Взаимодействие логопеда и остеопата в коррекции тяжёлых нарушений речи

Лечение нарушений речи

Зачастую, в медицинской практике постсоветского пространства, расстройствами речевого типа принято было заниматься исключительно логопедам. В редких случаях, к терапии привлекался невропатолог. Однако даже такой комплексный подход к речевым проблемам не всегда показывал эффективную результативность. С недавнего времени родители деток с дисфункциями восприятия, членораздельности речи все чаще обращаются к остеопату, что вполне объяснимо. Конечно, консультация данного специалиста проводится после консультации опытного логопеда.

Взаимодействие этих двух врачей помогает купировать не только следствие (проблемы с речью), но и саму первопричину заболевания. При этом, терапия посредством остеопатии не имеет возрастных ограничений, а также не приносит ребенку болезненных, дискомфортных ощущений. Так что походы к врачу проходят без слез и стрессов для маленького организма. Чтобы вы более углубленно понимали важность двух врачей – логопеда и остеопата, в борьбе с тяжелыми речевыми расстройствами, предлагаем ознакомиться с данной статьей.

Причины дисфункций речевого аппарата

Дисфункции речевого аппарата могут возникать ввиду самых разнообразных причин, основные из которых:

  • родовая травма, например, внутричерепное кровоизлияние;
  • внутриутробные аномалии развития плода;
  • гипоксия;
  • психологическая травма у ребенка;
  • преждевременные роды;
  • соматическая ослабленность;
  • неудовлетворительные социальные условия жизни малыша.
  • Войта-терапияОстеопатия для детей
  • Помощь детям с ДЦПДетский логопед
  • Консультация логопедаАртикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастикаФормирование навыков правильной речи
  • Прием остеопатаЛечение задержки речевого развития
  • Коррекция нарушений письменной речиУпражнения для коррекции дисграфии
  • Коррекция почеркаЛечение заикания у детей
  • Лечение ринофонииМетод Кастильо Моралес
  • Лечение нарушения речиТерапия афазии
  • Исправление прикуса у ребенкаКинезиотейпирование лица
  • Прием остеопата-неонатологаЛьготный прием остеопата
  • Восстановление речиУстранение акцента
  • Формирование связной речи детейЭлектрические витамины для позвоночника
  • Прием врача кинезиологаЛечение ЗПР (ЗПРР)
  • Прием детского неврологаКраниосакральная терапия
  • Лечение храпаЛечение гайморита
  • ИглоукалываниеПрием рефлексотерапевта

Все вышеуказанные пункты могут выступать этиологией нарушения речи. Если в анамнезе ребенка указана недоношенность, низкая оценка по шкале Апгар либо генетическая предрасположенность к заболеваниям такого рода, то ему требуется ежегодная консультация логопеда с целью контроля за развитием речи.

Возможности остеопатии в борьбе с речевыми нарушениями

Все чаще логопед прибегает к помощи остеопатического лечения, которое дает быстрые и положительные результаты. Суть остеопатии заключается в диагностике, а также последующей терапии заболеваний у детей и взрослых исключительно посредством рук. Благодаря медицинским знаниям во многих областях, врач-остеопат может своими чувствительными пальцами уловить малейшие изменения в плотности тканей, напряженности мышц, деформации костно-мышечной ткани и других дисфункций физиологического плана.

Сами логопеды отмечают следующие положительные свойства остеопатии:

  1. Возвращение костей черепа в нормальное состояние. Что это значит? У малышей, особенно первого года жизни, более развита микроподвижность костей черепа, которые могут сместиться ввиду естественного процесса родоразрешения. Такая патология нередко служит причиной речевых проблем. Чем раньше будет выявлено физиологическое отклонение, тем легче его купировать.
  2. Улучшение кровотока головного мозга, передачу нервных импульсов.
  3. Снятие тонуса мышц, благодаря чему малыш становится более расслабленным, спокойным, нервно устойчивым.

Опытный логопед всегда заметит весомую разницу между детьми, которые посещали и не посещали остеоапата. Отмечается, что уже после первого курса остеопатической терапии у малыша пропадает нервная возбудимость, он становится более усидчивым, спокойным, концентрирует внимание, а лечение логопедического характера дает в разу большую результативность. Так что если вы столкнулись с дисфункциями речевого аппарата, то, как можно раньше запишитесь на прием сразу к двум специалистам – логопеду и остеопату.

