Воспитание высших форм фонематического анализа у дошкольников

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
ns.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха. Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости – ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте. Несомненно, эта необходимость возрастает у детей с нарушением фонематического восприятия. Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты и может повлечь возникновение вторичных дефектов (заторможенность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы). Таким образом, решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе. Актуальной является разработка наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа – необходимой ступени к овладению грамотой. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Таким образом, процесс обучения звуковому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации. Работая на логопункте, я столкнулась с тем, что все существующие программы, например: программа Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной, предназначены для работы в логопедических группах. Я попробовала разработать систему занятий по формированию навыков фонематического анализа и синтеза для работы с детьми в условиях логопункта.

Цель : формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

– сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;

– развить у них полноценный фонематический слух и , с помощью специальных приёмов, научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

– сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово – из слогов (синтез);

– на основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Предназначена для работы с детьми 5-6-ти лет.

Может реализовываться в следующих видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой

Цель обследования : выявление состояния фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Методика обследования адаптирована на основе рекомендации авторов:

Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой.

Методика исследования включает следующие разделы:

Раздел I . Исследование состояния фонематического анализа.

А) Исследование простых форм фонематического анализа.

Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.

Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.

В) Исследование сложных форм фонематического анализа.

Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.

Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.

Задание № 3. Определение места звука в слове.

в) начало, середина, конец

Задание № 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.

Задание № 5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.

Задание № 6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.

Раздел II. Исследование фонематического синтеза

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Для проведения обследования используются задания (см. Приложение№1 )

Занятия по формированию навыков фонематического анализа и синтеза можно условно разделить на три этапа:

1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И -горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы — нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

Используются следующие игры и упражнения ( смотри Приложение 2 ).

2.В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласный + согласный, прямые слоги типа согласный + гласный, а затем слов СГС (например: лак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные).

Используются следующие игры и упражнения (смотри Приложение 3).

3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:

различать изученные звуки;

знать гласные звуки первого ряда и звук И;

знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные

признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость); о выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);

определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

определять линейную последовательность звуков в слове; о определять количество звуков в слове.

Знания детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры, определять последовательность слогов в слове и их количество.

Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.

В процессе этих занятий дети учатся понимать термины «слово», «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Используются следующие игры и упражнения ( смотри Приложение 4).

На последнем этапе проводится повторное обследование, с целью выявить динамику формирования навыков фонематического анализа и синтеза.

Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Окунева Светлана Евгеньевна

Известно, что одним из главных этапов становления у ребенка грамотной речи является правильное произношение речевых звуков. В раннем возрасте ребенок произносит слова искаженно, неточно, сложно происходит формирование фонематического восприятия . Такие речевые расстройства в большинстве случаев негативно влияют и на развитие умственных способностей, а впоследствии снижают его успеваемость в школе, приводят к школьной дезадаптации. Здесь важно акцентировать внимание на становлении фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, что впоследствии благоприятно влияет на грамотное овладение чтением и письмом, способствует более успешному обучению в школе. Уже к шестилетнему возрасту ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, осознавать звуковую сторону речи , поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо попытаться сформировать достаточный уровень общего развития и умственных способностей, практически ознакомить детей со звуковой стороной слова.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Окунева Светлана Евгеньевна

Features of the formation of phonemic perception in preschool children

It is known that one of the main stages in the formation of literate speech in a child is the correct pronunciation of speech sounds. At an early age the child pronounces the words in a distorted, inaccurate way, it is difficult to form a phonemic perception . Such speech disorders in most cases negatively affect the development of mental abilities, and subsequently reduce his academic performance at school, lead to school disadaptation. Here it is important to focus on the formation of phonemic ideas, phonemic analysis and synthesis, which subsequently favourably affects the literacy of reading and writing, contributes to more successful schooling. By the age of six, the child must correctly pronounce all the sounds of its mother tongue, be aware of the sound side of speech , therefore, at the preschool age, it is necessary to try to form a sufficient level of general development and mental abilities, practically familiarising the children with the sound side of the word.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников»

