Взаимодействие логопеда и физинструктора в ДОУ

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Ярошевич Т.Я.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 12, г. Белгород;
Кухтинова Ж.Г.
Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 12, г. Белгород

Оригинал: скачать
Сертификат о публикации: не выдавался

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
– развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
– координации движений;
– общей и мелкой моторики;
– закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
– речевого и физиологического дыхания;
– формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
– работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на-рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит, 2004г.
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

Приложение 1

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. В нашем учреждении функционирует логопедическая группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования , , показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Я считаю, что успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию ребенка.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей.

Легко проследить взаимодействие воспитателя и учителя логопеда – это индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда, логочас и т. п. Музыкальный руководитель и воспитатель на логоритмике отрабатывают у детей темп, ритм, речевые мимические движения, столь важные в коррекции речевых нарушений, развивают мелкую моторику, память, внимание.

Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Обговорив все моменты, мы наметили последовательность работы:

1. Сбор анамнестических данных.

2. Обследование детей (заполнение речевых карт, протокола физической подготовленности, состояния общей моторики).

3. Выработка основных коррекционно – развивающих задач с учетом моторного и психо – речевого развития детей.

4. Составление совместного плана работы с учителем – логопедом, воспитателями.

5. Составление плана работы с родителями.

Взаимодействие в работе мы начали со сбора анамнестических данных и обследования детей. Задача обследования – определить общий уровень развития каждого ребенка. Результаты обследования показали, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушения психических процессов, у детей в той или иной степени нарушена двигательная сфера.

Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия на тему 'Продукты'

ü У детей преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность. Движения детей были скованы. Амплитуда выполнения движений – недостаточной.

ü Нарушена координация движений. Дети не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях.

ü Дети не всегда воспринимали речевые инструкции, что создавало дополнительные трудности в освоении основных видов движений, а на занятиях с учителем-логопедом – программного материала, т. к. инструкции приходилось повторять по нескольку раз

ü Дыхание детей было поверхностным (ключичным). Следствие этого – сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз.

ü Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывалось на решении образовательных задач;

Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здорорвьесберегающих технологий работы мы увидели в интеграции.

Определили цель: Коррекция речевых нарушений детей через развитие и коррекцию двигательной сферы.

Поставили перед собой задачи:

1. Развитие координации движений общей и мелкой моторики детей с ОНР.

2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.

3. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика).

Познакомившись с недельной тематикой, запланированной учителем-логопедом, изучив комплексно-тематический план логопедической группы, я продумала формы работы, подобрала материалов для развития движений и физических упражнений, способствующих развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов.

Общеразвивающие упражнения подбираю с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.

Основные виды движений использую на закрепление или повторение. Стараюсь подобрать к ним речевое сопровождение. Это позволяет мне создать мотивацию деятельности, способствует обогащению словарного запаса детей, постановке правильного дыхания.

Артикуляционную гимнастику мне помогает подобрать учитель-логопед. Провожу ее не часто, в виде артикуляционных сказок. Если занятие проводим совместно, то учитель-логопед проводит ее сама.

Пальчиковая гимнастика способствует тренировке пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры подбираем совместно с логопедом, с учетом лексической темы, с речевым сопровождением. На логопедических и физкультурных занятиях используем одни и те же игры.

Используемая мной дыхательная гимнастика по Стрельниковой способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Используемые двигательноречевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают мне совершенствовать основные виды движений.

Оздоровительно-развивающие игры применяем совместно с учителем – логопедом для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц.

Релаксацию использую в конце занятия. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном провожу в положении лежа, под музыку.

Учитывая лексические темы, по которым работают логопедическая группа и, используя виды деятельности, описанные выше, мы составили перспективный план, который соответствует программе , «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», а также рабочей программе, разработанной учителем – логопедом.

1. Лексическая тема;

2. Тема интегрированного занятия;

3. Задачи, которые будут решаться в ходе образовательной деятельности (развитие речи детей через движения);

Совместная деятельность логопеда и инструктора по физкультуре «Движение, Дыхание, Речь»

Зубцова М.Б., инструктор по физкультуре; Ларикова Н.А., учитель – логопед

Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре с детьми и родителями старшей группы

Задачи: Формирование представлений об упражнениях, с помощью которых можно развить силу рук, ног, брюшного пресса; Создание условий для применения детьми ранее изученных двигательных действий в новых условиях; Развитие артикуляционной моторики, согласованности речи и движений; Способствование вступлению детей в межличностный контакт.

