Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда

КОНСУЛЬТАЦИЯ «СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ»

«Сотрудничество с родителями – залог успеха учителя-логопеда». Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта. Такие дети нуждаются в срочной логопедической помощи. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-дефектолога и родителей. Расскажу, какие формы работы использую сама для осуществления тесного взаимодействия с родителями и совместного преодоления речевой патологии у детей.

Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах.

Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям мы уделяем особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, анализируем каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом групповом родительском собрании родителям разъяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребенка к занятиям дома, проведение занятий с ребенком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.). Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Консультации, семинары логопеду важно построить так , чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе:

– “Артикуляционная гимнастика”;
– “Развитие мелкой моторики”;
– “Выполнение домашнего задания”;
– “Развитие внимания и мышления”;
– “Речевые игры дома”;
– “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;

Полезно включить ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.

К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. Родителей убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, мы могли из материалов выставки “Как умелые ручки язычку помогали”. На выставке демонстрировались только те экспонаты, которые были сделаны детьми и родителями дома.

Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использую – фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания

Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребенка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребенка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаем сведения о детях. Которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребенка ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии получают советы, рекомендации . Беседу нужно вести тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объем материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать ее, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далеким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторые взрослые, которые не могли заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности. Приходили на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучались практическим приемам работы с ребенком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое ,то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребенка по отношению к процессу обучения.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребенка.

Речевой уголок . Он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: как проверит уровень развития фонематического слуха у ребенка; как позаниматься дома по лексической теме. Также родители знакомятся с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, я учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется “играть на кухне”. Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

“Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.

При проведении работы по повышении педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) я хотела бы сделать акцент на обучение родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приемам работы

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “сотрудничество с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Сотрудничество (или взаимодействие) подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями

Мазлова Наталья Владимировна,

учитель-логопед первой квалификационной категории
МКДОУ д/с № 475 г. Новосибирска

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями

Семья – это первая ступень овладения ребёнком родным языком, средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирования его гармоничной личности.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:

– Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

– Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

– Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.

– Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.

– Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

– Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.

– Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.

– Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.

Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

– Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.

– Относиться к ребенку как к равному.

– Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.

– Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.

– Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.

– Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Рассмотрим составляющие успешного взаимодействия логопеда и родителей.

Первый фактор – информированность.

Имеется в виду теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще и о конкретном ребенке. Компетентность специалиста, конечно же, вызовет доверие родителей. Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда. Содержание папок меняю 1 раз в месяц: статьи специалистов из журналов, книг, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики.

Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием обилия терминов.

Если занятия с детьми уже идут, рассказываю о дальнейшем этапе работы. Родители проявляют большую заинтересованность, если понимают, для чего делают «лопатку» и «дуют на бабочку».

Организую выставку книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме, разрабатываю буклеты для родителей.

Следующий фактор – временной.

Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании я обозначаю цели и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентирую внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца.

Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалом пытаются выполнить несколько основных упражнений для губ, языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд. В заключении первой встречи родители заполняют небольшую анкету, включающую вопросы речевой карты, которая характеризует раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка.

Читайте также:  Звук Р - конспект логопедического занятия

Аналогичные собрания провожу 3 раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. В каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаю не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своим ребенком.

В мае даю родителям рекомендации на летний период. Проведение родительских собраний с родителями экономит силы, время и логопеда, и родителей (им не надо идти на индивидуальную консультацию, могут задать все вопросы).

Но этого недостаточно для того, чтобы временной фактор стал составляющей успешного взаимодействия с родителями. Важно, чтобы логопед придерживался позиции: когда бы родитель ни пришел – это лучшее время для работы с ним. Задача логопеда – проинформировать родителей о часах консультаций и необходимости логопедической помощи их ребенку. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован. Это положительный момент в работе с родителями, независимо от того, когда это произошло и насколько речевая проблема усугубилась.

Можно выделить еще один фактор успешного взаимодействия логопеда и родителей – положительный эмоциональный настрой логопеда.

Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно будет найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.

Другой аспект этого фактора – положительное отношение логопеда к возникающим по ходу работы проблемам. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – совершенно нормальное явление. Если рассмотреть конкретный пример, то это может быть ситуация, когда коррекционная работа с ребенком не дает положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем нам хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого (например, родителя) в неудаче.

Взаимодействие с родителями останется положительным, если логопед предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребенка на консультацию к другому специалисту или, в конце концов, открыто признает, что он сделал для ребенка все, что мог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя логопеда.

Перечисленные факторы взаимодействия логопеда с родителями являются не единственными, но основными. Должное внимание к этим факторам способно внести существенную лепту в успешное взаимодействие логопеда и родителей, и, следовательно, способствовать коррекционному процессу в целом.

Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Чтобы лучше планировать работу, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах и методах:

– Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах. Оформление папок-передвижек с консультациями.

– Индивидуальные консультации, беседы (в рабочем порядке, еженедельно). В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами на других занятиях.

