Виммельбух – универсальный инструмент развития речи

Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по окружающему миру в ДОУ

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 27.02.2018

Статья просмотрена: 1415 раз

Библиографическое описание:

Шкоренкова И. С. Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по окружающему миру в ДОУ [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 131-134. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13892/ (дата обращения: 28.02.2020).

В нашем детском саду в образовательной деятельности с детьми используется технология «виммельбух» на занятиях по окружающему миру.

Что же такое виммельбух? Виммельбух — это детская книга для рассматривания.

История создания подобного рода книг уходит своими корнями в Германию. В переводе с немецкого «wimmelbuch» означает «изобилующая, мельтешащая книга». Считается, что этот книжный жанр придумал художник Али Митгуш, около сорока лет назад.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. Как правило, количество разворотов в книге небольшое — 7–10, напечатанных на плотном картоне. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулки. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. Всякий раз, открывая книгу, можно находить новые взаимосвязи, жизненные ситуации, «подсматривать» за привычками любимых героев, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями, взаимосвязями, — и все это в виде увлекательных, сиюминутно рождающихся историй.

Виммельбух еще называют живой книгой, но не потому, что она с сюрпризом, а потому, что про жизнь — буквально роится героями и событиями.

Виммельбухи объединяют такие образовательные области: как речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Виммельбухи можно использовать в образовательной деятельности детей, т. к. эти книги тематические.

К технологии виммельбухов пришли недавно.

Книг обычных много, с текстом для чтения, с небольшими иллюстрациями, но к использованию данной технологии подтолкнула идея — дошкольники очень любят рисовать и рассказывать свои истории и придумывать рассказы, а читать они ещё не умеют.

Результатом поиска книг — гляделок с иллюстрациями, для сюжетных рассказов стали книги — ВИММЕЛЬБУХИ.

Виммельбух — не просто привлекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Разглядывая изображения, ребенок легко погружается в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывает новые знания. Примерно с 2–3 л. возраста дети начинают распознавать движение на картинках, узнавать в нарисованных предметах то, что уже видели в жизни. Поэтому им будут интересны люди и предметы в движении.

Главная задача для детей — выделять из общего движения какие-то знакомые предметы: ворону, кошку. Очень похоже на то, как маленькие дети ведут себя на улице. «Что это? А это кто такой? Куда он идет?» — услышите вы от маленького исследователя.

Легко и непринужденно вы познакомите его с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне, деталями рыцарского замка и культурными особенностями других стран. Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря его отсутствию, замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас.

Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь.

Эти книги дают творческие знания, можно рассказать свою историю, очень полезны для развития речи, на занятиях по окружающему миру. Каждый раз эту книгу можно прочитать по — новому, ребёнок тоже учится читать по — своему.

На первых порах ребёнок будет рассматривать с взрослыми. Эти книги детализированы, поэтому требуют восприятия, в каждом из них представлен 1 день, несколько сцен в этот день, герои одни и те же, можно следить за каждым из них.

Например: Мы выбираем одну семью и просматриваем на протяжении всех страниц или одного героя. Один общий сюжет и много маленьких сюжетов. Можете рассматривать задавать вопросы, а потом он сам будет учиться рассказывать, тренировать память. Книги долгоиграющие.

Благодаря этим простым картинкам мы поднимаем множество тем — и устройство общества, и человеческие эмоции, и цикличность, и поэтапное развитие различных процессов.

Как можно использовать книгу виммельбух для развития ребенка

– находить знакомые предметы, можно устроить соревнование «кто быстрее»;

– искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;

– составлять истории с персонажем — кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;

– изучать иностранный язык;

– сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;

– закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено.

Плюсы книги виммельбух

  1. Можно бесконечное количество раз находить новые взаимосвязи, жизненные ситуации, изучать привычки любимых героев, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями, взаимосвязями.
  2. Объединяет участников процесса, создавая пространство для совместного досуга — сюжет создается при совместном просмотре, опираясь на индивидуальный жизненный опыт малыша.
  3. Такие книги рекомендованы детскими психологами — понаблюдав за моделированием ситуаций с героями книг, родители могут понять, что волнует ребенка, т. к. дети часто переносят свои проблемы в придуманный игровой образ.
  4. Книги виммельбух рекомендованы также логопедами, которые активно используют их в качестве инструмента в своей практике для восстановления речи у взрослых, перенесших травмы и инсульты.
  5. Эти книги развивают ребенка: тренируют память, внимательность, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи, тренируют усидчивость.
  6. Ребенок получает новые знания, задавая взрослому множество вопросов про героев книги. В игровой форме вы познакомите ребенка с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне, деталями рыцарского замка и культурными особенностями других стран.

Минусы книги виммельбух

  1. Высокая стоимость. В среднем, цена книги виммельбух составляет 600 рублей. По сравнению с обычными книгами, такая цифра играет не в пользу виммельбуха.
  2. Ограниченный выбор. Книги для рассматривания от зарубежных авторов, которые можно купить в интернет-магазинах, как правило, везде представлены в одинаковом составе. На данный момент выпуском виммельбухов в России занимается всего несколько издательств.
  3. Недоступность. Зачастую тиражи выпущенных виммельбухов раскупаются ценителями очень быстро.

Предлагаю вам для изучения один из разворотов книги Виммельбух.

Здравствуйте, ребята, обратите внимание на изображение в нашей книге.

— Какое время года изображено на картинке? (Весна)

— Как вы поняли, что это весна? (На деревьях появляются первые листочки, люди садят на клумбы цветы)

— А как вы думаете, какое время суток изображено? Утро, день или вечер? (День)

— Почему вы так решили? (Много людей на улице)

— Скажите, ребята, как называется площадка, которая находится в центре рисунка? (Детская, игровая)

— Почему ее так называют? (Потому что там расположены турники, качели, песочницы для детей)

— Чем занимаются ребята на этой площадке? (Они играют в игры, лазают по турникам)

— А чем занимаются взрослые на этой площадке? (Общаются с другими людьми, присматривают за детьми)

— Скажите, а чем занимаются люди у верхнего дома справа? (Грузят вещи в машину, переезжают)

— Посмотрите, в нижнем углу расположены гаражи. А на гаражах находится ребенок. Разве можно залезать на гаражи? (Нет, потому что можно упасть и разбиться)

— Чем еще заняты люди во дворе? (Сидят на скамейке, идут с покупками из магазина, выгуливают собак, сметают листву, ремонтируют машины, гуляют, катаются на велосипедах, дети идут из школы, прыгают на скакалках)

— А вам бы хотелось очутиться в этом дворе? В каком именно месте вы бы хотели очутиться?

Спасибо за ответы.

Похожие статьи

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью.

Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение.

Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность)

Книги фэнтези помогают отвлечься от обыденной жизни и побывать в мире грез и фантазий.

