Задачи обучения детей в средней группе

Речевое развитие в средней группе.

В средней группе дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу (будем учиться правильно произносить звук «З»). Предъявляются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, говорить фразами). Появляются новые виды занятий: видеоэкскурсии, обучение рассказыванию, заучиванию стихов).

Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов. Они пытаются нам много рассказать, но захлебываются в эмоциях и слов не всегда хватает.

Поэтому стараемся задействовать речевую деятельность в режимных моментах:

Образовательные ситуации мы проводим в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах:

1. Кратковременны и протекают от – 5-6 до 10-15 минут.

2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.

Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми.

Реально-практические: рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. п.

Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.

В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Например: в утренний отрезок времени бельчонок приходит к детям в группу. Он спрашивает у детей об их настроении, о том как дети провели выходные дни. Где были, что видели, что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуации: “Предметы, которые сделаны людьми”, “Мои любимые игрушки”, “Для чего нам нужна мебель? “и т. п.

В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.

Перед мытьем рук герой загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов; дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «скользкое», «душистое» и пр. герой подбирает синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выскочило и пр., дети придумывают сравнения (выскользнуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).

Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру “Жили-были в детском саду дети”, которые очень любили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда, придумываем на что похожа одежда (шарф- это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.).

После сна проводим артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику с проговариванием текста, организовываем игры на развитие речевого дыхания: «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и пр., на развитие фонематического слуха – «Кто позвал?», «Что звучит? ».

В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей: придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.

2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме, так и форма обогащения представлений детей по теме.

Традиционные формы занятий по развитию речи:

  1. В зависимости от ведущей задачи:
  • занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
  • занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных множественного числа родительного падежа);
  • занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
  • занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);
  • занятия по ознакомлению с художественной литературой.
  1. В зависимости от применения наглядности:
  • занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.);
  • занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам),
  • картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
  • занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
  • В процессе итоговой образовательной ситуации на содержание одной темы решается несколько речевых задач. Например, итоговое обсуждение по теме “Семья” предполагает решение нескольких задач.
  • 1. Обобщить знания детей о членах семьи.
  • 2. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих членов семьи, отношений между ними, способов общения в семье, помощи по дому.
  • 3. Развивать умение составлять описательный рассказ о семье.
  • 4. Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже.
  • Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач предполагает органическое сочетание различных задач развития речи и мышления на одном занятии. Так прошло очень плодотворно интегрированное зпнятие, посвященное дню мам, празднование Дня защитника Отечества, экологическая акция «Помогите кошкам» и мы и дальше собираемся устраивать такие занятия для наших детей. После них они становятся взрослее, умнее и ответственнее.
  • Принцип единого содержания является ведущим. Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.
  • стимулируем интерес детей к описанию наглядно представленных предметов «Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали», а затем к описанию по схеме и по представлению «Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок» и другие).
  • Например: предлагаем описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, предлагаем не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Незнайка позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, («Расскажи Незнайке, объясни ему, научи Незнайку, докажи ему, что твоя отгадка правильная»).
  • Требования к организации и проведению занятий:
  • . Использование ситуаций общения как одной из форм по развитию речи детей обеспечивает постепенный переход ребенка от диалогической формы речи к монологической. При их организации мы чаще всего «шли от детей», то есть находили ситуации в детской деятельности и использовали их для развития речи детей. Например: способы знакомства и приветствия, составление рассказов об игрушках, о своей группе. Ситуации общения мы планировали на прогулках, во время игровой деятельности детей, в режимных моментах. На прогулке, во время наблюдений, задаем детям наводящие вопросы, загадываем загадки.
  • Например: “Ты опиши, а я отгадаю”, “Назови мне дерево, а я его найду”; использую подвижные игры с текстом.
  • Например: “У медведя во бору. “, “Зайцы и волк”, “Кот и мыши”, “Лохматый пёс” и другие.
  • Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии вы родители должны начинать с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы думаем,что наши усилия без вашей помощи будут недостаточны.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия воспитателей детского сада и родителей — установление доверительных отношений с родителями и воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

  • Овладение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:

– Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

– Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Технологическая карта занятия по развитию речи в средней группе

Содержимое публикации

Технологическая карта занятия

ФИО: Головина Айгуль Овлякулиевна

Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественная литература», «Познавательное развитие».

