаю детям послушать задание, которое нам оставила внучка. Дети встают в круг. Называю звук и если этот звук есть в имени ребенка, то они должны выйти в центр круга и обняться, если ребенку не хватает пары они обнимаются втроем. Хвалю детей, и даю каждой команде по фишке.

Спрашиваю, что делал дед из сказки «Репка», чтобы у него вырос урожай. Рассказываю, что дед выращивал не только фрукты и овощи, но у для украшения участка он сажал деверья. Предлагаю детям другое использование семян березы. Дети садятся на столы, на них лежат листы с силуэтом буквы «с». Дети должны аккуратно обвести клеем силуэт буквы и аккуратно насыпать на места, куда они нанесли клей семена березы. После предлагаю медленно поднять листок и посмотреть что получилось. Выдаю фишке каждой команде, за старание и усердие.

Говорю, что на этом наше путешествие по сказкам закончилось и нам пора возвращаться в сад, по волшебной тропинке.

Заключительная часть

Считаем заработанные фишки, команда, набравшая больше фишек, получает золотые медальки, а команда набравшие меньше серебреные. Подвожу итог занятия: хвалю детей за сегодняшнее занятие

Лексическая тема «Ягоды»

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: малина, черника, земляника, клубника, калина, брусника, голубика, крыжовник, смородина, рябина, шиповник, трава, корзина, туесок; прилагательных: сладкая, спелая, сочная, яркая, мелкая, крупная, вкусная, полезная, кислая; глаголов: собирать, искать, заметить, мелькнуть, варить, мочить, морозить, хранить, перебирать; прячется, синеет, краснеет, алеет, зреет; наречий: быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо; предлогов: на, под, из-под, из-за, возле, между, около.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет)
Малина – малины – много малины
Клубника – клубника – много клубники
Рябина – рябина – много рябины

Упражнение «На зови ласково» (детям от 4 лет)

Малина – малинка
Черника – черничка
Земляника – земляничка

Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 4 лет)
Клюква кислая, а малина … сладкая.

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из малины – малиновый сок
Сок из клубники – клубничный сок

Игра «Жадина». Употребление местоимений «мой», «моя», «мое» с существительными
моя калина
мой крыжовник
мой шиповник и т.д.

«Что где росло? Где собрали?» Практическое употребление в речи предлогов: НА, В, С, ИЗ. Составление простого распространенного предложения с обстоятельством места.

Земляника росла под кустом.
Мы сорвали землянику с кустика.
Мы собрали землянику под кустом.

Развитие мелкой моторики. Пальчиковые гимнастики.

«В лес за ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с больших пальцев
В лес идем погулять. обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу
За черникой, загибать пальчики, начиная с большого
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

«Ягоды»

Ягоды – это крыжовник, Указательным пальцем
Клюква, черника, брусника, одной руки пересчитывают,
Малина, клубника, шиповник, сгибая, пальцы
Смородина и земляника. на другой руке.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.
Я – молодец!

За малиной в лес пойдём, Идут в хороводе, взявшись за руки.
в лес пойдём.
Спелых ягод наберём, Идут по кругу, обеими руками собирая
наберём. воображаемые ягоды.
Солнышко высоко. Встают лицом в круг, тянутся руками
А в лесу тропинка. вверх; потом пальчиками достают
«тропинку», сделав наклон.
Сладкая ты моя, Бегают по кругу, взявшись за руки.
Ягодка – малинка.

Отгадай загадки
Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки:

В алом сарафане
Куколка-матрешка.
Сорвет ее Таня,
Положит в лукошко. (Малина)

Что за ягодка лесная,
Будто небо, голубая? (Голубика)

Ягодка алая
В туесок попала,
Ее едят моченой
И с сахаром толченой. (Брусника)

На моховой кочке
Посреди болот
В аленьком платочке
Ягодка растет
Хоть на вкус она кисла,
Детям ягодка мила. (Клюква)

Из него варенье —
Словно изумруд.
Виноградом северным
Ягоды зовут. (Крыжовник)

К земле никнет стебелек,
Ягодка, как огонек. (Земляника)

Это вкусное варенье
Применяют для леченья —
Если кашель и бронхит,
Если горлышко болит. (Малиновое варенье)

Она бывает разной:
Черной, белой, красной.
Из нее для ребят
Готовят мусс и мармелад. (Смородина)

Послушайте стихотворения о ягодах. Выучите понравившееся стихотворение.

Ягоды. Какие они?
Ягодки, как шарики,
Россыпями бус.
Яркие фонарики,
Сочные на вкус.
Ягодки все разные:
Голубые, красные,
Кислые и сладкие,
Ворсистые и гладкие.
Соком ягоды полны.
И целебны, и вкусны!

