Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Взаимосвязь в работе учителя- логопеда , педагогов и медицинских работников по реализации здоровьесберегающих технологий на логопункте ДОУ с детьми с ТНР
методическая разработка на тему

Представлен опыт работы на логопункте по теме: “Взаимосвязь в работе учителя-

логопеда , педагогов и медицинских работников по реализации здоровьесберегающих технологий на логопункте ДОУ с детьми с ТНР”

Скачать:

ВложениеРазмер
soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы : «Взаимосвязь в работе учителя-

логопеда , педагогов и медицинских работников по реализации здоровьесберегающих технологий на логопункте ДОУ с детьми с ТНР»

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования.

О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровье укрепляющая составляющие.

Коррекционно-образовательная система в условиях детского сада предлагает совместную деятельность педагогов в организации коррекционных, воспитательных, оздоровительных, медицинских мероприятий, с целью компенсации дефекта каждого ребенка, приобщения к здоровому образу жизни, т.е. взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.

Самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, инструктора по физической культуре , воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, который включает в себя :

  • Врач ДОУ
  • Физиомедсестра

– Медсестра по массажу.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом лечебно — коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов необходимо правильное распределение обязанностей специалистов.

1.Сбор анамнестических данных вновь поступающих детей.

2. Анализ заболеваемости.

3. Направление для консультаций по необходимости или по запросам специалистов к невропатологу, отоларингологу, окулисту, стоматологу, ортодонту, и др.специалистам.

4. Общеукрепляющий массаж для детей – 2 раза в год, и по показаниям.

5. Физиопроцедуры: кислородный коктель, ОКУФ носоглотки.

6. Контроль своевременности прохождения назначенного лечения и профилактических мероприятий.

7. Участие в составлении образовательного маршрута.

8. Просветительская работа среди педагогов и родителей ДОУ.

Педагоги и инструктор по ФИЗО :

1.Включение оздоровительных технологий в образовательный процесс.

2. Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима.

3. Использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций и снятия психического и мышечного напряжения.

4. Проведение закаливающих мероприятий.

5. Формирование у детей первоначального представления о здоровом образе жизни.

6. Создание психологически комфортных условий в ДОУ.

7. Помощь в коррекционной работе учителю-логопеду.

8. Просветительская работа среди родителей .

  1. Коррекция речевых нарушений.
  2. Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития совместно с медицинским персоналом .
  3. Профилактика возникновения речевых нарушений у детей.
  4. Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в образовательный процесс.
  5. Сотрудничество со всеми педагогами и специалистами ДОУ:

– составление индивидуального образовательного маршрута

– комплексное сопровождение ребенка в образовательном процессе.

6. Просветительская работа по профилактике и коррекции речевых нарушений среди педагогов и родителей.

В следующем учебном году планирую совместно с врачом ДОУ и педагогами на группах ( младших) ввести следующие документы:

Документы, которые помогают осуществлять работу медицинского блока и логопеда более плодотворно:

таблица по выявлению речевых, психологических, медицинских проблем у детей:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

Содержимое публикации

МАДОУ «Детский сад № 9»

Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

в дошкольном образовательном учреждении

Усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, должны быть направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, воспитание здорового образа жизни. В уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Контингент логопункта составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения, не только на занятиях, но и в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Здоровьесберегающие технологии должны тесно перекликаться с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяться с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья учащихся, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения детей к здоровью и жизни – как собственных, так и других людей.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционной деятельности (классификация, предложенная Н.К. Смирновым):

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Артикуляционная гимнастика – регулярное использование артикуляционной гимнастики с детьми-логопатами улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек, уменьшает спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

Дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой) – восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

Зрительная гимнастика (В.Х. Базарного) – способствует укреплению мышц глаз, упражнения, направлены на профилактику нарушений зрения.

2.Технологии обучению здоровому образу жизни:

Су-Джок-терапия.- эффективный ручной массаж пальцев при помощи массажных шариков (Су-Джок), в результате чего происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук.

Самомассаж органов артикуляции – это массаж, выполняемый самим ребенком; самомассаж активизирует кровообращение в области губ и языка, идет стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Биоэнергопастика – совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику;

Мимические упражнения – способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. С помощью этих упражнений дети учатся выражать эмоциональное состояние – печаль, радость, веселье, огорчение, страх;

Кинезиологические упражнения (А. Л. Сиротюк) – повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, что способствует улучшению памяти и внимания у детей-логопатов.