Окунева Светлана Евгеньевна

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Известно, что одним из главных этапов становления у ребенка грамотной речи является правильное произношение речевых звуков. В раннем возрасте ребенок произносит слова искаженно, неточно, сложно происходит формирование фонематического восприятия. Такие речевые расстройства в большинстве случаев негативно влияют и на развитие умственных способностей, а впоследствии снижают его успеваемость в школе, приводят к школьной дезадаптации. Здесь важно акцентировать внимание на становлении фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, что впоследствии благоприятно влияет на грамотное овладение чтением и письмом, способствует более успешному обучению в школе. Уже к шестилетнему возрасту ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, осознавать звуковую сторону речи, поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо попытаться сформировать достаточный уровень общего развития и умственных способностей, практически ознакомить детей со звуковой стороной слова.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематические способности, речь, развитие речи, дошкольники.

Родной язык как средство и способ общения и познания является одним из самых важных завоеваний ребенка в дошкольном детстве. Это тот идеальный период, когда происходит усвоение речи. Чем выше уровень овладения родным языком достигается ребенком к 5-6 годам, тем, как правило, он может быть более успешен на более поздних возрастных этапах.

В современном мире возрастает количество детей с нарушением фонематических способностей, поэтому необходимо уделять особое внимание формированию фонематического восприятия, нарушение которого негативно влияет на развитие звукопроизношения, что впоследствии затрудняет успешное обучение в школе.

У детей с нарушенным фонематическим восприятием в речи искажаются многие звуки, даже те, которые они могут произносить правильно. Для таких детей характерно изменение звуковой и слоговой структур слова, которое проявляется в повторении звуков в словах, пропусках или перестановках звуков или слогов в словах и т.д. Правильное и своевременное фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

При формировании фонематического восприятия необходимо делать акцент на становление таких фонематических процессов, формирующихся на его основе, как фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, что впоследствии благоприятно влияет на грамотное овладение чтением и письмом.

Одним из важных условий при поступлении в школу является владение грамотной развернутой речью, умением правильно излагать свои мысли, формулировать предложения и т.д. Многие ученые говорили о прямой зависимости между возможностями овладения грамотой и уровнем речевого развития (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше и др.). Немаловажная роль в этом принадлежит воспитателю ДОУ, который должен

попытаться сформировать у дошкольника психологическую готовность к школе, достаточный уровень общего развития и умственных способностей, практически ознакомить детей со звуковой стороной слова.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохиа, Г.А. Тумаков и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонематических особенностей влияет на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Поэтому ребенку, который владеет фонематическим восприятием, грамматически правильной речью, умеет читать будет, легче адаптироваться к новым школьным условиям.

К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Эти слова говорят о том, что для правильного и своевременного освоения школьной программы дошкольников необходимо обучать звуковому анализу и синтезу, которые должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием называют способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) [2].

Фонематическое восприятие постепенно развивается с младенческого возраста, когда ребенок начинает реагировать на звуки, затем отзывается на сказанные слова, на интонацию слова. К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Затем происходит бурное развитие фонематического восприятия, что служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Вестник КГУ А 2017

© Окунева С.Е., 2017

Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников

Нарушение фонематического восприятия оказывает негативное влияние на становление звуко-произношения, затрудняет звуковой анализ, без которых невозможно успешное школьное обучение. На формирование правильного произношения звуков, слогов влияет способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. определённый уровень развития фонематического восприятия. При помощи аналитико-синтетической деятельности дошкольник сравнивает свою речь с совершенной речью взрослых. Недостаточность анализа и синтеза оказывает влияние на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического восприятия достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического восприятия, при которых дети могли бы делить слова на звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия фонематическим восприятием [3].

Процесс формирования фонематического восприятия является достаточно сложным. Здесь требуются колоссальные усилия всех участников этого процесса – воспитателей, родителей и самих детей. У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому важно подбирать и использовать игры, направленные на развитие фонематических способностей.

На сегодняшний момент взрослые уделяют недостаточно времени играм, которые оказывают важную роль при формировании фонематического восприятия. Поэтому необходимо разработать определенную систему игровых приемов, способствующих формированию фонематического восприятия.

