Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок Сутеева

Творческий проект в средней группе «Мир сказок В. Сутеева»

Ирина Курдюкова
Творческий проект в средней группе «Мир сказок В. Сутеева»

МБДОУ детский сад комбинированного вида №15.

Творческий проект в средней группе №11.

«Мир сказок В. Сутеева».

Проект:

Краткосрочный, групповой, творческий.

Внедрение в работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

– игры в кукольный театр;

Задачи проекта:

• Способствовать развитию коммуникативных способностей детей.

• Совершенствовать лексико-грамматический строй речи,

• Формировать выразительную речь детей (изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи);

• Развивать познавательные способности;

• Развивать творческое воображение и мышление;

• Развивать мелкую моторику;

• Формировать положительно эмоциональное настроение детей к театрализованным играм.

Формы и средства работы со сказкой:

• Выразительное чтение педагога.

• Образное рассказывание.

• Организованные ролевые игры.

• Драматизация сказок.

Организация работы по проекту:

• Беседа «Кто такой Владимир Сутеев, что он написал».

• Рассматривание иллюстраций Сутеева.

• Чтение сказок Сутеева: Яблоко; Палка – выручалка ; Под грибом; Раз, два, дружно; Теремок; Разные колеса.

• Просмотр мультипликационных фильмов.

• Изображение в изо деятельности героев сказок.

• Беседа с детьми «Что такое театр? Какой бывает театр?».

• Беседа – рассуждение «Что такое сказки

• Сюжетно – ролевая игра «Мы играем в театр».

• Работа с родителями, анкетирование.

1. Наглядная информация для родителей «Домашний кукольный театр».

2. Беседа с родителями над вопросами: Что такое театр, Какой бывает театр? Что должно быть в театре? Как можно поиграть дома в театр?

3. Посоветовать родителям, посетить кукольный театр вместе с детьми.

Беседа «Кто такой Владимир Сутеев, что он написал».

Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник и писатель, кинорежиссер и сценарист. Начинал он как художник-мультипликатор.

В. Г. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а так же собственные произведения.

Сказки В. Г. Сутеев сочинил сам. Он написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей.

Искусство В. Г. Сутеева обращено к самым маленьким читателям-зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке.

Конспект занятия по сказке В. Сутеева «Под грибом».

• продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказки;

• продолжать учить передавать интонацией и голосом характеры персонажей;

• Совершенствовать лексико – грамматический строй речи с помощью слов: Муравей (муравьишко, Воробей (воробьишко, Мышь (мышка, Заяц (зайчик, зайчишка, Лиса (лисичка, лисонька, Гриб (грибок, грибочек)

• подвести к пониманию образного содержания пословицы «в тесноте да не в обиде»;

• развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: элементы декорации к сказке «Под грибом», маски-шапочки персонажей;

Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом», знакомство с пословицами о дружбе.

Беседа по сказке:

– Ребята, кто главные действующие лица сказки? (Муравей, бабочка, мышка, заяц, воробей, лиса, лягушка).

– Вспомните, с чего начинается сказка? Что случилось с муравьем? (Муравей попал под сильный дождь.)

– Кто попросился к муравью под грибок? (Бабочка, мышка, воробей, заяц)

– Что произошло с зайцем? (За зайцем гналась лиса)

– Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба? (Сначала ему одному было мало места, а теперь всем место нашлось.)

– Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось? (Пока шел дождь, гриб вырос.)

– Что помогло героям сказки? (Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.)

Дети берутся за руки и за педагогом идут «змейкой» между расположенными в группе деревьями.

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем.

Может быть, в лесу осеннем

Мы грибочек вдруг найдем.

Дети находят под деревом гриб и игрушки.

– Ребята, из какой сказки эти герои? Кто автор этой сказки?

Ответы детей («Под грибом». В. Сутеев)

Пальчиковая гимнастика «Под грибом».

Дождь идет сильней, сильней. (кончики пальцев стучат по столу)

Под грибок встал муравей. (поставить под ладошку указательный палец другой руки)

Место бабочке нашлось, (взмах ладошек в стороны)

Потесниться лишь пришлось. (два пальца под ладошку)

Мышь к грибочку подбежала, (пальчики бегут по ногам вниз)

Рядышком с друзьями встала. (три пальца под ладошку)

Воробьишко весь промок, (скрестить руки, постучать ладонями по плечам)

Тоже встал он под грибок. (поставить под ладошку четыре пальца)

Зайку от лисы спасали — («ушки» из указательного и среднего пальцев)

Далеко ее прогнали.

Как под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку)

Все нашли хороший дом? (пожать плечами, руки над головой «домиком»)

Лексико–грамматические задания «Назови ласково героев сказки».

Заяц (зайчик, зайчишка)

Лиса (лисичка, лисонька)

Гриб (грибок, грибочек)

Ну-ка, зайки, выходите,

Лапки, спину разомните:

Лапки выше поднимите

И на солнце посмотрите;

До чего ж капризна кошка

Рассердилась вдруг немножко;

Спину выгнула дугой

И шипит на нас с тобой!

