Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей (обобщение опыта работы проблемной группы)
Нередко в дошкольных образовательных учреждениях встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Группой учителей-логопедов ДОУ города Перми в рамках работы проблемной группы при МБОУ “Центр психолого-медико-социального сопровождения” города Перми была предпринята попытка собрать положительный опыт по данному вопросу разных учреждений. Я хочу проанализировать и представить обобщенный опыт работы данной группы.
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
Задачи:
в коррекционно-развивающей работе.
План работы:
Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Логопедический пункт общеобразовательного ДОУ: взаимодействие логопеда и воспитателей
Теоретическая основа и практический материал представлен в пособии Михеевой И. А. и соавторов “Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда”. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов; большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.
Нами предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.
Воспитатель | Учитель-логопед |
Проводит диагностику общего развития. |
Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.
Воспитатель | Логопед |
Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов. |
Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.
Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.
Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.
Воспитатель | Логопед |
Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. |
Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике
1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу – схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.
2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.
3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав “группы риска”.
4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,
в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов “Логопедическая тропинка” и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.
5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.
Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада
- Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: совмещение программы ” Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
- отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
- сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
- отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
- невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.
Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизуновой “Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ”. В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого-педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно-методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.
Практикующими учителями-логопедами совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:
- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
- исключение дублирования воспитателем занятий логопеда
- оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя
1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.
4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Воспитатель | Логопед |
Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. | Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей. |
Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. | Проводит основную словарную работу |
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. |
Функционал логопеда:
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
- Работа по коррекции звукопроизношения.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- Работа по коррекции слоговой структуры слова.
- Формирование послогового чтения.
- Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
- Предупреждение нарушений письма и чтения.
- Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функционал воспитателя:
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
- Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
- Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
- Закрепление навыков чтения и письма.
- Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
- Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей. Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи.
Интегрированные занятия с музыкальным руководителем | Интегрированные занятия с инструктором по ФИЗО | Интегрированные занятия с педагогом- психологом | Итоговое занятие |
Логоритмика с детьми второй младшей группы | Оздоровительная и речевая гимнастика | Профилактика и коррекция речевого развития и эмоциональной сферы детей | Специалисты, воспитатели и родители |
Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ
- проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
- использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
- использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.
Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:
- использование новых моделей компьютера
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
- проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на несколько секунд
- включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений
Список литературы:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя
Вводная беседа.
Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Принципы и особенности организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя логогруппы ДОУ.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:
повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:
совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
совместная подготовка к детским праздникам;
разработка общих рекомендаций для родителей.
Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью
Функции логопеда
Функции воспитателя
Развитие фонетического компонента языковой системы.
Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков.
Формирование фонематических процессов.
Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Совершенствование состояния лексического компонента речи.
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов.
Формирование связной речи.
Формирование грамматического строя речи.
Закрепление графомоторных навыков.
Совершенствование связной речи.
Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты.
Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.
Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.
Воспитатели должны знать:
основные направления коррекционной программы;
возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.
Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
побуждать внимательно слушать других детей;
формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.
Воспитатели логопедической группы не должны:
торопить ребенка с ответом;
перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.
Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
Заключение.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.
Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.
Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.
Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.
Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.
Литература
Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.
Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008,№ 2
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей
Автор: Косенко Юлия. Категория: Логопед
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения.
В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя – логопеда и воспитателей ДОО.
Совместная деятельность учителя – логопеда и воспитателей ДОО организуется в соответствии со следующими целями:
1. Повышение результативности коррекционно – логопедической работы.
2. Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течении дня для исключения перегрузки детей.
3. Адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
Основные виды организации совместной деятельности учителя – логопеда и воспитателей:
1. Открытые занятия учителя – логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а так же с требованиями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели непосредственно на занятиях оценивают возможности и способности каждого ребенка.
2. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях.
3. Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала).
4. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников, неречевых психических процессов, связанных с речью:
1. Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звуко-слоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм).
2. Формирование фонематических процессов.
3. Совершенствование состояния лексического компонента.
4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
5. Формирование грамматического строя речи.
