Упражнения на автоматизацию звуков

Govorynchik

Говорунчик

Автоматизация звука С

Упражнения для автоматизации звука C: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука С, начинается с самых легких заданий для малыша.

1. Спой «песенку насоса».

Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…

2. Повтори прямые слоги со звуком С:

3. Повтори обратные слоги со звуком С.

4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

Аса-асо-асу-асы
уса-усо-усу-усы
оса-осо-осу-осы
ыса-ысо-ысу-ысы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Ста-сто-сту-сты
спа-спо-спу-спы
сма-смо-сму-смы
ска-ско-ску-скы
сна-сно-сну-сны
сва-сво-сву-свы

6. Повтори обратные слоги со стечение согласных.

Аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст
аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск
асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп
асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм
асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.

Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги сауна, сабо, садок, Савва, событие, совёнок, совок, со­вет, сова, софа.
Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка соты, сонный.
Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.
Сы:
сын, сыт, сынок, сыпать.

Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, ска­кать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.
Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.
Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.
Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.
Су: несу, пасу, посуда.
Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.
Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.
Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.
Ыс: выступ, выставка.
Ес: место, тесто, тесно, теснота, весна.
Юс: бюст.
Яс: ясный.

9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.

Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.
Ос: нос, покос, поднос, кокос.
Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.
Ыс: мыс, кумыс.
Ис: Денис.
Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.
Ес: навес. Яс: пояс.

10. Повтори слова с двумя звуками С.

Стас, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

11. Повтори словосочетания.

Вкусный суп
навесной мост
мамины бусы

усатый сом
сосновый сук
мягкий воск

высокая сосна
сухая косынка
высокий утёс

сонная киска
искусный фокусник
сафьяновые сапоги
тенистый сад
пустой автобус
автобусная остановка

12. Повтори предложения.

Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.

Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест ку­сок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сум­ку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стас и Соня идут в сад. У высокой со­сны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Ан­фиса сама готовит вкусный обед.

Шесть слов: В субботу Стас идёт в сад. Мама готовит вкус­ный суп с капустой.

Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фи­кус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку со­бак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

( по книге Е.Н. Спивак, Автоматизация звука С)

Картотека упражнений для автоматизации поставленных звуков
методическая разработка по логопедии на тему

Картотека упражнений для автоматизации поставленных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Автоматизация и дифференциация сонорных звуков944.51 КБ
Автоматизация свистящих звуков1.89 МБ
Автоматизация шипящих звуков1.59 МБ
Автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков26.55 КБ

Предварительный просмотр:

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

Для того, чтобы ребенок правильно произнес звук Л, напомните ему правильное
положение артикуляционного аппарата:

кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным; по бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух; губы открыты; зубы разомкнуты;

(форма языка напоминает седло); голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.

Зубки – это мышеловка, а язычок – мышка. Мышонок не успел убежать, и мышеловка поймала его за самый кончик хвостика (слегка прикусить кончик языка);

Тянуть звук Ы-ы-ы и отпустить язычок – получается слог Л-л-л-ы-ы-ы….

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Загибай пальчики по одному и произноси каждому пальчику звук Л-л-ы-ы….

5. Автоматизация звука Л в слогах.

ла – ло – лу – лы ло – лу – ла – лы
лу – лы – лы – ло лы – лу – ло – ла
ла – лы – лу – ло лы – ла – ло – лу

ал – ол – ул – ыл ял – ёл – юл – ил – ел
ал – ял – ол – ёл

6. Произносить (читать) слова.

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в слогах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ла-ло-лу ло-лу-лы лы-ло-лэ

Ла-лы-лэ лу-ло-ла лэ-ла-ло

Ло-ла-лы лу-лы-ло лэ-ла-ло

Ал-ол-ул ул-эл-ал эл-ал-ол

Ол-ал-ул ыл-ул-ол эл-ул-ыл

Ол-ул-эл ыл-эл-ол эл-ыл-ал

5. Автоматизация звука [Л] в словах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

6. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

Пример: одна ладонь, две ладони, три ладони, четыре. и т.д.

Ладонь, лопата, лукошко .

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в слогах (повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ала-оло-улу улу-оло-ала ылы-элэ-улу

Ала-элэ-ылы улу-ылы-ала элэ-ала-оло

Оло-ала-ылы ылы-элэ-оло элэ-оло-улу

5. Проговори предложения.

На лужайке много ландышей. На лугу пасутся лошади. Луша покупает лото. Ловушки ставят ловить мышей. Лыжник бежит по лыжне. Лавина ломает дома.

6. Изменяй предложения.

Я ем лапшу. Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они. Я копаю лопатой. Я бегаю по лугу, как лошадка. Я не ломаю лыжи.

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в слогах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

5. Автоматизация звука [Л] в словосочетании (повтори словосочетания, четко проговаривая звук [Л])

Весёлый малыш. Луч солнца. Платье с воланами. Гладкий лоб. Лыжная палка. Плывущая лодка. Глубокая лужа. Метла под столом. Плыть на плоту. Глупая улыбка Молочная лапша. Полная луна. Голубые волны. Нейлоновый плащ. Сломанная вилка. Кислое молоко. Оловянная ложка. Холодное молоко

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в предложении (повтори предложения, четко проговаривая звук)

Алла пила молоко. Лопата стоит у стола. В кладовой лук и салат. Мама купила голубое платье. Володя удил плотву с плота. На ёлке сидит белка. Врач надел белый халат. На клумбе растут гладиолусы. Дедушка поехал на вокзал. На лужайке много лопухов.

