Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда

«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»
статья по развитию речи

В материале представлена модель взаимодействия родителей и учителя-логопеда в системе коррекционно-логопедической работу ДОУ в условиях логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimodeystvie_logopeda_i_roditeley.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»

Панина Лариса Анатольевна

ГБОУ СОШ №2 “ОЦ” с. Кротовка СП д/с “Родничок”
Кинель-Черкасского района Самарской области

Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности — важнейшая проблема современной образовательной ситуации. В настоящее время существует явное противоречие между особыми образовательными потребностями детей с и неподготовленностью родителей к их удовлетворению.

Для повышения эффективности коррекционно-логопедической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями).

Цель новой модели взаимодействия – активно включение в образовательный процесс родителей, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа учителя- логопеда, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей — важнейший аспект повышения результативности обучения.

Цель : разработка модели взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР II-III уровня.

  • определение содержания и форм сотрудничества логопеда и родителей;
  • практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития языковых средств;
  • представление родителям образовательных результатов детей с ОНР II-III уровня;
  • формирование доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми.

Создание системы взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР II-III уровня и апробирование нетрадиционных интерактивных форм совместной работы.

По утверждению М.Ф. Фомичёвой, В.И. Рождественской, Н.С. Жуковой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как «. навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка». Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством логопеда. [13].

Осуществление помощи родителям целесообразно проводить с использованием как традиционных форм (родительские собрания, консультации, оформление папок-передвижек, ведение тетрадей взаимосвязи), так и современных интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс, «Родительская гостиная», конференция, совместный досуг).

Для создания модели взаимодействия логопеда и родителей ребёнка, имеющего нарушения речи, необходимо определить содержание, этапы, направления, формы и методы данной работы.

Содержание работы зависит от ряда факторов:

  • уровня образованности родителей (законных представителей)
  • возраста ребенка и этапа его развития;
  • уровня несформированности лексико-грамматической стороны речи;
  • отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи;
  • уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ.

В структуре коррекционнологопедической компетентности родителей были выделены четыре компонента :

  • мотивационно-целевой — постановка четкого видения целей и задач логопедической работы по преодолению ОНР сформированность устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков;
  • когнитивный — обучение теоретическим и технологическим знаниям о специфике нарушений в речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также доступным способам и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;
  • деятельностный — организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;
  • —оценочный — способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома [ 8].

Организация сотрудничества ДОУ с семьей делится на следующие этапы :

  • подготовительно-организационный;
  • основной;
  • итоговый.

На первом этапе логопед ДОУ:

  • определяет уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами ДОУ;
  • изучает запросы родителей через анкетирование (см Приложение2);
  • разрабатывает и начинает реализовывать совместно с семьей индивидуальную программу помощи ребенку;
  • определяет формы совместной деятельности с родителями и их содержание.

Продолжительность организационного этапа примерно месяц, в течение которого обрабатываются полученные результаты и оформляются необходимую документацию.

На основном этапе реализуется система работы с родителями в процессе коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР. Проводятся групповые или индивидуальные занятия логопеда с детьми в присутствии родителей, консультации, организуются лектории, семинары-практикумы и др.

Центральное место в работе с родителями на каждом этапе занимают такие направления деятельности, как:

  • повышение уровня компетентности родителей;
  • психологическая помощь и поддержка родителей и семьи;
  • информационная поддержка родителей и оказание им помощи в при подборе заданий, игр на отработку лексико-грамматических конструкций.

Планирование работы логопеда с родителями отражено в таблице (см Приложение3).

Содержание итогового этапа зависит от того, останется ли ребенок в ДОУ, переходит в другую возрастную группу, или покинет его. При продолжении обучения в ДОУ целесообразно проанализировать проделанную работу, оценить ее эффективность, внести корректировки и спланировать будущую деятельность.

2.2. Контрольно-оценочный блок

Необходимое условие закрепления достигнутого — активное воздействие на родителей с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.