На дорожку ежик сел –

Отдохнуть он захотел:

Гляньте, скачут друг за дружкой

Зайчик серый и лягушка.

Стал еж стопы разминать,

С них должны пример мы взять,

Их туда- сюда качать!

С ними вместе поскакать

– Сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».

Дети надевают шапочки–маски и выполняют задание.

• Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). (Как себя чувствовал муравей во время дождя) Добежал муравей до грибочка и … (спрятался).

• Ползет к грибу мокрая… (бабочка).

• Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем … (течет).

• Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).

• Спрячьте, — кричит (заяц, спасите, за мной лиса … (гонится!

• Зайца не видали? А не тут ли он … (прячется?

• Эх вы, а гриб то под дождём … (вырос).

– Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке.

В тесноте, да не обиде.

Вместе тесно, а врозь скучно.

– Что помогло героям сказки?

– Как вы думаете, чему мы научились на занятии?

«Оркестр своими руками». Творческий проект в средней группе ДОУ Автор – Кошутина Надежда Владимировна – музыкальный руководитель МБОУ «СШ № 3г. Вельска, СП «Детский сад № 61 «Родничок» Вид проекта: творческий.

«Этот день Победы». Творческий проект в средней группе “Этот день победы” Творческий проект в средней группе детского сада Составила проект: Грузинова Т. И. воспитатель МБДОУ ЦРР дс “Золотой.

«Осенний сон». Итоговое мероприятие в средней группе по сказке Сутеева «Кто сказал «мяу»?» «Осенний сон» В украшенный зал под музыку заходят дети. Встают в рассыпную по залу. Вместе с ними встает воспитатель №1 (в роли ведущего).

Конспект НОД по ФЭМП «По страницам сказок Сутеева» в подготовительной группе Конспект занятия по РЭМП в подготовительной группе. Тема «По страницам сказок Сутеева» Задачи: 1. Закреплять умение изображать предметы.

Краткосрочный творческий проект в средней группе «Мама» (фотоотчет) Мама- это хранительница семьи. Именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком младшего дошкольного.

Краткосрочный творческий проект в средней группе «Только мама — одна на свете!» Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев на ветвях! Только солнце – одно на свете.

Познавательно-творческий проект в средней группе детского сада «Перелетные птицы» Познавательный проект в средней группе «Перелетные птицы» Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный Автор: воспитатель 1 кв.

Проект «Мир сказок Владимира Сутеева» (средняя группа) Паспорт проекта Название проекта: «Мир сказок Владимира Сутеева» Тип проекта: информационный, творческий, групповой, комплексный. Участники.

Проект в средней группе ДОУ «По дорогам сказок» Познавательно – творческий проект «По дорогам сказок» Паспорт творческого проекта «По дорогам сказок» для детей средней группы детского.

Творческий проект в старшей компенсирующей группе для детей с ОНР на материале русских народных сказок Цель: Внедрение в логопедическую работу театрализованной игры, как средства всесторон-него развития речи детей. Участники проекта: Дети,.

Проект для средней группы «Мир сказок Сутеева»

Елена Тарасова
Проект для средней группы «Мир сказок Сутеева»

Проект для детей средней группы «Мир сказок В. Сутеева»

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели.

Тип проекта: познавательно-творческий

Цель проекта: познакомить детей со сказками В. Сутеева

Задачи проекта:

ОО «Познавательное развитие»

-Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует.

ОО «Речевое развитие»

– Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

– Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

– Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании передавать воспринятые графические образы животных.

ОО «Физическое развитие»

– Развивать мелкую моторику

1. Дети должны знать произведения писателя Сутеева.

2. Уметь анализировать явление, событие, поступки героев, воспроизводить содержание знакомых произведений.

Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация формирует у детей эстетический вкус, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект, развивающий устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру. Знакомство с творчеством В. Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.

Читайте также:  70 упражнений для развития мелкой моторики

Формы и методы работы

Совместная творческая деятельность;

Чтение детской литературы;

Беседы, пересказ и обсуждение сказок;

Рассматривание картин, иллюстраций;

Выставка детских работ; Игровая деятельность.

Беседы и консультации по проекту;

Виды детской деятельности

• Восприятие художественной литературы

Этапы работы по проекту

Определение темы проекта.

•Изучение литературы по теме

•Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

•Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

•Организация книжной выставки по сказкам В. Сутеева

•беседа «Кто такой сказочник Владимир Сутеев».

•Консультация для родителей «Читаем сказки Владимира Сутеева»

1. «Доскажи словечко»,

2. «Собери сказку»,

4. «Найди части картинки»;

ОО «Речевое развитие»

1. Занятие по сказке В. Сутеева «Под грибом»

2. Занятие-игра по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»

3. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

4. Чтение сказок В. Сутеева «Про кляксу», «Про бегемота, который боялся прививок», «Дядя Миша», «Кто сказал мяу, «Палочка-выручалочка» и другие

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

1. Лепка «Яблоко для ежика» по сказке В. Сутеева «Яблоко»

2. ИЗО (лепка) по сказке В. Сутеева «Под грибом».

