Взаимодействие логопеда с родителями

взаимодействие логопеда с родителями
консультация по развитию речи по теме

Содержит методы, приёмы повышающие эффективность коррекционной работы. Взаимосвязь с родителями логопатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
взаимодействие логопеда с родителями51 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

С каждым годом число детей логопатов увеличивается. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Не всегда родители, компетентны в вопросах психического и речевого развития детей поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей..

Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

  • педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
  • беседы и консультации, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. ( Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходит от педагогов и ведется в направлении, которое им казалось необходимым .)
  • общие и групповые родительские собрания также родители в роли пассивных слушателей.
  • наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Традиционные форм работы логопеда с семьей не так эффективны:

  • работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
  • родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.

Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителям (по В.А.Петровскому)

1-й этап “Трансляция родителям положительного образа ребенка”. Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: “Ваш ребенок лучше всех”.

2-й этап “Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье”. Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап “Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка”. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап “Совместное исследование и формирование личности ребенка”. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач.

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:

  • приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;
  • помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;
  • убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;
  • убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Информационное просвещение предполагает знакомство:

  • с возрастными особенностями становления детской речи;
  • с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
  • с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение включает в себя:

  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
  • формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

  • Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
  • Дни открытых дверей (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
  • Родительские пятиминутки (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
  • Консультации – практикумы (Совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
  • Родительские собрания
  • Домашние задания (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания;)
  • Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время:”На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.)
  • Выпуск журнала для родителей.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком – логопатом.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

  • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу( Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие)
  • учет индивидуальности ребенка ( педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса)
  • укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
  • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Доверительно-партнерские отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решаются многие личностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный эмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Взаимодействие логопеда с родителями

Аннотация: Одним из сложных и труднокоррегируемым речевых нарушений является заикание.

Статья:

Вопросы интеграции общественного и семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, задачи и принципы сотрудничества педагога и родителей воспитанников были всегда объектом пристального внимания и ученых-дефектологов, и практиков. Одним из сложных и труднокоррегируемым речевых нарушений является заикание. Данные научно-методической литературы и практика работы логопедов с заикающимися детьми показывают, что эффективность логопедических занятий с заикающимися детьми во многом определяется активным и осознанным участием родителей в коррекционном процессе (Г.А.Волкова, Т.А. Болдырева, Л.М.Крапивина, И.Селиверстов, Н.А.Чевелева, и др.).

Консультативно-методическая работа с родителями (лицами их замещающими) является обязательной формой логопедической работы, объясняется она необходимостью воздействия на окружающую микросреду заикающегося ребенка. Ее целью является: обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка; создание правильного отношения к нему дома и в учреждении, которое посещает ребенок, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.

Внимание логопедов при работе с детьми, страдающих данным расстройством речи, должно быть направленно не только на построение коррекционно-логопедической работы в диаде ребенок – учитель-логопед, но и в категории семья – ребенок – учитель-логопед, так как при этом виде нарушении речи у ребенка семья, оказывая влияние на эмоционально – личностное развитие заикающегося ребенка, может как способствовать эффективности преодоления речевого недуга, так и тормозить его. Участие семьи в структуре логопедической работы, отсутствие строго регламентированного содержания и форм организации работы с родителями, создают благоприятные условия для творческого подхода логопеда в организации работы по данному направлению в системе комплексного коррекционного процесса с заикающимися детьми.

Однако, многолетний опыт практической деятельности логопедов показывает, что родители детей с речевыми нарушениями не готовы к коррекционной деятельности, не всегда объективно оценивают уровень их развития, не уделяют достаточно внимания целенаправленному воспитанию ребенка в семье, не могут оказать детям адекватную помощь в соответствии со структурой имеющихся у них отклонений в развитии.

В течение последних лет в рамках психолого-педагогического обследования заикающихся детей проводилось анкетирование родителей( лиц их замещающих) на базах детских образовательных учреждений г. Москвы, г. Дмитрова Московской области. Анкетирование включало вопросы, касающиеся теоретических знаний о заикании и применения их на практике, отношения к заикающемуся ребенку, готовности к сотрудничеству со специалистами.

Анализ ответов родителей на вопросы анкеты, направленных на изучение родительской активности, показал, что заикание у ребенка родители заметили сразу в 81,3% семей, за помощью к специалистам все родители обратились в течение первого полугода возникновения заикания у ребенка. Анализ родительской оценки степени заикания у ребенка показал, что не всегда родители адекватно оценивают степень заикание ребенка, преувеличивая степень его выраженности(46%), некоторые – занижая(35%). Анализ ответов выявил, что у преобладающего большинства родителей изменилось отношение к ребенку в связи с появлением у него заикания: стали более внимательней к ребенку, терпеливее, больше заботиться о нем -72,2%; появился страх, тревога за ребенка; отменили наказания и стали все разрешать – 27,3%.

