Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по плаванию

Организация преемственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда Сиволап Ирина Александровна, Учитель-логопед, высшая кв. категория, Кузнецова. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТарас Асадов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Организация преемственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда Сиволап Ирина Александровна, Учитель-логопед, высшая кв. категория, Кузнецова.” — Транскрипт:

1 Организация преемственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда Сиволап Ирина Александровна, Учитель-логопед, высшая кв. категория, Кузнецова Вера Евгеньевна, инструктор по плаванию, высшая квалификационная категория МДОУ «Детский сад комбинированного вида 118 «Калинушка», г. Архангельск

2 Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

3 Неречевые особенности детей с ОНР: – Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз; -Повышенный мышечный тонус, спастичность и недостаточная амплитуда движений при выполнении упражнений ; – Нарушение координации движений, согласованности движений различных частей тела, в том числе артикуляционной моторики; – Понимание и усвоение речевых инструкций вызывает затруднения; – Недостаточная подвижность процессов возбуждения и торможения, что сказывается на уровне образного и логического мышления; -Уровень знаний об окружающем не соответствует возрасту; -Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти

4 Осуществление преемственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда Комплексное решение коррекционных задач возможно при создании единого творческого коллектива единомышленников, основными задачами которого является: – повышение профессионального уровня всех специалистов; – разработка коррекционно-развивающего тематического плана, построенного на блочном лексическом планировании.

5 – организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное, физическое развитие ребенка;

6 Формы преемственности: организация занятий по плаванию с элементами игровых упражнений на коррекцию речевых и неречевых нарушений;

7 Игровые упражнения на совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте Упражнение «Составь слово» Упражнение «Придумай слово»

8 Игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики Упражнение «Рисуем волны» Упражнение «Повтори движение»

9 Формы преемственности: совместное проведение игр и упражнений на закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях;

10 Коррекционные задачи по преодолению ОНР у детей. -Формирование и совершенствование речевого и физиологического дыхания. -Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры. -Совершенствование координации движений – Коррекция звукопроизношения, совершенствование речевых умений. -Расширение представлений об окружающем мире. -Совершенствование общей и мелкой моторики

11 Значимость бассейна в работе с детьми с ОНР Использование бассейна в решении вопросов речевого недоразвития: -расширяет возможности логопедического воздействия, -способствует повышению двигательной активности детей; -позволяет разнообразить закаливающие процедуры; -усиливает оздоровительную направленности учебного процесса; -снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма -улучшает функциональные возможности нервной системы -развивает тактильно-кинестетическую чувствительность мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз- рука».

12 Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика) Массаж биологически активных зон;

13 Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: Упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, игры с водой, рисование, печатание букв, слов водными красками на стене пальчиком

14 Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: – Логоритмические упражнения, направленные на развитие координации речи с движением; -Упражнения, направленные на развитие силы голоса, интонационной выразительности речи, чувство ритма;

15 Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: -Коррекционные упражнения, подвижные игры на закрепление лексического материала;

16 Выводы: Сохранение премственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда в вопросах расширения форм коррекционного (логопедического) воздействия на детей с ОНР, сохранению и укреплению их здоровья позволяет не только совершенствовать коррекционно – образовательный процесс, но и поднимает профессиональный уровень учителя – логопеда и инструктора по плаванию, помогает им раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать их на его благо.

17 Литература. 1.Поволяева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Серия Учебники, учебные пособия. – Ростов на Дону, Баранова Е.Е. Развивающие игры с водой в детском саду и дома».Академия развития.- Ярославль 2009; 3.Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста.- Москва. ООО «Скрипторий 2003», Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: кн.1; 2ю – М.: Т.Ц. Сфера, Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.- М.: Владос, Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: И.Ц. Сфера, Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Т. Ц. Сфера, 2005

Интегрированные занятия учителя-логопеда и инструктора физической культуры в кружковой деятельности

Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития [9]

Вместе с тем, исследования И.П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики,
– заторможенность,
– повышенная утомляемость,
– нарушение координации,
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Приоритетное направление деятельности нашего учреждения: физическое развитие, коррекция речевых отклонений у детей старшего дошкольного возраста. Многолетняя статистика набора детей в логопедические группы детского сада свидетельствует о разнообразии речевых патологий детей: ОНР второго и третьего уровня, ФФН, дизартрии.

Необходимость дополнительной работы, направленной на исправление наиболее сложных нарушений, подтолкнула к разработке цикла интегрированных физкультурно-речевых занятий, проводимых в рамках кружка совместно учителем – логопедом и инструктором по физической культуре.

Цель. Коррекция речевого развития детей с помощью развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.

1. Развитие сенсорного уровня детей старшего дошкольного возраста, организации их речи и движений.