Консультация логопеда не может выступать единственной мерой для выявления этиологии (первопричины) нарушения речи. Обязательно посетите со своим чадом остеопата, дабы исключить саму причину недуга и ускорить процесс выздоровления ребенка.

Преимущества остеопатии

В последние годы остеопатия большими шагами завоевывает популярность среди других способов лечения (медикаментозного, физиотерапевтического). Связано это с тем, что пациенты уже после первого посещения отмечают значительное улучшение общего состояния организма. Плюсы остеопатии заключаются в следующем:

  1. Безболезненность процедуры.
  2. Минимальный список противопоказаний.
  3. Отсутствие возрастных ограничений.
  4. Абсолютная безвредность.
  5. Неинвазивная методика, то есть в организм не проникают извне (уколы, инъекции, хирургические вмешательства).
  6. Ценовая доступность для любых слоев населения.

Врач-остеопат проводит диагностику и лечение не только определенной области, а организма в целом, тем самым восстанавливая структурно-анатомическое отношение среди различных органов, костно-мышечной ткани.

Логопед и остеопат в Москве

Если вы переживаете по поводу нарушения речи у своего чада, тогда запишитесь на первичную консультацию к логопеду Москвы, после его заключения посетите остеопата. В Москве логопед может принять ребенка сразу же с остеопатом, дабы выявить первопричину речевой дисфункции и составить комплексную корректную терапию. В нашей клинике врачи ведут прием в удобное именно пациентам время, вне зависимости от их гражданства и прописки. Так что логопед Москвы и остеопат ждут вас в медцентре для успешного решения речевой проблемы. И помните, чем раньше будет диагностирован недуг и начато корректное лечение, тем быстрее малыш догонит своих сверстников в речевом развитии.

Взаимодействие логопеда и остеопата в коррекции тяжёлых нарушений речи

Учитель-логопед Михляева Любовь Викторовна, опираясь на медицинское и педагогическое образование, использует нейро-психологический подход в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Комплексный подход к коррекции нарушений развития, основанный на методе замещающего онтогенеза Анны Владимировны Семенович, позволяет постепенно восстанавливать нарушенные у детей функции, выводить их на онтогенетический уровень развития, соответствующий норме.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и специалистами детского сада является важнейшим фактором, так как позволяет комплексно решать речевые, и связанные с ними, неречевые проблемы детей с тяжёлыми нарушениями речи. Участие родителей и их заинтересованность в получении результатов способствует сокращению сроков логопедической работы.

Вопросы выявления и поддержки одарённости также актуальны, так как именно в дошкольном возрасте происходит становление ребёнка как личности, формируются базовые умения и навыки, совершенствуется речь, раскрываются врождённые способности. Очень важно использовать годы дошкольного детства для разностороннего гармоничного развития ребёнка, подготовки к школьному обучению на более высоком, качественно новом уровне, что становится возможным за счёт внедрения нейро-психологического подхода в деятельность учителя-логопеда.

Немного теоретической информации о методе замещающего онтогенеза Анны Владимировны Семенович. В настоящее время в коррекционной педагогике достаточно актуален нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по Александру Романовичу Лурия) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. В основе метода лежит системный подход к коррекции развития ребёнка, в том числе, к коррекции речевых нарушений.

Нейропсихологические исследования Александра Романовича Лурия, Любови Семёновны Цветковой, Евгении Давыдовны Хомской, Анны Владимировны Семенович, Э.Г. Симерницкой и других отечественных учёных показали, что тяжёлые речевые нарушения часто имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения таких психических функций, как воображение, восприятие, внимание, память, мышление.

Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. У детей поздно появляются первые слова, простые фразы. Нарушены все основные компоненты единой речевой многофункциональной системы: звуко-произношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. К моменту поступления в школу дети с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, недостаточно овладевают устной речью, поэтому письменная речь (письмо, чтение) формируются изначально на дефицитарной основе. В связи с этим, у первоклассников возникают выраженные трудности при обучении письму, чтению, счёту.

Алла Леонидовна Сиротюк считает, что «… к 7-ми летнему возрасту у ребенка должны быть полноценно развиты, прежде всего, функции правого полушария и межполушарное взаимодействие. Функции левого полушария будут развиваться в полном и максимальном объеме непосредственно в школе».

