Восстановление бытовых навыков у больных с очаговыми поражениями мозга

Реабилитация после инсульта: как быстро восстановиться в домашних условиях

Головной мозг – сложный и наиболее значимый орган для человека, поэтому любые заболевания и патологические состояния, связанные с ним, могут быть риском для дальнейшего функционирования всего организма. Все зависит от того, какой участок будет поврежден, ведь могут быть нарушены речевые, когнитивные или двигательные функции. Сегодня поговорим про правила восстановления после инсульта в домашних условиях – как заботиться о пережившем болезнь пациентом, как можно добиться полной реабилитации, что выбрать для реабилитации: дом или пансионат для престарелых людей.

Острое нарушение мозгового кровообращения и возможные исходы после удара

Во врачебной практике встречаются различные наименования данного состояния, наиболее часто употребляемые – это ОНМК, апоплексия (использовалось ранее) или, всем известное, инсульт. Это один из наиболее тяжелых типов цереброваскулярной недостаточности, то есть в мозг не поступает достаточное количество крови. Как известно, кровоток – это единственный путь для поступления кислорода в органы, а именно кислородное голодание приводит к ярко выраженной инсультной симптоматике – неврологическим нарушениям.

Состояние бывает вызвано тромбозом (из-за высокой свертываемости крови, повышенного уровня холестерина и других патологий) или на фоне разрыва сосуда по причине сосудистой недостаточности. Частые осложнения приступа, это недостаток кислорода (чем дольше он не поступает, тем хуже последствия), отмирание нейронов и нейронных связей (клетки мозга), внутреннее кровоизлияние. Удар может продолжаться от нескольких часов до суток, но своевременное обращение в больницу, вызов скорой помощи и последующая реабилитация после инсульта дома просто необходимы, поскольку в ходе болезни уже начался процесс отмирания клеток, который иногда усугубляется даже после того, как основные симптомы прошли.

Что может угрожать человеку после перенесенного приступа:

  • ограничение или полная потеря физической активности – дело в том, что конечностями управляет поврежденный мозг;
  • расстройства речи и психики, потеря когнитивных способностей;
  • утрата памяти, временная или полная амнезия;
  • неправильная координация движений;
  • нарушенная мелкая моторика – например, человек разучиться писать;
  • потеря зрения или его ослабление;
  • воспаления, снижение иммунной системы и, как следствие, инфекционные поражения.

Не все угрозы проявляются в полном объеме, именно поэтому говорят об очаговом или полном поражении мозга. От этого также зависит и возможность восстановления, а также период и интенсивность лечения.

Как быстро можно восстанавливаться после перенесенного инсульта дома – общие сроки

Этот показатель зависит от многого:

  • от состояния здоровья и наличия усложняющих факторов, рисков, сторонних заболеваний;
  • от возраста – чем старше пациент, тем тяжелее ему полностью реабилитироваться;
  • от интенсивности удара и количества участков, которые были затронуты;
  • от того, какой по счету данный приступ.

Приведем средний период восстановления для молодого (до 50 лет) человека со стандартным здоровьем, который пережил свой первый инсульт. Для него обычно требуется от 3 до 5 месяцев лечения. Организм пожилого человека может потребовать до 8 месяцев специальной терапии, потому что обновление клеток происходит замедленно, а ситуацию усугубляет наличие дополнительных болезней, например, гипертонии.

Вторичный приступ требует лечиться до года, но и при этом нет гарантии на полное возвращение всех функций головного мозга, могут остаться некоторые нарушения. При третьем ударе есть вероятность летального исхода или комы.

Как определить, когда начинать восстанавливать человека после ишемического инсульта

Пациент сразу должен попасть в больницу. Только в медицинском учреждении может быть оказана достаточно оперативная и правильная скорая помощь, а также назначено лечение в соответствии с состоянием больного и причинами, вызвавшими ОНМК. Обычно на больничной койке человек отлеживается от 2 до 3 недель, при условии, что нет осложнений. В этот период собираются анализы, назначается медикаментозная терапия.

Но реабилитационные процедуры начинаются не только после выписки, на дому, но и с первых дней (через двое-трое суток после удара), под присмотром врачей и медсестер. Это необходимо, чтобы с первых дней тренировать мышцы, а также восстанавливать речевую и мыслительную функции, память.

Чем раньше начинаются восстановительные процедуры, тем благоприятнее обычно прогноз. Это позволяет снизить риск повторного ОНМК (рецидива), а также защищает от получения последствий, которые приводят к инвалидности. Также, организм в целом становится более крепким и хорошо справляется с любыми вторичными заболеваниями, то есть с теми, которые были приобретены уже после перенесенного приступа. К ним можно отнести пневмонию (часто у лежачих больных), тромбоз глубоких вен (особенно если само нарушение кровообращения в мозге вызвано тромбом), пролежни и стягивание суставов.

Этапы инсульта и начало реабилитации

Сразу отметим, что мы можем дать только общие, усредненные значения и рекомендации, поскольку конкретная ситуация требует анализа и пояснения вашего лечащего врача. Только он знает о серьезности последствий перенесенного приступа и особенностях состояния вашего здоровья.

Приведем пример в зависимости от видов ОНМК:

  • ишемический – требует более короткого реабилитационного периода;
  • геморрагический – наиболее длительный, однако, с менее масштабными последствиями, поскольку замечают начало удара намного быстрее.

Сперва отметим, какие периоды есть у течения заболевания:

  • Острейший. Начало самого приступа с поражением нервов, правого и левого полушария мозга. Протекает от трех часов до суток.
  • Острый. Фаза занимает первые минуты после того, как нервные связи уже нарушены, проявляется неврологическая ярко выраженная симптоматика. Врачи уже приступили к первым действиям оказания помощи.
  • Подострый. Специалисты уже предотвратили худший вариант развития болезни, стабилизировали пациента и отправили его в медицинское учреждение. Период занимает три дня и считается наиболее опасным, требует постоянного наблюдения и строгого выполнения указаний доктора, поскольку велика вероятность повторного удара.

Реабилитация в целом делится на раннюю и позднюю. Первая происходит в первые 2-3 недели на территории больницы, а вторая – в домашних условиях. Некоторые специалисты также выделяют период отдаленных последствий, то есть это ближайший год, во время которого стоит более внимательно смотреть за своим состоянием, а также регулярно наблюдаться в медучреждении.

Поговорим более подробно о том, как восстановить человека после инсульта за 4 стадии.

Двигательные функции

Из-за перенесенного ОНМК пациент часто теряет активность. Иногда полностью, но чаще – частично. Это может выражаться в плохо развитой моторике рук (сложно держать ложку, шариковую ручку, теряется способность писать и самостоятельно кушать), в невозможности двигать конечностями. При этом следует отметить, что больному положен постельный режим, вставать не рекомендовано в первый период, даже если есть предполагаемые силы для этого. Лучше принять вертикальное сидячее положение с помощью специальной кровати или подложенных подушек и в таком виде разминать мышцы рук и ног.