  1. Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация.
  2. Формирование речевого и физического дыхания.
  3. Работа по развитию моторики:
    а) общей,
    б) мелкой,
    в) лицевой и артикуляционной.

2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.

3. Предупреждение нарушения зрения детей, используя здоровьесберегающие упражнения (зрительная гимнастика).

Основные направления:
– оздоровительное;
– физическое;
– коррекционное.

Было решено применять следующие коррекционно-оздоровительные виды деятельности:

Общеразвивающие упражнения позволяют укрепить опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивать координацию движений общей моторики и двигательную память, формировать правильную осанку. Подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.

Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.

Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.

Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Зрительная гимнастика включает в себя упражнения на профилактику нарушения зрения. Также подбирается с учетом лексической темы.

Речевые игры на закрепление лексико-грамматического материала, проходимого на фронтальных логопедических занятиях.

Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Релаксация включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном проводится в положении лежа, под музыку.

Учитывая лексические темы, по которым работают логопедические группы и, используя виды деятельности, описанные выше, был составлен перспективный план работы кружка (Приложение 1), который соответствует программе Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной “Логопедическая работа по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе”.

Работа кружка предусматривает небольшую по количеству наполняемость (8–10 человек). Отбираются нуждающиеся в дополнительной коррекции дети, с низким уровнем усвоения программы, с нарушениями моторики. Они обычно не активны на фронтальных занятиях, боятся ответить неправильно, невольно сравнивая себя с более успешными сверстниками, страдают от заниженной самооценки. Поэтому необходимо ставить их в условия “успешности”, что проще сделать в подгруппе примерно одного уровня речевого развития.

Занятия кружка были разработаны в виде игры – путешествия, объединенными одним сюжетом, чтобы дети воспринимали их скорее как развлечение, а не как обучение. В гости к детям приходит персонаж – клоун Клепа, кукла, изготовленная из резины и ткани, с подвижными руками и ногами. Клепа выполняет задания и упражнения вместе с детьми, пытается разобраться с понятиями. Помогая ему справится, ребята стараются выполнять все максимально хорошо, пытаясь быть примером.

В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и дидактических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушением речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.

Занятия проводятся еженедельно, с последней недели сентября по первую неделю мая. Конспекты занятий № 1, 2 представлены в Приложении 2, Приложении 3. В мае месяце проводится обследование моторики и речи.

В результате данного курса дети, посетившие от 50% до 100% занятий, значительно улучшили свои показатели в речевом развитии. Следует отметить, что в упражнениях, напрямую связанных с развитием моторики: тесты на развитие мелкой моторики и графических навыков, нормативы общего физического развития, развитие подвижности артикуляционного аппарата, результаты детей данной группы соответствуют возрастной норме или очень близки к ней. Так же, обращает на себя внимание, возросшая познавательная и речевая активность детей, как на занятиях кружка, так и на фронтальных занятиях основной программы логопедических групп. У детей, которые по ряду причин не посетили большинство занятий кружка, присутствовали не регулярно, увеличение познавательной и речевой активности не отмечено.

Занятия кружка “Речевичок” помогли достигнуть поставленной цели благодаря систематичности, продуманности и целенаправленности данного вида работы. Анализ результатов указывает на необходимость их продолжения с нуждающимися детьми подготовительных логопедических групп, и позволяет рекомендовать подобные виды коррекции для интегрированной работы учителей – логопедов и инструкторов по физической культуре.

Список литературы.

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. – 1986. – 6. – С.75 – 78.
  2. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. – М., 1984.
  3. Лескова Г.П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений // Педагогическая практика студентов по курсу “Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста”. – М., 1984.
  4. Лапп Е.А. Зрительная гимнастика на занятиях учителя-логопеда. “ Логопед в детском саду” № 8 2008 год.
  5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.
  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр “Академия” 2001. – 368с.
  7. Степаненкова Э.Я. Воспитание творческой направленности деятельности детей старшего возраста в подвижных играх // Роль физического воспитания в подготовке детей. – М., 1980.
  8. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5–7 лет.
  9. Шишкина В.А., Мащенко М.В. “Какая физкультура нужна дошкольнику”.
Читайте также:  Конспект ООД на тему: Заколдованная весна

Журнал по взаимодействию учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Содержимое публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6»

города Миньяра Ашинского района Челябинской области

ЖУРНАЛ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

учитель – логопед:

Башина Елена Борисовна

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется по двум направлениям:

Учитель – логопед, и инструктор по физической культуре должны:

 осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

 закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

 всесторонне развивать личность дошкольника.

Основные задачи стоящие перед учителем – логопедом и инструктором по физической культуре

Оздоровительные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать координацию движений и

Формировать правильную осанку

Оптимизация мышечного тонуса.

