Возможности использования техники теневого театра в развитии мелкой моторики руки детей с ЗПР

Методы коррекции мелкой моторики детей с ЗПР

Развитие движений в онтогенезе – процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребенка в целом формирование всех основных движений завершается. В дальнейшем – по мере развития речи – происходит формирование произвольных движений. Основной набор универсальных двигательных реакций окончательно оформляется к 11-14 годам.

При овладении определенными двигательными, навыками у ребенка обнаруживаются рабочие, исполнительные движения и ориентировочная основа. Исследования А. В. Запорожца (1986) показали роль ориентировочной деятельности и складывающихся на ее основе образов в формировании и осуществлении произвольных движений у человека на разных стадиях онтогенетического развития.

Развитие произвольных действий происходит в процессе подражания, в котором выделяют две фазы. На первой фазе осуществляется предварительная ориентировка: ребенок наблюдает за действиями взрослого или других детей; в результате наблюдений у него формируется образ необходимых действий. На второй фазе ребенок совершает показанное ему движение и доводит его до известной степени совершенства, сравнивая совершаемые движения с предложенным ему образцом. Сложившийся сенсомоторный образ выступает регулятором произвольных действий. К. Котырло (1974) на музыкальных занятиях в детском саду изучала формирование сенсомоторного образа движений у детей и эффективность его влияния на успешность осуществления произвольных движений. Дети должны были выполнять танцевальные движения под музыку по показу воспитателя. Для младших детей характерна разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа: они затруднялись выполнить определенную последовательность движений, сочетать движения (особенно начало и окончание движений) с музыкой. В старшем детском возрасте разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа преодолевается. Двигательные реакции все более точно соотносятся с образцом не только по характеру движений, но и по времени (дети способны вовремя, вместе с музыкальным сопровождением начинать и заканчивать движения).

Развитие произвольной регуляции в данном случае связано с совершенствованием подражательной деятельности, означающим включение в подражание элементов самостоятельности. Ребенок, имеющий достаточный зрительный, слуховой, двигательный опыт, способен выполнять движения по словесной инструкции без показа воспитателем танцевальных движений.

Успешность освоения произвольных движений зависит от степени их осознанности. Я. 3. Неверович, изучавшая предметные движения детей, пришла к следующим выводам: в возрасте 2 лет ребенок осознает результат действия, но способ действия и отдельные движения им не осознаются. Дети младшего детского возраста сознают результат и способ действий с предметом, но отдельные операции, движения также еще не осознают.

Дети среднего детского возраста в некоторых случаях осознают собственные движения и преднамеренно воспроизводят их при повторении действий с предметом. В старшем детском возрасте движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.

Возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т. д.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

· Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

· Нарушения передачи сигнала (например, при болезни в постинсультном состоянии)

· Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Нарушения общей и мелкой моторики у детей с ДЦП связаны с особенностями самого заболевания – преимущественным поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Дети с ДЦП резко ограничены в движениях: у них с трудом формируются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Нарушения мелкой моторики в раннем и младенческом возрасте включают в себя, прежде всего, нарушения созревания большого моторного акта и тонкой моторики, а также разнообразные стереотипии, тики, расстройства по типу кататонических. Задержка становления моторики отмечается еще с периода развития зрительно-моторной координации. При этом запаздывает формирование ручной умелости. Дети с запаздыванием начинают захватывать игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычных сроков. Иногда дети начинают ползать уже после овладения ходьбой, долго не могут освоить функции вставания. Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функции моторики.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, способствуют формированию у ребенка пассивности, безынициативности, нарушению развития мотивационной и волевой сферы.

По исследованиям Л.В. Лопатиной у детей с ЗПР имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движений.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики у детей с ЗПР проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена кинестетическая память. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная корреляция (М. М. Кольцова, Л. В. Лопатина и др.).

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление.