Основным законом фэнтези является психологическая достоверность — умение мотивировать героя, создавать предметы, характеризующие образ героя, его характер.

Формирование представлений о животных у детей младшего.

В существующих программах по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста достаточно много

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Художественная литература как фактор формирования.

Большим потенциалом развития эмоциональной сферы ребенка обладает поэзия. Читая и слушая стихи о природе, о животных, о родном крае, дети учатся видеть и переживать красоту, глубину, многогранность окружающего мира.

Роль художественной литературы в познании окружающего мира.

Издание книг.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, художественная литература, малыш, взрослый, окружающая действительность, художественное произведение, александров, ребенок третьего, жизнь.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

Тематические журналы. Издание книг.

В эти годы ребенок приобретает первичные знания об окружающей жизни, у него начинается формирование определенного отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Психологический анализ героев современных детских книг

Красная Шапочка учит детей любви к ближнему своему, любви к тому, о ком ты заботишься, любви к жизни, любви к природе, любви к бесконечному.

Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Дети и взрослые лепят своих любимых героев книг.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие.

ребенок, дошкольный возраст, мультфильм, социальное развитие, изобразительное искусство, реальная жизнь, психика ребенка, окружающий мир, время, родитель.

Виммельбух – универсальный инструмент развития речи

Развитие речи -это не только скучные занятия или показ карточек,а это может быть и веселая игра или даже рассматривание картинок. Я очень часто в работе использую виммельбухи-большие книги с картинками. Эти потрясающие картинки помогают преодолеть самый стойкий негативизм к занятиям,потому что на картинках можно найти интересующую тему для любого ребенка. Самые известные это: весенняя книга,зимняя ,за городом,в цирке. Многие родители их не любят,ну и зря. это потрясающий материал для развития:
?Речи
?Наполнения пассивного словаря у неговорящим детей
?Развития фантазии
?Не поверите,но даже грамматики.
Как?

возможности таких книг безграничны,но чаще всего монолог мамы сводиться к простому:” это тетя. Это дядя. Дядя идет по дороге.”
Это ооочень скучно для ребенка! Вы только взгляните,ведь здесь жизнь целого города которую можно рассмотреть в деталях. Здесь можно ближе познакомиться с профессиями,посетить выставку,поехать к морю,устроить веселый праздник,научиться понимать чувства и эмоции,посетить кафе и еще много чего . Очень важно обратить внимание ребенка на то,что его жизнь очень похожа на то,что происходит в книге. Проводите параллели. “А помнишь,когда мы лепили снеговика у тебя тоже упала шапка” или “помнишь как мы торопились в детский сад и тоже бежали за автобусом,совсем как Имя персонажа. Открывая книгу приглашаете ребёнка в нее на прогулку: спрашивайте какая погода,что мы оденем,к кому пойдем,что будем делать.наблюдайте за природой,как она меняется.
Обязательно,когда возьмёте книгу придумайте имена героям. Пусть у вас будут семьи ,бабушки,дедушки,тети и дяди,они ходят в гости,дарят подарки. Кто то работает, разберитесь какие он использует инструменты,а что делают дети и т.д. устраивайте поиски предметов,для этого хорошо подойдут Пряткины. Всего из одной иллюстрации можно получить множество историй,самое интересное,что у каждого история будет своя.
Не говорящий ребёнок будет знакомиться с новыми словами,а уже говорящий сможет прожить проблемную для него ситуацию,просто перенеся ее на картинку.

Я рекомендую к прочтению!

– «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга», «Ночная книга» Ротраут Сюзанне Бернер
– «За городом», «В цирке» Доро Гёбель и Петера Кнорра,
– «Пиратская книга», «В деревне» Али Митгуша,
– Серия «Найди и покажи» французских авторов
– Серия «Город Гляделкин» Александры и Даниэля Мизелиньс

-Мартин Хэндфорд: Где Волли сейчас?

Страна Котландия

Сегодня мне очень хочется рассказать Вам об одной интересной развивающей игре ” В Стране Котландии”.

Она направлена на развитие словесного творчества, фантазии, а еще, любознательности.

Авторы игры уверяют, что играя можно придумать 1296 увлекательных историй о путешествиях жителей этой удивительной страны.

Т.к. игра у нас обитает совсем недавно, то такое количество историй мы еще не придумали, но кое-что есть.

Итак, а что же входи в эту игру:

в игре 4 серии карточек отличающихся рисунком и цветом “рубашек”. В каждой серии по 6 карточек, одна из карточек каждой серии с вопросительным знаком.

1.”Желтые”-изображают котов: кот-повар, кот-футболист, кот-ученый, кот-моряк, кот-доктор.

2″Оранжевые”-это кошачьи увлечения; шахматы, ролики, рисование, рыбалка, фотография.

3.”Фиолетовые” -это друзья-путешественники; свинка, лошадка, малыш, барашек, лягушка.

4.”Синие”-это символы городов и стран(Спасская башня, Петропавловская крепость, Биг-Бен, Эйфелева башня,Сфинкс)

Вот что у нас получилось на первый раз:

Жил в стране Котландии кот,звали его Дымок. Почему дымок? А потому ,что он был серого цвета . Кот очень любил готовить и работал поваром в кафе. После работы кот очень любил фотографировать. Он часто ходил в лес,к пруду и однажды,ему удалось сфотографировать красивую лягушку..которая жила в этом пруду. Кот показал фоторафии лягушке,они ей очень понравились и они стали дружить. Каждый вечер лягушка рассказывала ему о разных странах,где она побывала и вот сегодня, ее рассказ был о лондонском Биг-Бене.

Конечно, рассказ создан с моей помощью, я задавала направление, помогала наводящими вопросами. Самым сложным было вплести сюда башню,потому что до последней карточки сюжет хоть как-то складывался, а вот после лягушки у ребенка случился затык,который пришлось вместе преодолевать.

Читайте также:  Речевая карта для логопункта

Но ничего страшного, ведь впереди нас ждет еще 1295 историй! Я думаю, справимся и напишем свою книгу историй.

Кстати, это отличная идея!

Гуляем и говорим.

Ну,вот,не успели мы порадоваться теплым и солнечным дням,как снова тучи закрыли все небо.

Сейчас очень хочется гулять,наблюдать и рассматривать. Ведь вокруг столько всего интересного!

На днях у нас получилась очень интересная прогулка по парку. В выходные проходили субботники и в связи с эти обновили скамейки,урны и даже знаки. Вот знаками то Соня и заинтересовалась. На одном из знаков было написано, что нельзя разводить костры и Соня стала рассуждать на эту тему. Пока мы гуляли,то поговрили о том, а чего еще нельзя делать в лесу и почему.

Соня сама сказала про деревья, что нельзя их ломать, сама вспомнила про муравьев, про цветы, а про музыку -оказалось,что и не знает. Вышел целый спор!

