Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Разделы: Логопедия

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  3. Принцип всестороннего воздействия
  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это – оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

ОздоровительныеОбразовательно-воспитательныеКоррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачиЛогопедМузыкальный руководитель
Развитие мелкой моторикиУпражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимикиМассаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыханияСкороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыханияИспользование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голосаЗвуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого небаХоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слухаЧтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляцииУпражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речиФормирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма
Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаряРазвитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речиФормирование навыков составления диалогаДраматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речиРазвитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.
Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыковПсихологические этюды и коммуникативные игрыУчастие детей в музыкальных представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
  3. Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
  4. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
  6. Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
  7. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
  8. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
  9. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
  10. Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
  11. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
  12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
  13. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
  14. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
  15. Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
  16. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
  17. Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
  18. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ
статья по логопедии на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimosvyaz_logopeda_i_muz.ruka_.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

с музыкальным руководителем

учитель-логопед Якунина В.А.

В настоящее время актуальной задачей и проблемой дошкольного образования является тщательная проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям с нарушениями речи.

Основная задача – создание и апробация модели взаимодействия разных специалистов ДОУ в процессе коррекционной работы с ребенком.

Вокруг ребенка с нарушениями речи должно образоваться единая коррекционно-образовательная работа.

Тесная взаимосвязь логопеда и других педагогов ДОУ возможна только при условии четкого и правильного распределения задач каждого участника, при условии совместного планирования работы.

Целью сотрудничества педагогов с логопедом является стимулирование речевого, познавательного и личностного развития ребенка.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного запаса речи. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей в обществе.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

Осуществляя свою работу, и учитель-логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать структуру речевого дефекта; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на коррекционно-логопедических занятиях; всесторонне развивать личность ребенка и его самооценку.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные задачи включают: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, плавности, воспитание правильной осанки, походки.

Образовательные задачи: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственной ориентировки, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способности чувствовать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.

При этом каждый из педагогов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений.

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые дети не справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Все выше изложенные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. В первые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).

Развитие речи проводится с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движения помогают осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптироваться к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп в детском саду.

Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится более плавной.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. При проведении занятий следует помнить следующее.

1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

2. Занятия должны строиться с учетом диагноза речевого нарушения детей. Так, для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока дети её не усвоят. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.

3. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагоги добиваются не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на развитии мимики.

Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его фантазию. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние детей, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя и других специалистов ДОУ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края.

Представлены рекомендации воспитателям для закрепления речевых навыков у детей (по лексическим темам) ,(словарь, лексико-грамматические игры, связная речь).

Работа специалистов ДОУ с детьми средней группы с нарушениями речи.

“День рождения Снеговика”Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и зимних явлениях в природе, расширять словарь по теме, учить образовывать прилагательные от с.

laquo;Победитель» – звучит гордо,Это моё «Событие года!&raquo.

В материале освещены вопросы взаимосвязи учителя – логопеда и музыкального руководителя.

Презентация подготовлена к Интегрированному подгрупповому занятию по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя

Татьяна Истомина
Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя

Представляю вашему вниманию совместно разработанную статью о нашей совместной работой с учителем- логопедом. Статья уже была опубликована в журнале “Дошколенок Кузбасса” в декабре 2016 года. Так как издание публикуется только в Кемеровской области, будем рады поделится опытом со всеми заинтересованными педагогами.

Логоритмика:взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя.

Одним из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая ритмика). Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, головы, всего корпуса, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь и более успешно овладеть произносительными умениями.

Г. А. Волкова, развивая идеи В. А. Гринер и Н. С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

– вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

– упражнения, регулирующие мышечный тонус;

– упражнения, активизирующие внимание;

– речевые упражнения без музыкального сопровождения;

– упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

– упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

– игру на музыкальных инструментах;

музыкальную самостоятельную деятельность;

– упражнения для развития творческой инициативы;

На занятиях по логопедической ритмике для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР мы используем музицирование (вокальное и инструментальное, речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционные упражнения, массаж и пальчиковую гимнастику в игровой форме (сопровождаем художественным словом, речевые игры и ролевые стихи, танцевально-ритмические игры и упражнения.

Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. Для этого используем игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.

Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает фонематический слух, внимание, воображение и умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин.

. Танцевально-ритмические упражнения. Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Планирование этой работы осуществляется совместно логопедом и музыкальным руководителем. При этом учитываются следующие принципы: наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения и развития личности в целом. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Игровые упражнения по развитию речи детей на основе фонетической ритмики на примере гласных звуков.

1 Уточнение произношения гласных звуков

2 Развитие речевого дыхания.

3 Фонематической ритмики

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

И. п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

2. Мимические упражнения:

Цель: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Например: в лесу (тема “Дикие животные”):

Заяц – трусливый и т. д.

3. Стихотворения (речевые упражнения):

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

Таким образом, учитель- логопед осуществляет: постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т. д.

Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых дефектов явиться только совместная, взаимосвязанная работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

1. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под редакцией Г. А. Волковой, — СПб.: КАРО, 2005.

2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.

3. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная Пресса, 2004.

5. Лопухина А. Н. Логопедия – речи, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.

6. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. «Фонетическая ритмика».

7. Источники интернетресурсов.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Взаимодействие музыкального руководителя с родителями.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике “Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике” 1. Знать порядок номеров наизусть. 2. Следить за дисциплиной поправлять.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей с ОВЗ старшей группы по теме «Осень» Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формировать двигательные умения.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физкультуре Движение – это укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы и их исцеление. Чем разнообразнее движения, тем больше информации.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопункта Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие» – это создание оптимальных.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при работе с детьми, имеющими ТНР

Маргарита Кудина
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при работе с детьми, имеющими ТНР

Автор статьи: учитель-логопед высшей категории

Кудина Маргарита Васильевна.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя

при работе с детьми, имеющими ТНР,

в условиях детского сада общеразвивающего вида.

Если говорить ребёнку трудно,

музыка это то, что всегда поможет!

В настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями. Ежегодно к логопеду обращается нуждающихся гораздо больше, чем он может охватить.

Современные врачи и педагоги выявили ряд причин, влияющих на развитие речи детей. Среди которых выделяют биологические и социальные факторы риска. Биологические (гипоксии, травмы, инфекции) возникают под влиянием патогенного фактора и воздействуют в период внутриутробного развития, родов и в первые 4 года жизни ребёнка. Такие речевые нарушения сами не исчезают и без специального коррекционно-логопедического вмешательства. Социально-психологические факторы связаны с психической депривацией детей. К ней относятся: одновременное освоение двух и более родственных языковых систем, неадекватное воспитание ребёнка, педагогическая запущенность, некомпетентность родителей в вопросах развития речи. В результате действия этих причин у ребёнка могут наблюдаться нарушения различных сторон речи. Среди которых большое количество занимают тяжёлые нарушения (ТНР).

Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых не нарушен слух и первично сохранен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, которые влияют на становление психики. У таких детей отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности: внимание неустойчивое, нарушения всех свойств памяти, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Эти дети либо обладают скудным запасом слов, либо практически не говорят, поэтому и возникает вторичное отставание психики. В дальнейшем это усугубляется отставанием в овладении грамотой и пониманием смысла арифметических задач. Таким образом, неполноценность звуковой, лексической и грамматической сторон речи ведет к ограниченности мышления, речевых обобщений, трудностям в овладении чтением и письмом. Всё это даёт повод неправильно их считать неполноценными в интеллектуальном отношении.

Согласно психолого-педагогической классификации, принятой в нашей стране, к тяжёлым нарушениям речи относят следующие: общее недоразвитие речи, алалия, афазия, заикание, различного типа дизартрии, аутизм, смешанные речевые нарушения. Для детей с нарушениями речи создаются специальные детские сады или группы, где для достижения наибольшего положительного эффекта необходима работа всех специалистов с ребёнком-логопатом для воздействия на все системы организма. Такую работу принято называть взаимодействием. Под указанным термином следует понимать процесс непосредственного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В условиях детских садов и групп для детей с нарушениями речи, в том числе и с ТНР, необходимо взаимодействие следующих специалистов наряду с учителем-логопедом: педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя, медицинского персонала и, конечно же, родителей.

