Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики

Развиваем мелкую моторику – автоматизируем звуки. Игры своими руками

Разделы: Логопедия

Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у детей формируются навыки познания, упражняется воля, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Работая с детьми дошкольного возраста, учитель – логопед учит детей правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; чётко дифференцировать все изученные звуки; различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне должен уточнить и закрепить у детей произношение сохранных звуков, сформировать правильные артикуляционные уклады звуков, произношение которых нарушено; автоматизировать эти звуки в речи, развить фонематический слух и фонематическое восприятие и на основе этого осуществить дифференциацию поставленных звуков в речи.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.”
В.А.Сухомлинский.

Доказано учёными: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

В настоящее время перед практикующими логопедами нет проблемы в выборе пособий по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. В начале своего творческого пути только такими пособиями я и пользовалась. Но впоследствии я стала создавать собственные пособия своими руками и применять их в работе с детьми. Мое внимание привлекло то, что такие игры вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изданиями.

Поэтому я подобрала и разработала систему игр, игр – упражнений для детей и предложила педагогам, целью которой является мелкая моторика пальцев рук и автоматизация поставленных звуков. (см. приложение)

Предлагаю несколько вариантов игр и игр – упражнений по развитию мелкой моторике рук и автоматизации звуков.

1. “Мы строим дом”

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: на квадрате предметные картинки в окошечках и на треугольнике (крыша).

Ход игры: ребёнок подбирает картинку на заданный звук и ставит в определённое окошечко. Например: в слове дятел звук “Д” находиться в начале слова. Картинка ставится в первое окошечко. И пальчик “протягивает звук Д”.

2. “Укрась одежду”.

Цель:

  • Закрепить названия предметов одежды.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать художественный вкус.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.

Материал: бумажная кукла, украшение для одежды.

Ход игры: детям предлагается назвать предметы одежды, украсить цветными деталями. Перечислить, какая бывает одежда, из каких материалов сшита или связана и т. п.

3. “Забавные камешки”

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: Картинки распечатанные на принтере, изображающие силуэты разных предметов, в названии которых есть заданный звук (по форме картинки выкладываются камешки).

Ход игры: Ребёнок подбирает камешки по величине указанной на карточке, повторяя форму картинки.

4. “Волшебные палочки”.

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки счета.

Закреплять названия геометрических фигур. Развивать фантазию.

Материал: карточки с заданием, палочки.

Ход игры: логопед знакомит ребенка с ходом игры:

1. Выложить фигуру на столе на карточку.

2. Сосчитать палочки в фигуре.

3. Самому придумать и выложить фигуру.

Цель игры:

  • расширить словарный запас, научить пользоваться синонимами, словами – обобщениями;
  • учить составлять слова, делить слова на слоги; читать по слогам; развивать мелкую моторику.

Материал: фанера, обклеенная самоклеющейся плёнкой, прозрачные кармашки, картинки, карточки со слогами.

Ход игры: ребёнок выбирает карточку с тремя картинками и по первым слогам слов картинок составляет слоги, вставляет в окошечки под карточкой, затем прочитывает получившиеся слова.

6. “Живая картина”

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики, закрепление диких, домашних животных и их жильё; деление слов на слоги; нахождение заданного звука в слове.

Материал: основа пособия – фанера, вырезанная в форме прямоугольника. В ней проделаны отверстия и вставлены светодиоды. Прикреплена стольная лента, на которой расположены магнитные буквы. Животные съёмные, крепятся на липучку. За картиной расположена батарейка и проводники.

Ход игры: логопед предлагает ребенку поделить слова на слоги, закрепить понятие дикие, домашние животные. На заданный звук найти картинку присоединяя проводники к контакту и если ребёнок присоединяет правильно, лампочка загорается. Животные меняются с помощью липучки.

7. “Волшебная дощечка”

Цель игры:

  • учить ориентироваться на плоскости. Развивать логику, воображение, усидчивость, внимание, мелкую моторику рук.
  • формировать навыки счета.
  • закреплять названия геометрических фигур.

Материал: Основа пособия – фанера, вырезанная в форме квадрата. По краям квадрата расположены шляпки канцелярских кнопок, на которые крепится резинка.

Ход игры: Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребёнку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные). Рисование “резиночками” даёт ребёнку уникальную возможность “прочувствовать пальцами” форму геометрических фигур, изображаемые силуэты.

8. “Кто летит на луну?”

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики, закрепление диких, домашних животных и их жильё.

Материал: Основа пособия – фанера, вырезанная по форме ракета. В ней проделаны круглые отверстия, перекрывающиеся дверками, которые в свою очередь закрываются на замки. За дверками предметные картинки с автоматизируемым звуком. Наверху и по краям корабля расположены шляпки канцелярских кнопок, на которые крепятся резинки.