Тема занятия: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Возрастная группа: средняя группа.

Цель занятия: Способствовать формированию позитивного отношения к жизни в процессе знакомства с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания».

1) обучающая задача – Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; способствовать обогащению литературного кругозора дошкольников; побуждать рассказывать о своём понимании характеров персонажей; систематизировать, уточнять и углублять знания детей об особенностях каждого времени года.

2) развивающая задача – развивать интерес к рассказам;развивать диалогическую форму речи; развивать познавательную и речевую активность детей.

3) воспитательная задача – способствовать воспитанию чуткого читателя; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Читайте также:  Конспект занятия: Составление рассказа-описания

Дополнительные задачи:

1) дидактическая задача: учить детей различать предметы одежды по сезонам

2) игровая задача: Помочь одеть Митю на прогулку в разное время года.

Словарная работа: активизация таких слов как записная книжка, прелесть, сенокос, вволю.

Планируемый результат: умеют отличать сказку от других литературных произведений, умеют выделять признаки сказки, углубили знания об особенностях каждого времени года.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Времена года», рисование «Любимое время года», аппликация «Зима», д/и «Времена года», просмотр презентации «Времена года», слушание П. И. Чайковского «Времена года».

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, портрет писателя, книга «Четыре желания», цветочки из бумаги.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Приветствует, устанавливает зрительный и эмоциональный контакт. Проводит приветствие «С добрым утром».

Собираются вокруг воспитателя. Приветствуют.

Этап постановки проблемы.

Ввести детей в проблемную ситуацию: «Какие желания загадывал мальчик Митя и для чего?»

Актуализация знаний детей о временах года.

Уточнить знания детей о значении некоторых слов, которые встретятся в рассказе.

Настроить детей на слушание рассказа.

Создаёт условия для подведения детей к формулированию названия рассказа: загадывает загадку.

Уточняет у детей значение некоторых слов, которые встретятся в рассказе.

Знакомит с писателей Дмитрием Ушинским, рассказывает детям о сюжете рассказа.

Дети отвечают на вопросы, взаимодействуют с педагогом и между собой. Высказывают свои предположения.

Этап восприятия материала.

Познакомить детей с содержанием рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Читает рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Внимательно слушают воспитателя. Воспринимают содержание рассказа.

Этап практического решения проблемы.

Получить обратную связь от детей. Разрешить проблемную ситуацию. Провести дидактическую игру с использованием ИКТ.

Беседует с детьми по содержанию рассказа. Выясняет с детьми, характер героев, мотивы их поступков. Подводит детей к самостоятельному выводу о том, чему учит этот рассказ. Проводит дидактическую игру с использованием ИКТ.

Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают. Самостоятельно делают вывод о том, чему учит этот рассказ. Принимают активное участие в дидактической игре.

Проанализировать деятельность, подвести итоги разрешения проблемной ситуации, обобщить совместную деятельность детей по достижению целей.

Анализирует занятие с детьми, проводит рефлексию.

Отвечают на вопросы воспитателя, размышляют. Подводят итоги совместной деятельности.

Специфика организации и проведения занятий в средней группе детского сада

Занятия по математике проводятся еженедельно, начиная с сентября, в определенный день недели. Продолжительность занятий — 20 мин. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного материала. В средней группе необходимо ограничиться работой только по 2 темам. В отдельных случаях можно попутно закреплять знания и по другим темам, если их повторение составляет ограниченную часть работы над новым материалом.

Внимание детей средней группы очень неустойчиво. Необходимо использовать наглядные пособия, игровые упражнения и дидактические игры, игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием: «Найди столько же!», «Разложи по порядку!» и др. В конце занятия часто проводятся подвижные игры, включающие ходьбу и бег, которые дают детям двигательную разрядку.

Особой заботы требует развитие умения внимательно следить за действиями и ответами товарищей. Постоянно оценивая результаты работы детей, педагог приучает их контролировать свои действия, сопоставлять то, “то сделали, с тем, что надо было сделать (соответственно образцу), замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить.