5. Проговори чистоговорки, доскажи слова в рифму.

Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт .

Ла-ла-ла, как у тебя идут .

Ло-ло-ло, зимой от снега всё .

Ло-ло-ло, поля все снегом .

Лу-лу-лу, все танцуют на .

Лы-лы-лы, в кухне вымою .

Слова: пчела, дела, бело, замело, балу, полы.

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в словах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.
Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

5. Проговори чистоговорки, доскажи слова в рифму.

Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт .

Ла-ла-ла, как у тебя идут .

Ло-ло-ло, зимой от снега всё .

Ло-ло-ло, поля все снегом .

Лу-лу-лу, все танцуют на .

Лы-лы-лы, в кухне вымою .

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в словах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.
Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.
Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.
Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.
5. Изменяй предложения.

Я звоню Володе. Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они. Я буду пилотом. Я починю поломанную юлу. Я ем луковый салат.

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в словах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.
Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.
Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.
Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.

4. Автоматизация звука [Л] в словах

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

“Трудные” слова с двумя звуками л:
лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных:
благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. Автоматизация звука [Л] в предложениях

(повтори слоги, чётко проговаривая звук)

Дятел долбил клювом и долбил кору. Не клади в салат много лука. Павел сел за стол. Клава ставила бутылку на полку. Папа повязал шёлковый галстук. Клубок упал с лавки. Тётя алла мыла пол. Лара купила куклу. У милы гладкие волосы.

4. Повтори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого». Лавка мала.

У дяди Володи была лодка.

У мамы на халате была булавка.

Лайка ласкается к Володе.

У дома была лужа.

У деда была лысая голова.

Лавка стоит у стола.

Надо помочь голодной ласточке.

Володя унёс колун.

Лохматый пёс ловит пчелу.

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»

3. Автоматизация звука [Л] в предложениях «Запомни и правильно повтори»

Володя долго плавал.

Володя долго плавал на лодке.

Володя долго плавал на лодке и на плоту.

Луша ела. Луша ела салат.

Луша ела сладкий салат.

Луша ела ложкой сладкий салат.

4. Повтори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого». Лавка мала.

У дяди Володи была лодка.

У мамы на халате была булавка.

Лайка ласкается к Володе.

У дома была лужа.

У деда была лысая голова.

Лавка стоит у стола.

Надо помочь голодной ласточке.

Володя унёс колун. Лохматый пёс ловит пчелу.

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.

Для того, чтобы ребенок правильно произнес звук Л’, напомните ему правильное
положение артикуляционного аппарата:

мягкий звук л’ отличается по артикуляции от твердого следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).

3. Повтори слоги.

4. Повтори слова.

Липа, лев, лёд, люк, линь, лес, лён, люди, Лида, лето, Лёва, лютик, ливень, лебедь, Лёша, Люда, лифт, лента, лётчик, лямка, лиса, ленивый, любовь, лицо, лесник, любить, лимон, ледник, любимец

5. Посчитай слова от 1 до 5, загибая при этом пальцы на руке.

Пример: один люк, два люка, три люка и т. д.

Люк, лимон, лебедь, лётчик

6. Поиграй в игру «Один — много».

лист —…; лиана —…; лиса — …; лещ — …; лес — …; лента —…; лесенка —…; лётчик—…; лямка—…; лесник—…; лепёшка—…; лебедь—….

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).

3. Повтори слоги.

4. Повтори, прочитай слова.

Налим, билет, полёт, салют, малина, олень, самолёт, малютка, улитка, колено, пелёнка, поляна, калитка, полено, селёдка, гуляш, долина, железо, уголёк, солянка, Полина, тюлень, мотылёк, коляска, улица, поле, полюс, Оля, Толя, пеликан, улей, челюсть, Коля, Галя, великан, колесо, пуля, Валя, Уля, нолик, оленёнок, неделя, Поля, воля

5. Придумай продолжение предложения.

Пример: Он лежит на . кровати.

Он лежит на . Она летит на…. Он лежит в. Она летит над…. Он лежит под . Она летит в. Он лежит с. Она летит из…. Он лежит за. Она летит с.

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).

3. Повтори вслух только слова со звуком ль.

Лес, вода, куст, лимон, монета, дым, лето, снег, лента, лепешка, люк, люди, лист, кубик, аптека, нос, кино, лифт, ливень, ботинок

4. Повтори предложения.

У Лены лепёшка. В лесу много лип. У Любы в косе лента. У лифта стоит лифтёр. Летом часто идут ливни. Листья летят, как лебеди. Лёня любит лимонад. Лёша лежит на лежанке. Лиза и Люда сидят под липой. Лебеди летят высоко над лесом.

5. Изменяй предложения. Пример: Я буду лётчиком.