Очень эффективны массажи. Если нет причин для того, чтобы их избегать, с первых дней массажист проводит манипуляции – общие или на конкретную группу мышц. Вместе с этим делают антиспастические действия, то есть такую разработку мускулатуры, которая препятствует возникновению спазмов. Если нет возможности двигать частями тела, то применяют пассивную гимнастику.

Если имеет место полный парез ног, то перед тем, как ставить в вертикальное положение, пациента снова «обучают» хождению сидя или лежа, передвигая его конечности. Следующий этап – научить садиться самостоятельно с помощью рук, а далее – приподниматься и вставать. После этого все проходит намного быстрее – передвижение с помощью человека, специальных поддерживающих устройств, а далее – без опоры. Теперь уже вполне можно осваивать тренажеры для тренировки мышц.

Но не только лечебная физкультура, массажи и физические нагрузки позволяют вернуть функции опорно-двигательного аппарата, но и сторонняя аппаратура. Так, с помощью токовых импульсов стимулируются участки с пораженными нервными клетками, чтобы они снова пришли в тонус. Дополнительно могут быть назначены различные ванны и аппликации, которые предназначены для стимуляции кровообращения. Также, часто прописывают лекарственные средства, способствующие снятию спазма, расслаблению мускулатуры или иным процессам.

Отметим, что, заботясь о теле, нельзя забывать и о лице. Зачастую мимика меняется, появляется защемление какого-либо нерва или полный паралич одной стороны. В таком случае нужно делать гимнастику рта, глаз – делать широкую улыбку, произносить различные звуки с повышенной артикуляцией, как на приеме у логопеда, жмурить и расслаблять веки.

Зрение и движения глаз

К сожалению, во время инсульта могут быть затронуты сосуды, которые питают глазные яблоки. Вероятны такие нарушения:

  • полная или частичная потеря зрения, развитие заболеваний;
  • невозможность открыть, закрыть веко;
  • трудности при движении глазами вверх-вниз и по сторонам, так как могут быть атрофированы мышцы, отвечающие за вращение;
  • пресбиопия – распространенное последствие, когда меняется фокусировка и трудно различить маленькие предметы (буквы) на небольшом расстоянии.

Интересно, что участки нейронной сети, отвечающие за данный орган, находятся в затылочной части. К тому же если поражено правое полушарие, то, вероятнее всего, пациент перестает видеть то, что находится слева, и наоборот.

Если были зафиксированы такие отклонения, то консультации оказывает офтальмолог. Он приступает к терапии уже на начальном этапе, может назначить лечебную гимнастику для глаз (выполнять можно сразу, лежа в больничной койке), а также медикаменты, способствующие расслаблению мышц, и операцию. Вмешательство иногда позволяет полностью вернуть зрение или восстановить его частично.

Когда люди теряют речевые способности, самое сложное – начать говорить, а уже затем над дикцией будет работать логопед. Поэтому первостепенно это задача нейропсихолога – обнаружить, в чем заключается проблема, и устранить ее. Следует учесть, что такие нарушения лечатся очень долго – до нескольких лет, поэтому нужно запастись терпением и систематически заниматься со специалистом, а также дома. Понадобится применение симуляционных методик, то есть следует стимулировать весь речевой аппарат – как извне, так изнутри. Поэтому делают артикуляционные упражнения, развивают мышцы языка и губ, не дают им атрофироваться.

При обучении сперва ориентируются на картинки и отдельные слова – от самых простых звукоподражаний и односложных открытых слогов до сложных слов. Вспомните, как учить маленького ребенка, это понадобится пройти снова. Только после этого больной учится составлять словосочетания,предложения, а позже – вести диалог.

Если мышцы глотки и гортани не получается восстановить с помощью массажей и упражнений, применяют электростимуляцию специальным аппаратом.

Как восстановиться после инсульта дома: когнитивные функции

К таким относится процесс распознавания речи, это основное умение, а также память, связное логическое мышление, способность удерживать внимание на одном объекте, в целом интеллектуальные способности. Чем меньше развиты эти возможности, тем хуже общее состояние человека, поскольку это не только внушает уныние (а настрой – самый важный компонент реабилитации), но и увеличивает риск повторного инсульта, сокращает жизнь и ухудшает ее качество.

У пожилых людей это может проявляться как деменция. Причинами могут стать:

  • большое кровоизлияние в мозг;
  • затрагивание большого участка, обоих полушарий;
  • 2 или более последовательных приступа;
  • нарушения в тех долях, которые наиболее важны для функционирования когнитивных умений и навыков.

Отметим, что не всегда симптоматика проявляется сразу. Иногда можно столкнуться с ситуацией, например, когда память уходит постепенно, приобретается рассеянность, забывчивость, а затем и провалы. Это объясняется длительным дегенеративным процессом – нейронные связи были затронуты и со временем они только сильнее разрушаются без правильной медикаментозной подпитки. Усиление происходит из-за ишемии и гипоксии тканей.

Над пациентом работает нейропсихолог и эрготерапевт, но важны «домашние задания» – заучивание стихов, специальные упражнения на запоминание, интеллектуальные способности. Часто помогают даже игры – шахматы и шашки, настольные на эрудицию, кроссворды, пазлы. Дополнительно можно пропить курс лекарств, стимулирующих мозговую деятельность.

Сроки реабилитации от ишемического инсульта

Это более распространенный вид заболевания, который требует менее длительного реабилитационного периода, особенно если речь идет о молодых людях, не имеющих серьезных дополнительных патологий. Средний период – 5 месяцев профессионально оказываемой помощи вкупе с домашним лечением.

После геморрагического приступа

Более серьезные проявления болезни (кровоизлияние, сосудистые нарушения) могут привести к наиболее опасным последствиям. Если это так, то может потребоваться до года процедур. На лечение тяжелых осложнений, например, полной потери речи или пареза нижних конечностей, может уйти до полутора лет.

Как ускорить сроки восстановления

Если вы хотите помочь больному скорее выздороветь, следует отдать предпочтение санаторному нахождению вместо домашнего пребывания. Лучший уход за пожилыми людьми после перенесенного заболевания оказывают в пансионе «Забота». Персонал с медицинским образованием может оказать правильное содержание. К тому же отсутствие забот и печалей положительно сказывается на поправке. Еще одно обязательное условие, которое есть в специальных учреждениях – это диетическое питание, насыщенное полезными элементами.

Стационарное и амбулаторное восстановление

На стационаре пациент лежит в больнице и получает оперативную и полную поддержку во время реабилитации. Во втором случае приходится делать половину процедур дома, а медучреждение посещать только для консультаций. В статье мы рассказали, как быстро восстановиться после инсульта в домашних условиях. Берегите себя и здоровье близких.

