Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики

Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания

Ольга Лавренова
Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания

Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять, для чего нужно повторять по 5 – 10 раз один звук, слог или слово. Он отвлекается, перестает контролировать положение своих органов артикуляции. Зачастую начинает хватать рядом лежащие предметы, теребить одежду, смотреть по сторонам. Переключить его внимание на артикуляцию уже практически невозможно.

В этом случае можно рекомендовать сочетать работу по автоматизации звуков с играми на развитие мелкой моторики рук. Это очень полезно для гиперактивных детей, которые не могут заниматься 20 минут. А также такие занятия будут интересны всем детям. Ведь все дети любят играть.

Для закрепления изолированного произношения звуков рекомендую Вам использовать игры с различными веревочками и нитями (удочки с катушками, машинки на веревочки, катушки с нитками и т. п.). Предлагаем ребенку произносить поставленный звук, сматывая удочку, пока не вытащим рыбку из воды. Или наматывать веревочку, на которую прикреплена машинка, на карандаш. Можно просто наматывать нитку на катушку.

Самый простой способ завлечь ребенка – рисование. Особенно дети любят раскраски. Можно купить раскраски, которые интересны конкретному ребенку. Или логопед сам может сделать контурный рисунок, размножить его. В рисунке должен быть сюжет (игра или даже сказка). Работа с одним рисунком предполагает несколько занятий. Например, можно нарисовать в центре листа какое-либо животное, вокруг него то, что это животное любит есть. По всему листу расположить буквы, из которых состоит название животного. Внизу листа какой-нибудь узор или барьер, который ребенок должен будет закончить.

Работу начинаем как обычно с артикуляционной гимнастики. Затем разглядываем рисунок, беседуем кратко по рисунку с ребенком. Например, если на листке у нас нарисован жираф, то можно сказать ребенку, что мы будем угощать жирафа. Ребенок может выбрать из рядом нарисованных предметов, чем сегодня он хочет угостить жирафа. Ребенку дается задание раскрасить банан, произнося звук, слог или какое либо слово правильно. К примеру,ребенок раскрашивает и произносит: «РРРРРРРРРРРР», или «РА, РА, РА…», или «ЖИРАФ, ЖИРАФ, ЖИРАФ…». Затем можно обратить внимание на буквы, которые беспорядочно расположены на листе и составить из них слово ЖИРАФ. Даже если ребенок не читает, то с помощью такой работы мы привлекаем интерес ребенка к чтению и делаем звукобуквенный анализ слова. Предлагаем ребенку соединить линиями все буквы по порядку, затем написать слово внизу листа, проговаривая каждый звук.

Затем можно предложить ребенку дорисовать барьер. При прорисовывании барьера ребенок проговаривает так же слоги, слова, стихи. Затем можно уже по нарисованному барьеру из палочек рассказывать стихи, скороговорку, где каждая палочка обозначает одно слово. Ребенок пальцем или карандашом двигает по рисунку и рассказывает. Такая работа помогает еще четко усвоить понятие «слово», определять границы слов в предложениях.

Часто логопеды для развития мелкой моторики используют различную крупу, бусины, пуговицы. Предлагаю совместить перебирание мелких предметов с четким проговариванием. Например, можно взять горсть разноцветных бусин. В зависимости от этапа автоматизации звукаребенку дается задание: отсортировать все красные бусины, произнося при этом слог, слово или словосочетание с нужным звуком. Можно усложнить задание. Например, в одну чашку откладываем красные бусины, произнося слог РА, в другую – синие, произнося слог РУ, в третью – желтые, произнося РУ. В этом варианте игры еще и развивается внимание и память.

Эту же игру хорошо использовать на этапе дифференциации звуков. Аналогично можно использовать мозаику, пуговицы, крупу. Работа с разными материалами поможет сохранить интерес ребенка к занятиям.

В кабинете логопеда обычно много игр на развитие мелкой моторики рук со шнуровками. Их тоже можно обыграть так, чтобы побудить ребенка к многократному проговариванию слов, слогов. Пусть ребенок не просто молча продевает шнурок в отверстия, а произносит слова и слоги.

Аналогично можно собирать и небольшие пазлы, сопровождая это занятие специально подобранным речевым материалом.

Для развития внимания психологи используют корректурные пробы, где, к примеру, нужно зачеркнуть один объект и подчеркнуть другой. Логопед может превратить это занятие в игру. Например, с помощью компьютера расположить на листе мелко два вида предметных картинок в строчку (раза, роза, роза, ромашка, роза, роза, ромашка, заполнив весь лист. Ребенку дается задание назвать картинки, при этом розу обвести в кружок, а ромашку – в квадратик. Мы добиваемся того, что ребенок многократно четко проговаривает слова РОЗА и РОМАШКА, при этом еще решаем задачи по развитие внимания и мелкой моторики.

Подключите фантазию, пусть самые обычные вещи ребенок откроет для себя с другой, необычной стороны. Превратите повседневные занятия в увлекательную игру, и результат не заставит себя ждать.

Развитие мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Специальное образование сегодня является одним из самых актуальных в работе всех специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук» Развивая мелкую моторику ВАЖНО: • Для штриховки или раскрашивания необходимо иметь альбомы и раскраски; • Простой и цветные карандаши должны.

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Земляничка» ул. 40 лет Октября, д. 7а, г. Кстово Нижегородской.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи. Формирование мелкой моторики пальцев рук» Хочу поделиться с вами некоторыми своими мыслями. В этом учебном году я набрала 2-ю младшую группу. В ходе своей работы обнаружила, что.

Мастер-класс. Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков Цели: 1. Выявление особенностей развития мелкой моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии; 2. Освоение и последующее применение.