Так, в период от рождения до 6-7 месяцев особая роль принадлежит родителям. Именно они, а в частности, мать проводит большую часть времени с малышом. Младенец воспринимает слова, произнесенные взрослым, только по интонации, содержание слова ему не понятно. Мать должна быть более мягкой в общении, чаще улыбаться и не повышать голос.

Позже, примерно до 2-х летнего возраста, ребенок начинает понимать свою и чужую речь, но не видит существенных ошибок. Задача матери в это время говорить медленно, внятно, проговаривая сложные слова по слогам; включать в общение с ребенком игровые моменты, направленные на формирование фонематического восприятия. Например, использовать игру «Поймай звук (букву)». Ребенок должен хлопком в ладоши или прыжком на месте показать, что услышал заданный звук (букву) взрослым при чтении.

В период 2-3-х летнего возраста происходит совершенствование речи ребенка, он начинает слышать и воспринимать ошибки в своей и чужой речи. Взрослые должны делать акцент на громкость, скорость звучания речи, говорить детям различные слова с похожи звуками, уделяя внимание значению произносимых слов. Например, слова «коза-коса», слышатся и произносятся почти одинаково, но при медленном произношении, взрослые должны акцентировать свое внимание и внимание ребенка на различии в звуках и в значении этих слов, возможно, добавляя другие слова («коза рогатая, длинная коса»).

Примерно к 4 годам у ребенка складывается определенное отношение к собственной речи, он начинает на слух воспринимать большинство звуков родного языка, он внимательнее прислушивается к речи взрослого, вслушивается в чтение книг и т.д. Здесь можно использовать такие игры, как «Кто подал голос?» (продемонстрировать звуки различных животных), «Говорю тихо/ громко» и т.д.

К 5 годам процесс формирования фонематического восприятия заканчивается. Ребенок должен не только слышать, но и правильно произносить все звуки родного языка. А уже к 6-7 годам наступает полное осознание звуковой стороны речи [1]. Именно этот период представляет для нас интерес.

Изучив данную проблему в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что благодаря своевременному формированию фоне-магического восприятия, ребёнок впервые учится различать разнообразные фонематические элементы речи, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором для выработки этих элементов в его собственном произношении. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать различия в фонемах родного языка, он стремится исправить ошибки в произношении других.

Наше экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 14 города Ельца», МБДОУ «Детский сад № 39 города Ельца», МБДОУ «Детский сад № 40 города Ельца», МБДОУ «Детский сад «Тополек» села Казаки Елецкого района». Всего в эксперименте участвовали 90 детей старшего дошкольного возраста.

Задачами экспериментального исследования являлось изучение особенностей формирования фонематического восприятия и выделение критериев, уровней и показателей фонематического восприятия.

В качестве критериев оценки уровня развития фонематического восприятия у дошкольников нами были выделены:

– способность к определению наличия заданного звука в слове;

– способность к выделению слова с заданным звуком из ряда других слов;

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

– способность к выделению слова с заданным звуком из фразы;

– определение частоты повторения звука в словах.

Полученные нами результаты по уровню сфор-

мированности фонематического восприятия у детей 7-го года жизни позволили сделать следующие выводы:

1. Большинство детей (54%) затрудняются определить заданный звук в слове.

2. Дети затрудняются в выделении заданного звука из ряда других слов. Более половины детей (54%) с заданием не справились, лишь 6% детей имеют высокий уровень по данному показателю.

3. Выделение слова с заданным звуком из фразы вызвало у детей наибольшее затруднение. 67% детей показали низкий уровень по данному показателю, всего лишь 20% имеют средний уровень. Необходимо отметить, что многие дети называли не конкретное слово, а словосочетание, в котором искомое слово встречалось. Такой ответ мы расценивали как неправильный.

4. Основная ошибка большинства детей при выполнении задания на определение частоты повторения звука в заданных словах состояла в том, что они называли слишком большое количество звуков, иногда пропуская тот, частота встречаемости которого была наибольшей. Однако дети справились с этим заданием успешнее, чем с другими (более половины детей (53%) показали средний и высокий уровни (33% и 20% соответственно).

