Взаимодействие логопеда и остеопата в коррекции тяжёлых нарушений речи

Взаимодействие логопеда и остеопата в коррекции тяжёлых нарушений речи

Оплата кредитными картами
и по безналичному расчету

30.04.2016 – Сколы металлокерамических коронок – известная проблема в стоматологии. Мы в “Диал-Дент” имеем технологии реставрации сколов металлокерамических коронок. Отреставрированная коронка может продолжать работать во рту еще несколько лет! Это дает возможность избежать внеплановую замену протеза, что почти всегда не вовремя. Смотрите работу наших специалистов по реставрации скола металлокерамики. Взаимосвязь остеопатии с логопедией

Автор: Цукор Т.Б., логопед – детский психолог Семейного стоматологического центра «Диал-Дент».

Сенсомоторная алалия (нарушение восприятия речи), моторная алалия (нарушение речи при сохранении ее понимания), дизартрия (расстройство членораздельной речи), логоневроз (расстройство речи вплоть до заикания), ранний детский аутизм (РДА) – всё эти диагнозы относятся к тяжелым речевым расстройствам. Каждый логопед в своей практике не раз сталкивался с подобными диагнозами.

Все вышеперечисленные тяжелые нарушения речи обусловлены органическим поражением головного мозга. Поэтому так часто сопровождаются расторможенностью, гиперактивностью, неусидчивостью, сложностями переключения с одного вида деятельности на другой. И это далеко не полный перечень сопровождающих синдромов.

Процесс коррекции этих тяжелых речевых нарушений идёт в таких случаях, как правило, по пути постановки звукопроизношения, накоплению активного и пассивного словаря, работы над связной речью и формированию фонетико-фонематической компетенции. Успешно справиться с подобными состояниями детей, мешающими им правильно развиваться и становиться полноценными членами общества, может только опытный логопед, да и то не во всех случаях. К сожалению, в условиях дошкольных учреждений (как коммерческих, так и частных) бывает очень сложно индивидуально уделить внимание такому важному аспекту, как развитие познавательных возможностей ребёнка. Если не уделить должного внимания их расширению, то возможна трансформация или усугубление симптоматики: дизартрии в заикание или затяжные неврозоподобные состояния, тики. В дальнейшем коррекция сложна, а иногда невозможна. Жизнь ребенка развивается не по самому благоприятному сценарию.

Выше мы показали, что тяжелые нарушения речи необходимо как можно раньше корректировать любой ценой. Опытный логопед в большинстве случаев оказывает неоценимую помощь таким детям своими логопедическими методами. Но в некоторых случаях одному логопеду не справиться. Был проведен ряд исследований, которые показали, что совместное ведение детей с тяжелыми нарушениями речи логопедом и остеопатом дает отличные результаты, которые для одного логопеда не достижимы. В Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» реализован этот современный подход. Совместное лечение детей в центре «Диал-Дент» проводит логопед Цукор Т.Б. и остеопат Попов А.И.

Кто такой остеопат, и каким образом он помогает логопеду, попробуем разобраться? Дело в том, что все тяжелые нарушения речи имеют мультифакторные причины. Иногда одну доминирующую причину расстройства можно обнаружить. Но в большинстве случаев причин может быть несколько, и степень их взаимного участия проследить не представляется возможным. К основным причинам тяжелых речевых расстройств относятся проблемы внутриутробного развития плода и раннего периода развития ребенка в основном связанные с поражением головного мозга. Круг таких причин начинается от проблем матери во время беременности и заканчиваться тяжелыми родами и травмами в раннем детстве ребенка. Остеопат Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Попов А.И. мягкими мануальными (т.е. ручными) техниками без каких-либо устройств, без применения лекарств воздействует на кости черепа, позвоночника, крестца. Хороший остеопат в состоянии за несколько сеансов выправить череп, поврежденный и деформированный во время родов. Тем самым снимается напряжение мозговых оболочек, создаются условия для комфортного функционирования мозга. Если этого не сделать вовремя, т.е. в первые годы жизни ребенка, то невидимые обычному глазу деформации закрепляются, приводя к различным трудностям: плохая успеваемость в школе, трудности в обучении и социальных контактах, проблемы с речью.

