Выработка воздушной струи – конспект логопедического занятия

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Журнал Педагог

Автор: Цырлова Ирина Петровна
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ “ЦРР-детский сад №183”
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: Конспект развивающего занятия
Тема: Конспект развивающего занятия направленного на формирование длительной воздушной струи ДВС с использованием здоровьесберегающих технологий у детей подготовительной к школе группы.
Дата публикации: 13.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Конспект развивающего занятия направленного на формирование

длительной воздушной струи (ДВС) с использованием

здоровьесберегающих технологий у детей подготовительной к школе

Автор: учитель-логопед, педагог-психолог Цырлова Ирина Петровна

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №183» г.Воронеж

Цель: Создать дополнительные условия для формирования длительной

воздушной струи (ДВС) – основы речевого дыхания с использованием

Оборудование: Снежинки на ниточках из органзы, стаканы с водой,

небольшим количеством мыльного средства и коктельными трубочками,

вертушки-ветерки. Презентация «Длительная воздушная струя – основа

речевого дыхания». Набор схем артикуляции различных звуков.

Логопед: Ребята! К нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

Дети: Приветствуют гостей.

Логопед: Скоро наступит зима. Посмотрите вокруг, а вот и первые вестники

приближающейся зимы – снежинки, залетели к нам в детский сад! Выбирайте

скорей, какая вам больше нравиться!

На ковре дети находят снежинки.

Логопед: Давайте с ними поиграем.

Игра «Снежинки и ветерок»

Логопед: Игра называется «Снежинки и ветерок» (Воспитатель показывает

как это сделать: взять снежинку за привязанную к ней ниточку и подуть на

неё несколько раз, затем можно положить снежинку на ладошку и сдуть её

тоже несколько раз)

Кружатся снежинки в воздухе морозном

Падают на землю кружевные звёзды

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

II. Основная часть

Логопед: Понравилась вам такая игра? А вы обратили внимание, что мы с

вами не только поиграли, в игру, но и потренировали воздушную струю.

Логопед: Дети, а что же это такое – длительная воздушная струя? (Ответы

Логопед: А как правильно её тренировать? (Ответы детей)

Логопед: Может быть кто – то запомнил стихотворение, о том, как правильно

тренировать воздушную струю. Если нет, я напомню.

Носом глубоко вдыхаем, щёки мы не раздуваем,

Губки трубочкой сложили, и снежинки закружили.

Так у нас с вами получилось? (Ответы детей)

Логопед: Теперь я предлагаю вам подойти к фланелиграфу. На нём мы видим

артикуляционные схемы произношения разных звуков.

Какую информацию о каждом звуке мы можем получить из такой схемы?

Ответы детей: Из каждой схемы мы можем узнать положение языка, губ,

участие голоса в произношении звука, его твёрдость или мягкость, и конечно

то, какая воздушная струя должна быть при произношении данного звука.

Логопед: Давайте с вами вспомним, как же рождаются звуки речи? Кажется,

что говорить легко, звуки, слова и целые фразы как будто сами выпрыгивают

у нас изо рта. В действительности всё не так просто: в нашем организме в это

время работает целый «завод» по производству звуков. Вместо станков на

«заводе» – органы речи. А звуки – настоящие «эксплуататоры». Чтобы звук

появился на свет трудятся лёгкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы,

язык. А наши уши – контролёры. Они всегда на посту: чуть человек не так

произнёс в слове звук – ухо сразу слышит. Давайте проследим, как на таком

человеческом «заводе» рождаются звуки речи. (Дети произносят разные

Выработка воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звукопроизношения.

Читайте также:  Формирование элементарных представлений об основных структурных единицах речи на основе графических моделей

В данной трансляции передового педагогического опыта раскрываются этапы работы в данном направлении,предлягаются игры для формирования воздушной струи.

Скачать:

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_ppo6.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трансляция передового педагогического опыта.

Тема: Выработка воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения.

  • Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, заиканием; моторной, сенсорной алалией. Так же увеличивается степень сложности недостатков речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности.
  • Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звукопроизношения.
  • В недостаточной степени разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, использования нестандартного оборудования.