Большое внимание в средней группе продолжают уделять воспитанию бережного обращения с пособия ни и умения ими правильно пользоваться. Дети поддерживают порядок в ходе работы, убираю” пособия на место. На первых занятиях раздаточный материал дают в индивидуальных наборах, а позднее (во II и III кварталах) — на общих подносах. Ребята учатся совместно пользоваться пособиями, брать счетный материал, с общего подноса, обмениваться им в ходе работы.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счет и др.).

Метод исследований. Ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. («Почему круг катится, а квадрат не катится?») Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ: «Обведите квадрат пальцем! Посмотрите, что у этой фигуры есть». Дети приобретают знания опытным путем, отражая в речи то, что непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной формы высказывания от выраженного в нем содержания, т е. устранить формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными предметами, их свойствами. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер.

Место и характер использования наглядных (образец, показ) и словесных (указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов по размерам), необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех приемов действий, их характера и последовательности, детальное и последовательное рассматривание образца. Указания побуждают детей следить за действиями педагога или вызванного к его столу ребенка, знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление непонятных детям слов и выражений.

В ходе объяснения нового детей привлекают к совместным с педагогом действиям, к выполнению отдельных действий. Они, например, могут показывать, какой длины предмет, все вместе (хором) считать предметы и т. п. Новые знания лишь постепенно приобретают для детей данного возраста свой обобщенный смысл.

Неоднократный показ новых для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно варьируются задания, приемы работы, Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усваивают знания. Педагог ставит вопросы так, чтобы новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учат пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате. Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с подсказкой, не договаривает за них. При необходимости дает образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных случаях начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Исправляя ошибки в речи, педагог предлагает повторить слова, выражения, побуждает детей опираться на наглядный материал. («Посмотри, какая полоска короче!») По мере усвоения соответствующего словаря, раскрытая смыслового значения слов дети перестают нуждаться в полном, развернутом показе.

На последующих занятиях они действуют в основном по словесной инструкции. Педагог показывает лишь отдельные приемы. Посредством ответов на вопросы ребенок повторяет инструкцию, например, говорит, какого размера полоску надо положить сначала, какую после. Дети учатся связно рассказывать о выполненном задании. Все ошибки исправляются в процессе действия с дидактическим материалом. Постепенно увеличивают объем заданий, они начинают состоять из 2—3 звеньев.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Конспект занятия по математике в средней группе «Путешествие в страну Математики»

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа , счет в пределах 5

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи:

  • продолжить закреплять прямой счёт до 5 и обратно; умение находить соседей числа; различать и называть геометрические фигуры;
  • закрепить знания цветового спектра «Палочек Кюизенера»;
  • закреплять умение определять величину предметов на основе сравнения и с помощью глазомера;
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.
  • развивать память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук, речь.
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Оборудование: билетики с нарисованными геометрическими фигурами, домики из геометрических фигур, цифры, дидактические игры.

Методы и приемы: игровые и сюрпризные моменты, проблемные ситуации, дидактические игры, показ, беседа, вопросы, обобщение, подведения итога НОД.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель приветствует детей.

Воспитатель: Что такое математика?

Воспитатель: На математике мы учимся считать, узнавать и правильно называть геометрические фигуры, сравниваем предметы по высоте, длине, ширине.

Воспитатель создает проблемную ситуацию.

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришел в гости житель страны Математики – принц Пять. Посмотрите внимательно на него. Кто мне опишет его внешность и костюм?(молодой человек с длинными тёмными волосами и в синем плаще, украшенном звёздами, на ногах сандалии).

Воспитатель: Принц Пять принес нам подарки (пятиугольник и цветок с пятью лепестками). А как вы думаете, зачем он нам принес эти предметы? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Принц Пять приглашает нас совершить путешествие в Страну Математики.

Дети, на чем можно ездить? (ответы)

А поедем мы с вами на автобусе.

Воспитатель раздает детям билетики с геометрическими фигурами. Дети садятся на стульчики со своей геометрической фигурой.

Спросить, почему ребенок сел именно на это место.

2. Организационно-практический этап

Воспитатель: Мы приехали в страну Математики (воспитатель подводит детей к мольберту).

Посмотрите, какие здесь необычные домики. Они построены из геометрических фигур. А каких? Назовите, пожалуйста, эти фигуры.

Читайте также:  Конспект занятия по автоматизации звука (Р)

Дети называют геометрические фигуры: (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).