Схема взаимодействия специалистов Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» остеопата Попова А.И. и логопеда Цукор Т.Б. такова: Алексей Игоревич создает потенции для последующего развития личности ребенка, максимально щадяще убирая последствия травматизации. Логопед Татьяна Борисовна превращает эти потенции в реальные жизненные успехи ребенка: нормализация речи, способность концентрироваться, повышение внимания и успеваемости, и т.д.

Во многих клинических исследованиях патологии речи отмечается положительная динамика, уже в первые недели после комплексного лечения: логопед + остеопат. А именно: у детей с нарушением мелкой моторики отмечалось появление навыков самообслуживания, улучшались возможности развития серийной организации движений. При нарушениях артикуляторной моторики, проявляющихся в девиации языка (неправильная, несбалансированная работа мышц языка), гиперсаливации (повышенное слюноотделение), после нескольких сеансов у остеопата происходила заметная нормализация функций. Кроме того, наблюдалось увеличение словаря (до 10 слов), улучшалось понимание речи, зрительного и слухового внимания и памяти, логического и пространственного мышления. То есть создавались условия, база для развития при коррекции речевых нарушений логопедом. Кроме того, у детей через некоторое время стали появляться незаурядные творческие способности в различных видах деятельности: математике, живописи, музыке, хореографии.

Результаты, полученные при данных исследованиях, подтверждают, что остеопатическое лечение детей создает предпосылки для дозревания нервной системы, создаёт предпосылки для интеллектуальной и психической деятельности.

Уникальность Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» в реализации комплексного подхода к здоровью ребенка. Логопедическая работа Цукор Т.Б, на фоне остеопатического лечения Попова А.И. становится более успешной и позволяет раскрыться ребёнку, как личности.

Остеопатия и логопедия для детей и взрослых. Цены Семейного стоматологического центра «Диал-Дент». Цены на стоматологическое лечение.

Консультация логопеда 1000 рублей.

Плановый визит к логопеду 1000 рублей.

Консультация остеопата – бесплатная.

Лечение у остеопата (1 визит) 3500 рублей.

Интересные ссылки по теме «Остеопатия и логопедия в Москве».

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы
статья по логопедии на тему

Статья по теме: Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimodeystvie_uchitelya.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

при коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы

Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, осуществляется в следующих направлениях:

Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними неречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом. Очень важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий учителя-логопеда. Совместная коррекционно-развивающая работа воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

1) учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Соответственно, в целостном коррекционно-развивающем процессе ДОУ происходит разделение функций учителя-логопеда и воспитателя.

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи; работа над просодической стороной речи.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Устранение недостатков слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Отработка новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций.
  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации естественного общения детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
  • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком по заданию учителя-логопеда.
  • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Перед началом коррекционно-развивающих занятий учитель-логопед проводит диагностическое обследование детей: оно длится в течение месяца (сентябрь). Учитель-логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и в непосредственно образовательной деятельности, выявляет структуру речевого нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей.

Основная задача этого периода – создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

На начальном этапе учитель-логопед также выявляет особенности поведения детей, специфические проявления их характера, тактично корригируя отмеченные отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.

Заканчивая этап обследования, учитель-логопед оформляет соответствующую документацию :

– речевая карта на каждого ребенка;

– тетрадь для взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателей;

– тетрадь методических рекомендаций для каждого ребенка;

– составляет план работы на год.

Основные требования к организации в ДОУ логопедических занятий детьми, имеющих речевые нарушения:

1) занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;

2) занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных и технических средств обучения;

3) занятия согласовываются с требованиями образовательной программы;

4) на занятиях происходит тренировка правильной речи;

5) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;

6) на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи самого учителя-логопеда, успешно занимающихся детей; магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова; демонстрационные аудио-выступления детей ранее окончивших успешно курс логопедических занятий и др.;

7) занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания.

