Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

Взаимодействие педагога дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и другими участниками образовательной деятельности

Рассматривая базовые составляющие деятельности педагога дополнительного образования по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс освоения дополнительных образовательных программ, мы отмечали, что особенности обучающихся данной категории оказывают значительное влияние на цели, задачи, принципы и содержание работы с ними. Проявляются они и в организации взаимодействия участников образовательной деятельности. Определим общие характеристики взаимодействия, наличие которых будет способствовать эффективному решению образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования.

В качестве наиболее благоприятного типа взаимодействия, безусловно, должно выступать сотрудничество. Основные характеристики указанного типа взаимодействия, выделяемые в классификации Л. В. Байбородовой, могут, на наш взгляд, рассматриваться в качестве базовых для определения параметров взаимодействия педагога дополнительного образования с детьми, родителями и коллегами. Рассмотрим подробнее базовые (согласно упомянутой классификации) характеристики сотруднических отношений.

  • 1. Совместное определение целей деятельности всеми ее участниками. Принцип приоритета интересов детей и родителей определяется как один из главных в работе педагога дополнительного образования, поэтому цели и задачи взаимодействия в процессе реализации дополнительных образовательных программ должны изначально определяться коллегиально. Поскольку данная категория обучающихся имеет особые образовательные потребности, в процессе целеполагания обязательно должны принимать участие специалисты (психологи, дефектологи, логопеды); именно их участие обеспечит определение коррекционных задач работы с ребенком, адекватных зоне его ближайшего развития.
  • 2. Взаимоположителъное отношение участников взаимодействия к интересам друг друга. Принцип, регламентирующий рекомендательный характер оказания помощи ребенку и семье в рамках сопровождения, предполагает, что педагог дополнительного образования лично должен быть заинтересован в том, чтобы права детей и родителей соблюдались в полной мере, а их интересы и предпочтения были реализованы в рамках организуемой им деятельности. Именно удовлетворение потребностей ребенка, его личностный рост являются для педагога главным результатом. В свою очередь, обучающемуся и членам его семьи необходимо показать, что все действия специалистов в сфере дополнительного образования направлены на создание оптимальных для освоения образовательной программы условий, а их результат напрямую зависит от заинтересованности ребенка и родителей в успехе совместной деятельности.
  • 3. Субъектная позиция участников взаимодействия. Концептуальная составляющая сферы дополнительного образования ориентирована на то, что участники образовательного процесса должны изначально проявлять активность на всех этапах работы. Реализация базовых принципов работы педагога дополнительного образования с ребенком с ОВЗ невозможна без обеспечения субъектной позиции обучающегося и членов его семьи в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Анализ опыта показывает, что прогресс в развитии и реабилитации детей данной категории может быть достигнут только при наличии совместных усилий всех заинтересованных лиц.

Также в качестве характеристик успешного взаимодействия в психо- лого-педагогической литературе называются параметры срабатываемо- сти и совместимости. Педагоги дополнительного образования, работающие с детьми, имеющими особые образовательные потребности, отмечают, что совместимость можно рассматривать как один из наиболее значимых параметров взаимодействия. Взаимопонимание, готовность принимать ребенка таким, какой он есть, эмоциональный контакт с ним и родителями обеспечивают создание комфортной психологической среды, что имеет особое значение для обучающихся данной категории. Что касается «срабатываемости», то в работе с детьми с ОВЗ развивающий и терапевтический эффект обеспечивается в первую очередь процессом деятельности, в которую включается ребенок, а продуктивный результат в данном случае может отойти на второй план. Конечно, он важен для ребенка, но более значимо для него то, как к нему относятся, как строится общение, насколько он понят и принят окружающими.

Учитывая параметры сотруднического типа взаимодействия, описанные выше, а также принимая во внимание результаты анализа опыта работы педагогов дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями и их родителями, можно выделить несколько правил успешного взаимодействия:

