Взаимосвязь речевых и коммуникативных умений

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников

олеся зайцева
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.

Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.

Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

К началу дошкольного возраста (3 года):

– ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;

– ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

– ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

– ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.

К завершению дошкольного возраста (7 лет):

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.

Общение включает в себя:

1. Коммуникация (обмен информацией):

информационно-коммуникативные умения.

умение услышать и понять обращенную информацию;

умение передать информацию;

умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;

умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.

2. Интеракция (обмен действиями):

регуляционно-коммуникативные умения.

умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;

умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

умение совместно решать бытовые и учебные задачи;

умение регулировать поведение партнера;

умение оценивать результаты совместного общения.

3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):

аффективно-коммуникативные умения.

умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению

умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;

умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Этапы развития общения.

Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).

Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).

Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).

Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).

Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

1. Технологии проектной деятельности.

2. Технологии развития детского речевого творчества.

3. Интерактивные технологии.

4. Технологии коллекционирования.

5. Технологии исследовательской деятельности.

6. Информационно-коммуникативные технологии.

7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.

Формы работы по развитию свободного общения детей.

1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность):

-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):

–реально-практические: чтение литературного произведения,

рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.

–имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».

2.Образовательная деятельность в режимных моментах:

-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;

-решение бытовых проблемных ситуаций;

-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;

-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»;ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»;ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»;ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»;ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)

–планируется воспитателем или возникает спонтанно;

–является формой для упражнения детей в использовании освоенного

–возникает в разных видах детской деятельности;

–требует организации развивающей среды.

3. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:

-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;

-игры на общение;

-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)

4. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.

Организация развивающей среды.

(условия для литературного развития ребенка)

Задачи: -обогащать литературный опыт детей;

-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению

-развивать умение обращаться с книгами;

-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения

-развитие выразительности речи.

-воспитывать желание делиться литературным опытом,

развивать речевые умения.

Центр творческой художественно-речевой деятельности

(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)

Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;

-развитие разных сторон речи детей;

-стимулирование речевого взаимодействия детей;

-развитие умения отражать литературный опыт в

РЕЧЬ – ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!

Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Задачи развития речи.

1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.

Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.

Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).

Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).

Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).

2. Обогащение активного словаря (развитие словаря).

-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;

-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);

-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.

Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов, действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;

-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;

-воспитание правильного словопроизношения;

-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.

4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).

-освоение звукового анализа слов;

-обучение процессу чтения;

-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.

Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.

Виды этикета для дошкольника – это:

-этикет телефонного общения

-этикет убеждения и спора

-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.

Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.

2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.

3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.

4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.

Доклад «Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации» Доклад на тему: Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации. Автор составитель: Беляева Татьяна.

Картотека игр на развитие коммуникативных умений Моя “визитная карточка” Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру “Снежный ком”. Участники игры садятся.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности,.

Опыт работы по теме «Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Тема: Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников» Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе использования инновационных технологий» Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. В нашей.

Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе на основе комплексного подхода Опыт работы: «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе» Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение.

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников. Необходимость взаимодействия педагогов.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников как одна из проблем преемственности ДОУ и школы В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь речевых и коммуникативных умений

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: У детей с ОНР нарушается коммуникативная функция речи, и это, в свою очередь, препятствует нормальному становлению обобщающей функции.

Статья:

Дефекты произношения у детей с ОНР (общим недоразвитием речи), ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты формообразования, а также трудности развития и формирования связного речевого высказывания являются серьезным препятствием для формирования основных функкций речи — познавательной, регулирующей, обобщающей и коммуникативной.

В речевом процессе все взаимосвязано. У детей с ОНР нарушается коммуникативная функция речи, и это, в свою очередь, препятствует нормальному становлению обобщающей функции. Ведь речевые возможности у таких детей не могут обеспечивать полноценного и правильного восприятия и сохранения информации при коммуникации.

Кроме того, как отмечает Н. И. Жинкин, задержка развития речи ведет к задержке развития другого компонента — мышления. Поэтому ребенок с ОНР не овладевает в соответствии со своим возрастом понятиями, классификациями, обобщениями. Ему сложно выполнять анализ и синтез поступающей информации.

Дефекты развития речи приводят к задержке формирования и познавательной функции речи, потому что речь ребенка с речевой патологией не может стать полноценным средством его мышления. А речь окружающих людей не всегда правильно воспринимается и понимается им. Наблюдаются трудности передачи информации и общественного опыта: действий, способов, знаний.

Чаще всего малышу понятна только та информация, которая связана с хорошо знакомыми ему предметами или людьми. Для лучшего понимания эта информация должна быть наглядной и лучше воспринимается в знакомой обстановке.

Во многих ситуациях общения или деятельности ребенку трудно сформулировать свои мысли, ему сложно передать свои переживания и мысли с помощью речи. Он часто прибегает к дополнительной наглядности, чтобы донести до окружающих нужную информацию.

Как подчеркивает С. А. Миронова в своих публикациях, в общении у ребенка с ОНР отмечается очень низкий уровень словесной коммуникативной активности.

