Взаимодействие логопеда и физинструктора в ДОУ

Интегрированные занятия учителя-логопеда и инструктора физической культуры в кружковой деятельности

Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития [9]

Вместе с тем, исследования И.П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики,
– заторможенность,
– повышенная утомляемость,
– нарушение координации,
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Приоритетное направление деятельности нашего учреждения: физическое развитие, коррекция речевых отклонений у детей старшего дошкольного возраста. Многолетняя статистика набора детей в логопедические группы детского сада свидетельствует о разнообразии речевых патологий детей: ОНР второго и третьего уровня, ФФН, дизартрии.

Необходимость дополнительной работы, направленной на исправление наиболее сложных нарушений, подтолкнула к разработке цикла интегрированных физкультурно-речевых занятий, проводимых в рамках кружка совместно учителем – логопедом и инструктором по физической культуре.

Цель. Коррекция речевого развития детей с помощью развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.

1. Развитие сенсорного уровня детей старшего дошкольного возраста, организации их речи и движений.

  1. Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация.
  2. Формирование речевого и физического дыхания.
  3. Работа по развитию моторики:
    а) общей,
    б) мелкой,
    в) лицевой и артикуляционной.

2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.

3. Предупреждение нарушения зрения детей, используя здоровьесберегающие упражнения (зрительная гимнастика).

Основные направления:
– оздоровительное;
– физическое;
– коррекционное.

Было решено применять следующие коррекционно-оздоровительные виды деятельности:

Общеразвивающие упражнения позволяют укрепить опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивать координацию движений общей моторики и двигательную память, формировать правильную осанку. Подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.

Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.

Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.

Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Зрительная гимнастика включает в себя упражнения на профилактику нарушения зрения. Также подбирается с учетом лексической темы.

Речевые игры на закрепление лексико-грамматического материала, проходимого на фронтальных логопедических занятиях.

Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Релаксация включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном проводится в положении лежа, под музыку.

Учитывая лексические темы, по которым работают логопедические группы и, используя виды деятельности, описанные выше, был составлен перспективный план работы кружка (Приложение 1), который соответствует программе Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной “Логопедическая работа по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе”.

Работа кружка предусматривает небольшую по количеству наполняемость (8–10 человек). Отбираются нуждающиеся в дополнительной коррекции дети, с низким уровнем усвоения программы, с нарушениями моторики. Они обычно не активны на фронтальных занятиях, боятся ответить неправильно, невольно сравнивая себя с более успешными сверстниками, страдают от заниженной самооценки. Поэтому необходимо ставить их в условия “успешности”, что проще сделать в подгруппе примерно одного уровня речевого развития.

Занятия кружка были разработаны в виде игры – путешествия, объединенными одним сюжетом, чтобы дети воспринимали их скорее как развлечение, а не как обучение. В гости к детям приходит персонаж – клоун Клепа, кукла, изготовленная из резины и ткани, с подвижными руками и ногами. Клепа выполняет задания и упражнения вместе с детьми, пытается разобраться с понятиями. Помогая ему справится, ребята стараются выполнять все максимально хорошо, пытаясь быть примером.

В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и дидактических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушением речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.

Занятия проводятся еженедельно, с последней недели сентября по первую неделю мая. Конспекты занятий № 1, 2 представлены в Приложении 2, Приложении 3. В мае месяце проводится обследование моторики и речи.

В результате данного курса дети, посетившие от 50% до 100% занятий, значительно улучшили свои показатели в речевом развитии. Следует отметить, что в упражнениях, напрямую связанных с развитием моторики: тесты на развитие мелкой моторики и графических навыков, нормативы общего физического развития, развитие подвижности артикуляционного аппарата, результаты детей данной группы соответствуют возрастной норме или очень близки к ней. Так же, обращает на себя внимание, возросшая познавательная и речевая активность детей, как на занятиях кружка, так и на фронтальных занятиях основной программы логопедических групп. У детей, которые по ряду причин не посетили большинство занятий кружка, присутствовали не регулярно, увеличение познавательной и речевой активности не отмечено.