Конечно, в музыке ничего плохого нет,но вот от ее громкости могут сильно пострадать животные и птицы.

Вернувшись домой ,я предложила Соне, нарисовать свои знаки и вот, что у нас получилось.

Игры для развития словотворчества

Для первоначального знакомства ребенка со словотворчеством можно предложить прием договаривания по стихотворению Ю.Тувима “Про пана Трулялинского”.

Таким образом ребенок услышит интересные слова и познакомится с их образованием.

Если вы гуляете с ребенком в парке или лесу,можете предложить ребенку следующую игру.

Игра “Лес”

игра учит словообразованию ,играя вы сможете наблюдать как рождаются новые слова у ребенка в голове ,как он учиться образовывать новые конструкции, это очень увлекательно.

Если ребенку пока трудно,то помогите ему, направьте.

Вы гуляете и спрашиваете ребенка:

-Как называется тропинка в лесу?(лесная)

Если тропинка в лесу,значит тропинка лес. И даете ребенку сказать. Если получилось неверно,похвалите его, а потом скажите правильный вариант.

-Как называются люди,которые ухаживают за лесом?(лесничий)

-А как зовут сказочного человечка,который живет в лесу?(лесовичок)

Игра “Кто что делает?”

Увидев на улице кошку,спросите ребенка, а что она может делать?

-мурлыкать,ловить мышей,лазать по деревьям ,играть ,лакать.

Говорить можно обо всем,что вы видите на улице. Это могут быть самолеты,машины,тучи,деревья и т.д. В любом случае в такой беседе ребенок будет развивать свою речь,придумывать слова , а значит развиваться. С каждым новым разом у него будет получаться лучше.

Когда я впервые узнала про игры, которые помогаю лучше усвоить грамматику, то сразу решила попробовать. Соня к тому моменту еще очень плохо говорила,но я пыталась привлечь ее внимание к тому, что происходит вокруг. Хотя изначально я думала, что это провальная затея и ничего она не принесет. В основном говорила я,показывала,объясняла.Но сейчас, спустя 2 года я могу сказать, что игры действительно делают свою работу. Не бойтесь пробовать, адаптируйте ее под развитие своего ребенка и никогда не стойте на месте, только вперед и обязательно все получиться.

ВИММЕЛЬБУХ: Как читать детскую книгу-картинку

Наша настоящая КнигоЛюбовь – ВИММЕЛЬБУХ. Универсальная и всевозрастная книга-картинка, созданная для семейного чтения!

В НЕЙ МИНИМУМ ТЕКСТА ИЛИ ВООБЩЕ НЕТ НИ ЕДИНОГО СЛОВА, НО ОНА ОПРЕДЕЛЁННО НАУЧИТ ВАШЕГО РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ КНИГА СО СЛОВАМИ! И РАЗВИТИЕ РЕЧИ – НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ПЛЮС! Главное, чтобы родители это понимали и помогали (хотя бы на первых порах), т.е. сами умели её «читать».

Виммельбух и без текста настолько наполнен историями: как явными, так и ещё непридуманными!

Вас ждёт полнейший обзор этих книг. Вы узнаете про них абсолютно всё!

  1. ЧТО ТАКОЕ ВИММЕЛЬБУХ. Определение, истоки, изобретение.
  2. ОСОБЕННОСТИ ВИММЕЛЬБУХА. Главные отличительные черты.
  3. ЧТО РАЗВИВАЕТ ВИММЕЛЬБУХ. Всё, что стимулирует и помогает развивать.
  4. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВИММЕЛЬБУХА. Со всех сторон.
  5. РАЗНОВИДНОСТИ ВИММЕЛЬБУХА. Тематики, принципы построения.
  6. КАК ЧИТАТЬ ВИММЕЛЬБУХ. Огромное количество вариантов!
  7. ВОЗРАСТНАЯ МАРКИРОВКА ВИММЕЛЬБУХА. На какой возраст рассчитана книга.
  8. ПОДБОРКА ВИММЕЛЬБУХОВ. Самая полная подборка и краткий обзор Виммельбухов.
ЧТО ТАКОЕ ВИММЕЛЬБУХ. Определение, истоки, изобретение.

Виммельбух (нем. Wimmeln – «кишеть», «изобиловать», «толпиться», «мельтешить», Wimmelbuch — «кишащая, изобилующая, мельтешащая книга») – развивающая книга-гляделка, книга-находилка, книга-картинка, т.е. книга для разглядывания, с яркими красочными иллюстрациями, очень детализированная и визуально насыщенная. Поэтому «чтение» Виммельбуха — это «рассматривание». Основное назначение — ознакомление с окружающим миром, развитие речи и воображения.

В Виммельбухе обычные герои занимаются обычными делами, находясь в обычных местах: всё, КАК В ЖИЗНИ! Получается, что мы как бы следим за жизнью этих героев, очень похожих на нас.

Придумали этот жанр книг более 40 лет назад в Германии, в конце 60х годов. По одной версии – художник Али Митгуш (в некоторых источниках Митгуч) (нем. Ali Mitgutsch, 1935), один из самых известных немецких детских авторов книг с картинками; по другой – немецкий иллюстратор Ганс Юрген Пресс, автор детских книг, большинство из которых содержат истории и загадки, ответы на которые надо найти в рисунках.

А вот в принципе родоначальниками считаются голландские художники Босх и Питер Брейгель-старший (XV-XVI вв), которые писали многодетальные картины. Сам приём (когда все изображенные фигуры кажутся равными вне зависимости от расположения, как если сидеть на коне) называется «кавалерийская перспектива». На нашем книжном рынке виммельбухи появились сравнительно недавно, но! Завоёвывают нашу Любовь они очень быстрыми темпами! И не только детей…

ОСОБЕННОСТИ ВИММЕЛЬБУХА. Главные отличительные черты.

Итак, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ВИММЕЛЬБУХА:

— Отсутствие или минимальное количество ТЕКСТА

— Большой ФОРМАТ («классический» формат А2, сейчас более распространены книги меньшего формата)

— Страницы из плотного КАРТОНА (от 5-7 до 15-18)

— Полностью задействованное ПРОСТРАНСТВО

— Каждый разворот –яркая красочная КАРТИНА, целый мир!

— Невероятно огромное количество ДЕТАЛЕЙ, чётких, продуманных, качественно и мелко прорисованных

— Отсутствует чёткий навязанный авторами «книжный» СЮЖЕТ (в нашем привычном классическом понимании), все сюжетные линии разворачиваются одновременно, а сам сюжет создаётся читателями во время «чтения»

— Обычно каждый Виммельбух посвящен конкретной ТЕМЕ. См. раздел РАЗДОВИДНОСТИ.