6. Совершенствование связной речи.
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи.
5. Закрепление графомоторных навыков.
6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Воспитатели не должны: торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи, не должны заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками; давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.
Логопед совместно с воспитателями ДОО оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции звукопроизношения. Она включает в себя упражнения, направленные на тренировку подвижности органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики:
1. Осуществлять гимнастику следует каждый день, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут.
2. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за раз. При этом каждое упражнение необходимо повторять по 4-5 раз.
3. Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) следует выполнять по 10-15 сек.
Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику по указанию логопеда, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Так же важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 03.09.2013
Статья просмотрена: 5202 раза
Библиографическое описание:
Земляченко, М. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, С. А. Лавриненко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4162/ (дата обращения: 07.01.2021).
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5–6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов.
Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок — подросток — взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
В системе планирования в нашем МБДОУ комбинированного вида выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются специалисты, работающие с этими детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить в данной лексической теме.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
– Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
– Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
– Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
– Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
– Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.
Для удобства работы нами были разработаны:
1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.
Учитель-логопед и воспитатели предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом:
– учитывается структура нарушения;
– осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
– закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные во время проведения непосредственно-образовательной деятельности.
Коррекционно-педагогическая работа включает в себя:
– формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
– преодоление нарушений слоговой структуры слова;
– обогащение словарного запаса;
– развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
– формирование грамматического строя речи и связной речи;
Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР начинается с начала учебного года.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает.
– Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.
– Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.
– Развитие фонематического слуха.
– Усвоение норм лексико-грамматических категорий.
– Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.
– Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.
– Коррекцию нарушений слоговой структуры.
– Развитие просодической стороны речи.
– Профилактику нарушений письма и чтения.
– Формирование навыков послогового чтения.
– Совершенствование общей и мелкой моторики.
Задачи, над которыми работают воспитатели.
– Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
– Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
– Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
– Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
– Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
– Формирование связной речи.
– Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Взаимодействие между специалистами МБДОУ осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме.
Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе. Только тесная взаимосвязь в работе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, логопедические пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.
Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:
1. Логопедические пятиминутки.
2. Игры и упражнения.
3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.
Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.
Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.
Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.
Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
1. Бачина О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.-М.: Сфера, 2009.-64 с
2. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида/ Под ред. О. А. Денисовой.-М.: Сфера, 2012.-64 с
3. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи. Изд: Каро, 2009.- 256 с
Похожие статьи
Взаимосвязь в работе учителя–логопеда и педагогов ДОУ при.
Успех коррекционно– воспитательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.
Коррекционно–развивающая среда логопедического кабинета. Пособие «Страна чистой речи» можно использовать не только в кабинете логопеда, но и в логопедической группе. Оно способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.
Особенности работы воспитателя в группе комбинированной.
‒ •совместной работой учителя–логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами. На заседаниях ПМПк детского сада рассматриваются вопросы организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Коррекция речевых нарушений в процессе. | Молодой ученый
Используется логопедом в процессе коррекционно–развивающей подгрупповой и индивидуальной деятельности, воспитателями на логопедическом часе во вторую половину дня, на прогулке, как индивидуальная работа с детьми.
Взаимосвязь в работе учителя–логопеда и педагогов ДОУ при.
Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, — несформированностью процессов.
Работа учителя–логопеда ДОУ с детьми с ограниченными.
Главная цель работы учителя — логопеда — развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя–логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО: – создания развивающей образовательной среды
О модели взаимодействия специалистов различного профиля.
речевая активность, ребенок, коррекционная работа, активизация развития речи, работа, активизация процесса развития речи, речевое развитие, коррекционно–образовательный процесс, дошкольный возраст, развитие.
Современные формы взаимодействия с родителями как средство.
Обозначение задач совместной работы учителя–логопеда, педагогов ДОУ и родителей, рассказ о системе работы с детьми, имеющими речевые нарушения, анкетирование с целью сбора анамнестических данных на детей.
Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей.
