Занятие по обучению грамоте Путешествие по сказке

Занятие по обучению грамоте “Путешествие по сказке”

Цель: Обобщить знания детей по обучению грамоте.

Образовательные:

  • Продолжать учить составлению самостоятельного высказывания по сюжетной картинке. Продолжать учить звуковому анализу и синтезу слов.
  • Продолжать учить слоговому анализу слов.
  • Продолжать учить анализу предложений.
  • Закрепить понятия “гласный звук”, “согласный звук”.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Развивать речь.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Формировать пространственные представления, фонематическое восприятие.
  • Стимулировать познавательную активность ребёнка в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Воспитывать интерес к народным сказкам.

Оборудование: экран для мультимедийной презентации, Презентация , иллюстрации к сказке “Гуси – лебеди” www.umnyedetki.ru/skazki/husilebedi.html; овалы 6 цветов, соответствующие цветам овалов на Слайде №3 Презентации ; рисунок реки и камешки синего, зелёного, красного цвета ; картинки для звукового анализа; рисунок яблони с яблоками на магнитах ; 3 ведёрка с обозначением количества слогов в слове; мяч; рисунок печки ; кирпичики с условными обозначениями для составления схемы предложения; избушка Бабы – Яги ; досточки с разлинованными клеточками и фломастеры по количеству детей, мешочек с двойной стенкой; конфеты, раскраски к сказке “Гуси лебеди” http://www.raskraska.com/raskraski/237/.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Дефектолог: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по знакомой вам сказке. Но вначале я хочу, чтобы вы представились друг другу. Назовите своё имя и фамилию.

1-й ребёнок: Здравствуйте, меня зовут Иванов Андрей.

Далее аналогично представляется каждый ребёнок.

Дефектолог: Нашим другом и помощником во время путешествия будет волшебный экран. Слайд №1 Он сейчас подскажет вам, как будет называться сказка, в которую мы отправимся.

Слайд №2. На экране появляются картинки с персонажами из сказки “Гуси-лебеди”.

Дети называют название сказки.

2. Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.

Дефектолог: Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам иллюстрации к сказке “Гуси – лебеди” Рисунки прикреплены к магнитной доске в 2 ряда.

Выберите рисунок, который вам больше понравился. Вы должны нам сказать, где он расположен на доске. А затем мы послушаем ваш рассказ о том, что изображено на рисунке.

1-й ребёнок: Мне нравится рисунок, который находится в верхнем правом углу. На нём нарисована красивая яблоня и девочка, которая срывает яблоки, чтобы помочь дереву не сломаться.

Далее рассказывает каждый ребёнок.

3. Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Дефектолог: Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке? Тогда давайте отправимся туда прямо сейчас. А начнём мы свой путь с волшебных камешков. Экран, подскажи ребятам, на какой камешек должен стать каждый из них. Слайд №3

На экране появляются цветные камешки, аналогичные камешкам, которые лежат на полу. На каждом камешке напечатано имя ребёнка. Дети находят своё имя и встают на камешек соответствующего цвета.

С песней веселей шагать. Споём песенку гласных звуков и в путь.

Дети поют гласные звуки вместе с движением рук.

  • “А” – Руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону.
  • “О” – Руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону и поднимает вверх, как бы рисуя круг.
  • “У” – Пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вперёд.
  • “И” – Пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вверх.

Дефектолог: Почему звуки, которые мы пели, называют гласными?

Ребёнок: Потому что когда мы произносим их, воздух свободно выходит изо рта и не встречает никакого препятствия.

Дефектолог: А какие есть ещё звуки, кроме гласных?

Ребёнок: Согласные звуки.

Дефектолог: В сказку на прогулку

Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становись,
В сказку мы гулять пойдем.
Может быть, мы в старой сказке
Что-то новое найдем?

Для того чтобы пройти в ворота сказки каждому из вас необходимо назвать согласный звук.

Каждый ребёнок называет согласный звук и проходит в ворота с надписью “Сказка”.

4. “Звуковая дорожка”. Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Дефектолог: Не успели мы попасть в сказку. Как очутились около реки.

Чтобы перейти через эту речку вам надо выложить звуковые дорожки слов из цветных камешков, которые лежат на берегу реки. Но чтобы это сделать правильно и не провалиться в речку, давайте потренируемся вместе с волшебным экраном.

Присядьте на бережок реки и внимание на экран. Слайд №4

На экране появляется картинка и цветные квадратики для составления звуковой схемы. Дети вместе с педагогом упражняются в составлении звуковой схемы слова “кот”.

Дефектолог: Кто появился на экране?

Дефектолог: Какой первый звук в слове “кот”? Квадратик, какого цвета надо выбрать для обозначения этого звука? Почему?

После ответа ребёнка педагог кликает мышкой на выбранный квадрат. Аналогично работа проводиться над каждым звуком в слове до полного звукового анализа.

Для закрепления навыка звукового анализа проводиться звуковой анализ слова “волк”

Теперь нам пора строить звуковые мостики через речку. Добрый ёжик, который помогал Алёнушке, принёс нам картинки. Каждый из вас возьмёт картинку, назовёт предмет, который на ней нарисован и составит звуковую дорожку слова. Но не забывайте, чтобы составить дорожку надо правильно назвать каждый звук в слове, определить какой он гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий и выбрать камешек нужного цвета. Затем пройдите по камешкам коротко и правильно, называя каждый звук в слове. Тот, кто правильно составит звуковую дорожку, сможет перейти через речку и продолжить наше путешествие.

Дети поочерёдно переходят через речку по звуковым дорожкам, называя коротко каждый звук в названии предмета на картинке.

