Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Разделы: Логопедия

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  3. Принцип всестороннего воздействия
  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это – оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

ОздоровительныеОбразовательно-воспитательныеКоррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачиЛогопедМузыкальный руководитель
Развитие мелкой моторикиУпражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимикиМассаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыханияСкороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыханияИспользование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голосаЗвуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого небаХоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слухаЧтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляцииУпражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речиФормирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма
Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаряРазвитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речиФормирование навыков составления диалогаДраматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речиРазвитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.
Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыковПсихологические этюды и коммуникативные игрыУчастие детей в музыкальных представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
  3. Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
  4. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
  6. Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
  7. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
  8. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
  9. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
  10. Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
  11. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
  12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
  13. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
  14. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
  15. Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
  16. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
  17. Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
  18. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова

Я надеюсь, что мой материал будет интересен не только логопедам и хореографам, но и другим узким специалистам. Ведь только мы — педагоги можем найти индивидуальный, комплексный подход к каждому ребёнку, и тогда «цветы нашей жизни» раскроются, а мы будем любоваться на прекрасную клумбу, и гордится тем, что являемся отличными садоводами, двигателями поступательного развития страны, генераторами роста её человеческого капитала.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Не секрет, что многие родители не осознают серьёзность проблемы. Они склонны считать, что нарушение речи связанно с психофизиологическим возрастом детей, и к школе речевое развитие их крох непременно будет соответствовать норме.

В реальности, речевое развитие будет соответствовать норме, если коррекционно- педагогический процесс будет организован своевременно и желательно комплексно, то есть будет организованна чёткая взаимосвязь всех участников педагогического процесса, а именно воспитателя, психолога, логопеда, музыкального работника, хореографа, физкультурного работника, педагога дополнительного образования и медика.

Мы остановимся на взаимосвязи в работе логопеда и хореографа, а именно на взаимосвязи по развитию звуко — слоговой структуры слова.

Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений. Цель его работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника.

Цель работы хореографа — это развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.

Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев. Танец – это движение, а нам известно, что Движение используется, в том числе и на логопедических занятиях, как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.

В последнее время на занятиях специалистов хореографов, отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика. Существуют целые комплексы упражнений, которые используют и логопеды, и хореографы на своих занятиях. А именно: самомассаж, упражнения на формирование и укрепление осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Хотелось бы остановиться на упражнениях которые способствуют развитию звуко-слоговой структуры слова (дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики).

Дыхательная гимнастика

Цель хореографа : развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно;

Цель логопеда : освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений.

Виды дыхательной гимнастики :

  • Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на соггласных звуках);
  • Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей);
  • Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).

Гимнастика для глаз

Цель хореографа : развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения.

Цель логопеда : профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий.

Виды зрительной гимнастики : «

  • Школа мяча» П. Ф. Лесгафта;
  • Упражнения В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).

Пальчиковая гимнастика

Цель хореографа : развитие мышц пальцев рук, ловкости рук.

Цель логопеда : развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений.

Виды пальчиковой гимнастики :

  • упражнения на работу мышц пальцев рук;
  • упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем;
  • упражнения на координацию движений пальцев рук;
  • упражнения с работой пальцев по различным поверхностям;
  • упражнения пальчиками с предметами;
  • гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками;
  • комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.

Анализ научно-методической литературы в области физиологии и психологии доказывает тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Эту взаимосвязь мы можем проследить на занятиях по фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Цель фонетической ритмики : развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.

На занятиях по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, особое значение отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Педагог – хореограф не только обучает определённым приёмам, связкам движений в различных танцах, он формирует способность у ребёнка видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки. А для того, чтобы красиво двигаться, выражать свои чувства, эмоции и понимать музыку, необходимо развитие слухового, зрительного и тактильного анализаторов, чем в свою очередь занимается и логопед проводя коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Таким образом, можно сделать вывод, что совместная работа логопеда и хореографа даст значимый результат и, позволит в менее короткие сроки оказать помощь, в условиях обычного детского сада детям, имеющим нарушение звуко-слоговой структуры слова.

Презентация:

Тимофеева Татьяна Николаевна.
учитель-логопед (дошкольного отделения)
МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова,
г. Сургут

Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова.
консультация по развитию речи на тему

Речевое развитие детей будет соответствовать норме, если коррекционно- педагогический процесс организовать своевременно и желательно комплексно, то есть будет организованна чёткая взаимосвязь всех участников педагогического процесса (воспитателя, психолога, логопеда, музыкального работника, хореографа, физкультурного работника, педагога дополнительного образования и медика).

