Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

Упражнения для развития речи детей всех возрастов

С появлением малютки, в семье появляется множество вопросов по теме становления личности ребенка, его развития, формирования мыслительных процессов.

В данной статье я поделюсь с вами опытом выдающихся педагогов о правильном развитии речи малыша. Ведь регулярное выполнение упражнений для развития речи – это верный путь к достижению показателя того, что ребенок будет развиваться правильно.

Часто случается, что детки одного года начинают расстраиваться и плакать, что их речь не понимают взрослые. Для этого вам рекомендуем ознакомиться с мотивирующими словами, которые важно говорить детям.

Для детей 1 – 2 лет

В возрасте от 1 до 2 лет дети, как правило уже стараются подражать речи взрослых. Малышам присущи такие навыки:

  1. Умение повторять открытые слоги. К примеру слово «дай» они не смогут четко проговорить, но звук «дя» нашему слуху знаком.
  2. Проявляется повторение звуков и слогов – подражание животным.
  3. Выражение эмоционального состояния интонацией.
  4. Некоторые предметы и действия могут обозначать с помощью слогов.
  5. Улавливать и воспринимать обращенную речь взрослого. Умение указывать на объекты, предметы.

Родителям необходимо не только грамотно строить речевые высказывания, правильно и четко произносить слова при обращении к чаду, а также важно компетентно планировать и организовывать досуг малышей, а помогут вам в этом упражнения для развития речи у детей 1 – 2 лет.

Деткам, которые еще не могут самостоятельно стоять или ходить понадобится помощь взрослых. Данные игры не только благоприятно скажутся на речевом строе крохи, а также укрепят мышцы тела.

Игры — потешки

Тая, ручками потряси, (Трясем руками)
А также ладошками помаши. (Машем)
Пальчики спрятались в кулачки. (Прячем пальцы)
Кулачки припрем в бочки. (зажимаем ручки в кулаки к бокам)
Потопаем ножками. (Топаем)
Похлопаем ручками. (Хлопаем)
Топнем правой ножкою. (Топнем)
Топнем левой ножкою. (Топнем)
И пойдем плясать в присяд
Словно стайка гусят. (Ходим на корточках)

Вот так топаем ножками (Потопали)
Топ – топ, топ – топ.
Вот так похлопаем ручками (Похлопали)
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп.
Вот так покачаем головой
Ой – ой, ой – ой.
Вот так ножки задираем (Поднимаем ножки)
Высоко – высоко.
Вот так ножки опускаем (Опускаем ножки)
Низко – низко.
Вот так ручки задираем (Поднимаем ручки)
Высоко – высоко.
Вот так ручки опускаем (Опускаем ручки)
Низко — низко.

Ворона – сорока (движениями проводим по ладошке малыша)
Кашку варила
Детишек кормила.
Этого – накормила (Загибаем большой палец)
Этого – накормила (Загибаем указательный палец)
Этого – накормила (Загибаем средний палец)
Этого – накормила (Загибаем безымянный палец)
А этого – не накормила! (Слегка потрясываем мизинчик)
Он пальчик маленький, вел себя как вяленький.

Мой дружок, быстрей дружок, (Имитируем лепку снежка)
Кидай мне свой снежок! (Кидаем снежок)
Я его ловлю скорей (Ловим руками снежок)
И качу побыстрей (Катим снежок)
Погляди на снегирей (Смотрим по сторонам)

У них грудки всех красней. (Гладим себя по грудке)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы выходим в лес гулять. (Идем шагом на месте)
Поглядим по сторонам. (Оглядываемся по сторонам)
Добрый мишка ходит там. (Указываем рукой в сторону)
Ты – мишутка погоди, (Зовем медведя двумя руками)
Нас с собою в лес возьми.
Сладким медом накорми!

Пальчик маленький, где ты ходишь? (Трогаем мизинчик)
С этим братцем мимо бродишь! (Трогаем безымянный)
С этим – в дремучий лес заходишь. (Трогаем средний)
С этим – на лугу гуляешь, (Трогаем указательный)
Серых уток созываешь.
С этим – мимо пробегал (Трогаем большой)
И в канавку забегал. (Проводим между большим и указательным)

Пальчик – мальчик – озорник. (Разминаем пальчики по очереди)
Ты откуда вдруг возник?
Я бывал в гостях у братьев
Отдохнул там с благодатью
С этим – на рыбалку ходим,
С этим – хороводы водим,
С этим бегаем с утра,
С этим – весело всегда.

