Возможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 28.06.2016 2016-06-28

Статья просмотрена: 8464 раза

Библиографическое описание:

Куижева, З. Н. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде / З. Н. Куижева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 821-824. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32126/ (дата обращения: 07.01.2021).

«Новая школа это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация, детей с ОВЗ и детей-инвалидов». Д. А. Медведев Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

В современных социально- экономических условиях в нашей стране сложилось стойкая тенденция к интенсивному росту числа детей с ОВЗ — с ограниченными возможностями здоровья различного генеза. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи, способствующей полноценному развитию ребенка, в различных образовательных условиях.

Тенденция сегодняшнего дня — интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду нормально развивающихся сверстников.

Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), признанием их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Инклюзия, т. е. включение, присоединение, согласно Саламанкской декларации, предполагает вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его возможностям, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий для детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений. Как показывает опыт, при инклюзивном подходе выигрывает все дошкольники, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех субъектов образовательных отношений.

Наряду с инклюзивным рассматриваются модели интегрированного (от лат.- соединение, восстановление) обучения которое представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ОВЗ в образовательную систему. Интеграция предполагает, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы. Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает понимания цели- гуманизация общественных отношений и принятия права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Развитие инклюзивного образования — не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.

Интеграция и инклюзия возвращают учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так как до этого этапа эти дети преимущественно обучались только в системе специального (коррекционного) образования.

Задача современного образования- обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей.

Любая школа, детский сад должны быть доступны для всех без возможностей здоровья, проблем развития. Однако для достижения качества инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ необходимо создать в ДОО специальные условия, важнейшее из которых — взаимодействие педагогов в процесс организации образовательной деятельности ребенка.

Сегодня существует специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, в общеобразовательных школах введено обучение по программеVIII вида, созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения. Проблема- обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, их обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. На практике учащиеся оказываются изолированными от социума, лишенными коррекционной, реабилитационной и психологической помощи.

Образовательный процесс обучения детей на дому нужно организовывать с учетом особенностей психофизического развития, здоровья и возможностей обучающихся. Для детей с ОВЗ может быть увеличен срок освоения образовательных программ, изменена форма занятий (занятия могут проводиться в учреждениях, на дому и комбинированно). Просто интегрировать таких детей в класс нельзя.

Сопровождение ребенка — инвалида по классам о помощь в организации учебно- воспитательного процесса осуществляется родителями и тьютором, в роли которого выступает учитель. Учащиеся с ОВЗ постепенно (1–2 урока в неделю) включается в общий образовательно — воспитательный процесс. Частичная инклюзия со временем может перейти в полную при соответственном интеллектуальном и физическом развитии ребенка- инвалида. Существенную роль в реализации данной программы играют педагог- дефектолог и учитель — логопед.

Проведенные исследования показали, что большая часть учащихся с ОВЗ имеют нарушения в развитии речи. Это естественно негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения.

Логопедическое сопровождение.

Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Коррекционная работа насыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи. Занятия нацелены на развитие силы, работоспособности, подвижности органов, скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.

Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми — инвалидами служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны упражнения в парах и подгруппах. Инклюзия на логопедических занятиях способствует дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные примеры речепроизводства, дает возможность соревновательного момента и т. д.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей

  1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
  2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
  3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
  4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости — фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение и т. д.

  1. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.

Например, планирование коррекционно-развивающего обучения детей СНР состоит из трех модулей:

Формирование фонетической стороны речи.

Совершенствование лексико-грамматических представлений.

Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой — то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно-логопедического обучения.

  1. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.
  2. Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

– тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

– оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

– компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

– использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

– использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.

Результаты инклюзивного образования обучающихся на дому.

Как показали наблюдения, модель инклюзивного образования для детей, обучающихся на дому, т. е. для тех детей-инвалидов, свидетельствуют о следующих результатах:

– компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ происходит успешно: дети посещают школу ежедневно, индивидуально занимаются с учителем по основным предметам, остальные предметы по выбору посещают в классе. Дети с двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК, в результате которой самостоятельно могут передвигаться по школе; дети с речевыми нарушениями посещают логопедические занятия, что делает речь разборчивой и доступной для понимания окружающими; психологическая программа реабилитации, компенсирующая интеллектуальные стороны развития, эмоционально-волевую сферу, позволяет детям вести себя адекватно ситуации, адоптироваться в предложенных обстоятельствах.