Занятия кружка “Речевичок” помогли достигнуть поставленной цели благодаря систематичности, продуманности и целенаправленности данного вида работы. Анализ результатов указывает на необходимость их продолжения с нуждающимися детьми подготовительных логопедических групп, и позволяет рекомендовать подобные виды коррекции для интегрированной работы учителей – логопедов и инструкторов по физической культуре.

Список литературы.

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. – 1986. – 6. – С.75 – 78.
  2. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. – М., 1984.
  3. Лескова Г.П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений // Педагогическая практика студентов по курсу “Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста”. – М., 1984.
  4. Лапп Е.А. Зрительная гимнастика на занятиях учителя-логопеда. “ Логопед в детском саду” № 8 2008 год.
  5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.
  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр “Академия” 2001. – 368с.
  7. Степаненкова Э.Я. Воспитание творческой направленности деятельности детей старшего возраста в подвижных играх // Роль физического воспитания в подготовке детей. – М., 1980.
  8. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5–7 лет.
  9. Шишкина В.А., Мащенко М.В. “Какая физкультура нужна дошкольнику”.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. В нашем учреждении функционирует логопедическая группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования , , показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Я считаю, что успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию ребенка.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей.

Легко проследить взаимодействие воспитателя и учителя логопеда – это индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда, логочас и т. п. Музыкальный руководитель и воспитатель на логоритмике отрабатывают у детей темп, ритм, речевые мимические движения, столь важные в коррекции речевых нарушений, развивают мелкую моторику, память, внимание.

Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Обговорив все моменты, мы наметили последовательность работы:

1. Сбор анамнестических данных.

2. Обследование детей (заполнение речевых карт, протокола физической подготовленности, состояния общей моторики).

3. Выработка основных коррекционно – развивающих задач с учетом моторного и психо – речевого развития детей.

4. Составление совместного плана работы с учителем – логопедом, воспитателями.

5. Составление плана работы с родителями.

Взаимодействие в работе мы начали со сбора анамнестических данных и обследования детей. Задача обследования – определить общий уровень развития каждого ребенка. Результаты обследования показали, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушения психических процессов, у детей в той или иной степени нарушена двигательная сфера.

Диагностика показала:

ü У детей преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность. Движения детей были скованы. Амплитуда выполнения движений – недостаточной.

ü Нарушена координация движений. Дети не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях.

ü Дети не всегда воспринимали речевые инструкции, что создавало дополнительные трудности в освоении основных видов движений, а на занятиях с учителем-логопедом – программного материала, т. к. инструкции приходилось повторять по нескольку раз

ü Дыхание детей было поверхностным (ключичным). Следствие этого – сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз.

ü Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывалось на решении образовательных задач;

Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здорорвьесберегающих технологий работы мы увидели в интеграции.

Определили цель: Коррекция речевых нарушений детей через развитие и коррекцию двигательной сферы.

Поставили перед собой задачи:

1. Развитие координации движений общей и мелкой моторики детей с ОНР.

Читайте также:  Конспект НОД 'Дифференциация звуков (с)-(ш) в слогах, словах и фразах'

2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.

3. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика).

Познакомившись с недельной тематикой, запланированной учителем-логопедом, изучив комплексно-тематический план логопедической группы, я продумала формы работы, подобрала материалов для развития движений и физических упражнений, способствующих развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов.

Формы работы:

Общеразвивающие упражнения подбираю с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.

Основные виды движений использую на закрепление или повторение. Стараюсь подобрать к ним речевое сопровождение. Это позволяет мне создать мотивацию деятельности, способствует обогащению словарного запаса детей, постановке правильного дыхания.

Артикуляционную гимнастику мне помогает подобрать учитель-логопед. Провожу ее не часто, в виде артикуляционных сказок. Если занятие проводим совместно, то учитель-логопед проводит ее сама.

Пальчиковая гимнастика способствует тренировке пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры подбираем совместно с логопедом, с учетом лексической темы, с речевым сопровождением. На логопедических и физкультурных занятиях используем одни и те же игры.