В общем можно констатировать, что фонематическое восприятие у детей 6-7 летнего возрас-

та развито недостаточно. Это подтверждается полученными результатами: более половины детей имеют низкий суммарный уровень сформирован-ности фонематического восприятия по выделенным критериям (55%), 32% обследованных детей имеют средний уровень, 13% – высокий уровень. Причина этого, на наш взгляд, в отсутствии целенаправленной работы по формированию фонематического восприятия на специальных занятиях по развитию речи.

Таким образом, при наличии целенаправленной работы и при правильном, своевременном развитии фонематического восприятия будет более успешным процесс овладения грамотой и письмом в школе. Здесь требуются колоссальные усилия всех участников этого процесса – воспитателей, родителей и самих детей. Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому взрослые должны подбирать и использовать игры, направленные непосредственно на развитие фонематических способностей.

1. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. -223 с.

2. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с.

3. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1995. – 168 с.

Формирование фонематического восприятия анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

Разделы: Логопедия

В настоящее время в связи с Федеральными государственными требованиями необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья в речевых группах создать условия для успешного усвоения общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Основную массу логопедических групп составляют дети с общим недоразвитием речи. Это дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы — фонетика, лексика и грамматика.

Многие исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи, ведущей причиной ошибок на письме и в чтении. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематического восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Зная, что развитие фонематических процессов, одна из важнейших задач для педагогов, и понимая важность данной работы, мы начали углубленно работать по теме: “Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников с ОНР”

В свою очередь, работая в речевой группе, мы заметили, что, несмотря на целенаправленную работу по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза на занятиях и в свободной деятельности, дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова. А накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.

По нашему мнению, это связанно с некоторыми особенностями детей с ОНР. Дети данной категории отличаются не только низким уровнем речевого развития, но и недостаточно сформированными психическими процессами: низкой концентрацией внимания, небольшим объемом памяти, отсутствием контроля за чужой и собственной речью. Кроме того, дети данной категории нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание. К таковым, относятся: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность, обидчивость и пр. Поэтому традиционные виды работы по развитию фонематического слуха, оказываются недостаточными для детей данной категории.

Реализуя поставленные задачи, мы пришли к выводу, что работа по данному виду деятельности, должна проходить более углубленно, более комплексно. Учитывая вышесказанные специфические отклонения высших психических функций, мы решили интегрировать упражнения и различные виды игр по развитию фонематического слуха во все области непосредственной образовательной деятельности.

В результате такой ежедневной, целенаправленной комплексной работы воспитанники овладели фонематическим анализом и синтезом быстрее и лучше предыдущих выпускников.

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры по развитию фонематических процессов, которые мы адаптировали для использования при организации непосредственной образовательной деятельности детей в различных областях.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза в образовательной области “Познание”

1. Игра “Магазин без продавца”

Цель. Закрепить понятие о количестве; развитие навыков звукового анализа – определение последовательности и количества звуков в слове.

Оборудование. Игрушки на определенные звуки – разные товары и вещи разной формы, карточки с определенным звуком и формой.

Описание игры. В магазине (на столе воспитателя) расположены разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Воспитатель дает ребенку карточку- чек на которой написана буква ( А. П. С. У. К. и.т.д.) и фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Ребенок-покупатель выбирает предметы соответствующей формы и на заданный звук. Он получает покупку, если правильно найдет звук в слове и опишет форму товара.

2. Игра “ У кого столько же?”

Цель. Закрепить счет, упражнение в нахождении равенства, формирование фонематического слуха.

Оборудование. Карточки с кружками, карточки с картинками или предметы, игрушки.

Описание игры. Дети (подгруппа детей) сидят за столом. Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта (или предмет). Взрослый называет предмет. Дети повторяют слово по слогам и отхлопывают. Ребенок у которого на карточке столько же кружков поднимает карточку. Например, слово кот – карточка с одним кружком.

3. Игра “ Наседка и цыплята”

Цель. Закрепить понятие о количестве, развитие фонематического слуха и восприятия.

Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят, музыкальный молоточек

Описание игры. Два стола составить вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу. Цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи – пи- пи)

Развитие фонематического анализа и синтеза при организации непосредственной образовательной деятельности детей в образовательной области “Физическая культура” и на прогулках

1. Игра “Чай – чай – выручай”

Цель. Развивать внимание, координацию движений, быстроту движений, автоматизация звука (Ч).