В комплекс диагностических методик по выявлению исходного уровня компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят:

  • тест-опросник, выясняющий родительское отношение к коррекции имеющихся у ребенка недостатков, а также возможности и желание родителей участвовать в коррекции (приложение 1);
  • анкетирование родителей, выясняющее отношение родителей к ходу и ожидаемым результатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка;
  • беседа с родителями для получения сведений о ходе раннего речевого развития ребенка, времени обнаружения трудностей в овладении им речью, о предпринимаемых действиях;
  • ознакомление родителей с логопедической диагностикой — с действительным состоянием речи ребенка на момент обследования в начале учебного года.

На основе выявленных компонентов были выделены приведенные ниже критерии оценки уровня коррекционнологопедической компетентности родителей.

  • Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы по устранению ОНР.
  • Наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия со специалистами коррекционно-логопедического процесса.
  • Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка.
  • Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в общении с родителями.
  • Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.
  • Способность вызвать интерес ребенка к занятию.
  • Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.

В соответствии с выделенными критериями были определены четыре уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.

Высокий уровень. Предполагает четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы по устранению ОНР, сформированность устойчивого внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. Наряду с достаточными представлениями о нормальном ходе речевого развития ребенка и хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом специальных терминах, отмечается желание самостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Способность вызвать интерес ребенка к занятию и проконтролировать результативность совместной работы. Хорошее владение основными приемами, упражнениями и методическими правилами для проведения логопедических игр и занятий в домашних условиях.

Уровень выше среднего. Неполное понимание логопедической терминологии, незначительные несовершенства во владении практическими навыками работы с ребенком. Способность создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению речевых нарушений.

Средний уровень. Недостаточное понимание сущности, целей и задач, а главное, необходимости оказания логопедической помощи специалистами ДОУ. Не считают обязательным свое содействие процессу преодоления ОНР и нарушений зрительного восприятия. Слабо ориентируются в логопедической терминологии, не владеют многими понятиями. При самостоятельно организованных занятиях с ребенком непоследовательны, раздражительны, невнимательны и, как следствие, в большинстве случаев пассивны, признают нецелесообразность своего отношения и поведения и, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.

Низкий уровень. Отсутствие стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, склонность идеализировать свои действия, подчеркивать необязательность своего содействия. Полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению ОНР и нарушений зрительного восприятия, фактическое отсутствие осведомленности в специальной терминологии, методических условиях и правилах организации и осуществления домашних занятий, несформированность мотивации к изменению сложившейся ситуации в сторону улучшения.

Такая практика взаимодействия с родителями с целью формирования их коррекционно-логопедической компетентности дает положительные результаты. В процессе сотрудничества сформировалась своеобразная группа единомышленников, ставящих своей первостепенной задачей достижение эффективной работы по устранению ОНР.

Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребенку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

  1. Дуева Т.И., Суворова Е.Н.. Интегрированные занятия для детей с нарушением речи. – «Логопед» № 8, 2010.
  2. Максаков А.И., Тумаков Г.А. Учите, играя. – М., 2003.
  3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей /Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: с прил. Альбома «Нагляд. Материал для обследования детей»/[Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009. – 164с. + Прил. (268 с.: ил.).
  5. Видяпина Л.В., Грошева Т.Р., Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи// Логопед.-2010.-№1.-С.74.
  6. Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе //Логопед.-2010.-№3.-С.-85
  7. Золова Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР //Логопед.-2012.-№2.-С.76.
  8. Чехомова Ю.В. Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей //Логопед.-2011.- №2.-С89.
  9. Низимова Е.А.Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи //Логопед.-2011.-№2.-С.83
  10. Шайдурова Л.Ю.Логопедическая гостиная //Логопед.-2012.-№3.-С.64.
  11. Тверская О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи //Логопед.-2010.-№4.-С.37.
  12. Бутусова Н.Н.Речевые игры для коррекции звукопроизношения и формирования лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста //Логопед.-2011.-№6.-С.-67.
  13. Моисеева А.М. Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4-6 лет с ОНР// Логопед.-2011.-№4.-С.51.
  14. Чернов Д.Н. Становление языковой компетенции в детском возрасте (часть2) // Логопед.-2011.-№9.-С.-6.

Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы

Панина Лариса Анатольевна

Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности — важнейшая проблема современной образовательной ситуации. В настоящее время существует явное противоречие между особыми образовательными потребностями детей с и неподготовленностью родителей к их удовлетворению.

Для повышения эффективности коррекционно-логопедической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями).

