Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Взаимосвязь в работе учителя- логопеда , педагогов и медицинских работников по реализации здоровьесберегающих технологий на логопункте ДОУ с детьми с ТНР
методическая разработка на тему

Представлен опыт работы на логопункте по теме: “Взаимосвязь в работе учителя-

логопеда , педагогов и медицинских работников по реализации здоровьесберегающих технологий на логопункте ДОУ с детьми с ТНР”

Скачать:

ВложениеРазмер
soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы : «Взаимосвязь в работе учителя-

логопеда , педагогов и медицинских работников по реализации здоровьесберегающих технологий на логопункте ДОУ с детьми с ТНР»

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования.

О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровье укрепляющая составляющие.

Коррекционно-образовательная система в условиях детского сада предлагает совместную деятельность педагогов в организации коррекционных, воспитательных, оздоровительных, медицинских мероприятий, с целью компенсации дефекта каждого ребенка, приобщения к здоровому образу жизни, т.е. взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.

Самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, инструктора по физической культуре , воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, который включает в себя :

– Медсестра по массажу.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом лечебно — коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов необходимо правильное распределение обязанностей специалистов.

1.Сбор анамнестических данных вновь поступающих детей.

2. Анализ заболеваемости.

3. Направление для консультаций по необходимости или по запросам специалистов к невропатологу, отоларингологу, окулисту, стоматологу, ортодонту, и др.специалистам.

4. Общеукрепляющий массаж для детей – 2 раза в год, и по показаниям.

5. Физиопроцедуры: кислородный коктель, ОКУФ носоглотки.

6. Контроль своевременности прохождения назначенного лечения и профилактических мероприятий.

7. Участие в составлении образовательного маршрута.

8. Просветительская работа среди педагогов и родителей ДОУ.

Педагоги и инструктор по ФИЗО :

1.Включение оздоровительных технологий в образовательный процесс.

2. Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима.

3. Использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций и снятия психического и мышечного напряжения.

4. Проведение закаливающих мероприятий.

5. Формирование у детей первоначального представления о здоровом образе жизни.

6. Создание психологически комфортных условий в ДОУ.

7. Помощь в коррекционной работе учителю-логопеду.

8. Просветительская работа среди родителей .

  1. Коррекция речевых нарушений.
  2. Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития совместно с медицинским персоналом .
  3. Профилактика возникновения речевых нарушений у детей.
  4. Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в образовательный процесс.
  5. Сотрудничество со всеми педагогами и специалистами ДОУ:

– составление индивидуального образовательного маршрута

– комплексное сопровождение ребенка в образовательном процессе.

6. Просветительская работа по профилактике и коррекции речевых нарушений среди педагогов и родителей.

В следующем учебном году планирую совместно с врачом ДОУ и педагогами на группах ( младших) ввести следующие документы:

Документы, которые помогают осуществлять работу медицинского блока и логопеда более плодотворно:

таблица по выявлению речевых, психологических, медицинских проблем у детей:

Статья «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с нарушениями речи»

«Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с нарушениями речи»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

 Принцип сознательности и активности.

 Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

 Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

 Принцип доступности и индивидуальности.

 Принцип систематичности и последовательности.

 Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

Для сохранения и укрепления здоровья детей использую на логопедических занятиях комплексную оздоровительно-коррекционную работу, включающуюся в себя:

Развитие мелкой моторики

Су – джок терапию

Кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания), и укрепление здоровья детей с речевой патологией;

Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами приведёт к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Цель зрительной гимнастики – профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия, помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

Развитие мелкой моторики

разнообразные пальчиковые игры и упражнения

игры с прищепками, бусами, пуговицами, природным материалом

игры со счётными палочками, камешками «Марболс»

Шнуровки, пальчиковые дорожки

Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

Су – джок терапия

Прокатывание шарика с одновременным проговариванием рифмованных текстов помогает нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, скорректировать речевые нарушения.

Кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук

Эти упражнения активизируют все мозговые процессы – память, мышление, быстроту реакции, что в свою очередь способствует более эффективному освоению нового материала. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Дети становятся внимательными, активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения. В работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Самомассаж представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками или массаж языка при помощи губ и зубов.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе способствуют:

Повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей.

-повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать, учатся красиво говорить;

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.

корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности;

Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.

Пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Провести ребенка по ступеням успеха,

как по ступеням нотного стана,

сохранив и приумножив лучшее в нем,

вот к чему должен стремиться каждый педагог!

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Андреева Мария
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Развитая речь учеников – важное условие эффективной учебы в школе. Сегодня у специалистов, занимающихся обучением детей, есть богатый практический материал, который необходим для успешного речевого развития детей. В том числе помогают в этом и «здоровьесберегающая образовательная технология». Под такой технологией понимают систему, создающую максимально возможные усилия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и т. д.). Важно отметить, что это комплексная система, которая направлена на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие и сохранение здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие технологии способствуют повышению речевой активности ребенка, развивают речевые умения и навыки, активизируют познавательный интерес, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность, улучшают концентрацию, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Воспитатель и логопед строят свою работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и ставят перед собой следующие задачи:

1. Формировать физиологическое и речевое дыхание

2. Совершенствовать общую и мелкую моторику рук

3. Снять мышечное напряжение

4. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Важно отметить, что среди дошкольников и школьников встречаются проблемы в речевом развитии – проблемы с развитием общей и мелкой моторики, внимания, памяти и мышления. Без своевременной коррекции у ребенка могут возникать серьезные психологические и соматические нарушения, возможно и закрепление речевого эффекта, поэтому так необходима оздоровительно-коррекционная работа, включающая в себя различные упражнения и занятия:

• артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика

• упражнения на развитие психический функций (внимание, мышление, память)

• упражнения для профилактики зрения и др.

Одной из эффективных форм коррекционной работы с детьми является пальчиковая гимнастика. В. А Сухолимский писал: «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» и «чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»[3].

В своей профессиональной деятельности я использую пальчиковую гимнастику. Эти занятия – мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга. Зачастую, если движения пальцев ребенка развиты в соответствии с возрастом, тогда и речевое развитие соответствует возрастной норме. Работая воспитателем в детском саду, я уделяю большое внимание развитию моторики рук и развитию правильного дыхания. Пальчиковая гимнастика проводится с помощью упражнений в неотрывной работе с речью. Мы играем с прищепками – эти упражнения полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно. Из камешков, палочек, бусинок и орехов создаем интересные творческие композиции, развиваем тактильно-двигательное восприятие детей.

Н. К. Смирнов писал, что «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»[2]. Поэтому при занятиях с детьми нужен комплексный подход. С помощью пальчиковой гимнастики мы развиваем мелкую моторику, с помощью дыхательной гимнастики – учимся правильно дышать во время речи. Важно отметить, что работа над дыханием крайне важна в логопедической работе, ведь работа голосового аппарата – определенная нагрузка на дыхание, а неумение управлять своим дыханием приводит к ухудшению произношения звуков. Упражнения проводятся ежедневно и занимают около 10 минут. Например, упражнение «Футбол». Мы используем скатанный из ваты шарик, который похож на футбольный мяч. Ворота делаем из кубиков и карандашей. Дети дуют на «скатанный шарик» и пытаются забить «гол» в ворота. Или другое упражнение на дыхание – «Шторм». Для него нужен стакан с водой и соломенная трубочка. Посередине широкого языка кладется соломинка, ее конец опускают в воду. Дети дуют в соломинку так, чтобы вода в стакане забурлила и начался шторм. Важно следить за состояние речевого аппарата ребенка – щеки не должны надуваться, а губы при упражнении должны быть неподвижны.

Важны и технологии сохранения и стимулирования здоровья. Например, стретчинг – растяжка мышц. Особо рекомендуется детям с нарушениями осанки и плоскостопием. Или Су-Джок терапия, стимуляция биологически-активных точек, которые расположены на кистях рук, при этом используются различные приспособления – массажные мячики, шарики, грецкие орехи. После интенсивных занятий эффективен комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение ног, рук и речевого аппарата. Для расслабления пальцев воспитатель МаржанМырзакасым предлагает упражнение «Бабочка». Дети собирают пальцы в кулак и поочередно выпрямляют каждый палец – сначала мизинец, безымянный, средний, а потом – большой и указательный. Затем пальцы соединяют в кольцо и делают быстрые движения, похожие на трепетание крыльев бабочки. Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня[1].