— Каждый Виммельбух имеет легкоузнаваемых ГЕРОЕВ («сквозные персонажи»), с которыми на протяжении всей книги происходят разные события в разных ситуациях. Можно встретить и целые серии Виммельбухов, которые «населяют» одни и те же герои. На задней обложке или на первом развороте книги часто изображают всех главных героев.

— На разных страницах присутствует много ПОВТОРЯЮЩИХСЯ элементов и деталей в разных ситуациях и обстановках.

— Часто необычное РАСПОЛОЖЕНИЕ изображений (по кругу, вверх ногами и др.)

ЧТО РАЗВИВАЕТ ВИММЕЛЬБУХ. Всё, что стимулирует и помогает развивать.

Сразу хочется отметить, что всё, что эта книга развивает и стимулирует (а она является сильнейшим развивающим пособием!), она делает совершенно НЕНАВЯЗЧИВО! Если вы чувствуете, что «что-то пошло не так», вы всегда можете вывернуть в правильное русло.

— Сознательно первый пункт именно такой! Для чтения Виммельбуха (хотя бы на начальном этапе обучения «чтению» Виммельбухов) потребуется такая почти роскошь для многих современных семей, как СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ. Самое ценное! Без излишних комментариев!

— Учит концентрировать ВНИМАНИЕ

— Тренирует ПАМЯТЬ (зрительную образную)

— Учит прослеживать ЗАКОНОМЕРНОСТИ и находить ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

— Стимулирует ВООБРАЖЕНИЕ и развивает ФАНТАЗИЮ (и не только детей!)

— Развивает УСИДЧИВОСТЬ, учит концентрировать ВНИМАНИЕ

— Обогащает СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

— Развивает ПРОСТРАНСТВЕННОЕ, ВИЗУАЛЬНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ и ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

— Формирует ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС, ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО и ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ

— Знакомит с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

— Является пособием по изучению ЦВЕТА И СЧЕТА для детей постарше (даже которые, например, читают эту книгу с малышом)

— Развивает ЧУВСТВО ЮМОРА

— Есть мнение, что семейное чтение Виммельбуха может помочь справиться с какой-либо ПРОБЛЕМОЙ путём её озвучивания и моделирования ситуаций. Ведь часто ребёнок переносит в выдуманный мир свою реальную волнующую его проблему.

— Возможно использование и в ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ целях, в том числе для восстановления речи у взрослых после перенесенных инсультов и травм

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВИММЕЛЬБУХА. Со всех сторон.

ПЛЮСЫ:

— Несомненно, это ВСЁ ТО, что описано в предыдущем пункте

— Подходит (и рекомендован!) для СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ, что так сближает детей и родителей

— Подходит для «чтения» в ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ. Ведь в ней есть сюжеты и детали, рассчитанные на любой возраст! От самых малышей до бабушек и дедушек.

— Можно «читать» Виммельбух на ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ, любого автора или издания, ведь там нет или почти нет текста

— Использование и как РАЗВИВАЮЩЕГО ПОСОБИЯ, и как ИГРЫ

— НЕТ навязанного СЮЖЕТА. Его мы придумываем сами

— Возможность «читать» БЕСКОНЕЧНО. Книга очень долго НЕ НАДОЕСТ ни ребёнку, ни родителю. Ведь сюжетов, героев и деталей настолько много, что каждый раз находятся всё новые и новые! Причём сюжеты можно придумывать бесконечное количество раз, и они каждый раз будут новыми!

-Можно рассматривать в любой ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: выборочно, последовательно или по кругу!

— Незаменим В ДОРОГЕ или В ОЧЕРЕДИ. Даже дома, если вам надо срочно что-то сделать, Виммельбух увлечёт даже самого требовательного и активного ребёнка. Просто помним, что сначала надо научить эту книгу «читать».

МИНУСЫ:

— Ограниченный выбор ассортимента на нашем рынке

— Недоступность ввиду того, что тиражи достаточно быстро раскупаются

Хочется отметить в этом списке и следующее: хотя это даже не «минус» и совсем уж не Виммельубуха, а его взрослых читателей. Часто Виммельбух оказывается невостребованным и недооценённым из-за непонимания многих родителей, неумения «читать» такие книги, отсутствия традиции семейного чтения и, как результат, неумение и нежелание «читать» Виммельбух и невостребованность его и у ребенка. Помните, что часто книга в такой ситуации не виновата, просто попробуйте — и, возможно, вас затянет!

РАЗНОВИДНОСТИ ВИММЕЛЬБУХОВ. Тематики, принципы построения.

Обычно каждый Виммельбух посвящен конкретной ТЕМЕ:

— ЛОКАЦИЯ, где происходят все действия: Весь мир, Город, За городом, Река, Лес, Цирк, Один дом, Пиратский корабль и т.д.

— ГЕРОИ: Один персонаж, герои Сказок, Профессии, Национальности, Инопланетяне и т.д.

— Отдельная ТЕМАТИКА: Поры года, Праздники (Новый год, Рождество), Сказки, Вымышленные миры и т.д.

— РАСПОЛОЖЕНИЕ иллюстраций (по кругу, вверх ногами и др.)

— Я бы ещё выделила классификацию по ИЛЛЮСТРАТОРАМ, т.к. каждый уникален и все книги одного автора отличаются своим стилем и рисовкой.

КАК ЧИТАТЬ ВИММЕЛЬБУХ. Огромное количество вариантов!

Привожу очень много вариантов «чтения» этой книги (но вы всегда сможете придумать что-то своё!):

— Листать и спонтанно ОПИСЫВАТЬ увиденное

— ОТЫСКИВАТЬ предметы, героев, детали и т.д. на одной странице или на разных по типу книг «найди и покажи». Часто можно встретить отдельные предметы/персонажи для этой цели

— НАЗЫВАТЬ знакомые или заданные предметы

— ОПИСЫВАТЬ предмет, героя или событие

— СЛЕДИТЬ за одним героем или сюжетной линией на протяжении всей книги/серии книг, тем самым совершая интерактивное путешествие по книге-ходилке

— РАССКАЗЫВАТЬ по этим линиям истории. Тут можно строго по нарисованному в книге, а можно истории и придумывать

— ОБСУЖДАТЬ сюжеты и героев книг, их поведение, причинно-следственные связи; отвечать на вопросы друг друга

— Находить и проговаривать разные ЭМОЦИИ и НАСТРОЕНИЯ персонажей, а также разные ХАРАКТЕРЫ

— искать и описывать разные ПРОФЕССИИ персонажей

— выделять СЕМЬИ и называть всех членов семьи, кто кем кому приходится

— Выполнять придуманные ЗАДАНИЯ НА СЧЁТ и ЦВЕТ (найти и сосчитать все фиолетовые предметы, мальчиков или всех птиц на одной странице, в одной комнате и т.д.)