Модель использования здоровьесберегающих технологий

Виды здоровье –

сберегающих педагогических технологий

Время проведения

в режиме дня

Особенностиметодики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

2. Коррекционные технологии

2 раза в неделю, не раньше чем через 30 мин. после приема пищи.

В физкультурном или музыкальном залах, 25 – 30 мин

Занятия рекомендованы детям с проблемами речи и слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели, Инструктор по физической культуре, логопед

3 раза в неделю

повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, что способствует улучшению памяти и внимания у детей-логопатов

способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений.

3.Технологии обучения здоровому образу жизни

Ежедневно (или через день)

Рекомендованы для улучшения интеллектуального развития детей

Су – джок терапия

Ежедневно (или через день)

Массаж пальце рук

Говоря о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В настоящее время образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому я приступила к активным поискам новых, инновационных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Во-первых, я обращаю главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаю, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

В-четвертых, мной совершенно отчетливо установлена прямая зависимость от преемственности в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Я считаю, что полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, психолога детской консультации или Центра диагности и консультирования) и единства требований, предъявляемых к детям.

Актуальность проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с другими специалистами будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – взаимодействие в работе с медицинским блоком и устранение различия в позициях учителя -логопеда и медицины по вопросам речевого развития детей.

Медицинский блок в детском саду хорошо осуществляет свою работу, а учитель- логопед делает свою, и в лучшем случае взаимодействие этих специалистов осуществляется при направлении ребенка к неврологу.

Медики нередко, как самопроизвольно отстраняются от работы по лечебно- коррекционной работе , так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Кроме того определенная часть учителей – логопедов недооценивает важность тесного взаимодействия в работе с медицинским блоком детского сада в коррекционной работе.

Отсутствие систематической обратной связи лишает возможности и тех и других вести эффективно работу по устранению речевой патологии у детей дошкольного возраста, быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей со всех сторон и медицинской и педагогической.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом лечебно — коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что взаимодействие всех специалистов в ДОУ дадут полноценное развитие ребенку с нарушениями речи.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях необходимо тесное взаимодействие медицины и учителя-логопеда для решения проблем речевого развития детей, посещающих детский сад компенсирующего вида. Признание приоритета взаимодействия медицины и педагогов в коррекции требует иных взаимоотношений медицинского блока детского сада и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Это сотрудничество становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с медиками; а медицинский персонал — повышения педагогической культуры , как основу совершенствования для полноценного развития ребенка.

Вовлечение медицинского блока в коррекционно -образовательный процесс, заинтересованное участие в этой деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития детей в детском саду.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

1. Изучить особенности взаимодействия между учителем- логопедом и медицинским блоком для коррекции речи детей.
2. Привлечь медицинский блок к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей, через лечебно- коррекционные мероприятия
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и медики в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Стратегия достижения поставленных целей

Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии в логопедической группе при взаимосвязи в работе учителя-логопеда , медицинского блока и воспитателей» рассчитан на 1 год.

Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

1 этап. Диагностический- сентябрь
2 этап. Основной этап- октябрь- апрель
3 этап. Заключительный этап-май ( Приложение № 3)

Работа организуется по следующим разделам:

1.Коррекционно-логопедическая работа и коррекционно — образовательная работа (учитель-логопед и воспитатель, помощник воспитателя):

  • развитие общих речевых навыков;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • обогащение лексики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие общей моторики.

2. Коррекция основных психических процессов (Учителя- логопеда, воспитателя, психолога детской консультации или Центра Диагности и консультирования, так как психолога в нашем учреждении нет):

  • работа психолога по нейропсихологической программе.

3. Коррекционно-оздоровительная работа:

– взаимосвязь с невропатологом( учитель-логопед, медицинский блок, воспитатель, музыкальный руководитель ,врачи детской консультации);
– консультации отоларинголога, ортодонта, хирурга;
– БОС (постановка нижнее- диафрагмального дыхания);
– массаж (зондовый);
– фитотерапия;
– ароматерапия;
– музыкотерапия;
– арттерапия.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Многие из коррекционных задач решаются специалистами совместно. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить их функции, чтобы исключить возможность дублирования.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю — логопеду. Я, как специалист, лучше знаю речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с речевой нормой, динамику коррекционной работы, а так же принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей.