5. Игра “Поможем яблоньке”. Закрепление навыка чтения, умения делить слова на слоги.

Дефектолог: Перед нами яблоня с необычными яблочками. Вы помните, как Маша помогла яблоне. Мы тоже поможем яблоньке освободиться от яблок. Но для этого надо уметь делить слова на слоги. Вы умеете это делать? Давайте сначала поупражняемся вместе с волшебным экраном. Слайд №6

Дефектолог: Кто находиться в нижнем правом углу на экране? Давайте разделим слово “корова” на слоги. Сколько слогов в этом слове? Выберите шарик с правильным ответом.

Дети делят хлопками слово “корова” на слоги и выбирают шарик с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове. Педагог кликает мышкой на выбранный ребёнком шар с ответом.

Для закрепления навыка слогового анализа аналогично проводиться звуковой анализ слова “белка” Слайд №7.

Педагог и дети подходят к изображению яблони, на которой магнитами прикреплены яблочки.

Дефектолог: Теперь каждый из вас должен сорвать яблочко, назвать, что нарисовано на нём, и разделить это слово на слоги. А затем нужно положить яблочко в соответствующую корзинку.

1-й ребёнок называет картинку на яблочке: “дом”. В этом слове один слог. Положу яблоко в корзинку для яблок со словами из одного слога.

Далее дети поочереди выполняют задание.

Дети слушают звуки насекомых.

Дефектолог: Ребята, а теперь мы оказались с вами на полянке. А на этой поляне так много насекомых: и пчела, и шмель, и мотылек. Вспомним наше упражнение “Веселые насекомые”.

Прилетела к нам вчера(Бегут по кругу, делая частые взмахи ладонями.)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк(Взмахи ладонями более редкие.)
И веселый мотылек,(Взмахи руками от плеча.)
Два жука и стрекоза,(Меняют направление бега.)
Как фонарики глаза(Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)
Пожужжали, полетали,(Бегут, жужжа и делая взмахи.)
От усталости упали.(Падают на ковер.)

Дефектолог: Давайте отдохнем на этой полянке и поиграем в мяч.

7. Игра с мячом. Развитие фонематических представлений, умения выделять первый и последний звук в слове.

Дефектолог: Ребята, давайте поиграем в игру “Назови первый звук в слове”.

Дефектолог называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый звук в слове и возвращает мяч педагогу.

Слова для игры: жук, муха, комар, стрекоза, шмель, оса.

Дефектолог: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру “Назови последний звук в слове”. Слова для игры: жук, муха, комар, стрекоза, шмель, оса.

Дефектолог называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет последний звук в слове и возвращает мяч педагогу.

Дефектолог: Посмотрите на волшебный экран. Как одним словом назвать всех, кого мы видим на экране?

Дефектолог: Закройте глаза. Слайд №9

Посмотрите внимательно, всех ли мы можем назвать насекомыми? Кто не подходит? Почему?

Дефектолог: А теперь нам пора отправляться дальше. Что мы видим на своём пути?

Ребёнок: Мы видим печку.

9. Игра “Кирпичики для печки”. Закрепление умения составлять предложение из слов и обозначать его схематически.

Дефектолог: Ребята, посмотрите внимательно на печку. Чего у неё не хватает?

Ребёнок: У печки не хватает кирпичиков.

Дефектолог: Вы хотите помочь печке и отремонтировать её?

Дефектолог: Из чего состоят предложения? Каждое слово, чтобы увидеть, мы обозначаем карточкой. Первое слово в предложении всегда начинается с заглавной буквы. Посмотрите, около печки лежат кирпичики, которые вывалились.

Дети рассматривают кирпичики, на которых нарисованы схемы.

Дефектолог: Чтобы правильно вставить эти кирпичи в печку. Вам сначала надо составить схему предложения: Девочка испекла румяные пирожки.

Дефектолог: Назовите первое слово в предложении “Девочка испекла румяные пирожки”. Вставьте в печку кирпичик, который обозначает это слово.

Далее дети анализируют каждое слово в предложении и составляют схему предложения.

Дефектолог: Мы помогли печке и теперь отправляемся дальше. Оказывается, мы уже добрались до дома, где живёт Баба – Яга.

10. Игра “Таблички на память”. Закрепление умения печатать своё имя, и правила написания заглавной буквы в собственных именах.

Дети стучат в избушку. Появляется Баба-Яга, которая говорит, что её нет сейчас дома. Она просит детей взять волшебные дощечки и маркеры. Лечь на коврик и напечатать своё имя. А когда она вернётся, то прочитает имена и узнает, кто к ней приходил.

Дети берут дощечки и маркеры, ложаться на коврик (полянка). Печатают свои имена под спокойную музыку.

Дети кладут маркеры в мешочек с двойным карманом, а достают оттуда сладкий приз.

Дефектолог: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз вспомним, где мы побывали и что мы делали. Вы сегодня прекрасно справлялись с заданиями, и я вручаю вам раскраски с картинками из сказки, по которой мы с вами путешествовали. Слайд №10

по обучению грамоте “Путешествие по сказкам”.
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по сказкам». (Подготовительная к школе группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
obuchenie_gramote.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по сказкам». (Подготовительная к школе группа).

– активизировать знания детей о звуковой структуре слова;

– закрепить навык четкого произношения и различения звуков [В], [Вь] в слогах, словах, фразах;

– уточнять образ буквы В;

– закрепить навык составления слов из слогов;

– закрепить звуковой анализ и синтез слов, предложений;

– закрепить умение придумывать предложение с заданным словом;

– закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

– развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, творческое воображение, подражательность, связную речь;

– развивать моторику рук, координацию;

– развивать общие речевые навыки.