3. Раскраски по сказкам В. Сутеева

Занятие «Домик для капризной кошки» по сказке В. Сутева «Капризная кошка»

ОО «Познавательное развитие»

Занятие по окружающему миру «Дары осени в сказке В. Сутеева «Дядя Миша»

• Выставка рисунков «Герои любимых сказок В. Сутеева». Рисунки, выполненные детьми.

•Выставка книжек-малышек по сказкам В. Сутеева, выполненных совместно детьми и родителями.

Викторина «Путешествие в мир сказок» для детей подготовительной группы Досуг для детей подготовительной к школе группы. Викторина «Путешествие в мир сказок»Цель:Создание условий для развития познавательных интересов,.

Фотоотчет о тематической неделе «Волшебный мир сказок Владимира Сутеева» Уважаемые коллеги!5 июля книголюбы отметили 115-летие со дня рождения замечательного писателя, художника-иллюстратора и мультипликатора.

Литературный досуг для средней группы по сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?» Литературный досуг по сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?» Цель: 1. Познакомить детей с новой сказкой писателя, 2. Расширять представление.

ООД по театрализованной деятельности для детей средней группы по сказке В. Сутеева «Под грибом» Цель. Формировать умение детей драматизировать простейшую сказку. Задачи: Обучающие: формировать умение передавать различные состояния и.

Планирование тематической недели «Волшебный мир сказок Владимира Сутеева» к 115-летию со дня рождения писателя Тема недели:”Волшебный мир сказок Владимира Сутеева”. Цель: развитие у дошкольников интереса к детской художественной литературе. Задачи:.

Проект по экологии для детей средней группы «Путешествие в мир насекомых» Проект по экологии для детей средней группы “Путешествие в мир насекомых”. Актуальность проекта: Проблема экологического воспитания дошкольника.

Проект «Волшебный мир бумаги» для детей средней группы Педагогический проект “Волшебный мир бумаги” ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Продолжительность проекта 4 недели. Тип проекта краткосрочный,.

Творческий проект в старшей группе для детей с ОНР «Волшебный мир сказок В. Г. Сутеева» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение №4 «Катюша» Творческий проект в старшей группе для детей с ОНР «Волшебный.

Экологический проект для детей средней группы «Сделаем мир краше» 1. Аннотация проекта Тип проекта: познавательный. Вид проекта: исследовательский. Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, муз.

Экологический проект для дошкольников средней группы «Мир насекомых» Экологический проект для дошкольников средней группы «Мир насекомых» Составитель: воспитатель Н. А. Нестеренко Актуальность темы: Экологическое.

Творческий проект в средней группе «В мире сказок В.Г. Сутеева»

Делая этот проект, мы ставили перед собой цели :вызвать интерес детей к творчеству советского художника, писателя, кинорежиссера и сценариста В.Г. Сутеева; формировать основы читательской самостоятельности(умение называть произведение,фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему); воспитывать дружеские взаимоотношения и творческие способности

Творческий проект в средней группе «В мире сказок В.Г. Сутеева»

Название проекта: «В мире сказок Владимира Сутеева»

Тип проекта: информационный, творческий, групповой, комплексный.

Разработчики проекта: Акимова Т.Н., Чебан Т.Э.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители (приняли участие десять семей)

Срок реализации проекта: с 09.01.2018-21.01.2018 г.

Вид проекта: краткосрочный

Предполагаемые продукты проекта:

-выставка книг «Мир сказок «Владимира Сутеева»;

-выставка детских рисунков по сказкам В. Сутеева;

– выставка серии детских картин с использованием техники оригами по сказке «Утенок и цыпленок»;

-кукольный театр по произведению В. Сутеева (драматизация сказки «Под грибом»);

– макеты сцен из сказок В. Сутеева, изготовленные детьми совместно с родителями («Под грибом», «Утенок и цыпленок», «Яблоко», «Мешок яблок», «Три котенка», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Ёлка»);

Актуальность

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник и писатель, кинорежиссёр и сценарист.

Наше время зачастую называют сухим, чёрствым и бездушным. Но ведь самые добрые начала формируются с пелёнок. С первой книжкой, с первой картинкой, с первой улыбкой.

Сказки, которые В.Г.Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: всё, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий запоминающийся образ.

Вырос ли хоть один малыш без картинок В.Сутеева? Небо там голубое, трава зелёная, цыплёнок жёлтый, котята белые, чёрные, серые, а персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие.

Художник хотел, чтобы ребёнок рос среди шуток и веселья, «тогда и трудиться будет легче».

«Чем больше улыбок, тем больше пользы», – говорил себе В.Г.Сутеев, сочиняя очередной сюжет. Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации.

Искусство В.Г.Сутеева обращено самым маленьким читателям- зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремлённо, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты. И он будет актуален всегда.

Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан этот проект, развивающий устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства.

Цель проекта:

познакомить детей средней группы с творчеством советского художника, писателя, кинорежиссёра и сценариста В.Г. Сутеева;

-формирование у детей познавательных интересов и стремление к преобразовательной деятельности.

Задачи проекта:

– вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует;

– формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании, аппликации передавать воспринятые графические образы животных.

– Формировать основы читательской самостоятельности – умение называть произведение (фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему);

– развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения;

– совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение;

– пробудить у детей желание экспериментировать с бумагой (передавать знакомые образы посредством использования техники оригами);

– проявлять фантазию в изготовлении макетов и поделок по сказкам В.Сутеева.

– воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.

– воспитывать нравственные качества, через анализ содержания произведений В.Сутеева;

– воспитывать умение работать в коллективе (при постановке кукольного театра, при изготовлении коллективных аппликаций).

Этапы реализации проекта

I Этап: подготовительный

Цель: Постановка мотивации по ознакомлению с творчеством Владимира Сутеева:

– постановка цели, задач;

– обсуждение проекта с родителями, консультация: «Кто такой В.Сутеев?»;

– сбор информации, литературы, дополнительного материала;

– составление перспективного плана работы;

тематическое оформление книжного уголка групповой комнаты;

– выбор произведений В.Г. Сутеева для знакомства с ними детей;

– подбор иллюстративного материала к сказкам В.Г. Сутеева;

2 Этап: Основной

Цель: формирование интереса детей к обобщенному образу писателя-иллюстратора (через знакомство с творчеством В. Сутеева); воспитание активного отношения к творческой деятельности писателя и художника, желание узнать новое.

Непосредственная образовательная деятельность:

  1. Беседа: «Детский писатель-художник Владимир Сутеев
  2. Сказка В.Сутеева «Под грибом» (интегрированная ОД)
  3. Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом»( кукольный театр)

  1. Чтение сказок В. Сутеева «Кораблик», «Три котенка», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Утенок и цыпленок», «Кто сказал мяу?», «Палочка –выручалочка», «Мешок яблок».
  2. Пересказ сказок: «Три котенка», «Кораблик», «Кто сказал мяу?»
  3. Рисование по сказке В.Сутеева «Герои из сказки «Цыпленок и утенок» (гуашь)
  4. Коллективное рисование по сказке В.Сутеева «Капризная кошка» (цветные карандаши)

  1. Изготовление фигурок цыпленка и утенка, рыбок, червяка из бумаги в технике оригами (для последующей коллективной аппликации)

9.Коллективная аппликация по сказке В.Сутеева «Цыпленок и утенок» (серия коллажей)

Вне образовательной деятельности:

  1. Просмотр мультфильмов: «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», « Снеговик-почтовик»
  2. Раскраска по сказке В.Сутеева «Под грибом»
  3. Беседа по сказке В.Сутеева « Палочка-выручалочка» (с опорой на поделку из фланели по сюжету сказки)

4. Изготовление макетов и поделок по сказкам В.Сутеева детьми совместно с родителями.

5. Совместное обсуждение макетов сказок в группе.

  1. «Доскажи словечко»
  2. Викторина: «Из какой сказки отрывок?»
  3. Загадки по сказкам В.Сутеева
  4. Пальчиковая гимнастика «Под грибком»

3 Этап: заключительный

Цель: Обобщение знаний детей о В.Г.Сутееве, формирование устойчивого познавательного интереса к книге

– выставка рисунков по произведениям В.Сутеева;

-выставка макетов и поделок по сказкам В.Сутеева ( совместное творчество родителей и детей);

-выставка книг «Мир сказок Владимира Сутеева»

Результат проекта:

Дети знают произведения писателя В.Г.Сутеева, умеют анализировать явления, события, поступки героев, аргументировано их оценивать, воспроизводить содержание знакомых произведений, пользоваться средствами художественной выразительности, передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности; умеют определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки. Приобретены навыки бережного, созидательного отношения к книгам. Владимир Сутеев был раскрыт для детей как талантливейший человек, который жил и создавал иллюстрированные книги для детей. Нельзя, чтобы он и его творчество было забыто.

Анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности

позволил сделать следующие выводы:

-Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

Читайте также:  Домашнее задание логопеда на тему 'Весна в природе'

-Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к книгам.

– Участие в совместной творческой деятельности по изготовлению макетов и поделок позволило сблизить детей и их родителей.