— Выполнять ЗАДАНИЯ НА ПАМЯТЬ (целенаправленно запомнить детали на странице/локации и попытаться вспоминать и отвечать на вопросы при закрытой книге)

— СРАВНИВАТЬ и ПРОВОДИТЬ АНАЛОГИИ с таким же предметом или событием в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ребёнка (прогулка, приём пищи и т.д.), находить совпадения, различия, общепринятые нормы, искать эти предметы в жизни

— Придумывать разные ЖАНРЫ по событию или с конкретным персонажем: детектив, сказку, мелодраму, комедию и др.

— Все задания выполнять НА ВРЕМЯ или на «КТО БЫСТРЕЕ», если «читателей» несколько

— Выполнять все эти задания НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

ВОЗРАСТНАЯ МАРКИРОВКА ВИММЕЛЬБУХА. На какой возраст рассчитана книга.

Я по-своему отношусь к возрастным маркировкам книг для детей (об этом я рассуждала в статье ««Нам ещё рано!» или «Нам уже поздно!»»). Возрастная маркировка Виммельбухов для меня так же размыта. И я считаю, что и не следует-то её искать и определять!

Вот и единого мнения по поводу правильного возраста виммельбухов не существует. Некоторые говорят о «0+» или «0-3 года», некоторые «от 18 месяцев», есть маркировка «для детей от 7-8 лет», а вот совсем неожиданностью для кого-то может стать категория «для подростков 14 лет»! Конечно, это зависит и от тематики, и от сложности прорисовки, и от сопутствующих заданий. НО! Это лишний раз доказывает, что Виммельбух – книга УНИВЕРСАЛЬНАЯ и ВСЕВОЗРАСТНАЯ! Каждый возраст найдёт в ней интересное, каждый возраст прочтёт в ней своё, для каждого возраста книга откроет новые знания! Часто в описаниях можно встретить, что это книга для всех, вот с этим я абсолютно согласна. Надо просто учитывать, что все люди разные и разные у нас интересы, способности, степень усидчивости, характер, склад ума, чувство прекрасного и категории из разряда «правильно» и «полезно» и всё остальное, что может повлиять на принятие и выбор литературы и искусства!

Читайте также:  Отчет о проведении Недели логопедии

Поэтому начинайте как можно раньше (это про детей, смело знакомьте с 1-1,5 года), и заканчивайте как можно позже (это про взрослых). И чаще читайте ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ! Виммельбухи, прямо, созданы для СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ!

8. ПОДБОРКА ВИММЕЛЬБУХОВ. Самая полная подборка и краткий обзор Виммельбухов.

Ассортимент виммельбухов настолько велик и разнообразен, что этот раздел вылился в отдельную полноценную статью: «ВИММЕЛЬБУХИ. Самая полная подборка и обзор Виммельбухов».

Никаких рамок! Нам предоставляется непаханое поле по придумыванию жизненных линий, событий, отношений, историй… Дети и взрослые могут придумать целый мир. Им даны лишь действующие лица и сцена с готовыми сменными декорациями!

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
  • Технология работы педагога по книгам жанра Виммельбух

Технология работы педагога по книгам жанра Виммельбух

Технология работы педагога по книгам жанра Виммельбух

Таланова Юлия Олеговна;
Бачанова Светлана Юрьевна,
ГБДОУ детский сад № 36
Кировского района Санкт-Петербурга

Проблема приобщения дошкольников к книжной культуре в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовании является актуальной и общепризнанной в связи с изменившейся социокультурной ситуацией развития детства.
Исследования Е.А. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской., М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович, О.С. Ушаковой Н.В. Гавриш, З.А. Гриценко и др. обеспечили создание научно обоснованной методики ознакомления дошкольников с художественной литературой, воспитания будущего читателя, реализуемой в дошкольных учреждениях. Детская книга традиционно занимает важное место в образовательном процессе ДОО. Уголки книги являются обязательным элементом развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах. В образовательном процессе используются разнообразные формы работы с книгой, практикуется ежедневное чтение детям. [1]
Вместе с тем, тенденцией современности является уменьшение времени общения дошкольника с книгой, утрате традиций семейного чтения, появлением новых, разнообразных источников информации (смартфон, ноутбук, компьютер).
Нельзя не отметить и то, что в изменившемся мире изменился и сам ребенок. Какая же книга сможет увлечь ребенка (с его кликовым мышлением, рекламным восприятием)? Перед воспитателем встает проблема поиска. Такая книга нашлась, вернее книги жанра Виммельбух. Их особенность в одномоментном изображении художником – иллюстратором большого числа героев, детальной прорисовке их действий, динамичности развернутых сюжетных линиях и окружающей среды, увлекательное непредсказуемое путешествие каждого героя от первой страницы книги до последней, минимум или полное отсутствие текста.
Отвечая на вопрос «почему именно книга жанра Виммельбух?», – Виммельбух, своей особенностью жанра позволяет увлечь любого современного ребенка процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок – дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным». Подбором книг, педагог создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей, что является основополагающим принципом ФГОС ДО. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством воспитателя, становится исследователем и первооткрывателем.
Ведущей идеей стало превращение художественного жанра в образовательную технологию, которая будет интересна, достаточно проста, универсальна и результативна. В технологию, создающую предпосылки самостоятельной работы с книгой, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе. Однажды художник нарисовал книгу-картинку, а задача педагога – подобрать методы и приемы работы с ней, использовать классические подходы или разработать авторские.
Целью авторской технологии стало использование многосюжетных страниц книг Виммельбухов для организации образовательного процесса, построенного в игровой форме и решение задач всестороннего развития ребенка:
– развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения)
– формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям;
– формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
– формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);
– умение формировать свое отношение к увиденному.

В структуре содержания технологии: книги жанра Виммельбух, технологические карты, авторские игровые приемы, картотека книг по лексическим темам, дополнительные материалы. Все эти материалы могут быть собраны в игровые наборы и представлять собой сюжетные кейсы.
Проанализировав книги жанра Виммельбух, сложилась авторская классификация, позволяющая использовать в работе особенности каждого вида книг:
– энциклопедические. Тематические книги с сюжетной картинкой. Могут быть одностраничными, а могут развивать сюжет на следующих страницах. Обилие персонажей, с конкретной информацией по ним на каждой странице. Например, книга «В лесу» Петра Багина. Дает энциклопедическую адаптированную для детей информацию о животных, позволяя понаблюдать на картинках об их жизни в разные времена года. Происходит интеграция познавательного и речевого развития, так как ребенок получает информацию на одной странице, добавляет ее по увиденному со второй и последующих страниц, в итоге составляет полный рассказ, например, о жизни лисы.
– одностраничные. Чаще всего тематические книги с одностраничным сюжетом. Обилие персонажей. Но персонаж «живет» на одной странице здесь и сейчас. Каждая страница посвящена своей узкой тематике. Например, книга «Русские народные сказки» художника Т.А. Саввушкина. Задание – найти лисицу на страницах книги, вспомнить название сказок, обобщить какие лисы в сказках.
– классические. Тематические книги с обилием сюжетных постраничных линий, множеством героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу, могут взаимодействовать с другими персонажами. Чаще всего в этих книгах показан один день.
Классический Виммельбух, можно использовать не как цельную книгу, а как отдельные сюжетные и тематические картинки, при этом применяя классические методы и приемы работы с сюжетными картинками. Например, рассматривание, беседа (в том числе эвристическая), описательный рассказ и загадки, описание по плану воспитателя или по мнемотаблице, вопросы, проблемные ситуации, прием «вхождения в картину». Но Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, в книжке она в динамике. В динамике каждый персонаж и окружающая среда. Например, та же лиса в книге Ротнаут Сюзанны Бернер путешествует по страничкам. Можно составить рассказ о том, куда она идет, что она видит, предположить, о чем она думает, что хочет сделать, придумать, что будет дальше, и даже нарисовать.