Клинико-психологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями мышления при повреждениях головного мозга

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

Общая информация

Краткое описание

Всероссийское общество неврологов

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА (Москва 2016)

на VII международном Конгрессе «Нейрореабилитация-2016» г.Москва, 03.06.2016г

Задача разработчиков клинических рекомендаций заключается в донесении до специалистов определенных правил и стандартов, выполнение которых позволит обеспечить раннее восстановление пациента и защитит от неизбежных побочных эффектов, связанных с лечением и стационированием. Рекомендации прошли процессы авторской разработки, редактирования и рецензирования под руководством председателей профильных комиссий по медицинской психологии и медицинской реабилитации Экспертного совета Минздрава России. Пересмотр рекомендаций осуществляется по мере получения новых клинических данных, обобщений приобретенного опыта, но не реже чем 1 раз в 5 лет.

4. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями сознания после повреждения головного мозга. http://psyrus.ru/med_psy/klinicheskie-rekomendatsii/

МАРШРУТНАЯ КАРТА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

В западной методологии выделяют различные компоненты мышления, которые рассматриваются как часть управляющих (регуляторных) функций или интеллекта: анализ, сравнение – абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация.

Классификация – логическая операция деления родового понятия на виды, подвиды и т. д. по единому основанию (Солодухин, 2000, стр.65).

Классификация Особым видом деления является классификация, представляющая собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. (Кириллов, Старченко, 2008, стр. 57)

В зарубежных источниках мышление определяется, в более широком смысле, «как любая скрытая когнитивная или ментальная переработка идей, образов, символов, слов, предложений, следов памяти, понятий, перцептов, верований или убеждений». В узком смысле, рассматривается как явление, «охватывающее все виды ментальной активности, связанной с формированием понятий, решением проблем, интеллектуальным функционированием, креативностью, сложным научением, памятью, символической переработкой, воображением и т.д.» (Reber, Allen, Reber, 2009, p.614).

В психологической структуре мыслительной деятельности можно выделить ряд компонентов. Одни из них связаны с программированием (ориентировка в условиях задачи, выделение существенных признаков; формирование схемы решения или выбор пути к достижению цели), другие с операциональной стороной (подбор соответствующих средств и операций, адекватных общей схеме решения; нахождение решения – ответа или реализация схемы решения), с функцией контроля (сличение результата с исходными условиями), с функцией регуляции (прекращение действий или поиск новой схемы решения), а также с операциональной и энергетической/нейродинамической составляющими психической активности.

Оценка состояния мышления осуществляется в ходе нейропсихологического обследования, позволяющего выявить нарушенные и сохранные компоненты в структуре высших психических функций. Использование психометрических тестов позволяет провести количественную оценку степени выраженности нарушения мышления, описать динамику изменений в их состоянии в ходе лечения и реабилитации, а также дать обобщенную оценку функционального статуса пациента (Микадзе, 2012; Григорьева, Ковязина, Тхостов, 2012).

Читайте также:  Звуки и буквы Г-К - конспект занятия

• Оценка внутренней картины болезни и приверженности реабилитации (комплайенс).

• Наличие (в случае необходимости) психологически обоснованного вывода о дисфункции соответствующих мозговых зон.

• При постановке соответствующей цели реабилитации – перенос нового навыка и/или способа реализации мышления в условия реальной жизнедеятельности пациента.

Диагностика

В отечественной нейропсихологии диагностика расстройств мышления проводится на основе методологии синдромного анализа, в центре которого стоит поиск нарушенного нейропсихологического фактора. Поэтому «различные по локализации поражения мозга могут вызвать совершенно неодинаковые формы нарушений мышления» (А.Р.Лурия,1962, стр. 379).

– непосредственного осуществления различных операций, направленных на решение задачи (анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация, воображение, др.).

Таблица тестов и проб, оцениваемых параметров и кодов по МКФ отечественных и зарубежных методов диагностики мышления

Медицинская реабилитация

Методологической основой отечественной нейрореабилитации, наряду с принципами Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, является теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина (Гальперин, 1966). Применение этой теории в нейрореабилитации подробно изложено в работах Л.С.Цветковой (1979; 1980), Ж.М.Глозман (1983), Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой (1989; 1993; 2015), В.М.Шкловского (2009), Фукалова Ю.А. и Шкловского В.М. (2014) и другими авторами.

В зарубежной традиции восстановление мыслительной сферы, как правило, направлено на преодоление нарушений регуляторных (управляющих) функций. В реабилитационной работе хорошо зарекомендовали себя задания, примеры которых приводятся ниже.

Коррекция нарушений аналитико-синтетических мыслительных процессов, программирования, контроля и регуляции деятельности

Тренировки навыков обобщения, сравнения, категоризации, абстрагирования, формирования суждений
Тренировки такого рода чаще всего заключаются в выполнении пациентом серии упражнений. Занятия проводятся индивидуально или в группах.

Пациента просят выяснить какой-либо факт, задавая собеседнику ряд «закрытых» вопросов (требующих ответов по типу да/нет). Например, предлагают установить, какой предмет спрятан в коробке. Пациента обучают не перечислять в своих собственных вопросах все возможные названия наугад, а планомерно выяснять принадлежность предмета сначала к общим, а затем к более мелким категориям.

Тренировке описываемого навыка способствует использование зрительной подсказки в виде «солнечной диаграммы», включающей всевозможные вопросительные слова (Рис.2)


Рис. 2 . «Солнечная диаграмма», применяемая при отработке навыка анализа сообщений (по Haarbauer-Krupa J. и соавт.,1985).

5) Оценка предложенных решений («Что хорошего и плохого содержится в каждой из этих возможностей? «Что случится, если я сделаю это?)

3) Оценка полученных результатов («Получилось? Я доволен? Что дальше?»).

Часто возникающей проблемой в работе с такими больными является неполное понимание родными и близкими пациента имеющихся расстройств и путей их преодоления. Рекомендуется обеспечивать информацией пациентов и людей, ухаживающих за ними.

• Снятие психологического стресса, работа с эмоциональными реакциями родных и близких

3 Число занятий, необходимое для достижения одной узкоспециализированной цели при реабилитации больного с нарушениями мышления, либо для вынесения предварительного заключения о сниженном реабилитационном потенциале

