Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

«Взаимодействие педагогов в рамках реализации комплексного подхода в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Одним из основных способов оптимизации обучения (1982) Ю.К.Бабанский [1] назвал комплексное планирование и конкретизацию задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода он видел, прежде всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются во-первых на формирование личности ребенка в целом, а во-вторых на интеграцию в целостную систему всех идущих на нее целенаправленных влияний.

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimodeystvie_-_seminar.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов в рамках реализации комплексного подхода в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ»

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др.

Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся отклонения и предупредить возникновение следующих.

Одним из основных способов оптимизации обучения (1982) Ю.К.Бабанский [1] назвал комплексное планирование и конкретизацию задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода он видел, прежде всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются во-первых на формирование личности ребенка в целом, а во-вторых на интеграцию в целостную систему всех идущих на нее целенаправленных влияний.

Таким образом, «в основе комплексного подхода лежат идеи единства, целостности, неразрывности воспитательно-образовательного процесса. Проявляется комплексный подход прежде всего в соблюдение целостного, системного характера целей, подцелей, задач и отдельных операций воспитания и обучения.. это требование значительно возрастает в том случае, когда речь идет о воспитательно-образовательном процессе, осложненном теми или иными специфическими особенностями его непосредственных участников» [9,5].

Именно комплексный подход к организации всего воспитательно-образовательном процесса может обеспечить максимальное устранение нарушений моторного, психического и речевого развития ребенка. Реализация принципа комплексного подхода в воспитании и развитии детей с ОВЗ, построение системы развивающих задач требуют определенной опоры на структурные компоненты педагогического процесса. Необходимость такой опоры отмечают Н.А.Короткова и Н.Я.Михайленко [5,160]. Они считают, «что эти структурные компоненты, с одной стороны будут «вбирать» в себя развивающие цели, заданные программой, а с другой – организовывать реальную жизнь детей в детском саду».

В качестве основания для выделения структурных компонентов педагогического процесса Н.А.Короткова и Н.Я.Михайленко правомерно называют типы взаимодействия взрослого с детьми, которые могут быть различными в зависимости от занимаемой взрослым позиции по отношению к детям: позиция учителя, позиция равного партнера, позиция создателя окружающей развивающей среды и предметного мира ребенка.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, а также реализации таких принципов образовательной деятельности, как «адаптивность», «интегративность», «комплексность», принципов «содействия и сотрудничества детей и взрослых», «сотрудничества организации с семьей», которые выступают в качестве ведущих принципов современной государственной политики Российской Федерации на сегодняшней день.

Одним из важнейших условий успешного обучения и воспитания ребенка с ОВЗ является обеспечение его комплексного сопровождения в образовательном процессе. Под сопровождением понимается участие в образовательном процессе специалистов в сфере коррекционной педагогики, педагогов-психологов, медицинских работников, обеспечивающее максимальную эффективность обучения и воспитания с учетом специфических потребностей ребенка.

В работе с детьми с ОВЗ очень важен комплексный, системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОО, направленную на коррекцию имеющихся нарушений. Комплексный подход предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей и социума, что способствует повышению качества коррекционной работы.

Взаимодействие педагогов нашего учреждения в процессе коррекционно – развивающего сопровождения детей с ОВЗ выстраивается в рамках реализации комплексного подхода.

В 1999 году издано учебно-методическое пособие «Комплексный подход к формированию лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи. В разработке данного пособия принимали участие педагоги нашего учреждения.

В 2000 году было издано учебно-методическое пособие по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников С.Н.Сазоновой «Слово за словом», в котором представлены материалы комплексного планирования коррекционно-педагогической работы, основу которого составляет программа работы учителя-логопеда и обусловленная ею коррекционно-воспитательная деятельность по всем направлениям развития ребенка дошкольного возраста.

В 2010 – 2012 учебном году наше учреждение являлось территориальной опорной площадкой по теме «Взаимодействие педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ».

В 2012 – 2013 учебном году территориальной инновационной (апробационной) площадкой по теме «Организация коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с ФГТ».