Воспитатель: Молодцы! Все правильно назвали.

Посмотрите, а здесь есть фигура, которую нам принес принц Пять. Как она называется? (ответы детей).

А вы знаете, что из нее тоже может получиться домик. (показ домика из пятиугольника).

Воспитатель: Жители страны Математики во всём любят порядок. Вот и дома на улицах в стране Математики располагались по порядку от самого низкого к самому высокому. Но налетел сильный ветер и навёл путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от самого низкого к высокому.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Физкультминутка

Воспитатель: А теперь, ребята, пойдем дальше. В стране Математики живут не только цифры и геометрические фигуры, но и животные.

Воспитатель показывает белочку.

Посмотрите, кто это? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, Белочка собирала грибочки. Но она так торопилась домой, что грибочки рассыпались, шляпки оторвались. Помогите, пожалуйста, Белочке подобрать шляпку грибочка к ножке, а то она только начала учить цифры.

Дидактическая игра «Грибочки-мухоморчики».

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень помогли Белочке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько цветов на полянке! Они тоже необычные, у них внутри написана какая-то цифра (5). Скажите, что это за цифра? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте соберем цветочки в две корзиночки. Красные цветы – в одну корзинку, а синие – в другую.

Игра «Собери цветочки».

Воспитатель: Проверим, правильно ли вы всё сделали.

Воспитатель: Ребята, а теперь нам снова пора отправляться в путь.

Какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно, весна. Весной снег тает, бегут веселые ручейки. Посмотрите, какой ручеек. Нам нужно его перейти, чтобы не замочить ноги.

Подвижная игра «Перепрыгни ручеек»

Нарисованный ручеек из бумаги. На нем лежат «камешки» (круги из картона) с цифрами. Нужно перепрыгнуть по порядку от 1 до 5.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь нас встречает Зайчик!

Воспитатель: Зайчику нужна помощь. Лисичка выгнала его из домика. И ему нужен новый домик. Поможем построить Зайчику домик?

Работа с палочками Кюизенера. Раздаточный материал на каждого ребенка.

Воспитатель: Строить дом для Зайчика вы будете по схемам, которые лежат перед вами.

Ребята, давайте посмотрим, что есть у домика (стены, крыша, окно). Из чего мы будем строить? (Из палочек).

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какие палочки мы должны использовать при строительстве дома. Начинаем работу. (Дети строят дом из палочек).

Воспитатель: Молодцы, дом построили.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте).
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой).
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будут гости приезжать (вращают воображаемый руль перед грудью).
В нашем доме отдыхать (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).

3. Заключительный этап. Итог

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с принцем Пять. Берем билетики, садимся в автобус на свои места.

Понравилось ли вам в стране Математики? Что мы делали? Какие задания понравились больше? Почему? А какое задание было самым сложным?

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей в средней группе «Пять ключей»

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей в средней группе «Пять ключей»

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие.

Цель: формирование элементарных математических представлений, конструктивных способностей, коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей.

Задачи:

Образовательные:

1.Закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»

2.Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

3. Закреплять знания цветов.

4. Закреплять знания о частях суток.

5. Продолжать развивать конструктивные навыки (конструировать из геометрических фигур).

Развивающие :

Развивать внимание и память.

Речевые:

Закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми.

Демонстрационный материал:

Сундучок, пять ключей, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, голубая ткань (озеро), пять рыбок разного цвета с цифрами от 1 до 5.

Раздаточный материал:

Плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), разрезные картинки.

Методические приёмы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевая игра, физкультминутка, конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.

Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или взболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка и странное письмо. На конверте написано: Детский сад, ребятам группы «Цветик- Семицветик» от Доктора Айболита.

Сейчас я вам его прочитаю.

« Здравствуйте ребята! Помогите мне, пожалуйста.

В Африке заболели зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня мой сундучок! Они закрыли сундучок на пять замков, а ключи бросили в озеро. Если вы согласны мне помочь, вам предстоит выполнить пять заданий. Вам нужно найти волшебных рыбок, у них вы узнаете задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите ключ. Собрав все пять ключей, вы сможете открыть сундучок с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут больные зверята. Очень на вас надеюсь! Как справитесь с заданием волшебную воду пришлите мне! Айболит».