Информация

Источники и литература

  1. Клинические рекомендации Всероссийского общества неврологов
  2. Клинические рекомендации Национальной ассоциации по борьбе с инсультом
  3. Клинические рекомендации Российского психологического общества
  4. Клинические рекомендации Союза реабилитологов России
    1. 1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл; 2002. 2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Система методов восстановительного обучения при грубой речевой патологии // Проблемы патологии речи. Отв. редактор В.В. Ковалев. М., 1989, с. 10-12. 3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Работа с числовым рядом в восстановительном и коррекционном обучении. // Дефектология, 1993, N.2. – C.47-50 4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Восстановительное обучение при грубой сенсомоторной афазии. //Актуальные проблемы логопедической практики. /Под ред. М.Г. Храковской. – Спб.: “Акционер и К°”, 2004. – C.92-115 5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Подход Л.С. Выготского – А.Р. Лурия к нейропсихологии // В кн. тех же авторов «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход». М.: Изд-во «Академия». – 2015. С. 15-29. 6. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы //М.: Генезис. – 2010.. 7. Варако Н. А., Куликова И., Даминов В. Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушениями программирования, регуляции и контроля деятельности // В кн.: I Международный конгресс “Нейрореабилитация – 2009”, Москва, 2-3 июня 2009 г., стр.46. Тезисы докладов. 8. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. Собр. соч. Т. 1, 1982. С. 168-174. 9. Выготский Л.С. Психология. М., Апрель –Пресс, 2000 10. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. М.,1966 11. Герасименко В.Н., Тхостов А.Ш. Психологические и деонтологичсеские аспекты реабилитации онкологических больных. В кн.: Герасименко В.Н. (ред.), Реабилитация онкологических больных. М.: Медицина; 1988. С. 65-75. 12. Глозман Ж.М. Мотивационные и личностные аспекты реабилитации больных с афазией. / В кн.: Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983, с. 212-215 13. Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш.. Когнитивная реабилитация больных с инсультом и черепно-мозговой травмой: монография. Нижний Новгород: Изд-воНижГМА, 2012.-324 с. 14. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений //М.: Академия. – 1999. 15. Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований. Национальный психологический журнал; 2011; 5(1): 42-49. 16. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Методология синдромного анализа Л.С. Выготского – А.Р. Лурии и постнеклассическая рациональность. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. (ред.), Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурии. М.: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; 2012 (а). С. 37-69. 17. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурия. Национальный психологический журнал; 2012 (б); 8(2): 32-45. 18. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Эвристическая ценность постнеклассических моделей в психосоматике (на примере синдромного подхода Л.С. Выготского – А.Р. Лурии). Вопросы психологии; 2014; 1: 14-27. 19. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И., Тхостов А.Ш. Методологические основы и задачи психологической реабилитации онкологических больных // Вестник восстановительной медицины. – 2014. – №5 (63). 20. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. М.: Медицина, 1983. 21. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов/ под ред. В.И. Кириллова. Изд. 6-е, переработанное и дополненное. М.: ТК Велби, Мзд-во Проспект, 2008. 240с. 22. Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки. Методология и история психологии; 2007; 2(1): 5-19. 23. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., Академия, 2003 24. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте //Вестник МГУ. Сер. – 1995. – Т. 14. – С. 18-23. 25. Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю., Рощина И.Ф. Экспресс-методика оценки когнитивных функций при старении [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 3(5). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.04.2015) 26. Кроткова О.А.,Семенович А.В. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека и механизм возникновения конфабуляций. «Психологический журнал» 1994.т.15, № 1 , С.97-108. 27. Найдин В.Л., Максакова О.А., Кроткова О.А. Нейрореабилитация при черепно-мозговой травме. В кн.: «Клиническое руководство по черепно-мозговой травме, т.3», М.,2002, С.516 – 542. 28. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – Изд-во АМН СССР, 1948. 29. Лурия А.Р.. Основы нейропсихологии. М., Академия, 2002 30. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., МГУ, 1969 31. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. М., МГУ, 2001 32. Микадзе Ю.В. Некоторые методологические вопросы качественного и количественного анализа в нейропсихологической диагностике. Вестн.Моск.ун-та. Сер.14.Психология. 2012. № 2, с. 96-103 33. Микадзе Ю.В., Скворцова В.Б. Рабочая память: теоретические модели и нейропсихологический анализ клинических феноменов. Психологический журнал, 2008, № 3, с. 67-76. 34. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование. – Изд-во Моск. ун-та, 1987 35. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”. Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 августа 2010 г. Регистрационный N 18247. 36. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н “О порядке организации медицинской реабилитации” (Зарегистрировано в Минюсте России 22 февраля 2013 г. N 27276) 37. Проблемы афазии и восстановительного обучения. / Л.С. Цветкова (ред.) М.: Изд-во МГУ, 1979, с. 162. 38. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, М.: Политиздат,1990. 39. Солодухин О.А.. Логика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000. 384 с. 40. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Максименко М.Ю., Цыганок А.А. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. М.: Изд-во МГУ, 1980. 82 с. 41. Фукалов Ю.А., Скипетрова Л.А., Шкловский В.М. Организация специализированной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы в Центре патологии речи и нейрореабилитации //Социальная и клиническая психиатрия, 2009. Т 19, №. 2, с.32-34. 42. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.:Питер, 2007. 43. Шкловский В.М., Лукашевич И.П., Орлов И.Ю., Малин Д.И. Роль структурно-функциональных изменений головного мозга в формировании психопатологических расстройств у больных инсультом //Социальная и клиническая психиатрия, 2014. Т. 24, №. 1, с.34-39. 44. Adamovich B. B., Henderson J. A., Auerbach S. Cognitive rehabilitation of closed head injured patients: A dynamic approach. – San Diego, CA : College-Hill Press, 1985. 45. Akhutina T.V., Glozman J.M., Moskovich L.I. Short glossary of Lurian terminology. In: A.R. Luria and Contemporary Psychology: Festschrift celebrating the centennial of his birth. Akhutina T.V., Glozman J.M., Moskovich L.I., Robbins D. (Eds.) N.Y.: Nova Publishers, 2004, p. 199-200. 46. Cicerone K.D., Langenbahn D.M., Braden C., Malec J.F, Kalmar K., Fraas M, Felicetti T., Laatsch L., Harley J.P., Bergquist T., Azulay J., Cantor J., Ashman T. Evidence based cognitive rehabilitation: updated review of the literature from 2003 through 2008. Archeves Phys Med Rehabilitation 2011;92: 519-30. 47. Haskins E.C., Cicerone K.D., Dams-O’Connor K., Eberle R., Langenbahn D., Shapiro-Rosenbaum A., Trexler L.E. Cognitive rehabilitation manual. Translating evidence-based recommendations into practice. ACRM, 2012. 48. Kovyazina M., Zinchenko Y., Varako N. The syndromic approach to the rehabilitation of the higher mental functions (hmf) of patients with progressive cognitive disorders in L.S.Vygotsky–A.R. Luria school // European Psychiatry. — 2016. — Vol. 33. — P. S456–S457 49. Lezak M. D. Neuropsychological assessment, 1983. 50. Reber A. S., Allen R., Reber E. S. Dictionary of Psychology. 5th Ed. London: Penguin Books, Ltd, 2009 51. Prigatano G. P. Principles of neuropsychological rehabilitation. – Oxford University Press, 1999. 52. Wilson B. A. Towards a comprehensive model of cognitive rehabilitation //Neuropsychological rehabilitation. – 2002. – Т. 12. – №. 2. – С. 97-110. 53. Wilson B. A. Neuropsychological rehabilitation //Annual Review of Clinical Psychology. – 2008. – Т. 4. – №. 1. – С. 141-162. 54. Wilson B.A., Baddeley A., Evans J., Shiel A. Errorless learning in the rehabilitation of memory-impaired people. Neuropsychological rehabilitation, 1994, 4(3), 307-326 55. Zinchenko Y. P., Varako N. A., Dobrushina O. R. Neuropsychological rehabilitation of memory impairments according to Vygotsky-Luria approach. A single-case study // Neurologie und Rehabilitation. — 2015. — no. Supplement 1. — P. S63.