Описание игры. Дети встают в круг. Выбирается водящий по считалке. Если много детей то 2-3 водящих. Тот, кого осалили, останавливается на одном месте, разводит руки в стороны и повторяет слова “Чай- чай – выручай”. Другие игроки по желанию могут рискнуть и выручить осаленного, коснувшись его рукой. В этом случае он возвращается в игру. Но выручающий рискует тоже быть осаленным, так как водящий, как правило, не отходит далеко от осаленных. Игра заканчивается, когда водящий осалит всех. Новый “вода”, выбирается считалкой или по жребию.

2. Игра “Тише едешь – дальше будешь”

Цель. Закрепление произношения звука (Ш), развитие фонематического слуха, Развитие внимания, координации движения, быстроты движения.

Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий “вода”. Все играющие выстраиваются в одну линию, метрах 20 от водящего. “Вода” поворачивается к ним спиной, лицом к стене, столбу или другому предмету, который обозначает границу игровой площадки. “Вода” громко произносит слова “Тише едешь – дальше будешь! Стоп!” и резко поворачивается лицом к играющим. Пока он говорит, игроки бегут к нему. Но как только прозвучало слово “Стоп!”, они должны остановиться и замереть. Если в тот момент, когда водящий повернулся, кто-то из игроков продолжает двигаться, “вода” отправляет его обратно к линии отсчета. Еще в течение нескольких секунд “вода” смотрит на играющих. Если за это время кто-то из них пошевелится, его также отправляют назад. Игра заканчивается, когда самый быстрый и ловкий касается рукой “воды” В этом случае он сам становится на место “воды” и игра повторяется.

3. Игра “Жмурки с голосом”

Цель. Развитие слухового внимания, определения направления звука в пространстве, развитие координации движения.

Описание игры. Водящий выбирается по считалке. Ему завязывают глаза повязкой. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал Если водящий угадал, дети меняются местами

4. Игры с мячом

Цель. Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза, формирование фонематического восприятия умение выделять заданный звук в слове, формирование слоговой структуры слова, совершенствование умения придумывать слова с заданным количеством звуков и слогов, активизация словаря по теме.

Описание игры. Дети стоят в круге (можно играть с одним ребенком при индивидуальной работе). Взрослый задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос.

  1. Назови сколько в слове звуков (лук, суп, луна . и. т. д.)
  2. Назови слово на первый звук.
  3. Отстучи мячом количество звуков в слове (кот, сом, окно. и.т.д.)
  4. Какой по счету в слове звук “Ш” (шапка, шубка, шмель, мыши, тушь. и.т.д.)
  5. Сколько в слове гласных (согласных звуков)
  6. Придумай слово с 3-мя, 4-5 звуками.
  7. Подбери слова со звуком “Р” (впереди, конце, середине слова)
  8. Отхлопай сколько слогов в слове
  9. Назови предметы в группе, начинающиеся на первый звук “А” “О” “У” “Ш” “С” “Р”. и.т.д.
  10. Какой звук в слове (БАК) первый – ( звук “Б”-согласный, твердый, звонкий. и. т. д.)
  11. Определение последовательности и количества звуков в слове
  12. Сколько звуков в слове (Кукла?)
  13. Какой первый, второй. пятый звук?

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза в непосредственной образовательной деятельности детей в области “Безопасность”.

1. Игра “Светофор”

Цель. Развитие слухового внимания, координации движения, развитие общей моторики, обогащение словаря, согласование числительных с существительными и прилагательными, закрепление знаний детей о светофоре и Правилах дорожного движения

Оборудование Светофор, рули

Описание игры. Дети стоят в круге. Взрослый читает стихотворение.

Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор

Дети произносят слово “светофор”, хлопая 3 раза в ладоши (отхлопывают слоги)

Взрослый показывает “светофор” и говорит.