Цель новой модели взаимодействия – активно включение в образовательный процесс родителей, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа учителя- логопеда, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей — важнейший аспект повышения результативности обучения.

Цель: разработка модели взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР II-III уровня.

Задачи:
• определение содержания и форм сотрудничества логопеда и родителей;
• практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития языковых средств;
• представление родителям образовательных результатов детей с ОНР II-III уровня;
• формирование доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми.

Ожидаемые результаты
Создание системы взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР II-III уровня и апробирование нетрадиционных интерактивных форм совместной работы.

По утверждению М.Ф. Фомичёвой, В.И. Рождественской, Н.С. Жуковой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как «. навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка». Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством логопеда. [13].

Осуществление помощи родителям целесообразно проводить с использованием как традиционных форм (родительские собрания, консультации, оформление папок-передвижек, ведение тетрадей взаимосвязи), так и современных интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс, «Родительская гостиная», конференция, совместный досуг).

Для создания модели взаимодействия логопеда и родителей ребёнка, имеющего нарушения речи, необходимо определить содержание, этапы, направления, формы и методы данной работы.

Содержание работы зависит от ряда факторов:
• уровня образованности родителей (законных представителей)
• возраста ребенка и этапа его развития;
• уровня несформированности лексико-грамматической стороны речи;
• отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи;
• уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ.

В структуре коррекционно логопедической компетентности родителей были выделе-ны четыре компонента:
• мотивационно-целевой — постановка четкого видения целей и задач логопедической работы по преодолению ОНР сформированность устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков;
• когнитивный — обучение теоретическим и технологическим знаниям о специфике нарушений в речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также доступным способам и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;
• деятельностный — организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;
• —оценочный — способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома [ 8].

Организация сотрудничества ДОУ с семьей делится на следующие этапы:
— подготовительно-организационный;
— основной;
— итоговый.

На первом этапе логопед ДОУ:
• определяет уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами ДОУ;
• изучает запросы родителей через анкетирование (см Приложение2);
• разрабатывает и начинает реализовывать совместно с семьей индивидуальную про-грамму помощи ребенку;
• определяет формы совместной деятельности с родителями и их содержание.
Продолжительность организационного этапа примерно месяц, в течение которого обрабатываются полученные результаты и оформляются необходимую документацию.

На основном этапе реализуется система работы с родителями в процессе коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР. Проводятся групповые или индивидуальные занятия логопеда с детьми в присутствии родителей, консультации, организуются лектории, семинары-практикумы и др.

Центральное место в работе с родителями на каждом этапе занимают такие направления деятельности, как:
• повышение уровня компетентности родителей;
• психологическая помощь и поддержка родителей и семьи;
• информационная поддержка родителей и оказание им помощи в при подборе заданий, игр на отработку лексико-грамматических конструкций.

Планирование работы логопеда с родителями отражено в таблице (см Приложение3).
Содержание итогового этапа зависит от того, останется ли ребенок в ДОУ, переходит в другую возрастную группу, или покинет его. При продолжении обучения в ДОУ целесообразно проанализировать проделанную работу, оценить ее эффективность, внести корректировки и спланировать будущую деятельность.

2.2. Контрольно-оценочный блок
Необходимое условие закрепления достигнутого — активное воздействие на родителей с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.
В комплекс диагностических методик по выявлению исходного уровня компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят:
• тест-опросник, выясняющий родительское отношение к коррекции имеющихся у ребенка недостатков, а также возможности и желание родителей участвовать в коррекции (приложение 1);
• анкетирование родителей, выясняющее отношение родителей к ходу и ожидаемым результатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка;
• беседа с родителями для получения сведений о ходе раннего речевого развития ребенка, времени обнаружения трудностей в овладении им речью, о предпринимаемых действиях;
• ознакомление родителей с логопедической диагностикой — с действительным со-стоянием речи ребенка на момент обследования в начале учебного года.

На основе выявленных компонентов были выделены приведенные ниже критерии оценки уровня коррекционно логопедической компетентности родителей.
• Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы по устранению ОНР.
• Наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия со специалистами коррекционно-логопедического процесса.
• Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка.
• Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в общении с родителями.
• Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.
• Способность вызвать интерес ребенка к занятию.
• Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.
В соответствии с выделенными критериями были определены четыре уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.