Информация

Микадзе Ю.В., д. психол. н., профессор (Москва)

МКБ 10 – международная классификация болезней

Восстановительное обучение больных с поражениями мозга

Принципы и задачи восстановительного обучения [[7, 19].

I. Психофизиологические принципы

1. Принцип квалификации дефекта. Как выше было указано, поражения различных участков мозга могут приводить к нарушению одной и той же психической функции, однако механизмы нарушения всякий раз будут разными и будут зависеть от топики поражения мозга. Этот факт требует необходимости тщательного нейропсихологического анализа нарушения функции и выявления его механизма, т. е. первичного дефекта, лежащего в основе нарушения, прежде чем приступить к восстановительному обучению. Принцип квалификации дефекта позволяет наметить постановку дифференцированных задач и применять адекватные дефекту методы.

2. Принцип использования сохранных анализаторных систем (афферентаций) в качестве опоры при обучении. Этот принцип основывается на учении о функциональных системах и их пластичности, на представлении о полирецепторности их афферентного поля и о «запасном фонде» афферентаций. Так, поражение зоны Вернике ведет к нарушению акустического компонента в процессе звукоразличения, на основе которого возникает нарушение понимания речи (сенсорная афазия). В этих случаях пораженное звено функциональной системы может быть замещено сохранным — зрительно-кинестетической афферентацией. Больные обучаются соответствующими методами новому способу звукоразличения, они начинают использовать для этой цели оральный образ звука, слова и кинестетические сигналы, поступающие при их произнесении с органов артикуляции.

3. Принцип создания новых функциональных систем, включающих в работу новые звенья на основе других афферентаций, не принимавших прежде прямого участия в отправлении пострадавшей функции. Включение таких звеньев заново конструирует функциональную систему. Функция начинает осуществляться на иных мозговых основах и отличается от прежней не только по психологической структуре (по составу звеньев), но и по внешнему ее протеканию.

4. Принцип опоры на разные уровни организации технической функции, в том числе и речи. Восстановительное обучение должно учитывать наличие разных уровней организации функциональной системы, на которых может быть реализована пострадавшая функция. При афазии чаще всего страдает более высокий и произвольный уровень речи, остаются сохранными упроченные, автоматизированные ее уровни. Опора на них позволяет восстановить более высокие уровни речи.

5. Принцип контроля. Этот принцип, введенный П. К. Анохиным, Н. А. Бернштейном и А. Р. Лурией, исходит из положения, что лишь постоянный поток обратной информации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок. Отсюда становится понятным использование ряда средств (магнитофон, зеркало, указания педагога на успешность выполнения задания и др.).

II. Психологические принципы

1. Принцип учета личности больного. Восстановительное обучение должно исходить из задач лечения человека, восстановления функций у больного человека, а не из задач изолированного восстановления каких-либо умений. Для того чтобы успешно восстановить функцию, нужно прежде всего восстановить деятельность самого человека, снять мешающие ему установки, организовать и направить его активность [8]. Характер деятельности субъекта определяется в первую очередь мотивами, лежащими в ее основе, т. е. тем, ради чего человек осуществляет эту деятельность. Мотивы могут быть различны, различна эффективность деятельности, поскольку она зависит от мотива. Поэтому в восстановительном обучении необходимо формировать нужные мотивы деятельности больных. Учет личности больного, индивидуальности должен проходить красной нитью через восстановительное обучение.

2. Принцип опоры на сохранные психические функции, взаимо-действующие с пострадавшей. Известно, что психические функции как при формировании, так и в их осуществлении находятся в тесном взаимодействии. Речь же взаимодействует со всеми психическими процессами, такими как восприятие, представление, мышление и воображение. Опора на эти сохранные психические процессы и применение методов, которые могли бы реализовать эти процессы, оказывается эффективным путем восстановительного обучения.

3. Принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного. Больной человек в прошлом имел широкий социальный опыт, в частности опыт интеллектуальной, речевой, трудовой, игровой деятельности. Этот опыт не исчезает, остаются сохранными многие формы деятельности человека. Чаще всего сохраняются упроченные в прошлом опыте действия, которые протекаютна менее произвольном уровне. Поэтому использование остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности должно стать одним из важных принципов обучения. Опора на сохранные формы деятельности (игровая деятельность, пение, чтение стихов, счет и др.) в процессе обучения позволяет временно перевести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный больному уровень ее осуществления.

Читайте также:  Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

4. Принцип опоры на предметную деятельность. Психические процессы формируются в предметной деятельности. Вербальное общение также является одной из форм деятельности. В восстановительном обучении необходимо создавать методы восстановления речи через деятельность больного как вербальную, так и невербальную. Усвоение происходит через собственную деятельность субъекта [19]. Но эту деятельность нужно организовать.

5. Принцип организации деятельности больного. Современная психо-логия давно показала, что в обучении не только важно его содержание и собственная деятельность по усвоению материала, но и прежде всего необходима организация этой деятельности и управление ею [19].

6. Принцип программированного обучения. Принцип програм-мирования (или систематического управления извне) восстановления пострадавшей функции является одним из способов реализации четвертого принципа. Больной с афа зией нуждается в такой организации его деятельности и таких методах, которые бы позволили ему самостоятельно выполнять сначала операции, а затем и действия с целью выполнения задач (говорения, понимания, письма и др.). Этот принцип предусматривает разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых больным (сначала с педагогом, а позже и самостоятельно) приводит к реализации нарушенного умения (способности) говорить, понимать, писать и т. д.

III. Психолого-педагогические принципы

1. Принцип «от простого — к сложному». Формальная сложность вербального материала не всегда совпадает с его психологической сложностью при восстановлении речи. Поэтому известный дидактический принцип «от простого — к сложному» должен учитываться и в восстановительном обучении, однако при этом должен быть подвергнут тщательному анализу вопрос о сложности материала в каждом случае и при каждой форме афазии. Например, при восстановлении речи у больных с сенсорной афазией необходимо начинать работу с восстановления умения слушать и слышать текст, а не слово, которое в этих случаях грубо нарушено. Текст больной воспринимает в целом и понимает контекст. А затем — от контекста и от текста — надо переходить к фразе и только потом — к слову.

2. Учет объема и степени разнообразности материала — вербального и картиночного. Объем должен быть «комфортным», т. е. не загружать внимания и не становиться его предметом. Нужно работать на малом объеме и малом разнообразии материала. И только после относительного восстановления того или иного умения (говорить, понимать, классифицировать и т. д.) можно увеличивать объем материала и его разнообразие.