Ход игры: логопед задает вопрос: “Кто летит в каюте № 3?”. Ребенок открывает дверку и называет владельца каюты.

Из резинок выкладывается любая форма, буква по фантазии ребёнка.

9. “Пишем маркером”

Цель игры:

  • автоматизация поставленного звука в словах; развитие мелкой моторики;
  • зрительного восприятия;
  • пространственных ориентировок;
  • совершенствование навыков правильного захвата карандаша.

Материал: игры, сделанные на компьютере, распечатаны и заламинированны.

Ход игры: ребёнку даётся задание: помоги мальчику добраться до молотка с гвоздями. Мальчик может проходить только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву “Т”. Или помоги зайчику добраться до морковки. Проходить можно только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву “Л” и т. п.

10. “Шнурочек и прищепки”

Цель игры: развитие мелкой моторики, творческие способности фантазию, эстетическое восприятие. Закрепление цвета. Формировать у ребёнка понятие счёта.

Материал: разноцветные шнурки, прищепки, шаблоны.

Ход игры: ребёнку предлагается заплести косичку, можно вплести бант.

Прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга (это развивает у ребёнка чувство ритма). Можно попросить ребёнка положить в коробку сначала красные прищепки, потом синие, желтые и т. д.

Другой вариант игры: ребёнок на одинаковые по длине полоски прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) вами цифре.

11. “Забавная фасоль”

Цель: развитие воображения, тактильных ощущений, мелкую моторику.

Материал: Коробка, фасоль, мелкие игрушки.

Ход игры: Дети на ощупь угадывают игрушку описывают её и называют, на какой звук начинается слово. Пример: слово кот начинается со звука “К”, в слове кот 3 звука и ребёнок по порядку называет К О Т.

12. Игра “Собери картинку”

Цели: ввести в активную речь ребенка новые слова (живот, голова, лапы, уши, слева, справа), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов (красный, синий, желтый). Развитие мелкой моторики.

Материал: Напечатанные и заламенированные части деталей.

Ход игры. Ребёнок показывает и называет мишку, его живот, голову, уши, лапы. Можно предложить ребёнку сосчитать сначала уши, а потом лапы. Ребёнок собирает изображение мишки из предложенных деталей.

Дополнительно ребёнку предлагаются задания: поместить желтую пуговицу слева, а синюю справа, а потом наоборот. Ребёнок выполняет задания и комментирует свои действия.

13. “Замок звуков”

Цель: развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительную память.

Материал: Основа пособия – картон, вырезанный по форме замка. На нём расположены окошечки с буквами.

Ход игры: ребёнок ставит букву в окошечко, даёт характеристику этого звука, называет слова с этим звуком (буквой), место нахождения этого звука в слове, делит слова на слоги.

Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и уверенными в себе!

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Ткаченко Мария Александровна,

Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»

Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» – вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я же играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Читайте также:  Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Автоматизация звуков посредством развития мелкой моторики

Елена Фролова
Автоматизация звуков посредством развития мелкой моторики

В настоящее время широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает его работоспособность, внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. В связи с этим, на каждом занятии учитель-логопед включает упражнения и игры на развитие мелкой моторики.

Все же первостепенной задачей для учителя-логопеда является постановка и введение звуков в самостоятельную речь ребенка. Этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Для решения обеих задач мною были подобраны и разработаны игры, которые стимулируют интерес ребенка к самостоятельной работе, поддерживают положительный эмоциональный фон во время занятия и развивают творческие способности воспитанника.

Игра «Художник». Вариант 1.

1. автоматизировать звук [Р] в словах и фразах;

2. развивать мелкую моторику;

3. развивать творческие способности и воображение.

Оборудование: геометрическая фигура красного цвета, предметные картинки, в названии которых есть звук [Р], прищепки.

Ход игры:

Ребенку предлагается стать художником и перекрасить все картинки в красный цвет. Для этого необходимо вытянуть карточку: а) назвать и прикрепить прищепкой к фигуре (этап автоматизации звука в словах); б) добавить к названию картинки слово красный (автоматизация звука во фразе): например, красная ракета и т. п.

Игра не ставить в рамки ни педагога, ни ребенка, поэтому логопед для реализации целей занятия подбирает фигуру любого цвета и отрабатывает нужный материал, автоматизируя поставленный звук.

Игра «Художник». Вариант 2.

1. автоматизировать поставленный звук во фразе;

2. закреплять и дифференцировать знания детей по лексическим темам: например, овощи, транспорт, дикие животные и т. п.

3. отрабатывать навык согласования существительного с прилагательным;

4. развивать мелкую моторику;

5. развивать творческие способности и воображение.