Коррекционные

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Формирование речевого и физического дыхания.

Работа по развитию моторики:

в) лицевой и артикуляционной.

Направления деятельности учителя – логопеда с инструктором по физической культуре

1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

4. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре.

5. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.

План взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

на учебный год.

Формы работы

Планирование совместной работы учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в логопедических группах.

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»).

Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников

Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и инструктора

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья»

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе

Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями»

Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

дата: ____________________________________________________________

Обратить внимание на следующих детей в группе с проблемами

Вид проблемы

Фамилия, имя ребенка

Ориентировка в пространстве

Нарушение слоговой

структуры слова

Планирование совместной работы учителя-логопеда

синструктором по физической культуре

Дата проведения

Тема недели

Инструктор по физической культуре

«Урожай. Овощи. Фрукты».

Картотека по лексической теме № 1

«Краски осени. Деревья»

Картотека по лексической теме № 2

«Животный мир. Дикие Животные»

Картотека по лексической теме № 3

«Животный мир. Домашние животные»

Картотека по лексической теме № 4

Картотека по лексической теме № 5

«Народная культура и традиции»

Картотека по лексической теме № 6

«Дружба День народного единства. Наша Родина – Россия».

Картотека по лексической теме № 7

Картотека по лексической теме № 8

«Кто как готовится к зиме. Одежда. Обувь, Головные уборы».

Картотека по лексической теме № 9

Картотека по лексической теме № 10

«Миром правит доброта».

Животные жарких стран

Картотека по лексической теме № 11

«Здравствуй, зимушка- зима»

Картотека по лексической теме № 12

Картотека по лексической теме № 13

Картотека по лексической теме № 14

Зимние забавы детей».

Картотека по лексической теме № 15

«Сказка. Зимующие птицы».

Картотека по лексической теме № 16

Картотека по лексической теме № 17

Картотека по лексической теме № 18

«Азбука безопасности» ПДД

Картотека по лексической теме № 19

«Маленькие исследователи» Бытовые электроприборы.

МЦОиП

Международный центр образования и педагогики (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70859)

  • Главная
  • Викторины и олимпиады
  • Конкурс
  • Публикация статьи в СМИ
    • Опубликовать статью на сайте
    • Опубликованные материалы
  • Контакты
  • FAQ
  • Отзывы
  • Личный кабинет
  • Главная
  • Викторины и олимпиады
  • Конкурс
  • Публикация статьи в СМИ
    • – Опубликовать статью на сайте
    • – Опубликованные материалы
  • Контакты
  • FAQ
  • Отзывы
  • Личный кабинет

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Автор: Садуковаа Марина Валентиновн

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества воспитателя, учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возра­ ста с ОНР занимается не только воспитатель, учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре . Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельно­ сти инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

— развитие слухового, зрительного, пространственного вос­ приятия;

— общей и мелкой моторики;

— закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

— речевого и физиологического дыхания;

— формирование темпа, ритма и интонационной вырази­ тельности речи;

— работа над мимикой лица.

Особенности планирования образовательной деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в кото­ рый входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на­ рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вно­ сятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лек­ сическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики », в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед , а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? — у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок ).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени ( Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем. ). Цель такого плани­рования (работы)- закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачас­ тую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходит­ ся менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжет­ные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого­педом, исходя из того этапа рече­вого развития, на котором нахо­дится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражне­ний. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи выраба­ тываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок на­страивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, за­ ключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».

Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.

Читайте также:  Творческое рассказывание по картине В дельфинарии

Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно, Руки вверх.

Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвиваю щих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети ими­тируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инст­ руктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются следующие нетрадиционное оборудование и пособия : «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе мате­ риала к занятию учитывается уровень развития двигательных ка­честв, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словар­ный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. — М.: Гуманит, 2004г.

2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.

4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.

6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с.

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Воспитание физически здорового и развитого ребенка – задача, которую ставит перед ДОУ государство. Решить ее можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива , медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда, инструктора по физической культуре и педагогов – воспитателей.

В логопедической группе создаются оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого, физического и психического развития детей. Последнее возможно благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов: педагога-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой и психологической характеристикой)

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционной работы.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Пример. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Пример: при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений используются загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств: «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

Читайте также:  Развитие фонематического анализа: картинки для раскрашивания

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Упражнения для развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Оксана Гревцева
Упражнения для развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Речь – один из важнейших показателей уровня развития ребенка. Давая оценку речевому развитию ребенка, необходимо обратить внимание на сформированность связной речи. Связная речь служит для общения. Она может быть монологическая и диалогическая.