В начале учебного года на совещании я знакомлю всех участников коррекционного процесса с результатами обследования детей, (вся информация о поступивших детях вносится в специальную папку, т. е. создается банк данных детей); обращаю их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя цели, задачи программы, методы ее реализации, продолжительности этапов коррекционной работы, намеченные результаты. Совместно обсуждается план оздоровительной работы. (Приложение №4)

При определении содержания работы я знакомлю всех с перспективным планом работы, а в течении всего учебного года систематически информирует об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Специалисты содействуют развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляют и расширяют компенсаторные возможности ребенка, осуществляют коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных мной в определенный период обучения.

Воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Так же воспитатели закрепляет учебный материал логопедических занятий. Совместно с воспитателями составляется перспективный план по развитию речи, в котором четко прослеживается взаимосвязь коррекционных задач логопеда и воспитателей.

Работу с воспитателями осуществляю в следующих формах :

  • Тематические педсоветы, консультации для специалистов МДОУ;
  • Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  • Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
  • Тематические консультации ;
  • Индивидуальные консультации ;
  • Круглые столы;
  • Творческие гостиные;
  • Теоретические и практические практикумы…

Контингент дошкольников с ОНР представлен в главном образе с детьми с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями, поэтому преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой.

В рамках сотрудничества с педиатрами детской поликлиники, психоневрологом ЦРБ проводится следующая работа: медицинская сестра и я имеем возможность просматривать медицинскую карточку ребенка и собирать информацию об анамнезе, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Такое направление работы, как контроль со стороны медицинского персонала научно обосновано положением о необходимости проведения всестороннего медико-педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы. Нарушения развития могут возникать вследствие различной этиологии, и проявляться в различных формах, в частности в виде речевых расстройств. Для правильного определения патогенеза и структуры речевого нарушения недостаточно только педагогического обследования, необходимо привлечение данных клинических исследований (проводимых врачами: детским невропатологом, отоларингологом, окулистом, стоматологом-ортодонтом и т.д.) Эти данные имеют большое значение для разработки дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия и выбора, необходимых медико-педагогических мероприятий, направленных на преодоление речевого расстройства.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Перечислим основные необходимые составляющие такой системы:

– создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
– медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
– включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
– обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
– специально организованная работа по физическому воспитанию:
– формирование представлений о здоровом образе жизни;
– включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей предполагает:

– обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (соответствующая мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д);
– проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы;
– обеспечение полноценного питания, витаминизация;
– проведение закаливающих мероприятий;
– проектирование пространства и его оснащение.

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости:

– диспансеризация и профилактический осмотр осуществляется врачами детской поликлиники;
– текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости осуществляется старшей медицинской сестрой (штатная единица) , врачом – педиатром, и врачами-специалистами: психиатром, невропатологом, физиотерапевтом (специалисты детской консультации);
– проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс:

– предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика, двигательные разминки, в процессе занятий);
– использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения. Для решения этих задач используются артикуляционная, и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения ;
– формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков, обучение некоторым приемам самомассажа ;
– создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Функции специалистов в организации здоровьесберегающего режима и коррекционно-образовательного процесса:

– Обеспечение гибкого, щадящего режима.
– Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.
– Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.
– Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
– Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
– Работа с воспитателями и родителями.

– Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
-Наблюдение за динамикой развития детей.
– Коррекционная работа.
– Использование оздоровительных технологий.
– Работа с родителями и воспитателями.

-Вакцинация, витаминизация, медикаментозная помощь.
-Физиотерапия.
-Лечебно-профилактические мероприятия,
-Закаливание.
-Индивидуальный общеукрепляющий массаж.
-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
-Медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
-Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
-Обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
-Специально организованная работа по физическому воспитанию:
-Формирование представлений о здоровом образе жизни;
-Включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Андреева Мария
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Развитая речь учеников – важное условие эффективной учебы в школе. Сегодня у специалистов, занимающихся обучением детей, есть богатый практический материал, который необходим для успешного речевого развития детей. В том числе помогают в этом и «здоровьесберегающая образовательная технология». Под такой технологией понимают систему, создающую максимально возможные усилия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и т. д.). Важно отметить, что это комплексная система, которая направлена на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие и сохранение здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие технологии способствуют повышению речевой активности ребенка, развивают речевые умения и навыки, активизируют познавательный интерес, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность, улучшают концентрацию, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Воспитатель и логопед строят свою работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка,и ставят перед собой следующие задачи:

1. Формировать физиологическое и речевое дыхание

2. Совершенствовать общую и мелкую моторику рук

3. Снять мышечное напряжение

4. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Важно отметить, что среди дошкольников и школьников встречаются проблемы в речевом развитии – проблемы с развитием общей и мелкой моторики, внимания, памяти и мышления. Без своевременной коррекции у ребенка могут возникать серьезные психологические и соматические нарушения, возможно и закрепление речевого эффекта, поэтому так необходима оздоровительно-коррекционная работа,включающая в себя различные упражнения и занятия:

• артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика

• упражнения на развитие психический функций (внимание, мышление, память)

• упражнения для профилактики зрения и др.