Учитель-логопед проводит логопедические занятия ежедневно в утренние часы. Эти занятия могут быть подгрупповыми (2-8 детей) и индивидуальными. Учитель-логопед и воспитатель, каждый на своих занятиях, решают следующие коррекционно-развивающие и логопедические задачи:

1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;

2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов произвольной регуляции);

3) формирование плавности, длительности выдоха; мягкой голосоподачи; ощущения расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;

4) обучение детей элементам логопедической ритмики;

5) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

На коррекционно-развивающих логопедических занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций. Решая коррекционные задачи, учитель-логопед также выявляет особенности поведения детей; степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.

На индивидуальном занятии воспитатель реализует программу, разработанную учителем-логопедом, которая обычно включает:

1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

3) упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает учитель-логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

Учитель-логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.

Немаловажная роль в логопедической работе отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи – это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед и воспитатель следят затем, чтобы при вдохе поза ребенка была свободной, плечи опущены.

Воспитатель предлагает детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-развивающая работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно это важно для детей с дизартрией).

Предлагаемые учителем-логопедом воспитателю лексико-грамматические задания направлены на повтор материала, пройденного ребенком на логопедических занятиях. Это дает возможность воспитателю лишний раз выявить проблемы ребенка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время предложите ребенку поиграть не просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической теме.

Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях учитель-логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне занятий. В начале учебного года учитель-логопед составляет перспективно-тематический план коррекционно-развивающей работы, который обязательно согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других.

К каждой лексической теме учитель-логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционно-развивающие задачи и намечает возможные пути их реализации. Отработанные учителем-логопедом на подгрупповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный учителем-логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.

Совершенствование связного высказывания осуществляется в формировании полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях, в процессе составления рассказов и описаний по лексической теме, в играх и упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках. Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.

Вся образовательная деятельность воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка). Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон – именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Требования речевого режима для детей, имеющих ОНР

Воспитатель не должен:

  1. Торопить ребенка с ответом.
  2. Перебивать речь и грубо одергивать ребенка; он должен тактично дать ребенку образец правильной речи.
  3. Заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками.
  4. Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
  5. Выпускать на сцену (утренник) ребенка с неправильной речью.

постоянно следить за речью детей, воспитывать у них критическое отношение к своей речи. Если звуки у ребенка поставлены, необходимо требовать от него только правильных ответов, добиваться правильной артикуляции.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОУ является чрезвычайно актуальным и, один из резервов – это тесная связь между учителем-логопедом и родителями. Задача учителя-логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого и интеллектуального нарушения, дать методические рекомендации которые помогут усвоить и закрепить полученные знания в ДОУ. педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей,

индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление

информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение

родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов,

переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары,

семинары-практикумы), проведение мастер-классов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений

Автор: Тураева Оксана Александровна

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях

МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное , целенаправленное воздействие всех специалистов Центра способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашем Центре для детей с речевой патологией работаютневролог, логопед, психолог, психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы , которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – психиатра и родителей.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Таким образом , взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

Взаимосвязь остеопатии с логопедией

К логопеду обращаются родители, которых беспокоят нарушения речи ребенка. Но логопед обращает внимание на многие факторы: общее развитие ребенка, концентрацию внимания, произношение, понимание речи, взаимодействие. Речевые нарушения могут иметь истоки в течении беременности мамы, в сложности родов, травмах из детства. Логопед направляет свои усилия на постановку звуков, развитие восприятия, понимания речи, развитие артикуляционного аппарата, расширение активного и пассивного словаря. Однако, в одиночку логопед не всегда может провести эффективную коррекцию. Выявление причины патологии и взаимное согласованное лечение с другими специалистами может принести больший успех и сократить сроки лечения.

