Возможности использования техники теневого театра в развитии мелкой моторики руки детей с ЗПР

Возможности использования техники теневого театра в развитии мелкой моторики руки детей с задержкой психического развития

Здравствуйте, уважаемые педагоги и коллеги учителя — логопеды, дефектологи. Сегодня я хотела бы с вами поделиться своим опытом по развитию мелкомоторной сферы детей с ЗПР. Многие дети с данным диагнозом к сожалению отстают в развитии мелкой моторики, у них наблюдается слабый мышечный тонус, неумение удерживать статичность позы, недостаточная координированность мелкой моторики рук. Мне бы хотелось предложить вам использование метода техники теневого театра и краткое содержание коррекционной программы по использованию техники теневого театра для развития мелкой моторики.

«Чёткий, сияющий, древний, как первая тень на Земле; всем понятный, потому что даже младенец привык к тени вокруг: реальнейший, потому что даёт реальную картину на плоскости; основанный на элементах, недоступный другим театрам; захватывающий и воспитывающий – потому что прекрасный; таков Театр теней», так писала в начале XX столетия основательница первого в нашей стране теневого театра Н, Я. Симонович- Ефимова. «На тени всё видится без излишних подробностей. Одна суть дела. Никаких рассеивающих внимание впечатлений…Движение и форма». [23, с.27]

Техника теневого театра – это одно из средств коррекции мелкой моторики, а также это разновидность пальчикового театра. Во многих странах театры теней являются досугом развлечения или средством привлечения публики (Индонезия, Корея и т. д. Эта техника в комплексе с различными упражнениями может способствовать развитию зрительного восприятия, развитию прослеживающей функции глаза.

Также с помощью этой техники можно повлиять на социальное развитие ребёнка. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития. Здесь развивается и речь, чёткое произношение при разучивании роли и умение сопереживать героям (развивать чувство эмпатии). Достоинств данной техники в комплексе с различными упражнениями весьма много.

Если рассматривать эту технику в комплексе с различными упражнениями в более узком аспекте, то можно выделить следующие направления работы по развитию мелкой моторики детей с задержкой психического разития :

  • развитие тонкодифференцированных движений руки;
  • удерживание статической позы;
  • развитие одновременности, согласованности движений кисти руки;
  • развитие переключаемости позы руки с одной на другую;
  • развитие точности движений;

Техника коррекционной работы предполагает её использование с детьми достигшими возраста 5 – 6 лет, когда все компоненты мелкой моторики руки (одновременность, точность, удерживание статической позы, переключаемость) должны быть сформированы к подготовке к школе в младшем школьном возрасте, где перед ребёнком встанет решение различных задач, например овладение письмом, где для ребёнка важным будет являться удерживание статической позы и развитие точности движений при удержании ручки для письма.

Программа по развитию мелкой моторики детей с ЗПР с использованием техники теневого театра

Пояснительная записка

Целью программы является: развитие мелкой моторики детей с ЗПР , средствами теневого театра.

Основными задачами данной программы являются:

  • развитие координированности движений руки и глаза;
  • развитие переключаемости движений;
  • развитие статической пальцевой позы;
  • развитие одновременности движений рук;
  • развитие ловкости движений;
  • развитие зрительно – двигательной функции глаза;

При разработке данной программы мы руководствовались принципами:

  1. Принцип наглядности. Детям с ЗПР предоставлялся материал занятия в доступной форме. Соблюдался размер пособий, фон.
  2. Принцип дифференцированного подхода. К каждому из детей был применён дифференцированный подход, если у детей что – то не получалось мы подходили к каждому и объясняли.
  3. Принцип последовательности. Наши занятия и программу мы строили с учётом последовательных этапов. Первым этапом был вводный. Мы знакомили с тем детей, что будет на данном занятии. Второй этап – это основная часть, где выполнялись упражнения и игры, направленные на активизацию двигательной мелкомоторной деятельности. Третий этап – заключительный. Здесь было чтение, инсценировка сказки и подведение итогов
  4. Принцип ведущего вида деятельности. Занятия мы проводили в игровой форме.
  5. Принцип от простого к сложному. Наша программа разрабатывалась на основе учёта, что будет являться вначале простым, а затем сложным.
  6. Принцип учёта степени выраженности и структуры нарушения. Материал подбирался для детей в зависимости от их остроты зрения.

В ходе проведения коррекционной работы по развитию мелкой моторики детей с ЗПР мы соблюдали ряд условий:

  • введения зрительных ориентиров;
  • перехода от одной дифференцированной позы к другой по словесной инструкции и подражанию;
  • выполнения действия по образцу;

Упражнения по развитию мелкой моторики с использованием техники теневого театра детей с ЗПР мы выполняли сначала по показу (Мы показывали статичность той или иной фигуры теневого театра с помощью пальцев рук, дети выполняли),затем по подражанию (Дети выполняли действия за нами по подражанию, особенно те, которые оказывались наиболее сложными) и словесной инструкции (Дети выполняли движения по словесной инструкции после того, как освоили их делать по показу и подражанию) и по образцу (При выполнении движения мы давали образец, чтобы ребёнок мог ориентироваться и запомнить позу).

При составлении нашей программы мы опирались на программу Шевченко С. И., на методические разработки И. А. Лыковой (специалиста в области художественного воспитания детей) «Теневой театр вчера и сегодня». Также нами были использованы следующие источники литературы: [11, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35,38]

Преимуществами данного метода являются то, что данный метод может быть интересен для ребёнка в любом возрасте.При этом ребёнок учится проигрывать небольшие сцены из сказок. Ребёнок учится выражать эмоции героя – развивается эмпатия. Также развивается и выразительная речь, и чёткость произношения при разучивании роли. Программа с использованием техники теневого театра способствует развитию зрительного восприятия (это может достигаться за счёт наложения одной руки на другую или создания изображения из частей кисти руки), развитию прослеживающей функции глаза, развитию произвольного внимания, а главное развитию мелкой моторики, в частности таких её элементов, как одновременность, точность, удерживание статической позы, переключаемость с одного движения на другое, одновременность, согласованность движений, координированность движений руки и глаза.