У него больших три глаза – дети рисуют три круга в воздухе
Не горят они все разом
Если красный загорелся – дети рисуют круг руками
То нельзя переходить – дети качают головой
Надо ждать на тротуаре
И машины пропустить. – дети берут рули, крутят стоя на месте
Если желтый загорелся, – дети рисуют круг руками
Значит скоро мы пойдем
Глаз зеленый загорелся – дети рисуют круг руками
Стоп, машины, мы идем! – дети маршируют, повторяя текст
Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли.
Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор. – дети произносят слово “светофор”, хлопая 3 раза в ладоши (отхлопывают слоги)

2. Игра “Белки и грибы”

Цель. Дифференциация съедобных и ядовитых грибов, автоматизация и дифференциация звуков “Ц” и “Ч”.

Оборудование. Картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов.

Описание игры. Дети делятся на две команды, одна из команд – команда белок. На полу (столах) разложены “грибы”.

Дети. Белки, белки, цок-цок-цок-цок, вы скажите, где грибок?

Мы его, цок-цок-цок-цок, отнесли на свой дубок.
Есть в лесу еще грибочки, их найдете вы на кочках.
Вы их будете искать, мы вам будем помогать
Раз – два – три-ищи!

После произнесения стихотворения, по окончании счета, команда белок и команда детей старается найти и собрать как можно больше “съедобных грибов”. Побеждает та команда, которая собрала больше “съедобных грибов” и не взяла ни одного “ядовитого гриба”.

3. Игра “Пожарная машина”

Цель. Координация речи с движением, обогащение словаря, работа над темпом и ритмом речи, развитие фонематического слуха, закрепление знаний об основах пожарной безопасности.

Описание игры. Дети стоят в кругу, взрослый читает слова и показывает пожарную машину детям

Вот пожарная машина
На пожар стрелой летит – дети бегут по кругу, руки в стороны
Мы на месте, остановка – дети останавливаются
Что случилось? Что горит? – дети смотрят налево и направо, прикладывая то правую, то левую ладонь козырьком ко лбу
Пламя высоко взлетает!
Дыма черного клубы – дети поднимают руки над головой и рисуют круги в воздухе
Искры в воздухе сверкают!
Все за дело! Шланг тяни! – закрывают лицо руками, “тянут” шланг
Шланг мы дружно размотали – согнутыми в локтях руками и сжатыми в кулак пальцами изображают разматывающийся шланг (от себя)
Ну, огонь, теперь держись! – грозят пальцем
Бьет струя воды тугая. – “держат в руках шланг, заливая огонь”
Пламя гаснет, потухает. – руки поднимают над головой и постепенно, опуская их, присаживаются.
Без подмоги обошлись, – встают на ноги, “вытирают рукой пот со лба”
Даже детям стало ясно,
Что с огнем шутить опасно! – грозят пальцем
Если вдруг опять беда,
“01” звони всегда – “пишут пальцем в воздухе “01”, прикладывая телефонную трубку к уху”

Список использованной литературы.

  1. Н.М. Быкова “Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2010. – 160 с. (Кабинет логопеда;
  2. Игры для детей дошкольного возраста/ Т.В. Колбаскина, И.П, Лобурева, Г.А. Огурцова. Москва: Образ компании, 2006. – 192 с.: ил.;
  3. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.). – СПб.: “Паритет”, 2003. – 112 с. – (Серия “Рождаюсь. Расту. Развиваюсь”).;
  4. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.: ил.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 20.01.2014

Статья просмотрена: 14463 раза

Библиографическое описание:

Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/ (дата обращения: 28.02.2020).

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.

К фонематическим процессам относят:

– фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

– фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

– фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

– фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

– фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

– Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

– Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

– Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

– Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

– Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

– Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Остановимся подробнее на том как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).

На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

На IV этапе дети учатся различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.

Данная работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове).

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

1. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.

2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989 г.

3. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду», М.:Просвещение, 1987г.

4. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской «Логопедия», Москва 1998 г.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Система работы по дифференциации звуков при.

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного. фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Формирование фонематического слуха у дошкольников.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

 познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, научить детей звуковому анализу и синтезу;  развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове, слышать и выделять в ряду других звуков

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших.

Пример ошибки. Смешение звуков.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Система работы по профилактике фонематической дислексии.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому.

Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа

Описание

Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
Организовать экспериментальное обучение, используя в теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.

Работа состоит из 3 файла

ВВЕДЕНИЕфонем представления испр.doc

Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что пятый год жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей с ФФН речи, правильно сформулированный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период [17; 23; 34].