Комплексный подход специалистов «Диал-Дент»

Реализованный в Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» комплексный подход к лечению пациентов позволяет действовать логопеду в тесном контакте с другими специалистами. При нарушении речи, связанной с неправильным прикусом или отсутствием зубов, работа логопеда согласуется с ортодонтами и стоматологами-протезистами. Остеопат, с помощью безболезненных, немедикаментозных методик воздействия руками, диагностирует и устраняет физиологические препятствия, создавая базу для работы логопеда, направленной на развитие ребенка в целом и речи в частности. На участии врача остеопата в логопедической коррекции остановимся подробнее.

Возможности остеопатии

Остеопатия использует специальные техники воздействия руками. Опытный остеопат имеет очень чувствительные пальцы рук, он улавливает изменения в плотности тканей и внутренних органов, нарушения положения органов, перенапряжение мышц, неправильное течение физиологических процессов. Общемедицинские знания физиологии, анатомии – позволяют интерпретировать полученную информацию и определять необходимое воздействие. Традиционная медицина признает, что существует микроподвижность костей черепа, хотя зафиксировать ее практически невозможно. У младенцев эта подвижность больше, поэтому, чем раньше остеопат начинает свою работу, тем быстрее достигается результат. Однако к врачу остеопату можно обращаться в любом возрасте, просто понадобится, может быть, больше сеансов. Остеопатические техники возвращают кости черепа в нормальное положение, устраняя последствия неправильного развития плода, последствия родовых травм, тем самым улучшая кровообращение, передачу нервных импульсов. Снимается напряжение мозговых оболочек, создаются условия для комфортного функционирования мозга.

Улучшение работы мозга влечет за собой скачок в развитии. Логопедическая коррекция проходит быстрее, эффективнее. Многие родители отмечали раскрытие новых способностей у ребенка, после его лечения у остеопата. Ребенок становился спокойнее, устранялась гиперактивность, расторможенность, нарушение концентрации внимания, и, как следствие, улучшалась обучаемость, восприятие окружающего мира. Главное как можно раньше устранить источник проблемы, а не лечить только следствие. Некоторые проблемы не заметны в раннем возрасте. Родители, да и медики, обычно замечают только серъезные нарушения развития у ребенка, считая некоторые особенности в поведении просто личными особенностями ребенка. Ранняя диагностика у остеопата выявит даже небольшие отклонения в работе организма ребенка, а их коррекция избавит от таких проблем в будущем, как плохая успеваемость в школе, трудности в обучении и социальных контактах, проблемы с речью. Нормальное развитие речевой функции, причем не только произношения, но и восприятия – важный аспект в социализации ребенка, его жизни в мире других людей, образовании.

В Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» доктор остеопатии Попов А.И. вместе с логопедом-детским психологом Цукор Т.Б. помогают маленьким пациентам развиться в гармоничную личность. Остеопат устраняет мышечные зажимы, нарушения положения костей и внутренних органов, запускает нормализацию физиологических процессов. Логопед – детский психолог занимается постановкой звуков, развитием речи, развитием внимания, памяти, правильного звуковосприятия. Такая совместная работа логопеда с остеопатом намного эффективнее, что подтверждается многими исследованиями патологии речи. Результаты, полученные при данных исследованиях, подтверждают, что остеопатичекое лечение детей создает предпосылки для дозревания нервной системы, для интеллектуальной и психической деятельности. У детей с нарушением мелкой моторики отмечалось появление навыков самообслуживания, улучшались возможности развития серийной организации движений. При нарушениях артикуляторной моторики, проявляющихся в неправильной, несбалансированной работе мышц языка, повышенном слюноотделении и др., после нескольких сеансов у остеопата происходила заметная нормализация функций. Также наблюдалось улучшение понимания речи, зрительного и слухового внимания и памяти, логического и пространственного мышления. То есть остеопат создает условия, базу для коррекции речевых нарушений логопедом, а также для общего развития ребенка.