3. Учет сложности вербального материала, учет объективной и субъективной (для данного больного) частотности лексики, фонематической сложности, длины слов, фраз, текста.

4. Учет эмоциональной сложности материала. Вербальный (и невербальный) материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулировать положительные эмоции. В некоторых случаях необходимо применение материала, вызывающего резко негативные эмоции у больного (сразу после положительных). Такой «конфликт» нередко создает условия для актуализации слов при амнестической и моторных формах афазии. Однат этим методом надо пользоваться осторожно.

Перечисленные принципы восстановительного обучения, являясь его научной основой, выдвигают ряд требований к методам, применяемым в практике обучения больных с афазией.

Первым требованием к методам восстановления речи при афазии является их адекватность механизму нарушения речи. В процессе восстановительного обучения психолог должен идти не от симптома (больной «не говорит» или «не понимает речь» и т. д.), а от его механизма. Известно» что симптом нарушения понимания речи возникает при поражении различных участков мозга (заднелобных, височных, нижнетеменных и т. д.). Во всех случаях будет нарушено понимание речи, но механизм симптома будет разный, поэтому и методы восстановления должны быть разными, но соответствующими механизму дефекта.

Второе требование — обходностъ методов. Методы должны воздействовать на дефект не прямо («в лоб»), а обходя непосредственный дефект с целью его преодоления с опорой на сохранные уровни и звенья в структуре функции.

Третье требование — применение опосредствованных методов, воздействующих на нарушенную при афазии речь через другие психические процессы и образования: восприятие, память, мышление, предметные представления, эмоционально-волевую сферу, личность.

И наконец, методы должны быть не изолированными, а системными. Системность методов обеспечивает системное воздействие на дефект и восстановление не частных речевых операций, а вербального поведения в целом [18]. Изолированное применение отдельных методов даже в случае достаточного количества сопровождающих упражнений не является эффективным, т. к. решает всякий раз частную задачу, воздействует узко только на конкретный дефект функции без учета: а) ее взаимодействия с другими психическими функциями; б) многоуровневой ее организации.

Все описанные выше современные представления о ВПФ, о закономерностях их нарушения, путях их восстановления дают возможность по-новому сформулировать задачи восстановительного обучения. Восстановительное обучение должно решать три группы задач и иметь в методическом арсенале адекватные им методы и техники.

I группа задач относится к личности больного:

1. Восстановление личности больных и их эмоционально-волевых процессов.

2. Создание и поддержание мотивов к восстановительному обучению.

II группа задач направлена на восстановление речи и речевого общения:

1. Восстановление речи как психической функции, а не приспособление больного к дефекту.

2. Восстановление деятельности речевого общения, а не изолированных частных сенсомоторных операций речи.

3. Восстановление прежде всего коммуникативной функции речи, а не отдельных ее сторон (повторения, называния и т. д.).

III группа задач имеет своей целью социализацию и реабилитацию больных:

1. Возвращение больного в нормальную социальную среду, а не в упрощенную.

2. Восстановление внутреннего общения с самим собой.

3. Восстановление прежней (или создание новой) социальной роли больного в обществе.

Сформулированные задачи могут быть наиболее эффективно решены, если подход к нарушению психической функции и к его преодолению будет комплексным. В этот комплекс должны как минимум входить три подхода — нейролсихологический (для афазии включающий и нейролингвистический), психологический и педагогический. Основой нейрспсихолсгического подхода является синдромный анализ дефекта.

Нейропсихологический синдромный анализ нарушения функции является системным подходом к анализу нарушения психической сферы человека. Этот анализ позволяет поставить топический диагноз, выделить психофизиологический механизм нарушения и наметить пути и методы восстановительного обучения. В восстановительном обучении больных с афазией он отвечает на вопрос: каков механизм нарушения речи при той или другой локализации поражения мозга, нарушение какого психофизиологического фактора ведет к той или другой форме афазии, а следовательно, отвечает на вопрос: какой дефект должен быть в первую очередь преодолен.

Психологический подход к дефекту и методам его преодоления раскрывает сущность дефекта, его психологическую структуру и отвечает на вопрос: что нужно сделать для его преодоления, например, какие сохранные психические функции необходимо включить в систему воздействия на дефект, какие уровни организации речи нужно использовать в том или другом случае ее нарушения и т. д.

Педагогический подход, учитывая вскрытые механизмы дефекта, его психологическую структуру, связь с другими психическими функциями, обеспечивает педагогический анализ форм организации и методов обучения и отвечает на вопрос: как преодолеть этот дефект.

Перечисленные подходы находятся в тесном взаимодействии. Один широко распространенный педагогический подход мало что может дать больному, так же как изолированный психологический или нейропсихологиче-ский подход. Вместе же они становятся фундаментом методики восстановительного обучения. Поэтому в практике обучения данного контингента больных является непреложным правилом проведение системного анализа дефекта, включающего все составные части, в том числе и анализ и описание клинической картины нарушения речи. Такой подход дает научное обоснование применению соответствующих психолого-педагогических средств (методов, форм урока и др.).

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1110 ;

Психологическая помощь в неврологии. Глава 6

Наряду с когнитивной реабилитацией, в клинике очаговых поражений головного мозга находит применение и психотерапия. Когнитивная реабилитация существенно отличается от психотерапии тем, что больному помогают восстановить те способы реагирования, которые ранее уже были присущи ему, но нарушились после повреждения головного мозга, а также тем, что выработка новых, компенсаторных психических и поведенческих навыков осуществляется на фоне снижения познавательных возможностей пациента. Однако существует и сходство некоторых принципов когнитивно-поведенческой психотерапии и когнитивной реабилитации, определяемое тем, что они базируются на знании одних и тех же закономерностей организации психической деятельности человека. В частности, и в когнитивно-поведенческой психотерапии, и в когнитивной реабилитации широко используется принцип исходного определения целей терапевтического курса.

6.2.1. Техника постановки целей в нейрореабилитации

Реабилитация больных с очаговыми повреждениями головного мозга направлена на восстановление или компенсацию их нарушенных неврологических функций, улучшение возможности выполнять необходимые для нормальной жизни действия даже в условиях сохраняющихся физиологических ограничений, а также на повышение уровня психологического благополучия. Для этого уже на самых ранних этапах восстановления после острого заболевания или травмы больных активизируют, вовлекают их в постепенно усложняющиеся виды деятельности, а при невозможности восстановления нарушенных функций обучают компенсаторным стратегиям поведения и использованию устройств, позволяющих им вернуться к привычной повседневной активности.

