Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по плаванию

Организация преемственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда Сиволап Ирина Александровна, Учитель-логопед, высшая кв. категория, Кузнецова. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемТарас Асадов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Организация преемственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда Сиволап Ирина Александровна, Учитель-логопед, высшая кв. категория, Кузнецова.” — Транскрипт:

1 Организация преемственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда Сиволап Ирина Александровна, Учитель-логопед, высшая кв. категория, Кузнецова Вера Евгеньевна, инструктор по плаванию, высшая квалификационная категория МДОУ «Детский сад комбинированного вида 118 «Калинушка», г. Архангельск

2 Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

3 Неречевые особенности детей с ОНР: – Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз; -Повышенный мышечный тонус, спастичность и недостаточная амплитуда движений при выполнении упражнений ; – Нарушение координации движений, согласованности движений различных частей тела, в том числе артикуляционной моторики; – Понимание и усвоение речевых инструкций вызывает затруднения; – Недостаточная подвижность процессов возбуждения и торможения, что сказывается на уровне образного и логического мышления; -Уровень знаний об окружающем не соответствует возрасту; -Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти

4 Осуществление преемственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда Комплексное решение коррекционных задач возможно при создании единого творческого коллектива единомышленников, основными задачами которого является: – повышение профессионального уровня всех специалистов; – разработка коррекционно-развивающего тематического плана, построенного на блочном лексическом планировании.

5 – организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное, физическое развитие ребенка;

6 Формы преемственности: организация занятий по плаванию с элементами игровых упражнений на коррекцию речевых и неречевых нарушений;

7 Игровые упражнения на совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте Упражнение «Составь слово» Упражнение «Придумай слово»

8 Игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики Упражнение «Рисуем волны» Упражнение «Повтори движение»

9 Формы преемственности: совместное проведение игр и упражнений на закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях;

10 Коррекционные задачи по преодолению ОНР у детей. -Формирование и совершенствование речевого и физиологического дыхания. -Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры. -Совершенствование координации движений – Коррекция звукопроизношения, совершенствование речевых умений. -Расширение представлений об окружающем мире. -Совершенствование общей и мелкой моторики

11 Значимость бассейна в работе с детьми с ОНР Использование бассейна в решении вопросов речевого недоразвития: -расширяет возможности логопедического воздействия, -способствует повышению двигательной активности детей; -позволяет разнообразить закаливающие процедуры; -усиливает оздоровительную направленности учебного процесса; -снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма -улучшает функциональные возможности нервной системы -развивает тактильно-кинестетическую чувствительность мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз- рука».

12 Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика) Массаж биологически активных зон;

13 Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: Упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, игры с водой, рисование, печатание букв, слов водными красками на стене пальчиком

14 Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: – Логоритмические упражнения, направленные на развитие координации речи с движением; -Упражнения, направленные на развитие силы голоса, интонационной выразительности речи, чувство ритма;

15 Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: -Коррекционные упражнения, подвижные игры на закрепление лексического материала;

16 Выводы: Сохранение премственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда в вопросах расширения форм коррекционного (логопедического) воздействия на детей с ОНР, сохранению и укреплению их здоровья позволяет не только совершенствовать коррекционно – образовательный процесс, но и поднимает профессиональный уровень учителя – логопеда и инструктора по плаванию, помогает им раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать их на его благо.

17 Литература. 1.Поволяева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Серия Учебники, учебные пособия. – Ростов на Дону, Баранова Е.Е. Развивающие игры с водой в детском саду и дома».Академия развития.- Ярославль 2009; 3.Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста.- Москва. ООО «Скрипторий 2003», Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: кн.1; 2ю – М.: Т.Ц. Сфера, Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.- М.: Владос, Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: И.Ц. Сфера, Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Т. Ц. Сфера, 2005

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Ярошевич Т.Я.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 12, г. Белгород;
Кухтинова Ж.Г.
Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 12, г. Белгород

Оригинал: скачать
Сертификат о публикации: не выдавался

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на-рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит, 2004г.
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