  • 1) отношение к ребенку как к полноценному участнику совместной деятельности. Педагог дополнительного образования должен относиться к ребенку с проблемами в развитии так же, как и к его здоровым сверстникам, явно не выделяя его в коллективе детей. Необходимо постоянно показывать обучающемуся, что имеющиеся у него ограничения не смогут помешать ему проявить себя в выбранной сфере дополнительного образования;
  • 2) опосредованное создание для ребенка в процессе взаимодействия ситуации успеха. Важно, чтобы обучающийся не чувствовал особое отношение к себе: для него успех в деятельности должен быть результатом проявленных им усилий, а не помощи со стороны педагога;
  • 3) профессиональная позиция педагога дополнительного образования. С одной стороны, не стоит жалеть ребенка, навязывать ему свою помощь, создавать «тепличные» условия, демонстрировать в работе опекающий стиль, с другой — необходимо полностью исключить во взаимодействии критическую оценку, отмечая положительную составляющую результата работы обучающегося, консультировать его в плане совершенствования освоенных действий и форм;
  • 4) предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельность. Не стоит удерживать обучающегося от апробации тех способов и форм работы, которые он для себя (в силу имеющихся проблем развития) считает удобными, даже если они противоречат традиционно принятым в данной деятельности. Важно понимать, что возможность проявить себя, в том числе и через изобретение собственных приемов работы, для развития ребенка более значима, нежели освоение нормативных образцовых действий (многие из которых обучающемуся с ОВЗ могут быть и недоступны);
  • 5) стремление не ограничивать обучающегося в его желаниях и наклонностях. Даже если цель, поставленная ребенком, или вид деятельности, в которой он хочет участвовать, с точки зрения педагога или родителей ему недоступна, необходимо поддержать проявленную инициативу. Следует предпринять все необходимые действия (через индивидуальные консультации или занятия), чтобы полученный обучающимся опыт позитивно повлиял на его развитие;
  • 6) оказание помощи ребенку правильно переживать трудности и неудачи, с которыми он сталкивается в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Задача педагога дополнительного образования состоит и в том, чтобы научить ребенка преодолевать возникающие проблемы. Важно сформировать у обучающегося правильное понимание: что-то не получается в силу того, что приложено недостаточно усилий, а не потому, что у него не те возможности, что у других детей;
  • 7) рассматривать родителей и других членов семьи ребенка в качестве основных союзников и помощников педагога дополнительного образования. Анализ программ дополнительного образования, разработанных для детей с ограниченными возможностями, показывает, что большинство из них предполагает активное участие семьи ребенка в организации и проведении занятий с ним, а многие содержат формы совместной деятельности педагогов, детей и родителей, реализуемые в процессе освоения дополнительной образовательной программы;
  • 8) при взаимодействии с родителями необходимо помочь им преодолеть имеющийся у многих семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, комплекс, проявляющийся в отношении к своим детям как к больным, для которых недоступно большинство из того, что предлагается здоровым детям. Многие родители ошибочно полагают, что главная их задача — оберегать своего ребенка от всех проблем, в том числе и через проявление гиперопеки, ограничение круга его общения со сверстниками. Педагог дополнительного образования, организуя взаимодействие с родителями, должен показать им, что их ребенок обладает не меньшим потенциалом, чем здоровые дети, и для его успешной социализации и развития следует верить в его силы и возможности; главное — помочь ребенку их проявить в выбранной сфере.

Несомненно, взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями требует от педагога дополнительного образования проявления определенных усилий. Для достижения позитивного результата целесообразно привлекать к работе с семьей ребенка, имеющего особые образовательные потребности, других специалистов. На каждом из этапов психолого-педагогического сопровождения необходимо осуществлять целенаправленную работу по организации взаимодействия педагога дополнительного образования со специалистами. На основе анализа разрабатываемых организациями дополнительного образования программ работы с детьми с ОВЗ мы выделили возможные задачи и формы осуществления взаимодействия (табл. 2.3)

Варианты взаимодействия педагога дополнительного образования со специалистами

Мой университет

Мой университет

Мой университет

Курсы повышения
квалификации
Курсы профессиональной
переподготовки

Курсы дополнительного
образования для детей
и взрослых
Бесплатные курсы
для повышения квалификации
Вебинары для повышения
квалификации
  • О курсе
  • Программа
  • Результаты
  • Процесс обучения
  • Преимущества
  • Договор

курс повышения квалификации “Взаимодействие субъектов коррекционно-развивающего процесса при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС”

  • Объём курса: 144 академ. часа
  • Продолжительность: 2 месяца
  • Вы можете досрочно закончить обучение
  • 2891.00 ₽
  • 1299.00₽

    Теперь Вы можете оформить заявку на обучение с учетом своих пожеланий, и мы обязательно сделаем всё, чтобы вам было максимально удобно обучаться на курсе.

    Особые условия:

    – Самая выгодная цена курса!
    – Гарантированные подарки каждому обучающемуся
    – Рассрочка оплаты
    – Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
    – Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

    Для кого предназначен курс: педагоги дошкольных образовательных организаций, коррекционных школ, общеобразовательных школ, работающие с детьми с ОВЗ, представители методических центров и родительской общественности.