Многие исследователи указывают, что у детей с ЗПР имеется нарушение мелкой моторики. Дети с ЗПР имеют трудности в переключаемости движений, точности движений, одновременности, удерживании позы. Также дети имеют сложности со зрительно – двигательной координацией. Многие исследователи связывали особенности мелкомоторного развития с недостаточным развитием мышечного тонуса. В младшем школьном возрасте ребёнку будет необходимо удерживание ручки при письме, а это подразумевается и развитие точности движения, координированности, а самое главное удерживание статической позы. При использовании техники теневого театра мы можем вполне добиться необходимого навыка и сделать его стереотипом. При использовании техники теневого театра у ребёнка можно развить статичность позы, и плавность движения и определённая координированность движения. Также у ребёнка мы можем посредством техники теневого театра развивать и зрительную функцию глаза – ребёнок будет смотреть и на тень изображаемую им, и на пальчики своей руки (это то, какая поза нужна для той или иной фигуры животного). Для развития мелкой моторики детей с ЗПР мы разработали программу с использованием техники теневого театра.

Организация работы:

Для проведения формирующего этапа мы делили детей на две группы: одна группа детей была экспериментальной (группа с которой проводилась коррекционная работа по развитию мелкой моторики посредством техники теневого театра), другая контрольной (с которой не проводилась коррекционная работа).

Нами было проведено 27 занятий. Проводились занятия в игровой форме по 3 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляла 25 – 28 минут.

В занятиях по развитию мелкой моторики с использованием техники теневого театра выделяется несколько этапов. Вводный этап – мы непосредственно вводили ребёнка в тему занятия; Основной этап занятия – выполнение различных упражнений, направленных на подготовку руки ребёнка в ходе занятия к показу фигур теневого театра и чтение маленькой сказки; Заключительный этап занятия – инсценировка и показ маленькой сказки на пальчиках с изображением теней героев сказки.

Для реализации поставленных задач мы использовали различные упражнения. На развитие координированных движений мелких мышц руки мы использовали: игры со шнуровками, обведение рисунков по зигзообразным линиям или различные узоры, а также выкладывание узоров из спичек. На развитие ловкости движений использовали нанизывание бус из бисера. На развитие одновременности, согласованности движений кисти руки — игра золушка, перебирание зёрнышек. На развитие точности движений -задания «Обведи по шаблону», «Художники», и т. д. Для снятия усталости – пальчиковые игры и самомассаж. На регуляцию силы движений мы использовали элементы тестопластики и задание «Штриховка», на развитие зрительно – двигательной координации мы использовали задания «Обведи по точкам», «Обведи рисунок». На развитие переключаемости движений, развитие статической позы мы использовали непосредственно саму технику теневого театра. Также для того, чтобы сделать занятие интересным нами была использована музыка. Музыкальный фон мы считаем, что он сосредоточил внимание ребёнка на проигрывании небольшой сказки. Сделал проигрывание сказки более чувственным. На наших занятиях мы использовали наглядные и словесные методы.

В нашей программе по развитию мелкой моторики посредством техники теневого театра выделяются 3 блока программы:

Первый блок программы предполагает познакомить ребёнка с содержанием, над тем, с чем мы будем работать. Это непосредственно первое занятие, которое проводилось в игровой форме. На этом этапе, мы знакомили ребёнка со зрительными образами и элементами фигур теневого театра.

Второй блок программы предполагает подготовить руку ребёнка к показу основных теневых фигур различных персонажев сказок и проигрывание коротких сказок, с использованием элементов теней животных.

Заключительный блок программы предполагает закрепление развиваемых навыков, проигрывание более сложных сказок.

В занятия мы включили зрительную гимнастику и различные физкультминутки. Для эффективной деятельности по программе использования техники теневого театра была нужна материально – техническая база. Для реализации программы нам потребовалось тёмное помещение, фильмоскоп (диапроектор), несколько парт для детей и стульев.

Таким образом, была апробирована программа по развитию мелкой моторики и был проведён анализ контрольного этапа исследования.

Данный метод мы выбрали в соответствии с тем, что у детей с ЗПР имеются плохая координированность движений рук, неодновременность движений, недостаточность удерживания статичной позы, плохая переключаемость движений тонкой моторики.

Уважаемые педагоги надеюсь, что данная программа будет кому — нибудь полезна. Данная программа прошла защиту дипломной работы с отличием. Успехов и терпения вам.

Развитие мелкой моторики рук детей с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства

В жизни каждого ребёнка развитие мелкой моторики рук играет очень важное значение. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. М. Монтессори и другие в своих исследованиях указывали, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, память, воображение и т.д. Этим объясняется огромная важность развитой мелкой моторики для детей, а в младшем школьном возрасте мелкая моторика становится нужна и для письма.

Дети с задержкой психического развития – это большая группа детей, которых характеризует отставание от нормы. Эта группа детей неоднородна, однако большинство детей отличает низкий уровень развития всех высших познавательных функций, в том числе и низкий уровень развития всей моторной сферы. У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Больше всего страдает у детей данной категории именно мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Отклонения в развитии моторной сферы у детей с задержкой психического развития создают определенные трудности в учебной деятельности. Особенно неблагоприятно они влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда, что создает трудности в младшем школьном возрасте и этим мешает подготовить ребенка с задержкой психического развития к обучению в среднем звене.

Одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются уроки изобразительного искусства. Обучение детей младшего школьного возраста рисованию – это обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития младшего школьника. Уроки рисования при правильной и педагогически грамотной их постановке способствуют формированию всей личности ребенка, развитию его креативности, воспитанию у него многих положительных навыков и способностей, которые помогут ему успешно учиться в общеобразовательной школе.

Для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития рисование не только является наиболее доступным видом самовыражения, но и обладает большими развивающими возможностями. Его целенаправленное использование способствует развитию у детей с задержкой психического развития эмоционально-волевой, познавательной сфер, мелкой моторики руки. Ведь основная задача проводимых занятий – не обучение рисованию, а комплексное формирование и развитие личности детей с задержкой психического развития.

Успех коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития зависит не только от уровня их способностей. Известно, что эффективность коррекционной работы обеспечивается также наличием интереса детей к изобразительной деятельности. Его особенно легко поддерживать при использовании нетрадиционных художественных техник, более занимательных и доступных, чем традиционная манера рисования. К тому же непривычный подход к выполнению рисунка сам по себе дает толчок для развития мелкой моторики ребенка с задержкой психического развития.

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка с задержкой психического развития, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.

Необходимым условием для развития мелкой моторики рук является проведение мероприятий в системе коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития. Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Новизна заключается в разработке системного подхода к изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития с применением разной техники выполнения, внедрение нетрадиционных техник рисования в учебную и воспитательную деятельность школьников младшего возраста.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

К моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». Область мелкой моторики включает большое количество всевозможных движений ребенка: от простых действий (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

У мелкой моторики детей есть очень важная особенность. Она прямо связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Все ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большой стимулирующее влияние именно тонких движений руки. О том, что мануальные (ручные) действия ребенка имеют особое влияние на его развитие, было известно еще до нашей эры. Урок изобразительного искусства как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на эмоциональную, интеллектуальную, и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с задержкой психического развития, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Задачи, которые ставит перед детьми с ЗПР учебный предмет «Изобразительное искусство»:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);

4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

Читайте также:  Звук и буква И - конспект занятия по обучению грамоте

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков: трудности возникают при рисовании. Дети часто заходят за контуры рисунка, неравномерно его закрашивают, это отмечается при слабом нажиме на карандаш.

Решением этих трудностей может стать использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства. Впервые термин «нетрадиционные техники» рисования был введен А.М. Страунинг. Ею были предложены различные техники рисования, разнообразным материалом. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах. Поэтому нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний, представлений детей с задержкой психического развития о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. При этом сама идея творческого экспериментирования с материалами и приемами очень «созвучна» возрастным особенностям младших школьников с ЗПР (познание мира через действия с предметами и экспериментирование).

Развитие мелкой моторики через театрализованную деятельность

Анжелика Новикова
Развитие мелкой моторики через театрализованную деятельность

«Развитие мелкой моторики посредством театральной деятельности»

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из факторов успешности обучения является хорошо развитая мелкая моторика рук и зрительно – моторная координация. И именно вопрос развития мелкой моторики на сегодняшний день стоит довольно остро, что неоднократно подчеркивается педагогами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Я столкнулась с этой проблемой в 2016 году, когда начала вести курс «Подготовка к школе» дети не умеют правильно держать карандаш, испытывают трудности в штриховке, не могут обвести узор, повторить по образцу. Помимо проблемы развития мелкой моторикисопутствовали еще такие трудности как:

• Маленький словарный запас

• Неверное построение фраз

А так как речь напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики, в своей работе с детьми я решила уделить этому особое внимание, с самого раннего возраста. А именно через театрализованную деятельность,так как в дошкольном возрасте дети принимают активное участие: обыгрывают потешки, сказки, стихи, а для этого необходимо участие не только речи, но и общая координация и движения кисти руки, ловкость и координация пальцев.

На основании выше изложенного я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику рук детей через театрализованную деятельность.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

1. Создать в группе насыщенную развивающую среду по театрализованной деятельности

2. Организовать работу с детьми направленную на развитие координации, точности движения пальцев рук в театрализованной деятельности

3. Развивать у детей навыки кукловождения, использования разных видов театра в совместных и самостоятельных видах деятельности

4. Активизировать участие родителей в воспитательно образовательном процессе.

Изучив литературу по данной теме, я разработала для себя план для решения данных задач.

Для организации среды я начала создавать разнообразные виды настольных театров. Сначала с применением бросового материала (баночек от йогурта, капсул от киндера, прищепок, цветных картинок и т. д.

Когда дети познакомились с настольным театром и интерес детей возрос, появилась необходимость в создании все новых и новых видов театра.Здесь я уже использовала более сложный материал: фетр, фоамиран, ткань, элементы декора, полимерная глина и многие другие.

В итоге я создала насыщенную предметно развивающую среду,в которую входит: разнообразные виды кукольного театра, ширмы, экран для теневого театра, фланелеграф, шапочки маски, атрибуты для театрализации.

Для реализации второй задачи в свое планирование ежедневно включаю такие виды деятельности как обычная ходьба, ходьба с препятствиями (перешагивание бордюров, песочницы и т. д, наклоны и приседания (например, за игрушками, повышаю сложность путем ходьбы по скамейки и бордюров, (только под присмотром педагога). С возрастом детей уровень сложности повышается. Так же ежедневно провожу пальчиковую гимнастику это помогает разогреть руки малыша, для работы с театральной атрибутикой, настроить его на взаимодействие со взрослым. Пальчиковые игры – это эмоциональные, увлекательные инсценировки потешек, стихов, историй с помощью пальцев рук; это весёлые и интересные импровизации, дарящие возможность развивать творческие способности. Любое детское стихотворение может стать основой для пальчиковой игры. Эти игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей,их деятельность, явление природы. В ходе игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями. Игры эти очень эмоциональны, можно проводить как в детсаду, так и дома.Это такие игры как: «Мая семья», «Апельсин», «Капуста», «По грибы» и др.