Оборудование: фигура необходимого цвета, трафарет, кисточка.

Ход игры:

Ребенку предлагают стать волшебником и перекрасить все овощи (транспорт, диких животных) в один цвет. Он накладывает трафарет на фигуру, проводит кисточкой по картинке и называет фразу.

Например, при автоматизации звука [Л’] накладываем трафарет на фигуру фиолетового цвета. Ребенок называет: фиолетовая морковь, фиолетовая репа и т. п.

Игра «Подарки».

1. автоматизировать поставленный звук в предложениях;

2. отрабатывать навык согласования существительного с прилагательным;

3. развивать мелкую моторику;

4. развивать творческие способности и воображение.

Оборудование: фигура необходимого цвета, предметные карточки, в названии которых есть звук [Р], картинки с девочкой и мальчиком.

Ход игры:

Логопед говорит ребенку, что сегодня мы приглашены на день рождения к брату и сестре. Девочку зовут Рая, а мальчика – Рома. Уточняется, что ребятам мы будем дарить подарки определенных цветов. Ребенок выбирает любимые цвета именинников и прикрепляет их к фигуре. Например, Рая любит розовый цвет и все подарки она хочет получить только любимого цвета, а Роме дарим оранжевые подарки.

Фраза строится по схеме: Рае/Роме я подарю розовую/оранжевую кукурузу и т. п.

Игра «Собери картинки».

1. автоматизировать поставленный звук в словах;

2. развивать мелкую моторику;

3. развивать творческие способности и воображение.

Оборудование: трасса для машинки со станциями, предметные картинки, в названии которых есть звук [Ж], машинка.

Ход игры:

На станциях выкладываются картинки, машинка начинает движение по трассе, ребенок произносит звук Ж-ж-ж, как только доезжает до станции, называет картинку (например, желудь, забирает с собой и продолжает свой путь до домика. На финише карточки выкладываются в ряд и повторно называются.

Игра «Найди клад».

1. автоматизировать поставленный звук в словах;

2. развивать мелкую моторику;

3. развивать творческие способности и воображение.

Оборудование: пластмассовая сетка, предметные картинки, в названии которых есть звук [З], акриловые разноцветные камушки.

Ход игры:

Под сетку кладутся вразброс картинки и накрываются камушками. Ребенок, собирая камушки находит клад-картинку и называет ее.

В этой игре может участвовать 2 ребенка, тогда перед детьми ставится задача собрать большее количество картинок.

Игра «Выложи узор».

1. автоматизировать поставленный звук в словах;

2. развивать мелкую моторику;

3. развивать творческие способности и воображение.

Оборудование: пластмассовая сетка, ракушки, фасоль, речевой материал по автоматизации звука.

Ход игры:

Логопед проговаривает речевой материал для автоматизации звука, ребенок повторяет за взрослым и выкладывает узор (если у ребенка возникают затруднения в придумывании узора, то педагог вместе с воспитанником заранее его обговаривает). Затем сетка поднимается, и ребенок оценивает результат.

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики» Воспитатель: Карасева. И, Н. Сентябрь 2015г – Апрель 2016 г. Я леплю из пластилина.

«Ум на кончиках пальцев». Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционного оборудования Пособие по мелкой моторике. “Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики и сенсорного развития «Сухой бассейн «Цветочная полянка» Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития ребенка. «Сухой бассейн» – набор.

Книга для развития сенсорики, мелкой моторики и всестороннего развития детей. В основу страничек мягкие коврики, салфетки для уборки и фетр. Использованы также детали старых шортиков, слюнявчиков и много разных, на.

Коррекция нарушения звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет) посредством развития мелкой моторики Аннотация. Анализ литературы показывает, что в современной науке изучению речевого развития посвящены многие труды ученых, которые отмечают.

Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» Цель мастер – класса (в рамках КМО): поделиться с педагогами приемами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей посредством лепки Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики Кондратьева Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» г. Нижний Новгород Стимулирование развития речи у детей с.

Способы развития мелкой моторики у детей посредством лепки «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори) Чтобы научить малыша говорить, нужно не только развивать его артикуляционный.

Значение развития мелкой моторики для гармоничного развития ребенка В самом раннем детстве общение с ребенком носит игровой характер, играют в разные игры, но так как ребенок маленький, и ручки у него маленькие,.

Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания

Ольга Лавренова
Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания

Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять, для чего нужно повторять по 5 – 10 раз один звук, слог или слово. Он отвлекается, перестает контролировать положение своих органов артикуляции. Зачастую начинает хватать рядом лежащие предметы, теребить одежду, смотреть по сторонам. Переключить его внимание на артикуляцию уже практически невозможно.