Используемая мной дыхательная гимнастика по Стрельниковой способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Используемые двигательноречевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают мне совершенствовать основные виды движений.

Оздоровительно-развивающие игры применяем совместно с учителем – логопедом для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц.

Релаксацию использую в конце занятия. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном провожу в положении лежа, под музыку.

Учитывая лексические темы, по которым работают логопедическая группа и, используя виды деятельности, описанные выше, мы составили перспективный план, который соответствует программе , «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», а также рабочей программе, разработанной учителем – логопедом.

1. Лексическая тема;

2. Тема интегрированного занятия;

3. Задачи, которые будут решаться в ходе образовательной деятельности (развитие речи детей через движения);

Журнал по взаимодействию учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Содержимое публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6»

города Миньяра Ашинского района Челябинской области

ЖУРНАЛ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

учитель – логопед:

Башина Елена Борисовна

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется по двум направлениям:

Учитель – логопед, и инструктор по физической культуре должны:

 осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

 закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

 всесторонне развивать личность дошкольника.

Основные задачи стоящие перед учителем – логопедом и инструктором по физической культуре

Оздоровительные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать координацию движений и

Формировать правильную осанку

Оптимизация мышечного тонуса.

Коррекционные

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Формирование речевого и физического дыхания.

Работа по развитию моторики:

в) лицевой и артикуляционной.

Направления деятельности учителя – логопеда с инструктором по физической культуре

1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

4. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре.

5. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.

План взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

на учебный год.

Формы работы

Планирование совместной работы учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в логопедических группах.

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»).

Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников

Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и инструктора

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья»

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе

Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями»

Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

дата: ____________________________________________________________

Обратить внимание на следующих детей в группе с проблемами

Вид проблемы

Фамилия, имя ребенка

Ориентировка в пространстве

Нарушение слоговой

структуры слова

Планирование совместной работы учителя-логопеда

синструктором по физической культуре

Дата проведения

Тема недели

Инструктор по физической культуре

«Урожай. Овощи. Фрукты».

Картотека по лексической теме № 1

«Краски осени. Деревья»

Картотека по лексической теме № 2

«Животный мир. Дикие Животные»

Картотека по лексической теме № 3

«Животный мир. Домашние животные»

Картотека по лексической теме № 4

Картотека по лексической теме № 5

«Народная культура и традиции»

Картотека по лексической теме № 6

«Дружба День народного единства. Наша Родина – Россия».

Картотека по лексической теме № 7

Картотека по лексической теме № 8

«Кто как готовится к зиме. Одежда. Обувь, Головные уборы».

Картотека по лексической теме № 9

Картотека по лексической теме № 10

«Миром правит доброта».

Животные жарких стран

Картотека по лексической теме № 11

«Здравствуй, зимушка- зима»

Картотека по лексической теме № 12

Картотека по лексической теме № 13

Картотека по лексической теме № 14

Зимние забавы детей».

Картотека по лексической теме № 15

«Сказка. Зимующие птицы».

Картотека по лексической теме № 16

Картотека по лексической теме № 17

Картотека по лексической теме № 18

«Азбука безопасности» ПДД

Картотека по лексической теме № 19

«Маленькие исследователи» Бытовые электроприборы.

Взаимодействие логопеда и инструктора по ФИЗО
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Взаимодействие логопеда и инструктора по ФИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimodeistvie_s_nstruktorom_po_fizo.docx78.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

Взаимодействия учителя – логопеда и инструктора по физической культуре

инструктор по физической культуре

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре . Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматическихсредств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

  • развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
  • координации движений;
  • общей и мелкой моторики;
  • закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
  • речевого и физиологического дыхания;
  • формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
  • работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Ознакомление с диагнозами детей, их психологической характеристикой, возрастными особенностями

Составление плана индивидуально-коррекционных занятий

Наблюдения на занятиях физкультурой с целью контроля выполнения рекомендаций учителя-логопеда

