Восстановительное обучение при нарушении акта глотания

Дисфагия. Логопедическая работа при нарушениях глотания после инсульта (36ч)

В НОВЫЙ ГОД НОВЫЕ ЗНАНИЯ СО СКИДКОЙ 34%
  • До 11 января!
  • Максимум практики
  • Обратная связь от экспертов
  • Онлайн вебинары

Программа по логопедической работе при дисфагии основана на ФГОС (утверждён приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 N 123) и профстандарте (утверждён приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).

Вы получите удостоверение и 2 сертификата компетенций
Второй сертификат выдается на основании Приказа Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций».

Эта программа для вас, если вам нужно:

  • Изучить специфику, причины, клинические признаки различных видов дисфагии.
  • Освоить методики реабилитации больных нейрогенной дисфагией.
  • Овладеть методами логопедической коррекции нарушений глотания.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 2 недели (36 часов).

Вы научитесь:

  • Диагностировать дисфагию, возникшую в результате острых нарушений мозгового кровообращения.
  • Дифференцировать виды дисфагии, учитывать их клиническую картину.
  • Участвовать в разработке плана мероприятий по лечению и реабилитации больного, давать рекомендации по питанию при дисфагии.
  • Корректировать нарушения глотания путём логопедического массажа, мимической гимнастики, диеты и др.

Вы попрактикуетесь:

  • Определять синдромы по описанию симптомов.
  • Поэтапно проводить обследование глотательной функции.
  • Применять постуральные техники при разных формах дисфагии.

Результаты и перспективы

  • Вы готовы вести логопедическую работу по оказанию помощи больным дисфагией, способны проводить диагностическое обследование и формулировать заключение.
  • Вы понимаете современные способы диагностики, лечения и реабилитации лиц с нарушениями глотания.
  • Вы умеете определять программу коррекции при нарушениях глотания, проводить реабилитацию больных, страдающих нейрогенной дисфагией, применять методы логопедического массажа и гимнастики, тренировать глотательные мышцы, назначать специальную диету.

Методы обучения

Обучение проходит в закрытом разделе сайта, в котором можно ознакомиться с учебным расписанием и графиком выполнения проверочных работ. Слушатели изучают материалы лекций, принимают участие в вебинарах, пользуются ресурсами виртуальной библиотеки, общаются с экспертами-практиками и другими обучающимися на форуме. В случае затруднений в обучении вы можете рассчитывать на помощь администратора (куратора) и сотрудников отдела по организации учебного процесса.

Подробную информацию о процессе обучения вы найдёте в этом разделе сайта.

Применение результатов обучения

В России ежегодно регистрируется не менее 500 000 инсультов. Одним из наиболее тяжелых для больного последствий является дисфагия – расстройство глотания. Оно встречается у 19-63 % постинсультных больных и может приводить к усугублению состояния пациента из-за риска возникновения пневмонии, обезвоживания, нарушения нормального приема пищи. Одного медикаментозного лечения в таких случаях недостаточно, требуется комплекс логопедических и нейропсихологических коррекционных занятий.

Вы сможете применить полученные знания и навыки в работе с пациентами с дисфагией в:

  • стационарах;
  • реабилитационных центрах;
  • логопедических пунктах;
  • на дому.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание!
Больше нет необходимости сразу отправлять бумажные документы почтой, Вы это можете сделать в любое удобное время.
Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора.
Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет.

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

© 2012-2021, АНО ДПО «УрИПКиП»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону

Учебный план программы повышения квалификации «Дисфагия. Логопедическая работа при нарушениях глотания после инсульта»

Срок обучения: 2 недели.

Наименование модулей и тем

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Модуль I. Нарушения глотания у больных, перенесших инсульт

Как восстановить глотательный рефлекс после инсульта: основные методы лечения

Инсульт – это серьезное заболевание, при котором нарушается кровообращение в головном мозге. При патологии значительно снижается качество жизни, так как человек не может ходить, глотать, обслуживать себя самостоятельно. То, как восстановить глотательный рефлекс после инсульта, досконально знает только доктор. Поэтому пациенту нужна консультация специалиста.

Причины

После инсульта пациенту рекомендуется пройти обследование, что предоставит возможность определения нарушения глотания при инсульте. В присутствии специалистов пациент должен пробно принять пищу, что предоставит возможность определения степени нарушения. В период обследования больного рекомендовано определить сопутствующие симптомы.

Глотательный рефлекс является нарушенным, если в период еды или питья напитков пациент давится. Больной может жаловаться на возникновения ощущения застрявшей еды в горле. Пациент очень медленно принимает пищу и пьет напитки. При этом ему нужно прикладывать большие усилия. Глотание является нарушенным, если у человека выпадает еда и вытекает жидкость во время еды и питья.

В период приема пищи наблюдается возникновение булькающих звуков. Так как человек не может полноценно глотать, то пища остается в той части ротовой полости, которая характеризуется отсутствием чувствительности. После приема пищи у пациентов наблюдается возникновение ощущения кома в горле. Поэтому они стараются его прочистить. В период приема жидкой еды или напитков они вытекают из носа.

Диагностические мероприятия

При возникновении симптомов патологии пациенту рекомендуется пройти осмотр у врача. Специалист проводит пробное кормление больного, что позволяет ему определить симптоматику заболевания и поставить предварительный диагноз.

Для его подтверждения рекомендовано применение дополнительных диагностических методик:

  • Видеофлюроскопии, которая является наиболее информативной при дисфагии.
  • Электромиографии.
  • Фарингеальной или эзрофагеальной манометрии;
  • Пульсовой оксиметрии;
  • Фиброоптической эндоскопичекской оценки глотательного рефлекса.

Диагностика патологического состояния должна быть комплексной, что позволит доктору определить степень нарушений и назначить действенное лечение.

Особенности кормления

При дисфагии пациента рекомендовано правильно кормить, что устранит возможность развития осложнений. Пациентам категорически запрещается одновременно употреблять твердую и жидкую пищу. Для того чтобы устранить возможность попадания пищи в дыхательную систему пациенту изначально дают густую еду.

Если принято решение кормить пациента жидкой пищей и напитками, то ему изначально дают йогурты, кисели, ряженку. Благодаря их особой консистенции обеспечивается увеличение времени до следующего глотка. Обычные жидкие напитки рекомендуется давать больному после полного восстановления глотательного рефлекса.

Пациентам категорически запрещается употребление пищи, которая включает в себя жидкие волокна. Также не рекомендован прием еды с сухой крошащейся структурой. После того, как родственник или близкий покормил больного, он должен осмотреть его ротовую полость. Если остается еда во рту, то ее в обязательном порядке убирают. После приема пищи рекомендовано проводить гигиену полости рта.