В этом случае можно рекомендовать сочетать работу по автоматизации звуков с играми на развитие мелкой моторики рук. Это очень полезно для гиперактивных детей, которые не могут заниматься 20 минут. А также такие занятия будут интересны всем детям. Ведь все дети любят играть.

Для закрепления изолированного произношения звуков рекомендую Вам использовать игры с различными веревочками и нитями (удочки с катушками, машинки на веревочки, катушки с нитками и т. п.). Предлагаем ребенку произносить поставленный звук, сматывая удочку, пока не вытащим рыбку из воды. Или наматывать веревочку, на которую прикреплена машинка, на карандаш. Можно просто наматывать нитку на катушку.

Самый простой способ завлечь ребенка – рисование. Особенно дети любят раскраски. Можно купить раскраски, которые интересны конкретному ребенку. Или логопед сам может сделать контурный рисунок, размножить его. В рисунке должен быть сюжет (игра или даже сказка). Работа с одним рисунком предполагает несколько занятий. Например, можно нарисовать в центре листа какое-либо животное, вокруг него то, что это животное любит есть. По всему листу расположить буквы, из которых состоит название животного. Внизу листа какой-нибудь узор или барьер, который ребенок должен будет закончить.

Работу начинаем как обычно с артикуляционной гимнастики. Затем разглядываем рисунок, беседуем кратко по рисунку с ребенком. Например, если на листке у нас нарисован жираф, то можно сказать ребенку, что мы будем угощать жирафа. Ребенок может выбрать из рядом нарисованных предметов, чем сегодня он хочет угостить жирафа. Ребенку дается задание раскрасить банан, произнося звук, слог или какое либо слово правильно. К примеру, ребенок раскрашивает и произносит: «РРРРРРРРРРРР», или «РА, РА, РА…», или «ЖИРАФ, ЖИРАФ, ЖИРАФ…». Затем можно обратить внимание на буквы, которые беспорядочно расположены на листе и составить из них слово ЖИРАФ. Даже если ребенок не читает, то с помощью такой работы мы привлекаем интерес ребенка к чтению и делаем звукобуквенный анализ слова. Предлагаем ребенку соединить линиями все буквы по порядку, затем написать слово внизу листа, проговаривая каждый звук.

Затем можно предложить ребенку дорисовать барьер. При прорисовывании барьера ребенок проговаривает так же слоги, слова, стихи. Затем можно уже по нарисованному барьеру из палочек рассказывать стихи, скороговорку, где каждая палочка обозначает одно слово. Ребенок пальцем или карандашом двигает по рисунку и рассказывает. Такая работа помогает еще четко усвоить понятие «слово», определять границы слов в предложениях.

Часто логопеды для развития мелкой моторики используют различную крупу, бусины, пуговицы. Предлагаю совместить перебирание мелких предметов с четким проговариванием. Например, можно взять горсть разноцветных бусин. В зависимости от этапа автоматизации звука ребенку дается задание: отсортировать все красные бусины, произнося при этом слог, слово или словосочетание с нужным звуком. Можно усложнить задание. Например, в одну чашку откладываем красные бусины, произнося слог РА, в другую – синие, произнося слог РУ, в третью – желтые, произнося РУ. В этом варианте игры еще и развивается внимание и память.

Эту же игру хорошо использовать на этапе дифференциации звуков. Аналогично можно использовать мозаику, пуговицы, крупу. Работа с разными материалами поможет сохранить интерес ребенка к занятиям.

В кабинете логопеда обычно много игр на развитие мелкой моторики рук со шнуровками. Их тоже можно обыграть так, чтобы побудить ребенка к многократному проговариванию слов, слогов. Пусть ребенок не просто молча продевает шнурок в отверстия, а произносит слова и слоги.

Аналогично можно собирать и небольшие пазлы, сопровождая это занятие специально подобранным речевым материалом.

Для развития внимания психологи используют корректурные пробы, где, к примеру, нужно зачеркнуть один объект и подчеркнуть другой. Логопед может превратить это занятие в игру. Например, с помощью компьютера расположить на листе мелко два вида предметных картинок в строчку (раза, роза, роза, ромашка, роза, роза, ромашка, заполнив весь лист. Ребенку дается задание назвать картинки, при этом розу обвести в кружок, а ромашку – в квадратик. Мы добиваемся того, что ребенок многократно четко проговаривает слова РОЗА и РОМАШКА, при этом еще решаем задачи по развитие внимания и мелкой моторики.

Читайте также:  Конспект НОД в старшей логопедической группе. Тема: Весенние цветы

Подключите фантазию, пусть самые обычные вещи ребенок откроет для себя с другой, необычной стороны. Превратите повседневные занятия в увлекательную игру, и результат не заставит себя ждать.