Ты будешь лётчиком. Он будет лётчиком. Она будет лётчиком. Мы будем лётчиками. Вы будете лётчиком. Они будут лётчиками.

Я покупаю ленты. Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они. Я пью лимонад…. Я еду на лифте. …Я ем липовый мёд…. Я несу листик из леса…. Я лежу, как ленивый кот.

6. Замени первый звук в слове на звук ль. Какое новое слово получилось? Пример: мёд — лёд

зев —…; весть —…; пень —…; вес —…; метать —…; печь —…; тюк —…; песок —…; вещь —…; бить —…; киски —…; бивень —….

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).

3. Прочитай, повтори слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение.

Пример: лес — Лес осенью очень красивый.

ЛЕСок ЛИСа ЛИСТик

ЛЕСочек ЛИСица ЛИСТочек

ЛЕСной ЛИСичка ЛИСТва

ЛЕСник ЛИСёнок ЛИСТвенный

ЛЕСничий ЛИСий ЛИСТать

4. Закончи предложение словом со звуком ль.

В чай кладут кислый . В лесу живёт хитрая рыжая . На деревьях весной распускаются . Грибы растут в . Самолётом управляет. Осенью с деревьев падают . Зимой замерзает вода и получается . У лисы родились. Лесник охраняет. На десятый этаж удобнее подняться на . (Слова: лимон, лиса, листочки, лесу, лётчик, листья, лёд, лисята, лес, лифте)

5. Повтори, прочитай слова — родственники. Придумай с каждым словом предложение.

Пример: летать — Лебедь умеет летать, а страус не умеет.

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).

3. Повтори предложения.

В поле цветёт лён. Лиза поливает лимон. Люди охотились на лис. Дети попали под ливень. На столе лежат лепёшки. Листья у липы уже опали. В зале не зажигали свет. Вдали показались поляны. На тополях появились листочки. Шумели липы, осыпали колючий снег. Дети сидели под тополем и ели малину. Летом дети ходили в лес за малиной. В коляске катали маленькую Полину. Лёва и Алёша видели полёт самолёта. На коленях у Лены сидели маленькие котята. Они жили на одной улице, учились в одной школе.

4. Изменяй предложения.

Я поливаю малину. Ты. Он. Она. Я солю солянку. Я болею всю неделю. Я полечу на самолёте над лесом.

5. Назови детей ласково.

Люда — Людочка; Коля — . ; Илья — . ; Лена — . ;Оля — . ; Алиса — . ; Лёня — . ; Галя — . ; Олег— . ; Лина — . ; Толя — . ; Лёва — . ; Лиза — . ; Валя — . ; Полина— . ; Люба — . ; Лёша — . ; Алёна — .

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).

3. Прочитай потешки.

Ля-ля-ля, мы бегали в поля. Ли-ли-ли, в полях летают шмели. Ля-ля-ля, поймали мы шмеля. Ле-ле-ле, мы заботились о шмеле.

4. Повтори скороговорку.

Листопад, листопад, опустели лес и сад.

5. Ответь на вопросы полным ответом (целым предложением).

Пример: Что болит у Толи? — У Толи болит колено.

Что летит над лесом? Кто улетает на юг осенью? Кто летает в поле? Кто лежит в коляске? Что надо посолить? Что пилит папа? Кто гуляет на полянке? Кто сидит на листике?

6. Произнеси потешки.

Аль-аль-аль, весной цветёт миндаль. Оль-оль-оль, на ноге у Пети мозоль. Уль-уль-уль, вода бежит: буль-буль. Иль-иль-иль, я зажёг у свечки фитиль. Ель-ель-ель, весной капает капель. Ыль-ыль-ыль, надо выбить пыль.

— педали; деталь — костыль — мозоль — омуль — медаль — учитель — читатель —

1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.

2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).

Мама вешает тюль. У бабушки шаль. Вова пьёт кисель. Пудель не ест фасоль.

3. Замени последний звук в слове на Ль. Какое новое слово получилось?

Пример: дам —даль;

бок — нос — сок — цепь — мех — кисет — июнь —шар — жар — бор — стар — мор — собор — топор —

4. Продолжи предложение по примеру.

Пример: Алёша часто мечтает, он мечтатель. Олег Иванович учит детей в школе, он . . Коля любит читать книги, он . . Папа Лены водит машину, он . . Леонид спасает утопающих, он . . Ипполит пишет книги, он . . Лев Иванович воспитывает детей, он . . Елена Семёновна издаёт книги, она . Лёня победил в игре, он . . Толя покупает книжку в магазине, он . . (Слова: учитель, читатель, спасатель, писатель, воспитатель, издатель, победитель, покупатель)

5. Изменяй предложения.

Я пью кисель. Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они. Я попаду в цель…. Мне дали медаль…. На полке лежит шаль….