Итак, использование здоровьесберегающих технологий в педагогике – это средство коррекционно-развивающей работы с детьми, которые имеют различные речевые нарушения. Здоровьесберегающие упражнения помогают достичь успехов не только в преодолении речевых трудностей детей, но и способствуют общему оздоровлению. Действенностьэтих технологийнапрямую зависит от профессиональной компетенции педагога и комфорта дошкольников во время проведения упражнений.

1. Мырзакасым М. Е. Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья детей с нарушениями речи. Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn—dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/29454-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-dlya-sokhraneniya-zdorovya-detej-s-narusheniya-rechi (дата обращения: 11.02.2018)

2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -Киев,1969.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Консультация с педагогами Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга «Использование.

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в ДОУ. Н. А. Шибарова., воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №10, г. Мценск.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с подростками школьного возраста В современных реалиях осуществление основных идей модернизации образования призвано повысить качество образовательного процесса, обеспечить.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов и родителей. Зрительную гимнастику необходимо проводить.

Конспект занимательной деятельности с детьми с тяжелым нарушением речи «Во саду ли, в огороде» Контингент воспитанников – 5-6 лет Программное содержание: • Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. • Формировать навыки.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей педагогов в современном дошкольном учреждении. Что бы добиться полноценного.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ Материал статьи для сборника победителей областного конкурса «Лучший педагогический работник ДОУ 2015» «Использование здоровьесберегающих.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: продолжать повышать.

План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» на 2017-2018 учебный.

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В настоящее время образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Поэтому я приступила к активным поискам новых, инновационных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Во-первых, я обращаю главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаю, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

В-четвертых, мной совершенно отчетливо установлена прямая зависимость от преемственности в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Я считаю, что полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, психолога детской консультации или Центра диагности и консультирования) и единства требований, предъявляемых к детям.

Актуальность проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с другими специалистами будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – взаимодействие в работе с медицинским блоком и устранение различия в позициях учителя -логопеда и медицины по вопросам речевого развития детей.

Медицинский блок в детском саду хорошо осуществляет свою работу, а учитель- логопед делает свою, и в лучшем случае взаимодействие этих специалистов осуществляется при направлении ребенка к неврологу.

Медики нередко, как самопроизвольно отстраняются от работы по лечебно- коррекционной работе , так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Кроме того определенная часть учителей – логопедов недооценивает важность тесного взаимодействия в работе с медицинским блоком детского сада в коррекционной работе.

Отсутствие систематической обратной связи лишает возможности и тех и других вести эффективно работу по устранению речевой патологии у детей дошкольного возраста, быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей со всех сторон и медицинской и педагогической.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом лечебно — коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что взаимодействие всех специалистов в ДОУ дадут полноценное развитие ребенку с нарушениями речи.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях необходимо тесное взаимодействие медицины и учителя-логопеда для решения проблем речевого развития детей, посещающих детский сад компенсирующего вида. Признание приоритета взаимодействия медицины и педагогов в коррекции требует иных взаимоотношений медицинского блока детского сада и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Это сотрудничество становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с медиками; а медицинский персонал — повышения педагогической культуры , как основу совершенствования для полноценного развития ребенка.

Вовлечение медицинского блока в коррекционно -образовательный процесс, заинтересованное участие в этой деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития детей в детском саду.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

1. Изучить особенности взаимодействия между учителем- логопедом и медицинским блоком для коррекции речи детей.
2. Привлечь медицинский блок к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей, через лечебно- коррекционные мероприятия
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и медики в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Стратегия достижения поставленных целей

Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии в логопедической группе при взаимосвязи в работе учителя-логопеда , медицинского блока и воспитателей» рассчитан на 1 год.

Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

1 этап. Диагностический- сентябрь
2 этап. Основной этап- октябрь- апрель
3 этап. Заключительный этап-май ( Приложение № 3)

Работа организуется по следующим разделам:

1.Коррекционно-логопедическая работа и коррекционно — образовательная работа (учитель-логопед и воспитатель, помощник воспитателя):

  • развитие общих речевых навыков;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • обогащение лексики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие общей моторики.

2. Коррекция основных психических процессов (Учителя- логопеда, воспитателя, психолога детской консультации или Центра Диагности и консультирования, так как психолога в нашем учреждении нет):

  • работа психолога по нейропсихологической программе.

3. Коррекционно-оздоровительная работа:

– взаимосвязь с невропатологом( учитель-логопед, медицинский блок, воспитатель, музыкальный руководитель ,врачи детской консультации);
– консультации отоларинголога, ортодонта, хирурга;
– БОС (постановка нижнее- диафрагмального дыхания);
– массаж (зондовый);
– фитотерапия;
– ароматерапия;
– музыкотерапия;
– арттерапия.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Многие из коррекционных задач решаются специалистами совместно. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить их функции, чтобы исключить возможность дублирования.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю — логопеду. Я, как специалист, лучше знаю речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с речевой нормой, динамику коррекционной работы, а так же принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей.

В начале учебного года на совещании я знакомлю всех участников коррекционного процесса с результатами обследования детей, (вся информация о поступивших детях вносится в специальную папку, т. е. создается банк данных детей); обращаю их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя цели, задачи программы, методы ее реализации, продолжительности этапов коррекционной работы, намеченные результаты. Совместно обсуждается план оздоровительной работы. (Приложение №4)

При определении содержания работы я знакомлю всех с перспективным планом работы, а в течении всего учебного года систематически информирует об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Специалисты содействуют развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляют и расширяют компенсаторные возможности ребенка, осуществляют коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных мной в определенный период обучения.

Воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Так же воспитатели закрепляет учебный материал логопедических занятий. Совместно с воспитателями составляется перспективный план по развитию речи, в котором четко прослеживается взаимосвязь коррекционных задач логопеда и воспитателей.

Работу с воспитателями осуществляю в следующих формах :

  • Тематические педсоветы, консультации для специалистов МДОУ;
  • Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  • Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
  • Тематические консультации ;
  • Индивидуальные консультации ;
  • Круглые столы;
  • Творческие гостиные;
  • Теоретические и практические практикумы…

Контингент дошкольников с ОНР представлен в главном образе с детьми с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями, поэтому преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой.

В рамках сотрудничества с педиатрами детской поликлиники, психоневрологом ЦРБ проводится следующая работа: медицинская сестра и я имеем возможность просматривать медицинскую карточку ребенка и собирать информацию об анамнезе, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Такое направление работы, как контроль со стороны медицинского персонала научно обосновано положением о необходимости проведения всестороннего медико-педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы. Нарушения развития могут возникать вследствие различной этиологии, и проявляться в различных формах, в частности в виде речевых расстройств. Для правильного определения патогенеза и структуры речевого нарушения недостаточно только педагогического обследования, необходимо привлечение данных клинических исследований (проводимых врачами: детским невропатологом, отоларингологом, окулистом, стоматологом-ортодонтом и т.д.) Эти данные имеют большое значение для разработки дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия и выбора, необходимых медико-педагогических мероприятий, направленных на преодоление речевого расстройства.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Перечислим основные необходимые составляющие такой системы:

– создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
– медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
– включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
– обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
– специально организованная работа по физическому воспитанию:
– формирование представлений о здоровом образе жизни;
– включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей предполагает:

– обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (соответствующая мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д);
– проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы;
– обеспечение полноценного питания, витаминизация;
– проведение закаливающих мероприятий;
– проектирование пространства и его оснащение.