Читайте также:  Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ФФНР для детей в возрасте от 5 до 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Взаимосвязь логопеда и хореографа16.79 КБ
Взаимосвязь логопеда и хореогрофа311.67 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Не секрет, что многие родители не осознают серьёзность проблемы. Они склонны считать, что нарушение речи связанно с психофизиологическим возрастом детей, и к школе речевое развитие их крох непременно будет соответствовать норме.

В реальности, речевое развитие будет соответствовать норме, если коррекционно- педагогический процесс будет организован своевременно и желательно комплексно, то есть будет организованна чёткая взаимосвязь всех участников педагогического процесса, а именно воспитателя, психолога, логопеда, музыкального работника, хореографа, физкультурного работника, педагога дополнительного образования и медика.

Мы остановимся на взаимосвязи в работе логопеда и хореографа, а именно на взаимосвязи по развитию звуко – слоговой структуры слова.

Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений. Цель его работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника.

Цель работы хореографа – это развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.

Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев. Танец – это движение, а нам известно, что Движение используется, в том числе и на логопедических занятиях, как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.

В последнее время на занятиях специалистов хореографов, отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика. Существуют целые комплексы упражнений, которые используют и логопеды, и хореографы на своих занятиях. А именно: самомассаж, упражнения на формирование и укрепление осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Хотелось бы остановиться на упражнениях которые способствуют развитию звуко-слоговой структуры слова (дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики).

Цель хореографа: развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно;

Цель логопеда: освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений.

Виды дыхательной гимнастики: Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на соггласных звуках); Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей); Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).

– Гимнастика для глаз.

Цель хореографа: развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения.

Цель логопеда: профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий.

Виды зрительной гимнастики: «Школа мяча» П. Ф. Лесгафта; Упражнения

В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).

Цель хореографа: развитие мышц пальцев рук, ловкости рук.

Цель логопеда: развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений.

Виды пальчиковой гимнастики: упражнения на работу мышц пальцев рук; упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем; упражнения на координацию движений пальцев рук; упражнения с работой пальцев по различным поверхностям; упражнения пальчиками с предметами; гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками; комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.

Анализ научно-методической литературы в области физиологии и психологии доказывает тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Эту взаимосвязь мы можем проследить на занятиях по фонетической ритмики.

– Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз)

Цель фонетической ритмики: развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.

На занятиях по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, особое значение отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Педагог – хореограф – не только обучает определённым приёмам, связкам движений в различных танцах, он формирует способность у ребёнка видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки. А для того чтобы красиво двигаться, выражать свои чувства, эмоции и понимать музыку, необходимо развитие слухового, зрительного и тактильного анализаторов, чем в свою очередь занимается и логопед проводя коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Таким образом, можно сделать вывод, что совместная работа логопеда и хореографа даст значимый результат и, позволит в менее короткие сроки оказать помощь, в условиях обычного детского сада детям, имеющим нарушение звуко-слоговой структуры слова.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа Г. Сургут 2015 г. Учитель-логопед: Тимофеева Т.Н.

Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений. Цель работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника. Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев. Цель работы: развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.

Логопед Хореограф Самомассаж -Упражнения на формирование и укрепление осанки Упражнения для профилактики плоскостопия Дыхательная гимнастика Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика. Цель хореографа: развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно; Цель логопеда: освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Виды дыхательной гимнастики: Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой с использованием звуков, слогов (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на согласных звуках); Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей); Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).

Гимнастика для глаз Цель хореографа: развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения. Цель логопеда: профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий. Виды зрительной гимнастики : «Школа мяча» П. Ф. Лесгафта; Упражнения В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).

Пальчиковая гимнастика. Цель хореографа: развитие мышц пальцев рук, ловкости рук. Цель логопеда: развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений. Виды пальчиковой гимнастики: упражнения на работу мышц пальцев рук; упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем; упражнения на координацию движений пальцев рук; упражнения с работой пальцев по различным поверхностям; упражнения пальчиками с предметами; гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками; комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз) Цель: развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.