Основные задачи в формировании у детей умений и навыков правильного

физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья, это:

1.улучшить функцию внешнего (носового и ротового) выдоха.

2.выработать более сильную, направленную, плавную воздушную струю.

3. Развивать речевое дыхание.

Свою работу я осуществляла в три этапа

На первом проводились следующие виды работ:

-конкретизация актуальности проблемы на основе анализа исходных данных изучение литературы,

-диагностика сформированности практических навыков у детей,

-подбор игр и упражнений для формирования правильной и сильной воздушной струи, физиологического дыхания.

2 этап внедренческий :

-анализ аналогичной информации в ДОУ,

– разработка и апробация комплекса игр и упражнений по развития воздушной струи и речевого дыхания, составление перспективного планирования по лексическим темам с игровой мотивацией,

-разработка правил речевого дыхания.

3 этап итоговый, оформительский

на данном этапе была проведена повторная диагностика, выявлен положительный результат.

На первом этапе я изучила литературу по данной теме ,это:

1. Белякова, Гончарова, Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников»

2. Горчакова«Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения»

3. «Дыхательная гимнастика» Стрельниковой.

Суть их методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. После анализа литературы мною была проведена диагностика по следующим критериям:

Сформированность физиологического дыхания

  • Выявление характеристик речевого дыхания (дети произносили фразы из 3-4 слов).
  • Объем речевого дыхания (нормальный или недостаточный)
  • Частота речевого дыхания (нормальное или учащенное)
  • Продолжительность речевого дыхания (нормальное или укороченное)

Первоначально провела диагностику в начале года в старшей группе.

П родиагностировала 15 детей. Выявила, что высокий уровень- не показал ни один ребенок, детей со средним уровнем- 9 человек (60%), и с низким уровнем -6 человек (40%). В ходе обследование были выявлены следующие нарушения в развитии неречевого и речевого дыхания, это:

-дети поднимали грудную клетку вверх и втягивали живот на вдохе;

– делали слишком большой вдох;

-дыхание было учащенное, укороченное по сравнению с нормой,

-не умели делать незаметный для окружающих добор воздуха,

-не могли рассказать чистоговорку на одном выдохе,

-длительно пропеть ряд гласных звуков.

После анализа проведенной диагностики, мною был определены направления работы по формированию речевого дыхания.

Для формирования правильного неречевого дыхания. Использовала игры по обучению детей длительному плавному выдоху (“Султанчик”, “Перышко”), а так же игры по выработке целенаправленного ротового выдоха

( “Загони мяч в ворота”, “Послушный ветерок”) , в игровой форме учила регулировать силу воздушной струи (“Трубочка”, “Капелька”).

Для развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы. Использовала специальные игровые упражнения, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных и брюшных мышц (“Покачай игрушку”, “Шарик”, “Медуза”).

Переход к развитию речевого дыхания я осуществляю только после того, как у ребенка сформированы предыдущие навыки.

Работу по развитию речевого дыхания провожу без использования оборудования, только на речевом материале. Эта работа осуществляется постепенно с увеличением количества производимых действий и объема речевого материала, она включает в себя:

  • произношение гласного на выдохе (от одного звука до всего ряда);
  • произношение на одном выдохе одного согласного звука;
  • произношение на одном выдохе одного слога (двух-трех слогов);
  • произношение на одном выдохе одного слова (двух – трех слов);
  • рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, с соблюдением логических пауз.

В своей работе по развитию дыхания, я использую различное оборудование: стандартное, а также нестандартное- изготовленное своими руками.

Сначала я проводила упражнения на улучшение носового вдоха, такие как «Понюхай, как пахнут коробочки», «Узнай по запаху», «Цветочек».

Для формирования воздушной струи проводила артикуляционные упражнения на выдохе: дутье при сомкнутых губах ( Для укрепления мышц щек): «Надуть 2 шарика», «Худенький Петя», дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой (для напряжения круговой мышцы рта): дутье с использованием свистков, гудков; дутье катание по желобку или выдувание воздуха через трубочку шариков; дутье на язык («Подуй в трубочку, желобок»).

Далее для развития сильной, направленной, плавной воздушной струи использовала следующие упражнения:

«Снежинки»- держа снежинку за ниточку подуть на нее не надувая щек.