Оборудование: Снежинка, ленты на количество детей, ширма.

Предварительная работа: Разучивание логопедом логоритмических упражнений, на занятиях по окружающему миру детям рассказывают про походы, правилах поведения на природе, рассматривают иллюстрации подобранные инструктором по физической культуре и воспитателем.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена движению, дыханию, речи. В работе с детьми мы опираемся на индивидуальные особенности развития каждого ребенка. В процессе такого развития ребенок должен пройти определенные стадии, у него должны быть сформированы и развиты основные движения, функции. Одной из таких основных составляющих для речи является дыхание, но не физиологическое (не заметный вдох и выдох через нос, при аденоидах ротовой), а полноценный вдох носом и плавный выдох через рот. Попробуйте, такой вдох не нужен нам для дыхания, но объем такого вдоха и выдоха обеспечивает произнесение слова, фразы, предложения. Вы, взрослые, делаете такой вдох, задерживаете. Дозируете объем воздуха непроизвольно, а ребенку этому необходимо научиться.

– Следующая базовая составляющая – движение, действие. Причем движение не только крупной моторики (рук, ног), но и движение отдельных пальчиков, движение мышц артикуляции (рта, языка), мимических мышц. Давно отмечена взаимосвязь между движением пальцев рук и формированием речевых и мыслительных процессов.

– Хочу особо отметить тот факт, что ребенок при формировании движения должен пройти определенные стадии. Важнейшая стадия, как оказалось для речи – это ползание, перемещение на четвереньках. Что делает ребенок, когда ползет? У него формируется темп, закладывается ритм, а это слоги, слова, предложения. Формируется согласованная взаимосвязь между правым и левым полушарием – он должен попеременно переставлять руки и ноги – формируется грамматический строй речи.

– Нарушение на каком либо этапе приводят к ошибкам в формировании слова, фразы, предложения. Нарушение в дальнейшем нарастает, как снежный комребенок не проговаривает слог, слово, предложение. Я уже не говорю о контролирующей функции любого движения (для гиперактивных детей, для детей с пониженным тонусом). Именно поэтому на наших занятиях по коррекции и развитию речи мы возвращаемся и отыгрываем ту программу, которую по какимто причинам «пропустил» наш ребенок.

Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо такая коррекционная деятельность сочетается с занятиями по физической культуре, ведь основные движения таких занятий: ползание, шаг, бег, прыжки. Сегодня мы хотим представить такое коррекционную познавательную деятельность: на ней будут использованы и дыхательная гимнастика и самомассаж, гимнастика для мышц глаз и темпо – ритмические упражнения на развитие координации, эмоционального настроя, кроме того ползание, ходьба на четвереньках, шаг, бег, прыжки. Многие упражнения сопровождаются речью.

– Все упражнения проводятся в игровой форме, а значит, создают дополнительную мотивацию (чего чаще всего нет у детей с речевыми нарушениями). Обратите внимание на своих деток, ведь любые подобные упражнения в той или иной форме могут быть использованы вами дома, на отдыхе. А теперь. встречайте!

Звучит музыка, дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Инструктор по физ.культуре: Ребята, посмотрите, какая снежинка залетела к нам в окно, когда я проветривала зал. Она не обычная, на ней что-то написано, послушайте! «Здравствуйте ребята! Мы все в лесу слышали, что вы – умные, ловкие, смелые! Поэтому мы и решили вас пригласить на поиски клада, который спрятан в осеннем лесу. Только поторопитесь, а то лесные тропинки снегом занесет. Жители волшебного леса».

– Вы согласны отправиться за кладом?

Логопед: Тогда давайте подготовимся к походу! Разомкнитесь на локти.

– Солнце встало над опушкой, на щеках у нас веснушки (Поднять руки вверх).

– Щечки мы сейчас натрем и веснушки соберем (гладим щечки, касаемся их пальчиками).

