Восстановительное обучение при нарушении акта глотания

Методика восстановления нарушений глотания и голоса при поражении блуждающего нерва в результате удаления злокачественной опухоли пищевода

Дата публикации: 17.05.2016 2016-05-17

Статья просмотрена: 10059 раз

Библиографическое описание:

Фаткуллина Л. К. Методика восстановления нарушений глотания и голоса при поражении блуждающего нерва в результате удаления злокачественной опухоли пищевода // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 542-547. — URL https://moluch.ru/archive/114/29823/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье дается методика работы при поражении блуждающего нерва, в результате чего возникает дисфагия и дисфония Нарушение глотания и нарушением голоса возникло у пациентки в результате перерезки возвратного нерва с одной стороны и частичной травматизации с другой стороны ввиду удаления злокачественной опухоли пищевода. Реабилитация такого больного определяется актуальность проблемы. Также дается краткий обзор литературы по данной теме, обзор имеющихся на сегодняшний день методов преодоления нарушений глотания и голоса у такого контингента больных. Проводится краткий анализ методов с точки зрения возможности их применения в условиях, когда больной получает логопедическую помощь на дому.

Цель исследования. Оптимизация методик логопедической коррекции, направленная на стимуляцию активного глотания, нормального дыхания, восстановления голоса, на повышение функциональной активности мышц, участвующих в акте глотания и приема пищи — мимических и жевательных мышц языка.

Материалы и методы. Были проанализированы статьи и доклады врачей, а также логопедов, занимающихся восстановлением блуждающего нерва (повреждения возвратного нерва) во время оперативного вмешательства. Проведен анализ методов восстановления выявляемого осложнения.

Результаты. При операции по удалению пищевода происходит непосредственная травматизация возвратного нервов, и наступает парез или паралич гортани. Травматические поражения в виде перерезки возвратного нерва имеют наиболее неблагоприятные последствия. Возможность реабилитации конкретного больного рассматривается индивидуально с учётом комплекса прогностических факторов: локализации и стадии опухоли, её морфологического строения, характера проведённого лечения, степени анатомо-функциональных нарушений, а также общебиологических и социальных характеристик — возраста, пола, профессии, положения в обществе, семье.

Выводы. Реабилитация такого пациента позволяет добиться полного восстановления дыхательной и глотательной функции и частичного восстановления голосовой функции — ввиду сложной структуры дефекта.

Анатомо-физиологические особенности блуждающего нерва

Блуждающий нерв имеет довольно сложную топографическую анатомию.

Шейный отдел блуждающего нерва тянется от нижнего узла до отхождения возвратного гортанного нерва. На этом протяжении от блуждающего нерва отходят следующие ветви:

  1. Глоточные ветви часто отходят от нижнего узла, но могут отходить и ниже. Различают две ветви: верхнюю — большую и нижнюю — меньшую. Ветви идут по наружной поверхности внутренней сонной артерии вперёд и несколько кнутри, соединяются с ветвями языкоглоточного нерва и ветвями симпатического ствола, образуя на среднем констрикторе глотки глоточное сплетение. Ветви, отходящие от этого сплетения, иннервируют мышцы и слизистую оболочку глотки. Кроме того, от верхней ветви идут нервы к мышце, поднимающей нёбную занавеску, и к мышце язычка.
  2. Верхний гортанный нерв начинается от нижнего узла, идёт книзу вдоль внутренней сонной артерии, принимая ветви от верхнего шейного симпатического узла и глоточного сплетения, и подходит к боковой поверхности гортани.

Перед этим он распадается на ветви:

– наружная ветвь иннервирует слизистую оболочку глотки, частично щитовидную железу, а также нижний констриктор глотки и перстнещитовидную мышцу, часто эта ветвь соединяется с наружным сонным сплетением

– внутренняя ветвь идёт вместе с верхней гортанной артерией, прободает щитоподъязычную мембрану и своими ветвями иннервирует слизистую оболочку гортани (выше голосовой щели), надгортанника и частично корня языка

– соединительная ветвь с нижним гортанным нервом отходит от внутренней ветви верхнего гортанного нерва

  1. Нижний гортанный нерв является концевой ветвью возвратного гортанного нерва. По своему ходу он делится на переднюю и заднюю ветви. Передняя ветвь иннервирует латеральную перстнечерпаловидную, щиточерпаловидную, щитонадгортанную, голосовую и черпалонадгортанную мышцы. Задняя или соединительная ветвь с внутренней гортанной ветвью в своём составе как двигательные, так и чувствительные волокна. Последние подходят к слизистой оболочке гортани ниже голосовой щели. Двигательные волокна задней ветви иннервируют заднюю перстнечерпаловидную и поперечную черпаловидную мышцы.

Клиника поражения блуждающего нерва

Двусторонний полныйпараличблуждающего нерва быстро приводит к летальному исходу. При одностороннем поражении наблюдается свисание мягкого нёба на стороне поражения, неподвижность или отставание его на данной половине при произнесении звука «а». Увулярный язычок отклонён в здоровую сторону. Кроме того, при одностороннем поражении блуждающего нерва наблюдается паралич голосовой связки — голос становится хриплым. Глоточный рефлекс со слизистой поражённой стороны зева может быть утрачен. Помимо этого, может наблюдаться небольшая дисфагия и временно — тахикардия иаритмия.

Двустороннее снижение функции блуждающих нервов может обусловить расстройство речи в виде афонии (голос теряет звучность в результате паралича или выраженногопарезаголосовых связок) илидизартрии(в связи спарезоммышц речедвигательного аппарата снижение звучности и изменение тембра голоса, нарушение артикуляции гласных и особенно согласных звуков, носовой оттенок речи). Характерна такжедисфагия — расстройство глотания (попёрхивание жидкой пищей, затруднение заглатывания любой пищи, особенно жидкой).

Вся эта триада симптомов (дисфония, дизартрия, дисфагия) обусловлена тем, что блуждающий нерв несёт двигательные волокна к поперечно — полосатой мускулатуре глотки, мягкому нёбу и нёбной занавески, надгортаннику, которые отвечают за акт глотания и речь человека. Ослабление глотательного рефлекса ведёт к скоплению в полости рта больного слюны, а иногда и пищи, снижение кашлевого рефлекса при попадании жидкости и кусочков твёрдой пищи в гортань. Вышеперечисленные нарушения создают условия для развития у больного аспирационнойпневмонии.

Обследования

– Исследование полости рта, зубов и десен, пальпация регионарных лимфоузлов;

– Оценка состояния рефлексов (глоточного, рвотного, кашлевого);

– Обследование артикуляционного аппарата пациента (объём, сила, амплитуда движений органов артикуляции, мышечный тонус);

Методика исследование состояния глотательной функции

– осмотр мягкого неба в покое;

– осмотр мягкого неба во время фонации;

– определение небного и глоточного рефлексов;

– осуществление глотательного теста;

Методика осмотра мягкого неба

При осмотре мягкого неба в покое необходимо обращать внимание на отклонение небного язычка от срединной линии в здоровую сторону и провисание небной занавески на стороне пареза мышц мягкого неба.