Развитие мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Специальное образование сегодня является одним из самых актуальных в работе всех специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук» Развивая мелкую моторику ВАЖНО: • Для штриховки или раскрашивания необходимо иметь альбомы и раскраски; • Простой и цветные карандаши должны.

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Земляничка» ул. 40 лет Октября, д. 7а, г. Кстово Нижегородской.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи. Формирование мелкой моторики пальцев рук» Хочу поделиться с вами некоторыми своими мыслями. В этом учебном году я набрала 2-ю младшую группу. В ходе своей работы обнаружила, что.

Мастер-класс. Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков Цели: 1. Выявление особенностей развития мелкой моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии; 2. Освоение и последующее применение.

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Цель: ставится педагогом в зависимости от вида занятия. Задачи: – коррекция мелкой моторики пальцев и кистей рук; – развитие.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего и дошкольного возраста. Консультация-практикум для воспитателей Ребёнок не говорит. Ребёнок плохо говорит. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году.

Родительский клуб на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей подготовительной к школе группы». ПРОТОКОЛ заседания родительского клуба в старших группах (№ 10 и 7) № 1 От 08.11.2016г. Присутствовали 9 человек. Тема: «Развитие мелкой.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей» «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов».

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста Ум на кончиках пальцев. Развитие у ребёнка мелкой моторики рук Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников;.

Советы по автоматизации звуков, развитию мелкой моторики в домашних условиях

Консультация учителя-логопеда Григоровой Надежды Евгеньевны

СОВЕТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ, РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Доказано учёными: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Очень важно понимать, что мелкая моторика будет помогать вашему ребенку в последующее время выполнять различные бытовые действия (застегивать пуговицы, мыть руки, вытирать, учиться писать, рисовать, играть).

Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино), пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик.

В магазинах сейчас много разных развивающих игр и пособий. Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики у детей с использованием подручных материалов.

Ø Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки». Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрпризов», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.

Ø Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

Ø Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, есть в печи место. Будут-будут из печи булочки и калачи».

Ø Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей и фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем по карандашной линии, а затем наклеит на него фасоль — получится объемная аппликация.

Ø Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Ø Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник».

Ø Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».

Ø Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Ø Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря: «В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили. И смотрели всех подряд: медвежат, волчат, бобрят».

Ø Берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Ребенок двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: «Пальцы, как пчелы, летают по сотам и в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли меда всем нам до весны, чтобы не снились голодные сны?»

Ø Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Ø Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы».То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ø Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.

Ø Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Ø Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук). Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Ø Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: «Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».

Ø Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца – прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.

Ø Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

Ø Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ø Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами!

Вы заинтересованы в красивой, чистой речи вашего ребенка. Давайте поговорим с Вами об организации, Вашей совместной с ребенком, деятельности в плане воспитания правильного звукопроизношения.

Для того, чтобы поставленный логопедом звук правильно произносится в речи, необходима его длительная автоматизация (отработка, тренировка) в слогах, в словах, в предложениях и только потом введение звука в самостоятельную речь. Процесс этот достаточно растянут во времени и требует терпения и настойчивости как со стороны взрослого, так и ребёнка.

Занятия не должны сводиться к простому проговариванию, лучше проводить разнообразные игры и использовать на занятиях игровые приёмы для поддержания устойчивого интереса к данному виду деятельности.

Последовательность введения звуков в речь проходит по одной линии: от слога к слову, к предложению. Однако, есть свои маленькие секретики при выборе речевого материала во время автоматизации определённых звуков.

Так отработка звуков «С», «Ш» (а также «З», «Ж», «Щ», «Х», то есть любой согласный длительно произносимый звук), начинается с длительного изолированного (отдельного) произнесения данных звуков, затем осуществляем переход к прямым слогам типа СА, СЫ, ША, ШИ. При правильном их проговаривании хорошо видна артикуляция звуков «С», «Ш», легко следить за положением кончика языка.

Далее переходим к проговариванию слов с отработанными слогами в начале слова: САни, ШИна, САло, СЫн, Шапка… После автоматизации звуков «С» и «Ш» в таких словах, можно переходить к другим слогам (СУ, СО, ШО, ШУ) и к словам с данными слогами. Затем работа продолжается на материале звукосочетаний типа АСА, АША, ЫША, ОСЫ, ИСА и др, то есть звук находится между гласными звуками. При этом необходимо обратить внимание на то, что данные звуки никогда не отрабатываются в одно время (просто система работы идентична).