– Солнце село на макушку (коснуться головы), мы пощиплем наши ушки. Тянем вверх, тянем вниз, солнце село за карниз (руки за голову).

– Наши плечи поднялись, вверх-вниз, вверх-вниз, прямо руки затряслись!

– Надуваем мы живот, сдулся он наоборот! Мы его опять надули, подержали так и сдули.

– Сейчас ноги разомкнем, а потом в поход пойдем!

– Раз – на пятку, на носок. покрутили – путь далек (2 раза на разные ноги). На носочках прыгнем смело, вам гулять не надоело?

– А теперь пора в поход, лес уже давно зовет!

Инструктор по физ.культуре: К походу готовы?

Инструктор по физ.культуре: Для того, чтобы узнать расстояние. Которое нужно пройти, надо прохлопать наши шаги. Упражнение «Парад».

– Молодцы! Неизведанные дороги ждут нас! Заячьи тропы (носок), волчьи (пятка), медвежьи (боковая сторона ступни), хождение змейкой и по диагонали.

Логопед: Мы оказались в лесу! Посмотрите, как здесь красиво!

Гимнастика для глаз: Вдалеке порхает птичка, посмотрели на реснички. Слева – гриб, а справа кошка, поморгали мы немножко.

– Посмотрели в даль опять, можно даже помечтать.

– Нам пора идти в поход, что за поворотом ждет?

Инструктор по физ.культуре: А вот и река, чтобы через нее перебраться, хватаемся за веревку (в правую руку берем ленту, дети в кругу).

– Я хватаюсь за веревку – правой ловко, левой ловко (взмахи руками попеременно 8 раз).

– Перебрались через реку, но все вымокли и замерзли (дети показывают – дрожат, руками «сбрасывают» с себя воду – 3 раза).

Разминают руки: ладонь – кулак.

Логопед: Для того, чтобы согреется, предлагаю напилить и нарубить дров. Упражнение «топор – пила» (дети одновременно показывают руками разные движения). Складываем ленты на середину, костер готов, садимся в круг.

Инструктор по физ.культуре: Упражнение «костер».

  • «Жарко» (дети на ягодицах отодвигаются от костра)
  • «Руки замерзли» (протягивают руки к костру, шевелят пальцами).
  • «Ой, какой большой костер!» (встают, машут руками)
  • «Искры полетели!» (хлопают в ладоши)
  • «Костер принес дружбу и веселье» (берутся за руки, идут по кругу).

Инструктор по физ.культуре: Согрелись у костра, идем дальше. Я вижу тоннель, нам нужно пройти через него, для этого делимся на две колонны.

Дети в колонне широко расставляют ноги, первый ребенок проползает по-пластунски между ног детей и встает в конец, затем следующий и так до конца.

Дети выстраиваются в одну шеренгу.

Логопед: По-моему перед нами гнездо дракона, а в нем яйца. Что же сейчас случится?

Дети: Вылупятся дракончики!

Логопед: упражнение «Яйцо»

Делается в парах. Ребенок, сидящий впереди – птенчик – он медленно поднимает голову, расправляет крылья, медленно встает, вытягивается. Ребенок, сидящий за ним – скорлупа – он обхватывает птенчика руками и ногами пока тот сидит, а затем медленно поднимается вместе с ним и падает на землю, расставив руки и ноги. (Выполняется 2 раза, меняясь друг с другом)

– Вылупились наши драконы и научились дышать пламенем: глубокий вдох – надули животики – выдох. (2-3 раза)

Инструктор по физ.культуре: Какой ветер поднялся! (раздается вой ветра). Подхватил нас, закружил и мы полетели. летим. все дальше и дальше.

Под плавную музыку дети красиво выполняют танцевальные движения врассыпную, раскрывается ширма и дети за нее прячутся.

Логопед: Потерялись наши детки! Когда человек прячется в лесу. Он кричит.

Логопед: Вам, уважаемые родители, необходимо узнать своего ребенка по голосу. (Каждый ребенок за ширмой произносит «Ау!», если мама его узнает, он выходит).

Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо, что все детки у нас нашлись, мы все во время похода очень подружились и поиграем сейчас вместе с родителями в игру «Ровным кругом».