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости:

– диспансеризация и профилактический осмотр осуществляется врачами детской поликлиники;
– текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости осуществляется старшей медицинской сестрой (штатная единица) , врачом – педиатром, и врачами-специалистами: психиатром, невропатологом, физиотерапевтом (специалисты детской консультации);
– проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс:

– предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика, двигательные разминки, в процессе занятий);
– использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения. Для решения этих задач используются артикуляционная, и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения ;
– формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков, обучение некоторым приемам самомассажа ;
– создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Функции специалистов в организации здоровьесберегающего режима и коррекционно-образовательного процесса:

– Обеспечение гибкого, щадящего режима.
– Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.
– Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.
– Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
– Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
– Работа с воспитателями и родителями.

– Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
-Наблюдение за динамикой развития детей.
– Коррекционная работа.
– Использование оздоровительных технологий.
– Работа с родителями и воспитателями.

-Вакцинация, витаминизация, медикаментозная помощь.
-Физиотерапия.
-Лечебно-профилактические мероприятия,
-Закаливание.
-Индивидуальный общеукрепляющий массаж.
-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
-Медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
-Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
-Обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
-Специально организованная работа по физическому воспитанию:
-Формирование представлений о здоровом образе жизни;
-Включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Методическая разработка

Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»

Автор составитель:

Боздаренко Ирина Леонидовна

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития. К тому же федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу по применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для групп компенсирующей направленности. В нашем дошкольном учреждении создана целостная система работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций с использованием здоровьесберегающих технологий .Много лет назад В.А. Сухомлинский выразил мысль, которая и по сей день остается актуальной:«Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей направленности я столкнулась со следующими трудностями: у большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения; при относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; отмечается низкая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления);отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для преодоления этих трудностей в развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи, я решила выбрать приоритетным направлением своей

работы: использование здоровьесберегающих технологий на занятиях, совместной деятельности с детьми и в ходе режимных моментов.Что же такое «здоровьесберегающая технология»? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Дети – это наша гордость, в каждом ребёнке всё нам мило и дорого. А все ли мы сделали для сбережения здоровья и развития наших детей? Задала я себе этот вопрос и глубоко задумалась, над этой проблемой. Решению этой задачи поможет использование комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

Для осуществления оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, мной разработан подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционной деятельности может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы. Некоторые здоровье -сберегающие технологии направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей. Использование оздоровительных пауз можно включать и в свободную деятельность детей. Постепенно используя различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, я старалась создать необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую эффективно использовать время. Эти элементы можно повторять или чередовать. Вышеизложенные факты доказывают целесообразность и актуальность разработки технологии физического и интеллектуального развития, реализация которой не только позволяет решить специфические задачи физического и интеллектуального воспитания детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, но и способствует их успешной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу воспитателя.

На сегодняшний день эффективными подходами к комплексному решению вопросов оздоровления, включая адаптированные элементы здоровьесберегающих методик разработанные Уманской А., Базарного В., Лазарева М., Чупаха В., Стрельниковой, которые я, как воспитатель группы компенсирующей направленности, используя в своей работе с детьми, пришла к выводу, что основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. В своей педагогической практике я пришла к необходимости разработки концепции.

Концепция построена на следующих принципах:

1)принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты речи;

2)принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка;

3)принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребёнку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить своё тело;

4)принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений, навыков;

5)принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни;

6)принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

7)принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;

8)принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья;

9)принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Для реализации применения инновационных здоровьесберегающих технологий в группе детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи я учитывала следующие принципы построения образовательного процесса:

1)Научную обоснованность и практическую применимость – содержание образовательной программы должно основываться на положениях культурно-исторической теории Л. С. Выгодского и отечественной научной психолого- педагогической школы о закономерностях развития ребёнка в дошкольном возрасте, практических разработках и методических рекомендациях ведущих специалистов в области современного дошкольного образования.

2)Вариативность педагогического процесса – педагогическая импровизация, посредством которой педагог варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком.

3)Открытость педагогического процесса – вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, создание таких условий, чтобы у всех участников открыть самого себя, в какой – либо деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах и т.д.

4)Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается как принятие неповторимости и уникальности каждого ребёнка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей.