развитие: – речевого анализатора – слухового анализатора – зрительного анализатора -тактильных ощущений Логопед Хореограф

Журнал по взаимодействию учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Содержимое публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6»

города Миньяра Ашинского района Челябинской области

ЖУРНАЛ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

учитель – логопед:

Башина Елена Борисовна

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется по двум направлениям:

Учитель – логопед, и инструктор по физической культуре должны:

 осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

 закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

 всесторонне развивать личность дошкольника.

Основные задачи стоящие перед учителем – логопедом и инструктором по физической культуре

Оздоровительные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать координацию движений и

Формировать правильную осанку

Оптимизация мышечного тонуса.

Коррекционные

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Формирование речевого и физического дыхания.

Работа по развитию моторики:

в) лицевой и артикуляционной.

Направления деятельности учителя – логопеда с инструктором по физической культуре

1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

4. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре.

5. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.

План взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

на учебный год.

Формы работы

Планирование совместной работы учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в логопедических группах.

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»).

Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников

Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и инструктора

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья»

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе

Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями»

Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

дата: ____________________________________________________________

Обратить внимание на следующих детей в группе с проблемами

Вид проблемы

Фамилия, имя ребенка

Ориентировка в пространстве

Нарушение слоговой

структуры слова

Планирование совместной работы учителя-логопеда

синструктором по физической культуре

Дата проведения

Тема недели

Инструктор по физической культуре

«Урожай. Овощи. Фрукты».

Картотека по лексической теме № 1

«Краски осени. Деревья»

Картотека по лексической теме № 2

«Животный мир. Дикие Животные»

Картотека по лексической теме № 3

«Животный мир. Домашние животные»

Картотека по лексической теме № 4

Картотека по лексической теме № 5

«Народная культура и традиции»

Картотека по лексической теме № 6

«Дружба День народного единства. Наша Родина – Россия».

Картотека по лексической теме № 7

Картотека по лексической теме № 8

«Кто как готовится к зиме. Одежда. Обувь, Головные уборы».

Картотека по лексической теме № 9

Картотека по лексической теме № 10

«Миром правит доброта».

Животные жарких стран

Картотека по лексической теме № 11

«Здравствуй, зимушка- зима»

Картотека по лексической теме № 12

Картотека по лексической теме № 13

Картотека по лексической теме № 14

Зимние забавы детей».

Картотека по лексической теме № 15

«Сказка. Зимующие птицы».

Картотека по лексической теме № 16

Картотека по лексической теме № 17

Картотека по лексической теме № 18

«Азбука безопасности» ПДД

Картотека по лексической теме № 19

«Маленькие исследователи» Бытовые электроприборы.

Проект создания системы взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию

Статью подготовила
Учитель-логопед
Ерина Марина Александровна

Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

  1. Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
  2. Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
  3. Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.

Этапы работы:

  1. Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
  2. Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
  3. Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

Первый этап Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая), изодеятельность (анализ рисунков).

Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.

Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.

Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Содержание корекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно – эстетического развития ребёнка.

Третий этап — Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:

  • проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
  • создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
  • отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
  • применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.

Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).

Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя:

Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.

Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:

  • ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
  • проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  • логопедизация режимных моментов и занятий;
  • проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
  • создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
  • систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
  • объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.

Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.

Совместная работа логопеда и психолога:

Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.

Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.

Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.

Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией. С этой целью используются следующие приемы:

  • Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
  • Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
  • Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
  • Психокоррекционные игры.

Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.

Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.

При чтении произведений учитывается:

  • Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
  • Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
  • Лексическая тема.

Приёмы арттерапии и музыкотерапии.

Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.

Приёмы телесно-ориентированной психотерапии

В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:

  • Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
  • Освобождение от мышечных зажимов;
  • Развитие внимания, чувственного восприятия.

Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:

  • Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
  • Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.

Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

Совместная работа логопеда и руководителя изостудии

  • Развитие художественно-творческих способностей.
  • Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Придумывание сказок по рисункам.
  • Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.

На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:

  • музыкальные произведения различных жанров;
  • логоритмические упражнения;
  • упражнения на развитие координации между движением и словом;
  • игры и упражнения на развитие дыхания;
  • игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
  • упражнения на развитие мимических движений.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.

Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.

  • постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
  • развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
  • расширение и обогащение лексического запаса.

Взаимодействие с семьёй

Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:

  • анкетирования, опросы,
  • родительские собрания,
  • индивидуальные и групповые встречи, консультации,
  • просмотры занятий,
  • дни открытых дверей,
  • домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
  • тематические вечера «Уроки для родителей»,
  • тематические выставки.

Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.

Примерные темы для консультаций:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Выполнение домашнего задания;
  • Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом);
  • Речевые игры дома;
  • Автоматизацией звука дома;
  • Как научить ребёнка читать;
  • Обучение практическим приёмам работы.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации. Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.

Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.

Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.

Презентация, доклад на тему Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова. консультация по развитию речи

Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова. консультация по развитию речи, предмет презентации:Русский язык. Эта презентация содержит 9 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки!

  • Главная
  • Русский язык
  • Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа по развитию звуко-слоговой структуры слова. консультация по развитию речи

Слайды и текст этой презентации

Взаимосвязь в работе логопеда и хореографа

Г. Сургут 2015 г.

Учитель-логопед: Тимофеева Т.Н.

Логопед – это педагог, занимающийся устранением речевых нарушений.
Цель работы: оказать помощь ребёнку в преодолении речевого недоразвития, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее развитие дошкольника.
Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой танцев.
Цель работы: развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобщение к прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.

Самомассаж
-Упражнения на формирование и укрепление осанки
Упражнения для профилактики плоскостопия
Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика. Цель хореографа: развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания (мышцы, двигающие диафрагму, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса); обучение дышать правильно, экономично, целесообразно; Цель логопеда: освобождение речевого аппарата от зажимов (развитие мышц губ, языка, челюсти); коррекция и профилактика речевых нарушений. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Виды дыхательной гимнастики: Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой, Е.А.Поповой с использованием звуков, слогов (тренировка речевого аппарата; тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования на согласных звуках); Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко (Упражнения дыхательной гимнастики для детей); Методика М. Лазарева (Исцеляющие звуки. Дыхательные упражнения со стихами и речитативами).

Гимнастика для глаз Цель хореографа: развитие глазных мышц (умение напрягать и расслаблять). Коррекция и профилактика нарушения зрения. Цель логопеда: профилактика и коррекция нарушения зрения, предупреждение зрительного утомления вовремя занятий. Виды зрительной гимнастики: «Школа мяча» П. Ф. Лесгафта; Упражнения В. Аветисовым, Ю. Манделем (Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для глаз).

Пальчиковая гимнастика. Цель хореографа: развитие мышц пальцев рук, ловкости рук. Цель логопеда: развитие мелкой моторики, ловкости рук, что в дальнейшем будет способствовать развитию и закреплению графо-моторных навыков. Развитие мышления, памяти, коррекция и профилактика речевых нарушений. Виды пальчиковой гимнастики: упражнения на работу мышц пальцев рук; упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем; упражнения на координацию движений пальцев рук; упражнения с работой пальцев по различным поверхностям; упражнения пальчиками с предметами; гимнастические упражнения пальчиками с речитативами, стихами, рассказами и сказками; комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз) Цель: развитие естественных движений (обучения напрягать и расслаблять мышцы); развитие дыхания; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Нормализация речевого дыхания; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах.

развитие: – речевого анализатора – слухового анализатора – зрительного анализатора -тактильных ощущений

Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе для детей с нарушениями речи определяется продуманной системой, которая пронизывает весь учебно-воспитательный процесса.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей, в результате которой выделяются следующие основные направления:

  • коррекционно-воспитательное;
  • общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя

• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

• Устранение недостатков слоговой структуры слова.

• Формирование послогового чтения.

• Отработка новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

• Закрепление навыков чтения и письма.

• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерние логопедические занятия приглашается 5-7 детей.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

  • закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
  • повторение стихотворений, рассказов;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление,
  • фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы .

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, в свободное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Мы предлагаем детям шарики Су-джок, со стихотворным сопровождением.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

( катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения .б. пальца)

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

(массажные движения мизинца)

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

Разнообразят работу с детьми камушки марблс и кинетический песок.

Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями. Так же положительно влияет на развитие мелкой моторики и закрепление речевого материала сухой бассейн с различными наполнителями ( фасоль , горох .орехи и т.д.), игры с прищепками, карандашами, зубными щетками, пробками.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координации движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре — также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.А так же возможность проконтролировать поставленные звуки на этапе автоматизации их в спонтанной речи.

Основываясь на все сказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
  2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
  3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
  4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
  5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
  6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед
г. Ярославль

Ссылка на основную публикацию