Что бы повышать интерес детей к пальчиковой гимнастики я подобрала и оформила картотеку интересных вариантов пальчиковых игр. Мы познакомились с игровым самомассажем, который используем как отдельные пятиминутные занятия ежедневно или в виде динамической паузы в НОД.

Для реализации следующей задачи в ходе совместной деятельности мотивирую детей заниматься театрализованной деятельностью, выступать перед сверстниками для этого показываю, различны театрализованные постановки из уже полюбившихся детских произведений. Знакомлю детей с разными театральными куклами.

Постепенно дети стали самостоятельно играть разными видами театра, которые находились в группе. При знакомстве с кукольным театром осваивали новые приемы кукловождения, в процессе такой деятельности развивается координация, согласованность движений пальцев рук, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Дети получают положительные эмоции, учатся поддерживать диалог со взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, анализировать и рассуждать, использовать полученные знания в повседневной жизни, на занятиях, развлечениях.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в детском саду. Без участия родителей сложнее решать все задачи воспитания и обучения. Поэтому одним из важных направлений моей педагогической деятельности является работа с родителями

Для того, что бы родители осознали и активно участвовали в жизни группы, я провожу консультации, индивидуальные беседы, организовываю выставки дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики, родительские собрания по данной теме, изготавливаю папки – передвижки. Проводим совместные праздники и развлечения. В ноябре в группе провели конкурс «Детский театр своими руками». Родители приняли активное участие в конкурсе.

Работая над развитием мелкой моторики, через театральную деятельность я могу сказать, что дети показывают положительную динамику в развитии мелкой моторики рук. Помимо этого у них появилась возможность проявить свой талант. Так же у них начинают формироваться художественные навыки, они стали более артистичны, у них пополняется словарный запас, они активно используют новые слова в своей речи. Продолжаю развитие в данном направлении, в ближайшее время планирую пополнить ППРС такими видами театра (перчаточный, платочный, куклами марионетками и другими).

Хочется сказать что, работа с детьми по развитию мелкой моторики является лишь частью большой и интересной практической деятельности.

Возможности использования техники теневого театра в развитии мелкой моторики руки детей с ЗПР

Актуальность.

Период дошкольного детства является важным в развитие ребёнка. По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим понятием и характеризует, прежде всего, временное отставание в развитии психической деятельности ребенка.

Дети с ЗПР затрудняются использовать материал, прилагаемый типовыми программами, это связано с их особенностями. У большинства детей дошкольного возраста с ЗПР специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей, пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Также несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Работая с детьми с ЗПР постоянно находишься в поиске новых интересных форм, методов, работы. На мой взгляд именно тестопластика является интересной коррекционной технологией которая в полной мере позволяет решать многие задачи, преодолевая трудности, связанные с особенностями дошкольников с ЗПР.

Лепка – один из самых продуктивных видов изобразительной деятельности. Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях. Во время занятий по лепке ребёнок с ЗПР получает много знаний о предмете, вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. В процессе лепки можно добиться максимальной активности обеих рук, развития и укрепления мускулатуры пальцев. Исследованиями учёных Института физиологии детей (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина) была подтверждена связь интеллектуального, речевого развития и мелкой моторики рук. Занимаясь лепкой пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного изделия закладывают фундамент самостоятельности и креативности личности. На занятиях по лепке традиционно используется пластилин. Наблюдая за детьми во время лепки в специализированной группе я заметила, что им трудно работать с пластилином. Он недостаточно пластичен, что вызывает у детей трудности в работе с ним. Так как у детей с ЗПР страдает моторика кистей и пальцев рук, то данный недостаток пластилина, как материала, имеет большое значение. Таким образом, зная свойства солёного теста (пластичность, нежность, мягкость, податливость), было решено попробовать применить данный материал в коррекционно-развивающих занятиях направленных на развитие мелкой моторики рук.

Техника тестопластики самая несложная, но при этом самая развивающая. Работая с соленным тестом, развивая моторику можно развивать и такие высшие психические функции, как: внимание, мышление, воображение, восприятие, зрительную и двигательную память, речь.

Тестопластику можно расценивать как игровую технологию, которая развивает не только психические процессы, но и открывает мир искусства, представление о красоте и гармонии.

Поэтому данный проект особенно актуален в работе с детьми с ЗПР. В связи с тем, что контингент детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, можно сделать вывод: опыт данной работы для детей с ЗПР актуален и перспективен.

Участники проекта: Дети и родители специализированных группы с ЗПР, практический психолог.

Тип проекта: Творческий, развивающий, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 2 месяц.

Возрастная группа: дети от 5 до 7 лет.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Место проведения: кабинет практического психолога.

Условия реализации проекта:

Материально – техническая база (мука, соль, вода, пищевые красители, скалки, стеки, штампы, гуашь, формочки, кисти, фартуки ).

Дидактическое обеспечение (дидактические игры, наглядное пособие, фотоматериалы, готовые изделия).

Методическое обеспечение (методическая литература, специальная литература по прикладному искусству).

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР через использование способов и приёмов работы с солёным тестом; вовлечение родителей в совместную работу по развитию мелкой моторики рук детей, повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Задачи проекта

Для детей

1. Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук.

Активизировать речь, развивать связную речь.

Развивать все познавательные процессы.

Развивать способность видеть части целого, создавать целостный образ, объединять созданные продукты работы в коллективную композицию.