– Выступление на родительских собраниях.

– Ведение тетради взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Предлагаю задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения наразвитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираю дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.

– Проведение открытых занятий.

– Совместная подготовка к праздникам.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, я решила более подробно рассмотреть и проанализировать некоторые ее особенности.

В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Знакомлюсь с родителями детей, которые будут заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:

Роль всех членов семьи в воспитании ребенка.

Тип семейного воспитания.

Из первой беседы выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество.

Стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в коррекционной работе.

Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные, подгрупповые занятия, чтобы родители познакомились с требованиями, приемами и содержанием моей работы, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий.

Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает. Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда – ориентироваться на ребенка, его интересы, помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Каждого из родителей нацеливаю на систематическую, длительную работу с ребенком. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.

На консультациях и семинарах-практикумах показываю родителям логопедические приемы (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др.), максимально понятные для последующего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, т.к. тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый стереотип бывает очень трудно. Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями. К концу года родители стали принимать активное участие и интерес к коррекционной работе, стали предъявлять справедливые требования к своим детям.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Семья и образовательное учреждение два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Опыт взаимодействия учителя-логопеда и родителей в целях эффективного решения коррекционных задач

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Барабинского района Новосибирской области «Детский сад комбинированного вида №7 «Радуга»

Зыкова Ольга Владимировна,

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта. Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект.

Успех коррекционного обучения детей – логопатов во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.

Моя прямая задача: помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Каждый месяц подчинен определенной теме. План работы составлен с учётом интересов и желания родителей (по результатам анкетирования).

Индивидуальные беседы

Вначале года, после обследования детей с целью первичного знакомства, выяснения анкетных данных (Ф.И.О. родителей, возраст, образование, состав семьи и т.п.), сообщения результатов диагностики речи их ребенка с родителями детей зачисленных в логопедические группы провела индивидуальные беседы. Родные ребёнка узнали о пробелах в его развитии, получили советы, рекомендации.

Родительские собрания

В начале сентября провела организационное родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» на котором обозначила цели и задачи совместной работы, рассказала о системе логопедических занятий

(график работы, формы проведения занятий), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентирировала на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи. Также родители получили информацию, как заниматься дома по индивидуальным тетрадям.

Консультации

Опыт работы показал, что в процессе совместной работы учителя-логопеда и родителей очень важны консультации как подгрупповые, так и индивидуальные. На консультациях отмечаю успехи ребенка в преодолении дефекта и объясняю, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. Показываю логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и т.д.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения.

Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей:

– “Развитие мелкой моторики”;

– “Выполнение домашнего задания”;

– “Речевые игры дома”;

– “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;

– “Как учить звуко-буквенному анализу”.

Информационные стенды, папки – передвижки, памятки, буклеты.

В логопедических группах оформленыречевые уголки, на которых размещаются информационные стенды, тематические папки-передвижки, информационные проспекты и буклеты собственного изготовления.

Обновление речевого уголка проводится ежемесячно:

«Работа с ребёнком по развитию дыхания»;

«20 простых советов логопеда»;

«Тренируем пальчики – развиваем речь»;

«Игры для обучения грамоте»

«Зачем логопед задает домашнее задание?» и т.д.

Индивидуальные занятия

Эффективным является посещение родителями индивидуальных занятий. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.

Семинары-практикумы

С цельюрасширение педагогических знаний родителей в области логопедии; обучение родителей приемам работы с детьми-логопатами в ноябре был проведен семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения».

Родители были не просто слушателями, а непосредственными участниками. Выполняли упражнения артикуляционной гимнастики, дыхательные упражнения, соревновались в конкурсе скороговорок, играли в игры на развитие фонематического слуха и др. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер – класс

С целью практического овладения родителями приёмами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста был проведен мастер – класс «Развиваем руку – развиваем речь!»

Индивидуальные логопедические тетради для домашних заданий.

Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у рёбёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь имею возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий, а также имею возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Метод проектов

Активно в своей работе использую метод проектов, как самый эффективный способ вовлечения родителей в коррекционную работу с детьми-логопатами. Заключается он в выполнение детьми-логопатами совместно с родителями части общего задания. На подготовительном этапе коррекционной работы был реализован инновационный проект «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика», разработанный совместно с педагогами группы.

По итогам данного проекта прошел конкурс поделок «Мой веселый язычок».Родители вместе со своими детьми мастерили Язычок из картона, вязали, шили.

Совместно с родителями оформлена выставка«Волшебные прогулки язычка».

Дети вместе с родителями сочиняли сказки о Веселом язычке, выпустили сборника сказок «Веселый язычок». («Как язычок лепил снеговика». «Как язычок гулял в лесу».)

Совместные праздники, развлечения, конкурсы.

В целях развития интереса у детей 5-7 лет к скороговоркам, как яркой и образной форме народного творчества был проведен конкурс «Скороговорка – самоделка». Дети совместно с родителями подготовили рисунки, поделки передающие смысл скороговорки.