В рамках деятельности площадок педагогами нашего учреждения были разработаны учебно-методические рекомендации, представляющие собой тематическое планирование педагогического процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, ЗПР среднего, старшего возраста.

С введением ФГОС ДО рекомендации были переработаны с учетом новых требований.

Данное пособие включает все виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Учебно-методические рекомендации предназначены для учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре и могут быть использованы в целях обеспечения непрерывной системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.,1982.
  2. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.:ВЛАДОС, 2004.
  3. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 – №3.
  4. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005 – №3.
  5. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. – М.:Педагогика, 1990.-160с.
  6. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб: Речь, 2003.
  7. Марус О.В. Роль диагностики в воспитательно-образовательной работе ДОУ. – Статья из Интернета.
  8. Сазонова С.Н. Слово за словом. II часть. Учебно-методическое пособие по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников. – Новокуйбыщевск, 2000.
  9. Холмогорова Л.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. – Статья из Интернета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлена проектная деятельность старшего воспитателя, направленная на сопровождение воспитателя в рамках освоения и реализации ФГТ.

Система коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в структуре комплексного психолого-педагогического воздействия способствует не только совершенствованию коррекционно-логопедическ.

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству .

Сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология детства. Социальные и психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка», Красноярск 2016г.

Данный материал наглядно представляет собой систему взаимодействия педагогов детского сада в рамках сопровождения воспитанников с ОВЗ (детей-инвалидов), цели, дозировку и направления работы с учетом с.

Организация комплексного подхода формирования фонетической стороны речи.

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта.

КОМПЛЕСНЫЙ ПОДХОД И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №953»,

учитель-логопед, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №953»,

учитель-дефектолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №953»,

Достижению наибольшей эффективности в психолого-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует комплексное взаимодействие педагогов и их совместное решение коррекционно-образовательных задач. В связи с этим, возникает потребность в поиске новых эффективных методов и подходов в коррекционно-развивающей работе.

Под комплексным подходом мы подразумеваем всестороннее изучение и оценку особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, индивидуально-личностные особенности, учитывает его социальную ситуацию развития [1].

Эффективность комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется преемственностью в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психо­логическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [2].

Заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) – это основной государственный документ, на основании которого ребенку в образовательной организации создаются специальные условия обучения и воспитания: адаптированная образо­вательная программа, специальные методы обучения и воспитания, группа малой комплектации, работа со специалистами и т. д. Право выбора образовательной организации предоставляется родителям детей или их законным представителям.

Контингент наших воспитанников – это дети со сложной структурой дефекта (когнитивными нарушениями, сочетающимися с речевыми, эмоционально-волевыми, двигательными и сенсорными нарушениями). На первый план в их развитии выступают выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, специфические нарушения познавательной деятельности и речи.

Особая значимость в нашей комплексной работе принадлежит принципу динамического изучения, который опирается на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуального и потенциального (зона ближайшего развития). Этот принцип подразумевает необходимость увидеть не только дефициты развития ребенка, но и выявить его потенциальные ресурсы.

Работа проводилась на базе ГБОУ Школа № 953 ДО 3 (детский сад компенсирующей направленности) и основной ее целью была коррекция эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер развития детей в системе комплексного взаимодействия специалистов.

Коррекционно-развивающая работа состояла из нескольких этапов:

Основными задачами диагностического этапа были: выявление трудностей, дефицитов и ресурсов развития детей; составление индивидуального образовательного маршрута; составление психолого-педагогической характеристики ребенка, а также привлечение и мотивация родителей на взаимодействие с педагогами, консультирование и информирование их по результатам диагностического обследования. На этом этапе мы проводили комплексную диагностику развития детей, консультировали родителей и педагогов. В большинстве случаев, одним из эффективных способов взаимодействия с родителями, являлось совместное консультирование родителей одновременно тремя специалистами.

Коррекционный этап. С учетом выявленных причин, возмож­ностей и особенностей развития детей, мы совместно разрабатывали план комплексных коррекционно-развивающих занятий. Они проводились в группах различного возраста.