Авторская технология предполагает поэтапную работу с книгой:
1. Обозначение цели и выбор соответствующей книги
2. Моделирование игровой ситуации. Выбор методов и приемов работы с книгой (использование разработанной или составление новой технологической карты)
3. Средства обучения (подбор дополнительного материала для включения в игровой набор)
4. Определение формы работы с ребенком (детьми)
5. Работа с книгой
6. Рефлексия
7. Моделирование другой ситуации – в случае «отрицательной» рефлексии

Работа с книгой – Виммельбухом может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников.
Перед началом работы важно учитывать возрастные особенности детей, психологические особенности детей, особенности развития ребенка (например: ребенок с ОВЗ).
В зависимости от ситуации, участников и места использования, технология может быть самостоятельной единицей (например, в ситуации домашнего обучения) или являться дополнительным, вспомогательным инструментом для реализации ФГОС ДО. Поэтому она не требует комплексного планирования и может применяться эпизодически (например, в рамках лексической темы).
Технология может объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги) и интегрировать образовательные области. Например, НОД с использованием книги «Цирк» включал в себя разные виды детской деятельности (рассматривание, рисование, поиск, Игры, в том числе подвижные и настольные) и интеграцию всех образовательных областей.
Технология адресована педагогам и родителям. Она проста, но требует дополнительной подготовки в плане подбора дополнительного материала. Главное условие – творческий подход. Иначе книга может просто остаться «книгой для рассматривания картинок».
Технология уникальна и не имеет аналогов.

В результате применения технологии работы с книгами Виммельбухами:
• Привилась любовь к книгам. Изменилась частота самостоятельного использования книг детьми
• Сформировано отношение к книге как к способу познания мира, устройства общества, человеческих эмоций, взаимосвязей
• Появилась положительная динамика в развитии фантазии, мыслительных процессов, аналитических функций, в умении строить логических, причинно-следственных связей, в развитии свойств внимания, усидчивости, самоконтроля.

Книга с картинками, без текста, как же ее читать детям? Включить фантазию. Дошколята в большинстве своем не умеют читать, и чтобы почитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами.
Рассказчиком сначала может выступать воспитатель, постепенно вовлекая ребенка в свой рассказ умело поставленными вопросами. Вопросы могут быть для работы над названием книги, о происходящем на иллюстрации, о персонажах. Вопросы поискового характера (откуда, зачем, почему), требующие сопоставление фактов и простейшего вывода, заставят детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому способствуют развитию речи детей.
В Виммельбухах хорошо прорисованы даже мелкие детали, в том, числе и лица персонажей. Вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей, помогут решить не только развивающие задачи (социально-личностного характера), но и определить психологическое состояние ребенка в данный момент.
Воспитатель может сочинить начало, а детям предложить продолжить с опорой на Виммельбух. Заинтересовавшись, дети будут сами сочинять свои истории. И даже зарисовывать их.
Но Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, из страницы в страницу она в динамике, и в динамике каждый персонаж, и окружающая среда. Это позволяет составлять истории, рассказы о каждом из персонажей, предполагать, что будет на следующей странице и придумывать что произойдет за ее пределами.

Авторские приемы.
Есть Виммельбухи – Искалочки, на полях которых изображены предметные картинки, для поиска их на странице в сюжетной картинке. Но такие картинки можно сделать самостоятельно, для любого Виммельбуха, отсканировав страничку, выделив нужный предмет. Таким образом, можно создать картотеку карточек для поиска предметов или героев. Такие задания дети любят выполнять на время, например, с использованием песочных часов.
Усложненная форма этой игры – была изготовлена нами для игры по книге «В цирке» художников Доро Гёбель, Петер Кнорр. В набор входят карточки с отсканированными героями книги и карточки со схемами для составления предложений с предлогами о пространственном положении предметов (персонажей). Нужно отыскать предмет (персонаж) на картинке, и составить предложение ориентируясь на схему. Получился игровой набор для активизации в спонтанной речи использования «пространственных» терминологий.
«Окошечки – Искалочки» (управление вниманием) представляют из себя лист бумаги по размеру разворота страницы с вырезанным в нем окошечком. С помощью такого окошечка можно сконцентрировать внимание ребенка на конкретном персонаже или объекте на странице, с целью его рассматривания, изучения не отвлекаясь. Чтобы ребенок расположил окошечко правильно на странице, и нашел задуманный вами персонаж (предмет). На лист бумаги с окошком необходимо разместить символ, значок или предметное изображение с иллюстрации. При первой игре с ребенком, необходимо дать четкую инструкцию, что только при совмещении этих картинок (символов) с книги и с листочка их друг с другом, окошко покажет правильно. В дальнейшем ребенок уже сам будет искать символ, и ориентироваться на него. При развитии игры, в зависимости от целей, окошечко может перемещаться по странице, приближаться к ребенку и удаляться от него.
А если наложить друг на друга несколько «Окошечек-Искалочек», в порядке увеличения размера окошечка, то можно поиграть в игру – «Угадай-ка», постепенно поднимая по одному листу, увеличивая площадь изображения. Угадывать можно персонаж, действие, время года, место происходящего и др.
Изготовленные воспитателем с помощью программы «Google Диск» (установленной по умолчанию в каждом смартфоне) раскраски по книгам Виммельбух можно использовать не только для развития моторики рук, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления…). Например, найди сосчитай, и раскрась всех девочек, домашних животных, людей, которым грустно, детей, которым нужна помощь, того, кто стоит между…Вспомни в одежде какого цвета была девочка, и раскрась так же.
Самостоятельное изучение книг, тоже может быть познавательным и увлекательным занятием. Для стимуляции самостоятельного изучения, использования книг детьми. Нами были придуманы специальные закладки – широкая резинка, соединенная кольцом, с магнитом. Резинка-закладка одевается на страницу книги, а на магнит – символьная картинка. Например, Палитра с красками – означает, что в уголке рисования появились новые раскраски с сюжетами или героями этой книжки; Микрофон, предлагает детям поиграть на данной страничке в игру «Журналисты». Один ребенок берет на себя роль журналиста, который задает вопросы, а второй ребенок или несколько детей выбирают персонажа, от имени которого они будут отвечать на вопросы журналиста; Буква со схемой слова – найти на данной странице слова, начинающиеся, заканчивающиеся на эту букву, или буква должна быть в середине слова, в зависимости от предложенной схемы.
В своей работе мы активно используем не только книги, но и отсканированные, распечатанные страницы книг. Для удобства использования мы их ламинируем, тогда дети не бояться их случайно порвать, испачкать, испортить. Называем их игровые поля, которые могут быть разного формата (А2, А3, А4, 10*15). Они являются основой игровых наборов.
Компонентами игровых наборов в зависимости от целей, могут быть игровое поле, набор карточек-искалочек, окошечки-искалочки, раскраски, игровые задания, для педагогов – технологические карты вопросов по определенным темам, рекомендации, дополнительные картинки необходимые для беседы или игры. А также разные необходимые предметы, например, цветные карандаши, лупа для поиска и рассматривания, игровой персонаж из книги, куклы би-ба-бо, песочные часы.