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Цель: ставится педагогом в зависимости от вида занятия. Задачи: – коррекция мелкой моторики пальцев и кистей рук; – развитие.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего и дошкольного возраста. Консультация-практикум для воспитателей Ребёнок не говорит. Ребёнок плохо говорит. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году.

Родительский клуб на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей подготовительной к школе группы». ПРОТОКОЛ заседания родительского клуба в старших группах (№ 10 и 7) № 1 От 08.11.2016г. Присутствовали 9 человек. Тема: «Развитие мелкой.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей» «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов».

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста Ум на кончиках пальцев. Развитие у ребёнка мелкой моторики рук Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников;.

Советы по автоматизации звуков, развитию мелкой моторики в домашних условиях

Консультация учителя-логопеда Григоровой Надежды Евгеньевны

СОВЕТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ, РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Доказано учёными: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Очень важно понимать, что мелкая моторика будет помогать вашему ребенку в последующее время выполнять различные бытовые действия (застегивать пуговицы, мыть руки, вытирать, учиться писать, рисовать, играть).

Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино), пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик.

В магазинах сейчас много разных развивающих игр и пособий. Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики у детей с использованием подручных материалов.

Ø Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки». Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрпризов», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.

Ø Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

Ø Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, есть в печи место. Будут-будут из печи булочки и калачи».

Ø Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей и фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем по карандашной линии, а затем наклеит на него фасоль — получится объемная аппликация.

Ø Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Ø Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник».

Ø Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».

Ø Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Ø Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря: «В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили. И смотрели всех подряд: медвежат, волчат, бобрят».

Ø Берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Ребенок двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: «Пальцы, как пчелы, летают по сотам и в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли меда всем нам до весны, чтобы не снились голодные сны?»

Ø Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Ø Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы».То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ø Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.

Ø Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Ø Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук). Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Ø Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: «Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».

Ø Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца – прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.

Ø Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

Ø Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ø Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами!

Вы заинтересованы в красивой, чистой речи вашего ребенка. Давайте поговорим с Вами об организации, Вашей совместной с ребенком, деятельности в плане воспитания правильного звукопроизношения.

Для того, чтобы поставленный логопедом звук правильно произносится в речи, необходима его длительная автоматизация (отработка, тренировка) в слогах, в словах, в предложениях и только потом введение звука в самостоятельную речь. Процесс этот достаточно растянут во времени и требует терпения и настойчивости как со стороны взрослого, так и ребёнка.

Занятия не должны сводиться к простому проговариванию, лучше проводить разнообразные игры и использовать на занятиях игровые приёмы для поддержания устойчивого интереса к данному виду деятельности.

Последовательность введения звуков в речь проходит по одной линии: от слога к слову, к предложению. Однако, есть свои маленькие секретики при выборе речевого материала во время автоматизации определённых звуков.

Так отработка звуков «С», «Ш» (а также «З», «Ж», «Щ», «Х», то есть любой согласный длительно произносимый звук), начинается с длительного изолированного (отдельного) произнесения данных звуков, затем осуществляем переход к прямым слогам типа СА, СЫ, ША, ШИ. При правильном их проговаривании хорошо видна артикуляция звуков «С», «Ш», легко следить за положением кончика языка.

Далее переходим к проговариванию слов с отработанными слогами в начале слова: САни, ШИна, САло, СЫн, Шапка… После автоматизации звуков «С» и «Ш» в таких словах, можно переходить к другим слогам (СУ, СО, ШО, ШУ) и к словам с данными слогами. Затем работа продолжается на материале звукосочетаний типа АСА, АША, ЫША, ОСЫ, ИСА и др, то есть звук находится между гласными звуками. При этом необходимо обратить внимание на то, что данные звуки никогда не отрабатываются в одно время (просто система работы идентична).

Далее осуществляем переход к словам типа КАША, КИСА, ВЕСЫ, КОСЫ, НОША… На этом этапе хорошо помогают чистоговорки. Их легко сочинить самим. Принцип такой: выбираем любое слово, в котором изучаемый звук будет не последним и не первым, например:полоСа, «отрываем» последний слог СА и сочиняет чистоговорочку примерно так: «СА-СА-СА, на дороге полоСА» или совсем простую «СА-СА-СА – это полоса». Главное, чтобы при произнесении такой чистоговорки ребёнок мог длительно повторять какой-то слог с изучаемым звуком и затем вводить его в слово. Затем переходим к проговариванию слов в словосочетаниях и дальше – в предложениях (используем материалы логопедических тетрадей, сборников или просто детских книг). Вместе с данным видом работы необходимо включать звук в короткие, а затем и длинные стихотворные тексты. Так планомерно осуществляется переход к автоматизации звука в речи (вот тогда и надо просить ребенка следить за правильным произношением звука во всех словах).

Звуки, которые произносятся коротко, как бы взрываясь («К», «Г», «Ц», «Ч», «Т», «Д») я рекомендую автоматизировать несколько в ином порядке. Сначала так же – изолированно «Ч-Ч-Ч» – стучит поезд по рельсам, «К-К-К» – кряхтит дед. Затем проговариваем эти звуки в обратных слогах: на первом месте находится гласный звук, а затем наш изучаемый согласный звук: гласный поём долго, а согласный произносим коротко, легко, вот так: А-А-АЧ, А-А-АК… Когда будет легко проговариваться данный тип слогов, то надо сразу вводить чистоговорки (придумываем по описанному выше принципу). Далее переходим к сочетаниям типа АЦА, АЧА и к словам с данным сочетанием звуков. Постепенно вводим в занятия слоги прямые: ЧА, КА, ЦЫ и слова с этими слогами. Затем проговаривает любые слова в словосочетаниях и в предложениях и далее переходим к отработке звука в самостоятельной речи.