– улучшилось качество обученности детей с ОВЗ;

– отмечаются позитивные изменения в формировании регулятивных универсальных учебных действий;

– сформировались положительное отношение к деятельности, навыки организации и самоорганизации учебного процесса, дети учатся планировать и оценивать свою деятельность;

– развиваются коммуникативные универсальные учебные действия (вовлеченность детей с ОВЗ в среду сверстников в учебное и внеучебное время обеспечивает сотрудничество и развитие навыков коммуникации обеих сторон: дети с ОВЗ свободно без стеснения могут общаться с ровесниками, здоровые одноклассники не удивляются особенностям детей-инвалидов);

– формируются различные образовательные компетентности (поиск информации в библиотеке, работа у доски, выступление перед сверстниками);

– всестороннему развитию способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ способствуют доступность образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность, рисование, труд.

Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативны не только в образовательном, но и в коррекционном процессе.

Нас трое: ты, я и болезнь

Если ты объединишься с болезнью,

То я ничего не смогу сделать для тебя.

Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.

  1. Журнал «Логопед»-№ 4/2014
  2. Журнал «Логопед»-№ 4/2015
  3. Научно-методический журнал «Практический психолог и логопед» № 3(7), 2014
  4. Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» № 4(62), 2014

Логопедическое сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях ФГОС

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Логопедическое сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях ФГОС в ГБОУ № 480

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ФГОС

  • В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.
  • Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику.
  • В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
  • Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС:

Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Задачи логопедического сопровождения:

  • Общее речевое развитие школьников
  • Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам
  • Успешная социализация детей
  • Направления работы учителя-логопеда:

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Коррекционно-развивающая работа

  • Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья..
  • Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Информационно-просветительская работа

  • Цель: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса
  • Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ

  • Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
  • • Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  • • Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:

  • Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
  • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
  • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны
  • Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
  • Конкретность и доступность заданий
  • Умеренный темп работы
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)

Проблемы современной логопедической службы

  • Знание логопедии является важным для педагогов, дефектологов, психологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.
  • Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:
  • Ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений.
  • Творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
  • Обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений.
  • Недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.

Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования

В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. В современной России наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В ситуации модернизации системы образования для таких детей с особыми образовательными потребностями (с ООП), как нельзя лучше, подходит инклюзивное образование, развивающееся в рамках государственной программы “Наша новая школа” (подпрограммы “Доступная среда”), которая должна обеспечить успешную реабилитацию детей с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии (подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии), препятствующие получению образования без создания специальных условий.

“Каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий” – это одна из основных установок специалистов, реализующих инклюзивную практику.

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах регулируется ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС ООО, ФГОС СОО.

Согласно Российскому законодательству: “Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Категории детей с ОВЗ, подлежащие “включению” в общеобразовательные школы.

  • дети с нарушениями слуха (пр. 1-2 вида)
  • дети с нарушениями зрения (пр. 3-4 вида)
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в зависимости от степени интеллектуального развития по пр. 6-8 вида)
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР) (пр. на основе программы специальных (коррекционных) школ и классов 7-го вида)
  • дети с нарушением интеллекта (У/О)(пр. 7-8-го вида )
  • дети с расстройствами аутистического спектра
  • дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия).

Традиционно детям с тяжелыми нарушениями речи оказывалась комплексная психолого-педагогическая помощь в системе специального образования (в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V-го вида).

Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.

Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).

Оптико-пространственный гнозис – на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию).

Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.

Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

Несформированность языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

Очень важно при инклюзивном обучении обратить внимание на создание условий для получения образования детьми с ОВЗ. (Министерство образования Исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г).

Для реализации цели и задач ребёнка с ОВЗ в школе разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая включает в себя программу коррекционной работы.

Программа коррекционной работы поддерживает реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.

Адаптированная образовательная программа(АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц”.

Адаптированная образовательная программа обучения составляется на основе рекомендаций ПМПК.