– воспитывать отзывчивость, дружелюбие, чувство сотрудничества;

– формировать мотивацию к учебной деятельности.

– «волшебная книга сказок»;

– раздаточные наборы букв и цветных квадратов;

– схемы предложений со знаками препинания;

– слоговые кубики Воскобовича;

– карточки с зашифрованными словами;

– аудиозаписи: шума ветра, песенка Буратино, мелодия Золушки, звуки весенней природы;

– опорные картинки для составления рассказа.

Воспитатель: Ребятки. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Мы всем вам очень рады. « Здравствуйте!»

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, клубочек. Я думаю, он не случайно к нам прикатился. Он явно кого-то за собой ведёт. Кто же это может быть?

(дети называют сказочных персонажей, звучит музыка из сказки, входит Василиса)

Василиса: Куда же я попала? Почему клубочек привёл меня сюда?

Дети: Наш садик называется «Сказка». Поэтому вы здесь и очутились. А ещё мы все очень любим сказки и с удовольствием их слушаем, так как сказки учат нас добру, помогают стать мудрее.

Василиса: Ах, вы любите сказки? А знаете ли вы, из чего они складываются?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с помощью чего мы передаём свои мысли, высказывания?

Дети: С помощью предложений.

Воспитатель: А предложения состоят из….(слов), а слова…(из букв). А чем отличается буква от звука? (буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим)

Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

А как их различить?

Почему же звуки называют гласными? (Гласные звуки можно петь. Они не встречают никаких преград при произношении)

А какие звуки называют согласными? (при произношении согласных встречаются преграды).

Василиса: Я вижу, что мой клубочек не ошибся и привёл меня по правильному адресу. И думаю, что вас очень заинтересует моя волшебная книга.

Воспитатель: Да, Василиса, ведь наши ребята будущие первоклассники. Они очень любознательные и каждый день открывают для себя что-то новое и интересное.

Василиса: Будущие первоклассники? Ну, тогда я не ошиблась адресом. Ведь в моей книге спрятались советы для будущих первоклассников от героев сказок. Но получить вы их сможете, если выполните все задания из волшебной книги. Вы готовы? (Да) Ну тогда открываем первую страницу .

На первой странице нарисована, конечно же, я. Ребята, а с какого звука начинается моё имя?

Дети: Со звука «В».

Василиса: Правильно со звука «В».

Воспитатель: Ребятки, вы догадались, с каким новым звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком «В»). Я знаю, что вы уже научились различать твёрдые и мягкие согласные. А какой звук в имени Василиса? (твёрдый звук «В»). У твёрдого звука «В» есть ещё мягкий братец, который произносится……может кто-нибудь догадается? («Вь»). Звуки «В» и «Вь» на письме обозначаются буквой «Вэ».

(показ буквы, стихотворение)

Как будто крендель испекли,

Василиса: А чтобы вы лучше запомнили, как пишется буква «Вэ», давайте напишем её воздухом.

(дыхательная гимнастика, музыка вьюги)

Воспитатель: Вы слышите эти звуки?

Василиса: Я думаю, нам нужно открывать следующую страницу.

Воспитатель: Интересно, в какую же сказку мы попали? (Снежная королева)

Василиса: Ребятки, мальчик Кай из сказки Андерсена «Снежная королева» просит нас ему помочь. Если он не разгадает ребус, то никогда не сможет освободиться от чар злой королевы.

Воспитатель: А ребята смогут проанализировать это слово.

(проводится звуковой анализ слова)

Василиса: Молодцы! Помогли Каю.

(звучит музыка Буратино)

Слышите, по-моему, это музыка из сказки….

Василиса: Вы совершенно правы. Этот сказочный герой задорный и озорной, да это и не случайно. Под такую весёлую музыку просто невозможно устоять на месте. Выходите в круг.

(динамическая пауза под музыку Буратино)

Василиса: Размялись, повеселились? А помните, Буратино тоже много веселился, а в школу так и не попал. Вот чтобы у нас с вами так не получилось, давайте переходить к следующему заданию. Придумайте слова, которые начинаются на букву «В». А помогут нам слоговые окошечки. В первом окошечке у всех буква «Вэ», а гласную выберите самостоятельно. Это начало слова.

Игра «Дополни слово».

(детям раздаются слоги ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ, ВЕ )

А теперь ко мне подойдут те, кто считает, что у них первый звук твёрдый, а к Василисе те, у кого первый звук мягкий. Назовите, какие слова вы придумали?

ВА – ваза, валенки, вата, корова. ВО – вода, воз, ворона, вор. ВУ – вулкан, вуаль, вундеркинд. ВИ – вид, вишня, вилка, винт. ВЫ – вывод, выход, выдра, выхухоль.

ВЕ – вешалка, вещь, век, веник, ветер. ВЯ – вяжет.

Василиса: Ну, ребята, вы просто молодцы!

(звучит музыка Золушки)

Кто же наш следующий герой? А может героиня?

Воспитатель: Золушка хочет попасть на бал. Но мачеха дала ей столько заданий…. Ребята ведь мы ей поможем? Занимайте свои места.

Игра «Расшифруй слово».

Мачеха приказала Золушке приготовить праздничное чаепитие. А что она поставит на стол вы узнаете, расшифровав слова.

– по модели (кекс, торт, зефир, чай );

– по символам (варенье, ватрушка, повидло, вилка );

– по картинкам (блюдце, чашка, ложка, ваза ).

В каждой группе есть лишнее слово. Как вы думаете какое? А ещё нужно составить предложение с каждым из этих слов: первое предложение, чтобы в конце стояла точка, второе – в конце восклицательный знак, а третье – вопросительное.