Из-за того, что дети с тяжелой речевой патологией плохо понимают обращенную к ним речь, у них оказывается поверхностным и обедненным процесс их ознакомления и с предметным миром.

О. Е. Грибова также отмечает наличие серьезных трудностей в речевом общении младших школьников, имеющих речевую патологию. Следствием недоразвития речи является недостаточность языковой способности — несовершенство речемыслительных процессов.

Л. Г. Соловьева делает вывод о взаимообусловленности коммуникативных и речевых умений. Изучая речевое общение дошкольников с ОНР в процессе игровой деятельности, она отмечает, что у них существенно снижена потребность в общении, несформированы формы коммуникации (монологическая и диалогическая речь). У таких детей отмечаются следующие особенности поведения: неумение ориентироваться в ситуации общения, незаинтересованность в контакте, речевой негативизм).

Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения. Безусловно, это отрицательно сказывается на общении с окружающими людьми, прежде всего со сверстниками.

Как показывают результаты исследования межличностных отношений в группе дошкольников с ОНР (О. А. Слинько), не смотря на то, что в группе и действуют присущие нормально развивающимся детям социально-психологические закономерности (наличие «изолированных», «звезд», «предпочитаемых»), выраженность речевого дефекта все равно в большой степени влияет на межличностные отношения детей. Среди «отверженных» чаще оказываются именно дети с речевой патологией. И это происходит несмотря на то, что они обладают положительными чертами характера и стремятся к общению.

То, как сам ребенок относится к своему дефекту, является еще одним препятствием для полноценного общения. Некоторые дети не замечают свои речевые недостатки. Другие могут тяжело переживать свой дефект, стесняться его, и избегать общения с окружающими.

Таким образом, у ребенка с общим недоразвитием речи уровень сформированности его коммуникативных умений в большой степени зависит от уровня его речевого развития, от развития его речевых умений. Перед нами стоит актуальная задача — наряду с оптимизацией логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи находить возможности для целенапраленного развития навыков общения у данной категории детей.

1. Грибова О.Е. » К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией», Дефектология, 1995 №6
2. Слинько О. А. «К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи», Дефектология, 1992 №1
3. Соловьева Л. Г.»Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР, Дефектология, 1996, №1

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.
статья по развитию речи по теме

Теоретическая статья с примерами из практики

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников .

Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.

Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

К началу дошкольного возраста (3 года):

– ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;

– ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

– ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

– ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.

К завершению дошкольного возраста (7 лет):

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.

Общение включает в себя:

  1. Коммуникация (обмен информацией):

– умение услышать и понять обращенную информацию;

– умение передать информацию;

– умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;

– умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.

  1. Интеракция (обмен действиями):

– умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;

– умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

– умение совместно решать бытовые и учебные задачи;

– умение регулировать поведение партнера;

– умение оценивать результаты совместного общения.

  1. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):

– умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению

– умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;

– умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Этапы развития общения.

Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).

Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).

Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).

Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).

Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

  1. Технологии проектной деятельности.
  2. Технологии развития детского речевого творчества.
  3. Интерактивные технологии.
  4. Технологии коллекционирования.
  5. Технологии исследовательской деятельности.
  6. Информационно-коммуникативные технологии.
  7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.

Формы работы по развитию свободного общения детей.

  1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность):

-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):

–реально-практические: чтение литературного произведения,

рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.

–имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».

  1. Образовательная деятельность в режимных моментах:

-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;

-решение бытовых проблемных ситуаций;

-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;

-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»; ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»; ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»; ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»; ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)

–планируется воспитателем или возникает спонтанно;

–является формой для упражнения детей в использовании освоенного

–возникает в разных видах детской деятельности;

–требует организации развивающей среды.

  1. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:

-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;

-игры на общение;

-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)

  1. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.

Организация развивающей среды .

(условия для литературного развития ребенка)

Задачи: -обогащать литературный опыт детей;

-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению

-развивать умение обращаться с книгами;

-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения

-развитие выразительности речи.

-воспитывать желание делиться литературным опытом,

развивать речевые умения.

Центр творческой художественно-речевой деятельности

(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)

Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;

-развитие разных сторон речи детей;

-стимулирование речевого взаимодействия детей;

-развитие умения отражать литературный опыт в

РЕЧЬ – ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!

Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Задачи развития речи.

  1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.

Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.

Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).

Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).

Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).

  1. Обогащение активного словаря (развитие словаря).

-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;

-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);

-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.

Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов , действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.

  1. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;

-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;

-воспитание правильного словопроизношения;

-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.

  1. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).

-освоение звукового анализа слов;

-обучение процессу чтения;

-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.

Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.

Виды этикета для дошкольника – это:

-этикет телефонного общения

-этикет убеждения и спора

-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.

Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников .

  1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.
  2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.
  3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.
  4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.
  5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля .

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является с.

Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммун.

Особенность этих игр в том, что различные движения и упражнения в них смоделированы на известные речовки и стихи, которые могут одновременно проговариваться детьми при выполнении движений, в том числе.

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества.

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений.Тема: Развитие общения и коммуникативных умений. Цели: – Изучение разных стилей общения- Развитие базисных коммуника.

