Зачем лисе хвост – конспект и презентация

Конспект занятия “Зачем животным нужен хвост?”
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Данное занятие может проходить в форме командной игры. Рекомендовано для детей в возрасте от 7 до 12 лет. Может быть использовано в работе педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности и учителями общеобразовательных школ во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД АО «Дворец детского и юношеского творчества»

«Зачем животным нужен хвост?»

Автор: Амосова Анна Егоровна,

педагог дополнительного образования

«Дворец детского и юношеского творчества»

Цель: расширение представления детей о функциях хвоста как очень важной части тела животных.

– Итак, мы продолжаем изучать интересные факты о животных. И сегодня мы вновь узнаем кое-что интересное. Но вот тему нашего сегодняшнего занятия я вам не скажу, вы ее мне сами сформулируете. Для этого вам надо будет отгадать загадки о животных, сложив затем первые буквы слов-отгадок, вы узнаете, о чем у нас сегодня с вами пойдет речь. Загадки размещены в три столбика, под каждым столбиком нужно записать слово.

(дети получают загадки. Приложение 1)

– Итак, о чем же у нас пойдет с вами речь на занятии? – Да, мы сегодня поговорим о том, зачем же животным нужен хвост.

– Ребята, а вы сами как думаете, нужен ли животным хвост и, если «да», то для чего?

(Обсуждение с детьми)

– В любимой всеми сказке про медвежонка Вини-Пуха его друг – ослик Иа-Иа теряет хвост и довольно долго не замечает этого события.

Но это в сказке. А на самом деле обходиться без хвоста могут только немногие животные.

Зачем же животным хвост?

Говоря научным языком, он выполняет следующие функции: механическую, физиологическую и коммуникативную.

Хвост часто используется как опора при беге, прыжках, ходьбе, как руль при плавании, полете, прыжках, как дополнительная «рука» при лазании.

В Юго-Восточной Азии, Экваториальной и Южной Африке живут панголины. Все тело этих животных, как броней, одето прочными роговыми чешуйками. Панголин висит на толстой ветке, зацепившись за неё мускулистым хвостом, а передними лапами с длинными когтями разламывает термитник и лакомиться вкусной добычей. На земле панголины тоже разгребают муравьиные кучи передними лапами, стоя на задних, и опираясь на хвост.

Многие животные обладают удивительной способностью отбрасывать хвост в целях самосохранения – так называемая аутотомия (н-р, ящерица).

Пушистый мех хвоста защищает белку от холода. Свернувшись уютным комочком, прикрывшись своим пушистым хвостом, как теплым одеялом, она спит.

Некоторые животные используют хвост, чтобы запасти питательные вещества. Этой способностью обладают мышиные лемуры – небольшие зверьки величиной с крысу. Живут они на Мадагаскаре. В благоприятный для них дождливый период лемуры накапливают у основания хвоста запасы жира. Во время засухи лемуры спят, свернувшись в клубочек, в дуплах деревьев или в гнездах из травы и листьев. В это время жировые запасы расходуются, и хвосты постепенно худеют.

Хвост является индикатором настроения у собак и волков.

Каждый хозяин и просто любитель собак знает, как они дают знать о своём настроении. Если уши прижаты к голове, всё туловище в напряжении и хвост вытянут, это означает “Со мной лучше не связываться”. Уши вашего питомца стоят торчком, а он, не переставая, вьётся у ваших ног и при этом так машет хвостом, что тот того и гляди оторвётся? Каждому должно быть понятно, что это значит: “Я так рад тебя видеть!”.

По характеру движений хвоста калифорнийских белок можно узнать о виде, размере, направлении движения хищника и о расстоянии до него, т.е. о степени опасности, кроме того с помощью хвоста они координируют свои действия.

У многих млекопитающих пахучие железы расположены на нижней поверхности хвоста. Известно, что с помощью этих желез олени могут предупреждать друг друга об опасности, распространяя так называемый «запах» тревоги.

– А сейчас мы посмотрим с вами презентацию, из которой узнаем, как же еще используют свой хвост животные.

– Ну, а теперь мы с вами проведем в «хвостатую» викторину.

( Присмотритесь к собаке. Ее хвост, как и хвосты других животных, служит поворотным рулём при беге, а ещё верный определитель её настроений. Виляет хвостом, значит довольна, подняла хвост вверх – готовится напасть, поджала хвост – трусит )

  1. Какие животные используют свой хвост, чтобы обороняться от насекомых?

( Лошади, зебры, ослы, даже громадные слоны обороняются от комаров, мух, слепней только благодаря своим хвостам).

Хвост служит лисе великолепным рулем, служит еще балансиром, когда надо пробежать по упавшему дереву. И это еще – хорошее теплое одеяло, когда лисица свернулась поспать. Также он помогает своей хитрой хозяйке заметать следы на снегу.

  1. Ее голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.
  1. Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом пропадает.
  1. У этого вида приматов хвост отпал за ненадобностью.

(Х вост помогает кошке рулить во время прыжков и поворотов, а при падении с высоты, ее хвост, подобно хлысту, быстро-быстро движется из стороны в сторону, способствуя удачному приземлению).

  1. А как используют свой хвост крысы?

(Хвосты у крыс и мышей – помощники в лазанье. А ещё – проверено опытом – что некоторые крысы, своим хвостом способны извлекать из бутылок сироп или масло. Опустят хвост и оближут).

  1. В качестве чего используют белки и полосатые бурундуки свой хвост?

(Полосатые бурундуки и белки иногда используют свой хвост в качестве парашюта. Они расправляют лапки и хвост и бросаются вниз с самой верхушки высокой ели. Это очень помогает им спасаться от хищников).

  1. На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.
  1. В русской народной сказке он ловил рыбу хвостом в проруби.
  1. У этого великана нос намного длиннее, чем хвост
  1. Что заменяет змеям руки и ноги?