Развивать умение действовать по словесным инструкциям, контролировать собственные действия.

2. Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, её возможностями.

Развивать практические навыки работы с тестом.

Закрепить различные приемы лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание).

Побуждать создавать выразительные образы и сюжетные композиции.

3. Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Воспитывать нравственные качества по отношению к товарищам (толерантность, доброжелательность, ответственность).

Для родителей

Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

Побудить родителей к совместному изготовлению поделок и участию в выставках и конкурсах.

Ожидаемые результаты:

Дети

 начнут проявлять интерес к работе с солённым тестом; научатся изготавливать различные поделки из соленого теста, используя различные инструменты и дополнительные материалы; будут знать правила сушки, раскрашивания, хранения поделок из соленого теста.

 возрастёт речевая активность детей на занятиях;

 сформируется умение синхронно работать обеими руками при создании образов, предметов из соленого теста, улучшится мелкая моторика рук.

произойдет улучшение в развитие всех познавательных процессов.

сформируется умение работать сообща, доводить начатое дело до конца, создавать коллективные работы.

Родители

появится заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики рук ребенка через использование способов и приёмов работы с солённым тестом.

сформируется активная позиция участника в вопросах связанных с развитием личности ребенка, а также повысится интерес к сотрудничеству с МДОУ в вопросах гармоничного и всестороннего развития детей.

Коррекционная работа на занятиях включает в себя:

Упражнения на развитие общей моторики. Физкультурные паузы и минутки, движения сопровождаемые словами (лучше стихами т.к. они имеют четкий ритм, лучше запоминаются детьми и более эмоциональны), по теме занятия.

 Упражнения на развитие мелкой моторики ладони и пальцев рук. Лепка деталей с использованием различных приемов лепки, а также использование дополнительного материала для составления композиции.

 Гимнастика: дыхательная (в начале занятия по теме) артикуляционная (по рекомендации логопеда и теме занятия); голосовая (хоровое и индивидуальное произношение слов, фраз, чистоговорок и скороговорок в разном темпе, с разной интонацией, высотой и громкостью звучания); пальчиковая (показать форму, величину, предмет и т.д., имитация движения, приемов, работа с самим тестом).

 Развитие речи: скороговорки по теме занятия , рассуждения, анализ своей работы и работы своих товарищей.

 Развитие внимания, мышления и памяти: игры и упражнения по развитие психических процессов согласно теме занятия.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

Провести опрос родителей на предмет выявления у ребёнка аллергической реакции на муку, соль и пищевой краситель (Прил. 1).

Вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов, создание соответствующей предметно-развивающей среды).

Подбор теоретического материала – методик организации занятий тестопластикой, диагностик для выявления уровня развития мелкой моторики у детей, определение количественных и качественных показателей для обработки результатов исследования, разработка сводных протоколов для внесения полученных эмпирических данных (Прил.2).

Исследование мелкой моторики рук.

Постановка проблемы перед родителями и ознакомление с планом реализации проекта.

2. Практический этап.

Проведение коррекционно-развивающих занятий для детей в ходе которых дети знакомятся с историей тестопластики, ее особенностями, инструментами, необходимыми для работы, со способами приготовления теста, простейшими приемами работы с тестом (отщипывать, мять, катать колбаски, катать шарики, сплющивать и т. д.).

Проведение творческого конкурса для родителей и детей на подделку из солёного теста ( Прил. 3).

Выставка и презентация поделок из солёного теста.

Оформление стендовой информации для родителей: «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста» (Прил.6)

Распространение буклета для родителей: “Игры и упражнения с соленым тестом”(Прил.7)

3. Итоговый этап.

Награждение победителей конкурса “Волшебное тесто”.

Проведение фотовыставки “Маленькие мастера” где родители могли увидеть фото своего ребенка на занятии в процессе работы с соленым тестом.

Повторная диагностика развития мелкой моторики рук.

Презентация проекта “Лепим, творим, развиваемся” на РМО практических психологов на базе МДОУ № 220.

Читайте также:  Конспект итогового занятия по ФЦКМ с детьми средней группы компенсирующей направленности

Анализ результатов по реализации проекта.

Опрос родителей на предмет выявления у детей аллергической реакции на работу с солёным тестом.

Специализированных групп с ЗПР № 1,7

Исследование мелкой моторики рук.

Цикл занятий по развитию моторики рук с использованием солёного теста.

10.09.- 31. 10. 2019г.

Оформление стендовой информации «Как организовать домашнее занятие по лепке из соленого теста».

Конкурс для родителей и детей “Волшебное тесто”.

Выставка работ из соленого теста.

Специализированных групп с ЗПР № 1,7

Распространение буклета для родителей : “Игры и упражнения с соленым тестом”.

Фотовыставка “Маленькие мастера”.

Награждение участников конкурса.

Презентация проекта “Лепим, творим, развиваемся” на РМО практических психологов на базе МДОУ № 220.

Исследование мелкой моторики рук .

Анализ результатов проекта.

Список литературы:

Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.

3. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

4. Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. – №1(49). – с.107.

Опрос родителей специализированной группы с ЗПР №____ по работе детей с соленым тестом, на предмет выявления аллергической реакции на соль, муку и пищевой краситель.

Методы коррекции мелкой моторики детей с ЗПР

Развитие движений в онтогенезе – процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребенка в целом формирование всех основных движений завершается. В дальнейшем – по мере развития речи – происходит формирование произвольных движений. Основной набор универсальных двигательных реакций окончательно оформляется к 11-14 годам.

При овладении определенными двигательными, навыками у ребенка обнаруживаются рабочие, исполнительные движения и ориентировочная основа. Исследования А. В. Запорожца (1986) показали роль ориентировочной деятельности и складывающихся на ее основе образов в формировании и осуществлении произвольных движений у человека на разных стадиях онтогенетического развития.