Василиса: Ребята, какие же вы замечательные помощники! Нам уже пора переворачивать следующую страницу волшебной книги.

Дети: Это иллюстрация из сказки «Двенадцать месяцев».

Воспитатель: В этой сказке

Василиса: Какие вы сообразительные и с этим заданием справились. Помогли падчерице выполнить задание злой мачехи. Но вы, конечно же, знаете, что только в сказке апрель может прийти раньше времени, и опередить какой месяц….(март). Но всё равно весна вступает в свои права. Слышите её звуки?

(звуки весенней природы, релаксация)

Воспитатель: Ребятки, мне даже на мгновение показалось, что в нашей группе наступила весна. А какая она? Какой вы её себе представляете? Давайте расскажем о ней. А помогут нам в этом опорные картинки. Выбирайте ту, которая вам понравится и присаживайтесь. Начинаем с первой картинки.

  1. Изображение весны – Наступила весна.
  2. Солнце – Ярко светит солнце.
  3. Облака – По небу плывут облака.
  4. Снежинки с каплями – Тает рыхлый снег.
  5. Ручеёк с колокольчиком – Побежали звонкие ручейки.
  6. Проталины – Появились тёмные проталины.
  7. Ветка с почками – На деревьях набухают почки.
  8. Подснежник – Распустились первые весенние цветы.
  9. Птицы – Вернулись с юга перелётные птицы.
  10. Гнездо – Птицы строят уютные гнёзда.
  11. Птица, ветка с почками, подснежник – Природа весной оживает.

(один из детей повторяет весь рассказ)

Василиса: Какую красивую картину весны вы нарисовали. Но нам пора переворачивать следующую страницу. Ах, но это уже последняя. А вот и мудрые советы от сказочных героев, о которых я вам говорила.

  1. На уроке обязательно слушайте всё…. внимательно!
  2. Обязан каждый ученик держать в порядке свой…. дневник!
  3. Если задали урок, приготовь уроки…. в срок!
  4. Не устраивайте драки словно кошки и …. собаки!
  5. Школьник должен быть опрятным, вежливым и …. аккуратным!
  6. Вставайте дружно всякий раз когда учитель входит…. в класс!
  7. Ответить хочешь – не шуми, а тихо…. руку подними!
  8. Если прозвенел звонок, торопитесь на…. урок!

Воспитатель: Большое спасибо тебе, Василиса, за такие советы. Я уверена, ребята их очень хорошо запомнят, и они им обязательно пригодятся в школе.

Василиса: Ребятки, вы молодцы. Очень не хочется от вас уходить. Но мне уже пора возвращаться обратно в сказку. Удачи вам в школе. До новых встреч на страницах сказок. До свидания.

Воспитатель: Нам тоже очень жаль, что приходится прощаться. До свидания, Василиса.

Ребята, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались? Кому помогали?

(Каю, Золушке, Буратино) С какой буквой познакомились? (буква «Вэ» и звуки «В» и «Вь») Вам было интересно? Ну что же, я очень рада. Наше с вами путешествие по волшебной книге сказок окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Л итературные источники:

  1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры – занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Журова Л.Е., Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. – М.: Школьная Пресса, 2001.
  3. Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  4. Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное занятие позволяет сформировать у детей умение пересказывать знакомую сказку с опорой на мнемотаблицу, совместно с воспитателем. Побуждать детей выразительно передавать диалоги персонажей с.

Обучение пересказу в старшей группе для детей с ТНР в игровой форме.

Огромное значение в жизни ребенка имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является д.

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто.

конспект по обучению грамоте в старшей группе.

Тема «Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»Задачи:ОбразовательныеФормировать навыки связного, последов.

Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми 6-7 лет

Цель занятия: Повторение и закрепление звуков.

– закрепить умение находить место звука в словах;

– закрепить умения делить слова на слоги;

– закрепить знания о гласных и согласных звуках, об их различии;

– совершенствовать диалогическую, устную речь.

– развивать логическое мышление, внимание;

– развивать мелкую моторику пальцев рук;

– развивать фонематический слух детей.

– воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помогать

– воспитывать интерес к сказкам, несущим доброту, справедливость.

Оборудование: дерево-яблоня, яблоки с заданиями, печка, рядом лист с пирогами, речка с рыбками-заданиями, предметные картинки, тетради, карандаши, воздушные шары по количеству детей для сюрпризного момента.

Ход занятия: Входит воспитатель в народном костюме сказочницы, здоровается с детьми.

– Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать:

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька спаси меня,

Реченька спаси меня,

Правильно гуси – лебеди.

– Ребята, нам пришло письмо от Аленушки, она прости найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?

Я вас поведу вас по сказке, со мной вы можете ничего не бояться, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Са-са-са – ждут в пути нас чудеса!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза).

Ребята, вот и попали мы с вами в сказку (воспитатель обводит рукой все сказочные декорации, дети рассаживаются на стульчики возле сказочных декораций).

А скажите мне дети, где живет Баба-Яга? (в дремучем лесу).

А что там творится? Вот послушайте.

В лесу волки воют у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с.

А теперь все вместе повторим ( дети повторяют 2 раза).

Что мы с вами произнесли? ( звуки).

Что такое звуки, ребята? ( мы их слышим и произносим).

Итак, наше путешествие начинается.

– Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (яблоня).

Давайте, спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли?

В этой сказке на яблоньке висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше (воспитатель срывает яблоко и читает детям задание, показывает предметные картинки):

Задание 1. Определите место звука в словах.

Что изображено на картинках? Какой звук находится в начале слова?

(3 картинки арбуз, дом, собака).

Какой звук находится в конце этих слов?

(2 картинки – банан, машина).