Работать над звуком «Л» можно по любой из представленных моделей, исходя из возможностей ребёнка – пробовать надо всё.

Читайте также:  Технологическая карта логопедического занятия по повторению и систематизации изученного материала

Звук «Р» – интересный звук. Кто-то очень легко с ходу начинает трещать язычком и сразу получаются слоги, типа РА, РО, РУ и вскоре слова. В таких случаях звук с лёгкостью вводится в словосочетания, предложения и даже в речь. Однако, как правило, этот звук вызывает серьёзные затруднения при автоматизации: то не хватает ребёнку сил произносить его звонко и тогда звук теряется где-то в ротовой полости, произносится как бы шёпотом, приглушённо. Такой звук нельзя вводить в слоги и в слова, надо как можно дольше заниматься изолированным произношением (длительно трещать язычком при широко открытом рте, как только возможно). Если постановка звука шла от толчковых звуков Т или Д, то далее надо обращать пристальное внимание к переходу от этих звуков к другим толчковым звукам. На практике данный вид работы будет выглядеть так:

Ø Проговаривание звука «Р» в слогах ТРА, ДРА, ДРУ далее в словах с этим слогом в начале (ТРАВА, ДРАКА…), в середине (ваТРУшка, маТРАс…), в словосочетаниях и в предложениях с отработанными словами.

Ø Переход к звукосочетанию ПРРР, БРРР (учить выполнять треск от нового толчкового звука – П или Б), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ, далее в словах с этими слогами.

Ø Переход к звукосочетанию КРРР, ГРРР, ВРРР, НРРР (учить выполнять треск от новых толчковых звуков), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ, ВРА, ГРА, КРУ…далее в словах с этими слогами.

Ø Переход к сочетаниям АРА, АРО, АРУ… Если не получается всё ещё «оторвать» звук «Р» от толчкового звука, то перейти к толчковому «Ш» – ШРРР (это произнести очень сложно и ребёнок постепенно уберёт «Ш»)… далее в словах с этими сочетаниями.

Ø Потом переходим к автоматизации звука в любых положениях в словах, в чистоговорках, скороговорках. То есть, вся дальнейшая работа строится обычно: идёт автоматизация звука «Р» в словах, в предложениях, вводится звук в речь.

Если Вы будете ежедневно, целенаправленно заниматься с ребенком автоматизацией поставленных логопедом звуков, то результаты будут гарантированно высокими и вскоре Вы услышите сами чистое журчание речи вашего малыша!

Обратите внимание: постановкой звуков занимается логопед! Однако быстрота введения звука в речь зависит не от усилий логопеда, а от домашней ежедневной работы родителей с ребёнком!

Развиваем мелкую моторику – автоматизируем звуки. Игры своими руками

Разделы: Логопедия

Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у детей формируются навыки познания, упражняется воля, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Работая с детьми дошкольного возраста, учитель – логопед учит детей правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; чётко дифференцировать все изученные звуки; различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне должен уточнить и закрепить у детей произношение сохранных звуков, сформировать правильные артикуляционные уклады звуков, произношение которых нарушено; автоматизировать эти звуки в речи, развить фонематический слух и фонематическое восприятие и на основе этого осуществить дифференциацию поставленных звуков в речи.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.”
В.А.Сухомлинский.

Доказано учёными: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

В настоящее время перед практикующими логопедами нет проблемы в выборе пособий по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. В начале своего творческого пути только такими пособиями я и пользовалась. Но впоследствии я стала создавать собственные пособия своими руками и применять их в работе с детьми. Мое внимание привлекло то, что такие игры вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изданиями.

Поэтому я подобрала и разработала систему игр, игр – упражнений для детей и предложила педагогам, целью которой является мелкая моторика пальцев рук и автоматизация поставленных звуков. (см. приложение)

Предлагаю несколько вариантов игр и игр – упражнений по развитию мелкой моторике рук и автоматизации звуков.

1. “Мы строим дом”

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: на квадрате предметные картинки в окошечках и на треугольнике (крыша).

Ход игры: ребёнок подбирает картинку на заданный звук и ставит в определённое окошечко. Например: в слове дятел звук “Д” находиться в начале слова. Картинка ставится в первое окошечко. И пальчик “протягивает звук Д”.

2. “Укрась одежду”.

Цель:

  • Закрепить названия предметов одежды.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать художественный вкус.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.

Материал: бумажная кукла, украшение для одежды.

Ход игры: детям предлагается назвать предметы одежды, украсить цветными деталями. Перечислить, какая бывает одежда, из каких материалов сшита или связана и т. п.

3. “Забавные камешки”

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: Картинки распечатанные на принтере, изображающие силуэты разных предметов, в названии которых есть заданный звук (по форме картинки выкладываются камешки).

Ход игры: Ребёнок подбирает камешки по величине указанной на карточке, повторяя форму картинки.

4. “Волшебные палочки”.

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки счета.

Закреплять названия геометрических фигур. Развивать фантазию.

Материал: карточки с заданием, палочки.

Ход игры: логопед знакомит ребенка с ходом игры:

1. Выложить фигуру на столе на карточку.

2. Сосчитать палочки в фигуре.

3. Самому придумать и выложить фигуру.

Цель игры:

  • расширить словарный запас, научить пользоваться синонимами, словами – обобщениями;
  • учить составлять слова, делить слова на слоги; читать по слогам; развивать мелкую моторику.

Материал: фанера, обклеенная самоклеющейся плёнкой, прозрачные кармашки, картинки, карточки со слогами.