В данной статье речь пойдёт о сотрудничестве учителя-логопеда и музыкального руководителя, об их совместной работе, как одном из звеньев в системе педагогического взаимодействия.

В течение учебного года в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя необходимо выделить этапы совместной деятельности для того, чтобы строить работу грамотно и правильно. Традиционно её разбивают на три этапа. На первом проводится комплексная диагностика с целью выявления уровня знаний, умений и навыков дошкольников с речевой патологией. Составляется план коррекционной работы с учетом личностно-ориентированного подхода. Второй этап представляет собой сам коррекционно-развивающий процесс. Куда входит создание пространственно-речевой среды, стимулирующей речевое развитие ребёнка и проведение коррекционных занятий. На третьем этапе проводится мониторинг, отрабатываются механизмы модели взаимодействия педагогов, изучение и отбор эффективных методов и приёмов активизирующих речевую деятельность детей-логопатов. На основании выделенных этапов работы взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающему и информационно-консультативному и проводится ряд совместных мероприятий двух педагогов: обследование детей, утверждение совместного плана работы, обсуждение сценариев совместных мероприятий, консультации для родителей, педагогов, соконсультации, проведение занятий и открытых мероприятий.

Совместные занятия по логопедической ритмике занимают особое место в системе образовательного процесса. Они представляют собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей здесь достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей и их развитию. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово, а музыка помогает его произнести. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого материала.

Поэтому, осуществляя свою работу, и логопед, и музыкальный руководитель, должны предъявлять единые требования к проведению совместных занятий с детьми и учитывать не только структуру речевого нарушения и осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, но и закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивать личность дошкольника.

При проведении совместных занятий необходимо учитывать принципы построения занятий, которые строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. К ним относятся: принцип системности, всестороннего воздействия, доступности, закрепления знаний умений и всестроннего развития личности.

При соблюдении систематического подхода у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

Принцип всестороннего воздействия подразумевает то, что при работе с ребёнком-логопатом необходимо воздействовать не только непосредственно на речевое нарушение как таковое, но и опосредованно работать над другими психическими функциями (памятью, вниманием, мышлением, воображением). Для этого подбираются специальные задания и упражнения. Возможно устранение нарушений, путём подключения компенсаторных возможностей организма.

Принцип доступности и индивидуального подхода говорит о том, что содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

Принцип наглядности используется в работе с дошкольниками для того, чтобы запоминание подаваемого материала прошло более эффективно.

При проведении коррекционно-образовательной работы учитель-логопед и музыкальный руководитель выделяют основные задачи: оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные

Укреплять костно- мышечный аппарат.

Развивать дыхание, координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, ритмическую выразительность способность ощущать себя в музыке и движениях.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, грамматический строй и связную речь.

Формировать просодические компоненты речи.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед занимается постановкой диафрагмально-речевого дыхания; укреплением мышечного аппарата речевых органов формированием артикуляторной базы; коррекцией нарушенных звуков, автоматизацией и дифференциацией; развитием фонематического восприятия; совершенствованием лексико-грамматической стороны речи; развитием связной речи; обучением грамоте, профилактикой дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики; логопедизацией занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель занимается развитием и формированием

• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

А также работает над

темпом, ритмом, дыханием и речью; развитием орального праксиса; просодикой; фонематическим слухом; слухового внимания и памяти;

оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника.

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры Игра на детских музыкальных инструментах.

Театр с использованием кукол бибабо.

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование опреде-ленных мимических поз.

Связь мимики с интонацией. Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания Скороговорки.

Упражнения на поддувание. Дифферен-циация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение. Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Воспитание акустико-артикуляционного образа звука.

Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен.

Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма. Разучивание текстов песен.

Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо.

Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения моно-логической речью. Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.

Эффективность коррекционной работы с детьми, посещающими логопедические группы, определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Когда специалисты ДОУ работают во взаимодействии друг с другом то, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Говоря о распределении правильной нагрузки в течение дня на детей-логопатов, следует определить время и место проведения логоритмических занятий. Такие занятия проводятся еженедельно, в определённый выбранный день, во второй половине дня, во время, отведенное для коррекционного часа, обычно в середине недели, в четверг или среду. В некоторых детских садах для детей с ТНР логоритмические занятия проводятся вместо одного из 3 физкультурных занятий в середине учебной недели.