Во время фонации определяют подвижность небной занавески и язычка мягкого неба при протяжном произношении звуков «а» и «э». При этом отмечается усиление отклонения небного язычка от срединной линии в здоровую сторону и отставание или отсутствие подтягивания небной занавески на стороне пареза мышц мягкого неба.

Методика исследования небного рефлекса

Шпателем прикасаются к слизистой оболочке мягкого неба по очереди с двух сторон симметрично. Раздражение слизистой оболочки мягкого неба вызывает подтягивание небной занавески кверху, одинаково выраженное с обеих сторон. Отсутствие или отставание подтягивания небной занавески с одной стороны по сравнению с противоположной свидетельствует о парезе или параличе мышц мягкого неба (феномен «кулисы»).

Методика исследования глоточного рефлекса

Шпателем прикасаются к слизистой оболочке задней стенки глотки по очереди симметрично с двух сторон от средней линии. Раздражение слизистой оболочки задней стенки глотки вызывает глотательные, а иногда даже рвотные или кашлевые движения. Снижение выраженности или отсутствие этой ответной реакции с одной стороны по сравнению с противоположной свидетельствует о парезе или параличе мышц — констрикторов глотки.

Реабилитационные мероприятия

– логопедический массаж (активизирующий /расслабляющий);

– стимуляция глоточного рефлекса;

– восстановление глоточного рефлекса:

– последовательный переход от использования различных по консистенции болюсов пищи (от киселя до твердой пищи);

– тренировочный метод (упражнения, наращивающие силу и объем движений мышц; — усиление произвольного контроля над временем и координацией глотательного рефлекса);

– диетический метод (рекомендации по подбору пищи определенной консистенции с целью снижения риска аспирации);

Клиническая оценка состояния пациентки

Клиническая оценка состояния пациентки А. осуществлялась на основании жалоб пациентки А., субъективной оценки ею собственного состояния и методики непосредственного обследования больного.

У пациентки А. была умеренная атрофия и парез жевательных мышц, с вялым парезом мимической мускулатуры справа, но с возможностью смыкания губ. Пациентка с полной афонией, поперхиваниями и затруднениями глотания. Парез мягкого нёба — ввиду этого провисание мягкого неба; увулярный язычок отклонялся влево. Атрофия языка с перетянутостью его массы вправо. Движения языка нарушены, но возможны. Обращают на себя внимание хорошие движения кончика языка (загибает его кверху, кладет на верхнюю и нижнюю губу, цокает), хотя в результате проведенной операции его немного подтянули назад за счет фиксации к глотке, ввиду удаления части гортани, пищевода и желудка. Глоточный рефлекс отсутствует. Гиперсаливация. Дисфагия у пациентки А. обусловлена сужением просвета органа растущей опухолью (механическая дисфагия). Сужение просвета после оперативного вмешательства составляла до 0,7 см. Не было звучной речи.

Нормальный акт глотания предполагает полный контроль за действиями мышц рта, мышц языка, глотки, гортани и пищевода, которые задействованы напрямую в процессе глотания. Мышцы рта, языка, глотки, гортани и пищевода должны действовать полностью согласованно и в определенном темпе. При этом, эффективность и слаженность акта глотания зависит также от мышц шеи и челюсти. Скорость прохождения пищи по пищеводу зависит от консистенции пищи: плотная проходит за 3 — 9 с, жидкая — за 1 — 2 с. [7].

Акт глотания здорового человека

Восстановление функций глотания

Комплекс артикуляционной гимнастики для восстановления глотания.

  1. Высунуть язык. Не убирая языка произносить звук «Г» пять раз. Отдохнуть. Повторить несколько раз.
  2. Поочередно повторять звуки «И — У». Глоточные мышцы должны напрягаться.
  3. Крепко держите кончик языка зубами и сделайте глотательное движение (вы почувствуете напряжение в горле и затруднение с началом глотания)
  4. Зевнуть с широко раскрытым ртом, сглотнуть.
  5. Имитация рвотных движений.
  6. Имитация жевания.
  7. При возможности: глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и.т.п.; или просто имитация глотательных движений.

На логопедических занятиях с пациенткой А. приходилось вырабатывать приемы, облегчающие прохождение пищи. Пациентка А. принимала вынужденное положение, делала “пустые” глотательные движения.

Требовалось наблюдать за каждым глотком пациентки А., обращать внимание на кашель, указывающий на неблагополучие при глотании и одновременно защищающий дыхательные пути от аспирации. Поэтому после каждого глотка просила пациентку А. произнести тянущийся гласный звук или слог с таким звуком (например «ах»).

Изменения в голосе больного (появление гнусавости, охриплости, влажных или булькающих звуков), возникновение кашля, шумного дыхания или удушья после глотания могут свидетельствовать об аспирации. Правильной позе придается очень большое значение в предупреждении аспирации пищи во время глотания. Для защиты дыхательных путей во время глотания некоторым больным помогает поза подбородок к груди, а больным с односторонней слабостью мышц языка — небольшой поворот головы в сторону поражения при проглатывании. [7].

  1. Твердое отрывистое произнесение гласных А, Э, И, О, У.
  2. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И-А, И-А … (звук И отделяется от А паузой).
  3. Удерживать воду во рту, при разном положении головы (с наклоном вниз, прямо, запрокинутой голове).
  4. Имитация натуживания с закрытым ртом (слабо, средне, сильно)
  5. Артикуляционные упражнения для языка [ 1]

Примечание: нет необходимости применять весь комплекс упражнении для одного пациента. Выбор зависит от степени выраженности нарушении глотания, от возможностей больного.

Выбор пищи

Самым трудным и опасным в плане аспирации является проглатывание жидкости, так как при ее приеме не формируется пищевой комок и запаздывает глотательный рефлекс. Известно, что более грубая пища, например каша, с меньшей вероятностью, чем жидкая, например суп, попадает в дыхательные пути. В том случае, если риск аспирации есть, то проводится тест оценки глотания с продуктами различной плотности, который проводит логопед-афазиолог:

Тест оценки глотания с продуктами различной плотности и объёма

  1. Нектар (густой кисель, мед, густая сметана (медленно стекает с ложки или ножа)— 5— 10— 20 мл (если глотание на этом этапе нарушено, то необходимо перейти к тесту с пудингом)
  2. Жидкость(вода, сок, чай, кофе)5— 10— 20 мл (если глотание на этом этапе нарушено, то необходимо перейти к тесту с пудингом)
  3. Пудинг (пудинг, густой йогурт)— 5— 10— 20 мл

В остром периоде болезни консистенцию жидкостей подбирают в зависимости от возможностей больного. В остром периоде болезни предпочтительнее использовать для кормления густую жидкость (мусс, йогурт, кисель, кефир), которая гораздо легче проглатывается, чем вода, так как медленнее проходит по ротоглотке и тем самым оставляет больше времени для подготовки к началу глотания. Начинают с густых жидкостей, а затем постепенно, по мере восстановления функции глотания, переходят к более текучим жидкостям. До восстановления у больного функции глотания необходимо избегать жидкостей обычной консистенции (вода, соки, чай, молоко). [7].