Ход игры: ребёнок выбирает карточку с тремя картинками и по первым слогам слов картинок составляет слоги, вставляет в окошечки под карточкой, затем прочитывает получившиеся слова.

6. “Живая картина”

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики, закрепление диких, домашних животных и их жильё; деление слов на слоги; нахождение заданного звука в слове.

Материал: основа пособия – фанера, вырезанная в форме прямоугольника. В ней проделаны отверстия и вставлены светодиоды. Прикреплена стольная лента, на которой расположены магнитные буквы. Животные съёмные, крепятся на липучку. За картиной расположена батарейка и проводники.

Ход игры: логопед предлагает ребенку поделить слова на слоги, закрепить понятие дикие, домашние животные. На заданный звук найти картинку присоединяя проводники к контакту и если ребёнок присоединяет правильно, лампочка загорается. Животные меняются с помощью липучки.

7. “Волшебная дощечка”

Цель игры:

  • учить ориентироваться на плоскости. Развивать логику, воображение, усидчивость, внимание, мелкую моторику рук.
  • формировать навыки счета.
  • закреплять названия геометрических фигур.

Материал: Основа пособия – фанера, вырезанная в форме квадрата. По краям квадрата расположены шляпки канцелярских кнопок, на которые крепится резинка.

Ход игры: Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребёнку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные). Рисование “резиночками” даёт ребёнку уникальную возможность “прочувствовать пальцами” форму геометрических фигур, изображаемые силуэты.

8. “Кто летит на луну?”

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики, закрепление диких, домашних животных и их жильё.

Материал: Основа пособия – фанера, вырезанная по форме ракета. В ней проделаны круглые отверстия, перекрывающиеся дверками, которые в свою очередь закрываются на замки. За дверками предметные картинки с автоматизируемым звуком. Наверху и по краям корабля расположены шляпки канцелярских кнопок, на которые крепятся резинки.

Ход игры: логопед задает вопрос: “Кто летит в каюте № 3?”. Ребенок открывает дверку и называет владельца каюты.

Из резинок выкладывается любая форма, буква по фантазии ребёнка.

9. “Пишем маркером”

Цель игры:

  • автоматизация поставленного звука в словах; развитие мелкой моторики;
  • зрительного восприятия;
  • пространственных ориентировок;
  • совершенствование навыков правильного захвата карандаша.

Материал: игры, сделанные на компьютере, распечатаны и заламинированны.

Ход игры: ребёнку даётся задание: помоги мальчику добраться до молотка с гвоздями. Мальчик может проходить только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву “Т”. Или помоги зайчику добраться до морковки. Проходить можно только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву “Л” и т. п.

10. “Шнурочек и прищепки”

Цель игры: развитие мелкой моторики, творческие способности фантазию, эстетическое восприятие. Закрепление цвета. Формировать у ребёнка понятие счёта.

Материал: разноцветные шнурки, прищепки, шаблоны.

Ход игры: ребёнку предлагается заплести косичку, можно вплести бант.

Прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга (это развивает у ребёнка чувство ритма). Можно попросить ребёнка положить в коробку сначала красные прищепки, потом синие, желтые и т. д.

Другой вариант игры: ребёнок на одинаковые по длине полоски прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) вами цифре.

11. “Забавная фасоль”

Цель: развитие воображения, тактильных ощущений, мелкую моторику.

Материал: Коробка, фасоль, мелкие игрушки.

Ход игры: Дети на ощупь угадывают игрушку описывают её и называют, на какой звук начинается слово. Пример: слово кот начинается со звука “К”, в слове кот 3 звука и ребёнок по порядку называет К О Т.

12. Игра “Собери картинку”

Цели: ввести в активную речь ребенка новые слова (живот, голова, лапы, уши, слева, справа), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов (красный, синий, желтый). Развитие мелкой моторики.

Материал: Напечатанные и заламенированные части деталей.

Ход игры. Ребёнок показывает и называет мишку, его живот, голову, уши, лапы. Можно предложить ребёнку сосчитать сначала уши, а потом лапы. Ребёнок собирает изображение мишки из предложенных деталей.

Дополнительно ребёнку предлагаются задания: поместить желтую пуговицу слева, а синюю справа, а потом наоборот. Ребёнок выполняет задания и комментирует свои действия.

13. “Замок звуков”

Цель: развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительную память.

Материал: Основа пособия – картон, вырезанный по форме замка. На нём расположены окошечки с буквами.

Ход игры: ребёнок ставит букву в окошечко, даёт характеристику этого звука, называет слова с этим звуком (буквой), место нахождения этого звука в слове, делит слова на слоги.

Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и уверенными в себе!

Игры и упражнения для вызывания звука [Р].

  • Пособия для родителей по автоматизации звуков для домашней работы на карантине (12)
  • Игровые задания для речевого развития дошкольников (9)
  • Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (5)
  • Интеллектуальная игра для педагогов ДОУ (1)

Игры и упражнения для вызывания звука [Р].

Игры-упражнения для вызывания звука [р].

Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

Упражнение «Веселый дождик»
Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
На цветок –т-д,т-д… (левой рукой изобрази цветок)
И на дорожку т-д,т-д…. (из левой руки сделай дорожку)
Застучал по крыше он- -т-д,т-д….
И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д… (дождик пошел сильнее).

Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

Упражнение «Песня Крокодила Гены»
Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

Способы постановки звука [Р]:

1 способ постановки звука [Р]:

Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.

Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

2 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.

Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

3 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

4 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] из межзубного положения.

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.
• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)
• Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

5 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

6 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р]от звука [З].

Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными.
Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

7 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от звука [Ж].

Все новое – это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.
Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р].