Во время еды категорически запрещается торопить больного, так как это может привести к возникновению нервных расстройств. Одну порцию супа пациент может кушать примерно 60 минут. Категорически запрещен прием пищи в положении лежа. Перед едой больного нужно усадить или обеспечить ему полусидячее положение.

Использование зонда

Желудочный зонд – это специальное приспособление, предназначенное для кормления человека, которое применяется при полном отсутствии глотательного рефлекса. Его устанавливают на длительный период (3-4 месяца). Замена новой трубки проводится по истечению трех недель после установки зонда. Новая порция пищи вводится шприцом Жане или специальной системой, которая обеспечивает капельное энтеральное питание.

Кормить пациента через зонд впервые рекомендуется в условиях стационара. Выписка больного проводится с уже установленным зондом. Это позволит восстановить человека в домашних условиях. Благодаря наличию данного приспособления значительно упрощается реабилитационный период. Прописанные доктором лекарства пациенту также дают через зонд, что гарантирует попадание его действующих веществ в организм.

Если при использовании зонда у пациентов диагностируется расстройство перистальтики, то это негативно отображается на восстановлении больного после инсульта. В этом случае больному устанавливают гастротому. Это специальная установка, которая соединяет желудок и окружающую среду. Введение жидкой пищи проводится через внешнее отверстие.

Уход за гастротомой является достаточно сложным. Кроме того, возникает риск развития инфекционного процесса. Именно поэтому во время применения приспособления рекомендуется строго придерживаться рекомендаций доктора. Применение зонда или гастротомы обеспечивает полноценное питание больного после инсульта, что способствует скорейшему выздоровлению.

Методы реабилитации

Восстановление процесса глотания требует применения нескольких методик. Изначально используется компенсаторный прием. Пациента обучают правильно располагать голову и тело во время приема пищи. Больной должен разрабатывать группу мышц, которые принимают участие в процессе глотания.

Для этого больному рекомендовано выполнять специальную гимнастику, которая позволяет восстановить подвижность мышц, а также чувствительность ротовой полости и гортани.

Комплекс упражнений направлен на то, чтобы разработать щеки, небо и язык. В большинстве случаев больным рекомендовано выполнение стандартного комплекса:

  • Пациенту рекомендуется раздуть щеки и удерживать их в течение 15 секунд. После этого возвращаемся в исходное положение. Манипуляция повторяется 5-7 раз за один подход.
  • На следующем этапе нужно поднять кончик языка к небу. При этом рот должен быть закрытым. После возврата в первоначальное положение открываем рот и снова поднимаем кончик языка.
  • Пациент должен регулярно имитировать глотательные движения.
  • Следующее упражнения заключается в произношении звука «ы». При этом нижняя челюсть должна выдвигаться вперед.
  • На следующем этапе пациент должен широко открыть рот, как при зевании.
  • Далее закрываем рот и протягиваем звук «м».
  • При нарушении глотательного рефлекса рекомендовано проведение полоскания ротовой полости.

Выполнение каждого упражнения должно проводиться в несколько подходов. Кратность повторения манипуляций составляет от 6 до 9 раз. Если имеется возможность, то количество повторений регулярно увеличивается.

Запрещено заставлять делать больного манипуляции, которые он не может выполнить. Изначально ему рекомендуется выполнять несколько упражнений с указанным интервалом. Если он полноценно справится с этой задачей, то нужно добавить одно упражнение. Так рекомендуется повторять до тех пор, пока пациент не будет выполнять полный комплекс.

Гимнастика должна проводится до полного восстановления глотательного рефлекса. Для увеличения эффективности упражнений пациентам делают назначение физиопроцедур, которые заключаются в воздействии тока.

Для борьбы с патологическим процессом пациенту рекомендуется проведение медикаментозного лечения. Больному рекомендуются ингибиторы протонной помпы. Препараты являются высокоэффективными у пациентов с повышенной кислотностью. Если параллельно протекает бактериальная инфекция, то рекомендовано применение препаратов с антибактериальным действием. При неэффективности консервативной терапии рекомендовано проведение хирургического вмешательства.

Осложнения

Невозможность глотания приводит к снижению качества жизни пациента. После инсульта у большого количества пациентов теряется способность к проглатыванию даже жидкой пищи. При внимательном и длительном лечении прогноз будет положительным. В противном случае у пациентов могут наблюдаться осложнения.

Пациент длительно и невнимательно принимает пищу, что приводит к некачественному поступлению питательных веществ. На фоне этого у пациента диагностируется резкое снижение веса. В некоторых случаях может диагностироваться обезвоживание организма. Это серьезное осложнение, которое может привести к летальному исходу.

При дисфагии больной часто давится и закашливается. В некоторых случаях наблюдается попадание кусочков пищи в дыхательные пути. Это приводит к осложнениям, которые имеют инфекционный характер. В тяжелых случаях развивается аспирационная пневмония. У пациентов наблюдается появление приступообразного кашля. При несвоевременном лечении патологического процесса развивается воспаление легких.

Если прогноз благоприятный, то восстановление глотательного рефлекса наблюдается по истечению 20-30 дней после приступа инсульта. При значительных нарушениях длительность восстановительного периода значительно увеличивается. Иногда у пациентов отмечается минимизация проблем с глотанием. Но, они остаются на всю жизнь.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что при адекватной терапии глотательный рефлекс восстанавливается у 95 процентов больных. Это объясняется трем, что после инсульта силы организма перераспределяются таким образом, чтобы в первую очередь восстановить жизненно важные функции.

7 советов, как справиться с дисфагией

Сложности с глотанием пищи или жидкости — серьезная проблема для пожилых людей. Часто это связано с дисфагией, которая может вызывать недостаточное поступление питательных веществ, снижением водного баланса и приводить к, так называемой, аспирационной пневмонии.

По подсчетам экспертов, дисфагией страдает 15% пожилых людей и около 68% пациентов, требующих ухода на дому. Дисфагия развивается по многим причинам. Это и возраст, и тяжелые заболевания такие, как рассеянный склероз, рак, болезнь Альцгеймера. Дисфагия может возникнуть на фоне инсульта.

Как ставят диагноз «дисфагия»

Чаще всего дисфагию диагностируют по результатам теста оценки глотания. Его проводит логопед. В ходе теста специалист просит человека проглотить жидкость, в которой содержится контраст (барий). По мере глотания делается рентгенологическое исследование. При этом пациента просят проглотить жидкости разной консистенции: воду, нектар (гуще, чем вода), мед (еще гуще) и пудинг (самый густой вариант).

Если необходимы дополнительные тесты, врач может провести эндоскопическую оценку состояния пищевода, акта глотания, тест силы мускулатуры пищевода или другие визуальные исследования.