Молодцы! Справились с заданием, все у нас с вами получается. Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти послушайте(воспитатель произносит слова, показывая движения).

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком(показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (3 раза).

Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные рыбки да непростые, а с заданиями.

Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню?

Чтобы пройти через речку, надо правильно определить согласные и гласные звуки, с которых начинаются слова на карточках. А вот и рыбки с заданиями

(3 карточки с изображением барабана, карандаша, очками).

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.

Вот дошли мы с вами до печки, устали (садимся на стульчики).

Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то все готово.

Воспитатель берет пирожок (импровизация с горячим пирожком и читает задание).

Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове (на слух). Воспитатель объясняет детям, как делить слова на слоги: подставить к подбородку руки и произносить слова, сколько раз подбородочек ударится о руку, столько и слогов в слове, попробуем: де-ре-во, печ-ка, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги.

Молодцы справились с заданием.

Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.

Ой, ребята, смотрите что это? Воспитатель находит возле печки перышко.

Ребята, гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли. Воспитатель переворачивает перышко, да здесь же загадка, отгадаем?

На курьих ножках (изба).

Ребята, не отдает нам Баба Яга Иванушку, давайте задобрим ее, красиво украсим избушку на курьих ножках, может быть тогда она отпустит его.

Дети рассаживаются за столы, где перед ними рисунок избушки Бабы Яги и простые карандаши, воспитатель объясняет задание.

Дети работают в тетради. Штриховка избушки. Во время выполнения задания воспитатель помогает детям.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие со сказкой»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие со сказкой»»

СП ГБОУ СОШ №10 « ОЦ ЛИК» детский сад №16

Конспект занятия по обучению грамоте

старший дошкольный возраст

« Путешествие со сказкой»

Разработала: Татаркина Е.М.

г. Отрадный 2016

Конспект занятия по обучению грамоте

«Путешествие со сказкой»

Старший дошкольный возраст

Цель: закрепление звуков[м] и [м’].

Закреплять представление о графическом обозначении звуков [м] и [м’];

Развивать умение давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;

Закреплять умение выделять звуки из состава слова;

Развивать умение дифференцировать звуки по твердости – мягкости;

Развивать зрительно-пространственную ориентировку, память;

Развивать умение выполнять позиционный анализ;

Способствовать повышению самооценки детей.

Карта и флажок-метка, буквы М, А, Г, Н, И, Т;

Коллаж «М» по количеству детей с изображением сказочных героев (Муха Цокотуха, Мальвина, Маша и медведь, Емеля, Гном, Дюймовочка, пчелка Мила);

Схема характеристики звуков;

Карточки с изображением сказочных героев;

Сигналы синего и зеленого цвета;

Картон по количеству детей;

Цветные карандаши (синий, зеленый) по количеству детей;

«Деньги» – буквы М синего и зеленого цвета;

8 магнитов со смайликами.

– Ребята, посмотрите: к вам в группу прилетел воздушный шар.

– Кто же к вам прилетел?

– Странно! В корзине никого нет!

– Здесь только письмо. Давайте прочтем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам сказочные герои из сказочной страны. Мы приготовили для вас сюрприз. А какой сюрприз, вы должны догадаться сами.Вас ждут испытания, с которыми вы обязательно справитесь. После каждого испытания для вас будет открываться одна буква в названии сюрприза. А чтобы вы не заблудились, мы высылаем вам карту. Счастливого пути!»

Сообщение темы занятия:

– Давайте посмотрим, кто же хочет нас испытать.

Показ коллажа с изображением сказочных героев.

– По карте первое испытание для вас приготовила Муха Цокотуха.

– Какая любимая буква у героев сказок, изображенных здесь?

– Конечно, буква М.

– И для вас открывается первая буква в названии сюрприза. Буква М.

– Я думаю, что все наши испытания сегодня будут связаны именно с этой буквой.

– Вы готовы к испытаниям? Тогда вперед!

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам:

-Проверим по карте, к кому обратиться за следующим испытанием.

– Второе испытание для вас от Маши и медведя.

– Какие звуки обозначаются буквой М?

Характеристика звуков [м] и [м’] по схеме

– Испытание было не простое, но вы отлично с ним справились. Для вас открывается следующая буква. Буква А.

Дифференциация звуков по твердости – мягкости:

-Емеля любит играть на гармошке и у него отличный слух. И в следующем испытании он желает проверить ваш слух.

– В правой руке у вас сигнал синего цвета, обозначающий твердый звук. Вы будете поднимать этот сигнал, если услышите [м].

– В левой руке – сигнал зеленого цвета, обозначающий мягкий звук. Вы будете его поднимать, если услышите [м’].

Звуки: м, м’, о, у, м’, а, м

Слоги: ма, му, ме, мы, ми

– Испытание пройдено, открывается третья буква. Буква Г.

– Пчелка Мила приглашает вас в магазин.

– У каждого из вас есть деньги – это буквы М синего и зеленого цвета.

– На деньги синего цвета можно купить картинку, в названии которой есть твердый звук [м].

– На деньги зеленого цвета можно купить картинку, в названии которой есть мягкий звук [м’].

– Вы отлично справились с испытанием, открывается четвертая буква. Буква Н.

Зрительно-пространственная ориентировка, память:

– Четвертое испытание приготовила вам Мальвина.

– Мальвина любит всех учить, как в школе. Вот и вы сегодня ненадолго станете ее учениками.

Игра «Кто где находится?»

– Изображение какого героя находится в правом верхнем углу?

– В левом нижнем углу?

– Между медведем и Милой?

– Под изображением Милы?

– Над изображением мухи?