Простые упражнения

1. Показывайте малышам, как нужно выражать эмоции звуками.

— Недовольство: «АЙ – ЯЙ!»

2. В процессе игры в прятки меняйте высоту голоса.

Находясь в другой комнате издавайте звук: «АУ» сначала тихо, затем все громче и громче. Малютка быстро поймет правила игры и постарается повторить за вами.

3. При использовании каких – либо предметов, четко проговаривайте их названия.

4. Давайте возможность ребенку пить жидкость с помощью трубочки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.

5. Дайте малышу прочувствовать игрушки различной фактуры: твердые, мягкие, мокрые, влажные сухие, пушистые, гладкие.

6. Хвалите ребенка, если он пытается взаимодействовать со старшими ребятами.

7. Проведите игру с детьми в круглый стол. Соберите всех любимых игрушек чада и покормите их, проговаривая такие слова:

— Как просит кушать собака? «АВ – АВ».

— Покормим собачку. Как кушает собака? «НЯМ– НЯМ».

Логоритмические распевки » Жуки», » Хитрая лиса»и т.п. в этом возрасте особенно нравятся детям и легко запоминаются. А в сочетании с мелодией и характерными движениями и развивают речевой центр и координацию.

Найди части дела

Все дети до трех лет должны знать все части тела. Запомнить малышам поможет игра с куклой либо вы можете показывать части тела на себе, а ребеночка попросить повторить. При этом важно не упустить из внимания стороны: право, лево; направления: внизу, вверху.

Образец развивающей песни для малышей «Лево-право» в видео:

Для детей 2 – 3 лет

Безусловно, каждый маленький человечек рождается со своими индивидуальными особенностями. Одни начинают говорить раньше, другие позже. Но все сводится к тому, как родители подойдут к вопросу о формировании речевого строя детишек.

Существуют определенные правила — упражнения, которые необходимо осуществлять в развитии речи у детей 2 – 3 лет:

Изучаем предметы окружающего мира вместе

В процессе совершения каких – либо действий, обязательно описывайте все происходящее. В этом возрасте маленькие люди впитывают в себя всю информацию, как губки, активно познают мир. Стараются до всего дотронутся, прочувствовать на ощупь.

Знакомимся с иллюстрациями

Существует множество книжек с красочными, яркими изображениями. Они помогут сформировать представление крохи об окружающем мире, повысить словарный запас. Приобретайте книги для самых маленьких. Показывайте иллюстрации ребятам, задавайте вопросы по картинкам. «Как может собака? – АВ – АВ». Изучая животных по картинкам старайтесь увидеть их и в реальном мире. Обязательно сконцентрируйте внимание чада на том, что этот зверь живой, а этот нарисован в книге.

Звуковые обозначения

Любые действия, которые выполняет карапуз, старайтесь выделить звуками. При хлопках в ладоши, повторяйте «ХЛОП – ХЛОП». При топанье ножками: «ТОП – ТОП». Мячик стучит: «БУМ – БУМ». Произнося различные звуки кроха со временем осознает, что каждое действие влечет за собой определенное звучание.

Повторение звука

Карапуз, воспроизводит звуки, попросите произнести их еще раз, закрепить полученное умение. Пример: «Как мычит корова? – «МУ». В случае непонятного высказывания со стороны маленького человечка, повторите его за ним. Это поможет побудить малыша произнести слово правильно. Не забывайте поощрять крошку за успехи и старания.

А ещё веселее изучить и угадывать звуки в песне про синий трактор и сочетать с танцевальными движениями, как в видео:

Для детей 3 – 4 лет

Для детей возраста трех – четырех лет характерны знания не только существительных, глаголов, но и наречий: тут, там. Могут составить предложение, состоящее из 3 – 4 слов. Речь должна быть грамотна, без дефектов. В норме правильное произношение свистящих, как в начале, в середине, так и в конце слова и когда встречаются две согласные со стечением.