Все идут по кругу, со словами: «Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг! Дружно вместе, стой на места, сделаем вот так!» Показывается ведущим движение, все его повторяют.

– Вот как мы все сдружились во время похода! Но мы забыли о самом главном! Наш клад!

Логопед: Наш клад – это наша дружба и мы ее сегодня нашли! Поэтому все вместе мы преодолели все трудности, а вкусное угощение сдружит нас еще больше (дети угощаются конфетами)

Взаимодействие логопеда и физинструктора в ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре по сопровождению детей с тяжелым нарушением речи в процессе коррекционно-образовательной деятельности на занятиях по физической культуре

  • Козлова Марина Викторовна воспитатель по физической культуре
  • Сергушина Евгения Викторовна учитель-логопед
  • Попова Наталья Николаевна воспитатель
  • Гудкова Людмила Захаровна воспитатель

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

В нашем учреждении есть группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые посещают и дети инвалиды, и дети с задержкой психического развития (ЗПР). Работа с детьми данных групп имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у них имеются вторичные отклонения в развитии. У многих детей есть нарушения мышечного тонуса, легкие парезы, нарушения равновесия и координации движений, недостаточно дифференцирована моторика пальцев рук, что ведет к моторной неловкости, нарушению звукопроизношения, нечеткой, смазанной речи. Дети с тяжелым нарушением речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Читайте также:  Дифференциация звуков (У) - (А)

В старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, которая неразрывно связано с развитием мозга, где речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее будут достигнуты положительные результаты. Поэтому целью работы является коррекция речи дошкольников с помощью подвижных игр и физических упражнений, направленных на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной). Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Наша задача сделать все возможное для устранения рече-моторных нарушений у воспитанников. Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с тяжелыми нарушениями речи, с задачами развития речи. Для этого при обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающим упражнениям, подвижным играм необходимо стремиться наполнять их коррекционно-речевой составляющей.

Одним из современных направлений развития педагогической теории и практики является оптимизация процессов обучения, воспитания, диагностики, коррекции, развития, реабилитации за счет интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, родителей.

Преемственность и взаимосвязь в работе воспитателя по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов, как по физическому развитию, так и по логопедической работе. Учителем-логопедом и воспитателем по физической культуре изучается состояние двигательных функций каждого ребёнка. Диагностика проводится в начале учебного года по четырём направлениям: общая, мелкая, лицевая, артикуляционная моторика. Результаты обсуждаются совместно и определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы коррекционных занятий.

В процессе коррекционной работы по физической культуре с детьми с тяжелым нарушением речи при структуре занятия необходимо обращать внимание на:

Общую моторику:

  • развитие координации движения
  • подбор специальных упражнений, укрепляющих мышцы, связанные с речью (мимическая гимнастика)
  • синхронное взаимодействие между движениями и речью.

Мелкую моторику:

  • развитию тонких двигательных координаций.

Дыхательную гимнастику:

  • развитие речевого и физиологического дыхания.

Коррекционные упражнения:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата
  • развитие физических способностей.

Подбор подвижных игр:

  • расширение и обогащение лексического запаса в играх
  • наглядный материал в играх и упражнениях
  • точное проговаривание речевого материала с выполнением движения в комплексе “движение-речь”.

Также необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с детьми; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с потребностями их речевого и физического развития.

Взаимодействие учителя — логопеда и инструктора по физической культуре, показали, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель по физической культуре на физкультурных занятиях решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Задания и двигательные упражнения на все группы мышц даются в сочетании с речью, что помогает ребенку координировать движения во время артикулирования. Путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, ведется работа по автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка, расширение словарного запаса.

Например, по лексической теме «Транспорт» все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены только этой теме и проводятся в игровой форме. Так как в игровой форме новый материал усваивается прочнее и запоминается легче.

Вводной части занятия детям можно предложить следующие виды ходьбы и бега:

  • «Идем по улице» — ходьба гимнастическим шагом.
  • «Едем на троллейбусе» — ходьба на носках, руки вытянуты вверх (усы троллейбуса).
  • «Едем на трамвае» — ходьба на пятках, руки на поясе с произношением слова «тук-тук-тук».
  • «Мчится скорая помощь» — бег в среднем темпе с произношением слова «у-у-у».