Развитие произвольных действий происходит в процессе подражания, в котором выделяют две фазы. На первой фазе осуществляется предварительная ориентировка: ребенок наблюдает за действиями взрослого или других детей; в результате наблюдений у него формируется образ необходимых действий. На второй фазе ребенок совершает показанное ему движение и доводит его до известной степени совершенства, сравнивая совершаемые движения с предложенным ему образцом. Сложившийся сенсомоторный образ выступает регулятором произвольных действий. К. Котырло (1974) на музыкальных занятиях в детском саду изучала формирование сенсомоторного образа движений у детей и эффективность его влияния на успешность осуществления произвольных движений. Дети должны были выполнять танцевальные движения под музыку по показу воспитателя. Для младших детей характерна разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа: они затруднялись выполнить определенную последовательность движений, сочетать движения (особенно начало и окончание движений) с музыкой. В старшем детском возрасте разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа преодолевается. Двигательные реакции все более точно соотносятся с образцом не только по характеру движений, но и по времени (дети способны вовремя, вместе с музыкальным сопровождением начинать и заканчивать движения).

Развитие произвольной регуляции в данном случае связано с совершенствованием подражательной деятельности, означающим включение в подражание элементов самостоятельности. Ребенок, имеющий достаточный зрительный, слуховой, двигательный опыт, способен выполнять движения по словесной инструкции без показа воспитателем танцевальных движений.

Успешность освоения произвольных движений зависит от степени их осознанности. Я. 3. Неверович, изучавшая предметные движения детей, пришла к следующим выводам: в возрасте 2 лет ребенок осознает результат действия, но способ действия и отдельные движения им не осознаются. Дети младшего детского возраста сознают результат и способ действий с предметом, но отдельные операции, движения также еще не осознают.

Дети среднего детского возраста в некоторых случаях осознают собственные движения и преднамеренно воспроизводят их при повторении действий с предметом. В старшем детском возрасте движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.

Возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т. д.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

· Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

· Нарушения передачи сигнала (например, при болезни в постинсультном состоянии)

· Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Нарушения общей и мелкой моторики у детей с ДЦП связаны с особенностями самого заболевания – преимущественным поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Дети с ДЦП резко ограничены в движениях: у них с трудом формируются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Нарушения мелкой моторики в раннем и младенческом возрасте включают в себя, прежде всего, нарушения созревания большого моторного акта и тонкой моторики, а также разнообразные стереотипии, тики, расстройства по типу кататонических. Задержка становления моторики отмечается еще с периода развития зрительно-моторной координации. При этом запаздывает формирование ручной умелости. Дети с запаздыванием начинают захватывать игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычных сроков. Иногда дети начинают ползать уже после овладения ходьбой, долго не могут освоить функции вставания. Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функции моторики.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, способствуют формированию у ребенка пассивности, безынициативности, нарушению развития мотивационной и волевой сферы.

По исследованиям Л.В. Лопатиной у детей с ЗПР имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движений.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики у детей с ЗПР проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена кинестетическая память. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная корреляция (М. М. Кольцова, Л. В. Лопатина и др.).

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление.

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:

· Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

· Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

· Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

· Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

· Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

· Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

· Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

· Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

Ø нахождение заданных предметов,

Ø угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

· Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

Ø сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

· Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

· систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

· последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

· все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

· если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста используется в работе и ниткопись. Сначала выполняются простые контуры: “Круг”, “Солнышко”, “Грибок”, далее усложняется работа: “Дом”, “Ракета” и т.д. В средней и старшей группе используется ниткопись на занятиях по математике и обучению грамоте (например, выкладывается буква или цифра, уже без образца). Далее задача усложняется: например, предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики – кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различныевиды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Начиная с младшей группы, можно организовывать специальную полочку по изодеятельности. Он должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

Необходимо “привить” детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: “Работы выходного дня”, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное – будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей с ЗПР, получив поддержку и помощь родителей, педагоги продолжают добиваться поставленной цели.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают педагогам добиться хороших результатов.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

1. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 384с.

2. Прищепа С. Р. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников.// Журнал “Дошкольное воспитание” № 1, 2005.

3. Ткаченко Т.А. “Развиваем мелкую моторику”, М. Издательство ЭКСМО,2007.

4. Ткаченко Т.А. “Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков”, М. Издательство ЭКСМО, 2010.

5. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.

Проблемы развития мелкой моторики руки и пути их решения

Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор.

В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее». Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. Из этого можно сделать вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. Прежде чем, приступить к работе, нужно четко выработать план, в основу которого можно положить игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

Читайте также:  Домашние и дикие животные - конспект коррекционно-развивающего занятия

Мы должны поставить перед собой задачи:

  • улучшить координацию движений пальцев рук,
  • сформировать навыки самообслуживания,
  • улучшить общую двигательную активность ребенка.

Для достижения поставленных задач можно использовать различные формы работы. В совместную деятельность включают цели, реализации которых требуется систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей. В индивидуальной работе ставятся задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым. Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры, в форме массажа.

Массаж – это один из видов пассивной гимнастики, он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Детям можно предлагать массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов и другого), мячиков – ёжиков. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышается, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождаются чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев, сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать. Во время совместной и самостоятельной деятельности детей мы использовали – пальчиковый театр, который дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером – постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Другими положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятием. Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики имеет лепка. Она необходима для развития у детей сенсорных пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки можем использовать пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек и другого материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, и совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, и их точность.