В целях развития фонематических процессов в рамках исследовательской работы с первым звуком своего имени и активизации совместного творчества детей и родителей был проведен конкурс «Ах, эти буквы озорные, веселые и расписные…» Родители с детьми использовали самые неожиданные решения. Например, буква «Г» из гвоздей, «Э» из цветков, изготовленных из ленточек, «Ж» из спичек, «П» из макарон или пазлов и так далее. Во время выполнения этих заданий дети весело провели время с родителями, проявляя самую невероятную фантазию.

Библиотека игр и упражнений

Читайте также:  Звук П - конспект занятия

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В библиотеке кабинета есть все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

«Почтовый ящик»

Также я практикую такую форму «заочного общения» с родителями, как «Почтовый ящик» – «Задай вопрос специалисту».

Родители могут написать записку с интересующим их вопросом и опустить ее в «Почтовый ящик», который прикреплен в «Уголке логопеда». Многие современные мамы, папы, бабушки не всегда могут найти время для продолжительных бесед и консультаций. С другой стороны, эта форма дает возможность мне тщательно обдумать вопрос, посоветоваться с коллегами и другими специалистами и подобрать материал по конкретной проблеме.

Выпуск газеты

Ежемесячно для родителей логопедических групп выпускаю газету «Говорим, играем – себя мы развиваем!», где даю практические советы, рекомендации, а также игры и упражнения для игр дома.

В разделе «Для вас, родители» размещена информация по теме «Артикуляционная гимнастика».Данная информация полезна для родителей детей любого возраста.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия логопеда с родителями неоспоримы и многочисленны:

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой логопеда и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что специалист всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Специалисты, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знаю особенности каждого ребенка и учитываю их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» – это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.

Конспект логопедического занятия «Осенний калейдоскоп»

Коррекционные занятия с использованием элементов словотворчества приносят детям радость и удовлетворение. Игровые ситуации, эмоционально-положительный настрой занятий, и задания, данные детям в стихотворной форме, формируют познавательный интерес и любознательность, повышают речевую активность ребят, способствуют наиболее успешной компенсации психоречевых дефектов.

Конспект логопедического занятия «Осенний калейдоскоп»

Старшая логопедическая группа для детей с ОНР (первый период обучения)

– развивать познавательные процессы (зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление), используя вербализированные игры и упражнения;
– учить воспринимать и выделять в начальной позиции гласные звуки;
– обогащать и активизировать словарный запас;
– воспитывать интерес к словотворчеству.

звуковые семафоры, предметные картинки, фотографии оральных образов, почтовые ящики, шапочка Ёжика, Листочки- модели, магнитофон.

Содержание и ход занятия:

1. Организационный момент.

Листья опадают, по ветру летят.
Это называется ЛИСТОПАД.
Звуковые листики мы возьмём
И вместе с ними на занятие пойдём.

Дети берут осенние листочки и занимают свои места за столами.

Капают дождинки,
Листья шелестят,
Сухие травинки под ногами шуршат.
Очень много звуков окружает нас…
Какие они бывают? — Мы и вспомним сейчас.

Аудиозапись звуков: после прослушивания какого-либо звука (3-5 сек.) на индивидуальных сигнальных семафорах дети устанавливают табло с символом услышанной группы звуков (шумовые — речевые — музыкальные) и показывают логопеду.

Осень на пороге, дождик, листопад.
Осень приготовила задания для ребят.
Мы задания Осени будем выполнять.
Чтобы Осень захотела
В гости к нам прийти опять.

3. Листочки свои перевернём, и на них задания найдём – на оборотной стороне осенних листочков дети читают модели гласных звуков.

У каждого ребёнка разные модели.

Модели читаем, слова подбираем – (дети на заданный гласный звук подбирают слова с гласным звуком в начальной позиции).

А О У И Э
Альбом Ослик Утка Иголка Эхо

Логопед: Ребята, с какими звуками мы выполняли эти задания?

Дети: Эти звуки речевые, гласные (дают характеристику гласным звукам).

Есть ещё задание для вас,
Гласные звуки мы узнаем сейчас.

а) Чтение оральных образов — фотографии оральных образов гласных звуков (дети, описывая артикуляцию, узнают и называют гласные звуки);

б) Упражнение — сказка «Репка» (плоскостное пособие репка, куклы-звуковички А , О , И , У , Э). Дети «тянут» эту Репку, проговаривая разные звукокомплексы: АУИ, УИА, ИАУ, ЭАУ и т.д.).

Кто стучится в дверь ко мне,
С сумкой писем на ремне?
Догадались? Это он,
Наш иркутский…(Почтальон).

Игра «Почтовый ящик» — индивидуальные карточки (изображение предметов, с гласными звуками в начальной позиции) — ребята бегут «по цепочке» и опускают в почтовые ящики, объясняя свой выбор (дифференциация гласных звуков).

5. Динамическая пауза.

Если, дети, вы устали
На ковёр все дружно встали.