Структура АОП для детей с ОВЗ соответствует основной цели их образования – включения детей с ОВЗ в образовательное пространство, ориентированное на нормальное развитие.

Программа коррекционной работы (составляется при участии родителей).

В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса. Реализация программы осуществляется через непосредственное взаимодействие специалистов: учителя, педагога – психолога, учителя – логопеда, социального педагога, специалистов ПМПК.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования как к учителю, так и учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации, т.к. наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.

Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза), позволяющего судить об уровне речевого и коммуникативного развития ребенка с ОВЗ.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов.

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, по каждому предмету начальной школы, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического 2-3 раза в год изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития .

7. Осуществление итоговой диагностики, охватывающей все компоненты речевой системы и выявляющей сформированность всех видов универсальных учебных действий.

8. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ его семьей.

9. Совершенствование научно-методического потенциала. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при инклюзивной практике осуществлять коррекцию детей с ОВЗ.

10. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

11. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику. Консультирование педагогических работников, администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

12. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Особые образовательные потребности детей с ТНР:

  • Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности.
  • Развитие всех компонентов речи, языковой компетентности.
  • Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики.
  • Формирование навыков чтения и письма.
  • Развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов.

Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Нарушения речи у детей с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.

Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР:

  • раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
  • систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте;
  • взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;
  • получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;
  • возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
  • наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса;
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
  • применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию “обходных путей” коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
  • выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
  • особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;
  • объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися;
  • щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

Технология сопровождения ребенка с ОВЗ учителем-логопедом

Одной из наиболее важных сторон деятельности группы специалистов сопровождения по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы является работа учителя-логопеда.

Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников. Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ. В таком случае работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка в образовательное пространство школы.

Работа учителя-логопеда в общеобразовательной школе состоит из ряда последовательных этапов.

  • I этап – диагностика индивидуальных особенностей речевого развития ребенка с ОВЗ;
  • II этап – составление учителем-логопедом индивидуальной карты речевого развития ребенка;
  • III этап – обязательное участие учителя-логопеда в психолого-педагогическом консилиуме школы, в том числе, разработка совместных рекомендаций по поддержке педагога;
  • IV этап – организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции;
  • V этап – мониторинг речевого развития каждого ребенка, имеющего проблемы логопедического характера;
  • VI этап – индивидуальные консультации специалистов (педагогов, психолога, дефектолога, по необходимости) и родителей, всех участников учебно-воспитательного процесса по вопросам организации речевого режима ребенка в школе и дома;

Основная цель учителя-логопеда – исправление недостатков устной речи и развитие высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

  1. коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи школьников;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
  3. разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с ГОС. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.

Логопедическая работа необходима учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.

Таким образом, основной задачей школьного логопеда является предупреждение неуспеваемости различных нарушений устной и письменной речи.

Логопедическое сопровождение учащихся в рамках общеобразовательной школы включает в себя:

  • Комплектование групп.
  • Комплектование групп учащихся для фронтальных занятий:
  1. ОНР (III, IV уровень) – 1 класс;
  2. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 2 класс;
  3. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс;
  4. Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс;
  5. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем, отдельные случаи нарушения чтения и письма.

Содержание логопедической работы.

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы: профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма; развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений; отработка артикуляционно-фонетической стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков и букв в письменной речи; закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы; расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением; работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания; работа над связной устной и письменной речью; автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-х классов ориентирована, в первую очередь, на:

  • упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении; знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания; дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда.
  • Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда; формирование действий изменения слов.
  • Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов; формирование грамматически правильной связной речи.
  • Развитие словаря; обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями; работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи; развитие обобщающих понятий, классификация предметов; работа над формированием связной речи; словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся 2-4 классов представляет собой:

  • коррекцию на фонетическом уровне; предупреждение и исправление акустических дисграфий; фонематический анализ слов; формирование фонематического восприятия; дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство; коррекционную работу на лексическом уровне; выявление активного словарного запаса учащихся; слоговой анализ и синтез слов.
  • Типы слогов. Ударение в слове; безударные гласные; состав слова (морфемный анализ и синтез слов); словосочетание и предложение. согласование различных частей речи в числе, в роде.
  • Управление; закрепление падежных форм; связь слов в предложении и словосочетании; пропедевтику нарушения письменной речи; работу над связной речью; предупреждение и коррекцию оптической дисграфии; дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей недостаточности или нарушения речевой деятельности ребенка.

Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьей является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребенка.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьей ребенка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребенка и перспективы их исправления. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе. Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребёнка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приемы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.

Автор:
учитель-логопед
МОУ «СОШ№1» с. Новоселицкого
Замковая Ольга Макаровна

Выступление учителя-логопеда «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

« ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС »

подготовила учитель – логопед

(слайд 1) Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с задержкой психического развития.

(слайд 2) Целью логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС является выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Отсюда вытекают следующие задачи: (слайд 3)

Общее речевое развитие школьников.

Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам.

Успешная социализация детей.

В своей работе я выделяю следующие направления (слайд 4)

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях нашего учреждения;

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем у детей с ОВЗ, а также способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями и педагогическими работниками.

Остановимся и рассмотрим подробнее логопедическую работу с детьми, страдающими ЗПР.

(слайд 5) Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

Логопедические занятия представляют особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные констатируют (слайд 6) у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов. Нарушения связной речи проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов.

Планирование и содержание занятий я выстраиваю в соответствии с рекомендованными рабочими программами для детей с ОВЗ. Мне хотелось бы поделиться с вами информацией о том, где их можно найти и скачать для своего пользования.

(слайд 7) На сайте ppms22.ru Алтайского краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (АКЦ ППМС помощи) во вкладке « педагоги инклюзивного образования» вы можете найти следующие комплекты примерных рабочих программ (слайд 8):

для детей с нарушениями речи;

для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС);

для детей с умственной отсталостью УО;

для детей с задержкой психического развития (ЗПР);

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);

для слабослышащих детей.

Рассмотрим подробнее курс «Логопедические занятия» в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР. Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в программе направлениями: (слайд 9)

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

профилактика нарушений чтения и письма ;

расширение представлений об окружающей действительности ;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

При реализации данного курса я учитываю общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.:

– преподношу новый материал предельно развернуто, предлагаю детям алгоритм, определяющий порядок их действий. Это может быть, как пошаговая памятка, так и визуальная подсказка);

– задействую различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).

– предоставляю возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами.

– включаю в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы и др.).

Работа по этому курсу реализуется мною на индивидуальных и групповых занятиях. (слайд 10)

Закончить своё выступление мне хотелось бы строками стихотворения Натальи Адамовны Калиман, логопеда-дефектолога, музыкального психотерапевта, директора АНО “Диаконического Центра “Прикосновение”, г.Оренбурга.

Мир «особого» ребёнка –

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Материалы и сайты, используемые при написании текста выступления:

Возможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка. В то же время следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов – логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций. В соответствии с этим особое значение в структуре психолого-педагогического сопровождения имеет логопедическое сопровождение. Это связано с тем, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Нарушения речи препятствуют не только полноценному общению, но и затрудняют процесс обучения. Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования речевого развития ребенка, определяет направления работы, разрабатывает программу логопедического сопровождения, проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений речи, консультативную и просветительскую работу с родителями таких детей. Следовательно, логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.

Актуальность проблемы исследования обусловлена существующим противоречием между требованиями к образовательной организации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточно разработанным научно-методическим обеспечением этого процесса. Особую значимость и необходимость представляет проектирование и реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения как ключевого условия.

Цель исследования. Контекст данного исследования предполагает создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в условиях массового образования, и, прежде всего, разработку научно-методических основ проектирования и реализации логопедического сопровождения таких учащихся.

В современной образовательной системе целесообразность и необходимость проектирования индивидуальной коррекционно-педагогической работы во многом обусловлены как внешними социально-педагогическими обстоятельствами – изменением социальной ситуации, сменой нравственных ценностей и моральных требований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире подрастающего поколения, в его сознании, мироощущении, отношении к социуму. Цель индивидуальной комплексной коррекционно-образовательной программы – помочь детям адаптироваться к условиям образовательной организации, поддержать их в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками, оказать им педагогическую помощь, а членам семьи – консультативную поддержку. Организационно-педагогическими условиями проектирования и реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения являются: наличие в образовательной организации службы сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума; согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальному образовательному маршруту; наличие подготовленных педагогических кадров [6, с. 86].

Технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлены в работах А.Д. Вильшанской, Е.А. Екжановой, Т.П. Дмитриевой и т.д. [3; 4; 6].

Теоретические основы проблемы сопровождения в практике современного образования представлены в работах М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Е.И. Казаковой, Л.М. Шипициной [2; 7; 8], логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, представлены в работах Г.В. Бабиной, Л.И. Беляковой, В.К. Воробьевой, О.С. Орловой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой [5].

Как правило, комплексное психолого-педагогическое сопровождение предусматривает разработку и реализацию коррекционно-педагогической работы всех специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора), консультативно-просветительской и профилактической работы с родителями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и педагогами общеобразовательной организации [1; 6].

Первостепенное значение в реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения имеет логопедическая работа. Это связано с тем, что нарушения речи препятствуют не только полноценному общению, но и затрудняют процесс обучения и освоения основной образовательной программы.

На основании первичного обследования составляется логопедическое представление на учащегося. В данном документе указывается следующее:

– Фамилия, имя, отчество учащегося.

– Речевое окружение (языки, на которых разговаривают члены семьи с ребенком, недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие и т.д.).

– Занятия с логопедом в дошкольном возрасте (какие нарушения были выявлены, когда и как долго оказывалась логопедическая помощь, результат логопедической работы).

– Характеристика устной речи (состояние фонематического восприятия, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной устной речи).

– Характеристика письменной речи (сформированность навыков чтения – способ, темп чтения, наличие и характеристика ошибок при чтении, понимание прочитанного, воспроизведение прочитанного; сформированность навыков письма – состояние графо-моторных навыков, навыков чистописания, наличие и характер орфографических ошибок).

Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной речи, устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения, разрабатывает программу и перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи, проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла), совместно с учителем начальных классов, учителем-дефектологом проводит работу с целью соблюдения в классе правильного речевого режима, обогащения и систематизации словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развития коммуникативных умений, проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.

Результатом проведенной работы является индивидуальный образовательный план, в котором в разделе «Психолого-педагогическое сопровождение» учитель-логопед указывает:

– основные направления деятельности;

– конкретные задачи на период;

– режим и формы работы;

– показатели достижений ребенка;

– формы оценки результатов ребенка (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста).

С целью разработки научно-методических основ проектирования и реализации логопедического сопровождения таких учащихся было проведено экспериментальное исследование. На первом этапе была проведена логопедическая диагностика речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. На основе результатов данного этапа исследования были составлены логопедические представления на детей, на основе которых разрабатывалась программа логопедического сопровождения. Следующим этапом исследования являлось проектирование и апробация содержания логопедического компонента комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Особенности организации экспериментального исследования на каждом этапе заключались в следующем. Так, логопедическая диагностика включала два самостоятельных раздела: «Общая диагностика» (память, внимание, счет, мышление, эмоции), «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память). При обследовании общего развития ребенка внимание обращалось: на уровень сформированности знаний основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.); умений ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку), во времени (времена года, части суток), классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего); состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей); владение элементарными математическими понятиями (один, много, ни одного) и т.д.

Речевая диагностика предусматривала исследование всех сторон речевого развития ребенка. Это, прежде всего, понимание ребенком обращенной речи (восприятие фонем, узнавание слов, понимание значения слов, понимание отношений между словами, понимание фраз, понимание смысла обращенной речи), владение собственной речью (звукопроизношение, голос, темп и плавность речи, словарь, грамматический строй, связное высказывание). Также проводилось обследование строения и подвижности органов артикуляции ребенка.

Такое диагностическое исследование, с одной стороны, позволило выявить нарушение или несформированность основных компонентов речи и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой стороны – комплексная диагностика дала возможность наметить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. По результатам диагностики было сделано заключение о состоянии речи ребенка, определена необходимость включения его в логопедическое сопровождение и разработаны организационно-методические основы данного вида сопровождения.