    В последнее время всё более возрастает значение инклюзивного образования. Инклюзия наравне с коррекционным образованием становится реальностью образовательного процесса в России. Успешность коррекционно-развивающей практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов, родителей, социальных партнёров к совместному взаимодействию. В современной образовательной организации очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты – это, прежде всего, партнеры. Часто проблемным является общение с родителями детей с ОВЗ. Одни из них, на наш взгляд, равнодушны по отношению к своим “особым” детям, другие – готовы “биться до конца”, чтобы сделать всё возможное, а порой и невозможное, чтобы помочь им. Но что же «из себя» представляют родители? Что они чувствуют, как живут со своей болью, проблемами и переживаниями? Чтобы организовать работу с родителями, сделать их союзниками, необходимо понимать их. Поэтому большой раздел курса посвящён вопросу взаимодействия с родителями детей с ОВЗ. Дистанционный курс направлен на подробное знакомство с организацией работы психолого-педагогического консилиума как формы взаимодействия субъектов образовательной практики, на ознакомление с алгоритмом подготовки документов на психолого-медико-педагогическую комиссию и регламентом её работы, на рассмотрение особенностей работы с родителями детей с ОВЗ, возможностей взаимодействия с социальными партнёрами. Курс содержит методические материалы, рекомендации, советы по организации взаимодействия, которые педагоги смогут использовать в своей практической деятельности. Предлагаемый дистанционный курс особенно актуален в настоящее время, когда осуществляется реализация ФГОС (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Цель курса:

    формирование компетенций педагогов при работе с детьми с ОВЗ и их родителями

    Каким образом будет проходить обучение?

    Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

    Выдаваемые документы:

    По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса – Удостовение о повышении квалификации АНО ДПО “Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки “Мой университет” с указанием объема курса – 144 часа.

    И это ещё не всё!

    После оплаты обучения на дистанционном курсе повышения квалификации Вы получите 3 ценных подарка:

    Будем рады видеть Вас на дистанционном курсе повышения квалификации!

    Интересного и эффективного Вам обучения!

    Дифференциация звуков [б-п] в сильной позиции

    Предлагаю план логопедического занятия по коррекции дисграфии у учащихся с ФФНР во 2 классе.

    Конспект коррекционного логопедического занятия во втором классе.

    Цель урока: развивать умение дифференцировать на слух звуки [б], [п ] и безошибочно писать слова с буквами Б и П ( звуки [ б-п] в сильной позиции).

    Задачи:

    1. Уточнить знание слов-терминов: звук, буква, слог, слово, предложение;
    2. Упражнять в определении характеристик согласного звука с доказательством своего утверждения.
    3. Упражнять в подборе обобщающих слов (овощи, фрукты, ягоды, предметы одежды)
    1. Упражнять в дифференциации парных звонких и глухих согласных в сильной позиции и в установлении верного соответствия звук-буква при выполнении письменной работы.
    1. Вызвать интерес к изучению русского языка.
    2. Формировать мотивацию к совершенствованию навыка безошибочного письма.
    • звук [б] согласный, твёрдый, звонкий,
    • звук [п] согласный, твёрдый, глухой,
    • звук, буква, слог, слово, предложение,
    • предметы гардероба
    • овощи (помидор, капуста, репа),
    • фрукты (банан, яблоко, клубника),
    • карточки с заданиями,
    • предметные иллюстрации с изображением овощей, фруктов, предметов гардероба, картинки для слов-паронимов (почки-бочки, борода-порода, баба-папа),
    • опорные схемы для характеристики звуков [б], [п],
    • элементы письменных букв б и д,
    • раздаточный материал (карточки с зашифрованными словами, карточки со слогами, карточки с пропущенными буквами для игры «Живое предложение»),
    • мяч.

    Ход занятия

    1. Составьте буквы из элементов.

    2.Сравнение характеристик звуков,

    1. девочкам хлопнуть, когда услышат[б] или [б , ], мальчикам – когда услышат [п]или [п , ]

    1. Назовите предметы, в названии которых есть [п]([б]).

    2.Назовите эти предметы общим словом.

    Мы в теплицу посадили.
    Поливали и рыхлили.
    На кустах плоды висят.
    Красненьким бочком горят.
    Осенью плодов тех сбор.
    Это овощ — …

    Растёт, зреет, краснеет.

    Помидоры очень полезные растения.

    Обобщающее слово «предметы гардероба».

    2.Чтение слов, подбор обобщающего слова.

    3.Соотнесение слов с картинкой.

    4. Запись слов в тетрадь.

    5.Устно составить предложение с одним из слов.