Тест оценки глотания под контролем рентгена проводится для того, чтобы понять, есть ли аспирация: попадает ли проглоченная жидкость в легкие, вместо желудка. Аспирация обычно вызывает пневмонию или другие тяжелые заболевания. Если врач видит аспирацию, он даст рекомендации по изменению консистенции пищи и жидкости.

Семь полезных советов, о которых важно помнить

1. Лекарства: какую форму выбрать

Если человек, у которого дисфагия, запивает таблетки водой, необходимо подготовить ее с помощью загустителя. Или, если это возможно, таблетки нужно раздробить и смешать с предварительно размягченной пищей, например, пудингом, яблочным муссом или пюре.

Обычно таблетки на вкус не слишком приятны, особенно, когда они покрыты специальной оболочкой. Но можно жевать их вместе с маленьким кусочком шоколада или чем-то еще сладким, что нейтрализует неприятный вкус.

На некоторых упаковках указано, что таблетки нельзя крошить. Необходимо поговорить с врачом о препаратах, которые нужно принимать: можно ли их мельчить и смешивать с другими продуктами, чем их стоит запивать. Возможно, специалист порекомендует заменить таблетки на жидкую форму препарата. Ее можно легко загустить до консистенции, которую удобно и безопасно глотать.

2. Трубочка: пить или не пить

В зависимости от состояния здоровья человека, специалист по глотанию может объяснить, что использование соломинки для питья у людей с дисфагией — не самая хорошая идея. Если человеку сложно проглотить воду, кажется, трубочка может стать полезным приспособлением. Однако если пить через соломинку, то во рту повышается объем и поток жидкости. На слабые мышцы гортани ложится большая нагрузка, им сложно направить жидкость в «то горло», а это может привести к поперхиванию.

Читайте также:  Использование массажного шарика в коррекции дефектов речи
3. Водный баланс: запасаемся терпением

Правильный баланс жидкости у пожилого человека — важная задача для любого ухаживающего. Если человеку поставлен диагноз дисфагия, всю воду и другие напитки нужно загущать.

Чтобы выпить загущенную жидкость, человеку потребуется больше времени, чем если бы он пил обычную. Поэтому ухаживающему придется запастись терпением и со вниманием отнестись к тому, как болеющий человек пьет. Загущающими агентами могут выступать специальные порошки, агар-агар, пектин. Их можно найти в аптеках или в интернет-магазинах.

4. Мороженое и желе — остались в прошлом

Кажется, что мороженое и желе — это идеальный десерт для пожилого человека, но, если мы говорим о предотвращении аспирации, от этих вкусностей придется отказаться. Дело в том, что во рту мороженое и желе тают и в итоге становятся жидкими. А значит, при проглатывании может появиться риск попадания «не в то горло».

Людям с дисфагией требуется больше времени, чтобы напрячь мышцы языка и челюстей и направить пищу в горло. В результате мороженое и желе успевают растаять и превратиться в жидкость, несущую угрозу аспирации.

5. Питательные вещества — в достатке

Если у человека дисфагия, получить достаточно калорий, а также витаминов, минералов и микроэлементов — это настоящее испытание. Лечебное питание, которое сбалансировано по белкам, жирам и углеводам, может стать хорошей альтернативой обычной пище и даст достаточное количество калорий. Однако его сложно правильно загустить, именно потому что в нем содержится много белка и витаминов. Также в нем очень много сахара и химических веществ.

Но есть другие способы приспособить обычную еду к диете при дисфагии. Например, можно употреблять продукты с большим содержанием жира — греческий йогурт, авокадо, арахисовое масло, кокосовое молоко, мягкий сыр. Их можно добавлять в сладкие и пряные блюда. Они увеличивают калорийность пищи и помогают пожилым людям поддерживать массу тела.

Продукты, которые легко превратить в пюре, — это тыква, бобовые (белая, красная, черная фасоль и т.д.), овощи на пару (цветная капуста, брокколи, шпинат и т.д.), фрукты (бананы, манго и т.д.). В них содержится огромное количество питательных веществ, необходимых пожилому человеку. Из них легко сделать загущенный суп или пюре.

Мороженое и сливки можно взбить и вместе с другими ингредиентами и загустить до нужной консистенции. Молоко, например, можно соединить в блендере с бананом, кабачком или кокосовым маслом, и таким образом приготовить натуральный напиток без химических добавок.

Некоторые нутрициологи могут порекомендовать специальное лечебное питание, белковые порошки и смеси, которые помогут удерживать вес тела. Особенно это необходимо тем пожилым людям, которые наращивают мышечную массу.

6. За обедом с прямой спиной

Людям с дисфагией во время приема пищи или жидкости необходимо сидеть только прямо. Это позволяет еде безопаснее пройти в горло.

Если человек лежит в кровати или сидит в инвалидной коляске или глубоком кресле, необходимо адаптировать спинку кресла или кровати так, чтобы голова человека всегда находилась в прямом положении во время еды.

7. Меньше, но чаще

Если дисфагия возникла на фоне таких хронических заболеваний, как рассеянный склероз или болезнь Паркинсона, чрезмерная утомляемость и слабость заставляют человека есть дольше 15 минут. И это становится просто изнурительным.

Чем сильнее он устал, тем тяжелее ему будет проглотить пищу и жидкость правильно и безопасно. Логопед или нутрициолог могут рекомендовать есть меньше, но чаще в течение дня. Это гораздо лучше, чем попытаться съесть много за один присест.

Диагноз дисфагия выводит уход за человеком на качественно новый уровень, особенно, если у него есть хронические заболевания.

Всегда нужно консультироваться с лечащим врачом, а также специалистами по глотанию и питанию.

В результате инсульта человек не может глотать и не жует – народные рецепты и упражнения, восстанавливающие при дисфагии

Главнейшей причиной смертности в пожилом возрасте на сегодняшний день является инсульт. Эта болезнь представляет собой нарушение кровоснабжения участков головного мозга, что приводит к их отмиранию. В зависимости от пораженных зон серого вещества, у человека нарушаются те или иные функции.

Мозг после инсульта

Чаще всего больной после инсульта не может глотать, двигаться (полностью либо частично), внятно и связно говорить, самостоятельно себя обслуживать в гигиеническом плане. И только после продолжительной реабилитации при посторонней помощи (родственников либо профессиональных сиделок) способности возвращаются в полном или неполном объеме, что зависит от степени и размеров повреждения мозга.

Определение инсульта и дисфагии

Ишемический инсульт являет собой некроз участка головного мозга, который возникает в результате недостаточного кровоснабжения, а отсюда – кислородного голодания. Происходит это из-за закупорки просвета кровеносных сосудов холестериновыми бляшками либо резкого их сужения (спазма). Геморрагический инсульт – это следствие кровоизлияния из сосуда в паренхиму головного мозга, вызванное его разрывом.