Одной из эффективных форм коррекционной работы с детьми является пальчиковая гимнастика. В.А Сухолимский писал: «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» и «чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»[3].

В своей профессиональной деятельности я использую пальчиковую гимнастику. Эти занятия – мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга. Зачастую, если движения пальцев ребенка развиты в соответствии с возрастом, тогда и речевое развитие соответствует возрастной норме. Работая воспитателем в детском саду, я уделяю большое внимание развитию моторики рук и развитию правильного дыхания. Пальчиковая гимнастика проводится с помощью упражнений в неотрывной работе с речью. Мы играем с прищепками – эти упражнения полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно. Из камешков, палочек, бусинок и орехов создаем интересные творческие композиции, развиваем тактильно-двигательное восприятие детей.

Н. К. Смирнов писал, что «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»[2]. Поэтому при занятиях с детьми нужен комплексный подход. С помощью пальчиковой гимнастики мы развиваем мелкую моторику, с помощью дыхательной гимнастики – учимся правильно дышать во время речи. Важно отметить, что работа над дыханием крайне важна в логопедической работе, ведь работа голосового аппарата – определенная нагрузка на дыхание, а неумение управлять своим дыханием приводит к ухудшению произношения звуков. Упражнения проводятся ежедневно и занимают около 10 минут. Например, упражнение «Футбол». Мы используем скатанный из ваты шарик, который похож на футбольный мяч. Ворота делаем из кубиков и карандашей. Дети дуют на «скатанный шарик» и пытаются забить «гол» в ворота. Или другое упражнение на дыхание – «Шторм». Для него нужен стакан с водой и соломенная трубочка. Посередине широкого языка кладется соломинка, ее конец опускают в воду. Дети дуют в соломинку так, чтобы вода в стакане забурлила и начался шторм. Важно следить за состояние речевого аппарата ребенка – щеки не должны надуваться, а губы при упражнении должны быть неподвижны.

Важны и технологии сохранения и стимулирования здоровья. Например, стретчинг – растяжка мышц. Особо рекомендуется детям с нарушениями осанки и плоскостопием. Или Су-Джок терапия, стимуляция биологически-активных точек, которые расположены на кистях рук, при этом используются различные приспособления – массажные мячики, шарики, грецкие орехи. После интенсивных занятий эффективен комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение ног, рук и речевого аппарата. Для расслабления пальцев воспитатель МаржанМырзакасым предлагает упражнение «Бабочка». Дети собирают пальцы в кулак и поочередно выпрямляют каждый палец – сначала мизинец, безымянный, средний, а потом – большой и указательный. Затем пальцы соединяют в кольцо и делают быстрые движения, похожие на трепетание крыльев бабочки. Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня[1].

Итак, использование здоровьесберегающих технологий в педагогике – это средство коррекционно-развивающей работы с детьми, которые имеют различные речевые нарушения. Здоровьесберегающие упражнения помогают достичь успехов не только в преодолении речевых трудностей детей, но и способствуют общему оздоровлению. Действенностьэтих технологийнапрямую зависит от профессиональной компетенции педагога и комфорта дошкольников во время проведения упражнений.

1. Мырзакасым М. Е. Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья детей с нарушениями речи. Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn—dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/29454-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-dlya-sokhraneniya-zdorovya-detej-s-narusheniya-rechi (дата обращения: 11.02.2018)

2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. : АРКТИ, 2005. – 320 с.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -Киев,1969.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Консультация с педагогами Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга «Использование.

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в ДОУ. Н. А. Шибарова., воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №10, г. Мценск.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с подростками школьного возраста В современных реалиях осуществление основных идей модернизации образования призвано повысить качество образовательного процесса, обеспечить.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов и родителей. Зрительную гимнастику необходимо проводить.