Стихотворение-демонстрация по схеме-модели:
(речь сопряжена с движением):

Прекрасен наш осенний сад,
В нём абрикосы, виноград,
Па ветках, как игрушки,
Яблоки и груши.
И как фонарики горят
Персик, слива и гранат.

По тропинкам сада, не жалея ножек,
Бегал, суетился хлопотливый Ежик.
Он спешил, старался урожай собрать.
А теперь вас просит
План сада показать.

а) Задания па ориентировку в пространстве. Дети надевают атрибутную шапочку Ёжика и выполняют заданные товарищами команды (справа-слева-вверху-внизу- в центре) и т.д.

б) Задания на формирование грамматического строя языка.

Игры: «Какое садовое дерево?» «Какое варенье?» (образование прилагательных от существительных).

Осень. Паутинки в воздухе летают,
А ребята наши стихотворение про Осень прочитают.

На осенней веточке паучок качается
И вот с этой Паутинки стих наш начинается…

Игровая ситуация — на стеновом панно на осеннем дереве сидит Паучок, от нею тянется ниточка-паутинка. Дети читают «по цепочке» фразы стихотворения и наматывают паутинку на свой пальчик.

а) Декламация стихотворения:

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Вдаль. За синее море,
Все деревья стоят
В разноцветном уборе.

Паучок нам золотую паутинку подарил,
За хорошую работу всех ребят благодарил.
Паутинку эту нужно нам в клубок смотать,
И при этом громко, чётко
Слова-действия осенние называть.

б) Активизация глагольного словаря.

Дети сматывают паутинку-ниточку в клубок и называют глаголы: опадать, кружиться, запасать, сушить, созревать, убирать и др.

8. Подведение итогов занятия.

Сюрпризный момент: Ёжик входит с корзиной фруктов.

Собран урожай богатый,
Ёж принёс его ребятам.
Хочет он вас похвалить,
Хочет он вас угостить.
Вы не ленились, вы не скучали –
задания Осени вы выполняли.
Что умели мы, что знали-
Рассказали, показали.

(Ёжик угощает ребят фруктами).

Данилюк Елена Михайловна,
учитель-логопед

Конспект фронтального логопедического занятия «Осенняя пора»

Закрепить характерные приметы осени, ее периоды.

Закрепить знания детей о постепенных изменениях в природе под влиянием похолодания.

— обогащать словарный запас дошкольников словами из лексической темы «Осень»

Тренировать детей в образовании и подборе прилагательных к существительным и согласовании их в роде и числе.

Подбирать названия действий к словам-существительным.

Формировать понятие о многозначности слов: учить словообразованию сложных слов.

Обучать сравнительной степени предметов.

Воспитывать направленность к изменениям грамматических слов, путем сравнения единственного и множественного числа.

Учить детей правильно строить сложносочиненные предложения со словами «сначала», «потом», и сложноподчиненных с долей «потому что …» учить составлять рассказы по картине и отвечать на вопросы.

Развивать наблюдательность, память, фонематическое восприятие, связную речь, мелкую моторику.

Формировать способность выполнять указания логопеда, выражать свое мнение и обосновывать его.

Воспитывать творческий интерес к обучению и любовь к природе.

Оборудование: иллюстрация «Осень», листочки, сюжетные картинки, панно.

Подготовительная работа: Беседы и рассказы об осени. Рассмотрение серии картин «Осень» и их описание. Наблюдение за изменениями в природе. Систематическая работа по совершенствованию грамматического состава речи. Отгадывание загадок. Ознакомление с упражнениями на речевое дыхание и ежедневное их выполнение. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.

Ход логопедического занятия в детском саду

Логопед: Дети, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, веселое, радостное)

Вы, конечно, заметили, что к нам пришли гости. Поделимся своими улыбками с гостями и поздороваемся с ними. А для того чтобы гости узнали какие вы умные, сообразительные, старательные, внимательные, поиграем в игры. А сейчас отгадайте загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

(Появляется девочка-Осень с корзиной)

Осень: Пришла я к вам в гости

В моей корзинке

Есть для вас подарки.

И много есть задач

Но, думаю, у вас не будет неудач.

Поэтому времени не теряйте

(Отдает корзину логопеду, на листочках задания и игры. Логопед по очереди берет листочки и зачитывает задания.)

Логопед: — Осень, приглашаем тебя поиграть с нами.

— Дети, вспомните осенние месяцы.

— Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Быстро течет время. Недавно была ранняя осень. А сейчас, какое время, какой месяц осени?

Дети — поздняя осень, ноябрь.

Логопед: Правильно. Как вы думаете, что происходит в ноябре?

Дети: опадают листья с деревьев.

Упражнение «Листочки полетели» (на развитие дыхания)

(Дети делают вдох носом, а затем выдыхают изо всех сил набранную струю воздуха ртом.)

Логопед: Так какими были деревья в октябре?

Дети: Красочными, желтыми, красными, оранжевыми, золотистыми.

Логопед: А какими они стали в ноябре?