– А сейчас внимательно посмотрите на рисунки и запомните, кто из героев где находится.

Игра «Запомни и назови». Коллаж закрывается, задаются те же вопросы.

– Все назвалиправильно и открывается пятая буква. Буква И.

– А следующее испытание для вас приготовил гном.

– Вы уже знаете, что звуки могут стоять в начале, середине и в конце слова.

– Мы с вами уже определили, что в именах наших героев встречаются звуки [м] и [м’].

– Ваша задача, найти место звука в слове (в начале, середине или в конце слова).

Проводится позиционный анализ.

– Открывается шестая буква. Буква Т.

– Сейчас мы уже можем прочитать слово и узнать, какой сюрприз приготовили вам сказочные герои.

– Странно, почему же сказочные герои решили подарить вам магнит?

– Кажется, я догадалась.

– В сказках всегда происходят чудеса. Вот и магнит может творить чудеса.

– Слово мы с вами отгадали. А где же сюрприз?

– Посмотрите, а ведь у меня есть еще одно испытание от Дюймовочки.

– Нужно ответить на вопросы Дюймовочки.

– Какие звуки обозначают буквой М?

– Чем отличаются звуки [м] и [м’]?

– Чем похожи звуки [м] и [м’]?

– На все вопросы мы ответили.

– И, наконец, нам открылась последняя карточка.

– Здесь изображен мяч.

– Значит, сюрприз должен быть где-то рядом с мячом.

Дети находят сюрприз

– Обратите внимание на свои магниты. Они похожи на веселых человечков, у которых все всегда получается.

– Вспомните, какие испытания вы прошли и прикрепите свой магнитик к тому герою, чье испытание было для вас самым легким.

– А сейчас, когда все испытания пройдены, самое время заняться очень полезным и увлекательным делом: раскрасить наших сказочных героев.

Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2014.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Пишут вам сказочные герои из сказочной страны. Мы приготовили для вас сюрприз. А какой сюрприз, вы должны догадаться сами. Вас ждут испытания, с которыми вы обязательно справитесь. После каждого испытания для вас будет открываться одна буква в названии сюрприза. А чтобы вы не заблудились, мы высылаем вам карту.

Занятие по обучению грамоте “Путешествие по сказке “Гуси лебеди”

Занятие по обучению грамоте для детей 5-6 лет “Путешествие по сказке Гуси-лебеди”

Содержимое разработки

Занятие по обучению грамоте “Путешествие по сказке “Гуси лебеди”

19.11.2016.ЛымарьН.Н. воспитатель КГУ «Средняя школа №3».

Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.

Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги.

Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.

Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность.

Воспитывать желание помочь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к птицам.

Предшествующая работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди» отгадывание загадок, беседа о птицах.

Оборудование: дерево-яблоня, печка, речка, фишки цветные, предметные картинки, тетради, карандаши, яблоко, корзина с яблоками, картинка синицы.

2 Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.

В сказке небо синее

В сказке птицы страшные

Яблонька спаси меня

Реченька спаси меня

-Ребята, нам пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к бабе-яге. Поможем Аленушке? Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Са-са –са- ждут в пути нас чудеса.

(Выбегает баба-яга под музыку)

Вы зачем сюда явились? Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его.

Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)

В лесу воют волки у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

Что мы произнесли? (Звуки)

Что такое звуки ?( мы слышим , произносим)

Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных ?

-Ребята, смотрите дерево? Что за дерево?(яблоня). Давайте, спросим у яблони куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

1. Поиграйте с яблоком. Игра «Звуки потерялся».

(передаем яблоко называя слово)

…арелка, …тул, …осуда, …ыба, …уртка, …каф, …ожка, …ираф, …илка.

Молодцы! Справились с заданием. Идем дальше.

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-яга живет (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая? ( грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

2. Ребята смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Давайте, спросим. Речка, речка куда гуси-лебеди полетели? Нам нужно пойти через речку. Чтобы пройти через речку, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках.

(Работа с карточками и фишками)

Молодцы, ребята! Справились. Вот мы с вами прошли речку.

3. Встречаем печку

Печка-печка куда гуси-лебеди полетели? Определите место звука а в словах задания к нам прилетели синичка. Она хочет нам помочь. Как и в слове, у синички есть начало-голова, середина -тело, конец-хвост. Где у нас летом живут синица? А зимой? Почему?

Синицы приносят большую пользу лесам, паркам и садам.

Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сами.

(Выполнение задания, Идем дальше.)

Это деревья в лесу

Это деревья в лесу

Руки подняли плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут тоже

Покажем, руки положим назад.

(Баба-яга выбегает под музыку)

4. Отгадайте загадку

На курьих ножках

Звуковой анализ слова изба

Ск-ко звуков в слове? (4)

2 зв? (з)согласный, твердый, звонкий.

3 зв? (6)согласный, твердый, звонкий.

Сколько слогов в этом слове? Молодцы!

Баба-Яга, не отдам Иванушку, заштрихуете мою избушку, тогда отпущу.

5. Работа в тетради

Баба-яга: Вы справились заданиями, забирайте своего Иванушку.

Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой бабы-яги. Вам яблоня передала яблоки,

Занятие по обучению грамоте в классе предшкольной подготовки «Путешествие в Изумрудный город»

19.11.2013г. Лымарь Н.Н. воспитатель КГУ «Средняя школа №3».

Тема: «Путешествие в Изумрудный город».

• Повторить и закрепить знания о звуках и буквах.

• Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.

• Закрепить умение делить слова на слоги, выделять ударный слог.

• Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.

• Закреплять умение составлять предложение с заданным словом.

• Развивать мелкую моторику руки.

• Развивать логическое мышление, речь.

• Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.