Далее осуществляем переход к словам типа КАША, КИСА, ВЕСЫ, КОСЫ, НОША… На этом этапе хорошо помогают чистоговорки. Их легко сочинить самим. Принцип такой: выбираем любое слово, в котором изучаемый звук будет не последним и не первым, например:полоСа, «отрываем» последний слог СА и сочиняет чистоговорочку примерно так: «СА-СА-СА, на дороге полоСА» или совсем простую «СА-СА-СА – это полоса». Главное, чтобы при произнесении такой чистоговорки ребёнок мог длительно повторять какой-то слог с изучаемым звуком и затем вводить его в слово. Затем переходим к проговариванию слов в словосочетаниях и дальше – в предложениях (используем материалы логопедических тетрадей, сборников или просто детских книг). Вместе с данным видом работы необходимо включать звук в короткие, а затем и длинные стихотворные тексты. Так планомерно осуществляется переход к автоматизации звука в речи (вот тогда и надо просить ребенка следить за правильным произношением звука во всех словах).

Звуки, которые произносятся коротко, как бы взрываясь («К», «Г», «Ц», «Ч», «Т», «Д») я рекомендую автоматизировать несколько в ином порядке. Сначала так же – изолированно «Ч-Ч-Ч» – стучит поезд по рельсам, «К-К-К» – кряхтит дед. Затем проговариваем эти звуки в обратных слогах: на первом месте находится гласный звук, а затем наш изучаемый согласный звук: гласный поём долго, а согласный произносим коротко, легко, вот так: А-А-АЧ, А-А-АК… Когда будет легко проговариваться данный тип слогов, то надо сразу вводить чистоговорки (придумываем по описанному выше принципу). Далее переходим к сочетаниям типа АЦА, АЧА и к словам с данным сочетанием звуков. Постепенно вводим в занятия слоги прямые: ЧА, КА, ЦЫ и слова с этими слогами. Затем проговаривает любые слова в словосочетаниях и в предложениях и далее переходим к отработке звука в самостоятельной речи.

Работать над звуком «Л» можно по любой из представленных моделей, исходя из возможностей ребёнка – пробовать надо всё.

Читайте также:  Буквы Ъ, Ь - конспект НОД по обучению грамоте

Звук «Р» – интересный звук. Кто-то очень легко с ходу начинает трещать язычком и сразу получаются слоги, типа РА, РО, РУ и вскоре слова. В таких случаях звук с лёгкостью вводится в словосочетания, предложения и даже в речь. Однако, как правило, этот звук вызывает серьёзные затруднения при автоматизации: то не хватает ребёнку сил произносить его звонко и тогда звук теряется где-то в ротовой полости, произносится как бы шёпотом, приглушённо. Такой звук нельзя вводить в слоги и в слова, надо как можно дольше заниматься изолированным произношением (длительно трещать язычком при широко открытом рте, как только возможно). Если постановка звука шла от толчковых звуков Т или Д, то далее надо обращать пристальное внимание к переходу от этих звуков к другим толчковым звукам. На практике данный вид работы будет выглядеть так:

Ø Проговаривание звука «Р» в слогах ТРА, ДРА, ДРУ далее в словах с этим слогом в начале (ТРАВА, ДРАКА…), в середине (ваТРУшка, маТРАс…), в словосочетаниях и в предложениях с отработанными словами.

Ø Переход к звукосочетанию ПРРР, БРРР (учить выполнять треск от нового толчкового звука – П или Б), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ, далее в словах с этими слогами.

Ø Переход к звукосочетанию КРРР, ГРРР, ВРРР, НРРР (учить выполнять треск от новых толчковых звуков), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ, ВРА, ГРА, КРУ…далее в словах с этими слогами.

Ø Переход к сочетаниям АРА, АРО, АРУ… Если не получается всё ещё «оторвать» звук «Р» от толчкового звука, то перейти к толчковому «Ш» – ШРРР (это произнести очень сложно и ребёнок постепенно уберёт «Ш»)… далее в словах с этими сочетаниями.

Ø Потом переходим к автоматизации звука в любых положениях в словах, в чистоговорках, скороговорках. То есть, вся дальнейшая работа строится обычно: идёт автоматизация звука «Р» в словах, в предложениях, вводится звук в речь.

Если Вы будете ежедневно, целенаправленно заниматься с ребенком автоматизацией поставленных логопедом звуков, то результаты будут гарантированно высокими и вскоре Вы услышите сами чистое журчание речи вашего малыша!

Обратите внимание: постановкой звуков занимается логопед! Однако быстрота введения звука в речь зависит не от усилий логопеда, а от домашней ежедневной работы родителей с ребёнком!

Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством активизации трех видов анализаторов в сочетании с приемом отвлечения внимания Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лежнина Н.П.

Статья посвящена проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста, посещающих логопункт детского образовательного учреждения (ДОУ). Рассматриваются приемы автоматизации звуков при помощи упражнений на развитие ручной моторики, а также максимальное подключение трех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильного.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лежнина Н.П.