В дошкольном возрасте очень важно подготовить психологическую базу для успешного обучения ребёнка; сделать это за счёт активизации функционирования всех отделов головного мозга, синхронизации работы правого и левого полушарий. В связи с этим логопедическое занятие дополнено некоторыми упражнениями и включает следующие компоненты:

— комплекс артикуляционных упражнений;

— самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок;

— кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);

— элементы фонетической ритмики;

— игры специализированной компьютерной программы логопедического сопровождения «Игры для Тигры».

Применение традиционных методов коррекции тяжёлых нарушений речи (далее – ТНР) в свете нейропсихологического подхода позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, проводить коррекционно-логопедическое обучение на полисенсорной основе.

Пальчиковые игры и кинезиологические пальчиковые упражнения ежедневно выполняются детьми как в организованной, так и в самостоятельной деятельности. По мнению М.М. Кольцовой, систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, при коррекции тяжёлых нарушений речи развитие мелкой моторики, как направление логопедической работы, является основным.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Содружественные однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. Если у ребенка до прихода в школу не развито зрительное восприятие, то это может привести к неспособности элементарного списывания текста с учебника в тетрадь.

Процесс нормального психического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до 7-ми летнего возраста.

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стресс. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения в работе с детьми с ТНР, осложнёнными синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Дыхательные упражнения сочетаются с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям аудиальной, визуальной и сенсорной системы (например: во время дыхательных упражнений прослушиваем музыку, «надуваем» цветные шарики в животе, «вдыхаем» солнечный свет и золотистую энергию и т.д.).

Сензитивный период для развития таких функций, как обоняние, осязание и вкус также приходится на дошкольный возраст, поэтому мы предлагаем детям упражнения на изучение и узнавание: различных запахов с закрытыми глазами (апельсин, зубная паста, духи и т.д.); вкусов (кислый, сладкий, соленый, горький). Также детям предлагается отгадывание различных предметов и поверхностей путём их ощупывания (игра «Чудесный мешочек»). Сюда можно отнести различные занятия с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами (пуантизм) и т.д. Серия подобных заданий позволяет детям с тяжёлыми нарушениями речи учиться анализировать конструкцию букв и формировать буквенный гнозис.

В программное обеспечение логопедической работы, наряду с традиционными логопедическими, входят следующие программы:

1) комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации процессов развития в детском возрасте (Анна Владимировна Семенович),

2) нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (Алла Леонидовна Сиротюк).

Результатом логопедической работы, основанной на нейро-психологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи, о чём можно судить по данным диагностических обследований (перед началом коррекционно-логопедической работы и по её завершению). Эффективность коррекционно-логопедической работы подтверждается следующими результатами:

  • Нормализовались (в той или иной степени) все компоненты единой речевой системы: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи. В более короткие сроки у детей были вызваны (поставлены) и автоматизированы нарушенные звуки на основе отработанного нижнедиафрагмального дыхания. У детей с ТНР нормализовался фонематический слух, более интенсивно протекает процесс фонематического восприятия, являющийся основой для обучения грамоте. В процессе коррекционных занятий заметно увеличился словарный запас, уменьшилось количество аграмматизмов, интенсивно развивается связная речь.
  • У детей с ТНР, осложнённым задержкой психического развития (церебрально-органического генеза), отмечается повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления. Всё это свидетельствует о повышении уровня развития высших психических функций, что подтверждает педагог-психолог в результате проведения заключительной психологической диагностики.
  • В процессе внедрения нейропсихологических методов коррекции у детей с тяжёлыми нарушениями речи, осложнёнными дефицитом внимания и гиперактивностью отмечается: повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, совершенствование графо-моторных навыков, повышение произволь-ности и самостоятельности, улучшение поведения.
  • Заключительная диагностика показывает также косвенные результаты применения нейропсихологического подхода к коррекции тяжёлых нарушений речи у детей: повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
Читайте также:  Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

Таким образом, опыт использования нейропсихологического подхода в логопедической деятельности по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста является положительным, следовательно, будет пролонгирован в течение нескольких лет для получения стабильной положительной динамики речевого развития детей с фиксацией результатов мониторинга.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Любовь Викторовна Михляева

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В настоящее время образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому я приступила к активным поискам новых, инновационных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Во-первых, я обращаю главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаю, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

В-четвертых, мной совершенно отчетливо установлена прямая зависимость от преемственности в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Я считаю, что полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, психолога детской консультации или Центра диагности и консультирования) и единства требований, предъявляемых к детям.