Воспитатель открывает посылку, вынимает сундучок и разглядывает его вместе с детьми.

Воспитатель: Ребятки, поможем Айболиту? ( ответ детей)

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь к озеру.

Посмотрите, в озере плавают рыбки. Нам нужно их достать.

Вот наше первое задание. Рыбок нужно расположить по порядку.

( Воспитатель называет ребенка, Найдите рыбку с цифрой 1, 2, 3, 4, 5 какого цвета рыбка под номером 1 и т.д.)

– Молодцы! Справились, вот и первый ключик!

Задание 2.

Игра «Части суток» («Закончи предложение»).

Я сейчас вам прочитаю предложение не до конца, вы должны его закончить.

– Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

– Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

– Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

– Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

– Сколько частей в сутках? (4). Назовите их.

Воспитатель: Молодцы! Вот второй ключик за правильные ответы. А теперь третье задание.

Задание 3.

Воспитатель: Ребятки вам нужно пройти к своим столам. Садитесь, спинки держим ровно, ножки убрали под стол. (Здоровьесбережение – осанка), Перед вами лежат картинки. Вот и задание:

Выложите картинки с изображением ежиков. Сколько ежиков у вас получилось. (Ответ детей). Правильно. А чем ежи любят лакомиться? Правильно грибочками. Давайте угостим ежиков грибами. (Дети выкладывают грибочки). Всем ли ежикам хватило грибочков? (Ответы детей). Сколько у нас грибочков? А сколько ежиков? Что же нам сделать, чтобы ежиков и грибочков стало по ровну? Правильно, нужно добавить один грибочек или убрать одного ежика. Давайте представим, что один ежик убежал. Что у нас получилось теперь? (Ответы детей).

Молодцы ребятки! Задание выполнено! Вот и третий ключ.

Воспитатель: А сейчас нам пора отдохнуть. Приглашаю вас на ковер.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Воспитатель: Ну что ребятки, отдохнули! Пора приступать к следующему заданию.

Задание 4.

Дети из мешочка достают геометрические фигуры.

Воспитатель: Посмотрите, что там у вас? (Ответ детей)

Сейчас я скажу волшебные слова, взмахну рукой, и вы превратитесь в геометрические фигуры.

(Дети превращаются в фигуры).

– А сейчас давайте познакомимся друг с другом.

Дети по очереди называют свои признаки.

– Я красный треугольник

– Я зеленый круг и т.д.

на полу выкладываются домики – обручи с символами цвета: красный, зеленый, желтый, синий. Дети по команде воспитателя расходятся по своим домам, объясняют свой выбор.

– По какому признаку разделились фигуры? ( Ответы детей)

Фигуры отправляют на прогулку, в это время символы цвета меняются на символы форм фигур. По сигналу воспитателя дети выбирают свой домик, объясняют свой выбор.

– Почему вы выбрали эти дома? По какому признаку вы разделились?

– Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием.

Воспитатель: За правильно выполненное задание мы получаем четвертый ключ. А теперь следующее задание.

Задание 5.

Воспитатель: Проходите за столы на свои места (здоровье сбережение – осанка), обратите внимание на столах лежат различные геометрические фигуры. Давайте пофантазируем и соберем из них картинки. Пусть каждый построит то, что ему хочется.

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте посмотрим, что у вас получилось. (рассматривает что сложили дети, обсуждение). За это вы получаете пятый ключ.

Читайте также:  Автоматизация звука (Ы)

Итак, ребятки, сколько у нас ключей? (Пять).

Сейчас нам предстоит открыть последний замок сундучка, открыть его и достать волшебную воду.

Дети с воспитателем открывают сундучок и достают волшебную воду. (Она прозрачная).

Воспитатель : По-моему, это обыкновенная вода. Подождите, тут еще записка.

«Если баночку взболтать вода станет волшебной. Пришлите срочно волшебную воду мне в Африку. А для вас, детишки, в сундучке сюрприз, волшебные конфеты» (на дне сундучка угощение для ребят).

Вот и подошло к концу наше приключение. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего (ответы детей).