Если пациент очень плохо глотает жидкости, можно добавить жидкость в твердую пищу и довести пищу до консистенции жидкого пюре.

Восстановление дыхания

Читайте также:  План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Пациентка жаловалась на затрудненное дыхание. И мы приступили к курсу дыхательных упражнений, который был крайне необходим моей пациентке А.:

«Дутье в губную гармошку».

Оно активизирует оставшиеся части гортани. Рекомендуется дуть в губную гармошку сидя, спокойно, слегка приопустив голову, на одной ноте в течение 1 минуты 8 — 12 раз в день (интервалы не менее 20 минут). Прислонив гармошку к губам, она медленно вдувает и выдувает воздух. Вдох и выдох был неполный — выдох длился 2 — 3 секунды. Эти упражнение выполняются в течение всего курса лечения, нагрузка постоянно повышается от 15 — 20 с до 1 мин от 6 до 15 раз в день. После двух недель работы как совместно, так и самостоятельного проведения курса дыхательных упражнений выдох удлинился до 6 — 7 секунд.

Одновременно в течение всего курса проводятся упражнения, направленные на отработку ритмизированного дыхания с чередованием вдоха и выдоха через нос и через рот (исходное положение — корпус прямой, больной либо сидит на стуле, либо стоит).

Через 7- 10 дней добавляются упражнения, способствующие активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Это были повороты головы вперед и назад, в сторону. Это поднимание и опускание плеч [4, 5]

Комплекс гимнастических упражнений специальной дыхательной гимнастики для лиц с нарушениями голоса с учетом оперативного вмешательства

Упражнения для улучшения глотания

В некоторых случаях после перенесенного инсульта могут сохраняться расстройства глотания (дисфагия), в значительной степени затрудняющие самостоятельное функционирование пациентов. Тем не менее, при регулярных занятиях лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц, задействованных в акте глотание, пациенты могут восстановить самостоятельное глотание, не нуждаясь в посторонней помощи или назогастральном зонде.

  1. Имитировать знакомые движения:

— зевать, широко раскрывая рот

— изображать свист без звука, напрягая ротовую полость

— глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»

  1. Твердо, произносить звуки «а» и «э» (как бы тужась) — 3-5 раз
  2. Высунув язык, говорить звук «г»
  3. Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть
  4. Глотать капли воды из пипетки
  5. На сколько хватает выдоха тянуть звук «м», сомкнув губы
  6. Постукивая пальцами по гортани на одном выдохе тянуть звук «и» то низко, то высоко

Основные рекомендации для пациентов с нарушением функции глотания:

  1. Принимать пищу и пить можно только сидя, при невозможности поднять головной конец кровати как минимум на 30 градусов
  2. После еды необходимо сохранять вертикальное (или близкое к нему) положение в течение 20-25 минут перед тем, как лечь
  3. Принимать пищу необходимо медленно и маленькими порциями, несколько опуская подбородок к груди – это облегчает глоток.
  4. Основу рациона должны составлять густые напитки и еда (кисломолочные продукты, кисель, пюре, желе, суфле, котлеты, суфле и проч.)
  5. Запрещен прием всех крошащихся продуктов ( печенья, продукты со злаками, орехи и проч.) – ими легко поперхнуться.
  6. Также не желательно есть мясо кусками и цитрусовые — волокна очень тяжело пережевываются
  7. Не рекомендуется смешивать пищу и напитки за один прием: пить желательно до или после еды.
  8. После еды следить, чтобы во рту не оставались кусочки пищи: необходимо прополоскать рот или очистить ротовую полость салфеткой. Если пациент поперхнулся нужно дать возможность откашляться, поить при этом не следует, так как жидкость легко проникает в дыхательные пути.

Часто задаваемые вопросы:

  • Мешает ли назогастральный зонд нормальному глотанию?

Все зависит от типа и качества назогастрального зонда: они бывают различных диаметров, ригидные или со спадающимися стенками. Таким образом, если использовать современные материалы дискомфорт от использования зонда будет минимальным. От этого также зависит, как часто Вам прослужит конкретный зонд: несколько недель (некачественные зонды со временем становятся твердыми, гибкость их снижается) или месяцев.

  • Как плавно переходить от назогастрального зонда к нормальному питанию?

Как правило, параллельно со стоящим зондом начинают кормление через рот небольшими порциями несколько раз в день в приподнятом положении головы. При этом принципиальным является использование кремообразной пищи. Такая консистенция позволит облегчить запуск рефлекторного акта глотания за счет стимуляции рецепторов ротоглотки, в отличие от жидкой пищи, которая, растекаясь в полости рта, не успевает запустить эти механизмы. Также не следует использовать твердую или крошащуюся пищу, твердые и мелкие кусочки которой очень легко вдохнуть. Первое время кормление с чайной ложки должно быть очень медленным и неспешным, пациенту будет очень трудно. Используйте маленькие порции, следите за тем, когда произойдет глоток (это видно на передней поверхности шеи по движениям гортани). Будьте готовы к тому, что пациент будет долго держать пищу во рту. Проявите максимальное терпение.
Главным критерием эффективности глотания является отсутствие кашля: если пациент начал кашлять — это верный признак, что пища попадает в дыхательные пути и риск инфекции и асфиксии очень велики. В таком случае необходимо дать пациенту время откашляться и возобновить попытки кормления через рот спустя несколько дней. Если удается принять небольшое количество пищи через рот без появления кашля, можно плавно наращивать кратность и/или объем получаемой через рот пищи, соответственно уменьшая количество питания через зонд до тех пор, пока от зонда не получится полностью уйти. Не забывайте, что для нормального функционирования организма, необходимо получение порядка 1,5-2 литров жидкой пищи в сутки.

  • Сколько раз в день кормить и чем чтобы Быстрей поуправиться?