Проект в средней группе детского сада “Домашние любимцы” по сказкам Сутеева

Тип проекта. Творческий, информационный.
Продолжительность. Краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта. Дети среднего и старшего возраста группы «Лучики», воспитатели, родители.
Актуальность. При беседе с детьми выяснилось, что родители уделяют мало времени чтению дома, не все имеют домашнюю библиотеку, большинство родителей не знакомят детей с детскими писателями и с русскими мультфильмами своего детства. Поэтому было решено к каждой тематической неделе приурочить знакомство с творчеством поэтов, писателей и мультипликаторов.
Цель проекта:
Систематизировать представления детей среднего и старшего возрастов о домашних животных.
Задачи проекта.
1. Формировать представление детей о Владимире Григорьевиче Сутееве как о детском писателе, художнике – мультипликаторе и режиссере .
2. Познакомить детей с авторскими сказками и иллюстрациями к ним.
3. Способствовать речевому развитию, активизации словаря и звукопроизношения.
4. Развивать творческое мышление и воображение в изобразительной и сочинительской деятельности.
5. Организовать сотрудничество с родителями. Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников интереса к животным и художественной литературе.

Предварительная работа. Беседы и игры по теме «Дикие животные наших лесов».
Формы работы с детьми.
1) Блок «Домашние любимцы»:
1. Обобщающая беседа «Домашние, дикие и одомашненные животные. Сравнение по моделям»

2. Дидактические, настольно – печатные, подвижные, театрализованные игры по теме.
3. Разговоры с детьми о их домашних любимцах.
4. Интервьюирование детьми старшего возраста родителей об их отношении к домашним животным.
5. Изготовление фотоальбома с рассказами о домашних любимцах.

2) Блок «Знакомство с творчеством В. Сутеева»:
1. Беседа о творчестве В. Г. Сутеева с видеопрезентацией.
2. Чтение сказок В. Сутеева.
3. Драматизация сказки “Кто сказал «Мяу»?” с детьми среднего возраста (по плану театрального кружка).
4. “Герои сказок”- выставка рисунков и поделок из пластилина.
5. Викторина по произведениям В. Сутеева с видеопрезентацией.
6. Составление описательных рассказов по иллюстрациям В. Сутеева с видеопрезентацией (дополнительная образовательная деятельность для детей старшего возраста).

Формы работы с родителями и социумом.
1. Оформление папки – передвижки “Советы для читающих родителей, или как развивать у детей интерес к чтению”.
2. Домашнее чтение сказок В. Сутеева.
3. Семейный просмотр мультфильмов по сказкам В. Сутеева .
4. Рисование любимых героев для выставки рисунков “Герои сказок В. Сутеева”.
5. Пополнение книгами В. Сутеева книжного уголка.
6. Подготовка к викторине (видеопрезентация).
7. Подготовка к драматизации сказок (изготовление масок, элементов костюмов, декораций).
8. Участие в выставке “Мой домашний любимец” (принимаются рисунки, поделки, фотографии и сам домашний любимец под присмотром хозяина)
8. Сотрудничество с библиотекой:
– Беседа с библиотекарем «Домашние любимцы в сказках В. Сутеева».
– Беседа с просмотром отрывков из мультфильмов «В. Сутеев – сценарист и режиссер»
– Беседа «В. Сутеев – иллюстратор сказок Чуковского, Маршака, Михалкова»

Предполагаемый результат.
Дети должны получить удовольствие от творчества В. Сутеева и желание заботиться о своих домашних любимцах.

Форма презентации проекта.
1. Драматизация сказки ” Кто сказал «Мяу»?” с детьми среднего возраста. Показ сказки родителям и детям старшего возраста.
2. Выставка рисунков и поделок “Герои сказок В. Сутеева» и «Мой домашний любимец».
3. Викторина по сказкам В. Г. Сутеева для детей старшего возраста.

Итоги проекта:
Систематизированы знания детей о домашних любимцах, дети стали понимать разницу между домашними, дикими и одомашненными животными. Возник интерес и желание заботиться о домашних питомцах, а у некоторых детей появилось желание завести у себя дома домашнего любимца.
Дети с удовольствием слушают сказки В. Г. Сутеева, рассказывают по иллюстрациям, рисуют сами героев сказок и изображают их в театральных этюдах и драматизациях.
В связи с повышенным интересом детей к творчеству В. Г. Сутеева, решено продолжить знакомство не только с мультфильмами и сказками В. Г. Сутеева, но и со сказками, которые он иллюстрировал.

Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок Сутеева

Изюмова Людмила Вячеславовна , воспитатель
Москва

Формирование у детей познавательных интересов и стремление к преобразовательной деятельности через знакомство с творчеством В. Сутеева

Проект «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева»

Название проекта: «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева»

Тип проекта: информационный, творческий, групповой, комплексный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители.

Вид проекта: краткосрочный

Предполагаемые продукты проекта:

– выставка книг «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева»

– выставка детских рисунков по сказкам В. Сутеева

– книжки-малышки по произведениям В. Сутеева (совместное творчество родителей и детей)

– разрезные картинки по сказкам В. Сутеева

Первое, на что маленький дошкольник обращает внимание при знакомстве с книгой, – это картинки. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Они учат восприятию образа, цвета, пропорции, формирует у детей эстетический вкус, ассоциативное мышление.

Приобщение детей к чтению необходимо. Книга помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению и был разработан проект. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру. Недостаточное внимание родителей и детей к книге также послужило причиной начала работы над проектом.