Читайте также:  Логопедический праздник для детей и родителей Говорун-Шоу

Книги жанра Виммельбухах позволяют решать задачи формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств и социальной ответственности. О важности развития социальной ответственности сказано не только в ФГОС ДО. В указе президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 года» – образование выделено одним из приоритетных направлений развития. Одной из цели которой является: «Обеспечение воспитания гармонично-развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской федерации, исторических и национально-культурных традиций».
На самом деле, классический Виммельбух – настоящий учебник по социализации в картинках. В жизни людей нет чего-то отдельного, не связанного между собой. Эти книги могут научить воспринимать жизнь как единый поток, где все происходящее тесно переплетено с людьми и окружающей средой. Например, в сезонных книгах Ротраут Сузанны Бернер городок живет от зимы к весне, от лета к осени. Со сменой сезона меняется и облик города, занятия его обитателей, и одежда.
Таким образом, в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области Государственного стандарта, создавая основу для мультикультурного образования, даря метапредметные интеграции, как зачин для школьного обучения.

Перечень литературных источников:

Картинок много, текста нет: виммельбухи

Топ-7 книг для рассматривания, любования и активного детского развития

Все родители знают: дети предпочитают книги с картинками. Чем больше картинок и чем они красивее, тем теплее чувства и ярче интерес ребенка. А вот текста, желательно, поменьше. Мечту Алисы, скучающей над книгой без картинок, однажды исполнили в Германии: там полвека назад появился книжный жанр, почти полностью лишенный текста и по максимуму наполненный большими и очень подробными иллюстрациями. Это — книги-картины виммельбухи («мельтешащие книги»). Новинка прижилась так хорошо, что сегодня подобные издания пользуются стабильным спросом и особым почетом. Tlum.Ru рассказывает, чем они полезны, и какие конкретно виммельбухи стоит приобрести в домашнюю библиотеку.

Начнем с общих особенностей. Виммельбух — это большая (формата А2) книга с картинками на нескольких разворотах и с минимумом текста (либо вовсе его лишенная). Упор идет на иллюстрации: очень большие, подробные и состоящие из миллиардов маленьких деталей. Каждая картинка — многокомпонентный гобелен, который трудно сразу охватить взглядом. Все персонажи, строения и объекты на страницах виммельбуха совершенно равноценны. Тут нет первого плана, второго, и так далее — только равная перспектива и полное удовольствие от просмотра.

Подобные иллюстрации являются невероятно полезными для маленьких детей. Виммельбухи гордо маркируются 0+ и лучше всего подходят для развития речи малышей от полутора лет. Но детишкам помладше и постарше показывать виммельбухи крайне рекомендуется. В конце концов, эти роскошные издания всегда занимают почетные места в домашних библиотеках, ими с радостью любуются (и отлично «разминают» мозг) «рассматриватели» всех возрастов. Детям предлагается озвучивать то, что происходит на страницах, придумывать истории, всякий раз — разные. С какой стороны на виммельбух не посмотреть — кругом польза.

И коротко: виммельбухи бывают и маленькие — выпускаются специальные дорожные версии. Многие из доступных изданий продаются прямо на немецком языке: этого можно не бояться, переводить там все равно почти нечего. И, разумеется, есть у столь прекрасных книг и один минус: высокая стоимость.

Ротраут Сюзанна Бернер: «Весенняя книга»
Издательство «Самокат» Виммельбухи от немецкой художницы Бернер объединены общим местом действия и героями. Все вместе это зовется «Городок», большой, шумный и очень подробный. Книг в серии несколько, наибольшим спросом пользуются сезонные: «Весенняя книга», «Осенняя книга», и так далее, есть еще «Ночная книга», и все они — об одном и том же городе в разное время. Наблюдать за любимыми героями и их семьями, подмечать их привычки и подсматривать за веселыми приключениями — великая радость и для больших, и для маленьких читателей.

Прекрасное исполнение обеспечило этим виммельбухам место самых знаменитых и любимых среди наших читателей. Для первого знакомства с подобным форматом — оптимальный выбор.

О том, как один мальчик гуляет, пожилая чета из Германии рисует целые книги. Приятный стиль и мягкая ирония обеспечивают увлекательное разглядывание этих историй. Данные издания высоко ценят и родители, отмечая, что наблюдать все эти подробные картинки — чудесный досуг и для взрослых.

Места прогулок могут быть разными — «За городом», «В цирке», есть даже прекрасная небольшая раскраска для тех, кто хочет не просто рассматривать эти детальные иллюстрации, но и «приложить» к ним руку. Серию объединяет повествовательный сюжет, юмор и любовь к забавным деталям.

В данной книге — всего 4 разворота, зато каких! Ярких, качественных и напечатанных на очень плотном картоне. Это настоящий виммельбух: издание для тех, кто еще не умеет ходить, полное и безоговорочное 0+. Прекрасные и понятные иллюстрации знаменитой немецкой художницы сделали книгу настоящим бестселлером.

Остальные виммельбухи Анны Сьюс тоже не обделены вниманием: книги-картинки о животных, сказочных героях, обстановке дома и многих других темах стали желанными экземплярами домашних коллекций множества заботливых мам.

Али Митгуш: «В деревне»
Издательство «Мелик-Пашаев»

Пасторальные сельские пейзажи особенно полезны для разглядывания тем, кто обитает в городе и плохо представляет себе особенности деревенской жизни. Постройки и животные, люди и другие сельскохозяйственные объекты: 14 страниц детализированных иллюстраций отлично удерживают интерес детей и рассказывают занимательные истории.