После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

Редко используемые способы постановки звука Р.
Постановка звука «р» от упражнения «Болтушка»

Упражнение для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук. При правильном выполнении слышится звук Р.Важен напор и направленность воздушной струи.

Читайте также:  Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

Постановка Р из положения языка на верхней губе.
Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

Постановка звука [Р] на вдохе. . Способ очень неожиданный

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. , парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

Еще один способ.

Ребенок ставит язык на альвеолы, рот приоткрыт, губы напряжены, ребенок произносит – зззз, под нижней челюстью есть ямочка, и логопед совершает колебательные движения под подбородком.

Основной этап постановки звука «Р»

После предварительной работы проводится непосредственно постановка звука «Р». Существуют самые разнообразные методики «вызывания» этого звука. Но цель любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», заключаются в том, чтобы закрепить у ребенка навык постановки языка на верхние альвеолы. После чего сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук. Приемы постановки звука «Р» существуют самые разные, и материал продолжает регулярно пополняться логопедическими разработками. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из способов, которые зарекомендовали себя эффективными и простыми в исполнении:

Упражнение «Дождик» основывается на постановке звука «Р» из звука «Д». Только нужно звук «Д» произносить «неправильно» – упираясь кончиком языка не в резцы, а в альвеолы. Сначала капает слабенький дождик – малыш произносит медленно «тд-тд-тд». Затем дождик стал сильнее – ребенок чаще произносит звуки. Все быстрее и быстрее капает дождь, превращаясь в ливень – произносится максимально быстрое «д-д-д». В этот момент просим ребенка подуть на язычок – появляется вибрация кончика языка и воспроизводится звук «др-р-р». Закрепит положение языка на альвеолах мотив песенки крокодила Гены, который напевается слогами «да», «ды», «до», «ду». Простой и проверенный способ научить правильно выговаривать звук «Р»: кончик языка на верхних альвеолах, производится вдох и резкий выдох струей воздуха на язык.

Поставить звук «Р» можно и от звука «Ж». Выдыхая, произносится звук «Ж», язык постепенно перемещается на альвеолы, происходит вибрация и появляется необходимый звук. Еще один простой способ вызвать звук «Р»: кончик языка упирается в альвеолы. Логопед прижимает широкие края языка к небу, не зажимая кончик. Выдыхая, струя провоцирует вибрацию и вызывает звук «Р».

Постановка звука «РЬ»

Постановка звука «Р» мягкого чаще всего происходит путем подражания после автоматизации твердого «Р». Делается это путем разучивания чистоговорок, основанных на слогах с мягким звуком «Р». Иногда ставят мягкий «РЬ» со слогов «ЗИ», «ЗЕ», «ЗЯ» постепенно заменяя «ЗЬ» на «РЬ». После чего отрабатывают звук в слогах. Механическая постановка звука Механическая постановка звука «Р» предполагает использование специального логопедического зонда. Чтобы поставить звук «Р» применяют шариковый зонд (№6). За неимением специального приспособления в домашних условиях используют медицинский шпатель или зубную щетку.

Как правильно применять зонд?

Зонды логопедические для постановки звука «Р» значительно уменьшают длительность занятий, фактически достаточно часто звук образовывается после первого использования инструмента. Как же правильно использовать зонд? Перед применением инструмента ставят звук «Р» от «Ж», но не разрабатывая вибрации. Затем, отработав фрикативный «Р», переходят к применению зонда. Ребенка просят произносить сильный звук «Ж» на верхних альвеолах. В этот момент логопед устанавливает зонд снизу языка в передней его части и производит частые, но аккуратные движения из стороны в сторону, вызывая тем самым вибрацию кончика языка и ставя звук «Р».

Автоматизация звука «Р» подразумевает закрепление полученных навыков и отработки произношения звука в слогах и словах. Это достаточно длительный процесс, так как требует четкой систематизации и закрепления различных сочетаний и положений изучаемого звука. На этом этапе также уделяют внимание развитию фонетического слуха, выделяя звук из потока других звуков, слогов и слов.

План занятий можно составить следующим образом:

На первом закрепительном занятии отрабатывают звук «Р» методом подражания. Например, можно рычать как тигр, мурлыкать, изображать трактор и тому подобное. Рекомендуется потренироваться произносить звук с разной силой и длительностью.

Далее отрабатывают произношение звукосочетаний ТР, ДР.

Следующим этапом является овладение обратными слогами: АТР, ОТР, УТР и так далее. Только теперь можно переходить к открытым слогам, изучая чистоговорки и вставляя пропущенные слоги. Сложными в овладении являются сочетания нескольких согласных со звуком «Р»: «пра», «бра», «вра» и их вариации с иными гласными.

После овладения предыдущим этапом можно отрабатывать обратные слоги со стечением нескольких согласных: «фра», «кра», «гра» и их производные. Затем можно начинать работу со словами, применяя различные игровые приемы, например, изучая коротенькие рифмы, скороговорки, подбирая недостающие слова и другое. Этап автоматизации не исключает артикуляционные упражнения для постановки звука «Р».

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики

Автор: воспитатель Коновод Тамара Тимофеевна.

ГБОУ Школа № 1375 ДО №6 г. Москва.

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Методический материал для педагогов и родителей

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются»), упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика»), упражнения с опорой на картинный материал.

Упражнение «Лягушки улыбаются»

Квака любит улыбаться
Тянуть губы прямо к ушкам
Рот у Кваки до ушей
Очень нравится лягушкам
Хоть завязочки пришей.
Улыбаются, смеются
А глаза у них, как блюдца.
Упражнение «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем
А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка»
Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
Упражнение «Трубочка»
Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза

Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русск5ого языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют.

Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:

— гласные А, О, У, И;
— согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)
— дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.

Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть. Необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д.

Упражнение «Мы шагаем по мосту»

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.
Дети шагают по кругу
Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.
Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Упражнение «Машина»

Би-би-би – гудит машина
«Моторчик» — кулачки быстро крутятся вокруг друг друга
Тук-тук-тук – мотор стучит Кулачки стучат друг по другу поочередно
Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»
Он так громко говорит. «Кулачки»
Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колеса. Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад
Та-та-та – вперед спешат. топают ногами

Игры по развитию общей моторики

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

Упражнение

1,2,3,4,5 – в лес отправились гулять.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Может быть, мы под листочком сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали, по дорожке побежали.
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.
Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок.

Упражнение

Мы идем по кругу, посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.
А потом, как аист, встали — и молчок!
Подвижные игры с речевым сопровождением

Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.

Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Логоритмические игры с самомассажем

Лягушата.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки-тростинки.
Ножками затопали, ручками захлопали.
Постучим ладошкой по ручкам немножко.
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам.
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»
Хлоп, ладошка!
Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп, другая!
Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом левой правую побьем.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.
По коленкам шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай. По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!

Игры-подражания с речевым сопровождением.

Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на не реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.

Упражнение «Птичий двор»

Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!»
А наш Петя-петушок ранним-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Упражнение «Соседи»

Над нашей квартирой собака живет
Лает собака и спать не дает: -Ав-ав-ав.
А над собакою кошка живет
Мяукает кошка и спать не дает: -Мяу.
Ну а над кошкою мышка живет.
Мышка вздыхает и спать не дает: -Ш-ш-ш-.
Ночью по крыше злой дождик стучит.
Только поэтому мышка не спит Ш-ш
И кошка не спит, Мяу.
И собака не спит. Ав – ав. И не спит весь дом.

Упражнение «Лесной шум»

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, мы в лесу слыхали шум Дети берут неотточенный ребристый
Ша-ша-ша, ша-ша-ша, это листья шуршат. карандаш и катают его между ладонями
Ши-ши-ши, ши-ши-ши, это мышка шуршит, поочередно: перед собой,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, это ветер шумит. затем возле каждого уха.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш – это мишка спит. Положить карандаш, ладошки под голову.
Тс-с-с пальчик к губам.

Использованная литература:

1. Датешидзе Т.А. Система работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004
2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2004
3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004
4. Григорьева Г.Г Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2003

Картотека игр на развитие общей моторики

Картотека игр на развитие общей моторики. Цель: при помощи двигательных упражнений и заучивания стихов развивать координацию и моторику детей.

Задачи:
– продолжить обучать детей двигательным упражнениям;
– развивать речевые зоны мозга;
– заучить с детьми простые стишки и песенки;
– учить взаимодействовать друг с другом и воспитателем.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9

Картотека игр на развитие общей моторики

Подготовила: Л.В.Чемерова

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

МБДОУ детского сада №9

г. Новочеркасск

Пояснительная записка

«Рука — это своего рода внешний мозг»

Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик. Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или занятий НОД в детском саду.

Цель: при помощи двигательных упражнений и заучивания стихов развивать координацию и моторику детей.

Задачи:
– продолжить обучать детей двигательным упражнениям;
– развивать речевые зоны мозга;
– заучить с детьми простые стишки и песенки;
– учить взаимодействовать друг с другом и воспитателем.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей разработана программа по развитию общей и мелкой моторики у детей среднего возраста. Моторика (лат. motor —приводящий в движение) —двигательная активность организма, его органов или систем (частей). Моторику делят на крупную и мелкую. Мелкая моторика –это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног.Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук —это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольнообширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению

Читайте также:  Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия 'Путешествие Колобка'

7артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.Уровень развития моторики –один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые в начальной школе, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.Особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста предполагают активную любознательность. Это ведет к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны взрослых. Если же они не обеспечивают ребенку развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнутьнежелание впоследствии учиться в школе.

Упражнение «Снеговик».
Попросите детей представить, что они- только что слепленные снеговики. Тело должно быть сильно напряжено, как замёрзший снег. Вы можете попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. На вашу команду снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова (расслабляем ее), затем плечи, руки, спина, ноги. Можно так же предложить детям «растаять», начиная с ног.

Упражнение «Кулачки».
Попросите малышей согнуть руки в локтях и начать сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется упражнение до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

Упражнение «Песенка стрекозы».
Попросите детей повторять за вами стихотворение, сопровождая слова движениями. Показывайте эти движения сами. А потом попросите повторить.

Я летала, я летала,
Уставать я не желала.
(Пусть дети плавно взмахнут руками).

Села, посидела,
И опять полетела.
(Пусть дети опустятся на одно колено).

Я подруг себе нашла,
Весело нам было.
(Дети снова должны делать летательные движения руками).

Хоровод кругом вела,
Солнышко светило.
(Возьмитесь с детьми за руки и водите хоровод).

Упражнение «Жираф и мышонок».
Пусть малыши встанут, выпрямившись, затем встанут на колени, поднимут руки вверх, потянутся и посмотрят на руки и сделают вдох, произнося:
У жирафа рост большой.

(Приседают, обхватив руками колени и опустив голову, делают выдох, с произношением звука: ш-ш-ш-…).
У мышонка маленький.

(Затем дети идут и одновременно произносят):
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой
У мышонка- маленький.
(Повторять 6-8 раз).

Упражнение «Колобок».
Предложите детям лечь на спину, подтянуть колени к груди, обхватить их руками. Голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

Упражнение «Гусеница».
Из положения лёжа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки. Поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

Упражнение «Слоник».
Предложите детям изобразить слоника. Им нужно встать на четвереньки. Делая одновременные шаги правой стороной, затем левой.