Артикуляционная гимнастика

Мышцы языка должны быть в определенном тонусе для произношения звуков потому, что для свистящих звуков язык должен упираться в нижние зубы. Для шипящих, а также «р», «л», он должен занимать верхнюю позицию.

  1. Упражнение горочка для свистящих
  2. Упражнение маятник.
  3. Дуем в стакан с водой через трубочку.

Найди фрукт, овощ

Игры и упражнения, направленные на произношение фруктов, овощей, ягод помогут не только научить правильно называть слова, но и существенно увеличат словарный запас дошкольников за счет описания внешности плода: формы, цвета.

Мягкий и твердый предметы

Игра способствует формированию мировоззрения детей о твердых и мягких объектах неживой природы и обогащению словарного запаса.

Карапуз поочередно берет предметы из коробки и называет его свойство. Можно усложнить задачу попросив называть еще и цвет объекта.

Для детей 4 – 5 лет

При общении с детьми 4 – 5 лет взрослые уже не должны испытывать затруднения в понимании. Речь дошколят, как правило развита в полном объеме. Все просьбы, задания должны быть осмыслены. Формируется адекватное реагирование на вопросы.

В возрасте 4 – 5 лет способность произносить сложные слова, предложения улучшается. Именно в этот период возникает действенное словотворчество, попытки рифмования.

Пересказ сказок

При пересказе важно обратить внимание чада на интонацию голоса. Попросить где необходимо произнести громко высказывание, а где нужно – тихо.

Рекомендуемые сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».

Игра в слова

Родители просят произнести малыша слова, содержащие определенный звук.

Пример со звуком «эс»: санки, самокат, сын, сом.

Кукольный театр

В данном возрасте дети охотно смотрят театр, но будет намного увлекательней и интересней, если дошкольник попробует сыграть в театре определенную роль или поуправлять любимым кукольным персонажем.

У чад 4 — 5 лет просыпается интерес к гаджитам. Разработаны специальные компьютерные игры для развития речи.

Но в этом нужно знать меру. И не сделать из ребенка — геймера.

Для детей 5 – 6 лет

Дети, достигшие 5 – 6 лет уже свободно общаются со сверстниками. Могут назвать свое полное имя, адрес. Если они не могут подобрать нужное слово, то придумывают. Ярким примером является книга Корнея Ивана Чуковского «От 2 – 5», где даны примеры творчества маленьких выдумщиков.

В данный период времени дошколята начинает интересовать звуковое оформление слова. Придумывают маленькие стишки. Совершенствуют речевой слух и могут различать слова с одной различающей фонемой (дом – сом, почка – бочка).

Грамматический строй речи еще находится на стадии формирования, поэтому допустимы неточности в произношении.

Пользуются ударением произвольно, это тоже считается вариативным вариантом нормы. В это время детки начинают использовать монологическую речь. Они должны уметь рассказывать о событиях из собственной жизни, о каком – либо звере или игрушке, составлять рассказ по картинке, пересказывать знакомый текст.

А повысить навык общения и словарный запас вашего ребёнка помогут такие игры и упражнения:

Бросаем мяч

Игра заключается в том, что мяч перекидывается от одного игрока к другому, одновременно с этим задается вопрос. Вопрос может быть любого характера (какой формы предмет, какого цвета фрукт, что может сиять и т. д.).

Предлагаем изменить игру и бросать мяч называя слова, а второй игрок должен преобразовать их в уменьшительно – ласкательную форму.

В такую же игру можно сыграть со словами синонимами, антонимами.

Для детей 6 – 7 лет

Как правило, в этом возрасте все звуки у ребенка сформированы. Он говорит правильно. Бывает так, что звуки «Р», «Л», формируются к 6 годам, это вполне нормально. К 7 годам у школьника должен быть сформирован фонематический слух. Если этого не произошло, возможно возникнут трудности при чтении и письме.

Упражнение «Назови ласково»

При занятии данным упражнением можно использовать различные слова.