Семьи, в которых выявились изменения отношения родителей к ребенку в связи с возникновением у него заикания, находятся в зоне риска. Родители, у которых появился страх, тревога за ребенка, могут способствовать развитию тревожности и у их малыша, незаметно перейти на гиперопеку, создавая тем самым у ребенка «льготную позицию заикающегося» (потакание ребенку всем его капризам и т.д.).

Необходимо отметить, что 50% матерей в изучаемых семьях готовы полностью взять на себя ответственность за участие в коррекционном процессе, демонстрируя этим свою заинтересованность и активную позицию в работе по преодолению заикания у их ребенка. Согласно анализу психологической документации, превалирующее большинство матерей этой группы имеют авторитарный психологический тип. Наличие же матерей (50%), не отрицающих передачу ответственности за лечебно-педагогическую работу другому члену семьи, указывает на необходимость повышения мотивации у данных матерей к участию в коррекционном процессе.

До начала коррекционного курса литературу по вопросу о заикании в той или иной степени читали 61,3% родителей. Однако, они не смогли выделить ряд специалистов, участвующих в лечебно-педагогическом процессе. Сложным для них оказалось и определение условий, способствующих успешному преодолению заикания. Подавляющее большинство отдало предпочтение проведению специальных занятий с логопедом, умаляя значимость медикаментозного лечения, соблюдения речевого режима и режима дня ребенка, нормализации семейного климата, ограничения сильных отрицательных эмоций, так и ярких положительных эмоций у ребенка. Применить на практике полученные теоретические знания без помощи специалистов родители не смогли. Об этом свидетельствуют их ответы на вопросы, касающиеся характера организации помощи заикающимся детям (ее комплексной направленности), особенностей взаимодействия с заикающимся ребенком. Анализ ответов выявил, что преобладающее большинство родителей отдают предпочтение индивидуальным формам взаимодействия с логопедом (индивидуальные консультации). Только незначительная часть родителей готова взаимодействовать с логопедом посредством групповых форм организации сотрудничества. Таким образом, для правильного взаимодействия со своим заикающимся ребенком в процессе коррекционной работы, родители нуждаются в повышении мотивации к участию в лечебно-педагогической работе и своей компетентности по данной проблеме.

Анализ разработанных на настоящее время форм взаимодействия педагога и родителей позволяет выделить наиболее оптимальные для организации и активизации формы сотрудничества логопеда с родителями (лицами их замещающими). Коллективная работа представлена в нескольких видах: родительские собрания; консультации, лекции; фронтальные открытые занятия; «круглые столы»; речевые праздники; функциональные тренинги. Родительские собрания – важный элемент стратегии об­щения с семьей, на них закладываются основы сотрудниче­ства и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. На родительских собраниях логопед обозначает цели и задачи совместной работы с родителями, рассказывает о системе логопедических занятий с детьми, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы, акцентирует внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле.

В процессе консультаций, лекции решается задача повышения педагогической компетентности последних. Необходимо, чтобы консультации и семинары не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога-логопеда. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела.

В начале коррекционной работы с детьми педагог-логопед, проводя открытые фронтальные занятия, знакомит родителей с методами и приемами логопедической работы. После каждого открытого фронтального занятия, логопеду необходимо проводить с родителями беседы, в которых проводился бы анализ занятия. Для проведения открытого фронтального занятия логопеду важно продумать, что именно показать родителям, учесть особенности детей и интересы самих родителей.

«Круглый стол» в работе логопеда с родителями – это форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке. «Круглый стол» проводится с родителями, изъявившими желание участвовать в обсуждении предложенной логопедом темы.

Речевые праздники успешно влияют на развитие коммуникативных умений и навыков заикающихся детей, повышение самооценки, осознание необходимости правильной речи, закрепление пройденного материала. Праздники должны соответствовать следующим требованиям: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители).

Функциональный тренинг – форма организации взаимодействия логопеда с заикающимися детьми и их родителями, направленная на автоматизацию у детей навыков плавной речи. Предполагающий групповой «выход» логопеда с заикающимися детьми и их родителями в места общественного пользования (магазин, почта и т.д.), функциональный тренинг способствует привлечению родителей к участию в коррекционной работе, закреплению эмоциональной сплоченности между родителями заикающихся детей.

Индивидуальные формы работы учителя-логопеда с семьей: беседа; индивидуальные консультации; альбом домашних заданий; анкетирование родителей. Беседа является одним из методов психологии, предусматривающим прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Через беседу логопед может получить информацию об особенностях семейного воспитания, потребностях родителей в знаниях, познакомить родителей с результатами обследования детей, дать рекомендации, советы и т. д. Беседа ведется тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

В процессе индивидуального консультации члены семьи получают от логопеда необходимый объем знаний и практических навыков совместной деятельности с ребенком (это различные виды продуктивной деятельности, дыхательная гимнастика артикуляционно-мимическая гимнастика и т.д.). Эта форма взаимодействия с родителями позволяет не только ознакомить, но и научить родителей ребенка элементарным методическим приемам для коррекции его речевых нарушений.

Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудниче­ство логопеда с родителями заключается в выполне­нии последними домашних заданий, направленных на за­крепление тех умений и навыков, которые были приобрете­ны ребенком на занятиях. Альбом домашних заданий является основной формой взаимодействия логопеда и родителей. Через него проходит информация о том, чем занимался ребенок, с каким новым материалом он познакомился, что у него получилось, а какое задание вызвало затруднения. В альбоме родители могут записать свои вопросы, касающиеся коррекционного процесса.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. При помощи анкетирования педагог-логопед может узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Особенно эффективным является проведение анкетирования родителей в начале коррекционного процесса с детьми, так как с помощью полученной информации логопед получает сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.

Третьей группой форм взаимодействия логопеда и семьи, является наглядно-информационная: информационные стенды; применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На стенде могут быть представлены разные сведения: расписание занятий, объявления, информация о программном содержании занятий, перечни рекомендуемых книг, педагогические рекомендации, ответы логопеда на вопросы, заданные родителями («педагогическая почта»). В настоящее время в ходе лекций для родителей используются показы мультимедийных презентаций. Преимуществами применения ИКТ являются: придание лекции систематичности, законченности, целостности; мобильность и простота (требуется запустить только один файл); сохранение основного достоинства лекции – живого общения логопеда с родителями (лицами, их заменяющих) наряду с расширением методического аппарата лектора (в данном случае – логопеда).

Наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнеров – логопеда и родителей, а не основным способом общения. Ведь именно общение способно помочь логопедам и родителям лучше понять друг друга, объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитании ребенка. Поэтапное сопровождение семьи заикающегося ребенка, предполагающее использование разнообразных форм взаимодействия логопеда и родителей (лиц, их замещающих) будет способствовать активизации участия семьи в коррекционном процессе и в целом повышению эффективности логопедической работы.

Литература

1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М. 2003.

2. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания. / Под ред. В.И. Селиверстова. – М. 2004.

3. Миронова С.А., Геркина М.И., Тугова Н.А. Преодоление заикания у дошкольников. / Под. ред. Р.Е.Левиной. – М. 2009 .

4. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. ­– М. 1979, 1994, 2001.

5. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М. 2001.

Статья «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ»

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
– работа с родителями велась не дифференцированно, не учитывались особенности ребенка и семьи;
– родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

Информационное:
– знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
– знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
– знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:
– привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
– обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
– формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников

При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1. Создание у родителей объективного положительного образа ребенка. Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.

3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.

4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ.

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», “Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Организация родительского сообщества в социальной сети “В Контакте”. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

Клуб для родителей “Логопедическая гостиная” Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем. Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей. Таким образом он в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса.

Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашняя игротека. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.

Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе как в логопедической группе, так и на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Семинары – практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
– специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
– информационные стенды;
– тематические выставки книг;
– пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 3216 раз

Библиографическое описание:

Боровик, М. И. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком / М. И. Боровик, Н. О. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 07.01.2021).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Успех коррекционно-воспитательная деятельность педагога-логопеда в значительной степени зависит от активного и квалифицированного участия родителей в процессе речевой коррекции, в воспитании и обучении ребенка. С ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных и коррекционных учреждениях, но и дома, в кругу семьи — в первичной, в наиболее важной и авторитетной ячейке социума для маленького человека, по возможности привлекая к процессу коррекции всех членов семьи.

Однако, даже самые активные и любящие родители как правило не имеют необходимых педагогических знаний и умений, и, в результате, не уделяют ребенку, имеющему нарушения речи, достаточного времени и внимания, либо вовсе отстраняются от проблемы, в наибольшей мере возлагая ее на специалистов. Не менее пагубны также ошибочные методы домашней коррекции, прилагаемые родителями с самыми лучшими намерениями, но без должной коррекционно-педагогической и психологической квалификации.

Таким образом, инициатива формирования такого сотрудничества должна исходить от учителя-логопеда. Список задач достаточно широк: необходимо сформировать комфортную и доверительную общую образовательную среду; внятно и исчерпывающе разъяснить родителям значимость и методику речевой коррекции; добиться активного и правильного участия родителей в воспитании ребенка; объяснить необходимость закрепления успехов, достигнутых на занятиях; снабдить необходимыми для этих целей педагогическими инструментами и обеспечить средствами связи.

Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную просветительскую работу и правильно мотивировать на кропотливую совместную работу с логопедом и ребенком. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и головокружения от возможных сиюминутных успехов. В тех случаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемами ребенка в надежде, что «само исправится», специалисту необходимо не только объяснить важность коррекционной работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, и/или изыскивать альтернативные методы воздействия на ситуацию. Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому.

Однако есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре вида: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие.

  1. Родительские собрания;
  2. Семинары и практикумы (тренинги);
  3. Круглые столы.
  1. Анкетирование;
  2. Собеседования;
  3. Консультации;
  4. Тетради домашних заданий;
  5. Еженедельные итоговые выписки.
  1. Буклеты, информационные листки и газеты;
  2. Открытые занятия;
  3. Логопедическая библиотека;
  4. Сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы.