Automation of sound on speech therapy classes by activating three types analyzers Concurrent with the reception distraction

The article is devoted to the problem of improving the efficiency of automation of speech defects in children of preschool age attending speech therapy post DOE. Discusses the techniques of automation sounds by means of exercises to develop hand motor skills, as well as the maximum connection three types of analyzers : visual, auditory, tactile.

Текст научной работы на тему «Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством активизации трех видов анализаторов в сочетании с приемом отвлечения внимания»

Детский сад № 20 «Дюймовочка», Йошкар-Ола

Автоматизация звуков на логопедических занятиях

ПОСРЕДСТВОМ АКТИВИЗАЦИИ ТРЕХ ВИДОВ АНАЛИЗАТОРОВ В СОЧЕТАНИИ С ПРИЕМОМ ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Статья посвящена проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста, посещающих логопункт детского образовательного учреждения (ДОУ). Рассматриваются приемы автоматизации звуков при помощи упражнений на развитие ручной моторики, а также максимальное подключение трех видов анализаторов: зрительного, слухового,тактильного.

Ключевые слова: логопедия, дошкольники, мелкая моторика, три типа анализаторов, тактильный анализатор, игры на развитие мелкой моторики, автоматизация звуков, эффективные приемы автоматизации звуков.

Проблема: выявить эффективность слияния наглядности, действий и речи на логопедических занятиях по автоматизации звуков.

Цель: оптимизировать процесс автоматизации звукопроизношения у дошкольников с помощью выработки речевых и двигательных кинестезий.

Гипотеза: закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с использованием в работе трех видов анализаторов, а также с отвлечением от произношения на другие раздражители.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию мелкой моторики и автоматизации звуков была организована с детьми старшего дошкольного возраста. Были поставлены следующие задачи:

• выполнение упражнений на четкое, многократное произнесение звуков, слогов, слов через упражнения на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;

• развитие зрительно-моторной координации;

• развитие тактильно-слуховой памяти, слухового восприятия;

• формирование графомоторных навыков с помощью выполнения ритмичных, точных, координированных движений пальцев рук.

Методическое обеспечение: пособия, созданные автором.

Известно, что за последние 5-10 лет уровень речевого развития дошкольников значительно снизился. Это связано прежде всего с тем, что дети с раннего возраста приучаются слушать и смотреть, нежели говорить. Наряду с этим повышается моторная неловкость, т. к. современные игрушки,

вещи и предметы устроены максимально удобно -молнии вместо пуговиц, липучки вместо шнурков, книжки с наклейками, вместо картинок для вырезания и т. д. Соответственно, у младших школьников появляются трудности с овладением навыками письма, дети пишут медленно, неуверенно. Также и у детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.

Мелкая моторика – это движение пальцев и кистей рук. В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию – и впоследствии – воспроизведению. И. П. Павлов [5] придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности.

Е. Ф. Архипова в своей книге «Коррекционнологопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» [1] представила авторскую систему автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции. По мнению автора, оптимизирующим

процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на резиновых или пластмассовых ковриках с игольчатой поверхностью.

Изучив опыт известных педагогов и основываясь на своем практическом опыте работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, нами был разработан цикл упражнений, направленных на автоматизацию звуков. Особенность нашей работы заключается в том, чтобы повысить эффективность индивидуальных занятий по автоматизации звуков с помощью одновременного использования упражнений на развитие мелкой моторики и тактильной стимуляции пальцев рук. Таким образом, активизируются: тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, что ведет к скорейшей автоматизации поставленных звуков, подкрепляются их моторные образы. Также во время проговаривания автоматизируемого звука используется прием отвлечения внимания от собственно автоматизации путем выполнения пальцевых упражнений.

Предложенные упражнения используются как часть индивидуального и подгруппового занятия.

Данные задачи реализуются с помощью следующих пособий:

1. «Вышли пальчики гулять» – ребенок шагает пальчиками по сенсорным дорожкам и проговаривает слоги или слова. На одной дорожке пришиты пуговицы, на другой – кружочки из вел-кроткани (жесткая сторона).

2. «Змейка и улитка» – на плотный картон наклеены шерстяные вязаные шнурки в виде змейки и в виде улитки. Ребенок, проводя пальчиком по шнурку, тянет длительно автоматизируемый изолированный звук.

3. «Ежик Пых» – в данном пособии ребенок, проговаривая речевой материал, пристегивает ежику ножки на пуговицах, яблоки на спинку или иголки в виде прищепок. Ежик сшит из фетра.