«Листопад»- на вырезанном из картона дереве сделать листопад- подуть на листочки , чтобы они закружились, слетели.

«Задуй свечу»- на имправизированной свече, сделанной из картона, задуть пламя-кусочек легкой бумаги.

«Футбол»- подуй через трубочку на мяч и забей гол в ворота.

«Отгадай картинку» – нужно сдуть разрезанную цветную бумагу с картинки и отгадать, что за птичка изображена на картинке.

Для формирования неречевого дыхания проводила игры:

«Султанчик»- подуй на султанчик.

«Поддувалочки» – сдуй облачко с солнышка, чтобы оно обогрело мышонка.

«Сдуй снежинку с ладони»-держа снежинку на руке не надувая щек на плавном выдохе, подуть на снежинку.

Для активизации речевого (фонационного) выдоха проводила игры:

Игровые упражнения для громкого и длительного произнесения изолированных гласных звуков.

“Погреем ручки” (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х), “Проколотый мяч” (произносятся звуки шшшш или ссс), “Комары и комарики” (произносится звук зззз), “Большие и маленькие жуки” (произносится звук жжжж). При этом необходимо контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними.

По произнесению слогов и звукоподражаний .

“Эхо”. Заблудились мы в лесу, закричали мы “Ау!”

“Разговор игрушек”. Произнесение слоговых сочетаний: па-по-па-по, пу-бу-пу-бу. “Разговор инопланетян” (вы-ву-вы-ву, ва-фа-вы-фы), «Несли тяжелую вещь, поставили на место: “Ух! Ух! Ух!».

А затем – по формированию правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

1. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка).

2. Глубокий вдох на счет 1,2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3-4 слов на выдохе, например “Лола мыла куклу Милу”.

3. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: “Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила”.

Все эти игры и упражнения проводились не только на индивидуальной , но и в ходе подгрупповой образовательной деятельности.

В своей работе я применяю следующие правила речевого дыхания :

1. Прежде чем сказать, надо вдохнуть.

2. Во время речи стоять прямо, плечи не поднимать, воздух расходовать экономно.

3.Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.

При проведении диагностики в конце года старшей группы, было выявлено, что высокий уровень показали 10 (67%) детей. Они правильно стали производить носовой вдох, воздушная струя стала более направленной, сильной, плавной. Речевое дыхание стремится к возрастной норме. Детей со средним уровнем-3 (20%) человека . Дети научились направлять воздушную струю в правильном направлении, научились принимать правильное положение тела при речевом дыхании воздуха и т.д.», стихи, не делают дополнительный добор ;

и с низким уровнем -2 ребенка (13%). Эти дети имеют диагноз дизартрия (нарушение иннервации мышц речевого аппарата) и посещают детский сад редко. В подготовительной группе я тоже проводила диагностику и на конец года, высокий уровень составил 80%-12 детей, со средним уровнем-3 ребенка (20%) и с низким уровнем-0.

Эффективность проведенной работы показала, что высокий уровень повысился на 13%,средний уровень- остался на прежнем уровне, низкого -нет совсем.

  • Практическая значимость данного опыта заключается в том, что данный материал может быть использован всеми специалистами работающими в ДОУ;
  • Результатом использованного материала стало формирование речевого дыхания в соответствии с нормой, укрепление мышц артикуляторного аппарата, закрепление правильных дикционных навыков;
  • Составлен ряд консультаций и методических рекомендаций по работе над развитием дыхания на занятиях и дома для воспитателей и родителей;
  • Разработан тематический план игр и упражнений по лексическим темам.

Весь материал имеет структуру и содержит разнообразные обязательные (для изучения) и дополнительные (для углубления и расширения знаний) упражнения и игры, которые, в свою очередь, могут самостоятельно выбираться и адаптироваться каждым педагогом в зависимости от возраста детей, имеющихся у них знаний, интересов и поставленных задач.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков

Автор: З ахарова Юлия Александровна

учитель-логопед МАДОУ “Детский сад “141”

Авиастроительного района г.Казани.