Объединяющие методы: совместная подготовка и участие родителей и детей в праздниках, выступлениях, играх и развлечениях.

Важнейший инструмент выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей — родительские собрания. На первых собраниях родители получают первичные сведения о структуре данного учреждения, о правилах и распорядке, о целях и задачах специалистов, о динамике прошлых курсов и т. п. Очень хорошим подспорьем в данном случае могут служить видеоматериалы, демонстрирующие успешную работу логопедов, нейропсихологов и других специалистов. Кроме того, такие собрания служат еще и спаечным инструментом, превращающим ранее незнакомых индивидуумов в коллектив, объединенный общими целями, чаяниями и задачами. Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей.

Последующие родительские собрания должны проходить под девизом «Наши дети молодцы!» (положительная динамика). Ни в коем случае нельзя публично хвалить одних детей и их родителей и обозначать проблемы с другими, рискуя потерять с таким трудом налаженный психологический контакт. Вся существующая проблематика должна быть вынесена с коллективного уровня на индивидуальный.

Тайминг родительских собраний должен быть составлен таким образом, чтобы оставалось достаточно времени для вопросов и ответов на них. Вопросы возникают у каждого родителя, но задают их, в силу индивидуальных особенностей, отнюдь не все. Как показывает практика, вопросы, за редким исключением, в целом довольно стереотипны, так что ответы на волнующие темы получают все, и более активные родители, и менее активные.

Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи. Здесь родители учатся правильному обращению с тетрадями для домашних работ. Здесь получают организационные, логопедические и психологические знания и умения, обучаются использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, приемам развития мелкой моторики, внимания, мышления, усидчивости и т. п. Каждый семинар должен быть предельно конкретным, нацеленным на решение актуальных на данный момент времени коррекционных и педагогических задач. Каждый семинар должен быть подкреплен практическими демонстрациями и отработкой приемов коррекционной работы, наглядными пособиями, информационными листками и брошюрами.

Еще большему прорастанию горизонтальных связей педагогическо-родительской среды способствуют круглые столы. В отличие от семинара, девиз которого «Практика, и еще раз практика», круглый стол служит для повышения педагогической культуры родителей. Для теоретического обоснования педагогической, психологической и коррекционной работы с детьми проводить круглые столы можно как в любом учреждении, так и в кругу семьи. К участию в круглых столах с родителями необходимо привлекать как можно большее количество специалистов — логопедов, психологов, врачей, административных работников. Повестка круглого стола состоит из нескольких докладов на волнующие родителей темы, с разъяснениями и дополнениями других специалистов. После выступлений проводится их широкое обсуждение в форме обмена мнениями. Необходимо помнить, что формат круглого стола подразумевает благожелательную, но жесткую модерацию, не позволяющую собеседникам далеко выходить за рамки обозначенной дискуссии из оправданного опасения потери структуры мероприятия и ухода от его целей и задач.

Начинать выстраивать плодотворные взаимоотношения с родителями необходимо уже на стадии сбора первичного анамнеза, с собеседований и анкетирования. Важно максимально близко познакомиться с каждой семьей, создать атмосферу взаимного доверия, показать необходимость и доказать искреннюю заинтересованность в полноценном речевом развитии ребенка. Для этого придется учитывать индивидуальные особенности каждой семьи: ее состав, культурный уровень, условия жизни, степени занятости каждого члена семьи, уровень активности родителей и уровень готовности идти на доверительное сотрудничество с логопедом. Более того, на стадии знакомства весьма рационально использовать комплексный подход: используя данные, полученные не только в очном и заочном общении логопеда с родителями, но и данные, полученные при общении родителей с психологом и врачами т. п.

После первичного собеседования проводятся индивидуальные консультации. Чаще всего они требуются родителям, чьи дети испытывают трудности в улучшении качества речи, нуждаются в медикаментозном вмешательстве и в наблюдении другими специалистами. В рамках таких консультаций подробно рассматривается дальнейший коррекционный маршрут ребенка в каждом конкретном случае.

Тетради домашних заданий — главный инструмент, посредством которого родители получают своевременный набор игр и упражнений для закрепления навыков, знаний и умений, полученных на логопедических занятиях, а также конкретные методические рекомендации для выполнения именно этих упражнений. Традиционные обычные «школьные» тетради, которые заполняются родителями на основании карточек с домашними заданиями, целесообразно заменить небольшими папками с вложенными в них пустыми файлами. В такой файл удобно вкладывать одноразовые карточки большого формата, с уже подготовленными полями для решений. Кроме этого тетрадь может и должна быть использована в качестве главного средства оперативной связи между специалистами и семьей ребенка. Каждое задание должно сопровождаться специальным полем, в котором родители смогут оставлять свои заметки, вопросы, беспокойства и пожелания, а логопед — свои ответы и замечания. Практика показывает, что подобная интерактивность в наибольшей мере способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный и коррекционно-педагогический процесс, крайне наглядно и действенно формирует близкие доверительные отношения родителей и педагогов.