Актуальность проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с другими специалистами будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – взаимодействие в работе с медицинским блоком и устранение различия в позициях учителя -логопеда и медицины по вопросам речевого развития детей.

Медицинский блок в детском саду хорошо осуществляет свою работу, а учитель- логопед делает свою, и в лучшем случае взаимодействие этих специалистов осуществляется при направлении ребенка к неврологу.

Медики нередко, как самопроизвольно отстраняются от работы по лечебно- коррекционной работе , так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Кроме того определенная часть учителей – логопедов недооценивает важность тесного взаимодействия в работе с медицинским блоком детского сада в коррекционной работе.

Отсутствие систематической обратной связи лишает возможности и тех и других вести эффективно работу по устранению речевой патологии у детей дошкольного возраста, быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей со всех сторон и медицинской и педагогической.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом лечебно — коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что взаимодействие всех специалистов в ДОУ дадут полноценное развитие ребенку с нарушениями речи.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях необходимо тесное взаимодействие медицины и учителя-логопеда для решения проблем речевого развития детей, посещающих детский сад компенсирующего вида. Признание приоритета взаимодействия медицины и педагогов в коррекции требует иных взаимоотношений медицинского блока детского сада и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Это сотрудничество становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с медиками; а медицинский персонал — повышения педагогической культуры , как основу совершенствования для полноценного развития ребенка.

Вовлечение медицинского блока в коррекционно -образовательный процесс, заинтересованное участие в этой деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития детей в детском саду.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

1. Изучить особенности взаимодействия между учителем- логопедом и медицинским блоком для коррекции речи детей.
2. Привлечь медицинский блок к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей, через лечебно- коррекционные мероприятия
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и медики в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Стратегия достижения поставленных целей

Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии в логопедической группе при взаимосвязи в работе учителя-логопеда , медицинского блока и воспитателей» рассчитан на 1 год.

Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

1 этап. Диагностический- сентябрь
2 этап. Основной этап- октябрь- апрель
3 этап. Заключительный этап-май ( Приложение № 3)

Работа организуется по следующим разделам:

1.Коррекционно-логопедическая работа и коррекционно — образовательная работа (учитель-логопед и воспитатель, помощник воспитателя):

  • развитие общих речевых навыков;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • обогащение лексики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие общей моторики.

2. Коррекция основных психических процессов (Учителя- логопеда, воспитателя, психолога детской консультации или Центра Диагности и консультирования, так как психолога в нашем учреждении нет):

  • работа психолога по нейропсихологической программе.

3. Коррекционно-оздоровительная работа:

– взаимосвязь с невропатологом( учитель-логопед, медицинский блок, воспитатель, музыкальный руководитель ,врачи детской консультации);
– консультации отоларинголога, ортодонта, хирурга;
– БОС (постановка нижнее- диафрагмального дыхания);
– массаж (зондовый);
– фитотерапия;
– ароматерапия;
– музыкотерапия;
– арттерапия.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Многие из коррекционных задач решаются специалистами совместно. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить их функции, чтобы исключить возможность дублирования.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю — логопеду. Я, как специалист, лучше знаю речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с речевой нормой, динамику коррекционной работы, а так же принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей.

В начале учебного года на совещании я знакомлю всех участников коррекционного процесса с результатами обследования детей, (вся информация о поступивших детях вносится в специальную папку, т. е. создается банк данных детей); обращаю их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя цели, задачи программы, методы ее реализации, продолжительности этапов коррекционной работы, намеченные результаты. Совместно обсуждается план оздоровительной работы. (Приложение №4)

При определении содержания работы я знакомлю всех с перспективным планом работы, а в течении всего учебного года систематически информирует об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Специалисты содействуют развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляют и расширяют компенсаторные возможности ребенка, осуществляют коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных мной в определенный период обучения.

Воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Так же воспитатели закрепляет учебный материал логопедических занятий. Совместно с воспитателями составляется перспективный план по развитию речи, в котором четко прослеживается взаимосвязь коррекционных задач логопеда и воспитателей.