Предварительная работа: чтение книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города», дидактические игры по развитию речи.

• Предметные картинки на мягкий и твердый согласные звуки;

• Конверт с письмом;

• Запись «Песенки Элли» для физминутки;

• Карточки с «заколдованными» буквами;

• Фишки синего, зелёного и красного цвета, звуковые дорожки для звукового анализа слова;

• Наборы для записи схемы предложения;

• Рисунок «замкА» и «зАмка»,

• Тетради и карандаши для штриховки.

Вос-ль: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда и зачем сейчас узнаем. Ребята, посмотрите, что это там за окном? (обращаю внимание на воздушный шарик за окном)

Вос-ль: Давайте посмотрим, от кого же это послание.

«Ребята, злая волшебница Бастинда похитила у жителей Изумрудного города все звуки. Теперь они не могут говорить. Помогите нам, пожалуйста, вернуть их!!»

Вос-ль: Ну что, ребята, поможем?

Дети: Конечно, поможем.

Вос-ль: Тогда отправляемся в путь.

Вос-ль: Вот мы с вами в лесу, на лесной поляне.

Где шелестят листья ш-ш-ш-ш

Летают жуки ж-ж-ж

Ползают змеи с-с-с-с

Рычат саблезубые тигры р-р-р-р

Вос-ль: Ребята, что мы сейчас с вами произнесли?

Вос-ль: Что такое звук?

Дети: Это то, что мы произносим и слышим.

Вос-ль: А на какие две группы делятся звуки?

Дети: Гласные и согласные звуки.

Вос-ль: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: Когда мы произносим гласные звуки, нам не мешают губы и зубы, а согласные наоборот.

Вос-ль: Какими бывают согласные звуки?

Дети: Твердыми и мягкими.

Игровое задание «Пройди по болоту»

Вос-ль: Перед нами болото. По болоту идти далеко, по болоту идти нелегко. Чтобы пройти по нему, надо правильно определить твердые и мягкие звуки, с которых начинаются слова на карточках, и соотнести их с «кочками» на болоте. Зеленая кочка – мягкий согласный звук, синяя – твердый согласный звук.

Дети выполняют задание, объясняют свой выбор.

Вос-ль: Ребята, в Изумрудной стране жители очень любят всё, что может быть зеленого цвета. Попробуйте отгадать загадки, а отгаданное слово разделить на слоги.

• Он зелёный у цветов

Встретить солнышко готов

Свеж, изящен, шелковист

Изумрудный тонкий …….(лист)

• Жидкость из аптечной банки

Нам немножко щиплет ранки.

Маме, папе и ребенку

Лечит ссадины….. (зеленка)

• На зелёной на опушке

Две зеленые лягушки

Громко квакали: «Ква-ква!

«Зелена вокруг трава!»

Эти громкие квакушки

Звучит музыка из мультфильма «Волшебник Изумрудного города»

Выполняется физминутка под фонограмму.

Вос-ль: Ребята, Бастинда заколдовала не только звуки, но и буквы, которые их обозначают. А чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Буквы можно увидеть и написать, а звуки нет.

Вос-ль: Давайте расколдуем буквы.

Дети называют буквы, дописывают их.

Вос-ль: Вот мы около стен Изумрудного замка. Но где же он? Мы видим только «ЗАМОК»

Давайте попробуем разобраться, в чем дело? А сначала сделаем звуковой анализ слова «ЗАМОК». Может тогда всё станет ясно.

Проводится звуковой анализ слова «ЗАМОК»

З – первый звук в слове «замок» согласный, звонкий, твердый, обозначается синей фишкой;

А- второй звук в слове «замок» гласный, обозначается красной фишкой;

М- третий звук в слове, согласный звук, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой;

О- четвёртый звук в слове «замок» гласный, обозначаем красной фишкой;

К- пятый звук в слове согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой.

Вос-ль: сколько звуков в слове «ЗАМОК»? (пять звуков)

Сколько слогов в слове? (два слога)

Почему? (потому, что в слове два гласных звука)

Какой слог в слове ударный? ( Ударный второй слог)

Ребята, так как же нам превратить «ЗАМООООК» в «ЗААААМОК»?

Дети: Нужно перенести ударение на первый слог в слове.

Меняю картинку с замкОм на картинку с зАмком.

Вос-ль: Ребята, давайте составим предложение со словом « зАмок» и запишем его схемой.

Сцепить пальцы в «замок», произнести

На двери весит замок,

Кто его открыть бы смог?

Не расцепляя пальцев, постучать ладонями

Покрутить сцепленными пальцами

Расцепить пальцы, развести руки в стороны.

Вос-ль: А теперь давайте наш зАмок заштрихуем.

Звучит мелодичное звучание колокольчиков.

Вос-ль: Вот и закончилось наше путешествие к Изумрудному городу. Мы вернули её жителям звуки. Теперь они снова могут слышать и произносить их.

Выходит ребенок и выносит шкатулку с зелеными камешками – «изумрудами»

Вос-ль: Это подарок вам от благодарных жителей Изумрудного города.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке»

Лариса Сусликова
Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке»

Занятие по обучению грамоте

«Путешествие по сказке»

Цель занятия: Систематизировать знания детей по обучению грамоте.

Закрепление знаний о звуках, умения различать гласные и согласные звуки.

Закрепление навыков чтения.

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза,

Закрепление навыков умения ориентироваться в слове

Развитие смысловой стороны речи;

Развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Активизация зрительной функции прослеживания.

Развитие речи, внимания, памяти, творческого воображения.

Развитие логического мышления.

Воспитание умения работать коллективно.

Формирование социального партнёрства, желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности

Сюрпризный и игровой моменты.