(Хвост! Древесные змеи с помощью него легко перебираются с сучка на сучок, а потом, обвившись хвостом вокруг ветки, подтягивают и свое тело)

  1. С чем можно сравнить хвост дятла, сидящего на стволе дерева?

(У дятлов очень жёсткий хвост, и он создает им замечательную опору. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, дятел без помех выковыривает из-под коры личинок).

  1. Что и каким образом делает ящерица со своим хвостом в случае опасности?

(Когда ящерица попадает к врагам, она напряжением специальных мышц переламывают себе один из позвонков у основания хвоста и отбрасывает его. Для этих животных утрата хвоста не потеря, он отрастет снова. Данное явление называется аутотомия)

  1. Это животное все легко узнают по черным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10.
  1. Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает на противника, подняв хвост.
  1. Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги – птицы, а хвост – льва.
  1. Для чего хвост крокодилу?

( Хвост у крокодила в основном служит для нападения. Ударом хвоста крокодил может даже убить человека).

  1. Чем же так удивителен хвост у бобра?

( Хвост у бобра просто удивительный: во-первых, это отличный руль при плавании, во-вторых, он использует его как лопатку, замазывая дыры и щели в плотинах, в третьих, хвостом он может предупредить сородичей об опасности. Шлепок по воде, и сигнал тревоги услышан).

  1. Почему говорят, что хвост для обезьяны – пятая конечность?

( Для обезьяны же хвост – пятая рука. На хвосте обезьяна может висеть и, раскачиваясь, перелетает с одного дерева на другое. Без хвостов многие обезьяны были бы беспомощны).

  1. Эта птица на своем хвосте разносит новости по лесу.
  1. Эта птица может лазать по стволам деревьев вперед хвостом.
  1. Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый.
  1. Чему подобен хвост у кенгуру?

(У кенгуру хвост подобен третьей ноге. Она умеет переносить всю тяжесть тела на хвост, и тогда обе задние ноги, освободившись, одним движением наносят сильные удары противнику).

  1. Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове.
  1. Хвост этой красавицы дал название женской прическе. А ее хвост расчесывают, подстригают, заплетают в косы

( лошадь, а прическа – конский хвост ).

– А, поскольку, мы с вами заговорили про лошадей, то наше следующее задание будет про лошадь. Тем более что на улице потеплело, и, значит, скоро мы поедем в клуб любителей лошадей. А чтобы ехать, надо быть хоть немного подготовленными. И сейчас мы с вами попробуем заплести импровизированный лошадиный хвост.

(Подвижная игра «заплети хвост»)

– Издревле люди заметили, насколько важную роль играет хвост в жизни животных. И это нашло свое отражение и в народном творчестве. Приведите мне примеры пословиц, поговорок, русских народных сказок, где говорится о данной части тела, подчеркивается ее значимость.

– Ну, а теперь следующее задание. Необходимо соединить начало и конец поговорок о хвостах. (Подсказка – начало пословицы, как и любого предложения, пишется с большой буквы).

(Детям выдаются расстриженные части пословиц. Приложение 2)

– Ну, а теперь мы подведем с вами итог нашего занятия.

Итак, зачем же животным нужен хвост?

– А если животное по какой-либо причине лишится хвоста, будет ли он испытывать чувство дискомфорта? Что еще может измениться в жизни животного с потерей хвоста?

– Дома прочитайте сказку «Зачем животным хвосты?» (Приложение 3) , нарисуйте тех животных, которые упоминаются в сказке, и у которых есть хвост, напишите, для чего он им нужен.

1.Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

Уши больше головы.

2.Море тёплое вокруг,

Мы купались в нём, и вдруг

Всех друзей как ветром сдуло,

К пляжу подплыла …

3.Может жить она везде,

И на суше, и в воде.

В панцире со всех сторон,

Не раздавит даже слон.

Вот, вручила Буратино,

Ключик из болотной тины.

Тяжела её рубаха,

4.Ценный мех, пушной зверёк,

На хвосте его колечки.

Из еды, что приберёг,

Всё полощет хищник в речке.

5.Жить не может Надоеда

Без вкуснющего обеда.

Изваляется в варенье

Чистит лапкой оперенье.

И жужжит, жужжит у уха

6. Есть немало рогачей

В зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь на носу.

7. Профиль вовсе не орлиный,

Плоский, сплюснутый, утиный.

В норке кто-то яйца снёс,

8. Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный.

Только это кран живой

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит нам: ….

9. Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят.

10. Что за зверь,

Может сам в себя забраться?

11. Вращает глазами во всех направленьях.

Язык показал нам совсем без смущенья.

Цветов и оттенков на шкурке миллион.

Схватил стрекозу, чтоб поесть …

12. Окраской – сероватая,

13. Красивый очень, гордый вид.

Он в небе высоко парит

Не прилагая сил, легко,

Добычу видит далеко,

И камнем падая с небес,

Еду добудет он себе.

Заслужил он славы ореол,

Не просто птица, а – …

14. Мне так хочется летать,

Но тяжёлый больно.

Бегаю коню под стать,

Быстро и привольно.

15. Вороно, да не конь,

Черно, но не медведь,

Крылато, да не птица,

шесть ног — все без копыт.

______________ _______________ _______________

Барса за хвост берут,

взяв же – не отпускают.

и пичужка не красна.

Будешь меня помнить,

как станешь кобылу за хвост поднимать.

Бык с медведем тягались,

голова да хвост его остались.

доищемся и хвоста.

у собаки хвост трубой.

В чьих руках хвост коровы,

в тех руках и корова.

Возьму за хвост

да перекину через мост.

свой хвост хвалит.

Зачем животным хвосты?

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окошко. Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползет. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.

— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо мое. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.

Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше. Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами.

— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю; надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

— Отдай мне твой хвост, Рак!

— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлеп, шлеп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.

Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему:

— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнезда для детей устраивать?

— А ты носом, — говорит Муха.

— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдешься. Вот гляди, как я долблю.

Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!

Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, — нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.

Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!

— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.

— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.

— А как же, — говорит Олёнуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.

Нечего делать, полетела Муха дальше.

Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!

«Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».

Подлетела к Лисице, кричит:

— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.

— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?

— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! верть! — туда-сюда хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.

Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает: «Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».

Человек сидел у окошка, смотрел на двор. Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.

— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.

— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.

Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная! Подумал и говорит:

— Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у нее, зачем ей хвост.

— Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу еще у Коровы. – А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.

Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:

— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя хвостом по спине — и пришлепнула Муху.

Упала Муха на землю — дух вон, и ножки кверху. А Человек и говорит из окошка:

— Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, Надоеда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала. Знакомство с понятием “анимал”, с анималистическим жанром, художниками – анималистами. отработка навыков рисования домашних животных с помощью геометрических фигу.

Разнообразие мира животных. Животным нужен воздух.

Это проект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихс, воспитанников 3 класса школы VIII вида.

Знакомство учащихся с изменениями в жизни животных с приходом весны.

Закрепить знания детей о животном мире Якутии, формировать первоначальное представление о «Красной книге Якутии», о некоторых птицах и животных, занесенных в красную книгу. Воспитывать бережное отноше.

Занятие знакомит с домашними животными и их детенышами, жизнью и повадками.

Доклад по теме “Для чего животным нужен хвост”.

«Зачем животным нужны хвосты?»
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Познавательно – исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
zachem_nuzhny_hvosty.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Зачем животным нужны хвосты?»

Мы прочитали книгу В.Бианки «ХВОСТЫ». Много интересного мы узнали. И ведь верно! Бесхвостых зверей и птиц можно пересчитать по пальцам, а змей и рыб без хвостов вообще нет.

Давайте Выясним «Зачем животным хвост?»

Предположим: Что хвосты все – таки нужны животным.

Мы искали ответ на свой вопрос в детских книжках, журналах, энциклопедиях. Для этого мы обращались в библиотеку, дома с родителями вспоминали сказки о животных. Прочитали сказки: «Лиса и заяц», «Кот петух и лиса», «Волк и Лиса».

Что же такое хвост? Хвост это обособленный подвижный задний отдел тела животного Результат исследования . В ходе своего исследования мы предположили, что хвосты все- таки нужны животным и убедились в этом.

Самый длинный хвост. Самый длинный хвост даже не у животного, а у птицы. Точнее у куриц. Их разводят в маленькой японской деревне Кате на острове Сикоку. Разведение длиннохвостых кур стало в этой японской деревне традицией. Самый длинный хвост у светлолиловой породы, которой принадлежит и рекорд 7 метров 30 см.

Самый короткий хвост. Медведь это хищное животное. Хвост – короткий, прячется в длинной и густой шерсти. Исключение составляет только панда. У нее хвост намного длиннее, чем у всех остальных видов медведей и его хорошо видно снаружи. Короткие хвосты имеют хомяки, свинья, слоны.

Хвост- опора, руль, тормоз.

Дятел использует хвост как руль, тормоз при полёте. Хвост служит дятлу опорой . Он цепляется когтями за кору деревьев, а хвостом упирается в ствол. Сидя на собственном хвосте ,как на табуретке, он добывает себе пищу.

Лиса без хвоста пропадет, ее собаки быстро поймают. А с хвостом рыжая плутовка их легко обманет. Поведет хвостом вправо, а сама влево убежит, так и уйдет от погони. Лиса использует хвост как руль, он помогает ей быстрее поворачивать.

Хвост бобра служит ему не только как руль и весло, а также помогает своему владельцу ловить пищу . Когда зверь грызет дерево, он сидит на задних лапах и опирается на хвост. Заметив опасность в виде хищного зверя, бобр с силой ударяет хвостом по воде – это сигнал тревоги для всех других бобров. Они сразу же ныряют под воду и прячутся.

В Австралии водятся кенгуру. Сидит этот гигант на задних ногах, опираясь на хвост. Длинный хвост помогает кенгуру сохранять равновесие и менять направление во время прыжков. Животное стучит хвостом предупреждая своих сородичей об опасности.

При огромных скоростях птицам без хвоста не обойтись. Чаще всего тормоз используется при посадке. Приглядитесь, как садятся на землю голуби , развернув хвост широким веером и слегка поджав его под себя.

Самый мощный хвост у китов . У кита- кашалота – он достигает в ширину пяти метров. Хвост у китов расположен не вертикально как у рыб, а горизонтально. Горизонтальный хвост помогает киту быстро опуститься, закусить и вовремя подняться на поверхность, глотнуть воздуха. Настоящий мотор- хвост у рака . Вперед по дну он ползет очень медленно, но при малейшей опасности быстро-быстро подгребает под себя воду хвостом и исчезает в норе. Очевидно, такой способ плавания и послужил основанием для поговорки: «рак пятится назад».

Хвост у обезьяны очень цепкий. Уцепившись за ветку хвостом и задней лапой, она может долго висеть головой вниз, поедая какой-нибудь плод. Предмет до которого не дотягивается лапой, подтягивает хвостом .

Хвост у белки служит парашютом. При прыжках она распушает свой хвост, который поддерживает её в воздухе. В лютые морозы хвост согревает белку .

Ящерица спасается от врагов , жертвуя своим хвостом. Завидев врага, она бросается на утёк, он за ней и хватает её за хвост. А хвост отламывается. Пока охотник сообразит, что у него в зубах только хвост, ящерица успеет ускользнуть. Потеря хвоста для ящерицы не так уж страшна. Через несколько недель у неё отрастёт новый хвост.

Корова , конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров и оводов точно так же, как и зебры, и львы в Африке

Крупные ящерицы — вараны , живущие в пустынях и степях Средней Азии, обороняясь от хищника, бьют его своим хвостом, как кнутом. Удар бывает так силен, что может привести к перелому костей.