Высокий уровень. Предполагает четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы по устранению ОНР, сформированность устойчивого внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. Наряду с достаточными представлениями о нормальном ходе речевого развития ребенка и хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом специальных терминах, отмечается желание самостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Способность вызвать интерес ребенка к занятию и проконтролировать результативность совместной работы. Хорошее владение основными приемами, упражнениями и методическими правилами для проведения логопедических игр и занятий в домашних условиях.

Уровень выше среднего. Неполное понимание логопедической терминологии, не-значительные несовершенства во владении практическими навыками работы с ребенком. Способность создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению речевых нарушений.

Средний уровень. Недостаточное понимание сущности, целей и задач, а главное, необходимости оказания логопедической помощи специалистами ДОУ. Не считают обязательным свое содействие процессу преодоления ОНР и нарушений зрительного восприятия. Слабо ориентируются в логопедической терминологии, не владеют многими понятиями. При самостоятельно организованных занятиях с ребенком непоследовательны, раздражительны, невнимательны и, как следствие, в большинстве случаев пассивны, признают нецелесообразность своего отношения и поведения и, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.

Низкий уровень. Отсутствие стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, склонность идеализировать свои действия, подчеркивать необязательность своего содействия. Полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению ОНР и нарушений зрительного восприятия, фактическое отсутствие осведомленности в специальной терминологии, методических условиях и правилах организации и осуществления домашних занятий, несформированность мотивации к изменению сложившейся ситуации в сторону улучшения.

Такая практика взаимодействия с родителями с целью формирования их коррекционно-логопедической компетентности дает положительные результаты. В процессе сотрудничества сформировалась своеобразная группа единомышленников, ставящих своей первостепенной задачей достижение эффективной работы по устранению ОНР.

Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребенку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта

Ирина Орешина
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта

Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в образовательном учреждении, так и в семье. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит – сотрудничество, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники. Я работаю учителем- логопедом на логопедическом пункте ДОУ, поэтому я хочу описать технологию взаимодействия учителя- логопеда и родителей. В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя- логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет, нуждающихся в ранней логопедической помощи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, дизартрия и т. д., составляющие 15-25% из числа принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя- логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям. Для меня интересен вопрос, как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. В самом начале работы я поставила перед собой следующие задачи:

1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.

2. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.

3. Разработать и внедрить в практику работы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.

4. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.

5. Организовать взаимодействие с родителями детей младших групп.

Основными направлениями работы были выбраны:

• изучение семьи и установление контактов с ее членами;

• повышение педагогической культуры родителей;

• совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;

• создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Сотрудничество с родителями я стараюсь осуществлять в следующих формах:

родительские собрания;

• конкурсы и выставки пособий;

родительские пятиминутки;

• консультации, семинары, тренинги;

• библиотека для родителей;

• просмотр индивидуальных занятий;

• тетрадь для домашних заданий;

По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых мы используем новые технологии. Поэтому более подробно мы рассмотрим именно их. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя- логопеда с родителями, начиная с 2-летнего возраста. В настоящее время почти у половины детей в той или иной степени наблюдается задержка речевого развития, когда дети 2-х и даже 3-х лет практически ничего не говорят. А многие родители не обращают на это должного внимания, считают “само пройдёт”. Есть родители, которые обеспокоены данной ситуацией, но не знают, как помочь ребёнку. Цель совместной работы учителя- логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с задержкой речевого развития, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным. На первом этапе работы необходимо познакомить родителей с тем, что должен уметь ребёнок данного возраста. Эта работа проводится на родительском собрании в форме презентации “Речевое развитие ребёнка 3-х летнего возраста”. Цель логопеда – организовать совместные занятия: ребёнок-логопед- родители. Для совместных занятий по результатам обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребёнка были приглашены пять семей, нуждающихся в коррекционной работе с детьми 2-3 лет. Занятия построены по системе коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т. А. Датешидзе [1], где корректировка речевого дефекта происходит параллельно с работой, стимулирующей развитие ребёнка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;

г) развитие графических навыков.