У детей с речевыми нарушениями, как правило, недостаточно сформирована связная речь. У «неговорящих» детей на этапе становления речь представляет собой набор существительных и глаголов, связанных с обиходно-бытовой тематикой.Фраза такого ребенка крайне примитивна и аграмматична: «матик апед» («Мальчик едет на велосипеде»). Работу над развитием связной речи необходимо начинать как только стали появляться первые слова. В качестве речевого материала используются слова, которые ребенок может произнести максимально правильно, по возможности избегая употребления слов с дефектными звуками, однако полностью исключить из речи такие слова вряд ли удастся.

Для формирования связной речи на начальных этапах можно предложить следующие упражнения:

игра с мячом «Тебе-мне»

Проводится после предварительного изучения какой-либо темы, например, «фрукты». Целью проведения данной игры является упражнение в согласовании разных частей речи, расширение и уточнение словаря, развитие ловкости и координации движений.Описание игры: взрослый и ребенок располагаются друг напротив друга, у взрослого мяч.Ребенку дается задание: «Я бросаю тебе мяч и называю фрукт, а ты бросаешь мяч мне и говоришь, какой он (фрукт)», например, «лимон – жёлтый», «груша – зелёная» и проч. Подобным образом отрабатываем и глаголы («самолёт летит», «автобус – едет»). Данная игра помогает уменьшить количество эхолалий у детей, сформировать шаблоны составления словосочетаний.

игра «Добавь словечко»

Перед ребенком выкладываются две предметных картинки, например, зайчик и морковка, задача ребенка вставить слово (глагол, которое связало бы эти картинки: «зайчик грызет морковку». По мере развитиянавыка задание усложняется: картинки подбираются случайным образом, и связь между ними становится менее очевидной. Такая игра формирует навык построения предложений с прямым дополнением, развивает воображение.

игра «Кто больше»

Взрослый и ребенок по очереди называют слова к заданному слову, например, предметы определенного цвета, предметы по действию, по местоположению. Главное условие,говорить нужно целым словосочетанием: что бывает красным? – красный помидор, красная футболка; может летать? – птица летает, самолет летает; что на столе? – карандаш лежит на столе, лампа стоит на столе. Эта игра актуализирует знания об окружающем мире, развивает память и наблюдательность и развивает навык составления словосочетаний и предложений.

игра «Да или нет»

Ребенку предъявляются различные картинки или игрушки, одновременно взрослый озвучивает какое-то утверждение, которое соответствует иди нет действительности, а ребенок подтверждает правоту или исправляет ошибку. Речевойматериал на начальном этапе должен быть самым простым и усложняться по мере овладения ребенка речью: «Это банан? – Нет. Это огурец», «Машина синяя? – Да. Машина синяя». Данное упражнение формирует навык диалогического общения, развивает умение узнавать вопросительную интонацию.

игра «Найди картинку»

Перед ребенком выкладываются картинки, на которых персонажи выполняют различные действия. Ребенка просят найти картинку (картинки, на которых изображено определенное действие («Кто спит?»).Ребенок выбирает все подходящие карточки и отвечает на вопрос: «Девочка спит. Киса спит». Это упражнение развивает внимание, учит составлять простую фразу с опорой на образец.

Также для развития связной речи широко используются сюжетные картинки, серии картинок разной сложности, чтение сказок и рисование.

Параллельно с работой над связной речью постоянно ведется работа по расширению словаря. Каждое новое слово тут же включается в состав словосочетания и предложения, вводится в речь.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями «Театр на палочках – как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями» Для многих детей персонажи.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников “Кто кем был или что чем было” (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Консультация для педагогов «Игры и упражнения для развития связной речи» Консультация для педагогов Игры и упражнения для развития связной речи Игра, наряду с общим влиянием на весь ход психического развития,.

Консультации для родителей «Упражнения для развития связной речи» Упражнения для развития связной речи. Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные);.

Консультация для воспитателей «Методические технологии развития связной речи у дошкольников» Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников Умение составлять простейшие, но интересные по.

Консультация с практикумом «Игровые упражнения для развития связной речи» СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОВЛАДЕНИЕ БОГАТЕЙШИМ СЛОВАРНЫМ ЗАПАСОМ ЯЗЫКА, УСВОЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ЗАКОНОВ И НОРМ, ТО ЕСТЬ ОВЛАДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИМ.

Основные направления развития коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:.

Особенности познавательной и речевой активности у дошкольников с речевыми нарушениями ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Речевое развитие включает в себя: 1. Развитие словаря.

Упражнения на развитие связной речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Что ты любишь?» Цель: умения составлять предложения по картинкам. Ход игры: У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов.

Ссылка на основную публикацию