Творческое рассказывание по картине В дельфинарии

Творческое рассказывание по картине
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Обучение детей творческому рассказыванию по картине с использованием элементов ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
dlya_sayta.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №17 комбинированного вида «Земляничка»

Консультация для воспитателей

Тема « Обучение творческому рассказыванию по картине»

Сухогузова Надежда Леонидовна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Свое выступление мне хочется начать словами кандидата педагогических наук Т. Гризик, она говорит: «Развитием речи детей надо заниматься с раннего детства, так как становление речи завершается к 5-6 годам. Получается , что пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу.» Поэтому в Законе об образовании огромное значение уделяется периоду детства.

Федеральные государственные требования в области дошкольного образования предполагает создание условий, обеспечивающих:

– реализацию подхода к дошкольному детству, как к самоценному периоду в жизни ребенка вне зависимости от степени его подготовки к обучению в школе;

– уважение личности ребенка, его прав и свобод, определяемых «Конвенцией о правах ребенка»;

– развитие творческой личности.

Воспитание творческой личности – одна из главных задач поставленная перед воспитателем. Безграничны возможности ребенка впервые годы жизни в развитии способностей и склонностей. Умелое, продуманное и педагогически тонкое руководство творческими возможностями дошкольника способствует развитию личности, его умственному, речевому развитию.

Огромную роль в развитии личностных качеств играет обучение детей родному языку и, в частности, связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Основная функция связной речи- коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании диалогические отношения это почти универсальное явление, пронизывающие всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в тоже время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Это, так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Психологи (Вергер, Эльконин) подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы в литературных произведениях, самостоятельные детские сочинения, развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и его словесному оформлению, при этом важно сохранить живость и непосредственность речи. Одной из важнейших черт монологической речи является ее произвольность, осознанность. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать , как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будут опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением помогает стать общительнее, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Наиболее сложным видом речевой деятельности в детском саду является творческое рассказывание.

Я хочу вам предложить использовать в этом виде деятельности методику Т.А.Сидорчук, основанной на использовании адаптированных методов развития воображения и элементов теории решения изобретательских задач автор предполагает: «Если работать в системе по методике Т.А.Сидорчук, то можно добиться следующих результатов: творческих рассказы детей будут разнообразнее, интереснее по содержанию, полнее, так как они научатся использовать в речи синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, «входить» в изображенную картину и передавать воспринимаемое через различные органы чувств, вживаться в образ.

Методика же Т.А.Сидорчук предлагает нам использовать интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию ( или тему) задачи, и по развитию речи, и формированию элементарных математических представлений, и изобразительной деятельности.

При таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи.

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решимой, если педагог при предъявлении любой новой картины, в свой комплекс целенаправленного воздействия включает отработку мыслительных операций по анализу картины, как целостной системы, так и отдельно взятого объекта на ней.

Модель работы с картиной как целостной системы:

  1. Выделение объекта, изображенного на картине;
  2. Установление различного уровня взаимосвязи между объектами;
  3. Предоставление объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами;
  4. Описание изображенного средствами символической аналогии;
  5. Представление объектов в рамках времени и существования;
  6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

Сложность организации и проведение такой работы с детьми в том, что у них не сформированы классификационные и системные мнения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым объектом, изображенным на этой картине. Основные операции анализа объекта :

– выбор основной (возможной ) функции объекта ;

– перечисление составляющих объектов по «принципу» матрешки;

– обозначение сети взаимосвязи одного объекта с изображенным на картине;

– представление временной оси этого объекта.

Представленная модель может служить основной для построения педагогических технологий при обучении детей описанию пейзажной или предметной картины. Перспективен данный подход при анализе литературных произведений любого жанра, если педагог ставит своей целью развитие творческих способностей ребенка.

По этой методике, мы работаем много лет и получаем положительные отзывы от учителей начальных классов, так как дети составляют полные, интересные, разнообразные рассказы. Ребята более разговорчивы. Они откровенно высказывают свои мысли, описывают чувства, которые их переполняют, когда дети смотрят на картину. Активный словарь детей пополнился новыми словами, в повседневной речи часто слышатся слова, которые были в пассивном словаре.