Остеопатия и логопедия для детей и взрослых. Цены Семейного стоматологического центра «Диал-Дент»:

  • Консультация логопеда – 3100 рублей.
  • Плановый визит к логопеду – 3100 рублей.
  • Консультация остеопата – бесплатная.
  • Лечение у остеопата (1 визит) – от 5000 рублей.

Лечение нарушений речи

Зачастую, в медицинской практике постсоветского пространства, расстройствами речевого типа принято было заниматься исключительно логопедам. В редких случаях, к терапии привлекался невропатолог. Однако даже такой комплексный подход к речевым проблемам не всегда показывал эффективную результативность. С недавнего времени родители деток с дисфункциями восприятия, членораздельности речи все чаще обращаются к остеопату, что вполне объяснимо. Конечно, консультация данного специалиста проводится после консультации опытного логопеда.

Взаимодействие этих двух врачей помогает купировать не только следствие (проблемы с речью), но и саму первопричину заболевания. При этом, терапия посредством остеопатии не имеет возрастных ограничений, а также не приносит ребенку болезненных, дискомфортных ощущений. Так что походы к врачу проходят без слез и стрессов для маленького организма. Чтобы вы более углубленно понимали важность двух врачей – логопеда и остеопата, в борьбе с тяжелыми речевыми расстройствами, предлагаем ознакомиться с данной статьей.

Причины дисфункций речевого аппарата

Дисфункции речевого аппарата могут возникать ввиду самых разнообразных причин, основные из которых:

  • родовая травма, например, внутричерепное кровоизлияние;
  • внутриутробные аномалии развития плода;
  • гипоксия;
  • психологическая травма у ребенка;
  • преждевременные роды;
  • соматическая ослабленность;
  • неудовлетворительные социальные условия жизни малыша.

Все вышеуказанные пункты могут выступать этиологией нарушения речи. Если в анамнезе ребенка указана недоношенность, низкая оценка по шкале Апгар либо генетическая предрасположенность к заболеваниям такого рода, то ему требуется ежегодная консультация логопеда с целью контроля за развитием речи.

Возможности остеопатии в борьбе с речевыми нарушениями

Все чаще логопед прибегает к помощи остеопатического лечения, которое дает быстрые и положительные результаты. Суть остеопатии заключается в диагностике, а также последующей терапии заболеваний у детей и взрослых исключительно посредством рук. Благодаря медицинским знаниям во многих областях, врач-остеопат может своими чувствительными пальцами уловить малейшие изменения в плотности тканей, напряженности мышц, деформации костно-мышечной ткани и других дисфункций физиологического плана.

Сами логопеды отмечают следующие положительные свойства остеопатии:

  1. Возвращение костей черепа в нормальное состояние. Что это значит? У малышей, особенно первого года жизни, более развита микроподвижность костей черепа, которые могут сместиться ввиду естественного процесса родоразрешения. Такая патология нередко служит причиной речевых проблем. Чем раньше будет выявлено физиологическое отклонение, тем легче его купировать.
  2. Улучшение кровотока головного мозга, передачу нервных импульсов.
  3. Снятие тонуса мышц, благодаря чему малыш становится более расслабленным, спокойным, нервно устойчивым.

Опытный логопед всегда заметит весомую разницу между детьми, которые посещали и не посещали остеоапата. Отмечается, что уже после первого курса остеопатической терапии у малыша пропадает нервная возбудимость, он становится более усидчивым, спокойным, концентрирует внимание, а лечение логопедического характера дает в разу большую результативность. Так что если вы столкнулись с дисфункциями речевого аппарата, то, как можно раньше запишитесь на прием сразу к двум специалистам – логопеду и остеопату.

Консультация логопеда не может выступать единственной мерой для выявления этиологии (первопричины) нарушения речи. Обязательно посетите со своим чадом остеопата, дабы исключить саму причину недуга и ускорить процесс выздоровления ребенка.