    На доске таблица с недописанными названиями предметов гардероба. У детей карточки со слогами.

    тинки
    соножки
    саги
    нама
    шля
    футлка
    жама
    сы
    льто
    шу
    рушка
    бобопо
    папабо
    баба
    пибупа
    Во дворе стоят пустые …..
    На деревьях распустились …..
    Этот букет принёс …..
    Во дворе стоит снежная……
    У Деда мороза белая …….
    У этих собак ценная …….
    бочки почки
    папа баба
    порода порода

    1. Впишите в слово на карточке пропущенную букву.

    2 Встаньте со своим словом так, чтобы получилось предложение.

    . а . а П
    ку . ил
    . оре
    . ара . ан
    и
    . одарил
    . ронзовую
    тру . у .

    Тимаева Марина Алексеевна,
    учитель- логопед,
    МБОУ СОШ №64,
    г. Нижний Тагил

    Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

    1. В игре учить ребенка узнавать животных и птиц по голосу.

    2. В игре учить имитировать голоса животных и птиц.

    3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П], [Б’] — [П’] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).

    4. Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения согласных звуков.

    5. Учить составлять предложения по опорным словам.

    6. Учить анализировать и сравнивать слова.

    7. Закреплять у ребенка знания элементарных правил правописания (работа с предложением).

    Задание 1. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу» (развитие слухового внимания).

    Взрослый подражает голосам домашних и диких животных и птиц (например, «ку-ку» — кукушка, «мяу» — кошка), а ребенок угадывает, чей это голос.

    Задание 2. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу». Аналогично заданию 1, но ребенок сам имитирует голоса животных и птиц, а взрослый угадывает, чей это голос.

    Задание 3. Дифференциация звуков [Б] — [П].

    Назвать первый одинаковый звук в словах: батон, булка, баранка.

    Назвать одинаковый последний звук в словах: суп, тулуп.

    Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [П] и [Б], обозначение.

    Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]»:

    п, б, б, п. ; ба, па, по, бу. ; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба.

    Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-ба, ба. ; бу-пу. пу-.

    Повтори за взрослым серию слогов:

    па-ба-ба, ба-па-па, па-ба-па, ба-па-ба, ба-ба-па, па-па-ба.

    Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов»:

    па-ро-ход, ба-ра-бан, па-ра-шют, бу-зи-на.

    Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?

    Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.

    Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П] и [Б]):

    банка, панама, бутерброд, бутылка; павлин, пуговица, палка, баран.

    Задание 4 Из ряда нарисованных предметов выбрать со звуком [Б] ([П]) в названиях.

    Подобрать слова со звуками [П] и [Б].

    Вспомнить загадки на звуки [П] и [Б] (см. темы № 12, 13).

    Задание 5 Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?

    Почка — бочка, пар — . пот — . пой — . папа — . пашня — . пас — . правый — . палка — .

    Задание 6. Дифференциация звуков [Б’] — [П’].

    Назвать первый звук в словах: бегемот, белка, бизон ([Б’]).

    Назвать первый звук в словах: Петя, первый, пила ([П’]).

    Сравнить артикуляцию звуков [П’] и [Б’], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.

    Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б’]»:

    бь, пь, пь, бь. ; пя, бя, би, пи. ; береза, белка, писать.

    Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

    пя-бя, пи-. ; би-пи, бя.

    Повторить за взрослым ряд слогов:

    пи-пи-бй, би-би-пй, би-пй-би, пи-бй-пи, пй-би-би, бй-пи-пи.

    Задание 7 Из ряда картинок убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Б’] и [П’], взрослый при этом картинки не называет

    белка, береза, петух, бегемот.

    Вспомнить загадки на звуки [Б’] и [П’]. (см. темы № 12, 13).

    Вспомнить слова со звуками [Б’] и [П’]. определить место звуков в этих словах (в случае затруднения использовать карточку и зеленые кружки с колокольчиком и без).

    Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П’]. на звук [Б’] в слове. Какое новое слово получилось?

    Составить предложения с этими словами.

    Задание 8. Дифференциация звуков [Б] — [П], [Б’] — [П’].

    Назвать звонкие и глухие согласные звуки; назвать твердые и мягкие согласные звуки.

    Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую букву из этого слова (Б — П).

    Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

    У быка бела губа была тупа.

    Задание 9. Звуко-слоговой анализ слов баба, папа (выкладывание схем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего и различия в схемах).

    Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово папа в слово баба!»

    Чтение, списывание слов, предложений:

    Тут папа. Тут баба.

    Составление предложений по опорным словам (обратить внимание ребенка на порядок слов в предложении и согласование членов предложения): баба, вязать, носки; дрова, папа, рубить.