Ишемический инсульт

Подавляющее большинство больных после инсульта имеют расстройство глотательной, жевательной и сосательной функции. Это связано с тем, что для возможности глотать последовательно сокращаются множество мышц, обеспечивая безопасное продвижение пищевого комка по ротоглотке. А координируют этот процесс несколько зон головного мозга:

  1. Сначала пища языком перемещается в заднюю часть ротовой полости, за что отвечает XII черепной нерв;
  2. Контакт пищевого комка с задней стенкой ротоглотки запускает механизм закрытия входа в трахею (ведущую в легкие) и дальнейшее продвижение пищи при помощи IX и X черепных нервов;
  3. Далее происходит открытие перстневидно-глоточного сфинктера, перемещение пищевого комка через него и дальнейшее продвижение по пищеводу в желудок, что обеспечивает специальный центр глотания, находящийся в продолговатом мозге.

Видео об анатомических особенностях функции глотания:

Так, затрудненное проглатывание пищи в медицине имеет название дисфагии. В зависимости от тяжести перенесенного инсульта, она имеет разные проявления:

  • Одиночный инсульт коры или подкорковых областей (повреждение небольшой зоны локально) приводит к проявлению дисфагии в течение первых семи дней. При этом в большинстве случаев больные полностью восстанавливают глотательную функцию через 20 дней;
  • При стволовом инсульте развитие дисфагии более вероятно. А для восстановления после латерального синдрома продолговатого мозга необходима интенсивная корригирующая терапия глотания;
  • После множественных инсультов дисфагия более выражена и требует большего объема реабилитационных мер. Возобновление глотательной функции таких пациентов проходит долго и не восстанавливает возможность перорального питания полностью.

Мозг после геморрагического инсульта

Но при любом течении заболевания очень важно знать, как кормить больного после инсульта с нарушением глотания. Если не помочь человеку справиться с дисфагией или нарушать определенные правила кормления, вероятен риск развития осложнений этой патологии.

Осложнение дисфагии

От 65 до 95 процентов людей, перенесших инсульт, страдает дисфагией, которая проявляется в первые несколько дней (до 10). Из них 10% нуждаются в питании при помощи зонда, а 25-35% гибнут.

Помимо очевидной угрозы жизни, больные с нарушенной глотательной функцией, не получающие должного ухода после инсульта, подвержены таким осложнениям:

  • Из-за сложностей с употреблением пищи и жидкости, больной недополучает необходимых нутриентов, что ведет к замедлению многих процессов жизнедеятельности (проявляющихся резким и значительным снижением веса) и обезвоживанию. Это состояние чревато началом катаболических процессов в организме;
  • Из-за нарушения физиологического механизма при дисфагии, защищающего легкие от попадания пищи, частички еды могут проникать в дыхательные пути. Эта патология имеет название аспирации, она опасна развитием легочных инфекций, а отсюда – пневмонией.

Аспирационная пневмония у больных, перенесших инсульт

Так, развитие пневмонии у больных с нарушенной функцией глотания после инсульта происходит в 30-50% случаев. Главнейшей причиной этого является аспирация дыхательных путей содержимым рото- и носоглотки. Такое развитие событий ухудшает прогноз выживания в 2,5 раза. Поэтому чрезвычайно важно знать, как правильно восстановить глотательный рефлекс после инсульта.

Симптомы дисфагии

При дисфагии после инсульта проявления клинической картины зависят от пареза мышечной ткани языка с мягким небом и дисфункции мышц-констрикгоров ротоглотки, что сопровождается таким симптомокомплексом:

  • затруднением жевания и депонированием остатков неразжёванной пищи за щеками, по причине пареза языковых и щечных мышц, нарушающих образование и продвижение комка к корню языка (что называется расстройством функций глотания в оральной фазе);
  • выпадением еды изо рта, связанным с нарушением способности глотать;
  • трудностью с проглатыванием пищевого комка и застревание его в ротоглотке из-за пареза мышц-констрикторов;
  • затруднением проглатывания слюны, а отсюда – слюнотечением;
  • рвотным рефлексом, проявляющимся как срыгивание;
  • поперхиванием слюной, пищей либо жидкостью во время попыток проглатывания, что вызвано их проникновением в дыхательные пути;
  • кашлем либо покашливанием после процесса проглатывания, охриплостью после питья;
  • изменением голосовых характеристик в процессе глотания либо после него, проявляющимся гнусавостью и носовым произношением из-за неполного перекрытия входа в носоглотку при дисфагии, либо осиплостью, связанной с дисфункцией голосовых связок;
  • затруднением или прерыванием дыхания впоследствии проглатывания, а также тахикардией;
  • попаданием еды жидкой субстанции либо питья в нос, вызванным дисфункцией мышечной ткани мягкого неба;
  • жевательной дисфункцией, проявляющейся как отвисание челюсти;
  • длительностью и трудностью приемов пищи, после чего остается чувство застрявшего кома в ротоглотке;
  • желанием прочистить горло после приема пищи при дисфагии.

Появление любого из перечисленных выше признаков свидетельствует о нарушении функции глотания у больного, перенесшего инсульт. Значит, во избежание осложнений необходима коррекция дисфагии.

Аспирация при нарушении функции глотания

Важно! Более чем у 60% больных с нарушенной функцией глотания аспирацию выявляют на этапе развития легочных инфекций (когда имеет место аспирационная пневмония), так как зачастую патология клинически себя не проявляет («тихая» аспирация).

Диагностирование нарушения глотания

У человека, перенесшего инсульт, перед кормлением должна проводиться оценка его глотательных функций. Лечащий врач выявляет дисфагию такими методами:

  • клинико-анамнестическим;
  • клинико-неврологическим;
  • клинико-инструментальным.

Клинико-анамнестический способ выявления нарушенной функции глотания предполагает сбор анамнеза (истории болезни) и осмотр пациента. Сюда входит опрос самого больного и заботящихся о нем людей (родственников или медперсонал) на предмет проявления одного либо нескольких симптомов дисфагии (перечисленных выше). Но жалоб на признаки нарушения глотания после инсульта может и не быть из-за неосознанности самого факта болезни или сниженной чувствительности в ротовой полости. Тогда потребуются объективные тесты.

Клинико-неврологическое обследование заключается в прикроватных клинических исследованиях функции глотания, что является основой диагностики дисфагии. Для этого проводятся:

  1. осмотр неба в спокойном состоянии и при фонации;
  2. диагностирование небной и глоточной функций;
  3. тестирование на глотательные функции.

При этом учитывают признаки: дизартрию и дисфонию, наличие измененного, нетипичного кашля, снижение либо отсутствие глоточных рефлексов, проявление кашля непосредственно за проглатыванием жидкости и изменение голоса спустя минуту.