В заключении упражнение на восстановление дыхания «Надуваем парус у лодки» или «Вращаем пропеллер вертолета»

В основной части занятия речевые задания по лексической теме произносит воспитатель группы или учитель-логопед, объясняет упражнения и основные движения воспитатель по физической культуре.

Комплекс общеразвивающих упражнений предлагаем провести с обручем, укрепив мышцы, рук, плечевого пояса, спины и живота, ног, а также повторив части автомобиля, правила езды по дорогам города, при этом следим за развитие синхронного взаимодействия между движением и речью, за становление направленного речевого выдоха и автоматизацией поставленных звуков.

Комплекс включает в себя следующие упражнения: «Светофор», «Колесо», «Руль», «Мотор», «Кабина», «Кузов», «Педали газ – тормоз», «Машины едут по кочкам»

Основные виды движений модно закрепить в эстафетах. Учитель-логопед (воспитатель группы) контролирует правильность ответов, воспитатель по физической культуре четкость выполнения основных движений.

  1. Эстафета «Расставь транспорт по гаражам». Детям раздаются картинки с изображением транспорта. Нужно проползти под воротами по-пластунски, опираясь на руки, согнутые в локтях и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, колени, подтягивая ближе к животу. Далее, произнеся название транспорта, и, прохлопав каждый слог, нужно определить, сколько слогов в данном слове. Затем положить картинки в названиях, которых 2 слога в гараж желтого цвета, 3 слога в зеленый, а в красный гараж, картинки, в названиях которых 4 слога. Обратно вернуться по прямой.
  2. Эстафета «Собери пирамидку». Каждая команда должна правильно собрать пирамиду, взяв из обруча соответствующее по размеру кольцо и пробежав «змейкой» вокруг конусов надеть его на пирамидку. Нанизывая кольцо на пирамиду, дети должны назвать людей, которые управляют каким-либо транспортом.
  3. Эстафета «Один — много». Задание выполняется с мячом. Ребенок пролезает в обруч боком и добегает до линии. Затем воспитатель бросает ему мяч и называет слово по теме, ребёнок ловит мяч и возвращает его педагогу броском от груди, употребив услышанное слово со словом «много». Например: один трамвай — много трамваев.
  4. Эстафета «Собери вместе». Каждый участник должен прыжками добраться до веревки, на которой прищепками прикреплены картинки с изображением транспорта. Перепрыгивая с кочки на кочку, нужно отталкиваться двумя ногами одновременно, приземляясь мягко, с легким сгибанием колен. Одна команда снимает с веревки те картинки, которые относятся к наземному транспорту, другая — к водному. Обратно дети возвращаются по прямой, передавая эстафету.
  5. Эстафета «Собери слово из слогов». На гимнастической лестнице на верхних перекладинах прикреплены слоги, из которых нужно собрать слова. Дети по одному разноименным способом должны забраться на лестницу и снять один слог и принести его в команду, когда все слоги будут сняты, команда собирает слова. Необходимо напомнить детям, как правильно обхватывать рейку (сверху четыре пальца снизу один) и ставить ноги (ногу ставим серединой стопы на рейку).

При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

По теме «Транспорт» мы включаем в занятие игры большой подвижности «Цветные автомобили», «Веселые трамвайчики», «Воробышки и автомобиль», «Грузовики» и игры малой подвижности «Автобус», «Метро», «Машина», которые выполняются под музыку, т.е. логоритмические игры — игры, направленные на развитие моторики и произношения.

Речевой материал подбирается учителем-логопедом в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков и программных задач. В основе занятий лежат принципы дидактики: от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей дошкольного возраста, а также с учетом предметно-практической деятельности дошкольника.

Предлагая детям с тяжелым нарушением речи, какое – либо физическое упражнение сначала надо его показать, объяснить, разучить и только при многократном повторении можно добиться четкого выполнения упражнения. Поэтому на первых этапах темп снижается, упражнения разучиваются в медленном темпе, так как дети не могут в такт выполнить предложенное задание. Только знакомый и хорошо отработанный материал дети начинают выполнять в нужном темпе. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.

Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах и под музыку, то есть включать в занятия по физической культуре элементы логоритмики.