предметно-развивающая среда, ребенок, коррекционно–развивающая среда, нарушение речи, развивающая среда, компенсирующая направленность, развитие, предметная среда, личностное развитие.
Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи
Группа авторов, 2009
Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей, у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: • описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; • задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); • большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5–7 лет. Книга адресована воспитателям речевых групп и учителям-логопедам. Кроме того, предложенные задания могут использовать воспитатели массовых детских садов и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребенка.
Оглавление
- Предисловие
- Осень. Признаки осени
- Овощи. Огород
- Фрукты. Сад
Из серии: Популярная логопедия (Каро)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от тесной взаимосвязи специалиста, воспитателей и родителей ребёнка с диагнозом «общее недоразвитие речи». И это неслучайно. Ведь воспитатели и родители проводят с ребёнком больше времени, чем логопед.
Данное пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Используя пособие, воспитатели и родители могут помочь ребенку закрепить речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.
В пособии вы найдёте описания пальчиковых игр, упражнений на координацию речи с движением; задания на развитие общих речевых навыков (диалоги, чистоговорки, скороговорки), игры для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, обогащения словаря, для совершенствования грамматического строя речи, а также стихи, загадки по лексическим темам и тексты для пересказа. Игры, задания и упражнения рассчитаны на детей в возрасте 5–7 лет. Задания различаются по уровню сложности, наиболее трудные задания помечены символом — . В процессе работы дети постепенно овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное общение. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи.
Эта книга адресована воспитателям речевых групп и учителям-логопедам. Предложенные задания могут использовать воспитатели массовых детских садов и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребёнка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Песочная терапия в развитии дошкольников
Ольга Сапожникова, 2014
Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками
Н. Л. Пескова, 2017
Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме
Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями
Коллектив авторов, 2015
Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие
Ирина Прищепова, 2008
Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием
Вадим Петрович Глухов, 2017
Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации
Снежана Танцюра, 2016
Развитие речи детей с ОНР с помощью театрализованной деятельности
Е. В. Парфенова, 2013
Тренажер на словообразование
Елена Юрьевна Лосик, 2019
Просто иногда я заикаюсь. Книга для детей от 7 до 12 лет
Элко де Гёуз, 2016
Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет
А. И. Максаков, 2005
Страна чудесных слов
Т. А. Антропова, 2016
Дифференциация сонорных звуков
Е. И. Шаблыко, 2012
Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года)
Г. А. Османова, 2013
Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей
Лексическая тема «Овощи. Огород»
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.
Игры и упражнения
Игра «Жадина» (детям 4—8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)
Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор — помидоры — много помидоров
картофель — картофель — много картофеля (картошки)
баклажан — баклажаны — много баклажанов
перец — перцы — много перцев
кабачок — кабачки — много кабачков
тыква — тыквы — много тыкв
морковь — моркови — много моркови
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)
репа — репы — много реп
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)
петрушка — петрушка — много петрушки
огурец — огурцы — много огурцов
перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)
кочан — кочаны — много кочанов
горошина — горошины — много горошин
стручок — стручки — много стручков
Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
перец — перчик — перчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки
чеснок — чесночок — чесночки
петрушка — петрушечка — петрушечки
укроп — укропчик — укропчики
капуста — капусточка — капусточки
фасоль — фасолинка — фасолинки
Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький
картофель крупный, а редис — . (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь — . (полная)
помидор мягкий, а огурец — . (твердый)
Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка — ……. плохая грядка
Старый картофель — …….. молодой картофель
Тяжелый мешок — …… легкий мешок
Большой урожай — ………. маленький урожай
Чистая морковка — ……… грязная морковка
Спелый помидор — …… неспелый помидор
Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).
Помидор красный, а морковь.
Помидор мягкий, а морковь.
Помидор кислый, а морковь.
У помидора внутри семечки, а у моркови.
Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).
Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца — огуречный сок
Сок из свёклы — свекольный сок
Сок из лука — луковый сок
Сок из помидоров — томатный сок
Сок из капусты — капустный сок
Сок из тыквы — тыквенный сок
Сок из моркови — морковный сок
Игра «Кто назовет больше качеств». Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.
Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.
Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор – 2 помидора — 5 помидоров
1 огурец – 2 огурца — 5 огурцов
1 кабачок – 2 кабачка — 5 кабачков
1 перец – 2 перца — 5 перцев
1 свёкла – 2 свёклы — 5 свёкол
1 кочан капусты – 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты
1 головка чеснока – 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока
1 долька чеснока – 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока
1 стручок гороха — 2 стручка гороха – 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины — 5 горошин
В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.
«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — . (срывают)
Капусту — . (срезают)
Картофель — . (выкапывают)
Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква
Игра «Угадай овощ по его части».
Кочан – Ботва –
Стручок – Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –
Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.
Пальчиковая гимнастика
Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)
Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.
«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.
Логоритмические упражнения (координация речи и движения)
Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)
Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)
Рекомендации родителям по усвоению лексической темы «Овощи»
Светлана Мосина
Рекомендации родителям по усвоению лексической темы «Овощи»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО УСВОЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОВОЩИ»
1. Рассмотрите дома с ребенком натуральные овощи: свёклу, картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, тыкву, редис, горох, лук, перец, помидор и пр.
2. Объясните, что все это можно назвать одним словом «овощи».
3. Обратите внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.
4. По возможности расскажите и покажите ребенку, где и как растут овощи (в огороде, на грядке, их регулярно поливают, пропалывают); что из них можно приготовить суп, салат, винегрет и т. д., что овощи можно заготавливать на зиму — солить, консервировать, сушить, мариновать.
5. Совместно с ребенком приготовьте любое блюдо из овощей.Проговаривайте каждое ваше действие: мы берем огурец, моем его, чистим, нарезаем (режем, кладем в тарелку, солим.
6. Поиграйте в игру «Большой-маленький» (учимся образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: – огурец-огурчик, помидор-помидорчик и т. п.)
Конспект занятия «Звук [н] и буква н» в рамках изучения лексической темы «Дикие животные» Грамматическая тема: Звук и буква Н Лексическая тема: Дикие животные. Цель: Закрепить знание буквы и звука Н ; – Узнавать графический образ.
Игры по закреплению лексической темы «Овощи» Игра «Чудесный мешочек» Цель: Развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих проявлений в условиях активного участия их.
Конспект НОД по рисованию «Домашний кот» в рамках лексической темы «Домашние животные» Конспект НОД по рисованию «Домашний кот» (лексическая тема «Домашние животные») в старшей группе компенсирующей направленности Цель: формировать.
Рекомендации для родителей по закреплению темы «Вода» Проведите с ребенком опыты, эксперименты, игры с водой с целью закрепления знаний о свойствах и признаках воды (вода может быть холодной,.
Лингвистические игры по лексической теме «Овощи» Картотека лингвистических игр по лексической теме «Овощи» 1) «Что сажают в огороде» Задачи: учить детей классифицировать предметы по определенным.
Логопедическое занятие «Рассказ по картинке» в рамках лексической темы «Лето, цветы, насекомые» Логопедическое занятие «Рассказ по картинке» (лексическая тема «Лето, цветы, насекомые») Цель: развитие связной речи. Задачи: 1. Расширять.
Лэпбук для закрепления лексической темы «Осень» ЛЭПБУК «ОСЕНЬ» 1. Книжка-раскладушка. Осенние загадки. Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других.
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» на материале лексической темы «Дикие животные наших лесов» НОД образовательная область «Коммуникация» на материале лексической темы «Дикие животные наших лесов» Целевые ориентиры: Повторение и обобщение.
Рекомендации родителям для закрепления с детьми лексической темы «Перелетные птицы» Родителям рекомендуется для закрепления с детьми лексической темы «Перелетные птицы» 1. Побеседовать о птицах: – выучить с ребёнком названия.
Рекомендации родителям по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды» Уважаемы родители! На этой неделе образовательный процесс в нашей группе состоится по теме «Лес. Грибы. Ягоды.». На этой неделе наши занятия.