Приведем примеры логопедического представления на ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организации логопедического сопровождения такого учащегося.

Логопедическое представление на учащегося с задержкой психического развития

Ф.И.О. ученика: Валерия С. Класс: 2.

Речевое окружение: (не отмечается недостатков речи у членов семьи).

– фонематическое восприятие: нарушено;

– звукопроизношение: без особенностей;

– состояние словаря: в пределах обиходно-бытовой тематики;

– грамматический строй речи: нарушен;

– связная речь: недоразвитие связной речи.

– чтение: читает по слогам, прочитанное понимает.

– письмо: на письме отмечаются ошибки, пропуски гласных букв, характерные для дисграфии, многочисленные орфографические ошибки, многократные сделанные исправления придают письменным работам крайне небрежный вид.

В логопедических занятиях нуждается, педагогу для работы следует рекомендовать:

1) сократить объем письменных работ с целью увеличения времени на отработку навыка аккуратного правильного письма;

2) способствовать развитию функции самоконтроля, используя для этого опорные схемы, памятки, алгоритмы выполнения орфографических заданий;

3) для активизации познавательных процессов использовать дополнительные упражнения, основанные на грамматическом и лексическом материале.

Организация логопедического сопровождения с данным ребенком

Основные направления деятельности:

а) развитие слухового и зрительного внимания;

б) формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов навыка анализа и синтеза звукового и слогового состава слова;

в) развитие лексического запаса и грамматического строя речи;

г) развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Конкретные задачи логопедической работы на период: формирование умения слышать, узнавать, выделять, сравнивать звуки русского языка; способности определять местоположение звука в слове; умения слогового анализа и синтеза слов; понятия о речевых единицах; расширение активного словаря; формирование умения адекватно и связно формулировать свои мысли.

Задачи для специалиста сопровождения на период:

1. Создание условий, направленных на коррекцию речевого развития учащегося.

2. Преодоление трудностей усвоения речевого материала в рамках учебных предметов.

3. Разработка дидактических заданий для уроков русского языка и литературного чтения.

Режим и формы работы: индивидуальные и фронтальные логопедические занятия 3 раза в неделю, наблюдение на уроках русского языка и литературного чтения.

Показатели достижений ребенка:

1) сформировано умение слышать, узнавать, выделять звуки русского языка;

2) сформировано умение определять местоположение звука в слове;

3) сформировано умение синтезировать слова из 3–4 слогов;

4) сформированы понятия о речевых единицах: слово, предложение, текст;

5) усвоены новые слова в рамках лексических тем, художественных текстов и учебной терминологии;

6) сформировано умение самостоятельно составлять связное высказывание из 3–4 предложений по заданной теме, 5–6 по сюжетной картинке.

1. Тесты и индивидуальные задания.

2. Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях.

3. Изучение качества письменных работ.

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики включает следующие структурные компоненты:

1) предварительное определение детей с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в логопедическом сопровождении;

2) проведение углубленной логопедической диагностики;

3) формирование логопедического заключения и рекомендаций по оказанию логопедической помощи конкретному ребенку;

4) обсуждение результатов логопедической диагностики на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума;

5) участие в разработке индивидуальной образовательной программы;

6) определение сроков оказания логопедической помощи, этапной и текущей диагностики;

7) выбор форм работы и логопедических технологий;

8) определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы;

9) реализация логопедического компонента индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

10) анализ эффективности спланированной и реализованной коррекционно-педагогической работы.

Таким образом, четко структурированное и организованное логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья позволит достичь основной цели инклюзивного образования – создание оптимальных условий для образования и социальной адаптации таких детей в образовательной организации.

Выводы

Модернизация системы российского образования определяет необходимость существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования. Неотъемлемой составляющей инновационной деятельности в образовании является разработка комплексного психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса и, прежде всего, ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение придается логопедическому сопровождению, которое направлено на устранение речевых нарушений, препятствующих освоению основной образовательной программы и успешной адаптации и интеграции в социуме. Образовательные организации сегодня нуждаются в научно-методическом обеспечении процесса реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения. Проведенное исследование позволило получить определенные результаты и сделать выводы о содержании и организации логопедического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. При этом вопросы научно-методического обеспечения процесса проектирования и реализации логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья будут исследоваться и в дальнейшем.