Конспект занимательной деятельности с детьми с тяжелым нарушением речи «Во саду ли, в огороде» Контингент воспитанников – 5-6 лет Программное содержание: • Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. • Формировать навыки.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей педагогов в современном дошкольном учреждении. Что бы добиться полноценного.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ Материал статьи для сборника победителей областного конкурса «Лучший педагогический работник ДОУ 2015» «Использование здоровьесберегающих.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: продолжать повышать.

План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» на 2017-2018 учебный.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 12.03.2015

Статья просмотрена: 658 раз

Библиографическое описание:

Устинова, С. В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / С. В. Устинова, Е. А. Грименко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7543/ (дата обращения: 07.01.2021).

Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы

В. А. Сухомлинский

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» — эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляете неотъемлемую часть.

Здоровье — одна из главных ценностей нашей жизни, а воспитание здорового ребенка — одна из важнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. При гиподинамии возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: нарушение регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия тоже нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразится на развитии организма ребенка. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависят от двигательной активности. Поэтому мы, педагоги заботимся об организации детской двигательной активности, ее разнообразии, а также выполнения основных задач и требований к ее содержанию.

Первое место в двигательном режиме детей занимает непосредственно образовательная деятельность по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам, развитию физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта, формированию потребности двигаться. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм, способствуют повышению иммунитета.

При проведении досугов, праздников, спортивных развлечений дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

Ежедневно с детьми делаем утреннюю гимнастику, состоящую из разных видов ходьбы и бега, различных видов общеразвивающих упражнений, которые укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса, рук, туловища, ног. Основная цель гимнастики после сна — поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Заканчивается гимнастика упражнениями на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

С целью предупреждения утомления на занятиях, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводим физминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательные упражнения. Пальчиковая гимнастики проводится ежедневно, так как у детей с речевыми проблемами плохо развита мелкая моторика.

Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.

Мелкая моторика — согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами, а именно с платочками, зубными щетками, прищепками, счетными палочками, с бусами, с резинками для волос, с пробками, также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Упражнения, необходимые для правильного звукопроизношения, для тренировки органов артикуляции — это артикуляционная гимнастика. Тренируясь ежедневно, логопед быстрее «ставит» правильное звукопроизношение, помогает преодолеть уже сложившиеся нарушения в речи.

Для укрепления здоровья детей применяем «музыкотерапию». Мелодии используются на занятиях, во время приема пищи, перед сном, во время игровой деятельности. Так, прослушав запись «Колыбельной мелодии», дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки «шелеста листьев», «шума моря» и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету «Волшебство природы».

Релаксация — это один из приёмов музыкотерапии, используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей. Музыка, сопровождающая движения, создает бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Воспитание и лечение сказкой имеет психологический, терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает к речевому контакту. Дети учатся составлять словесные образы. Вспоминают старые, придумывают новые образы, тем самым увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребёнка становится богаче, интереснее. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Коррекция поведения реализуется через сюжетно-ролевые игры. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка, как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит к терапевтическому эффекту.

Изучаем правила поведения в стихотворной форме, по красочным иллюстрациям из печатного издания «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской Елены Николаевны. Данное пособие сочетает приятное с полезным: это и урок поведения и игра.

Большое значение для укрепления здоровья детей имеют дыхательные упражнения. Данная гимнастика повышает общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы, развивается дыхательная мускулатура, улучшается кровообращение в легких, в сердечно-сосудистой системе. Такие занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, через час после приема пищи. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным или усиленным выдохом. Это достигается произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ж, ш), сочетанием звуков (ах, ух, ох). Все упражнения выполняются в игровой форме.

В беседах используем такие дидактические игры, как «Структура человеческого тела», «Спорт — это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Пять дел перед сном», «Бережем уши» и т. д.

Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закреплять культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье.

Воспитательная работа с дошкольниками по здоровьесбережению является профилактическим видом деятельности. Профилактика в широком смысле слова представляет собой вид деятельности по предупреждению возможного неблагополучия в физическом, психическом и социальном развитии детей, по созданию условий, способствующих воспроизводству ресурса созидательной энергии, воспитанию ценностного отношения к своему здоровью, поведенческих норм, основ организации разумного образа жизни, адаптации к социокультурному окружению.

Данный подход по использованию различных технологий в здоровьесберегающей деятельности формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства — Дошкольное воспитание — 2004г., № 1 — С 114–117

2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие — М.: Линка-ПРЕСС, 2000.