Если при дисфагии имеют место два и более из перечисленных признаков, опасность аспирации высокая, один предиктор говорит о низком риске, а отсутствие подобных проявлений не подтверждает проникновение пищевых остатков в органы дыхания.

Клинико-инструментальный метод определения дисфагии и аспирации у пациента, перенесшего инсульт, заключается в проведении:

  • Видеорентгеноскопии, представляющей собой рентгеновское обследование органов глотания с применением бария;
  • Трансназальной фиброэндоскопии, заключающейся во введении назо-эндоскопа через ноздрю до мягкого неба, что обеспечивает достаточный уровень видеомониторинга глотательного процесса в реальном времени;

Трансназальная фиброэндоскопия при дисфагии после инсульта

  • Помимо перечисленного, применяют пульсоксиметрию, электромиографию субментальных мышечных групп, а также различные скрининговые тесты.

Подобные диагностические методы позволяют определять консистенцию пищи, допустимую при конкретном уровне дисфагии, удобное положение больного либо метод для безопасного кормления. В результате, помимо выявления патологии, вырабатывается оптимальная схема, позволяющая быстро восстанавливаться после инсульта.

Особенности лечения дисфагии после инсульта

Лечебные мероприятия при дисфагии у пациента, перенесшего инсульт, должны проводиться как можно скорее – до назначения пероральных препаратов и употребления пищи с жидкостью. Для этого в течение суток с момента госпитализации и далее ежедневно до выписки проводятся диагностические скрининги.

Для восстановления глотательных функций обычно требуется от одной до двенадцати недель после инсульта, благодаря функциональной реорганизации моторной коры здорового полушария. Но возможно сохранение признаков дисфагии более длительное время.

Важно! При невозможности восстановления глотательной функции производится кормление через зонд после инсульта. В течение всего реабилитационного периода продолжается лечение медикаментозными средствами, направленное на восстановление поврежденных клеток головного мозга и, соответственно, нарушенных функций организма.

Для поддержки организма после перенесенного инсульта, при невозможности быстрого восстановления глотания, актуально применение:

  • Желудочного зонда, введенного через носоглотку и пищевод к желудку. Так осуществляется безопасная транспортировка лечебного питания в необходимом для больного после инсульта количестве;
  • Гастростомы, которая представляет собой мягкую трубку, введенную через отверстие в животе сразу в желудок. Таким образом в организм доставляется жидкая и полужидкая пища.

Восстановительная методика при дисфагии после инсульта проводится прямыми и непрямыми способами. К прямым относится поиск оптимальной при приеме пищи позы больного, определение густоты питания, соблюдение определенных правил кормления и компенсаторных приемов при глотании.

Правила кормления пациентов с инсультами в домашних условиях заключаются в:

  • тщательной ревизии ротовой полости перед кормлением с целью очищения от скопившегося бактериального налета;
  • должной дезинфекции используемых зубных протезов (дважды в день);
  • кормлении исключительно в сидячем положении с опорой под спину;

Кормление при нарушении функции глотания после инсульта

  • исключении во время еды отвлекающих факторов (разговоров, телевизора и подобных);
  • наблюдении за появлением признаков дисфагии спустя час после еды (в сидячем положении);
  • соблюдении маленькой порционности и увеличении количества приемов пищи;
  • закладывании еды с неповрежденной стороны маленькими дозами медленно из чайной ложечки (металлической);
  • обучении больного самостоятельному приему пищи путем приспособления для этого ложки: удлинения либо утолщения ручки и подобных способах;
  • поворачивании головы при проглатывании еды к поврежденной стороне;
  • подтверждении проглатывания перед следующей порцией;
  • обучении больного жевать, закрыв рот, и подносить еду или питье к середине рта, а также захватывать пищу губами (исключая зубы);
  • тренировке пациента пить из ложечки либо широкой кружки, если нарушена функция всасывания;
  • использовании для питья посуды со специальными приспособлениями (трубочкой либо поильником), которые препятствуют откидыванию головы назад, предупреждая таким образом аспирацию;
Читайте также:  Театральные игры и их роль в коррекции связной речи

Питье при нарушении глотательной функции после инсульта

  • очистке ротовой полости по завершении кормления от пищевых остатков.

Чтобы не затруднять, а наоборот – стимулировать жевание, глотание и выработку слюны, составлять меню больному с инсультом следует с учетом таких рекомендаций:

  • предлагать аппетитно выглядящие и пахнущие блюда, что будет способствовать выработке слюны;
  • добавлять лимонную кислоту в небольших количествах для улучшения глотательных рефлексов;
  • предлагать достаточно теплую еду или комнатной температуры, чтобы больной ощущал ее во рту;
  • поить до либо после приема твердой (полужидкой) пищи;
  • отдавать предпочтение полужесткой пище: запеканкам, йогуртам, овощным и фруктовым пюре, котлетам, кашам и так далее;
  • не поить жидкостью без загустителя (сухого молока, крахмала либо желатина), чтобы избежать аспирации, так как жидкие напитки легко попадают через трахею в дыхательные органы;
  • подобрать приемлемую и безопасную консистенцию блюд: степень мягкости и густоты;
  • изъять из меню продукты с повышенным риском возникновения аспирации: хлеб, печенье и подобные;
  • включать в рацион кисломолочные продукты с сухофруктами для предупреждения запоров;
  • давать больному пищу, содержащую соли магния и калия, к которым относится курага, капуста, гречневая и овсяная каши, изюм и так далее.

Видео о правильном кормлении больного, перенесшего инсульт, для восстановления функции глотания:

Важно! Если человек в результате инсульта не глотает и не жует, народные рецепты и любые другие способы лечения обязательно должны согласовываться со специалистом.

Непрямые методы восстановления глотательных функций у человека, перенесшего инсульт, заключаются в:

  • реабилитационных орофарингеальных упражнениях;
  • стимуляции структур ротоглотки;
  • чрескожной и внутриглоточной электростимуляции;
  • термальной тактильной стимуляции;
  • транскраниальной магнитной стимуляции двигательной зоны ротоглотки;
  • иглорефлексотерапии;
  • поведенческой терапии.

Как видно, способов и рекомендаций для скорейшего, а главное – правильного, восстановления глотательной функции у человека, перенесшего инсульт, достаточно много. Нужно только скрупулезное соблюдение правил и терпение, которые снизят риск возникновения осложнений при дисфагии и ускорят возвращение больного к привычной жизни.