Основной рекомендацией является частое кормление малыми порциями. Если исходить из суточной потребности в 2 литрах пищи в сутки и выборе 4-х кратного питания, то приблизительно режим питания будет выглядеть следующим образом:

8:00 — 9:00 — Завтрак (600 мл)
12:00 — 13:00 — Обед (500 мл)
16:00 — 17:00 — Полдник(500 мл)
20:00 — 21:00 — Ужин(400 мл)

При выборе 5-и кратного питания:

8:00 — 9:00 — Завтрак (500 мл)
11:00 — 12:00 — Второй завтрак (400 мл)
15:00 — 16:00 — Обед (400 мл)
18:00 — 19:00 — Полдник(400 мл)
21:00 — 22:00 — Ужин(300 мл)

Составляя распорядок питания Вы не должны забывать о собственном удобстве и прочих личных делах. Оптимальным будет кормление 4-5 раз в день в часы удобные для Вас, но с приблизительно равными временными интервалами: организм пациента постепенно привыкнет к Вашему распорядку. Многие думают, что они должны посвящать близкому человеку, нуждающемуся в уходе, все свое время и отдавать все силы, пока усталость буквально не свалит их с ног. Но это не правильно! Необходимо полноценно отдыхать! Тогда Вы значительно более эффективно будете справляться с таким тяжелым физически и психологически делом, как уход за больным человеком.

Примерный набор продуктов для зондового кормления Вы можете найти в ЭТОЙ статье. Если же тратить время на приготовление питательных смесей у Вас нет и материальное положение позволяет, можете воспользоваться готовыми специализированными сбалансированными смесями, продающимися в аптеках города. Они содержать весь набор питательных веществ, витаминов, микроэлементов и обладают оптимальной консистенцией. Следует обратить внимание, что если пациент страдает сахарным диабетом или другой патологией ограничивающей перечень возможных для питания продуктов, это стоит учитывать и не добавлять их в рацион.

Как восстановить глотательный рефлекс после инсульта: основные методы лечения

Инсульт – это серьезное заболевание, при котором нарушается кровообращение в головном мозге. При патологии значительно снижается качество жизни, так как человек не может ходить, глотать, обслуживать себя самостоятельно. То, как восстановить глотательный рефлекс после инсульта, досконально знает только доктор. Поэтому пациенту нужна консультация специалиста.

Причины

После инсульта пациенту рекомендуется пройти обследование, что предоставит возможность определения нарушения глотания при инсульте. В присутствии специалистов пациент должен пробно принять пищу, что предоставит возможность определения степени нарушения. В период обследования больного рекомендовано определить сопутствующие симптомы.

Глотательный рефлекс является нарушенным, если в период еды или питья напитков пациент давится. Больной может жаловаться на возникновения ощущения застрявшей еды в горле. Пациент очень медленно принимает пищу и пьет напитки. При этом ему нужно прикладывать большие усилия. Глотание является нарушенным, если у человека выпадает еда и вытекает жидкость во время еды и питья.

В период приема пищи наблюдается возникновение булькающих звуков. Так как человек не может полноценно глотать, то пища остается в той части ротовой полости, которая характеризуется отсутствием чувствительности. После приема пищи у пациентов наблюдается возникновение ощущения кома в горле. Поэтому они стараются его прочистить. В период приема жидкой еды или напитков они вытекают из носа.

Диагностические мероприятия

При возникновении симптомов патологии пациенту рекомендуется пройти осмотр у врача. Специалист проводит пробное кормление больного, что позволяет ему определить симптоматику заболевания и поставить предварительный диагноз.

Для его подтверждения рекомендовано применение дополнительных диагностических методик:

  • Видеофлюроскопии, которая является наиболее информативной при дисфагии.
  • Электромиографии.
  • Фарингеальной или эзрофагеальной манометрии;
  • Пульсовой оксиметрии;
  • Фиброоптической эндоскопичекской оценки глотательного рефлекса.

Диагностика патологического состояния должна быть комплексной, что позволит доктору определить степень нарушений и назначить действенное лечение.

Особенности кормления

При дисфагии пациента рекомендовано правильно кормить, что устранит возможность развития осложнений. Пациентам категорически запрещается одновременно употреблять твердую и жидкую пищу. Для того чтобы устранить возможность попадания пищи в дыхательную систему пациенту изначально дают густую еду.

Если принято решение кормить пациента жидкой пищей и напитками, то ему изначально дают йогурты, кисели, ряженку. Благодаря их особой консистенции обеспечивается увеличение времени до следующего глотка. Обычные жидкие напитки рекомендуется давать больному после полного восстановления глотательного рефлекса.

Пациентам категорически запрещается употребление пищи, которая включает в себя жидкие волокна. Также не рекомендован прием еды с сухой крошащейся структурой. После того, как родственник или близкий покормил больного, он должен осмотреть его ротовую полость. Если остается еда во рту, то ее в обязательном порядке убирают. После приема пищи рекомендовано проводить гигиену полости рта.

Во время еды категорически запрещается торопить больного, так как это может привести к возникновению нервных расстройств. Одну порцию супа пациент может кушать примерно 60 минут. Категорически запрещен прием пищи в положении лежа. Перед едой больного нужно усадить или обеспечить ему полусидячее положение.

Использование зонда

Желудочный зонд – это специальное приспособление, предназначенное для кормления человека, которое применяется при полном отсутствии глотательного рефлекса. Его устанавливают на длительный период (3-4 месяца). Замена новой трубки проводится по истечению трех недель после установки зонда. Новая порция пищи вводится шприцом Жане или специальной системой, которая обеспечивает капельное энтеральное питание.

Кормить пациента через зонд впервые рекомендуется в условиях стационара. Выписка больного проводится с уже установленным зондом. Это позволит восстановить человека в домашних условиях. Благодаря наличию данного приспособления значительно упрощается реабилитационный период. Прописанные доктором лекарства пациенту также дают через зонд, что гарантирует попадание его действующих веществ в организм.

Если при использовании зонда у пациентов диагностируется расстройство перистальтики, то это негативно отображается на восстановлении больного после инсульта. В этом случае больному устанавливают гастротому. Это специальная установка, которая соединяет желудок и окружающую среду. Введение жидкой пищи проводится через внешнее отверстие.

Уход за гастротомой является достаточно сложным. Кроме того, возникает риск развития инфекционного процесса. Именно поэтому во время применения приспособления рекомендуется строго придерживаться рекомендаций доктора. Применение зонда или гастротомы обеспечивает полноценное питание больного после инсульта, что способствует скорейшему выздоровлению.

Методы реабилитации

Восстановление процесса глотания требует применения нескольких методик. Изначально используется компенсаторный прием. Пациента обучают правильно располагать голову и тело во время приема пищи. Больной должен разрабатывать группу мышц, которые принимают участие в процессе глотания.

Для этого больному рекомендовано выполнять специальную гимнастику, которая позволяет восстановить подвижность мышц, а также чувствительность ротовой полости и гортани.