Дети: Голыми, грустными, черными, безлистными.

Логопед: Осень раздела деревья, покрасила траву, идут холодные, долгие дожди. Какая погода осенью?

Игра «Поговорим о погоде»

Логопед: Если идет дождь — погода … (дождливая)

Если сильный ветер — погода … (ветреная)

Если очень холодно и сыро погода — погода … (холодная, сырая), небо все покрыто облаками — (облачная, пасмурная). Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит погода — (солнечная, теплая), на небе ни облачка — погода … (безоблачная), на улице осень — погода … (осенняя).

Игры «Один — много»

Дождь — дожди — дождей;

Облако — облака — облаков;

Ветер — ветры — ветров.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Идут дожди»

Идут и идут, и идут дожди (барабанить по столу кончиками пальцев, имитируя звуки капания дождя).

Стали черными кусты (встряхивать пальчиками),

И деревья черные стали,

Потому что листочки все опали (имитировать опадение листьев с деревьев).

Логопед: Что происходит осенью с листьями?

Дидактическая игра «Какой это листочек»

Логопед рассматривает с детьми на столе осенние листочки, которые воспитанники собрали во время прогулки. Ставит детям вопрос:

— Что происходит осенью с листьями? (Желтеет, увядает, сохнет).

— Листья каких деревьев меняют цвет? (Листья клена, дуба, березы, тополя, осины, рябины, липы).

— Лист клена как называется? (Кленовый).

Логопед побуждает детей назвать по аналогии листья березы, тополя, рябины, осины, дуба, ивы и др. Затем детям предлагается рассказать, какими были листочки летом, какими они стали осенью. (Летом все листочки были зелеными, а осенью стали разноцветные.) Дети называют цвета различных листочков.

Логопед: Дети, чтобы листочки не унывали, давайте сделаем из них веночек и украсим его.

Логопед: Что делает ветер с листочками? (Срывает, качает, сдувает).

А что еще делает ветер? (Гудит, дует, воет).

А кто еще воет? … (Волк, собака)

А что делают листочки? (Летят, крутятся, шелестят, растут)

Много листьев падает на землю. Листья падают … Как можно сказать о них одним словом? (листопад). Письма носит — (почтальон).

Игра «Назови ласково»

Дидактическая игра «Да не так ли?»

Логопед предлагает детям послушать несколько предложений и сказать, что в них не соответствует действительности.

Осенью можно купаться в реке, загорать на пляже. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью купаться уже холодно, солнышко плохо греет.)

Осенью все распускается и расцветает. Поют в лесу птицы. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью растения увядают, а птицы вылетают на юг.)

Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и на огороде, звери и птицы делают запасы на зиму. Так это или нет? Почему? (Правильно, осенью все готовятся к зиме.)

Осенью люди одевают футболки, шорты и сарафаны, на ноги босоножки. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью одеваются теплее и обувают резиновые сапоги.)

Осенью погода ясная, солнечная, теплая. Так это или нет? Почему? (Неправильно. Осенью часто идет дождь.)

Осень — прекрасная пора года. Так это или нет? Почему? (Правильно. Осень — очень красивая и богатая на урожай пора.)

Логопед: Дети в природе все происходит постепенно, что-то сначала, а что-то потом. Вот мы сейчас поиграем в игру с рисунками.

Сначала листья на деревьях были зеленым, а потом пожелтели.

Сначала листья пожелтели, а затем упали на землю.

Сначала трава была зеленой. А потом стала желтая.

Сначала ягоды на калине были зеленые, а потом стали красные.

Интересно осенью наблюдать за всеми изменениями, которые протекают в природе.

Вы уже много знаете об осени. Помогите мне сказать правильно:

«В начале осени еще не так холодно, но постоянно становится … (как?) — холоднее

Ветер дует сильно, но может дуть еще как? — сильнее

В лесу растут разные деревья, высокие а еще есть?

Этот листок большой, а этот еще какой?»

Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Дети сидят на ковре. Логопед начинает предложение, дети придумывают его окончание:

Я люблю осень, потому что …

Осень — унылая пора года, потому что …

Я сегодня не пойду гулять, потому что …

Дети одевают куртки, резиновые сапожки, берут на прогулку зонтики, потому что …

Осень — хорошее время года, потому что …

Я люблю осень, потому что …

Осень называют вечером года, потому что …

Птицы осенью улетают в теплые края, потому что …

Деревья осенью сбрасывают листья, потому что …

Логопед читает стихи на тему.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед: Называет слова, а дети подбирают к ним антонимы.

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка

Описательный рассказ по рисунку «Осень»

Пришла осень. Идут дожди. Небо покрыто серыми облаками. Листья на деревьях пожелтели.

Пришла осень. Идут дожди. Небо серое. Листья желтеют. Деревья теряют листья. Облака плывут по небу.

Логопед: Дети, послушайте стихотворение об осени.