Самые красивые хвосты всё же у птиц. Удивительные «глазки» на перьях хвоста у павлина. Роскошный хвост – это средство понравиться подруге и победить соперника.

ПТИЦА-ЛИРА своим необычным названием она обязана прежде всего своему хвосту, имеющему форму лиры – старинного музыкального инструмента.

Вспомним, как на морозе спит собака. Спит она свернувшись калачиком и обязательно прячет свой нос в хвост . Так спит в комнате любящая тепло домашняя кошка.

Некоторые животные согреваются с помощью хвоста в лютые морозы. Свернувшись в клубок и накрывшись хвостом, как шерстяным пледом, белка с наступлением зимы ложится спать. Так же используют хвосты песцы, лисы, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные.

Хвост- инструмент в беседе животных

Хвост является важным инструментом в беседе животных. Собака, испугавшись, поджимает хвост. Но, разгневавшись, друг человека держит хвост «морковкой». А вот если собака радуется, тогда она виляет хвостом. При встрече двух псов: если у одного из их хвост высоко поднят и движется из стороны в сторону, это значит, что пес не желает зла, но в то же время считает себя сильнее.

Кот проявляет свои эмоции с помощью хвоста совсем не так, как собака. «Хвост трубой» – кошка чувствует себя хорошо. Когда хозяйка хвоста разгневана, тогда она им виляет.

Хвост- кладовая жира

Некоторые животные копят в хвосте большой запас жира. Например , лемуры , которые живут на Мадагаскаре. В сухой период года во время сна они используют накопленный в благоприятное время в хвосте жир. Тушканчики и вараны откладывают излишки жира у основания хвоста.

Вывод Теперь мы точно знаем ,что животным нужны хвосты: хвост играет важную роль в жизни животных. Животные используют его как сопротивление при прыжках, сидении, передвижении, как руль при плавании и в полете, как дополнительную лапу при перемещении по деревьям, как способ привлечь существо иного пола.

Используемые источники. 1.Энциклопедия для детей. Т.2.Биология,- 5-е изд.,Глав . Ред. М.Д. Аксенов.- М.:Аванто+2000г. 2. «Животный мир Красноярского края». Е.Е. Сыроечковский , Э.В.Рогачева.1989г. 3. «Дошкольное образование». Издательский дом «Первое сентября». № 2, №3, №7,2011г. 4.Хрестоматия для маленьких /Сот. О Н. Елисеева. М., 1982г.

Бианки В. Хвосты. Серия: Библиотека младшего школьника. – СПБ. : ТИД АМФОРА, 2011 Брюс Д. Все, что вы хотели знать о животных. Спросите у тигра. – М. : ” Росмэн Пресс”, 2010 Губин А. И. Эрудит. Мир животных. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 Рик Моррис. Тайны живой природы. – М. : « Росмэн », 1997 Сергеев Б. Зачем нужны хвосты. «Юный натуралист», 1990, №05

Цехановская А. Ф., Стрелков Д. Г. Полная энциклопедия животных. – М. : « Росмэн », 2010 Шалаева Г. П. Детская книга энциклопедия “Большая книга о животных». – М. : АСТ, 2009 Я познаю мир: Удивительные животные. – М. : АСТ, Астрель , 1999

Лиса, конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема «Лиса»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели занятия:

Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде. Закрепить знания о домашней птице.
Учить детей понимать значение пословиц и поговорок.
Словарь: грациозный, аккуратный, самостоятельно.
Упражнять в употреблении слов, обозначающих детенышей домашней птицы.
Учить детей рисовать сюжетную композицию с главным персонажем – лисой. Закреплять умение детей рисовать цветными карандашами.
Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки с изображением лисы, листы бумаги, цветные карандаши.

Лиса с лисятами

Ход занятия:

– Давным-давно жил на Руси царь Патрикей. Славился он хитростью и изворотливостью. Вот по имени этого царя и получила хитрая лисица имя Патрикеевна. Чаще других зверей упоминается лиса в народных сказках. Как только не называют ее: Лиса-воровка, лиса-нахалка, лиса-жадина, лиса-лгунья.

– Давайте вспомним, в каких знакомых вам сказках участвует Лиса? Что волк совершает силой и неутомимостью, то лисица хитростью добьется. О том и в пословице говорится: «Лиса все хвостом прикроет». Лиса зверь красивый и грациозный.

– Грациозный – это значит тот, кто двигается плавно, красиво, изящно. У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза.

– А знаете ли вы, как называется лисий дом?

Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.

– Как вы понимаете слово «аккуратный»?

Так вот, поселяется лиса рядом с барсучьей норой и начинает шуметь, разбрасывать вокруг норы мусор. Аккуратный барсук не выдерживает таких беспорядков и покидает свой просторный, ухоженный дом, в который тут же заселяется лиса.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?

Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.

Новорожденные щенята слепые и глухие. Но вот подрастают малыши, хвостики у них «распускаются» – становятся длинными и пушистыми. Лисята очень прожорливы, поэтому их матери и отцу приходится изрядно потрудиться, чтобы досыта накормить всех лисят. Когда наступает лето, мама-лиса берет лисят на охоту и показывает, когда, как и кого ловить, что съедобно, что нет и как убегать или затаиваться при опасности. В конце лета лисята оставляют родителей и начинают самостоятельную жизнь.

– Что значит жить «самостоятельно»?

А сейчас давайте поиграем. (На выбор: «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса»).

Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.

В сказках лиса часто наведывается на птичий двор, для чего? (Ответы детей). Для того, чтобы полакомиться домашней птицей. А каких домашних птиц вы знаете? Назовите. (Ответы детей). Куры, утки, гуси, индюки. Давайте заодно вспомним, как называются их детки: у курицы – … (цыплята), у утки – … (утята), у гусыни – … (гусята), у индюшки – … (индюшата).

Люди охотятся на лису из-за ее красивой шкурки. «Шкура лисы – ее несчастье».