Создание проблемной ситуации.

Показ и рассматривание иллюстраций.

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Рассматривание иллюстраций по сказке.

Коррекционно – развивающая образовательная деятельность по обучению грамоте.

Сказочный конверт с письмом; предметные картинки: гуси-лебеди, яблоня, печка, речка, мальчик, девочка, цветы; макет печки; пирожки с буквами; сигнальные карточки для определения характеристики звуков; искусственная яблоня с яблоками; схемы-карточки для определения места звука в слове; картинки-бревнышки; текст рассказа «Яблоня».

Ход занятия:

Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно от кого она?

В ней всего лишь одно слово написано «Помогите!» и картинки нарисованы: гуси-лебеди, яблоня, речка, печка, мальчик, девочка. Видимо, тот, кто ее прислал, не умеет писать.

Ребята, вы не догадались, герой какой сказки просит нас о помощи? (ответы детей)

Правильно, Аленушка из сказки «Гуси-лебеди».

Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.

Ребята, а как вы догадались? (по картинкам из телеграммы)

(картинки расположены на фланелеграфе)

Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам картинки. (дети по очереди рассказывают)

Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке и помочь Аленушке? Тогда давайте отправимся прямо сейчас.

Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

А вот и печка стоит.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Молчит печка, не отвечает.

Посмотрите, а в печке пирожок лежит, не простой, а с заданиями. Выполним их, тогда и скажет печка, куда гуси-лебеди полетели.

Задание №1. Достаньте из печки пирожки с буквами. На красный поднос положите пирожки с буквами, обозначающими гласные звуки. А на синий – пирожки с буквами, обозначающими согласные звуки. (дети по очереди подходят и выполняют задания)

Скажите, какие звуки называют гласными? (ответы детей)

А какие есть еще звуки? (согласные звуки)

Логопед читает стихотворение.

Звуки эти разные гласные, согласные:

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Аленку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

А у согласных свой характер:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Задание №2. У печки есть еще одно задание. Определить какой первый звук в слове гласный, согласный, согласный твердый, согласный мягкий и выбрать сигнальную карточку нужного цвета. (аист, кот, игра, пол, мишка, улитка, лимон, этажерка, торт). Будьте внимательны, если кто-то ошибется, мы не сможем найти Иванушку.

Игра «Поможем яблоньке». Закрепление умения составлять слова из слогов.

Перед нами яблоня с необыкновенными яблоками. А на самом красивом яблоке задания. Поможем яблоньке освободиться от яблок, выполним задания, тогда и скажет нам она, куда идти дальше искать Иванушку.

Задание №1. Прочтите слоги, написанные на моих яблочках. (дети по очереди срывают яблоки, читают слоги)

Задание №2. Составьте слова из слогов, но прежде вспомните правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. (ла, си, лам, ло, гу, па, та; лоси, гуси, лопата, лампа, сила)

Развитие фонематических представлений, умение соотносить звук и букву. Работа с кассами букв.

Задание №3. А теперь яблонька предлагает поиграть со своими упавшими яблочками. Яблочки эти тоже не простые, они с картинками. Названия картинок я буду передавать по звукам. А вы из букв разрезной азбуки на наборном полотне выложите слова. (лук, такси, капуста)

Развитие фонематических представлений, умение определять место звука в слове.

Задание №4. Яблонька предлагает вам еще одну игру «Доскажи словечко». Вам нужно определить место звука <Р>в досказанных словах по карточкам-схемам.

– Лесники ее домой взять не захотят.

Ей не скажешь «Кошка, брысь»,

Потому, что это ….рысь.

– Я взял муку, я взял творог

Испек рассыпчатый ….пирог.

– Кто альбом раскрасит наш

Ну конечно ….карандаш.

– Где обедал воробей

В зоопарке у ….зверей.

Впереди у нас дальняя дорога. Давайте отдохнем. Выполним пальчиковую гимнастику.

Закрепление умения составлять предложения по схеме.

Яблонька нам дальше путь указывает. К речке нас направляет. В речке рыбка плавает. Давайте поймаем ее, может она нам поможет. На рыбке задание. Речка просит нас построить мостик из бревен, что на берегу лежат. К каждому бревнышку прикреплена картинка. Мы сможем положить бревнышко только тогда, когда составим предложение по картинке. (дети по очереди берут бревнышки с картинками и составляют предложение, определяя количество слов)

Вот мы и построили мостик. Теперь можно перейти через речку. Проходите осторожнее, старайтесь не замочить ноги.

Развитие фонематического слуха, умение различать на слух звуковой состав гласные звуки.

Мы оказались на поляне с цветами. На цветах написаны буквы, обозначающие гласные звуки. Выберите себе цветочек. (звучит тревожная музыка)

Летят гуси-лебеди, берегите цветы. У кого в руках цветы с гласными буквами, которые смягчают согласные, прячьтесь в зеленый круг, а у кого не смягчают – в синий круг.

Игра «В гости к Бабе – Яге». Чтение текста.

Вот, мы уже добрались до дома, где живет Баба – Яга. Посмотрите Иванушка на лавочке сидит. Баба Яга отпустит Иванушку лишь тогда, когда мы книжку почитаем. (дети читают рассказ «Яблоня» по цепочке)

Теперь мы можем забрать Иванушку.

Вот и помогли мы Аленушке. Давайте ещё раз вспомним, где побывали и что делали. Знайте, дружба, и знания всегда победят зло.

Александрова Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада”

Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Наталия Нищева: Любимые сказки: Гуси-лебеди. Конспект занятия по обучению пересказу детей 4-5 л.

Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Читайте также:  Нарушение предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР
Ссылка на основную публикацию