Приложение 1

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

Обучение плаванию детей дошкольников с ОНР

1. Особенности детей с ОНР
ОНР – это такая форма патологии речи у детей с нормальным слухом и нормальным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Это и лексика (словарный запас), и грамматика, и связанная речь и звукопроизношение. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными нарушениями лексики, грамматики и звукопроизношения. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития (всего 3 уровня), при которых общим является значительное отставание в проявлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия (восприятия и различия звуков на слух). Степень выраженности названных отклонений различна.
Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет 2 и 3 уровни речевого развития.
Второй уровень речевого развития характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным запасом.
Словарный запас детей отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании многих слов, обозначающих, например наименование различных частей тела (туловище, локоть, плечо, затылок…).
Третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами недоразвития словаря, грамматики, звукопроизношения и фонетического слуха. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи родителей и педагогического персонала детского сада, вносящих в их речь соответствующие пояснения, т.к. самостоятельное общение является для них затруднительным. На этом уровне фразовая речь приближается к низкой возрастной норме. Бытовой словарь таких детей в количественном отношении гораздо беднее, чем у их сверстников.

Читайте также:  Система работы с неговорящими детьми

2. Предпосылки для организационной образовательной деятельности по плаванию ребенка дошкольного возраста с ОНР
Организационная образовательная деятельность плаванием – один из богатейших источников здоровья детей с ОНР. Можно начать заниматься с ребенком и в возрасте 3-4, 5-6 лет, да и практически в любом возрасте. Обязательно надо учитывать возраст и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию. Свойства воды оказывает на здоровье ребенка термическое (закаливающее), гигиеническое, механическое и физическое воздействие. Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.
Плавание благотворно влияет на весь организм в целом. Развивает мышечную систему ребенка. Органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению пловца, близкому к горизонтальному. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывают благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движением. При плавании ребенок дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования и плавание является эффективным укреплением скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить например такое распространенное заболевание как плоскостопие. В результате систематической организованной образовательной деятельности плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность нервной системы ребенка, отчего он становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке, что особенно важно для детей с ОНР.

3. Методика обучения плаванием детей с ОНР
Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Физическое воспитание и в частности плавание для детей с ОНР – не только средство укрепления здоровья, повышение двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Что касается организации образовательной деятельности по занятию плаванием то здесь необходим подбор специальных средств, методов и приемов их применения. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.
Методики обучения плаванию дошкольников с ОНР в целом построены на общепринятых методиках по плаванию. Есть некоторые установки – например – объяснения должны быть образными и сочетать с показом. Все движения, упражнения – показываем. Устраиваем демонстрацию или даем установку во время их исполнения – корректируем (проговариваем). Движения или задания (команды) должны проговариваться и показываться точно, объяснять надо не долго. Как правило, дети ОНР повторяют движения правильно, т.к. у них очень хорошо зрительское восприятие. Дети ОНР утомляются быстрее не физически а психически. Поэтому при работе с ними применяют приемы когда дети устают (не слышат задания, теряют координацию движений):
– переходим на шепот;
– медленную ходьбу (вдох-выдох);
– упражнение на потягивание;
– или любое другое простое задание (например – встать в пары и посмотреть друг другу в глаза и т.д.);
– говорим громко, потом тихо, потом – нормально.
Этапы обучения:
– первоначальное разучивание (ознакомление с движением);
– углубленное разучивание;
– совершенствование.
Методика обучения плавания детей дошкольного возраста с ОНР должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер с учетом индивидуального подхода. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка с ОНР. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста с ОНР, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков.
Методика обучения плаванию делится на несколько этапов.
Первый из них – и один из самых важных заключается в проведении на суше упражнений, имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движения прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа и др.