    Дифференциация б — п в предложениях Тренировочные упражнения

    Задание 1. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками б, п. Запишите их.

    Арбуз и капуста — овощи. В парке было много лип. На бере­зе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

    Задание 3. Спишите Подчеркните буквы б, п.

    Показался желтый бок, Покати — не тронусь с места. Только я не колобок. Приросла к земле я крепко. Не из мягкого я теста. Назови меня. Я .

    Барабан.

    Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан: бум-бум! Слава и Миша были в саду. Услыхали они бой барабана и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

    Задание 2. Выпишите из текста слова с буквами б, п.

    Слова.

    Борис и Клава вышли во двор.

    —Клава, давай подбирать слова на б. Клава сказала: « Боты». Борис крикнул: «Барабан!» Клава придумала: «Булавка». Маленькая Маша сказала: «Лавка».

    — Ты ошиблась. Маша. Надо придумать слова на звук б, а ты придумала на звук л.

    Маша подумала и тихо сказала: « Бусы ».

    Озеро Сенеж.

    Московские школьники любят бывать летом на озере Сенеж. .Около озера густые леса. В них за час наберешь полное лукош­ко грибов или брусники. По дороге можно встретить топкое бо­лото. Перейти через него можно при помощи самодельной пе­реправы. Между лесами луга, поля с цветущей пшеницей. На гречиху за медом летят трудолюбивые пчелы.

    Чудесные места в нашем Подмосковье.

    Задание 4. Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

    палка — балка Старушка опирается на.

    Крыша опирается на. бочка — почка Капусту вытащили из .

    Листья появились из. забор — запор Вокруг дома сделали новый .

    У калитки хороший. забыть—запить Ссору надо .

    Лекарство надо. блещут — плещут В синем небе звезды .

    В синем море волны .

    Задание 5. Выпишите из каждого предложения словосочетание, в со­ставе которого есть буква б или п. Образец: пустая бутылка.

    На столе стояла пустая бутылка из-под молока. В магазин завезли спелые арбузы. Миша смастерил бумажный пароходик. На яблоне красовались спелые яблоки. На сосне пушистая бе­лочка грызет орешки. Осенью мы искали белые грибы. Идут по улице босоногие ребятишки. Я сел под большой тополь. На песчаном берегу видны следы.

    Задание 6. Составьте и запишите предложения, правильно изменяя слова в скобках.

    Боря будет рисовать (петушок), (грибы), (павлин).

    У Полины (барабан), (палочка).

    Бабушка печет (пироги), (плюшки), (бублики).

    Паша лепил (белочка), (грибы).

    Папа покупает (пальто), (брюки).

    Задание 7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. За­пишите их.

    Пустой пузырек. Пестрая блузка. Полный пакет. Пологие берега. Сбор пионеров. Бобовый суп. Полевой букет. Плохая побелка. Полосатые брюки. Зубная паста. Спелые яблоки. Бумажный пакет. Пробный забег. Пополнить запасы. Забавная песенка.

    Задание 8. Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

    Полина в субботу полола бобы.

    Боря в пятницу поливал по­мидоры.

    Вопросы. Что делал Боря? Что делала Полина?

    Задание 9. Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы. Ответы запи­шите.

    Методические указания. Для данного задания используются иллюс­трации к сказке «Колобок». Ответы учеников должны быть полными.

    Куда сел Колобок?

    Что сказала лиса колобку?

    Задание 10. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

    П. олезно, . егать, . осиком, . етя и . оря . о. ежали по росе. Мы нашли под . ерезой . елые гри. ы. Мой . рат

    . оймал . ольшую ры. у. Клу. ок лежал, лежал да в лес . о. ежал.

    Задание 11. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проверьте соглас­ные б, я в конце слова. Выделенные слова разделите на слоги.

    Мама сварила вкусный су. У.. .ори.. .олит зу. Он не смо­жет есть горячий Су. . . уря . овалила телеграфный стол.

    У дома намело . олыпой сугро. Кар. живет в озере. Кра.

    живет в море. На о. ушке рос развесистый ду. . В . улочную

    . ривезли свежий хле. На крыше воркует . елый голу. ь.

    Задание 12. Рассмотрите картинки. Составьте и запишите предложе­ния по этим картинкам.

    Методические указания. Логопед добивается от учащихся распрост­ранения предложения с помощью наводящих вопросов.

    Образцы предложений: Бабушка печем пироги. Рыболов поймал большую рыбу. Петя бросил палку собаке.

    Задание 13. Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложе­ния. Запишите их.