Упражнения на автоматизацию звуков

Не стоит долго задерживаться на этапе автоматизации звука в слогах, как можно быстрее переходите к автоматизации в словах. Во-первых, в слове звук окружают другие звуки, накладывающие свой артикуляционный и акустический отпечаток. Во-вторых, ребенок лучше воспринимает значимые, осмысленные вещи. «Логопедическая работа производится в единстве с развитием языка и мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль. Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний. Должно так или иначе осмысливать их, хотя бы в форме звукоподражания бою барабана – та-та-та. В этом же плане, загадывая загадку, заучивая стишок, как дидактический материал для усвоения определенного звука, следует, не отдаляясь от темы, ставить вопросы, связывающие данное содержание речи с окружающей дитя жизнью» (М. Е. Хватцев).

Кроме удобной для ребенка «осмысленности», слова для отработки звуков выполняют очень важную функцию. Они позволяют автоматизировать звук во всех возможных позициях, создают, по сути, «артикуляционные модели» – ребенок не должен выучить все слова русского языка с данным звуком, он тренируется произносить новый звук в различных сочетаниях, которые затем будет использовать уже в других словах, которые встретятся ему в жизни.

Слоги в словах, в которых встречаются отрабатываемые звуки, могут быть ударными и безударными, открытыми, закрытыми и со стечением согласных.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: КА-ША, МО-ЛО-КО.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: АР- БУЗ, КАР-ТОН.

Слог со стечением согласных – «скопление» согласных, стоящих подряд в одном слоге: КРО-ко-дил, за-КРЫТЬ, ПЛА-тье.

Автоматизация звуков в словах (и далее – в словосочетаниях, текстах…) производится с учетом орфоэпических норм русского языка. Орфоэпия определяет, как произносятся звуки, сочетания звуков, слова и формы слов в устной речи (в отличие от орфографии, которая определяет правила написания слов). Основные орфоэпические нормы для удобства подразделяют на: правила произнесения гласных звуков (в разных позициях слова, ударения) и правила произношения согласных звуков (в зависимости от места, от соседних гласных и согласных звуков).

Что нужно знать о правильном произношении гласных звуков? Под ударением гласный произносится четко, так, как пишется. В безударной позиции звук О звучит как А: пишем «корова», а произносим «кАрова», потому что первый гласный стоит в безударной позиции, а второй – под ударением. Звук Э без ударения превращается в нечто среднее между И и Э: «река» звучит как «рИка». Буква Я без ударения читается так же: как И с оттенком Э («рИбина», «рИдовой»). Меньше всего меняются в безударной позиции гласные У, А, И, Ы. Обратите внимание: в упражнениях слова со звуками О или Е могут оказаться в разных разделах (« лацкан, лачуга, ловушка, ловчить, логичный, логопед» – эти слова для отработки звука Л окажутся в одном абзаце, на слог «ЛА»).

В заимствованных иностранных словах гласные произносятся чаще всего так, как пишутся: рОндО, бОа…

В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, И, Э, Ы. Буквы Е, Ё, Ю, Я, как известно, обозначают два звука (Я=Й+А) и служат для обозначения мягкости предшествующего согласного.

Т.е. если вы видите в слове букву Т, учтите – она может произноситься как твёрдый Т и как мягкий Ть, в зависимости от следующей гласной: Тапки – Тяпки. Твёрдые и мягкие – это разные звуки, подчас для их произношения требуется разное положение языка

В логопедической работе это означает, что если ребенок умеет произносить звук Т, но у него еще не исправлен мягкий Ть – внимательно следите за следующей гласной после буквы Т: мы даем ребенку слово ТАПКИ, но не имеем права требовать правильного произнесения слова ТЯПКА.

В русском языке согласные звуки могут быть твердыми или мягкими, звонкими или глухими. Занимаясь с ребенком, эти характеристики нужно либо знать, либо хорошо «чувствовать язык» – слышать, где как в норме произносится звук.

Давайте вместе вспомним:

· звонкие согласные в конце слов произносятся глухо (например, в слове «мороз» на конце произносится звук С – «мароС»). Поэтому не удивляйтесь, обнаружив слова ДУБ, ЗУБ, СТОЛБ на страничке со звуком П. Оглушаются звуки Б, В, Г, Д, Ж, З.

· так же эти звуки оглушаются перед глухими же согласными: «зуПКи», «труПКа».

· Некоторые глухие согласные, напротив, могут озвончаться перед звонкими согласными: сделать = «ЗДелать», просьба = «проЗьБа».

· Перед мягким согласным твёрдый согласный смягчается (это неустойчивая норма – можно смягчать, можно не смягчать): «снег» может произноситься как «Снег», так и как «СЬнег».

· В стечениях 3-х и более согласных один из звуков не произносится: лестница – «леСНица», чувствовать – «чуСТВовать», праздник – «праЗНик».

· В возвратных глаголах (заканчивающихся на -ться) на конце произносится «ЦА»: «учиЦА», «охотиЦА».

· Стечение согласных -ТСК- произносится как ЦК: детский – «деЦкий», советский – «совеЦкий».

· Сочетания ЧТ, ЧН произносятся как ШТ, ШН: потому что – «потому ШТо», конечно – «конеШНо».

· Звук С, стоящий перед Ш или Ж, сам превращается в Ш и Ж: «сшить» – произносится с долгим Ш = «ШШИть», «сжиженный» = «ЖЖиженный». Так же видоизменяется звук З: «разжать» = «раЖЖать».