Занятия по творческому рассказыванию проводятся на должном уровне, с высоким развивающим эффектом. На занятиях дети активны, смело высказывают своё отношение к различным объектам. Часто включают в рассказы синонимы, антонимы, сравнения – этим распространяя предложения. Каждую новую картину обыгрывают по – новому, замечая незначительные объекты.

Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине».

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приемы:

Вопросы (проблемные вопросы)

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».

– Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Мастер-класс Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине

Игровые приемы при обучении

творческому рассказу по картине

Цель: повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    Познакомить с игровыми приемами при обучении творческому рассказу по картине; Поделиться опытом работы по обучению творческому рассказыванию по картине.

Картина, белые листы бумаги, фломастеры, картинки-анализаторы

Ход мастер – класса:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине.

Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Дети и педагоги не любят такие занятия, но научить детей составлять рассказ по картине нужно. И для того, чтобы занятие проходило интересно, творчески предлагается вводить различные игры с картиной, такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

У нас в гостях картина. Посмотрите на нее. Сегодня она будет участвовать в наших играх. Давайте придумаем ей название. (Придумываем название картины)

1 этап: “Определение состава картины”.

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

Для побуждения слушателей к выделению и называнию объектов на картине используется прием “Подзорная труба”.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы “Аукцион”, “Охота за подробностями”, “Кто самый внимательный” и др.

Дидактическая игра «Фотографирование».

А теперь, я предлагаю немного пофантазировать. Представьте, что у вас в руках фотоаппараты. Возьмите свой фотоаппарат, настройте свои объективы, внимательно рассмотрите картину выберите только один предмет и сфотографируйте его.

Участники называют предметы. (Предполагаемые ответы: Девочка, мальчик в синей куртке, девочка в розовой куртке, дерево, птицы, озеро, небо, снег, кормушка и др.).

Как много разных предметов мы с Вами назвали, предлагаю вам самим проявить свои фотографии. У вас на столах есть листы бумаги и фломастеры (каждый схематично изображает свой кадр). Для детей это может быть предварительная работа (рисунки по картине).

2 этап “Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить.

Игры, которые помогают устанавливать связь между предметами и объектами на картине: «Кто с кем дружит?», «Соединяем, украшаем», «Волшебные схемы»

Дидактическая игра «Кто с кем дружит».

Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем их объединить.

(Соединяем на доске два рисунка – схемы и объясняем почему).

Я соединяю дерево и кустарник, потому что это растения.

3 этап “Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств”

Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Игры, которые развивают умение описывать картину через различные анализаторы (органы чувств): «Вхождение в картину», «Я чувствую руками», «На ощупь», «Я слышу звуки», «Запахи», «Горячее сердце», «Волшебник».

Вхождение в картину

А сейчас я предлагаю вам войти в картину. Давайте, встанем в круг возьмемся за руки, закроем глаза и представим, что мы перенеслись в нашу картину:

Раз, два, три в картину войди…

А сейчас нам будут помогать волшебные картинки:

Какие звуки вы услышали? (Ответы участников)

Понюхайте воздух, какой он? (Ответы участников)

Какими на ощупь Вам кажутся предметы? (Например, снег)

Что вы почувствовали?

Опять возьмемся за руки и вернемся на занятие.

Раз, два, три. В детский сад верни…

Садимся на места.

4 этап “Составление рассказов-фантазий”

Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.

Игры, которые учат проецировать картину в двухмерном пространстве:

«Живая картина», «Я – режиссер», «Раз, два, три…картина оживи», «Кто я на картине?»

Дидактическая игра «Оживи картину» (Ориентация в двухмерном пространстве)

А сейчас предлагаю вам оживить нашу картину. Расскажите, кто вы на картине и найдите свое место.

(Выстраиваем картину на ковре)

Я – девочка Маша, в розовой куртке, сижу на корточках и смотрю как мальчик кормит птиц.

Участники проецируют картину на ковре.

«Раз, два, три картина оживи!»

Вот какая интересная, живая картина у нас получилась! Мы с Вами отличные актеры!

этап «Путешествие во времени».