Знакомство с творчеством В. Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.

Цель проекта: формирование у детей познавательных интересов и стремление к преобразовательной деятельности через знакомство с творчеством В. Сутеева

1. Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует.

2. Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании передавать воспринятые графические образы животных.

3. Формировать основы читательской самостоятельности – умение называть произведение (фамилию автора, название произведения, определять жанр и тему).

1. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения.

2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение.

1. Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.

2. Воспитывать нравственные качества через анализ содержания произведений В. Сутеева.

Интеграция с другими направлениями

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы реализации проекта

I. Этап: подготовительный

Цель. Постановка мотивации по ознакомлению с творчеством Владимира Сутеева:

– постановка цели, задач;

– обсуждение проекта с родителями, консультация для родителей «Познакомьтесь: В. Сутеев!»;

– сбор информации, литературы, дополнительного материала;

– составление перспективного плана работы;

– анкетирование родителей «Ребёнок и книга»

II. Этап: основной

Цель. Формирование интереса дошкольников к обобщённому образу художника – иллюстратора (через знакомство с творчеством В. Сутеева); воспитание активного отношения к творческой деятельности художника – иллюстратора; желание узнавать новое.

1. Беседа: «Детский художник-писатель Владимир Сутеев».

2. Чтение сказки В. Сутеева «Под Грибом».

3. Пересказ сказки В. Сутеева «Три котёнка».

4. Рисование по сказке «Котенок Гав» и «Под грибом».

5. Лепка барельефная «Петушок».

1. Чтение сказок: «Про бегемота, который боялся прививок», «Дядя Миша», «Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка», «Три котенка», «Петух и Краски», «Кораблик» и др.

2. Инсценирование сказки В. Сутеева «Под Грибом».

3. Раскраска по сказке «Котенок Гав» и «Под грибом».

1. Словесная игра «Назови героев сказки ласково»:Муравей – …? (муравьишка).Воробей – …? (воробьишка).Мышь – …? (мышка).Заяц – …? (зайчик, зайчишка).Лиса – …? (лисичка, лисонька).Называем слова, противоположные по значению (антонимы):Маленький – …? (большой).Мокрый – …? (сухой).Спрятаться – …? (выглянуть).Тесно – …? (свободно).

2. Викторина «Из какой сказки отрывок?»

3. Загадки по сказкам В. Сутеева

4. Пальчиковая гимнастика «Под грибком».

III. Этап: заключительный.

Цель: Обобщение знаний детей о В. Сутееве, формирование устойчивого познавательного интереса к книге:

– выставка рисунков по произведениям В. Сутеева;

– книжки-малышки (совместное творчество родителей и детей);

– разрезные картинки по сказкам В. Сутеева;

– выставка книг «Мир сказок Владимира Сутеева»

Дети знают произведения писателя Сутеева, умеют анализировать явление, событие, поступки героев, аргументированно их оценивать, воспроизводить содержание знакомых произведений, пользоваться средствами художественной выразительности, передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности; умеют определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки. Приобретаются навыки бережного отношения к книгам. Владимир Сутеев был раскрыт для детей как талантливейший человек, который жил и создавал для детей. Нельзя, чтобы он и его творчество было забыто.

Анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:

– Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

– Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к книгам.

– Участие в проекте 23 % семей группы (в сборе информации про В. Сутеева, в подборе книг для выставки, изготовление книжек-малышек, в распечатке картинок для раскрашивания, в создании иллюстраций по сказкам)

– Участие в анкетировании 50% семей группы.

Тема анкеты «Ребенок и книга».

Цель: выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формирования эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы.

Все родители ответили «да» на вопрос «Есть ли у Вашего ребенка книжная полка?». Большинство родителей читает своему ребенку по своей инициативе, либо по просьбе ребенка ежедневно или несколько раз в день. Очень важно то, что 64% семей обсуждают прочитанное всегда, 34% – иногда, 2% – не обсуждают. Дети предпочитают следующие книги:

– сказки, стихи – 70%

– книги познавательного содержания, энциклопедии – 17%

– нет определенных предпочтений – 13%

Больше половины детей рассказывают о тех книгах, которые прочитали в детском саду!

Кроме того, все родители, участвовавшие в анкетировании, положительно ответили на вопрос о том, читают ли они сами литературу разных жанров.

Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»

Цель: выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формирования эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы.

1. Есть ли у Вашего ребенка книжная полка?

2. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто:

несколько раз в неделю

Читайте также:  Методы формирования грамматической системы словоизменения

редко, когда есть время

3. Вы читаете детям книги:

по просьбе ребенка

по своей инициативе

4. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

5. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и пр.)

6. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

литературу о природе

энциклопедии, книги познавательного содержания

нет определённых предпочтений

7. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

8. Ходите ли вы с ребёнком в библиотеку?

9. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

10. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете:

периодическую литературу (журналы, газеты)

Портрет В. Сутеева

Владимир Сутеев, его биография и сказки

Владимир Григорьевич Сутеев (5.07.1903 – 10.03.1993) был очень талантливым человеком.