Логопед: Дети, кроме последних теплых дней и разноцветных листьев на деревьях, что дарит нам осень? (Урожай: овощи, грибы, ягоды, фрукты — все, что созревало и зрело летом)

Логопед: — Осенью все дружно запасают пропитание себе на зиму — люди собирают урожай в саду, на огороде, в лесу; зимующие птицы прячут про запас в щели коры деревьев животные, которые зимой не спят, также заготавливают пищу. Осень и вам принесла щедрые дары и хочет вас угостить.

Итог занятия

Логопед: На этом наша работа заканчивается. Мы с вами выполнили много интересных задач с которыми вы хорошо справились. Давайте вспомним.

Сценарий логопедического досуга «Осенний калейдоскоп»

Татьяна Червякова
Сценарий логопедического досуга «Осенний калейдоскоп»

Авторы: учитель-логопед Червякова Татьяна Васильевна, музыкальный руководитель Банникова Галина Николаевна МДОУ детский сад «Родничок» пгт Свеча Кировской области

Описание материала: Предлагаем вам сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Осенний калейдоскоп». Данный материал будет полезен логопедам и воспитателям старших групп детского сада. Может быть использован на занятиях, досугах, в совместной деятельности с детьми по развитию грамматического строя речи. Способствует развитию у детей речи, логического мышления, внимания, памяти.

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Закрепление и применение полученных знаний, умений и навыков на логопедических, музыкальных занятиях, создание положительного эмоционального настроя у детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Закрепить знания детей о гласных звуках; упражнять в определении позиции звука в слове; в определении наличия звука в слове. Обогащать словарь детей по теме «Осень». Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных. Закрепить умение называть детенышей диких животных. Подбирать слова, противоположные по значению.

Коррекционно-развивающие: развивать психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения друг к другу.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Ведущий.

Снова осень, снова птицы

В теплый край лететь спешат

И опять осенний праздник

К нам приходит в детский сад.

Дети читают стихи про осень.

Ведущий

– Ребята, я приглашаю вас в осенний лес,

Он полон сказок и чудес.

А чтобы наше путешествие было интересным, мы возьмем волшебный зонтик.

Зонтик в руки мы возьмем

На прогулку в лес пойдем

Зонтик, зонтик покружи

Нам заданье покажи.

(логопед вращает зонтик)

– Ребята, зонтик говорит, чтобы оказаться в осеннем лесу, нужно выполнить задание.

Игра «Сложи картинку».

Дети выкладывают на фланелеграфе картину «Лес» в соответствии с указаниями логопеда:

— в верхнем правом углу — облачко;

— в левом нижнем углу — зайчик;

— в правом нижнем углу — белочка;

— между ними растет грибок;

— в середине растет елочка;

— справа от елочки — цветок.

Ведущий

– Обратите внимание, в лесу – яркие листочки украсили все дорожки.

Я предлагаю их собрать и немного поиграть!

Игра «1-2-3 – картинки собери!»

– Ребята, посмотрите какие необычные листочки лежат.

На листочках в серединке

На прогулку мы пойдем

И картинки соберем

Мальчики – со звуком А

Девочки – со звуком У.

(дети выполняют задание)

-Молодцы, собрали. А теперь расставьте картинки – на звук [а] у буквы А; на звук [у] у буквы У.

Ведущий.

Красный зонтик повернем,

И грибочки соберем.

Игра «Собери грибы в корзинку»

Дети по лесу гуляли

И грибочки собирали

1-2-3 – и ты их собери.

(дети под музыку собирают грибы в корзину)

Дети:

– Я собрала много белых грибов.

– Я собрал много подберезовиков.

– Я собрала много подосиновиков.

– Я собрал много маслят (рыжиков)

Ведущий.

– Ребята, а почему мухомор никто не положил в корзинку?

Дети:

– Потому что это несъедобный гриб.

Ведущий.

– Молодцы! И с этим заданием справились!

Ведущий.

Зонт малиновый возьмем

Интересно, что же в нем?

В гости гномики идут,

И задание несут.

Ведущий

Жил да был веселый гном,

Он себе построил дом.

Рядом жил поменьше гномик

Он построил домик.

Игра «Подарки для Гнома и Гномика»

(дети раскладывают картинки и проговаривают слова: шапка гному, а шапочка гномику; мяч гному, а мячик гномику).

Ведущий

– Предлагаю поиграть свою удаль показать.

Музыкальная игра «Гномик».

Ведущий.

Зонт зеленый открываю,

Вам загадки предлагаю.

В берлоге спит зимою он,

А солнце станет греть весною

Просыпается коричневый. (медведь).

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…(волк)

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…(белочка)

Игра «Найди маму».

– А теперь послушайте, какая история произошла в лесу. Гуляли животные со своими детенышами погожим осенним днем на лесной полянке. Малыши так заигрались, что потеряли своих мам. Давайте поможем детенышам найти своих мам.

Ведущий.

Синий зонтик открываю,

На игру всех приглашаю.