Второй этап – освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Ребенок обучается правильному положению тела при скольжении и нырянии, самое трудное на данном этапе – это научить ребенка делать выдох в воду. Овладение навыками выдоха в воду и скольжениями с отталкиванием ногами от бортика бассейна. Проводится обучение движениями ногами при плавании вольным стилем, важно следить за тем, чтобы начинающий пловец не закрывал глаза в воде и смотрел прямо перед собой. Затем начинают обучать движениям рук и дыханию с поворотом головы на вдохе.
Третий этап обучения – полной координации плавательных движений сначала при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием. Дыхание при плавании имеет свои особенности. Именно совершенствованию таких координированных действий посвящаются последующие занятия обучению плавания.
Совершенствованию навыков плавания помогают игры (игровой метод является одним из основных средств методики воспитания) на воде (например «Поймай меня» – бег в воде, «Лягушка» – прыжки, «Дельфин» – погружение с головой в воду с последующим выскакиванием из нее по пояс, «Спасение животных» – ныряние для доставания игрушечных животных со дна, и многие другие). детей с ОНР – это эмоциональная разрядка.
Игры для Важно четко и правильно излагать и объяснять игру перед ее началом:
– название;
– расположение игроков и их роли;
– ход игры;
– цель игры;
– основные правила.
Соревновательные и игровые методы в дошкольном обучении плаванию у детей с ОНР должны применяться систематически.

4. Организация дидактического пространства
1. Самый главный принцип «от простого к сложному».

Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип – условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений. Чтоб задания выполнялись осознано, включаем «образ» и ведем речевой контроль через речь (напр. «летаем как птички»). Можно – на сравнении (напр. «у воробья крылья маленькие а у вороны – большие»). Но точно ребенок повторить движение не может, хотя старается и думает что делает лучше всех. При этом – идет накопление информации. Здесь важен «обратный оборот» – когда накопленную информацию ребенок выдает нам – становится активным – рассказывает стихи при выполнении упражнения (напр. при выполнении дыхательной гимнастики), учат друг друга как делать упражнение, выдают чему научились, могут абстрагироваться, осознают себя как личность.
2. Принцип систематичности.
Занятия должны посещаться детьми регулярно.
3. Принцип доступности.
Корневой основой должен быть русский язык – на основе словарного состава литературного языка.
4. Принцип «открытого обучения».
Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации как по воле инструктора по ФИЗО, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг – необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнуться – научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку – научить нырять, пытается сделать вдох – научить дышать во время плавания и т.д.
5. Принцип учета ведущей деятельности.
Ребенку хочется купаться и резвиться, инструктору – научить ребенка плавать. Значит, надо превратить некоторые задания и упражнения в игру (особенно в младшем дошкольном возрасте).
6. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим.
Задача инструктора – вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям или возникающую потребность ребенка в решении новых (собственных) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.
7. Принцип «от целого к частному».
Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.
8. Принцип учета возрастных разучиваний и индивидуальных психофизических особенностей детей.
Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.
Дети с ОНР характеризуются неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, поэтому необходимо выстраивать занятия таким образом, чтобы поддержание интереса к происходящему на занятии было мотивировано самим ребенком.

5. Техника безопасности при работе с детьми ОНР
Отдельное место в плавании детей ОРН занимает техника безопасности.
Начинать всегда следует с обеспечения безопасного пребывания ребенка в воде, особое место необходимо уделять технике безопасности.
Допуск детей к организованной образовательной деятельности в бассейне только с разрешения врача.
Обязательно провести беседу по правилам поведения в бассейне и технике безопасности с группой перед началом организованной образовательной деятельности на воде в присутствии воспитателя и с заполнением журнала по ТБ. Если кто-то из детей отсутствовал, провести с каждым отсутствующим отдельную индивидуальную беседу и отметить ее проведение в журнале.
Необходимо для организованной образовательной деятельности с детьми ОНР:
1. Тщательно следить за состоянием места проведения организации образовательной деятельности;
2. Соблюдать строжайшую дисциплину;
3. Вход и выход из воды только по разрешению инструктора;
4. До и после организованной образовательной деятельности – делать перекличку;
5. Организованный вход в душевые;
6. Инструктор по плаванию обязан уметь плавать и знать приемы по спасению утопающих.
При выполнении инструктором бесконтактной страховки ребенка с ОНР при начальном обучении широко применятся метод визуального наблюдения, когда инструктор находится в состоянии повышенной готовности для выполнения контактной страховки, иначе говоря, поддержки или удержания ребенка от развития какого-либо опасного положения или процесса качественно негативного изменения условий внутреннего или внешнего взаимодействия. Обязательно – обеспечивается страховка и обучаем самостраховке. Говорим – помогаем им и друг другу (без вмешательства инструктора) – на сравнении – помощь и взаимопомощь – методический прием обучения действием.