3. Юматова Д. Б. Методическое пособие к программе по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма детей. I-III. — М.:ГУ «Центр «Семья», 2004–2005.

4. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. Методист.- 2005. № 4 С. 61–65.

5. Юматова Д. Б. Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками. Дошкольная педагогика. 2010г. — с. 8–12.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Технология развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения.

Формирование двигательной активности воспитанников.

По результатам диагностики отмечаю: Рост двигательной активности малоподвижных детей, малоподвижные дети стали более активно включаться во все виды физической деятельности.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка.

Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: – во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом

«Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!».

Роль движений для развития психики чрезвычайно велика. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики.

Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития. » мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

мелкая моторика, речедвигательная гимнастика, звукопроизношение

Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития. »

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

«Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОНР»

«Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОНР»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее развитие. Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Поэтому работа по развитию речи – составляет основную часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.

По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует у него развитие речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который, обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

В моей работе воспитателя в логопедической группе, очень важным является сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи, как на занятиях, так и в свободное время, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Особенностями детей с речевыми недостатками являются следующие признаки:
*нарушение дыхания и голосообразования;
*нарушения общей и мелкой моторики;
*расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
*повышенная утомляемость;
*заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, *скорости, ловкости;
*нарушение темпоритмической организации движений.
*нарушения оптикопространственного праксиса;
*неустойчивость внимания;
*расстройство памяти (особенно слуховой);
*несформированность мышления;
*задержка развития воображения

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.
На сегодняшний день ведущими логопедами, психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые я как воспитатель в логопедической группы использую в своей работе с детьми. Основными используемыми методиками являются:

Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, важным является развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы, физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз. Запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия. Особое же внимание на коррекционных занятиях уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Массаж и самомассаж. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; массаж стоп; массаж ушных раковин; массаж язычной мускулатуры.

Релаксация. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Психогимнастика. Помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмике, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно – ролевых играх.

Сказкотерапия. Технология воздействия через сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы. Вспоминают старые, и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий – преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Музыкотерапия. Технологии музыкального воздействия, использую на занятиях и в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используетсся эта технология для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Су-Джок теорапия. Это стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стоп, воздействующих на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристой доске, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и стоп ребенка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики).
Динамические паузы (физкультминутки)проводятся для профилактики утомления детей.

Могут включать в себя элементы дыхательной гимнастики и других в зависимости вида занятия.

Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

Подвижные и спортивные игры проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
Релаксацию проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.

Логопедическая викторина «Вопрос на засыпку»

В течение нескольких лет на базе нашего Центра в каникулярное время я провожу логопедический тренинг «Учимся говорить правильно и красиво», который включает различные темы («Путешествие в осенний лес», «В гостях у Деда Мороза», «В гости к сказке», «Звуки, звуки слышим вас!» и другие). К участию в досуговых мероприятиях привлекаю и родителей. Необычная, инновационная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи. Такие мероприятия значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.
Я предлагаю разработку одного из этих мероприятий.

Логопедическая викторина «Вопрос на засыпку»

  • закреплять приобретенные произносительные умения.
  • развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа.
  • воспитывать чувство коллективизма, чувство ответственности, взаимопомощи.
  • карточки с предметными картинками для заданий, 2 магнитные доски, магниты, 2 миски с различными природными материалами, 2 колокольчика, разрезные картинки, пирамидки, медальки, жетоны.

Ход викторины:

Вступительное слово логопеда.

Раз, два три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.

– Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались на логопедическую викторину «Вопрос на засыпку». Цель такого мероприятия- не соревнование, не желание кто лучше, кто хуже, а показать чему научились ребята. Надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной.

Пожелаем мы ребятам
Не скучать и не зевать,
На вопросы логопеда побыстрее отвечать!
Начинаем викторину!
Раунд «Разминка».
Я задам сейчас вопросы…
Отвечать на них не просто!

1.Какая ночная птица охотится на мышей и поэтому ее прозвали «пернатой кошкой»?

2. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша.

Сколько всего детей у мамы?

3. Почему рыба-пила получила такое название?

а)за плохой характер
б)похожа на пилу(+)
в)ею можно распилить все что угодно.

4. Что в сказках всегда побеждает?

5. Кто держался за внучку в сказке «Репка»?

Раунд «Вопрос на засыпку»

– Вам нужно будет ответить на вопросы.

Из чего состоит любое сказанное слово?

1) из букв;
2) из цифр;
3) из звуков.