Ну, что, друзья, настал черед

Сыграть в игру «Наоборот»

Дети должны закончить предложения словами» подходящими по смыслу;

— Заяц летом серый, а зимой. (белый)

— Медведь летом гуляет, а зимой. (спит)

— Белка живет в дупле, а лиса в. (норе)

— Заяц добрый, а волк. (злой)

— У белки хвост длинный, а у зайца. (короткий)

— Лиса пушистая, а ежик. (колючий)

(выставляет картинки животных)

Ведущий

– Животные решили с вами поиграть и спрятались за бугорок. Посмотрите, одни ушки выглядывают. Звери выйдут полностью, если вы правильно назовете, чьи это уши и чей хвост?

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Дети по иллюстрациям и образцу логопеда называют животных, которым принадлежат хвосты (лисий хвост, волчий хвост).

Ведущий

Зонтик розовый возьмем

Звонко песню запоем.

Песня «Добрая сказка»

Ведущий

Инсценировка сказки “Капризный медвежонок”

Ведущий

Желтый зонтик повернем,

По тропиночке пойдем,

К дедушке и бабушке

в гости попадем!

– Ребята, нас встречает бабушка и дедушка (картинки).

Этой осенью они собрали большой урожай. Вот какую корзину овощей принесли нам. Я буду рассказывать о каждом овоще, а вы угадывайте, о чем я говорю.

– Большая, круглая, желтая, вкусная, крепкая? (репка)

– Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий? (помидор)

– Овальный, зеленый, вкусный, твердый, шершавый? (огурец)

– Круглая, зеленая, сочная, твердая, хрустящая? (капуста)

– Продолговатая, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, полезная? (морковь)

Ведущий. – Молодцы! Угадали!

Музыкальная игра «Овощи и огородники».

Ведущий.

– Ребята, а знаете ли вы, как хранят овощи?

– А вот мы сейчас и проверим.

На картинку посмотрите,

Что и как храним расскажите.

Игра «Что как хранят?»

– Разложите овощи и фрукты: те, которые можно хранить сырыми, возле ящика; а те, что нужно консервировать – возле банки.

(на картинках: вишня, слива, клубника, огурцы, помидоры – для банки; морковь, картофель, капуста, чеснок, лук – для ящика)

Ведущий

– Когда к бабушке приезжают внуки, она угощает их вареньем, соком и конфетами.

Посмотрите внимательно на картинку и скажите – какое варенье приготовила бабушка? А какой сок? А какую конфету?

Дети:

– варенье малиновое, сок малиновый, конфета малиновая;

– варенье яблочное, сок яблочный, конфета яблочная;

– варенье вишневое, сок вишневый, конфета вишнёвая.

(выставляю картинки: малина, яблоко, вишня, слива, клубника)

– Молодцы! И с этим заданием справились!

Ведущий

Синий зонтик мы возьмем

в детский садик попадем

Зонтик, зонтик подскажи,

Где подарочки найти.

(Находит корзинку с подарками)

Ведущий

С вами весело играли,

Песни пели, танцевали.

Я за все благодарю,

И подарки вам дарю!

«Осенний калейдоскоп» — бал для юных Любознаек Продолжим разговор о развитии исследовательского поведения детей 6-7 лет. Осень – красивое и волшебное время года. В конце октября мы организуем.

Осень в детском саду Осень – замечательное время для полета творчества и фантазии. Именно осень дарит нам возможность увидеть в обычных овощах и фруктах сказочных.

Игра – занятие «Осенний калейдоскоп»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Новоуральского городского округа –

детский сад комбинированного вида «Гармония»

(МАДОУ детский сад «Гармония»),

обособленное структурное подразделение детский сад № 46 «Золотой ключик»

ул. Ленина, 97, г. Новоуральск, Свердловская область, 624130

Конспект НОД

для детей с ОВЗ (ЗПР)

Тема: «Осенний калейдоскоп»

Шолохова Наталья Юрьевна

Воспитатель I категории

д/с № 46 «Золотой ключик»

Занятие – игра «Осенний калейдоскоп», для детей с ОВЗ (ЗПР) 6 – 7 лет.

Цель: Создание условий для формирования социально – личностных качеств, эмоционального комфорта посредством включения воспитанников различные виды деятельности: познавательной, игровой, музыкальной, двигательной.

Задачи: Коррекционно – образовательные:

Продолжать расширять знания детей о времени года осень, явлениях природы. Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать взрослым, при уборке урожая, эстетическое восприятие явлений окружающего мира.

Коррекционно – развивающие:

Развивать восприятие, внимание, память, координацию движений, мелкую моторику, активизировать словарь. Закреплять представления о приметах осени средствами развивающих и двигательных игр, музыки, поэзии.

Материал: интерактивная доска, картинки овощей и фруктов, осенний букет, магнитофон, мешочек, муляжи и настоящие овощи, фрукты, шпажки с нанизанными овощами, фруктами, 2 разрезных картинки, ободки с птицами, листья изготовленные детьми, кубы по количеству детей, полоски на полу. (зеленого и оранжевого цвета).