Занятия в форме совместных игр можно проводить во 2 половине дня. Для эффективности обучения родителей элементарным методам работы с детьми занятия проводятся в три этапа:

I. На первом этапе учитель- логопед работает с детьми самостоятельно. От родителей требуется повторять задания, копировать логопедические действия и их последовательность.

II. На втором этапе родители участвуют в отдельных эпизодах занятий с детьми (совместная пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика).

III. На третьем этапе родителям предлагается закончить начатое логопедом упражнение или самостоятельно выполнить с детьми задание.

Следует отметить, что после проведённого занятия мы вместе с родителями обговариваем его ход, задания и упражнения, которые были использованы, уточняем, какие задачи были поставлены и с помощью чего они решались. Кроме того, родителям выдаются памятки для закрепления полученных знаний дома. Всё это также позволяет родителям повысить их грамотность в области, развивающей и коррекционной педагогики, побуждает в них интерес и желание учувствовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

Для более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников проводятся тематические консультации под общей рубрикой «Советы логопеда». В помощь родителям мы осветили такие темы как:

1. Зачем язычку делать зарядку?

2. Почему сначала звуки, а потом буквы?

3. Как руки язычку помогают?

4. Почему с ребенком нужно долго разговаривать?

5. Как сделать речь грамотной?

6. Поговорим о связной речи.

1. Речевая среда – что это?

2. С чего начинать обучение грамоте?

3. Зачем столько знать о звуках?

4. Что такое предшкольный возраст?

5. Скоро в школу… (формирование в семье предпосылок учебной деятельности).

6. Игровые приёмы развития речевого дыхания.

1. Могу, но не хочу (как воспитать у ребенка желание читать).

2. Литературное развитие дошкольников.

В рубрике «Домашняя игротека» помещается следующий материал:

1. Игры на кухне.

2. В свободную минутку.

3. По дороге из детского сада и др.

Наряду с тематическими консультациями я готовлю памятки для родителей, в которых в сжатой форме отражается содержание основных консультаций учителя- логопеда. Среди них можно отметить такие, как «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Фонематический слух основа правильной речи», «Рассказываем стихи руками» и др. Памятки распространяются на родительских собраниях.

Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, проводятся родительские тренинги, выставки речевых игр и пособий. На одной из родительских встреч мы провели выставку пособий на развитие фонематического слуха. Родители, представляя своё творение, рассказывали присутствующим, как изготовить интересные игры из подручного материала в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей.

Следует отметить эффективность использования такой формы работы как информация на стенде. Её можно увидеть в групповой раздевалке, в холле детского сада. В этой информации присутствует логопедическая направленность, где отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей.

Кроме того, сейчас мы создаём в детском саду «Библиотеку для родителей», которая помогает повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии. Мы накапливаем материал, который родители могут взять домой. Это прежде всего литература, как художественная, так и методическая, а также дидактические игры, ориентированные на развитие речи.

Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем- логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.

1. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004 г.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.

3. Поваляева М. А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.

Мини-музей «Буквы», как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях логопедической группы детского сада. “Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”. В. А. Сухомлинский На определенном.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием.

Работа с родителями учителя-логопеда Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями, как одно из.

Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Сообщение на тему: «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Елена Караганова От слаженности.

Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников Развитие речи дошкольников – необходимое условие для личностного развития ребенка. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда

  • Меню сайта
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • История детского сада
      • Учредители
      • Паспорт дорожной безопасности ГБДОУ № 6
      • Контакты
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Документы о платных услугах по присмотру и уходу
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
      • Учителя-логопеды
        • Чтобы чисто говорить, надо.
        • Речь и ребенок
        • Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
        • Ваш ребенок-левша
        • Организация коррекционно-развивающей работы с детьми
        • Факты
        • Рекомендации по выполнению домашнего задания
        • Взаимодействие с родителями
        • Играйте и развивайте речь ребенка вместе
        • Кабинеты учителей-логопедов
      • Старший воспитатель
      • Музыкальный руководитель
        • Музыкальный зал
      • Учитель-дефектолог
        • Кабинет учителя-дефектолога
      • Воспитатели
        • Шкатулка идей
        • Развиваем руки-развиваем речь
        • Работа педагога с гиперактивными детьми
        • Экологическая тропа – как форма экологического воспитания дошкольников
        • Развитие логического мышления у детей с ОНР средствами математики
        • Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников
      • Инструктор по физической культуре
        • Физкультурный зал
      • Педагог дополнительного образования
      • Педагог-психолог
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
  • Нормативные документы
  • Профессиональный стандарт
  • Доступная среда
  • Самообследование
  • Прием в детский сад
  • Родителям
    • ЦМПК
    • ТПМПК
    • Памятки прокуратуры Санкт-петербурга
    • Прием в детский сад
    • Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью
    • Родительский клуб
    • Осторожно-открытое окно
    • Льготы на РЖД многодетным семьям
    • Для родителей будущих первоклассников
  • Консультационный центр
  • Вариативные формы дошкольного образования (ЦИР)
  • Контакты
  • Горячая линия
  • Информация о вышестоящих организациях
  • Антикоррупционная деятельность
  • Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
  • Безопасность
    • Пожарная безопасность
      • Прием образовательного учреждения к новому 2018-2019 учебному году сотрудниками ОНДПР
      • Пожарная безопасность при проведении Новогодних и Рождественских праздников
    • Дорожная безопасность
      • Памятка по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах
    • Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте
    • Терроризм и ликвидация чрезвычайных ситуаций
    • Гражданская оборона и чрезвычайная ситуация
    • Опасность выхода на лед водоемов
  • Питание
  • Медицина
    • Профилактика туберкулеза
    • Медицинский кабинет
    • Профилактика гриппа и ОРВИ
    • Профилактика коронавируса
  • Электронные образовательные ресурсы
  • Электронное обращение граждан
  • Гостевая книга
  • Благоустройство города
  • Версия для слабовидящих
  • Специальная оценка условий труда
  • Фото групп
    • группа № 1
    • группа № 2
    • группа № 3
    • группа № 4
    • группа № 5
    • группа № 6
    • группа № 7
    • группа № 8
    • группа № 9
    • зал ЛФК
    • комната психологической разгрузки
    • театральная студия
  • Новости ГБДОУ № 6
  • Объявления
  • Эксперту НОК УООД
    • Нормативная база
    • Показатель 1
    • Показатель 2
    • Показатель 3
    • Показатель 4
    • Показатель 5
  • Результаты анкетирования получателя образовательных услуг
  • Единый календарь событий 2018-2019
  • Мероприятия по реализации государственной социальной политики
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью
  • Василеостровские новости
  • Карта сайта
  • Архив

Меню пользователя

Взаимодействие с родителями – залог успеха работы учителя-логопеда.

Учитель-логопед Коротченко Яна Юрьевна

Коррекция речи – это кропотливая небыстрая работа, требующая немалых усилий со стороны логопеда, родителей и ребёнка.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, и , во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого непосредственного общения со своим ребёнком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.в коррекционном процессе. Ещё В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать её в свою работу. Ни одна педагогическая система не может считаться успешной, если в ней не задействована семья.

Для благополучного речевого развития ребёнка требуются сотрудничество, взаимодействие, доверительность в отношениях между логопедом и родителями. Родители должны стать не только своими союзниками , но и главными помощниками логопеда.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе ,так как родителя помимо знаний педагогических должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Вовлечение родителей в коррекционный процесс позволяет повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который он приобретают благодаря работе педагогического коллектива логопедической группы. Партнёрство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает лёгкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – залог успеха ребёнка начальной школы

Проблема сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с нарушением речи, актуальна и сложна в современном образовательном пространстве. К, сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. У многих из них проблемы остаются и в начальной школе.Происходит нарушение чтения и письма (дислексия и дисграфия). Причины дислексии и дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.

Важным условием для успешного обучения детей с нарушением чтения и письма, является организация педагогической и психологической помощи в образовательном учреждении. Для содействия в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности обучающихся необходимы:

  • ранняя своевременная педагогическая и психологическая диагностика;
  • оказание целевой педагогической и психологической помощи детям с нарушением чтения и письма для устранения потенциальных препятствий к их обучению;
  • регулярная оценка динамики развития и образовательных достижений детей в процессе специализированной помощи;
  • активное взаимодействие родителей с учителем-логопедом и другими педагогами по преодолению речевых нарушений, дислексии и дисграфии;
  • создание в семье благоприятных условий для устранения у ребёнка речевых недостатков.