Оригинал: скачать.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики

Параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – “набираем полную грудь воздуха”;
– выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;

– не надувать щеки . ;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос.
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой – Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

• Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане «забурлила».

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики

Параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – “набираем полную грудь воздуха”;
– выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;

– не надувать щеки . ;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос.
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой – Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

• Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане «забурлила».

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Пособия по формированию воздушной струи для детского сада своими руками

Автор: Савосина Татьяна Александровна, учитель-логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад № 14 «Ёжик», г. Саратов

Описание материала: методическая разработка с 3 пособиями на тему «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука». Пособия пригодятся в работе учителям-логопедам при формировании воздушной струи. В методической разработке рассказывается о роли воздушной струи в постановке и усвоении звуков, основных направлениях воздушной струи и даются методические рекомендации для коррекционной работы над воздушной струёй; далее идет описание 3-х пособий по формированию и развитию воздушной струи с фотографиями пособий.
Пособия можно использовать в работе с любой возрастной группой, но больше они применимы в работе с детьми дошкольного возраста старшей и подготовительной групп.

Цель: построение работы над воздушной струёй, влияющей на эффективное и быстрое усвоение чистого звукопроизношения, достижение результатов в сфере коррекции речи.
Задачи:
1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме речевых нарушений у детей.
2. Развивать силу, направленность, плавность воздушной струи для быстрой и эффективной постановки звуков.
3. Вызывать положительный и радостный эмоциональный настрой на занятии с помощью пособий, стимулировать стремление и интерес к дальнейшей коррекционной работе.

Своевременное овладение грамотной речью и чистым звукопроизношением имеет немаловажное значение для формирования полноценного и гармоничного развития ребёнка. Хорошая речь – один из основных показателей готовности малыша к успешному усвоению материала в школе. Недостатки звукопроизношения и другие нарушения речи могут способствовать проблематичному обучению, привести к неуверенности маленького школьника в своих силах, что в свою очередь будет сигнализировать о далеко идущих негативных последствиях. Поэтому стоит позаботиться о развитии речи ребёнка заранее, чем раньше – тем лучше. В настоящее время, к сожалению, количество таких детей с дефектами речи, а особенно с нарушениями звукопроизношения не только не уменьшается, а наоборот увеличивается. Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин.

Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, как дутье на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка.

Выделяют основные направления для воздушной струи:
1) воздушная струя проходит по центру языка прямо. Это направление соответствует произнесению большинства звуков: губно-губных (В, В’, Ф, Ф’, заднеязычных (К, К’. Г, Г’. Х, Х’), переднеязычных (Т, Т’, Д, Д’), свистящих (С, С’, З, З’, Ц).
2) струя проходит по центру языка вверх. Это направление характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р’).
3) струя проходит по боковым краям языка. Это направление характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л’) звуков.

Формирование воздушной струи для разных групп звуков:
• Широкая струя (для произнесения шипящих звуков); узкая струя (для произнесения свистящих звуков)
• Тёплая струя (для произнесения шипящих звуков); холодная струя (для произнесения свистящих звуков)
• Рассеянная или направленная воздушная струя
• Слабая или сильная воздушная струя

В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций:
• Упражнения проводить в проветренном помещении.
• Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена.
• Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.
• Следить за направлением воздушной струи.
• Упражнения не длятся дольше 3 минут.
• Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз.
• Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки.
• Выдыхаемый воздух нельзя задерживать.
• Упражнения легче выполняться под счет.
• Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала.
• Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.

Работа над развитием воздушной струи начинается еще на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Предлагаю, разработанные мной методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи. Пособия красочные, привлекают внимание и вызывают у детей интерес к занятию. С такими пособиями можно провести занятие в игровой форме.

1. Чашка горячего чая.

Пособие на выработку длительности и плавности воздушной струи, на выработку направленной воздушной струи.
Инструкция: Нужно остудить горячий чай. Для этого нужно подуть на пар.

2. Бабочка

Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи.
Инструкция: Подуй сильно на бабочку, и она сможет улететь с цветочка.

3. Ёжик собирает грибы

Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи.
Инструкция: Давай поможем ёжику собрать грибы. Но сначала их нужно найти под листочками. Подуй на листики и помоги ёжику найти все грибы.