Информационные листки раздаются родителям после родительских собраний, семинаров и плановых консультаций. Их задача — конкретизация поднимаемых на собраниях и обсуждениях тем, целей и методов проведения логопедических занятий, здесь же описывается необходимый для успешной работы с ребенком инструментарий и оглашаются рекомендации по графику и распорядку домашней работы. Кроме того, информационные листки служат приглашением родителей на логопедические занятия.

Родители должны иметь свободный доступ к фронтальным и персональным занятиям в дошкольных образовательных учреждениях. На таких открытых занятиях взрослые могут наглядно ознакомиться с приемами и методами коррекционной работы для последующего применения их в домашних условиях, научиться правильной комбинаторике выполнения целевой речевой работы и развитию высших психических процессов, важных для адаптации ребенка в обществе. Родителям вовсе необязательно оставаться пассивными наблюдателями открытых занятий, очень полезно включать их в педагогический процесс как равноправных его участников. Таким образом родители проходят логопедическую практику, обретают понятие о правильных реакциях на успехи и проблемы ребенка, и одновременно раскрепощаются, налаживают реально действующие контакты с детьми и специалистами.

Крайне полезным подспорьем в общей коррекционной деятельности служит доступная каждому родителю логопедическая библиотека-игротека. Важно собирать в ней не только специальную литературу, не только все без исключения пособия, используемые для занятий и игр дома, интересные статьи и книги, но и оригинальные дидактические материалы и инструменты, созданные педагогами и родителями, аудио-видео документы, работы детей. Логопед всегда должен быть готов предложить родителям те материалы и инструменты, которые необходимы для более эффективного развития именно их ребенка.

Не стоит упускать из виду и современные информационные технологии. Для собраний, семинаров, практикумов и круглых столов отлично подойдут своевременные компьютерные презентации. Короткие, но красочные игровые и учебные презентации служат великолепным инструментом удержания внимания ребенка на групповых и индивидуальных занятиях. Массу полезной для родителей информации можно разместить как на официальном сайте учреждения, так и в социальных сетях. В тех же сетях крайне удобно дублировать актуальную стендовую информацию, давать анонсы мероприятий и приглашать на них родителей. Так же помогает налаживанию единой педагогическо-семейной среды переписка по электронной почте и информационная лента логопеда в формате «вопрос-ответ».

Еще один, не менее важный метод взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком, на который необходимо обратить пристальное внимание — это совместное участие в подготовке и реализации речевых проектов: тематических утренников, праздников, выставок художественных работ и прочих развлечений, демонстрирующих прогресс ребенка в результате совместной коррекционной работы. Участие в подобной творческой деятельности — мощнейший фактор, стимулирующий сотрудничество, доверительность и совместную ответственность родителей и специалистов. Другими словами — идеальный тимбилдинг.

Совершенно очевидно, что только равноправное сотрудничество логопеда, психологов, медработников и родителей — важнейшее условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков, имеющих непосредственное негативное влияние на умственное и нравственное развитие подрастающего поколения. Более того, необходимо сделать равноправным участником такого сотрудничества и самого ребенка.

  1. Закон РФ «Об образовании», М., 2008.
  2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  3. Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.
  4. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.
  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Доронова Т. Н. и др. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  7. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» Детство-Пресс, 2012.
  8. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

автор: Ефремова Ирина Владимировна

учитель логопед, дефектолог Детский сад № 58 «Красная шапочка» г. Нерюнгри

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Автор: Ефремова Ирина Владимировна

Организация: МДОУ «Детский сад № 58 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Саха (Якутия).г. Нерюнгри

Педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья . В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Решение проблемы речевого недоразвития требует комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции. Положительный результат коррекционной работы может быть достигнут только при условии взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагогов и родителей воспитанников) в рамках единого образовательного пространства. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольными организациями, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».

При выстраивании отношений между мной, учителем-логопедом и родителями выявляются противоречия: между различиями в позициях учителя-логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей, между необходимостью участия родителей в коррекционно-развивающем процессе и отсутствия должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей. Многие из родителей не имеют элементарных представлений о развитии речи своих детей. Одни родители самопроизвольно отстранялись от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком. Я сталкиваюсь с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Важно учесть различные социальные и педагогические факторы: уровень нравственного и духовного воспитания самих родителей, их образование, жизненный опыт, их подход к воспитанию детей.

В связи с этим актуальным является один из механизмов реализации ФГОС ДО — повышение ответственности родителей за воспитание детей, углублённое взаимодействие между семьёй и учителем-логопедом.

Исходя из этого, я поставила цель: установить взаимодействие учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционно-развивающей работе посредством эффективных форм сотрудничества.

На организационной встрече в логопедической гостиной «Что такое логопункт?» знакомлю родителей с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта.

Для приобретения практических навыков провожу семинары-практикумы, тренинги: «Обучение звуковому анализу через игровые упражнения», «Ловкие пальчики», «Путешествие по морю красивой речи», «Развиваем речь детей», «Давайте играть вместе», «Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения», «Скучная автоматизация — нескучная игра». Родители, участвующие в этих мероприятиях, приобретают практические навыки развития речи, активно используют их в исправлении речевых дефектов под руководством учителя-логопеда, становятся полноценными участниками коррекционно-развивающей работы.