– Как вы понимаете это выражение?

И еще одна лисья беда – бешенство. Часто лисы заболевают бешенством. А больная лиса начинает кусаться и заражать бешенством других. Поэтому, если в лесу вам повстречается лиса, не нужно ее трогать.

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о лисах.

Вопросы:

1. Почему лису называют Патрикеевной?
2. Почему лиса считается красивым и грациозным зверем?
3. Как лиса устраивает себе дом?
4. Как называются лисьи детеныши?
5. Как родители воспитывают лисят?
6. Чем питаются лисы?
7. Из-за чего охотятся на лис?
8. Какой болезнью болеют лисы?
9. Как вести себя при встрече с лисой?

А теперь нарисуем лису. Подумайте, чем будет заниматься лиса на вашем рисунке. Может быть, вы нарисуете, как лиса охотится, или кормит лисят, или бредет по берегу моря в поисках рыбы, а может быть роет нору.

Загадки о лисе:

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.

Рыжая птичница в курятник пришла,
Всех кур перечла и с собой унесла.

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы .

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса.
Кто ж это.

Серый волк в густом лесу встретил рыжую …

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Занятие по образовательной области «Речевое развитие». Пересказ рассказа по опорным схемам «Отчего у лисы длинный хвост?»

Наталья Соколова
Занятие по образовательной области «Речевое развитие». Пересказ рассказа по опорным схемам «Отчего у лисы длинный хвост?»

Основная организованная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»

Тема «Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост»

Цель: Учить связно последовательно пересказывать рассказ с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий. Закреплять использование разнообразных речевых конструкций в формировании речевых высказываний. Развивать фразовую речь и навыки составления распространенных ответов на вопросы. Воспитывать отзывчивость, доброту к животным.

Предварительная работа: Чтение рассказа Н. Сладкова «От чего у лисы длинный хвост, чтение сборника рассказов о животных «Кот – ворюга», рассматривание иллюстраций, повторение лексической темы «Дикие животные, отгадывание загадок. Дидактические игры «Кто больше подберет действий?», «Чья голова?», «Чей хвост. Закрепление умения составлять сложные и распространенные предложения.

Оборудование: рассказ Н. Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост, графические схемы, свежий лимон, корзина с лисятами, фишки по количеству детей (с обратной стороны с цифрами 1 и 2, игра-презентация «Что делает лисёнок?».

Ход ООД

Этапы оод Деятельность воспитателя

1. Организационный момент.

Лунтик загадывает загадку.

2. Подготовка к восприятию текста

Воспитатель показывает картинку к рассказу – лисята

3. Чтение рассказа «Отчего у лисы длинный хвост

4. Беседа по содержанию.

На вопросы дети отвечают полным предложением.

5. Игра на уточнение значения слов «Трудные слова»

6. Лексико-грамматические упражнения а)Игра «Подбери признаки»

Обогащение словаря прилагательными.

Воспитатель вносит корзину с лисятами, дети разглядывают лисят, гладят

б) игра «Подбери слова – родственники»

в) Игра-презентация «Что делает лисенок?»

7. Повторное чтение рассказа.

8. Составление графического плана рассказа.

Воспитатель на столе беспорядочно выкладывает графические схемы.

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.

Воспитатель предлагает детям взять цветные фишки, найти свою пару, по цветовой гамме фишки.

10. Итог. В гости к детям приходит Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте, ребята! Вчера мне загадали новую загадку, я никак не могу отгадать, помогите мне.

Вся горит, как золотая!

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Лунтик: – Я не знаю такого зверя!

В: Может расскажем Лунтику о лисе много интересного?

Лунтик, ребята, очень много написано сказок, стихов и рассказов, загадок о лисе. Сегодня мы вспомним рассказ Н. Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост

Кто здесь главные герои? (лисята)

-Послушайте я вам прочту отрывок из этого рассказа. Чтение.

Отчего же становится длинным лисий хвост? (Лисий хвост становится длинным от любопытства).

-В какую пору лисята становятся любопытными? (Лисята становятся любопытными в ту пору, когда прорежутся глаза).

– Что им там интересно? (Им интересно, что там шевелится, шумит и чем там пахнет)

– Лисята всего боятся им страшно, они еще маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика. А страх у лисят пройдёт? Кто им поможет преодолеть этот страх? (Мама поможет лисятам преодолеть страх, ничего не боятся).

-Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова».

-что означает невиданное? Покажите (Дети закрывают руками глаза.) Невиданное – означает никогда не видели.

-что означает неслыханное? Покажите. (Дети закрывают уши руками). Неслыханное – означает никогда не слышали.

-Что означает нечуянное? (предположение детей). Закройте глаза и по запаху догадайтесь что у меня на блюдце? (Лимон).

-Правильно вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не пробовали лимон, то не поняли бы что это.

Воспитатель достает из конверта схематическое изображение лисьей головы.

-Посмотрите на схему. Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос? (Невиданное, неслыханное, «нечуянное»).

-В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство? (Это когда все хочется увидеть, услышать, потрогать, понюхать.)

-Ребята, а у меня ещё есть «трудные» слова. Что значит прорезались? Правильно, появились. Что может прорезаться? (Глаза, зубы, росток, голос.)

-Теперь встаньте на носочки, руки потяните вверх и потянитесь. Мы с вами сразу стали выше. Что значит вытягиваться? Правильно – становится длиннее.

-Повторите за мной трудные слова: невиданное, неслыханное, «нечуянное», любопытство, вытягиваться, прорезались.

-Какие лисята по характеру, по повадкам? (Шустрые, глупенькие, игривые, любопытные, трусливые, осторожные).

-У лисят какие ушки? (Чуткие, маленькие)

-Глазки какие? (Маленькие, узкие, блестящие)

-Лапки какие? (Тоненькие, слабенькие)

хвостик какой? (коротенький, рыженький, пушистеньки).