  • Ягоды
  • Малина – малинка
  • Клубника –…
  • Земляника-…
  • Черника –…
  • Ежевика –…

Упражнение «Что лишнее»

Упражнение «Множество или один»

  • Варежка – варежки
  • Носок – носочки
  • Ножницы — ?
  • Ботинок – ботинки
  • Штаны — ?
  • Доска — доски

Упражнение «Самое короткое»

Дается ряд слов, необходимо выбрать самое короткое.

  • Незабудка, одуванчик, мак, нарцисс, пион.
  • Земля, мир, планета, вселенная, космос.
  • Корень, стебель, ветки, лист, почки.
  • Стол, кровать, пуфик, кресло, диван.

Сформировать в ребенке социальную раскрепощенность можно посредством прогулок с другими детьми, посещения зоопарка, театров, цирка и других мест, где присутствуют взрослые и сверстники.

После похода важно поинтересоваться мнением чада об увиденном, услышанном. Спросить, что запомнилось больше.

Безусловно, повысить словарный запас помогут книги. В раннем школьном возрасте читать нужно как можно больше, формируя грамотную речь школьника.

Нарушения психического развития в детском возрасте

Ребенок в 3 месяца: физическое развитие и психология

Сборник игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Вместе играем – речь развиваем»

Данный сборник систематизированных игр и упражнений может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития связной речи, тренировки правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Просмотр содержимого документа
«Сборник игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Вместе играем – речь развиваем»»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

«Вместе играем – речь развиваем»

игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

«Вместе играем – речь развиваем». Игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Сборник игр и упражнений. /Сост. Е.А.Рябухина. – Ревда, 2016.

Данный сборник систематизированных игр и упражнений может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития связной речи, тренировки правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

© ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»,2016

Развивающие игры с картинками

Кто больше заметит небылиц

Где начало рассказа

Найди картинке место

Какая картинка не нужна

Чего не бывает на свете

Составь два рассказа

Поиск пропавших деталей

Нарисуй картинку словами

Развивающие упражнения

Что могу делать?

Животные и их детеныши

Кто как разговаривает

Что происходит в природе

Кто как передвигается

Кто может совершать эти действия

Из чего это сделано

Лови, да бросай – цвета называй

Что бывает круглым

Всё расставим на места

Пояснительная записка

На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Педагогическая и методическая литература предлагает огромное количество игр, в том числе и на развитие связной речи, но воспитателям и родителям сложно ориентироваться в многообразии литературы по выбору игр для проведения прогулок, совместных видов деятельности, досуговой деятельности. Поэтому, возникла необходимость в сборнике «игр и упражнений на развитие связной речи».

В предложенном сборнике собраны разнообразные игры и упражнение на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, которые сгруппированы по разделам: игры с картинками и простые речевые упражнения. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению.

Игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения, помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.

Данный сборник рекомендован педагогам дошкольных учреждений, методистам ДОУ, родителям.

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Оборудование: стихотворение «Путаница», фишки.

Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки.

Воспитатель объясняет правила игры: – Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница».

Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру.

В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Другие примеры небылиц:

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор.

А по нашей кошке

Пробежал забор.

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка.

«Где начало рассказа?»

Цель:учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 1)

Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 2)

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 3)

Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 4)

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Оборудование: цветной камешек.

Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.

Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло»

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины. (Приложение № 5)

Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: картинки-нелепицы. (Приложение № 6)

Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Оборудование: предметы или картинки, фишки.

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: текст сказки.

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Оборудование: два набора серийных картинок. (Приложение № 7,1)

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины. (Приложение № 8)

«Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«Распространи предложение»

Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Оборудование: цветной камешек

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут . (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы . » Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Оборудование: коробка с картинками предметов.

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.

После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.

Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

“Нарисуй картину словами”

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Оборудование: стихотворение о весне (лете, зиме и т.д).

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

“Придумай сказку”

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).

Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

«Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Простые речевые упражнения для развития связной речи

Такие упражнения не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.

Цель:обогащать речи ребенка именами прилагательными.

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.

Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Что могут делать…?

Цель: обогащать речь ребенка глаголами.

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Слова наоборот

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.

Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл – потерял.

Слова-товарищи

Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.

Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Один – много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Речь. Развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Упражнения для развития речи.

Статья:

Развитие слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. “Назови слова” (для развития слуховой дифференцировки).

“Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А” (Т, О, Р, К и т.д.).

“Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П” (И, О, С, Л и т.д.).

“Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л” (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. “Хлоп-хлоп” (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. “Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши”.

Вариант: ребенок должен “поймать” звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. “Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г – хлопни 2 раза”.

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. “Играем со словом” (обучение звуковому облику слова).

Задание №1. “Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове “лягушка”, “флаг”, “стол” и т.д.”.

Задание №2. “Назови, какой звук первый / последний в слове “луч”, “сила”, “диван” и т.д.”.

Задание №3. “Назови все звуки по порядку в слове “небо”, “туча”, “крыша” и т.д.”.

Задание №4. “Какой звук в слове “рыбка” стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.”.

Упражнение №4. “Путаница”.

“Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую “раз-два”
И приказываю вам
Всех расставить по местам”.

Спросите у ребенка: “Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?”

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное – подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. “Придумай новое слово”.

Задание: “Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом – дым”.

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №6. “Кружок”.

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: “Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово “мак”. Сколько кружков надо нарисовать? Три”.

Образец: МАК – 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове “конь” букв 4, а звука три – [к – о – н’]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

Упражнение №7. “Длиннее-короче”.

Задание: “Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово – это не вещь. Вот, например, слово “нос”. Его можно сказать, а можно написать – но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать”.

Слова для сравнения: стол – столик, карандаш – карандашик, усики – усы, пес – собака, хвост – хвостик, змея – змейка, червяк – червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. “Игра в слова”.

Задание №1. “Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты” (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

“Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель – метет, а гром – . ветер – . а снег – . дождь – . а солнце – . “.

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: “А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?” Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: “Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?”

Упражнение №9. “Признак”.

“Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?”

железо –
бумага –
дерево –
снег –
пух –
стекло –

“Назови другой предмет, такой же белый, как и снег”.
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

по вкусу – лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности – веревку и нитку, камень и глину;
по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте – куст и дерево, гору и холм”.

Упражнение №10. “Угадайка”.

Задание: “Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит –
Сядет и укусит.
(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал –
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это”.

Упражнение №11. “Слова-приятели” (упражнение на синонимы).

“Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?” (Грустный)
“Ценный – это какой? Жесткий – это какой?”

“Каким словом можно заменить слово “конь”? Слово “врач”, “чашка”, “пища”?”

“Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?”

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. “Слова-неприятели” (упражнение на антонимы).

Задание: “Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №13. “Один и много” (изменение слов по числам).

“Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу “карандаш”, а ты должен сказать “карандаши”.

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

“А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты – один”.

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №14. “Уменьшение”.

Задание: “Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч – это мячик, а маленький стол – . “.

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №15. “Закончи слово”.

Задание: “Отгадай, какое слово я хочу сказать? По. ” (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. “Объясни слово”.

Задание: “Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?”

нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения – научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. “Кто? Что?” (составление предложений по разным моделям).

Задание: “Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко”‘.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. “Закончи предложение”.

Задание: “Попробуй угадать конец фразы”.

Дети ели ка. . На столе лежат бумага и кра. . В лесу растут гри. . В саду растут цве. . У нас есть петух и . . Зимой бывает хо. .

Упражнение №19. “Добавь слова” (распространение предложений).

Задание: “Сейчас я скажу предложение. Например, “мама шьет платье”. Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?”

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. “Составь фразу” (образование предложений из слов).

“Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро”.

“Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?”

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №21. “Пропавшие слова”.

Задание: “Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие “.

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение №22. “Найди ошибку”.

“Послушай предложения и скажи, все ли в них верно”.

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

“Как нужно исправить предложение?”

Упражнение №23. “Объясни”.

Задание: “Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни”.

Упражнение №24. “Что имеется в виду?” (тренировка на понимание переносного смысла).

“Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор – железный человек
золотая стрела – золотые руки
ядовитый укус – ядовитый взгляд
острый нож – острое слово
низкий стол – низкий поступок
черствый хлеб – черствый человек”.

Упражнение №25. “Правильно или нет?”.

Задание: “Как ты думаешь, можно ли так сказать?”

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: “Почему предложения неточные?”

Упражнение №26. “Где начало рассказа?”

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок

Задание: “Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она”.