Работаем над формированием воздушной струи с самых первых занятий, и коррекция звукопроизношения будет быстрой и своевременной.

Формирование воздушной струи

Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения является основным направлением логопедической коррекции, без которого невозможно достигнуть желаемого результата.

Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. И этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в лёгких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз – вдоха и выдоха.

Различают три основных типа дыхания:

  • ключичный
  • рёберный (грудной)
  • диафрагмальный (брюшной)

При ключичном дыхании поднимается плечевой пояс и верхние рёбра, происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки.

При рёберном (грудном) грудная клетка расширяется вперёд и в стороны.

В диафрагмальном дыхании – диафрагма опускается и увеличивается главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается.

Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма. Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно ключевом, преимущественно брюшном, или ключичном дыхании.

Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии.

Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин- брюшной, у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой- грудной тип.

У детей обычно бывает смешанный тип дыхания т. е средний между брюшным и грудным.

При глубоком, или полном дыхании сочетаются три типа дыхания – ключичный, грудной, брюшной.

В течение 1минуты происходит 16-20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов). Длительность вдоха почти равна длительности выдоха (отношение времени вдоха ко времени выдоха равно приблизительно 1: 1, 25).

Это физиологическое дыхание, необходимое для жизнедеятельности.

Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Под этим термином понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается уже в возрасте 6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи. Рассмотрим на примере характеристики воздушной струи необходимой при произнесении шипящих и свистящих звуков.

ШипящиеСвистящие
Широкая (при произнесении шипящих звуков)Узкая (при произнесении свистящих звуков)
Тёплая(при произнесении шипящих звуков)Холодная (при произнесении свистящих звуков)
СлабаяСильная
РассеяннаяНаправленная

Существуют три основных направления воздушной струи:

  1. воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков; губно-губных (В, В, Ф, Ф, заднеязычных (К, К. Г, Г. Х, Х, переднеязычных (Т, Т, Д, Д, свистящих (С, С, З, З, Ц)
  2. воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р).
  3. воздушная струя направлена по боковым краям языка Это характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л) звуков.

В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения:

  1. «Сдуй снежинки с горки».(используйте кусочки ватки или паралоновые шарики) «Наказать непослушный язык». «Желобок».
  2. «Фокусы».
  3. «Идёт охотник по болоту»

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой. Поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.

Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:

  • «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
  • «Наказать непослушный язычок». На выдохе произносится «Пя-пя-пя».
  • «Пулемёт» На выдохе произносится «Т-т-т».
  • «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
  • «Жук» На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:

  1. Дутьё при сомкнутых губах.
  2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
  3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
  4. Дутьё на язык.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

  1. Дутьё при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:
    • «Надуть два шарика» Надувать щёки и удерживать в них воздух.
    • «Перекатывание шаров» Щёки надуваются поочерёдно.
    • «Худышки». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
    • «Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой». Напряжение круговой мышцы рта.
  2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
    • Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
    • Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. д).
    • Дуть на кусочек ваты, привязанные на нитки. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
    • Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
    • Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился (на шестигранные)
    • Задувание свечи.
    • Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
    • Пускание мыльных пузырей.
    • Дутьё с использованием свистков. Гудков, трубочек, губной гармошки.
    • Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок».
    • Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
    • Сильно дуть на воду до образования брызг.
    • Можно натянуть горизонтально нитки и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек, бабочек, стрекоз.
    • Дутьё – катание по жёлобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
  3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
    • «Пропеллер» Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
    • Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
    • Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпывать» язык губами, произнеся на выдохе звуки пя-пя-пя.
  4. Дутьё на язык.
    • Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» – положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
    • Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так ещё раз. Почувствуй, как подую я! » Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
    • Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
    • «Сдуй снежинки с горки» Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.

  • Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
  • Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
  • Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.
  • Следить за точностью направления воздушной струи.
  • Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
  • Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
  • Нельзя надувать щёки.
  • Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
  • На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
  • Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться.
  • Упражнения могут выполняться под счёт.

Желаем успехов Вам!

Учитель-логопед
Голубева Ольга Викторовна
МАДОУ «Детский сад» с. Песь

Ссылка на основную публикацию