    Бабочка, полянка, над, порхать, белая; Полина, белая, блуз­ка, и, покупать, платочек; из бумага, Боря, змей, делать; тро­пинка, шагал, путник, быстро, по; бабушка, подарить, брюки, новые, Даша. Паша, поблагодарить, бабушка, подарок, за.

    Задание 14. Прочитайте предложения. Правильно ли они составле­ны? Исправьте ошибки. Запишите правильно.

    Паутинка плетет паука. Бутон сидит на букашке. Потолок осыпается с побелки. Ботинки поставили Петю под стол. Граб­ли сгребали ребятами сено и убирали под навес.

    Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

    Дифференциация звуков п-б

    Содержимое публикации

    Технологическая карта №26

    Образовательная деятельность: «Речевое развитие»

    НОД: развитие речи (обучение грамоте)

    Тема: «Дифференциация звуков п-б»

    Задачи: О.- Закреплять правильное произношение звуков п, б, умение выполнять звуковой анализ слов. Учить определять ударный звук в словах

    Р. – Развивать артикуляционный аппарат;

    В. – Воспитывать инициативность

    Целевые ориентиры: знает и различает звук п,б; умеет подбирать слова с данными звуками.

    Освоение содержания образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

    Средства реализации: слайды, су-джок.

    План-конспект игрового НОД

    Л. Ребята, подойдите ко мне. Давайте поздороваемся (здороваются) . Проходите к доске и садитесь на стульчики.

    Л. Ребята, а вы любите сказки?

    – Какие сказки вы любите? (ответы детей) .

    Л. Посмотрите на доску. Героев каких сказок вы видите?

    – это Буратино из сказки «Золотой ключик» и поросята из сказки «Три поросенка» .

    1)Л. Правильно. Послушайте внимательно : Буратино. Какой 1-й звук мы слышим ?

    Л. Поросенок. Какой 1-й звук мы слышим ?

    Л. Молодцы. Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

    – мы будем говорить о звуках Б и П .

    Л. Правильно. Что мы знаем о звуке Б – какой он ?

    – согласный, звонкий, твердый.

    Л. Что мы знаем о звуке П – какой он ?

    – согласный, глухой, твердый.

    Л. Чем они похожи?

    – эти звуки согласные , твердые.

    Л. Чем они различаются?

    звук Б – звонкий , а звук П – глухой .

    Л. Молодцы. Ребята, отгадайте, а эти слова из какой сказки?

    Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря.

    Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года.

    – это сказка «О Золотой рыбке» .

    Л. Правильно. Сегодня мы отправимся в гости к героям этой сказки.

    3) Игра «Наоборот» .

    Л. Долгими вечерами старик со старухой играли в слова со звуками – старуха называла слова со звуком [П] , а старик менял в словах звук [П] на звук [Б] .

    Л. Давайте и мы с ними поиграем.

    Л. пух – бух, почка – бочка, пашня – башня, запор – забор, палка – балка, плещут – блещут, пыль – быль.

    4. Игра «4-й лишний»

    Л. Сердитой была старуха. Каждый день давала старику сложные задания. Кто помогал старику в сказке?

    Л. Правильно, золотая рыбка.

    «Пойди, говорит старуха, отыщи лишнее слово в каждом ряду» . Ребята, давайте поможем старику – найдите лишнее слово.

    баран, банан, бочка, помидор. Лишний помидор, т. к во всех остальных словах мы слышим звук [Б] , а в этом слове – звук [П] ).

    Л. Молодцы, ребята, помогли старику. Старуха дает старику новое задание : «Ступай, говорит, к синему морю, да налови рыбы на обед» .

    Закинул старик невод в море , вот с чем пришел невод : капуста, топор, суп, карп, паровоз, паук; труба, рубашка, забор, бочка, барабан, бабочка

    Какие из слов со звуком П, а какие со звуком Б?

    6. Пальчиковая гимнастика.

    Л. Молодцы, ребята, помогли старику. Давайте отдохнем и поиграем с рыбками на берегу моря.

    Становитесь в круг, и возьмите рыбок в правую руку.

    (читаем стихотворение, выполняем движения руками)

    Рыбки плавали, ныряли

    В чистой тепленькой воде (взять рыбку в правую руку, выполнять волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти):

    То сожмутся (вытянуть руку с рыбкой в центр круга,

    Разожмутся (оттянуть руку с рыбкой назад,

    То зароются в песке (вращательные движения рукой с рыбкой вниз, как будто раскапываем песок) .