Важным моментом в работе учителя-логопеда является предупреждение и раннее выявление речевых нарушений и своевременное оказание квалифицированной помощи детям раннего возраста. Провожу встречи в логопедической гостиной «Секреты развития речи», выступаю на встречах для родителей, детей поступающих в ДОУ. На встречах знакомлю с особенностями развития речи детей раннего возраста, направлениями её развития в домашних условиях. Осуществляю диагностику детей раннего возраста, консультирую их родителей по вопросам речевого развития в рамках деятельности диагностико — консультационного пункта. Эта работа позволяет выявлять, имеющиеся у детей речевые нарушения, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и коррекции речи детей раннего возраста, что позволяет компенсировать задержку речевого развития, это в свою очередь является профилактикой возникновения общего недоразвития речи в более старшем возрасте.

На мой взгляд, самой эффективной формой коллективной работы являются фронтальные открытые занятия для родителей. Провожу
их с целью, чтобы родители увидели каких успехов достигли их дети. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребенка в коллективе, что даёт возможность объективнее оценить его возможности. Те родители, кто являются хорошими помощниками своим детям, активными участниками большой повседневной работы, бывают вознаграждены, видя успех своего ребёнка.

Я считаю, что одной из важнейших форм взаимодействия с семьёй является индивидуальная работа. Преимущество этой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями я намечаю конкретные пути совместного воздействия на ребенка. Обязательным моментом индивидуальной работы с родителями считаю обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем. Индивидуальная работа с каждым родителем приносит положительные результаты: родители начинают давать объективную оценку речевому развитию своего ребёнка, осознают необходимость работы по исправлению речевых дефектов, овладевают необходимыми логопедическими знаниями, умениями и навыками, начинают регулярно оказывать помощь своим детям в формировании правильного звукопроизношения и развитии остальных сторон речи.

Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации — эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. В работе использую информационный стенд «Уголок логопеда». Посредством информационного стенда представляю консультации для родителей по темам: «Что такое фонематический слух и для чего он нужен?», «Идём домой — играем, всё вокруг замечаем и речь развиваем», «Учите детей правильно произносить и различать звуки», «Пальчики ловкие — ручки умелые», «Слова, слова, слова..», «Речевая готовность ребёнка к школе», «Зачем читать детям книги?», «Речевое дыхание — основа правильной речи», » Речь взрослого — пример для подражания». Использую также памятки-рекомендации для родителей . Они компакты по размеру, содержание кратко и доступно для любого родителя. Считаю, что единственный недостаток наглядной работы с родителями заключается в том, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов, детей и родителей, как совместный досуг детей и родителей — праздники и развлечения, на них родители и дети являются активными участниками, а не пассивными зрителями. Совместные досуги эмоционально сближают детей и родителей, отношения между ними становятся более близкими, доброжелательными.

При логопедическом обследовании воспитанников выявляется, что достаточное количество детей среднего и старшего дошкольного возраста нуждаются в коррекционной логопедической помощи, а в соответствии с «Положением о логопункте», в первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети с ОВЗ и дети подготовительной к школе групп. С целью оказания квалифицированной педагогической помощи в вопросах речевого развития родителям данной категории детей, на базе нашего ДОУ с 2015 года функционирует семейный клуб «Секреты Говоруши», руководителем, которого являюсь я, учитель-логопед. Формы работы семейного клуба: консультации, практикумы, игровые тренинги, встречи за круглым столом, совместное продуктивное взаимодействие. Привлечение к работе клуба родителей даёт положительные результаты: родители проявляют интерес к речевому развитию своих детей, обращаются за консультацией, становятся активными участниками совместных мероприятий, конкурсов, выставок ДОУ, оказывают содействие в пополнении развивающей предметно-пространственной речевой среды групп.

Еще одна из форм работы с родителями — организация выставок совместного детско-родительского творчества. Такие выставки способствуют развитию творческих способностей детей, эмоциональному сближению детей и родителей, экспонаты выставок служат оформлением логопедических досугов.

Используя сеть интернет, представляется возможность выйти за рамки своего учреждения, что позволяет виртуально взаимодействовать с родителями.

Все представленные формы приносят определённые результаты. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Я продолжу поиск наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями и приложу усилия, чтобы среди родителей не осталось пассивных наблюдателей.

Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.

Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Части тела»

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Части тела». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Части тела»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Расширять и активизировать глагольный словарь по лексической теме «Части тела».
  2. Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных.
  3. Закреплять умение практические употреблять в речи предлог –на.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Учить названия основных частей тела, их функции, различать правую — левую руку и ногу.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
  • картинки с изображением частей тела, кукла, зеркало.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

Логопед просит детей сесть полукругом и поздороваться друг с другом, кивая головой.