Методы и приёмы: Вопросы к детям, дидактическая игра, двигательная игра сопровождающие слайды, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент, использование стихов, загадок, музыки. Совместное выполнение, помощь, индивидуальная сопровождение, показ, поощрение, дозировка.

Ход занятия:

ЩВ группе звучит музыка П.И Чайковского времена года (Осень).

Воспитатель: Осень подойдёт не слышно, тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни на дорожку упадёт.

Это – первая примета, что у нас уходит лето.

А вторая – куст малины в нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, потемнеют облака,

Словно их накроет тень, станет пасмурней река –

Третья верная примета: осень бродит близко где – то.

Ранним утром на поляне лягут влажные туманы.

А потом уж жди не жди – моросящие дожди

Пеленой затянут просинь, значит, наступила осень

На экране появляется Осень, воспитатель обращает внимание,

– Посмотрите, какая красавица пришла к нам в гости, вы узнали её? (ответы детей). Правильно это Осень пришла к вам в гости, ей очень интересно, что вы про неё знаете. И она для вас приготовила много интересных игр и заданий. Вы готовы порадовать и удивить нашу гостью? (ответы детей).

Игра «Осенний букет». Дети предают букет друг другу у кого букет, тот называет примету осени (дожди, ветер, перелёт птиц, сбор урожая, листопад и т.д.).

Воспитатель: Примета осени – листопад. Дети читают стихи про листопад.

Листья кружатся, летят!

Словно, кистью расписные.

Осень краску подарила,

Листья в пляску закружила!

Красивые листья падают –

Красные листья, жёлтые.

Почему, почему они падают?

Разве они тяжёлые?

Пальчиковая игра:

Летом деревья росли, зеленели

(руки поднять вверх, покачивать)

Осенью листья на них пожелтели

(кисти рук падают)

Стали деревья листья терять

(соединить пальцы на обеих руках, поочерёдно, начиная с мизинцев)

Плавно ложится листок на листок

(поглаживание ладоней поочерёдно левую, правую)

Скоро накроет листья снежок.

(одна ладонь накрывает другую).

Воспитатель: Ещё одна примета. Осень нас радует богатым урожаем. Вы помогает взрослым убирать урожай? (ответы детей).

Игра «Собери урожай». На столе лежат картинки с изображением фруктов и овощей, дети выбирают любую картинку. Под музыку самостоятельно выполняют движения с завершением музыки, «овощи» строятся на зелёной полоске. «фрукты» – на оранжевой.

Игра повторяется 3 – 4раза ( соответственно меняются картинки).

Игра «Чудесный мешочек». В двух мешочках перемешаны грибы, ягоды, овощи, фрукты. По очереди дети достают предмет из мешочка, называют его (на обобщение).

Игра «Угадай на вкус». Воспитатель подходит к детям (дети закрывают глаза к кому подходят) кладёт в рот овощ или фрукт, ребёнок съедает, подходит к столу и выбирает тот предмет, который он съел.

Воспитатель: Ещё одна примета осени. Для этого нужно отгадать загадки, которые придумала для нас наша гостья.

Крупно, дробно зачастило

И всю землю намочило.

Воспитатель: Молодцы! Конечно, это приметы осени частые дожди и ветер.

Дыхательное упражнение: Дети готовят себе листья (сделанные своими руками). Делают глубокий вдох носом и протяжный выдох ртом (упражнение повторяется

Игра «Собери картинку». Дети делятся на команды. Каждой команде выдаётся картинка

«Осенние дожди». По сигналу, дети начинают собирать картину. Когда картинки собраны, совместно рассматривают.

Воспитатель: Молодцы, замечательно справились с заданием!

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетели, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще.

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Солнца редкие лучи.

Улетаю, улетели, улетели и грачи.

Воспитатель: Следующая примета осени улетают птицы в тёплые края.

Игра «Узнай и назови перелётных птиц».

На столе разложены ободки с зимующими и перелётными птицами. Дети выбирают «птиц». С началом музыки двигаются, по окончании, перелётные птицы встаю на куб (на одной ноге), зимующие на скамейку. Затем меняются.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Да – Нет» и вспомнить ещё несколько примет осени. Я буду читать вопросы, если ответ «да» – хлипайте в ладоши, если «нет» – топайте ногами, (показ воспитателя)

Осенью цветы цветут?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Воспитатель: Молодцы! Устали? Предлагаю отдохнуть!

Психогимнастика. «Старый гриб».

Старый гриб вот – вот упадёт. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.

В ы р а з и т е л ь н ы е д в и ж е н и я. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Воспитатель обращает внимание на экран.

Дети вы очень порадовали Осень, она вам напоминает своими картинками о себе (слайды с приметами осени) и дарит вам подарок.

Найдите жёлтый платок и увидите сюрприз. Дети совместно с воспитателем расходятся по группе под музыку, находят корзинку с яблоками.

Воспитатель хвалит детей, все прощаются с Осенью.

Ссылка на основную публикацию