Ловкие пальчики
статья по теме

Материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
lovkie_palchiki.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ловкие пальчики – правильная речь

О пользе пальчиковой гимнастики, специальных игр на развитие речи у ребёнка, написано множество статей и издано много пособий. Но практика показывает, что ловкость пальчиков и правильность речи лучше всего развиваются у тех малышей, родители которых не забывают использовать для упражнений обычные бытовые ситуации. Застёгивание пуговиц, молний, закручивание крана в ванной, размешивание сахара в чашке чая. Всегда ли родители находят время, чтобы позволить малышу попытаться сделать всё это самостоятельно?

Каждой маме известно: большинство мелких дел, связанных с одеванием и кормлением ребёнка, легче сделать самой, чем ждать, когда он справится сам. Но даже неуклюжие и безрезультатные попытки что-то завязать, застегнуть, закрутить играют важную роль в развитии человека. Во-первых, приучают его к ранней самостоятельности, во-вторых, развивают мелкую моторику, ловкость пальцев и речь. Поэтому, как бы это ни казалось вам утомительным, позвольте малышу самому застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сначала «помогать» одеться куклам и даже родителям.

Отлично развивает пальцы и речь – игра, ручное творчество. В раннем возрасте очень полезно лепить из пластилина. Даже годовалый малыш после нескольких тренировок может скатать пластилиновый шарик, который с помощью мамы легко превращается в грибок, рыбку, тарелочку, зонтик… в дальнейшем ребёнок сможет, пользуясь той же технологией перекатывания пластилина между ладонями, слепить колбаску-змейку и превратить её в колечко. Сделайте вместе с малышом пластилинового человечка в виде барельефа на листе картона или используя спички для каркаса. Пусть ребёнок покажет ручки, ножки, голову новой игрушки, в создании которой принимал участие он сам! Это отличная игра на развитие сразу нескольких способностей и, в первую очередь, речи.

Обычно мамы не доверяют ребёнку ножницы. Конечно, можно смело давать малышу специальные детские ножницы из пластмассы, но, как правило, они настолько плохо режут бумагу, что результат работы разочаровывает ребёнка. Лучше в кольца настоящих ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки – это отличная тренировка для руки. Привлекая ребёнка, ножницы можно использовать не только в игре, но и в быту: пусть он вскроет пакет с молоком… Малыш скоро усвоит, что ножницы – это не игрушка, а инструмент, необходимый во многих важных делах.

Прекрасный и очень дешёвый тренажёр для маленьких пальчиков – пластмассовая игла для вышивания по трикотажу. Уколоться ею невозможно, и даже двухлетний ребёнок под руководством мамы сможет сделать несколько стежков шерстяной ниткой по кусочку вязанного полотна. В три-четыре года ребёнок может научиться вышивать простые узоры.

Используйте все ситуации, способствующие развитию пальчиков, не ограничиваясь специальными упражнениями – ведь в процессе ручного труда развивается речь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет.

Отчет о работе кружка “ловкие пальчики”.

Развитие тактильных ощущений и сложнокоординированных движений пальцев рук.Как сделано:В деревянном ящике высотой 6 см, оформлены отделения, в которых находится разнообразный материал: мелкие ракушки.

Книжка- самоделка предназначена для детей 3-4 лет для развития мелкой моторики рук.

Развивать у детей двигательную активность, учить перевоплащаться в изображаемые образы. Развивать детскую фантазию и образное мышление.

Консультация – тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики.

Консультация «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики.

Ловкие пальчики — залог развитой речи

О пользе развития мелкой моторики ребенка слышала, наверное, каждая современная мамочка. Моторика в данном случае — это движение. В принципе, существует две моторики: крупная и мелкая. Крупная моторика — это движения тела, рук, ног. А мелкая — движения ладошек и пальчиков. В мозгу человека центры, которые отвечают за мелкую моторику и за речь, расположены совсем рядом, при этом именно на движение рук и пальчиков выделяется около трети той зоны мозга, которая отвечает за движение в принципе. Эти два факта и большое количество проведенных исследований позволяют с уверенностью говорить о том, что развитие мелкой моторики рук ребенка тренирует не только пальчики, то и развивает «соседа» по мозговым клеткам — речевой аппарат. Кроме того, хорошо развитая мелкая моторика влияет на наблюдательность, память, внимание, мышление. Да и вообще — хорошо развитые и умелые руки в жизни не помешают!