2. Вводно — организационный

– К нам в гости пришла кукла. Поздоровайтесь с куклой и послушайте, какое стихотворение она вам прочитает:

Это руки – хлоп, хлоп.
Это ноги – топ, топ.
Там спина, тут живот,
Наверху голова.
Это шея у меня.
Полюбуйтесь – это Я.

3. Мотивация на деятельность

Педагог просит детей посмотреть в зеркало и показать те части, про которые рассказала кукла (руки, ноги, спина, живот, голова, шея)

– Все, что мы сейчас назвали и показали, называется – части тела. Сегодня мы свами поговорим о частях нашего тела.

4. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

Д/и «Покажи и назови»

Педагог просит детей показать и назвать у куклы:

– Где голова? (Вот голова).
– Где шея?
– Где рука?
– Где нога?
– Где спина?
– Где живот?

Педагог называет существительное, обозначающее одну часть тела, дети образуют форму множественного числа существительного. (На примере 2 кукол).

Д/и «Что, где находится?»

Логопед спрашивает у детей:

– Что есть у вас на голове? (На голове волосы, глаза, уши и т.д.)

– Что на туловище?

5. Динамическая пауза

Где же, где же наши руки?
Где же наши руки? (дети прячут руки за спину)
Вот, вот наши руки. Вот наши руки. (показывают руки и делают фонарики)
Где же, где же наши ноги. Где же наши ноги?
Вот, вот наши ноги. Вот наши ноги. (топают ногами)
Где же, где же наши дети?
Где же наши дети? (дети закрывают лицо руками)
Вот, вот наши дети Вот наши дети. (дети хлопают в ладоши)

6. Знакомство с новым материалом

Логопед предлагает детям потрогать мел и посмотреть, какие у них руки. У меня руки чистые, а у вас? (грязные)

Опустить руки в воду. У меня руки сухие, а у вас? (мокрые)

Положить руки на грелку. У меня руки холодные, а у вас? (горячие)

7. Практическая деятельность

Д/и «Чего нет у куклы?»

Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой нарисованы отдельные части тела, педагог спрашивает:

– Что забыл нарисовать художник у куклы? (У куклы нет руки. У куклы нет волос. И т.д.)

8. Открытый выход из деятельности

– Молодцы, ребята, мы сегодня говорили о частях тела. Всех, кто хорошо занимался, я поглажу по головке.

Конспект НОД (познавательное развитие) «Части тела»

Ирина Киселева
Конспект НОД (познавательное развитие) «Части тела»

Конспект занятия НОД «Части тела».

Развивающая;

• Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Конспект занятия в средней группе тема «Части тела».

• Речевое развитие.

• 1.Активировать словарь детей существительных и глаголов:

Нос – дышит, нюхает, сморкает;

Глаза – видят, моргают, открываются, закрываются.

Рот – открывается, закрывается, дышит и т. д.

2.Побуждать детей использовать в речи уменьшительно-ласкательные слова:

Нос-носик, рот-ротик, уши-ушки, и т. д.

3. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Познавательное развитие:

4. Поощрять попытки детей самостоятельно определять значение частей тела, органы чувств.

5. Помогать детям устанавливать связь между органами чувств и их функциями.

Социально-коммуникативное развитие.

6. Продолжать воспитывать у детей опрятность.

7. Закреплять навыки гигиены.

8. Развивать умение детей слушать и слышать воспитателя.

Чтение потешек. Чтение худ. лит. К Чуковский «Мойдодыр».

Просматривание мультфильма «Королева расчесок».

Сюжетная игра: «Искупаем куклу Катю».

Рассматривание картинок с изображением человеческого тела, частей тела, органов чувств.

Хороводная игра-«Руками похлопали, ножками потопали».

Картинки с изображением человека, головы, глаза, носа, ушей, рта, ног.

Картинки с изображением действий людей; изображение на проекторе больших и маленьких частей.

Ход занятия.

Воспитатель завет всех деток и проговаривает потешку:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руку возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга и сказать чем мы похожи.

Выслушав ответы детей, воспитатель продолжает.

-Правильно, молодцы, у всех людей есть руки, ноги, голова, уши, нос, рот, туловище- это наши помощники, так как они помогают узнать все о мире в котором мы живем.

-Посмотрите картинки (воспитатель показывает картинки)

-Что вы видите на них? –Ответы детей.

-Из каких помощников частей тела состоит человек?

-Посмотрите на голову, лицо человека, какие помощники у нас есть на лице, голове, которые помогают нам в жизни?

-А для чего нам нужны глаза? (Что бы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце и звезды,все что нас окружает)

-А для чего нам нужен нос? (чтобы улавливать запахи, дышать)

-А для чего нужен рот (чтобы есть,дышать, говорить)

-Для чего нужны уши (что бы слышать как говорят люди, поют птицы, звучит музыка)

-Есть люди, которые лишены, каких то органов чувств. Дети,а представьте, что у нас нет глаз.

Воспитатель показывает картинку с закрытыми глазками. Дети открывают глаза, воспитатель прячет картинку за спину.

-Что было изображено на картинке?