Семинар практикум по развитию речи у детей раннего возраста.Комплесный подход.

Методика формирования коммуникативно-речевых умений и навыков младших школьников

Содержимое публикации

«Методика формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников»

Составитель: учитель начальных классов Гребнева О.Н.

Важнейший показатель развития детей – их речь. В связи с этим современные программы по любому предмету нацеливают учителя на развитие речи учащихся в процессе всех видов занятий. Речь учащихся начальных классов заслуживает особого внимания.

Практика школы показывает: ученик может грамотно написать, но в жизни без страха не умеет высказаться. Не случайно, в последнее время реализуется новый коммуникативно-деятельностный подход в решении проблемы развития речи младших школьников, опирающийся на теорию речевой деятельности и направленный на овладение учащимися лингвистическими знаниями, коммуникативными умениями и навыками для дальнейшей эффективной коммуникации, т.е. полноценного общения в целом. Размеры монологической речи различны: некоторые дети могут без подготовки связно рассказывать в течение 2 минут. Но большинство детей ограничиваются небольшими рассказами, состоящими из 4-5 предложений. В процессе обучения, постигая основы наук, дети усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. Это приводит к печальным результатам: многие выпускники школы так и не овладевают в должной мере родным языком. Поэтому цель учителя, создавая ситуации свободного и интересного общения, совершенствовать устную речь учащихся в условиях благоприятного климата для речевого развития. Неразрывно с развитем устной речи связано развитие письменной.

В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Содержательная линия «Развитие речи»

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и со относить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, за дачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

В процессе изучения русского языка ученики начальной школы должны получить возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, обеспечить в дальнейшем успешность процесса коммуникации в социуме. Русский язык должен стать средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

2.Цели и задачи

ЗАДАЧИ

1. Совершенствовать устную речь учащихся.

2.Формировать и совершенствовать письменную речь учащихся.

1.Учить ориентироваться в условиях общения, речевой ситуации (кому говорю, при каких обстоятельствах).

2.Учить произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиться точной интонации.

3.Учить вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные формы общения.

4. Учить уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: просьба, приглашение, пожелание, разговор по

телефону (ситуация – абонента нет дома, просьба передать информацию).

5. Учить воспроизводить содержание текстов с опорой на план или ключевые слова.

1.Учить читать осмысленно, плавно, достаточно бегло, выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому;

контролировать своё чтение.

2. Учить писать разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии и пунктуации.

3. Учить выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значение с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных справочных источников.

4. Формировать умения и навыки для работы с текстом (умение видеть смысловые части, их взаимосвязь, определять главную мысль, заглавие и т.д.).

5. Стимулировать развитие потребности в создании собственных текстов различной стилистической направленности.

Чтобы научить младшего школьника излагать свои мысли необходима методическая система по развитию речи, выстроенная на теории речевой деятельности. А это предполагает, что, излагая мысли, коммуникант должен осуществлять деятельность в соответствии со всеми этапами речевой деятельности: этап ориентировки, этап планирования, этап реализации и этап контроля.

В свою очередь каждый этап речевой деятельности требует сформированности у младших школьников жизненно необходимых коммуникативно-речевых умений.

Методика формирования продуктивного коммуникативно-речевого умения создавать текст опирается на:

– осознанное усвоение понятий о тексте, его признаках и законах построения в соответствии с формируемыми коммуникативно-речевыми умениями;

– овладение младшими школьниками коммуникативно-речевыми умениями создавать текст в процессе изучения текста, который является и средством обучения, и результатом обучения;

– последовательное овладение аналитическими и продуктивными умениями создавать текст в сопоставлении с видами деятельности на дидактическом материале, разработанном учителем.

Соотношение этапов речевой деятельности и формируемых умений

Этап ориентировки. Формируется умение оценить речевую ситуацию (где и для кого создается текст), определить предметную ситуацию (тему текста), сформулировать цель написания текста, ряд задач.

Этап планирования. Это умение сформулировать основную мысль, отобрать ключевые слова и расположить их в определенной последовательности.

Этап реализации активизирует лингвистические и текстовые знания учащихся, а также коммуникативно-речевое умение подвергать запланированное лексико-грамматическому оформлению в соответствии с необходимым стилем и типом текста.

Этап контроля. Это совокупность аналитических умений, направленных на анализ и совершенствование полученного текста.

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников создавать текст происходит в процессе изучения текста, так как текст по своей сути универсален. Текст является в системе дидактическим материалом, т.е. выступает средством обучения. В процессе анализа учебного текста учитель формирует коммуникативно-речевые умения младших школьников. С другой стороны, текст является и результатом обучения: по качеству созданного текста определяется уровень сформированности языковой личности.

Упражнения, формирующие аналитические коммуникативно-речевые умения создавать текст

6.1. Упражнения на формирование аналитических умений (выделять, анализировать, определять) в процессе изучения текста

1. Задание.Выделите из записанных ниже групп предложений те, которые образуют текст. Обоснуйте свой ответ.