Дети с речевыми нарушениями требуют к себе особого внимания, личностного подхода и большого терпения, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Родители же, часто сталкиваясь с трудностями в общении сосвоими детьми, не пониманием того, как помочь ребёнку, самопроизвольно отстраняются от работы над педагогическими знаниями и умениями, перекладывая всю ответственность только на педагогов.

Без сотрудничества педагогов, в особенности учителя-логопеда, с родителями успех в педагогической деятельности значительно снижается. Учитель-логопед должен проинформировать родителей о результатах обследования, целях, ожидаемых результатах, предполагаемых сроках работы. Основная задача родителей – закреплять навыки, усвоенные ребёнком на занятиях и при необходимости выполнять с ним домашние задания.

Для того, чтобы родители поняли, насколько необходима и важна их помощь учителю-логопеду, рассмотрим некоторые этапы его работы и участие в них родителей.

  1. Сбор анамнестических сведений. Они необходимы для того, чтобы сделать адекватные выводы относительно логопедического заключения. Важно иметь представление об анамнезе ребёнка, его раннем речевом развитии. Эти сведения позже находят отражение в речевой карте.
  2. Выявление особенностей семейного воспитания. На этом этапе родители обычно заполняют анкету. Эти данные дают возможность проанализировать ближайшее окружение ребёнка, воспитательный потенциал семьи, понимание проблем в его речевом развитии.Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В ней он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.
  3. Разработка индивидуального маршрута обучения и подбор индивидуальных программ.Здесь очень важно предъявлять обучающимся единые требования, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, а также вносить необходимые коррективы в их обучение.
  4. Анализ достижений обучающихся, диагностика. На данном этапе учитель-логопед информирует родителей о достижениях ребёнка, о его трудностях. Родители активно участвуют в решении проблем.

Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции. И здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Ниже предлагается анкета для родителей. Она поможет проанализировать, насколько Вы готовы к сотрудничеству с образовательным учреждением и учителем-логопедом

  1. Если учитель-логопед пригласит меня на индивидуальную консультацию, я обязательно приду.
  2. Если у меня возникнут вопросы к учителю-логопеду, я обязательно их ему задам.
  3. Если меня попросят выступить перед детьми и рассказать о своей профессии или хобби, я соглашусь.
  4. Если мне предложат сделать с ребёнком совместную поделку для конкурса, проводимого образовательным учреждением, я соглашусь.
  5. Я всегда посещаю родительские собрания.
  6. Я подхожу к педагогам и советуюсь, с ними, если у моего ребёнка проблемы в обучении.
  7. Я готов принимать участие в мероприятиях для родителей помимо родительских собраний.
  8. Я покупаю по своей инициативе книги и игры, направленные на развитие речи ребёнка.
  9. Я знаю программу, которой руководствуется учитель-логопед при обучении моего ребёнка.

Игры и упражнения, которые помогут Вам сблизиться с ребёнком, расширить общение, развить его память и внимание.

  • «Читаем вместе» (совместное чтение книги каждый вечер, не менее часа. Обсуждение поступков героев, беседы по тексту).
  • «Шифровальщики» (придумать слово по первому слогу, назвать последний слог в слове).
  • «Слова-невидимки» (находить в слове маленькие слова).
  • Составление кроссвордов на различные темы.
  • «Не перепутай» (ведущий говорит слово по заданной теме, следующий игрок повторяет слово ведущего и добавляет своё, третий – повторяет за двумя игроками и только потом добавляет своё и т.д. Количество слов доводим от 10 до 15).
  • «Что увидел интересного» (по дороге в школу и из неё замечать, что изменилось или что увидел интересного. Формировать умение рассуждать, высказывать свои мысли).
  • «Красивые слова» (подбирать к словам-предметам действия, признаки, качества).
  • «Что перепутал художник», «Найди отличия», «Что спрятано на картинке».
  • «Назови буквы и звуки» (назвать правильно сколько букв и звуков живёт в слове, написать слово правильно).
  • «Покажем сказку» (обыгрывание сказки по ролям).

Педология

Автор: Панина Лариса Анатольевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ “ОЦ” с Кротовка СП д/с “Родничок”
Населённый пункт: Самарская область село Кротовка
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»
Дата публикации: 04.12.2019
Раздел: дошкольное образование

«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»

Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства,

потребностями детей с и неподготовленностью родителей к их удовлетворению.

нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных

образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями).

Цель новой модели взаимодействия – активно включение в образовательный процесс

родителей, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в

ДОУ, так и в домашних условиях.

логопеда, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей — важней-

ший аспект повышения результативности обучения.

определение содержания и форм сотрудничества логопеда и родителей;

представление родителям образовательных результатов детей;

Создание системы взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР и апробирование

нетрадиционных интерактивных форм совместной работы.

По утверждению М.Ф. Фомичёвой, В.И. Рождественской, Н.С. Жуковой и др., родители

зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех

сторон речи ребенка, в то время как «. навык правильной речи, как и все добрые навыки,

приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей

детского сада и школы в деле культуры родного языка». Систематическое, умелое воспитание

работающих под руководством логопеда.

Осуществление помощи родителям целесообразно проводить с использованием как

традиционных форм (родительские собрания, консультации, оформление папок-передвижек,

ведение тетрадей взаимосвязи), так и современных интерактивных форм взаимодействия

(мастер-класс, «Родительская гостиная», конференция, совместный досуг).

нарушения речи, необходимо определить содержание, этапы, направления, формы и методы

Содержание работы зависит от ряда факторов:

уровня образованности родителей (законных представителей)

возраста ребенка и этапа его развития;

уровня несформированности лексико-грамматической стороны речи;

отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи;

уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и спе-

В структуре коррекционнологопедической компетентности родителей были выделе-

ны четыре компонента:

мотивационно-целевой — постановка четкого видения целей и задач логопедичес-

кой работы по преодолению ОНР сформированность устойчивых внутренних мотивов для

коррекции имеющихся недостатков;

когнитивный — обучение теоретическим и технологическим знаниям о специфике

нарушений в речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также

доступным способам и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;

деятельностный — организация занятий с ребенком в домашних условиях для

достижения максимальных результатов;

—оценочный — способность самостоятельно оценивать качество собственных уси-

лий и эффективность занятий с ребенком дома

подготовительно-организационный; основной; итоговый.

На первом этапе логопед ДОУ:

изучает запросы родителей через анкетирование;

разрабатывает и начинает реализовывать совместно с семьей индивидуальную про-

грамму помощи ребенку;

определяет формы совместной деятельности с родителями и их содержание.

обрабатываются полученные результаты и оформляются необходимую документацию.

коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР. Проводятся групповые или

организуются лектории, семинары-практикумы и др.

Центральное место в работе с родителями на каждом этапе занимают такие направ-

ления деятельности, как:

повышение уровня компетентности родителей;

психологическая помощь и поддержка родителей и семьи;

заданий, игр на отработку лексико-грамматических конструкций.

Содержание итогового этапа зависит от того, останется ли ребенок в ДОУ, переходит в

другую возрастную группу, или покинет его. При продолжении обучения в ДОУ целе-

сообразно проанализировать проделанную работу, оценить ее эффективность, внести кор-

ректировки и спланировать будущую деятельность.

Необходимое условие закрепления достигнутого — активное воздействие на родителей

с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение адекватными способами

коммуникации и доступными способами коррекции.

компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят:

тест-опросник, выясняющий родительское отношение к коррекции имеющихся у

ребенка недостатков, а также возможности и желание родителей участвовать в коррекции;

анкетирование родителей, выясняющее отношение родителей к ходу и ожидаемым

результатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера

взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка;

беседа с родителями для получения сведений о ходе раннего речевого развития ре-

ознакомление родителей с логопедической диагностикой — с действительным со-

стоянием речи ребенка на момент обследования в начале учебного года.

оценки уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.

Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы.

Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе рече –

вого развития ребенка.

Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в об-

щении с родителями.

Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных зна-

Способность вызвать интерес ребенка к занятию.

Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.

В соответствии с выделенными критериями были определены четыре уровня коррек-

ционно-логопедической компетентности родителей.

уровень. Предполагает четкое, осознанное понимание целей и задач лого-

педической работы по устранению ОНР, сформированность устойчивого внутреннего мотива

Читайте также:  Логопедическая ритмика
Ссылка на основную публикацию