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:

· Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

· Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

· Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

· Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

· Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

· Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

· Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

· Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

Ø нахождение заданных предметов,

Ø угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

· Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

Ø сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

· Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

· систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

· последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

· все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

· если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста используется в работе и ниткопись. Сначала выполняются простые контуры: “Круг”, “Солнышко”, “Грибок”, далее усложняется работа: “Дом”, “Ракета” и т.д. В средней и старшей группе используется ниткопись на занятиях по математике и обучению грамоте (например, выкладывается буква или цифра, уже без образца). Далее задача усложняется: например, предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики – кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различныевиды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Начиная с младшей группы, можно организовывать специальную полочку по изодеятельности. Он должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

Необходимо “привить” детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: “Работы выходного дня”, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное – будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей с ЗПР, получив поддержку и помощь родителей, педагоги продолжают добиваться поставленной цели.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают педагогам добиться хороших результатов.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

1. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 384с.

2. Прищепа С. Р. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников.// Журнал “Дошкольное воспитание” № 1, 2005.

3. Ткаченко Т.А. “Развиваем мелкую моторику”, М. Издательство ЭКСМО,2007.

4. Ткаченко Т.А. “Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков”, М. Издательство ЭКСМО, 2010.

Читайте также:  Игровые упражнения по автоматизации звука С

5. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.

Развитие мелкой моторики рук детей с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства

В жизни каждого ребёнка развитие мелкой моторики рук играет очень важное значение. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. М. Монтессори и другие в своих исследованиях указывали, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, память, воображение и т.д. Этим объясняется огромная важность развитой мелкой моторики для детей, а в младшем школьном возрасте мелкая моторика становится нужна и для письма.

Дети с задержкой психического развития – это большая группа детей, которых характеризует отставание от нормы. Эта группа детей неоднородна, однако большинство детей отличает низкий уровень развития всех высших познавательных функций, в том числе и низкий уровень развития всей моторной сферы. У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Больше всего страдает у детей данной категории именно мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Отклонения в развитии моторной сферы у детей с задержкой психического развития создают определенные трудности в учебной деятельности. Особенно неблагоприятно они влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда, что создает трудности в младшем школьном возрасте и этим мешает подготовить ребенка с задержкой психического развития к обучению в среднем звене.

Одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются уроки изобразительного искусства. Обучение детей младшего школьного возраста рисованию – это обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития младшего школьника. Уроки рисования при правильной и педагогически грамотной их постановке способствуют формированию всей личности ребенка, развитию его креативности, воспитанию у него многих положительных навыков и способностей, которые помогут ему успешно учиться в общеобразовательной школе.

Для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития рисование не только является наиболее доступным видом самовыражения, но и обладает большими развивающими возможностями. Его целенаправленное использование способствует развитию у детей с задержкой психического развития эмоционально-волевой, познавательной сфер, мелкой моторики руки. Ведь основная задача проводимых занятий – не обучение рисованию, а комплексное формирование и развитие личности детей с задержкой психического развития.

Успех коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития зависит не только от уровня их способностей. Известно, что эффективность коррекционной работы обеспечивается также наличием интереса детей к изобразительной деятельности. Его особенно легко поддерживать при использовании нетрадиционных художественных техник, более занимательных и доступных, чем традиционная манера рисования. К тому же непривычный подход к выполнению рисунка сам по себе дает толчок для развития мелкой моторики ребенка с задержкой психического развития.

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка с задержкой психического развития, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.

Необходимым условием для развития мелкой моторики рук является проведение мероприятий в системе коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития. Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Новизна заключается в разработке системного подхода к изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития с применением разной техники выполнения, внедрение нетрадиционных техник рисования в учебную и воспитательную деятельность школьников младшего возраста.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

К моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». Область мелкой моторики включает большое количество всевозможных движений ребенка: от простых действий (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

У мелкой моторики детей есть очень важная особенность. Она прямо связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Все ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большой стимулирующее влияние именно тонких движений руки. О том, что мануальные (ручные) действия ребенка имеют особое влияние на его развитие, было известно еще до нашей эры. Урок изобразительного искусства как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на эмоциональную, интеллектуальную, и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с задержкой психического развития, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Задачи, которые ставит перед детьми с ЗПР учебный предмет «Изобразительное искусство»:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);

4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков: трудности возникают при рисовании. Дети часто заходят за контуры рисунка, неравномерно его закрашивают, это отмечается при слабом нажиме на карандаш.