Упражнение «Гусята».
Попросите детей показать гусят. Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же самое и с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

Упражнение «Лыжи».
Попросите детей встать стоя, расставив ноги на ширине плеч и сжать руки в кулачки. Это будут наши 2лыжи». Теперь двигаемся на «лыжах», и читаем стихотворение:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной зимы.

Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

игры с картинками:

«Найди то, что я попрошу» – различные карточки разложены по всей группе, а ребенок должен собрать, н-р, только фрукты.

Упражнения для развития темпа речи и силы голоса.

Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает.

Ушки слушают, ручки делают

Цель: повысить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

Наглядный материал: игрушки и предметы (мяч, кукла, машина, кубик, карандаш, бумага, коробка).

Устная инструкция: (Ребенку предлагается сделать то, что просит взрослый).

Возьми мяч. Брось мяч на пол. Дай мне куклу. Принеси кубик. Давай рисовать. Возьми красный карандаш, бумагу. Нарисуй мяч. Положи карандаш в коробку. Подойди к столу и возьми машину. Принеси ее мне.

Цель: автоматизация изолированного звука з.

Ход игры. Дети, которых выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з, стараясь догнать других детей и укусить их. Тот, кого «комарик» укусил, сам становится «комариком» и начинает петь песенку комара и догонять других детей.

Примеры загадок «Доскажи словечко»

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Кто же это (Мышка)

Пышный хвостик торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелок.

Ну, конечно, это … (Белка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Кто же это? (Зайка)

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки.

Что же это? (Елки)

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (Кот)

Игра «Это пальчик»

Цель: тренировка разгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитания умения выполнять действие по речевой инструкции.

Пальцы правой руки ребенка согнуты в кулачок. Ребенок слушает потешку и по очереди разгибает пальцы, начиная от большого. Затем выполняет те же движения на левой руке, а в конце – сразу на двух руках.

Методическая разработка: Педагогическая программа «Символ-помощник»

Аннотация:

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, относится формирование у них связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов, пересказов. Это необходимо как для дальнейшего успешного обучения в школе, так и для всестороннего развития личности ребенка.

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слов. Кроме того, у большинства из них наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

В целом, связная речь детей с ЗПР старшего дошкольного возраста оказывается на значительно более низком уровне по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Особая роль в развитии связной речи принадлежит пересказу. В пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. У детей с ЗПР отмечаются трудности при составлении пересказа: нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания.

В коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР для достижения наилучшего результата и стойкости сформированных навыков связного высказывания используются приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей с ЗПР развивается память, мышление, внимание, воображение и, следовательно, речь.

Мнемотехника является одним из путей решения проблемы обучения пересказу дошкольников с ЗПР, таким образом, мной была разработана программа «Символ-помощник» и календарно-тематическое планирование по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники.

Педагогическая программа «Символ-помощник» по обучению пересказу дошкольников с задержкой психического развития посредством использования мнемотехники

Содержание программы

Пояснительная записка

Одним из основных направлений в работе с дошкольниками с ЗПР является развитие связной речи.

Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями.

Поэтому основной задачей для дальнейшего успешного обучения детей в школе является обучение в дошкольном учреждении умениям и навыкам связной речи.

Особое место в развитии речи занимает работа по обучению пересказу текстов.

Для ребенка с ЗПР процесс пересказа осложняется не только бедностью лексического багажа, затрудненностью воспроизведения структурно-синтаксических конструкций, но и непониманием общего смысла текста. Детям данной категории легче пересказывать текст с опорой на зрительный план высказывания. Таким планом может быть мнемотаблица.

Использование мнемотехники является эффективным средством по обучениюпересказу детей с ЗПР.

Цель программы : обучение пересказу дошкольников 5-6 лет с ЗПР посредством использования мнемотехники.

Программа включает комплекс занятий по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники. В комплекс входит 12 занятий по обучению пересказу повествовательных рассказов. Занятия по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники проводятся один раз в неделю. Длительность занятия — 25-30 минут.

В комплекс занятий по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использованиямнемотехникивходят повествовательные рассказы небольшие по объему (7-8 предложений) и имеют ярковыраженную сюжетную линию.

Для каждого занятия подобраны — наглядный материал (сюжетная картинка), составлены вопросы (для формирования умения выделять ключевое слово в предложении и фиксировать его в виде символа) и мнемотаблицы.

Занятия проводятся в игровой комнате. Дети располагаются так, чтобы они видели друг друга: на стульчиках, на ковре (на усмотрение воспитателя), так как важным условием успешного общения педагога и ребенка является визуальный контакт.

В игровой комнате следует организовать художественно-речевую среду. В уголке для чтения создать Страну Мнемоландию, где дети могут встретить героя Символика, увидеть иллюстрации к рассказам, портреты авторов, мнемотаблицы и символы, что способствует формированию навыков пересказа у дошкольников с ЗПР и общему развитию личности ребенка. Раз в неделю наглядно-иллюстративный материал меняется.

Важную роль на занятиях по обучению пересказу играет вымышленный герой – Символик (приложение 3). Этот забавный, добродушный человечек будет непосредственным участником всех занятий, своеобразным посредником между детьми и педагогом. Герой Символик способствует активному включению дошкольников в конкретную ситуацию общения, стимулирует их речевую деятельность.

Важно правильно организовать работу детей во время беседы по рассказу: для этого необходимо тщательно продумать и составить вопросы, которые выводили ребенка на ключевое слово в предложении. Ключевое слово изображается в виде символа и таким образом закрепляется в памяти ребенка. Символы выступают на занятиях помощниками куклы Символика и в игровой форме способствуют лучшему запоминанию содержания рассказа и его успешному пересказу. Далее символы составляются в мнемотаблицу, которая представляет своеобразный план рассказа и является эффективным средством обучения пересказу дошкольников с ЗПР.