Его работа художником-иллюстратором началась с журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и т.д. Он рисовал иллюстрации к детским книгам: произведениям Чуковского, Михалкова, Маршака,

Д. Родари и других писателей.

Сутеев участвовал в создании многих известных советских мультфильмов, работал в мультипликации: режиссером, режиссером-постановщиком, сценаристом, аниматором, художником, художником-постановщиком. Создал первый советский оригинальный звуковой мультфильм, внес вклад в освоение цветного кино.

Воевал. Через несколько лет после войны вышла первая книга с его собственными сказками: «Две сказки про карандаш и краски».

Другие сказки Владимира Сутеева: “Дядя Миша”, “Яблоко”, “Мешок яблок”, “Кораблик”, “Кто сказал “Мяу”?”, “Под грибом”, “Разные колёса”, “Мышонок и карандаш”, “Капризная кошка”, “Палочка-выручалочка”, “Цыплёнок и утёнок”, “Кот-рыболов”, “Петух и краски”, “Три котёнка”, “Это что за птица?”, “Терем-теремок”, “Про Бегемота, который боялся прививок”, “Мы ищем Кляксу”, “Петя и Красная Шапочка”, “Волшебный магазин” и т.д.

Его сказки добрые и поучительные, по ним было создано более 30 мультфильмов. Рисунки и мультфильмы Сутеева, как и сказки, добрые, живые, запоминающиеся. В нашей стране на них выросло уже не одно поколение.

Конкурс загадок по сказкам В. Г. Сутеева

Цель. Закрепить знания о творчестве В. Г. Сутеева, воспитывать любовь к художественной литературе, упражнять в умении отгадывать загадки.

– Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Кто из вас, ребятки, любит отгадывать загадки? (ответы детей).

Нужно сказки Сутеева знать,

Чтобы загадки мои отгадать.

Вам успехов я желаю

И загадку загадаю.

Он зимой под вьюги вой

Спит в избушке снеговой.

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Само с кулачок, красный бочок,

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко).

Над цветком порхает, пляшет,

веерком узорным машет. (Бабочка).

4. Сидит в норке,

Ест хлеба корку. (Мышка).

5. На овчарку не похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк).

6. Погляди на молодцов,

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей…

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может … (Муравей).

7. Аленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей).

8. По полю скачет,

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки? (Заяц).

9. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб).

10. Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж).

11. Летит песня, как птица,

И за сердце берет.

Едва видна певица,

Но как она поет: ква, ква, ква! (Лягушка).

В группе мы организовали мини-выставку сказок В. Сутеева. Для этого ребята принесли из дома имеющиеся книги, нарисовали вместе с родителями иллюстрации к сказкам «Под Грибом», «Петух и краски». На занятии по художественному творчеству мы сделали коллективную аппликацию «Кораблик» (по мотивам сказки В. Сутеева «Кораблик»).

Детско-родительский проект в старшей группе детского сада “Под грибом! По сказкам В. Сутеева”

Содержание
1. Структурные компоненты проекта. 3
2. Актуальность проекта. 3
3. Цель . 3
4. Задачи . 3
5. Сроки реализации проекта . 4
6. Тип проекта . 4
7. Участники проекта . 4
8. Планируемый результат . 4
9. Этапы работы над проектом. 4
10. План работы над проектом . 5
11. Формы и методы работы . 6
12. Виды детской деятельности . 6
13. Анализ результатов . 6
14. Результат . 6
15. Список литературы . 7

1. Структурные компоненты проекта
Структура проекта состоит из блоков, куда входят содержание проектной деятельности, виды деятельности, формы и методы, позволяющие решить поставленную цель и задачи.

2. Актуальность проекта
Как известно, каждый дошкольник по своей натуре — любознательный почемучка, маленький исследователь, поэтому «самое лучшее открытие то, которое делает ребенок сам». Как-то на утреннем сборе Ульяна рассказала свою новость о том, что она с мамой ходила в библиотеку и они взяли там очень интересную книгу. Которую мама каждый вечер читает ей. Некоторых детей это заинтересовало. Они стали задавать вопросы, что это библиотека, где она находится, какие там есть книги, как называется сказка которую Ульяна читала с мамой и т.д. В ходе беседы с детьми и их родителями, выяснилось что родители ни разу ни ходили с детьми в библиотеку и вообще забыли когда читали вместе со своим ребенком книги. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. В наше время, родители практически перестали читать книги своим детям. Дети считают это скучным и неинтересным занятием, выражают недовольство, когда взрослые пытаются им прочитать детскую литературу, так же как и взрослые предпочитают компьютерные игры, просмотр телевизора. При чтении у ребенка развивается логическое мышление и он описывает своими красками то что ему читают.
Перед педагогами стал вопрос, а хорошо ли то, что в наше время семейные традиции чтения потеряли свой смысл, и как возродить семейную традицию чтения? Так как, в первую очередь именно дети заинтересовались данной темой, была выбрана тематика детско-родительского проекта «Под грибом! По сказкам В. Сутеева»

3. Цель: Возрождать семейную традицию чтения.