6. Заключение
Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную патологию речи ни к коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции они хорошо продвигаются и постепенно выравниваются. Практический опыт показывает, что все дети с ОНР могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы воспитатели (в том числе и инструктор по ФИЗО) и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Поэтому особенно важна работа с родителями – беседы, консультации, приглашение их на организационную образовательную деятельность по плаванию, совместные мероприятия. Но для того, чтобы добиться наилучших результатов, нужно привлечение специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, воспитателя по ФИЗО), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
Работа инструктора по ФИЗО для каждого ребенка помимо общих занятий в группе у детей с ОНР должна нести в себе элементы индивидуальности как в плане двигательной активности, так и в психологическом плане, учитывая особенности личности.

7. Литература
1. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: ФиС, 1984. – 160 с.
2. Дворкина Н.И. Сопряжение развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет: Автореф. канд. дис. Краснодар, 2002. – 26 с.
3. Евсеев С.П. (ред.). Теория и организация адаптивной физической культуры. – М.: Советский спорт, 2002. – 448 с.
4. Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Теория и практика физ. культуры. 1998, №1, с. 24-26.
5. Мосунов Д.Ф., Кубасов А.В., Ковалева Л.Я. Педагогическая гидрореабилитация / Новое в плавании: Спорт, реабилитация, здоровье. Сб. науч. и практ. работ. Вып. 1. – СПб.: ООИ Плавин. 1999, с. 34-38.
6. Сермеев Б.В. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: Докт. дис. в форме науч. доклада. М., 1992. – 43 с.

Певцова Е.В., инструктор по плаванию. «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы.»

Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Цель физического воспитания в детском саду – формирование у детей основ здорового образа жизни.

Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности:

  • утренняя гимнастика;
  • образовательная деятельность по физической культуре в помещении и на воздухе;
  • физкультурные минутки;
  • подвижные игры;
  • спортивные упражнения;
  • ритмическая гимнастика;
  • занятия на тренажерах; и др.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.
Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием образовательной деятельности по физической культуре или досуга, обсудить организационные моменты.
Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя – помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию. Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

Читайте также:  Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда

В основной части образовательной деятельности, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе – оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.
Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения образовательной деятельности: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя – помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

При организации круговой тренировки воспитатель и инструктор по физической культуре делят “станции” между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

В заключительной части образовательной деятельности, при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:

  • специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
  • специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
  • специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
  • инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.

Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.

В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель – незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.
Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.
Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача воспитателя – вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками мероприятия. Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по физической культуре.
Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей.

Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств. Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника ДОУ.

Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Физкультура в детском саду.

Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих.Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.

Организация занятий по физкультуре в детском саду.

Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, – 15-30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Если в детском саду есть специально оборудованный зал, то занятия по физкультуре проводятся в нем. Во многих садиках физкультурного зала, к сожалению, нет, тогда физкультурой занимаются прямо в группе. Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик- попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе. В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой).Содержание занятий по физкультуре в конкретном детском саду напрямую зависит от имеющегося инвентаря и наличия спортзала. Многие современные детские сады помимо спортзала оборудованы бассейном, тогда 1 занятие в неделю проводится в воде.

Гимнастика в детском саду

Помимо непосредственно занятий по физкультуре в детских садах ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики – 5-8 минут. В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие ребенку возможность размять тело.

Физкультурная форма для детского сада

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. Если в вашем детском саду нет конкретных требований на этот счет, то в качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или плотные носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих садиках требуют, чтобы у каждой группы была физкультурная форма определенного цвета и даже собственная эмблема. Это вырабатывает у малышей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. Если в вашем садике такая практика отсутствует, то вы всегда можете вынести этот вопрос на родительское собрание и решить все вместе, нужно это именно вашим детям или нет. Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

Движение – это укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы и их лечение. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идёт интеллектуальное развитие. Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению ОНР у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

Именно поэтому в своей работе я тесно сотрудничаю с инструктором по физическому воспитанию. В своей работе для оздоровления детей используем ряд приёмов и упражнений, которые включаем в структуру занятий, а также в проведение других режимных моментов.

Включение игровых приёмов в систему коррекционной работы с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в образовательном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих детей отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. Такие дети характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффектным реакциям.