5)При организации образовательного процесса учитываются методы логопедии, которые включают в себя: организационный метод и эмпирический, метод количественного и качественного анализа полученных данных.

Соблюдение вышеперечисленных принципов направлены на укрепление у детей здоровья, повышение физической и умственной работоспособности, предупреждение утомляемости. Совершенствование всех сторон речи: расширять и активизировать словарь, добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Здоровьесбережение – это важнейшая составная часть гуманного типа образования, являющегося олицетворением нового века и нового тысячелетия. Принципиальной особенностью данного типа образования является ориентация на человека, удовлетворение его познавательных потребностей и интересов, развитие в нем таких личностных (социально-значимых) качеств, которые позволяют ему быть здоровым, успешным и счастливым.

В ходе проведённой работы:

1)Изучены методы, методики и накопленный педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя.

2)Организована специальная коррекционно-воспитательная работа с учётом индивидуальных способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи.

3)Создана в группе атмосфера психологической защищённости, что способствует ограждению ребёнка от стрессовых ситуаций, повышает его

уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими.

4)применялись технологии эмоционально-психического развития детей; старались купировать нарушения эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы;

5)применение здоровьесберегающих технологий было направлено на развитие ребенка и коррекцию его речевой патологии, негативных индивидуальных особенностей;

6)большое внимание уделялось включению динамических пауз и физкультминуток разной направленности во всех видах занятий;

7)создана здоровьесберегающая среда, которая постоянно дополняется и изменяется;

8) в процессе всей деятельности у детей улучшились психические процессы: внимание, мышление, воображение, зрительная и слуховая память, повысилась мыслительная активность, расширился словарный запас слов, а также обогатилось речевое общение на основе культурных норм.

Показателем работы считаю тот факт, что с воспитанниками, в работе с которыми в течение двух лет апробировались и внедрялись современные здоровьесберегающие технологии. Неоднократно были показаны практические занятия для воспитателей детского сада.

Базой для формирования представляемого инновационного педагогического опыта являются дети старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Работая по данной проблеме, во время проведения фронтальных занятий и во время индивидуальной работы воспитателя, я пришла к выводу, что применение технологий здоровьесбережения повышает мотивацию обучения (следствие этого – повышение качества знаний детей), активизирует мыслительную и речевую деятельность воспитанников.

Стабильность

В течение 2015-2018 годов мною была использована педагогическая диагностика по « Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Вераксы. По результатам проведённого диагностического обследования можно сделать заключение, что проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми дало положительную динамику в речевом и познавательном развитии детей. Дети показали положительную динамику в речевом развитии, что видно из сравнительной диаграммы динамики развития детей. Речь детей стала чётче, понятнее, улучшился лексико-грамматический строй речи. Заметна положительная динамика в развитии мелкой моторики и подвижности органов артикуляционного аппарата.

Проведя данную диагностику, мы получили следующие результаты:

Таблица 1 – Результаты речевой диагностики по выявлению уровня речевого развития ребенка на начало и конец года за 2016-2019 года

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Разделы: Логопедия

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

1. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
  • Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

    • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
    • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
    • улучшает дренажную функцию бронхов;
    • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
    • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

    Развитие общей моторики.

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

    Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия.

    Для детей с ОНР физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

    Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

    Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми.

    У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

    Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

    Су-Джок терапия.

    Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

    С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

    Массаж и самомассаж.

    При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

    • массаж и самомассаж лица;
    • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
    • плантарный массаж (массаж стоп);
    • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
    • массаж языка.

    Это массаж, выполняемый самим ребенком (взрослым, подростком), страдающим речевой патологией, является средством дополняющим воздействие основного массажа.

    Цель логопедического массажа и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.

    Показания для массажа:

    • Дислалии;
    • Различных видах дизартрии;
    • Алалии
    • Неврозоподобном заикании;
    • Послеоперационном периоде при ринолалии;
    • Нарушения тонуса мышц приводящие к нарушениям голоса.

    Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

    Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

    Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

    Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

    Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

    Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.

    Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

    Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмикой, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых играх.

    2. Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий.

    Читайте также:  Презентация: Развитие фонематических процессов
    Ссылка на основную публикацию