Комплекс упражнений направлен на то, чтобы разработать щеки, небо и язык. В большинстве случаев больным рекомендовано выполнение стандартного комплекса:

  • Пациенту рекомендуется раздуть щеки и удерживать их в течение 15 секунд. После этого возвращаемся в исходное положение. Манипуляция повторяется 5-7 раз за один подход.
  • На следующем этапе нужно поднять кончик языка к небу. При этом рот должен быть закрытым. После возврата в первоначальное положение открываем рот и снова поднимаем кончик языка.
  • Пациент должен регулярно имитировать глотательные движения.
  • Следующее упражнения заключается в произношении звука «ы». При этом нижняя челюсть должна выдвигаться вперед.
  • На следующем этапе пациент должен широко открыть рот, как при зевании.
  • Далее закрываем рот и протягиваем звук «м».
  • При нарушении глотательного рефлекса рекомендовано проведение полоскания ротовой полости.

Выполнение каждого упражнения должно проводиться в несколько подходов. Кратность повторения манипуляций составляет от 6 до 9 раз. Если имеется возможность, то количество повторений регулярно увеличивается.

Читайте также:  Новые подходы к обучению чтению детей с нарушением речи

Запрещено заставлять делать больного манипуляции, которые он не может выполнить. Изначально ему рекомендуется выполнять несколько упражнений с указанным интервалом. Если он полноценно справится с этой задачей, то нужно добавить одно упражнение. Так рекомендуется повторять до тех пор, пока пациент не будет выполнять полный комплекс.

Гимнастика должна проводится до полного восстановления глотательного рефлекса. Для увеличения эффективности упражнений пациентам делают назначение физиопроцедур, которые заключаются в воздействии тока.

Для борьбы с патологическим процессом пациенту рекомендуется проведение медикаментозного лечения. Больному рекомендуются ингибиторы протонной помпы. Препараты являются высокоэффективными у пациентов с повышенной кислотностью. Если параллельно протекает бактериальная инфекция, то рекомендовано применение препаратов с антибактериальным действием. При неэффективности консервативной терапии рекомендовано проведение хирургического вмешательства.

Осложнения

Невозможность глотания приводит к снижению качества жизни пациента. После инсульта у большого количества пациентов теряется способность к проглатыванию даже жидкой пищи. При внимательном и длительном лечении прогноз будет положительным. В противном случае у пациентов могут наблюдаться осложнения.

Пациент длительно и невнимательно принимает пищу, что приводит к некачественному поступлению питательных веществ. На фоне этого у пациента диагностируется резкое снижение веса. В некоторых случаях может диагностироваться обезвоживание организма. Это серьезное осложнение, которое может привести к летальному исходу.

При дисфагии больной часто давится и закашливается. В некоторых случаях наблюдается попадание кусочков пищи в дыхательные пути. Это приводит к осложнениям, которые имеют инфекционный характер. В тяжелых случаях развивается аспирационная пневмония. У пациентов наблюдается появление приступообразного кашля. При несвоевременном лечении патологического процесса развивается воспаление легких.

Если прогноз благоприятный, то восстановление глотательного рефлекса наблюдается по истечению 20-30 дней после приступа инсульта. При значительных нарушениях длительность восстановительного периода значительно увеличивается. Иногда у пациентов отмечается минимизация проблем с глотанием. Но, они остаются на всю жизнь.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что при адекватной терапии глотательный рефлекс восстанавливается у 95 процентов больных. Это объясняется трем, что после инсульта силы организма перераспределяются таким образом, чтобы в первую очередь восстановить жизненно важные функции.

Нарушение функции глотания при инсульте

После инсульта нам приходится восстанавливать элементарные навыки. То, что раньше происходило подсознательно, автоматом, перестало работать. Одна из таких простейших функций организма – глотание. До инсульта было сложно представить, что глотать можно разучиться.

Поперхивание

За пару недель перед инсультом я начал часто закашливаться. Мог подавиться едой, глотком воды или просто слюной во время очередного вдоха. Мы считаем, что это был один из признаков приближающегося инсульта. Так происходило чаще и чаще. Началось с двух-трёх раз. Накануне инсульта это случалось по восемь-десять раз в день.

После инсульта функция глотания капитально пострадала. Первые две недели я мог пить или есть только микро глотками и микро порциями. Всё равно постоянно закашливался и давился из-за того, что не мог нормально проглотить воду или еду.

Упражнения

Через пять месяцев после инсульта трудности с глотанием стали меньше, но оставались. Мы сказали об этом Логопеду. Врач рекомендовал делать специальные упражнения и подобрал для меня упражнения. Мы стали делать глотательную гимнастику, через день, ближе к вечеру.

1. Зевание

  • делаю лёгкий вдох. Движение похожее на зевание, но без активного вдоха.
  • 10 повторений.

2. Свист

  1. длительный и плавный выдох, 8-10 секунд. Имитация свиста (беззвучно).
  2. 10 повторений.

3. Звук «ы»

  • произношение звука «Ы». Произношу с напряжением. Чуть выдвигаю нижнюю челюсть вперёд.
  • 10 повторений.

4. Протяжный слог

  1. делаю глубокий вдох.
  2. удерживаю кончик языка зубами (легко, не травмируя, не сильно). Произношу слог: ННННННАААААА. Звук протягиваю, как можно дольше, пока хватает воздуха. Во время произношения звука, язык не отпускаю и продолжаю удерживать.
  3. 10 повторений.

5. Слюна

  • глотательные движения» (без пищи и без жидкости): Вдохнуть, задержать дыхание, сглотнуть слюну и, не выдыхая, покашлять два- три раза (при задержке дыхания).
  • 5 повторений.

6. Язык

  1. максимально убираю язык вглубь рта и удерживаю его в таком положении 1 секунду. Затем расслабляю язык. Возвращаю в обычное положение.
  2. 5 повторений.

7. Глоток

  • делаю глоток (без пищи и без жидкости). Глоток делаю с усилием. Но не делаю его до конца, в верхнем положении подъёма «Адамова яблока» (кадык) задерживаюсь на 2 секунды и потом совершить завершаю глоток. Упражнение выполняю с усилием.
  • 5 повторений.

8. Покашливание

  1. покашливание с высунутым языком.
  2. 5 повторений.

9. Согласные звуки

  • произношу по очереди звуки «К», «Г», «Х».
  • 10 повторений.

10. Гласные звуки

  1. произношу по очереди звуки «А», «О», «У», «Ы». Звуки произношу с усилием и нажимом.
  2. 10 повторений.

Эти упражнения восстанавливают работу глотательных мышц.

Что бы научиться заново глотать пришлось заниматься около четырёх месяцев. Результат очень хороший. В данный момент с глотанием сбоев практически нет. Помимо глотания гимнастика помогла улучшить речь и частично наладила правильное дыхание во время разговора.

Правила глотания

Кроме гимнастики мы придумали несколько правил и соблюдаем их. Они помогают побороть сложность с глотанием:

  • пью маленькими глотками. Спокойно и плавно.
  • ем не большими кусочками, откусываю следующий кусок, только после того, как прожую и проглочу полностью предыдущий.
  • во время еды или питья не отвлекаюсь и не разговариваю.
  • следим что бы питьё и еда были не горячими.