Для преодоления трудностей, обусловленных отклонениями в развитии психической сферы детей дошкольного возраста, используются специальные игровые приёмы. Начинаются занятия с артикуляционной гимнастики, которая создаёт у детей позитивный психологический настрой.

Вовлекать детей в движение мы стараемся непринуждённо, в игровой форме, используем разнообразные приёмы подражательного характера:

· «Побежали тихо, как мышки!»

· «Полетаем, как птички!»

· «Посмотрите, какой самолёт нарисован на картинке. Вот какие большие у него крылья. Он летит и гудит: «у-у-у!». Давайте покажем, как летит самолёт!»

Сейчас всё больше детей гиперактивных, у которых двигательная активность, не имеющая определённой направленности составляет 50% времени. Такие дети отличаются расторможенностью, агрессивностью, крикливостью, им трудно переключиться на спокойные движения, требующие устойчивого внимания.

Мы стараемся не ограничивать в движении таких детей. Помощь взрослого заключается в регулировании интенсивности движений, но не в её снижении. В процессе игр, занятий таким детям обеспечивается возможность длительного выполнения разнообразных движений, требующих сосредоточенности, внимания, точности (ходьба, прыжки через «ручеёк»).

Вместе мы обсуждаем лексические темы, по которым будем работать, определяем, какие загадки, пословицы и поговорки будем использовать на занятиях, выясняем, какие физические упражнения необходимо отработать.

Свою работу мы строим в нескольких направлениях (см. Таблицу 1). Так одним из направлений является включение в занятия дыхательной гимнастики. Эту гимнастику мы включаем как в совместные занятия, так и отдельно проводимые (речевые и физкультурные). От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, влияют на функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их и укреплять. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения, которые являются прекрасным средством для развития органов дыхания. Упражнения укрепляют основную дыхательную мышцу (диафрагму), межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействуют более глубокому дыханию. Правильное носовое дыхание улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа.

Ещё одно направление совместной работы – это проведение упражнений-загадок и подвижных игр. Известно: положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в занятие по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только отгадать, но и показать!

Читайте также:  Конспект итогового занятия по формированию слоговой структуры слова

Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию, память, раскрывают понятные детям образы, формируют умения творчески передавать характер и повадки изображаемого животного. Упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.

Несколько вариантов упражнений-загадок, где отгадками служат забавные подражательные упражнения.

1. Лёгкий бег на носочках, руки – в стороны, плавно поднимать их высоко вверх и опускать вниз.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

2. Бег или ходьба с высоким подниманием колен. Боковой или прямой галоп.

Я копытами стучу, стучу

И по полю всё скачу, скачу,

Грива вьётся на ветру. Кто это? (Конь.)

Такие весёлые и забавные «загадки вместе с зарядкой» можно использовать в утренней гимнастике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов.

Известно, что дети любят играть в подвижные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Поэтому вместе с инструктором по физическому воспитанию мы активно используем их. Играем и на свежем воздухе. Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. В играх в ненавязчивой развлекательной форме используются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метания. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний.

Неоценима роль игр и упражнений для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов, для развития речи.

Следующим видом совместной деятельности является проведение кинезиологической гимнастики. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейрогенные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Следующее направление – проведение гимнастики для глаз. Часто у детей дошкольного возраста встречаются заболевания органа зрения. Со всеми детьми мы проводим гимнастику для глаз.

Исходное положение – лёжа, сидя или стоя. Голова фиксирована, глаза смотрят прямо перед собой.

Упр.1. Отрабатываются движения глаз по 4 основным направлениям (вправо, влево, вверх, вниз), а также сведение глаз к центру. Каждое движение в медленном темпе (от3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. Чтобы привлечь внимание детей, я использую яркие предметы, маленькие игрушки.

Упр.2. Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза.

Глаза и язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза.

Ещё одной формой совместной деятельности является развитие артикуляционных движений и мелкой моторики рук. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Вместе с инструктором по физвоспитанию мы предлагаем детям следующие упражнения:

· движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свёртывание в трубочку, прокатывание «орешков» за щеками;

· мимические движения: надувание щёк, вытягивание губ в трубочку, хмурое сдвигание бровей, улыбка;

· движения нижней челюстью вправо-влево.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

В моей группе большинство детей не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный.