Работу с воспитателями осуществляю в следующих формах :

  • Тематические педсоветы, консультации для специалистов МДОУ;
  • Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  • Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
  • Тематические консультации ;
  • Индивидуальные консультации ;
  • Круглые столы;
  • Творческие гостиные;
  • Теоретические и практические практикумы…

Контингент дошкольников с ОНР представлен в главном образе с детьми с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями, поэтому преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой.

В рамках сотрудничества с педиатрами детской поликлиники, психоневрологом ЦРБ проводится следующая работа: медицинская сестра и я имеем возможность просматривать медицинскую карточку ребенка и собирать информацию об анамнезе, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Такое направление работы, как контроль со стороны медицинского персонала научно обосновано положением о необходимости проведения всестороннего медико-педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы. Нарушения развития могут возникать вследствие различной этиологии, и проявляться в различных формах, в частности в виде речевых расстройств. Для правильного определения патогенеза и структуры речевого нарушения недостаточно только педагогического обследования, необходимо привлечение данных клинических исследований (проводимых врачами: детским невропатологом, отоларингологом, окулистом, стоматологом-ортодонтом и т.д.) Эти данные имеют большое значение для разработки дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия и выбора, необходимых медико-педагогических мероприятий, направленных на преодоление речевого расстройства.

Читайте также:  Занятие в подготовительной логопедической группе на тему Зима (тематический цикл)

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Перечислим основные необходимые составляющие такой системы:

– создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
– медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
– включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
– обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
– специально организованная работа по физическому воспитанию:
– формирование представлений о здоровом образе жизни;
– включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей предполагает:

– обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (соответствующая мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д);
– проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы;
– обеспечение полноценного питания, витаминизация;
– проведение закаливающих мероприятий;
– проектирование пространства и его оснащение.

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости:

– диспансеризация и профилактический осмотр осуществляется врачами детской поликлиники;
– текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости осуществляется старшей медицинской сестрой (штатная единица) , врачом – педиатром, и врачами-специалистами: психиатром, невропатологом, физиотерапевтом (специалисты детской консультации);
– проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс:

– предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика, двигательные разминки, в процессе занятий);
– использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения. Для решения этих задач используются артикуляционная, и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения ;
– формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков, обучение некоторым приемам самомассажа ;
– создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Функции специалистов в организации здоровьесберегающего режима и коррекционно-образовательного процесса:

– Обеспечение гибкого, щадящего режима.
– Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.
– Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.
– Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
– Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
– Работа с воспитателями и родителями.

– Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
-Наблюдение за динамикой развития детей.
– Коррекционная работа.
– Использование оздоровительных технологий.
– Работа с родителями и воспитателями.

-Вакцинация, витаминизация, медикаментозная помощь.
-Физиотерапия.
-Лечебно-профилактические мероприятия,
-Закаливание.
-Индивидуальный общеукрепляющий массаж.
-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
-Медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
-Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
-Обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
-Специально организованная работа по физическому воспитанию:
-Формирование представлений о здоровом образе жизни;
-Включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Статья «Система взаимодействия педагогов ДОУ в работе с детьми с ТНР»

Система взаимодействия педагогов ДОУ в

коррекционной работе с детьми с ТНР

(группа компенсирующей направленности)

Вся коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи строится в тесном взаимодействии специалистов: воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей. Взаимосвязь специалистов в группе компенсирующей направленности имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно- развивающей работы. Главная цель организации взаимодействия педагогов – использовать потенциал каждого специалиста, объединить усилия всех субъектов педагогического процесса, преодолеть разобщённость в их работе, т.е. организовать комплексный подход к преодолению речевых нарушений у воспитанников.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирую- щей направленности напрямую зависит от преемственности в работе, прежде всего, воспитателей группы для детей с ТНР.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями осуществляется через:

Совместное составление перспективно-тематического планирования работы на текущий период во всех образовательных областях.

Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы.

Оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении.

Взаимопосещение и участие в непосредственной образовательной деятельности.

Совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

игры на координацию речи с движениями, пальчиковая гимнастика, «Су-джок»-терапия;

индивидуальная работа по звукопроизношению; учитель-логопед перечисляет фамилии детей, коррекции речи которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание;

игры и упражнения по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и не речевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом- логопедические пятиминутки.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми; обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца указаны лексические темы на месяц.

Учитель-логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.

Работа организована таким образом, чтобы каждый специалист для решения стоящих перед ним задач мог использовать потенциальные возможности программного обеспечения других специалистов, усиливая тем самым воздействие на формируемые у ребенка с ТНР функции, навыки или процессы.