-Кто у нас в корзине? (Лисята).

-Воспитатель убирает двух лисят.

-А теперь кто сидит в корзине? (Один лисенок)

-Как зовут маму лисят? Папу? (Лиса, лис).

-Где они живут? (в норе) Чья нора? (Лисья нора).

Воспитатель показывает презентацию и спрашивает.

-Что делает лисенок? (Лисенок смотрит на дятла. Маленький лисенок нюхает цветок. Шустрый лисенок бегает за бабочкой. Труслиивый лисенок выглядывает из норы. Лисенок рассматривает пестрого жука. Маленький лисенок наблюдает за змеей.)

-Я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

-Эти схемы помогут вам при рассказе. С чего начинается рассказ?

Воспитатель совместно с детьми составляет план рассказа с наглядной и вербально опорой. На наборное полотно дети по порядку выставляют графические схемы.

– Поиграем в игру «Расскажи с другом».

Дети парами пересказывают рассказ, один ребенок начинает пересказ, другой продолжает в зависимости от номера на фишке.)

– Чей рассказ понравился больше? Почему?

-Молодцы! Все справились!

Лунтик: Теперь я всё запомнил и передам своим друзьям, спасибо вам!

Прикреплённые файлы:

igra-chto-delaet-lisyonok_i4mtk.pptx | 1383,21 Кб

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» с детьми 5–6 лет на тему «Весна» Задачи: Коррекционно – образовательные: *Активизировать словарь детей по теме «Весна». Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях.

Конспект ННОД по образовательной области «Речевое развитие» (2 мл. группа) Конспект ННОД по образовательной области «Речевое развитие» (2 мл. группа) Тема: Чтение стихотворения И. Косякова «Всё она» Задачи: 1.

«Волшебный мир книжки». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» «Волшебный мир книжки». Выполнила воспитатель Колган Е. В. Цель: Закреплять.

Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация» тема: «Составление рассказа по опорным картинкам» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №135 города Тюмени Воспитатель Фурманова.

Конспект образовательной деятельности с детьми 4–5 лет по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по сказкам» Цель: закреплять знания детей о знакомых сказках Задачи: Образовательные: – расширять и закреплять знания детей о сказках, вспомнить их.

Конспект ООД по развитию речи «Мой дом» Программное содержание: Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи (первая младшая группа) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развитие речи. СЕНТЯБРЬ 20.09.16г Путешествие по территории участка Приучить детей участвовать.

Планирование непосредственно-образовательной деятельности в области «Речевое развитие» Тема НОД: «Путешествие в страну сказок» Группа-вторая младшая гр. Интеграция: – речевое развитие, -познавательное развитие, – музыкальное.

Примерное перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие» Месяц Тема занятий Программное содержание Сентябрь Мы – воспитанники старшей группы Дать детям возможность испытать гордость от того, что.

Занятие по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе. Сравнение русской народной сказки “Кот и лиса” и украинской народной сказки “Пан Котофей” Цель: учить замечать сходство и различие в построении.

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир») на тему: «Дикие животные. Лиса»

«Барнаульская общеобразовательная школа–интернат № 3»

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»)

Тема: «Дикие животные. Лиса».

Цель: формирование и углубление знаний о диком животном – лисе.

• расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках лисы;

• уточнить и расширить представления о частях тела лисы, об их значении для животного;

учить построению связного рассказа с опорой на картинный план;

систематизировать знания учащихся об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе.

работать над расширением словарного запаса детей;

• способствовать формированию связной речи;

осуществлять коррекцию и развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;

развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

способствовать развитию сильного плавного ротового выдоха, активизации губных мышц.

• содействовать воспитанию бережного отношения природе и уважительному отношению друг к другу.

Встали ровно, подтянулись,

Гостям нашим улыбнулись,

На меня все посмотрели,

И на место тихо сели.

— К какому уроку мы приготовились?

— Чему мы учимся на уроках развития речи?

— А для того, чтобы говорить красиво и правильно, надо, чтобы наши губы и язык хорошо работали.

— Скажите, какое сейчас время года?

— Давайте расскажем, какие изменения происходят весной в природе.

— Говорим чётко и дружно.

Дили –дили – дили – дили

Солнца лучики будили

Всех жуков и пауков(ж-ж-ж – на выдохе)

И воробышек проснулся (чик –чирик)

Дили – дили – дили – дили

Встали все кого будили

— Действительно, от весеннего тепла природа просыпается.

— Но что-то не видно бабочек, стрекоз и пчёлок. Неужели они ёщё спят?

— А давайте мы поможем им проснуться.

3. Дыхательная гимнастика «Цветочки».

— Положите свой цветочек перед собой.

— Сделайте глубокий вдох носом и медленно выдыхайте воздух через рот на бабочку, чтобы она слетела с цветка.

— Ребята, скажите, а перед весной какое время года было?

— А после весны, какое время года будет?

— Скажите, а какой сейчас весенний месяц?

— Как вы думаете, а какой любимый цвет у весны? Почему?

— А какие ёщё изменения происходят в природе весной?

Давайте поговорим о погоде.

Посмотрите на небо. Сегодня ясно или пасмурно?

Есть ли сегодня осадки?

(снег, дождь, град, без осадков).

Есть ли сегодня ветер?

Какой по силе ветер?

(сильный, слабый, без ветра).

— А сейчас давайте покажем нашим гостям, какие вы добрые и отзывчивые.

— Ребята, нам надо помочь животным. Они решили погулять и заблудились.

— А вот их дома. (На доске картинка с лесом и домашним подворьем).

— Кто-то живёт в лесу, а кто-то рядом с человеком. Проводим их до дома?

— А какие животные заблудились, вы узнаете, отгадав загадки.

Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он
(медведь)

— Кто это? Где живёт медведь? Найдите картинку с изображением медведя и проводите его в лес.

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку
(заяц)

— Кто это? Где заяц живёт? Найдите картинку с изображением зайца и проводите его домой.