Логопед предлагает детям придумать, пофантазировать и рассказать, что будет дальше.

Игры, развивающие творческую, речевую и мыслительную деятельность детей: «Что будет дальше?», «Фантазия», «Будущее», «Прекрасное далеко».

Составление рассказа по картине

Вызываю одного ребенка. Предлагаю составить рассказ по картине.

(Напоминаю, чтобы ребенок использовал в своем рассказе то, о чем мы говорили при рассматривании картины и использовали в играх.)

Другой ребенок может попробовать закончить рассказ тем, что будет потом..

В результате занятия с применением ТРИЗ у детей:

*Снимается чувство скованности;

*Развивается воображение, речевая и общая инициатива;

*Повышается уровень познавательных способностей, что помогает преодолевать застенчивость.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Таким образом, проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, при предъявлении любой новой картины, в свой комплекс целенаправленного воздействия включает отработку мыслительных операций по анализу картины, как целостной системы, так и отдельно взятого объекта на ней.

Сегодня, мы с вами познакомились поближе с нашей картиной и играли с ней. Скажите, что мы учились делать?

(Учились рассматривать картину, составлять красивые предложения и обыгрывать предметы на картине)

Виды и приемы рассказывания в детском саду

Автор: Исламова Гузель Камеловна

Виды и приемы рассказывания в детском саду

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды :

Рассказывание по картине.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения – учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это – подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Рассказывание из личного опыта

Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.

Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.

Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности.

Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Совместное рассказывание . Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; « Незнайка просит научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Составлено основываясь на материале:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика – Синтез, 1999г.

2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.- М.: Просвещение, 1983г.

3.Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года .СПб.: Детство – Пресс, 2001г.

4.Ткаченко С.Н. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда.- М.: Владос, 2006г.

5.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТВ. Центр, 2001г.

6.Любина Т. Как учить стихи… играючи / Дошкольное воспитание. № 1 – 2001г.

7.Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.Кн.1. Младшая и средняя группы.- М. : Школьная Пресса,2004г.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» – картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.

В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе – беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на. (коврике). У нее маленькие. (котята). Один… (котенок)» и т.д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.

Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку – описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Следующий этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) – возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» /

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование – большая самостоятельность в рассказах по картинам.

В старшей группе рекомендуются такие картины, как «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др. Детей обучают следующим типам высказываний:

· описанию и сравнению предметных картин;

· описанию сюжетных картин;

· повествованию по серии сюжетных картин.

Занятие начинается с рассматривания или повторного просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Например, план в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.

Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии : на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета; дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).

Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя – давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рекомендуются картины И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина и др.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т.д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10423 – | 7681 – или читать все.

Творческое рассказывание по картине.Экскурсия в картинную галерею с использованием ТРИЗ технологии

составление рассказа по картине с использованием ТРИЗ технологии.разгадывание кроссворда

Просмотр содержимого документа
«Творческое рассказывание по картине.Экскурсия в картинную галерею с использованием ТРИЗ технологии»

Образовательная область: «Коммуникация».

Раздел: «Развитие речи».

Тема занятия: творческое рассказывание по картине.

Сюжет: «Экскурсия в картинную галерею».

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картине

Задачи: умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; умение составлять развёрнутый последовательный рассказ по картине; развитие грамстроя речи через согласование слов в предложении;

упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, составлять метафоры; умение составлять кроссворды и загадки с опорой на алгоритм; развитие внимания, памяти; воспитание умения внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.

Оборудование: картина «Осень в городе»; алгоритмы к составлению загадок; листы с заданием для 3 уровня, карандаши; кроссворд «осень», чёрный маркер, символические обозначения к кроссворду; волшебная палочка, большие часы.

Словарь: моросит (дождь), багряные, лиловые листья, пёстрый ковёр,

обнажаются (деревья), надвигается (вечер).

осень – күз, дерево – ағаш, дом – үй, листок – жапырақ, небо – аспан.

1 Круг радости «Доброе утро!».

2 Игра «Скрытая картина».

3 Составление кроссворда и загадок.

Упражнение «Подзорная труба».