Эта работа очень увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Очень увлекательна возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые дети используют в своих играх, инсценировках. В своей работе мы использовали нетрадиционную технику рисования, в процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Особое внимание мы уделяем раскрашиванию рисунков и штрихование. Для этого используем альбомы для раскрашивания или заготовки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в обработке координации движения.

В старшем дошкольном возрасте мы вели работу по развитию мелкой моторики как подготовку детей к письму, подбирали упражнения по развитию графических навыков и ориентировку на листе бумаги (графический диктант); упражнения на развитие глазомера. Есть еще не менее увлекательный способ развития графических навыков ребенка – обведение рисунка по точкам. Эти упражнения направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги. В своей работе по формированию элементарных математических представлений, самостоятельной деятельности детей мы использовали методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. При этих видах деятельности у детей развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность. Здесь предлагается возможности для творчества детей: сам придумал, сам выложил. Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО), работая с мелкими деталями конструктора, у детей развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий собирание пазлов, нанизывание бисера на леску. Одним из приемов, который можно использовать в своей работе, это игры с мелкими предметами (пуговицами, горохом, фасолью, каштанами, и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь. Дидактические игры на развитие мелкой моторики – игра «Сосчитай – ка» (соотношение цифры и количества предметов с помощью шнурка), игра «Волшебные бусы» (нанизывание плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета на шнурок; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность). Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики комбинируются с различными видами деятельности. В своей работе очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

Работа с родителями – одна из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результатом этой работы будет проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берется за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное». Поэтому нужно стараться предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

«Развития мелкой моторики рук в театрализованной деятельности».

    Таисия Лонгинова 4 лет назад Просмотров:

1 Елкина Наталья Валерьевна, воспитатель 1 квалификационной категории «Развития мелкой моторики рук в театрализованной деятельности». Меня всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, и правильно подготовить его к школе. Познакомившись с результатами психологического обследования первоклассников на готовность к школьному обучению, я сделала вывод о том, что у детей недостаточно развита зрительно-моторная координация и мелкая моторика рук. А ведь уровень развития мелкой моторики рук детей тесно связан с развитием речи, общим развитием детей и является одним из основных показателей готовности детей к школе. Много лет проработав с детьми по развитию мелкой моторики рук, обобщив опыт по данному направлению я поняла, что можно найти новые методы в развитии детей. В дошкольном возрасте дети принимают активное участие в театрализованной деятельности. Обыгрывают потешки, сказки, стихи, а для этого необходимо участие не только речи, но и общая координация и движения кисти рук. В ходе игры в театр детям часто приходится управлять куклами, делать декорации и реквизит для спектаклей, а для этого необходимо развивать ловкость и координацию своих пальцев. Я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику рук детей через театрализованную деятельность. Для реализации данной цели поставила следующие задачи: 1. Создать в группе развивающую среду по театрализованной деятельности. 2. Организовать работу с детьми направленную на развитие координации, точности движений пальцев рук в театрализованной деятельности. 3. Развивать у детей навыки кукловождения, использования разных видов театра в совместных и самостоятельных видах деятельности. 4. Активизировать участие родителей в воспитательнообразовательном процессе. В работе по данному направлению я опиралась на теоретические и практические труды Болотиной Р.П., Комаровой Т.С., Венгер Л.А., Мухиной В.С., Губановой Н.Ф., Сорокиной Н.Ф., и др. Свою работу с детьми я строю на основе основных принципов дидактики: систематичности, последовательности, учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. Для соблюдения возрастного принципа последовательности в работе я опираюсь на тематический план, который разработала на основе собственного педагогического опыта:

2 Свою работу разделила на 3 этапа. I. Подготовительный. II. Основной. III. Заключительный. На подготовительном этапе для выявления уровня развития мелкой моторики рук в начале моей работы совместно с психологом мы провели диагностические исследования по методикам: 1. Методика Л.А. Венгера «Дорожки» (на определение точности движения). 2. Методика Н.И. Гуткиной «Кораблик» (на развитие произвольности психических процессов, зрительно-моторной координации). Результаты диагностики показали, что у детей низкий уровень сформированности мелкой моторики рук, низкая координация движений кисти рук, слабость мышечной мускулатуры. Изучив литературу по направлению деятельности, я разработала перспективный план работы с детьми и родителями. Создала насыщенную предметно-развивающую среду, в которую входит: театральный уголок с элементами костюмов, шапочки-маски, атрибуты для театрализаций, разнообразные виды театров, ширма, экран для теневого театра, фланелеграф. Подбор и изготовление разных видов театра я проводила в соответствии с возрастом детей. Так, например, в младшем возрасте, когда низкий уровень развития руки еще физиологически обусловлен был создан театр «Топотушки», который требовал работы всей кисти рук и отдельных пальцев, а в более старшем возрасте театр Би-ба-бо, требующий сложной координации. Любое театрализованное представление включает в себя подготовку спектакля и показ. Поэтому я выделяю в работе на 2 подэтапа: организационный и практический. В ходе организационного, в зависимости от навыков детей, их творческих способностей, двигательных умений, вместе с детьми мы делали реквизит, рисовали декорации к театру, изготавливали своими руками разные виды театров, проводили пальчиковые игры для укрепления рук. А в ходе практического – показывали театрализованное представление: кукольный спектакль, драматизацию сказки или театрализованное представление. Работу с детьми я проводила в основном в процессе совместной деятельности и на занятиях продуктивными видами деятельности, ознакомлению с художественной литературой, ознакомлению с окружающим. Каждая форма организации преследовала решение конкретных задач. Занятие – показать ребенку образец действий с различными видами театров «подготовить декорации, реквизит для будущей постановки», научить его выполнять разнообразные движения их. Совместная деятельность – упражнять и закреплять умения, навыки, которые формировали на занятиях.