Существует множество способов развития мелкой моторики детей — придуманных как врачами, так и заботливыми родителями. Я разбила их на несколько групп в соответствии с возрастом чада:

1. От рождения до полугода — это «лежачий» период, ребенок узнает про наличие ручек и ножек и учится переворачиваться на животик. В этот период ему очень важна связь с мамой. Здесь будут полезны следующие развивающие действия:

Массаж кистей ребенка — сжимайте ладошки и пальчики маленького человечка, давайте ему свои пальцы и слегка приподнимайте на них. Разминайте руки ребенка во время кормления грудью или из бутылочки.

Пальчиковые игры — классическая «сорока-ворона» (Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому — не дала! Он воду не носил, печку не топил, кашку не варил — нет ему ничего!) Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Игрушки — яркие, разные по объему, форме и фактуре. Привлекайте ими внимание ребенка, чтобы у него появилось желание схватить и изучить! Это могут быть как представленные в магазинах в огромном ассортименте погремушки и шуршалки, так и сделанные самостоятельно мешочки с фасолью, крупой и орехами. Очень актуальны яркие слингобусы на шее мамы.

2. От полугода до года — время, когда ребенок начинает садиться и ходить, активно изучает мир. В этот период вашему ребенку необходимы:

Рисование — пальчиковые краски, пластилиновые картинки, рисование по подносу с крупой. Малыш рисует пальцами, хлопает ладошками по листам (их лучше взять большего, чем А4 формата, чтобы было, где «разгуляться», идеальный вариант – ватман). Это важный период, когда ребенок начинает осознавать, что в результате его действий что-то происходит.

Музыкальные игрушки. Игрушки с большим количеством кнопочек, которые издают разные звуки, игрушки–пищалки. Раскрасьте старую клавиатуру и вручите ребенку, звуки можете издавать сами:).

Развивающие игрушки — сортеры (коробочки с прорезями разной формы), пирамидки и кубики, крупный конструктор, шнуровки. Усадив ребенка в стульчик для кормления, дайте ему тарелку с фасолью, орешками, пуговицами, крупными бусинами — пусть разберет их по разным тарелочкам. Вырежьте на пластиковой бутылке смешную рожицу с отверстием-ротиком, ребенок может «кормить» такую куклу все той же фасолью.

3. От года до трех лет — ребенок-исследователь и творец, многое жаждет делать сам. В это время в развитии навыков мелкой моторики помогают:

Кормление — дайте, наконец, ребенку ложку, пусть кушает самостоятельно. Начните обучение с любимого сладкого пюре — и терпение, только терпение!

Рисование — становится интереснее и сложнее, ребенку можно предложить кисточки и карандаши.

Рукоделие — нанизывание бус (сначала крупных — от старых счетов или массажера для спины подойдут прекрасно), аппликация (если опасаетесь давать ребенку ножницы — обеспечьте его вырезанными заранее картинками, пусть клеит сам, коллажи вас удивят!), поделки из природного материала, вышивание и бисероплетение. Помните о технике безопасности в этот период.

Лепка — пластилин и специальные массы для лепки вам в помощь. Простые шарики и колбаски приводят чадо в восторг, из них получаются вполне определенные персонажи вроде гусеничек и забавных человечков. Самый безопасный материал для лепки — это соленое тесто. Его готовят из равных частей муки и соли, которые разводятся водой до консистенции мягкой глины. Такое тесто можно хранить в холодильнике в течение трех недель. При желании его можно слегка тонировать соками или пищевыми красителями.

Помощь по дому. Не удивляйтесь, именно в этом возрасте это очень важно для развития ребенка. Помочь маме месить тесто, почистить вареное яичко, стереть пыль со своей полки — при этом развивается не только моторика, но и навыки ведения хозяйства.

Развивающие игрушки сейчас — это пазлы, мелкие конструкторы, мозаика.

4. От трех лет до школы — я бы назвала этот период «время пожинать плоды», ведь именно сейчас ваш ребенок проявляет свои способности в полной мере.

Подходят все способы, упомянутые в предыдущем периоде. Обязательно научите ребенка завязывать шнурки!

И главное — почаще берите руки своего ребенка в свои. Несмотря на возраст.

Ссылка на основную публикацию