Восстановление после инсульта утраченных навыков организма часто приходиться делать одновременно несколькими методами. Это даёт реально эффективный результат и ускоряет восстановление. Но до Богданова Николая Яковлевича мне пока далеко)))

Leave a Reply

Существует ли риск инсульта?

1. Повышенное(более 140) артериальное давление:

  • часто
  • иногда
  • редко

2. Атеросклероз сосудов

3. Курение и алкоголь:

  • часто
  • иногда
  • редко

4. Болезни сердца:

  • врожденный порок
  • клапанные нарушения
  • инфаркт

5. Прохождение диспансеризации и диангостики МРТ:

  • каждый год
  • раз в жизни
  • никогда

Итого: 0 %

Инсульт достаточно опасное заболевание, которому подвержены люди далеко не только старческого возраста, но и среднего и даже совсем молодого.

Инсульт – чрезвычайная опасная ситуация, когда требуется немедленная помощь. Зачастую он заканчивается инвалидностью, во многих случаях даже смертельным исходом. Помимо закупорки кровеносного сосуда при ишемическом типе, причиной приступа может стать и кровоизлияние в мозг на фоне повышенного давления, иначе говоря геморрагический инсульт.

Ряд факторов увеличивает вероятность наступления инсульта. Не всегда виновны, например, гены или возраст, хотя после 60 лет угроза значительно возрастает. Тем не менее, каждый может что-то предпринять для его предотвращения.

1. Избегайте гипертонии

Повышенное артериальное давление является основным фактором угрозы развития инсульта. Коварная гипертония не проявляется симптомами на начальном этапе. Поэтому больные замечают ее поздно. Важно регулярно измерять кровяное давление и принимать лекарства при повышенных уровнях.

2. Бросьте курить

Никотин сужает кровеносные сосуды и повышает артериальное давление. Опасность инсульта у курильщика вдвое выше, чем у некурящего. Тем не менее, есть и хорошие новости: те, кто бросают курить, заметно снижают эту опасность.

3. При избыточной массе тела: худейте

Ожирение – важный фактор развития инфаркта мозга. Тучные люди должны задуматься о программе похудения: есть меньше и качественнее, добавить физической активности. Пожилым людям стоит обсудить с врачом, в какой степени им полезно снижение веса.

4. Держите уровни холестерина в норме

Повышенный уровень “плохого” холестерина ЛНП ведет к отложениям в сосудах бляшек и эмбол. Какими должны быть значения? Каждый должен выяснить в индивидуальном порядке с врачом. Поскольку пределы зависят, например, от наличия сопутствующих заболеваний. Кроме того, высокие значения «хорошего» холестерина ЛВП считаются положительными. Здоровый образ жизни, особенно сбалансированное питание и много физических упражнений, может положительно повлиять на уровень холестерина.

5. Ешьте здоровую еду

Полезной для сосудов является диета, которая обычно известна как «средиземноморская». То есть: много фруктов и овощей, орехи, оливковое масло вместо масла для жарки, меньше колбасы и мяса и много рыбы. Хорошие новости для гурманов: можно позволить себе один день отступить от правил. Важно в общем правильно питаться.

6. Умеренное потребление алкоголя

Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает гибель пострадавших от инсульта клеток мозга, что не допустимо. Полностью воздерживаться необязательно. Стакан красного вина в день даже полезен.

7. Двигайтесь активно

Движение иногда лучшее, что можно сделать для своего здоровья, чтобы сбросить килограммы, нормализовать артериальное давление и поддержать эластичность сосудов. Идеальны для этого упражнения на выносливость, такие как плавание или быстрая ходьба. Продолжительность и интенсивность зависят от личной физической подготовки. Важное замечание: нетренированные старше 35 лет должны быть первоначально осмотрены врачом, прежде чем начать заниматься спортом.

8. Прислушивайтесь к ритму сердца

Ряд заболеваний сердца способствует вероятности инсульта. К ним относятся фибрилляция предсердий, врожденные пороки и другие нарушения ритма. Возможные ранние признаки проблем с сердцем нельзя игнорировать ни при каких обстоятельствах.

9. Контролируйте сахар в крови

Люди с диабетом в два раза чаще переносят инфаркт мозга, чем остальная часть населения. Причина заключается в том, что повышенные уровни глюкозы могут привести к повреждению кровеносных сосудов и способствуют отложению бляшек. Кроме того, у больных сахарным диабетом часто присутствуют другие факторы риска инсульта, такие как гипертония или слишком высокое наличие липидов в крови. Поэтому больные диабетом должны позаботиться о регулировании уровня сахара.

10. Избегайте стресса

Иногда стресс не имеет ничего плохого, может даже мотивировать. Однако, продолжительный стресс может повысить кровяное давление и восприимчивость к болезням. Он косвенно может стать причиной развития инсульта. Панацеи от хронического стресса не существует. Подумайте, что лучше для вашей психики: спорт, интересное хобби или, возможно, упражнения на расслабление.

Дисфагия: как решаются проблемы глотания при восстановлении после инсульта пожилого человека?

Дисфагия диагностируется при нарушении работы центров, ответственных за процесс глотания. В результате у 60% постинсультных больных проявляется спастика лицевых мышц, языка, гортани или пищевода. И встает вопрос не только полноценного питания, но и предотвращения таких осложнений, как аспирационная пневмония, которая возникает при попадании жидкости или частиц пищи в дыхательные пути.

В итоге, вместо активного восстановления после инсульта у пожилого человека возникают новые проблемы: по причине недоедания и обезвоживания организма снижается реабилитационный потенциал, появляется риск обструкции дыхательных путей, аспирации и т.д.

Как проводится диагностика, и подбираются методики работы с проблемами глотания после инсульта?

Дисфагия диагностируется несколькими методами. Используются видеофлюроскопия, фиброоптическая эндоскопия, УЗИ, манометрия, пальцевой метод. Главная задача данных методов – определить, на какой фазе глотания у пациента возникают проблемы. Только определив это, можно решать проблему питания, принимать меры безопасности и работать над процессом восстановления функций всех органов, задействованных в процессе. В ситуации, когда после инсульта процесс глотания нарушен, на первое время может быть принято решение о постановке зонда.

Принимается такое решение на основе проведения сертифицированных скрининговых тестов, которые помогают определить, можно ли этого больного кормить через зонд или нельзя, поскольку это может грозить аспирацией. Зонд и трахеотомическая трубка ставятся временно. Не более чем на месяц. Потому что зонд, из какого бы «дружественного» человеческому организму пластика он не был сделан, в результате постоянного контакта может сформировать пролежни в носоглотке, пищеводе, вызвать повреждения слизистой. А постоянное раздражение слизистой оболочки приводит к отделению секретов защитного плана, которые могут мешать процессу занятий с логопедом.