Какой первый звук в слове гном?

Каким цветом мы закрасим первый звук в слове гном?

1) синим;
2) красным;
3) зелёным.

Что мы видим, читая книгу?

1) звуки;
2) буквы;
3) числа.

Какими звуками заканчиваются слова: гномик, дом, звук, ключик, логопед?

1) гласными;
2) твёрдыми согласными;
3) мягкими согласными.

Что потеряла Золушка в известной сказке Шарля Перро?

1) сапоги-скороходы;
2) ключик;
3) туфельку.

Раунд «Слоговые игрушки»

В центре зала на столах миски с различными природными материалами – фасолью, камнями, ракушками.

Ваша задача — каждый участник команды находит игрушку в миске и определяет количество слогов в слове.

Раунд «Ты — мне, я — тебе»
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться (книга)
Белый зайчик прыгает по черному полю.
Следы оставляет.
Дети их читают,
А потом стирают. (мел).

Игра «Пирамидки» (быстро и правильно собрать пирамидки)

У меня для вас игра под названьем «Он-она».
Попрошу вас не зевать,
Слово в стих мой добавлять.
Он слон -она …..слониха
Он лось -она……..лосиха.
Он кот -она…..
Нет, конечно! Это кошка
Ну ошиблись вы немножко.
Что ж, сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж -она….
Он заяц -она….
Он еж -она…..
Он бык — она…..
Всем знакомо это слово?
Да, да, да! Она корова.

Раунд «Собери картинки»(использую разрезные картинки)

Приглашаю детвору на весёлую игру! Встаньте в круг.

Игра «Бывает – не бывает».

Если бывает – подпрыгиваем, если не бывает – приседаем.

Заяц скачет по лесу.
Заяц по небу летит.
Девочка рисует дом.
Дом рисует девочку.
Ночью солнце светит ярко.
Утром солнце светит жарко.
В школе дети учатся.
Дедушка в школе учится.
Рыбы по полю пошли. Рыбы в море плавают.
Дочка младше мамы.
Мама младше дочки.

Этот раунд для наставников (для родителей), которые не боятся отвечать на детские вопросы. Родителей от каждой команды мы проверим, как они занимаются с детьми дома артикуляционной гимнастикой.

Послушайте внимательно инструкцию: рот открыть, губы в улыбке, широким кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося «д».

Как называется артикуляционное упражнение?

а(барабанщики(+)
б)молоточки
в)музыканты.

Раунд «Пропавшие буквы».

Серый вол, голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.(Вол — волк)
Стол высокий, метра три,
Крепко держит фонари.
(Стол — столб)

Землю роет старый кот,
Под землёю он живёт.
(Кот — крот)

Кран зажёгся голубой –
Фильм посмотрим мы с тобой.
(Кран — экран)

Шар на шею повязал
И ангину не поймал.
(Шар — шарф)

Лень с ветвистыми рогами
Мчит на встречу мне и маме.
(Лень — олень)

От весёлой острой утки
Хохотали мы все сутки.
(Утки — шутки)

Рыбки в лодочке сидят,
К поплавку прикован взгляд.
Раунд» Заморочки из бочки».

Логопед зачитывает математические задачи:

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (пять).

Пять ребят в футбол играли.
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает.
Сколько их теперь играет? (четыре).

Три пушистых кошечки
Уселись на окошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (четыре).

У меня есть три подружки,
У каждой по кружке.
Сколько кружек у моих подружек? (три).

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши…
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (два)

Скажу я слово высоко,
Вы отвечайте низко.
Скажу я слово далеко,
Вы отвечайте близко.
Понятно задание?

Молодой – (старый).
Быстрый – (медленный).
Начало – (конец).
Потолок – (пол).
Мокрый – (сухой).
Тихо – (громко).
Белый – (черный).
Широкий – (узкий).
Чистый – (грязный).
Темный – (светлый).
Ночь – (день).
Пустой – (полный).
Хорошо – (плохо).
Твердый – (мягкий).
Трусость – (храбрость).
Богатый – (бедный).
Горячий – (холодный).
Толстый – (тонкий).
Небо – (земля).
Маленький – (большой).

Мы думали и веселились
И даже спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой,
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
Но дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!

– Вот и закончилась наша встреча. Спасибо вам за хорошую игру. Надеюсь, она всем понравилась. Старайтесь говорить красиво, правильно! До свидания, друзья! До новых встреч!

Читайте также:  Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема
Ссылка на основную публикацию