Серия книг «Мастер-класс логопеда»

Яворская Ольга Николаевна

В пособии представлено 159 комплексов разнообразных заданий для учащихся 2 – 3 классов общеобразовательной школы, у которых имеются нарушения письменной речи различных видов или “ошибки роста”, то.

Кирьянова Раиса Алексеевна

В книге даны рекомендации по организации среды развития с учетом возрастных особенностей, периода обучения и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Раскрываются принципы.

Яворская Ольга Николаевна

Игра для ребенка – и учеба, и труд, и способ познания окружающего мира. Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, автор включила в пособие полезные.

Никитина Анжелика Витальевна

Эта книга расскажет вам, как изготовить оригинальные поделки и симпатичные игрушки в подарок друзьям и близким, и еще о том, как придать окружающим предметам нарядный вид. Для интересных поделок.

В пособии представлены занимательные задания и игры, позволяющие в доступной и увлекательной форме объяснить детям с нарушением навыка письма трудные орфографические и пунктуационные правила. Система.

Книга представляет собой практическое пособие для занятий по усвоению и закреплению в речи ребенка правил склонения имен существительных. Материал, собранный опытными педагогами-логопедами, позволит.

В книге представлены рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи для детей, начиная с возраста 6-7 лет. При этом осуществляется: организация фонационного.

Достоинством пособия является наличие полного и подробного планирования по развитию фонематического слуха на звуки [ч], [щ] и дифференциации букв ч и щ , а также грамматических тем, которые могут.

Если вашему малышу чуть больше 3 лет, а может быть уже 4, тогда эти прописи именно для него. Они содержат игровые задания, которые помогут подготовить руки малыша к письму; будут способствовать.

Радостно и приятно общаться с ребенком, который умеет слушать собеседника, способен понять его чувства и обладает выразительной, эмоциональной, образной речью. С навыками речевого общения дети не.

Игры и упражнения, включенные в книгу, будут полезны младшим школьникам, у которых не до конца сформирован процесс восприятия похожих по акустическим и артикуляционным характеристикам звуков речи. .

Книга поможет ребёнку усвоить азбуку, научит соотносить звук речи и букву, находить место звука в слове, а эти знания – фундамент для успешного овладения грамотой. Знакомство с каждым звуком речи и.

В книге представлено содержание работы по развитию речи у детей в возрасте 5-7 лет. Авторами предложены проверенные практикой задания, методика и эффективная система обогащения лексического запаса и.

Светлана Файзеловна Савченко

Лопатина Людмила Владимировна

Пособие посвящено одной из сложных и малоразработанных проблем логопедии – нарушениям восприятия устной речи и их коррекции у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). В пособии.

Яворская Ольга Николаевна

Самой распространенной формой нарушения письма у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Занятия с учителем-логопедом помогут ребенку справиться с.

Ковшиков Валерий Анатольевич

Книга посвящена исправлению распространенного и стойкого нарушения, которое проявляется у лиц с разными формами патологии устной и письменной речи, а также у иностранцев, обучающихся русскому языку. В.

Османова Гурия Абдулбарисовна, Позднякова Лариса Александровна

Перед вами книга, в которой, наряду с общими представлениями о логопедическом массаже (видах, приемах и особенностях проведения при различных речевых нарушениях), представлен материал по применению.

Яворская Ольга Николаевна

В пособии представлено 122 комплекса разнообразных заданий и упражнений для учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы, у которых имеются нарушения письменной речи различных видов или “ошибки.

Овчинникова Татьяна Сергеевна

Задача артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы ребенок почувствовал, как рот, губы, язык и челюсти слушаются его; челюсти двигаются вправо и влево; рот широко раскрывается и закрывается;.

Бойкова Светлана Владимировна

В книге описана логопедическая работа по развитию связной речи у детей в возрасте 5-7 лет. При этом осуществляются:

– обогащение словарного запаса;

– формирование грамматического строя речи;

Ивановская Ольга Геннадьевна, Гадасина Лилия Яковлевна

Читайте также:  Использование фольклора в коррекции речевых нарушений
Ссылка на основную публикацию