Задания логопеда по лексической теме «Осень»
Екатерина Владимировна Сиряк
Задания логопеда по лексической теме «Осень»
Задания логопеда по лексической теме «Осень»
Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.
— Какое сейчас время года? — Сейчас осень.
— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.
2. Помогите ребенку запомнить, что в осениможно выделить два периода:
ранняя осень и поздняя осень.
Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.
• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.
3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы организуйте беседу.
— Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое.
— А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
— Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые.
— А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые.
— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
— Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
— Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.
— Посмотри на небо. Кого ты видишь? — Перелетные птицы летят в теплые края.
4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.
Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.
Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.
7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья».
Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.
Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.
8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».
Собралися в стаи.
Ветер их уносит.
Если с нами… (осень).
9. Игра «Большой – маленький»
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
10. Игра «Один – много»
Гриб – грибы ягода – ягоды
Дерево – деревья куст – кусты
Лист – листья лужа – лужи
Дождь – дожди ветка – ветки
Сук- сучья туча – тучи.
11. Игра “Закончи предложение” на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди. (идут)
Лист падает, листья.
Цветок вянет, цветы.
Птица улетает, птицы.
Ветер дует, ветры.
Дожди идут, дождь. (идет)
Листья падают, лист.
Цветы вянут, цветок.
Птицы улетают, птица.
Ветры дуют, ветер.
12. Игра “Ответь на вопросы” в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой?. (дождливый)
День, когда дует ветер, какой?.
Дождик, который идет осенью, какой?.
Погода, когда часто идут дожди, какая?.
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая?.
13. Игра “Найди ошибки” на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
-Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
-Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
-Набухают почки, распускаются листья.
-Люди собирают урожай овощей и фруктов.
-Дикие животные не делают запасы корма.
14. Игра “Скажи наоборот” на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью.
Летом небо светлое, а осенью.
Летом день длинный, а осенью.
Летом тучи ходят высоко, а осенью.
Летом люди растят урожай, а осенью.
Летом деревья стоят одетые, а осенью.
15. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
-Лето – со снопами, осень – с пирогами.
– В ноябре зима с осенью борется.
– Холоден сентябрь, да сыт.
16. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят.
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
17. Игра «1, 2, 5»
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)
18. Игра «Наоборот»
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный
19. Игра «Подбери признак».
Осень (какая) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная…
Листья (какие) – желтые, красные, разноцветные, сухие…
20. Игра “Подбирай, называй, запоминай” на подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое) -хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое).
Ветер осенью (какой).
Дождь осенью (какой).
Листья осенью (какие).
Осенью листья (что делают) -краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Осенью дождь (что делает).
Осенью солнце (что делает).
Осенью птицы (что делают).
21. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику.
Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.
22. Развитие мелкой моторики
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол
23. Отгадайте загадки.
Золотые тихие рощи и сады, нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром
Спать ложится солнышко раньше с каждым днём. (Осенью)
Прошла по лугам, по лесам и полям.
Припасы на год заготовила нам.
Упрятала их в погреба, закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима!» (Осень)
Вот наступила учёбы пора
С ранцами в школу спешит детвора.
У первоклассников в ранце «Букварь»
Как называется месяц? (Сентябрь)
В золоте стоят леса.
На лазурны небеса часто тучи набегают,
Скучный дождик проливают. (Октябрь)
Всё мрачней лицо природы.
Оголились все леса.
Смолкли птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Тучка по небу гуляла,
Туча бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки. (Дождь.)
Я берёзу качну, я тебя подтолкну.
Налечу, засвищу, даже шапку утащу. (Ветер)
Интегрированная (ООД) музыкального руководителя и логопеда по лексической теме «Дикие животные и их детёныши» Цели: Образовательная: Закрепление знаний и представлений детей о диких животных и их детёнышей. Совершенствование грамматического строя.
Интегрированное занятие в разновозрастной группе по лексической теме «Что нам осень принесла?» Курочкина Е. А. План-конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе Тема. «Овощи в корзинке». Цель: – закрепить понятие «Овощи».
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Осень» Цель: Уточнение и развитие лексико-грамматических представлений и связных высказываний по теме «Осень». Задачи: 1. Расширить и активизировать.
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Тема: «Порядковый счёт”.
Конспект открытого занятия по лексической теме «Осень» для развития связной речи Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга.
Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с ТНР по лексической теме «Осень. Грибы» Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми в подготовительной группе с диагнозом: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие.
Летние задания логопеда ДОУ Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наступила долгожданная и всеми любимая пора, время каникул и отпусков. Для детей лето – это возможность.
Логопедические домашние задания на лето. Рекомендации логопеда на летний период Логопедические домашние задания на лето Рекомендации логопеда на летний период. Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не.
Методическое пособие лэпбук по лексической теме «Весна» в работе логопеда Димитриева Оксана Методическое пособие-лэпбук по лексической теме «Весна» Пояснительная записка к пособию лэпбук «Весна» Создавать данную.