Решением этих трудностей может стать использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства. Впервые термин «нетрадиционные техники» рисования был введен А.М. Страунинг. Ею были предложены различные техники рисования, разнообразным материалом. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах. Поэтому нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний, представлений детей с задержкой психического развития о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. При этом сама идея творческого экспериментирования с материалами и приемами очень «созвучна» возрастным особенностям младших школьников с ЗПР (познание мира через действия с предметами и экспериментирование).

Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребнев Алексей Иванович

: в статье рассматривается важное значение формирования навыков развития мелкой моторики руки , которые во многом определяют успешность ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и прочее.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребнев Алексей Иванович

Текст научной работы на тему «Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников»

Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников Гребнев А. И.

Гребнев Алексей Иванович / ОгвЬпву Л1екзеу Ьапоукк – студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старооскольский филиал (СОФ НИУБелГУ), г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается важное значение формирования навыков развития мелкой моторики руки, которые во многом определяют успешность ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально -исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и прочее.

Ключевые слова: мелкая моторика руки, образовательный процесс.

Важной особенностью организации учебной деятельности в начальной школе является факт, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, что требует определённой «умственной» готовности. Одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыками письма. Тонкую моторику руки у младших школьников нужно и необходимо развивать.

Эффективным средством развития мелкой моторики в учебном процессе являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

Как указывает Сечкина О. К., прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и так далее. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов. Взятие в руки позволяет обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан. Ощупывание (обхват, отирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаик, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию – осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления [7, с. 277].

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время уроков технологии особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Также очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика, работа со штампами. Как отмечает Климанова Л. Ф., для развития пальцев и различных хваток младшим школьникам нужно рисовать цветными мелками различной толщины. Для детей важно рисовать карандашами,

краской и играть со своими руками. Им необходимо разрешать, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют кисти рук, заставляя их напрягаться и расслабляться. Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кистей рук, эффективны игры для пальцев с пением.

Чаще всего и учителя, и родители считают: основное — это упражнение и тренировка, тренировка и упражнение. Действительно, без упражнений и повторений научиться писать нельзя. Однако, как полагают дидакты, упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе работы; а первые два этапа — это осознанная деятельность (а не только механические упражнения). До тех пор пока ребёнок не осознал, не осмыслил, как делать (не осознал схему действия для каждой отдельной буквы (откуда начать, куда вести, где закончить), пока не сформирована задача действия — что делать (например, зрительный образ буквы), упражнять ребёнка не только бессмысленно, но и вредно. «Перескок через первые два этапа не только не способствует формированию навыка, но тормозит его» [4, с. 15].

Как показывает практика, затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Буквы у таких детей «пляшут», «лезут» за строку, «падают» набок. Дети с неразвитой мелкой моторикой пишут очень медленно, у них заметен тремор при письме, дополнительные штрихи, неправильные соединения. Почерк ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма. Данные трудности лучше, конечно, предупреждаются до школы через специальную тренировку. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Психологи рекомендуют родителям выделять полчаса в ежедневном распорядке дня, но не заниматься этим во время приготовления уроков и тем более в учебном процессе. Так, Б. Волков говорит о необходимости завести специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Важно не заставлять его просто писать как можно больше. Педагоги очень часто используют интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их, или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней с внутренней или с наружной стороны [1, с. 72].

Комарова Т. С. особое место отводит такой работе, как штриховка. Вначале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнами или круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Дети очень любят играть в «Теневой театр» (при складывании пальцев определённым образом на стене можно получить изображения различных животных). Для этого необходимо простое оборудование: экран или стена, настольная лампа (источник света).