4. «Волшебное дерево» – дерево и яблоки и груши из фетра. Ежик, прибежав к дереву (яблоня или груша), собирает фрукты. Ребенок снимает по 1 фрукту с дерева и пристегивает к спинке ежика (на пуговицы), параллельно проговаривая материал автоматизируемого звука в медленном темпе. Также для игры с ежиком используем корзинку из фетра и грибочки. Проговаривая материал, пристегиваем по 1 грибочку под «иголки» ежика. Оставшиеся грибы кладем в корзинку.

5. «Черепашьи бега» – игру лучше использовать с двумя детьми, у которых автоматизируется одинаковый звук. К шестигранному каранда-

шу привязана ниточка с черепашкой из скорлупы грецкого ореха. Логопед называет три слова с автоматизируемым звуком. Ребенок запоминает их и, воспроизводя, крутит карандаш. Если слово было воспроизведено неверно, черепашка возвращается на старт. Выигрывает тот, чья черепашка быстрее придет к финишу. Если работа идет с одним ребенком, то ребенок крутит карандаш и проговаривает слова.

6. «Парочки» – игра по принципу игры «Память». На кружочки из фетра пришиты фигурные пуговицы. Каждая фигурка содержит в себе автоматизируемый звук, пуговицы парные (6 пар). Кружочки выкладываются вниз «лицом» по четыре в три ряда. Ребенок открывает кружочки по 2, четко проговаривая название фигурки. Если фигурки совпали – они остаются открытыми, если нет – закрываются обе. Цель игры – открыть все парные картинки.

7. «Веселый карандаш» – используется на этапе автоматизации изолированного звука и слогов. Ребенок берет простой карандаш и в такт, с движением руки, обводит линии на листе бумаги. Все картинки подобраны так, что проводимые линии, перекликаются со способом образования автоматизируемого звука:

– свистящие – прямые, длинные линии;

– [л], [л’] – дугообразные линии;

– [р], [р] – закрученные спирали;

– смычные звуки – короткие, отрывистые линии.

8. «Тактильный мешочек с гречкой» – вариант самомассажа пальцев рук. Способствует: а) нормализации мышечного тонуса; б) стимуляции тактильных ощущений; в) увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; г) формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Ребенок, погружая руку до кисти в гречку, мнет ее с закрытыми глазами. Параллельно автоматизируем звук в чистоговор-ках. При закрытых глазах в момент выполнения упражнения внимание ребенка акцентируется на проприоцептивных ощущениях.

9. «Тактильные карточки» – привлечение тактильного анализатора к автоматизации звуков. Через работу с тактильными карточками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств. Карточки с наклеенными на них

рельефными деталями из подручных материалов. На карточках также есть прозрачный кармашек. Логопед выбирает 3-4 карточки, в кармашках которых вставляет картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку. Потом логопед переворачивает картинки обратной стороной или просит ребенка закрыть глаза и определить картинку с помощью пальчиков: «Пусть пальчики сами назовут слово». Ребенок получает фишку за правильно произнесенное слово. Постепенно количество карточек в игре увеличивается.

10. «Нарисуй сказку» – автоматизация звука в связной речи. Лист бумаги делится на 4 части. Логопед объявляет, что будет сейчас читать историю с автоматизируемым звуком, а ребенок будет помогать и зарисовывать ее. История состоит из 4-х частей, каждая из которых зарисовывается в соответствующий квадрат. После прослушивания каждой части ребенок должен выбрать и назвать слова с нужным звуком, а затем повторить весь рассказ по своим рисункам. В итоге работы получается мнемотаблица, созданная самим ребенком. Рисунок выполняется схематично ручкой или простым карандашом.

Для выявления степени эффективности проведенной работы был проведен коррекционнообразовательный эксперимент.

Эксперимент был рассчитан на 6 месяцев (с октября 2014 г. по март 2015 г.)

Участники эксперимента: дошкольники старшей группы детского сада (возраст 5-6 лет), посещающие логопедический пункт ДОУ.

• Экспериментальная группа – в данной группе дети занимались по основной программе, но с одновременным включением упражнений по развитию мелкой моторики и трех видов анализаторов (6 человек – из них двое с ФФНР и четверо с ФНР).

• Контрольная группа – занятия проходили по той же программе, но без использования вышеуказанных игр и упражнений. (6 человек -из них двое с ФФН и четверо с ФНР).

Диагностическая часть работы: составление речевых диагностических карт, выявление уровня звукопроизношения.

Диагностика уровня речевого развития, а в частности состояния звукопроизношения и мелкой моторики проводилась на основе работ «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)» Н. Нищевой [4] и «Уроки логопеда»

Е. Косиновой [3], адаптированные для детей старшего дошкольного возраста.

Ниже представлены диаграммы, в которых прослеживается динамика развития звукопроизношения и мелкой моторики двух групп от начала формирующего этапа эксперимента (октябрь 2014 г.) и до его окончания в марте 2015 года.

Ссылка на основную публикацию