2 . Задание. Сравните предложенные тексты. Отметьте, что между ними общего и в чем различие. Обоснуйте свой ответ.

3 . Задание. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте, есть ли среди них те, которые образуют текст. Если есть, то укажите их. Обоснуйте свой ответ.

. Задание. Определите темы предложенных текстов и укажите стрелкой тему каждого текста.

6.2.Упражнения, формирующие аналитико-речевые умения создавать элементы текста по готовому тексту

1.Задание. Прочитайте тексты, добавляя пропущенные слова.
Какую роль играют эти слова в тексте?

Свернется он — колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? … (ёж).

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла … (зима).

2. Задание. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Обоснуйте свой ответ. Чем в тексте являются эти слова?

Удивительно красивы …! Вершины многих … возносятся выше облаков. Снег на … не тает даже летом. Вечные льды в … дают начало бурным горным рекам, со скал струятся водопады. Нередко … соединяются в длинные цепи — хребты, которые образуют целую горную страну. На географической карте … обозначают коричневым цветом.

Ответ. Пропущены слова: горы, гор, них, горах, горы, горы.

6.3. Упражнения, формирующие аналитические умения создавать части текста по готовому тексту

1. Задание. Прочитайте предложения.

Бабушка повела Надю на ферму. … Из них вышло много-много белых кур. … Будто выпал снег и пришла зима.

Бабушка насыпала крупы. … Как будто стучит дождик и пришла осень.

Потом куры разошлись по своим домикам и все вдруг опять стало зеленое, как будто вернулось лето.

Вставьте в указанные места предложения, пользуясь предложенными вариантами, чтобы получился текст.

Варианты: 1. У крыльца мальчик увидел ежика. 2. Это было весной.
3. Кругом все стало белым-бело. 4. Под яркими лучами осели глубокие сугробы, потемнели белые снега. 5. Куры стали клевать, стали стучать носами: «Тук-тук … Тук-тук». 6. На ферме было много низеньких домиков.

2. Задание. Дана тема текста и примерный план. Расширьте заданный план, вставив в него тот или иной пункт.

3. Задание. Прочитайте текст и план к нему. Соответствует ли предложенный план содержанию текста? Запишите измененный план у себя в тетради.

Упражнения, формирующие продуктивные коммуникативно-речевые умения создавать текст

6.4. Упражнения, формирующие коммуникативно-речевые умения создавать новый текст на основе данного

1. Задание. Из предложенной группы предложений составьте тексты.

1. Снежные кристаллы имеют различную форму. 2. Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. 3. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. 4. Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! 5. Снег — вид зимних атмосферных осадков. 6. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров. 7. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звездочка.

2. Задание. Составьте текст по предложенному плану.

Дидактическую игру «Читатели — писатели».

6.5. Упражнения, формирующие продуктивные умения создавать текст

1. Задание. Составьте текст-описание на тему «Мой любимый цветок».

2. Задание. Напишите сочинение-сказку, героями которой были бы ваши любимые игрушки.

3. Задание. Напишите сочинение-сказку на свободную тему. Составьте план.

Умение грамотно в языковом и структурном плане излагать свои мысли, эмоции в соответствии со сложившейся ситуацией является определяющим показателем уровня развития языковой личности, с одной стороны, и конечной целью обучения русскому языку, с другой. Лаконичность, точность, уместность, логичность, выразительность и, наконец, орфографическая правильность речи обеспечивают адекватное в соответствии со сложившейся речевой ситуацией понимание субъектами общения друг друга, что определяет успешность процесса коммуникации в социуме.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что только в обучении, которое в своей целостности направленно на достижение оптимального общего развития учащихся, можно добиться успехов в развитии речи школьников: её содержательности, мотивации, обеспечить владение средствами языка.

Результатом моей работы явилось:

повышение качества знаний учащихся по всем предметам;

увеличение словарного запаса учащихся, развитие их речи,

высокая активность детей на уроках, интерес к изучению всех предметов в начальной школе.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка

Основная цель современного школьного образования – целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные образовательные стандарты обращают особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников – способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания многих правил и норм, которые должен учитывать носитель языка. Где, когда, что, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств – все это регулируется коммуникативной компетенцией.

Коммуникативная компетенция – сложное по структуре образование, что определяется сложной структурой коммуникации. Последняя включает ряд этапов.

Первый этап – самоопределение в коммуникативной ситуации, когда определяются необходимость и цель участия в коммуникации.

Второй этап – анализ намерений партнеров и способов коммуникации с учетом своих целей и возможностей.

Третий этап – выбор соответствующего ситуации речевого жанра, поведения и коммуникативных техник.

Четвертый этап – собственно коммуникация.

Пятый этап – самооценка ценности, степени значимости, результативности прошедшей коммуникации. Однако отдельным этапам или умениям коммуникации нельзя обучиться изолированно друг от друга, чтобы потом “сложить” их вместе и получить коммуникативную компетенцию. Поэтому все методы формирования и развития коммуникативной компетенции являются комплексными.