    Приседаем столько раз,

    Сколько рыбок здесь у нас (посчитал, сколько рыбок в руках у детей, присели) .

    Отвечают на вопросы

    Благодарит детей за старание и внимательность

    Фронтальное занятие Дифференциация парных согласных б-п

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»

    Конспект группового логопедического занятия
    для обучающихся 2 класса
    с общим недоразвитием речи
    Тема: Дифференциация парных согласных Б-П

    Учитель-логопед:
    Сухман Наталья Борисовна

    с. Амурзет, 2016 г.
    Класс: 2
    Продолжительность занятия: 40 минут.
    Тема: Дифференциация парных согласных Б-П.
    Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи.
    Задачи:
    Коррекционно-образовательные:
    – закрепить умение сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков [б-п]; формировать умение соотносить звуки с буквами; дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях;
    – закрепить понятия: звук – буква; звонкий – глухой, слог;
    – профилактика буквенных замен;
    – обогатить и расширить словарный запас;
    – совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
    Коррекционно-развивающие:
    – развивать фонематические процессы;
    – развивать психические процессы: память, внимание, мышление;
    – развивать коммуникативные навыки.
    Воспитательные:
    – воспитывать умение работать коллективно, в группе;
    – развивать навыки контроля и самоконтроля;
    – воспитывать аккуратность, усидчивость на занятиях.
    Оборудование: рабочие тетради, карточки с буквами, с заданиями, предметные картинки, мяч.
    Ожидаемые результаты:
    После изучения данной темы обучающиеся могут:
    Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении звуков [б, п], понятие звук – бука, звонкий – глухой, слог.
    Уметь: соотносить звуки с буквами, давать артикуляционную и акустическую характеристику звуков [б, п], дифференцировать звуки [б-п] на уровне слогах, слова и предложения.

    I. Организационный момент.
    Психогимнастика.
    – Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
    – Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.
    II. Основная часть.
    1. Сообщение темы занятия
    1. Развитие логического мышлении.
    – Послушайте и отгадайте загадки.
    Смастерили из досок И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (Бочка.)

    На ветках – Плотный комочек. В нем дремлет Зеленый листочек. (Почка.)

    2. Формулировка темы занятия.
    – Какими звука отличаются эти слова? С каким звуками будем сегодня работать?
    – Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Б] – [П]

    2.Сравнительная характеристика звуков (сходство и отличие)
    – Возьмите зеркала и произнесите эти звуки Б, П.
    – В чем сходство и различие звуков?
    Сходство – Какое положение принимают органы артикуляции при произнесении этих звуков?
    Губы: смыкаются, воздушная струя встречает преграду.
    Язык и зубы: не работают.

    Различие – голосовые связки:
    Б – работают (тактильное ощущение – руку на горлышко).
    П – не работают (тактильное ощущение – руку на горлышко).

    – Значит звук Б – какой? (согласный, звонкий)
    – Звук П – какой? (согласный, глухой).
    – Значит это звуки парные. Почему они парные? (органы речи работают одинаково, кроме голосовых связок).

    3. Соотнесение звуков с буквами.
    – На письме звук Б, какой буквой обозначается? (показ буквы на карточке, запись в тетрадь заглавной и строчной буквы).
    – А звук П, какой буквой обозначается? (показ буквы на карточке, запись в тетрадь заглавной и строчной буквы).

    4. Дифференциация звуков и букв на уровне слога.
    – Ребята, скажите, на что можно поделить слова? (слоги)
    – Что обязательно должно быть в каждом слоге? (гласная) Зачем нам нужно уметь делить слова на слоги? (чтобы правильно переносить слова)
    1. Хлопните в ладоши один раз, если услышите слог со звуком [б].
    По – бо – пу – бы – бу – пы – ба

    Хлопните в ладоши один раз, если услышите слог со звуком [п].
    Бу – по – пэ – ба – по – па – бы

    2. Игра с перебрасыванием мяча «Скажи наоборот».
    Ба -, бо – , бу – ,бэ – , бы – .
    Пу-, по, пэ-, пы-

    3. Повтори в той же последовательности слоги.
    По – бо – по
    Па – ба – па
    Пы – бы – пы
    Бу – пу – бу
    Бу – пу – бу

    – Что мы сейчас учились делать? ( Мы учились различать звуки [б – п] в слогах).

    5. Дифференциация звуков и букв на уровне слова.
    1. Отгадайте загадки.
    Определите, какой звук в отгадке и поместите картинку под соответствующие звуки [б, п].
    С хозяином дружит,
    Дом сторожит,
    Живёт под крылечком,
    А хвост колечком. (собака)

    Рядом с дворником шагаю,
    Разгребаю снег кругом.
    И ребятам помогаю
    Делать горку, строить дом.
    (лопата)

    В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке Только желтые лучи У него не горячи. (Подсолнух.)