· Звук Ц в русском языке твердый, не имеющий пары, поэтому написание и произношение в случае звука Ц имеет определенные особенности. Например, пишется ЦИ, а произносится твердо ЦЫ, ЦЕ произносится как ЦЭ (цирк = «цЫрк», в конце = «в концЭ») Поскольку звук Ц является аффрикативным, т.е. состоит из двух звуков – Т и С, сочетания ТЦА и ДЦА читаются как долгий ЦЦА («пятнаЦЦать»).

Порядок использования словарного материала.

Некоторые авторы рекомендуют начинать автоматизацию всех звуков с обратных слогов. Другие советуют открытые слоги. Соглашусь и с теми, и с другими. Аффрикаты (смычно-щелевые звуки) Ц и Ч действительно лучше автоматизируются, начиная с обратных слогов: боЕЦ, гонЕЦ, певЕЦ, врАЧ, мЯЧ, грАЧ. При автоматизации Р очень редко удается начать с обратных слогов (язык не успевает переключиться на вибрацию в верхнем положении, требует поддержки звуком Д, слово звучит очень своеобразно, ребенок не воспринимает это как полноценное слово: аДРбуз). В иных случаях все зависит от личностных особенностей ребенка. Поэтому, поставив звук, проверьте, в каких слогах новый звук получается легче – именно такие слова и предложите ребенку в первую очередь. Коррекционная работа проходит успешнее и быстрее, если мы движемся от простого (для конкретного ребенка) к более сложному.

На начальных этапах автоматизации слова произносятся по слогам. Но не слишком этим увлекайтесь – есть опасность сделать из этого привычку. Буквально через день-два переходите на слитное и плавное произношение отрабатываемых слов. Для этого можно помочь ребенку движением руки – произносите слово и делайте плавное движение рукой слева направо, научите этому ребенка.

В ударных слогах звук произносить удобнее, т.к. на ударный слог выделяется больше энергии выдоха. Об этом стоит помнить, поскольку первоначально новый звук в словах произносится длительно, немного утрированно – для того чтобы язык успел занять новое для себя правильное положение, а ухо привыкло слышать этот новый звук, признало его как соответствующий образцу (формирование артикуляторно-акустического стереотипа). Позднее звук будет произноситься легче и быстрее, пока не «сотрется» до размеров обычных звуков.

Особо следите, чтобы не попадались ребенку слова с оппозиционными звуками (С-Ш, С-З, Ч-Ц, Ч-Ть и др.). Подобные слова отрабатываются позже, на этапе дифференциации.

Если Вы исправляете звукопроизношение самому себе – на этапе автоматизации Вам понадобится «слушатель» – человек, который сможет подсказывать Вам, правильно ли звучит новый звук. Самому себе новый звук кажется настолько необычным, что возникают сомнения «А то ли я делаю?», «правильно ли я говорю?», появляется желание бросить дело на полпути. Разумеется, слушатель должен четко слышать разницу между правильным и аномальным звучанием, тогда одной его фазы «Да! Звучит хорошо» бывает достаточно, чтобы вернулась уверенность.

Правильная артикуляция звука «З»: как поэтапно поставить его у детей

Постановка звука «З» у дошкольников — это выработка навыка его правильного произношения. Она не представляет большой сложности, несмотря на то, что исправление артикуляции — сам по себе процесс трудоемкий и долговременный.

Как научить ребенка выговаривать «З», автоматизация звука «З» в словах, дифференциация его при смешивании с «Ж» и «С» — об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Правильная артикуляция звука «З»

Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.

Когда мы произносим звук «З»:

  • губы немного растянуты, как при улыбке;
  • язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
  • между рядами зубов остается небольшая щелочка;
  • мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
  • воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
  • голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.

А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.

  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).

При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.

Как выглядит весь процесс работы со звуком?

Последовательность коррекционной работы

Постановка звука — это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:

Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.

А теперь обо всем по порядку.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.

Постановка звука

Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:

Постановка по подражанию

Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.

Механический способ постановки

При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.

Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.

Постановка «З» от «И»:

  • растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
  • не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
  • когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
  • предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
  • закрепляя звучание, звеним подольше.

А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».

Постановка «З» от «Ш»:

  • тянем «Ш»;
  • двигаем язычок к нижним резцам до упора;
  • при получении свистящего «С» подключаем голос;
  • имитируем комариный звон.

Постановка «З» от «Т»:

  • на выдохе тянем непрерывно «Т»;
  • продолжаем и улыбаемся;
  • чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
  • далее — по известному алгоритму от «С» к «З».

Постановка от артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения наиболее любимы детворой. Это взрослым важно знать, что они развивают подвижность языка, щек, губ, разрабатывают подъязычную уздечку и самым наилучшим образом способствуют четкому звукопроизношению.

А малыши с удовольствием причесывают язычок,

улыбаются, как лягушата,

Автоматизация звука «З»

Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем — в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.

стихи со звуком «З»

чистоговорки на «З»

скороговорки на «З»

А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.

зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.

Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.