Ознакомление с комплексом речевого материала для развития движений согласно тематического плана

Ознакомление с тематическим планом работы группы

Отчет по итогам проделанной совместной работы

Коррекционно-развивающая деятельность

Развитиеслухового, зрительного, пространственного восприятия

Работа над координацией движений, общей и мелкой моторикой

Развитие речевого и физиологического дыхания

Развитие темпа ритма, интонационной выразительности речи

Развитие мимической мускулатуры

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год , согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед , а также навык падежного согласования существительных(с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок ).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенкии закрепляют употребление глаголов будущего времени ( Я буду пожарным.Я буду строителем. Я буду учителем. ). Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формированиеосновных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультурепроводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».

Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно, Руки вверх.

Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

Совместная деятельность логопеда и инструктора по физкультуре «Движение, Дыхание, Речь»

Зубцова М.Б., инструктор по физкультуре; Ларикова Н.А., учитель – логопед

Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре с детьми и родителями старшей группы

Задачи: Формирование представлений об упражнениях, с помощью которых можно развить силу рук, ног, брюшного пресса; Создание условий для применения детьми ранее изученных двигательных действий в новых условиях; Развитие артикуляционной моторики, согласованности речи и движений; Способствование вступлению детей в межличностный контакт.

Оборудование: Снежинка, ленты на количество детей, ширма.

Предварительная работа: Разучивание логопедом логоритмических упражнений, на занятиях по окружающему миру детям рассказывают про походы, правилах поведения на природе, рассматривают иллюстрации подобранные инструктором по физической культуре и воспитателем.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена движению, дыханию, речи. В работе с детьми мы опираемся на индивидуальные особенности развития каждого ребенка. В процессе такого развития ребенок должен пройти определенные стадии, у него должны быть сформированы и развиты основные движения, функции. Одной из таких основных составляющих для речи является дыхание, но не физиологическое (не заметный вдох и выдох через нос, при аденоидах ротовой), а полноценный вдох носом и плавный выдох через рот. Попробуйте, такой вдох не нужен нам для дыхания, но объем такого вдоха и выдоха обеспечивает произнесение слова, фразы, предложения. Вы, взрослые, делаете такой вдох, задерживаете. Дозируете объем воздуха непроизвольно, а ребенку этому необходимо научиться.

– Следующая базовая составляющая – движение, действие. Причем движение не только крупной моторики (рук, ног), но и движение отдельных пальчиков, движение мышц артикуляции (рта, языка), мимических мышц. Давно отмечена взаимосвязь между движением пальцев рук и формированием речевых и мыслительных процессов.

– Хочу особо отметить тот факт, что ребенок при формировании движения должен пройти определенные стадии. Важнейшая стадия, как оказалось для речи – это ползание, перемещение на четвереньках. Что делает ребенок, когда ползет? У него формируется темп, закладывается ритм, а это слоги, слова, предложения. Формируется согласованная взаимосвязь между правым и левым полушарием – он должен попеременно переставлять руки и ноги – формируется грамматический строй речи.

– Нарушение на каком либо этапе приводят к ошибкам в формировании слова, фразы, предложения. Нарушение в дальнейшем нарастает, как снежный комребенок не проговаривает слог, слово, предложение. Я уже не говорю о контролирующей функции любого движения (для гиперактивных детей, для детей с пониженным тонусом). Именно поэтому на наших занятиях по коррекции и развитию речи мы возвращаемся и отыгрываем ту программу, которую по какимто причинам «пропустил» наш ребенок.

Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо такая коррекционная деятельность сочетается с занятиями по физической культуре, ведь основные движения таких занятий: ползание, шаг, бег, прыжки. Сегодня мы хотим представить такое коррекционную познавательную деятельность: на ней будут использованы и дыхательная гимнастика и самомассаж, гимнастика для мышц глаз и темпо – ритмические упражнения на развитие координации, эмоционального настроя, кроме того ползание, ходьба на четвереньках, шаг, бег, прыжки. Многие упражнения сопровождаются речью.