Важными особенностями нейрореабилитации, отличающими ее от других сфер медицины, являются: целостная оценка больного; осуществление комплекса воздействий медицинской, психологической и социальной направленности; совместное обсуждение и ведение больного командой специалистов; оценка состояния пациента до и после реабилитационного курса и определение эффективности реабилитационных мероприятий. Командная форма организации процесса нейрореабилитации признана в настоящее время наиболее разумной. Оптимальной для реабилитации больных с очаговыми повреждениями головного мозга считается такая команда, в которую входят врач-невролог, медицинская сестра, врач или методист лечебной физкультуры, логопед, эрготерапевт (в России — специалист по трудотерапии), нейропсихолог и социальный работник.

Вопросы нейрореабилитации больных с очаговыми поражениями головного мозга детально рассматриваются во множестве специальных руководств. Здесь мы кратко останавливаемся лишь на одном принципе нейрореабилитации, пришедшем в эту область знаний из психологии, — принципе постановки целей. Его использование существенно повышает эффективность реабилитации и предотвращает разочарование специалистов и самого больного, неминуемо возникающее при оценке результатов лечения в тех случаях, когда исходно терапевтические или реабилитационные цели не ставились.

Постановка целей повышает эффективность нейрореабилитации, поскольку (Wilson B.A. и соавт., 2002):

  • побуждает специалистов, больного и его родственников объединить усилия для достижения общих целей реабилитации пациента, влияя на направленность, интенсивность и настойчивость этих усилий;
  • улучшает общение между участниками реабилитационного процесса, так как все они знают, к чему стремятся, и вовлекаются в процесс анализа проблем и принятия решений;
  • создает основу для оценки эффективности реабилитации больного по критерию степени достижения целей.

Установленная в психологии закономерность, согласно которой люди эффективнее работают над трудными и точно сформулированными задачами, чем над легкими и неконкретными, прослеживается и в отношении больных с патологией головного мозга. Хотя у пациентов с повреждением головного мозга часто страдают навыки самоорганизации, все же многие больные с явными нарушениями когнитивных функций способны эффективно продвигаться к решению поставленной перед ними однокомпонентной конкретной, хотя и достаточно трудной задачи. Особенностью является то, что многим таким больным из-за когнитивных проблем трудно формулировать и уточнять цели, и в этих случаях цели реабилитации устанавливаются врачами. Более того, показано, что в тех случаях, когда больные сами определяют для себя цели, приверженность им и успешность действий не выше, а часто и ниже, чем при определении таких целей значимыми для пациента специалистами (Gaugge S., Hoop M., 2003).

Постановка целей может структурировать реабилитационный процесс, если цели отвечают перечисленным выше (см. главу 4) критериям:

  • важны для больного;
  • конкретны и определены во времени (определяют, что должно быть сделано к определенному моменту времени);
  • сформулированы позитивным образом (уточняют, что должно быть сделано, а не что не должно быть);
  • выражены в терминах поведения и измеряемы;
  • достижимы;
  • легко могут быть поняты всеми членами реабилитационной команды.

Самыми общими целями реабилитации являются улучшение возможностей пациента в повседневной жизни, повышение качества его жизни, а также уменьшение страданий его семьи. Однако эти глобальные цели в каждом случае требуют конкретизации в соответствии с упомянутыми выше критериями. Формулировка реабилитационной цели должна включать ответы на следующие вопросы: «Кто и что сделает?»; «При каких условиях?»; «За какое время?».

Выделяют краткосрочные (планируемые к достижению в ближайшие 1—2 недели) и долгосрочные (устанавливаемые на более длительный период) реабилитационные цели. Например, кратко­срочная цель может быть сформулирована следующим образом: «Пациент А. через неделю будет способен самостоятельно, без посторонней поддержки, проходить без остановок расстояние в 10 метров по коридору стационара, используя многоопорную трость». Примером формулировки долгосрочной цели может служить следующая: «Пациент Б. через месяц будет способен ходить без посторонней помощи по дому, используя многоопорную трость».

Реабилитационные цели обсуждаются членами реабилитационной команды между собой и с больным, после чего определяются задачи каждого из специалистов и ответственность самого пациента (Wilson B.A. и соавт., 2002). В любом случае важная роль принадлежит лечащему врачу. Невролог помогает пациенту сформировать представления о сущности его болезни и осознать имеющийся у него нейропсихологический дефицит, после чего вместе с другими членами реабилитационной бригады согласовывает с ним цели предстоящей терапии. Все предоставляемые пациенту разъяснения должны отвечать его потребностям, быть понятными, приемлемыми (в определенной степени отвечать ожиданиям пациента и не вызывать у него сильных потрясений), осуществляться постепенно, в течение нескольких последовательных врачебных бесед. Наиболее сложно обсуждать терапевтические цели с больными, не осознающими в полной мере имеющихся у них расстройств и строящими нереально высокие планы на будущее. Таким больным иногда приходится не столько разъяснять, сколько внушать необходимость того или иного вида лечения (Tyerman A., King N.S., 2004).

В целом техника постановки целей в нейрореабилитации неэффективна в ситуациях, когда:

  • достижение целей требует решения многокомпонентной задачи;
  • больной не способен к действиям, требуемым для достижения поставленной цели;
  • больной не настроен на достижение цели и не связывает себя обязательствами.

Речевая карта для логопункта ДОУ.
методическая разработка по логопедии по теме

Речевая карта для детей 5-7 лет, посещающих дошкольный логопункт.

Скачать:

ВложениеРазмер
karta_dlya_logopunkta.docx47.42 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта (5-7 лет)

(для логопункта ДОУ)

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________

Дата зачисления на логопункт___________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)____________________________________________________

Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)_____________________________________________________

Протекание беременности и родов (резус – конфликт, токсикоз, инф. заболевания)______________

Вскармливание (естественное (до какого возраста), искусственное)___________________________

Перенесенные ребёнком заболевания до 3 лет_____________________________________________

Речевое развитие ребёнка (медленно, постепенно, быстро) __________________________________

Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть)

Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы)

Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение

Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения

(нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга),

перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания

между зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)

Твёрдое нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы,

высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое

Мягкое нёбо: нормальное строение, длинное, короткое, с послеоперационными рубцами,

субмукозная щель, раздвоенное

Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий,

массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка

Объективные данные о состоянии здоровья

Неврологический статус (невропатолог) __________________________________________________

Состояние слуха (отоларинголог) _______________________________________________________

Состояние зрения (окулист) ____________________________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог)___________________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр)_____________________________________________________

Общее развитие ребёнка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы,

не соответствует возрасту.

Воспроизведение слоговых рядов

Воспроизведение слов – паронимов

Выделение звука в начале слова

Выделение последнего звука в слове

Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности

Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности

Подобрать слово на заданный звук

Отобрать картинки с заданным звуком

Слоговая структура слова

Произношение слов сложного слогового состава

Водопроводчик чинит водопровод.

Птенчик весело щебечет.

Экскурсовод проводит экскурсию.

Велосипедист едет по тротуару.

Милиционер регулирует движение.

Грамматический строй речи

Преобразование существительных ед.ч. во мн.ч.