Вот несколько идей для автоматизации «З»:

  1. Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «З»? Правильно, зеленый. Давай зеленые кубики сложим отдельно. Какие игрушки содержат букву «З» в своем названии? Зайка, змейка, собачка Зина. Оказывается, ураган разрушил их домики, и они решили построить один общий дом из зеленых кубиков. Как-то во время прогулки в зеленом лесу пошел дождь. «Где наши зонтики?» — закричали зверушки. Они бросились домой, но там их поджидал злой волк Заза. Зверушки не испугались, они пригласили волка в гости переждать дождь за чашкой ароматного чая с земляничным вареньем.
  2. Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
  3. Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).

Регулярность занятий — непременное условие развития любого навыка. Только настроившись методично трудиться и заручившись поддержкой врача-логопеда, можно помочь своему сыну или дочери одолеть непослушную букву.

Дифференциация звука «З»

Это следующий после автоматизации этап работы над звукопроизношением. Под дифференциацией понимают умение различать один звук от другого, близкого по звучанию.

Это значит — научиться вычленять его на слух, определять местоположение в начале, середине или конце слова, понимать различие в артикуляции двух схожих звуков (например, при произнесении звука «З» по сравнению с «С» ощущается вибрация в области горла).

Звуки дифференцируют попарно и, по аналогии с автоматизацией, сначала изолированно, потом — в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»

Сначала сравниваем артикуляцию этих звуков.

Обращаем внимание на их особенности: согласные, звонкие, твердые. Затем отрабатываем их произношение в паре.

Приводим примеры заданий для дошкольников:

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»

Чем различается артикуляция?

Какие у них особенности?

  • «З» — согласный, твердый, звонкий;
  • «С» — согласный твердый, глухой.

Как звучит каждый изолированный звук?

Подскажи Снеговичку, как читаются слоги. Помоги ему разобраться где «З», а где «С».

Назови слова и помоги зверушкам найти свой домик.

В стишке «косы» превратились в «козы». Интересно, почему?

У кого получится лучше проговорить скороговорку?

А вот интересные рассказы, послушай и перескажи.

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»

Знакомимся с артикуляцией звуков, находим сходство и отличия, сравниваем их характеристики.

Изучаем изолированное звучание каждого.

Читаем и повторяем

Учимся различать звуки в чистоговорках

Автоматизация звуков в спонтанной речи

На заключительном этапе, когда все ступеньки кропотливой работы над непослушным звуком пройдены, осуществляется его введение в спонтанную речь.

Попробуйте поиграть в словесные игры:

  1. Продолжи фразу: «Сегодня по дороге домой я…»; «Мне понравилось, как…»; «Недавно я узнала, что…»
  2. Расскажи, какого цвета твое настроение. Например, розового — радостное и беззаботное; или серое — грустное и невеселое.
  3. Тематические рассказы о том, как живется мишке в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает в лесу дятел и т.д.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

Постановка и автоматизация звука С и СЬ

При произнесении звука С губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

При произнесении мягкого С’ губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого С, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и не сколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

Артикуляционные упражнения для постановки и коррекции свистящих звуков:

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Качели».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в пирожок.
Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).

7. «Горка» «Киска сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

8. «Катушка».
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык

9. Упражнение в произнесении звука И.
Цель: вырабатывать умение управлять языком.
В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

10. «Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в

11. «Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

12. «Сдуть снежинку»
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон чик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

13. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

14. «Заборчик».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

15. «Рупор».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

16. «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

17. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

18. Упражнение в произнесении звуков т-с. Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Упражнения для автоматизации звука Рь

Жайворонок О. Б., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с №50 г. Тюмени

Характеристика звука [р’]

Согласный, ротовой, дрожащий, переднеязычный, сонорный, мягкий.

Описание правильной артикуляции.

• Губы находятся в положении следующего гласного.

• Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

• Средняя часть языка поднята к нёбу.

• Посередине языка идёт воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту.

• Воздушная струя идёт через рот.

• Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

Звук [р’] в слогах, словах и фразах.

Задание. Чётко произносить обратные слоги:

арь – орь – урь – ырь

ярь – ёрь – юрь – ирь – ерь

арь – ярь – орь – ёрь

урь – юрь – ырь – ирь – ерь

Задание. Чётко произносить слова.

Жарь, букварь, дикарь, сухарь, фонарь, январь, янтарь, пескарь, пекарь, пахарь, аптекарь, корь, хорь, угорь, якорь, зорька, горький, борьба, Игорь, пузырь, богатырь, пустырь, дверь, зверь, теперь, поверь, перья, серьги, снегирь, панцирь, бурьян, звонарь, косарь, аптекарь, монастырь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Задание. Чётко произносить прямые слоги:

ря – рё – рю – ри – ре
рё – рю – ри – ре – ря
рю – ри – ре – ря – рё
ри – ре – ря – рё – рю
ре – ря – рё – рю – ри

Задание. Чётко произносить слова.