Система взаимодействия логопеда и воспитателя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии

-Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики.

-Закрепление скорректированных логопедом звуков в режимных моментах.

-Целенаправленная активизация и обогащение словаря детей.

-Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.

-Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, мышления в играх и упражнениях.

-Развитие и совершенствование связной речи.

Проведение консультаций, «круглых столов», семинаров-практикумов. Совместные консультации по понедельникам (в ежедневном плане логопеда): «Цели и задачи коррекционной работы на неделю»; в пятницу «Успехи коррекционной работы за неделю»

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда

Корчеганова Галина Борисовна
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе

учителя-логопеда.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные пре-образования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обуче-ния и воспитания детей дошкольного возраста. Одно из важных условий обновления – использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет, с одной стороны, повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания (исследования В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленской, О. И. Кукушкиной).

Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к де-тям с нарушениями речевого развития. Одно из актуальных направлений внедрения ин-формационных технологий в работу учителя-логопеда – использование мультимедийных (электронных) презентаций, позволяющих создать эффект наглядности на занятии, повы-сить мотивационную активность, способствующих более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и родителей.

Что такое детская электронная презентация?

Детская электронная (мультимедийная) презентация – выполненная взрослым (педаго-гом, родителем) красочная обучающая книжка с реалистическими картинками, озвучен-ная, оформленная анимацией, вставками познавательных видеороликов.

Преимущества электронных презентаций по сравнению с традиционными методами.

1. Презентация несет в себе образовательный тип информации, понятный дошколь-никам; формирует у малышей систему мыслеобразов.

Малышу с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одно-временно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Поэтому-то так важно при обучении дошкольника обращаться к открытым каналам получения информации.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучение и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае за-действуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.

2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

или сложно увидеть в повседневной жизни.

Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или работу гончара?

3. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для

ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно

возрастает интерес детей к знаниям.

4. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более

в игровой форме, повышает непроизвольное, а также помогает развить

произвольное внимание детей.

5. Все родители замечают, как нравиться детям многократно спрашивать об одном и

том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку.Но не надо раздражаться: у

дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться

Любимую презентацию ребенок может запускать сам столько раз, сколько ему

захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть;

удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.

6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счет высокой динамики эффективно усваивается материал, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развиваются воображение и творческие способности. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счет высокой

динамики эффективно усваивается материал, тренируется память, активно попол-няется словарный запас, развиваются воображение и творческие способности.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-логопедической работе

В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно вы-делить такие преимущества,как:

Презентационные материалы могут применяться для автоматизации поставлен-ных звуков, дифференциации акустики близких звуков и графически сходных букв, развития фонематического восприятия, элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, навыков словообразования словоизменения, развития связной речи и познавательных способностей, усвоения лексических тем и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Ис-пользование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к заня-тию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нару-шений.

Из опыта работы с презентациями

Мы разработали обучающие презентации для детей, которые используем на фронтальных занятиях, по всем лексическим темам.

Подавляющая часть презентаций представляет собой слайды-фотографии, со-провождающиеся загадками.

Использование фотографий формирует у дошкольников наиболее реалистиче-ское представление о предмете. А загадка в стихотворной форме не только способ-ствует развитию логического мышления, но и откладывается в памяти.

Также мы разработали презентации для автоматизации и дифференциации зву-ков. Причем при их создании мы старались не использовать наглядный материал со смешиваемыми или часто нарушаемыми звуками (в соответствии с методическими рекомендациями М. Ф. Фомичевой).

Читайте также:  Программа коррекционной работы школы как средство реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ

Презентации по лексическим темам как и презентации для формирования звуко-произношения предлагаются для закрепления материала родителям для домашнего просмотра. Если позволяют условия, целесообразно работать с презентациями для активизации словаря на фронтальных, а для автоматизации поставленных звуков – на индивидуальных занятиях.

Резюмируя всё выше сказанное, мы полагаем, что применение компьютерных технологий может стать ещё одним эффективным способом формирования пра-вильной речи и коррекции её недостатков у детей дошкольного возраста, а так же способствует повышению уровня профессиональной компетентности учителя-логопеда.

Презентация «Мой первый словарик. Антонимы» Презентация “Мой первый словарик. Антонимы” является частью набора мультимедийных презентаций “Мой первый словарик”. Презентация разработана.