– Все упражнения проводятся в игровой форме, а значит, создают дополнительную мотивацию (чего чаще всего нет у детей с речевыми нарушениями). Обратите внимание на своих деток, ведь любые подобные упражнения в той или иной форме могут быть использованы вами дома, на отдыхе. А теперь. встречайте!

Звучит музыка, дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Инструктор по физ.культуре: Ребята, посмотрите, какая снежинка залетела к нам в окно, когда я проветривала зал. Она не обычная, на ней что-то написано, послушайте! «Здравствуйте ребята! Мы все в лесу слышали, что вы – умные, ловкие, смелые! Поэтому мы и решили вас пригласить на поиски клада, который спрятан в осеннем лесу. Только поторопитесь, а то лесные тропинки снегом занесет. Жители волшебного леса».

– Вы согласны отправиться за кладом?

Логопед: Тогда давайте подготовимся к походу! Разомкнитесь на локти.

– Солнце встало над опушкой, на щеках у нас веснушки (Поднять руки вверх).

– Щечки мы сейчас натрем и веснушки соберем (гладим щечки, касаемся их пальчиками).

– Солнце село на макушку (коснуться головы), мы пощиплем наши ушки. Тянем вверх, тянем вниз, солнце село за карниз (руки за голову).

– Наши плечи поднялись, вверх-вниз, вверх-вниз, прямо руки затряслись!

– Надуваем мы живот, сдулся он наоборот! Мы его опять надули, подержали так и сдули.

– Сейчас ноги разомкнем, а потом в поход пойдем!

– Раз – на пятку, на носок. покрутили – путь далек (2 раза на разные ноги). На носочках прыгнем смело, вам гулять не надоело?

– А теперь пора в поход, лес уже давно зовет!

Инструктор по физ.культуре: К походу готовы?

Инструктор по физ.культуре: Для того, чтобы узнать расстояние. Которое нужно пройти, надо прохлопать наши шаги. Упражнение «Парад».

– Молодцы! Неизведанные дороги ждут нас! Заячьи тропы (носок), волчьи (пятка), медвежьи (боковая сторона ступни), хождение змейкой и по диагонали.

Логопед: Мы оказались в лесу! Посмотрите, как здесь красиво!

Гимнастика для глаз: Вдалеке порхает птичка, посмотрели на реснички. Слева – гриб, а справа кошка, поморгали мы немножко.

– Посмотрели в даль опять, можно даже помечтать.

– Нам пора идти в поход, что за поворотом ждет?

(раздаем ленты)

Инструктор по физ.культуре: А вот и река, чтобы через нее перебраться, хватаемся за веревку (в правую руку берем ленту, дети в кругу).

– Я хватаюсь за веревку – правой ловко, левой ловко (взмахи руками попеременно 8 раз).

– Перебрались через реку, но все вымокли и замерзли (дети показывают – дрожат, руками «сбрасывают» с себя воду – 3 раза).

Разминают руки: ладонь – кулак.

Логопед: Для того, чтобы согреется, предлагаю напилить и нарубить дров. Упражнение «топор – пила» (дети одновременно показывают руками разные движения). Складываем ленты на середину, костер готов, садимся в круг.

Инструктор по физ.культуре: Упражнение «костер».

  • «Жарко» (дети на ягодицах отодвигаются от костра)
  • «Руки замерзли» (протягивают руки к костру, шевелят пальцами).
  • «Ой, какой большой костер!» (встают, машут руками)
  • «Искры полетели!» (хлопают в ладоши)
  • «Костер принес дружбу и веселье» (берутся за руки, идут по кругу).

Инструктор по физ.культуре: Согрелись у костра, идем дальше. Я вижу тоннель, нам нужно пройти через него, для этого делимся на две колонны.

Дети в колонне широко расставляют ноги, первый ребенок проползает по-пластунски между ног детей и встает в конец, затем следующий и так до конца.

Дети выстраиваются в одну шеренгу.

Логопед: По-моему перед нами гнездо дракона, а в нем яйца. Что же сейчас случится?

Дети: Вылупятся дракончики!