Коррекционный этап включал комплексные занятия с детьми, которые совместно проводили специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог. Основными задачами этого этапа были: коррекция познавательных процессов, развитие основных компонентов деятельности, коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование навыков конструктивного взаимодействия, сплочение детей, создание доброжелательных взаимоотношений детей, улучшение качества речи, расширение словарного запаса, развитие коммуни­кативных навыков и др.

На коррекционных занятиях мы использовали элементы технологии социализации «Клубный час». Это выглядит следующим образом: дети из подготовительной группы приглашают в гости малышей и показывают им театрализованную сказку. Далее, после театрали­зованного представления, старшие ребята провожают малышей в зал для игрового путешествия по мотивам сказки. Вместе со сказочными персонажами дети играют в коммуникативные и обучающие игры, взаимодействуют друг с другом, выполняют задания дефектолога, логопеда и психолога, смотрят тематические презентации. Итогом таких занятий является не только решение коррекционных задач, а также приобретение детьми положительного опыта сотрудничества, конструктивного взаимодействия и доброжелательного отношения друг к другу.

На заключительном этапе мы проводили динамическое наблюдение и диагностику, индивидуальные и групповые консуль­тации для родителей, разрабатывали индивидуальные психолого-педагогические рекомендации для каждого ребенка.

По результатам проведенной работы, нами была разработана модель комплексной работы специалистов с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Модель наглядно демонстрирует взаимодействие всех педагогов, специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями и представляет собой целостную систему.

Ее цель состоит в организации и оптимизации коррекционно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы.

Воспитатели, родители и специалисты работают в едином ключе и тесном контакте с ребенком, поддерживают согласованный подход и единый стиль работы с ребенком и его семьей в целом.

Констатирующий эксперимент, проведенной до и после комплексной коррекционно-развивающей работы, показал, что у большинства детей на статистически значимом уровне (при p≥0,05) отмечается положительная динамика в развитии. Мы отметили, что после проведенной работы, у детей значительно снизился уровень негативных эмоциональных реакций и дезадаптивных поведенческих тенденций, повысился уровень социальной компетенции и познава­тельной мотивации, расширился словарный запас, улучшилось качество речи, деятельность детей стала более целенаправленная и осмысленная, повысилась работоспособность.

Таким образом, проведенная комплексная коррекционная работа показала свою эффективность и практическую значимость.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

автор: Галахова Любовь Павловна

педагог-психолог КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Галахова Любовь Павловна,

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогами стоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, образования, воспитания и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях многоуровневого междисциплинарного объединения .

Необходимость совершенствования психолого — медико-педагогического сопровождения детей и подростков, которые учатся в КГБОУ «Барнаульской общеобразовательной школе-интернате № 6» определяется тем, что это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями развития центральной нервной системы («задержка психического развития органического генеза», «нарушение интеллекта»), нарушение слуха, зрения . Учитывая тот факт, что это смешанный контингент обучающихся, можно рассматривать вопрос об организации взаимодействия специалистов в ходе психолого-педагогического сопровождения разных категорий учащихся, речь пойдет не о программах обучения, а о тех принципах, методах, приемах взаимодействия специалистов.

Комплексная реабилитация детей включает в себя оказание медицинской, психологической, педагогической, социальной и логопедической помощи, способствуя тем самым наиболее полной социальной интеграции. Важно придерживаться следующей стратегии – любой ребенок, будь то с проблемами интеллектуального развития, или ребенок с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду.

Реализация данной стратегии стала возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры школы-интерната, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

Важным условием комплексного воздействия, как отмечалось выше, является взаимодействие специалистов разного профиля в процессе диагностики, лечения, коррекции, сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении службой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. (ПМПк) Это устойчивая система, объединяющая узких специалистов: педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных работников и других специалистов, осуществляющих комплексную коррекционную работу в интересах ребёнка.