В рамках взаимодействия двух специалистов, учителя-логопеда и музыкального руководителя ведётся следующая документация: план взаимодействия, журнал взаимодействия, конспекты НОД, картотека речевого материала, картотека музыкально-ритмических упражнений, конспекты докладов и выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Успешность коррекционно-воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Целесообразно распределять цели и задачи между участниками образовательного процесса, возникшие вопросы решать сообща, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Педагоги должны стать союзниками и только тогда результат коррекционно -воспитательной деятельности может быть успешным. Основа этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Особенности взаимодействия инструктора по физкультуре, музыкального руководителя и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливым.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса.

Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих. Н. А. Калиман 1 сентября 2013 года вступил.

Игровой комплект «Дары Фребеля» в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ Название проекта Игровой комплект “Дары Фребеля” в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ Целевая группа дети возраст от 3 до 7 лет, родители,.

Интерактивные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОНР старшего ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена требованиями ФГОС ДО. Требования к современному образованию постоянно обсуждаются.

Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Вестник Педагога

Автор: Овчинникова Марина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ “д/с №14”
Населённый пункт: Челябинская область, город Еманжелинск
Наименование материала: Презентация
Тема: “Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем и музыкальным руководителем”
Дата публикации: 24.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Основные направления взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.
Диагностическая работа

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем

Учитель-логопед
• Проводит диагностику общего развития. • Обменивается с логопедом результатами своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; условиями семейного воспитания. • Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач. Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование, промежуточную диагностику речевого развития результаты которых отражает для каждой группы детей:  В анализе коррекционно-развивающей работы;  В речевых картах.

Логопед
Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики. Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры. Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дает рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.
Профилактическая работа

Логопед
Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков. Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Основные виды организации совместной

деятельности учителя-логопеда и воспитателя

Логопед
Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей. Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на математике, рисовании, лепке и конструировании. Проводит работу над лексико-грамматическими конструкциями, пополнением активного и пассивного словаря. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно- развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.

Логопед
Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей. Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме. Закрепляет с детьми комплекс артикуляционных упражнений. Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления. Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, стихов и т.д. Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.

Логопед
Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п. Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем. Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико- грамматических категории, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении. Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем;  пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;  контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;  при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда. На фронтальных занятиях формулирует темы;  отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,  обучает элементам грамоты,  одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Функционал воспитателя
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. • Работа по коррекции звукопроизношения. • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. • Работа по коррекции слоговой структуры слова. • Формирование послогового чтения. • Знакомство и усвоение новых лексико- грамматических категорий. • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. • Предупреждение нарушений письма и чтения. • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на речевом материале.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие с музыкальным руководителем

1. Коррекционно-развивающее; 2. Информационно-консультативное.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя

осуществляется по двум направлениям:

Осуществляя свою работу и учитель-логопед и музыкальный руководитель

должны учитывать:
• структуру речевого нарушения; • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; • всесторонне развивать личность дошкольника.
Принципы построения совместных занятий:
1. Занятия проводятся систематически, т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. 2. Принцип всестороннего воздействия. 3. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. 4. Принцип наглядности. 5. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Задачи коррекционно-образовательной работы учителя-

логопеда и музыкального руководителя

Коррекционные
Укреплять костно- мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь.

Направления коррекционно-развивающей работы

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
• постановка диафрагмально-речевого дыхания; • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; • совершенствование лексико-грамматической стороны речи; • обучение умению связно выражать свои мысли; • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; • развитие психологической базы речи; • совершенствование мелкой моторики; • логопедизация занятий и режимных моментов
Развитие

формирование
: • слухового внимания и слуховой памяти; • оптико-пространственных представлений; • зрительной ориентировки на собеседника; • координации движений; • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание
: • темпа и ритма дыхания и речи; • орального праксиса; • просодики; • фонематического слуха.

Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо Развитие мимики Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей. Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико- артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование пропевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр. Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологоией. Обогащение словаря в процессе занятий. Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли. Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.

Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск

Nav view search

Навигация

Публикации специалистов

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по преодолению речевых нарушений у детей

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по преодолению речевых нарушений у детей»

Актуальность:
Увеличение количества детей с нарушением речи, в том числе с проявлениями дизартрического компонента, делает особенно необходимой задачу оказания комплексной помощи. У этой категории детей страдает общая и мелкая моторика, моторика органов артикуляции; особенности дыхания и просодики; нарушения звукопроизношения.
Основным концептуальным подходом в деятельности нашего ДОУ является организация педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости.
Коррекционно-развивающая деятельность в нашем ДОУ основывается на комплексно – тематическом подходе всех педагогов по преодолению речевых расстройств.
Интеграция осуществляется путем оптимального дозирования и распределения изучаемого материала между логопедом и педагогами.
Логоритмика как сочетание речи и движений под музыку является важным средством устранения речевых недостатков. Но, она не входит в обязательный раздел программы, поэтому мы решили её включить в кружок дополнительного образования. Преимущество заключается в том, что можно использовать фронтальную форму работы (её нет на логопункте) и, заодно, закрепить логопедические и музыкальные цели и задачи работы с детьми-логопатами.
В основу программы кружка заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Логоритмика в МДОУ ЦРР д/с №36 «Рябинка»

Функционирует: в рамках кружка дополнительного образования «Волшебный мир слов».
Возраст детей:5-6 лет.
Количество детей: 15 детей.
Систематичность логоритмических занятий:1 раз в 2 недели (по 1 тематике 2 раза).
Протяженность занятий:25-30 минут.
Период проведения занятий: с октября по май.
Общее количество занятий в учебном году — 16.
Диагностика — 2 раза в год (октябрь, май).

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Задачи:
1. Развитие слухового внимания;
2. Развитие музыкального и фонематического слуха;
3. Развитие пространственной организации движений;
4. Развитие общей и мелкой моторики
5. Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
6. Развитие физиологического и фонационного дыхания;
7. Развитие певческого диапазона голоса и чувства ритма;
8. Развитие речевой моторики
9. Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков

Содержание программы
реализуется в ходе логоритмических занятий классическими средствами:

• Вводные упражнения (ходьба, маршировка);
• Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра,темпа
• Ритмические упражнения;
• Пение;
• Упражнения в игре на инструментах;
• Игровая деятельность (малоподвижные игры, игры-драматизации. );
• Упражнения на расслабление (реалаксацию).

Учебный план:

1.Развитие общей и тонкой моторики
2.Ритмические упражнения
3.Артикуляционные упражнения
4.Развитие дыхания
5.Танец
6.Пение

Темы занятий:

• «Дары осени»
• «Это мы!»
• «Вот настали холода»
• «Зимняя прогулка»
• «Путешествие в лесу»
• «Встреча весны»
• «Наше меню»
• «Прогулка в зоопарке»

Ожидаемые результаты:

• положительная динамика сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем;
• положительный эмоциональный настрой.
• координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей,
• быстрота реакций на смену движений, ориентировке в
пространстве.
• выразительно передают заданный характер, образ.
• развивается умение работать в коллективе во время движения.
• закрепляются навыка правильного употребления звуков во всех ситуациях общения.
Логоритмика помогает организовать тесную взаимосвязь в работе муз. руководителя и логопеда, выходя на более продуктивную подготовку наших детей к участию в праздниках, досугах и развлечениях.

Используемая литература:
• Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР / Под ред. Г.А.Волковой.- Спб.: КАРО, 2005.- 176 с.
• Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 144 с.
• Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. М.: Айрис-пресс, 2006.- 64 с.
• Картушина М.Ю. Конспекты логортмических занятий с деьми 5-6 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2007.- 208 с.
• Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов.- М.:Айрис-пресс,2006.- 112 с.
• Овчинникова Т.С. Логопедические распевки.- Спб.: КАРО, 2006.- 64 с.

Читайте также:  Логопедический альбом: Профилактика и коррекция дисграфии
Ссылка на основную публикацию