Дифференциация звуков [С] – [Ц]

  • Документы педагога-психолога (2)
  • Адаптация детей в ДОУ (1)
  • Слоговая структура слова (2)
  • Формирование звукопроизношения и развитие фонематических процессов (7)
  • Коррекция звуков речи у детей (постановка, игры, упражнения) (31)
  • Игры и упражнения по обучению грамоте (5)
  • Документация УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДАна 2020 – 2021 учебный год (3)
  • Презентации учителя-логопеда (2)
  • Здоровьесберегающие техногогии в работе учителя-логопеда (10)
  • Консультации, семинары, мастер-классы учителя-логопеда для педагогов ДОУ (2)
  • Конспекты занятий учителя-логопеда (4)
  • Диагностика (5)
  • Консультации учителя-логопеда для родителей (6)

Дифференциация звуков [С] – [Ц]

Дифференциация звуков с — ц

Задание 1.

а) Выдели начальный звук из слогов. Логопед называет слоги, выделяя голосом начальные зву­ки. Дети поочередно называют первые звуки в слогах.

СА —ЦА СУ — ЦУ ЦЫ —СЫ СО —ЦО

б) Выдели последний звук из слога.

АЦ —АС УС —УЦ ИЦ —ИС ЕС — ЕЦ ЫЦ —ЫС ОС —ОЦ

в) Выдели звуки с или ц из звукосочетаний.

АСА —АЦА УСУ —УЦУ ИЦЫ — ИСЫ ЫЦЫ —ЫСЫ

Задание 2. Выдели начальные звуки из слов.

Сад, цап, сок, цок, сук, цукат, цапля, сабля.

Методические указания: логопед называет слог со звуком с. Дети произносят слог со звуком ц, и наоборот. Лого­пед следит за тем, чтобы звуки с и ц произносились коротко, отрывисто.

Образец, ца — ц(са)

СА СУ ЦУ ЦА ЦУ СУ

Задание 3. Произнеси слоги за логопедом, Логопед произносит сразу два слога.

Образец. Логопед: СА — ЦА. Дети: СА — ЦА

СА —ЦА ЦО —СО СА —ЦА АСА —АЦА

СУ —ЦУ ЦА —СА ЦА —СА ОСО —ОЦО

СО —ЦО ЦУ —СУ СО —ЦО УСУ —УЦУ

СЫ-ЦЫ ЦЫ-СЫ СО-ЦО ЫСЫ-ЫЦЫ

Задание 4. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА —ЦА —СА СУ —ЦУ —СУ

СО —ЦО —СО ЦА —СА —ЦА

ЦУ —СУ —ЦУ ЦО —СО —ЦО

СА —ЦА —ЦА —СА ЦА—СА —ЦА —СА

Задание 5. Прослушай слова, а) Выдели начальные слоги. Логопед голосом подчеркивает начальный слог.

Образец. Саня (са), цапля (ца).

Саня, цоколь, сытый, цепи, сало, сани, целый, цыпки, сыпать.

б) Выдели последний слог.

Яйцо, коса, овца, овцы, весы, несу, носы, косы, лицо, кольца, концы.

Задание 6. а) Закончи слово, добавив слог са или ца с опорой на картинки.

Логопед называет часть слова и показывает предметную картинку. Дети должны добавить слог и произнести слово целиком.

Образец. Ли — са (лиса).

Ли —. , ов —. , пти —. , лиси —. , кол­ба —. , куни —.

б) Закончи слово, добавив слог со или цо.

Ли. , коле. , яй. , про. , коль. „

69в) Закончи слово, добавив слог сы или цы.

Be. , паль. , огур. , но. , ножни. , бу. .

г) Закончи слово без опоры на картинку, используй те же слова.

Задание 7. Произнеси слова отраженно. Логопед произносит сразу два слова.

Цап – сам цепь – семь цирк – сыр цапля – санки цепи – сети овца – оса

Задание 8. Произнеси слова отраженно: а) по слогам; б) целиком.

Лисица, сестрица, мастерица, настурция, супни­ца, станция, солнце, гусеница, сахарница, письмо­носец, броненосец.

Задание 9. Рассмотри картинки, назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 10. а) Подними левую руку, если в слове услы­шишь звук с; б) подними правую руку, если в слове услы­шишь звук ц; в) подними обе руки, если в слове услышишь звуки с и ц.

Сад, цветок, сладкий, семицветик, цветик, свето­фор, цукат, царапать, сапог, солнце, свекла, цепь, цистерна, сладкий, скворец.

Слова для объяснения: цистерна.

Задание 11. Рассмотри картинки. Вначале отбери те, в названиях которых слышишь звук с, затем те, в которых слы­шишь звук ц.

Приблизительный перечень картинок: цве­ток, свисток, сахар, цапля, огурец, сумка, салфетка, цапля, птенец, сухарь, курица, цыпленок, стрекоза.

Звуки с и ц в предложениях и связных текстах

Задание 12. Закончи предложения по картинкам и без них. Произнеси предложения целиком.

Зиме конец, летит Курица созывает.

Синица съела. Сахар хранится в.

Лист в книге называется . (страница).

Лису можно назвать . (лисица). Сестру можно назвать . (сестрица).

Задание 13. Произнеси предложения отраженно.

Курица созывает цыплят. На кусты напали гусе­ницы. Синица съела гусеницу. Лисица гонится за зайцем. Лисица греется на солнце. У брата есть сестрица. Соня весело улыбается. Сахар хранится в сахарнице. Зиме конец, летит скворец. Красавица-девица сидит в темнице, а коса на улице.

Задание 14. Закончи предложения по образцу. Произнеси предложения целиком.

Образец. Мама моет Соню. А Саня сам моется.

Мама умывает Соню. А Саня сам . Мама одевает Соню. А Саня сам . Мама раздевает Соню. А Саня сам .

Саня — молодец. Почему Саня молодец? Что ты умеешь делать?

Задание 15. Прослушай рассказы.

Светин сад

Это сад. В саду много цветов. Есть астры и на­стурции, цикламены, ноготки и ромашки. Света це­лый день в саду. Она сама поливает цветы. Краси­вый у Светы сад.

Какие цветы у Светы в саду? Перескажи рассказ, как запомнил.

Цветик-семицветик

Света нарисовала цветок. У цветка семь лепест­ков. Каждый лепесток она раскрасила разноцветны­ми карандашами. Один лепесток синий, другой . Назвала Света свой цветок «цветик-семицветик».

Назови остальные цвета. Как назвала Света свой цветок? Почему она назвала свой цветок «цветик-семи­цветик» ?

Нарисуй и ты такой цветок. Перескажи рассказ, как запомнил.

Гусеницы

В огороде гусеницы напали на капусту. Виталик принес цыплят и пустил их на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Скоро они склевали всех вредителей.

Кто напал на капусту? Кто спас огород? Кого называют вредителями? Перескажи, как запомнил.