Разрабатывая методику и технологию работы по формированию коммуникативных компетенций учащихся, я взяла на вооружение методы авторов книги “Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности” И.С.Сергеева и В.И. Блинова, которые выделяют основные методы, ориентированные на устную и письменную коммуникацию и исходила из того, что необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность – стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя, слушать и слышать, адекватно воспринимать чужую речь, ориентируясь на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка

Главной задачей я считаю формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.

Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и др., поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.

В своей работе с учащимися на уроках русского языка я часто использую форму учебного диалога.

Диалог может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).

Информационный диалог обычно организуется в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог я включаю в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).

Остановлюсь на интерпретационном диалоге, целью которого является развитие диалогической учебно-научной речи, осмысление научной информации, оперирование ею с использованием терминов (подготовительный диалог), увеличение скорости интеллектуально – речевых реакций в непредсказуемых изменениях последовательности беседы (спонтанный диалог).

В организации интерпретационного диалога можно выделить два этапа: первый – подготовка содержательного плана, второй- реализация диалога (продуцирование речи партнерами по общению и оценка их речевой деятельности).

Существует множество способов подготовить предметный план диалогов. Считаю наиболее рациональными организацию диалогов по материалам изученной темы; диалоги по материалам, собранным в процессе рассредоточенной подготовки к сочинению; диалоги на основе материалов для аудирования и чтения.

Покажем на примере, как обеспечивается содержание диалога “Условия успешного общения”, проводимого в 6 классе после изучения темы “Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка” (учебник русского языка Львовой С.И.). В ходе изучения этой темы учащиеся знакомились с теоретическим материалом и выполняли упражнения.

Цели урока:

  • повторить и углубить сведения учащихся о речевой ситуации;
  • формировать понятие о функциональных разновидностях языка.

I. Речевая ситуация (ситуация общения) (упр. 5).

Функциональные разновидности языка (работа с текстом на с. 5 — 6, упр. 6; чтение и анализ текста на с. 7 — 8, упр. 7).

Поможем ребятам составить высказывание по схеме упр. 5: “Речевая ситуация – это ситуация, в которой происходит общение. Чтобы описать речевую ситуацию, мы должны назвать цель общения (общение, сообщение и воздействие) и условия, в которых оно происходит: место общения (официальная или неофициальная обстановка) и количество собеседников (коммуникантов) (два или более)”.

После этого организуем беседу, в ходе которой подробно разъясняем термины “неофициальная обстановка”, “официальная обстановка”.

Упражнение 1

  1. Что такое речевая ситуация?
  2. О чём нужно рассказать, чтобы описать речевую ситуацию?
  3. С какой целью может происходить общение?
  4. Что включает в себя понятие “условия общения”?
  5. Какое место общения можно считать официальной обстановкой? А неофициальной обстановкой?
  6. Каково значение слова функциональный?
  7. Перечислите функциональные разновидности языка.
  8. По каким признакам различают функциональные разновидности языка?
  9. Опишите речевую ситуацию, в которой используется разговорная речь.

Упражнение 2

  1. Ваша речь на уроке должна приближаться к научной, т.е. к учебно-научной. В такую речь включаются слова-термины:
  2. Коммуникант- тот, кто вступает в общение. В основном значении совпадает со словами собеседник, партнер по общению.
  3. Коммуникативное намерение (задача, цель – конкретная цель высказывания (убедить, разжалобить, обозлить, вызвать сочувствие и. т. д.).
  4. Коммуникативный контакт- связь, согласованность в общении.
  5. Составьте по одному предложению с каждым из этих терминов.

Ученые считают, что для успешного общения коммуниканты должны обладать такими качествами:

  • обаяние (умение быть самим собой, быть естественным),
  • уверенность в себе (умение повести за собой слушателя),
  • дружелюбие, искренность (заставить поверить может тот, кто сам верит),
  • объективность (не игнорировать те факты, которые противоречат вашим убеждениям, не подтасовывать доказательства).
  • заинтересованность (интерес к теме).

Но есть и другие мнения. Согласны ли вы с мнением ученых?

Аргументируйте свой ответ.

Составьте зачин сообщения на тему “Начинается декада русского языка и литературы!” Какие средства для установления коммуникативного контакта вы используете и почему?

Чтобы помочь шестиклассникам в ходе работы с вопросами перед текстом на с. 5 – 6 вспомнить сведения о разговорной и книжной речи, а также языке художественной литературы, можно предложить им тренировочное упражнение.

Задание. Опишите речевые ситуации, в которых могут быть использованы данные тексты. Сделайте вывод о принадлежности текста к определённому стилю речи (к одному из книжных, к разговорному).

1) Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой. (По М. Горькому)

2) – Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай.

3) – Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось!

4) Морфология – это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи. Морфология и синтаксис составляют грамматику.

5) Пропала собака породы пудель. Шерсть чёрная, коротко стриженная, на конце хвоста кисточка. Собака отзывается на кличку Лапси. Знающих о местонахождении Лапси просим сообщить по телефону 938-77-53.

После внимательного чтения текста на стр. 5 – 6 можно предложить учащимся такой вид работы, как письмо по памяти с последующей самопроверкой. Задание можем сформулировать следующим образом.