Зонд ставится из соображений безопасности и позволяет решить вопрос с питанием. Если глотание восстанавливается, зонд убирается, и человек начинает глотать сам. Тогда логопедом совместно с диетологом определяется, как именно следует кормить такого пациента – использовать смеси, специально измельченную пищу, загустители (поскольку воду порой проглотить сложнее, чем, например, пюре).

Но если глотание в течение месяца не восстановилось, ставится гастростома – гастростомическая трубка. Она большего диаметра, чем зонд, что позволяет в отличие от зонда свободно кормить больного не только специальными смесями, но еще и более грубой пищей. Важно, что есть возможность ее прочистить.

Иногда гастростома накладывается для того, чтобы облегчить выполнение упражнений по глотанию. Поскольку сделать это с зондом гораздо сложнее. Поэтому гастростома может стоять как всю жизнь, так и столько, сколько нужно, чтобы восстановить процесс глотания.

Методики лечения дисфагии, приобретенной в результате инсульта. Упражнения для восстановления глотательных рефлексов

Заниматься восстановлением процесса глотания у постинсультных больных (проводить занятия на укрепление мышц языка, гортани и т.д. и отслеживать результат) должны только специалисты. Как правило, с этим работают логопеды. Они же на основании результатов тестов и исследований определяют методику восстановления.

Читайте также:  Комплексная коррекция звукопроизношения

Глоток имеет несколько фаз и для понимания, на какой фазе образовались проблемы и с какой частью процесса нужно работать, проводятся специальные исследования и тесты. По результатам тестов, например, может использоваться Ice-терапия, терапия льдом. Лед расслабляет, убирает спастику, которая формируется в мышцах после инсульта и мешает нормально глотать.

В курс занятий, укрепляющих мышцы речевого аппарата, могут входить как отработка простых действий – открыть-закрыть рот, сложить губы или язык трубочкой, имитировать кашель и полоскание горла, произносить с натугой разные звуки, так и более сложные, которые подбираются логопедом под конкретную ситуацию и проблемы пациента.

Когда нужно начинать работать с проблемами глотания? Или результат не зависит от времени начала занятий?

Время восстановления после инсульта глотательных рефлексов зависит от того, насколько оперативно начата работа. С любыми нарушениями лучше всего начинать работать сразу. И чем плотнее занятия со специалистами реабилитационного профиля в течение первых шести месяцев, тем больше шансов использовать все возможности реабилитационного потенциала.

Особенно эффективны первые месяцы, причем в отношении всех проблем и нарушений, приобретенных в результате инсульта. Не только в силу того, что какие-то связи, которые еще не утрачены, можно сохранить в рабочем состоянии. Важно, что еще не сформировались и патологические связи, которые будут мешать восстановлению.

И надо иметь в виду, что ни один специалист не будет делать что-то диаметрально противоположное тому, что уже применялось в восстановлении до него. Он просто будет подключать дополнительные модули и приемы.

Чем больше нарушений проявилось, тем сложнее и дольше длится восстановление после инсульта у пожилого человека. Поэтому чем плотнее занятия с логопедом первые полгода, тем больше шансов на успех, шире возможности и лучше результат.

Можно ли рассчитывать на восстановление после инсульта в домашних условиях глотательных рефлексов при дисфагии?

С учетом выполнения всех рекомендаций врача и интенсивности занятий такое восстановление после инсульта возможно. Хорошие результаты, безусловно, можно получить и амбулаторно, если позволяет состояние пациента, и дома. Главное чтобы занятия шли непрерывно и курировались специалистом-логопедом.

В процессе лечения и восстановления после инсульта в домашних условиях важно помнить о безопасности больного. Следить за правильностью положения тела при питании, соблюдать рекомендации врача о характере и консистенции пищи в рационе пациента, проводить санацию ротовой полости после приема пищи.

Необходимо также, чтобы родные больного активно участвовали в процессе, подбадривали, напоминали, стимулируя закрепление результатов во время самостоятельных занятий при восстановлении после инсульта. В домашних условиях сделать это намного проще. Чувствуя поддержку родных, пациент быстрее идет на поправку и можно рассчитывать на полное восстановление после инсульта самостоятельного глотания.

Дисфагия. Особенности логопедической работы.
презентация

Презентация раскрывает понятие дисфагия, степени выраженности дисфагий, направления и методы логопедической работы при нарушениях глотания.Приведены виды упражнений по развитию дыхания, восстановлению глотания, упражнения для мимических мышц. Приведен список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt._zadanie.pptx121.21 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МКДОУ «Детский сад №26» п. Назия Кировского района Ленинградской области Дисфагия. Особенности логопедической работы . В ыполнила учитель-логопед Пушкарева Н.Э. 2019

Дисфагия – клинический симптом, выражающийся в нарушении координированных последовательных движений мышц в акте глотания, при котором приём пищи или жидкости через рот является небезопасным. Дисфагия является одним из наиболее частых и жизнеугрожающих следствий инсульта и черепно-мозговой травмы.

Развитие дисфагии приводит к высокому риску медицинских осложнений: аспирационной пневмонии, обструкции дыхательных путей, обезвоживанию, нарушению энергетического обмена, недостаточности питания ( мальнутриции ), истощению (кахексии) и смерти. При дисфагии нарушается психический статус больного, развиваются тяжелые депрессии. Данное расстройство значительно ухудшает прогноз и усложняет реабилитацию больного.

Степени дисфагии По выраженности нарушения проходимости пищевода выделяют степени дисфагии. 1 степень – характеризуется периодическим затруднением проглатывания твердой пищи, болью по ходу продвижения пищевого комка; 2 степень – отмечается прохождение только полужидкой пищи; 3 степень – прохождение только жидкой пищи; 4 степени – невозможно даже проглатывание слюны и воды.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ Логопед – это специалист, который в остром периоде лечения занимается диагностикой, восстановлением и профилактикой нарушений речи, голоса и глотания.

логопед осуществляет следующие виды деятельности исследует состояния глотания, голоса, речи и других когнитивных функций; составляет индивидуальные восстановительные программы с учетом принципа индивидуального подхода; проводит логопедические занятия по устранению выявленных нарушений и профилактике вторичных функциональных наслоений;

проводит мониторинг состояния речи и других ВПФ 1 раз в 10 – 12 дней посредством тестов, анализа продукции деятельности индивидуума (речевой, рисуночной, графической и т.д.), что позволяет оценить динамику и прогноз восстановления; ведет медицинскую и логопедическую документацию; проводит разъяснительно-профилактическую работу с родственниками;

по окончанию курса занятий составляет логопедический выписной эпикриз , включающий: – клинический диагноз, – нейропсихологическое заключение, – логопедическое заключение, – отражение динамики в речевом и неречевом статусе с результативностью, – восстановления и описанием резидуальной симптоматики; выдает направление в медицинские учреждения для продолжения дальнейшей реабилитации.