Городок для птиц

Это городок. Он для птиц. В нем поселились утки, гуси, куры и цыплята. У всех свои домики. С восхо­дом солнца приходят работницы. Они убирают в до­миках, кормят всех птиц, а потом собирают в гнез­дах яйца. Хорошо живется птицам в своем городке.

Для кого городок?

Кто поселился в городке?

Кто заботится о птицах?

Когда приходят работницы?

Что работницы делают в городке?

Как живется птицам?

Перескажи, как запомнил.

Зимой

Зимой солнце светит мало. Везде снег. На деревь­ях вместо листьев хлопья снега. Голодно птицам. Синицы жмутся к домам.

Перескажи, как запомнил.

Зимой

Наступила зима. Везде снег. На солнце снег ис­крится всеми цветами радуги. Морозно. Но синицы не унывают. Они летят к домам и находят корм. Де­ти позаботились о синицах.

Перескажи, как запомнил.

Задание 16. Вспомни оба рассказа про зиму. Перескажи тот, который больше понравился. Почему тебе понравился именно этот рассказ?

Задание 17. Прослушай рассказы. Перескажи, как запом­нил.

Заяц и лиса

Сидит заяц у сосны. Видит — бежит лисица. Заяц — в кусты, А лисица тут как тут. Цап — и унес­ла лисица зайца.

Лиса и заяц

Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу — и в кусты. Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и лиси­ца. Целый день гонялась лисица за зайцем. Но так и не поймала. Молодец заяц!

Почему заяц молодец?

Задание 18. Вспомни рассказы «Заяц и лиса», «Лиса и заяц». Какой рассказ тебе больше понравился? Почему?

Задание 19. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил.

Молодец, Саня!

Саня всегда помогает маме. Сегодня утром он взял ведро и пошел за водой. Он опустил ведро в колодец и набрал водицы. Принес Саня водицу домой. Мама обрадовалась и сказала: «Молодец, Саня!»

Как Саня помог маме? Почему Саня—молодец?

Симина сестрица

У Симы есть маленькая сестра. Сима называет ее ласково сестрица. Сестрица не умеет сама умы­ваться. Сима ее умывает. Сестрица не умеет сама одеваться. Сима ее одевает. Сестрица не умеет сама обуваться. Сима обувает сестрицу. А сестрица ра­дуется и улыбается Симе. А когда Сима с ней иг­рает, сестрица громко смеется.

Как называет Сима свою сестру?

Что не умеет делать сестрица?

Любит ли сестрица Симу?

Как ты догадался, что сестрица любит Симу?

Скворец

Наступила зима. На улице стужа. Вышел отец на крыльцо и увидел птицу. Птица сидела на снегу и не улетала. Это был скворец. Скворец совсем замерз. Отец принес скворца в дом и дал ему зерна и води­цы. Отец сделал скворцу клетку, а в клетке смасте­рил лестницу. Теперь скворец живет в клетке, пры­гает по лестнице и весело напевает.

Кого увидел отец на снегу?

Почему скворец остался на зиму?

Как помог отец скворцу?

Вспомни, какие птицы прилетают в среднюю по­лосу на зиму (синицы, снегири).

Огурец и капуста (шутка)

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал раздеваться на берегу — раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками.

Почему кочан капусты долго раздевался?

Почему огурец покрылся пупырышками?

Цапля и лиса

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилась за ля­гушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. А цапля успокоила своих птенцов.

Кто жил на болоте? Кто был у цапли? Кто был у лисицы? Что делала цапля? Что делала лисица? Как закончился рассказ?

Расскажи: а) только про лисицу; б) только про цаплю; в) перескажи рассказ целиком.

Задание 20. Прослушай пословицы, поговорки. Запомни (по выбору логопеда).

Логопед разбирает смысл пословиц и поговорок. В даль­нейшем, при пересказе текстов, необходимо напомнить детям, чтобы они не забывали пользоваться соответствующими пос­ловицами и поговорками.

Заяц уже сед, натерпелся бед. Собака за зайцем, а заяц за волей бегут. Заяц-трус—и тот охотиться любит. Без собаки зайца не поймаешь. Родной куст и зайцу дорог. Примостился, как кот. на солнце. (Поговорка.)

Косится, как среда на пятницу. (Поговорка.) Не бойся трудиться, пусть работа тебя боится. На вся­кий цветок пчела садится, да не со всякого цветка поноску берет.

Слова для объяснения: примостился, натерпел­ся, поноска.

Задание 21. Прослушай загадки. Заучи их. Умей загады­вать товарищам. На шесте дворец, Во дворце певец. А зовут его . (скворец).

Чем больше колец, Тем старше жилец.

Сидит красавица в темнице, А коса на улице.

Что за девица? Ни швея, ни мастерица, Ничего себе не шьет, А в иголках целый год.

(Елка.) (А. Рождественская.)

Два конца, два кольца, А посередине гвоздик.

Задание 22. Прослушай стихи. Выучи любое наизусть.

Две синицы

Две синицы прилетели на сосну.

Две синицы засвистели про весну.

Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

На лугу

Сверкает солнце в синеве,

Под ним цветы красуются.

А почему же так в траве

Несется звонкий крик:

А ну! Внимание! Внимание!

Сегодня по прыжкам в длину

У них соревнование. (И. Беляков

Читайте также:  Сценарий логопедического праздника в школе 8 вида

Сережа и гвозди

Сотрясается весь дом: Бьет Сережа молотком. Покраснев от злости, Забивает гвозди. Гвозди гнутся. Гвозди мнутся, Гвозди извиваются, В стенку не вбиваются . (В. Берестов.)

Все ли спят?

Круглолицый, молодой Ходит месяц над водой, Над лесами, над садами, Над мостами с поездами. Смотрит в окна на ребят, Проверяет: Все ли спят? (Л. Клюев.)



Произнеси по слогам слова: красуются, волнуются, соревнуются, соревнование, кругло­лицый.

Мы ходили по грибы, Растеряли все грибы.

Зайца испугались. А потом смеялись —

Схоронились за дубы, Зайца испугались!

Как понимаешь слово схоронились?

Каким другим словом можно заменить его?

Дуб

Дуб дождя и ветра Весь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,

Страшно простудиться? Значит, закаленный.

Заяц закаляется!

Заяц не боится — Зорьке улыбается.

Возле озера резвится. Заяц закаляется!

Игра «Путаница»

Цель. Закрепление звуков с, з, ц. Методические указания к игре.

Первый вариант. В игре могут участвовать три ребен­ка. Каждый получает свое Задание, например: найди кар­тинку, в названии которой слышишь звук с, и закрой картин­ку синим кружочком; найди картинку, в названии которой слышишь звук ц, и закрой ее белым кружочком.

У каждого ребенка в зависимости от задания набор цвет­ных кружков, которые готовит заранее логопед.