Али Митгуш также знаменит своей колоритной «Пиратской книгой», «Игровой площадкой» и другими прекрасными виммельбухами. У нас переведены всего две книги автора, но это опять тот случай, когда чужой язык — не помеха.

Эта книга сконцентрирована на предметной области. Здесь нет конкретного города или деревни — только внушающий набор вещей, понятий и даже изображений таких замечательных «вещей», как музыка.

Просто кладезь для тех, кто хочет эффективно расширить словарный запас ребенка. Более того, развиваться будет и понятие категорий, ведь все рисунки сгруппированы по соответствующим разделам. Родителям малышей до трех лет — настоятельно рекомендуется обратить внимание.

Виммельбух бельгийского иллюстратора Тома Шампа рассказывает о приключениях котенка Отто и выделяется тем, что изображения хитро изображены по кругу — книгу можно и нужно вертеть, рассматривая иллюстрации под разными углами.

Досмотрев виммельбух до конца, его нужно перевернуть и отправиться вместе с усатым героем в обратный путь. Это уже даже не книга-картинка, а книга-приключение или книга-фильм.

Российские художники тоже создают прекрасные виммельбухи. Яркий пример — удивительная книга «Звучит», посвященная миру акустики — всему что шуршит, трещит, гудит, звенит и так далее. Техника немного отличается от других изданий: это не просто рисунки, а коллажи. Спрятанные внутри иллюстраций загадки органично дополняют процесс изучания этой необычной книги.

Приятного семейного чтения! Точнее, разглядывания.

Инновационная педагогическая технология «Виммельбух»

Ольга Нечталюк
Инновационная педагогическая технология «Виммельбух»

Виммельбух – это

ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ КНИГА.

МНОГО КАРТИНОК И ДЕТАЛЕЙ.

БЕЗ ТЕКСТА или ОЧЕНЬ МАЛО ТЕКСТА

ОДНИ И ТЕ ЖЕ ГЕРОИ

Виммельбухи объединяют в себе следующие образовательные области:

речевое, познавательное, социально-коммуникативное.

Виммельбух – это гениальная книга для развития ребенка. . Для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет слов. Но зато есть картинки, по которым можно рассказывать увлекательные истории. Из одной и той же иллюстрации можно выудить множество историй, причем у каждого «чтеца» они будут свои, неповторимые. Тщательно продуманные образы, полностью задействованное пространство, скрупулезно прорисованные детали создают особую, отличительную атмосферу виммельбухов.

Виммельбухи, -это, определенно, особенная часть детской библиотеки. От других книг виммельбухи (их еще называют книги-гляделки, или книги для рассматривания) отличает практически полное отсутствие текста. Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные. Множество предметов и героев, изображенных на каждой картинке, приковывает внимание не только ребенка, но и взрослого. Виммельбух можно разглядывать часами – замечая всё новые и новые детали, фантазируя, придумывая собственные истории, происходящие с героями

Такие книги для рассматривания пользуются бешеной популярностью. История создания Wimmelbuch («изобилующая, мельтешащая книга») уходит своими корнями в Германию. Ее прародителем считают художника, который около сорока лет назад нарисовал первую книгу-картинку, используя подзабытый прием. Его суть заключается в том, что при рассматривании изображений все фигуры кажутся равными, вне зависимости от расположения.

Этот жанр очень быстро очаровал как детей, так и взрослых, за считанные годы став фаворитом многомиллионной аудитории.

«Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулки. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра: сюжетные линии разворачиваются одновременно. Всякий раз, открывая книгу, можно находить новые взаимосвязи, жизненные ситуации, «подсматривать» за привычками любимых героев, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями, взаимосвязями, — и все это в виде увлекательных, сиюминутно рождающихся историй.

Недаром психологи так любят книги-картинки, и рекомендуют родителям почаще рассматривать их вместе с детьми. Ребенок зачастую переносит в придуманный образ действительно волнующую его проблему, а это значит, что родители могут отсеять часть из них уже на стадии моделирования ситуаций с героями книг.

Пришлись по вкусу виммельбухи и логопедам: их активно используют в качестве инструмента для восстановления речи у взрослых, перенесших травмы и инсульты. Таким образом, виммельбухи совершенно ненавязчиво тренируют память, внимательность, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи, и, как по мне, являются гениальной находкой.

Виммельбух – не просто привлекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Разглядывая изображения, малыш легко погружается в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывает новые знания. «Что это? А это кто такой? Куда он идет?» – услышите вы от маленького исследователя. И что приятно, родителям самим будет интересно рассматривать картинки и отвечать на вопросы ребенка. Легко и непринужденно вы познакомите его с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне, деталями рыцарского замка и культурными особенностями других стран. Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас.

Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь.

И конечно, книги-гляделки способствуют развитию внимания, концентрации, наблюдательности, памяти и усидчивости, что немаловажно для многих родителей. Большим достоинством виммельбуха является его способность увлечь даже очень активного ребенка.

Несколько интересных идей по изучению виммельбуха для развития ребенка:

находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;

искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;

составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;

изучать иностранный язык;

сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы;

закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.

Презентация «Инновационная технология в работе с детьми по развитию речи. Мягкая книжка» Уважаемые коллеги! Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей обучения дошкольника. Ведь чтобы заинтересовать и увлечь.

Инновационная технология по здоровьесбережению «Степ-аэробика» Степ – аэробика постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное.

Инновационная технология «Твигис» в развитии творческой активности дошкольников в условиях ФГОС Приложение к презентации: Слайд№1 Добрый день уважаемы коллеги, позвольте представить вам презентацию на тему «Инновационная технология.

Инновационная технология «Клубный час» Инновационная технология «Клубный час» В своей деятельности применяю инновационную технологию «Клубный час». Внедрение данной технологии.

Инновационная технология «STEP BY STEP» в дошкольных учреждениях Е. А. Ахтырская, воспитатель детского сада «Асми». Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству на основе международного.

Метод проектов как инновационная технология в ДОУ Годовые задачи: Метод проектов как иновационная техлогия в ДОУ Развитие социальной компетентности у детей Ранний возраст – важнейший этап.

Музейная педагогика как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания Музейная педагогика как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания детей с общим недоразвитием.

Обобщение опыта по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология» Опыт работы по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология» 1 СЛАЙД Зенихина Светлана Владимировна, воспитатель.

Презентация опыта работы «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» Презентация экологического проекта «Природа родного края»» Актуальность проблемы: 2017 год объявлен президентом как год экологии. Экологическое.

Технология «Виммельбух» Уважаемые коллеги хочу поделаться опытом работы о технологии виммельбух. Может кто-то уже работает по данной технологии. Что означает слово.

Ссылка на основную публикацию