С хозяином дружит, Дом охраняет Живет под крылечком, хвост колечком (собака)

— Кто это? Где собака живёт? Найдите картинку с изображением собаки и проводите её домой.

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт
(белка)

— Кто это? Где белка живёт? Найдите картинку с изображением белки и проводите её в лес.

Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт,
Мягкие лапки,
А в лапках царапки
(кошка)

— Кто это? Где кошка живёт? Найдите картинку с изображением кошки и проводите её домой.

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный?
(волк)

— Кто это? Где волк живёт? Найдите картинку с изображением волка и проводите его в лес.

Голодная мычит, Сытая жует. Всем детям молоко дает (корова)

— Кто это? Где корова живёт? Найдите картинку с изображением коровы и проводите её домой.

— Скажите, а как называются животные, которые живут рядом с человеком, человек заботиться о них, а они приносят ему пользу (домашние животные).

— Давайте их назовём.

— А как называются животные, которые живут в лесу, сами добывают себе пищу и не нуждаются в уходе человека (дикие животные).

— Давайте их назовём.

— Посмотрите, у нас осталась ещё одна картинка.

Как зовут её? ….(Лиса)

6. Основная часть. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели.

—Тема нашего урока «Лиса». Мы будем говорить о лисе.

—Узнаем, где она живёт, чем она питается. Будем учиться составлять рассказ о лисе.

— Ваша задача – быть внимательными, активными, отвечать по поднятой руке, полным ответом. Не обижайте друг друга и не перебивайте учителя.

— А у нас сегодня гостья, встречайте.

— Кто это? Это лиса.

— Это лиса (показ на плане).

— Настоящая лиса не смогла прийти к нам, у неё очень много дел, но зато пришла игрушка-лиса. И ей очень хочется послушать ваши рассказы.

— А как лису можно назвать ласково?

— Давайте посадим нашу лисоньку на стол, пусть она нас внимательно слушает.

— А кто знает, где живёт настоящая лиса?

— Если она живёт в лесу, сама добывает себе пищу и не нуждаются в уходе человека.

— Значит это, какое животное?

— Верно, лиса – это дикое животное (показ на плане).

— Возьмите конверты зелёного цвета и достаньте из него фигурку лисы.

— Сейчас мы рассмотрим части тела лисы.

— Какие же части тела есть у лисы?

— Голова (показ на картинке).

— Покажите на вашей лисичке голову (показ на фигурке).

— На голове находится мордочка, здесь есть глаза, рот и нос (показ учителя).

— Покажите глаза (показ на фигурке).

— Покажите нос (показ на фигурке).

— Как вы думаете, а зачем лисе нужен нос? По запаху определяет, где пробежал заяц, и затаилась мышка.

— Покажите рот (показ на фигурке).

— Зачем лисе нужен рот? Хорошо!

— Что ещё есть на голове?

— На голове есть уши (показ учителя).

— Покажите уши (показ на фигурке).

— А зачем лисе нужны уши?

— Уши у лисы особенные. Лиса способна услышать то, что происходит на другом конце леса.

Шея

Затем идёт шея (показ учителя).

— Покажите шею (показ детей).

— А какая часть тела самая большая? (показ учителя).

— А что же находится на туловище?

грудь (показ учителя).

Давайте найдём грудь (показ детей).

— С помощью чего лиса передвигается?

— У лисы есть лапы передние (показ учителя), покажите. Сколько их?

И есть лапы задние (показ учителя), покажите. Сколько их?

— А сколько всего лап?

— А ещё есть хвост (показ учителя).

— Покажите хвост (показ детей).

Скажите, а какой он по длине?

хвост длинный пушистый

А зачем лисе хвост?

— Лиса заметает свои следы пушистым хвостом и охотник не может её найти.

— А чем же покрыто тело лисы?

— Тело лисы покрыто шерстью (показ на плане).

— Потрогайте у лисички шерсть. Какая она на ощупь?

мягкая

пушистая

— Для чего лисе нужна шерсть? Значит она ещё и тёплая.

тёплая

— Лиса – большая модница. Шуб у неё две — зимняя и летняя. Зимой шерсть животного становится гуще и теплее.

— А какого цвета шерсть?

— Верно, шерсть лисы рыжего цвета.

— Люди ещё называют этот цвет золотым. Посмотрите, похоже?

(показ листа бумаги золотого цвета)

— А сейчас давайте посмотрим сценку про лису.

— Вы услышите новое для вас слово – ателье. Это мастерская по шитью одежды.

— Смотрите внимательно и скажите, какой любимый цвет лисы?

В ателье пришла лисица:
«Шубку мне пора менять!»
Посмотрела мастерица:
«Что могу я Вам сказать?
Есть меха у нас любые,
Серый, синий, голубой,
Но для Вас есть золотой!»
«Ну, скорее покажите,
Золотой – ка мне несите!»
И выносят мех лисице,
Словно золото горит,
И довольно мастерице,
Наша лиска говорит:
«Это мне как раз и надо,
Я красивой быть должна,
С детства обожаю злато,
В золотой я влюблена»
Так что, если повстречаешь,
В поле может иль в лесу,

Того, кто золотом сверкает
Это видел ты лису.

— Какой любимый цвет лисы?

— А чем же питается лиса?

— Вы узнаете, заглянув в конверты. (Выставляют картинки на доску)

Вывод:

Лиса питается зайцами, мышами, жуками, любит курочек, уточек. Она ловит в реке рыб и даже ест ягоду.

— Как называется её жилище? (нора) Показ норы.

— Давайте прочитаем слово.

— Жилище лисы нора (показ на плане).

— Как называется детеныш у лисы? (лисёнок)

— Давайте прочитаем слово.

— Детёныш у лисы – лисёнок (показ на плане).

— А если лисёнок не один, а много, то как их назвать?

ли-ся-та

—А какую пользу приносит лиса?