Задание. Используйте возможности зрительной памяти: в течение двух минут внимательно рассмотрите схему на с. 6, а затем закройте учебник и попытайтесь воссоздать эту схему в тетради. После этого откройте учебник и проверьте, как вам удалось справиться с заданием. Если нужно, внесите исправления.

После просмотрового чтения текста на с. 7 – 8 учащиеся читают текст внимательно и в ходе совместной работы составляют его план.

Можно предложить разные виды работы с микротемами данного текста: 1) составить схему, излагающую содержание первой микротемы, и охарактеризовать по этой схеме каждую из функциональных разновидностей языка и каждый стиль речи; 2) используя содержание текста, заполнить следующую таблицу:

2) Научный стиль

3) Официально-деловой стиль

4) Публицистический стиль

3) подготовить подробный пересказ одной из микротем и сопроводить примером текста или его фрагмента из любого учебника или книги, которыми сейчас располагает ученик.

В слабом классе при выполнении упр. 7 поможем ребятам обнаружить приметы разговорной речи: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (доченька), новообразований (помазка), частиц (ну и что, всё равно), вопросительных предложений, простых по структуре, предложения с обращением. Сама диалоговая форма чаще всего используется именно в разговорной речи.

После знакомства с темой “Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка” возникают все необходимые условия для организации интерпретационного диалога:

  • учащиеся владеют знаниями по теме, т.е. имеется общая база знаний;
  • уровень овладения знаниями у всех детей разный – существует разрыв в знаниях.

Необходимо еще важное условие – желание вступить в диалог.

На этапе реализации диалога учитель должен так мотивировать речевую деятельность, чтобы учащиеся захотели общаться, и объявляет тему диалога:

– Подготовьте и проведите диалог на тему “Условия успешного общения”.

Обменяйтесь мнениями о трех-четырех важных, с вашей точки зрения, условиях успешного общения”.

Говорите так, чтобы мы почувствовали, что вы хорошо знаете изученную тему “Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка”.

Речевое и лингвистическое задание может быть дано на карточке.

После этого учащиеся в течение 5 минут готовят диалог и разыгрывают его.

Но с позиций интеллектуально- речевого развития личности более целесообразно после изученной темы проводить спонтанные диалоги, которые способствуют увеличению скорости интеллектуальных реакций, активизируют внимание, память, создают условия для проявления смекалки.

Оценивает диалог учитель или ученики по таким критериям:

  • соответствие теме;
  • информативность коммуникантов;
  • выполнение специального задания;
  • культура общения.

В ходе работы над диалогической речью я также использую следующие виды упражнений:

1. Диалог по прочитанному;

Этот вид работы используется при подготовке домашнего задания. Дети придумывают ряд вопросов к изученному материалу по русскому языку или по прочитанному художественному произведению на литературе и задают их на уроке. Ответы должны быть развернутыми.

2. Речевые этюды;

Особый вид работы, основанный на ролевой игре. Они используются как элемент урока и как игра во внеурочное время. В качестве речевых этюдов могут моделироваться различные ситуации в зависимости от поставленной цели, этапа работы и индивидуальных особенностей и интересов учащихся.

Например, могут быть использованы следующие темы:

“Читатель-библиотекарь”

Ученик обратился с просьбой к библиотекарю помочь найти нужную книгу, но данная книга уже взята другим читателем:

– “Староста класса – ученик”

Староста попросил ученика выполнить очень важное поручение – вручить ветеранам Великой Отечественной войны приглашения на школьный праздник, посвященный Дню Победы. Но ученик не выполнил:

“Работник – работодатель”

Первый участник – молодой специалист – устраивается на работу. Работодатель отказывается принимать его без видимой причины, однако первый участник твердо решил получить это место.

“Читающий пассажир и кондуктор”

Пассажир увлеченно читает книгу и не реагирует на неоднократное обращение кондуктора предъявить билет. Как привлечь внимание читающего?

3. Дополнение диалогов.

Это один из самых сложных видов диалога, поскольку он предполагает не только творческое, но и логическое мышление учащихся. От участников требуется определить смысл диалога, опираясь на реплики только одной стороны. Кроме того, важно установить логическую связь между репликами участников диалога.

Фразы из предложенных диалогов убираются по усмотрению учителя. Для работы можно взять малые литературные жанры (например, анекдоты), т.к. они легко воспринимаются, являются актуальными и доступными для детей, а также требуют активизации творческого мышления. Учащимся необходимо проследить логические связи в нестандартных ситуациях и найти оригинальное решение.

Встреча поэтов

Встречаются два поэта:

– Как твоя жизнь? Что нового?

Хорошо, вот новый сборник стихов издал.

– Продал уже что-то?

Да, дачу, машину, квартиру:

Наши помощники в речевых этюдах – Незнайка и Знайка, которые приходят на помощь учащимся 5-6-х классов в спонтанных диалогах и заставляют их отвечать без подготовки на реплики собеседника в ситуациях общения.