4. Задачи:
• Развитие познавательных способностей детей, умения выявить проблему, принять поставленную задачу, искать пути решения с помощью взрослого.
• Познакомить детей с творчеством писателя В. Сутеева.
• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
• Учить использовать прочитанное во всех видах деятельности, развивать элементы творчества.
• Привлечь родителей к созданию условий для литературного опыта детей и интереса к книгам дома, и в детском саду через проектную деятельность.
• Вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта.

5. Сроки реализации проекта: с 8 февраля по 26 февраля 2016 г., краткосрочный.

6. Тип проекта: детско-родительский, познавательно-исследовательский, творческий.

7. Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители (законные представители), педагоги ДОУ

8. Планируемый результат
Выявить умения познавательных способностей детей при принятии поставленных задач, искать пути решения с помощью взрослых.
Привлечение семей воспитанников в проектную деятельность. Пополнение развивающей предметно пространственной среды группы.

9. Этапы работы над проектом
Этапы Содержание деятельности
1 этап подготовительный
1. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей;
2. Выбор темы исследования;
3. Поиск и предложение возможных вариантов решения;
4. Сбор материала.
2 этап основной
1. Постановка цели и задач;
2. Обобщение полученных данных;
3. Составление перспективного плана проекта;
4. Подготовка к проведению мероприятий.
3 этап заключительный
1. Выставка дидактических игр, книжек, поделок;
2. НОД «Путешествие по сказкам В. Г. Сутеева;
3. Итоговое мероприятие: Литературная викторина «Мир добрых сказок»;
4. Акция «Подарите детям книгу»;
5. Презентация проекта.

10. План работы над проектом

1 этап подготовительный
Знакомство родителей с проектом.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта.
Письмо родителям.
Подготовка выставки.
Сбор иллюстраций к сказкам.
Выставка книг В. Сутеева.

2 этап основной
Экскурсия в библиотеку,
Изготовление родителями настольных дидактических игр «Собери и отгадай
из какой сказки (пазлы)», «Домино», «Собери сказку», «Математические яблочки», «Мешок яблок», «Найди части картинки»; Пластилинография картина по сказке «Капризная кошка», «Мешок яблок»; Изготовление поделки из природного материала «Ежик».
Изготовление из пластилина сказок
«Три котенка», «Под грибом»,
«Разные колеса»; Изготовление книжек «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Мышонок и карандаш», «Разные колеса», «Три котенка», «Яблоко».
Изготовление лэпбуков Сказка «Разные колеса», «Путешествие по сказкам В. Г. Сутеева»
3 этап заключительный
НОД «Путешествие по сказкам В. Г. Сутеева» 25 февраля 2016 года родители, педагоги
Итоговое мероприятие викторина
«Мир добрых сказок»
Акция «Подарите детям книгу»

11. Формы и методы работы
Совместная творческая деятельность;
Чтение детской литературы;
Беседы, пересказ и обсуждение сказок;
Рассматривание картин, иллюстраций;
Выставка детских работ; Игровая деятельность.
Разработка и распространение памяток и буклетов для родителей;
Письмо родителям с заданием по проекту;
Беседы и консультации по проекту;
НОД с участием родителей;
Постройка зимнего городка.
Консультирование
Проведение открытого мероприятия.

12. Виды детской деятельности
• Познавательно-исследовательская
• Восприятие художественной литературы
• Коммуникативная
• Изобразительная
• Игровая

13. Анализ результатов
Проект помог вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми направленную на формирование интереса к литературным произведениям и книгам. Родители освоили некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценили возможности своих детей и стали сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
-Участвовали в проекте 88% семей группы. При проведении опроса в конце проекта «Будете ли Вы читать с ребёнком дома». Многие родители записались в детскую библиотеку, стали приобретать книги как для дома так и для группы в ДОУ.
14. Результат
• У детей развиты познавательные способности, умения выявить проблему, принять поставленную задачу, искать пути решения с помощью взрослого. Знают В. Сутеева как детского писателя и мультипликатора известных сказок. Эмоционально откликаются на литературные произведения. Умеют использовать прочитанное во всех видах деятельности.
• Родители стали активными участниками совместной деятельности с детьми для обогащения педагогического опыта. Были созданы условия для литературного опыта детей и интереса к книгам как дома так и в ДОУ.
• Педагогам позволило добиться наибольших результатов в работе с воспитанниками через взаимодействие с их семьями.
• Развивающая предметно пространственная среда в группе пополнилась художественной литературой, иллюстрированными картинками, играми, лэпбуками и дисками с мультфильмами по сказкам В. Сутеева.

15. Список литературы
1. Веракса Н. Е., Комарова Т.С.. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”
2. Михайлова-Свирская Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/М.Просвещение, 2015.
3. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007

Ссылка на основную публикацию