• С ударением на слоге:

ряд, рядом, рябь, ряса, заря, моря, горят, заряд, снаряд, моряк, наряд, нырять, терять, говорят, коряга, горячий, зарядка, корявый, дырявый, кудрявый, рядом, порядок, нарядный, рябчик;

берёт, зверёк, вперёд, поперёк, рёва, Ерёма, Серёжа, Бурёнка, берёза, верёвка, черёмуха, брёвна, козырёк, хорёк;

варю, сорю, урюк, говорю, рюмка;

рис, ирис, Рита, Римма, Ирина, Марина, варить, дарить, сорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, буквари, фонари, снегири, ринг, риск, ритм, рифма, старик, мандарин, ритмика, кипарис, парик;

репа, орех, рейка, речка, речь, ребус, редкий, борец, огурец, сирень, варенье, оперенье, деревня, черешня, скорей, редко, редька, резать, резвый, Андрей, скворец, коренья, карета, рейд, сирена, берет.

• Без ударения на слоге:

Боря, Варя, буря, гиря, варят, парят, рябина, рядовой;

верю, бирюза, рюкзак, корюшка;

двери, звери, шарик, варит, курица, рисунок, верить, комарик, топорик, фонарик, кудри, зори, гири, аквариум, риторика;

ребёнок, редис, резина, река, ремень, ремонт, ресницы, рецепт, решетка, решение, парень, море, горе, решето, репей, резеда, берег, дерево, ребята, кубарем, черепаха.

• Со стечением согласных:

прямо, зря, грядка, тряпка, тряска, трясина, грязь, грязный, пряник, прятать, прятки, крякать, кряква, прядь, пряха, пряжа, пряжка, скряга;

крюк, трюк, трюм, брюки, трюмо, крючок, Андрюша, трюфель, брюква, брюнет, брюшко, крюшон, севрюга;

крик, крикнуть, грива, гриб, грим, грипп, криво, пристань, привет, приманка, привыкать, привычка, причёска, примерить, три, прибавка, прибаутка, прибой, привкус, приём, приз, приказ, припев, бритва, брить, бричка, абрикос, кудри, ноздри, фабрика, кривизна, скрипка, хризантема;

крем, креветки, время, гречка, стремя, крепкий, крепость, гребень, греть, грек, гренки, гречка, пресный, треск, крест, трепет, тревога, треска, трезвон, трещина, древний, дремота, дремучий, вред, вредный, премия, прежний, предмет, прежде, бревно, брезент, среда, средний, зрение, погреб, погремушка, скрепка, фрегат, фреска, стрекоза, мудрец.

Задание. Чётко произносить чистоговорки.

Арь-арь-арь – у меня горит фонарь.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Арь-арь-арь – Петя наш вратарь.
Орь-орь-орь – ты со мной не спорь.

Орь-орь-орь – у Марины корь.
Ырь-ырь-ырь – Витя – богатырь.
Ерь-ерь-ерь – мы чиним дверь.
Ерь-ерь-ерь – тигр – хищный зверь.
Ря-ря-ря – тащите пескаря.
Ря-ря-ря – синие моря.
Рю-рю-рю – я компот варю.
Рю-рю-рю – дали нам по сухарю.
Рю-рю-рю – как я много говорю.
Рю-рю-рю – говорю и говорю.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ри-ри-ри – от зари и до зари.
Ри-ри-ри – всю посуду убери.
Ре-ре-ре – стоит дуб на горе.
Ре-ре-ре – уху варим на костре.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.

Задание. Чётко произносить словосочетания:

горькая редька
деревянная рейка
кудрявый парень
редкое решето
средний ряд
резной терем
варенье из ревеня
кривое дерево
горячие сухари
коричневая дверь
серебристый пескарь
утренняя зорька
интересный рисунок
брестская крепость

вредная привычка
резвый ребёнок
деревенская пристань
свирепый зверь

варёный рис
пареная репа
утренняя зарядка
нарядные ребята
беспорядок в передней
рюкзак туриста
жареные грибы
неприступная крепость
интересный букварь
старинный фонарь
горький перец
варёная репа
карельская берёза
капризный ребёнок

грецкий орех
кудрявая берёза
крепкая верёвка
грязная тряпка

Задание. Чётко произносить предложения.

У дома горит фонарь.

На секретере календарь.

На фабрике токарь.

На берегу моря янтарь.

Хорь унёс курицу.

Варя режет редиску.

Эта дверь скрипит.

Римма варит варенье.

Мама принесёт грецкие орехи.

У Риты варежки дырявые.

За рядом ряд идёт отряд.

На берегу реки пристань.

На реке ныряют и загорают ребята.

У реки корявое бревно.

Во дворе ребята играют в прятки.

Ребята во дворе порвали верёвку.

На грядке растёт репа, редька и редиска.

У Серёжи в ведре много грибов.

Андрюше примерим брюки.

Над дверью горит фонарь.

Курица сидит на заборе.

Боря будет моряком.

На дворе рябина.

Юра любит порядок.

Рита дарит Боре фонарик.

У Бори новый ремень.
Ирина моет репу и редиску.
Сережа несёт рюкзак.
Этот ребёнок – рёва.
Варя варит компот из урюка.
Сережа рисует берёзу.
Рита вытирает дверь тряпкой.
Марина покупает пряники.
Варя прекрасно рисует.
У Бори новые брюки.
На берегу крякают утки.
Григорий копает грядки.
Гриша умеет грести.

Ирина и Римма идут на утреннюю зарядку.