В старших классах используются другие формы работы по развитию коммуникативных компетенций. Несколько лет я работаю по программе элективного курса М.Ю. Касумовой “Деловой русский язык” для 10-11-х классов и факультативного курса “Язык в речевом общении” С.И.Львовой для 9-го класса. Данные курсы предполагают овладение культурой речевого общения в бытовой, учебной, официально-деловой и социокультурной сферах.

Школьники учатся ставить цели и достигать их в устной и письменной коммуникации:

  • получать необходимую информацию;
  • представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к мнению других людей.

Выполняя творческие работы и отрабатывая навыки делового письма, ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к исследовательской деятельности. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию, позволяют учащимся обрести опыт в сборе информации, ее обработке и подготовке текстов заметок, статей, сообщений для школьного сайта, школьной газеты “Диалог”, местной периодической печати, а также помогают в профессиональной оценке исследовательских работ одноклассников, когда учащиеся выступают оппонентами на защите проектов или составляют рецензии. По завершении курсов ученики ощущают готовность к коммуникации на основе полученных знаний и опыта, а, следовательно, получают реальную возможность быть востребованными на современном рынке труда.

Очень важной мне представляется проектная деятельность учащихся- один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. В нашей школе весной проходят традиционные научно-практические конференции “Дети исследуют мир”, на которых учащиеся защищают свои проектные работы. Были проведены исследования по следующим темам: “Функционирование иноязычной лексики в современном русском языке”, “Язык развлекательных передач”, “Функционирование иноязычных слов в речи”, “Крылатые выражения в баснях И.А.Крылова”.

В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Как видим, коммуникативная культура – важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции – одна из важных задач изучения всего школьного курса русского языка и литературы.

Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить:

Литература:

  • Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 2-х ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2006.
  • Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2-х ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
  • Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.
  • Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка. – РЯШ №6, 2002.
  • Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11 классов.- Волгоград: “Панорама”, 2006.
  • Образовательный портал

    Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

    • Главная
    • Публикации в журнале
    • Дошкольное образование. Разное
    • Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольника.

    Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольника.

    • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
    • E-mail

    Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольника

    Антонова Татьяна Анатольевна

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область«Речевое развитие.» Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит от уровня речевого развития детей. Умелое владение родным языком в различных ситуациях общения, выступают средствами свободной коммуникации. В то же время само общение является условием для развития речи ребёнка и освоения культуры речевого общения. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Коммуникативные способности крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и так или иначе взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того, чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее. Уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме. Педагогам, все чаще приходится сталкиваться с отставанием, задержками и нарушениями в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Главной причиной является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения. Многие взрослые недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста. Общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций. Неудовлетворенность потребностью в общении малыша с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, тяжелой адаптацией к детскому саду, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевой и познавательной активности. Ребёнку необходимо создать условия развития коммуникативно- речевых умений и способностей:

    -организация специальных мероприятий с детьми,

    -организация комплексных занятий, основанных на игровых технологиях,

    -моделирование коммуникативных ситуаций,

    -использование дидактических игр,

    -совместная работа и другие.

    В центре внимания педагогов находится задача развития связной речи. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). В связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. А также отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи. Основная форма деятельности ребёнка—это игра. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Играя, ребёнок легче всего воспринимает определённую информацию и передаёт её другому.

    Игра помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:
    -развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.
    -учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности.
    -развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание.
    -воспитывать коллективизм, сотрудничество.

    Любые игры соревновательного характера учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми при достижении общей цели. Развивается чувство коллективизма и ответственности не только за себя, но и за других, особенно младших. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение. Подмена игровой деятельности учебной, введение дополнительных занятий в дошкольных образовательных учреждениях приводит к тому, что дети мало общаются друг с другом, не могут полноценно овладеть коммуникативными средствами. Недостаток общения приводит к неумению учитывать поведение игрового партнера, стремление разрешить конфликтную ситуацию «силовым» способом.

    В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Чрезвычайно важно строить работу по развитию и коррекции коммуникативного поведения на том опыте, который ребенок способен осознать и отразить в речи.

    Таким образом, коммуникативная компетентность дошкольников во многом определяется развитием речи. Речь как один из ведущих феноменов психического развития детей, влияет на регуляцию поведения и деятельности каждого ребенка в социуме. Дошкольники, имеющие осознанную и качественную речь, к старшему дошкольному возрасту владеют следующими коммуникативными навыками и умениями: навыки сотрудничества и взаимопонимания, умения слушать, слышать, воспринимать и понимать информационный материал, навыки ведения диалогической и монологической речи.