Логочас по теме “Осень”
Содержимое публикации
Лексическая тема: «Осень»
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
названия времён года, осенних месяцев, листопад, урожай, заморозки, дождь, лужа, слякоть, ягоды, грибы, лукошко, стая, клин, вереница, берлога, дупло, запасы, листва, пора, названия деревьев, диких животных, перелётных птиц; плащ, сапоги, портфель, школа, зонт
Глагольный словарь:
похолодать, опадать, кружиться, шелестеть, запасать, менять, засыхать, сушить, дуть, моросить, подмерзать
Словарь признаков:
ранняя, поздняя, золотая, пасмурная, осенняя, мокрый, хмурый, перелётные
Словарь наречий:
мокро, сыро, ненастно, пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ветрено, хмуро
В:Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг ,
Мы по кругу все пойдём и в осенний лес зайдём (Музыка
В: (Воспитатель влючает видеопрезентацию «Осень в лесу».)
Д: (Дети подходят и слушают песенку об осени.)
В: Ребята, о каком времени года поётся в песенке?
Д: Об осени.
В: А сейчас какое время года?
Д: Осень.
В:-назовите осенние месяцы;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
Упражнения для языка
Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом . Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.
Мелькает беличий хвостик . Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.
Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.
Почистим зубки . Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались
Вдыхаем аромат леса . Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох
Игра «Осенние слова».
– А сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.
ОПАДАЮТ, ПОСПЕВАЮТ, РАСЦВЕТАЮТ, ХМУРАЯ, ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗОЛОТАЯ, ЖАРКО, ДОЖДЛИВАЯ, ТАЕТ, ТЕПЛЕЕТ, УЛЕТАЮТ
Ветерок предлагает вам Составь связный рассказ «Осень» по первым словам в предложении;
Прошло лето и наступила .
Дни стали. Подул. Стало. Люди одеваются. На деревьях. На землю. Моросит.
вядает. На юг. Люди собирают. Скоро наступит …
В: Осенний ветерок приглашает нас в лес на прогулку. Встанем в круг и приготовим ручки.,возьмем шарики и поиграем(шарики су-джок)
Упражнение «Поздняя осень»
Цель:
– развивать ручную умелость и мелкую моторику;
– нормализовать мышечный тонус;
– стимулировать речевые области в коре головного мозга;
– закрепить словарь по лексической теме.
Оборудование: массажные мячики.
Солнышко греет уже еле – еле, перелетные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре –
Поздняя осень стоит на дворе.
Маме осенний букет отнесем.
(Дети катают Су – Джок между ладонями.)
В: Ещё ветерок хочет проверить, насколько вы внимательны. Сейчас он будет произносить слова, а вы постараетесь их запомнить и определить, какое слово лишнее.
Игра» Четвёртый лишний» (развитие слуховой памяти)
Ива – осина-огурец – берёза
Д: (повторяют слова и говорят лишнее слово, обосновывая свой ответ)
Лишний огурец – это овощ, а ива, осина, берёза – деревья.
В: Кедр – яблоко – сосна – пихта
Д: Яблоко лишнее – это фрукт, а кедр, сосна, пихта – деревья.
В: Тополь – рябина – мухомор – клён
Д: Гриб – лишнее слово, а тополь, рябина, пихта – деревья.
Игры в сухом бассейне
Скажите, с каким звуком мы знакомились на этой недели.
-Я вам предлагаю найти шарики с картинками, названия которых начинаются на звук О.
Закрепляют понятие «гласный звук»
В:Какая буква нам нужна, чтобы обозначить ее на письме, подойдите к столу с песком и выбирите ее. (все дети выбирают по букве)
Индивидуальная работа:
1.Нарисуйте ее на песке, укрась камушками (1 ребенок)(стол с песком)
Как вы думаете, мы с вами сможем сделать такую же букву из нашей волшебной проволоки.
Дети делают из мягкой проволоки и мозаики букву О.(2ребенка)
Остальные в рабочих тетрадях заштриховывают букву О
В:-Молодцы, ветерок очень доволен, вы очень много работали, давайте отдохнем:
Координация речи с движением
К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу
Скачет дождик по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! – Дети стоят лицом в круг;
Он пускает пузыри. ритмичные приседания
Стали мокрыми кусты, Руки вверх, потряхивание кистями
Стали мокрыми цветы. Наклон, руки к полу, потряхивание кистями
Мокрый серый воробей Встали, руки вдоль тела,
Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны
Материалы по лексическим темам
пятница, 3 января 2014 г.
Лексическая тема: Осень
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
старшей и подготовительной групп
Лексическая тема “Осень”
Автор: Арефьева Л.Н.
Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом “осенний”»
Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
. дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
. сыро — сырая,
. хмуро — хмурая,
. солнечно — солнечная,
. ясно — ясная.
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Лексический строй речи
Пересказ рассказа «Осень»
После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
. холодная — жаркая,
. хорошая — плохая.
Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что?) — . ;
школьники идут с портфелями (куда?) — . ;
листья на деревьях стали (какими?) — . ;
цветы на клумбах (что сделали?) — . ;
птицы улетают (куда?) — . ;
звери делают на зиму (что?) — . ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — .
Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:
1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.
Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев
Отгадай загадки!
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)
Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)
Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»
Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».
Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
Пальчиковая гимнастика
“Осень”
Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева
Рассказываем по ролям:
— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
– Листик, листик, ты откуда?
– Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской
Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:
лексическая тема ОСЕНЬ
![]() |
осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна. наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться (небо), облетать, накрапывать. жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень), сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий . мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно. Разбросала осень листья, Разукрасила их кистью. Мы в осенний парк пойдём, В букеты листья соберём. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. (Делают волнообразные движения ладонями.) (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.) («Шагают» пальцами обеих рук.) (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.) (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на каждый (Звонко хлопают в ладони.) Меж еловых мягких лап Где сучок давно засох — Серый мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, (Поглаживают ладонями обеих рук колени.) (Постукивают по коленям пальцами обеих рук.) (Постукивают ребрам ладони по коленям.) («Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.) (Сводят руки над головой.) Координация речи с движением « Леса – чудеса » Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику, творческое воображение, закреплять в речи названия деревьев. С умным медведем. Я, и ты, и медведь Про ель, про берёзу, Про дуб, про сосну, Про солнце и звёзды Про дуб, про сосну, Про берёзу и ель, Про солнце и дождик (Идут по кругу, держась за (Усаживаются на колени дый палец с большим (То же на левой руке.) Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной — Солнце, солнце, Ты откуда? — Я из тучки золотой. — Дождик, дождик, Ты откуда? — Я из тучи грозовой. — Я из дальней стороны. Сизовой, Т. Шуйской Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса. Погости недель восемь: С обильными хлебами, С первыми снегами, С листопадом и дождём, С перелётным журавлём. Игра «Какие листья спрятались на картинке?» Цели: развивать зрительное внимание, учить узнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать строй речи (образование относительных прилагательных от существительных ). Игра « Четвёртый лишний » Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание. Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из которых изображено одно время года, а на четвёртой —другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения. Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках изображена осень. И т. п. Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом). Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат. Дубовый лист — между кленовым и берёзовым. Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д. За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше. Повторение названий осенних месяцев Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми. На тёплый юг летит журавль, Позолотил листву сентябрь, Сорвал листву с ветвей октябрь, Укрыл листву снежком ноябрь. Вопросы и задания: – Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)? – Назовите первый (второй, третий) осенний месяц. – Перечислите осенние месяцы по порядку. Игра «Какое слово не подходит?» Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. После этого дети должны назвать, какое слово лишнее и почему. осень, осенний, сено; листья, лиса, листопад, лиственный; ветер, ветреный, веретено. Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным. Игра «Поймай и раздели» Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов — названий деревьев. Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове. Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за. Игра «Назови первый звук» Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове. Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце игры подводится итог. Слова: осень, погода, дождь, ива, тополь, сосна, дуб, клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь. Игра «Сколько звуков?» Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять количество и последовательность звуков в слове. Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы: • назвать первый, второй, третий и т. д. звуки; • назвать звук перед или после заданного; • назвать звук между заданными. Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром. Игра «О чём плачет тучка?» Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии. Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек, на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв. Материалы для чтения и заучивания наизусть Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клёны, В пурпуре осинки, — только дуб зелёный. Утешает осень: «Не жалейте лета. Посмотрите — роща золотом одета». Наша осень правда золотая, Как её иначе назову? Листья, помаленьку облетая, Устилают золотом траву. Солнышко то спрячется за тучей, То раскинет жёлтые лучи. И сидит поджаристый, пахучий, С золотистой коркой хлеб в печи. Яблоки, скуластые, крутые, То и дело шлёпаются вниз, И зерна потоки золотые Из колхоза морем разлились. Листву рассыпает метель золотая, Я в парке сижу и о чём-то мечтаю. Над лавочкой старой лист клёна кружится И медленно мне на ладошку ложится. Такой разноцветный, нарядный, весёлый — Чудесно, что клёны растут возле школы! Осенние клёны — цветов хороводы, И жёлтый, и красный среди непогоды. Найду я зелёного капельку цвета Как отблеск последний ушедшего лета. Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют. Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. И воды не всколыхнул. Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? Все мрачней лицо природы: Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! Тексты для пересказа Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами. раздавался голосок кукушонка. Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря. хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка. – Какое время года наступило после лета? – Какие приметы осени описываются в рассказе ? – Чей голосок раздавался из дупла липы? – Почему кукушонок остался один? – Как жилось кукушонку в дупле? Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях дружке тонконогие опёнки. В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. По И. Соколову-Микитову – О каком времени года говорится в рассказе? – Какие грибы можно встретить в осеннем лесу? – Какие птицы улетели первыми? – Какие ещё птицы готовятся к отлёту? Текст для пересказа Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке. Вот он остановился, прислушался. Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле это листья с деревьев падают, шелестят. Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не оглядываться. Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев, а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы. – О каком времени года рассказ? – Кто вышел из густых ёлок? – Почему заяц прислушался? – Правильно ли заяц осторожничает ?
|