На берегу реки стоит старинная крепость.

Ребята бегут по бревну.

Ребята пускают пузыри.

Марина ест орехи.

Римма и Игорь рисуют берёзу.

Борис рисует рябину.

Моряки уходят в море.

Рита режет огурец.

На рябине снегири.

Марина варит уху из пескарей.

Ирина жарит грибы.

У Карины серёжки с бирюзой.

Римме подарили букет ирисов.

Моряки уходят в море.

У туристов за плечами рюкзаки.

Пекарь испёк бисквит с орехами.

Пескарь водится в реках.

Игорь ест сухарь.

Панцирь спасает черепаху в минуты опасности.

Ирина рисует ирисы.

Ребята пускают пузыри.

Перед окном стоит кудрявая береза.

Дети кушают горячий рисовый суп.

Сережа принёс букет сирени.

Ребята гурьбой бегут на пристань.

Бревно перекинуто через речку.

Ребята переходят речку по бревну.

Папа принёс решето абрикосов и черешен.

Весной на берёзах висят серёжки.

Весной ребята вешают на деревья скворечники.

Задание. Выучить наизусть. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

Скороговорки.

На горе, на горке ревёт Егорка.

Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.

В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона.

Арина грибы мариновала.

Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску.

Испекла Иришка куклам по коврижке. Нравятся коврижки Гришке и Маришке.

Три дерева, три тетерева, на каждом дереве по одному тетереву.

Нашего пономаря не перепономарить.

Ай, тари, тари, тари, куплю Маре янтари!

Ехал грека через реку. Видит грека – в реке рак.

Сунул грека руку в реку – рак за руку греку – цап!

Под деревом тетерев тетерева встретил.

Задание. Чётко произносить строки стихотворений, учить (на выбор).

Посмотрите на Иринку.
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
Бросит корочки в корзинку.

Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд –
Только задом наперёд.

У моей сестры Марины
Щёки словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.

Табурет на табурет
Ставим осторожно.
Табурет на табурет –
Это очень сложно.
Табурет на табурет.
Лезу на кушетку
И ещё на табурет
Ставлю табуретку.
Табурет на табурет.
– Стойте! Передышка!

Табурет на табурет.
Вот и телевышка!

Подберёзовик,
Подберёзовик
Ловко спрятался
Под берёзою.
Да не прячься ты
Так старательно –
Я найду тебя
Обязательно.

У маленькой Мариночки

Соседи все встревожены,

Терпеть не расположены.

Однако делать нечего,

И слушают до вечера.

Пора уж спать Мариночке,

Сняла она ботиночки –
И прекратился скрип.

Купите мне фонарик
Купите мне фонарик!
Я буду им играть.
Купите мне фонарик!
Он будет всем мигать.
Купите мне фонарик!
Он будет, как маяк.
Купите мне фонарик!
Я буду, как моряк.

Кто у нас говорит
Кто у нас говорит, говорит?
Целый час говорит, говорит?
Целый день говорит, говорит?
Целый год говорит, говорит?
И когда стоит – говорит,
И когда сидит – говорит,
И когда лежит – говорит,
И когда бежит – говорит.
Даже если ест – говорит,
Даже если спит – говорит.
То не Петя говорит, говорит.
То не мальчик говорит, говорит.
То его язык говорит.
Длинный розовый язык говорит.
– Хоть болтать и не годится, – говорит,
не могу остановиться, – говорит.

Под каждым окошком,
У каждого тына
Рябины, рябины,
Рябины, рябины.
В дожди октября
И в дожди ноября
Наш сад полыхает,
Как в мае заря!

Добра сирень,
Щедра сирень,
Срывай, бери,
Другим дари!
А не раздаришь –
Через год
Сирень цветов
Не принесёт.

Задание. Чётко произносить тексты. Пересказывать (на выбор).

Зимой лиса часто ходит в деревню. Заберётся в курятник и утащит курицу. Прибежит лиса к норе, а лисята её уже дожидаются. Кинет она им курицу, сядет рядом и смотрит, как они едят.

Марина и Андрюша отдыхают на море. Они резвятся на берегу, ищут кусочки янтаря, рисуют на песке. Мама угощает их мандариновым соком и черешней. Вечером Андрюша подарил Марине янтарик.

Боря живёт на берегу моря. Он, как и папа, любит море. Папа у него моряк. Боря тоже будет моряком и, как папа, тоже будет ходить в море. У него уже есть морские брюки, ремень и бескозырка.

Андрей и Рита играли на берегу реки. Они построили из песка теремок. Потом Андрей и Рита стали лепить разных зверей. Андрей вылепил черепаху, а Рита – стрекозу. Но тут подул ветер -и смыло водой теремок.

Утка на пруду ныряет, купается, свои перышки клювом перебирает. Перышко к перышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет вот до чего хороша! И закрякает: «Кря-кря-кря-кря!»

Пузырь, соломинка и лапоть

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли они до реки и не знают, как перейти реку.

Лапоть говорит пузырю:

– Пузырь, давай на тебе переплывём!

– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошёл по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Читайте также:  Рисование крупами для развития мелкой моторики и речи
Ссылка на основную публикацию