3 Самостоятельная деятельность – предоставить ребенку возможность самостоятельно и творчески применять полученные знания и умения. В ходе совместной деятельности я мотивировала детей заниматься театрализованной деятельностью, выступать перед родителями и сверстниками. Для этого показывала различные театрализованные постановки, знакомила детей с разными театральными куклами. На занятиях рисованием, лепкой и аппликацией мы рисовали декорации, украшали детали костюмов, лепили кукол из пластилинового театра, на конструировании изготавливали из бумаги атрибуты и реквизит, необходимым героям. Начинаю любую подготовительную работу с детьми с пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр, так как они являются своего рода мини театральной постановкой. Кроме того, это помогает разогреть ручки малыша, настроить его на взаимодействие с взрослым. Формирование двигательных навыков начинается с вертикальных и горизонтальных движений, а потом круговых и более сложных по координации, и действий на развитие ловкости, точности движений рук. В течение всей работы по развитию мелкой моторики рук через театрализованную деятельность я старалась поддержать положительный эмоциональный настрой каждого ребенка, дружеские отношения и обеспечить радость, удовольствие и удовлетворение от проделанной работы. Детям младшей группы очень нравились игры с пальчиками. Поэтому театр «Топотушки», где задействована рука целиком, отдельные пальчики, ладошки был основным видом театра, которым овладели дети. Читая детям художественные произведения (потешки, стихи, сказки), рассматривая иллюстрации, альбомы, куклы мы с детьми играли с ручками, пальчиками, показывали мини спектакль. Я научила детей игровому самомассажу, который включала как отдельные пятиминутные занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях. Одновременно вместе с родителями стали репетировать сказку для показа детям, чтобы повысить интерес к театру. Постепенно я подводила детей к овладению элементарными действиями с куклой. Ведь это трудно и сложно управлять куклой для взрослых артистов, тем более для детей. Дети водят куклу стоя, во время кукловождения используются модули и ширмы, кукла должна выполнять разнообразные игровые действия. Первыми театрализованными постановками стали обыгрывание знакомых литературных произведений, которые дети показывали друг другу «Теремок», «Колобок», «Репка». В средней группе мы с детьми продолжали развивать пальчики; ловкость рук в разных направлениях (горизонтально, вертикально, по кругу), с помощью пальчиковых гимнастик, игр, упражнений. Продолжали знакомиться с русскими народными сказками, изготавливать на занятиях элементы реквизитов, помогали изготавливать театр стаканчиков, ложек. Вместе с родителями создали театр носка.

4 Дети посещали театральные представления профессиональных артистов, детей других групп детского сада и продолжали драматизировать литературные произведения, играли в «Театр». Постепенно дети самостоятельно стали играть разными видами театра, которые находились в группе. С внесением новых видов театральных кукол, осваивали новые приемы кукловождения. В младшей и средней группе я обращала внимание и на развитие общей координации движений. Эту работу я проводила в тесном контакте с музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания, особенно при подготовке и проведении спектаклей, которые не требуют использования кукол. Я обязательно напоминала детям названия действий, направление движений, что помогло ребенку сосредоточить свое внимание на собственном теле («Расскажи стихи руками», «Алфавит телодвижений»). Аналогичная работа проводилась в старшей и подготовительной группах. Однако возросли требования к качеству декораций, атрибутов, костюмов. Дети освоили более сложные виды театров. Например, театра раскрашенных ладоней, которые дети сами расписывали и потом использовали в игре, освоили вождение кукол би-ба-бо, кукол марионеток. На занятиях по аппликации самостоятельно вырезали элементы теневого театра, трафаретного театра и тоже использовали в театрализации. В старших группах я тесно сотрудничала с воспитателем изодеятельности, с ее помощью дети изготовили несколько пластилиновых театров. С детьми посетили с экскурсией ДК «Родина», побывали в гримерной, костюмерной, на сцене и т.д. В подготовительной группе мы тесно сотрудничали с театральным кружком школы 12 – посещали театральные постановки. Посетили с детьми детскую библиотеку, ознакомились с выставкой литературы о театре. Повторно сходили на экскурсию в ДК «Родина» на представления театра «Гистрион». Дети подготовили спектакли «Теремок» (1 место в конкурсе городской газеты «БН» «Юный творец»), «Белкин домик», «Как избушка стала дворцом» и показали для сверстников, родителей, педагогов детского сада и города. Итогом деятельности стал выпускной вечер в виде театрального представления с участием всех детей. Успехи детей в театрализованной деятельности я представляла для родителей в «Портфолио группы». Одним из важных направлений моей педагогической деятельности является работа с родителями. Для того, чтобы родители осознали и активно участвовали в жизни группы, я проводила консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, показывала открытые занятия в дни открытых дверей. Мной подготовлены презентация для родителей «Виды театра в детском саду». С моей помощью родители подготовили и показали детям спектакль «Заюшкина избушка» в младшей группе, шили костюмы, изготавливали реквизит к спектаклям, помогали в организации экскурсий в ДК «Родина». Родители и дети сделали перчаточные куклы из варежек, связанные и сшитые специально. Дети с родителями сочиняли сказки, истории о своих

5 героях, которые потом инсценировали в театре. С помощью родителей был создан в группе великолепный мини-музей «Театр», который посетили дети других групп, родители, педагоги других детских садов. Работа по созданию мини-музея была совместным творческим проектом с детьми и родителями. Результаты диагностики показывают положительную динамику у детей в развитии мелкой моторики рук. Они обладают устойчивым интересом к продуктивным видам деятельности, у них сформированы художественнотворческие навыки, умеют доводить начатое дело до конца.

Ссылка на основную публикацию