Для успешной реализации поставленной задачи специалисты ПМПк взаимодействуют со всем педагогическим коллективом при условии включения родителей в процесс сопровождения развития ребёнка. Родители, законные представители обучающихся, должны дать письменное согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Главная идея психолого-медико-педагогического сопровождения — создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Каждый специалист решает вопросы в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и в то же время создает одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка. Ребенок, получивший документ, (на психолого-медико-педагогической комиссии ПМПК) подтверждающий его право на обеспечение специальных условий для получения им образования, приходит в образовательную организацию, где происходит его оформление как ребенка с ОВЗ.

В этом случае, на ПМПк проводят:

  • анализ информации;
  • определение направлений ПМП сопровождения;
  • разработка адаптированной образовательной программы (АОП);
  • проектирование АОП;
  • составление рекомендаций для обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
  • включение родителей в процесс ПМП сопровождения.
  • выработка стратегии индивидуального оценивания обучающегося;
  • выработка стратегии поведения по отношению к сопровождаемому во время уроков или мероприятий;
  • выполнение рекомендаций каждым участником ПМП сопровождения;
  • реализация программ коррекционных и профилактических мероприятий для обучающихся с ОВЗ и родителей.

Итак, цель ПМП сопровождения — обеспечение развития обучающегося через создание специальных образовательных условий (СОУ), способствующих успешной адаптации, реабилитации, освоению адаптированных основных образовательных программ (АООП).
Основными направлениями ПМП сопровождения обучающихся с ОВЗ являются:

  • проектирование образовательной среды, исходящее из необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с ОВЗ, опираясь на возрастные нормативы развития как критерии адекватности образовательного воздействия;
  • поддержание функционирования ребенка с ОВЗ в условиях оптимального для успешного раскрытия личностного потенциала образовательного воздействия.

В случае необходимости уточнения или изменения рекомендаций, ребенок с ОВЗ вновь направляется на ПМП комиссию для изменения образовательного маршрута.

Необходимо уточнить, что под консилиумом, тем более комплексным психолого-медико-педагогическим консилиумом, понимается постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

В то же время необходимо различать задачи, входящие в компетенцию консилиума, и задачи общепедагогические, не требующие включенности этого мощного структурного образования школы-интерната. Следует перечислить задачи, которые выходят за рамки компетенции ПМПк и должны решаться непосредственно педагогами с минимальным привлечением психолога. Например,

  • сиюминутные проблемы обучения, которые вызывают тревогу у педагога, но в связи со своей незначительной продолжительностью не являются задачей работы консилиума в целом и психолога в частности;
  • кратковременные проблемы поведения, связанные в первую очередь с сиюминутной ситуацией в семье;
  • разработка программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса.

Психолог, конечно, не отказывается в целом от того, чтобы прокомментировать психологическую составляющую этих задач, довести до сведения педагогического состава и администрации свою позицию в этом отношении.

Работа консилиума с ребенком иногда начинается по запросу родителей (лиц, их замещающих в школе-интернате есть обучающиеся воспитанники детского дома), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. Согласие родителей документально зарегистрировано. Письменное согласие родителей или опекунов — стандартная процедура, позволяет предупредить ряд конфликтных ситуаций, связанных с экспертизой.

Если по конечным итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития. Если на промежуточном этапе были получены значительные изменения состояния (не только вследствие деятельности психолога, но и других специалистов) либо произошли какие-то незапланированные события, сами по себе резко изменившие как состояние, так и условия существования ребенка, обсуждение этой ситуации всеми специалистами на консилиуме также является необходимым.

Задачи, на которые ориентирована деятельность каждого из предлагаемых типов консилиумов.

Плановый консилиум школы-интерната решает следующие задачи:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей;
  • выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ коррекционной работы;
  • динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;
  • решение вопроса об изменении образовательного маршрута, развивающей и коррекционной работы по завершении обучения (окончании учебного года).

Внеплановый консилиум собирается по запросам специалистов (педагога класса, педагога-психолога или одного из работающих с ребенком специалистов). Как уже указывалось, поводом для внепланового консилиума является отрицательная динамика обучения или развития ребенка, негативные особенности поведения и т.п.