4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы»

5 «Вхождение в картину».

Упражнение «Каим может быть? Что делает?»

6 Составление рассказа по картине.

Мозговой штурм «Почему грустит осеннее небо?».

– Доброе утро! — птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встали с постели.

(показывают, как просыпаются, потягиваются)

Солнце вошло и идет по делам!

(разводят в стороны руки)

– Доброе утро, люди, всем вам!

(машут руками друг другу)

Повторяют слова и движения.

2 Игра «Скрытая картина».

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галарею. Что такое картинная галерея? (Это выставка картин). По одной из них мы составим рассказ . заходят в «выставочный зал», рассматривают карины.

А вот по этой картине должны были составить описательный рассказ. (Показывает картину. Дети видят только ¼ часть картины , на которой видно только небо, макушки деревьев, остальное всё белое.)

Как же мы теперь будем работать? Зима торопится прийти и закрыла почти всю картину своим белым снежным покрывалом. А вы можете догадаться, что нарисовано на картине? (Воспитатель убирает ¼ часть белого с картины и находит задания Зимы. «Я открою вам картину, если вы составите кроссворд и сочините загадки.»)

Ну, что, ребята, согласимся с условиями Зимы? (открывает всю картину)

Какое время года изобтажено? (Осень)

Вот почему Зима нам мешает, она хочет, круглый год одна властвовать.

3 Составление кроссворда и загадок.

Что ж, приступим к выполнению заданий. (2 ур: детям воспитатель даёт карточки с алгоритмом для составления загадок о деревьях и листьях. 3 ур: задание без опоры на алгоритм составить загадки о дожде и ветре. По аналогии с синквейном.)

1 ур: С остальными составляют кроссворд. За основу взяли слово «осень».)

Ребята, предлагаю вам отгадать загадку. Отгадку мы возьмём за ключевое слово в кроссворде.

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

Ребята, я предлагаю вам составитиь кроссворд с этим словом для ребят второй подгруппы.

Упражнение «Подзорная труба»

А чтобы составить кроссворд, вооружитесь подзорными трубами, выделите все объекты на кртине. Из них назовите те, в которых есть буквы «о», «с», «е», «н».

(Дети называют слова н-р: дом, лист, дерево, небо.)

Теперь их нужно зашифровать. Что такое дом? (Здание, в котором живут люди.)

Помещаем это слово под цифрой 1.

Что такое листва? (Манетки, растущие на дереве. Или один из органов дерева.).

Что такое дерево? (Высокое растение с твёрдым стволом ).

Что такое небо? (Голубое пространство над землёй).

Теперь пора услышать загадки.

Примерные варианты загадок:

О листьях: Бывают зелёными, как лягушка, бывают жёлтыми, как солнце, бывают красными, как помидор. Бывают круглые, как монетки. Осенью летят, падают на землю и исчезают.

О дереве: Стоит на одной ноге, но не гриб. Летом носит зелёное платье, осенью жёлтое и красное надевает. К зиме совсем раздевается. Его любят птицы.

О ветре: Он и сильный, он и лёгкий. Бывает шквалистый, порывистый, холодный и тёплый. Он деревья качает, с них листья срывает. Воет, но не волк. Дует, но не вентилятор.

О дожде: Он бывает моросящий и сильный. Он идёт, но не человек. Поливает, но не садовник. Капает, но не слёзы. После него бывает радуга.

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями Зимы справились. Больше она не заметёт нашу картину.

4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы».

Покажите дерево, обдуваемое лёгким ветерком. Дерево на сильном ветру. Как опадают листья с деревьев. Как сыплются листья на сильном ветру. Как кружатся листья на ветру в пёстром хороводе. Как моросит мелкий дождик. Как идёт сильный дождь. Покажите увядший цветок, который полил дождь. Как ведут себя люди, попавшие под дождь.

5 «Вхождение в картину».

– Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Зима оставила волшебную палочку, она нам поможет. Повторяйте вместе со мной слова волшебного заклинания: «Вокруг себя ты обернись и в картине очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой)

– Представьте, что это вы идёте по аллее под зонтом, что вы ощущаете? Расскажите, что вы слышите, чувствуете. (Показывает картинку с изображением волшебников Ухо, Рука (лицо), Нос, Глаз)

Варианты ответов детей:

– Я слышу, как свистит ветер. – Как сказать по-другому? = Слышится песенка ветра.