Широкая апробация (практические авторы Филичева Т.Б., Чиркина Т.В., Каше Г.А., Туманова Т.В.) программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подтвердила обоснованность научных и методологических позиций, заложенных в содержании коррекционно-развивающего процесса. Данные за последнее десятилетие убедительно доказали эффективность предлагаемой системы и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным образованием [37; 42].

В настоящее время, по данным Р.Е. Левиной, Н.А. Никишиной, Р.М. Боскис, Г.А. Каше часто встречаются дети с ФФНР в старшем дошкольном возрасте. Причинами считают педагогическую запущенность, недостатки развития фонематических процессов, неблагоприятный социальный фактор [23].

Своевременное выявление детей с фонетико- фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению в школе. Это и определило актуальность нашего исследования.

Цель исследования: выявить особенности формирования у детей дошкольного возраста фонематических представлений, разработать и апробировать методику коррекционной работы.

Объект исследования: особенности фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФНН.

Предмет исследования: система коррекционной работы по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Гипотеза исследования: формирование фонематических представлений у детей с ФФН будет эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.

Исходя из целей и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
  3. Разработать методику и организовать экспериментальное обучение.
  4. Проверить на практике эффективность применения методов обучения.

Методологической основой исследования явились учения А.Н. Гвоздева, А.Н. Леонтьева о этапах речевого развития, положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина о ведущем виде деятельности детей.

    1. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме;
    2. Изучение психолого-педагогической и медицинской документации;
    3. Наблюдения за коррекционной группой и определение ее особенностей;
    4. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
    5. Анализ полученных результатов.

Теоретическая и практическая значимость. Дан анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, и современных образовательных программ по проблеме; изучены теоретико-методологические основы формирования фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФФН. Полученные данные могут быть использованы для работы логопедов и воспитателей группы для детей с ФФНР, в специальных дошкольных учреждениях, в речевых центрах, а также родителями имеющих детей с нарушениями речи.

База исследования: МДОУ №7 «Елочка» г. Кумертау. Экспериментальное исследование проводилось в речевой группе с детьми в возрасте 6-7 лет, имеющими логопедическое заключение ФФН речи, в количестве 10 человек.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение. Общий объем 68 страниц.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на роль фонематического восприятия в развитии речи

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать [49].

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова» [49].

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка [50].

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова [48].

Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма [49].

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове,

2) установление различительной роли звука,

3) выделение качественных основных характеристик звука.» [49].

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Обозначим указанные отличительные факторы следующим образом (в порядке их описания):

Дидактический, порядковый, возрастной, содержательный.

Остановимся подробнее на связи фонематического восприятия и произношения.

По данным Р.Е.Левиной, Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи [22; 48]

А.Н.Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д.Б.Эльконин) [49].

Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других [22].

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных –согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швачкин, С.Н.Ржевкин) [49, с.33].

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».

Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР III уровня

Введение

Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

В связи со спецификой исследования в сфере внимания находилась психолого-педагогическая классификация. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы. В первую группу входят нарушение средств общения, куда и относится общее недоразвитие речи.

Выделяют три уровня речевого развития у детей с ОНР: первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые “безречевые дети”); второй – наличием хотя и искаженных, но достаточно постоянных общеупотребительных слов; третий – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

В ходе логопедической психолого-педагогической практики коррекции речи детей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены значительные отклонения в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа.

Затруднения и ошибки в первую очередь были связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. А это обозначает, что анализ звучащей и произносимой речи является исходным моментом в обучении детей чтению и письму.

Поэтому с первого и до последнего занятия по развитию речи и обучению грамоте в детском саду, а затем и начальном этапе обучения в школе дети вычленяют из речи звуки, слоги, предложения, делят их на слова, в словах определяют количество слогов, особо выделяя ударный, устанавливают количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах и слове в целом.

В методике обучения грамоте соотношение звукового анализа и синтеза не сводится к разложению слов на звуки и соединению тех же звуков (названий звуков) в слова. Звуковой синтез требует особых приемов, ведущих к осознанию детей звукового состава прямого слога и сущности слитного произношения согласного и гласного в прямом слоге.