Упражнение №27. “Рассказ по картинке”.

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

– О чем эта картинка?
– Кто главный герой?
– Что происходит?
– Какие герои нарисованы на картинке?
– Какой у них характер?
– Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №28. “Подбери рифму”.

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол – гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №29. “Составь предложение”.

Задание: “Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: “В лесу идет дождь. Гремит гром”. Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика “и”, тогда из двух получится одно. “В лесу идет дождь, и гремит гром”. Теперь попробуй сам”.

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

Дети вышли гулять и .

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами “а”, “но”, “хотя”, “зато”, “если, . то”.

Мастер-класс «Играем пальчиками – развиваем речь»

Мастер-класс «Играем пальчиками – развиваем речь»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Цель мастер – класса:

Повышение компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи

2.Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.

Дефектолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования различных пальчиковых игр.

Сначала я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры, что они развивают? (ответы) .

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Но каким же образом развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

Вам известно, что мелкая моторика развивается во время рисования, лепки, аппликации, конструирования, ручного труда. Также важно использовать такие виды работ, как штриховка, шнуровки, мозаика, графические диктанты, палочки Кюизенера и т.д.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп.

Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, а вы в них поиграете.

Виды пальчиковых игр:

  1. Пальчиковые игры с предметами
  2. Активные игры со стихотворным сопровождением
  3. Игры манипуляции
  4. Пальчиковые игры на основе сказок
  5. Пальчиковые кинезиологические игры
  6. Пальчиковые игры с элементами самомассажа
  7. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением

Так как в последнее время значительно возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми мы их рассмотрим более подробно.

  1. Самомассаж кистей рук (шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики, шишки, массажный шарик Су-Джок)
  2. Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.
  3. Игры с платочками.
  4. Игры с бигуди.
  5. Игры с разнообразными резиночками.
  6. Игры со щётками.
  7. Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.
  8. Игры с бусами и шерстяной ниткой.
  9. Игры со спичками и счетными палочками.
  10. Игры с эспандерами.
  11. Игры с решетками.
  12. Игры с песком.
  13. Игры с шариками Марблс и аквагрунтом.
  14. Игры с бросовым материалом.
  15. Пальчиковые кинезиологические игры
  1. Самомассаж можно сопровождать стишками или использовать музыкальное сопровождение.

Упражнение с шестигранным карандашом.

«Добываем огонь» – энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

«Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево – вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Упражнение с массажным мячиком.

Мой весёлый круглый мяч,

Щеки круглые не прячь.

В ручках покатаю. (Мячик катают в руках).

  1. Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики:

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

  1. Игры с платочками.

У меня живёт Проглот

Весь платок он скушал, вот

Сразу стало у Проглота

Брюхо как у бегемота. ( Берём платочек за два уголка, пальцами обеих рук собираем платочек в обе ладони).

  1. Игры с бигуди.

Трудно ролик мне вести

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

  1. Игры с разнообразными резиночками.

Надевают поочерёдно на каждый пальчик .

Зебра, пума и бизон,

Два шакала, бегемот –

Он стоит разинув рот,

А над ними – царь зверей.

Назови его скорей. ( Назвав льва, дети сжимают пальцы в кулак).

  1. Игры со щётками.

Зубной щеткой растирают подушечки пальцев.

  1. Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.

«Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика Ляпко.

Шел медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил» –

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец

  1. Игры с бусами и шерстяной ниткой.
  2. Игры с спичками и счетными палочками

– Ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними…

– Строим «сруб» из спичек. Чем он выше и ровнее, тем лучше.

– Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.

  1. Игры с решетками

Игра с решеткой для раковины «Гном».

Шел по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком.

Шел и песню напевал,

И вразвалочку шагал.

Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, – двумя руками одновременно или поочередно.

  1. Игры с песком. (пескотерапия)
  2. Игры с шариками Марблс и аквагрунтом (выкладывание узора)
  1. Игры с бросовым материалом.

– Игры с пробками

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно пробовать двумя руками одновременно.

  1. Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

А сейчас я предлагаю проиграть вместе несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.

Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с детьми дошкольного возраста.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Заключительная часть.