Применение компьютерных презентаций в дошкольной практике В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и.

Презентации для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52]Презентации для логопеда [98]
Разное для логопеда [15]Рабочие программы для логопеда [10]

Материалы данной презентации могут быть использованы на коррекционно-логопедическом занятии на этапе автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях. Также его могут использовать воспитатели на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.

Целевая аудитория: для дошкольников

Целью игры является формирование у детей навыков словообразования. Игра используется при индивидуальной работе с ребенком или в работе в малых группах. Возраст детей 5-6 лет. Игра направлена на закрепление умения детей образовывать относительные прилагательные по различным темам, на активизацию словаря детей и на развитие связной речи.

Целевая аудитория: для дошкольников

Презентация создана для детей с тяжелыми нарушениями речи с целью отработки употребления существительных единственного числа в косвенных падежах (дательном/ родительном) или отработки употребления притяжательных прилагательных. В зависимости от целеполагания занятия можно менять вопросы: Кому дадим хвост?/ Кого это хвост?/ Чей хвост?”
Анимация при клике нужной картинки, смена слайдов по клику триггерной кнопки.
Последние слайды- сюрпризный момент и использованные ресурсы.

Целевая аудитория: для логопеда

В игровой форме дети учатся выделять первый звук из названий картинок и определять его мягкость. Определить правильность выполнения заданий, помогают зайчики.
Данный тренажер можно использовать, как на уроках, при прохождении темы “обозначение мягкости согласных гласными второго ряда”, так и на логопедических занятиях. Ресурс можно использовать при фронтальной работе, при занятиях с группой и индивидуально. Данный вид работы развивает фонематический слух, звуковой анализ, а если дать задание, записать названия картинок, то и закрепляет навык обозначения мягкости согласных на письме.

Целевая аудитория: для 1 класса

Эту работу можно использовать на групповом занятии или при индивидуальной работе с учащимися, у которых наблюдаются замены парных согласных на письме.
В занимательной и интересной для детей форме проводится работа по развитию фонематического слуха (различением П-Б на слух). Затем даются письменные упражнения для правильного написания этих букв в словах.
Все задания даются поэтапно: сначала парные согласные даны в словах в сильной позиции, затем – в слабой, когда нужно использовать правило для правильного написания согласных в словах.
Эту работу можно также использовать для работы с дошкольниками, у которых имеется нарушение фонематического слуха.

Целевая аудитория: для логопеда

Данная интерактивная дидактическая игра предназначена как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий по формированию и развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза. Может быть использована на интерактивной доске и компьютере.

Ребенок выделяет 1-ый звук в названии предмета и дает характеристику этому звуку.
Согласный твердый звук обозначаем синим цветом, нажимая на соответствующий круг.
Согласный мягкий звук – зеленым, нажимая на соответствующий круг.
Гласный звук – красным цветом, нажимая на соответствующий круг.
Если ответ правильный – звучит звук колокольчика, на экране остается соответствующий круг, остальные – исчезают.
Если ответ неправильный – звучит звук молоточка.
При нажатии на картинку – появляется буква, обозначающая 1-ый звук в слове.
Из 1-ых звуков названий предметов составляем слово.

Целевая аудитория: для логопеда

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Особенно распростра­ненными являются нарушения письма и чтения.Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии.

Целевая аудитория: для логопеда

Детям с нарушением фонематических процессов бывает очень трудно выделить в словах одинаковые звуки. Данный материал предназначен для этапа, когда ученики не только могут разделить слова на слоги, но и найти общий слог в двух словах. Когда все слоги выделены, нужно из них составить предложение, записав его грамотно.

Для определения верного ответа, нужно нажать на конверт. Если ребёнок испытывает затруднения, то можно взять помощь, нажав на кнопку. В создании данного тренажёра был использован технологический приём “Волшебный конверт”

Целевая аудитория: для 1 класса

Презентация на тему: “Профилактика Дисграфии”.
Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. И.Н. Садовникова
В разработке представлены упражнения, направленные на коррекцию дисграфии.

Целевая аудитория: для учителя

Презентация к логопедическому занятию «Обозначение мягкости согласных при помощи буквы ь».
Цели:
1. Развивать фонематический слух на основе выделения мягкого звука на конце слова.
2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
3. Развивать общеучебные умения и навыки, развитие памяти, внимания, мышления.