— Лиса – защитник природы.

Так как она питается жуками и мышами, которые объедают листья и грызут кору на деревьях.

— А давным – давно, когда были очень холодные и суровые зимы, человек шил из меха лисы шубы и шапки.

Они были тёплые и хорошо защищали от морозов, а сейчас мы с вами носим куртки и пуховики.

— Ребята, вы хорошо потрудились, давайте немного отдохнём, а лисичка на нас посмотрит.

— Давайте превратимся в лисиц.

У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.

— Вокруг себя повернись и в ребяток превратись. Хорошо отдохнули.

8. Составление рассказа по плану.

— А теперь покажите, как мы хорошо можем сидеть за партой и внимательно слушать друг друга.

Рассказывают 2 ученика.

— Молодцы! У вас получились замечательные рассказы. Наша лисонька довольна.

9. Закрепление. Работа на карточках.

Пальчиковая гимнастика

Давайте разомнем пальчики, ведь нам предстоит письменная работа.

Лисоньки в футбол играют,
Все друг друга догоняют,
Всё – бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч.

Каждый забивает гол –
Хорошо играть в футбол!

— Достаньте листочки. Послушайте задание.

— Подумайте, чем питается лиса и нужную картинку обведите простым карандашом.

— Наша лисонька очень довольна вашей работой и решила спеть для вас песню.

— А вы внимательно послушайте и ответьте: какие глаза у лисы?

— Какие? (хитренькие) А почему?

Лиса живёт в большом лесу –
Все знают хитрую куму,
А про её проказы
Есть сказки и рассказы.

— Давайте вспомним сказки про лису.

10. Презентация. Угадайте, что это за сказка.

«Лиса, заяц, петух»

11. Гимнастика для глаз.

— Лисичка предлагает вам поиграть. Она будет убегать, а вы будете её догонять, но догонять надо глазами. Сели ровно, голову держим прямо, голова не двигается, а глазки следят за лисичкой.

12. Заключительная часть. Итог урока.

— Наш урок подходит к концу.

— С каким животным мы сегодня познакомились?

— Лиса дикое или домашнее животное?

— Почему лису называют защитником природы?

— Но есть и другие животные, которые помогают лесу, поэтому нельзя их обижать. Не разоряйте их жилища, не беспокойте, не приносите детёнышей животных домой. Берегите природу и защищайте.

— Сегодня вы были внимательны, активны и наша гостья дарит вам подарок – книгу. А книга эта про лису. Урок окончен.

“Зачем животным нужны хвосты”.

Безхвостых зверей и птиц можно пересчитать по пальцам, а змей и рыб без хвостов вообще нет. Хвост животным просто необходим. У одних это опора или рука, у других руль, а у других вообще оружие….

Просмотр содержимого документа
«”Зачем животным нужны хвосты”.»

ЗАЧЕМ ЖИВОТНЫМ НУЖНЫ ХВОСТЫ?

Презентация по познавательному развитию для детей дошкольного возраста.

Без хвостых зверей и птиц можно пересчитать по пальцам, а змей и рыб без хвостов вообще нет. Хвост животным просто необходим. У одних это опора или рука, у других руль, а у других вообще оружие….

Хвост- подпорка есть у кенгуру. Сидят они на задних ногах, опираясь на хвост.

Дятел опирается на хвост, когда долбит пень, добывая из него личинок, и когда лазает по стволу дерева.

  • Обезьяна имеет очень цепкий хвост. Им она может не только цепляться за ветки деревьев, но также срывать плоды и ловить насекомых.

Самая маленькая из мышей – мышь-малютка – лазает с удивительным проворством. Страхуется она хвостом. Он перемещается с одной былинки на другую и обвивается вокруг них.

  • У змей нет ни рук, ни ног, а по деревьям древесный уж перебирается очень ловко. Помогает им цепкий хвост

ХВОСТ – «ДВИЖИТЕЛЬ», РУЛЬ И БАЛАНСИР

Хвост играет не последнюю роль при движении в воде у китообразных, ракообразных, бобров и др.

ХВОСТ – «ДВИЖИТЕЛЬ», РУЛЬ И БАЛАНСИР

Хвост нужен птицам в полете, при посадке и в качестве балансира, когда она сидит на ветке

Хвост действует как парашют у белок и бурундуков. Поэтому они могут легко спрыгнуть на землю с верхушки дерева.

Карликовому жирнохвостому тушканчику как и ящерицам позволяет избежать опасности Хвост: когда хищник схватывает его за хвост, кожа с него слезает как перчатка.

ХВОСТ – ОРУЖИЕ НАПАДЕНИЯ

Очень мощный хвост крокодилов служит им для нападения. Ударом хвоста крупный крокодил может даже убить человека.

  • Спящая на морозе лиса сворачивается калачиком и обязательно прячет нос в хвост (тогда воздух в легкие попадает уже теплым)

  • Настоящие хвосты красавцы у лисы, енота, белки, куницы

ЖИВОТНЫЕ БЕЗ ХВОСТОВ

Бесхвостых зверей и птиц очень мало. Нет хвостов у Человекообразных обезьян, коала и др.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  • ХВОСТ ВЫПОЛНЯЕТ РОЛЬ БАЛАНСИРА …………… У ПТИЦ, КИТОВ, ТУШКАНЧИКОВ И Т.Д.
  • У ЗМЕЙ ХВОСТ ……………………………. РУКА
  • У ПАВЛИНА ХВОСТ …………………… УКРАШЕНИЕ
  • ХВОСТ ОДЕЯЛО УКРЫВАЕТ ОТ МОРОЗОВ …… ЛИСИЦА, ВОЛК, ПЕСЕЦ.
  • СОВСЕМ НЕТ ХВОСТА………….. МЕДВЕДЬ, КОАЛА.

Читайте также:  Рабочая программа по логопедии для 1-7 классов коррекционной школы
Ссылка на основную публикацию