Работа по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста может осуществляться как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям, воспитателям групп продлённого дня. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений учёные рекомендуют использовать разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений [5, с. 32].

М. О. Гуревич, Е. А. Екжанова в своих работах указывают, что умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически дома, во дворе, во время выездов на природу с самого раннего возраста помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно

Читайте также:  Дифференциация звуков (Ш) - (Ж)

заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. В учебном процессе если будут развиваться пальцы рук, то у детей успешно будут развиваться мышление и речь, будет меньше проблем в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшей образовательной деятельности.

М. Монтессори в своей авторской практике большое внимание уделяла реализации одного ею выведенного педагогического закона: «Не забывайте хвалить ребёнка, не торопите его. Начальный этап обучения детей может быть затянут, но спешить не следует — ничего, кроме вреда, от спешки не будет» [6, с. 68].

Для развития мелкой моторики у обучающихся в начальной школе используются различные приёмы и методы практически на всех уроках школьной программы. Так, положительные результаты могут давать пальчиковые игры, различные виды предметно-практической деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация), игры для пальцев с пением, с мячом, теневой театр, изготовление мозаики и другие средства. В интересах самого ребёнка начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем школьном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью обучения к школе. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Участники образовательного процесса должны уметь заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, выполнять их по этапам совместно, не забывая хвалить и поддерживать ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для интеллектуального становления ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением и развитием ребёнка.

1. Волков Б. С. Детская психология. Логические схемы. / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2002. – 254 с.

2. ГуревичМ. О. Психомоторика / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. М.. 1930. – 342 с.

3. Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 3—14.

4. Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша / Л. Ф. Климанов. – Тула: «Родничок», 2010. С. 32.

5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т. С. Комарова. – М.: Мозайка-синтез, 2005. – 128 с.

6. Монтессори М.Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М. Монтессори. – М.: Московский центр Монтессори, 1993. – 203 с.

7. Сечкина О. К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор развития психомоторики / О. К. Сечкина // Современный мир и образование: сборник науч. статей. – Самара: СГПУ, 2008. – С. 276-279.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СВЕРСТНИКОВ

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук [2]. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка [3].

В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи — фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры — участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кинестетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы премоторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков» [4].

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает также, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.) [5]. Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко [6] показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.

Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие.

Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов.

Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание.

Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации— согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.

Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов.

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления.

Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Несколько иначе идет развитие моторики у детей с ЗПР. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Она отмечала, что исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:

причины биологического характера;

общий дефицит общения с окружающими;

отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности;

Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер.

ЗПР у дошкольников — это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.

Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте (до 3-х лет).

Выраженность перечисленных недостатков психомоторного и речевого развития зависит от степени тяжести поражения ЦНС.

В раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет) отклонения в развитии ребенка становятся более очевидными, даже если они не имеют грубого характера. Прежде всего, следует обращать внимание на развитие общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности. Важный диагностический показатель — коммуникативная активность ребенка, его возможности сотрудничества со взрослым.

Однако, оценка уровня психомоторного и речевого развития ребенка должна производиться очень осторожно. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные условия, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном или постнатальном периоде, или неблагоприятное сочетание этих факторов. Безусловно, дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруднена. При различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, «безречевым», неговорящим, может быть ребенок как с нарушенным слухом, так и с умственной отсталостью, алалией, аутизмом). Нарушения могут касаться одной или нескольких функций, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими отклонениями.

Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей.

Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников отмечают психологи-исследователи В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю.Кулагина, Т. Д. Пускаева и др.

Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества.

Трудности построения коррекционно-педагогического процесса с вышеописанной категорией детей обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна и разнородна по составу. Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа.

Диагностическая работа, на наш взгляд, должна строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании необходимо использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе — детей с отклонениями в развитии.

Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно, т.е. в раннем и дошкольном возрасте, организованная коррекционно-педагогическая помощь. Дети с перечисленными вариантами ЗПР могут быть направлены в специализированные детские сады или коррекционные группы при массовых детских садах.

1. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.

Читайте также:  Составление рассказа Новогодний праздник - конспект логопедического занятия и презентация

2. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостачточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории мотор и ка кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

3. Для выявления уровня отклонений мелкой моторики применяются различные диагностические методы, часть из которых была использована нами в данной работе. Это позволило нам составить представление о характере нарушений мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследовать разработать рекомендации по проведению коррекционной работы с ними.

Литература:

Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии. // Вопросы психологии, 1996 — № 52.

Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3-е переработанное. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.

Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов. — М.: НЦ ЭНАС, 2004. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада II Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 — №25.

Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб.:Стройлеспечать, 1997.

Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1998.

Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР (стр. 1 из 6)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО (РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО) ВОЗРАСТА

1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка

1.2 Особенности развития мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном детстве

1.3 Особенности развития мелкой моторки у детей с ЗПР

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ЗПР

2.1 Методика диагностики

2.2 Результаты диагностики

По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии[1]. Клинические обследования, в ходе стандартных медицинских осмотров, регулярно проводимых в ДОУ и поликлиниках регулярно проводимых в ДОУ и школах врачами-специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, врачами-специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, кардиологом и др., не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако по наблюдениям педагогов и психологи они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения.

Легкие нарушения развития в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере маскируются возрастными особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить возможности его обучения. Вот почему так важно обращать внимание на нарушения в развитии ребенка с самого раннего дошкольного возраста. Ведь чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Одним из наиболее важных направлений в ней является развитие общей и мелкой моторики.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему нашего исследования –диагностика нарушений мелкой моторики руки дошкольников с ЗПР и наиболее эффективные средства, обеспечивающие коррекцию ее развития. Цель исследования, таким образом, – выявление особенностей развития мелкой моторики у детей 3-4 лет с задержкой психического развития

Объект – развитие мелкой моторики руки у младших дошкольников. Предмет – особенности этого процесса у детей с ЗПР.

Цель, объект и предмет позволяют нам сформулировать следующие задачи нашего исследования:

1. Обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка;

2. Подобрать методы работы по диагностике нарушений мелкой моторики у детей с ЗПР и апробировать ее результаты, полученные в ходе экспериментального исследования в ДОУ.

Методологической основой, позволяющей решить данные задачи, явились исследования педагогов и психологов в области общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода – одного из основных принципов обучения и воспитания (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец); учение об общих и специфических особенностях аномального развития (В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф); учение о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях (П.К.Анохин, Л.С. Выготский); учение о коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями развития (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова); сенсорное развитие дошкольников (М. Монтессори).

Основными методами исследования явились: исследовательские методы (анализ специальной литературы, изучение документов), диагностические методы (беседа, тесты на переключаемость ребенка, координацию, графические тесты), метод анализа полученных данных.

Основные этапы исследования: диагностическое обследование каждого ребенка с целью выявления уровня нарушений в мелкой моторике рук, которые являются следствием ЗПР; обработка и анализ полученных результатов; разработка на их основании рекомендаций для коррекционной работы с данной категорией детей.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО (РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО) ВОЗРАСТА

1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук.[2] Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка[3]. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи — фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры — участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кине-сгетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы лремоторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков».[4]

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.)[5]. Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко[6] показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.

Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае – он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание.

Развитие мелкой моторики рук у ребенка с ЗПР, ОНРI-II уровня

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Консультация для родителей по теме

«Развитие мелкой моторики рук у ребенка с ЗПР, ОНР I – II уровня»

Каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки. Так как же правильно расставить приоритеты в педагогическом процессе?

Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Такие авторы как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речь, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Задача педагога – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому родителям необходимо предложить обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Стараться как можно больше заниматься с ребёнком дома. Использовать для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребёнок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролёт смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Ссылка на основную публикацию