Брусника
У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.
А. Богдарин

В лес по ягоды
Корзина малины
В руках у Аленушки.
А у Танюши в корзине –
На донышке.
Вздохнула Танюша
И маме сказала:
«Малину я в рот
По ошибке бросала»
Т. Дмитриев

Ежевика, ежевика!
Ой, как много!
Посмотри-ка!
Не стесняйся,
Ешь, малыш,
После маму угостишь.
Ф. Бобылев

Земляника
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Ю. Кушак

Земляника
Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,
Земляными червячками.
А порою за травою
С милой матушкой землёю
Можно здесь уединиться
И секретами делиться.
А. Богдарин

Клубника
Клубника поспела!
Вся грядка горит,
Так сладко к себе
Ароматом манит.
– Бабуля!
Я буду тебе помогать!
Но ты разреши
Хоть клубничку сорвать.
В. Каризна

Клюква
Как в сахарной пудре,
В мелком снегу
Найти тебя в тундре
Не сразу смогу.
Любишь понежиться,
Выждать свой срок…
Прыгай, подснежница,
В мой туесок.
Л. Татьяничева

Малина
Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке –
Дело продвигается,
Ягод убавляется…
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще
Ягодок немного.
Н. Саконская

Ну все, пожалуй, я рискну:
Попробую клубничку.
Себе одну, еще одну,
Быть может, для сестрички.
Две ягодки – такой пустяк,
Никто и не заметит.
Но получилось все не так,
Теперь я на диете.
А вышло так – как ни крути,
От правды, братцы, не уйти.
Не мыл я ягоды, и вот
От грязи заболел живот.
Е. Стеквашова

Хитренькая ягодка
Земляничка-бусинка
Нежится на грядке,
У малютки-ягодки
Хитрые повадки,
Хитрые повадки –
Прятать чубик сладкий.
Бурым листиком прикрылась,
Невидимкой претворилась,
Мол, иди меня найди…
Ну, шалунья, погоди!
И. Мельничук

Туесок брусники
Гибкий стебель повилики
Ствол обвил, как поясок.
Алой ягоды брусники
Набрала я туесок.
Хоть она и горьковата,
Но моченая — вкусна!
Мхов и хвои ароматов
Эта ягода полна.

Голубая ягодка
Взял Ванюша туесок,
Пошел Ваня во лесок.
Видит: ягодка на кочке
Укрывается листочком.
— Что за ягодка такая,
Словно небо, голубая?
Ягодка шепнула тихо:
—Я, Ванюша, голубика!

День рожденья
Вьет венок в лесу июнь,
Распевают птицы,
Одуванчик, только дунь —
Тотчас разлетится.
В молодой траве густой
Солнечные блики,
Нынче день рожденья мой,
Мой и земляники!

Клубника румянится
Аленушка, племянница!
Пойдем-ка в огород!
Клубника там румянится
И нас с тобой зовет.
Смотри, какие ягодки —
Крупны, сочны, вкусны.
Душистые и яркие,
И сладостью полны!
Мы ягодки незрелые
Не станем собирать,
Оставим их на солнышке
Расти и дозревать!

Нарисую ягодки
С клубникой свежей вазу
Поставили на стол.
Ее заметил сразу,
Лишь в комнату вошел.
Есть клубнику я не стану —
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки —
Влажные и яркие,
В каплях-бусинах росы
Удивительной красы!

Жаркая калина
Холодом веют
Осенние леса,
Лишь одна алеет
Ягода-краса.
Кисти раскалила
И горит огнем
Жаркая калина
Хмурым серым днем.
Видно куст калины
Далеко окрест,
Он теплом последним
Согревает лес.

Журавлиная ягода
Полыхает клюква на болотах
Россыпью багряною огней.
И уже готовится к отлету
Стая серебристых журавлей.
Все темнее и туманней ночи,
И вода в озерах — будто лед.
Бродит стая журавлей меж кочек,
Ягоду за ягодкой клюет.
— Скоро в путь!
Лишь поклюем немного
Ягодку, что силу нам дает,
И тогда отправимся в дорогу —
В долгий и нелегкий перелет.

Крыжовник
Замечательный крыжовник
Посадил в саду садовник —
Крупный, будто виноград,
Сладкий, словно рафинад”.

У медведя во бору
(Шутка)
У медведя во бору
Сладких ягод наберу.
Спит хозяин на печи,
Не аукай, не кричи,
Ты на цыпочках ходи,
Да его не разбуди!
Наберу малины
Полную корзину.
Как товар-то мой хорош!
Я продам его за грош.
Куплю волку кафтан,
А лисичке — сарафан,
Белочке — сережки,
Заиньке — сапожки.

Малиновое варенье
Полную корзину
Ягодок малины
Принесу домой.
Наварю варенья,
Будет угощенье
Для друзей зимой!

Ягоды смородины
Ягоды смородины
Черны, как агаты*.
Соберем смородины
Урожай богатый.
Круглые да гладкие
Сочные на вкус.
Будут очень сладкими
Сок, кисель и мусс.
Есть рецепт старинный,
Как варить компот,
Чтобы витамины
Были круглый год.

Гроздья красной бузины
Налились и созревают
Гроздья красной бузины,
Но никто их не срывает.
Да кому они нужны?
Тонкой кожицей покрыты,
Словно бусины горят,
Но горьки и ядовиты —
Это знает стар и млад!
—Так зачем, — скажи, садовник, —
В толк никак я не возьму,
Где смородина, крыжовник,
Посадил ты бузину?
—Ярки клевера головки,
Соком ягода полна,.
Потому что от огневки
Сад спасает бузина!

Черничный компот
Я спросил у Васи:
— Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот
И усы лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
— Губы я не красил,
Я черничный пил компот,
Вот и стал лиловым рот!

Слова помеченные * нужно объяснить ребёнку.

Читайте также:  Звуки Б — БЬ - конспект занятия
Ссылка на основную публикацию