Целевая аудитория: для логопеда

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 – 2020 Сообщество учителей-предметников “Учительский портал”
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Компьютерные презентации в работе учителя-логопеда

В последние годы в системе образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания учащихся. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет, с одной стороны – повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

Новые информационные технологии без всякого сомнения можно применять и к детям с нарушениями речевого развития.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и родителей.

В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как:

– информационная емкость,
– компактность,
– доступность,
– наглядность,
– эмоциональная привлекательность,
– мобильность,
– многофункциональность.

Презентационные материалы могут применяться учителем – логопедом для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета, автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи, нормализации просодических характеристик речи, дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв, развития фонематического восприятия, развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, усвоения лексических тем, развития навыков словообразования и словоизменения, развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств обучения с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Конспект логопедического занятия
Тема: «Приставка. Нахождение приставок во фразеологизмах»

Цель: обогащение лексики приставочными фразеологизмами, формирование навыка образования слов посредством приставок.

– расширение и уточнение словарного запаса,
– упражнять в нахождении приставок в словах,
– закреплять знания о приставках,
– активизировать словарь фразеологическими оборотами,
– развивать логическое мышление,
– воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: ИКТ средства.

1. Организационный момент.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
В А Ш З О Г И У Л

8 3 7, 6 9 2 4 2, 6 5 9 5 1 2.
(уши, глаза, голова)

2. Активизация лексики.

Составьте со словами уши, глаза, голова фразеологизмы, добавив глаголы развесить, хлопать, вскружить.

Развесить уши.
Вскружить голову.
Хлопать глазами.

Объяснить значение данных фразеологизмов (всему верить, быть невнимательным, вызвать чувство симпатии).

3. Знакомство с темой урока.

Выделите глаголы из фразеологизмов и поместите в соответствующий столбик.

Повесить похлопать закружить
Вывесить захлопать покружить
Свесить выхлопать кружить

Как назовем слова каждого столбика? Выделите корни.

Как называется часть слова перед корнем? Выделите эту часть.

Вспомните определение приставки.

Приставка – это … слова, которая стоит … корня, служит для … … слов.

4. Закрепление знаний о приставках на материале фразеологизмов.

а) Выпиши фразеологизмы с приставками, выдели приставки.

Руки опускаются, золотые руки, рукой подать, ударить по рукам, протянуть руку помощи, поднять руку, держать себя в руках.

Как вы понимаете эти выражения? Какое выражение можно использовать и в прямом и в переносном значении? (поднять руку)

1) Её вешают, кружат, дают на отсечение, забивают чем-либо. (голова)
2) Они открываются, слипаются, бывают на мокром месте, лезут на лоб. (глаза)
3) К ним всё плывёт, из них валится, ими ударяют, их нагревают. (руки)
4) На них встают, с них валятся, их не чуют. (ноги)

б) Замени выделенные слова в тексте на фразеологизмы.

«С вечера Вася и Коля договорились о походе в зоопарк. Вася проснулся очень рано, поел быстро и стал ждать Колю. Тот должен был прийти в скором времени, но задерживался. Долгое время прождал Вася своего друга. Наконец дождался.»

Фразеологизмы: с минуты на минуту, битый час, на скорую руку, ни свет ни заря.

Прочитайте получившийся текст. Как он изменился? Почему стал более ярким, выразительным?

в) Вставьте приставки во фразеологизмы.

-руби на носу, -куси язык, -сучив рукава, -пались на удочку, пальчики
-лижешь, -терять голову, собаку –ъесть, -пустить мимо ушей.

С одним из фразеологизмов составьте предложение.

г) Какие фразеологизмы напоминают вам эти рисунки? Запишите их, выделите приставки.

Пробежала чёрная кошка, медведь на ухо наступил, вставлять палки в колеса, развесить уши, наломать дров, сорваться с цепи.

1.Что такое приставка?

А) слово Б) часть слова

2. Приставка стоит…

А) перед корнем Б) после корня

3. Фразеологизмы — это…

А) набор слов Б) устойчивые словосочетания

4. Фразеологизмы делают нашу речь…

А) яркой, выразительной Б) сложной для понимания

5. Все фразеологизмы имеют переносное значение.

Кундель Татьяна Ивановна,
учитель-логопед высшей категории

Ссылка на основную публикацию