Задачи внепланового консилиума:

  • решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе, каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь);
  • изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
  • решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо в подборе иного типа учебного заведения (повторное прохождение психолого-медико-педагогической комиссии).

Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках работы консилиума является завершающей стадией третьего этапа его деятельности. В дальнейшем работа с ребенком либо в целом завершается, либо продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) с повторением второго и третьего этапов, в ситуации, когда ребенок по-прежнему нуждается в дополнительной помощи. Если ребенок (группа детей) не выходит за пределы типологического норматива данного образовательного учреждения, то оценка динамики освоения программного материала проводится педагогическим составом, классным руководителем на педагогических советах, то есть в рамках обычного образовательного процесса.

Консилиумная деятельность в такой ситуации выражается лишь в мониторинговом компоненте сопровождения. Постоянная деятельность консилиума по отношению к каждому ребенку, детальное обсуждение всех детей вне зависимости от динамики их обучения и развития излишни.

В командной работе специалистов ПМПК реализуются два основных принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный. В полной степени оба принципа могут быть применены и к деятельности школьного консилиума.

Смысл мультидисциплинарного принципа заключается в реализации комплексного подхода, к оценке развития ребенка, что предусматривает необходимость равноправного учета данных и мнений всех специалистов консилиума (от врачей до социального педагога и воспитателей).

Междисциплинарный принцип деятельности специалистов при оценке психического развития ребенка предусматривает необходимость выработки (согласования) коллегиальных подходов при такой оценке и изменения мнения каждого из специалистов в зависимости от мнения других членов ПМПк. Это, в свою очередь, требует соответствующих технологий проведения коллегиального обсуждения, то есть технологий междисциплинарного взаимодействия.

Из вышесказанного следует, что учет принципов командной работы специалистов на первый план выдвигает не столько задачи образования, сколько задачи коррекционно-развивающей помощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи. Все это «…в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав»

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.,2000.
  2. Забрамная, С. Д. Материалы для психолого-педагогического обследования в медико-педагогических комиссиях. – М., 1992.
  3. Кононова Н.С. Взаимодействие ПМП комиссии и ПМП консилиума по проблемам своевременного выявления и сопровождения детей с ОВЗ. Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в коррекционной педагогике» — 2016, http://www.moi-sat.ru/index/sbornik_luchshikh_statej_konferencii/0-173
  4. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М., 2006.
  5. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – Спб., 2009.
  6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2012.
  7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка / под ред. Л. М. Шипицыной. – М., 2012.
  8. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М., 2001.
  9. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005.
  10. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – Спб., 2003.

656065 г. Барнаул, ул. Солнечная поляна, 53.

Социализация детей с ОВЗ

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО

Дата публикации: 06.07.2016 2016-07-06

Статья просмотрена: 1028 раз

Библиографическое описание:

Кожина Т. С., Чудакова Н. В. Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 61-63. — URL https://moluch.ru/archive/116/32012/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.

Ключевые слова: комплекс взаимодействия параллельных служб, психолого-медико-педагогический консилиум, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная программа сопровождения, социализация, коррекционно-развивающая работа

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание стало уделяться адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. В целях оказания помощи детям и родителям, в воспитании детей с особыми потребностями развития, повышения их педагогической и информационной компетентности, а также в целях создания единого коррекционно-развивающего пространства в детском саду и семье в нашем детском саду организована работа психолого-медико-педагогического консилиума.

Одним из направлений работы детского сада является — организация психолого-медико-педагогического комплекса, как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО.

Психолого-медико-педагогического комплекс — это комплекс взаимодействия параллельных служб, где за основу взят опыт организации работы параллельных служб О. Н. Усановой (г. Москва).

На базе МБДОУ д/с комбинированного вида № 83 «Алиса» г. Волжского изначально функционировало 2 группы компенсирующей направленности. В целях обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения всех детей в нашем дошкольном учреждении действовал Координационный совет.