-Вы видели (Нет)

-Почему (потому что у нас были закрыты глаза, мы не видели)

-Если бы у нас не было глаз, чтобы мы не смогли делать? Ответы детей.

Теперь представим, что у нас нет носа.

Я поднесу к вашему носику апельсин, а вы закройте нос.

-Вы чувствуете запах апельсина? –нет

-Почему (Мы его видим, но запаха не чувствуем).

-А теперь представьте, что у нас нет рта.

-Что же будет с нами? (Мы не сможем есть, пить, а значит и жить, потому что человек не может без еды, она нам дает энергию жизнь).

-А теперь представьте, что у нас нет ушей.

Я отвернусь и произнесу слова, а вы закройте уши.

-Вы услышали слова, которые я произнесла? -Нет

-Почему? (Потому что у нас были закрыты уши)

-Если бы у нас не было ушей, что бы мы не смогли делать?

А теперь давайте поиграем в игру:

Игра «Запомни и повтори движение».

-Подергай за уши;

-Закройте глаза руками;

-Закройте нос рукой;

Все что мы сейчас трогаем это наше лицо, голова.

Давайте встанем около наших стульчиков и отдохнем.

Руки выше поднимите

В кулачки слегка сожмите

Разверните их как крылья

И в перед чтоб ровно были

А теперь их опустите.

-Какой частью тела мы выполняли движение?

-Для чего нужны руки (чтобы брать предметы, рисовать, играть)

Мы забыли еще про одну часть тела.

-Какую (ноги)

-Для чего нужны ноги (чтобы ходить, бегать, прыгать)

Давайте потренируем ваши ножки.

Раз, два, четыре, пять

Начал заинька скакать

Прыгать серенький горазд:

Он подпрыгнул десять раз.

Игра «Назови части тела ласково»

(На экране с помощью проектора появляется последовательно картинки с изображением частей тела: голова большая и маленькая).

Например: Волосы-волосики;голова-головка;уши-ушки;нос-носик;рот-ротик,глаза-глазки;губы-губки;ноги-ножки;ноги-ножки;зубы-зубки;щеки-щечки;руки-ручки и т. д.

-А сейчас я хочу проверить, что же мы сейчас узнали на занятии, а для этого мы еще сыграем в одну игру. Которая называется «Что и для чего человеку нужно»

-Для чего нужны глаза?- глаза нужны человеку, чтобы смотреть и видеть окружающий мир. (каждый ребенок по очереди выбирает карточку с изображением действий людей, отвечает на вопросы воспитателя полными предложениями) нос; уши; рот; ноги; руки; и т. д.

Игра «Научи куклу Катю ухаживать за зубками?

– их нужно чистить утром и вечером (за носиком; глазками; ушками; волосами; ручками; лицом; и т. д.

Давайте будем любить наших помощников и учиться оберегать их от грязи, болезней и ушибах.

Мы сегодня с вами во многие игры поиграли, а сейчас давайте еще раз поострим на апельсин, почувствуем его запах и почувствуем его вкус.

Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части. «Познавательное развитие» II. Образовательная область «Познавательное развитие” 2.1 Программа «Наш дом – природа» Автор: Н. А. Рыжова Возрастной контингент – от 5 до.

Конспект логопедического занятия «Гость с другой планеты. Части тела и лица» Тема: «Гость с другой планеты» Оборудование: интерактивная доска, дидактические игры, выполненные в программе Microsoft PowerPoint, набор.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Человек. Части тела» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы детский сад присмотра и оздоровления №754 “Солнышко” Дата:.

Конспект НОД по ЗОЖ на логопункте с подгруппой детей подготовительной группы «Части тела» непосредственная образовательная деятельность по ЗОЖ на логопункте с подгруппой детей подготовительной группе на тему: «Части тела» Боброва.

Конспект ОД «Части суток» по ОО «Познавательное развитие» во второй младшей группе «Кошка Мурка в гостях у ребят» Цель: формирование у детей умения различать части суток. Задачи: Образовательные: – учить различать части суток (утро, день, вечер, ночь);.

Конспект по познавательному развитию «Человек. Части тела». (старшая группа) Интеграция образовательных областей: социально-коммутикативное, познавательно-исследовательское, речевая. Задачи: 1. Развивать познавательный.

Конспект познавательного занятия подготовительной группы «Части тела человека» Конспект познавательного занятия подготовительной группы на тему: «Части тела человека». Автор: Шабалова Е. В., воспитатель.

Конспект занятия в средней группе по теме «Части тела». Цель: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа ;учить составлять предложения.

План-конспект урока английского языка в 3 классе по теме «Части тела. Описание внешности» Тип урока: урок открытия новых знаний. Цели урока: Образовательные: развитие лексических навыков; речевых навыков; совершенствование навыков.

Конспект занятия «Умка узнает части тела человека» Тема: «Умка узнает части тела человека». Цель: Формирование лексико-семантической системы по теме «Человек и его тело» Задачи: – Закреплять.

Читайте также:  План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема Животные жарких стран
Ссылка на основную публикацию