Логоритмика — это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, которые развивают мелкую и общую моторику, повышают мышечный тонус ребенка, вызывают эмоциональный подъем и желание двигаться. Ценность логоритмических игр и упражнений заключается в том, что они:

  • являются одной из эффективных форм психологического переключения вовремя занятий
  • развивают двигательные способности и память, чувство ритма, речевое интонирование, автоматизируют правильное произношение изучаемых звуков
  • учат ребенка ощущать свое тело и управлять им.

Стихотворные тексты также нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре способствует сохранению и укреплению здоровья детей, эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы. Все это позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

Движение – это укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы и их лечение. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идёт интеллектуальное развитие. Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению ОНР у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

Именно поэтому в своей работе я тесно сотрудничаю с инструктором по физическому воспитанию. В своей работе для оздоровления детей используем ряд приёмов и упражнений, которые включаем в структуру занятий, а также в проведение других режимных моментов.

Включение игровых приёмов в систему коррекционной работы с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в образовательном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих детей отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. Такие дети характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффектным реакциям.

Для преодоления трудностей, обусловленных отклонениями в развитии психической сферы детей дошкольного возраста, используются специальные игровые приёмы. Начинаются занятия с артикуляционной гимнастики, которая создаёт у детей позитивный психологический настрой.

Вовлекать детей в движение мы стараемся непринуждённо, в игровой форме, используем разнообразные приёмы подражательного характера:

· «Побежали тихо, как мышки!»

· «Полетаем, как птички!»

· «Посмотрите, какой самолёт нарисован на картинке. Вот какие большие у него крылья. Он летит и гудит: «у-у-у!». Давайте покажем, как летит самолёт!»

Сейчас всё больше детей гиперактивных, у которых двигательная активность, не имеющая определённой направленности составляет 50% времени. Такие дети отличаются расторможенностью, агрессивностью, крикливостью, им трудно переключиться на спокойные движения, требующие устойчивого внимания.

Мы стараемся не ограничивать в движении таких детей. Помощь взрослого заключается в регулировании интенсивности движений, но не в её снижении. В процессе игр, занятий таким детям обеспечивается возможность длительного выполнения разнообразных движений, требующих сосредоточенности, внимания, точности (ходьба, прыжки через «ручеёк»).

Вместе мы обсуждаем лексические темы, по которым будем работать, определяем, какие загадки, пословицы и поговорки будем использовать на занятиях, выясняем, какие физические упражнения необходимо отработать.

Свою работу мы строим в нескольких направлениях (см. Таблицу 1). Так одним из направлений является включение в занятия дыхательной гимнастики. Эту гимнастику мы включаем как в совместные занятия, так и отдельно проводимые (речевые и физкультурные). От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, влияют на функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их и укреплять. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения, которые являются прекрасным средством для развития органов дыхания. Упражнения укрепляют основную дыхательную мышцу (диафрагму), межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействуют более глубокому дыханию. Правильное носовое дыхание улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа.

Читайте также:  Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему: Что такое дружба

Ещё одно направление совместной работы – это проведение упражнений-загадок и подвижных игр. Известно: положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в занятие по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только отгадать, но и показать!

Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию, память, раскрывают понятные детям образы, формируют умения творчески передавать характер и повадки изображаемого животного. Упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.

Несколько вариантов упражнений-загадок, где отгадками служат забавные подражательные упражнения.

1. Лёгкий бег на носочках, руки – в стороны, плавно поднимать их высоко вверх и опускать вниз.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

2. Бег или ходьба с высоким подниманием колен. Боковой или прямой галоп.

Я копытами стучу, стучу

И по полю всё скачу, скачу,

Грива вьётся на ветру. Кто это? (Конь.)

Такие весёлые и забавные «загадки вместе с зарядкой» можно использовать в утренней гимнастике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов.

Известно, что дети любят играть в подвижные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Поэтому вместе с инструктором по физическому воспитанию мы активно используем их. Играем и на свежем воздухе. Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. В играх в ненавязчивой развлекательной форме используются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метания. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний.

Неоценима роль игр и упражнений для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов, для развития речи.