На сегодняшний день существует несколько подходов к обучению грамоте на основании работы над звуковым анализом и синтезом. Это, например, метод «живых звуков», разработанный И.Н.Шапошниковым (1923). Его исходное положение – «только тот читает, кто различает звуки речи» – имело важное значение для методики обучения грамоте.

В школах России используют аналитико-синтетический звуковой метод при обучении грамоте детей, первоначально предложенный Ушинским.

На развитие способов обучения грамоте в России повлияли работы Д. Б. Эльконина, давшего определение «фонематического слуха», чтения, соотношения звукового анализа и чтения (синтеза). В обучении грамоте был выделен специальный подготовительный период, служащий для ознакомления детей со звуковой и слоговой структурой слов до изучения букв и перехода к чтению. Эта система отразилась на содержании учебных пособий.

Система и способы обучения грамоте, разработанные авторами букваря (издаваемый с 1982; наиболее массовый в начале 90-х гг.) В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным, А. Ф. Шанько, имеют ряд отличительных особенностей. В подготовительный, (безбукварный) период вводятся схемы-модели звуковой и слоговой структур слов с учётом связанности звуков в слове. Обучение звуковому и слоговому анализу слов продолжается в основной (или букварный) период обучения грамоте, когда вводятся обозначения звуков буквами. Применяется звуко-слоговой аналитико-синтетический способ обучения грамоте, так как за основу чтения берётся открытый слог, слово произносительно разделяется на звуки и слоги (анализ) и первоначально прочитывается тем же способом.

Многие исследователи (Д. Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова и др.) считают, что эффективно в процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза учить изображать слово с помощью условных знаков (фишек) на модели, что в дальнейшем станет надежной основой для грамотного (без пропусков и замены букв) письма.

Конечно, звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Но он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения детей, а особенно детей с общим недоразвитием речи, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Именно оно создаёт в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места каждого звука и др.

В нашей стране проблемами фонематического восприятия занимались такие видные исследователи как Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, Н.С. Журова и многие другие исследователи, но исследований применительно именно к дошкольникам с общим недоразвитием речи в связи с задачами формирования звукового анализа и синтеза, немного, что и составило основную проблему исследования.

Методологической основой настоящего исследования, таким образом, явились исследования К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумаковой, Л.Е. Журовой, Н.С. Жуковой Н.С., Е.М. Мастюковой и др.

В связи с этим предметом исследования стало общее недоразвитие речи у дошкольников в связи с отклонением в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа.

Объектом исследования было формирование звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

Целью исследования стало изучение зависимости навыков звукового анализа и синтеза от уровня развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Изучение теоретических представлений об особенностях навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Значение звукового анализа и синтеза в формировании речи и его связь с фонематическим восприятием.

Исследование значения работы по развитию фонематического восприятия в формировании навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР III уровня.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что логопедическая работа по формированию фонематического восприятия повысит и уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Теоретическая значимость исследования определялась тем, что его результаты позволяли расширить и углубить знания об особенностях фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня.

Практическая значимость исследования заключалась в построении системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализы и синтеза у старших дошкольников с ОНР III уровня, что, в конечном счете, позволило успешнее решать проблему подготовки к школе детей данной категории.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, естественный эксперимент, сбор независимых характеристик (экспертная оценка), изучение продуктов деятельности.

Глава I. Теоретические вопросы формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи

§ I.1. Значение звукового анализа и синтеза в развитии речи и его взаимосвязь с уровнем развития фонематического восприятия

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

А.Н. Гвоздев отмечает, что ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Он указывает, что под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове,

2) установление различительной роли звука,

3) выделение качественных основных характеристик звука [4, с. 56 – 60].

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Следует подчеркнуть, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При чтении у детей, занятия с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:

– трудности слияния звуков в слоги и слова;

– взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

– побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

– искажение слоговой структуры слов;

– слишком медленный темп чтения;

– нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:

– замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

– пропуски согласных в их стечении;

– слияние слов на письме;

– раздельное написание частей одного слова;

– пропуски, наращения или перестановки слогов;

Читайте также:  Треугольники - урок математики в школе 5-го вида, 2-й класс
Ссылка на основную публикацию