Но в связи с увеличением количества групп компенсирующей направленности и в соответствии с современными требованиями КС, как форма взаимодействия специалистов ДОО, изжил себя. Ему на смену пришел психолого-медико-педагогический консилиум.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими усилиями коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка в ДОО.

В своей работе ПМПк детского сада руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901–6 «О психолого — медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Уставом учреждения и «Положением об организации деятельности ПМПк».

Основные направления деятельности ПМПк в нашем детском саду это:

  1. Выявление проблем развития и здоровья.
  2. Разработка стратегии сопровождения ребёнка.
  3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
  4. Информационная поддержка родителей
  5. Создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье.

Цель консилиума — определение форм, методов, психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из:

– Реальных возможностей ДОО,

– Возрастных и индивидуальных особенностей детей,

– Состояния соматического и психического здоровья,

Таким образом, формы и методы реализации сопровождения каждого ребенка различны.

  1. Выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности развития;
  2. Профилактика перегрузок и срывов у детей;
  3. Определение резервных возможностей организма и зоны ближайшего развития;
  4. Организация коррекционно-развивающей работы;
  5. Взаимодействие между педагогами, специалистами и семьей, участвующими в деятельности ПМПк.

Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ:

  1. В первые две недели пребывания в детском саду осуществляется первичное обследование ребенка с ОВЗ основными специалистам ПМПк (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом детского сада.
  2. После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом работа способствует максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду.

Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного маршрута.

  1. Третьим этапом работы ПМПк является организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического развития ребенка с ОВЗ (1 раз в месяц/квартал) для корректировки индивидуального образовательного маршрута.

Рис. 1. Структура работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОО

Систематически, три раза в год, проводится заседания ПМПк (установочный — на начало учебного года, динамический — в середине учебного года с целью выявления динамики в развитии детей, коррекции действии всех служб, итоговый — в конце учебного года, оценка продуктивности намеченных действий по отношению к каждому ребенку, и представление на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию). Могут проводиться внеплановые заседания консилиума (по заявкам родителей, специалистов по проблемам в вопросах воспитания, обучения, развития детей, которые возникают в течение учебного года, с целью коррекции индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.) Консилиум проводится с приглашением родителей в индивидуальном порядке. Состав консилиума детского сада варьируется в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и др.) — меняются. Это также накладывает определенные условия на совместную деятельность и взаимодействие специалистов.

На консилиуме выявляется уровень развития ребенка по результатам педагогической диагностики, которую проводит воспитатель, согласно образовательной программе, результатов медицинского обследования (анализ анамнеза при поступлении детей в ДОУ), обследования специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и т. д.); рассматриваются резервные возможности развития, определяется эффективность специальной помощи в рамках, имеющихся в нашем детском саду возможностей, привлекаются сторонние социальные институты детства; обеспечивается взаимодействие между всеми параллельными службами детского сада (методическая, педагогическая, медицинская). По результатам консилиума делаются общие выводы по каждому ребенку и составляются рекомендации по организации индивидуального маршрута с детьми группы «риска». Курирующими специалистами группы (учителем-логопедом, учителем-дефектологом) составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Который реализуется в течении учебного года в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка. Для реализации индивидуального подхода к детям, на каждого ребенка ведутся карты индивидуального развития, которые заполняются воспитателем, специалистами детского сада по результатам диагностики и представляются на заседание консилиума. Это позволяет наблюдать степень динамики в развитии ребенка не только в течении года, но и на протяжении всего периода пребывания его в детском саду; выявлять наиболее эффективные формы и методы работы.

Результат работы ПМПк — это разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной программы сопровождения, социализация и интеграция ребенка в социум — все это составляющие стратегии оказания помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.

Рис. 2. Участники психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОО

Не только мы оценили эффективность комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, но и родители детей, посещающих наш детский сад.