Преимущества остеопатии

В последние годы остеопатия большими шагами завоевывает популярность среди других способов лечения (медикаментозного, физиотерапевтического). Связано это с тем, что пациенты уже после первого посещения отмечают значительное улучшение общего состояния организма. Плюсы остеопатии заключаются в следующем:

  1. Безболезненность процедуры.
  2. Минимальный список противопоказаний.
  3. Отсутствие возрастных ограничений.
  4. Абсолютная безвредность.
  5. Неинвазивная методика, то есть в организм не проникают извне (уколы, инъекции, хирургические вмешательства).
  6. Ценовая доступность для любых слоев населения.

Врач-остеопат проводит диагностику и лечение не только определенной области, а организма в целом, тем самым восстанавливая структурно-анатомическое отношение среди различных органов, костно-мышечной ткани.

Логопед и остеопат в Москве

Если вы переживаете по поводу нарушения речи у своего чада, тогда запишитесь на первичную консультацию к логопеду Москвы, после его заключения посетите остеопата. В Москве логопед может принять ребенка сразу же с остеопатом, дабы выявить первопричину речевой дисфункции и составить комплексную корректную терапию. В нашей клинике врачи ведут прием в удобное именно пациентам время, вне зависимости от их гражданства и прописки. Так что логопед Москвы и остеопат ждут вас в медцентре для успешного решения речевой проблемы. И помните, чем раньше будет диагностирован недуг и начато корректное лечение, тем быстрее малыш догонит своих сверстников в речевом развитии.

Тандем логопед-невролог-остеопат-ортодонт в работе с детьми с орофациальными дисфункциями

В Москве прошел «круглый стол», посвященный вопросам взаимодействия специалистов при работе с детьми с орофациальными дисфункциями. Преподаватель кафедры логопедии О.Ю. Пузикова делится впечатлениями о конференции и объясняет, почему логопеду не справиться с коррекцией дисфункций одному, какие новые инструменты коррекции появились и каковы их возможности в миофункциональной коррекции.

Участие в «круглом столе» на тему «Логопед-невролог-остеопат-ортодонт: оптимизация алгоритмов взаимодействия при работе с детьми с орофациальными дисфункциями» принимали заведующая кафедрой Практической логопедии и детской речи Минеева Оксана Александровна и преподаватель кафедры Пузикова Ольга Юрьевна.

О.Ю. Пузикова выступила с докладом «Проблемы взаимодействия логопеда с профильными медицинскими специалистами в традиционной логопедической практике».

Орофациальная дисфункция – это нарушение деятельности мышц челюстно-лицевой области. Возникает чаще всего в результате вредных привычек и неврологических отклонений (сосание пальцев, закусывание губ и др.), отсутствия правильного вскармливания, длительного сосания бутылочек и пустышек. Приводит к нарушению формирования челюстно-лицевых костей.

Сегодня нет единого порядка взаимодействия логопедов и медиков в решении таких проблем. Например, невролог проводит лишь общий осмотр, не концентрируясь на челюсти и полости рта. Ортодонты в большинстве своём используют новые технологии (в т.ч. брекеты), но их можно применять только с 14 лет, и далеко не все проблемы можно решить таким образом. У детей с орофациальными дисфункциями часто нарушено дыхание, осанка, не работают челюстно-лицевые мышцы – брекетами это не исправить. В практике логопедов сегодня очень много детей с сочетанными патологиями: дизартрия, алалия, ринолалия.

О.Ю. Пузикова на заседании «круглого стола» предложила алгоритм действий логопеда по включению в процесс коррекции орофациальных дисфункций медиков и педагогов.

Трейнеры и вестибулярные пластинки

Миофункциональная терапия основана на применении трейнеров и вестибулярных пластинок.

  • Трейнер – это мягкая пластина, которая вставляется в рот ребёнка или взрослого. С помощью трейнеров можно не только смещать зубы, но и воздействовать на мышцы, восстанавливать носовое дыхание.

Например, у ребёнка аденоиды. Он дышит ртом, язык на дне полости рта, рот всегда открыт, нарушение осанки. После операции дышать носом не начал. В результате у него повторилось разрастание аденоидов. А всё потому, что ребёнок не умеет дышать носом. Необходимо было восстанавливать функцию носового дыхания подобно тому, как долго лежавший после перелома человек вновь учится ходить. Здесь поможет миофункциональная терапия.