Ведение пациентов с дисфагией Этапы логопедической работы : 1) подбор питания (выбор модификации диеты и степени загущения ; жидкости) для обеспечения энергопотребности организма пациента; 2) правильный выбор позиционирования и способа кормления пациента; 3) стимуляция чувствительности слизистых оболочек полости рта; 4) нормализация дыхания и голоса; 5) стимуляция растормаживание акта глотания; 6) повышение функциональной активности мышц, участвующих в акте жевания и глотания пищи – жевательных, мимических мышц и мышц языка; 7) санация полости рта; 8) обучение пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними правилам приема пищи и гигиеническому уходу за полостью рта; 9) планирование и подготовка выписного эпикриза с обязательным включением рекомендаций по кормлению больного в домашних условиях.

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Дыхательная речевая гимнастика – комплекс упражнений, направленных на восстановление речевого дыхания и координацию функций дыхания и фонации. Голосовая гимнастика – комплекс логопедических мероприятий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани для восстановления полноценной голосовой функции. Логопедический массаж – метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышечной, кровеносной и лимфатической системы; оживляет кинестезии; активизирует трофику тканей. Функциональные тренировки включают в себя различные виды речевой и неречевой деятельности: дифференциацию запахов, вкусов температур, тактильных ощущений, неречевых звуков и шумов, восстановление основных смысловых жестов, выполнение графо-моторных упражнений, корректурных проб, конструирования, счетных операций, рисования, работу с таблицами Шульте , подбор простых аналогий, трактовку пословиц и поговорок, раскладывание серий сюжетных картин, прослушивание текстов, запоминание групп предметных картинок и слов, заучивание стихов и многое др.

К методам логопедической работы относятся Аппаратные технологии, Информационно-компьютерные технологии (ИКТ), Обучение пациентов и их родственников.

Упражнения для восстановления глотания Имитировать знакомые движения: – покашливать «кхе-кхе». – зевать, широко раскрывая рот. – изображать свист без звука, напрягая ротовую полость. – полоскать горло. – храпеть. – глотать манную кашу – « ням , ням и глоток». Беззвучно произносить звук « ы », выдвигая вперед нижнюю челюсть. Глотать капли воды из пипетки. Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, то есть выдоха). Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.

Высунуть язык. Не убирая языка произносить звук «Г» пять раз. Отдохнуть. Повторить несколько раз. Поочередно повторять звуки «И — У». Глоточные мышцы должны напрягаться. Крепко держать кончик языка зубами и сделать глотательное движение ( чувствуется напряжение в горле и затруднение с началом глотания) Зевнуть с широко раскрытым ртом, сглотнуть. Имитация рвотных движений. Имитация жевания. При возможности: глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и.т.п.; или просто имитация глотательных движений.

произносить звуки [ п ], [ ф ], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы; произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.; произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам ( о-кош-ко , Фек-ла , и-зюм , пу-фик , Вар-фо-ло-мей , и-вол-га и др.). Твердое отрывистое произнесение гласных А, Э, И, О, У. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И-А, И-А … (звук И отделяется от А паузой). Удерживать воду во рту, при разном положении головы (с наклоном вниз, прямо, запрокинутой голове). Имитация натуживания с закрытым ртом (слабо, средне, сильно) Артикуляционные упражнения для языка

Упражнения для восстановления дыхания «Дутье в губную гармошку». Оно активизирует оставшиеся части гортани. Рекомендуется дуть в губную гармошку сидя, спокойно, слегка опустив голову, на одной ноте в течение 1 минуты 8 — 12 раз в день (интервалы не менее 20 минут). Эти упражнение выполняются в течение всего курса лечения, нагрузка постоянно повышается от 15 — 20 с до 1 мин от 6 до 15 раз в день. Одновременно в течение всего курса проводятся упражнения, направленные на отработку ритмизированного дыхания с чередованием вдоха и выдоха через нос и через рот (исходное положе­ние — корпус прямой, больной либо сидит на стуле, либо стоит). Через 7- 10 дней добавляются упражнения, способствующие ак­тивизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани . Это повороты головы вперед и назад, в сторону. Это поднимание и опускание плеч.

Специальные упражнения для мимических мышц поднимать брови вверх; морщить брови («хмуриться»); закрывать глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая веко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открывать и закрывать глаза 3 раза подряд); улыбаться с закрытым ртом; щуриться; опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» («вибрировать» губами); свистеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; погасить зажженную спичку; набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать его, стараясь не выливать воду; надувать щеки; перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно; опускать углы рта вниз при закрытом рте; высовывать язык и делать его узким; открыв рот, двигать языком вперед-назад; открыв рот, двигать языком вправо-влево; выпячивать вперед губы «трубочкой»; следить глазами за двигающимся по кругу пальцем; втягивать щеки при закрытом рте; опускать верхнюю губу на нижнюю; кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.

Исходя из вышеизложенного, основой логопедической работы в остром периоде является: налаживание контакта с больным; диагностика нарушений речи, голоса и глотания; консультирование и психологическая поддержка больного и его окружения; проведение восстановительных занятий; обучение коммуникативным стратегиям и формирование благоприятной среды для речевого общения ( Глозман , 1983; Prigatano , 1999; Wilson , 2008).

Помощь, которую оказывает логопед на самых ранних этапах заболевания больному с нарушениями речи, голоса и глотания, является ключом к успешному ведению пациента на дальнейших этапах реабилитации, достижению им максимального уровня функционирования, социального участия и тем самым улучшения качества его жизни (Цветкова, Глозман , Калита , Максименко, Цыганок, 1980; Шкловский, 2003; Шохор-Троцкая ( Бурлакова ), 2001).

литература 1. Аямазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса // Очерки по патологии речи и голоса. М., 1960. 2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии.М.,2005. 3. Дмитриев Л. Б.. Теляева Л. И. Таптапова С. Л.. Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия . М., 1990. 4. Жинкин Н. Я, Механизмы речи. М., 1958. 5. Евзельман М. А. Нарушение речи у больных с мозговым инсультом и её коррекция. Учебно – методическое пособие для врачей. Орел, 2006 г. – 112 с. 6. Коган О.Г., Найдин В.Л., Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. М.,1988. 7. Лаврова Е. В. Реабилитация голоса при поражениях н. рекуренс // Сб. докладов. 4 конгресс на СЭФ. Вроцлав. 9-11.10. 1973. 8. Лаврова Е. В. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани // Таптаповой С. Л. и др. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984. 9.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы, т. 1. М., 1963. 10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений. – 3 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с. 11. Максимов И. Фониатрия. М., 1987. 12. Рулле И. Ж. Лечебная фонопедия восстановления голосовой функции при парезах возвратного нерва различной этиологии: (Методическое указание). Л., 1973. 13.Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга.М.,1972. 14. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.,1985. 15.Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000. – 96 с.

Ссылка на основную публикацию