    Система работы учителя-логопеда, направленная на коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии

    Наша школьная страна

    МОУ “СОШ № 1” с. Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края

    скачать часы для сайта

    • Сведения об образовательной организации
    • Главная
    • Новости
      • Сообщи, где торгуют смертью
      • Годовой календарный график работы МОУ СОШ №1 на 2017 – 2018 учебный год
      • Информация по привлечению и расходованию благотворительных средств об-разовательными учреждениями Ставропольского края
      • Архив “Из жизни школы”
    • Здоровое питание
    • Независимая оценка качества образования
    • Опосредованное (на расстоянии) обучение
    • ТОЧКА РОСТА
      • Документы
      • Новости
    • ГИА И ЕГЭ
      • Итоговое собеседование по русскому языку
      • Итоговое сочинение (изложение)
      • Официальный информационный портал ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
      • Официальный информационный портал ГИА
    • Летний отдых
    • Онлайн-мероприятия
    • ВПР
    • Учимся вместе
    • Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
    • Библиотека
    • Безопасность детей
    • Информационная безопасность
    • Антикоррупционное воспитание
      • Как противодействовать коррупции
      • Рекомендации
    • Педсовет
    • Победе посвящается.
      • Я родом не из детства – из войны
      • Часы обратного отсчета
      • Первый этап акции “Знамя Победы”
      • Смотр строя и песни, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
      • Салют и слава годовщине, навеки памятного дня!
      • КОНФЕРЕНЦИЯ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ
    • Учительская
      • Методическое объединение учителей русского языка и литературы
      • Методическое объединение учителей математики и физики
      • Методическое объединение учителей иностранного языка
      • Методическое объединение учителей истории
      • Методическое объединение учителей естественных наук
      • Методическое объединение учителей технологии
      • Методическое объединение учителей физической культуры
    • Доска почета
    • Начальная школа
    • Страничка логопеда
      • Система работы учителя-логопеда
      • Разговор с родителями
      • Что должен знать ребенок, поступающий в первый класс
      • Коротко о нарушениях письма и чтения
      • Логопедические рекомендации учителям начальных классов
      • Нарушение письменной и устной речи
    • Ресурсный центр профильного обучения
      • Ресурсный центр профильного обучения в лицах
    • Фотоальбом
      • Августовский педсовет
      • 1 сентября
      • Фотоальбом 2012-2013
        • Неделя русского языка
        • Тематический вечер “А – ну-ка парни”
        • Неделя математики, информатики и физики
      • Фотоальбом 2011-2012
        • Шарм
        • Первый звонок 2011
        • Неделя педагогических идей
        • Управление введением ФГОС начального общего образования в ОУ Новоселицкого района
        • Фотоальбом 2010
        • Учитель года 2010
        • Празднование 65-летия Победы
        • Последний звонок 2010 года
        • Первый звонок 2010 года
        • Смотр-конкурс учебно-опытных участков 2010
        • 26 сентября – День здоровья
    • Школьный спортивный клуб “СТАРТ”

    Система работы учителя-логопеда

    Логопедическая служба в школе создана с целью оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении образовательных программ.

    Основные задачи логопедической службы:

    • Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
    • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении образовательных программ.
    • Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей обучающихся.

    Направления работы логопедической службы

    • Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
    • Формирование звукового анализа и синтеза.
    • Постановка и автоматизация дефектных звуков.
    • Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
    • Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания.
    • Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
    • Коррекция элементов учебной деятельности.
    • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
    • Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений.
    • Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

    Сегодня школьная коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами нарушений. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.

    Также у учащихся начальных классов имеются нарушения в развитии восприятия, ориентировки в пространстве, несформированности приёмов учебной деятельности, недостаточное развитие временных представлений и мелкой моторики.

    Всё это мешает в полной мере раскрыть детям свои природные способности и интеллектуальные возможности. Отсюда страдает весь процесс обучения.

    Учитель-логопед проводит диагностику устной и письменной речи учащихся, определяет структуру и степень речевых дефектов. Составляет статистические отчеты по результатам диагностики.

    В начале учебного года комплектуются группы для занятий. С 15 сентября по 15 мая проводятся групповые и индивидуальные логопедические занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

    В первую очередь в логопедические группы зачисляются дети с речевыми дефектами, препятствующими успешному освоению общеобразовательных программ (учащиеся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

    Для фиксирования коррекционного процесса оформляется необходимая документация: журнал учета посещаемости занятий, журнал обследования, речевые карты на каждого ученика, общий план методической работы на год, перспективные, календарно-тематические и ежедневные планы,график работы, расписание занятий и отчет о проделанной работе за учебный год.

    Учитель-логопед тесно сотрудничает с родителями: оказывает консультативную помощь, проводит собрания с родителями учеников, зачисленных на логопедические занятия. Дает необходимые рекомендации по домашней работе для закрепления результатов.

    При необходимости и с согласия родителей учащиеся могут быть направлены учителем-логопедом к врачам-специалистам (сурдологам, ортодонтам, невропатологам и др.), а также к психологам и дефектологам для консультации.

    Логопед тесно сотрудничает с учителями начальных классов: консультирует, сообщает результаты диагностик, дает рекомендации, выступает на МО учителей начальных классов.

    Логопедический кабинет регулярно оснащается различными дидактическими пособиями, необходимыми в работе. Оформлен стенд и паспорт кабинета.

    Логопед систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Учитель – логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию речевых нарушений у детей. Использует разнообразные методы, приемы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

    Все занятия коррекционно-логопедической службы ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с педагогом.

    Читайте также:  Дифференциация согласных букв п – т по кинетическому сходству
    Ссылка на основную публикацию