Изменение по падежам ( род. п. мн.ч.)

Книги (много чего?)

Согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных

Образование прилагательных от существительных

лопата из железа –

Образование глаголов движения с помощью приставок

Назвать по восприятию

Сколько тебе лет?

С кем ты живёшь?

Кто работает в твоей семье? А кто учится?

Есть ли у тебя брат (сестра)?

Помогаешь ли ты взрослым дома?

С кем ты дружишь в детском саду?

Какая у тебя любимая сказка? О чём она?

Чем ты больше всего любишь заниматься?

Рассказ по сюжетной картинке

Рассказ по серии сюжетных картинок

Речевая карта (для логопункта) – Приложение 1 .

В строчке напротив задания записываются ответы ребёнка. Затем ответы оцениваются в соответствии с указанными уровнями.

Критерии для определения уровня выполнения задания.

Высокий – Ответ даёт верный. Самостоятельно выполняет задание. Активен в общении, умеет слушать, строить общение с учетом ситуации, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли.

Достаточный – Ответ верный при стимулирующей помощи взрослого. Ошибки исправляет самостоятельно или после небольшой помощи взрослого.

Средний – Не более двух ошибок в каждой серии заданий, которые исправляются после помощи стимулирующего характера. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Умение пользоваться ранее приобретёнными знаниями сформировано недостаточно.

Критический – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Недопустимый – Затрудняется в понимании задания. Ответ дан неверно.

Результаты логопедического обследования отображаются в диаграмме ( Приложение 2 ). Диаграмма позволяет дать полное и точное заключение состояния речи ребёнка, подойти системно к анализу нарушения, определить относительно сохранные функции и процессы. Это позволяет логопеду выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Содержимое публикации

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстане доступно

Репродуцирование текстане доступно

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза

1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация

3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)

4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей

7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.

Фамилия, имя, отчество Иванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)

1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович ……Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ

Речевая карта дошкольника (6 лет)

Речевая карта (6 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Отец (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Дата зачисления на логопункт__________________________________________________________

Заключение ТОПМПК__________________________________________________

Рекомендации специалистов:

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы(норма, толстые, тонкие, вывернутые)___________________________________

Язык(норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный)

Прикус(норма, прогения, прогнатия, открытый)____________________________________

Подъязычная связка(норма, укороченная, короткая)_________________________________

Движения органов артик.аппарата: подвижность языка, точность, темп, объём и переключаемость позы_________________________________________________________

Общее звучание речи:

Разборчивость (норма, произн.смазанное)__________________________________________

Голос(норма, хриплый, назализованный)_________________________________________

Темп (норма, брадилалия, тахилалия)_____________________________________________

Сила голоса(норма, сильный, слабый, затухающий)_________________________________

Общее развитие ребёнка: геометрич.формы:

ориентация во времени и пространстве(части суток___ вр.года___дни недели___месяцы__

вправо-влево___ вверх-вниз___ впереди-сзади___),«4 лишний»____________________

Фонематический слух:

– Послушай слова, скажи, в каких из них есть звук [С] (шапка, светофор, цыпленок, роза, цапля, кактус, шорты)__________________________________________

– Какие слова начинаются со звука [ч]________________________________________

-Сколько звуков в слове «дом»________ «кран»_____________________

Вывод: Фонематический слух в норме, незначительно нарушен, грубо нарушен

Анализ звукового состава слова:

выделение первого звука в слове: Аня ____утка____ осень ___Ира ___банка _____танк_____

Выделение последнего звука: пух _____мак ____луна _____шары _____молоко_____

Выделение гласного после согласного:сок_____лак_____суп_____дом_____

Вывод: Фонематическое восприятие в норме, незначительно нарушено, грубо нарушено

Звукопроизношение:

1-изолир., 2-в словах, 3-в спонтан. речи.

Слоговая структура: Повтори слова и словосочетания:

Регулировщик стоит на перекрестке_________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод._.______________________________________

Всеволод едет на велосипеде.___________________________________

Чернослив и курага – сухофрукты._____________________________________________

Вывод: слоговая структура не нарушена, нарушена незначительно, грубо нарушена

Сапоги, туфли, кеды- это __________ назвать посуду_________________________________

Молоко, хлеб, колбаса – это______________ назвать мебель_________________________________

Груша, яблоко, лимон -_________________ назови лесных животных_________________________

Слова-антонимы: веселый___________ широкий __________________доброта_________

здороваться ______________________ чисто______________ терять_____________

Названия детёнышей животных: свиньи __________овцы __________коровы__________

Подбор прилагательных к существительным:

лимон какой?____________________________ платье какое?__________________________

Глагольный словарь: Кто что делает?

Кто как голос подает?

Вывод: словарь соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен

Грамматический строй речи:

Словоизменение:

Сущ.ед.ч сущ.мн.ч ОНИ р.п ед.ч НЕТ р.п мн.ч МНОГО

Лампа ____________ _____________ ________________

Олень ____________ ____________ _______________

Пень ____________ ____________ ________________

Воробей ____________ _____________ _______________

Колесо ____________ _____________ _______________

– Скажи что нарисовано и сколько? 2 5

Змея ______________ ________________

Воробей ______________ ________________

Конь ____________ ________________

– Изменение существительных по падежам:

У тебя есть (кто?) __________________ Любишь (кого?)__________________________

У них нет (кого?)____________________Доволен (кем?)___________________________

Корм даю (кому?)___________________Рассказ (о ком?)___________________________

Словообразование:

– сущ-е с уменьш.-ласкательным значением:

кружка _____________ гнездо_______________платье__________дерево______________

Нос лисы.чей?______________ уши зайца_____________ хвост белки_____________

лапа медведя_________________ пальто мамы ___________ботинки папы______________

Стул из дерева________________ стакан из стекла__________________________

Сумка из кожи__________________ дом из кирпича__________________________

– префиксальное словообразование слова ШЁЛ:

– понимание предлогов: К____ В____ НА___ ПЕРЕД___ ИЗ-ЗА____ ЗА_____ИЗ-ПОД__

Вывод: соответствует возрасту, редкие аграмматизмы, ошибки многочисленные, но типичные, ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовывать формы слов.

Понимание речи

Где заяц идет за кошкой, а где кошка за зайцем?______________________________

Покажи мамину дочку, дочкину маму?_______________________________________

Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?_________________

Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал?______________________________

Вывод: на уровне целостного текста, рассказа, для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого, понимание грамматических форм на уровне фразы, ситуативное, на уровне знакомых слов, обращенная речь малопонятна для ребенка, не может выполнить и половины заданий.

Связная речь:

Составление предложений по сюжетной картине (предметное перечисление, простое предложение, распростр.)_______________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (самостоятельно, по вопросам, не справился)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: без затруднений, рассказ бедный, требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, нарушена последовательность в передаче сюжета, простая аграмматическая фраза, связной речи нет

Результаты логопедического обследования

Ссылка на основную публикацию