Таким образом, деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном учреждении является неотъемлемой частью индивидуального сопровождения ребенка и играет ведущую роль в качественной реализации коррекционно-развивающей работы.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кустова Н. В.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания»

Особенности психолого-педагогического сопровождения

детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989), «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993), «Конвенцией о правах инвалидов» (ратифицирована РФ 25 апреля 2012 г.) и законом РФ «Об образовании» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей.

В последние годы существенно повысился охват образованием детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие дети, считавшие раньше «необучаемыми» (с эмоционально-волевыми, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития), успешно обучаются в школах разного вида и типа, в том числе в общеобразовательных учреждениях и организациях, государственных и негосударственных, работающих по образовательным программам различного уровня. Растет число экспериментальных образовательных площадок, призванных отработать необходимые образовательные модели, финансовые и административные механизмы для открытия доступа к образованию многим категориям детей.

До настоящего времени государственная социальная политика России была ориентирована в основном на изоляцию детей с ограниченными возможностями и содержание их в закрытых стационарных учреждениях. Следует указать, что сама система специального образования функционирует недостаточно эффективно. В итоге традиция сегрегации детей на основе уровня психофизического развития выступала мощным фактором дальнейшего углубления социальной дифференциации и неравенства, противоречила ценностям цивилизованного гражданского общества, нарушая права человека. Решение проблемы находится в направлениях гражданского образования как обучения толерантности, диалогу культур, в осуществлении совместных проектов между школами и вузами, инвалидами и неинвалидами, различными конфессиями, культурными и этническими общинами. Поэтому из стратегических направлений выступают интегрированное и инклюзивное образование. Сопоставим эти различные модели школьного обучения.

Итак, при интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает

возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.

Для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями в среду общеобразовательного процесса необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое затрагивает все сферы жизнедеятельности ребенка.

В условиях инклюзивного образования психологопедагогическое сопровождение организуется и индивидуально, и фронтально.

Деятельность специалистов сопровождения направлена в том числе на подготовку учителей (воспитателей) для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, на формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Сопровождение семьи означает не только её поддержку, это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного класса (группы). Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне (одноклассник моего сына нуждается в специальной книге, специальном стуле, специальном устройстве двери) можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых. При этом координатор по инклюзии в образовательном учреждении является организатором процесса сопровождения, его «двигателем».

На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся (воспитанников), положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В старших классах школы, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.

Учеными установлена прямая связь между наличием социальноэмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология социально-эмоционального взаимодействия предполага-

ет работу с педагогами, «нормально» развивающимися учащимися и их родителями в системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление отрицательных установок, формирование приятия «особых» детей, понимание их особых потребностей, организатором которой также является координатор. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками, у других же детей формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других, он такой же, как все.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждения, сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиле воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

В дополнение к вышеизложенному хотелось бы упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в психологопедагогическом сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.

Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарнотематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы, и т. п.

Таким образом, можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении: непрерывность; системность;

индивидуальный подход; обеспечение положительного эмоцио-

нального самочувствия всех участников образовательного процесса; междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

Современные исследования показывают, что не для всех детей с ограниченными возможностями здоровья интегрированное обучение предпочтительнее специального. Интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии. Это дети, имеющие функциональные нарушения, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Однако оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно если речь идет о тяжелых формах умственной отсталости. Для них подходят такие формы интеграции, как совместное пребывание в образовательном учреждении, проведение досуга в различных внешкольных мероприятиях.

Организация двигательной активности старших дошкольников в течение дня

«Движение – это жизнь» – эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных -малоподвижный образ жизни ребенка.

Задача педагогов – создание всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически развитыми, здоровыми и крепкими.

Оздоровительная работа в ДОУ имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка. В ДОУ созданы следующие условия для реализации этой цели: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, современный спортивный комплекс для детей на улице, физкультурные уголки в каждой группе, кабинет медсестры, кабинет учителя-логопеда. Регулярно проводятся осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники. В ДОУ созданы условия для

Читайте также:  Игры с песком в логопедии
Ссылка на основную публикацию