Уважаемые родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания со своими детьми.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях»

Бакустина Ирина
Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях»

В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры –оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей. В связи с этим необходима профилактическая и корригирующая работа с органами зрения. Зрительная гимнастика выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности.

Важно научить детей выполнять специальные упражнения в системе. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения является зрительная гимнастика.

Виды гимнастик:

1. С использованием художественного слова и без него.

2. С использованием различных атрибутов (игрушек, картинок и т. д.) и без них.

3. С использованием специальных пособий (плакатов, тренажеров и предметов.)

4. С использованием ИКТ.

Одним из увлекательных упражнений является рассматривание стереокартинок — это своеобразная зарядка для глаз. При просмотре стереограмм тренируются глазные мышцы, которые укрепляют остроту зрения.

Электронные физкультминутки с помощью программы Powr Pont. Упражнения представлены в виде мультимедийных презентаций. Слайды могут сопровождаться музыкой, дети слушают музыку и следят за движением предметов, при мигании объектов моргают глазами. Цель- сохранить зрение, снять зрительное напряжение, а также вызывать приятные эмоции.

Прикреплённые файлы:
master-klas_lvk10.pptx | 11722,55 Кб

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях Подготовительно-организационный этап: Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. Это хокку японцы используют, когда.

Использование соленого теста на логопедических занятиях Тестопластика открывает дверь в мир интересного творчества и уводит нас в увлекательную страну пластики. Плюс соленого теста в том, что.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста В последнее время ученые отмечают негативную роль загрязнения окружающей среды в увеличении частоты рождаемости детей с различными пороками.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях как средство развития детей с нарушением речи. Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Занимательность условного мира игры.

Использование игры в формирование правовой культуры ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях Использование игры в формирование правовой культуры ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях В современном обществе каждый.

Использование развивающего коврика на индивидуальных логопедических занятиях с детьми 5–7 лет Хотела бы поделиться опытом создания развивающего коврика. Это попытка №1. Надо сказать, развивающие коврики давно обрели популярность.

Использование тренажера «Топотушка Слоненок» и Аппликатора Кузнецова на логопедических занятиях “Слоненок Топотушка” Достаточно поместить пальцы в игрушку и немного ими пошевелить, как слоник «оживает» и тут же готов играть. «Топотуши».

Консультация для педагогов: «Значение физкультминуток на занятиях с детьми в ДОУ» Рациональный режим в дошкольном учреждении – это, прежде всего, четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение.

Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в подготовительной группе Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в подготовительной группеПредлагаю вашему вниманию глазную гимнастику, которую я использую.

Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в средней группе Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в средней группеСентябрь «Часовщик»Часовщик прищурил глаз, Закрыть один глаз. Чинит часики.

Презентация “Физкультминутки”

Презентация по теме “Физкультминутки”. Применять можно для уроков, для классного часа по теме “Здоровый образ жизни”.Как показали исследования и практика,физкултминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. При этом происходит переключение работы одних мышечных групп на работу других мышечных групп, чем обеспечивается более длительное поддержание работоспособности.Нервные центры,утомленные в процессе учебной деятельности, на некоторое время притормаживаются вследствии деятельности других нервных центров,осуществляющих регулирующую функцию при выполнении специально подобранных физических упражнений.

Просмотр содержимого документа
«презентация “Физкультминутки”»

  • Как показали исследования и практика, физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности,
  • препятствуют нарастанию утомления,
  • повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.

  • При этом происходит переключение работы одних мышечных групп на работу других, чем обеспечивается более длительное поддержание работоспособности.
  • Нервные центры, утомлённые в процессе учебной деятельности, на некоторое время притормаживаются вследствие деятельности других нервных центров, осуществляющих регулирующую функцию при выполнении специально подобранных физических упражнений.
  • Это обстоятельство способствует снятию утомления, а значит – и повышению работоспособности.

  • Физкультминутки и физкультурные паузы проводятся в классе под руководством педагога или физорга.
  • Физкультминутки не должны превышать 1-2 мин., физкультурные паузы длятся порядка 3-5 мин..
  • Время нача­ла физкультминутки, физкультурной паузы определяет педагог, проводящий урок (как правило, это середина или вторая половина урока).

  • Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы выполняющий их, не мешал своим товарищам.
  • По команде педагога дежурный по классу открывает форточку
  • Учащиеся прекращают занятия, ослабляют пояса, расстёгивают воротники и начинают выполнять упражнения.

  • Каждый комплекс физкультминутки состоит из 3-5 упражнений, повто­ряемых по 4-6 раз; физкультурной паузы – из 5-7 упражнений, повторяемых по 4-6 раз.
  • В него включаются простые, доступные упражне­ния, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц — в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока.

  • В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения в потягивании, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.
  • Движения должны быть простыми, соответствовать возрастным особенностям
  • . Движения надо выполнять легко, без напряжения.

  • Примерная схема физкультминутки такова: первое упражнение – для мышц рук (пальцы, кисти, локтевой сустав);
  • второе – для мышц плечевого пояса и спины типа потягивания (поднимание рук вверх и в стороны с прогибанием спины);
  • третье – для мышц туловища (наклоны и повороты); четвёртое – для мышц ног и получения общефизиологического эффекта (приседания, полуприседы, ходьба на месте).
  • Рекомендуют так же включать упражнения гимнастики для глаз, гимнастики для улучшения слуха (в форме самомассажа).

Содержание физкультурных пауз для разнообразия изменяется через неделю.

Примерные комплексы упражнений

Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья студентов.

При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен.

И, хотя традиционно считается, что основная задача образовательного учреждения — дать необходимое образование, не менее важная задача — сохранить в процессе обучения здоровье студентов.

Благодарю за внимание!

Преподаватель физической культуры

Манишина Елена Николаевна

  • Болонов Г.П. Болонов Н.В. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. Книга 2. Игровые упражнения. Физкультминутки. Подвижные игры. Полезные советы. Москва, 2004.
  • Поваляева В.В. Сюжетные физкультминутки // Физкультура в школе. 2000. №3. С. 71-72.
  • Производственная гимнастика при монотонном труде. М, 1985.
  • Щербинина В.П. Упражнения для физкультминуток // Физкультура в школе. 2004. №8. С.68-69.

Логопедия для всех

Рубрика »Физминутки для дошкольников «

Физкультминутка и ее физиологическое значение для предупреждения и снятия напряжения

Аронова Н.М .,

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №67» г.Березники, Пермского края.

Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.

Движения на физкультурной паузе должны быть противоположными положению ног, головы, движению рук во время занятия. Вынужденные во время работы сгибания в тазобедренном и коленном суставах, сгибания спины и сведения плеч, наклоны головы вперёд должны меняться во время физминуток выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, подниманием головы. При этом подбираются такие упражнения-комплексы, которые в зависимости от работы на занятии, её характера, включают подтягивания, наклоны, полунаклоны, полуприседания и приседания, упражнения для кистей и пальцев рук. Эти упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение, т.е. снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом. Читать полностью Физкультминутка и ее физиологическое значение для предупреждения и снятия напряжения

Физминутки для дошкольников

Дорогие мамочки и педагоги!

Хочется еще раз рассказать о значении физминуток для дошкольников. Как часто вы с ребенком или сами занимаетесь физкультурой? Я думаю, нечасто, если быть честными прежде всего перед самим собой. Физкультурная минутка помогает ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физминутки – это весело, полезно и интересно! Выполнять движения совсем просто, а веселые картинки, сопровождающие наш материал помогут выучить слова с ребенком и он будет проговаривать текст вместе с вами.

Желаю успеха!

Физминутки для дошкольников:

Киска
Читать полностью Физминутки для дошкольников

Чем полезны физкультминутки

В последние годы увеличилось, к сожалению, количество детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми патологиями. Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движений, плохо ориентируются в пространстве. Все это сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств помогают различные игры, а также пальчиковая гимнастика и физминутки в сочетании с речевым материалом.

Физминутки для детей 4-6 лет

Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Пингвины
Читать полностью Физминутки для детей 4-6 лет

Физминутки в детском саду

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

Разминка

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Раз – руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два – три нагнулись. пол достали

А четыре – прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.
Читать полностью Физминутки в детском саду

Читайте также:  Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем
Ссылка на основную публикацию