  • Вестибулярная пластинка изготавливается из силикона или пластика, помогает отучить ребёнка от пустышки, позволяет бороться с детскими вредными привычками, помогает изменить тип глотания и дыхания, активизирует артикуляционные мышцы.

Участником конференции стал профессор кафедры ортодонтии доктор Рольф Хинц (Германия), президент Академии ортодонтии Харани, разработчик вестибулярных пластинок.

Рольф Хинц, 89 лет, всю жизнь занимается ортодонтией. Преподавателей Академии дополнительного профессионального образования впечатлила лекция Хинца и история создания пластинок.

Дочь Хинца сосала палец и, чтобы отучить ребёнка от вредной привычки, отец придумал специальную пластинку. Пружинка в полости рта не даёт языку опуститься вниз в ротовой полости и формируется новая привычка – физиологичное положение языка в верхней части полости рта, у нёба.

Изначально вестибулярные пластинки использовались в стоматологии. Сегодня они применяются и в логопедии, позволяя добиться значительных результатов в коррекции.

О.Ю. Пузикова: «Со всеми детьми в логопедической практике я использую трейнеры и вестибулярные пластинки. Эффект поразительный!»

Пластинки с бусинкой помогают добиться физиологичного расположения языка – у нёба. Такие пластинки эффективны при дизартрии, нарушениях произношения мягких и твёрдых согласных. При нарушении произношения «р» используется пластинка с расположением бусинки у альвеол – она тренирует корректное положение кончика языка, его подвижность и чувствительность. Пластинки с пружинкой способствуют правильному формированию нёба, послеоперационному восстановлению.

Разработан комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с применением пластинок, дети выполняют упражнения с удовольствием. Более того, эти приспособления решают одну из главных проблем каждого логопеда: Как мотивировать ребёнка заниматься дома, вне логопедического кабинета? Родители могут просто дать малышу пластинку попросить держать во рту, пока он смотрит мультфильм или лепит, рисует.

Благодаря использованию трейнеров и пластинок формирование челюстей и правильного прикуса, снятие напряжения с мышц происходит постепенно и физиологично, и в этом их главное преимущество перед брекетами.

Выводы, планы и идеи после конференции

Специалисты согласились, что только совместными усилиями логопеда, педагога и врача можно добиться результата в коррекции орофациальных дисфункций. Преподавателем АНО «Академия дополнительного профессионального образования» предложен практический алгоритм такого комплексного взаимодействия.

«Междисциплинарная ассоциация миофункциональной терапии» планирует вести работу в регионах, выездные курсы, дистанционные курсы по использованию инновационных приспособлений в практике логопеда. В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» научиться использованию трейнеров и вестибулярных пластинок можно на курсе «Клинические основы стоматологии в работе логопеда по коррекции речевых нарушений у детей и взрослых» (144 ч.).

Уже сейчас для всех желающих доступен вебинар, где Ольга Юрьевна Пузикова и её дочь Аня показывают, как правильно использовать вестибулярные пластинки и трейнеры. Вебинар «Использование вестибулярных пластинок MUPPY в коррекционной работе в послеоперационный период с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с открытой формой ринолалии» можно посмотреть на сайте электронной библиотеки www.lomonosov.online. 29 апреля в системе дистанционного обучения для Слушателей будет проведён ещё один вебинар на эту тему.

После конференции у Пузиковой и Минеевой появилась идея разработки прикладного курса по использованию пластинок и трейнеров. Приобрести эти приспособления сегодня без труда можно в интернет-магазинах, но правильно применять их способен далеко не каждый логопед, требуется обучение.

Мы желаем успехов преподавателям АНО «Академия дополнительного профессионального образования» и ждём новый интересный курс!

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Читайте также:  Авторская игра 'Занимательные клеточки'
Ссылка на основную публикацию