– Я слышу, как стучит дождь. – Как сказать по-другому? = Частый дождь барабанит по крышам домов.

– Я слышу как шелестят листья на ветру. – Уточните, какие листья? = Мокрые, разноцветные листья шелестят на ветру, срываются с веток и падают на землю.

– Я вижу, что идёт дождь. – Как вы догадались, что идёт дождь? (Потому, что асфальт блестит, человек идёт под зонтом.)

– Я вижу, как ветер качает ветки деревьев. – Уточните, какой ветер, какие ветки деревьев? = Лёгкий ветерок покачивает тонкие ветки деревьев.

– Я чувствую, как дождик капает на моё лицо.

– Я вдыхаю прохладный, свежий воздух. И др.

– Пора вернуться в группу. Повторяйте волшебные слова. «Вокруг себя ты обернись и в группе очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой).

Упражнение «Каким может быть? Что делает?»

Чтобы рассказ получился красивым, необходимо знать какими могут быть и что могут детать предметыи природные явления, изображённые на картине. В этом нам помогут другие картины из галереи. Посмотрите на них, сравните природные явления, изображённые на них и скажите:

Каким модет быть дождь? (Холодным, тёплым, моросящим, проливным. Барабанит, стучит, льёт, поливает,хлещет.)

Каким может быть ветер? (Порывистый, сильный, лёгкий, тёплый, холодный. Дует, воет, завывает, свистит, рвёт, срывает, качает, обдувает.)

Какими могут быть деревья? (Тонкие,стройные, высокие, гибкие. Стоят, покачиваются, обнажаются, засыпают.)

Какими могут быть листья? (Золотые, лиловые, багряные, мокрые, резные. Шелестят, шуршат, срываются, летят, кружатся.)

Каким может быть воздух? (Прзрачный, чистый, свежий, бодрящий, сырой.)

Каким может быть город? (Мокрый, задумчивый, оживлённый, спящий. Дремлет, засыпает.)

6 Составление рассказа по картине.

– Нам на помошь пришли наши друзья часы, которые, напоминают о том, что как и стрелки часов идут по кругу, так и мы будем составлять свой рассказ последовательно, двигаясь по картине по часовой стрелке. Не забывайте о правиле, что каждый рассказ имеет начало и концовку. В составлении красивого рассказа нам помогут метафоры.

– Какое время года наступило? Где происходят события?

(В городе наступила осень.) Воспитатель крепит над часами условное обозначение.

Тёмное небо – папа хмурый (сердитый) = небо хмурое.

Воздух прохладный – стекло прозрачное = воздух прохладный, прозрачный.

Идёт дождь – блестят серебряные нити = блестят серебряные нити дождя.

Из туч идёт дождь – Девочка льёт слёзы (плачет) = тучи льют слёзы.

Осеннее небо – мальчик грустит = грустит осеннее небо.

Мозговой штурм «Почему может грустить осеннее небо?»

Потому что закончилось лето.

Дует ветер – мальчик срывает листья с деревьев = Ветер срывает листья с деревьев.

Разноцветные листья ложатся на землю – Мама купила пёстрый ковёр. = Листья ложатся на землю пёстрым ковром.

Деревья стоят голые. – Принцесса снимает своё пышное платье. = Деревья снимают свои пышные платья.

Как называется такое природное явление? (листопад)

Натупает вечер в городе = мальчик засыпает, лист мокрый = Наступает вечер в, засыпающем мокром, городе.

О чём рассказывает нам картина? Как мы назовём рассказ?

– Ребята, у нас получился замечательный, очень красивый рассказ об осени. На следующем занятии мы будем его рассказывать по памяти, а сегодня наша экскурсия в картинную галерею подошла к концу.

Что нового узнали сегодня?

Что особенно запомнилось, понравилось?

Что было легко, а что вызывало затруднения?

Читайте также:  Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ
Ссылка на основную публикацию