Логопед: упражнение «Яйцо»

Делается в парах. Ребенок, сидящий впереди – птенчик – он медленно поднимает голову, расправляет крылья, медленно встает, вытягивается. Ребенок, сидящий за ним – скорлупа – он обхватывает птенчика руками и ногами пока тот сидит, а затем медленно поднимается вместе с ним и падает на землю, расставив руки и ноги. (Выполняется 2 раза, меняясь друг с другом)

– Вылупились наши драконы и научились дышать пламенем: глубокий вдох – надули животики – выдох. (2-3 раза)

Инструктор по физ.культуре: Какой ветер поднялся! (раздается вой ветра). Подхватил нас, закружил и мы полетели. летим. все дальше и дальше.

Под плавную музыку дети красиво выполняют танцевальные движения врассыпную, раскрывается ширма и дети за нее прячутся.

Логопед: Потерялись наши детки! Когда человек прячется в лесу. Он кричит.

Логопед: Вам, уважаемые родители, необходимо узнать своего ребенка по голосу. (Каждый ребенок за ширмой произносит «Ау!», если мама его узнает, он выходит).

Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо, что все детки у нас нашлись, мы все во время похода очень подружились и поиграем сейчас вместе с родителями в игру «Ровным кругом».

Все идут по кругу, со словами: «Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг! Дружно вместе, стой на места, сделаем вот так!» Показывается ведущим движение, все его повторяют.

– Вот как мы все сдружились во время похода! Но мы забыли о самом главном! Наш клад!

Логопед: Наш клад – это наша дружба и мы ее сегодня нашли! Поэтому все вместе мы преодолели все трудности, а вкусное угощение сдружит нас еще больше (дети угощаются конфетами)

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], с понятием “ударение”; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнение в решении кроссвордов; развитие умения выделять на слух слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
nod_po_obucheniyu_gramote.docx63.11 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте

Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р’].

Задачи: Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], их классификация; знакомить с ударением; закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнять в решении кроссвордов; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; развивать логическое мышление; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование: карточка с буквой «Р», предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, роза, телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать), разрезные картинки (компьютер, кенгуру),ребусы, набор семян (горох, фасоль), конструктор, мозаика, карандаш, лист бумаги на ребенка, игрушки (машина, матрешка, лопата, ведро, мышка, кукла, лейка, корабль), карточка с изображением 1 согласной и нескольких гласных букв, игрушка – замок, дверной замок, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые.

Ход I. Организационный момент

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

(На столе разложены игрушки – машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль).

– Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)

– Назовите выбранную игрушку, назовите первый звук в этом слове, охарактеризуйте его.

II. Вступительная часть

– Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

– Чем отличаются звуки от букв?

– Какими бывают звуки?

– Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)

– Какие звуки называют согласными?

– Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)

– А еще? (звонкими и глухими)

Игра «Буква заблудилась»

– Какая буква лишняя? Почему?

III. Основная часть

  1. Знакомство с новым звуком.

– Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?

Солнце светит, дождь идет,

В небе радуга цветет.

Над рекой она взошла,

Радость людям принесла.

Речка краше сразу стала

Разным цветом засияла.

– Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].

– При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)

Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

  1. Игровое упражнение «Услышь звук».

– Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р].

(брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)

  1. «Доскажи словечко»

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь).

Ра – ра – ра – начинается … (игра)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)

Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)

Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)

  1. Знакомство с буквой «Р».

– На что похожа буква «Р». (трость, парус)

«Дрожу от страха

Похожа буква на топор!

  1. Написание буквы в воздухе
  2. Физкультминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Тихо)

  1. Выкладывание буквы «Р» из подручных материалов.

(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т.д.)

  1. Введение понятия «ударение».

Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.

– Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.

Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.

(показ сказочного замка и дверного замка)

– Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.

– Видите, как важно правильно делать ударение в слове.

– Ребята, у нас есть еще задания, давайте попробуем их выполнить.

Игровое упражнение «Составь картину»

(На столе разрезные картинки.)