    13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

    Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, А он взял и улетел. (Бабочка.)

    2. Работа с цифровым рядом – определите место звука [б,п] в словах (поднять соответствующую цифру):
    [б] – забіотливый, приборы, б№абіушка, обІезьяна, бубіен;
    [п] – лампа, п№рипомнил, п№ерепёлка.

    Ш. Динамическая пауза.

    Упражнения на дифференциацию правых и левых частей тела:
    а) Это левая нога, это правая рука.
    Ухо левое у нас, а вот это – правый глаз.
    Это правая нога, это левая рука,
    Ухо правое у нас, а вот – это левый глаз.

    б) На одной ноге постой – ка,
    Будто ты солдатик стойкий.
    Ногу правую – к груди,
    Да смотри не упади.
    А теперь постой на левой,
    Если ты солдатик смелый.
    (Дети выполняют движения по заданной инструкции в соответствии с текстом.)

    3. Работа по индивидуальным карточкам:

    – Вставь П – зеленым цветом, Б – синим.

    аук, ара..ан, анан, атека, уговица, а..ельсин, енал, улка, шайа

    4.Работа по карточке. (Дети работают по вариантам.)
    – Рассуждай по образцу: так как в слове «рыба» перед а четко слышно б, поэтому в слове «рыбка» пишу б.
    рыба ры. ка
    лепить ле. ка

    ястребы – ястре
    хрупок хру. кий

    клубок клу. ки
    крепок кре. кий

    робок ро. кий
    щепочка ще. ка

    улыбочка улы. ка
    шапочка ша. ка

    – Что мы сейчас учились делать? (Мы учились различать звуки [б – п] в словах).

    6. Дифференциация звуков и букв на уровне предложения.
    На доске пары слов:
    Плещут – блещут
    Бочки – почки
    Пропел – пробел

    – Чем отличаются слова? (одной буквой)
    – Правильно! А еще чем?
    – Слова различаются смыслом. Давайте докажем это.
    Работа по карточке:
    – Списать предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

    В синем небе звезды .
    (плещут, блещут)
    В синем море волны .

    На траву выкатили .
    (почки, бочки)
    На деревьях набухают .

    Во дворе петух.
    (пропел, пробел)
    Надо устранить в знаниях.

    – Чему научило нас это задание? (нельзя путать буквы, иначе меняется смысл слова).

    IV. Итог занятия.
    – Наше занятие подходит к концу, и напоследок предлагаю вам игру «Бывает ли такое?» Исправьте предложения:
    Паутина плетет паука.
    Бутон сидит на пчеле.
    Ботинки купили брата.
    Под лампой потолок.
    На почках появилась береза.
    Петух съел медведя.
    Парикмахер печет хлеб.
    Блокноты растут на деревьях.

    – Какие звуки различали на занятии?
    – Чем они похожи? Чем различаются? (обучающие дают артикуляционную и акустическую характеристику звукам)
    Список использованных источников.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М., Просвящение, 2001.
    Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007.
    Межецкая Т.Г. Различаем буквы и звуки: Пропедевтика нарушений письменной речи, М., 2009.
    Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.
    Интернет-ресурсы.

    • WebUrokCom_416479a6ee5100
      Размер файла: 524 kB Загрузок: 0

    Материалы по теме

    • Логопедическое занятие в 1 классе для детей с ОНР по теме: «Дифференциация парных звонких и глухих согласных».…
    • Коррекционно-логопедическое занятие для 2 класса на тему Дифференциация парных согласных Б-П на письме
    • Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Лексическая тема: «Лес».
    • Конспект занятия Дифференциация парных согласных звуков и букв Б –П в словах
    • Фронтальное логопедическое занятие по теме Дифференциация звуков и букв в слогах, словах и предложениях.
    • Конспект на тему Дифференциация звуков [в] и [ф] (фронтальное занятие)
    • Конспект на тему Дифференциация звуков [с] и [ц] (фронтальное занятие)
    • Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Исследование звонких и глухих согласных. Сильная и слабая позиция…
    • Конспект открытого урока-путешествия по русскому языку во 2 классе на тему: «Повторение и обобщение правописания…
    • Русский язык Тема урока: «Повторение и закрепление знаний о правописании безударных гласных, парных согласных ,…

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Читайте также:  Организация и содержание работы по развитию лексической сочетаемости слов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Ссылка на основную публикацию