Для занятий по обучению пересказу дошкольников с ЗПР посредством использования мнемотехники тщательно подбираются тексты о природе, животных, птицах. Учебные тексты способствуют развитию познавательного интереса дошкольников и позволят решать спектр коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

В своей работе мы используем произведения Л.С. Славиной, Я.Тайца, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Е. Чарушина.Тексты подбираются небольшие по объему (7-8 предложений), с четко выраженной структурой – начало, середина, конец сюжета.

В основе коррекционной работы по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники предлагается следующий алгоритм занятия:

  1. Предварительная работа.
  2. Организационный момент.
  3. Подготовка к восприятию текста.
  4. Чтение рассказа.
  5. Физкульминутка.
  6. Повторное чтение рассказа с установкой на самостоятельный пересказ.
  7. Моделирование рассказа с помощью символов, которые собираются в мнемотаблицу.
  8. Пересказ рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу.
  9. Подведение итогов занятия.

На некоторых занятиях для закрепления изображения символа героев рассказа можно использовать нетрадиционную технику рисования, рисование ладошками, пальчиками. Используя нетрадиционную технику рисования, дети самостоятельно изображают героев рассказов «Ежик », «Голубка» и т.д. (приложении).

Дошкольникам очень нравится такая творческая работа. В будущем можно предложить детям самостоятельно изображать символы к ключевым словам для составления мнемотаблиц, используя нетрадиционную технику рисования.
В нашей работе используются и традиционные методические приемы по обучению пересказу детей с ЗПР: беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры.

Лексико-грамматические упражнения, направленные на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один-много», «Лови и называй»; образование названий детенышей в единственном и множественном числе «Назови детеныша», «Назови детенышей»; образование притяжательных прилагательных «Чей хвост?», «Чей след?», «Чьи лапы?»; закрепление формы предложного падежа существительных «Кто где живет?», «Помоги животным найти свой домик».

Технические средства: аудиозапись музыкальных фрагментов для раскрытия темы произведения.

На занятиях по обучению пересказу дошкольники с ЗПР узнают много нового и интересного об окружающем мире. Занятия проводятся в игровой форме, где царит атмосфера взаимопонимания, добра и доверия.

Педагогическая программа «Символ-помощник» предполагает вовлечение в коррекционную работу воспитателей и родителей с целью предварительной работы по подготовке детей к занятиям и закрепления полученных навыков.

Основные направления коррекционной работы по обучению пересказу дошкольников с ЗПР посредством использования мнемотехники для учителя-логопеда

  1. Разработка комплекса занятий с использованием вопросов по тексту, картинного материала, мнемотаблиц для обучения навыков пересказа.
  2. Разработка перспективного планирования коррекционной работы по программе по обучению пересказу посредством использованием мнемотехники для детей старшей группы с логопедическим заключением ЗПР сроком на 3 месяца.
  3. Проведение консультаций для воспитателей по использованию программы «Символ-помощник» для предварительной работы по обучению пересказу детей с ЗПР на занятиях и на протяжении всех режимных моментов.
  4. Проведение консультаций, изготовление папок-передвижек для родителей по обучению пересказу с использованием мнемотехники детьми дома.
  5. Координирование коррекционной работы воспитателей и родителей по использованию программы с целью развития навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Основные направления коррекционной работы по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники для воспитателя

  1. Уточнение лексического значения слов, объяснение понятий, которые используются на занятиях и малопонятны детям данного возраста.
  2. Формирование знаний у детей об окружающих предметах и явлениях необходимых при проведении занятий, незнание которых может вызвать трудности в понимании текста при обучении навыкам пересказа.

Основные направления коррекционной работы по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники для родителей

  1. Закрепление у детей навыков пересказа текстов с опорой на символы и мнемотаблицы в домашних условиях в вечернее время и в выходные дни.
  2. Пересказывание текстов самостоятельно с опорой на символы и мнемотаблицы в домашних условиях, в вечернее время и в выходные дни.

Для наиболее эффективного проведения коррекционной работы предлагаем использовать календарно-тематический планпо обучению пересказу дошкольников с ЗПР посредством использования мнемотехники. Педагог планирует использование конспекта занятия по обучению пересказу повествовательных рассказов с использованием картинного материала и мнемотаблиц на текущую неделю.

Логопед и воспитатели включаются в работу с первой недели для предварительной подготовки детей к занятиям.
Родители включаются в работу со второй недели для закрепления уже сформированных педагогами у детей умений и навыков пересказа. Перспективное планирование представлено ниже.

Календарно-тематическое планирование по обучению пересказу детей с ЗПР посредством использования мнемотехники

Тема занятия

Задачи коррекционной работы

Оборудование

1Занятие по обучению пересказу рассказа «Кошка и еж» с использованием мнемотехники.Задачи: -активизировать речевую деятельность детей;

-учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл сюжетного рассказа;

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;

-формировать навыки подробного пересказа с опорой на схемы-модели сюжетного рассказа;

-формировать положительную установку на участие в занятии;

-формировать доброжелательные отношения между педагогом и детьми.

-учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл рассказа;

-учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;

-формировать навыки подробного рассказа с опорой на схемы-модели повествовательного рассказа;

-формировать положительную установку на участие в занятии;

-формировать доброжелательные отношения между педагогом и детьми.

Кондратьева Людмила Васильевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка»,
г.Тамбов

Ссылка на основную публикацию