Следующим видом совместной деятельности является проведение кинезиологической гимнастики. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейрогенные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Следующее направление – проведение гимнастики для глаз. Часто у детей дошкольного возраста встречаются заболевания органа зрения. Со всеми детьми мы проводим гимнастику для глаз.

Исходное положение – лёжа, сидя или стоя. Голова фиксирована, глаза смотрят прямо перед собой.

Упр.1. Отрабатываются движения глаз по 4 основным направлениям (вправо, влево, вверх, вниз), а также сведение глаз к центру. Каждое движение в медленном темпе (от3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. Чтобы привлечь внимание детей, я использую яркие предметы, маленькие игрушки.

Упр.2. Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза.

Глаза и язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза.

Ещё одной формой совместной деятельности является развитие артикуляционных движений и мелкой моторики рук. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Вместе с инструктором по физвоспитанию мы предлагаем детям следующие упражнения:

· движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свёртывание в трубочку, прокатывание «орешков» за щеками;

· мимические движения: надувание щёк, вытягивание губ в трубочку, хмурое сдвигание бровей, улыбка;

· движения нижней челюстью вправо-влево.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

В моей группе большинство детей не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный.

Простейший метод тренировки – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребёнка. На этом упражнении ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки – «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик», «Ладушки – ладушки», – которые по сей день мы применяем на практике. Полезны занятия с пластилином или глиной, отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях аппликацией, нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (укрепляются и развиваются мелкие мышцы пальцев).

Упражнения мы подбираем так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей работе используем игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. С помощью стихотворного ритма упражнений совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, кубики. Именно с ними мы работаем на индивидуальных занятиях.

Ребёнку интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребёнка с кем – либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь.

В кабинете и группе, кроме традиционных застёжек, шнуровок, конструкторов, мозаик можно предложить:

· мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые);

· пробки от пластиковых бутылок: красные, синие, зелёные – для звукового анализа, всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, парами – как «башмачки» для пальцев, просверленные посередине – для нанизывания бус;

· прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

· клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рек;

· шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

· игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластиковыми пульками, копейками;

· грецкие орехи – для самомассажа кистей.

Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предлагаются движения (особенно рук), лучше давать в стихах, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности даёт большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Направления взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физическому воспитанию
Виды деятельностиЦели и задачиФормы проведения
1. Дыхательная гимнастикаУкрепить здоровье детей, их физическую и умственную деятельность. Повысить выносливость, сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниямПодгрупповые и индивидуальные занятия.
2. Упражнения-загадкиРазвивать интерес к подражательным упражнениям, желание представить в воображении и показать в движении услышанноеУтренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные и музыкальные досуги.
3. Подвижные игрыРазвивать воображение и двигательную активность детейФизкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги.
4. Кинезиологическая гимнастикаУлучшить мыслительную деятельность, способствовать улучшению запоминания, повысить устойчивость вниманияИндивидуальные занятия.
5. Гимнастика для глазРасширить пространство зрительного восприятия. Развивать межполушарное взаимодействие и повышать энергетику мозга.Подгрупповые и индивидуальные занятия.
6. Мелкая моторикаРазвивать пальцевую моторику для последующего формирования речи.Подгрупповые и индивидуальные занятия, физкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги.

Таким образом, моя работа способствует не только развитию речи, но, прежде всего, оздоровлению детей, привитию им навыков физической культуры, организации двигательной активности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возра­ста с речевыми нарушениями занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельно­сти инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

  • развитие слухового, зрительного, пространственного вос­приятия;
  • координации движений;
  • общей и мелкой моторики;
  • закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
  • речевого и физиологического дыхания;
  • формирование темпа, ритма и интонационной вырази­тельности речи;
  • работа над мимикой лица.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос­питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространствен­но-временной организации движения.

Используется сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжет­ные занятия, темы к ним, игры согласовываются с инструктором по физическому воспитанию, исходя из того этапа рече­вого развития, на котором нахо­дится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражне­ний. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи выраба­тываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок на­страивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, за­ключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе мате­риала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных ка­честв, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словар­ный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми, имеющими нарушения речи, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Ссылка на основную публикацию