Простейший метод тренировки – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребёнка. На этом упражнении ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки – «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик», «Ладушки – ладушки», – которые по сей день мы применяем на практике. Полезны занятия с пластилином или глиной, отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях аппликацией, нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (укрепляются и развиваются мелкие мышцы пальцев).

Упражнения мы подбираем так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей работе используем игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. С помощью стихотворного ритма упражнений совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, кубики. Именно с ними мы работаем на индивидуальных занятиях.

Ребёнку интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребёнка с кем – либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь.

В кабинете и группе, кроме традиционных застёжек, шнуровок, конструкторов, мозаик можно предложить:

· мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые);

· пробки от пластиковых бутылок: красные, синие, зелёные – для звукового анализа, всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, парами – как «башмачки» для пальцев, просверленные посередине – для нанизывания бус;

· прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

· клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рек;

· шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

· игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластиковыми пульками, копейками;

· грецкие орехи – для самомассажа кистей.

Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предлагаются движения (особенно рук), лучше давать в стихах, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности даёт большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Направления взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физическому воспитанию
Виды деятельностиЦели и задачиФормы проведения
1. Дыхательная гимнастикаУкрепить здоровье детей, их физическую и умственную деятельность. Повысить выносливость, сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниямПодгрупповые и индивидуальные занятия.
2. Упражнения-загадкиРазвивать интерес к подражательным упражнениям, желание представить в воображении и показать в движении услышанноеУтренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные и музыкальные досуги.
3. Подвижные игрыРазвивать воображение и двигательную активность детейФизкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги.
4. Кинезиологическая гимнастикаУлучшить мыслительную деятельность, способствовать улучшению запоминания, повысить устойчивость вниманияИндивидуальные занятия.
5. Гимнастика для глазРасширить пространство зрительного восприятия. Развивать межполушарное взаимодействие и повышать энергетику мозга.Подгрупповые и индивидуальные занятия.
6. Мелкая моторикаРазвивать пальцевую моторику для последующего формирования речи.Подгрупповые и индивидуальные занятия, физкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги.

Таким образом, моя работа способствует не только развитию речи, но, прежде всего, оздоровлению детей, привитию им навыков физической культуры, организации двигательной активности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8681 – | 8223 – или читать все.

Журнал Педагог

Автор: Домкина Ольга Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – детский сад № 54 “Малыш”
Населённый пункт: г.Осинники, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: “Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности”
Дата публикации: 04.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-

логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно

коллектива ДОУ, Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда

прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с

ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической

культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение

детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с

детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья,

развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию

а вт о м ат и з а ц и и

п о с т а в л е н н ы х

у ч и т е л е м – л о го п е д о м

изучаемой лексической темы.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности

инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

– общей и мелкой моторики;

– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

– речевого и физиологического дыхания;

– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

– работа над мимикой лица.

В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-

логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают

речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания

о р г а н и з а ц и и

д в и ж е н и я .

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях

по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят

задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется

характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по

регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в

развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с

учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором

находится ребенок в данный период времени.

формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем

интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит

координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся

более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной

речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются

речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей

своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая

части) подчинены данной теме.

учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с

необходимых речедвигательных навыков.

уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по

нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой

собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется

двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор

по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».

Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно, Руки вверх.

Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали,

И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,

Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную

форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая

восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

«Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию

необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное

состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с

ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое

Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по

ф и з к у л ь т у р е .

2. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в

Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит, 2004г.

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и

а л ь б о м о в .

И з д а т е л ь с т в о

д о ш к о л ь н и к о в .

П р о с в е щ е н и е :

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных

нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.

6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе

использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс. -2005г.-

упражнения, позволяющие укрепить

развивать координацию движений общей моторики и двигательную память,

формировать правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом

лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.

Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок

с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения

верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с

одного положения языка на другое.

Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития

“ручной умелости”, стимуляции деятельности речевых зон коры головного

мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.

диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и

Речевые игры на закрепление лексико-грамматического материала.

Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных

Ссылка на основную публикацию