Выигрывает тот ребенок, который быстрее всех и правиль­но выполнит Задание.

Второй вариант. Может и один ребенок получить два-три задания, например: найди картинки, в названии ко­торых слышишь звук с, и закрой синими кружочками; найди картинки, в названии которых слышишь звук з, закрой их зелеными кружочками, со звуком ц — белыми кружочками; скажи, что неправильно нарисовал художник.

Источник: Ефименкова Л, Н. Коррекция звуков речи у детей: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1987.—200 с.

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Урок «Дифференциация С-Ц»

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ц В СЛОВАХ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ

(конспект занятия во 2 классе)

ЦЕЛЬ: научиться дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

а) обучать детей дифференцировать буквы и звуки С-Ц;

б) формировать навык составления связного высказывания.

а) развить навыки фонематического восприятия: анализа и синтеза;

б) развитие активного словаря;

в )уточнение и сопоставление звуков в произвольном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие;

г) умение дифференцировать звуки на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;

в) развитие общей моторики;

г) развитие логического мышления.

а) воспитание речевой активности детей на занятиях;

б) воспитание навыков прогнозирования.

Оборудование : мозаика букв С-Ц, буквы С – Ц (запись на доске); зеркала по количеству детей, картинки с героями; предметные демонстрацион­ные картинки; набор словосочетаний, текст рас­сказа; мультимедийное оборудование.

Ход занятия .

Оргмомент (развитие зрительного восприятия).

Л.: Сегодня на уроке мы будем сравнивать звуки двух букв. А что это за буквы, угадайте! (дети узнают в мозаике буквы С, Ц).

Л.: Молодцы! Это буквы С и Ц.

Буквы выведены на экран.

2. Итак, звуки каких букв мы будем сравнивать на занятии?

II . Основная часть

1. Сравнительная характеристика звуков С – Ц.

Л.: Как свистит насос? Как стрекочет кузнечик? (дети смотрят в зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику) (Дети произносят перед зеркалами звуки С-Ц, рассматривают их артикуляцию. Дают характеристику зву­ков).

С – согласный, глухой, твердый, свистящий

Ц – согласный, глухой, твердый, свистящий

2. Чтение слоговых таблиц

Л.: Прочитай слоги (выведены на экран)

СА – СА – ЦА ИС – ИЦ – ИС ЦО – ЦО – СО СУ-СУ-ЦУ

СЫ – СЫ – ЦЫ АС – АЦ – АС УС – УЦ – УЦ ЫЦ-ЯЦ-ЮЦ

(читают хором, затем по столбикам индивидуально)

3. Знакомство с героями занятия

Л: Очень тихонько к нам пришли гости, кто же это? Точно, это сказочные персонажи Снегурочка и Заяц. Они спешат на новогодний бал. Но без нашей помощи им не добраться. Дело в том, что их транспорт поломался. Каждая наша маленькая помощь, восстановит его (за каждое задание срывается по одному закрытому листку в слове «сани» и обязательно должна быть упряжка, т.о. получится 5 заданий) .

Л.: Поможем справиться с заданиями?

Л.: Какой первый звук слышим у снегурочки и последний у зайца? (Чёткое произнесение детьми слов с акцентом на нужное положение, выделение звуков).

Картинки: СНЕГУРОЧКА, ЗАЯЦ

Л.: Подскажите мне пожалуйста: чем буквы отличаются от звуков? (проговаривания правила)

4. Развитие фонематического восприятия (развитие анализа и синтеза)

Л.: Снегурочка хотела вам рассказать пословицу, да вот беда, запамятовала. Давайте мы ей поможем. Соберите все снежинки с буквами, которые находятся в кабинете. Выделите первые звуки в картинках, и соберите пословицу (дети собирают снежинки со стен, окон и др., а затем выделяя первый звук ставят его). Объясните смысл пословицы.

Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет.

Открываем букву С

5. Дифференциация С-Ц в словосочетаниях (индивидуальная работа: ученикам называется существительное из 2 столбика – они подыскивают прилагательное из 1).

Л: Зайка предлагает нам поиграть в «сыщиков». Он распределил слова по двум столбикам. Составьте словосочетания из слов 1-го и 2-го столбиков (К данным словам-на карточках- подберите слова – признаки. Запишите их. Подчеркни с одной чертой, ц двумя чертами.

Свежего, сухих, Крыльцом, пуговицу,

старым, смелый, цветов, кольце,

синюю, о красивом. огурца, боец.

Открываем букву А

6. Развитие логического мышления

Л.: Помогите снегурочке и зайке отгадать загадки.

Кто всех пугается, Квохчет, квохчет, кудахчет

Под кустом спасается, Всех детей собирает.

На зуб волку попадается? (Заяц) (Курица)

В ночь ему не спится,

В зеркало глядится. (Месяц)

Открываем букву Н

Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

8. Дифференциация С – Ц в предложениях (каждый называет по одному предложению и исправляет в нём ошибки)

Л: Снегурочка учит зайца грамоте. Но заяц не очень хороший ученик и допустил много ошибок при письме. Нам нужно найти и исправить эти ошибки при записи букв о которых мы сегодня говорим. Запись в тетрадях.

У куцта свистит синиса. Лисица ссапала сыпленка. На сухой цкале расцвел светок. Овса отстала от своего стада.

Открываем букву И

Л.: Посмотрите вот и транспорт появился (дети проговаривают слово «сани» ). А как же они без упряжки поедут? Нам надо выполнить последнее задание.

9. Дифференциация С – Ц в тексте.

Л,: Снегурочка, для своих друзей, написала письмо, в котором поведала о перелётных птицах. Но по пути, из-за сильных метелей письмо отсырело и буквы исчезли. Давайте вместе восстановим письмо. Вставь пропущенные с или ц .

На..тупила о..ень. Многие пти..ы улетают на юг. Они летят ..елыми ..таями. На юге ..елые дни ..ветит яркое ..олн..е. На лугах ..ветут ..веты. Когда на..тупит ве..на, перелетные пти..ы ..нова вернут..я в родные края.

Л.: Анализ текста: О ком говорится в тексте? Когда они улетают? Куда они улетают? Когда птицы возвращаются?

Открывается картинка с упряжкой

Вот теперь наши герои точно доберутся вовремя на новогодний бал. Давайте пожелаем им зелёного света в пути!

III . Итог занятия

Л.: Припомните тему занятия.

– Назовите из рассказа слова со звуком, для которого под­ходит следующая характеристика: согласный, твердый, глухой (дети называют слова).

– Вспомните свою работу на уроке и оцените её, нужным цветом светофора.

Благодарю за интересное занятие.

З и м о й с о л н ц е ч т о м а ч е х а с в е т и т н о н е г р е е т

Ссылка на основную публикацию