– Дети поделитесь на 2 команды и каждая будет составлять свою картинку.

– Что получилось? Какой звук слышится в начале слова? Есть ли в этом слове звук [Р]? Поделите слово на слоги и определите их количество, выделите ударный.

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе «Звуки [р-рь]. Буква «Р»

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема «Звуки [р-рь]. Буква «Р».

Конспект НОД разработала:

учитель-логопед МБДОУ ДС № 2 «Крепыш» г.Кузнецка

Гусева Анна Петровна

Коррекционно-образовательные задачи:

1. учить детей давать сравнительную характеристику звукам [р-рь];

2. учит дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

3. закреплять навыки чтения и печатания слов, предложений.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. развивать фонематический слух и восприятие;

2. развивать навыки звуко-буквенного анализа;

3. развивать мышление, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. воспитывать любознательность, положительное отношение к занятию;

2. воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Оборудование: тетради; ручки; цветные карандаши; предметные картинки на изучаемые звуки (грибы, аквариум, гитара, варежки, рюкзак, фонарик, шарф, шары, радио, робот); изображения мальчика и девочки; синие и зеленые квадраты на каждого ребёнка.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Первым на место садится тот, кто правильно и четко повторит словосочетание:

II . Объявление темы занятия

И/у «Четвёртый лишний»:

мандарин, ананас, помидор , киви

морковь, репа, рябина , редис

По просьбе логопеда дети выделяют конечный согласный в слове помидор, начальный согласный звук в слове – рябина.

Далее логопед сообщает детям о том, что они сегодня будут работать со звуками [р-рь] и буквой «Р».

III . Артикуляция, характеристика, сравнение звуков.

Дети хором и индивидуально произносят звуки [р, рь], дают им характеристику по плану (положение губ, зубов, языка; участие голоса; характер воздушной струи), сравнивают эти два звука между собой (выделяют сходства и различия).

IV . Дифференциация звуков.

а) в слогах. И/у «Наоборот»

б) в словах. Логопед произносит слова, дети внимательно их слушают и выполняют задание: на слова с твёрдым звуком [р] – поднимают синий квадрат, а на слова с мягким звуком [рь] – зелёный квадрат.

Рыба, Рита, рябина, ряд, рама, ракушка, рисунок, пирог, горох, рис, ребёнок, Рома.

в) в произношении. Иу «Подарки для Ромы и Риты».

Перед детьми на столах лежит по одной предметной картинке.

Логопед предлагает детям подарить Роме и Рите подарки. Роме те, в названии которых слышится твёрдый звук [р], а Рите подарки с мягким [рь].

Каждый ребенок выходит к доске и оставляет свою картинку рядом с Ромой или Ритой, проговаривая предложение « Я подарю Роме карандаш », «Я подарю Рите варежки» … и т.д.

V . Динамическая пауза.

«Птицы летят» (проводится 2 раза)

Дети за столы сели.

Ребята встают, выходят из-за столов. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Под слова логопеда «птицы летят» дети делают взмах руками (крыльями) . Под слова «воробушки сели» дети приземляются легко, бесшумно, делают подскоки на носках; под слова «птицы улетели» встают, садятся на свои места.

VI . И/у «Слово рассыпалось».

Дети собирают слова из отдельных букв, записывают их в тетрадь, выполняют звуковой анализ.

ш, р, к, и, а – шарик

VII . Работа с предложениями.

Тут Рита и Рома.

Логопед даёт детям следующие задания для работы с предложениями (с каждым предложением отдельно):

– определить, что записано на доске, предложение или нет?;

– доказать, что это предложение;

– ответить на вопрос: из скольки слов состоит предложение?;

– назвать первое, второе, третье слово;

– назвать самое короткое слово;

– записать предложение в тетрадь;

– выполнить звуковой анализ слов в предложении.

VIII . Итог занятия.

Логопед подводит итог занятия, даёт положительную оценку работе детей, спрашивает о том, чем занимались дети на занятии, с какими звуками и буквой работали, какие упражнения выполняли, во что играли.

Ссылка на основную публикацию